Как составить развернутый ответ по обществознанию

ОГЭ по обществознанию возглавляет рейтинг экзаменов на выбор среди выпускников девятого класса. По популярности его обгоняют только тесты по русскому языку и математике, но они обязательны для всех учеников. В статье разберем типовые задания из ОГЭ по обществознанию за 2018 год. В 31 вопросе сконцентрированы темы обширного курса, которые школьники изучали с пятого по девятый класс.

В первом блоке выпускник столкнется с длинным списком заданий – тестовая часть экзамена включает 25 вопросов. Ответы записываются одной или несколькими цифрами.

Разбор типовых заданий 1 и 2 части ОГЭ по обществознанию

Во второй части будет больше пространства для размышлений, потому что вопросы этого блока требуют развернутого ответа. Для начала школьник прочтет предложенный текст. Чтобы найти ответ, нужно:

  • уметь вычленить нужную информацию из текста;
  • развернуть и раскрыть отдельные идеи, опираясь на примеры;
  • уметь на практике применить знания, полученные при изучении школьного курса обществознания;
  • проанализировать предложенные ситуации, опираясь на свой опыт;
  • сформулировать и выразить точку зрения.

Ответы второго блока записывают на отдельном листе. При необходимости ученик использует черновик, не переживая, что записи повлияют на конечную оценку – они не учитываются экзаменаторами.

Чтобы получить максимальный балл, нужно внимательно читать условия заданий. Иногда выпускник проделывает лишнюю работу: вместо трёх элементов выделяет четыре или больше, либо, наоборот, оставляет задачу с неполным ответом.

Эти факторы влияют на результат экзамена.

Разбор заданий из части 1

Теперь приступим к разбору типовых тестовых заданий из первой части ОГЭ по обществознанию.

Задание 1

Главной темой является общество, взаимодействие с окружающей средой, основные сферы общественной жизни. Ученик должен помнить определения, признаки, основные сферы (экономическая, социальная, политическая, духовная), проблемы и формы взаимодействия с природой.

Разбор типового задания 1 ОГЭ по обществознанию по глобализации общества

Какой процесс характеризует развитие общества на современном этапе:

  1. Индустриализация
  2. Модернизация
  3. Глобализация
  4. Механизация

Сначала разберемся, какие процессы перечислены, вспомним их исторический контекст.

  • Индустриализация – процесс стремительного перехода от традиционного общества, выражающийся развитием науки и техники, преимущественно в металлургии, машиностроении, энергетике.
  • Для модернизации характерен переход общества от аграрного типа к индустриальному, она проникает во все сферы развития общества, не только промышленность.
  • Глобализация – это долгий всеобъемлющий процесс, подразумевающий интеграцию во всех сферах жизни мирового сообщества.
  • Механизация – смена инструментов ручного труда средствами машинного труда. Это основная черта научно-технического прогресса.

Из вышеперечисленных процессов только пункт 3 соответствует современному этапу развития общества.

Задание 2

Задание отражает современный взгляд науки на биологию и социальные проявления человека. Он посвящен свойствам личности, видам деятельности, взаимодействию с природой; общению, конфликтам; этапам прохождения социализации; типам мышления; признакам социальных групп.

Александра узнала, что ее сестра Ольга пригласила в ресторан всех своих родственников кроме нее. Она не стала разбираться в причинах такого поведения, но перестала общаться с Ольгой. Назовите способ поведения в межличностном конфликте, который выбрала Александра?

  1. Сотрудничество,
  2. Компромисс,
  3. Приспособление,
  4. Уход от конфликтной ситуации.

Разберемся в каждом из перечисленных понятий:

  • Сотрудничество – выход, удовлетворяющий в равной степени всех участников конфликта.
  • Компромисс подразумевает, что стороны хоть и достигли цели, но для этого пришлось идти на уступки.
  • При приспособлении только одна сторона конфронтации согласна уступить, она жертвует своим мнением ради цели.
  • При выборе способа №4 герой не высказывает свое мнение, не согласен идти на уступки – он покидает проблемное поле, не пытаясь разрешить конфликт. В приведенной выше ситуации произошел уход от конфликтной ситуации, ответ 4.

