Как составить реакции соединений 8 класс

В уроке 12 «Составление уравнений химических реакций» из курса «Химия для чайников» мы научимся составлять уравнения химических реакций и правильно расставлять в них коэффициенты.

Составлять химические уравнения и производить расчеты по ним нужно, опираясь на закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Рассмотрим, как можно составить химическое уравнение, на примере реакции меди с кислородом.

Слева запишем названия исходных веществ, справа — продуктов реакции. Если веществ два и более, соединяем их знаком «+». Между левой и правой частями пока поставим стрелку:

медь + кислород → соединение меди с кислородом.

Подобное выражение называют схемой химической реакции. Запишем эту схему при помощи химических формул:

химические уравнения

Число атомов кислорода в левой части схемы равно двум, а в правой — одному. Так как при химических реакциях атомы не исчезают, а происходит только их перегруппировка, то число атомов каждого элемента до реакции и после реакции должно быть одинаковым. Чтобы уравнять число атомов кислорода в левой и правой частях схемы, перед формулой CuO ставим коэффициент 2:

химические уравнения

Теперь число атомов меди после реакции (в правой части схемы) равно двум, а до реакции (в левой части схемы) — только одному, поэтому перед формулой меди Cu так же поставим коэффициент 2. В результате произведенных действий число атомов каждого вида в левой и правой частях схемы одинаково, что дает нам основание заменить стрелку на знак «=» (равно). Схема превратилась в уравнение химической реакции:

химические уранения

Это уравнение читается так: два купрум плюс о-два равно два купрум-о (рис. 60).

химические уравнения

Рассмотрим еще один пример химической реакции между веществами СН4 (метан) и кислородом. Составим схему реакции, в которой слева запишем формулы метана и кислорода, а справа — формулы продуктов реакции — воды и соединения углерода с кислородом (углекислый газ):

химические уравнения

Обратите внимание, что в левой части схемы число атомов углерода равно их числу в правой части. Поэтому уравнивать нужно числа атомов водорода и кислорода. Чтобы уравнять число атомов водорода, поставим перед формулой воды коэффициент 2:

химические уравнения

Теперь число атомов водорода справа стало 2×2=4 и слева — также четыре. Далее посчитаем число атомов кислорода в правой части схемы: два атома кислорода в молекуле углекислого газа (1×2=2) и два атома кислорода в двух молекулах воды (2×1=2), суммарно 2+2=4. В левой части схемы кислорода только два атома в молекуле кислорода. Для того чтобы уравнять число атомов кислорода, поставим коэффициент 2 перед формулой кислорода:

химические уравнения

В результате проведенных действий число атомов всех химических элементов до реакции равно их числу после реакции. Уравнение составлено. Читается оно так: це-аш-четыре плюс два о-два равно це-о-два плюс два аш-два-о (рис. 61).

химические уравнения

Данный способ расстановки коэффициентов называют методом подбора.

В химии существуют и другие методы уравнивания чисел атомов элементов в левой и правой частях уравнений реакций, с которыми мы познакомимся позднее.

Краткие выводы урока:

Для составления уравнений химических реакций необходимо соблюдать следующий порядок действий.

  1. Установить состав исходных веществ и продуктов реакции.
  2. Записать формулы исходных веществ слева, продуктов реакции — справа.
  3. Между левой и правой частями уравнения сначала поставить стрелку.
  4. Расставить коэффициенты, т. е. уравнять числа атомов каждого химического элемента до и после реакции.
  5. Связать левую и правую части уравнения знаком «=» (равно).

Надеюсь урок 12 «Составление уравнений химических реакций» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Если вопросов нет, то переходите к следующему уроку.

В
реакциях соединения
, в отличие от реакций разложения, происходит
образование одного сложного вещества из одного или нескольких исходных
.

Рассмотрим
эти реакции с помощью цепочек переходов. Запишем схему перехода:  S
SO2
H2SO3.
Сера превращается в оксид серы (IV),
который затем превращается в сернистую кислоту. Число стрелок в цепочке
превращений показывает  число химических реакций
.

Первый
процесс – это превращение серы в оксид серы (IV).
Для этого запишем реакцию соединения серы с кислородом: S
+
O2
SO2.
Если в ложечке сжечь серу, то она горит синим пламенем с образованием
сернистого газа, об этом можно судить по появлению запаха жженой серы. Если в
колбу с образовавшимся сернистым газом добавить воды
, то дым исчезает. К этому
раствору можно добавить лакмуса, и он окрасится в красный цвет, что является
доказательством образования сернистой кислоты: SO2
+
H2O
H2SO3.

Все
рассмотренные реакции протекали без участия катализатора, поэтому их
называют некаталитическими. Кроме того, все эти реакции протекают в
одном направлении
, т.е. они являются необратимыми.

В
первой реакции из двух простых веществ образовалось одно сложное, во второй
реакции – из двух сложных веществ – одно сложное. Одно сложное вещество может
образоваться и при взаимодействии одного сложного и одного простого, как в
реакции образования оксида серы (
VI)
и оксида серы (
IV): 2SO2
+ O2
↔ 2
SO3.
 Эта реакция является обратимой, т.е. протекает как в прямом
направлении с образованием продукта реакции и в обратном направлении
, когда
из конечного продукта образуются исходные вещества.
Условно  обратимые
реакции обозначают с помощью знака обратимости.

Поэтому
реакции, протекающие одновременно в двух противоположных направлениях, называют
обратимыми.

В
реакции образования оксида серы (VI)
участвует катализатор V2O5,
который указывают над знаком обратимости, поэтому эта реакция является
каталитической
.

