На этой иллюстрации мы видим тот самый момент, когда вернувшийся в свою пещеру циклоп замечает Одиссея и его спутников и спрашивает, кто они такие.
Когда Одиссей и его спутники увидели какого размера циклоп им стало очень страшно. Наверное только Одиссей не потерял присутствия духа и мог храбро отвечать на вопросы циклопа.
Герои забились в дальний угол пещеры, но циклоп все равно заметил их и принял за воров. Поэтому он говорил с героями угрожающим тоном. Одиссей пытался вразумить циклопа, грозя ему карами богов и упоминая имя Зевса, но циклоп отвечал, что здесь ему нет дела до богов.
Герои стоят в напряженной позе, они держат наготове копья, хотя понимают, что против такого огромного чудовища их оружие не более чем швейные иголки. Циклоп же сразу стал прикидывать, кого бы съесть первым.
Составьте рассказ «Крещение Руси»
Используя текст учебника и иллюстрации на с. 52—53, составьте рассказ «Крещение Руси».
Для того чтобы крестить Русь нужно было для начала свергнуть старых богов. Было приказано разрушить языческие идолы, а идол главного божества – Перуна пронести у вех на глаз к реке и по пути бить его палками. Позже византийские священники ходили по города, проповедовали свою веру. Было много не согласных, но князь решил действовать быстро, и созвал все киевлян к реке Днепр. Там кто по доброй воле, кого насильно заводили в воду, а священники проводили ритуал крещения. Тоже происходило в других городах государства.
На картине изображен тот момент, когда Одиссей в поиске пристанище на ночь, вместе со своими товарищами забрел в пещеру. Они не знали что там живет циклоп Полифем. Очень злой и коварный циклоп. Когда настала ночь, они увидели что в пещеру стали заходить овцы, а за ними вошел и циклоп. Друзья Одиссея очень испугались и потеряли дар речи, один только Одиссей не побоялся Полифея. Он стал стращать его богами и наказанием, если циклоп обидит его или его спутников. Но Пилифем сказал что он не боится богов и поэтому съест их всех. Именно это изображено на картине, когда Одиссей говорит с циклопом. Конечно в картине можно увидеть, почувствовать страх людей перед великаном. Хотя на первый взгляд похоже, что это просто дружеская беседа. Это только написана одна часть этой встречи. Если углубиться дальше, то дальше события разворачиваются не лучшим образом для спутников. Циклоп стал их съедать. Тогда Одиссей ночью подкрался к циклопу и выколол ему глаз. Полифем ослеп, не мог больше найти в пещере спутников, а Одиссей и его друзья одели овечьи шкуры и под видом овец вышли из пещеры и так были спасены.
(Visited 1 times, 1 visits today)
Dwasedma изменил статус на опубликованный 18.04.2023
Методические памятки для анализа исторических иллюстраций для учащихся 5 – 6 классов.
- Что изображено на иллюстрации?
- Определите место и время действия.
- Раздели людей и предметы, изображенные на картине на группы.
- Выдели: в чем сходство и отличие их друг от друга? Как они относятся друг к другу?
- Сформулируй ответ.
Требования к рассказу по картине
1.Укажите место и время действий.
2.Расскажи об избранных на картине людях, опиши их внешний вид, орудия труда, оружие, утварь, их действия, взаимоотношения представителей различных классов.
3.Рассказ заверши выводами, подчеркни свое отношения к избранному на картине.
4. Употребляй правильно новые слова и выражения, которые помогут твоему рассказу стать исторически точным и живым.
Памятка по составлению простого плана.
1.Прочитай текст учебника. Раздели текст на части.
2.Выдели главную мысль каждой части и формулируй ее в виде пункта плана.
3.Запишите план в тетрадь.
Памятка для оценки событий и явлений истории.
1.Определи время и место событий (явлений).
2.Проаналируй событие (явления), кому оно полезно, кому наносит ущерб?