Задание 3 и 4

Тема вопросов – снова «Общество и человек». Экзаменаторы проверяют знания учеников в сферах из предыдущих двух пунктов, но на более глубоком уровне. Условия этих задач по формулировке и тематике схожи. Здесь встречаются вопросы про влияние общества на природу, сферы общественной жизни, типы обществ, виды социального прогресса, категории нравственности:

Геннадий – пожилой человек низкого роста, у него светлые волосы, зеленые глаза и вспыльчивый характер. Это характеризует Геннадия как:

  1. Личность,
  2. Друга,
  3. Индивида,
  4. Индивидуальность.

Найдем различия между заявленными понятиями.

  • Если бы герой характеризовался как личность, то его бы описывали, упоминая социальную позицию и черты. Например, что он убежденный консерватор или работает преподавателем математики в университете.
  • Индивид – отдельная особь человеческого рода, характеризующаяся природными особенностями. К ним мы отнесем рост, цвет кожи, глаз, характерные черты поведения.
  • Индивидуальность – это сумма всех качеств, биологических и общественных, отличающих его от остальных. Этот признак не рождается с человеком, а приобретается и видоизменяется в процессе всей жизни.

Геннадий охарактеризован как индивид – в условиях описываются исключительно природные особенности.

Задание 5

Задание посвящено науке, религии, культуре, образованию и нравственным аспектам жизни человечества. Ученику нужно вспомнить определения, относящиеся к темам, повторить различия между разными ступенями образования, понимать цели науки, искусства, религии, образования, их различия.

Назовите отличие науки от морали, религии, искусства.

  1. Преклонение перед потусторонними силами,
  2. Опора на представления о добре и зле,
  3. Использование художественных образов,
  4. Стремление получить истинное знание.

Анализируем каждый вариант, опираясь на определения упомянутых понятий.

  • Преклонение перед неизведанным характерно для религии.
  • Категориями добра, зла оперирует мораль.
  • Создание, развитие художественных образов – искусство, тяга к истинному знанию присуща науке.

Ответ: 4.

Задание 6

Вопрос проверяет, усвоил ли девятиклассник темы религии, духовного развития. Здесь снова нужно согласиться или опровергнуть два суждения.

Какое из приведенных ниже суждений об искусстве соответствует правде?

А. Основной признак искусства – оперирование фактами.
Б. Искусство выполняет функцию познания мира.

  1. Верно суждение А,
  2. Верно Б,
  3. Оба утверждения соответствуют правде,
  4. Оба суждения ложные.

Обозначим признаки искусства. Для него характерно творческое переосмысление реальности, которое опирается на индивидуальное восприятие мира. Факты в мире искусства не нужны, они используются в другой сфере – науки. Вывод: суждение под первым номером неверно. Для анализа второго утверждения нужно уверенно ориентироваться в функциях искусства. Одной из главных считается функция познавания, ведь искусство помогает посмотреть на мир через художественные образы. Поэтому второй ответ соответствует действительности.

Задания 7, 8, 10

В этих заданиях выпускники анализируют понятия предпринимательства, денег, зарплаты, налогов и функций государства в области экономики. Тут уместно повторить понятия из сферы предпринимательства и налогообложения.

Субъект налогообложения – это

  • увеличенная зарплата,
  • частное предприятие,
  • имущество гражданина,
  • научное исследование.

Проанализируем значение двух слов: объект и субъект.

  • Субъект – это тот, кто совершает действие,
  • Объект – то, с чем оно совершается и на что направлено.

Сделаем вывод, что субъект налогообложения – это тот, кто платит налоги. Из списка к категории субъектов относится только частное предприятие.

Задание 9

В данном задании объединяются темы, связанные с экономическим развитием общества. В нем описывается жизненная ситуация, после – обозначается проблематика и дается четыре варианта ответа. Верным будет только один предложенный вариант.

