Что такое рецензия и как её писать
Если в Вас кроется умение грамотно писать и умело выражать своё мнение, то данная статья о том, что такое рецензия и как её писать Вам точно понравится. Каждый раз, когда Вас просят решить, является ли что-то плохим или хорошим и объяснить почему – Вас просят дать рецензию.
Делая это в письменном виде, Вы очень хорошо тренируете свои навыки по работе с текстами. Так же, как это делает копирайтер или рерайтер. Издавая рецензии в какой-то конкретной области, Вы сможете стать полноценным экспертом с авторитетным мнением, к которому, несомненно, станут прислушиваться.
Для начала дадим определение, что такое рецензия и в чём суть её написания. Рецензия — это критическая оценка текста, события, объекта или явления. Они могут писаться на книги, статьи, целые жанры или области литературы, архитектуры, искусства, моды, ресторанов, политики, выставок и т.д. В дополнение к критической оценке, автор рецензии может присвоить работе оценку, чтобы указать её относительную ценность.
Прежде, чем писать рецензию, решите, на что посмотреть. То есть решить, какие аспекты предмета или услуги Вы собираетесь оценить. К примеру, когда Вы смотрите фильм, Вы можете посмотреть, помимо всего прочего ещё и на действия, спецэффекты, работу камеры или историю. Это все предметы, которые Вы можете проверить и решить, хорошо это или плохо. С книгой Вы можете посмотреть на сюжет, персонажей и то, как автор складывает слова.
В ресторане Вы можете оценить еду, сервис и обстановку. На самом деле, все имеет качества, которые Вы можете анализировать и оценивать. С помощью написания рецензии и привлечения этим к себе внимания, Вы можете решить вопрос с тем, как открыть книжный-интернет магазин и сделать это довольно таки успешно.
Что такое рецензия на книгу
Далее поговорим о видах оценивающих текстов и узнаем, что такое рецензия на книгу и как её правильно писать. Рецензия на книгу является одной из форм литературной критики, так же, как и СЕО-продвижение сайта в ТОП является формой раскрутки веб-сайтов. В рецензии книга анализируется на основе содержания, стиля, достоинств и недостатков.
Книги можно рецензировать для печатных периодических изданий, журналов и газет, для школьной работы или для книжных веб-сайтов в Интернете. Длина рецензии на книгу может варьироваться от одного абзаца до существенного эссе. Существует целый ряд журналов, посвященных рецензиям на книги. Хорошая рецензия ни в коем случае не должна пытаться продвигать или продавать книгу другим. Это услуга для других читателей, чтобы узнать, может ли книга заинтересовать их.
Рецензия часто содержит оценки книги на основе личного вкуса. Рецензенты в литературных периодических изданиях часто используют возможность написания отзыва на книгу для демонстрации обучения или для распространения своих собственных идей на тему художественной или научной литературы. Обзоры нехудожественных произведений, предназначенных для учебных или информационных целей, могут точнее фокусироваться на таких проблемах, как практическая полезность и удобство чтения.
Что такое рецензия на фильм
Теперь рассмотрим, что такое рецензия на фильм и что нужно о ней знать. Написание рецензии — отличный способ выразить свое мнение о фильме. Цель большинства обзоров — помочь зрителю определить, хочет ли он посмотреть или купить этот фильм. В обзоре должно быть достаточно подробностей, без предоставления при этом основ сюжета или спойлеров, чтобы читатель мог принять обоснованное и взвешенное решение.
В целом, кинокритику можно разделить на две категории: журналистская критика, которая регулярно появляется в газетах, журналах и других популярных средствах массовой информации. И академическая критика со стороны кинематографистов, которая основана на теории кино и публикуется в научных журналах. Академическая кинокритика редко принимает форму рецензии, вместо этого она с большей вероятностью проанализирует фильм и его место в истории своего жанра.
Написание рецензии должно развлечь читателя и немедленно привлечь его внимание. Вначале важно упомянуть репутацию актеров и режиссера и написать, каковы были Ваши ожидания и оправдались ли они. Рецензент должен объяснить, как строится история, в чём её фирменный стиль, это нужно сделать, не вспоминая ключевые моменты из фильма. Обзор должен быть кратким и привлекать использование метафор, прилагательных, аналогий, сравнений и т.д.
Чем отличается рецензия от отзыва
В заключение рассмотрим, чем отличается рецензия от отзыва и отличается ли вообще. Так же, как и у разработки сайта-визитки и разработки обыкновенного веб-сайта, у рецензии и отзыва существуют свои различия. Для начала скажем, что отзыв – это выражение мнения или оценки о ком или чём-либо. Казалось бы, всё тоже самое, но это не так.
Рецензия, можно сказать, стоит на голову выше, так как является официальным письменным анализом, а отзыв – всего лишь мнением. Отзыв ссылается на общее описание без точного и подробного анализа, хотя иногда и содержит какие-либо указания и рекомендации.
Научившись работать с текстом, анализировать его и описывать всё красивыми и грамотными словами можно стать ведущим рецензентом. Это поможет Вам достичь авторитета среди той аудитории, на которую направлены издания.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/propromotion/chto-takoe-recenziia-i-kak-ee-pisat-5d95f2ccbd639600b19cb732
Как писать рецензию на фильм, статью или книгу — примеры
Вы узнаете, что такое рецензия и как ее написать. Будет много полезных советов и правил, которыми придерживаются лучшие рецензенты. Также для наглядности разберем несколько примеров.
Что такое рецензия
Во-первых, такое значение слова относится именно к новым произведениям.
Очень часто возникает соблазн написать материал на фильм сорокалетней давности. Ясно, что автор здесь не сможет сказать что-то нового. Он также не сможет повлиять на выбор читателей. Ведь, это классика, которая проверена временем.
Поэтому не путайте данный жанр журналистики со школьными сочинениями!
Во-вторых, тут идет определение для научных и научно-популярных произведений. Но как журналисты, вы часто будете сталкиваться именно с художественными произведениями. Это книги, фильмы, спектакли и так далее.
Но не забываем, что у нас есть еще и интернет!
Тут приходится писать рецензии на различные онлайн сервисы, программы или курсы. Это уже своего рода, веб-журналистика.
Когда оцениваем события культурной жизни, то помните, что задача становится вдвойне сложнее. Мы оцениваем не просто событие, а отраженную кем-то реальность.
То есть художник отражает реальность или придуманный им мир. В любом случае, это будет его восприятие.
Мы оцениваем не столь само событие или мир, как делали это в комментарии. А оцениваем то, как он отображает реальность. То есть, это уже другая задача.
Особенности жанра
Вот главные особенности рецензии:
- Автор воспитывает читателя, а критик — автора
- Делает художественные процессы лучше
- Приучает журналиста думать, рассуждать, отсекать лишнее
- Экономит время зрителя
- Помогает зрителю сориентироваться
У нас очень часто рецензии ассоциируются с критикой. А порой и с критиканством. Вообще, тут две позиции.
Первая, это позиция человека, который создавал все сам. Он как правило, критиков не любит. Возможно, вы это уже на себе испытали.
Вот вы старались, писали, создавали и не спали ночами. Вы все свое время тратили на написание статьи. Вот вы ее опубликовали, и теперь вас начали критиковать.
Люди, которые развлекались в то время, когда вы работали. Они не умеют делать того, чего делаете вы. Однако они критикуют. В общем, это одна позиция, когда вы автор.
Другая позиция, когда вы критик. Вот тут легко скатиться на критиковать все и вся. Это достаточно распространенная черта характера.
Мы считаем, что этот режиссер снимал фильм для нас. Мы же зрители. Значит имеем право на оценки.
Поэтому, когда видим недостатки, то сразу начинаем критиковать. Иногда мы делаем это достаточно изящно. И чем изящнее делаем, тем больше нам это нравится.
Причем один и тот же человек легко перескакивает с одной позиции на другую!
Вы можете плохо относится к критикам, когда являетесь автор самого материала. Но придя в кинозал, вы с удовольствием начинаете критиковать фильм. И возможно, даже напишите рецензию.
Где этот баланс и зачем тогда нужны эти рецензии? Может вообще, не нужно лезть в этот аналитический жанр журналистики и никогда не критиковать?
Есть такая позиция, что автор воспитывает читателя.
Когда автор что-то пишет, то он пытается о чем-то сказать. Он хочет донести какую-то мысль. Может, сделать мир лучше. Возможно, изменить поведение людей и кого-то заставить задуматься.
