Как составить разговор с директором школы

Позитивные рабочие отношения с директором школы могут сгладить возможные различия в позициях учителя и руководства. Понимание мотивации директора и поведенческой модели руководителя поможет вам построить правильные отношения. Вот шесть советов, которые помогут выстроить рабочие отношения.

Опытный американский учитель Нэнси Бэрил делится советами с коллегами. 

1. Не бойтесь изменений 

Изменения – важная часть нашей жизни, и школа не является исключением. Нет конца обновлениям учебных программ, возобновлениям государственных мандатов, новым образовательным политикам и бесконечным инициативам. Учитель сталкивается со всем этим регулярно. Руководство школы ценит тех учителей, которые могут легко адаптироваться и проявляют разумную гибкость в условиях изменений. 

В начале моей учительской карьеры директор школы предложил перейти от графика 6 уроков в день на 4 урока. У меня не было уверенности, что учащиеся будут лучше заниматься при длительности урока 86 минут. Тем не менее, я решила принять этот график. Как оказалось, новая сетка уроков оказалась удобной и для учеников, и для меня.

Не все инициативы обязательно дают положительный эффект. Но готовность к изменениям – важное качество учителя и оно высоко ценится руководителями.

2. Позитивный настрой 

Хорошие отношения с директором могут установиться не сразу. На это может понадобиться достаточно много времени. Именно в долгосрочной перспективе важен ваш позитивный настрой. Преподавание – сложнейшая работа. На успех учителя и соответствующие учебные успехи его учеников влияют очень много факторов. Легко впасть в пессимизм и негативное отношение к своей работе. И такое настроение часто оказывается «заразным». Именно поэтому директор школы обычно ценит позитивно настроенных учителей, которые создают вокруг себя атмосферу оптимизма и благоприятно влияют на общую обстановку в школе.

3. Доводите дело до конца 

Конечно, учитель сосредоточен на работе в классе и справедливо считает это своей главной обязанностью. Но такова уж школьная жизнь, что приходится брать на себя и дополнительные обязанности. Например, такие как работа в различных комитетах, школьные мероприятия, семинары, разработка учебных программ и т.п.

Как руководитель, директор хочет быть уверен, что эти обязанности будут выполнены правильно и эффективно. Поэтому для вас очень важно: если вы берете дополнительную задачу, всегда доводите ее до конца. Руководство будет уверено, что вам можно доверять. 

4. Будьте «решателем проблем» (а не их источником)

Каждый рабочий день директора наполнен проблемами. И не всегда их удается разрешить. Если вы можете помочь руководителю в решении, он будет рассматривать вас в качестве ключевого союзника.

В моей школе учитель математики часто подключается к составлению сложных графиков тестирования. И наш директор ценит это.

Если вы видите способ решения еще только назревающих проблем, поделитесь своими соображениями с директором. Это поможет делу и создаст благоприятное впечатление о вас.

5. Профессиональный рост 

Стремление к постоянному профессиональному росту — это не только ваше личное дело. Директор заинтересован в том, чтобы учителя в его школе постоянно совершенствовали свои педагогические навыки. Инициатива с вашей стороны в этом направлении, несомненно, будет оценена руководством и коллегами.

6. Вклад в школьную жизнь 

Всегда приятно работать вместе с коллегами, которые не только вкладывают много своего труда в обучение школьников, но и активно участвуют в общешкольной жизни. Помогайте своим коллегам, делитесь удачными идеями, празднуйте совместные успехи.

Гордость за свою школу — важный элемент школьной жизни, который помогает и учителям, и учащимся справляться со своими обязанностями.

Хороший учитель умеет разрешать конфликты с коллегами и не создавать излишнего драматизма вокруг конфликтов еще не разрешенных. Взаимная помощь и поддержка всегда лучше, чем тлеющее недовольство, способное разрастись в непонимание и конфликты. 

Заключение

Построение отношений с вашим директором – дело непростое. Прочитав эти советы, вы и сами можете определить для себя, что вы можете сделать, чтобы в школе вас уважали и как человека, и как профессионала. 

Оригинал статьи

Подписаться на авторский канал Сафы Сабирова

Обновлено: 24.05.2023

Разберем типичные ситуации, когда в школе возникают претензии к ребенку.

Из школы звонит классный руководитель и жалуется на ребенка

В большинстве школ любые претензии по ребенку принято сообщать классному руководителя и просить его принять меры. А он звонит родителям и сообщает о проблемной ситуации. Само по себе это неплохо и вполне человечно по сравнению с официальной перепиской в электронном журнале. Однако если классный руководитель использует свое положение для того, чтобы манипулировать родителями, либо проводит разговор некорректно, важно не делать резких движений.

Признаки манипулятивного или некорректного поведения во время звонка из школы:

  • Классный руководитель дает негативную оценку личности ребенка, а не его поведения. Например, называет его лентяем, а не сообщает о двойке.
  • Классный руководитель сообщает обобщенные выводы, а не приводит факты. Например, говорит, что ребенок не учится, а не просто плохо написал контрольную работу в конкретную дату по конкретному предмету.
  • Классный руководитель требует повлиять на ребенка, а не предлагает обсудить совместные действия. Например, требует обеспечить хорошее поведение, а не говорит о том, что он может сделать.
  • Классный руководитель упрекает родителей, указывает им на плохое исполнение родительской роли. Например, говорит о том, что они распустили ребенка и слишком много ему позволяют.

Что делать, если классный руководитель звонит и ведет себя некорректно?

  • Спросите его, что он уже сделал, чтобы улучшить ситуацию.
  • Уточните, правильно ли вы понимаете, что причина проблемы исключительно в семье.
  • Попросите рассказать о том, как обычно школа помогает неуспевающим ученикам.

Такие вопросы покажут учителю, что вы не собираетесь брать на себя полную ответственность за происходящее и хотите разобраться в ситуации.

  • Предложите учителю поискать совместное решение.
  • Избегайте обратных обвинений из серии “школа виновата во всем”.

Такая позиция даст понять, что вы готовы к сотрудничеству, а не позиции передатчика недовольства в адрес своего ребенка.

Вне зависимости от того, что натворил ребенок, насколько серьезны его проблемы, важно:

  • Избегать чувства вины. Подростковый возраст трудный, и школа не первый раз сталкивается с проблемами учеников. Даже если классный руководитель утверждает, что “такой ужасный ученик у нее впервые”.
  • Избегать позиции “орудия возмездия”. Школа забудет о вашем ребенке, а вам с ним всю жизнь жить. Отношения в семье дороже школьных проблем, а ребенку необходимо чувствовать, что родители — это крепкие тылы и готовы помочь.
  • Разбирайтесь в ситуации. Сообщите ребенку о разговоре нейтрально и выслушайте его версию происходящего, а не обвиняйте со слов учителя.

