Как составить развернутый конспект урока

Методические рекомендации

«Как правильно составить план-конспект урока»

План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Основные принципы планирования

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1.  Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип непрерывности предполагает, что:

  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

  • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
  • низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5.  Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект урока — это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.

Шаг II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

— дать представление о…;

— обобщить и систематизировать знания о….;

— познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

— выработать навыки (например, анализа лирического текста).

• Воспитательные:

— воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг III. Планируемые задачи

Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Шаг V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Полезная информация:

 https://videouroki.net/razrabotki/triebovaniia-k-oformlieniiu-konspiektov-po-fgos.html 

https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления)

«Как  правильно
составить план-конспект урока»

План – конспект
это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей,
деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и
действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это
функция, одним из аргументов которой является время.

Основные
принципы планирования

Еще А. Файоль
определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами
хорошей программы действий.

1.  Принцип
единства
предполагает, что планирование в организации должно иметь
системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных
элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие
цели.

Элементами
планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и
отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип
участия
тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что
каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо
от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен
привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование,
основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип
непрерывности
предполагает, что:

  • процесс
    планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках
    установленного цикла;
  • разработанные
    планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену
    первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий
непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом –
компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания
процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части
года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип
гибкости
связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и
процессу планирования способности менять свою направленность в связи с
возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления
принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить
изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы
обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют
определенные пределы резервов планирования:

  • резервы,
    заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы
    окажутся неточными;
  • низкие
    резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры
    деятельности фирмы.

5.  Принцип
точности
означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью
точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами,
планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой
позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект
урока 
это отражение творческой мысли
учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение
основ знаний.

Содержание
уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные
принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы
должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать
в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала.
Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе
конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание
каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно
пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый
конспект.
Все пункты схематически-планового
конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны
дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3
предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и
отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и
терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть
там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта –
задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая
цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую
информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все
остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты,
тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом
используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете
глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных
сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы
переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление
плана-конспекта урока, как основа  деятельности педагога. Подробный,
развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит
время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура
урока помогает  удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план
отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов
урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура
зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся.
План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для
самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования
предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг  1.
Тема урока

Тема урока всегда обозначена в
поурочном годовом плане и  переносится из тематических планов, должна быть
конкретная, ясная и  определенная.

Шаг  II.
Цели урока

Современная методика не требует
разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым
учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить
цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это
могут быть такие цели, как:

— дать представление о…;

— обобщить и систематизировать
знания о….;

— познакомить учащихся с (понятием,
правилом, фактами, законом и т.д.)

— выработать навыки (например,
анализа лирического текста).

Воспитательные:

— воспитывать в учащихся чувство
патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус,
этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь
указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию,
мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность.
Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной
развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою
точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг  III.
Планируемые задачи

Обозначается  минимум тех знаний и
умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи
стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые
обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV.
Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но
для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или
вы нацелены провести нестандартный/комбинированный  урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым
материалом.

Формы: беседа, проблемный урок,
лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН,
путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний
и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков
закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие
мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и
систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по
желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные
работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги
или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном
уроке.

Шаг  V.
Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет
использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции
картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI.
Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание
учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это
помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить
классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные
уроки.

3. Актуализация знаний учащихся
по теме.
Этот этап не обязателен, но весьма популярен
в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на
восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на
уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели
урока.

Например, прослушивание композиции
П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает
учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей
урока.
Учитель может сам обозначить тем и цели урока.
А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления
кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в
зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к
сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для
учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми,
какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может
выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В
последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов.
В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на
конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока.
Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или
выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание,
что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего
задания.

Современная методика рекомендует
помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного
уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не
просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по
теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать
«изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание,
необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет
способствовать заинтересованности учащихся.