Он делает какие-то художественные процессы лучше. Заставляет авторов тщательно относится к своим произведениям. Он заставляет их где-то поменять свою точку зрения. О чем-то задуматься и где-то стать лучше.
Если бы критики воспринимали все произведения исключительно радостно и здорово, то это не стимулировало бы авторов совершенствоваться.
Вот опубликовали вы большую статью, где отразили разные или свою точку зрения. Старались, писали, думали. Рассчитывали вызвать у читателя какие-то мысли. О чем-то задуматься или может быть с вами поспорить.
Но вместо этого вы получили отзыв: «Вау! Здорово! Пиши еще».
Такой ответ вас явно не устроит. Ведь и так ясно, что получилось неплохо.
Вместо этого хочется обсудить данную тему. Хочется, чтобы читатель задал какой-то вопрос или поспорил с вами. И даже если он вас похвалил, то за что конкретно. Поэтому все эти банальные отзывы не интересны.
Да, они обижаются и спорят. Но это лучше, чем пустые и спонтанные слова.
Другой вопрос, что любое сказанное непонятно кем слово, может идти во вред автору. Тогда человек обижается, перестает писать и замыкается в себе. Или же пытается пойти на поводу у всех критиков.
Например, ему сделали малейшее замечание про сюжет, и автор меняет сюжет. Делают замечание режиссеру по подбору актеров. В итоге, он меняет актеров.
Это по поводу отношения к критике. Но в данном случае мы будем выступать как критики (рецензенты).
Это приучает нас думать, рассуждать, видеть смысл произведения и отсекать лишнее. А лишнем в первую очередь будут эмоции.
Чем отличается рецензия от отзыва?
В отзыве будет много эмоций. Типа: «Это здорово! Классно! Меня прошибло на слезу».
В рецензии эмоций мало. Тут оцениваем материал в контексте уже созданных произведений из данного жанра, темы или автора. Здесь уже будем логически думать и рассуждать.
Рецензии нас очень хорошо дрессируют и оттачивают писательский навык. Из известных журналистов, очень красиво это делает Александр Невзоров и Дуня Смирнова. Ниже еще рассмотрим ее работы.
Кроме того, рецензия экономит время зрителя.
Она помогает ему сориентироваться. Каждый день выходят сотни книг и десятки фильмов. Естественно, читатели и зрители ищут какие-то ориентиры. В первую очередь, они ищут рецензии.
Поэтому на самых популярных сайтах о кино и литературе вы всегда найдете раздел отзывов и критики (рецензий). Там они часто перепутаны.
Люди будут писать отзывы и считать, что это критика. Или писать критику и считать, что этот отзыв. Но это неважно! Главное, что эти произведения помогают сориентировать читателя.
Кто такой рецензент
Профессиональные рецензенты, очень хорошо знают свою область, в которой пишут. Поэтому нет критиков всезнаек. Каждые специализируются на одной какой-то теме.
Есть кинокритик, литературный или музыкальный критик.
Кроме этого, они еще специализируются по жанрам (подтемы). Кто-то хорошо разбирается во французском кино. Это уже будет узкий специалист. Он лезет именно в эту область и рецензирует те произведения, которые там созданы.
Некоторые специализируются на эстраде периода 50 — 70 годов. В целом интересуются советской эстрадой тех лет.
Вот такие люди рецензируют книги, которые выходят про артистов эстрады тех лет. Могут писать эссе, монографии на данную тему. Еще могут выступать в качестве автора своих нескольких книг.
Конечно же, альбомы тех лет уже рецензировать смысла нет. Но тем не менее, такие люди могут заниматься именно этой отраслью и периодом. В этой подтеме они специалисты.
Вот такие критики могут давать очень интересные оценки!
Конечно же, это уже совсем узкие области. Но достаточно просто интересоваться, например, современным авторским кино.
Если любите комедии или фэнтези, то скорее всего вы уже пересмотрели немало фильмов и книг такого жанра.
То есть эксперт у нас, это хороший критик. Он оценивает произведения в контексте жанра, произведений или автора.
Например, Джоан Роулинг написала новую книгу.
Это не фэнтези и не про волшебников. Но все равно, экспертные рецензенты пытаются сравнивать ее с Гарри Поттером.
Они пытаются оценивать в контексте уже написанного Роулинг. Иногда это интересно потому что позволяет посмотреть эволюцию автора.
Еще могут оценивать в контексте темы.
То есть, что уже было снято по теме. Например, в любви молодой девушке к пожилому мужчине. Здесь уже будут сравнивать современное произведение с Набоковской Лолитой.
Когда происходит оценка в контексте, тогда это становится интересно.
Легко или сложно писать рецензию?
Нас приучили к тому, что это легко. В школе вы наверняка, писали рецензии. Иногда и сочинения на тему великих произведений.
Очень забавно, когда школьников 7 — 8 класса заставляют оценить «Войну и мир». Или оценить и написать сочинение, которое как правило, пишется по законам рецензий, на Евгения Онегина.
Поэтому у некоторых может возникать некая иллюзия. Может показаться, что это легко. Ведь мы такие рецензии еще в школе писали. Почему не напишем сейчас?
На самом деле, это не так просто!
Это будут основные вопросы вашей рецензии, которые нужно раскрыть.
Обязательно уходите от эмоциональных оценок. Не должно быть в рецензии: «Мне понравилось, и я рыдал от счастья!»
Должен быть именно замысел автора и степень его раскрытия.
И никогда не извиняйтесь перед читателем. Это очень частая ошибка в рецензиях. Ее как правило, допускают хорошие и добрые люди, а также интеллигентные и скромные.
Еще очень часто в тексте звучит:
- по моему мнению
- мне кажется
- на мой взгляд
- я думаю и так далее
Вот это все словесный мусор и реверансы перед читателем!
Тут и так понятно, что вы высказываете свое мнение. Не нужно этих лишних слов, которые показывают вашу неуверенность и предполагают дискуссию. Вы как бы говорите, что ваше мнение не единственное и это только ваш взгляд.
Рецензия предполагает споры.
Говорят, что о вкусах не спорят. Но это как раз та ситуация, когда вы высказываете свою точку зрения. Но скорее всего она будет порождать спор.
Как писать рецензию
Продолжаем разговаривать о том, как писать рецензию на фильм, книгу, на научную статью, дипломную работу и так далее.
На этот раз поговорим про план рецензии. Как это все выглядит и из чего состоит. Сразу скажу, что это не та четкая схема, по которой вам нужно следовать.
Вы строите обзор так, как считаете нужным. Это лишь те вопросы, которые вам нужно себе задавать и потом отвечать. То есть, в какой последовательности они будут и как, это ваше решение. Это просто опорные вопросы.
Как писать рецензию
Итак, первый вопрос — Что хотел сказать автор этим произведением и зачем он его создал? Здесь мы будем говорить о сюжете и теме. Насколько эта тема интересна и актуальна.
Как раз на схеме, это стоит последним вопросом. Почему эта тема взята сейчас? О чем говорит автор? Какая главная идея его произведения?
Второй вопрос — Как он это сказал.
Давайте, к примеру, возьмем Гарри Поттера. Вот какая главная идея этой книги? Это не способ развлечь читателя. Хотя и это тоже. Но даже у такой легкой детской книги есть своя главная идея.
Основная идея, это классическая борьба добра со злом. Это и так понятно! Но тем не менее, это история об одиночестве ребенка с большой ответственностью.
Если взять дополнительные сюжетные линии, то это также будет о любви, о преданности и дружбе.
Но в первую очередь, это история маленькой личности, которая превращается в большого героя и несет огромную ответственность. Это вечная тема! На нее написаны миллионы произведений.
А как это сказано автором? Через что? То есть через героев и средств выразительности. Кто главные герои этого произведения? Можно показать характер этих героев. Естественно, не всех и кратко.
К каким средствам выразительности прибегает автор?
Из примера мы взяли очень большое произведение из нескольких книг. На каждую можно писать отдельную рецензию. Но в целом мы говорим об особом языке писателя, о композиции произведения.
Если взять фильм, то мы будем говорить о каких-то внешних способах выразительности. О музыке, о картинке, о работе операторов, о костюмах, артистах и так далее. И не обязательно, что все это должно присутствовать в вашей критике.
Но через что и каким способом выражения своих идей прибегнул автор? Вот это нужно указать.
