Составить речевой портрет по плану ⇐ Высшее образование
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
-
Автор темы
galinka
- старший писарь
- Всего сообщений: 15
- Зарегистрирован: 07.02.2012
- Образование: студент
- Откуда: Бакал
- Возраст: 40
Составить речевой портрет по плану
1. ваши обычные речевые роли(участник общения)
2. коммуникативные качества вашей речи(выразительность)
3. какие правила речевого этикета вы соблюдаете (модель приветствия, прощания, соболезнования)
4. считаете ли вы свою речь грамотной(обосновать)(нет не считаю)
помогите разобраться, с чего начать? как правильно написать речевой портрет?
-
irida
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 58
Re: Составить речевой портрет по плану
Сообщение
irida » 08 фев 2012, 09:27
galinka:1. ваши обычные речевые роли(участник общения)
galinka, так перед вами чёткий план. Начинайте отвечать на вопросы. Кто вы — слушатель или оратор?
-
Автор темы
galinka
- старший писарь
- Всего сообщений: 15
- Зарегистрирован: 07.02.2012
- Образование: студент
- Откуда: Бакал
- Возраст: 40
Re: Составить речевой портрет по плану
Сообщение
galinka » 08 фев 2012, 11:23
у меня плохо получается складывать все в целом
-
Автор темы
galinka
- старший писарь
- Всего сообщений: 15
- Зарегистрирован: 07.02.2012
- Образование: студент
- Откуда: Бакал
- Возраст: 40
Re: Составить речевой портрет по плану
Сообщение
galinka » 14 фев 2012, 08:06
помогите!!!!
-
irida
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 58
Re: Составить речевой портрет по плану
Сообщение
irida » 14 фев 2012, 09:58
-
Автор темы
galinka
- старший писарь
- Всего сообщений: 15
- Зарегистрирован: 07.02.2012
- Образование: студент
- Откуда: Бакал
- Возраст: 40
Re: Составить речевой портрет по плану
Сообщение
galinka » 29 мар 2012, 05:21
помогите написать или хотя бы примерно что писать
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
-
Лучшие Ответы: 2
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Составить речевой портрет по плану
Сообщение
Марго » 29 мар 2012, 05:40
galinka, несмотря на то что irida уже давала Вам подсказку ссылками, а Вы почему-то ею не воспользовались, я приведу для Вас вот такую ссылку:
http://englishschool12.ru/publ/interesn … 7-1-0-3810
— приняв во внимание все объяснения которой (и в особенности приведенные в конце ее примеры речевых портретов), Вам не составит труда выполнить задание. И времени на это уйдет, конечно, гораздо меньше двух (почти что) месяцев.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 8 Ответы
- 2043 Просмотры
-
Последнее сообщение Кемерово
08 янв 2009, 23:03
-
- 10 Ответы
- 793 Просмотры
-
Последнее сообщение Ирина12
18 сен 2012, 19:34
-
- 1 Ответы
- 2179 Просмотры
-
Последнее сообщение Завада
28 дек 2017, 11:33
-
- 4 Ответы
- 4326 Просмотры
-
Последнее сообщение vladik_ma
09 янв 2015, 23:49
-
- 1 Ответы
- 858 Просмотры
-
Последнее сообщение Елена
09 дек 2008, 08:22
Подготовку к сочинению на тему «Речевой портрет личности» следует начать с плана. Точные пункты плана буду зависеть от целей и задач поставленных перед исполнителем.
План:
-
Вступление. В этой части мы пишем вводные общие предложения.
-
Основная часть
2.1. Формулируем и комментируем проблему.
2.2. Выражаем авторскую позицию.
2.3. Сравниваем свою позицию с позицией автора.
2.4. Обосновываем свое мнение и приводим примеры.
- Вывод. Подводим итоги всему сказанному, указываем чему научились, к чему пришли или что осознали благодаря рассказу.
**
Примерный текст сочинения-рассуждения на тему «Речевой портрет личности»
**
Мой речевой портрет — сочинение. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — Мой речевой портрет. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом? Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.
Сочинение 2 (кратко)
В моём понимании, речевой портрет — это то, что помогает людям лучше понять характер собеседника и узнать круг его общения. Фразы и термины, которые употребляет человек в разговоре, могут сказать нам о многом. Например, о его работе или увлечениях. Мой речевой портрет сформировался под влиянием манеры общения людей, с которыми я чаще всего разговариваю. Обычно это неформально общение с друзьями с помощью разговорного стиля речи. Допустим, я могу сказать «дебил» или «баран», но это не потому, что я считаю своих друзей необразованными людьми и стараюсь говорить на их «языке», просто так намного проще изъясняться. В незнакомой мне компании или среди взрослых людей я использую научный и художественный стили речи, ведь первое впечатление о человеке очень важно и повлияет на дальнейшее отношение окружающих.
