Как составить развернутый план по уроку

«Как  правильно
составить план-конспект урока»

План – конспект
это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей,
деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и
действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это
функция, одним из аргументов которой является время.

Основные
принципы планирования

Еще А. Файоль
определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами
хорошей программы действий.

1.  Принцип
единства
предполагает, что планирование в организации должно иметь
системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных
элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие
цели.

Элементами
планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и
отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип
участия
тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что
каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо
от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен
привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование,
основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип
непрерывности
предполагает, что:

  • процесс
    планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках
    установленного цикла;
  • разработанные
    планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену
    первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий
непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом –
компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания
процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части
года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип
гибкости
связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и
процессу планирования способности менять свою направленность в связи с
возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления
принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить
изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы
обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют
определенные пределы резервов планирования:

  • резервы,
    заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы
    окажутся неточными;
  • низкие
    резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры
    деятельности фирмы.

5.  Принцип
точности
означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью
точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами,
планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой
позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект
урока 
это отражение творческой мысли
учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение
основ знаний.

Содержание
уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные
принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы
должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать
в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала.
Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе
конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание
каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно
пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый
конспект.
Все пункты схематически-планового
конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны
дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3
предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и
отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и
терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть
там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта –
задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая
цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую
информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все
остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты,
тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом
используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете
глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных
сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы
переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление
плана-конспекта урока, как основа  деятельности педагога. Подробный,
развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит
время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура
урока помогает  удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план
отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов
урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура
зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся.
План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для
самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования
предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг  1.
Тема урока

Тема урока всегда обозначена в
поурочном годовом плане и  переносится из тематических планов, должна быть
конкретная, ясная и  определенная.

Шаг  II.
Цели урока

Современная методика не требует
разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым
учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить
цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это
могут быть такие цели, как:

— дать представление о…;

— обобщить и систематизировать
знания о….;

— познакомить учащихся с (понятием,
правилом, фактами, законом и т.д.)

— выработать навыки (например,
анализа лирического текста).

Воспитательные:

— воспитывать в учащихся чувство
патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус,
этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь
указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию,
мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность.
Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной
развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою
точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг  III.
Планируемые задачи

Обозначается  минимум тех знаний и
умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи
стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые
обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV.
Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но
для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или
вы нацелены провести нестандартный/комбинированный  урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым
материалом.

Формы: беседа, проблемный урок,
лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН,
путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний
и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков
закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие
мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и
систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по
желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные
работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги
или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном
уроке.

Шаг  V.
Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет
использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции
картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI.
Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание
учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это
помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить
классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные
уроки.

3. Актуализация знаний учащихся
по теме.
Этот этап не обязателен, но весьма популярен
в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на
восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на
уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели
урока.

Например, прослушивание композиции
П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает
учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей
урока.
Учитель может сам обозначить тем и цели урока.
А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления
кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в
зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к
сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для
учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми,
какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может
выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В
последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов.
В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на
конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока.
Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или
выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание,
что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего
задания.

Современная методика рекомендует
помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного
уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не
просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по
теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать
«изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание,
необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет
способствовать заинтересованности учащихся.

«Развернутый план урока

в соответствии с ФГОС»

Данный план урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС в виде технологической карты. Позволяет эффективно спланировать основные этапы урока, проследить насколько результативно и продуктивно в ходе урока решаются поставленные задачи, а главное проанализировать качество усвоения нового материала через систему формируемых УУД обучающихся

Урок проводится согласно календарно-тематическому планированию курса «Технология.Обслуживающий труд» в 5 классе

УМК: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.»Технология .Обслуживающий труд. 5 класс»

Тема урока « Производство тканей» (2 ч)

Тип урока- получение новых знаний

Место урока в курсе: урок №2 в разделе «Элементы материаловедения» модуля « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»

Цели урока:

Обучающая — Способствовать формированию представления о о производстве тканей и их структуре

Способствовать пониманию закономерности процесса изготовления ткани.

Развивающая — Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ,учить анализировать, выделять главное, сравнивать, Развивать внимание, наблюдательность и память.

Воспитательная. воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы

Задачи обучения.

-Озакомить с историей прядения и ткачества.

— Раскрыть понятия долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка.

— Ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой.