Что делать родителям, если их вызывают в школу

Если родителей вызвали в школу, важно понимать, что школа действует по алгоритму. Классный руководитель отчитывается о проделанной работе — вот и работает с семьей неуспевающего ученика, как положено.

  • Не начинайте ругать ребенка до того, как пообщаетесь со школой.
  • Помните о том, что учителя работают по алгоритму.
  • Используйте советы из предыдущего пункта, чтобы не поддаваться манипулятивному поведению.

Можно ли не ходить в школу, если вызывают?

Да, можно. Вы можете отказаться, но делать это нужно в официальной переписке через электронный журнал. Сообщите, что не можете прийти по семейным обстоятельствам или из-за работы и предложите письменное общение или разговор по видеосвязи.

Некоторые классные руководители пишут родителям в мессенджеры жалобы на ребенка, которые заканчиваются словами “примите меры” или “разберитесь”. В ответ можно уточнить, какие именно меры классный руководитель считает адекватными или какие формы разбирательства он рекомендует. Попросите его проконсультировать вас по теме родительского поведения. Это четкий сигнал о том, что вы готовы именно к конструктивному диалогу, а не роли исполнителя.

Как реагировать на требование контролировать успеваемость?

Довольно часто учителя требуют от родителей следить за успеваемостью или повысить успеваемость ребенка. Однако успеваемость — это школьные отметки, которые выставляют сами учителя, поэтому на них вы повлиять не можете. Вы можете повлиять на обучение ребенка, выполнение домашних заданий или уровень знаний.

  • Уточните у учителя, что он имеет в виду. Например, правильно ли я понимаю, что вы просите меня улучшить оценки моего сына?
  • Настаивайте на совместных усилиях семьи и школы. Например, давайте обсудим, что вы и и я можем сделать, чтобы у моего сына улучшились оценки.

Крайне важно помочь учителю правильно сформулировать его запрос и показать разницу между знаниями, оценкой, прилежанием. Это совсем разные вещи. Знания по предмету не всегда адекватны школьным оценкам и прилежанию. Ребенок, который выполняет все задания, может не знать предмет. Ребенок, получающий двойки за невыполненные домашки, может прекрасно разбираться в предмете. Проясните, в чем именно претензия учителя: ребенок не знает предмет, ребенок не выполняет обязательные работы? После этого можно обсудить конкретные совместные действия.

Быстро и недорого подтянуть знания с преподавателем

Что делать, если требуют объяснительную в школу

Объяснительная записка — это способ снять со школы ответственность за какое-то нарушение, которое совершил ребенок. Например, он опоздал или пропустил урок. Объяснительная записка, если что, доказывает, что школа отреагировала и провела воспитательную работу.

Объяснительную записку можно писать только в ответ на факт конкретного нарушения правил и объяснять причину. Этот документ не работает , когда речь идет об общей проблеме типа плохой успеваемости, или о ненамеренном поступке, типа двойки за контрольную.

Также от вас не могут требовать объяснительную по поводу поведения вашего ребенка внутри школы, потому что в этот период за ребенка отвечает школа.

Если от вас требуют объяснительную в нерелевантной ситуации, попросите оформить требование письменно. Если же речь идет о подходящей ситуации, например, опоздании или пропуске, ознакомьтесь с образцами в нашей специальной статье .

Что делать, если ребенка ругают на родительском собрании

Прилюдная критика ребенка на собрании недопустима. Родительские собрания существуют не для этого, а для информирования родителей и организационных мероприятий.

Если классный руководитель или кто-то из учителей начинает прилюдно высказывать негатив в адрес вашего ребенка на собрании, пресекайте. Спокойно скажите, что вы открыты для личного общения по поводу вашего ребенка. Отметьте, что другим родителям информация о вашем ребенке не интересна и не полезна.

Старайтесь не выражать свои эмоции в этой ситуации, но остановить происходящее необходимо. Подумайте о том, что все те негативные чувства, которые вы будете испытывать, когда о ребенке говорят негатив прилюдно, может привести к конфликту в семье, который вам совершенно ни к чему.

Что делать, если на ребенка написали докладную

Докладную записку пишут не на кого-то, а по поводу какого-либо происшествия. И писать ее может только сотрудник своему руководителю. То есть учитель может написать докладную записку о нарушении дисциплины на уроке и передать ее директору, заместителю директора по воспитательной работе и т.п.Ваш ребенок может упоминаться в этом документе, и это обяжет представителя администрации принять меры. Например, вызвать родителей в школу.

Что делать, если ребенка вызвали на комиссию в школе

В школах существуют комиссии, которые либо собираются экстренно по поводу серьезного происшествия, либо заседают по графику, чтобы рассмотреть накопившиеся за неделю или за месяц проблемы, типа: сигналы из детской комнаты милиции, неаттестация, систематические проблемы с поведением конкретного ученика и т.п. Эти заседания проводятся с ведением протокола. Протоколы включают в отчетность по работе комиссии.

И вот вас могут вызвать на комиссию, и это серьезно. По итогам заседания ребенка могут поставить на внутришкольный учет. Ему за это ничего серьезного не грозит — это формальность для отчета о проделанной воспитательной работе и дополнительные бумажки для классного руководителя. Но в самой процедуре приятного мало.

И вот здесь крайне важно вести себя правильно, чтобы поведение ребенка и ваши отношения как минимум не ухудшились.

Комиссия из-за плохой успеваемости

  • Когда ребенку угрожает академическая задолженность, его на комиссию не вызывают. Но если у ребенка неаттестация , то на заседание позовут ребенка и родителя.

Комиссия из-за плохого поведения

  • За систематические дисциплинарные взыскания, которые подтверждаются докладными записками, ребенка могут вызвать на комиссию и поставить на внутришкольный учет.

Комиссия из-за конфликта ребенка с учителем

  • Конкретный инцидент может разбираться на комиссии. Поводом опять же служит докладная записка учителя.

Комиссия из-за жалобы родителей на ребенка

  • Если кто-то из других родителей написал письмо на имя директора с жалобой на вашего ребенка, школа должна отреагировать в том случае, если в жалобе была информация об угрозе жизни и здоровью другого ребенка.

Вне зависимости от причины, вы имеете право настоять на том, чтобы комиссия вела работу правильно.