Следующий вопрос, который мы себе задаем: «Удалось ли автору сказать то, что он хотел?»
В рецензии также допустимо ваше рассуждение на тему и проблему. Насколько она актуальна? Что вы считаете по данному поводу? Какие произведения уже рассматривали эту проблему?
Помним, что мы рассматриваем в контексте или что уже сам автор ранее говорил. У некоторых авторов одна и та же тема идет сквозь все творчество. Вот человек уперся в одну тематику и больше не про что не пишет.
Например, возьмем Марию Семенову.
Ее книги, это серия про Волкодава, Валькирия и так далее. Это всегда будут истории преданности. То есть главный мотив ее творчества, это преданность и верность.
И если рассматривать книгу Валькирия, которая выходит из общей серии про Волкодава, то можно ее сравнивать с другими книгами Семеновой. Почему, имея раскрученную серию и героя, она вдруг уходит в женскую прозу с другой мыслью.
Это и нужно читателю! Читателю, который уже прочитал много книг про Волкодава и его нужно заинтересовать книгой про Валькирию.
Примеры рецензий
Ниже мы с вами рассмотрим некоторые примеры рецензий. Будут как удачные, так и неудачные варианты.
Стоит сразу сказать, что сайт кинопоиска очень хорошо подойдет в качестве ресурса с примерами. Однако тут материалы самые разные. Здесь не только рецензии, но отзывы и школьные сочинения из серии «я плакал от счастья».
Во-первых, вы уже знаете критерии хороших рецензий. Во-вторых, здесь есть подсказка. Под каждым материалом имеется строка полезности.
Полезность рецензии
Оценки оставляют обычные пользователи, которые выбирают, будут они смотреть данный фильм по рецензии или нет. Это и есть критерии работы. Была ли критика полезна читателю.
Конечно же, те работы, которые максимум набрали «Да», заслуживают внимание. Если много «Нет» или вообще, нет оценок, то это плохо. Значит у людей такой материал не вызвал интереса.
На этом сайте непочатый край для изучения примеров. Также здесь можно перейти и к практике. Имеется возможность опубликовать свою рецензию и посмотреть на реакцию народа.
Плохой пример рецензии на книгу
Разбираем плохой пример рецензии на третью книгу о Гарри Поттере — Узник Азкабана. Кликните по картинке для увеличения.
Пример рецензии на книгу о Поттере
Посмотрите, сколько словесного мусора во втором предложении.
Эта книга, лично для меня, особенно примечательна тем…
Местоимение лучше опускать, так как это сорняк. «Лично для меня» — тут и так понятно, кто автор и что это для него.
Вот это сочинение очень восторженной пятиклассницы! Но давайте же посмотрим на данный текст, как на рецензию.
Помимо огромного количества грамматических ошибок, мы видим попытку пересказа сюжета. Вообще, книга была не про это. То есть даже сюжет пересказать не удалось.
Тут есть знакомство с новыми героями, которые появляются в третьей книге. Есть краткий пересказ сюжета. Также имеются эмоции.
Он был прекрасен… Эта книга, как и предыдущие, наполнена добротой, замечательной атмосферой и приключениями.
Ну конечно. Что это за доброта такая, где половину героев убили? Да, приключения там есть. Атмосфера тоже есть. Но она далеко не замечательная.
Нет оценки книги. Не по ее выразительности. Не в контексте других книг о Поттере. Попытка была, но она не удалась.
Что автор этой книги хотел нам сказать? Для чего он ее написал? Почему эти события происходят с Гарри Поттером на третьем курсе? К чему все это было сделано? Какую роль занимает данная книга во всей серии?
На эти вопросы не даны ответы.
Вы скажите: «Ну, хорошо. Писал ребенок и ему простительно». Давайте тогда посмотрим материалы, написанные взрослыми.
Плохая рецензия на фильм
Давайте теперь разберем, как была плохо написана рецензия на фильм про Судью Дредда. Какие ошибки допустил автор.
Рецензия на фильм про Судью Дредда
Вот тут есть попытка оценки в контексте. Как оценка в контексте предыдущего фильма, так и комиксов, которые автор не читал. Но не будем скептически относится к комиксам. Просто это первоисточник для данного сюжета.
Нет представления, о чем произведение. Если не смотрели фильм 1995-ого года, то новой картиной явно не заинтересуетесь. Ведь из данной рецензии ничего не понятно.
Наверняка, фильм был не про многоэтажку, в которой идут перестрелки. То есть там была какая-то мысль. Какая? Был какой-то герой. Какой?
Кто такой Судья Дредд? Чем он занимается? Для чего это было снято и о чем? Вот этого всего в тексте нет.
Хороший пример
Давайте посмотрим на хороший пример рецензии. Начнем с критики, написанной Авдотьи Смирновой.
Рекомендую ее книгу «С мороза». В ней помимо разных журналистских работ автора, также собраны и рецензии. Там целый раздел книги посвящен обзорам на книжные новинки.
Это прекрасная подборка примеров!
Другой вопрос, что это высший пилотаж. Это не значит, что, прочитав ее рецензии, мы обидимся и ничего писать не будем.
Нет! Но почитать все же стоит.
Как и все грамотные, начитанные и интеллигентные люди, у Авдотьи Смирновой очень странный язык. Оценки часто у нее резкие. Но это не значит, что вам нужно писать именно в таком стиле. Тем не менее, давайте посмотрим.
Рецензия от Авдотьи Смирновой
В начале можно заметить оценку в контексте. Оценку не только произведений Марининой. Там также идет ссылка на фильм «Семь» и живопись Босха. Это еще раз доказывает подкованность и начитанность критика.
Конечно же, получилась очень ехидная статья.
Возможно, что некоторые не согласятся с автором. Но читать такую рецензию интересно. Любуешься еще и языком рецензента. И сразу интересно, что там Маринина написала. Возникает желание прочитать.
Здесь нет пересказа сюжета. Но есть намеки на него. Есть оценка в контексте, а также характеров героев. Присутствует оценка языка (средств выразительности). Есть вопросы и ответы на них. Поэтому это интересно.
Хорошая рецензия на книгу
Еще одна хорошая рецензия на книгу «Новое литературное обозрение». Автор тоже Смирнова.
Рецензия на книгу Новое литературное обозрение
Конечно же, в конце идет такой едкий юмор. Но тем не менее, это повод задуматься.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое рецензия и как ее написать. Также мы разобрали несколько примеров. Были как хорошие образцы, так и плохие.
Вам же рекомендую обратить внимание на новые произведения.
Это может быть компьютерные игры, спектакль, выставка, концерт, музыкальный альбом. Также может быть какое-то научное произведение. Например, экспертное заключение, программа, диплом, курсовая работа и так далее.
И конечно же, почитайте рецензии на сайте кинопоиска и на различных книжных порталах. Еще можно найти примеры и в крупных глянцевых журналах. Там они тоже часто встречаются.
В общем, не пренебрегайте таким аналитическим жанром. Он вам еще может пригодиться.
Источник статьи: http://alzari.ru/recenziya.html
Обновлено: 29.05.2023
Его зрелость и умение контролировать эмоции — одна из причин того, что коллеги стремятся работать совместно с ним над проектами. И тут следует отметить, что в зависимости от цели составления и использования, характеристика работника подразделяется на: внутренняя характеристика работника – предназначенная для использования внутри организации; внешняя характеристика работника – составляемая по запросам сторонних (относительно организации) субъектов и предназначенные для применения за пределами организации.
Совет 1: Как написать отзыв на коллегу
Причем не существует регламента для ее заполнения.
2 Основной текст начните с указания фамилии, имени и отчества коллеги, которого характеризуете.
Далее напишите занимаемую им должность, дату принятия его на работу, даты перевода (если были) и основания для него.
Сообщите уровень образования, квалификации сотрудника.
Здесь уместно будет сказать об имеющихся ученых степенях и званиях. Перечислите его должностные обязанности и приступайте к описанию его профессиональных и личностных качеств. 3 Напишите, что вы думаете о его отношении к трудовой дисциплине, умении руководить, организовать процесс работы и т.д.
Как правильно написать отзыв о человеке образец
Как написать рекомендательное письмо; Образцы и примеры рекомендательного. Отзыв о человеке как работнике со стороны его бывшего руководителя либо коллеги.
