Как составить рассказ второкласснику

В школах детей часто просят написать рассказ, причем многие из них сами любят делать это в свободное время. Сочиняя и рассказывая истории, дети учатся организовывать и упорядочивать свои мысли, а также использовать письменную речь для общения с читателями. Написание собственных рассказов способствует развитию навыков чтения и пониманию ребенком художественных произведений, написанных другими людьми.

Но наряду с удовольствием, которое доставляет написание рассказов, их сочинение может служить для ребенка настоящим вызовом. Знакомя его с тем, как авторы создают рассказы, и смыслом его различных частей, предлагая ему визуальные или письменные подсказки, которые вдохновляют на сюжетные идеи, заставляя его составлять план рассказа, прежде чем приступать к записи, вы тем самым помогаете ребенку придумывать полноценный творческий рассказ.

Как помочь ребенку написать рассказ

1. Начните с совместного прочтения нескольких любимых рассказов. Поговорите с ребенком об авторе каждого из них. Если на обложке есть соответствующая информация, прочтите ее вместе. Помогите ребенку понять, что автор и есть тот человек, который непосредственно создал или адаптировал рассказ и принимал решения о развитии в нем сюжетных линий.

2. Во время чтения периодически останавливайтесь и просите ребенка самому додумывать, что будет происходить дальше, как будет развиваться сюжет, и просите его объяснять вам, почему он так считает. Таким образом вы поможете ребенку уловить суть написания рассказов и то, как читатели понимают их, что очень важно при написании собственного произведения.

3. Во время чтения и по его окончании обсудите с ребенком разные части рассказа, задавая следующие вопросы.

  • Что является завязкой рассказа? Его кульминацией? Его развязкой?
  • Какие персонажи присутствуют в рассказе?
  • Что тебе в них нравится?
  • Где происходит история, описанная в рассказе?
  • Каковы перипетии сюжета? Чем все заканчивается?
  • Что ты думаешь о развязке? Есть ли связь в тексте или образах между завязкой и развязкой рассказа?

4. Когда вы прочитаете несколько рассказов, поговорите с ребенком о том, может ли он придумать историю, подобную прочитанным. Например, если в его любимой книге есть рассказ о первом дне в школе, попросите ребенка написать рассказ о своем первом день. Или же, если его любимая история – это какая-то сказка, посоветуйте ребенку написать ее собственный вариант. Используйте вопросы, описанные выше как пособие, чтобы помочь ребенку распланировать рассказ. Например, вы можете спросить его, что произойдет в начале, середине и конце его рассказа, или о месте, где будут разворачиваться события.

5. Если рассказы, которые вы читаете, не вдохновляют ребенка, вы можете поискать готовые начала историй в форме сценариев или даже отдельных фраз, которые уже кто-то придумал до вас. Например, началом истории может послужить следующее предложение «Однажды я проснулся и обнаружил, что моя собака разговаривает со мной». Затем ребенку необходимо попытаться развить сюжет на его основании. Ищите начало ваших историй на различных сайтах.

Вы также можете:

  • Предложить три несвязанных между собой слова, например, «поезд, принцесса и баскетбол» и попросить ребенка написать рассказ, который будет опираться на них.
  • Помочь ребенку записать любимые семейные истории или описать некоторые семейные события, например, анекдот, который передается из поколения в поколение или незабываемые каникулы, проведенные у бабушки с дедушкой.

6. После того как ребенок выбрал тему, помогите ему создать сценарный план, раскадровку. Это способ, который помогает писателю упорядочить события истории с помощью картинок (похожих на комикс).

7. Вы можете сделать раскадровку, попросив ребенка нарисовать серию картинок, описывающих основные события рассказа на бумаге для заметок на клейкой основе, а затем расположить их по порядку. Поговорите с ребенком о том, какой смысл содержит придуманный им порядок картинок, и поскольку вы будете использовать бумагу для заметок на клейкой основе, при необходимости ребенок сможет с легкостью их перемещать.

Фоторассказ – это способ использования фотографий для создания рассказов. Пусть ребенок вырежет фотографии из журналов или сам сделает фотографии с помощью цифровой камеры. Затем он может расположить их по порядку и написать к ним заголовки, примерно так же, как и в раскадровке.

8. После того как ребенок определится с порядком событий в своем рассказе, попросите его написать по несколько предложений или даже по абзацу для каждого изображения, которое иллюстрирует определенную часть рассказа.