В республике У производство всех видов шоколадных батончиков поделено между шестью компаниями. Большие корпорации поглощают маленькие и в других областях производства. Этот процесс называется:

  1. Стандартизация,
  2. Национализация,
  3. Приватизация,
  4. Монополизация.

Снова обратимся к терминам.

  • Национализация – трансформация компании из частной в государственную.
  • Приватизация – обратный процесс. В предложенной ситуации не описано процессов перехода от одних собственников к другим, поэтому эти варианты неактуальны.
  • Стандартизация – работа по внедрению одинаковых норм и правил для всех.
  • Монополизация определяется наличием нескольких компаний-гигантов, которые поглощают малые. Они устанавливают контроль над рынком товаров или услуг, не позволяя появляться новым участникам рынка и не давая возможности выбирать покупателям. Такой процесс происходит в республике У. Ответ – 4.

Задание 11

Пункт в списке тренировочных заданий ОГЭ по обществознанию за 9 класс посвящен семье и социальной структуре общества. Здесь ученики демонстрируют знания социальных групп, функций семьи, общественных норм, ценностей, специфики отношений между поколениями, нациями.

Разбор типового задания 11 ОГЭ по обществознанию по социальной структуре общества

Семья Поляковых состоит из папы, мамы, дочери, которая ходит в детский сад, и сына-школьника. К какому типу можно отнести эту семью?

  1. Многопоколенная
  2. Традиционная
  3. Патриархальная
  4. Нуклеарная

Специалисты выделяют несколько вариантов классификации семьи. Например, они бывают:

  • бездетными,
  • малодетными,
  • среднедетными,
  • многодетными.

Еще семью идентифицируют по составу (полная – неполная).

В зависимости от того, кто исполняет роль главы, выделяются демократические, патриархальные, матриархальные уклады. Но о том, кто возглавляет семью, в вопросе не сказано. Вариант 2 не подходит, как и 3, ведь патриархальность и традиционность в контексте классификации семей – синонимы. А многопоколенность и нуклеарность – это, наоборот, антонимы. Нуклеарная семья не включает старшее поколение. Из условий понятно, что у Поляковых нет бабушек или дедушек. Правильный ответ – 4.

Задания 12 и 13

Задания проверяют, хорошо ли ученики усвоили темы социальных отношений в обществе. Так же, как в предыдущем вопросе, здесь предлагают порассуждать на темы семьи, норм поведения, взаимоотношений социальных групп.

Дедушка просит внука здороваться со всеми соседями, встреченными ими в подъезде. Дедушка хочет, чтобы мальчик умел вести себя в соответствии с:

  1. Правилами этикета,
  2. Нормами права,
  3. Религиозным обрядом,
  4. Правовым обычаем.

Дедушка просит ребенка здороваться с соседями, ведь это вежливо и уважительно. Этикет регулирует нормы поведения в обществе. Религиозные обряды не имеют отношения к описанной ситуации – религия не регламентирует подобные вопросы. Нарушение норм права влечет ответственность гражданина. Например, прохожего, перешедшего дорогу в неположенном месте, ждет штраф. Но если мальчик проигнорирует просьбы дедушки, ему грозят не штрафы, а общественное порицание, ведь это будет проявлением незнаний правил этикета. Ответ: 1.

Задания 14, 15, 16

Вопросы представляют объёмный блок, посвященный политической жизни общества. В нем школьник вспоминает темы власти, государства, форм государственного устройства, политических партий, гражданского общества.

Основной отличительный признак политической партии – это:

  1. Наличие права законодательной инициативы;
  2. Коллектив людей, стремящихся к одной цели;
  3. Создание многоярусной сложной системы;
  4. Желание участвовать в осуществлении политической власти.

Партия – действующая на регулярной основе структурированная группа людей, выражающая интересы социальных слоев, стремящаяся взять власть в свои руки и воплощать конкретные политические идеи. Если мы обратимся к вариантам ответа, то увидим, что в какой-то степени все ответы соответствуют правде. Но пункты 1, 2, 3 характеризуют и другие группы людей. Поэтому только стремление к осуществлению власти отличает политическую партию от других организаций.

