Как составить рассказ по картинкам для средней группы

Методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста.

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются 2 вида картин: предметные («Куры», «Козы» и др.), и сюжетные («Наша Таня», «Зимние развлечения», «Новенькая» и др.).

М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине: 1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;

3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться, и совершенствоваться в старшей группе.

Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ. 

Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

Очень важно целенаправленно упражнять детой в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно)

Вот пример рассказа воспитателя по картине «Кошка с котятами»: «Эта картина про кошку с котятами. Лежит кошка на коврике и смотрит за своими котятами. Три котенка у кошки. Рыженький котенок играет с клубком ниток, серый котенок лакает из блюдца, а третий, пестренький котенок свернулся клубочком и спит около своей мамы».

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель может дать образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»).

В среднем дошкольном возрасте можно подводить детей к составлению рассказов, главным образом описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии. Формирующееся при этом умение составить рассказ по готовой канве (в картинках дана последовательность действий и вся ситуация от начала до конца) помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

               МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 5

                          г. Пересвет» Московская
область

         Конспект занятия по развитию речи

                      в средней группе

          Тема: составление
рассказа по картине

             
          «Лепим снежную бабу»

                                                          
                                         Разработала Толчёнова Надежда
Петровна     

                                                         
                                          воспитатель высшей          

                                                          
                                         квалификационной категории

                                                       
                                           «Начальной школы-детский сад №7»

                                                       
                                           г. Пересвета

                                                 2022
год                                     

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: составление рассказа по картине «Лепим снежную бабу»

Цель: развитие связной речи по сюжетной картине.

Задачи:

1.     Продолжать
учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.

2.     Развивать у
детей связную и диалогическую форму речи.

3.     Развивать
внимание, память, наглядно – образное мышление.

4.     Воспитывать
у детей интерес к окружающему миру природы.

5.     Закреплять
знания детей о признаках зимы  и зимних забавах.

6.     Расширить
и активизировать словарный запас:
зима — холодная,
красивая, снежная
; снег — белый,
пушистый, мокрый, холодный.

7.     Воспитывать
интерес к занятию и развивать дружеские, уважительные отношения в коллективе.

Интеграции образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Речевое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

1.     Наблюдения
на прогулке за снегом, снежинками, снегопадом.

2.     Лепка
снеговиков из снега, пластилина.

3.     Составление
рассказов по сюжетным картинкам.

4.     Подвижные
игры, физкультминутки на тему «Зима. Зимние забавы».

Оборудование: картина «Лепим
снежную бабу», картинка «Снеговик», мольберт, указка, снежинки по количеству
детей, снежный ватный комок.

ХОД ООД.

1.Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть удобно. Посадка
детей полукругом

Воспитатель: — Ребята, я знаю,
что вы любите разгадывать загадки. Послушайте интересную загадку и постарайтесь
её отгадать.

Загадка

На
дворе белым — бело.

Много
снега намело.

Стали
белыми леса,

Значит
к нам пришла … (Дети: -Зима)

2. Основная часть.

Воспитатель: — Верно отгадали,
это зима.
Молодцы! Ребята, посмотрите, что это? (Воспитатель
держит снежный ватный комочек)

Дети: — Это снежный комочек.

Воспитатель: — Давайте поиграем в игру «Доскажи
словечко».

(с правилами игры дети уже знакомы)

1.     Сейчас
время года (Дети: -Зима)

2.     Зима
какая? (Дети передают друг другу комочек и называют прилагательные к слову зима:
холодная, красивая, снежная)

3.     На
дорогах, на деревьях, на кустарниках много чего? (Дети: — Снега)

4.     Снег
какой?
(Дети: — Белый, пушистый, мокрый,
холодный)

5.     Реки
порылись чем? (Дети: — Льдом)

6.     В какую
одежду одеваются люди зимой? (Дети: — Тёплую, зимнюю)

Беседа «Зимние забавы»

Воспитатель: — Ребята,
похлопайте в ладоши, кому нравится зима. Вижу всем нравится зимушка – зима. Я
тоже люблю зиму. А какие зимние забавы вы любите?

Дети: — Кататься с горки на ледянке, санках.
Кататься на коньках, лыжах, снегокате.

Воспитатель: — Да, всё правильно
вы сказали. А что мы с вами делаем зимой во время прогулки?

Дети: — Расчищаем дорожки от снега, строим
снежную крепость, лепим снеговика, снежную бабу.

Воспитатель: —А из какого снега
можно слепить комочек или снеговика?

Дети: — Из мокрого.

Воспитатель: —Ребята, предлагаю
вам немножко размяться и поиграть.

Воспитатель раздаёт детям снежинки.

Физкультминутка «Снежинки»

Воспитатель: — Вокруг
себя повернись и в снежинки превратись!

Воспитатель читает стихотворение, дети
выполняют упражнения.

На
полянку, на лужок                  

Легкий
бег детей врассыпную, руки со  снежинками подняты вверх.

Тихо
падает снежок.

Дети
спокойно кружатся.

Падают
снежинки,

Белые
пушинки.

Дети приседают,
снежинки держат над головой

Вот
какой большой сугроб!