Хотите, чтобы ваши отзывы были полезны другим? Узнайте из статьи, как же их правильно писать. Всё это требует глобальной работы и вдумчивости. Безусловно, даже плохо написанная рецензия гораздо лучше самого замечательного отзыва, но у нас с вами совершенно другие задачи. Сегодня мы попытаемся понять, как написать хороший отзыв к тексту, да так, чтобы ваши подруги и друзья захотели прочитать произведение и подискутировать по этой теме.
Ну и, конечно же, я постараюсь научить вас писать такие отзывы, чтобы их опубликовали на нашем сайте.
Ведь каждый опубликованный отзыв повышает рейтинг на сайте aniyou.
Если кто- то забыл, о чем она, то кратко рассказываю — Бабушка с Дедушкой
Отзыв о человеке образец пример
Здесь не требуются такие данные, как образование (имеется документ об образовании), семейное положение (данные в автобиографии).
Акцент делается на перечне вопросов, которые решал работник в организации; на качестве и расторопности их выполнения; на взаимоотношениях в коллективе. Наличие рекомендательного письма упрощает процедуру трудоустройства. Потенциальному работодателю не надо тратить время на поиски дополнительных сведений о человеке.
С другой стороны, положительные рекомендации очень помогут и соискателю, т.к. охарактеризуют его как серьезного, делового человека.
- Пример плохого отзыва.
- Правило № 3 – мотивация
- Плохой пример.
- Итак, правило № 1 – определяем цель
- Пример плохого отзыва.
- Пример написания хорошего отзыва.
- Правило № 2 – целевая аудитория
- Плохой пример.
- Хороший пример, выглядит так.
- Хороший пример, выглядит так.
- Пример написания хорошего отзыва.
- 7 шагов к написанию хорошего отзыва
Образец рекомендации с предыдущего места работы
Возможно, вы считаете тему простой, но жизненный опыт показывает, что лишних знаний не бывает. Приступим! Рекомендательное письмо — это своеобразный аналог характеристики работника.
Обычно, при смене места работы, сотрудник просит написать рекомендательное письмо работодателя.
Несмотря на то, что данный вид документа всё больше приобретает популярность при трудоустройстве, многие из руководителей просто не знают как написать рекомендательное письмо. Поэтому функция по написанию рекомендательного письма обычно возлагается на плечи самого работника, после чего уже готовое и откорректированное письмо подписывается руководителем или начальником отдела. За помощью, в написании рекомендательного письма, Вы можете обратиться к человеку, с которым тесно контактировали в процессе трудовой деятельности.
Если Вы успешно себя проявили в процессе работы над каким-либо проектом, смело можете попросить рекомендации у руководителя этого проекта.
10 советов, как написать хороший отзыв: примеры
Не используйте заезженные фразы.
Отзыв (или рекомендательное письмо) оформляется в произвольной форме (с выполнением обязательных требований делового письма) в тех случаях, когда есть необходимость охарактеризовать человека с конкретной стороны. Ниже рассмотрены несколько примеров использования этого документа.
- Как написать отзыв о человеке
- Как написать отзыв о сотруднике
- Как написать отзыв на коллегу
Отзыв о работнике при проведении очередной или внеочередной аттестации, квалификационных испытаний.
В этом случае, отзыв должен содержать исчерпывающие сведения о том, как работник справлялся со своими должностными обязанностями в течение аттестационного периода. Обязательные атрибуты такого документа:
• ФИО и полное наименование должности работника;
• полное наименование предприятия;
• перечень основных вопросов, в решении которых работник принимал участие;
• оценка эффективности его работы;
Отзыв (пример) готовится непосредственным руководителем, подписывается начальником (директором) предприятия. С таким отзывом работник обязательно должен быть ознакомлен до начала аттестации или испытаний.
Другая разновидность – отзыв о выполнении конкретного задания. Например, о прохождении стажировки перед назначением на вышестоящую должность, о стажировке молодого специалиста. Такой отзыв оформляется и подписывается непосредственным руководителем стажировки. Помимо основных данных о работнике в нем должны быть указаны:
• период стажировки, место ее прохождения, цель;
• вопросы, изученные работником в процессе стажировки;
• оценка качества усвоения изученного материала и практических занятий;
• рекомендации руководителя стажировки.
Наконец, отзыв – рекомендательное письмо оформляется, как правило, по просьбе самого работника. Оно пишется в свободном стиле, используется при поиске дополнительной или другой постоянной работы. Здесь не требуются такие данные, как образование (имеется документ об образовании), семейное положение (данные в автобиографии). Акцент делается на перечне вопросов, которые решал работник в организации; на качестве и расторопности их выполнения; на взаимоотношениях в коллективе.
Наличие рекомендательного письма упрощает процедуру трудоустройства. Потенциальному работодателю не надо тратить время на поиски дополнительных сведений о человеке. С другой стороны, положительные рекомендации очень помогут и соискателю, т.к. охарактеризуют его как серьезного, делового человека.
Из всего предложенного списка «отзывов о. » чаще всего пишут отзыв о работнике, это вместе с тем и отзыв о человеке, потому что в отзыве о работнике входят несколько отзывов — характеристик его, ка человека, это такие, как честность, исполнительность, и даже инициативность и креативность.
Отзыв о работнике начинается с предоставления шапки «Отзыв» на ..ФИО работника, должность по месту той работы, по которой он характеризуется.
Далее упоминается его образование, курсы повышения квалификации. А потом можно приступить к характеристике работника, как исполнителя по той должности, по которой он характеризуется.
Далее можно написать рекомендацию, и обязательно подпись не посредственного исполнителя отзыва и начальника. Пример одного из отзывов
Для других отзывов существуют более свободные рамки написания.
Не думаю, что существуют особые правила или какие-то инструкции по написанию отзывов об отелях. Любой отзыв о той или иной сфере услуг — это личные эмоции человека, решившего в письменном виде высказать своё мнение о качестве оказанных ему услуг.
Если Вы желаете написать отзыв об отеле, но не знаете, как это сделать, то вот мои советы:
- Прежде всего необходимо решить, какой это будет отзыв: положительный или отрицательный. А, возможно, Вы захотите отразить в нём как положительные, так и отрицательные стороны в отношении сервиса данного отеля. Есть и другой, более сложный вариант: возможно, Вы захотите не только отразить в отзыве положительные и отрицательные стороны в отношении сервиса данного отеля, но и дать рекомендации по дальнейшему усовершенствованию этого самого сервиса.
- Если хотите написать хороший отзыв (не в смысле положительный, а в смысле действенный, вызывающий реакцию у тех, для кого вы его решили написать), то надо учитывать следующий факт: хороший отзыв — это не только Ваши личные эмоции (даже если они самые искренние), но и упоминание конкретных фактов, конкретных действий, конкретных примеров, по поводу которых Вы выражаете свои эмоции, будь они положительными или отрицательными.
- Если Вы решили написать отзыв об отеле, то предлагаю высказаться в нём о:
а) преимущества (недостатки) цен на услуги отеля по сравнению с ценами на услуги других отелей;
б) преимущества (недостатки) расположения отеля относительно центра (города, другого населённого пункта), моря, пляжа, гор, аэропорта, железной дороги и т.п.;
в) преимущества (недостатки) дизайна, удобств, стиля, оснащения современной техникой по сравнению с другими отелями (можно без сравнения), наличие (отсутствие) доступа к беспроводному Интернету;
г) наличие (отсутствие) бассейнов, спортивных площадок, тренажёрных залов, автомобильных стоянок, ресторана, бани;
д) преимущества (недостатки) меню (питания), в частности, разнообразие блюд, в том числе блюд диетического питания;
е) наличие (отсутствие) условий для отдыха с детьми;
ж) наличие (отсутствие) профессионализма у обслуживающего персонала.
Ну, конечно же, это только примерный список того, о чём можно написать в отзыве об отеле.
Алгоритм написания отзыва
Если вы считаете, что текст поняли и оценили правильно и все еще хотите своими мыслями поделиться с окружающими, тогда используйте следующий алгоритм:
— В первых строках своего отзыва напишите о том, какие общие эмоции у вас вызвал этот текст вообще и почему.
— Далее обязательно напишите о сильных сторонах текста, что вам понравилось, что вы хотели бы отметить особенно, возможно, приведите примеры из текста.
— Если у вас есть любимые моменты, то обязательно расскажите о них; объясните, почему вы заострили на этом внимание (только не пересказывайте весь текст!).