Задания 17-20

Задачи проверяют знания в сложной обширной области права. Экзаменаторы подготовили вопросы о нормативных актах, Конституции; трудовых, гражданских, семейных правоотношениях; правонарушениях. Например,

Какой пункт относится к административным проступкам?

  1. Нарушение условий договора, вступившего в силу;
  2. Порча чужого имущества;
  3. Кража продуктов в магазине;
  4. Проезд в общественном транспорте без билета.

Определим понятие административного проступка. Это противоречащее нормам права действие (либо его отсутствие), за совершение которого лицо привлекается к административной ответственности согласно закону, однако по тяжести его нельзя отнести к преступлениям. Например, к проступкам относятся несоблюдение регламентов пожарной безопасности, распитие спиртных напитков в запрещенных местах, нарушение тишины в ночное время. Все эти действия предусматривают штраф. Как и проезд в общественном транспорте без билета.

Задания 20-25

Задания тестовой части обобщают знания выпускника, приобретенные с пятого по девятый класс средней школы. Здесь встречаются задачи на сравнение процессов, установление соответствия между предложенными элементами. Разберем один пример: школьнику предлагается сравнить две ситуации и выбрать черты сходства, отличия из четырех вариантов.

В пунктах 1-4 перечислены общие и различные черты выборов и референдума. Какие из них относятся к сходствам, а какие – к отличиям?

  1. Выражают власть народа,
  2. Являются формой демократии,
  3. Подразумевают наличие кандидатов,
  4. Имеют регулярный характер.

Выборы формируют структуру органов государственной власти: кандидаты наделяются полномочиями в результате волеизъявления граждан. Референдум – тоже форма волеизъявления граждан страны или отдельного субъекта; он представляет собой всеобщее голосование по общественно значимому вопросу. Очевидно, выборы и референдум выражают мнение народа и возможны только при демократическом строе. Сходства: 1,2; различия: 3,4.

Разбор типовых заданий 2 части ОГЭ по обществознанию

Разбор заданий из части 2

Разбор следующего блока заданий из ОГЭ по обществознанию начинается с отрывка из речи известного общественного деятеля. Обычно он отражает социальную, политическую или нравственную проблематику. Задача школьника – прочитать и проанализировать предложенный текст. Здесь важно продемонстрировать абсолютное понимание текста, основных идей, умение высказывать точку зрения, опираясь на опыт и знания основ обществознания.

Задание 26

Первое задание к тексту – составление его плана. После того, как выпускник внимательно прочитает текст, он должен уяснить содержание, обозначить основные темы. Названия пунктов в плане не должны цитировать текст. Поэтому необходимо самостоятельно сформулировать основную идею каждой части.

Задания 27, 28

Два следующих задания посвящены непосредственно содержанию текста. Здесь вас могут спросить о том, что имел в виду автор, какие идеи, озвученные в отрывке, повлияли на мировоззрение.

Задание 29

Четвертый пункт в списке задач второго блока ОГЭ не ограничивается рамками содержания текста. Тут школьнику поможет личный опыт, кругозор, знание основ курса обществознания. Его можно назвать самым творческим во всей работе. Однако, для оценки работы ученика над этим вопросом существуют жесткие критерии.

Во-первых, экзаменаторы обратят внимание на точность и корректность приводимых фактов, их соответствие озвученной в тексте проблематике. Во-вторых, они внимательно отнесутся к наличию логичных содержательных рассуждений, помогающих понять сущность того явления, о котором пишет автор. В-третьих, они отметят корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

Задание 30

Следующий вопрос блока проверяет умение соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы.

Задание 31

Последний пункт задания ОГЭ по обществознанию подразумевает развернутый аргументированный ответ девятиклассника. В этом задании он выражает мысли на заданную тему, обосновывает их, опираясь на знания, полученные в ходе изучения курса.

Секрет хорошего развёрнутого ответа прост. Надо знать содержание лекции, надо помнить ее, помнить от начала и до конца.