3.Выдели существенное, обоснуй свое мнения, сформулируй ответ.
Памятка по работе с учебником
1.Прочитайте текст учебника, сформулируй главную идею.
2.Раздели текст на законченные части, составь план.
3.Для аргументации пунктов плана используй факты, примеры, диаграммы, схемы, таблицы.
4.Дополни знания о событиях из текста учебника, сведениями из документов, ответь на вопросы к документам.
5.Найди связь между иллюстрациями, картинами, карикатурами и текстом учебника к документам.
6.Ответь на вопросы в конце параграфа, сделай выводы.
Памятка для анализа исторического явления
1.Установи причины явлений.
2.Выясни его социальную направленность, заинтересованность в нем определенных слоев общества.
3.Определи характер явлений.
4.Установи связь с другими явлениями того же порядка.
5.Сделай вывод о значении данного явления:
А) для различных слоев общества;
Б) для последующего исторического развития.
Памятка для работы над составлением конспекта
1.Раздели лист тетради на две равные части для записи плана слева конспекта – справа.
2.Прочти весь текст целиком.
3.Выдели в нем логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавь их, на основе этого составь план.
4.Изложи конспективно содержание законченной части, если не можешь кратко пересказать текст источника, то процитируй его, заключая в кавычки, основные положения конспекта выписывай против соответствующих заголовков плана.
5.Проверь выполненную работу, если нужно, исправь, уточни заголовки плана и содержание конспекта.
Памятка для анализа явлений общественной жизни
1.Какими причинами вызвано изучаемое явление?
2.Как оно повлияло на дальнейший ход событий?
3.Каковы основные черты явления, его особенности в данных исторических условиях?
4.Как изучаемое явления связано с другими явлениями, которые оказали на него существенное явление.
5.Было ли это явление неизбежным? могло ли оно не произойти в сложившихся условиях?
6.Какое историческое явление однородно с данным?
7.Какие известные вам закономерности проявились в изученном явлении?
Памятка для работы над рефератом
1.Прочитать материал по теме реферата.
2.Подбери дополнительную литературу.
3.Составь библиографический список литературы.
4.Ознакомьтесь с литературой, определи основные источники.
5.Составь план реферата, сделай выписки к его пунктам из подобранной литературы.
6.Подумай и подготовь окончательный текст реферата, определи время его написания, прочтения.
7.Реферат может состоять из 3-4 разделов (не по названию, а по содержанию, построению).
Использован учебник «История Средних веков. 6 класс», Е. Агибалова, стр. 100
Параграф 12 «В рыцарском замке»
1. Используя текст и иллюстрации опишите снаряжение рыцаря, замок и его осаду.
Рыцарь был вооружён мечом, копьём, топором, палицей, щитом. Он одевался в металлические доспехи, даже обувь рыцаря была из металла.
Замки строили из камня на холме, окружали его толстыми стенами, рвом. С башен постоянно смотрели дозорные. В центре замка стояла главная башня, где можно было выдержать долгую осаду. Из неё наружу вел потайной ход.
Но замки всё равно штурмовали. Для этого использовали тараны, приставные лестницы, засыпали рвы. Осаждённые отбивались стрелами, камнями, кипятком
2. Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов.
Феодалы получали землю от сеньора под обязательство вставать под его знамена в случае войны. Это был долг феодала. Поэтому феодалы много внимания уделяли изучению военного дела. К тому же, война была единственным способом обогатиться.
3. Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря?
Будущего рыцаря учили воинским дисциплинам: фехтованию, борьбе, плаванию, верховой езде, приёмам и правилам боя. Также, детей учили пению, танцам, поведению в обществе, реже — чтению, письму, арифметике.
4. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести?
Феодалы ценили физические качества: ловкость, силу, храбрость.
Настоящий рыцарь должен быть щедрым, верным сеньору, защищать слабых, бороться с иноверцами, быть вежливым и галантным.