Поэтому,
если реакции протекают с участием катализатора, то они называются каталитическими,
если реакции протекают без участия катализатора, то такие реакции называются некаталитическими,
если реакции протекают с участием биологических катализаторов – ферментов, то
такие реакции называются ферментативными.

В
реакциях соединения сложное вещество может образоваться не только из двух
веществ, но и из трех, как в реакции получения азотной кислоты:

NO2
+
O2
+
H2O
HNO3.

Расставим
коэффициенты в этом уравнении. Атомов азота одинаковое число в левой и правой
части уравнения, поэтому азот не нужно уравнивать. Атомов водорода до реакции
2, а после реакции один атом, поэтому перед формулой азотной кислоты ставим
коэффициент 2. Теперь необходимо и перед формулой оксида азота (IV)
поставить коэффициент 2. Считаем число атомов кислорода: до реакции 5 атомов,
после реакции – 6 атомов. Следовательно, нужно удвоить все коэффициенты. Перед
оксидом азота (IV) ставим коэффициент 4,
перед формулой воды – 2, перед формулой азотной кислоты – 4. Теперь осталось
поставить коэффициент перед формулой кислорода. Для этого подсчитаем число
атомов кислорода в правой части уравнения, их 12. В левой тоже, следовательно,
вместо стрелки можно поставить знак равенства.

4NO2
+
O2
+ 2
H2O
→ 4
HNO3.

Гимельфарб
К. Ю.

Учитель
химии, биологии, экологии

ГБОУ
СОШ №402

ХИМИЧЕСКИЕ
РЕАКЦИИ

(алгоритм
составления)

 8
КЛАСС

Цель урока. Повторить
классификацию веществ повторитьтипы химических реакций и признаки их
классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических
реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы
химических реакций.

Задачи. Образовательные:
систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических
реакций; продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и
предвидеть продукты химических реакций; сформировать умения при написании
реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца;
подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории
электролитической диссоциации.

Развивающие: совершенствовать
умения учащихся при составлении химических уравнений, при выполнении
лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать;
развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать
и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные:продолжить
формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.

Форма учебного процесса: классный
урок.

Тип урока:урок получения
новых знаний.

Вид урока: урок
игра-путешествие

Структура
урока:

Орг. момент

1 мин.

Актуализация

2мин.

Целепологание

1 мин.

Изучение
нового материала

25мин.

рефлексия

10 мин

Домашнее задание

1 мин.

Оборудование:


Доска;


проектор;


компьютер;

-раздаточный
материал;

Способ
предоставления информации:
Текстовой, структурно-логический,
информационно-технологический.

Метод обучения: частично-поисковый

Технология:
Личностно-ориентированная, игровая.

Ход
урока.

Этап.

Деятельность
учителя.

Деятельность
учащихся.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Настраивает
детей на урок.

Готовятся к уроку.

  1. Актуализация.

Фронтальный опрос:

Чем отличаются физические явления от химических?

Чем отличается простое вещество от сложного?

КАКИЕ ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Вы
знаете?

Отвечают на вопрос:Физические
явления-
это
….

Химические явления –это…

Простые вещества–состоят из
одного или нескольких одинаковых атомов.

Сложные вещества состоят— из 2-х и более
различных атомов.

Реакция замещения –это реакция 
взаимодействия простого вещества со сложным.

А+ ВС= АС+В – реакция замещения

Реакция обмена–это
реакция взаимодействия сложных веществ.

АВ + СD= АD+  СВ
-Реакция обмена

Реакция
соединения
–это
реакция при которой из 2-х иА+В=С –реакция соединения

 более вещест получается одно.

Реакция разложения –это этореакция
при которой из одного вещества получается 2 и более вещества.

АВ=В+С  -Реакция разложения

  1. Целепологание.

Что такое валентность и как она обозначается?

Помните на
предыдущем уроке нам прислали письмо и мы обещали помочь человеку.

Теоретически мы
все разложили по полочкам , но на практике так и не доказали идут реакции или
нет.

ВСТАЕТ
ПРОБЛЕМА:
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО , ЧТОБЫ ПРОТЕКАЛА
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ?

«Многоуважаемые коллеги-химики
8-го класса!

Недавно я познакомился с типами
химических реакций. Несмотря на мои обширные познания в области химических
наук, у меня возникла проблема – в моем распоряжении есть следующие реактивы:
растворы серной кислоты, мел (карбонат кальция), цинк, пищевая соль ,вода. Все
эти вещества должны вступать в реакции обмена либо замещения, но на практике
оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют,
но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел?  Какие типы химических
реакций должны получиться? Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему.
Буду вам премного благодарен.

 Р. S. Вместе с письмом высылаю
вам все перечисленные реактивы».

Давайте проведем практический
эксперимент:

КТО МНЕ НАПОМНИТ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С РЕАКТИВАМИ?

Пробирка № 1. H2SO4 + Zn —>ЗАПИШИТЕ
НАБЛЮДЕНИЯ

Пробирка № 2. H2SO4 +CaCO3—>ЗАПИШИТЕ
НАБЛЮДЕНИЯ

Пробирка № 3. NaCl +H2O—>ЗАПИШИТЕ
НАБЛЮДЕНИЯ

На доске
записываются конечные продукты реакции и учащиеся определяют тип химической 
реакции.

H2SO4 + Zn —>ZnSO4+ H2

H2SO4 +CaCO3—>CaSO4 + H2CO3 (H2O+CO2)

NaCl +H2O—>NaOH + HCl

Напоминается
проблемный вопрос:
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО , ЧТОБЫ ПРОТЕКАЛА
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ?

