Как составить развернутый план конспекта

Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.

Что такое конспект-план

План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.

План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.

Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

Основные этапы составления плана-конспекта:

  • Конспектвнимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Пример конспектаОтношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
    • Тройственный союз.
  3. Экспансионистские планы Германской империи.
  4. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
    • Победа над Францией в 1871 г.
    • «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    • Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    • План фон Шлиффена.
  5. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
    • Ультиматум Австро-Венгрии.

Пример плана-конспекта

В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:

  1. Конспект-планаВажность письменности для человечества.
  2. Государства, в которых впервые появилось письмо.
  3. Развитие в средние века.
  4. Значение для науки.
  5. Письменность в современном обществе.
  6. Выводы.

В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:

  1. Важность…
    • Формирование потребности в письменной передаче сведений.
    • Причины, обусловившие возникновение письменности…
    • Наскальные рисунки.
    • Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
    • Пиктограммы.
    • Предметное письмо (слова-рисунки).
    • Кипу.
  2. Государства…
    • Шумер.
    • Египет.
    • Китай.

И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.

Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

«Как  правильно
составить план-конспект урока»

План – конспект
это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей,
деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и
действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это
функция, одним из аргументов которой является время.

Основные
принципы планирования

Еще А. Файоль
определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами
хорошей программы действий.

1.  Принцип
единства
предполагает, что планирование в организации должно иметь
системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных
элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие
цели.

Элементами
планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и
отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип
участия
тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что
каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо
от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен
привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование,
основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип
непрерывности
предполагает, что:

  • процесс
    планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках
    установленного цикла;
  • разработанные
    планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену
    первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий
непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом –
компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания
процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части
года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип
гибкости
связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и
процессу планирования способности менять свою направленность в связи с
возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления
принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить
изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы
обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют
определенные пределы резервов планирования:

  • резервы,
    заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы
    окажутся неточными;
  • низкие
    резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры
    деятельности фирмы.

5.  Принцип
точности
означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью
точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами,
планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой
позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект
урока 
это отражение творческой мысли
учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение
основ знаний.

Содержание
уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные
принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы
должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать
в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала.
Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе
конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание
каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно
пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый
конспект.
Все пункты схематически-планового
конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны
дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3
предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и
отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и
терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть
там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта –
задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая
цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую
информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все
остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты,
тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом
используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете
глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных
сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы
переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление
плана-конспекта урока, как основа  деятельности педагога. Подробный,
развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит
время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура
урока помогает  удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план
отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов
урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура
зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся.
План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для
самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования
предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг  1.
Тема урока

Тема урока всегда обозначена в
поурочном годовом плане и  переносится из тематических планов, должна быть
конкретная, ясная и  определенная.

Шаг  II.
Цели урока

Современная методика не требует
разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым
учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить
цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это
могут быть такие цели, как:

— дать представление о…;

— обобщить и систематизировать
знания о….;

— познакомить учащихся с (понятием,
правилом, фактами, законом и т.д.)

— выработать навыки (например,
анализа лирического текста).

Воспитательные:

— воспитывать в учащихся чувство
патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус,
этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь
указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию,
мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность.
Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной
развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою
точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг  III.
Планируемые задачи

Обозначается  минимум тех знаний и
умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи
стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые
обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV.
Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но
для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или
вы нацелены провести нестандартный/комбинированный  урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым
материалом.

Формы: беседа, проблемный урок,
лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН,
путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний
и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков
закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие
мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и
систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по
желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные
работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги
или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном
уроке.

Шаг  V.
Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет
использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции
картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI.
Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание
учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это
помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить
классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные
уроки.

3. Актуализация знаний учащихся
по теме.
Этот этап не обязателен, но весьма популярен
в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на
восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на
уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели
урока.

Например, прослушивание композиции
П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает
учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей
урока.
Учитель может сам обозначить тем и цели урока.
А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления
кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в
зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к
сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для
учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми,
какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может
выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В
последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов.
В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на
конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока.
Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или
выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание,
что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего
задания.

Современная методика рекомендует
помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного
уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не
просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по
теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать
«изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание,
необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет
способствовать заинтересованности учащихся.

Методические рекомендации

«Как правильно составить план-конспект урока»

План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Основные принципы планирования

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1.  Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип непрерывности предполагает, что:

  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

  • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
  • низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5.  Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект урока — это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.

Шаг II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

— дать представление о…;

— обобщить и систематизировать знания о….;

— познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

— выработать навыки (например, анализа лирического текста).

