Рекомендации к написанию рецензии
на итоговый индивидуальный проект ученика
При сдаче на предварительную экспертизу индивидуальных итоговых проектов (ИИП) обучающихся по ФГОС ООО обязательными документами, прикладываемыми к ИИП, являются рецензия руководителя работы и/или отзыв внешнего рецензента.
Рецензия на проект содержит:
-
название, цель, автора проекта
-
образовательная область и учебные предметы, охваченные в данном проекте
-
методы, использованные в работе над проектом
-
источники информации
-
актуальность выбранной темы и её практическая значимость
-
уровень изложения материала (доступность, научность, логичность).
Как написать рецензию на проектную работу?
-
Предмет анализа.
-
Рецензируемая работа ____________________________ автора _________________________________________осуществлена в рамках проекта, погружения, на мастерской и т.д. и посвящена, направлена…
-
Актуальность темы (поставленная в работе проблема, попытки ее решения)
-
Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель). Краткое содержание работы, Основные выводы, результаты работы.
-
Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе:
-
Проблема
-
Замысел
-
Образ результата
-
Способы его достижения
-
Осуществление
-
Анализ результатов
-
Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная работа может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы (предметные знания, универсальные умения: какие использовались в работе, какие были приобретены)
-
Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы.
Как можно начать? Как продолжить?
Работа посвящена актуальной теме…
Центральным вопросом работы является…
Предметом исследования в настоящей работе является…
Работа носит исследовательский характер…
Рассматриваемая работа…
Автор проявил умение…
Безусловной заслугой автора является…(новый подход к…, предложенная классификация…)
Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении…
Работа, бесспорно открывает…
Представляется, что в целом работа…
Работа удовлетворяет всем требованиям…
Большое место в работе занимает…
Главное внимание обращается на…
На основании анализа (чего) показано (что)
В заключении автор говорит о том, что…
Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что…
Автор анализирует, излагает, описывает, исследует, разрабатывает, специально останавливается, подводит итоги, опирается на, иллюстрирует…
Общая оценка
Оценивая работу в целом…
Суммируя результаты отдельных, глав…
Таким образом, рассматриваемая работа…
Автор проявил умение разбираться в…, систематизировал материал и обобщил его…
Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий…).
Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты.. . Работа, бесспорно, открывает…).
Недостатки, недочеты
Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том…
К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении…).
Работа построена нерационально, следовало бы сократить… (снабдить рекомендациями…). Существенным недостатком работы является…
Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы…
Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора…
Упомянутые недостатки связаны не столько с…. сколько с….
Примерный текст рецензии
РЕЦЕНЗИЯ
на проект ученицы 9 класса Агафоновой Кристины
«Влияние СМИ на речь подростков Огнево-Заимковской СОШ»
На рецензию был представлен исследовательский проект ученицы 9 класса МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ» Агафоновой Кристины. Работа посвящена актуальной теме, так как проблема утраты чистоты речи является одной из самых важных для развитого общества. Проект связан с такими разделами русского языка, как «Язык и общество», «Язык и культура», «Язык и речь», «Богатство и выразительность русской речи» и др.
Материал изложен логично, работа построена по традиционной схеме. Во введении к проекту ученица определяет главную цель работы — исследование влияния средств массовой информации на речь подростков МКОУ “Огнево-Заимковская СОШ”. В процессе подготовки проекта цель была скорректирована из широкой в более узкую.
Предметом исследования в настоящей работе является культура речи СМИ и ее влияние на речь школьников.
Основная часть проекта (она состоит из 2-х глав) – систематизирование и анализ отобранного в СМИ материала, связанного с культурой речи, опрос школьников, анализ их предпочтений.
В первой главе автор рассматривает, какие источники информации являются массовыми, здесь же указывает на возможность позитивного и негативного влияния СМИ на общественное сознание и, в частности, на чистоту речи. К сожалению, недостаточно четко определено, являются ли музыкальные исполнители и их тексты средствами массовой информации.