  • Изложила факты.
  • Ознакомила вас с документом, на основании которого вас вызвали.
  • Дать возможность ребенку высказаться и внести его мнение или объяснение в протокол.
  • Дать и вам такую же возможность.
  • Выработать решение и постановление — что делать? И утвердить это решение голосованием.
  • Ознакомить вас с протоколом под подпись и выдать заверенную копию по вашему требованию.
  • Если вы не согласны с постановлением комиссии, ваше мнение должно быть зафиксировано в протоколе.

Довольно часто просто того факта, что вы знаете о правилах работы комиссии и их обязанности получить с вас подпись на протоколе достаточно для того, чтобы заседание не было формальным, а решение — адекватным.

Что делать, если учителя отказываются учить?

Учитель, который заявляет, что не будет учить конкретного ребенка, действует на эмоциях, а не в правовом поле. Причины могут быть самыми разными: от конфликта с ребенком и родителями до невозможности работать с ребенком, которому требуются особые условия по состоянию здоровья или из-за особенностей интеллекта.

Отказ работать с ребенком — безусловно сигнал неблагополучия. Однако и здесь нужно действовать не на эмоциях, а в интересах ребенка. Задача родителей и школы — разобраться в причинах и найти решение, а не погрязнуть во взаимных обвинениях.

  • Нужно четко определить и сформулировать в чем причина невозможности обучать ребенка в классе. Он не успевает по конкретному предмету? У него конфликт с конкретным учителем?
  • Далее необходимо выслушать самого ребенка и его видение ситуации.
  • После этого выработать совместное решение.

В случае тяжелой неуспеваемости или заявлений учителя о необучаемости, нужно понять, как помочь ребенку.

  • Можно пройти ЦПМПК и установить необходимые особые условия для обучения ребенка. Возможно, ему требуется специальная программа обучения.
  • Можно провести независимую оценку знаний, если вы не согласны с оценкой учителем уровня знаний ребенка.
  • Можно потребовать разобрать конфликтную ситуацию при помощи школьного психолога.

Крайне важно не фокусироваться на конфликте взрослых а помнить, что образование ребенка и его благополучие — это главное.

Научить ребенка быстрее усваивать материал

Что делать, если требуют перевести ребенка в другую школу?

Требования перевести ребенка в другую школу незаконны. Другое дело, что на родителей могут давить, угрожая неаттестацией или оставлением на второй год.

Здесь необходимо действовать аналогично: прояснить претензии и попытаться найти решение в интересах ребенка.

Довольно часто родителей просят о переводе в школах, где предъявляются высокие требования к уровню знаний и академических способностей учеников. В этом случае, школа говорит, что ребенок “не тянет программу”. Можно пойти по пути проверки знаний ребенка согласно ФГОС. Например, пройти диагностику МЦКО и показать, что ребенок знает предмет на удовлетворительную оценку. Однако надо понимать, что у школы есть масса чисто психологических, неформальных способов оказывать давление на неугодного ученика. Поэтому нужно четко понимать: стоит ли бороться за место в школе, где ребенок никому не нужен? Не будет ли цена — нервы ребенка и ваши — слишком высока? Это сложно — признать, что вы правы, но подчиняетесь давлению. Но одна из задач родителей — не идти на принцип, а принимать решения в интересах ребенка и в реальной, а не идеальной ситуации. Поэтому иногда решение сменить школу бывает правильным.

В целом, какой бы ни был повод для негатива со стороны школы в сторону вашего ребенка, важно помнить о том, что отношения в семье важнее.

  • Сдерживайте порывы эмоций.
  • Сообщайте ребенку о фактах без оценок.
  • Выслушивайте его позицию.
  • Обсуждайте с ним варианты решения.

Такие действия помогают превратить любой школьный конфликт в шанс укрепить и наладить отношения с подростком.

Ходить к директору не любит никто, но избегают этого немногие. Отец двоих детей Николай Роганов уверен, что это сугубо мужское занятие, к которому нельзя подпускать женщин. Разъяснение и идеальная тактика поведения прилагаются.

Рано или поздно любой из вас может оказаться в кабинете директора школы. Я там был раз пять или шесть и всегда по неприятному поводу. Директора вообще такой народ, что по хорошему поводу почему-то не зовут — будь ваш ребенок хоть трижды отличник. Это, кстати, неправильно, но об этом (почему в наших школах не умеют хвалить, но отлично ругают) как-нибудь в другой раз.

Итак, кабинет директора, вернее, директрисы. Первый раз я туда пришел, когда мой старший… как бы это сказать… приподнял одноклассника и бросил его с высоты собственного роста, то есть где-то с полутора метров над уровнем пола. Смех смехом, но парень сильно ушибся и пожаловался родителям. Те — классному руководителю, а она — директрисе, которая и пригласила меня для задушевной беседы.

Разговор был тяжелым, настроение у меня хуже некуда, но я вынес несколько важных уроков, которыми хочу поделиться.

1. Будьте спокойны, держите себя достойно. Если знаете, что можете завестись и наговорить грубостей, заранее примите успокоительное. Это очень важно — каждое ваше слово может быть использовано против вас, поэтому контроль и выдержка прежде всего. От тона беседы зависит многое, если не все.

3. Не надо отрицать вину ребёнка и бросаться защищать его во что бы то ни стало. Если он наделал глупостей, так и скажите. Подтвердите — вы сами расстроены, вы обсудили с ним его поступок и вы готовы извиниться. Я просил прощения у родителей мальчика, которого мой сын швырнул о пол. Ничего страшного с вами не случится. В конце концов, это не унижение, а банальная вежливость.

Как я уже сказал, был у директрисы еще несколько раз — сначала сын плохо учился, потом принес в школу электронную сигарету, а затем и настоящую. Эти правила всегда здорово выручали меня, все они из личного опыта. Приятного мало, поэтому от души желаю вам никогда не бывать в этом кабинете. Я слышал, есть такие родители, дети которых хорошо учатся и всегда прилежно себя ведут. Мне знакомые рассказывали. Врали, наверное.

Для родителей учащихся директор школы– это очень важная персона. Все мы прекрасно знаем, что от него зависит учебный процесс и коллектив преподавателей. Но для того, чтобы эффективно общаться с ним или с ней, вам стоит знать некоторые хитрости. Итак, читайте о том, что родители должны знать о директоре и о школе.

Как нужно общаться с директором

Если вы хотите поговорить директором о какой-нибудь проблеме, попросите его назначить встречу утром. Тогда он будет не сильно измотан и сможет сосредоточиться на ваших словах. Ведь школа требует много сил и нервов.

Если вы жалуетесь на учителя, то директор вряд ли скажет вам, что уволит его. Он выслушает вас и пообещает разобраться. Но даже если он вам этого не скажет, не нервничайте, возможно, он действительно собирается его уволить.