План-конспект урока – «альфа» и «омега» деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Содержание:

  1. Тема урока
  2. Цели урока
  3. Планируемые задачи
  4. Вид и форма урока
  5. Оборудование
  6. Ход урока

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема «Биография А. Пушкина» в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели.

Это могут быть такие цели, как:

  • дать представление о…;
  • обобщить и систематизировать знания о….;
  • познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
  • выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

  • воспитывать в учащихся чувство патриотизма,
  • гуманности,
  • трудолюбия,
  • уважения к старшим,
  • эстетический вкус,
  • этические нормы,
  • дисциплинированность.

Развивающие.

Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся:

  • память,
  • фантазию,
  • мышление,
  • познавательное умение,
  • волю,
  • самостоятельность,
  • коммуникативность.

Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.

Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки.
Формы свободные, так как задействованы два и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков.
Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.
Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков. Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме.
Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока. Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока.
Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов.
Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок.
Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации:
Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Что это такое? Разработка конспектов уроков – это обязательная часть подготовки независимо от того, где она проводится. И даже если занятия по данной теме уже пройдены, работа с новой группой может потребовать дополнений.

Как составить? При подготовке необходимо учитывать, чтобы материал соответствовал требованиям ФГОС. Как же разработать конспект урока, чтобы он отвечал правилам и при этом не терял качества и эффективности обучения?

Оглавление:

  1. Что такое конспект урока
  2. Основные требования к разработке конспекта урока
  3. 4 составляющих конспекта урока
  4. Советы по разработке конспектов уроков

Что такое конспект урока

Прежде, чем педагог приступит к занятию, он формирует календарно-тематический план. Затем по каждому уроку он отдельно составляет конспект — то, на что сможет опираться при подготовке учебного материала и непосредственно во время работы с детьми. Этот план оформляется определенным образом и впоследствии может использоваться, как шаблон наработки для других занятий или даже предметов.

Что такое конспект урока

В процессе разработки конспекта урока педагогом учитывается следующее:

  • Длительность занятия: 45 или 90 минут.
  • Особенности и возможности учеников: возрастные, личностные, интеллектуальные, индивидуальные, уровни развития знаний, умений и навыков. Эти критерии педагог оценивает лично на протяжении всего процесса общения с детьми.
  • Требования ФГОС: цели, задачи и методы урока в рамках предмета, материально-техническое обеспечение, соответствующая литература. Помимо них в конспекте раскрывается ход занятия и формы контроля знаний.
  • Учебная программа: количество обязательных часов на освоение предмета и самостоятельное закрепление, формирование по этим данным КТП на год/ четверть/ семестр, подбор литературы и т.д.

Права педагогических работников образовательного учреждения

Конспект занятия является подспорьем, которое помогает педагогу в реализации целого спектра задач. Для простоты восприятия он оформляется по определенным стандартам и позволяет провести самоанализ как при подготовке, так и по окончании урока. Задачи, которые помогает реализовать такой план: активизация и определение вектора ученической деятельности, помощь в понимании и закреплении, повторении материала (в школе и дома) и т.д.

Основные требования к разработке конспекта урока

Умение составлять план к каждому занятию является обязательным умением для педагога независимо от того, чему он учит. Разработка конспекта уроков существенно упрощает образовательную деятельность, экономит время для работы с детьми, помогает структурировать процессы. В связи с этим студентов педагогических направлений еще перед выпуском в обязательном порядке обучают составлению таких планов.

Умение писать конспекты по итогу показывает способность специалиста собирать, анализировать и преподносить информацию. Также по нему можно понять, насколько хорошо педагог умеет распределять рабочее время и укладываться в сроки, так как это важно для выполнения КТП.

Разработка плана-конспекта подчинена определенным требованиям, которые варьируются в зависимости от типа урока и есть во ФГОС. Учебных стандартов несколько, для разных предметов и типов образовательной деятельности они свои. Утверждает их Министерство образования. Каждый урок должен соответствовать своей теме, определенной учебным планом, быть направленным на реализацию 3 видов задач (о которых говорилось выше) и иметь понятную структуру.