Я очень стараюсь каждый день улучшать свой речевой портрет, то есть употребляю меньше слов-паразитов и излагаю свои мысли как можно красноречивее. На мой взгляд, культура речи поможет мне сформировать о себе приятное впечатление при знакомстве с новыми людьми. Но не стоит забывать, что «встречают по одёжке, провожают по уму» поэтому за красивыми словами всегда должны стоять умные мысли.
Сочинение 3
Когда говорится о портрете, сразу представляется чей-то образ. Чтобы составить речевой портрет, нужно обратить внимание, как я общаюсь и с кем я общаюсь. Фразы, словечки, которые я употребляю в общении с другими, могут составить красноречивый портрет моей речи. Например, если я буду рассказывать о своих увлечениях, собеседник поймет, что я люблю, чему уделяю свое время. Моя речь формируется под влиянием того, с кем я общаюсь, что читаю и смотрю. Если я буду называть своих друзей глупыми или другими бранными словами, то человек со стороны поймет, что с моим портретом речи что-то не так. В обществе моих друзей мы можем употреблять слова, которые посторонние люди не поймут. Их я использую только для своих друзей.
Со всеми людьми я стараюсь использовать вежливые слова. Пытаюсь избегать слов-паразитов, чтобы казаться культурным и воспитанным. Свой речевой портрет нужно улучшать с каждым днем. В этом помогает чтение. Не зря говорят, что людей провожают по уму. Поэтому я хочу, чтобы мой речевой портрет был красивым, на который приятно смотреть.
Все сочинения
Мной представлен практический опыт работы по обучению детей составлению описательных рассказов о человеке с использованием мнемотаблиц.
Целью практической работы по данной теме является развитие социальной перцепции у детей с нарушением зрения при обучении составлению речевого портрета человека.
Социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка человеком других людей.
Наш детский сад посещают дети с различными нарушениями зрения. Составить описательный рассказ о человеке для наших воспитанников является сложным заданием, так как они не имеют представлений о внешнем облике человека. Поэтому, способность к познанию других людей и осознанию самого себя через познание других проходит длительный путь обучения. Представление о своем внешнем облике и облике других людей формируется в процессе общения. Процесс формирования носит спонтанный характер, так как нет системной работы при обучении. Так, Л.И. Плаксина отмечала, что формирование способностей воспринимать людей и правильно их оценивать доступно и детям дошкольного возраста, но для этого необходимо специальное обучение, построенное на знания механизмов и закономерностей восприятия человека и представлений о нем. Формирование перцептивного образа другого человека является одним из исходных и принципиально важных моментов, обусловливающих развитие познания окружающего мира ребенком и осознание самого себя.
Поэтому, реализуя данную цель, я поставила перед собой следующие задачи:
- Познакомить детей с различными внешними особенностями человека (цвет и форма глаз, форма носа, форма бровей и губ, цвет волос, фактура и длина волос, форма лица и цвет кожи).
- Сформировать представления детей о различных эмоциональных состояниях (радость, грусть, спокойствие, огорчение, удивление, страх…).
- Учить детей определять и называть пол и статус человека (девочка, мальчик, девушка, парень, женщина, мужчина, бабушка, дедушка).
- Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицы.
- Закреплять пространственные представления о частях тела человека.
- Развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать образное мышление, память.
- Прививать познавательный интерес.
- Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.
- Проявлять самостоятельность, инициативу.
В нашем дошкольном учреждении были подготовлены условия для эффективной работы с детьми: изготовлены и приобретены модели человека, схемы для предметно-практической деятельности, мнемотаблицы. Были подобраны фотографии сотрудников детского сада, фотоальбомы с детскими и семейными фотографиями наших воспитанников, подобраны репродукции художников – портретистов, доступных для детского восприятия.
Основными методами работы при обучении детей составлению речевого портрета, как на занятиях, так и в повседневной жизни является наблюдение. Дети всматриваются в лицо товарищей, своих близких, отмечают особенности внешнего вида. При описании лица человека применяются специальные упражнения на описание лица человека (по образцу, по плану, по алгоритму). При рассматривании себя дети пользуются зеркалами.
Обучая детей, упражняю в подборе имен прилагательных, обозначающих качества, свойства личности. Дети учатся составлять речевые портреты человека: самого ребенка, взрослого, друга, мамы, папы, сотрудников детского сада, человека другой профессии. Большую помощь в составлении речевого портрета оказывают фотографии. Рассматривая фотографию, дети выделяют цвет, форму глаз, носа, губ.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Сначала дети рассматривают отдельно по картинкам внешние особенности человека (цвет глаз, форма носа, форма лица и т.д.). А потом уже, используя мнемотаблицы, составляют описательные рассказы. Схема, предложенная детям, несет в себе заложенную определенную информацию. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные не только на развитие восприятия, памяти, внимания, образного мышления, но и умения преобразовывать абстрактные символы в образы.