— Ознакамить с видами переплетений нитей в ткани (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное), научить определять на

схеме раппорт ткацкого рисунка.

— Проинформировать о профессиях оператор прядильного производства и ткач.

— Научить определять в ткани направление долевой нити.

— Научить определять лицевую сторону ткани.

Ресурсы:

учебник (6),

ПК (1)

проектор (1)

макеты ткацких переплетений ( 6шт. каждого вида)

коллекция тканей с демонстрацией лицевой и изнаночной сторон. (6)

презентация Microsoft Office PowerPoint «Получение ткани»

карточки настроения ( по 3 на каждого ученика)

рабочая тетрадь

Методы и приемы обучения: объяснительно — демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом); репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично –поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы);игровые

УУД, формируемые на уроке:

1) Предметные – учащиеся познакомятся со схемой получения тканей,

историей ткачества, профессией ткачиха, различными видами переплетений тканей, научатся последовательности выполнения ткацких переплетений, опредеоению долевой нити и лицевой стороны ткани

2)Познавательные-умение проводить познавательный анализ, синтез, обобщение , классификация, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.

3) регулятивные — определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии,

4)коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем,

5)Личностные: самоопределение- умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы этапа

Технологическая карта урока по ФГОС «Производство тканей»

Деятельность обучающихся на этапе

Форма организации учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке

контролируют свою готовность к уроку, настраиваются на продуктивную работу

фронтальная

Приветствие

Контроль посещаемости урока

Проверка готовности об-ся к уроку

Учащимя предлагается собрать пословицы

( приложение 1)

Беседа о смысловом содержании пословиц

Личностные:самоорганизация.,

Регулятивные:способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Игра «Отгадай пословицы».

Отрывок из пр-я А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

участвуют в игре

«Отгадай пословицы»

Делают вывод о важности воспитания в каждом трудолюбия как одного из условий достижения поставленной цели

Отвечая на предложенные вопросы , выдвигают предположения о теме урока

фронтальная

Обучающимся предлагается собрать пословицы

( приложение 1)

Беседа о смысловом содержании пословиц ( о труде и трудолюбии)

Обучающимся предлагается вспомнить отрывок из сказки и ответить на вопрос «Какое отношение он имеет к нашему занятию?»

Через ответы осущестляется выход на тему урока «Производство ткани»

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и

формулировать задачу; умение

осознанно строить речевое высказывание

3) Актуализация знаний. воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания., формулировка целей и задач урока

Наглядное пособие «Корзина идей»

Учащиеся делятся уже известной им информацией о тканях

Формулируют цель урока , намечают план действий по ее достижению (задачи)

фронтальная

Используя прием «Корзина идей» собирается информация «Что мы знаем о тканях?»

А что бы хотели узнать?

Что должны знать и уметь, чтобы подготовиться к пошиву швейного изделия (определять долевую и поперечную нить, лицевую и изнаночную стороны ткани)

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

4) Первичное усвоение новых знаний.

Презентации «История прядения» и

«История ткачества»;

Презентация «Производство тканей»;

Макеты ткацких переплетений;

Учебник, образцы тканей с кромкой и без кромки

Обучающиеся фиксируют в тетради схему процесса производства тканей

Выступают с сообщениями «История прядения»

«История ткачества»

По итогам выступлений самостоятельно записывают в тетрадь новые понятия (прядение и ткачество)

Используя макеты ткацких переплетений знакомятся с видами, выделяют характерные особенности находят общее и отличие

Обозначают название , способы определения и расположение долевой и поперечной нитей на образце ткани

Фронтальная

индивидуальная

1.Работа со слайдом презентации « Этапы процесса производства тканей»

( Волокно-прядение-ткачество-отделка-готовая ткань)

Расстатриваются особенности процесса прядения ткачества по сообщениям обучающизся. Выводятся определения этих понятий

Виды ткацких переплетений: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное

Нити в ткацких переплетениях. Свойства долевой нити. Способы ее определения на ткани

Коммуникативные :. Осознанно и произвольно строить высказывания.

Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные :. Работа с разными источниками. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ просмотренного с выделением главных понятий.

Регулятивные :.

Контроль и коррекция

Физкультминутка

Обучающиеся стоя выполняют физкультминутку для глаз

Физкультминутка для глаз

-Посмотрите направо, налево, вверх, вниз -3 раза

— Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза-3 раз.

— Описали глазами первую букву своего имени – 3 раза.

5) Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Макет «Полотняного переплетения»

Цветная бумага, клей.

Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет .

Выполняют образец полотняного переплетения, обозначают на нем нити основы и утка, оценивают качество выполнения

индивидуальная

Обобщение полученных знаний Практическое упражнение «Выполнение образца полотняного переплетения» из цветной бумаги

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия, контролировать и оценивать результат

Познавательные:

Демонстрировать понимание поставленной задачи и степени усвоения материала

6) Первичное закрепление

Самопроверка умения применять новые знание в и типовых условиях.

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Учебник

Набор образцов ткани

Самостоятельная работа учащихся по применению новых знаний

Формируют навыки безопасной работы

Выполняют практические работы с использованием инструкционных карт

Результаты записывают в таблицу

индивидуальная

-формирование безопасной работы;

-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт:

1. «Определение направления долевой и уточной нити» выполнить по инструкционной карте на стр.87. нанести стрелочкой обозначение направления долевой нити на образце. Провести взаимоконтроль выполнения практической работы по определению направления долевой нити.

2. «Определение изнаночной и лицевой стороны ткани.» Опираясь на жизненный опыт расскажите как определить лицевую сторону у набивной ткани, гладкоокрашенной

, ткани с ворсом, пестротканой? Заполнить таблицу стр. 89 учебника.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Карточки «Мое настроение»( приложение)

Обучающиеся оценивают степень достижения цели.

Дают самооценку своей работы на уроке.Составляют план действий, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Фронтальная

индивидуальная

Подводится итог урока

-Что нового узнали?

-Где пригодятся новое знания?

Используя карточки настроения обучающимся предлагается поделиться мнениями об уроке.

Вопросы для подведения итогов:

1. Было интересно….

2. Я поняла, что…..

3. Я научилась…

4. Теперь я могу….

5. Было трудно…

Личностные :

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

— умение обсуждать и анализировать собственную деятельность

регулятивные:

— осуществлять самоконтроль;

— давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

— уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли

познавательные:

— построение логической цепи рассуждений

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Карточки с вариантами тем

Обучающиеся

слушают и записывают домашнее задание в дневниках. Задают вопросы в случае затруднения

фронтальная

Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:

— Как изготавливали пряжу в домашних условиях?

— Как изготавливали ткани в домашних условиях?

— Что такое узорное ткачество?

— Что служило сырьём для изготовления приданного (одежды, белья) твоей

прабабушки?

— Какими натуральными красителями можно окрасить ткань?

Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Самоанализ урока.

Данные об учителе: Сергина Марина Вячеславовна, учитель технологии 1 квалификационная категория МКОУ «Пиндушская СОШ №1» Медвежьегорского района Республики Карелия

Предмет: технология

Класс: 5

Учебник (УМК): Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.»Технология .Обслуживающий труд. 5 класс»

Тема урока: Производство тканей

Тип урока: получение новых знаний

Ресурсы: образцы тканей, макеты ткацких переплетений, мультимедийная презентация «Получение ткани», учебник

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Этап урока

Уровень достижения планируемого результата ( оценка)

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято).

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Орг. момент

Организовать

самоопределение детей к деятельности на уроке.

Рабочее место каждого обучающегося соответствовало требованиям.

Урок начался вовремя.

Личностные УУД:

самоорганизация.

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Урок последний в расписании, чувствовалась усталость

Напомнить о подготовке к уроку, обязанностях дежурного по классу, раздать учебники

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме

Обучающиеся с интересом отнеслись к проектированию возможных вариантов темы урока

Активно участвовали в этом процессе

Сумели сформулировать тему урока, но речевые высказывания обучающихся нуждались в корректировке со стороны учителя

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и

формулировать задачу; умение

осознанно строить речевое высказывание

Корректировка речевых высказываний

Актуализация знаний

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети свободно ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно, формулировали задачи.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

.

Первичное усвоение новых знаний.

Организовать процесс активного восприятия нового материала

Обучающиеся на хорошем уровне подготовили сообщения на заданные темы. Информация хорошо отобрана и носила познавательный характер.

Не всем удалось самостоятельно вывести новые понятия.

При работе с макетами ткацких переплетений возникли незначительные затруднения с выделением характерных особенностей каждого вида, но с помощью наводящих вопросов проблема была решена

Коммуникативные :. Осознанно и произвольно строить высказывания.

Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные :. Работа с разными источниками. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ просмотренного с выделением главных понятий.

Регулятивные :.

Контроль и коррекция

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Обучающиеся смогли самостоятельно обобщить полученные знания

Успешно справились с практическим заданием.

