Об имени существительном мы можем написать только научный текст. То есть перечислить известные нам факты.
Составим план текста:
- Что такое существительное
- Чем одушевленные существительные отличаются от неодушевленных
- Чем нарицательные отличаются от собственных
- Число
- Род
- Падеж.
Пример рассказа:
Имя существительное в отличии от других частей речи называет предмет. Оно отвечает на вопросы Кто и Что?. На вопрос Кто отвечает одушевленное существительное, на вопрос Что — неодушевленное.
Также существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные — это имена и географические названия, нарицательные могут принадлежать целому классу предметов.
У существительных можно выделить род, число и падеж.
Изменение существительных по падежам называется склонением.
Есть существительные 1, 2 и 3 склонения. В русском языке два числа, три рода, и шесть падежей.
Что такое имя существительное в русском языке?
Узнаем, что такое имя существительное в русском языке, определив его общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки.
Части речи
Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.
Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.
Существительное как часть речи
Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:
- кто?человек, патриот, сын, хозяин;
- что?дело, результат, радость, белизна.
Имена существительные называют
- конкретные предметы (телевизор, калитка);
- части предметов (экран, дно, рукоятка);
- названия лиц (человек, рабочий, врач);
- животных (заяц, белка, тигр);
- растения (клен, гвоздика, хвощ);
- явления природы (снег, дождь, радуга);
- признаки (белизна, ширина);
- действия (бой, ходьба, плавание);
- состояния (сон, дрёма, болезнь)
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.
Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?
Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.
В языке к одушевленным существительным относятся
- названия игрушек, механизмов, похожих на человека (Мальвина, Золушка, робот);
- названия шахматных фигур и карт (ладья, туз);
- названия мифических существ (фея, русалка, Кощей).
Собственные и нарицательные имена существительные
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):
- Тарас Михайлович Бурый;
- Венера
- Куликовская битва
- «Война и мир» и пр.
Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.
Лексико-грамматические группы имен существительных
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.
Они сочетаются с количественными числительными:
- два дома
- три гаража.
Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.
Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.
Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.
Для них характерны суффиксы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.
Род существительных
Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.
- сестра — мо я сестр а , старш ая сестр а ;
- старик — люб ой старик , седой старик ;
- озер о — наш е озер о , глубок ое озер о .
Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.
Мужской род
1. существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием
2. некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола
3. существительные, имеющие оценочные суффиксы, с окончанием -о/-е, -а
4. существительное «подмастерье».
Женский род
1. существительные с окончанием -а/я
2. существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием
Средний род
1. существительные с окончанием -о/-е
2. существительные на -мя
3. существительное «дитя».
Общий род
1. существительные, называющие людей обоего пола по качествам
2. некоторые имена собственные
У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.
Число имен существительных
У имен существительных категория числа является непостоянным морфологическим признаком.
Число является словоизменительной категорией существительных, которая выражается в противопоставлении сопоставимых форм единственного и множественного числа:
- дорога — дорог и
- погон — погон ы
- слово — слов а
- лошадь — лошад и
Большинство существительных изменяются по числам. Ряд слов этой части речи имеет формы единственного или только множественного числа:
- злость (ед. ч.)
- умиление (ед. ч.)
- деньги (мн. ч.)
- каникулы (мн. ч.)
Склонение существительных
Склонение — постоянный признак существительных.
Падеж — это непостоянный признак существительных.
В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.
К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
Существительные I, II и III склонения имеют следующую систему падежных окончаний.
Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются разносклоняемыми.
Отдельные типы склонения имеют:
- существительные множественного числа (перила, дебаты, проводы);
- существительные, образованные способом перехода прилагательных и причастий (набережная, запятая, сказуемое, подлежащее, слагаемое).
Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.
Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.
Морфологические признаки имени существительного
I. Общее грамматическое значение предметности. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.
II . Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;
- род
- склонение
III . Непостоянные признаки:
- число
- падеж
Видеоурок
Имя существительное – что это за часть речи, какие у него есть постоянные и непостоянные признаки, чем оно является в предложении
Имя существительное – это самостоятельная часть речи. То есть к ней можно задать вопрос и у нее есть лексическое значение. Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное. Например: (кто?) собака, человек, муха; (что?) дом, счастье, вода.