Сложно ожидать от директора школы, чтобы он официально одобрил пропуски вашего ребенка, когда вы собираетесь продлить ему каникулы из-за вашего отпуска. Но знайте, что почти все директора поступают также с собственными детьми или внуками. Поэтому вряд ли он будет слишком строг.

Не стоит заводить с директором серьезный разговор о проблемах вашего ребенка во время школьного баскетбола или на перемене. Если вам есть о чем с ним поговорить, лучше зайдите в его кабинет или заранее договоритесь о встрече. Так вы покажете, что уважаете его время.

Дети в школе и дома

Не думайте, что обо всем, что происходит у вас дома, ребенок не рассказывает в школе. Учителя и директор знают о ваших финансовых проблемах, неприятностях, болезнях и даже запоях. Иногда они знают больше, чем вы хотели бы. Учитывайте это.

Ребенок, которого вы видите дома, это не всегда тот, которого знают в школе, и которого видит директор. Но это не страшно. Это значит, что ваш ребенок эмоционально интеллигентен.

Не говорите директору, что ваш ребенок никогда вам не лжет. Все дети делают ошибки, и хорошие ученики часто больше всего боятся рассказать своим родителям о проблемах с учебой.

Директор и конфликты с учителями

Не стоит жаловаться директору, пока не поговорите непосредственно с учителем. И это не зависит от класса, в котором учится ваше чадо.

Не просите директора, чтобы он поговорил с тем или иным учителем о том, как преподавать конкретный предмет или какое давать домашнее задание. Хороший директор не будет диктовать учителям, что делать. Он работает с ними. А это совсем иное.

Если вам и вашему ребенку не нравится учитель, прежде всего, подумайте об этом, как о своеобразном уроке жизни. Ведь и в школе, как и в жизни, иногда приходится учиться заниматься вещами, которые нам не нравятся. Нужно приступать к серьезному разговору на эту тему, когда вы окончательно убедитесь, что за неприязнью вашего ребенка стоит что-то очень важное.

Директор и дети

Хорошему директору легко с детьми. А вот с родителями часто бывает трудно. Они постоянно пытаются решить проблемы своих детей за них самих.

Учителя любят далеко не только умных детей и отличников. По-настоящему они ценят старательных учеников, способных на тяжелую работу и преодоление трудностей. Ведь именно это они стараются воспитывать в учениках. Недаром, говорится, что гений — это только 10 процентов врожденных способностей. Остальное — то тяжелый труд!

Директор и родители

Когда ваш ребенок страдает над домашним заданием, вы должны понять, что это его задание, а не ваше. Не делайте домашнюю работу за него – учителя быстро поймут, что может человек с университетским образованием, а что может семиклассник. Дети нуждаются в том, чтобы самостоятельно делать ошибки и преодолевать трудности. Именно так они смогут чему-то научиться.

Конечно, жить тяжело, особенно людям с небольшим достатком. Многие родители трудятся на нескольких работах, пытаясь получить как можно больше денег, почти не бывая дома и пренебрегая своими детьми. И часто такие родители пытаются психологически компенсировать это, становясь на сторону своего ребенка во время конфликта с учителем. Но это не лучший выход.

Существует поговорка, что если вы ничего не умеете делать, идите работать школьным учителем. Или директором. Конечно, есть и такие педагоги. Но есть и хорошие профессионалы. Вы должны уважать учителей, по крайней мере, пока они не доказали вам обратное.

Директор и его работа

Что настоящему директору школы нравится в его работе? Он может влиять на детей и взрослых, помогать им в решении проблем и находить решения вместе с ними. И каждый день он приходит в класс, где происходит что-то интересное. Редкая должность дает возможность все это испытать.

Обычно директор никогда знает, что произойдет в этот день. Он должен быть готов ко всему – вытереть рвоту за заболевшим учеником, а потом сразу же пойти на собрание, и по дороге разнять дерущихся одноклассников. Затем оказывается, что надо сгрести снег с тротуара перед школой, а потом встретиться с учителями, чтобы обсудить изменения в программе по языковым предметам, и, наконец, поиграть со школьниками в баскетбол. И все это еще до обеда!

Ну, и кроме всего вышеперечисленного, директор должен разбираться во многом другом – в маршрутах автобусов и учебной программе, в искусстве общения и школьных обедах, в тонкостях развития психологии подростков и теориях управлении конфликтами… Всего и не перечислишь. Одним словом, директор должен быть экспертом во всем. Иногда ему на это дается не больше получаса.

Учителя старой закалки желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но так, как раньше, уже не будет. Учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Буква закона

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Читайте также:

      

  • Почему есть быстро вредно кратко
  •   

  • Что называется оператором кратко
  •   

  • Анализ образовательных программ в специальных коррекционных школах
  •   

  • План генерального штаба ркка кратко
  •   

  • Почему на ваш взгляд число локальных конфликтов в мире после 1991 года возросло кратко

Практически каждый родитель за одиннадцать лет обучения ребенка в школе бывает в кабинете у директора. Причины для вызова могут быть различные. Первые мысли, которые приходят в голову родителям, связаны с чем-то плохим. Боясь услышать нелестное о своем ребенке, мамы или папы начинают огрызаться в ответ на претензии школьного руководства, или, наоборот, соглашаются с каждым обвинением. Давайте узнаем, почему вас могут вызвать к директору, как подготовиться к встрече и в каком ключе вести диалог.

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

«Экспресс газета» в Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

По какой причине родителя могут вызвать к директору

В законе «Об образовании» нет ни одного слова о том, при каких обстоятельствах может быть вызван в школу родитель ученика. По уставу учебного заведения на директора возлагается обязанность следить за соблюдением прав участников образовательного процесса. А поскольку законным представителем несовершеннолетнего являются его родители, все вопросы, касательные нарушения прав, решаются со взрослыми. И здесь не важно, в отношении вашего ребенка были не соблюдены права, или он неправильно себя повел.

Чаще всего причиной для вызова к директору становится поведение чада: срыв уроков, порча школьного имущества, оскорбление учителей, драки, мелкое воровство, курение, появление в школе в измененном состоянии, несоответствующий стандартам внешний вид. Также ученика могут пригласить к директору в качестве свидетеля происшествия. Чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, рассказывая о произошедшем, вызовут его родителей.

Гораздо реже просят явиться для бесед по поводу успеваемости. Как правило, все решают классные руководители. Педагог так же может обсудить с родителями не только произошедшие ситуации, но и предпосылки к будущим проблемам. До директора информация доходит в крайних случаях, например, когда учитель подозревает, что ребенку мешают обучаться дома или им пренебрегают. Как правило, внезапный вызов именно к школьному руководству означает серьезность дела.