Как учитель-дефектолог, на занятиях по развитию социально-бытовой ориентировки, провожу коррекционные занятия и реализую представленные раннее задачи.
Перспективно – тематический план
Возраст |
Темы занятий |
Младшая группа |
|
Средняя группа |
|
Старшая группа |
|
Подготовительная группа |
|
Полный текст статьи см. приложение
Михайлова И. С. пос. Восточный, Россия ORCID ID: —
E-mail: mihajIova.irina@maiI.ru
УДК 372.881.161.1371.321 DOI 10.26170/FK19-02-17
ББК 4426.819=411.2-270
ГСНТИ
Код ВАК
РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ПОРТРЕТОМ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация . Характеристика человека сквозь призму его речи в когнитивном, социальном, психологическом и культурном ключе является одним из актуальных направлений современной лингвистики. Объектом исследования являются тексты характеристики ученых-лингвистов. Внимание к речевому анализу сопряжено с проблемой недостаточного умения обучающихся исследовать детали и создавать портрет человека. Целью данной работы является рассмотрение материалов учебника (Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014), которые знакомят учащихся с понятиями «портрет» и «характеристика» человека, а также формируют у обучающихся навыки анализа и составления характеристики личности. Автор статьи сравнивает различные точки зрения отечественных ученых на понятия «языковая личность» и «речевой портрет». В статье дается обзор упражнений, формирующих навыки анализа характеристики человека. Автор предлагает провести комплексный анализ личности ученого, опираясь на тексты учебника. В качестве образца показан итоговый урок подготовки к написанию сочинения «Речевой портрет ученого». Общедидактической задачей урока является научить отмечать лингвистические и нелингвистические (психологические, этические, нравственные) средства описания языковой личности ученого. На уроке применяются элементы дискурсивного и собственно лингвистического анализа текста.
Ключевые слова: методика развития речи; развитие речи; речевые портреты; языковая личность; стили речи; русский язык; методика русского языка в школе; методика преподавания русского языка; уроки русского языка; школьники.
Mikhaylova I. S. pos. Vostochny, Russia
SPEECH PORTRAIT AT THE RUSSIAN LANGUAGE LESSON IN THE 8th GRADE OF SECONDARY SCHOOL
Ab stra ct. Characterization of a person through their speech in the cognitive, social, psychological and cultural terms is one of the important trends in modern linguistics. The scope of research includes descriptive texts about linguists. The attention to speech analysis is associated with the problem of the students’ poor ability to analyze details and to create a speech portrait of a person. The purpose of this study is to analyze the materials of the 8th grade Russian language textbook which acquaint pupils with the concepts of «speech portrait» and «characterization of a person» and form the students’ skills of analysis and characterization. The author of the article compares different points of view of Russian scholars on the concepts of «linguistic personality» and «speech portrait». The article provides an overview of exercises that form the analytic skills of personal characterization. The author recommends conducting a comprehensive analysis of the personality of a scholar based on the texts given in the textbook. As a model of this activity, there is a description of a final lesson in the series preparing for writing an essay «Speech Portrait of a Scholar». The general didactic task of the lesson is to teach the students to single out linguistic and non-linguistic (psychological, ethical, moral) means of description of the linguistic personality of the scholar. Elements of discursive and linguistic proper text analysis are used at the lesson.
Keywords: methods of speech development; speech development; characterization through speech; Iinguistic personality; speech styles; Russian; methods of teaching Russian at school; methods of teaching Russian; Russian lessons; school children.
Для цитирования: Михайлова, И. С. Работа над речевым портретом на уроке русского языка в 8 классе средней школы / И. С. Михайлова // Филологический класс. — 2019. -№ 2 (56). — С. 132-137. DOI 10.2б170/Н<19-02-17.
For citation: Mikhaylova, I. S. Speech Portrait at the Russian Language Lesson in the 8th Grade of Secondary School / I. S. Mikhaylova // Philological Class. — 2019. — № 2 (56). — P. 132137. DOI 10.26170/FK19-02-17.
В отечественном языкознании на рубеже ХХ-ХХ1 веков сложилось направление, изучающее языковую личность через ее словесное творчество. Человек рассматривается сквозь призму его речи и характеризуется в когнитивном, социальном, психологическом и культурном ключе. Такой анализ речи личности называется речевым портретом.
Речевой портрет является многоаспектной моделью, которая рассматривается на трех уровнях: психологическом — восприятие его слушающими; коммуникативном — тип собеседника, соблюдение культур-
но-речевого ритуала; лингвистическом — форма языка, в рамках которой говорящий реализует себя.
В современной лингвистике существует несколько точек зрения на понимание такого понятия, как речевой «портрет».