Если проанализировать все слова, которые мы постоянно употребляем в речи, то 40 % из них – существительные. На втором месте – глаголы, их 26 %.
4 типа существительных по значению
Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.
Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:
- Они обозначают вещества.
- Если эти вещества делить на части, у частей будут те же свойства, что и у целого.
Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.
В этом отличие вещественных от конкретных. Конкретные в принципе не делятся на части. Если у стола отпилить ножку – это будет ножка стола, а не стол.
Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?
А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.
Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.
У собирательных обычно есть особые суффиксы – «-еств-», «-в-» и другие.
Постоянные признаки существительных
Постоянные морфологические признаки – это такие, которые невозможно изменить.
Род – мужской, женский, средний. Каждое существительное принадлежит только к одному из них: стол – мужского рода, парта – женского, солнце – среднего.
Склонение. Их три:
- Первое – мужской и женский род с окончаниями -а, -я: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Второе – мужской род с нулевым окончанием и все существительные среднего рода: дом, гром, палец, солнце.
- Третье – женский род с нулевым окончанием (у этих слов еще всегда мягкий знак): мышь, тушь, кровь, ночь, боль, роль, моль.
Собственное или нарицательное. Собственные – это имена, клички, прозвища. Они применимы к одному-единственному предмету. А вот нарицательные называют несколько одинаковых предметов.
У меня был пес Цыган. Пес – нарицательное, потому что псов полно. А Цыган – собственное, потому что оно называет моего единственного Цыгана. Я человек, меня зовут Алексей. Человек – нарицательное, так как людей полно, а Алексей – собственное, потому что оно называет именно меня.
Да, Алексеев тоже много. Но когда преподаватель мне говорит: «Алексей!» или однокурсницы говорят: «Леш!» – я понимаю, что они обращаются именно ко мне.
Одушевленное или неодушевленное. Это не значит «живое» – «неживое». Неодушевленное – это когда Винительный падеж во множественном числе равен Именительному: вижу столы = стоят столы. Одушевленное – когда Винительный падеж во множественном числе не совпадает с именительным: вижу коров – коровы спят, вижу мужиков – мужики работают.
Про мертвеца и куклу
Мертвец – одушевленное существительное. У него винительный падеж во множественном числе не равен именительному: лежат мертвецы – вижу мертвецов.
Вот видите, мертвецы – не живые, однако одушевленные.
То же самое с куклами: у меня есть куклы – одеваю кукол. Одушевленные, хоть и не живые.
Непостоянные признаки
Эти признаки меняются.
Число. Множественное или единственное: дом – дома, кукла – куклы.
Падеж. Ребенок – именительный, рожать ребенка – родительный, творить с ребенком – творительный.
Запоминалочка падежей
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван – именительный падеж, родил – родительный, девчонку – дательный, велел – винительный, тащить – творительный, пеленку – предложный.
Другие советы по запоминанию падежей есть вот в этом видео. Оно моё, я записывал сам.
В зависимости от контекста существительное может быть в разных числах и падежах.
Начальная форма существительного
Это всегда именительный падеж единственного числа: колдун, веревка, кольцо, печаль.
Ее обязательно надо указывать при морфологическом разборе, чтобы правильно определить постоянные признаки.
Синтаксическая роль
Существительное может быть всеми членами предложения. Смотрите:
-
: Ученик спит. : Школа – наш дом (дом – сказуемое, отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем?»). : Стучу (чем?) молотком. : Иду (куда?) в школу (это обстоятельство места).
- Несогласованное определение: кораблик (какой?) с флажком.
На заметку
Если существительное у вас в предложении является определением, то это определение всегда несогласованное.
Составить рассказ об имени существительном, составить план рассказа и написать текст об имени существительном?
Составить рассказ об имени существительном, составить план рассказа и написать текст об имени существительном.
1) Часть речи (самостоятельная или служебная).
2) На какие вопросы отвечает.
3) Что обозначает.
4) Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, падеж, число.
5) Синтаксическая роль в предложении.
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы кто?