Как подготовиться к беседе с директором школы

1. Выясните у ребенка, что произошло.

«Мать

 

Постарайтесь спокойно и без обвинений поговорить с ребенком. Расспросите его, не случалось ли за последнее время чего-то необычного. Задайте наводящие вопросы, которые могут помочь ему вспомнить произошедшее. Не ругайте и не злитесь раньше времени. Объясните, что вы на стороне ребенка и для его защиты нужна честная и подробная информация. Эти действия помогут вам снять тревогу перед неизвестностью и выстроить план беседы. Помните, что необязательно случилась катастрофа, и что чадо может вообще не знать причины вашего вызова к директору.

2. Спокойствие, только спокойствие

Даже если случилось чрезвычайное происшествие вселенского масштаба, будьте спокойны, ведите себя сдержано и достойно. Найдите способ унять свой стыд, чувство вины и беспомощности, страх, злость. Примите успокоительное, подышите, побейте боксерскую грушу, вымойте пол, только не идите к директору в взвинченном состоянии. От тона беседы зависит многое. Наговорив грубостей, вы лишитесь мирного способа урегулирования конфликта и испортите отношения педагога с вашим ребенком. Взвешивайте каждое сказанное слово. Диалог должен быть конструктивным, тогда, без эмоций, вы сможете уловить суть претензий.

3. Не отрицайте вину ребенка

Не-отрицать-вину

 

Не стоит отрицать вину ребенка и бросаться защищать его любыми способами. Если он совершил глупость и поступил неправильно, признайте это. Постарайтесь объяснить руководству школы и педагогу мотивы его поступка. Детей с их доводами часто не слушают, а вот к взрослым прислушиваются. Подтвердите, что вы сами расстроены и обсудили уже с чадом его действия. Будьте готовы вместе с ребенком принести извинения пострадавшей стороне. Ничего страшного с вами не случится. Это не унижение, а банальная вежливость.

4. Выясните больше достоверных фактов

Ваша задача выяснить подробности возникшей ситуации. Фраза «дерзко себя ведет» — очень расплывчатая. Нужно конкретно понять, что делает ребенок: фыркает и закатывает глаза, или обзывается на учителя и выбегает из класса, хлопая дверью. Полученные факты повлияют на вашу оценку критичности произошедшего и сформируют дальнейшие воспитательные меры в отношении чада.

Если жалобы педагога в кабинете директора касаются успеваемости ребенка, уточните предметы и темы, которые даются ему плохо, чтобы потом иметь возможность помочь разобраться в них.

5. Попросите проявить к ребенку уважение

Ученик-и-учитель

 

Не позволяйте оскорблять вашего ребенка, даже если он поступил крайне плохо. Ни директор, ни учитель не должны вешать ярлыки: «хулиган», «совсем глупый», «по нему колония плачет», «будет дворником», «станет пить и курить в подворотне». Вежливо пресеките такие высказывания. Не стоит грозиться вызовом полиции или обращением в прокуратуру – это крайняя мера. Если руководство начинает повышать голос, дайте понять, что беседу будете продолжать только в спокойном тоне. Скажите, что ваша обоюдная задача заключается в том, чтобы разобраться в ситуации, а не искать, кто прав, а кто виноват.

6. Сделайте комплимент, посочувствуйте

Такой совет может показаться подхалимством, но работа в школе действительно тяжкий труд и педагоги заслуживают участия и одобрения со стороны родителей. Помните, что они тоже люди, которые устают не меньше нашего, ведь вынуждены справляться с обучением тридцати детей сразу.

7. Узнайте, что вы можете сделать

В завершении разговора узнайте у участников беседы, какой существует выход из ситуации и что можно сделать для разрешения конфликта: возместить ущерб, провести беседу, обратиться к психологу. Озвучьте свои варианты, найдите общие способы и закончите встречу спокойно и вежливо.

Источник фото: freepik.com

автор

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов

Как себя вести, когда вызывают в школу и ругают ребенка?

15.02.2022

В этой статье:

Многие родители эмоционально реагируют, когда в школе жалуются на ребенка, а особенно, когда вызывают в школу. Звонок классного руководителя или сообщение о том, что к ребенку накопились претензии, выбивает из колеи. А если родителей вызывают в школу не на разговор с классным руководителем, а к директору или на комиссию, тяжелый стресс всей семье обеспечен. У школы действительно есть масса рычагов давления на ребенка и на родителей, однако не надо поддаваться панике и наказывать ребенка. Надо разобраться в правах и обязанностях семьи и школы, а также путях их взаимодействия в образовательном процессе, чтобы выработать правильную линию поведения и действовать в интересах ребенка.

Разберем типичные ситуации, когда в школе возникают претензии к ребенку.

Из школы звонит классный руководитель и жалуется на ребенка

В большинстве школ любые претензии по ребенку принято сообщать классному руководителя и просить его принять меры. А он звонит родителям и сообщает о проблемной ситуации. Само по себе это неплохо и вполне человечно по сравнению с официальной перепиской в электронном журнале. Однако если классный руководитель использует свое положение для того, чтобы манипулировать родителями, либо проводит разговор некорректно, важно не делать резких движений.

Признаки манипулятивного или некорректного поведения во время звонка из школы:

  • Классный руководитель дает негативную оценку личности ребенка, а не его поведения. Например, называет его лентяем, а не сообщает о двойке.
  • Классный руководитель сообщает обобщенные выводы, а не приводит факты. Например, говорит, что ребенок не учится, а не просто плохо написал контрольную работу в конкретную дату по конкретному предмету.
  • Классный руководитель требует повлиять на ребенка, а не предлагает обсудить совместные действия. Например, требует обеспечить хорошее поведение, а не говорит о том, что он может сделать.
  • Классный руководитель упрекает родителей, указывает им на плохое исполнение родительской роли. Например, говорит о том, что они распустили ребенка и слишком много ему позволяют.

Что делать, если классный руководитель звонит и ведет себя некорректно?

  • Спросите его, что он уже сделал, чтобы улучшить ситуацию.
  • Уточните, правильно ли вы понимаете, что причина проблемы исключительно в семье.
  • Попросите рассказать о том, как обычно школа помогает неуспевающим ученикам.

Такие вопросы покажут учителю, что вы не собираетесь брать на себя полную ответственность за происходящее и хотите разобраться в ситуации.

  • Предложите учителю поискать совместное решение.
  • Избегайте обратных обвинений из серии “школа виновата во всем”.

Такая позиция даст понять, что вы готовы к сотрудничеству, а не позиции передатчика недовольства в адрес своего ребенка.