— Очень корректно напишите автору, в чем видите недостатки его текста, какие поступки героев кажутся вам нелогичными, какие-то недоработки и откровенные косяки в сценах вы заметили, укажите на ошибки; если есть возможность, то приведите примеры.
— Сделайте краткое резюме и еще раз отметьте положительные моменты, поблагодарите автора за проделанную работу.
В этом случае ваш отзыв (пусть и с критическими замечаниями) будет оценен автором очень высоко. Он или ответит вам на вопросы, или исправит недостатки по тексту.
Положительный отзыв
Если текст вам понравился, то напишите о своих чувствах и ощущениях. Расскажите о своих мыслях. Если вам пришелся по вкусу герой, напишите, почему он вам нравится, какие черты в нем затронули тонкие струны вашей души, какие ассоциации он у вас вызывает, чем цепляет. Расскажите, какие сцены произвели на вас особое впечатление и почему. Возможно, вам даже захочется рассказать о том, что с вами когда-то произошло то же самое и о том, как вы вышли из этого положения.
Не бойтесь говорить много, не бойтесь показаться глупым, не стесняйтесь того, что ваш отзыв вышел маленьким и корявым — вы не обязаны писать идеально. Напишете подробно и развернуто все мысли которые появились в вашей голове в момент прочтения. Любой интересный и содержательный отзыв будет оценен окружающими и замечен автором.
Пример положительного отзыва:
*********
Сегодня прочитала вашу сказку про Колобка. Хотела сказать вам спасибо за все ваши работы, которые я зачитала уже до дыр, и буду перечитывать еще много раз! Вы делаете что-то невозможное. Дело и в таланте, и в том, что нужно много в жизни пережить и почувствовать, чтобы такое написать. Все герои идеально раскрыты. Особенно Колобок и Заяц. Такое чувство, будто вы общались или общаетесь с ними, и тут выкладываете всю их сущность. Именно так я себе их представляла: Колобок — сущий эгоист, человек действия, которые использует других ради своих целей. А Заяц — спокойный, умеренный, чувствительный и заботливый. Вы вдохновляете меня и многих людей. Спасибо!
*********
Пример плохого отрицательного отзыва:
*********
У вас какая-то фантазия немного того, странная! Если бы Колобок мог сбежать из дома, то почему он не сделал этого раньше? Ведь понятно же, что вы специально выставили его в таком ужасном свете! Вы сами-то можете себе представить, чтоб булки бегали, даже если ему настолько плохо от того, что его нашли Бабушка и Дедушка? И что значит он встретил Зайца и Медведя? Где вы видели в наших краях медведей? А Лиса?! Это же полное безобразие! Бред, бред, бред! Дай бог, чтоб вас покинуло вдохновение, писать такую мерзость и ахинею.
*********
Пример хорошего критического отзыва:
*********
Автор, добрый день! Совершенно случайно наткнулся на ваш текст, прочитал его и у меня осталось двойственное впечатление. С одной стороны вы подняли очень важную тему, о которой, безусловно, надо говорить. А с другой стороны вы не смогли ее до конца раскрыть. Мне остался неясен мотив побега Колобка. У него хорошие Бабушка и Дедушка, конфликта между ними не было, а он взял и сбежал. Почему? Что послужило причиной этого побега? В чем была недоработка Бабушки и Дедушки? Тема раскрыта не до конца и потому осталась непонятной. И конец вы скомкали — что значит ам и съела? Как будто вам надоело писать, и вы решили закругляться. В общем, я бы еще поработал над началом и концом этого произведения. А в остальном все очень хорошо. Прекрасно раскрыты образы Зайца и Медведя.
*********
Пример хорошего отзыва с элементами критики:
*********
Очень интересная сказка. Интересная и поучительная. Если посмотреть на героев со стороны, то можно провести параллели с современным миром. Например, Колобок — поздний ребенок у стариков. Ребенок горячо любимый, долгожданный и потому очень балованный. Что происходит с этим ребенком? Он начинает бунтовать и уходит из дома, где его подстерегает куча опасностей. Я сама была такой и хорошо его понимаю — хочется вырваться из-под опеки, вот только куда? Хорошо раскрыт персонаж Зайца. Он выступает добродушным другом, который, вроде бы не обидит, а на самом деле готов предать в любой момент. Медведь — вот его роль мне не совсем понятна. Мне кажется, что этот персонаж недоработан, потому что не понятна его смысловая нагрузка — он ведет себя как Заяц, но если Заяц привлекает к себе интересным характером, то в чем роль Медведя? Ну и Лиса, как и положено быть Лисе — лживое существо, заманившее глупого Колобка в ловушку. Очень печально, что среди нас живут такие лисы. Большое спасибо автору за это произведение. Очень поучительно.
*********
Пересказ текста
Авторы очень не любят, когда текст пересказывают в отзывах, потому что в любом тексте есть определенная интрига и таким образом читатель выдает возможным читателям всю эту интригу сразу. Это то же самое, что еще в аннотации написать, что убийца — садовник. То есть читать уже и смысла нет. Не оказывайте медвежьей услуги, не пересказывайте текст, не сдавайте всю интригу автора и не лишайте других удовольствия самим догадаться, как будет развиваться сюжет дальше.
Пример отзыва-пересказа:
*********
Ой, это совершенно прекрасный рассказ! Я так рада, что прочитала его. Сначала я переживала, когда Колобок ушел от Бабушки и Дедушки, а когда он добрался до Зайца, то я вся такая трепетная стала. А потом был Медведь — ну это ващееее крутецкая сцена была. Ну и Лиса, конечно, не подвела, все-таки слопала Колобка. Очень крутой рассказ! Мне понравился.
*********
Пример отзыва-пересказа сцены:
*********
Ну, это нечто, когда Колобок рассказал Зайцу, что ушел от Бабушки и Дедушки, я думала, что он ему не поверит. Но Заяц был коварный и он решил съесть Колобка. А Колобок давай ему песню петь, что от Бабушки ушел и от Дедушки ушел. Хитрый он, зубы Зайцу заговаривал. И тоже самое он Медведю напел. Странный такой, хоть бы текст изменил. Молодец, автор, пиши исчо!
*********
Пример отрицательного положительного отзыва:
*********
Сказка, конечно, рассчитана на малолеток, я такое не читаю, все примитивно, просто, и никакой интриги нет, я сразу все понял. Но песня в конце ничего, мне понравилось. Автор, конечно, не талант, но пусть пишет.
*********
Отзыв-снисхождение
К автору приходит королева и начинает с высоты своего птичьего полета рассказывать, как надо писать, строить сюжет, выводить сюжетные линии и прорисовывать героя. Так и хочется предложить ей написать что-то самой, чтобы, так сказать, показать нам, неучам, высокое мастерство. Но королева не писатель, королева читатель, поэтому у автора такой отзыв обычно вызывает только неприятие.
Отзыв-оскорбление автора
Если вы решили публично самоутвердиться за счет автора и потешить себя любимого, унижая автора своим опытом, знаниями и взглядом на жизнь, то пять раз подумайте, прежде чем это сделать. Вероятность того, что автор попадется с зубами и сам вас раскатает будь здоров, очень велика. Готовы ли вы сами получить прилюдный пендаль? Если же автор нежен и раним, то самоутверждаться за счет таких еще хуже.
Пример оскорбительного отзыва:
*********
Мрак вообще! Автор, ты где видел, чтобы булки по полю катались? Ты белены что ли объелся? А кто так пишет? Ты вообще алфавит знаешь или ты в голову только ешь? Пойди и убейся, дурень соломенный. В твоей голове только опилки!
*********
Пример странного отзыва:
*********
Это самый жгливый текст, который я когда-либо читал! Колобок вышел таким терминатором! Крушит все вокруг, послал родителей к чертям и покатился по дорожке! А Заяц каков крутышка! Напал на нашего Колобана и давай его мутузить, но Колобан тоже неровного десятка, навалял Зайцу и отчалил радостно дальше. Личность Колобана не слишком понятна тут. Че он хочет и че ему надо? Вроде как крутой и все дела, а младших обижает. Вообще не понятно ничего.
*********
Читайте также:
- План урока travelling 8 класс
- Речь как средство общения и инструмент мышления психология кратко
- Чем отличается соус польский от сахарного кратко
- В чем преимущества алфавита по сравнению с иероглифами и клинописью кратко
- Чем отличается взаимодействие генов от их множественного действия кратко
Что такое рецензия, кто такой рецензент, как написать и оформить рецензию. Обо всем расскажем в нашей статье. Покажем, какие бывают планы рецензий и примеры написания. Поделимся языковыми клише.