Что? и обозначающая предмет.
Имена существительные могут быть собственными или нарицательными, одушевлёнными или неодушевлёнными, мужского, женского и среднего рода, могут изменяться по падежам и числам.
В предложении имена существительные могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.
Составить предложение с именем существительным?
Составить предложение с именем существительным.
Составить рассказ о имени существительном с ключевыми словами : имя существительное, одушевлнные, постоянный признак, род, непостоянный признак, суффикс?
Составить рассказ о имени существительном с ключевыми словами : имя существительное, одушевлнные, постоянный признак, род, непостоянный признак, суффикс.
Составить рассказ об имени существительном какой текст у вас должен получится научный или художественный сначала составить план рассказа затем по плану написать текст об имени существительном ?
Составить рассказ об имени существительном какой текст у вас должен получится научный или художественный сначала составить план рассказа затем по плану написать текст об имени существительном .
Найдите в получившеймся тексте все имена существительные укажите их числа и падеж выделив окончания.
Рассказ о имени существительном?
Рассказ о имени существительном.
Составить план рассказа об имени прилагательному?
Составить план рассказа об имени прилагательному.
Составить рассказ о имени существительном с ключевыми словами : имя существительное, одушевлнные, постоянный признак, род, непостоянный признак, суффикс?
Составить рассказ о имени существительном с ключевыми словами : имя существительное, одушевлнные, постоянный признак, род, непостоянный признак, суффикс.
Составьте рассказ о имени существительном + план?
Составьте рассказ о имени существительном + план.
Это рассказ должен быть научный (Помогите СРОЧНО!
Составь рассказ о имени существительном в предложении?
Составь рассказ о имени существительном в предложении.
Подготовить рассказ об имени существительном?
Подготовить рассказ об имени существительном.
Составить рассказ с планом об имени существительном?
Составить рассказ с планом об имени существительном.
На этой странице находится вопрос Составить рассказ об имени существительном, составить план рассказа и написать текст об имени существительном?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
Дожидаясьхозяина, самодовольно фыркая, распутавхвост, вытянув шею.
Слова в русском языке могут образовываться разными способами. Суффиксальный (вода — водяной) Приставочный (жить — прожить) Приставочно — суффиксальный (береза — подберезовик) Сложение : а)основ (лед, колоть — ледокол), в том числе сложносокращенные ..
Производные, а не произвольные предлоги : насчет общего дела, вместо веселия и смеха чем — то вроде уродства в виде ребра наподобие котов в связи с болезнью ввиду засухи Омониимичные : на счет дяди , в роде нашем, обратил внимание на подобие фигур, и..
Вербы р. П число ед. Ч 1 склонение.
Родительные падеж у вербы.
Ципочки из скольки слов.
1. Одинаковое количество звуков и букв в каждом слове ряда : Г) карьера, поэма, парашют 2. Все слова нужно писать слитно в ряду : Б) попусту, некем, никто, несколько 3. Правильно употреблён предлог в словосочетании : В) согласно договору(Д. П. ) 4..
Начальная форма : НЕБЕСНЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : единственное число, женский род, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, родительный падеж Формы : небесный, небесного, небесному, небесным, небесном, небесная, не..
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-imya-suschestvitelnoe.html
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suschestvitelnoe-chto-eto
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/7394231_sostavit-rasskaz-ob-imeni-susestvitelnom-sostavit/
Использован учебник «Русский язык. 3 класс, 2 часть», Канакина, Горецкий. Раздел проверь себя. Задание 1, страница 62.
1. Расскажи, что вы знаете об имени существительном. Для чего мы употребляем в речи имена существительные?
План сообщения на тему «Что я знаю об имени существительном» для 3 класса
- Что обозначает имя существительное.
- Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
- Собственные и нарицательные.
- Изменение существительных по числам.
- Изменение существительных по родам.
- Склонение существительных.
- Пример определения падежа существительных в предложении.
- Сложные случаи определения падежа.
Сообщение на тему «Что я знаю об имени существительном» для 3 класса
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет.
Это могут любые предметы — вещи, животные, растения, явления, свойства, события, названия.
