Как составить рецензию на образовательную программу

Алгоритм

написания рецензий

к дополнительным образовательным
программам

1.    
Рецензию может написать
высокопрофессиональный специалист системы внешкольного образования: методист,
директор, замдиректора. Здесь проявляется у административно-методического аппарата
запас знаний об особенностях системы внешкольного образования, определяется
методика и технология реализации образовательной программы.

2.    
Рекомендации по написанию
рецензий.

Рецензия на образовательную программу (название
программы) в ВУУ (название) города, посёлка, области.

ФИО педагога, методиста.

Введение (общая характеристика программы):
рассматриваемая образовательная область, краткая характеристика детского
творческого объединения, в рамках которого реализуется рецензируемая
образовательная программа:

§  разновозрастной состав, одновозрастной состав,
морально-психологический климат в детском коллективе, диагностические данные по
интеллектуальному развитию детей и т.д.;

§  кому адресована программа (адресат) –
возрастные особенности детей, социальный состав;

§  срок реализации программы (краткосрочные программы
– это программы со сроком реализации в полгода, со сроком реализации от года и
более – долгосрочные программы
).

3.    
Обоснование актуальности,
новизны, оригинальности концептуальных идей автора, в том случае, если программа
носит авторский характер; если программа модифицированная, эксперту надлежит
определить, в чём заключаются изменения прежней программы, например – типовой (в
структуре, в обновлении содержания, во введении новых дисциплин и т.д.
)

4.    
Определить наличие межпредметных
связей в программе.

5.    
Краткая характеристика
структурных компонентов программы (введение, пояснительная записка,
учебно-тематический план, содержание программы, условия эффективного
обеспечения образовательной деятельности, характеристика применяемых методик и
технологий педагога внешкольного образования, система поэтапного, итогового
контроля образовательной деятельности и фиксации достигнутых результатов,
библиография
).

6.    
Рецензентам следует
учитывать, в какой степени учебно-методические материалы соответствуют
специфике системы внешкольного образования.

7.    
Анализ
учебно-методического комплекса, сопровождающего программу (схематическая и
прикладная методическая продукция, методические рекомендации и разработки и
т.д.
)

8.    
Рецензенты должны дать объективную
оценку профессиональным умениям педагога внешкольного образования как автора
или разработчика программы.

9.    
В рецензии делается вывод
о качестве программы и предлагаются рекомендации по её использованию в системе
внешкольного образования или рекомендации по её усовершенствованию.

10.          
Рецензенты заверяют
содержание рецензий личной подписью, указывая ФИО, место работы, занимаемую
должность, наличие учёной степени, высшей квалификационной категории и др.
Документ скрепляется печатью учреждения, удостоверившей подпись рецензента.


Образец внутренней рецензии

на модифицированную образовательную программу
«Волшебница игла», разработанную ФИО, педагогом внешкольного образования ВУУ.

            Рецензируемая образовательная программа представляет собой модифицированный
вариант разноуровневого планирования образовательной деятельности в детском
объединении декоративно-прикладного цикла «Элегия». Данная программа рассчитана
на возрастную категорию детей и подростков в возрасте от 7 до 12 лет со сроком
реализации 3 года. Автором внесены модификации в существующие типовые программы
по декоративно-прикладному искусству системы внешкольного образования детей (указать
перечень использованных типовых и других программ, годы издания и т.д.
)

            Изменения произведены в структурно-содержательном аспекте
программы (определена блочно-модульная структура – рецензентом даётся краткая
характеристика содержательных блоков).

            Рецензируемая образовательная программа содержит научно-методическую
базу по декоративно-прикладному искусству: методику преподавания вышивания,
шитья мягкой игрушки, бисероплетения, изготовления сувениров. Программа
является комплексной, так как в ней пластично соединяются такие виды искусства,
как: изобразительная деятельность, народное и декоративно-прикладное искусство,
художественное слово. Автор программы в Пояснительной записке убедительно
обосновал актуальность, новизну данной модифицированной программы.

            Педагогом разработаны новые технологические карты по
изготовлению вышитых сувениров, шитых игрушек, панно из бисера. Ценность данной
программы заключается в том, что автор средствами народного и
декоративно-прикладного искусства, воспитывает гармоничную личность в системе
внешкольного образования детей, приобщает подрастающее поколение к историческим
и культурным ценностям края. Педагог уделяет огромное внимание развитию
психологического и нравственного здоровья детей, использую на занятиях
психологические разминки, тренинги, игровые ситуации. На каждом занятии
дидактический материал выстраивается систематично с последующим усложнением.