9. Попросите ребенка прочитать вам рассказ. При этом не следует задавать ему те же вопросы, которые вы задавали в пункте 3. Поощряйте ребенка добавлять любую недостающую информации или деталь, чтобы рассказ стал смешнее и интереснее. Если вы использовали раскадровку, попросите его добавить недостающие связующие звенья между различными частями рассказа, например, рассказывая о том, как персонажи перемещаются из одного места в другое или сколько времени проходит между событиями.

10. После того как ребенок прочтет вслух свой рассказ и внесет в него некоторые изменения, пусть он напишет «окончательный» вариант, проиллюстрирует и сделает его в форме книги с названием, обложкой и указанием имени автора. Храните эту книгу на полке рядом с другими рассказами и воодушевляйте ребенка время от времени читать ее вам вслух.

Ссылки по теме:

  • Как раскрыть писательские способности ребенка
  • Как писать более интересные предложения
  • Как развить воображение ребенка
  • Больше статей о развитии детей
  • Больше статей об обучении детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                    
«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ?»

Основные виды
связного высказывания – пересказ и рассказ. При пересказе ребёнок опирается на
готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически
правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребёнка –
запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения.                   Самостоятельный
рассказ – высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребёнок
должен соблюдать нормы словообразования и словоизменения, произношения звуков,
а также правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о
котором рассказывается.

Оба вида связной
речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из

разговора-беседы
по содержанию, а самостоятельный рассказ – из диалога по поводу

событий из личного
опыта ребёнка. Собственно монологической речью дети начинают

овладевать, если
их к этому побуждать. Не все дети испытывают потребность подолгу

и связно говорить.
Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная

заинтересованность
в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со

своим ребёнком все
этапы этого развития.

Монологическая
речь строится на хорошо развитом умении вести беседу, то есть

на диалоге. Больше
общайтесь с ребёнком, вызывая его на разговоры на различные

темы, причём
давайте возможность ребёнку сказать как можно больше. Главное,

внимательно
слушайте своего маленького собеседника, не давайте ему понять, что вам

неинтересны его
проблемы и увлечения. Ребёнок только тогда захочет говорить, когда

вы захотите его
слушать.

Основные
задачи при обучении детей рассказыванию:

1.
Учить детей правильно строить рассказ: начинать с начала, соблюдая

логическую
последовательность повествования.

2.
Учить связывать части рассказа в нужной временной последовательности.

3.
Учить рассказывать живо, выразительно, выражая своё отношение к

содержанию
повествования.

4.
Развивать образную речь детей.

5.
Учить использовать точные слова для называния предметов, действий,

признаков.

6.
Учить грамматически правильно строить предложения.

7.
Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Научить
передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно
с помощью серийных картинок. Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь
на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно
передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок
составляет одно или несколько предложений, и вместе они соединяются в связный
рассказ.

Когда
ребёнок научится рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому
выложить в нужной последовательности серию из трёх-шести картинок (в зависимости
от возраста и речевых возможностей ребёнка), а затем составить рассказ по
данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребёнку, в качестве
действующих лиц должны выступать дети или любимые сказочные герои.

Обучение
ребёнка составлению рассказа по серии сюжетных картин следует проводить,
придерживаясь последовательности приведённой ниже.

Составление рассказа по сюжетной картине.

1.
Если на картине четко видно время года — описать его приметы.

Например:
Наступила холодная, морозная зима.Выпал снег. Деревья стоят в снежных шапочках,
солнце светит, но не греет…

Даже
если этих примет четко не видно, все равно описание дается.

2.
Переход к самому содержанию картины рекомендуется начинать такими

словами:
однажды, как-то раз, в выходной день, в прекрасный солнечный день, в

субботу…

3.
Обязательно всем героям даются имена клички.

4.
Все герои разговаривают, т.е. придумывается диалог для героев сюжета.

Желательно
передать интонацию разговора. Этот пункт рассказу дает эмоциональную окраску.

5.
Все герои действуют. Рекомендуется глагол «делает (делать)» не часто

употреблять
в содержании рассказа.

6.
Очень важно «выйти» за содержание картины, т.е. придумать с ребёнком
«что же

было
потом», «что же произошло с героями», «художник забыл нам нарисовать,

но
мы придумаем». Это творческий рассказ ребенка. Он может составлять 3-4

предложения.
Но этот пункт очень важный.