Записывают тему:ХИМИЧЕСКИЕ
РЕАКЦИИ.

Отвечают на вопрос:

Отличие физических явлений от химических. Строение
молекул. Валентность.

Валентность –этоспособность атомов
химических элементов образовывать определённое число химических связей с
атомами других элементов.

Отвечают «ДА»

Вспоминают текст письма

Учащиеся рассказывают технику
безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими
веществами.

Выполняют эксперимент в месте с
учителем и записывают свои наблюдения.

Определяют тип химической реакции
и доказывают свой выбор.

Отвечают на
проблемный вопрос
.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке
мы научимся составлять химические уравнения реакций на примере реакции
соединения между простыми веществами.

Сразу возникает
вопрос:
Каков
алгоритм составления реакций?

На доске записывается исходные
вещества реакции:Ca + Cl2→

Al + O2 =

С помощь. Схем на ваших столах попробуйте
составить конечный продукт реакции.

ПОДСКАЗКА: КОЛЛИЧЕСТВО АТОМОВ
СПРАВА И СЛЕВА ДОЛЖНО БЫТЬ ОДИНАКОВО.

При составлении химических уравнений следует
соблюдать закон сохранения массы веществ,
 (сформулируйте этот закон)
т.е. учитывать, что масса веществ, вступивших в
химическую реакцию, равна массе образующихся веществ.

ВСПОМНИТЕ ВАЛЛЕНТНОСТЬ, ДЛЯ
ПРОВЕРКИ

ПРАВИЛЬНОСТИ ФОРМУЛЫ.

Давайте проверим наши результаты.

Задаются вопросы:

1.     
Что такое коэффициент?

2.     
Что такое индекс?

3.     
Каков алгоритм расковки коэффициентов?

Давайте ответим
на наш проблемный вопрос
:Каков алгоритм составления реакций?

Записывают проблемный вопрос.

Приступают
к выполнению задания

Ca
+ Cl2→ CaCl2 (так как валентность кальция
II, а валентность хлора I (берем
нисшую валентность), то правильно образовавшееся соединение  CaCl2.Справа и
слева одинаковое количество атомов каждого элемента.)

4Al + 3O2 =2Al2O3   (так как валентность
алюминия
III, а валентность кислорода II, то правильно образовавшееся соединение  Al2O3   Справа кислорода 3, а слева 2, нужно привести к наименьшему общему
знаменателю, то есть 6, следовательно, перед кислородом в исходной части мы
ставим коэффициент 3, а в конечной части перед формулой ставим 2, в
результате чего стало 4 алюминия, поэтому в исходной части уравнения перед
алюминием ставим коэффициент 2.)

3.Алгоритм
расстановки коэффициентов в уравнении

1.
Коэффициент –
это…

2. Индекс-это  ……. 

3.Алгоритм
расстановки коэффициентов:

Подсчитать
количество атомов каждого элемента в правой и левой части.

Определить,
у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.

  Разделить
Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты.

Поставить
коэффициенты перед формулами.

Пересчитать
количество атомов, при необходимости действия повторить.

Начинать
лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в
составе нескольких веществ).

Записывают в тетради алгоритм составления химических
реакций.

  1. Рефлексия.

Вопрос:

С какими проблемами на уроке мы столкнулись и
как их решили?

Давайте закрепим
материал:

В реакции Ca + Cl2→ CaCl2 коэффициенты не
нужны.

В реакции Zn + HCl → ZnCl2 + H2 коэффициент у
цинка 2.

В реакции Ca + O2 → CaO коэффициент у оксида
кальция 2.

В реакции CH4 → C + H2 коэффициенты не нужны.

В реакции CuO + H2 → Cu + H2O коэффициент у
меди 2.

В реакции C + O2 → CO коэффициент 2 надо
поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода.

В реакции CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2 коэффициенты
не нужны.

Отвечают на поставленные вопросы:

Выполняют задание,а послеидет самопроверка
ручкой другого цвета

В реакции Ca + Cl2→ CaCl2 коэффициенты не нужны.
(Да)

В реакции Zn + HCl → ZnCl2 + H2 коэффициент у цинка
2. (Нет)

В реакции Ca + O2 → CaO коэффициент у оксида кальция
2. (Да)

В реакции CH4 → C + H2 коэффициенты не нужны. (Нет)

В реакции CuO + H2 → Cu + H2O коэффициент у меди 2.
(Нет)

В реакции C + O2 → CO коэффициент 2 надо поставить и
у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)

В реакции CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2 коэффициенты не
нужны. (Да)

  1. Домашнее задание

Составьте уравнения
реакции и расставьте коэффициенты:

Ag + O =

 Mg + O=

 Y

 P + O=

 IY

 S + O=

 II

 S + O =

 Al + O =

 YII

Mn + O =ЕСЛИ НЕ УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ В КЛАССЕ:

В реакции Ca + Cl2→ CaCl2 коэффициенты не
нужны.

В реакции Zn + HCl → ZnCl2 + H2 коэффициент у
цинка 2.

В реакции Ca + O2 → CaO коэффициент у оксида
кальция 2.

В реакции CH4 → C + H2 коэффициенты не нужны.

В реакции CuO + H2 → Cu + H2O коэффициент у
меди 2.

В реакции C + O2 → CO коэффициент 2 надо
поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода.

В реакции CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2 коэффициенты
не нужны.

Записывают в тетрадь.

Алгоритм расстановки коэффициентов в
уравнении химической реакции.

1.     
Подсчитать
количество атомов каждого элемента в правой и левой части.