конспект урока

Формирование конспекта должно опираться на:

  1. Требования актуальной образовательной программы.
  2. Годовой КТП.
  3. Особенности конкретной учебной ситуации.

План занятия должен быть четким и последовательным, кратким и вместе с тем отражать суть каждого действия. Для этого ему придается определенная структура. Рассмотрим подробнее ее элементы.

Первая составляющая, от которой зависит тип урока — цель. В ее роли могут выступать:

  • Усвоение нового материала.
  • Его закрепление.
  • Отработка посредством повторения изученного.
  • Систематизация и обобщение знаний и умений.
  • Контроль усвоенного при помощи различных средств.
  • Коррекция знаний, умений и навыков.

Наряду с целью конспект урока содержит в себе и другие обязательные элементы. Они определяются государственными стандартами. Так, в нем обязательно должны раскрываться:

  • Тема занятия. Она должна быть четкой и конкретной, соответствовать актуальному КТП, отражать информацию и терминологическую базу, которую детям надлежит освоить на текущем уроке.
  • Цель занятия. Определяется, исходя из места урока в учебном плане и самого предмета. Реализует сразу 3 функции: образовательную, развивающую и воспитательную.
  • Ход занятия. В этом блоке поэтапно пошагово расписывается деятельность педагога и учеников, приводится текст заданий и вопросов на проверку знаний.
  • Дополнительные занятия: в конце урока и для самостоятельного изучения дома.
  • Блок повтора: содержит вопросы и примеры всех задач, направленных на закрепление усвоенного материала.

Конспект урока

Конспект урока должен опираться на длительность занятия и учитывать нагруженность учеников информацией. Важно, чтобы даже в условиях дефицита времени с его помощью педагог мог дать детям ключевую информацию и помочь разобраться с ней. Задание, даваемые на дом и для самостоятельного изучения, рекомендуется делать соразмерными и посильными для учеников.

4 составляющих конспекта урока

Тема урока

Определяется согласно месту в календарно-тематическом плане. Тема должна быть краткой и емкой. Например, «Действия с десятичными дробями», если речь идет о математике, или «Виды предложения по цели высказывания», если о русском языке.

Исходя из формулировки, становится понятно, какую информацию дети будут изучать на занятии. При этом тема может звучать и иначе, все зависит от того, какие задачи стоят перед педагогом при работе со школьниками в конкретный момент.

Задача урока

Отображает то, зачем проводится занятие. По ней можно понять, что главное должны получить дети в ходе урока: отработку умений, усвоение нового материала или иное. При этом задача состоит из 3-х частей, так называемых подзадач. Это:

  • Образовательная. Предполагает подачу и усвоение классом нового учебного материала, формирование навыков и причинно-следственных связей между объектами и модулями.
  • Развивающая. Состоит в активизации у школьников познавательного интереса и стремления к работе учебным материалом.
  • Воспитательная. Выражается в прививании детям морально-нравственных и этических норм, развитии личностных качеств. Например, в математике это — уважение к данной дисциплине и понимание необходимости знания формул в реальной жизни. Урок русского языка поможет ценить богатство родной речи и учиться им пользоваться. Тема «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» направлена на формирование патриотизма.

Ход урока

Главная часть конспекта. В ней подробно расписываются по шагам деятельность педагога и учащихся, разбираемые задания, рассматриваемые вопросы.

Главная часть конспекта

Зачастую ход урока включает в себя следующие этапы:

  • Приветствие учителя и класса.
  • Блок повторения ранее изученного материала посредством короткого опроса отдельных школьников или всех присутствующих.
  • Проверка выполнения заданий для самоподготовки (домашней практики).
  • Изучение нового материала через лекцию.
  • Закрепление полученных знаний посредством пересказа, повторения, выполнения заданий.
  • Подведение итогов занятия.
  • Объявление домашнего задания.

Необходимо отметить, что представленная структура не является обязательной и может быть выражена в иной форме, как того требуют тип и задача конкретного занятия.