Рецензия — это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.
Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
В статье мы расскажем о видах рецензий, правилах их оформления, об основных ошибках при составлении текстов и как их избежать.
Виды рецензий
Классификация | Название | Особенности |
---|---|---|
По объему текста | Гранд-рецензии | Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц |
Мини-рецензии | Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4 | |
По рецензенту | Читательские | Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов |
Экспертные | Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями | |
Заказные | Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару | |
По количественному критерию | Моно-рецензии | Пишутся на одно новое произведение автора |
Поли-рецензии | Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме | |
По объекту | Литературные | Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4 |
Кинорецензии | ||
Научные | ||
Театральные | ||
Отклики на компьютерные игры и программы | ||
По стилю речи | Научные | Характерны для рецензий экспертов |
Публицистические | Характерны для рецензий прессы |
Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена работы
Типовой план рецензии
- ФИО автора, название работы.
- Краткий пересказ содержания.
- Оценка актуальности.
- Анализ содержания.
- Достоинства и недостатки работы.
- Выводы и рекомендации рецензента.
Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.
Примеры планов рецензий на разные типы работы
Речевые шаблоны и клише
При написании рецензий можно использовать языковые клише – часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.
- Тема выпускной квалификационной работы …
- Дипломный проект выполнен … по теме…
- Актуальность темы привлекает внимание …
- Очевидна важность предложенной теории для …
- Подробно описывается проблематика …
- На практическом материале демонстрируется…
- Тщательный анализ теоретических данных позволяет сделать выводы о том, что…
- … удалось четко аргументировать собственную точку зрения на …
- Значительное внимание уделяется проблемам…
- Как важный факт можно отметить то, что…
- … отмечает необходимость апробации выводов …
- Вопросы, рассматриваемые в дипломной работе, актуальны потому …
- Значимость темы подтверждена …
- В … главе речь идет о…
- Теоретическая глава посвящена изучению ….
- В … части … раскрывает и анализирует практические аспекты по …
- Материал изложен с использованием …
- Автор проанализировал следующие теории …
- … определил следующие проблемы…
- … разработал практические рекомендации, и апробировал их в …
- Мы разделяем мнение …
- Мы согласны с автором в вопросах …
- Нельзя безоговорочно принять утверждение о …
- Следует отметить недостатки аргументации по …
- Следует отметить, что … показал себя как профессионал в сфере …
- … показал способность формулировать свое мнение по результатам …
- Отличительной особенностью является …
- В проекте присутствуют несущественные замечания, которые мало влияют на уровень исследования по теме.
- Недочетом можно считать неполное изыскание в области …
- Дипломный проект соответствует требованиям, рекомендован к защите, заслуживает оценки …
- Выводы сформулированы на основе результатов многостороннего анализа…
- Особый интерес представляют выводы о…
- Предложен совершенно новый подход к проблеме…
- Отражена оригинальная концепция…
- … нуждается в дополнительном редактировании, потому что …
- Книга … рекомендуется для … круга читателей, потому что …
- … полезна как для …, так и для …
Что включает процесс рецензирования
Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.
Он включает:
Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.
Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.
Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.
Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.
Оформление рецензии
При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32-2001.
Общие требования к оформлению
- шрифт Times New Roman 12 или 14;
- интервал – полуторный;
- отступ справа – 10 мм, слева – 30 мм, верхний – 15 мм, нижний – 20 мм;
- Объём работы – до 2-х листов формата А4.
- Текст должен быть разбит на абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.
Пример оформленной рецензии
Пример оформления рецензии
ТОП-5 ошибок в рецензировании
Ошибки | Советы |
Развернутый пересказ | Нужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали. |
Разговорный стиль, жаргонные выражения | Текст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический |
Оскорбительные высказывания, грубая критика | Рецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно |
Отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность | Текст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами |
Орфографические, пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие знаний у рецензента | Перед началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст |
Примеры рецензий
Заключение
Рецензия – это отзыв о работе.
Самое главное в рецензии — не пересказ работы, а собственные впечатления, аргументированные факты за или против мнения автора.
Важно не забыть упомянуть об актуальности работы и практическом применении, если речь идет о научном труде.
Рецензия всегда пишется на новое произведение. Если это научная работа, то стоит придерживаться общепринятого шаблона, а если художественная литература, фильм или музыкальное произведение — стиль и подача могут быть в более свободной форме.
Как написать отзыв о человеке
Отзыв (или рекомендательное письмо) оформляется в произвольной форме (с выполнением обязательных требований делового письма) в тех случаях, когда есть необходимость охарактеризовать человека с конкретной стороны. Ниже рассмотрены несколько примеров использования этого документа.
Инструкция
Отзыв о работнике при проведении очередной или внеочередной аттестации, квалификационных испытаний.
В этом случае, отзыв должен содержать исчерпывающие сведения о том, как работник справлялся со своими должностными обязанностями в течение аттестационного периода. Обязательные атрибуты такого документа:
• ФИО и полное наименование должности работника;
• полное наименование предприятия;
• перечень основных вопросов, в решении которых работник принимал участие;
• оценка эффективности его работы;
• рекомендации.
Отзыв (пример) готовится непосредственным руководителем, подписывается начальником (директором) предприятия. С таким отзывом работник обязательно должен быть ознакомлен до начала аттестации или испытаний.
Другая разновидность – отзыв о выполнении конкретного задания. Например, о прохождении стажировки перед назначением на вышестоящую должность, о стажировке молодого специалиста. Такой отзыв оформляется и подписывается непосредственным руководителем стажировки. Помимо основных данных о работнике в нем должны быть указаны:
• период стажировки, место ее прохождения, цель;
• вопросы, изученные работником в процессе стажировки;
• оценка качества усвоения изученного материала и практических занятий;
• рекомендации руководителя стажировки.
Наконец, отзыв – рекомендательное письмо оформляется, как правило, по просьбе самого работника. Оно пишется в свободном стиле, используется при поиске дополнительной или другой постоянной работы. Здесь не требуются такие данные, как образование (имеется документ об образовании), семейное положение (данные в автобиографии). Акцент делается на перечне вопросов, которые решал работник в организации; на качестве и расторопности их выполнения; на взаимоотношениях в коллективе.
Наличие рекомендательного письма упрощает процедуру трудоустройства. Потенциальному работодателю не надо тратить время на поиски дополнительных сведений о человеке. С другой стороны, положительные рекомендации очень помогут и соискателю, т.к. охарактеризуют его как серьезного, делового человека.
Источники:
- Отзыв отзыву рознь
- образец отзыв о человеке
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Рецензия, рецензент… Это звучит гордо и серьезно. Некоторые веб-авторы почему-то думают, что только ученые, публицисты и литературоведы знают, как правильно составить рецензию на книгу, фильм, научную статью. И что со сферой веб-райтинга этот жанр никак не соотносится, потому что предполагает академический стиль речи и строгие правила написания.
Пощелкав мышкой по закоулкам интернета, райтер-новичок приходит к мысли: «Стоп. А как же рецензии на сериалы, спектакли, публикации, музыку? Вон их сколько. И написаны по-человечески. И делают это отнюдь не только академики, литературные критики и маститые журналисты, но и обычные пользователи. А раз так, то чего тут уметь? И я смогу. Раз, и готово. Или все-таки это будет отзыв? Тогда как создать рецензию?»
Актуальные и отнюдь не праздные для веб-райтера вопросы. Правила по написанию рецензий действительно существуют. Да и умение работать с интересным форматом приходит не с потолка — этому возможно научиться. Хотите узнать, в чем заключается суть рецензии и как ее написать? Читайте дальше.
Рецензия или отзыв?
В основе рецензии лежит отзыв. При этом не всякий отзыв называется рецензией.
Задумались? Путаница вокруг этих понятий возникает регулярно. На самом деле все просто.
Рецензия — статья о произведении искусства, культуры, науки, публицистики. Да не простая, а аналитическая: с информационным обзором, критическим разбором, аргументированной оценкой.
Опирается на авторитетность и экспертность. Нужна, чтобы:
- создать предварительное впечатление у читателей, зрителей, слушателей
- пробудить у них интерес — это самое произведение искусства попробовать на вкус
Отзыв — отклик о чем угодно, без аргументации, с минимальным количеством фактов. В отличие от своей «старшей сестры» лишен аналитической составляющей. Это эмоциональное мнение на уровне «хороший/плохой», «нравится/не нравится». Разовые оценочно-личные впечатления, которые не претендуют на «оружие массового поражения».