2.     
Определить,
у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.

3.     
Разделить
Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед
формулами.

4.     
Пересчитать
количество атомов, при необходимости действия повторить.

5.     
Начинать
лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в
составе нескольких веществ).

Алгоритм
расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции.

1.     
Подсчитать
количество атомов каждого элемента в правой и левой части.

2.     
Определить,
у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.

3.     
Разделить
Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед
формулами.

4.     
Пересчитать
количество атомов, при необходимости действия повторить.

5.     
Начинать
лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в
составе нескольких веществ).

Алгоритм
расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции.

1.     
Подсчитать
количество атомов каждого элемента в правой и левой части.

2.     
Определить,
у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.

3.     
Разделить
Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед
формулами.

4.     
Пересчитать
количество атомов, при необходимости действия повторить.

5.     
Начинать
лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в
составе нескольких веществ).

Алгоритм
расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции.

1.     
Подсчитать
количество атомов каждого элемента в правой и левой части.

2.     
Определить,
у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.

3.     
Разделить
Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами.

4.     
Пересчитать
количество атомов, при необходимости действия повторить.

5.     
Начинать
лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в
составе нескольких веществ).

Алгоритм
расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции.

1.     
Подсчитать
количество атомов каждого элемента в правой и левой части.

2.     
Определить,
у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.

3.     
Разделить
Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед
формулами.

4.     
Пересчитать
количество атомов, при необходимости действия повторить.

5.     
Начинать
лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в
составе нескольких веществ).

Д,Р.

Составьте уравнения
реакции и расставьте коэффициенты:

Ag + O =

 Mg + O=

 Y

 P + O=

 IY

 S + O=

 II

 S + O =

 Al + O =

 YII

Mn + O =

В реакции Ca + Cl2→ CaCl2 коэффициенты не нужны.

В реакции Zn + HCl → ZnCl2 + H2 коэффициент у
цинка 2.

В реакции Ca + O2 → CaO коэффициент у оксида
кальция 2.

В реакции CH4 → C + H2 коэффициенты не нужны.

В реакции CuO + H2 → Cu + H2O коэффициент у меди
2.

В реакции C + O2 → CO коэффициент 2 надо
поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода.

В реакции CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2 коэффициенты
не нужны.

Технологическая карта урока

по теме «Типы химических реакций.

Реакции соединения».

Разработала: Барабанова Н.Д.

                                                                                                                                             учитель химии

Технологическая карта урока

Предмет: химия

Класс: 8 класс

Автор учебника: Габриелян О. С.

Тема урока: «Типы химических реакций. Реакции соединения».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Дидактическая цель: создание условий для усвоения  учащимися знаний о реакциях соединения.

Задачи урока:

  1. Способствовать усвоению понятий «реакции соединения», научить учащихся писать уравнения реакций соединения, отличать реакции соединения среди других типов химических реакций (предметный результат).
  2. Продолжить развивать  внимательность, наблюдательность,  пытливость, инициативу,  выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде (метапредметный результат).
  3. Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная,

Средства обучения: учебник, хим.реактивы: оксид кальция, вода, индикатор-фенолфталеин; химическая посуда- химические станы, стеклянные палочки, компьютер, презентация,  видеоролик

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства

Этап 1. Организационный

 — Добрый день, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Психологический настрой.

Организация познавательной деятельности

1) В чем  отличие физического явления от химического?

2) По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

3) Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции?

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы т.1

Личностные

(смыслообразование)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Познавательные анализ явлений с целью выделения признаков

Слайд №1

Этап 2. Актуализация субъектного опыта

Предлагает выполнение упражнений по теме «Химические  уравнения».

       Выполняют задание у доски и в раб тетради

H2 + O2 → H2O

  Al(OH)3  →Al2O3 + H2O

 цинк + соляная кислота →   хлорид цинка +водород

 Карбонат кальция = оксид кальция + оксид углерода (4)

Личностные (самоопределение)

Регулятивные 

(оценка, саморегуляция)

Коммуникативные (взаимоконтроль по ходу выполнения задний)

.

Создание проблемной ситуации.

Из уравнений  химических реакций выделить ту, которая является «антонимом» реакции разложения

Учащиеся  выделяют из предложенных УХР  реакцию соединения

.

Познавательные

(анализ химических реакций с целью выявления отличий)

Этап 3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

С     — Учитель подводит учащихся к определению темы урока, 

— просит учащихся  сформулировать задачи урока.

Предлогает, используя прием противопоставления ,  дать определение понятия «Реакция соединения».

Создание проблемной ситуации:

Что необходимо прибавить к кальцию, чтобы получить его оксид?

 Как из оксида получить гидроксид7

Как доказать, что получили основание(щелочь)?

Лабораторный опыт.

Проводит краткий инструктаж по технике безопасности.

Пример на шарико-стержневых моделях, моделирование на учениках класса

Составляют цепь превращения:

Ca      CaO     Ca(ОH)2

Взаимодействие оксида кальция с водой, действие индикатора на раствор щелочи  наблюдение  изменение окраски

Записывают уравнения  химических реакций.

Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия, наблюдение, проведение эксперимента)

Коммуникативные

(сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные

 ( формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)

шарико-стержневые модели

Реактивы и оборудование  к  лабораторному  опыту: оксид кальция, вода, индикатор-фенолфталеин, химическая посуда

Этап 4.Первичная проверка понимания изученного материала

 Предлагает творческая задачу,

 организует самопроверку

Выполняют задания, составляют в тетрадях ухр, определяют  тип реакции,

. 4Al + 3O2 = 2Al2O3

2Mg + O2  = 2MgO

Осуществляют  самопроверку , сравнивая с эталоном

Познавательные- анализ явлений, описанных в тексте явлений. Составление ухр на  основе проведенного анализа

Слайд 11

Этап 5. Закрепление изученного материала

Учитель предлагает выполнить тестовое задание №, стр

Организует коллективную проверку выполненного задания

Выполняют задания с целью самооценки, обсуждают результаты

Познавательные

( анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные

 ( контроль и коррекция)

Ким,

тест№12, вариант2, задания№1,3, В1В2

Этап 6. Информация о домашнем задании

Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору,

1 уровень:  § 30 упр.1 на с. 159

2 уровень

Ученики выбирают задания по уровням

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

учебник

Этап 7 Подведение итогов учебного занятия Рефлексия

Подводит итоги, предлагает уч  высказать свое мнение о раскрытии темы урока и достижение его цели.

Выставляет оценки.  

Делают вывод о  необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Учитель инициирует рефлексию  (Приложение 3.

Анкета для учеников.

Учитель благодарит за урок.

Для самооценки работы учащиеся заполняют  карточку №

Регулятивные (оценка,)

После таблицы

Приложение 3.

                                                        Слайд № 1.

Задание: Среди данных явлений определите, какие явления относятся к физическим, а какие к химическим.

1) При нагревании вода превращается в пар.

2) При сильном измельчении кусочек мела превращается в белый порошок.

3) Плавление металла.

4) Многие металлы в чистом виде хорошо отражают свет и блестят.

5) Горение природного газа.

6) После прокаливания медной проволоки на ней появился черный налет.

7) Перегонка нефти.

8) Ржавление железа.

Приложение 1.

Анкета для учеников.

  1. Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):

А) отличный, интересный, захватывающий;

Б) Хороший, содержательный, заставляющий работать;

В) нормальный, обычный;

Г) Скучный, работал без интереса;

Д) Бесполезный, совсем не интересный;

Е) твой вариант ответа ———————————————————————————.

  1. Вспомни тему урока ——————————————————————————————.
  2. Какая цель стояла перед тобой на уроке? —————————————————————————————————————————————————————————————-.
  3. Какие события, факты, явления, формулы, правила ты усвоил на уроке?———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————.
  4. Чему новому ты научился на уроке? ————————————————————————————————————————————————————————————————.
  5. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе? —————————————
  6. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? ———————————

Типы реакций

        Определение:                                                Определение:

           Примеры:                                                         Примеры:  

           

Урок 12. Составление уравнений химических реакций

В уроке 12 «Составление уравнений химических реакций» из курса «Химия для чайников» мы научимся составлять уравнения химических реакций и правильно расставлять в них коэффициенты.

Составлять химические уравнения и производить расчеты по ним нужно, опираясь на закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Рассмотрим, как можно составить химическое уравнение, на примере реакции меди с кислородом.

Слева запишем названия исходных веществ, справа — продуктов реакции. Если веществ два и более, соединяем их знаком «+». Между левой и правой частями пока поставим стрелку:

медь + кислород → соединение меди с кислородом.

Подобное выражение называют схемой химической реакции. Запишем эту схему при помощи химических формул:

Число атомов кислорода в левой части схемы равно двум, а в правой — одному. Так как при химических реакциях атомы не исчезают, а происходит только их перегруппировка, то число атомов каждого элемента до реакции и после реакции должно быть одинаковым. Чтобы уравнять число атомов кислорода в левой и правой частях схемы, перед формулой CuO ставим коэффициент 2:

Теперь число атомов меди после реакции (в правой части схемы) равно двум, а до реакции (в левой части схемы) — только одному, поэтому перед формулой меди Cu так же поставим коэффициент 2. В результате произведенных действий число атомов каждого вида в левой и правой частях схемы одинаково, что дает нам основание заменить стрелку на знак «=» (равно). Схема превратилась в уравнение химической реакции:

Это уравнение читается так: два купрум плюс о-два равно два купрум-о (рис. 60).

Рассмотрим еще один пример химической реакции между веществами СН4 (метан) и кислородом. Составим схему реакции, в которой слева запишем формулы метана и кислорода, а справа — формулы продуктов реакции — воды и соединения углерода с кислородом (углекислый газ):

Обратите внимание, что в левой части схемы число атомов углерода равно их числу в правой части. Поэтому уравнивать нужно числа атомов водорода и кислорода. Чтобы уравнять число атомов водорода, поставим перед формулой воды коэффициент 2:

Теперь число атомов водорода справа стало 2×2=4 и слева — также четыре. Далее посчитаем число атомов кислорода в правой части схемы: два атома кислорода в молекуле углекислого газа (1×2=2) и два атома кислорода в двух молекулах воды (2×1=2), суммарно 2+2=4. В левой части схемы кислорода только два атома в молекуле кислорода. Для того чтобы уравнять число атомов кислорода, поставим коэффициент 2 перед формулой кислорода:

В результате проведенных действий число атомов всех химических элементов до реакции равно их числу после реакции. Уравнение составлено. Читается оно так: це-аш-четыре плюс два о-два равно це-о-два плюс два аш-два-о (рис. 61).

Данный способ расстановки коэффициентов называют методом подбора.

В химии существуют и другие методы уравнивания чисел атомов элементов в левой и правой частях уравнений реакций, с которыми мы познакомимся позднее.

Краткие выводы урока:

Для составления уравнений химических реакций необходимо соблюдать следующий порядок действий.