Критично подошли к оцениванию результата работы, указав причины некачественного выполнения и пути исправления

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия, контролировать и оценивать результат

Познавательные:

Демонстрировать понимание поставленной задачи и степени усвоения материала

Первичное закрепление

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Выполнение практических работ не вызвало затруднений

Обучающиеся задавали уточняющие вопросы и продолжали выполнять задание, самостоятельно исправляя допущенные ошибки

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях

Корректировка времени выполнения практических работ

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Все обучающиеся активно участвовали в обсуждении итогов, каждый смог объективно оценить результаты своей работы.

Сделали вывод о значении данного урока

Личностные :

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

— умение обсуждать и анализировать собственную деятельность

регулятивные:

— осуществлять самоконтроль;

— давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

— уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли

познавательные:

— построение логической цепи рассуждений

Дата ____________________________________ Подпись _______________________________

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения одна из самых актуальных технологий реализации образовательного процесса и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Данная технология, применяемая в отечественной школе, не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Проектную технологию называли методом проблем, методом проектов и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У.Кил-Патрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. Они должны самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности.

В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к этой технологии вновь возник интерес.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогнчность, проблемность, интегративность, контекстность.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог как с собственным Я, так и с другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» (М.М. Бахтин). Диалог в проектной технологии выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условие для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная информация становится личностно значимой.

Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности у учащихся, вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату. Н мо подчеркнуть, что наиболее значимыми для школьников я реальные (жизненные) проблемы, реализуемые в проекте (эколог; социально-экономические, политические, молодежные).

Контекстность в проектной технологии позволяет создавать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия,

В контексте какой общечеловеческой культурной деятельности быть выполнены учебные проекты школьников? За основание могут взяты основные сферы деятельности человека, разработанные М.С. Каганом: практико-преобразовательная, научно-познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественно-эстетическая. Учебные проекты в контексте практико-преобразовательной деятельности могут быть моделирующими, технико-прикладными, экспериментально-измерительными и т.д. Такие проекты наиболее характерны для предметов физики, химии, математики, технологии. Учебные проекты, имитирующие научно-познавательную деятельность, основаны на реальном и мысленном эксперименте и позволяют учащимся представить процесс научно-исследовательской деятельности в любом школьном предмете.

Учебные проекты с элементами ценностно-ориентационной деятельности связаны с фундаментальными ценностями человечества: проблемами сохранения окружающей среды, вопросами, связанными с демографическими проблемами, энергетическими проблемами, проблемами обеспечений населения продовольствием и рассматриваются на уроках географии, истории, биологии и обществоведения.

Учебные проблемы, связанные с коммуникативными потребностями человека, включают проблемы связи, информатики, передачи энергии и информации и рассматриваются на уроках информатики, физики и др.

Учебные проблемы, связанные с художественно-эстетической деятельностью человека, раскрывают основы различных художественных сфер: живописи, музыки, литературы, театра, эстетических феноменов природы и др.

Интегративность проектной технологии «означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения школьников».

Любой проект тесно связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способов выполнения (в форме сочинения, доклада, графических схем и т.д.), рефлексивного отношения к предмету своей деятельности.

Построение учебного процесса, ориентированного на выполнение учащимися проектов, строится не в логике изучаемого учебного предмета, а в логике деятельности учащихся. Отсюда в проектном цикле допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, предполагается выполнение проектов в индивидуальном темпе в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся. Выбор в проектной технологии осуществляется на различных этапах и может быть внешним: выбор самого проекта, выбор вида задания, роли, партнеров по деятельности, выбор материала и формы его представления в проекте, выбор способа выполнения работы, выбор опор. Внутренний выбор учащимися определяется потребностями, способностями школьника, его ценностными ориентирами, субъективным опытом, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПРОЕКТОВ

В настоящее время существуют различные классификации проектов, раскрывающих данную технологию. Обобщая их, выделим следующие наиболее характерные типы проектов (см. схему 3):

По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).

По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.

По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником, и коллективные — парные, выполняемые парами участников, и групповые — для групп школьников. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.

По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести проведение микросоциологических исследований по выявлению отношения населения к определенным проблемам, проекты по решению конкретных экологических проблем своего края, проекты по изучению этнических традиций своего региона. В любом исследовательском проекте проявляется творчество учащихся.

В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, на уроке иностранного языка можно реализовать игровой проект «Фестиваль современной песни» изучаемого языка. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории, моделирование гипотетической территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами XVI в. по пройденному ими маршруту на уроках истории

Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата в логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек, сайта и т.д.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные учащиеся, классы принимают участие в международных проектах с помощью системы Интернет.

По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т.д., средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий.

Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Проектная технология реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. В этой связи дадим краткую характеристику проектного цикла. Он определяется как отрезок времени, в который осуществляется совместная жизнедеятельность учащихся от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта, а также личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.

Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно-рефлексивного, презентативного (табл. 18).

Таблица 18

Этапы реализации технологии проектного обучения

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ценностно-ориентационный

Мотивация проектной деятельности; организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости

Осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы

Конструктивный

Объединение учащихся в группы; консультации учащихся, стимулирование поисковой деятельности учащихся, подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально, составление плана работы, сбор материалов, поиск литературы, выбор формы реализации проекта

Оценочно-рефлексивный

Стимулирование учащихся к самооценке и к самоанализу, консультирование учащихся по корректировке проекта

Самооценка своей деятельности. Корректировка и оформление проекта в выбранной форме

Презентативный

Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации, проведение презентации, организация дискуссии по обсуждению проекта, организация самооценки учащихся

Защита проекта индивидуально или коллективно, включение в дискуссию, отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности

Первый этап проектного цикла — ценностно-ориентационный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта. На данном этапе важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. В этой связи учащихся стимулируют для высказывания идей по реализации проекта. С этой целью, как показывает опыт учителей, на доске выписывают все идеи, выдвигаемые учащимися, не отвергая их. Когда высказано значительное число предложений, совместно с учащимися следует, исходя из замысла проекта, обобщить и классифицировать основные направления выдвинутых идей в наиболее наглядной и понятной для них форме. На этом этапе строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производится планирование будущей деятельности. Определенную роль на первом этапе играет направленность учащихся на успех предстоящего дела.

Второй этап — конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы (из 4—5 человек) или индивидуально, осуществляют проектную деятельность: составляют план, осуществляют сбор информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (составление научного отчета, доклада, создание графической модели, дневника и т.д.). Учитель на данном этапе осуществляет консультацию учащихся. Учителю следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание других школьников. Нередко на этапе конструирования учитель включает в деятельность консультантов, т.е. школьников, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач. В этот период учащиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи. Учитель на данном этапе помогает и приучает их к поиску. Он, прежде всего, поддерживает (стимулирует) школьников, помогает выразить мысль, дает советы. Этот период самый длительный по времени.

Третий этап — оценочно-рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся. Подчеркнем, что рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии. Однако выделение самостоятельного оценочно-рефлексивного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке. На данном этапе проект оформляется, компонуется и готовится к презентации. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта. На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний учителя, товарищей по группе). Учащиеся продумывают следующее: как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось, вклад каждого участника в работу.

Четвертый этап — презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация — результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме.

Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. Для привлечения интереса к выступлению используют следующие приемы: привлекают убедительную цитату, яркий факт, исторический экскурс, интригующую информацию, связь с жизненно важными проблемами, используют плакаты, слайды, карты, графики. На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы. Как правило, на данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над данным проектом.

Поскольку технология проектного обучения ориентирована на «создание» новых знаний об объекте, процессе, способе деятельности, то изменяется и роль учителя. Он должен овладеть технологией проектирования деятельности учащихся, уметь выполнять роль «независимого консультанта».

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состояться не может. Этим проектное обучение отличается от выполнения обычных проблемных заданий.

Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов — стандартизированного, формализованного характера, призванных показать глубину раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информированность в соответствующей области, умение решать поставленные задачи, а также вопросов, раскрывающих субъективную позицию, воплощающих проект: интерес к проблеме, инициативность, способность к коммуникации, ответственность и т.д.

Нередко эксперты (из числа школьников и учителей) проводят экспертизу с помощью пяти — или десятибалльной шкалы.

Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный. Мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умение заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления, полученных результатов. Ценностный аспект проявляется в системе ценностей учащихся, ориентированной на благо других людей, защиту окружающей среды. Познавательный аспект проектной технологии отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, характеризуется проявлением творчества при решении проблемы. Коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, осуществлять обмен

ценностями во время дискуссии, оказывать помощь товарищам. Организационный аспект проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе и роли лидера в организации групповой работы.

Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценку, проекта и осуществляется либо учителем, либо независимыми экспертами из числа учащихся. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта учителем и учащимися.

Образец плана урока

Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок №: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения:
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество — вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть — 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний — 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся — 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом — 3–5 мин.
5. Завершение урока — 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

                            Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта.                                  Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку — это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Просмотр содержимого документа

«ОБРАЗЕЦ ПЛАНА УРОКА »

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить меню ребенку 5 лет
  • Как найти собаку в митино
  • Как исправить ошибку в бух учете
  • Как найти свой стиль пения
  • Как найти сообщества в ватсапе с телефона