            На каждом этапе обучения материал распределяется по трём
разделам декоративно-прикладного искусства: изобразительная деятельность, шитьё
и вышивание, Бисероплетение. Реализуя данную программу, автор добивается
высокой результативности в образовательной и воспитательной деятельности
(«Карта результативности», «Этапы контроля за развитием нравственных качеств
обучающихся», практическое участие обучающихся в выставках декоративно-прикладного
искусства и т.д.)

            Программа является весьма актуальной и составлена в
соответствии с государственными требованиями к образовательным программам
системы внешкольного образования детей. Программа снабжена богатым
учебно-методическим комплексом, призванным обеспечит её успешную реализацию.

            Педагог ВУУ обладает высоким профессионализмом, а также
аналитическими и конструкторскими умениями.

            Данная
программа заслуживает оценки «отлично»

Рецензенты:

            ФИО,
занимаемая должность, звание, учёная степень и т.д.

«___» ________ 20__
г.

Характеристика элементов программы

(по уровням)

1.    
Согласованы ли цели
программы с социальным заказом города, села, района на услуги ВУУ.

2.    
Соответствует ли
оформление, структура, содержание учебно-методические комплекс программы
государственным нормативным требованиям.

3.    
Обеспечение достижения
цели программы через решение дидактических задач раздела.

4.    
Соответствие содержания
учебного материала достижению целей и задач программы.

5.    
Степень реализации
воспитательного аспекта учебного материала.

6.    
Степень реализации
развивающего аспекта учебного материала.

7.    
Качество
учебно-методического комплекса, сопровождающего разделы программы.

8.    
Форма подведения итогов по
изученным разделам программы.

9.    
Уровень соответствия
ожидаемых результатов реализации программы социально-значимым целям развития
личности учащегося.

10.
Наличие оригинальной
авторской концептуальной идеи в авторской программе.

11.
Степень практической
целесообразности отбора содержания, форм, средств и методов
образовательно-развивающей деятельности, учёт возрастных и индивидуальных
особенностей детей, сочетание теории и практики, методы стимулирования
творческой деятельности детей.

12.
Наличие тенденции
потенциальных образовательных потребностей детей и их родителей, развитие
природных особенностей и способностей детей, эмоциональная и интеллектуальная
сфера, социальная адаптация.

Выводы: рекомендации по совершенствованию раздела программы
(изменение, дополнение, сохранение раздела программы.

По нормам действующего законодательства рецензия на программу дополнительного образования детей – обязательный сопроводительный документ. Для него не разработана строгая унифицированная форма, но при его составлении надо учитывать примерные требования к содержанию и структуре программ ДОД, изложенные в письме Минобрнауки от 2006 года № 06-1844, и опираясь на них анализировать предлагаемый план учебно-образовательной деятельности.

Виды рецензий на программу ДОД

Сопроводительная рецензия на программу дополнительного образования детей бывает двух видов:

  • внутренняя – этот документ составляет сотрудник учреждения, в котором будут работать по предлагаемой программе; обычно рецензирование поручают методисту или заместителю директора организации (если это лицей, гимназия, школа, вуз, то обязанность проанализировать и критически оценить программу возлагается на зама, курирующего в учреждении дополнительное образование);
  • внешняя – ее пишет сторонний эксперт, не имеющий отношения к учреждению, в котором работает составитель программы, но прекрасно разбирающийся в направлении, по которому предстоит обучение детей; внешняя рецензия нужна не для стандартных, полностью соответствующих официальным рекомендациям и примерным требованиям к содержанию, а для экспериментальных, авторских программ дополнительного образования.

Виды рецензий

Итак, для стандартных, в том числе адаптированных под особенности конкретного УДОД программ, которые будут использоваться внутри учреждения, достаточно рецензии методиста или руководящего сотрудника и утверждения на педсовете. Но если программа экспериментальная, или представляется на какой-либо конкурс, или будет опубликована в СМИ, к примеру, на специализированных интернет-порталах, то для нее внешняя рецензия обязательна.

Примерный план

Рецензия на программу дополнительного образования пишется произвольно, но по примерному плану, который включает несколько последовательных пунктов:

  • заголовок;
  • общая характеристика;
  • актуальность;
  • анализ структуры;
  • полнота и целостность;
  • ведущая идея;
  • язык и стилистика изложения;
  • соответствие специфике ДОД;
  • оценка приложений;
  • сведения об авторе.

В заголовке рецензии приводятся ключевые сведения о программе: ее название, Ф. И. О. и занимаемая в организации должность автора-составителя, наименование заведения, в котором программу намерены реализовывать.