  1. Установить состав исходных веществ и продуктов реакции.
  2. Записать формулы исходных веществ слева, продуктов реакции — справа.
  3. Между левой и правой частями уравнения сначала поставить стрелку.
  4. Расставить коэффициенты, т. е. уравнять числа атомов каждого химического элемента до и после реакции.
  5. Связать левую и правую части уравнения знаком «=» (равно).

Надеюсь урок 12 «Составление уравнений химических реакций» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Если вопросов нет, то переходите к следующему уроку.

Как написать уравнение реакций 8 класс

ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,

величайшие завоевания разума будут сделаны

именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)

Таблица
Менделеева

Универсальная таблица растворимости

Коллекция таблиц к урокам по химии

Составление уравнений химических реакций

Урок посвящен изучению алгоритма составления уравнения химической реакции. В ходе урока вы научитесь составлять схему и уравнение химической реакции, зная формулы исходных веществ и продуктов реакции.

I. Схема химической реакции

Сущ­ность хи­ми­че­ской ре­ак­ции с по­зи­ции атом­но-мо­ле­ку­ляр­ной тео­рии за­клю­ча­ет­ся в том, что про­дук­ты ре­ак­ции об­ра­зу­ют­ся из тех же ато­мов, ко­то­рые вхо­ди­ли в со­став ис­ход­ных ве­ществ.

При­мер 1. При раз­ло­же­нии воды об­ра­зу­ют­ся про­стые ве­ще­ства – во­до­род и кис­ло­род (Рис.1.).

Рис. 1. Раз­ло­же­ние воды под дей­ствие элек­три­че­ско­го тока

За­пи­шем фор­му­лу ис­ход­но­го ве­ще­ства воды слева, а фор­му­лы про­дук­тов ре­ак­ции — во­до­ро­да и кис­ло­ро­да – спра­ва. Между ними по­ста­вим стрел­ку:

Эта за­пись яв­ля­ет­ся схе­мой ре­ак­ции.

Схема ре­ак­ции по­ка­зы­ва­ет толь­ко со­став ис­ход­ных ве­ществ и про­дук­тов ре­ак­ции, но не может пол­но­стью от­ра­жать сущ­ность ре­ак­ции. В со­став мо­ле­ку­лы воды вхо­дит один атом кис­ло­ро­да, а в со­став про­сто­го ве­ще­ства кис­ло­ро­да вхо­дят два атома. Это зна­чит, что не вы­пол­ня­ет­ся закон со­хра­не­ния массы ве­ществ.

II. Химические уравнения реакций

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул и коэффициентов.

В результате химического взаимодействия серы и железа получено вещество – сульфид железа (II) – оно отличается от исходной смеси. Ни железо, ни сера не могут быть визуально обнаружены в нем. Невозможно их разделить и с помощью магнита. Произошло химическое превращение.

Запишем протекающую реакцию в виде уравнения химической реакции:

Рассмотрим еще один пример: 2Н2О = 2Н2 + О2

Чтобы не было про­ти­во­ре­чий с за­ко­ном со­хра­не­ния массы ве­ществ, нужно урав­нять число ато­мов каж­до­го хи­ми­че­ско­го эле­мен­та слева и спра­ва от стрел­ки.

Чтобы об­ра­зо­ва­лась одна мо­ле­ку­ла кис­ло­ро­да, в ре­ак­цию долж­ны всту­пить две мо­ле­ку­лы воды. По­ста­вив ко­эф­фи­ци­ент «2» перед фор­му­лой воды. Те­перь урав­ня­ем ко­ли­че­ство ато­мов во­до­ро­да, по­ста­вив ко­эф­фи­ци­ент «2» перед фор­му­лой Н2, вме­сто стрел­ки по­ста­вим знак ра­вен­ства:

Эта за­пись яв­ля­ет­ся урав­не­ни­ем хи­ми­че­ской ре­ак­ции. В от­ли­чие от схемы ре­ак­ции, урав­не­ние учи­ты­ва­ет, что число ато­мов каж­до­го хи­ми­че­ско­го эле­мен­та в ре­ак­ции не ме­ня­ет­ся.

Цифры, сто­я­щие перед фор­му­лой ве­ще­ства, на­зы­ва­ют­ся ко­эф­фи­ци­ен­та­ми. Ко­эф­фи­ци­ент по­ка­зы­ва­ет ко­ли­че­ство мо­ле­кул ве­ще­ства.

Про­чи­тать за­пи­сан­ное урав­не­ние можно так: «Из двух мо­ле­кул воды об­ра­зу­ет­ся две мо­ле­ку­лы во­до­ро­да и 1 мо­ле­ку­ла кис­ло­ро­да».

Составим уравнение химической реакции взаимодействия фосфора и кислорода

1. В левой части уравнения записываем химические формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию). Помните! Молекулы большинства простых газообразных веществ двухатомны – H2; N2; O2; F2; Cl2; Br2; I2. Между реагентами ставим знак «+», а затем стрелку:

2. В правой части (после стрелки) пишем химическую формулу продукта (вещества, образующегося при взаимодействии). Помните! Химические формулы необходимо составлять, используя валентности атомов химических элементов:

3. Согласно закону сохранения массы веществ число атомов до и после реакции должно быть одинаковым. Это достигается путём расстановки коэффициентов перед химическими формулами реагентов и продуктов химической реакции.