Например, чтение параграфа для пересказа предполагает, что урок ориентирован на закрепление у школьников умения работать с информацией. В таком случае этап объяснения нового материала заменяется на самостоятельную работу с текстом.

Предполагается, что каждое действие учителя и учеников сопровождается кратким описанием и пояснением. Например, какой именно параграф и сколько времени будут изучать дети, с помощью каких методов будет осуществлена проверка усвоения и какие технологии, средства применяются в ходе занятия.

Также в конспекте урока отображаются инструменты, используемые педагогом. В зависимости от типа занятия и предмета это могут быть доска (для мела или маркера), указка, мел, компьютер с периферией, лабораторные материалы и техника (если речь идет о химии, физике, биологии), раздаточный материал и т.п.

Домашнее задание

Отношение детей к этой части образования своеобразное. Домашнему заданию обязательно нужно уделять время, а предметов несколько. Помимо этого, есть дополнительные занятия, на которые тоже нужно ходить. После всего появляется логичное желание отдохнуть. Вот только в сутках лишь 24 часа, поэтому часто из-за объемных домашних работ приходится чем-то жертвовать. Чаще всего свободным временем.

Домашнее задание

Для того чтобы ребенок не уставал от постоянных перегрузок, необходимо, чтобы домашнее задание было соразмерным и посильным. Также оно должно: помогать закреплять новые знания или навыки, а не занимать время; быть логичным в соответствии с темой последнего занятия и понятным, а также верно понятым; по размерам не превышать 1/3 от общего объема.

Из всего вышесказанного возникает впечатление, что план-конспект должен занимать многого листов и быть, несмотря на краткость, длинным. В действительности все не так. На самом деле стандартные конспекты занимают 1-2 листа альбомного формата и редко выходят за рамки указанного объема.

Этот «стандарт» выведен на практике и является рекомендуемым, но не обязательным. Если занятие представляет собой контрольную работу, то варианты тестов оформляются приложением к плану.

Советы по разработке конспектов уроков

Занятие может стать более интересным, если грамотно к нему подготовиться. Для этого ниже приведены полезные рекомендации.

Советы по составлению конспекта

Советы по составлению конспекта:

  • Сформируйте опорный список из определений и понятий. Впоследствии можно надиктовать его ученикам, чтобы помочь им закрепить материал.
  • Заранее определите, как будете подавать материал: через лекцию или отведете на самостоятельное изучение. Возможно, разделите информацию на части. В таком случае пропишите, в каком виде дети познакомятся с каждой из них и когда (например, если тема большая и понадобится 2-3 урока).
  • Выберите цель и формат урока. Например, изучение материала через просмотр учебного фильма или проверка знаний посредством лабораторной работы.
  • Добавьте в конспект оригинальный элемент, который привлечет внимание: наблюдение, высказывание, интересный факт, эпиграф (литература, МХК). Обдумайте форму контроля знаний (устный/ письменный опрос или иное).
  • Запланируйте дополнительные задания на случай, если дети быстро справятся с уже выданными.
  • Проверьте готовый план и проставьте метки времени, которое понадобится на каждый этап урока. Снова проверьте себя. Если этап слишком громоздкий, уберите из него лишнее, а если кажется, что короткий, — добавьте заданий.
  • После урока сверьтесь с конспектом и проведите быстрый самоанализ. Выделите наиболее успешные этапы и отметьте слабые места, нуждающиеся в доработке.

Разработка конспекта уроков — обязательная составляющая образовательной деятельности каждого педагога. Она помогает упростить подготовку к занятиям, структурировать ее и освободить больше времени для занятий с детьми, показать уровень организованности учителя и глубину понимания ими предмета.

Другими словами, разработка поурочного плана — это один из обязательных и востребованных инструментов практики учителя.

Развёрнутый план-конспект урока

1. Тема урока: Работа над ошибками.

2. Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

1. Работа над различными видами ошибок.

2. Выработка умения самостоятельно объяснять допущенные ошибки.

З. Формирование орфографических и пунктуационных навыков.

4.Развитие языкового чутья и вкуса.