Смысл развернутого ответа по ЕГЭ обществознанию — выразить полноту своих знаний.

Шаг 1.  Необходимо знать термин. Именно поэтому я требую с учеников знание терминологии. Желательно наизусть или же близко к смыслу, можно и своими словами.

Шаш 2. Раскрываем знания дальше. Формы, структура. Полностью описываем основы того или иного термина. Так сказать столпы, основу или фундамент вышесказанного. Все должно базироваться на логике.

Шаг 3. Подкрепляем все высказываение другими формами через пункты а,б,в, но от темы не откланяемся.

Сложность написания плана по обществознанию

Далее обозначить ключевые пункты темы. Именно поэтому я всегда рекомендую ученикам начинать раскрывать тему по полочкам, а это залог успешного написания плана.

Не надо только вот каждый пункт размусоливать. Вот чистейший пример плана от репетитора по обществознанию:

С8. Роль семьи в жизни человека и общества
1) Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью
2) Основные типы семейных отношений:
а) кровнородственные;
б) брачные.
3) Основные этапы формирования семьи.
4) Особенности семьи:
а) семья как малая группа;
б) семья как социальный институт.
5) Основные типы семьи:
а) патриархальная;
б) партнерская.
в) нуклеарная;
г) поколенная.
6) Функции семьи:
а) досуговая;
б) воспитательная;
в) эмоционально-психологическая;
г) хозяйственная;
д) статусная и т.д.
7) Особенности семьи в современном обществе.

Как писать планы развернутого ответа по обществознанию ЕГЭ

В экзамене по обществознанию в  28 задании сдающим предлагают написать план развернутого ответа на предложенную тему. Многие не понимают суть задания. Однако понять суть не самое сложное в этом задании, самое сложное дать полноценный ответ, ибо он  требует максимального знания теории.

Итак, от Вас требуется написать план ответа на предложенную тему. чтобы понять суть задания, перефразирую его. Вас  просят составить оглавление к теме,  проще говоря, содержание книги, лекции (как угодно) по заявленной теме. Справится с этим заданием возможно лишь зная теорию по обществознанию, понимаю структуру той или иной лекции.

 Постараемся Вам помочь  в оформлении этого задания.
План должен минимум состоять из 3-х пунктов, два из которых должны быть раскрыты в подпунктах (идеальный вариант 5-8 пунктов). Пункты мы пишем арабскими цифрами, подпункты оформляем русскими буквами.

Первым пунктом отражаем понятие главного термина в заявленной теме.
На примере, рассмотрим план на тему «Общество как динамическая система». Главный термин здесь общество. Следовательно первый пункт будет выглядеть так:
1. Понятие общества.

Вторым пунктом могут идти признаки главного термина (обязательно расписывать все известные Вам признаки, ибо не написав один из них, это будет означать для проверяющего лишь одно, Вы не знаете этот признак).
2. Признаки общества:
а) целостность;
б) открытость;
в)  устойчивость;
г) динамичность.

Третьим пунктом можно расписать функции:
3. Функции общества:
а) производственная;
б) репродуктивная;
в) социализирующая;
г) регулирующая.

Четвертым пунктом можно расписать виды предмета повествования, однако в нашем примере мы этого делать не будем, так как нам надо расписывать общество в узко-направленном русле — динамическая система. Общество как систему характеризует наличие связанных между собой подсистем (сфер) общественной жизни о них и будем писать в заявленном плане.
4. Подсистемы общества:
а) экономическая;
б) политическая;
в) социальная;
г) духовная.

Пятым — седьмой пункт должен включать в себя всю остальную информацию относительно заявленной темы. В нашем примере, мы покажем динамичность общественной системы через общественные процесс и его направления.
5. Общественный процесс и его виды:
а) прогресс;
б) регресс.
6. Формы общественных изменений:
а) революция;
б) реформа;
в) эволюция;
г) модернизация.

Последним пунктом рекомендую Вам отражать роль заявленной темы в современном обществе.
7. Роль общества как системы в жизни человека.