Ю. Н. Караулов использует термин «языковая личность», который он трактует так: «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности;
в) определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов» [Караулов 1989]. Т. Г. Винокур в своей статье «Интенция и реакция» также придерживается термина «языковая личность», при этом говорящий дифференцируется не как социально-психологическая уникальность, а как коммуни-кативно-деятельностная единица, представляющая собой двучлен — «говорящий/слушающий». Он и является предметом анализа [Винокур 1989]. Т. И. Ерофеева, используя понятие «речевой портрет», предлагает изучать речь человека на пересечении социальных и психологических дисциплин. «Речевая деятельность -это ролевая деятельность, понимаемая как совокупность ситуационных ролей, обусловленных позиционными ролями, которые в свою очередь зависят от статусных…», — пишет Т. И. Ерофеева [Ерофеева 1990]. Е. А. Земская предлагает характеризовать речь говорящего по уровням языка и предлагает выявлять черты идиолекта и социолекта [Земская 2000].
В своем определении речевого портрета мы опираемся на точку зрения С. А. Ереминой, которая трактует речевой портрет как мнение о говорящем или образ говорящего, который формируется у слушающего в момент речи. Речь в данном случае оценивается не только с нормативной точки зрения, но и этически, и эстетически. При этом в сознании слушающего проявляется свой индивидуальный речевой образ, который рисуется с учетом стереотипных представлений самого слушающего [Ерёмина, Потысьева 2005]. Этический подход, используемый при оценке человека, способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся, а эстетический подход развивает у них языковой вкус.
Г. И. Богин понимает языковую личность как «человека, рассматриваемого с точки зрения его готовности исполнять речевые поступки» [Богин 1984]. Е. А. Селиванова вслед за Карауловым определяет «языковую личность коммуниканта» как «представленный в речи и языке фрагмент сознания личности адресанта или адресата, который имеет три уровня: вербально-семантический, тезаурусный, мотиваци-онно-прагматический» [Селиванова 2002]. В. Г. Гак считает, что интересным представляется также проанализировать способы обозначения человека в речи, как в авторском тексте, так и в прямой речи. «Поскольку всякий объект, а тем более человек, имеет множество признаков, сторон, аспектов, каждый из которых может актуализироваться в речи и послужить основой для речевой номинации, одно и то же лицо может получить множество речевых обозначений» [Гак 1999]. За каждой из представленных точек зрения стоит собственная методика речевого анализа языковой личности, которую можно применить в практике преподавания русского языка и обучении школьников речевой характеристике человека.
Цель исследования: рассмотреть материалы учебника Русский язык 8 класс, способствующие формированию у учеников навыков характеристики человека, и представить урок подготовки к написанию сочинения «Речевой портрет».
Анализ учебно-методического комплекса Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
[Методика развития речи на уроках русского языка 1980; Русский язык. 8 класс 2014] показывает, что на протяжении всего цикла обучения ведется работа по развитию умения создавать тексты — характеристики изображаемого предмета и человека. Особенно активно такая работа ведется в 8 классе. При обучении русскому языку в 8 классе учебник содержит ряд упражнений, предлагающих характеризовать человека с разных сторон. Например, упражнения 85 и 86 описывают негативные приметы современной звучащей речи и рекомендуют понаблюдать за звучащей речью окружающих и отметить те недочеты, которые мешают воспринимать смысл высказывания. При выполнении данных упражнений полезно будет ознакомиться с методикой анализа особенностей речи отдельных лиц на всех уровнях языка, в частности на фонетическом уровне.
Упражнения 122 и 123 содержат рассказ о просветительской деятельности Ивана Дмитриевича Сытина и направлены на характеристику человека по его поступкам. При выполнении такого рода упражнений возможно использовать методику Е. В. Ерофеевой, учитывающую социально-психологические черты личности. «Речь человека, ее особенности — явление социальное в самом широком смысле этого слова. Как показали исследования язык индивида — не только язык человека определенной профессии или возраста, это речевой стиль личности как таковой, в котором сказываются и жизненный опыт, и склад ума, и характер, и темперамент, и наклонности, и увлечения» [Ерофеева 1990: 103]. Упражнение 161 также предлагает охарактеризовать деятельность известных обучающемуся ученых, спортсменов, артистов, телеведущих и политиков.
Упражнения 128 и 138 посвящены характеристике Петра I. Это научное описание европейского вояжа Петра I историком В. Ключевским и художественное -А. Н. Толстым. В задании предлагается устно и письменно составить характеристику царя. При характеристике персонажа может быть задействована методика, предложенная В. Г. Гаком, выбор и варьирование номинаций, используемых вне особых литературно-художественных задач, а именно: демографическая номинация, функциональная и оценочная номинация [Гак 1999].
Более сложным и требующим комплексного анализа представляются задания упражнений 131 и 132. Отрывки статьи А. С. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург» содержат характеристику русского крестьянина. Ученикам предлагается ответить на вопрос, о каких чертах русского крестьянина говорит великий поэт. Задание предлагает выделить духовные качества, ум, физический облик, отношение к чужеземному. Упражнение формирует навыки анализа личности в психологическом ключе.