Вне зависимости от того, что натворил ребенок, насколько серьезны его проблемы, важно:

  • Избегать чувства вины. Подростковый возраст трудный, и школа не первый раз сталкивается с проблемами учеников. Даже если классный руководитель утверждает, что “такой ужасный ученик у нее впервые”.
  • Избегать позиции “орудия возмездия”. Школа забудет о вашем ребенке, а вам с ним всю жизнь жить. Отношения в семье дороже школьных проблем, а ребенку необходимо чувствовать, что родители — это крепкие тылы и готовы помочь.
  • Разбирайтесь в ситуации. Сообщите ребенку о разговоре нейтрально и выслушайте его версию происходящего, а не обвиняйте со слов учителя.

Что делать родителям, если их вызывают в школу

Если родителей вызвали в школу, важно понимать, что школа действует по алгоритму. Классный руководитель отчитывается о проделанной работе — вот и работает с семьей неуспевающего ученика, как положено.

  • Не начинайте ругать ребенка до того, как пообщаетесь со школой.
  • Помните о том, что учителя работают по алгоритму.
  • Используйте советы из предыдущего пункта, чтобы не поддаваться манипулятивному поведению.

Можно ли не ходить в школу, если вызывают?

Да, можно. Вы можете отказаться, но делать это нужно в официальной переписке через электронный журнал. Сообщите, что не можете прийти по семейным обстоятельствам или из-за работы и предложите письменное общение или разговор по видеосвязи.

Если вас вызывали неофициально, например, сообщением в мессенджер, можете ответить там же. Совсем другое дело, если вас официально вызвали на комиссию по неуспеваемости или из-за инцидента с ребенком. В таком случае отказываться без уважительной причины не стоит.

Как себя вести, если классный руководитель написал сообщение с претензией?

Некоторые классные руководители пишут родителям в мессенджеры жалобы на ребенка, которые заканчиваются словами “примите меры” или “разберитесь”. В ответ можно уточнить, какие именно меры классный руководитель считает адекватными или какие формы разбирательства он рекомендует. Попросите его проконсультировать вас по теме родительского поведения. Это четкий сигнал о том, что вы готовы именно к конструктивному диалогу, а не роли исполнителя.

Как реагировать на требование контролировать успеваемость?

Довольно часто учителя требуют от родителей следить за успеваемостью или повысить успеваемость ребенка. Однако успеваемость — это школьные отметки, которые выставляют сами учителя, поэтому на них вы повлиять не можете. Вы можете повлиять на обучение ребенка, выполнение домашних заданий или уровень знаний.

  • Уточните у учителя, что он имеет в виду. Например, правильно ли я понимаю, что вы просите меня улучшить оценки моего сына?
  • Настаивайте на совместных усилиях семьи и школы. Например, давайте обсудим, что вы и я можем сделать, чтобы у моего сына улучшились оценки.

Крайне важно помочь учителю правильно сформулировать его запрос и показать разницу между знаниями, оценкой, прилежанием. Это совсем разные вещи. Знания по предмету не всегда адекватны школьным оценкам и прилежанию. Ребенок, который выполняет все задания, может не знать предмет. Ребенок, получающий двойки за невыполненные домашки, может прекрасно разбираться в предмете. Проясните, в чем именно претензия учителя: ребенок не знает предмет, ребенок не выполняет обязательные работы? После этого можно обсудить конкретные совместные действия.

Что делать, если требуют объяснительную в школу

Объяснительная записка — это способ снять со школы ответственность за какое-то нарушение, которое совершил ребенок. Например, он опоздал или пропустил урок. Объяснительная записка, если что, доказывает, что школа отреагировала и провела воспитательную работу.

Объяснительную записку можно писать только в ответ на факт конкретного нарушения правил и объяснять причину. Этот документ не работает, когда речь идет об общей проблеме типа плохой успеваемости, или о ненамеренном поступке, типа двойки за контрольную.

Также от вас не могут требовать объяснительную по поводу поведения вашего ребенка внутри школы, потому что в этот период за ребенка отвечает школа.

Если от вас требуют объяснительную в нерелевантной ситуации, попросите оформить требование письменно. Если же речь идет о подходящей ситуации, например, опоздании или пропуске, ознакомьтесь с образцами в нашей специальной статье.

Что делать, если ребенка ругают на родительском собрании

Прилюдная критика ребенка на собрании недопустима. Родительские собрания существуют не для этого, а для информирования родителей и организационных мероприятий.

Если классный руководитель или кто-то из учителей начинает прилюдно высказывать негатив в адрес вашего ребенка на собрании, пресекайте. Спокойно скажите, что вы открыты для личного общения по поводу вашего ребенка. Отметьте, что другим родителям информация о вашем ребенке не интересна и не полезна.

Старайтесь не выражать свои эмоции в этой ситуации, но остановить происходящее необходимо. Подумайте о том, что все те негативные чувства, которые вы будете испытывать, когда о ребенке говорят негатив прилюдно, может привести к конфликту в семье, который вам совершенно ни к чему.

Что делать, если на ребенка написали докладную

Докладную записку пишут не на кого-то, а по поводу какого-либо происшествия. И писать ее может только сотрудник своему руководителю. То есть учитель может написать докладную записку о нарушении дисциплины на уроке и передать ее директору, заместителю директора по воспитательной работе и т.п.Ваш ребенок может упоминаться в этом документе, и это обяжет представителя администрации принять меры. Например, вызвать родителей в школу.

Поскольку докладная записка — это сообщение о происшествии, это повод для действия. Но не наказания, а выяснения обстоятельств с последующим принятием мер. То есть просто обвинить вашего ребенка никто ни в чем не имеет права. А вот пригласить на комиссию совета школы и прочего коллегиального — то есть с участием разных людей — органа, да, имеют право.

Что делать, если ребенка вызвали на комиссию в школе

В школах существуют комиссии, которые либо собираются экстренно по поводу серьезного происшествия, либо заседают по графику, чтобы рассмотреть накопившиеся за неделю или за месяц проблемы, типа: сигналы из детской комнаты милиции, неаттестация, систематические проблемы с поведением конкретного ученика и т.п. Эти заседания проводятся с ведением протокола. Протоколы включают в отчетность по работе комиссии.

И вот вас могут вызвать на комиссию, и это серьезно. По итогам заседания ребенка могут поставить на внутришкольный учет. Ему за это ничего серьезного не грозит — это формальность для отчета о проделанной воспитательной работе и дополнительные бумажки для классного руководителя. Но в самой процедуре приятного мало.

И вот здесь крайне важно вести себя правильно, чтобы поведение ребенка и ваши отношения как минимум не ухудшились.