Я вокруг
сугроба обойду,

Может
там кого найду.

Воспитатель
обходит вокруг детей.

Воспитатель:
1, 2, 3, 4, 5 – «Сугроб, превратись в ребят опять!»       

Воспитатель собирает снежинки, приглашает
детей занять свои места и сесть удобно, правильно. Воспитатель ставит перед
детьми мольберт с картиной.     

Воспитатель: —Дети,
посмотрите, что я для вас приготовила? (Дети: — Картина). Давайте внимательно
рассмотрим картину и постараемся составить рассказ и дадим название этой
картине.

Беседа по картине

Детям даётся время рассмотреть картину,
обменяться впечатлениями.
Затем
воспитатель задает детям вопросы.

1.
Ребята, какое время года нарисовано на картине? (Дети: — Зима)

2.
Как вы догадались? (Дети: — Много снега на деревьях)

3.
Кого мы видим на картине? (Дети: — Ребята)

4.
Как одеты дети? (Дети: — Тепло. Теплые куртки, шапки, в комбинезоне)

5.
Что делают дети? (Дети: — Лепят снеговика)

6.
Кто слепили большой ком? (Дети: — Девочка и мальчик)

7.
А кто слепил ком поменьше? (Дети: — Мальчик в зелёном комбинезоне)

8.
Что нарисовано на переднем плане картины?
(Дети: —
Санки. На санках лежит ведро и морковка. Ведро надо надеть снеговику на голову,
а морковка – это нос снеговика.)

9.
Как вы думаете, у детей получится снеговик?
(Дети: —
Да, потому что они дружно работают, стараются, помогают друг другу.)

10.
А какой получится снеговик у ребят?
(Дети: — Большой,
веселый, добрый)

Воспитатель: — Ребята, давайте
все вместе составим рассказ по этой картине.

Пришла
зима. На земле и деревьях много белого снега. Дети рады зиме. Они оделись в
тёплые куртки, зимние шапки, на руки надели варежки, на ножки тёплые сапожки.
Дети пришли в лес. Снег был липкий и ребята решили слепить большого снеговика.
Девочка и мальчик слепили самый большой ком. Мальчик в зелёном комбинезоне
скатал ком поменьше.

На
санках для снеговика дети привезли синее ведро – это шапка, а оранжевую
морковку – для носа. Дети дружно работают, помогают друг другу. Снеговик
получится большой, веселый и добрый.

Ребята,
а как бы вы назвали эту картину?

Варианты детей:

Дети: — Снеговик – почтовик. Дружная команда.
Дети лепят снеговика.

Воспитатель –Мне все ваши
названия нравятся. Есть такая пословица: «Какие труды, такие и плоды». На
картине дети хорошо потрудились и у них получился вот такой большой, красивый и
весёлый снеговик.

(Воспитатель показывает другую картину.)

                         

Рефлексия.

Воспитатель –Дети, и вы сегодня
хорошо потрудились, составили интересные рассказы, придумали названия картины. Похлопайте
в ладоши, кому понравилось составлять рассказ по картине. Я рада, что всем
деткам понравилось. Вы все молодцы! Своими рассказами вы можете поделиться
дома: своим родным, мамам и папам.

После занятия воспитатель предлагает детям поиграть в
дидактическую
игру (разрезные картинки) «Снежная семейка».

            Дидактическая игра «Снежная семейка»

 

  

       Физкультминутка «Снежинки»

25.02.2020

Методика обучения детей составлению рассказа по картинке в средней группе

Ильина Оксана Сергеевна

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Оценить




1969

Содержимое разработки

Тема: «Методика обучения детей составлению рассказа по картинке в средней группе»

Подготовила: воспитатель Макеева Т.И.

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства), содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные), характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. 

В средней группе цель обучения рассказыванию по картине остается прежней – учить детей описывать изображенное на картине. Однако к 4-5 годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований.

 В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

По- прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы воспитателя.

Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним -двумя словами. Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков.

Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений  несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания  сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале надо дать пример стройного,  лаконичного, точного и выразительного высказывания.  Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь на речевой образец.

Высказывание, относящееся к тому или иному объекту,  будет органически входить в беседу о картине в целом.

Итак, при рассматривании картины в средней группе используются следующие методические приемы:

— показ картины;

-выделение главного объекта, рассматривание его с помощью вопросов;

— образец речевого высказывания воспитателя (воспитатель начинает рассказ, дети продолжают);

— один из детей  еще раз рассказывает о том, что только что говорилось;

— рассматривание второстепенных объектов на картине, использование вопросов;

— рассказ педагога, синтезирующий материал высказываний, сделанных в ходе занятия;

 На протяжении всего  занятия, данного вида,  необходимо давать четкие указания о характере речевой деятельности  — дети должны знать, что от них ждут рассказа о картине.

Применять прием совместных действий: педагог начинает описание, а дети продолжают его.  Использовать речевой образец —  пример короткого, но вполне законченного высказывания. Заканчивать занятие обобщающим рассказом педагога.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин в средней группе, дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они  учатся сосредоточенно выслушивать рассказ педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов в старшей группе.