Планы по многим темам обществоведческого курса Вы можете посмотреть здесь.



Скачать материал

C8.  СОСТАВЛЕНИЕ  РАЗВЕРНУТОГО  ПЛАНА   ОТВЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.Как...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 266 человек из 65 регионов

  • Сейчас обучается 37 человек из 19 регионов

  • Сейчас обучается 1233 человека из 80 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • C8.  СОСТАВЛЕНИЕ  РАЗВЕРНУТОГО  ПЛАНА   ОТВЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.Как...

    1 слайд

    C8.  СОСТАВЛЕНИЕ  РАЗВЕРНУТОГО  ПЛАНА  ОТВЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
    Как научиться составлять развернутый план по обществознанию?
    Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике.

    Выполнение данного задания предполагает
    1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме
    2) полноту отражения основного содержания в плане;
    3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
    При выполнении задания  выпускни-кам предстоит
    а) в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
    б) выстроить логику презентации имеющегося знания в виде пунктов сложного плана.

  • С8.
Данный тип заданий требует составления сложного плана развернутого ответа...

    2 слайд

    С8.
    Данный тип заданий требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. С помощь данного задания проверяется насколько успешно школьники овладели умением комплексно представлять определенную область (проблему) обществознания, видя в ней, в то же время, отдельные компоненты,  аспекты. Формулировки пунктов плана отразят и то, насколько адекватно выпускник  понимает характер связи основной темы и ее компонентов, представленных в пунктах и подпунктах плана (проявления, причины, последствия, направления, функции, тенденции, механизмы и т.п.).

  • Таким образом данный тип задания позволит выявлять степень овладения важным о...

    3 слайд

    Таким образом данный тип задания позволит выявлять степень овладения важным общеучебным умением, универсальным способом познавательной деятельности человека, а также способность использовать это умение при рассмотрении социальных явлений и процессов.      
    План — четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
    Выполнение этого задания предполагает: а) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;  б) полноту отражения основного содержания в плане; в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

  • При выполнении задания С8 проверяется не только знание содержательной части,...

    4 слайд

    При выполнении задания С8 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал.

    Задание С8 позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо выпускник видит проблему, социальный объект или процесс в целом, как систему
    понимает смысл поставленной проблемы
    умеет устанавливать структурно-функциональные, причинно-следственные, иерархические и иные связи
    умеет выделить главное
    корректно формулировать
    структурировать

  • Условие  выполнения данного задания: 1.Системное знание по теме
2.Глубокое...

    5 слайд

    Условие выполнения данного задания:

    1.Системное знание по теме
    2.Глубокое понимание темы
    3. Привлечение внутрикурсового материала
    4. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин
    5. Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ
    6. Выстраивание логики содержания
    7. Формулирование пунктов плана
    8. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.

  • Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формули...

    6 слайд

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    При анализе ответа учитываются:
    наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
    − корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
    − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
    Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно – формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

  • «Налоги и их воздействие на экономику страны»Один из вариантов плана раскры...

    7 слайд

    «Налоги и их воздействие на экономику страны»

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы
    1. Понятие налогов и их виды:
    а) прямые;
    б) косвенные.
    2. Системы налогообложения:
    а) пропорциональная;
    б) прогрессивная;
    в) регрессивная.
    3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций:
    а) фискальная;
    б) частичное перераспределение доходов;
    в) регулирование экономических отношений;
    г) стимулирующая;
    д) контрольная и др.
    4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.
    5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.
    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

  • Критерии оцениванияВ ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3...

    8 слайд

    Критерии оценивания

    В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)

     Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах.

    ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.

  • Вариант плана            Гражданское общество.1....

    9 слайд

    Вариант плана
    Гражданское общество.

    1.Понятие гражданское общество;
    2.История развития гражданского общества;
    3.Виды связей власти и общества:
    а) горизонтальные;
    б) вертикальные;
    4.Структура гражданского общества:
    а) рыночное хозяйство;
    б) социокультурные отношения;
    в) объединения по интересам;
    5. Власть в гражданском обществе — местное самоуправление;
    6. Роль гражданского общества в государстве.