Комиссия из-за плохой успеваемости

  • Когда ребенку угрожает академическая задолженность, его на комиссию не вызывают. Но если у ребенка неаттестация, то на заседание позовут ребенка и родителя.

Комиссия из-за плохого поведения

  • За систематические дисциплинарные взыскания, которые подтверждаются докладными записками, ребенка могут вызвать на комиссию и поставить на внутришкольный учет.

Комиссия из-за конфликта ребенка с учителем

  • Конкретный инцидент может разбираться на комиссии. Поводом опять же служит докладная записка учителя.

Комиссия из-за жалобы родителей на ребенка

  • Если кто-то из других родителей написал письмо на имя директора с жалобой на вашего ребенка, школа должна отреагировать в том случае, если в жалобе была информация об угрозе жизни и здоровью другого ребенка.

Вне зависимости от причины, вы имеете право настоять на том, чтобы комиссия вела работу правильно.

  • Изложила факты.
  • Ознакомила вас с документом, на основании которого вас вызвали.
  • Дать возможность ребенку высказаться и внести его мнение или объяснение в протокол.
  • Дать и вам такую же возможность.
  • Выработать решение и постановление — что делать? И утвердить это решение голосованием.
  • Ознакомить вас с протоколом под подпись и выдать заверенную копию по вашему требованию.
  • Если вы не согласны с постановлением комиссии, ваше мнение должно быть зафиксировано в протоколе.

Довольно часто просто того факта, что вы знаете о правилах работы комиссии и их обязанности получить с вас подпись на протоколе достаточно для того, чтобы заседание не было формальным, а решение — адекватным.

Что делать, если учителя отказываются учить?

Учитель, который заявляет, что не будет учить конкретного ребенка, действует на эмоциях, а не в правовом поле. Причины могут быть самыми разными: от конфликта с ребенком и родителями до невозможности работать с ребенком, которому требуются особые условия по состоянию здоровья или из-за особенностей интеллекта. 

Отказ работать с ребенком — безусловно сигнал неблагополучия. Однако и здесь нужно действовать не на эмоциях, а в интересах ребенка. Задача родителей и школы — разобраться в причинах и найти решение, а не погрязнуть во взаимных обвинениях.

  • Нужно четко определить и сформулировать в чем причина невозможности обучать ребенка в классе. Он не успевает по конкретному предмету? У него конфликт с конкретным учителем? 
  • Далее необходимо выслушать самого ребенка и его видение ситуации.
  • После этого выработать совместное решение.

В случае тяжелой неуспеваемости или заявлений учителя о необучаемости, нужно понять, как помочь ребенку.

  • Можно пройти ЦПМПК и установить необходимые особые условия для обучения ребенка. Возможно, ему требуется специальная программа обучения.
  • Можно провести независимую оценку знаний, если вы не согласны с оценкой учителем уровня знаний ребенка.
  • Можно потребовать разобрать конфликтную ситуацию при помощи школьного психолога.

Крайне важно не фокусироваться на конфликте взрослых а помнить, что образование ребенка и его благополучие — это главное.

Что делать, если требуют перевести ребенка в другую школу?

Требования перевести ребенка в другую школу незаконны. Другое дело, что на родителей могут давить, угрожая неаттестацией или оставлением на второй год.

Здесь необходимо действовать аналогично: прояснить претензии и попытаться найти решение в интересах ребенка.

Довольно часто родителей просят о переводе в школах, где предъявляются высокие требования к уровню знаний и академических способностей учеников. В этом случае, школа говорит, что ребенок “не тянет программу”. Можно пойти по пути проверки знаний ребенка согласно ФГОС. Например, пройти диагностику МЦКО и показать, что ребенок знает предмет на удовлетворительную оценку. Однако надо понимать, что у школы есть масса чисто психологических, неформальных способов оказывать давление на неугодного ученика. Поэтому нужно четко понимать: стоит ли бороться за место в школе, где ребенок никому не нужен? Не будет ли цена — нервы ребенка и ваши — слишком высока? Это сложно — признать, что вы правы, но подчиняетесь давлению. Но одна из задач родителей — не идти на принцип, а принимать решения в интересах ребенка и в реальной, а не идеальной ситуации. Поэтому иногда решение сменить школу бывает правильным.

В целом, какой бы ни был повод для негатива со стороны школы в сторону вашего ребенка, важно помнить о том, что отношения в семье важнее.

  • Сдерживайте порывы эмоций.
  • Сообщайте ребенку о фактах без оценок.
  • Выслушивайте его позицию.
  • Обсуждайте с ним варианты решения.

Такие действия помогают превратить любой школьный конфликт в шанс укрепить и наладить отношения с подростком.

В один не очень прекрасный день вам звонят из школы и говорят: «Завтра вы приглашены на беседу с директором». Или понурый школьник приносит записку примерно такого же содержания.

Первое желание, которое испытывает после этого родитель, — узнать, за что все-таки его вызывают. А еще хочется понимать, как себя вести в этой ситуации.

В законе «Об образовании» нет ни одного слова о том, при каких обстоятельствах можно вызвать в школу родителей ученика. Даже в уставах школ не всегда подробно прописаны эти обстоятельства.

Зато в этих документах на директора школы возлагается обязанность следить за соблюдением прав участников образовательного процесса. А поскольку законным представителем несовершеннолетнего являются его родители, все вопросы относительно нарушения прав решаются со взрослыми (не важно, ребенок нарушит чьи-то права или его права будут нарушены).


Чаще всего вызывают к директору по поводу поведения: срыва уроков, оскорбления учителей, драки, прихода в школу в измененном состоянии сознания, мелкого воровства, порчи школьного имущества.


Реже могут пригласить для беседы по поводу успеваемости, но сейчас, в эру мобильных телефонов, про оценки сообщают дистанционно. До директора доходит в исключительно вопиющих случаях, например, если классный руководитель подозревает, что ребенком пренебрегают или даже мешают ему учиться дома.

Вообще, в советах для учителей часто встречается рекомендация обсуждать с родителями не только уже случившиеся проблемы, но и те, к которым, по мнению педагога, идет дело. Занимаются этим, как правило, классные руководители.

Но если вызов к директору застиг вас внезапно, значит, дело серьезное.

Елена Б., учительница информатики в лицее, классная руководительница:

Директор — это всегда крайний вариант. Мне кажется, что при правильно организованной учебно-воспитательной работе, решить большинство вопросов можно между родителями, учеником и учителем.

Директор не должен заниматься мелкими ссорами, внешним видом учащихся и их тройками. Но если случилось действительно что-то из ряда вон выходящее, или имеется конфликт между несколькими сторонами — тут наступает время для вмешательства школьного руководства.