  • Вначале уравнивают число атомов, которых в реагирующих веществах (продуктах) содержится больше.
  • В данном случае это атомы кислорода.
  • Находим наименьшее общее кратное чисел атомов кислорода в левой и правой частях уравнения. Наименьшее кратное для атомов натрия –10:

Как решать химические уравнения — схемы и примеры решения для разных реакций

Основные термины и понятия

Составление уравнений химических реакций невозможно без знания определённых обозначений, показывающих, как проходит реакция. Объединение атомов, имеющих одинаковый ядерный заряд, называют химическим элементом. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Первые совпадают с числом атомного номера элемента, а значение вторых может варьироваться. Простейшими веществами называют элементы, состоящие из однотипных атомов.

Любой химический элемент описывается с помощью символов, условно обозначающих структуру веществ. Формулы являются неотъемлемой частью языка науки. Именно на их основе составляют уравнения и схемы. По своей сути они отражают количественный и качественный состав элементов. Например, запись HNO3 сообщает, что в соединении содержится одна молекула азотной кислоты, а оно само состоит из водорода, азота и кислорода. При этом в состав одного моля азотной кислоты входит по одному атому водорода и азота и 3 кислорода.

Символика элементов, условное обозначение, представляет собой химический язык. В значке содержится информация о названии, массовом числе и порядковом номере. Международное обозначение принято, согласно периодической таблице Менделеева, разработанной в начале 1870 года.

Взаимодействующие между собой вещества называются реагентами, а образующиеся в процессе реакции — продуктами. Составление и решение химических уравнений фактически сводится к определению результатов реакций, поэтому просто знать формулы веществ мало, нужно ещё уметь подбирать коэффициенты. Располагаются они перед формулой и указывают на количество молекул или атомов, принимающих участие в процессе. С правой стороны от химического вещества ставится индекс, указывающий место элемента в системе.

Записывают уравнения в виде цепочки, в которой указываются все стадии превращения вещества начиная с левой части. Вначале пишут формулы элементов в исходном состоянии, а затем последовательно их преобразование.

Виды химических реакций

Химические явления характеризуются тем, что из двух и более элементов образуются новые вещества. Уравнения описывают эти процессы. Впервые с объяснениями протекания реакций знакомят в восьмом классе средней образовательной школы на уроках неорганической химии. Ученикам демонстрируют опыты, в которых явно наблюдаются различия в протекании реакций.

Всего существует 4 типа химического взаимодействия веществ:

  1. Соединение. В реакцию могут вступать 2 простых вещества: металл и неметалл или неметалл и неметалл. Например, алюминий с серой образуют сульфид алюминия. Кислород, взаимодействуя с водородом, превращается в воду. Объединятся могут 2 оксида с растворимым основанием, как оксид кальция с водой: CaO + H2O = Ca (OH)2 или основной оксид с кислотным: CaO + SO3 = CaSO4.
  2. Разложение. Это процесс обратный реакции соединения: было одно вещество, а стало несколько. Например, при пропускании электрического тока через воду получается водород и кислород, а при нагревании известняка 2 оксида: CaCO3 = CaO + CO2.
  3. Замещение. В реакцию вступают 2 элемента. Один из них простой, а второй сложный. В итоге образуются 2 новых соединения, при котором атом простого вещества заменяет сложный, как бы вытесняя его. Условие протекания процесса: простое вещество должно быть более активным, чем сложное. Например, Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2. Величину активности можно узнать из таблицы ряда электрохимических напряжений.
  4. Обмен. В этом случае между собой реагируют 2 сложных элемента, обменивающиеся своими составными частями. Условием осуществления такого типа реакции является обязательное образование воды, газа или осадка. Например, CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O. Чтобы узнать, смогут ли вещества прореагировать, используют таблицу растворимости.

Основными признаками химических реакций является изменение цвета, выделение газа или образование осадка. Различают их по числу веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся продуктов. Правильное определение типа реакции особо важно при составлении химических уравнений, а также определения свойств и возможностей веществ.

Окислительно-восстановительный процесс

Составление большинства реакций сводится к подбору коэффициентов. Но при этом могут возникнуть трудности с установлением равновесия, согласно закону сохранения массы веществ. Чаще всего такая ситуация возникает при решении заданий, связанных с расстановкой количества атомов в уравнениях окислительно-восстановительных процессов.

Под ними принято понимать превращения, протекающие с изменением степени окисления элементов. При окислении происходит процесс передачи атомом электронов, сопровождающийся приобретением им положительного заряда или ионом, после чего он становится нейтральным. При этом также происходит процесс восстановления, связанный с присоединением элементарных частиц атомом.

Для составления уравнений необходимо определить восстановитель, окислитель и число участвующих в реакции электронов. Коэффициенты же подбирают с помощью метода электронно-ионного баланса (полуреакций). Его суть состоит в установлении равенства путём уравнивания количества электронов, отдаваемых одним элементом и принимаемым другим.

Классический алгоритм

В основе решения задач этим методом — закон сохранения массы. Согласно ему, совокупная масса элементов до реакции и после остаётся неизменной. Другими словами, происходит перегруппировка частиц. Если рассматривать решение химического уравнения поэтапно, оно будет состоять из трёх шагов:

  1. Написания формул элементов, вступающих в реакцию с левой стороны.
  2. Указания справа формулы образующихся веществ.
  3. Уравнивания числа атомов с добавлением коэффициентов.

Перед тем как переходить к сложным соединениям, лучше всего потренироваться на простых. Например, нужно составить уравнение, описывающее взаимодействие двух сложных веществ: гидроксида натрия и серной кислоты. При таком соединении образуется сульфат натрия и вода.