    Вариант плана:
    Деятельность, как способ существования людей.

    1.Понятие деятельности
    2.Отличительные черты деятельности человека от поведения животных
    3.Структура деятельности
    а) цель
    б) средства
    в) действия
    г) результат
    4.Основные виды деятельности
    а) практическая
    б) духовная
    5. Роль деятельности в жизни общества и человека

  • Алгоритм №1: составления развернутого плана к предложенной  «широкой  однооб...

    10 слайд

    Алгоритм №1: составления развернутого плана к предложенной «широкой однообъектной» теме

    1.понятие (определение) объекта;
    2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта:
    а) первый признак объекта;
    б) второй признак объекта;
    в) третий признак объекта
    3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта:
    а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта;
    б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта;
    в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта;
    4. главные (основные) функции объекта:
    а) первая функция объекта;
    б) вторая функция объекта;
    в) третья функция объекта
    5. проблемы развития объекта (тенденци  развития…, основные направления развития…, специфика развития…).
    6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…).
    Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа.

  • Вариант плана:Государство – социальный  институт....

    11 слайд

    Вариант плана:
    Государство – социальный институт.
    1. Понятие социального института.
    2.Сущность и виды социальных институтов:
    а) государство
    б) школа
    в) политическая партия
    3.Государство – важнейший социальный институт.
    4. Государство – как совокупность социальных институтов.
    5. Функции института государства:
    а) понятий функций института государства;
    б) классификация функций института ;
    в) внутренние и внешние функции института государства.
    6.Взаимосвязи социальных институтов.
    7. Государство и гражданское общество.
    8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России.

      Вариант плана:
    Экологический кризис как глобальная проблема современности.
    1. Понятие глобальных проблем человечества.
    2. Некоторые виды глобальных проблем человечества.
    а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
    б) в значительной мере истреблен лесной покров
    в) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
    г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
    3.Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами
    4. Причины экологического кризиса.
    а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли
    б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии
    в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы
    5. Проявления и последствия экологического кризиса
    6.Пути преодоления экологического кризиса.
    а) изменение отношения людей к природе;
    б) наука на службе экологии;
    в) движения «зеленых».

  • Алгоритм №2: составления развернутого плана к предложенной  «узкой   однообъ...

    12 слайд

    Алгоритм №2: составления развернутого плана к предложенной «узкой однообъектной» теме:

    1.понятие (определение) объекта
    2. свойства объекта
    а)
    б)
    3. причины возникновения объекта
    4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта
    а) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта
    б) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта
    в) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта
    5. структура объекта
    6. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления.. )

  • Педагогические приемы и техники:1.Актуализация знаний о типах планов. 
2.Учеб...

    13 слайд

    Педагогические приемы и техники:
    1.Актуализация знаний о типах планов.
    2.Учебная лекция.
    3. Логическая схема.
    4.Работа с оглавлением учебника.
    5.Работа с готовыми планами.
    6.Составить сложный план сказки.
    7.Составление кроссвордов.
    8.Метод дебатов.
    9.Уроки-суды, уроки-пресс-конференции.
    10. Коллекции
    10.1. тем
    10.2. готовых планов
    10.3.алгоритмов

  • «Политическое поведение».Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 
1) М...

    14 слайд

    «Политическое поведение».
    Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 
    1) Многообразие форм политического поведения. 
    2) Формы и виды политического поведения: 
    а) традиционные; 
    б) инновационные;
    в) выборы — массовая форма политического участия (электоральное поведение).
    3) Нормативные и отклоняющиеся формы политического поведения: 
    а) нормативные; 
    б) протестные; 
    в) экстремальные. 
    4) Регулирование политического поведения и его особенности. 

  • Заключение:Опыт показывает, что  учащимся удается гораздо лучше свертывание и...

    15 слайд

    Заключение:
    Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья.

  •  Цели составления плана:

1)  систематизация информации
2) отработка четкости...