7.
И после всего этого даётся название картине (серии сюжетных картин)

например,
«Я назову свой рассказ…», «Мой рассказ называется…» и т.д.

8.
Если на картине нет времени года, то рассказ составляется со второго пункта.

И
можно придумать 2-3 предложения о том, что было до самого действия на

картине.

9.
Рекомендуется составлять рассказ из 10 -12 предложений.

Составление описательного рассказа о предмете.

Что
такое описательный рассказ? Это рассказ о предмете, о всех его признаках, о

том
где и как он может использоваться, какую приносит пользу. Для того, чтобы

ребёнку
легче было запоминать о чём можно рассказать при составлении

описательного
рассказа можно использовать опорные схемы, которые строятся с

учётом
того, как и с помощью чего ребёнок может предмет обследовать.

А
именно – обследовать предмет ребёнок может руками (тактильно), с помощью

глаз
(зрительное обследование), с помощью обоняния (понюхать предмет), с помощью

вкусовых
ощущений (попробовать предмет на вкус, если это возможно). Поэтому,

прежде
чем приступать к составлению описания какого-либо предмета, ребёнок

должен
произвести обследование с помощью всех вышеперечисленных органов

чувств.
Только тогда его рассказ будет полным и развёрнутым. Чтобы рассказ ребёнка

был
логически последовательным, поможет использование схемы-описания.

Составление творческого рассказа.

Дети
любят фантазировать, придумывать свои сказки, новых сказочных героев.

Часто
сочиняются целые серии приключений с полюбившимся персонажем. Если

родители
включаются в эту игру, может составиться небольшая книжечка похождений

какого-нибудь
героя: родители запишут со слов ребёнка текст, а ребёнок нарисует

картинки.

Если
же ваш ребёнок не очень пока увлекается сочинением, побуждайте его к

этим
занятиям. Как учить этому ребёнка?

1.
Предложите ребёнку придумать рассказ, сказку для того, чтобы порадовать

членов
семьи или устроить соревнование — кто лучше придумает, или рассказать

детям
в детском саду в гостях, во дворе и т.д.

2.
Помогите ребенку выбрать тему рассказа (сказки).

3.
Предложите ребёнку разные варианты сюжета рассказа, сказки и обсудите их с

ним.

4.
Учите ребёнка употреблять в рассказах прилагательные, сравнения, прямую

речь.
Это обогащает словарь детей, активизирует их речевые навыки и развивает

творческие
способности.

5.
Поощрите ребенка за придуманный рассказ, сказку, историю.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

‘Есть ли у тебя домашний питомец? Как его зовут? Как ты его воспитываешь? Чем ты его кормишь? Запиши короткий рассказ о своём любимце. Назови рассказ «Я умею разговаривать со своим любимцем без слов». Используй следующие слова и выражения: Мой питомец. Он любит. Его зовут. Я учу его. Он умеет делать.’

Рассказ о домашних животных.

У нас дома живет много животных, это собака Жулька, кошка Мурка и рыбки в аквариуме. Мой любимый питомец — это Мурка, она очень красивая, любит играть с мячиком и спать на коленях у папы. А еще Мурка любит, когда ее гладят и вкусно кормят. Когда мы обедаем, она сидит рядом и ждет, когда ей тоже дадут поесть. Моя кошка очень добрая и ласковая, она всех встречает у входной двери. Я учу Мурку, чтобы она спала только в своей кроватки, но она не слушается и любит спать на моей.

Моя кошка многое умеет делать, особенно играть, так же как и я.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

nessu­no
[165K]

5 лет назад 

Задание для второклассника, соответственно рассказ должен быть небольшим.

Практически у каждого ребёнка есть любимое животное. Чаще всего это собачка или кошечка. О них мы и напишем. В скобках я указала возможные вариации, выбор за вами, а ещё лучше придумать что-то своё. В данных ответах только направление как писать. Итак.

У нас есть слова подсказки:

Мама и папа подарили мне (щенка, котёнка, черепашку). Это мой питомец. Его зовут (Васька, Шарик, Кузя). Он любит (играть, спать, есть, бегать, прыгать, сидеть у меня на коленях). Я учу его (подавать лапу, приносить брошенные мной предметы, слушать мой голос «сидеть», «лежать»). Он умеет делать многое, например, развеселить меня, когда мне грустно.