Итак цели занятий по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе следующие:

1. Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.

2.Развивать монологическую речь.

Виды рассказов по картине:

*Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.

* Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

Характерные особенности занятий:

* Рассказ по вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.

* Рассказывание по образцу ( «Расскажите, как я»).

Требования к рассказу – образцу:  он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.

*В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.

* Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? и т.д.).

Структура занятия:

*Рассматривание картины;

* Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали;

*Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

* Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).

Рассказ по серии сюжетных картин:

*Рассматривается и описывается каждая картина из серии;

* Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.

* высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Для рассказывания даются картины, которые рассмат­ривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию. Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рас­сказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творче­ство. Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котята­ми». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Од­нажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел кор­зинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку — описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенята­ми» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педа­гог помогает пояснениями, которые касаются последова­тельности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.

В  статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.

Этапы обучения.

1 этап — (младший возраст) — ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.

2 этап — (средний возраст) — учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.

3 этап — (старший возраст) — дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.

4 этап — (подготовительная группа) —
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);

образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам — командами);

рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
«Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов»;

модели для составления рассказа
(пиктограммы — условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, «говори
выразительно»)

В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.

Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос «Что нарисовано?» — дети
перечисляют предметы; на вопрос «Что делают на
этой картине?» — называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом «Что это?» — требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация
речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: — «Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами», «Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…». В
старших группах это социальные мотивы
(«Придумайте сказки для малышей», запишем самые
интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.

На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные
    предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название
    детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.

«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится».

На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.

Программное содержание:

— учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;

— закрепить словарь;

— формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:

«В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими».

По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ
по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта
; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.

автор: Курдюкова Светлана Владимировна

Педагог дополнительного образования МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №24”

Обучение детей рассказыванию по картине

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №24»

Педагог дополнительного образования Курдюкова Светлана Владимировна

Обучение детей рассказыванию по картине

Цель: представление опыта работы по составление рассказа по картине. 

Актуальность: Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок  является очень актуальным, и в то же время  трудным как для овладения детьми, так и для педагогов в плане подготовки и проведения. 

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. 

Требование к отбору картин:

-Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; 

-картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

-картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Виды рассказывания  по картине

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на  картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий. 

Описание сюжетной картины  – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин ребенок рассказывает о содержании каждой  сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 

 Повествовательный рассказ по сюжетной картине. Ребенок придумывает  начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 

Описание пейзажной картины: назвать место, изображенное на пейзаже; перечислить объекты на картине; определить части суток, время года; представление возможных ощущений человека на пейзаже с помощью разных органов чувств;  определить основные цветовые гаммы пейзажа. Так же мы знакомим детей с творчеством художников.

И. Левитана «Весна. Большая вода».

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, поскольку 3-х летний ребенок еще не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий. 

В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинам. 

В старшей и подготовительной к школе группах, возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. 

Меняется роль воспитателя — он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости. 

Структура занятий с учетом возрастных особенностей

В младшей группе

1.Рассматривание картины  с помощью вопросов воспитателя;

  1. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

В средней группе

1 Рассматривание картины.

2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.

3 Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

4 Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений). 

В старшей и подготовительной группе

  1. Рассматривание картин осуществляется по частям.
  2. Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.
  3. Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают, можно использовать указания, кому начать, о чем рассказывать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.
  4. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины.  На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах

2 младшая

  1. Вступительная часть.
  2. Основная часть. 

1 этап. Первичное созерцание картины.

2 этап. Беседа по картине.

Главный методический приём – вопросы.

3 этап. Обобщающий рассказ педагога по картине.

 Можно повторить рассказ ещё раз, используя приём совместного рассказывания.

III. Заключительная часть (в игровой форме).

Средняя группа        

  Первое занятие по картине. 

Рассматривание картины проходит по той же структуре, что и во 2-ой младшей группе.

  Второе занятие по картине. 

  1. Вступительная часть.

Очень короткая, где педагог через игровой приём вносит картину и настраивает детей на составление рассказа.

  1. Основная часть.

1 этап.  Образец рассказа по картине.

2 этап.  Рассказы детей (4-6 рассказов). 

III. Заключительная часть. 

Старшая подготовительная группы. 

Вступительная часть.

  1. Основная часть.

1 этап.  Сообщение цели занятия. Показ картины детям. Первичное созерцание картины.

2 этап.  Беседа.

 а) Работа начинается с сообщения названия картины

      б) Работа над содержанием картины

3 этап.  Рассказы детей (3 – 4 рассказа).

 В начале года можно помочь детям:   

  – дать образец;

  – дать план;

– уточнить последовательность рассказа вместе с детьми.

4 этап.  Рассказ воспитателя по картине (по мере необходимости).

III. Заключительная часть. 

Для смелых и упорных педагогов

  1. Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. 
    2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… 
  2. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла. 
    4. После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным. 
  3. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, потому что успех впереди! 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти число колебаний математического маятника
  • Как найти название видеокарты на виндовс 10
  • Как найти url канала на youtube
  • Форум как найти общий язык
  • Как в гугле найти гугл магазин