Существительные в единственном числе отвечают на вопросы Кто? и Что? Это начальная форма любого существительного.
Существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными. К одушевлённым существительным мы можем задать вопрос Кто?: лошадь, котёнок, Ира.
К неодушевлённым мы можем задать вопрос Что?: книга, карта, ручка.
Существительные могут собственными и нарицательными.
Имена, клички, названия произведений и географические — это собственные имена существительные. Они пишутся с большой буквы: Россия, Андрей, Шарик.
Все остальные существительные являются нарицательными: дом, человек, обезьяна.
Названия художественным произведений заключаются в кавычки: «Гарри Поттер и тайная комната».
Существительные могут изменяться по числам. Существительное в единственном числе обозначает один предмет, а во множественном — несколько: книга — книги.
При этом на конце существительного появляется окончание.
Существительные могут изменяться по родам. Они бывают мужского, женского и среднего рода.
Определить род существительно можно, если заменить его на местоимение.
Если существительное можно заменить местоимением Он, значит оно мужского рода: колдун — он.
Если существительное можно заменить местоимением Она, значит оно женского рода: ведьма — она.
Если существительное можно заменить местоимением Оно, значит оно среднего рода. Это само слово существительное — оно.
Следует помнить, что для определения рода существительное нужно поставить в начальную форму.
Существительные могут склоняться по падежам.
В русском языке шесть падежей, каждый из которых отвечает на свои особые вопросы.
Это именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Каждый падеж играет свою роль в предложении и может использоваться со своими предлогами.
Так, существительное в именительном падеже всегда будет подлежащим. В именительном падеже существительное никогда не используется с предлогами.
Чтобы определить падеж других существительных в предложении, надо задать к ним падежный вопрос.
Пример:
Маша пошла кататься с горки и позвала с собой подругу.
Пошла кто? — Маша. Именительный падеж.
Кататься с чего? — С горки. Родительный падеж.
Позвала кого? — Подругу. Винительный падеж.
Некоторые падежные вопросы могут повторяться в разных падежах. В этом случае можно использовать различные приёмы. Например, воспользоваться характерными словами, которые можно посмотреть в таблице. Или поменять одушевленный предмет на неодушевленный.
Пример:
Маша пошла кататься с горки и позвала с собой подругу.
Существительное Подруга отвечает на вопрос Кого? Это вопрос может показывать на родительный или винительный падежи.
Как пелось в песне: «Убьём твою подругу». Заменим это слово неодушевлённым существительным Стол.
Получим: Маша пошла кататься с горки и позвала с собой стол.
Позвала что? — Стол. Это винительный падеж. А значит и слово Подруга стоит в винительном падеже.
Одна из основных частей речи – это имя существительное. Оно имеет большую важность, ведь обозначает практически все названия предметов, веществ, явлений, действия и процессы, свойства, имена. К примеру, гроза, дорога, кошка, Елена, холод – все это имена существительные. Примеры можно приводить бесконечно, потому что человек склонен всему давать названия.
Так как все объекты делятся на одушевленные и неодушевленные (живые и неживые), то и существительные, соответственно, отвечают на вопрос: «кто?» или «что?». Допустим, к слову «человек» применим вопрос «кто?», потому что он живой, а значит – одушевленный. А существительное «автобус» отвечает на вопрос «что», потому что он неодушевленный.
Также эта часть речи изменяется в зависимости от рода, падежа или числа. Как мы видим, она очень разнообразна и имеет центральное значение в любом предложении. Не зря изучение русского языка начинают именно с существительных. Все вопросы, которые задаются предложению, так или иначе отталкиваются от объекта. Вокруг него формируется смысл повествования, а все остальные слова находятся в прямой зависимости от имени существительного. Иногда целое предложение можно составить только из существительного, смысл его все равно будет понятен.
Даже людям, не очень глубоко изучающим язык, понятно, что существительное – это важнейшая часть речи. Без него невозможно полноценно построить предложение, выразить свою мысль. Речь без существительных будет невнятной и бессвязной. Поэтому очень важно все время пополнять и расширять свой словарный запас.
Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся. Но если обратить на это внимание, становится понятно, как важны имена существительные в нашей жизне.