Nelli­4ka
[114K]

5 лет назад 

Мой самый лучший друг — мой питомец, собака породы «самоед». Его зовут Альбус, мы выбрали такое имя потому, что шерсть у нашей собаки белоснежная (по-латински «альбус» означает «белый»), к тому же у этого имени есть некоторые рыцарские корни.

Порода моей собаки очень древняя, она очень любит людей и искренне привязана к ним, особенно к детям. Иногда я ласково называю Альбуса «няней» — ведь он всегда со мной, его очень заботит мое благополучнее внешнее и внутреннее состояние.

Альбус — очень способная собака, он знает множество команд, я учу его убирать вместе со мной мои игрушки, наводить порядок на письменном столе, он умеет делать это превосходно, даже лучше меня.

sieh0­8
[159K]

4 года назад 

Кошка Джина.

Рассказ

Можно написать о своем домашнем животном.

У нас жила кошка Джина. Она живет у нас давно, Джина — маленькая кошечка, серая с разными серыми и черными полосками. Лапку у нее белые и на груди белое пятно.

Джина очень пугливая, но ловит мышей и приносит их домой. Еще она любит смотреть в окно на птиц. Она много спит и любит спать со мной.

Когда я делаю уроки, она приходит и сидит на столе, ждет меня, чтобы поиграть. Когда я прихожу из школы она меня ждет и трется об мои ноги.

Однажды Джина заболела, ничего не хотела есть. Мы с папой повезли ее к ветеринару. Джине дали лекарство и вскоре она выздровела.

Светл­аночк­а100
[49.2K]

4 года назад 

Рассказ о любимце очень просто написать, если у вас живёт дома питомец, которого вы очень любите и ухаживаете. Если у вас нет питомца, то пишите о том, как бы вы дружили и ухаживали за ним, если бы у вас он был. Предлагаю начать. Для написания такого рассказа вам придётся составить план и по нему уже вам проще будет составить свой рассказ. Имя вашего зверька. Как он выглядит, окрас, повадки, что кушает, как вы играете, как вы о нём заботитесь.

У меня есть кошка Мурка. Я её очень люблю и балую. Когда я прихожу со школу, она меня ждёт у порога и встречает в коридоре. Она чёрная с белой грудкой. Она очень красивая и пушистая. Мурка очень любит рыбу и сосиски. По выходным мы играем с ней. Я её очень люблю.

Рассказ о любимце не сложно написать. Он не должен быть большой потому что все-таки пишет второклассник. Достаточно написать какой любимец (кот, собака и т.д), кличку, рассказать о повадках и заботе о питомце.

Пример:

У меня дома живет черный кот, которого зовут Кузьма. Мы его так назвали потому что он чем-то похож на домовенка. Больше всего кот любит меня, и даже спит все время только со мной, хотя больше его кормит конечно все же мама, а вот убираю его лоток уже я за ним. Мои друзья говорят, что черные коты к несчастью, но сколько живет с нами наш любимец, с нами ничего плохого не произошло. Я люблю своего черного «домовенка» Кузьку.

Барха­тные лапки
[382K]

4 года назад 

Можно написать так о своем домашнем любимце:

Однажды мама принесла домой маленький и пушистый клубочек — это был котенок, я его назвала Рыжик. Поскольку он был весь рыжим. Рыжик сначала был пугливым и прятался от нас везде, чаще всего он забирался под диван.

Но прошло немного времени и Рыжик привык к нам и своему новому дому, он начал встречать меня со школы. Рыжик очень любит лакомиться молоком, также он любит колбасу и рыбку.

Еще одним любимым занятием Рыжика является игра в клубочки, котенок весело разматывает нитки и ними играет.

Я люблю Рыжика, он очень очень ласковый, красивый и пушистый.

Sveta S
[60.1K]

6 лет назад 

Рассказ о своем любимце (для 2 класса).

У меня есть домашний питомец. Это собака по кличке Тина. Она очень умная и красивая.

Я очень люблю свою Тину. Вместе мы ежедневно проводим время, когда я прихожу из школы домой. Когда я учу уроки, Тина терпеливо ждет меня. Потом мы вместе отправляемся на улицу, чтобы весело играть.

Моя собака очень любит быть в центре внимания. Я ее учу, что можно делать, а что нельзя.