Учебник Русский язык 8 класс содержит ряд упражнений, предлагающих дать характеристику отечественным ученым. Например, упражнение 162 предлагает прочитать текст об известном лингвисте А. М. Пешковском и написать об интересных этапах его биографии. В упражнении 163 рекомендуется, используя материалы учебника истории, энциклопедических словарей, написать в форме краткой статьи
о выдающихся людях России. Аналогичное задание содержится в упражнении 221. Работа с данным текстом предполагает подготовку к устному рассказу об академике А. А. Шахматове. Упражнения 310, 311, 312 активизируют работу по сопоставлению способов обозначения человека и позволяют выявить черты, которые фиксируются у обозначаемого лица носителями данного языка. Это анализ титулов и званий К. Чуковского, Д. Менделеева и Н. М. Шанского.
Работа над характеристикой человека в представленных упражнениях может быть подготовкой к большой работе по написанию сочинения «Речевая характеристика или портрет ученого». Материалом для работы на уроке может послужить упражнение 452 -текст о выдающемся лингвисте XX века Викторе Владимировиче Виноградове.
Работа над речевым портретом языковой личности формирует собственные речевые навыки учащихся и помогает развивать навык языковой и психологической характеристики героя текста.
Речь героя в художественном и публицистическом произведении является одним из эффективных способов раскрытия характера. Анализ языковой личности на материале научного текста формирует логическое мышление. Работа над речевым портретом персонажа способствует также расширению словарного запаса обучающихся и развитию у них языкового вкуса.
В качестве образца предлагаем своеобразный итоговый урок русского языка в 8 классе, обобщающий работу по составлению речевой характеристики человека.
Тема урока по развитию речи:
«Речевой портрет ученого»
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Знать понятие «портретная характеристика».
Уметь вычленять из текста элементы характеристики; составлять план характеристики; создавать текст-характеристику человека.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: способность вычленять информацию из различных источников; умение систематизировать материал; умение правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель и последовательность действий.
Коммуникативные УУД: способность осуществлять речевое взаимодействие с учителем и одноклассниками, коммуникативное взаимодействие в группе; умение формулировать и аргументировать своё мнение.
Личностные: расширение словарного запаса.
Словарь урока: портрет, характеристика человека как вид текста, речевой портрет.
Ресурсы урока: учебник Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. А. Тросткнцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2014; Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; отв. ред. Н. Ю. Шведова. -М., 2008; схема анализа языковой личности ученого по методике С. А. Ереминой [5].
Структура урока:
I (организационный этап)
— Здравствуйте! Сегодня у нас урок развития речи.
II (мотивационный этап)
— Прочитайте тексты упражнений 162 страница 94 об известном лингвисте А. М. Пешковском и упражнение 221 страница 120 о выдающемся лингвисте А. А. Шахматове. Сделайте вывод о том, что их объединяет.
— Итак, что же объединяет данные тексты? — Это характеристики ученых.
— О чём пойдет речь на уроке? — Мы будем, говорить об ученых. Мы будем составлять их характеристику.
— Запишите в тетради тему урока: «Речевой портрет ученого».
III (активизация и актуализация знаний)
— Что такое характеристика? — это описание человека, его внешности, характера, действий и привычек.
— Обратимся к толковому словарю под ред. Н. Ю. Шведовой. Какое толкование дается словам «портрет» и «характеристика»?
Учащиеся работают со словарём, затем один ученик читает словарную статью вслух: Портрет 1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. 2. перен. Художественное изображение, образ литературного героя. Характеристика. 1. Описание характерных, отличительных качеств кого-чего-нибудь. 2. Официальный документ с отзывом о служебной, общественной деятельности кого-нибудь.
— Сравним определения «портрет» и «характеристика». Есть ли различия в этих определениях? — Да.
— В чём состоят эти различия? — Первое определение указывает на внешние черты человека, а второе определение характеризует качества и поступки личности.
— Но наш урок называется «Речевой портрет ученого». Как вы понимаете это выражение? Может ли речь характеризовать каким-либо образом человека? О чем может нам сказать правильная, грамотная и безграмотная речь человека? — Речь внешняя черта человека, но характеризует часто его внутренний мир. Есть выражение: язык мой — друг мой и язык мой — враг мой.
Познакомьтесь с планом «Речевой портрет», по которому характеризуется человек (план лежит на каждом столе).
— Можете ли вы указать черты портрета и характеристики в прочитанных текстах? (Учащиеся затрудняются с ответом).
— Давайте ответим на вопросы из памятки. Выберите одного из ученых: Пешковского или Шахматова.