Имя существительное, в отличии от имени прилагательного или глагола, указывает на сам предмет, не называя его характеристик или действий, которые он выполняет. Примерами им служат самые обычные слова, так часто употребляемые в нашей речи: “солнце”, “дерево”, “яблоко”, “саксофон” и т.д. Поскольку имя существительное можно охарактеризовать как важнейшую часть русского языка, школьники с начальных классов начинают изучать эту часть речи сразу же после завершения изучения алфавита.
Имя существительное – это грамматическая единица речи в русском языке, которая отвечает на вопросы кто?, что? и является наиболее распространенной и важнейшей. В предложении эта часть языка наиболее часто представляет собой подлежащее либо же дополнения, однако часто встречается и в роли сказуемого, а в редких случаях – и других частей предложения. Имя существительное может быть как составляющей большого предложения, так и само составлять целое предложение.
Имя существительное имеет определенные персональные характеристики, например, число, исчисление – оно может быть единственным и множественным. Например, слово “стол” принадлежит к единственному числу, а “столы” – ко множественному. Также эта часть речи подразделяется на роды: мужской (он), женский (она) и средний (оно). Все слова, принадлежащие к имени существительному подразделяются на шесть падежей.
Стоит отметить, что имена существительные имеют 3 склонения. К самому первому, как правило, причисляются абсолютно все существительные мужского и женского рода, завершающиеся на окончание “-а” или “-я”. Второе включает в себя слова мужского рода сочетающиеся с нулевым окончанием, а также мужские и средние роды существительных, завершающихся на “-о” и “-е”. Третье склонение состоит из существительных, относящихся к женскому роду, сочетающихся с нулевым окончанием либо мягким знаком на конце.
Слова, принадлежащие к разряду имен существительных разделяются на одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые обозначают живых существ, имеющих душу, а неодушевлённые – обычные неживые предметы. Все вышеперечисленные признаки, а конкретно – способность изменяться по родам, числу, склонению и одушевлённость являются обязательными морфологическими признаками имени существительного. Наличие рода и числа также могу являться морфологическими признаками и грамматических единиц в русском языке. Я считаю имя существительное главной и господствующей грамматической единицей в русском языке, без которой невозможна наша речь и общение.
Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название.
Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство.
Можно привести много других примеров. Названия всего, к чему можно прикоснуться в нашем окружении, — это имена существительные.
Предметы могут быть одушевленными или неодушевленными. Другими словами: живыми или неживыми. А существительные могут отвечать на вопрос: «кто?» или «что?». Например: существительное «собака» отвечает на вопрос «кто?», потому что она живая. Собака – одушевленный предмет. Иначе обстоит дело со словом «стол». Стол – предмет неодушевленный, поэтому существительное «стол» отвечает на вопрос «что?».
Существительные могут изменяться по родам, числам и падежам. Они бывают мужского, среднего или женского рода, множественного и единственного числа. Например: пятиклассник – существительное мужского рода в единственном числе. А «пятиклассники» — то же самое слово, но во множественном числе. Еще пример: школа – это существительное женского рода в единственном числе, а школы (их несколько) – множественное число. Средний род отличается от предыдущих примеров. Чаще всего такие слова заканчиваются на буку «о». Например: окно, стекло, лето. Некоторые из них могут не иметь множественного числа (лето). А есть и такие, которые не бывают в единственном числе, например, «ножницы».
Еще существительные изменяются по падежам. Самый главный падеж – именительный. Начальная (не измененная) форма любого существительного: слово в именительном падеже единственного числа.
Разделы:
Русский язык
Класс:
Цели:
образовательные:
обобщить и систематизировать
знания о существительном как части речи (уметь определять общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль;
роль в речи);
совершенствовать навыки
морфологического разбора;
повторить орфограммы, связанные
с правописанием существительных;
развивающие:
развитие памяти и мышления
(уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
развитие умения аргументировать
свои высказывания;
развитие умения грамотно
выражать мысли в устной и письменной форме;
развитие умения работать в
заданном темпе;
воспитывающие:
воспитание интереса к предмету
(через систему специально подобранных заданий);
воспитание положительного
отношения к знаниям;
воспитание патриотизма.