Тина умеет выполнять команды: «Сидеть!», «Лежать!», «Голос!» и другие.

Можно описать жизнь своего любимца, указать его породу, масть (окрас), его основные качества, поведение. Рассказать о том чем вы занимаетесь со своим любимым питомцем.

Для примера — «У меня дома живет щенок Рыжик. Он очень забавные. У него рыжая шерстка, и он похож на солнечный мячик. Рыжик очень подвижный зверек, редко лежит, больше бегает, играет, наверное потому что он еще маленький — ему всего несколько месяцев, и все ему интересно. Я люблю своего друга»

Визар­тан
[8.6K]

4 года назад 

У меня будет рассказ о морской свинке, используем самые простые предложения.

У меня две морских свинки, их имена Клава и Миша. Их так я назвал, потому что очень люблю гаджеты, хотел назвать Мыла, но свинка мальчик, назвал Миша. Они очень пушистые, и очень на кроликов похожи.

Я их люблю очень, и забочусь о них.

А вечером я играю с моими свинками, снимаю разные видеоролики о них.

Оказывается, мои свинки называются Кейси, и их родина — это Южная Америка.

Знаете ответ?

Русский язык. 2 класс

Урок 35. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое сочинение. Признаки текста;

2) Работа над содержанием рассказа;

3) Составление плана;

4) Написание текста.

Глоссарий по теме

Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера, словесное изложение каких-нибудь событий.

Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора (о чём говорится в тексте).

Главная мысль – реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чём он сообщает (что хотел сказать автор).

Заголовок – название какого-либо произведения или отдельных его частей.

Опорные слова – ключевые слова, обозначающие тему, основную мысль и последовательность рассуждений.

Сюжетные картинки – предмет изображения последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.

Вопросы – высказывания, имеющие целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.74.

Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – 7-е изд. – СПб. : Первый класс, Специальная Литература, 2015. С.16-17. С.22 – 23. С. 36 – 37

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Задача первая. Понять, что такое текст.

Вспомните, что сочинение – это изложение своих мыслей и чувств по заданной теме, в результате которого создаётся свой текст. Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Выделяют следующие признаки текста.

А) Текст состоит из предложений.

Б) Предложения объединены темой.

В) Предложения связаны между собой по смыслу.

Г) Текст может иметь заголовок.

Предложения в тексте объединены темой и главной мыслью.

Задача вторая. Поработайте над содержанием рассказа.

Рассмотрите картинку.

Ответьте на вопросы:

  1. Кого нашёл мальчик в лесу?
  2. Какая беда приключилась с зайцем?

Дополните предложения:

Однажды мальчик_______________________________.

У зайчика ______________________________________.

Слова для справок: увидел, бедный, сломана лапка.

Рассмотрите картинку.

Ответьте на вопросы:

  1. Как заботился мальчик о зверьке?
  2. Слова для справок: принёс домой, кормил, ухаживал, заботился.

2.Как он лечил зайчику лапку?

Выберите слова для ответа на вопрос: перевязал, забинтовал, смазывал лапку.

Рассмотрите картинку.

Ответьте на вопрос по картинке:

Куда мальчик отнёс зайчика после выздоровления?

Слова для справок: вскоре, выздоровел, отпустил на волю.

Задача третья. Составьте план.

Текст состоит из частей. В тексте будет три части, по количеству картинок. Чтобы по порядку рассказать о том, что происходило на картинках, как сменялись события и чем закончились, составьте план текста. Дайте название каждой картинке. Это и будут пункты плана для составления текста.

Перед вами примерный план текста:

1. Беда.

2. Забота о зайчике.

3. На волю.

Задача четвёртая. Подберите сходные по значению слова.

Чтобы при составлении предложений не было повторов, подумайте, как по-другому можно назвать зайца? Подберите слова, которыми можно заменить слова «заяц» и «мальчик».

Заяц – зайчик, зайчонок, зайчишка, серый, косой, грызун, животное.

Мальчик – мальчуган, мальчишка, Ваня (или любое другое имя), спаситель, он.

Задача пятая. Подберите заголовок к тексту.

К тексту надо подобрать заголовок. Заголовок может отражать тему текста (то, о чём говорится в тексте) или его главную мысль (то, что хотел сказать автор). Перед вами варианты заголовков к тексту. Выберите заголовок, который отражает главную мысль или придумайте свой вариант.