— Кто он? (профессия, род занятий, ремесло, определяющие сущность ученого человека). — Учащиеся отвечают:
Пешковский и Шахматов — лингвисты. Пешковский преподавал словесность и язык в гимназии. Шахматов занимался историей языка, диалектологией и историей древнерусской литературы.
— Какова степень учености? Какую должность или звание имеет ученый? — (О Пешковском говорится, что он был педагогом и занимался научной деятельностью. Шахматов был академик).
— Какова сфера деятельности (профессиональной и духовной) ученого? — (Пешковский долгое время служил
в различных гимназиях и заботился о том, чтобы ученики понимали грамматику родного языка. Шахматов участвовал в составлении и редактировании словаря русского языка и руководил комиссией по вопросам русского правописания).
— Какой он? (оценка ученого с позиции полезности) — (Важнейший труд Шахматова «Синтаксис русского языка». Самый известный труд Пешковского — «Русский синтаксис в научном освещении». Пешковский ввел в синтаксис понятие нулевой связки и нулевого бытийного глагола).
— К какому типу речи принадлежат тексты-характеристики? — (Описание).
— Какова их стилевая принадлежность? — (Научно-популярный стиль).
IV (целевая установка)
— Сформулируем цель урока. Какой будет наша работа сегодня? — научиться создавать текст характеристики человека.
V (получение нового знания)
1. Работа сучебником
— Внимательно прочитайте текст упр. 452 об известном лингвисте В. В. Виноградове. (Учащиеся вслух читают текст).
— Определите стиль текста. (Научный).
— Что вам показалось особенно интересным в биографии выдающегося лингвиста и его научной деятельности? (Ответы учеников могут быть различные).
— Найдите в тексте элементы характеристики. Запишите их в тетрадь. (В. В. Виноградов академик, организатор филологической науки, директор института языкознания и директор института русского языка, предметом его исследований являлось слово и текст. Он участвовал в создании «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Словаря современного русского литературного языка в 17-ти томах», был одним из создателей и редактором «Словаря языка А.С. Пушкина». Он занимался вопросами происхождения русского литературного языка и отношениями между русским языком и церковно-славянским языком).
— Прочитайте, что у вас получилось. (Несколько учеников зачитывают выписанные элементы характеристики).
— Рассмотрите портрет В. В. Виноградова. Помогает ли он составить более полное представление о лингвисте? Как? Совпадает ли ваше впечатление об этом человеке с тем, что говорили о нем современники? (Серьёзный, задумчивый взгляд. Костюм, галстук, коротко подстриженные волосы придают солидность человеку и указывают на то, что человек может быть руководителем. Человек занимается серьёзным делом. Первое впечатление об этом человеке совпадает с воспоминаниями современников).
2. Самостоятельная работа в группах.
— Прочитайте тексты упражнений 310 и 311. Являются ли они характеристиками? Определите стиль речи.
1 группа выполняет упражнение 310.
Корней Иванович Чуковский — не только замечательный детский писатель и поэт. Он успешно занимался переводами художественных произведений, литературной критикой, писал воспоминания (мемуары), книги о воспитании детей и т. д. Чуковский был награжден орденами Трудового Красного Знамени, получил звание лауреата Ленинской премии. Оксфордский университет (Великобритания) удостоил его степени доктора литературы.
Ответы учеников: (Да, этот текст является характеристикой. Это текст-описание. Публицистический стиль).
2 группа — упражнение 311.
Когда Менделееву принесли корректуру одной из его статей, подписанную его полным титулом, Менделеев посмотрел, засмеялся и сказал: «Нельзя печатать, потому что титул длиннее, чем у царя». И действительно, Менделеев был членом нескольких десятков академий и научных обществ мира!
Ответы учеников: (Нет. Это текст-повествование, стиль публицистический).
— А в каких стилях может быть написана характеристика человека? (Научном, художественном, разговорном, публицистическом, официально-деловом).
— Какой тип текста содержит характеристику? -(Текст-описание).
— Может ли текст-повествование о жизни ученого помочь создать его портрет? (Да. Рассказ о подвижнической жизни человека помогает обрисовать нам его портрет. Например, эпизод из жизни Менделеева характеризует его как человека скромного, с юмором и способного дать самохарактеристику).
VI (включение нового знания)
1. Работа с учебником
— Выполним упр. 163. Прочитайте задание. (Один ученик читает вслух).
— Прежде чем приступить к написанию характеристики, познакомьтесь с памяткой, которая лежит у вас на столах.
2. Работа с памяткой «Речевой портрет человека-ученого» (Чтение и обсуждение)
1. Определите, о ком вы будете писать.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
2. Какова профессия или сфера знаний, в которой работает человек.
3. Имеет ли данная личность степень или ученое звание?
4. Каково место ученого в жизни и духовной иерархии. Как к нему относятся современники?
5. Какую пользу принесла работа ученого? Выделите основные труды.
6. Какие особенности речи человека вы можете выделить?