Тип урока: повторение и
систематизация знаний.
Форма урока: на диалоговой
основе с элементами игровой технологии.
Оборудование к уроку:
кроссворд «Спрятанное слово», фотографии с видами городка.
Ход урока
1. Приветствие
– Посмотрите, пожалуйста, друг на
друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда
мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
2. Беседа с классом
– С давних времен существует
страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое
название. Что это за части? (Части речи)
– А кто правит этой страной?
(Морфология)
– Почему ей дано такое право?
(Морфология – раздел грамматики, изучающий слово как часть речи; образовано от
греч. слов – «форма» и «учение».)
3. Объявление темы и целей
урока
– В самой древней части этой
страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите
тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».
– Кто поможет мне объяснить цель
нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы
доказать, что это удивительная часть речи).
– Все задания, которые вы
выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на
тему: «Чем меня удивило имя существительное?» или выполнить задание по
карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор.
4. Игра «Спрятанное слово»
– Для чего необходимы имена
существительные? (Дают названия различным предметам).
Первое задание: узнайте
слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий
предметов его можно отнести. (При необходимости учащиеся объясняют орфограммы.)
1) Синий цвет, синеватая окраска
(есть у неба, у воды, может быть под глазами)
синева (обозначает признак как
предмет)
2) рыба, название которой в
славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и
острые – есть даже на языке и небе)
щука (название живого
существа)
3) синоним слова
бескорыстие
щедрость (признак как предмет)
4) это слово имеет значение
«соединение заметок, группа записей»
блокнот (название вещей)
5) в переводе с индоевропейского
слово означает «жизненная сила рода»
человек (живое существо)
6) войсковое подразделение,
состоящее первоначально из ста человек
сотня (название количества)
7) синоним слов «работа, занятие»
труд (действие как предмет)
часть суток от захода до
восхода солнца
ночь (явление природы)
– Какие словари помогли
мне подготовить данное задание? (Толковый, орфографический, словарь синонимов)
– Какое «спрятанное» слово
получилось? (Сущность)
– Какое оно имеет отношение к
существительному? (Сущность – это главное, объективное. Существительное
называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит,
слышит, чувствует).
5. Проверка домашнего задания:
защита рисунков (мини-проектов)
– Того, к кому мы идем в гости,
нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было
предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет.
У кого получилось? (Защита рисунков)
– Значит, можно сказать о
существительном словами Анатолия Шибаева:
Всему название дано:
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
Эти слова и будут эпиграфом к
нашему уроку (записаны на доске).
6. Определение роли
существительных в речи
– Имена существительные активно
используются в нашей речи.
– Ваша одноклассница, Юля,
сочинила стихотворение и сейчас вам его прочитает. (Стихотворение заранее
записано на доске.)
Море. Солнце.
Песок. Ветерок.
Чайка летает.
Волна играет.
Купанье. Веселье.
Смех. Умиротворенье.
– Выпишите имена существительные.
Для чего они необходимы в данном стихотворении? (Помогают
нарисовать картину природы и передать состояние, настроение человека).
– В художественной литературе
часто встречается олицетворение. В нашем стихотворении оно встретилось? Для
чего, какова его роль?
– Какое из записанных вами
существительных можно исключить и по какому признаку? (Чайка, так как
одушевленное, отвечает на вопрос кто? и обозначает живое существо).
– А что еще помогает разграничить
одушевленные и неодушевленные существительные? (Система окончаний)
7. Прием «Докажи»: как
различить одушевленные и неодушевленные существительные?
– Четыре ученика (представители
каждой группы) работают у доски, определяют, какими являются существительные
снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными. Остальные
учащиеся – в тетрадях. (Проверяем окончания в именительном, родительном и
винительном падежах, выясняем, что все существительные одушевленные, кроме
слова «труп».)
– Скажите, по системе окончаний
снеговик и кукла – существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы
как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и
снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат
говорить.)
– А вспомните страшные истории,
которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их
страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то
и воспринимаются как одушевленные существа, но никогда вы не скажете – трупы.).