Варианты заголовков:

По теме: Заяц. В лесу. Мальчик и заяц.

По главной мысли: Спаситель. Помощь зайчику. Не бросил в беде. Здоровым на волю!

Задача шестая. Подготовьтесь к написанию текста.

Прежде чем писать текст, необходимо составить устно каждую часть. В этом вам помогут картинки, план и слова-помощники.

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ

однажды, в лесу,
увидел, зайчик, сломана

принёс, домой, кормил, перевязал, заботился, лечил

вскоре, выздоровел, отпустил

ПЛАН

Беда.

Забота о зайце.

На волю.

КАРТИНКА

При составлении предложений старайтесь избегать повторов. При написании предложений обратите внимание на выделенные буквы в опорных словах!

Задача седьмая. Представьте вариант текста.

Прочитайте, какой рассказ по этим сюжетным картинкам составил второклассник Петя Иванов.

Спаситель

Однажды в лесу Ваня увидел зайца. Мальчик хотел с ним поиграть, но заметил, что у зайчишки сломана лапка.

Спаситель принёс домой бедного зверька и перевязал ему лапу. Ваня каждый день заботился о зайчике. Он старательно перевязывал ему лапку и кормил с ложечки.

Вскоре заяц выздоровел, и мальчик отпустил его на волю.

Задача восьмая. Напишите текст.

Напишите свой яркий и интересный рассказ по картинкам.

Не забудьте, что новое предложение пишется с заглавной буквы и в конце каждого предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Каждую новую часть пишите с красной строки.

Проверьте текст, если заметили ошибки, исправьте.

Дайте прочитать рассказ другу или маме.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Высказывание.

Выберите правильные высказывания:

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Подсказка: должно быть четыре правильных ответа.

Правильный ответ:

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Задание. Заголовок.

Выделите цветом заголовок, который более точно отражает то, о чём говорится в тексте.

А) Мальчик и заяц.

Б) Беда.

В) Не бросил в беде.

Г) Случай в лесу.

Подсказка: всего один правильный ответ.

Правильный ответ:

А) Мальчик и заяц.

Б) Беда.

В) Не бросил в беде.

Г) Случай в лесу.

  • Составление рассказа по серии картинок.

Цель: формирование у детей представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.

Сначала логопед предлагает ребёнку рассмотреть картинки, затем  восстановить последовательность событий, т.е. разложить картинки в правильном порядке. Далее, составить рассказ. Вначале предлагается серия из 3-х, а затем,  из 4-х, 5-ти, 6-ти картинок.

  • Составление рассказа по сюжетной картинке.

Цель: формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства.

Ребёнку предлагается рассмотреть сюжетную картинку, выделить изображение первого плана, а затем – заднего, а также, детали дополняющие картину происходящего. Логопед направляет внимание ребёнка на форму высказывания, побуждая его к логически обоснованным, правильным в языковом отношении ответам.

  • Составление рассказа по опорным словам

Цель: формирование у детей умение составить рассказ с опорой на ключевые слова. Эта работа подразумевает активизацию и обогащение словаря учащихся. Словарная работа проводиться в такой системе: введение новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.); подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.); включение в рассказ фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко); усвоение сочетаемости слов.

Ребенку предлагаются слова. Затем, выясняется о ком? или о чем? пойдет речь в рассказе. Вначале ему необходимо составить словосочетания, далее, – предложения, а затем связать их в единый сюжет.

  • Составление рассказа с использованием мнемосхем

Цель: формирование у детей умения выделять главные смысловые звенья сюжета рассказа с использованием мнемосхем. 

Логопед предлагает ребенку рассмотреть условно-наглядную схему предметов, действий, явлений и др. Далее ему необходимо установить связь в цепи мнемосхемы  и составить рассказ. Вначале ребенку предлагается вариант составления одного и более предложений с использованием данного приёма. А когда ребенок самостоятельно научится работать с условно-наглядной схемой, можно переходить к составлению рассказа.

Важно отметить, опора на рисунок и иллюстрацию способствует активизации у детей зрительного и слухового внимания, восприятия, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывание ребенка более выразительным, эмоциональным и информативным, формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить список лиц подлежащих вызову в суд
  • Как найти невесту с квартирой
  • Как найти сервер по айпи в антюрнед
  • Как найти высоту в разносторонней трапеции
  • Как исправить субконто в закрытом периоде