Рецензия, подобно даме из высшего общества, достаточно сдержана в эмоциях. Ее репутация — беспристрастная законодательница мод. Нравится/не нравится не столь прямолинейно, как в отзыве. Оно словно проступает сквозь глубокий, доказательный анализ.
Человека, который пишет рецензии, называют рецензентом.
Быть рецензентом ответственно. Нужно укладываться в узкие границы жанра. Акцентировать внимание на самом важном. Знать, как и что писать. Языком отлично владеть. С логикой дружить. Нормы оформления соблюдать.
Зачастую, чтобы составить краткую рецензию на прочитанный текст, необходимо осилить огромный том. Или даже несколько огромных томов. Труд рецензента не так прост, как кажется.
Хотя по сути рецензионная статья — штука критическая, в ней анализируются не только недостатки, но и достоинства произведения. Объективность — важнейшее качество рецензента-профи, показатель его уровня экспертности.
Традиционная, излюбленная цель рецензентов — новинки. Свеженькие, с пылу-жару. Устойчивое мнение о которых у широкого круга слушателей, зрителей, читателей еще не сложилось, потому что их еще толком не смотрели, не слушали, не читали. Как только они появляются, рецензионная братия берется за дело. Во-первых, обозревает, разбирает, оценивает. Во-вторых, рассматривает новые произведения в контексте современности, насущности, злободневности. Поэтому еще один важный атрибут рецензии — ее актуальность.
Из истории жанра
Термин «рецензия» ведет античную родословную от латинского recensio — рассмотрение, исследование, оценка.
Как жанр «рецензия» довольно молода. В России ее отцом-основателем считают писателя и журналиста Николая Михайловича Карамзина. Правда, его книжные рецензии были больше похожи на аннотации с нотациями. Карамзин рассматривал их главное назначение в поучении и никогда не упускал случая ввернуть пару назиданий для почтеннейшей публики.
*Николай Михайлович страстно желал, чтобы люди писали легко и складно. И нещадно гнал из русского языка старославянизмы типа поелику, колико, понеже, бяху. «Девушка, имеющая вкус, не может ни сказать, ни написать в письме «колико», — ругал он неуклюжего переводчика в рецензии на роман Ричардсона о Клариссе и Ловеласе. Заодно, между прочим, и к девушкам-читательницам обращался. Ничего не напоминает? Ну конечно! Главное правило веб-автора «Пиши, как говоришь» имеет карамзинские истоки.
Тогда же появилась и первая методичка по составлению литературно-критических отзывов. В далеком 1804 году некто Евстафий Станевич, скучавший в отставке провинциальный чиновник, издал книгу с громким названием «Собрание сочинений в стихах и прозе». Сочинениями оказались переводы с французского, небольшие рассказы, басни, стихи литератора-новичка. Все бы хорошо, да бедный Евстафий попал под раздачу маститых авторов. Их вердикт на издание был беспощаден, краток, суров: «Пиит сей поэтического дарования лишен вовсе».
Страшно разобидевшийся Станевич собраний сочинений больше не печатал. Но через четыре года злопамятно и мстительно опубликовал элегантный «ответ Чемберлену» — небольшую брошюру «Способ рассматривать книги и судить о них». Это первое в литературной истории России пособие с подробной теорией и даже этикой рецензирования. Спасибо Евстафию. На сердитых воду возят да писать учат.
Методичка Станевича потомкам не пригодилась. Эталоном для них стали труды Виссариона Григорьевича Белинского. Именно он в 19 веке сделал жанр рецензии уважаемым в литературе и журналистике, обозначив его характерные отличительные особенности.
Одна историческая эпоха сменялась другой. Признаки и требования к жанру неминуемо подвергались метаморфозам.
Так, в СССР не только пропускали произведение и его автора сквозь призму культурной критики, но и проверяли на соответствие советской идеологии. И для творческих людей в то время это было еще убийственнее и страшнее, чем для Станевича. Короткий вердикт критика мог сломать им и карьеру, и жизнь.
Клеймо «антисоветский» в рецензиях получили писатели, без которых теперь немыслима отечественная литература. Замятин, Булгаков, Пастернак, Эренбург, Гроссман. Сейчас-то мы читаем их совершенно свободно и беспрепятственно. А еще слушаем Хачатуряна, Прокофьева, Шостаковича. Хотя в сталинские времена официальные критики посчитали их музыку «антинародной». По их мнению, она была слишком сложна и недоступна для понимания широкими массами. Произведения великих композиторов перестали исполнять на концертах. Шостаковича отстранили от преподавания в консерватории…
К счастью, время расставило все на свои места. Ныне рецензия перестала быть таким грозным оружием, каким она была в Советском Союзе.
В нашей перенасыщенной информацией жизни рецензия — скорее, своеобразный компас. Он ориентирует нас в бурном культурном потоке, создает представление о произведении, да и просто обращает внимание на то, что оно появилось.
Типы рецензий
Современная рецензия — жанр малый по форме, но многоликий по содержанию.
Тематически, по объекту анализа, рецензионные статьи делятся на:
- литературные
- театральные
- музыкальные
- кино и ТВ
- научные
Первые четыре разновидности анализируют произведения культуры и искусства. А искусство порождает чувства и ощущения. Поэтому в таких рецензиях допускаются умеренные эмоции и даже некоторая субъективность оценки. Конечно, без ущерба объективности.
Рецензии на научный текст — отдельное, крайне узкое направление. С определенной структурой и жесткими правилами. Пишутся специалистами не для широкой аудитории, а исключительно для научного сообщества, в научных целях, по строгим шаблонам и клише.
«Автора давай, автора!» — скажете вы и не ошибетесь. Различать рецензии можно не только по объекту, но и по субъекту — рецензенту. Тут все просто:
экспертная (профессиональная) статья составляется дипломированным специалистом: литератором, кинокритиком, музыковедом, театральным критиком, научным руководителем
любительская (потребительская, читательская) — создается непосредственно читателем, зрителем, слушателем — в общем, тем самым представителем широкой аудитории, для которой произведение и предназначено
Когда оперируют размерами, говорят про мини-рецензии и гранд-рецензии. «Малютка» имеет информационную подоплеку, кратко обращает внимание на произведение.
«Грандесса» скрупулезно разбирает новинку по косточкам, дает полную оценку.
В веб-райтинге оптимальной по объему считается рецензия от 3 до 8 тысяч знаков.
Если имеют в виду количество анализируемых объектов, то говорят о монорецензии и полирецензии. В первом случае рецензент разбирает одно произведение. Во втором — два и больше.
Наконец, рецензии бывают независимыми и заказными. Первые, честные, писаны хоть и за деньги, но «не корысти ради», а во имя искусства, науки или самовыражения. Вторые — рекламная разновидность. Иногда — инструмент недобросовестной конкуренции.
Стиль и язык рецензии
Рецензия говорит на одном языке с тем, кому она адресована.
Рецензенты-эксперты подают свои детальные профессиональные разборы под соусом официального или научного стиля. Такие «блюда» готовятся для авторов новинок, заинтересованных специалистов, издательств. Первым они помогают совершенствовать мастерство и статус. Вторым дают повод обсудить аспекты современного культурного процесса. Третьи мониторят отзывы на творчество популярных и начинающих авторов в своих издательских интересах.
Публикуются такие рецензии на профильных сайтах: Лиterraтура, Горький, BabyBooker, LivLib, Музыкальные рецензии, ПрофиСинема. Или в специализированных печатных изданиях: например, Вестник рецензента, Вестник РАН, Новый мир, Литературная газета.
Столь глубокое изложение материала неинтересно и непонятно широкой публике. Она не хочет стоять в стороне и сама не прочь попробовать на вкус новинки кино, музыки или литературы. Поэтому идет за информацией в родную стихию веб-райтера — интернет.
Вот поэтому-то, работая над рецензией, критик всегда должен представлять и помнить, для кого пишет. Главное здесь — уметь говорить о сложном просто, чтобы быть на одной волне со своей аудиторией. Использовать пластичность, живость, языковые особенности публицистического стиля. Употреблять стилистические приемы, средства художественной выразительности.