Задачи:

— создать условия для формирования у учащихся практического умения выполнять работу над ошибками в соответствии с программными требованиями;

— организовать исследовательскую деятельность учащихся;

— учить учащихся работать по алгоритму;

— отрабатывать навыки графического обоснования орфограмм;

— формировать коммуникативные умения;

— развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

Индивидуальные распечатки текста сочинения

Плакат с текстом (на доске).

Ручки, карандаш.

Компьютер, проектор, экран для показа слайдов.

План урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме (работа в паре)

5. Физкультминутка — игра

6. Работа над темой урока

7. Итог урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и

самоанализ

1. Организационный момент

-Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок!

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно дается вам учение!

— Доброе утро, дети!

— Какое у вас настроение?

— Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что такое настроение сохранится у вас до конца урока.

— Проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: все ли в порядке, на месте ли ручка, книжка и тетрадка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

-актуализирую требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

— создаю условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, готовность к обучению, отношение к учению.

2. Актуализация

Результаты сочинения.(Ознакомление с оценками)

-Самой удачной работой можно считать…/Послушаем/

-Понравилось сочинение?

-Вот так можно написать, если внимательно, старательно работать на уроке. Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.

Слушают

Да

— обеспечить мотивацию и готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.

Учителю уместно просить разрешения у тех уч-ся, сочинения которых он желает зачитать вслух. Это должны быть самые удачные тексты, чтобы не вызвать неудовольствие и агрессию со стороны учеников.

Разнообразные виды работы во время тренингов – это хороший способ всем учащимся усвоить материал.

2. Сообщение темы и целей урока

— Имеем ли мы право допускать ошибки?

— В народе говорят, что на ошибках учатся. Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

Для чего нужно выполнять работу над ошибками?

– Сегодня на уроке мы будем выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

— Да. Мы ещё учимся. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

— Нет, не имеем, потому что мы учимся, учитель нам всё объясняет, а в учебнике есть правило. Нужно стараться быть грамотными.

— Чтобы больше не допускать ошибок.

Закрепляю умение определять цель деятельности на уроке

Создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

3. Работа по теме.

(работа в паре)

Перед вами на партах лежат распечатки текста. У меня на доске – увеличенный вариант. Исправления будем вносить на этих листах зеленой пастой.

Итак, покажите мне, что Вы готовы работать.

Предлагаю работать в паре.

(Приложение №1)

— Прочитайте предложения. Правильно ли они построены? В чём ошибка? Как составить предложения правильно? (приложение №1)

— Прочитайте 3 и 4 предложения. Все ли здесь хорошо? Какое слово повторяется и в 3, и в 4 предложении?

— Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже

— А если объединить эти два предложения? Что для этого надо сделать? Что получилось?

— В какой головной убор положил ежа Гена?

Подберите синонимы к этому слову

— Прочитайте 7 предложение. Замените фразу « перестал бояться» одним словом.

— Прочитайте 8 и 9 предложения. Все ли здесь в порядке? Какое слово повторяется? Как можно исправить?

— Прочитайте 5 предложение. Вам понятно, кому мама дала поесть? Ежу или Гене?

— Как исправить недочет?

— Что за текст у нас получился? (записывает текст на доске).

Слушают задания. Работают на карточках в парах. Читают текст сочинения.

-Дети предлагают свои варианты, исправляют ошибки на листочках.

— Повторяется слово ёж.

— Заменить слово «еж» в 4 предложении местоимением «его»

— Соединить при помощи союза – И.

Читают

— В кепку

— кепка, шляпа, шапка, панама

— Привык

(исправления вносятся в текст сочинения)

Варианты записываются, затем вносятся изменения

— Нет

-Ежу

— Ответы детей

делаются исправления в тексте

— создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

— извлечение необходимой информации, определение основной информации.

— способствует развитию мышления и умения правильно выражать свои мысли.

— согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

4. Физкульминутка-игра

— Сейчас немного отдохнем. Встаньте, вытяните руки вперед перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем —лет— ,вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

(Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет).