Если есть трения между учеником и учителем, директор выслушивает стороны и выступает арбитром. Если подрались, например, два школьника и их родители настроены воинственно, в кабинете у директора еще есть шанс погасить конфликт, не вовлекая в дело комиссию по делам несовершеннолетних, правоохранителей и суды.

Если вы не подозреваете директора своей школы в самодурстве (что делать, если подозреваете — напишем ниже), значит, повод для опасений есть, ситуация серьезная, и вмешательство необходимо.

Справедливости ради отметим, что ученика к директору могут вызывать и в качестве свидетеля какого-либо школьного происшествия. Тогда, если ребенок еще мал, вместе с ним позовут и родителей, чтобы он увереннее себя чувствовал, рассказывая, что произошло.

Выясните у ребенка, что произошло. Не надо сразу включать режим пожарной сирены. Может быть, Вася поругался с Марьей Ивановной из-за ее манеры преподавания, а ваша Маша все это видела и слышала. Может быть, ребенок облокотился на раковину в школьном туалете, а та рухнула и разбилась. Может быть, все играли в волейбол, а ваш случайно сломал товарищу очки, и теперь родители потерпевшего гневаются.


Не обязательно случилась катастрофа, помните об этом, когда будете расспрашивать ребенка.


Узнайте, почему вас приглашают для беседы, объясните ребенку, что вам нужна подробная и честная информация, чтобы иметь возможность его защитить.

Успокойтесь. Да, даже если случилось ЧП вселенского масштаба, все равно: успокойтесь. Многие родители, оказавшись в подобной ситуации, испытывают страх, чувство вины, злость, чувство родительского бессилия. Из глубин памяти выползают еще и ощущения школьника, вызванного на ковер. С этими чувствами справиться тяжело, но нужно.

Примените дыхательные техники, валериану, раскраску-антистресс, побейте боксерскую грушу, только не идите к директору во взвинченном состоянии. Во-первых, ваш диалог быстро станет неконструктивным. Во-вторых, вы можете не уловить самой сути претензий и проглядеть способ мирного урегулирования конфликта.

Подготовьте свои вопросы о произошедшем, которые вы хотели бы задать директору.

В разговоре держитесь вежливо, внимательно выслушайте все, что хочет сказать педагог. Если учитель или директор ведут себя чересчур эмоционально, корректно попросите их сбавить обороты.

Просите больше достоверных фактов и конкретики: «дерзко ведет себя на уроке» — расплывчатая формулировка, надо знать: ребенок закатывает глаза и фыркает или обзывает преподавателя бранными словами и уходит из класса.

Не отрицайте вину ребенка, но объясните мотивы его поступка. Если ребенок при разговоре присутствует, важно, чтобы он чувствовал, что вы на его стороне.

Не позволяйте оскорблять своего ребенка, даже если он очень виноват. Бранные слова, оскорбительные замечания и навешивание ярлыков — это то, чего не должно быть в разговоре ни с вашей стороны, ни с директорской.

Спросите, что вы можете сделать, какой реакции от вас ждет школа: возместить ущерб, провести беседу, обратиться к психологу.

Даже самый отъявленный хулиган будет беспокоиться и тревожиться после визита родителей к директору. Обсудите с ребенком все, что случилось, осудите его поступок, но не личность. Не скрывайте своих чувств, скажите, что расстроены и сердиты. Выясните, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию, перед кем придется извиниться, с кем — помириться, и как это сделать.


Если ребенок совершил что-то по незнанию, устраните пробелы в его образовании. Если ситуация имела материальные последствия, но была результатом случайности (например, история с раковиной) — объясните, что вы всецело на стороне ребенка, и не считаете, что он в чем-либо виноват.


Психологи утверждают, что самыми провальными родительскими тактиками будут отстранение и нападение. Отстранение — это когда родители не желают вникать в ситуацию, и скидывают решение проблемы на ребенка. «Не важно, что там произошло, мы хотим, чтобы нас не дергали», — транслируют такие взрослые. Люди вообще не любят, когда на их проблемы всем начхать, а особенно не любят этого дети. Ребенок вместо исправления ситуации может еще больше ухудшить свое поведение, чтобы на него наконец обратили внимание.

Нападение — это когда родители сразу же обвиняют во всем случившемся ребенка и встают безоговорочно на сторону школы. Результатом таких действий может стать не только потеря доверия между ребенком и родителями, но и «потеря» всех последующих записок с приглашениями на беседу с директором.

Да. Никаких документов, обязывающих вас являться в школу по просьбе ее руководства, не существует. Если повод кажется вам мелким, а времени на визиты действительно нет, попытайтесь обсудить проблему по телефону. Если вашего ребенка вызывают в качестве свидетеля, и он не против сходить один, — пусть идет. Но если ситуация серьезная, визит к директору зачастую является последним шансом не попасть на учет в комиссию по делам несовершеннолетних

Школа и родители — не враги друг другу. Обычно если родителей приглашают для беседы, значит, надеются разрешить конфликт мирным путем. Однако если в кабинете директора вы сталкиваетесь с оскорблениями, явным нежеланием слушать ваше мнение, отсутствием внятных предложений по решению проблемы — вы и ребенок не обязаны этого терпеть.

В книге «Учителя и ученики: права и обязанности» Любови Духаниной говорится, что школа не вправе не допустить ребенка до занятий, если он нарушил установленные требования к внешнему виду. Это можно рассматривать лишь как основание для применения мер педагогического воздействия.


То есть если ребенка не пустили на уроки из-за его одежды, прически, украшений, маникюра — это уже повод жаловаться.


Основанием для жалобы на директора школы может быть: предвзятое отношение к учащемуся, грубость и оскорбления, применение физической силы по отношению к учащимся, ошибки в обучении (не по программе, школьники не усваивают необходимые знания в рамках избранной программы), поборы, или вопиющее бездействие (например, в ситуации буллинга).

Родители, столкнувшиеся с произволом со стороны директора школы, могут подать на него жалобу в департамент образования, прокуратуру (если были нарушены права человека, применено насилие, оскорбления), или министерство образования.


Ситуации, когда в школьном конфликте плохо проявил себя не ребенок, а директор случаются сплошь и рядом. Например, директор и завуч отчитали девочку за синий цвет волос. Мальчика не пустили на уроки, а вместо этого отправили к психологу и все потому, что он собирал в хвост длинную челку. А еще в сельской школе директор порвал мальчику ухо, выдергивая из нее серьгу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти страничку друга в одноклассниках
  • Как найти 100 процентов от процента числа
  • Как найти осьминога на дне
  • Как найди хорошего психолога
  • Как в телефоне найти подписки яндексе мои