    16 слайд

     Цели составления плана:

    1)  систематизация информации
    2) отработка четкости формулировок
    3)  развитие зрительной памяти.

     1.   Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и  указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается).
    2.   План может быть: 
    ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ПАМЯТКА по составлению плана
    Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию.

    2.  Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого  используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов.
           Логическая цепь — это  конструирование рассуждения путем  расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения.
    Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов, а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности.
    Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся (например,  работая с небольшим текстом учебника)  должны самостоятельно заполнить  уже 3-4 звена.

  • ПРИЛОЖЕНИЕ №3
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими...

    17 слайд

    ПРИЛОЖЕНИЕ №3
    При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
    1.Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание  предложенной  темы.
    2. Разделите его на  части по смыслу, в каждой из них определите  главную мысль.
    3.Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
    4.  Проанализируйте полученный план:
    А) Все  ли аспекты проблемы были отражены в нем?
    Б) Корректны ли  формулировки  пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?
    5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме.
    Решающим фактором эффективного использования в процессе обучения разных типов заданий ЕГЭ выступает профессионализм учителя, в частности, его умение грамотно применять различные методы обучения и частные методики.
    В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 266 199 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
1 из 5

  • 18.12.2015
  • 2932
  • 7
  • 18.12.2015
  • 3002
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 18.12.2015
  • 1425
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 18.12.2015
  • 1364
  • 2
  • 18.12.2015
  • 867
  • 2

Рейтинг:
4 из 5

  • 18.12.2015
  • 5456
  • 24

Рейтинг:
2 из 5

  • 18.12.2015
  • 14707
  • 12

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Методика выполнения заданий с развёрнутым ответом на экзамене ГИА по обществознанию в 9 классе  Подготовила Учитель обществознания Антипова К.Р. МБОУ СОШ 68 Краснодарский край г. Белореченск

Методика выполнения заданий с развёрнутым ответом на экзамене ГИА по обществознанию в 9 классе Подготовила

Учитель обществознания

Антипова К.Р.

МБОУ СОШ 68

Краснодарский край

г. Белореченск

  Вторую часть экзаменационной работы составляют задания с развёрнутым ответом. Каждое из шести заданий этой части проверяет определённое умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых можно рекомендовать для успешного выполнения заданий этой части.

Вторую часть экзаменационной работы составляют задания с развёрнутым ответом. Каждое из шести заданий этой части проверяет определённое умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых можно рекомендовать для успешного выполнения заданий этой части.

Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то,  что нужно назвать  (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое  количество данных элементов  надо привести (один, два, три и т.д.). Это необходимо для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует чёткая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны оцениваемые элементы ответа.

При этом важно обратить внимание не только на то,  что нужно назвать  (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое  количество данных элементов  надо привести (один, два, три и т.д.).

Это необходимо для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует чёткая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

Первое задание к тексту  (№ 26 в работе) требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи.  Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста - необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

Первое задание к тексту  (№ 26 в работе) требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст,

уяснить его содержание, выявить основные идеи.

Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста — необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

 Второе задание к тексту  (№ 27 в работе) предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть передана в форме близкой к тексту. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

Второе задание к тексту  (№ 27 в работе) предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть передана в форме близкой к тексту. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

    Третье задание к тексту  (№ 28 в работе) предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте.

Третье задание к тексту  (№ 28 в работе) предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте.

     Четвёртое задание к тексту  (№ 29 в работе) предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.  Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

Четвёртое задание к тексту  (№ 29 в работе) предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

                   Пятое задание к тексту  (№ 30 в работе) - задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

Пятое задание к тексту  (№ 30 в работе) — задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

Шестое задание к тексту  (№ 31 в работе) предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.

Шестое задание к тексту  (№ 31 в работе) предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нашел имущество как быть
  • Как найти оракула в бэтмене
  • Как составить службу святому
  • Как составить блок схему для цикла с параметром
  • Как найти мольные доли серной кислоты