Общая характеристика программы должна раскрывать область, а также вид объединения, где она реализуется (секция, кружок, клуб, студия, школа, лаборатория, музыкальный коллектив и др.). Также в этом разделе указывают адресата – целевую аудиторию, на которую ориентирована программа (категория, возрастная градация, социальный и гендерный состав учеников). В описании уделяют внимание ее реализации в учреждении ДОД и соответствию принципу дополнительности. В этом же разделе приводят информацию о временных рамках, на которые рассчитана описываемая образовательная деятельность, оценивают стилистику и качество представления материала (грамотность, системность, профессионализм).

Актуальность учебной деятельности для подрастающего поколения. В блоке раскрываются те аспекты, которые будут способствовать развитию природных задатков и приобретению навыков, необходимых для успешной адаптации детей в современном социуме. Тут же указывают новизну программы (чем она отличается от предыдущих версий). В этом пункте в полной мере проявляется уровень профессионализма рецензента, ведь ему нужно четко и аргументированно обосновать нужность и уникальность программы (или наоборот, доказать их отсутствие). Чтобы определить ценность анализируемой разработки по этим критериям, надо в совершенстве знать всю систему дополнительного образования детей.

В следующем разделе проводится аналитика основной части. Структурно образовательная программа состоит из 4 компонентов, по каждому из которых рецензент дает заключение:

  • пояснительная записка;
  • содержание (анализируется полнота раскрытия тем);
  • методическое оснащение (рассматривают организационное, психологическое и педагогическое сопровождение учащихся);
  • перечень вспомогательной литературы, использованной при составлении программы и необходимой педагогам для работы, а детям – для освоения учебного направления (в том числе оценивают его доступность для детей).

Структура образовательной программы

В итоге блок «Анализ структуры образовательной программы» должен включать вывод, насколько глубоко в документе отражено содержание учебного процесса и критерии оценивания знаний и навыков учащихся.

В разделе о полноте и целостности программы оценивается представление всех рекомендуемых письмом Минобрнауки структурных элементов документа и степень согласованности задач и способов достижения цели. Затем делается заключение о ведущей идее и методах ее реализации, для этого оценивают:

  • новизну предлагаемого подхода;
  • оригинальность используемых обучающих приемов;
  • степень пригодности программы для реализующего ее учреждения;
  • возможность ее применения в других учебных заведениях.

В блоке «язык и стиль изложения» оценивается четкость представления материала, его логичность, наличие доказательной базы и другие параметры.

Каждая программа должна соответствовать специфике ДОД, поэтому в рецензии отображают, насколько она соответствует основным задачам дополнительного образования детей:

  • стимулировать познавательную активность;
  • способствовать развитию творческих задатков;
  • поддерживать самообразование и стремление к самостоятельности;
  • помогать взвешенному выбору будущей профессией;
  • развивать коммуникативные навыки и формировать социальную и культурную среду общения;
  • побуждать учащихся творчески использовать накопленный опыт.

При оценке приложений программы ДОД в рецензии рассматриваются:

  • схемы и планы проведения занятий;
  • методические наработки;
  • формы заключаемых договоров;
  • дидактический материал и прочее.

Задача эксперта – оценить их содержательную часть.

Следующий этап – анализ профессионализма автора программы, уровня его педагогических знаний, продемонстрированного при составлении документа.

В заключении рецензии на программу ДОД дается ее общая оценка, в которой отмечаются сильные и слабые стороны рассматриваемой разработки и даются рекомендации по устранению выявленных недостатков. Кроме аргументированной аналитики (и если они есть, то и замечаний, сопровождающихся предложениями по устранению недочетов), рецензия должна содержать вывод о возможности использования программы в системе дополнительного образования детей. В качестве дополнения могут вноситься предложения о присвоения ей статуса авторской, модифицированной или экспериментальной.

Рецензия на программу ДОД составляется в двух экземплярах. Оба заверяются личной подписью эксперта с полной расшифровкой его фамилии, имени, отчества, указанием занимаемой должности, места основного трудоустройства. На документах ставится печать организации, в которой работает рецензент.

Написать рецензию на программу дополнительного образования детей помогут:

  1. Алгоритм написания рецензий к программам ДОД.
  2. Примерный текст рецензии (чек-лист для самоанализа).
  3. Пример рецензии на рабочую программу ДО для детей-инвалидов.

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную общеобразовательную программу

«Волшебный кубик»

(интеллектуально-развивающего направления)

Рецензируемая работа представляет собой учебно-методическое пособие, адресованное учителям и воспитателям начальных классов.