7. Составьте план сочинения, по которому вы будете описывать личность.
8. Определите, к какому стилю речи будет относиться ваш текст, какой тип текста вы будете использовать при характеристике человека: описание внешности, речевых особенностей, повествование о событии из жизни героя, рассуждение о поступках героя.
9. Подумайте о заголовке вашего текста.
10. Подумайте, какие языковые средства вы будете использовать.
3. Самостоятельная работа
Для работы над речевым портретом может быть использован текст о Н. М. Карамзине из книги В. М. Соловьева «Русская культура. С древнейших времен до наших дней». — М.: Белый город. 2004. — 736 с.: ил. С. 304-305.
— Подумайте, как вы будете писать об этом человеке, составьте план характеристики.
(Ученики дают комментарии и читают свой план)
— А теперь приступайте к написанию характеристики.
(Самостоятельная работа по написанию характери-стикиученого-историка по составленному плану)
VII (рефлексия)
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Что было трудным для вас? Почему?
— Какие высказывания товарищей произвели на вас впечатление?
— Достигли ли мы поставленных целей?
VIII (домашняя работа)
Закончить сочинение — речевой портрет ученого.
Приложение
Ремесло историка.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — один из знаменитых писателей XVIII века, автор сентиментальной повести «Бедная Лиза», стихов, изображавших мир человеческих чувств, талантливой публицистики, в которой отразил свои впечатления от поездки за границу («Письма русского путешественника»). Он обогатил русский язык словами: общественность, промышленность, образ, развитие, человечный. Стали крылатыми фразы писателя: «Дружба — дар бесценный», «Ничто не ново под луною», «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно». А в новом, XIX столетии Карамзин, уже прославленный литератор, том за томом выпускает «Историю Государства Российского», мгно-
ЛИТЕРАТУРА
венно снискавшую огромную популярность. Это замечательное сочинение — одновременно и серьезный научный труд и блистательный образец высокой словесности. Впрочем, по разумению самого Карамзина, ремесло историка «с одной стороны… наука, а с другой — искусство». Основной текст сопровождается более чем шестью с половиной тысячами подробных примечаний, обстоятельных ссылок на летописи, документов, иностранных хроник и многих других источников.
Современники зачитывались «Историей» Карамзина как увлекательным романом. Еще никто и никогда с таким мастерством не разворачивал на столь богатом материале красочную картину минувших столетий, пройденных Россией. Вот почему восхищенный этой работой Пушкин назвал Карамзина Колумбом, открывшим для своих читателей Древнюю Русь, подобно тому, как знаменитый мореплаватель открыл европейцам Америку.
Карамзин желал видеть свое отечество счастливым и процветающим. В «Записке о древней и новой России», поданной императору Александру I, он со свойственной ему убедительностью и изяществом слога доказывал, что единственный путь к благоденствию страны — это нравственное совершенствование людей [Соловьев 2004].
Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текста. — М.: Наука, 1984. — 406 с.
Винокур Т. Г. Интенции и реакции // Язык и личность. — М.: Наука, 1989. — С. 11.
Гак В. Г. Человек в языке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. В. Левонти-на. — М.: Индрик, 1999. — С. 73- 80.
Ерёмина С. А., Потысьева А. Н. Речевой портрет депутата Евгения Ройзмана // Известия УрГПУ. Лингвистика. Выпуск 15 / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. А. П. Чудинов. — Екатеринбург, 2005. — С. 66-71.
Еремина С. А. Языковая личность ученого в рамках научного дискурса // Языковая личность в зеркале современной коммуникации: материалы всероссийской научной конференции «Язык. Система. Личность: Современная языковая ситуация и ее лексикографическое представление», Екатеринбург, 15-17 апреля 2010 г. / отв. ред. проф. Т. А. Гридина; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — С. 26-33.
Ерофеева Т. И. Речевой портрет говорящего // Языковой облик уральского города. — Свердловск: УрГУ, 1990. — С. 90-103.
Земская Е. А. Речевой портрет эмигрантки первой волны (к вопросу об объяснительной силе теории естественной морфологии) // Русский язык сегодня: сб. статей / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; отв.ред. Л. П. Крысин. — М.: Азбуковник, 2000. -Вып. 1. — С. 100-121.
Караулов Ю. Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. — М.: Наука, 1989. — С. 3.
Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителя / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1980. — 210 с.
Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Тросткнцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 2014. — 271 с., [4] л.: ил.
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский [и др.]. -12-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
Селиванова Е. А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации. — М.: Наука, 2002. — 457 с.
Система обучения сочинения / под ред. Т. Л. Ладыженской. — М., 1973.
Соловьев В. М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. — М.: Белый город. 2004. — 736 с.: ил.
Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН, Институт русского языка им. В.В. Виноградова; отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2008. — 1175 с.