5. Насколько образ идеального рыцаря соответствовал реальному облику и поведению господ?
В рельности, рыцарский кодекс соблюдался лишь на торжественных приёмах. В другое время рыцари были грубыми, лживыми, жадными и трусливыми. Они презирали людей неблагородных, но и других рыцарей любили обмануть.
Дополнительно
1. Рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну феодала. Почему его не делили между всеми сыновьями?
Если делить феод между всеми сыновьями, каждый получил бы маленький кусочек земли. А значит — меньше крестьян, меньше дохода. Это привело бы к полному обнищанию феодала. Сделало бы его лёгкой добычей для соседей.
2. В чём была сила, а в чём — слабость рыцаря как воина на поле боя?
Сила рыцаря была в его вооружении и защите. Нелегко было противостоять закованному в латы всаднику с копьём или мечом. Слабость рыцаря была в его малой мобильности. Если сбить рыцаря с коня, то победить непоротливого рыцаря было легко.
3. Как характеризуют знатных феодалов их девизы: Лучше умереть, чем опозориться, Мой Бог и моё право, Слава — награда за смелость, Я не король и не князь, я граф де Куси?
Эти девизы говорят о мании величия феодалов, их гордости своим титулом, стремлению похвастать силой, мужеством, родом. Носители таких девизов были надменными, чванливыми, спесивыми.
4. Предположите, почему изображения животных на рыцарских гербах всегда повёрнуты на правую сторону (она так и называлась геральдическая).
Герб украшал щит, а щит чаще всего держали в левой руке. Получалось, что животное на гербе обращено к противнику, оно словно нападает вместе с рыцарем.
5. Обсудите в классе, какое поведение мы сейчас называем рыцарским. Следуют ли современные молодые люди и мужчины таким нормам кодекса рыцарской чести, как защита слабых, уважение к женщине, галантность?
Рыцарским мы называем прежде всего вежливое поведение. Современный рыцарь должен быть вежливым, отзывчивым, помогать слабым. К сожалению, таких молодых людей всё меньше.
6. Почему церковь запрещала рыцарские турниры? Аргументируйте свой ответ.
Рыцарские турниры церковь считала делом, неугодным Богу.
На рыцарских турнирах часто гибли участники, они сражались ради развлечения, вместо того, чтобы проливать свою кровь в битве с врагами веры. Люди вели себя несдержанно, турниры завершались пиром, никто не проявлял смирения.
Первая причина была главной: многочисленные жертвы среди рыцарей уменьшало воинство Христово.
7. Составьте рассказ «Праздничный день феодала», включив в него описание замка, пира, турнира или охоты.
Рассказ «Праздничный день феодала»
Солнце вставало над лесом. Его лучи освещали высокие каменные стены небольшого замка. На башнях виднелись шлемы часовых, прогуливавшися по стене. Над центральной башней развивался яркий флаг.
Неожиданно послышались звуки рога. Подъёмный мост опустился, ворота замка раскрылись и группа всадников появилась на дороге, ведущей в лес.
Это рыцарь Готфруа Отважный ехал на охоту. С ним были его гости — будущий тесть, барон Олаф, и прочие мелкие графы.
У леса Готфруа ждали егеря. Они ещё ночью выследили кабанов и теперь должны были отвести благородных сеньоров на место. Рыцари смеялись в предвкушении знатного развлечения.
В кустах послышался визг. На дорогу выскочил матёрый секач и бросился на Готфруа. Рыцарь наклонил копье и кабан сам насадился на острие. Рыцарь спрыгнул и ловко всадил меч в спину животного.
Вечером в замке состоялся пир. На вертеле крутился и жарился кабанчик, столы ломились от местных яств: рыбы, птичьего паштета, бобов. Рекой лилось вино.
Было весело. Рыцари пели песни, танцевали с местными дамами, говорили друг другу комплименты. Потом передрались и отправились спать. Праздничный день закончился.