Подготовка к рецензированию
Как театр начинается с вешалки, так создание любой рецензии — с подготовки. На первом этапе следует познакомиться с произведением, которое вы будете разбирать. Знакомство не должно быть шапочным.
Прочитать рассказ, повесть, стихотворение, посмотреть кинофильм, мультфильм или сериал, послушать песню или оперу нужно не один раз, а несколько. Сначала это делается в режиме обычного читателя, зрителя, слушателя. Первые впечатления — самые ценные. Они и разбираются дальше, при повторном прочтении, просмотре, прослушивании, но уже с позиции аналитика.
В блокнот или файл вносятся предварительные пометки, тезисы, схемы, которые понадобятся для анализа. Если рецензируется напечатанное произведение, в качестве маячков по содержанию, цитатам, фразам, эпизодам удобны бумажные закладки или стикеры.
Структура и логика рецензии
В веб-райтинге построение рецензии не отличается от традиционных статей. В основе лежат классические элементы:
- заголовок — емкий, броский, по теме
- лид (вступление) — зацепка, введение в тему
- основная часть — обзор и анализ произведения
- вывод — подведение итогов
Такая композиция выстраивает рассуждения четко и ясно. Три логических «кита», на которые при этом опирается рецензент, — вопросы:
- что содержит произведение
- как это сделано
- зачем это сделано
План рецензии
«Есть ли у вас план, мистер Фикс?» Увы, у сыщика из известного советского мультфильма плана никогда не было. Быть может, поэтому бедолага бесславно провалил свою миссию.
Составление примерного плана — второй этап работы над рецензией. Он помогает разложить подготовленные впечатления и пометки по нужным полочкам аналитики.
Профессор Литературного института им. Горького Мария Владимировна Зоркая не только преподает основы рецензирования будущим редакторам и критикам, но еще учит этому всех желающих. На мастер-классах проекта «Университетские субботы» она рекомендует, чтобы в плане присутствовали хотя бы такие пункты:
- Название и автор
- Жанр
- Основная мысль произведения
- Время и место действия
- Герои
- Сюжет
- Композиция
- Замысел автора
- Воплощение замысла
- Качество исполнения: плюсы, минусы
- Авторские удачи, неудачи
- Цель и задача автора
- Кому предназначено произведение
- Выполняет ли оно свою функцию, роль
Эти компоненты, как считает Зоркая, могут меняться по расположению и в самом плане, и в базовой структуре. Предмет разбора, название, автора, другие выходные данные можно обозначить как в лиде, так и в начале основной части. Авторский замысел идет не только в аналитический блок, но вполне ложится в лид или заголовок.
Логический стержень при этом остается неизменным: шагая по плану, выстраивать анализ произведения нужно задаваясь тремя составляющими: что, как, зачем. Такой план совершенно универсален. Он удобен как для разбора книги или статьи, так для оценки фильма, сериала, музыки.
Критерии анализа
Разобравшись с примерной моделью статьи, можно приступать к написанию.
Чтобы оценка была убедительной, важно подружить авторское «я» с беспристрастным анализом. Доказать, почему вы считаете так, а не иначе.
Давайте посмотрим, из каких кирпичиков можно строится оценочная часть — что должно быть отражено в рецензии.
В аналитический фокус рецензента обычно попадают такие моменты:
Общее впечатление от произведения — личные мысли, чувства, ощущения.
Сюжет — главная тема, линии, логика, динамика, композиционное решение, последовательность, предсказуемость, соответствие жанру произведения.
Проблематика — идеи и внутренний смысл произведения.
Достоверность — соответствие концепции и деталей описанному времени.
Герои — главные, второстепенные, положительные, отрицательные.
Психология отношений — характеристика, мотивация, поступки персонажей, последствия, взаимодействие психологической и фактологической линии в произведении.
Стилистика и воплощение — авторские (режиссерские, актерские, операторские, музыкальные) находки, просчеты, ошибки, ляпы.
Отображение — оригинальность, полнота раскрытия, завершенность авторского замысла, художественное своеобразие текста.
Актуальность — общественная значимость, востребованность для современного читателя, зрителя, слушателя.
Дополнительное значение — внежанровые достоинства, ценность иной полезной информации (исторической, географической, культурологической, просветительской).
Нет надобности включать в аналитический пласт рецензии все перечисленные разделы. За основу берутся наиболее важные, подходящие в конкретном случае критерии и при необходимости добавляются дополнительные.
Разумеется, для качественного анализа рецензенту необходимы элементарные теоретические знания в тех сферах искусства и культуры, с которыми он имеет дело.
Принципы и этика рецензирования
Профессор Зоркая утверждает, что коли уж рецензия — литературно-публицистический жанр, она просто не имеет права быть скучной. Рецензент работает, чтобы заинтересовать потенциального читателя или зрителя, побудить его к прочтению и просмотру.
На этом основывается важнейший принцип рецензирования: ни в коем случае нельзя пересказывать содержание книги или фильма. Крайне важно обойтись без спойлеров, но сохранять тайну и загадку. Иначе лишенный интриги и удовольствия пользователь не захочет это читать или смотреть. А зачем? Он уже все узнал. Подмена анализа банальным пересказом снижает ценность рецензионной статьи.
Еще один принципиальный момент: избегать в работе пространных примеров из личной жизни. Никаких лирических отступлений. Читателя интересует объект рецензии, а не ее автор.
Чем короче рецензия, тем лаконичней должны быть ваши мысли. Не нужно размазывать кашу по тарелке. Иначе ваш труд не дочитают до конца.
Назвался груздем — полезай в кузов. Необходимо отлично владеть не только теорией и источником, но и русским языком. Глупо, некрасиво выискивать ляпы и ошибки в произведении, но при этом писать «рассказ» и «режиссер» через одну С, путаться в словах «эффектный»/«эффективный», игнорировать запятые там, где они должны стоять. Нужно выработать иммунитет к канцеляриту, обзавестись привычкой проверять факты, цифры, названия, имена.
Недопустимо унижать или оскорблять автора. Анализируется и критикуется произведение, а не его создатель. Нельзя переходить на личности, превращать текст в дуэльный пистолет. Тон рецензента всегда нейтрален и спокоен.
Оценка — дело тонкое. Тот, кто претендует называться рецензентом, должен уметь объективно обосновать свое мнение, не подменять оценку эмоциями. Иначе он напишет не рецензию, а всего-навсего отзыв или комментарий — хвалебный или ругательный.
Избегать безапелляционности в высказываниях — ценное качество автора-аналитика. Логика и хладнокровие помогут не утонуть в эмоциях, не навешать ярлыков, обосновать негативные моменты. Причем чем сильнее критика, тем больше аргументов она требует.
Не стоит прибегать к аналитическому многоточию. Без заключения с обобщением и подведением итогов статья выглядит незаконченной, логически незавершенной. В финале непременно даются выводы, рекомендации будущим читателям или зрителям.
***
Написать и оформить рецензию без специальной подготовки непросто. Но этому можно и нужно учиться. Веб-райтеру такое знание пойдет только на пользу: отточит мастерство, перо, логику; повысит уровень профессионализма, востребованности, экспертности.
Вот что говорит об этом Денис Блинов, выпускник и куратор Школы копимаркетинга Сергея Трубадура:
Статейный автор должен владеть всеми форматами информационных текстов, в том числе знать, как составить и оформить рецензию.
Для меня путь в веб-райтинге начался именно с этого жанра. Я научился структурировано выражать свои впечатления после просмотра фильма, сериала, прослушивания музыки. Узнал, как правильно начать и закончить рецензию, как сделать ее интересной. Теперь это помогает мне в работе с любым текстом.
Навык писать рецензии будет полезным не только для веб-райтеров, но и для тех, кто любит выражать свое мнение и хочет делать это правильно.
Кто хочет стать рецензентом? Вы? Тогда приходите в Школу Трубадура и учитесь этому сейчас в программе«Кузница бизнес-авторов» Будет интересно! Вы освоите 6 основных статейных форматов и не только.
А если хотите писать продающие тексты, то ждем вас в «Цехе копимаркетологов»
Ну а для полных новичков мы приготовили бесплатный курс.
Автор: Кощеева Ольга
The following two tabs change content below.
- Об авторе статьи
- Последние материалы
Журналист. Филолог. Жена. Мать.
Жизненное кредо — цитата Тео Хатчкрафта: «Займитесь своим телом, своим образованием, саморазвитием, станьте лучше для себя, а потом будет и всё остальное».