Согласно алгоритму, в левой части уравнения необходимо записать реагенты, а в правой продукты реакции: NaOH + H2SO 4 → Na 2SO4 + H2O. Теперь следует уравнять коэффициенты. Начинают с первого элемента. В примере это натрий. В правой части содержится 2 его атома, а в левой один, поэтому необходимо возле реагента поставить цифру 2. Затем нужно уровнять водород. В результате получится выражение: 2 NaOH + H2SO 4 → Na2 SO4 +2H2O.

Ещё одним наглядным примером является процесс реакции тринитротолуола с кислородом. При их взаимодействии образуется: C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2. Исходя из того, что слева находится нечётное число атомов H и N, а справа чётное, нужно их уравнять: 2C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2.

Теперь становится понятным, что 14 и 10 атомов углерода и водорода должны образовать 14 долей диоксида и 5 молекул воды. При этом 6 атомов азота превратятся в 3. Итоговое уравнение будет выглядеть как 2C7H5N3O6 + 10,5O2 → 14CO2 + 5H2O + 3N2.

Перед тем как начинать тренировку по составлению уравнений, следует научиться расставлять валентность. Это параметр, равный числу соединившихся атомов каждого элемента. Фактически это способность к соединению. Например, в формуле NH3 валентность атома азота равна 3, а водорода 1.

Решение методом полуреакций

Алгоритм для решения примеров химических уравнений проще рассмотреть на конкретном задании. Пускай необходимо описать процесс окисления пирита азотной кислоты с малой концентрацией: FeS2 + HNO3. Решать этот пример необходимо в следующей последовательности:

  1. Определить продукты реакции. Так как кислота является сильным окислителем, сера получит максимальную степень оксидации S6+, а железо Fe3+. HNO3 может восстановиться до одного из двух состояний NO2 или NO.
  2. Исходя из состава ионов и правила, что вещества, переходящие в газовую форму или плохо растворимые, записываются в молекулярном виде, верным будет записать: FeS2 — Fe3+ + 2SO2−4. Гидролизом можно пренебречь.
  3. В записи уравнивают кислород. Для этого в левую часть добавляют 8 молекул воды, а в правую 16 ионов водорода: FeS2 + 8H20 — Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+. Так как заряда в левой части нет, а в правой он равный +15, то серное железо должно будет отдать 15 электронов. Значит, уравнение примет вид: FeS2 + 8H20 — 15e → Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+.
  4. Теперь переходят к реакции восстановления нитрата иона: NO-3 →NO. Для её составления нужно отнять у оксида азота 2 атома кислорода. Делают это путём прибавления к левой части 4 ионов водорода, а правой — 2 молекул воды. В итоге получится: NO-3 + 4H+ → NO + 2H2O.
  5. Полученную формулу уравнивают добавлением к левой части 3 электронов: NO-3 + 4H+ 3e → NO + 2H2O.
  6. Объединяют найденные выражения и записывают результат: FeS2 + 8H20 + 5NO-3 + 20H+ → Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+ + 5NO + 10H2O.

Уравнение можно сократить на 16H + и 8H2O. В итоге получится сокращённое выражение окислительно-восстановительной реакции: FeS2 + 5NO — 3 + 4 H + = Fe3 + + 2SO 2- 4 + 5NO + 2H2O.

  • Добавив в обе части нужное количество ионов, записывают молекулярное уравнение: FeS2 + 8HNO3 = Fe (NO 3) 3 + 2H2SO4 + 5NO + 2H2O.
  • Такой алгоритм считается классическим, но для упрощения понимания лучше использовать способ электронного баланса. Процесс восстановления переписывают как N5+ + 3e → N2+. Степень же окисления составить сложнее. Сере нужно приписать степень 2+ и учесть, что на 1 атом железа приходится 2 атома серы: FeS2 → Fe3++ 2S6+. Запись общего баланса будет выглядеть: FeS2 + 5N5+ = Fe3+ + 2S6+ + 5N2+.

    Пять молекул потратятся на окисление серного железа, а ещё 3 на образование Fe (NO3)3. После уравнения двух сторон запись реакции примет вид, аналогичный полученному с использованием предыдущего метода.

    Использование онлайн-расчёта

    Простые уравнения решать самостоятельно довольно просто. Но состоящие из сложных веществ могут вызвать трудности даже у опытных химиков. Чтобы получить точную формулу и не подбирать вручную коэффициенты, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами. При этом их использовать сможет даже пользователь, не особо разбирающийся в науке.

    Чтобы расстановка коэффициентов в химических уравнениях онлайн происходила автоматически, нужно лишь подключение к интернету и исходные данные. Система самостоятельно вычислит продукты реакции и уравняет обе стороны формулы. Интересной особенностью таких сайтов является не только быстрый и правильный расчёт, но и описание правил с алгоритмами, по которому выполняются действия.

    После загрузки калькулятора в веб-обозревателе единственное, что требуется от пользователя — правильно ввести реагенты в специальные формы латинскими буквами и нажать кнопку «Уравнять». Иногда возникает ситуация, когда запись сделана верно, но коэффициенты не расставляются. Это происходит, если суммы в уравнении могут быть подсчитаны разными способами. Характерно это для реакций окисления. В таком случае нужно заменить фрагменты молекул на любой произвольный символ. Таким способом можно не только рассчитать непонятное уравнение, но и выполнить проверку своих вычислений.

    источники:

    http://kardaeva.ru/88-dlya-uchenika/8-klass/124-sostavlenie-uravnenij-khimicheskikh-reaktsij

    http://nauka.club/khimiya/khimicheskie-uravneniya.html

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти земельный участок для строительства
  • Как найти рабочих на склад
  • Как составить схему разминки
  • Как найти видео по скриншоту с телефона
  • Windows resume loader как исправить