8. Творческая работа:
составление коллективного сочинения. Определение синтаксической роли
существительных
– Существительные помогают найти нужные учреждения,
магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные?
(Собственные)
– А какие еще есть
существительные? (Нарицательные).
– А в чем между ними разница?
– Перед вами несколько фотографий
с видами нашего поселка. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не
забывайте употреблять имена собственные. (Каждая группа работает со своими
фотографиями.)
– Какие имена собственные
употребили? Для чего?
– В нашем коллективном сочинении
есть вступление, основная часть, но нет заключения. Давайте вместе придумает
концовку. Существительные подчеркнем как члены предложения.
Чкаловский – это наш родной
поселок. Мы гордимся теми людьми, которые прославили его. С любви к родным
местам начинается любовь к Родине.
– Сделаем вывод: каким членом
предложения может быть имя существительное?
9. Игра «Четвертый лишний»
– Объясните, по каким морфологическим
признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост…, о
храброст…, о неустрашимост…, о трусост… .
Общее: это существительные
женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
Тема – качества человека.
Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Умница, работяга,
молодчина, зараза.
Общее: существительные общего
рода.
Исключить: слово «зараза»
характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово
имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать?
(Этимологический)
в) Осло, кофе, кенгуру, пони.
Общее: неизменяемые
существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает
употребление слова кофе и как существительное среднего рода.
г) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все во множественном числе.
Исключить: ножницы –
употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное
существительное.
д) Грач…, печ…, ноч…,
доч… .
Общее: существительные с шипящей
на конце.
Исключить: грач – существительное
2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.
(Учащиеся приводят примеры.)
– С какой целью мы выполняли
данное задание?
Оно помогло вспомнить
морфологические признаки существительных.
10. Обобщим наши знания, выполнив
морфологический разбор
– У людей есть документы. Даже у
предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними
обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя
этой страны есть свой документ – морфологический разбор.
– Разбор слова «Поселок»
(Предложение взято из коллективного сочинения).
Морфологический разбор существительного (паспорт)
Я, ____________, – имя
существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма:
____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я
существительное – _______________, ______________
(одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме
______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве
Синтаксисе.
Сегодня я играю роль
_____________________ .
11. Подведение итогов урока.
Объявление и комментирование отметок
– У кого в гостях мы сегодня
побывали?
– Удалось ли нам доказать, что
существительное – удивительная часть речи?
– Что нового вы узнали для
себя на уроке?
– Довольны ли своей работой?
– Спасибо за урок.
7.08.2009
Составьте рассказ об имени существительном. Какой текст у вас должен получиться — научный или художественный? Сначала составьте и запишите план рассказа, затем по плану напишите текст об имени существительном.
Найдите в получившемся тексте все имена существительные, укажите их число и падеж, выделите окончания.
reshalka.com
ГДЗ Русский язык 3 класс (часть 2) Климанова. Как разобрать имя существительное. упражнение №81
Решение
Рассказ − это художественный текст.
План.
1. Что обозначает имя существительное.
2. Как может изменяться.
Имя существительное.
Имя (ед. ч., И. п.) существительное − это самостоятельная часть (ед. ч., И. п.) речи (ед.ч., Р. п.), которая обозначает предмет (ед. ч., В. п.), явление (ед. ч., В. п.) или живое существо (ед. ч., В. п.).
Это самая многогранная и переменчивая часть (ед. ч., И. п.) речи (ед. ч., Р. п.) из всех в русском языке (ед. ч., П. п.). Имя (ед. ч., И. п.) существительное может изменяться по числам (мн. ч., Д. п.), родам (мн. ч., Д. п.) и падежам (мн. ч., Д. п.). Так же оно может быть собственным − это имена (мн. ч., В. п.), фамилии (мн. ч., В. п.), отчества (мн. ч., В. п.), названия (мн. ч., В. п.), клички (мн. ч., В. п.) и нарицательными − это всё остальное. Каждый из нас знает, что имена (мн. ч., И. п.) собственные пишутся с прописной буквы (ед. ч., Р. п.), а нарицательные − со строчной.