REFERENCES
Baranov, M. T., Ladyzhenskaya, T. A., Shanskiy, N. M. (2011). Russkiyyazyk. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov T. A. Ladyzhenskoy, M. T. Baranova, L. A. Trostentsovoy i drugikh. 5-9 klassy. [Russian. Work Programs. Subject Line of Textbooks]. 12 edition. Moscow, Prosveshcheni-ye.111 p.
Bogin, G. I. (1984). Model’yazykovoy lichnosti v ee otnoshenii k raznovidnostyam teksta. [Model of Linguistic Personality in its Relation to the Varieties of the Text]. Moscow, Nauka. 406 p.
Eremina, S. A. (2010). Yazykovaya lichnost’ uchenogo v ramkakh nauchnogo diskursa. [The Linguistic Identity of the Scientist in the Framework of Scientific Discourse]. In Gridina, T. A. (Ed.). Yazykovaya lichnost’ vzerkalesovremennoy kommunikatsii: materialy vserossiyskoy nauchnoy konferentsii «Yazyk. Sistema. Lichnost’: Sovremennayayazykovaya situatsiya i ee leksikograficheskoe predstavlenie», Ekaterinburg, 15-17 aprelya 2010g. Ekaterinburg, pp. 26-33.
Eremina, S. A., Potys’eva, A. N. (2005). Rechevoy portret deputata Evgeniya Royzmana. [Speech Portrait of the Deputy Eugene Roizman]. In Chudi-nov, A. P. (Ed.). Izvestiya UrGPU. Lingvistika. Vypusk 15. Ekaterinburg, pp. 66-71.
Erofeeva, T. I. (1990). Rechevoy portretgovoryashchego. [Speech Portrait of the Speaker]. In Yazykovoy oblik ural’skogo goroda. Sverdlovsk, UrGU, pp. 90.
Gak, V. G. (1999). Chelovek vyazyke. [Man in Language]. In Arutyunova, N. D., Levontina, I. V. (Eds.). Logicheskiy analizyazyka. Obrazcheloveka v kul’ture iyazyke. Moscow, Izdatel’stvo «Indrik», pp. 73- 80.
Karaulov, Yu. N. (1989). Predislovie. Russkayayazykovaya lichnost’ i zadachi ee izucheniya. [Preface. Russian Language Personality and Tasks of its Study]. In Yazyk i lichnost’. Moscow, Nauka, pp. 3.
Ladyzhenskaya, T. A. (Ed.). (1980). Metodika razvitiya rechi na urokakh russkogo yazyka. [Methods of Speech Development in the Russian Language Lessons: Manual for Teachers]. Posobie dlya uchitelya. Moscow. 210 p.
Ladyzhenskaya, T. L. (Ed.). (1973). Sistemaobucheniyasochineniya. [The Training System Composition]. Moscow.
Selivanova, E. A. (2002). Osnovy lingvisticheskoy teorii teksta i kommunika-tsii. [Fundamentals of Linguistic Theory of Text and Communication]. Moscow, Nauka. 457 p.
Shvedova, N. Yu. (Ed.). (2008). Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka s vklyucheniem svedeniy o proiskhozhdenii slov. [Explanatory Dictionary of the Russian Language with the Inclusion of Information about the Origin ofWords]. Moscow, Azbukovnik. 1175 p.
Solov’ev, V. M. (2004). Russkaya kul’tura. S drevneyshikh vremen do nashikh dney. [Russian Culture. From Ancient Times to the Present Day]. Moscow, Belyy gorod. 736 p.
Trostkntsova, L. A., Ladyzhenskaya, T. A. Deykina, A. D., Aleksandrova, O. M. (2014). Russkiyyazyk. 8 klass. [Russian. Grade 8]. Ucheb. dlya obsh-cheobrazovat. organizatsiy. Moscow, Prosveshcheniye. 271 p.
Vinokur, T. G. (1989). Intentsii i reaktsii. [Intentions and Reactions]. In Yazyk i lichnost’. Moscow, Nauka, pp. 11.
Zemskaya, E. A. (2000). Rechevoy portret emigrantki pervoy volny (k voprosu ob ob»yasnitel’noy sile teorii estestvennoy morfologii). [Speech Portrait of the First Wave Emigrant (to the Question of the Explanatory Power of the Theory of Natural Morphology)]. In Krysin, L. P. (Ed.). Russkiy yazyk segodnya: sb. Statey. Moscow, Azbukovnik. Issue 1, p. 100-121.
Данные об авторе
Михайлова Ирина Сергеевна, — учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 1 (пос. Восточный).
Адрес: 624975, Россия, Свердловская область, Серовский район, пос. Восточный, ул. Школьная, 2. E-mail: mihajlova.irina@mail.ru.
Author’s information
Mikhaylova Irina Sergeevna — Teacher of Russian Language and Literature, School No. 1 (pos. Vostochny).