Общеобразовательная программа является актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей. Обусловлена необходимостью в условиях ФГОС внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса к мыслительной деятельности. Программа снабжена богатым учебно-методическим комплексом, призванным обеспечить ее успешную реализацию, составлена с учетом современных требований. При разработке программы и в процессе ее реализации учитывается социальный запрос родителей в предоставлении образовательных услуг и интересы воспитанников.

Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется успешной социализацией ребёнка в современном обществе, его продуктивным освоением разных социальных ролей.

Структура программы представляет собой логическую последовательность, составлена в соответствии с требованиями и состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых личностных и метапредметных результатов освоения курса, содержания, календарного планирования, списка литературы, приложения (подробных разработок занятий). В пояснительной записке указаны актуальность, программы, ее новизна, прописаны цели и задачи, указана продолжительность и периодичность занятий, прописано необходимое оборудование. Достаточно полно раскрыта содержательная часть программы, указаны основные темы и разделы занятий. Список литературы достаточный, включает 6 источников, интернет-ресурсы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный кубик» предполагает возможность вариантного и разноуровневого изучения курса в зависимости от умственных способностей учащихся и уровня их подготовки. Соответствует возрастным особенностям обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам.

Содержание учебного пособия помогает создать положительную мотивацию, способствует развитию личностных, метапредметных и предметных умений ученика. Разработка предлагает новый, нетрадиционный подход к предъявлению новых знаний, опирается на многочисленные источники информации, побуждая учащихся к самостоятельному добыванию знаний по интересующей теме, способствует развитию коммуникативных навыков, творческих умственных способностей личности. Материал учебного пособия изложен грамотно, последовательно.

Таким образом, данная общеобразовательная программа «Волшебный кубик» (интеллектуально-развивающего направления) для обучающихся 1-4 классов представляет собой практический интерес для педагогов, является актуальной в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствует привитию у учащихся интереса к мыслительной деятельности. Программа может быть использована учителями начальной школы, как для проведения кружка, так и для проведения внеклассной работы по математике, для индивидуальной работы с одаренными детьми.

Все методические материалы апробированы в работе с детьми младшего школьного возраста, так как автор имеет значительный опыт практической работы.

Рецензент:

Дата ___________

Рецензия

 на программу дополнительного образования детей

 «Добро  пожаловать в шахматное королевство»

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ленинский детско-юношеский центр»

 Ленинского района Волгоградской области.

Автор – Мололкин Виктор Александрович,

педагог дополнительного образования детей

высшей квалификационной категории

Предлагаемая  для рецензии авторская программа отвечает поставленным целям. Автор предусмотрел в полном объеме все важнейшие вопросы шахматного образования обучающихся.

В программе рассматриваются рассматриваются основные этапы шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Педагог решает сложные аспекты подготовки спортсменов по тактике и стратегии шахматной игры. Программа, рассчитанная на 4-х летний курс обучения, представляет несомненный интерес.

Данная программа актуальна, так как помогает в короткие сроки подготовить шахматистов-разрядников.

Мололкин В.А. использовал современные научно-методические разработки теоретиков шахмат, собственный многолетний опыт, советовался  с ведущими специалистами города, области, страны.

Автором предложен ряд оригинальных собственных решений в преподавании шахмат: комплектование групп на основе спортивной подготовки, а не возрастного критерия; углубленное изучение дебютных схем с помощью специальной картотеки, удачное применение концентрического метода в преподавании сложных разделов тактики и стратегии шахмат.

Основой своей авторской программы является система самостоятельной работы в изучении шахмат. Тренер, используя собственные приемы, решает свою главную задачу – привитие любви к шахматам и самостоятельной работе над ними.

Благодаря изучению полного курса программы достигнуты высокие результаты- воспитанники Мололкина В.А. успешно выступают на первенство области и страны.

Вывод: настоящий вариант авторской программы рекомендуется для обучения детей и дальнейшего совершенствования их в шахматах для кружков детско-юношеского центров, спортивных школ города и области.

Председатель областной

 шахматной федерации                                                              / А.Худяков/

Рецензия на образовательную программу высшего образования

Рецензия на образовательную программу высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), профиль: Общий и функциональный менеджмент.

Рецензию составил д.э.н., профессор Николай Николаевич Молчанов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти косинус угла 130
  • Как найти полезную площадь здания
  • Как составить представления прокурора об устранении нарушений
  • Как найти сопротивление электрического устройства
  • Как найти свой номер телефона на мегафоне