• Воспитательные:

— воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг III. Планируемые задачи

Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Шаг V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Полезная информация:

 https://videouroki.net/razrabotki/triebovaniia-k-oformlieniiu-konspiektov-po-fgos.html 

https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления)

Методические рекомендации по составлению развёрнутого плана-конспекта урока производственного обучения

План-конспект
урока

основной документ для проведения
конкретного урока по теме. Стандартных,
обязательных форм планов-конспектов
урока не установлено, ибо форма
плана-конспекта, как и его
содержание,
методы проведения, глубина раскрытия
материала изменяются в зависимости от
содержания
урока, его учебной и воспитательной
целей,
характера предстоящих работ, организации
упражнений, опыте мастера.

Хорошо составленный
конспект помогает вести урок на высоком
уровне. В конспекте кратко излагается
основная сущность учебного материала,
приводятся необходимые обоснования,
табличные данные, схемы, эскизы, расчеты
и т.п. Конспект целесообразно составлять
целиком на тему. При этом имеется
возможность всегда дополнять ранее
составленный конспект вырезками и
выписками из журналов, газет, статей,
новых учебников, брошюр по обмену опытом,
данных из Интернета и других источников.
Таким образом конспект становится
сборником дидактических, методических
и технических материалов, куда мастер
вносит всё новое, что он изучил, узнал.
Такие конспекты представляют, большую
ценность при подготовке к урокам.

Структура плана-конспекта

Тема урока

Цель урока:

  • обучающая

  • воспитывающая

  • развивающая

Методы урока

Объекты труда

Учебно-материальное
оснащение
урока

Ход урока

І.
Организационная часть (5 мин.)

  1. Проверка наличия
    учащихся.

  2. Проверка наличия
    спецодежды.

  3. Проверка наличия
    тетрадей и чертёжных принадлежностей.

ІІ.
Вводный
инструктаж и тренировочные упражнения
(60 мин.)

  1. Сообщение темы и
    цели урока.

  2. Проверка знаний
    учащихся по материалу, изученному на
    уроках теории, а также на предыдущих
    уроках производственного обучения,
    связанному с материалом данного урока.

  3. Активизировать
    мышление учащихся.

  4. Объяснение и показ
    трудовых приёмов и способов выполнения
    учебно-производственных работ,
    организации рабочих мест.

  5. Тренировочные
    упражнения.

  6. Объяснение
    характера и назначения предстоящей на
    уроке работы, порядка выполнения
    самостоятельной работы учащихся.

  7. Разбор чертежей,
    схем, технических требований, демонстрация
    образцов
    (эталонов) предстоящих учебно-производственных
    работ.

  8. Ознакомление
    учащихся с материалами, инструментами,
    приборами,
    приспособлениями
    и другими средствами выполнения работ,
    которые будут
    применяться
    на уроке.

  9. Объяснение и показ
    наиболее рациональных приёмов, способов
    и
    последовательности
    выполнения заданий, а также
    способов
    контроля качества работы.

  10. Рассмотрение
    типичных ошибок, способов их предупреждения
    и устранения.

  11. Объяснение и показ
    способов рациональной организации
    рабочих мест
    при выполнении
    заданий.

  12. Рассмотрение
    правил безопасности труда учащихся.

  13. Закрепление и
    проверка усвоения учащимися материала
    вводного инструктажа, дополнительные
    повторные пояснения и показ приёмов и
    способов работы.

  14. Выдача заданий и
    распределение учащихся по рабочим
    местам.

ІІІ.
Самостоятельная
работа и текущее инструктирование (190
мин.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

План-конспект урока – «альфа» и «омега» деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Содержание:

  1. Тема урока
  2. Цели урока
  3. Планируемые задачи
  4. Вид и форма урока
  5. Оборудование
  6. Ход урока

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема «Биография А. Пушкина» в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели.

Это могут быть такие цели, как:

  • дать представление о…;
  • обобщить и систематизировать знания о….;
  • познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
  • выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

  • воспитывать в учащихся чувство патриотизма,
  • гуманности,
  • трудолюбия,
  • уважения к старшим,
  • эстетический вкус,
  • этические нормы,
  • дисциплинированность.

Развивающие.

Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся:

  • память,
  • фантазию,
  • мышление,
  • познавательное умение,
  • волю,
  • самостоятельность,
  • коммуникативность.

Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.

Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки.
Формы свободные, так как задействованы два и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков.
Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.
Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков. Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме.
Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока. Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока.
Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов.
Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок.
Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации:
Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Платформа microsoft net framework необрабатываемое исключение как исправить
  • Как найти родителей несовершеннолетнего должника
  • Как найти размер вещества
  • Как найти фио по номеру карты
  • Как найти носки под диваном