— Молодцы! Сядьте за парту..

Учащиеся выполняют

двигательные действия, направленные на развитие пространственного восприятия

Снять утомление и активизировать детей к дальнейшей работе.

5. Работа над темой урока

Деление текста на абзацы. Посмотрите внимательно на первую картину. Какие предложения из текста к ней относятся? Прочитайте. Обозначьте римской цифрой I. (аналогично по остальным картинкам).

Запись исправленного текста на слайде.

1)На слайде слово БАССЕЙН.

-На какое правило это слово?

-Что мы знаем о словарных словах?

-Найдите в своём тексте словарные слова и выпишите их. Есть ли у вас затруднения?

2) На слайде слово ГРУСТНАЯ.

-Назовите орфограмму.

-Какой согласный здесь не произносится?

-Как это проверить?

-Поднимите руку те, у кого в тексте есть слова на данную орфограмму. Продиктуйте эти слова всем остальным. Остальные запишут эти слова, подберут к ним проверочные слова, а также слова-синонимы.

3) На слайде слово книжками.

— Как мы проверяем правописание звонких и глухих согласных?

-А как мы проверим это слово? Найдите в тексте пример на это правило. Подберите еще один пример сами. Составьте предложения с этими словами.

— Дети высказывают свои варианты

-Это словарное слово.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Взаимопомощь учащихся.

-Непроизносимый согласный.

-Подобрать проверочное слово (грустит)

Коллективная работа учащихся под руководством учителя.

— Нужно изменить слово так, чтобы за согласным следовала гласная.

Индивидуальная работа

разобрать знакомые уч-ся орфограммы, на которые были допущены ошибки в сочинениях, напомнить правила проверки слов с орфограммами.

Формулировка правил активизирует словарный запас уч-ся, развивает мыслительные процессы, формирует умение анализировать.

-уметь пользоваться правилами написания слов, основываясь на алгоритм; находить ответы на вопросы, используя памятку

6. Итог урока. Рефлексия.

Мы учились рассуждать в ходе работы над ошибками в словах и в предложении. Учились графическому комментированию.

Оцените свою работу на уроке.

Если вам было легко работать, вы не испытывали затруднений, поднимите сигнал красного цвета.

Поднимите зелёный сигнальчик, если в работе были затруднения, но она была интересна вам; вы легко нашли решение проблем. Поднимите синий, если вы с трудом справились с заданием и не получили удовлетворения в работе.

Оценивание деятельности на уроке. Оформление символов на полях тетради.

Рефлексия, проведенная в конце урока, позволяет оценить работу учащихся, выявить вопросы и вовремя их разобрать, а так же на эмоциональной ноте закончить урок, что способствует повышению желания учиться.

7. Домашнее задание

Дома вы будете выполнять самостоятельную работу над ошибками, используя «Памятку». (Приложение №2)

Приложение 1

Текст сочинения: Дети ходили в лес за земляникой там они увидели ежа. Гена палочкой вложил ежа в шапку. Он принес ежа домой. Мама дала ему поесть он испугался и залез под кровать потом еж перестал бояться. Он пил молоко он ел хлеб и не боялся. Дети пошли в школу Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Текст после исправления для дальнейшей работы

Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4. Он принес ежа домой. 5. Мама дала ему поесть. 6. Он испугался и залез под кровать. 7. Потом еж перестал бояться. 8. Он пил молоко. 9. Он ел хлеб и не боялся. 10. Дети пошли в школу. 11. Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Приложение 2

Работа над ошибками.

1.Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

3.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

Например: ОСИ – НА.

4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: дочка, речка, мощный.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

8.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.

9.Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

10.Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

11.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Например: Полетели, посмотрели, потянули.

12.Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

14.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

15.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.

Например: Съезд, объём.

16.Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

17. Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

18.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

19. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

22.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

на полянке (на земле, 1 скл.)

24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

беречь (что делать?)

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку 2123
  • Как составить план прибыли на год
  • Как найти сторону если известен радиус окружности
  • Как найти азимут картинки
  • Как найти пенсионный налог