Вторая глава представляет собой практическое исследование: влияние СМИ (телевидения, печатных объявлений, интернет-ресурсов) на речь учащихся 6-11 классов Огнево-Заимковской СОШ и представление результата этого исследования в виде диаграмм. Культура речи СМИ проанализирована достаточно полно, однако информация о речи самих школьников изложена частично. Также в этой главе предлагаются способы решения выявленных проблем, рекомендации сверстникам.
В заключении сделан вывод о том, что выбираемые школьниками источники массовой информации влияют на их речь негативно, но этого можно избежать, если проводить время за телевизором или компьютером дозированно, с пользой, выбирать не только увлекательные, но и развивающие медиаресурсы, а также следить за чистотой и культурой своей речи.
Завершают работу приложения, содержащие иллюстративный материал.
Практическая ценность работы: результаты исследования могут быть использованы на уроках русского и родного русского языка, развития речи.
Проект заслуживает оценки «хорошо».
Рецензент проекта: Ю.И.Михеева,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории.
Как подготовить рецензию на исследовательский проект
учащегося
Рецензия – это краткий анализ и оценка рецензируемой работы, выявление степени
ее соответствия к существующим требованиям исследовательских работ учащихся,
определение достоинств и слабых сторон проекта.
Для успешной защиты проекта необходима такая рецензия,
которая создаст самое благоприятное впечатление у членов комиссии об
актуальности, глубине и проработанности вопроса, исследовательских качествах
учащегося.
Большое значение имеет объективность рецензии,
справедливость оценки ее предмета. Стремление к объективности рецензии
определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя
эмоциональность, использование острой лексики, некорректных сравнений.
Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии
необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами
служат факты – указания на конкретные разделы работы.
Разделы рецензии
1. Актуальность темы проекта. В этом разделе нужно написать, действительно
ли выбранная тема актуальна в наши дни, чем она интересна и привлекательна,
какие проблемы решает.
2. Характеристика
содержания работы. Здесь
рецензент отражает структуру проекта, какие главы он
содержит, что изучено в первой, второй, третьей главах, какие задачи решены в
каждой из них. Насколько структура работы соответствует цели и задачам проекта.
3. Положительные стороны проекта. Необходимо кратко описать, чем отличается рецензируемая работа от аналогичных. Какие новые задачи она
решает. Какие результаты достигнуты в результате практического исследования.
4. Практическая
значимость работы. Здесь обязательно укажите, каково значение
проведенного исследования конкретно для школьника, ученического
сообщества, заинтересованных в решении проблемы людей. Стоит ли внедрять
полученные выводы в практику.
5. Недостатки и
замечания. Хоть этот раздел и не очень приятен, но все же он является
обязательным для любой рецензии. Подразумевается, что любая работа (в том числе профессионального уровня) раскрывает лишь
часть свойств объекта и может рассматриваться в развитии.
Чтобы не
испортить впечатление о работе в целом, обычно находят
какой-то мелкий недостаток и указывают на него здесь. Например, это может быть
избыток теоретической информации, недостаточность собственных умозаключений
автора, небольшие грамматические ошибки и неточности и т. д.
6. Рекомендуемая
оценка. Здесь укажите, какую оценку заслуживает
автор проекта. Желательно указать на
балл выше, чтобы создать «страховочную подушку». Если оценка не
имеет традиционного выражения в 5-балльной системе, то рекомендуется фраза:
«Работа заслуживает высокой оценки».
Рецензия обязательно подписывается.
Пример
рецензии
Рецензия
на
исследовательский проект ученика 4 «Б» класса
МБОУ СОШ № 5…
Иванова Ивана.
Работа Иванова Ивана «Польза мёда» посвящена свойствам мёда, его
использованию человеком.
Актуальность
данной темы не вызывает сомнения. Современный мир оказывает на организм
человека огромное влияние, и оно не всегда положительное. Поэтому тема
здоровьесбеоежения сегодня очень важна для рассмотрения.
Автор
поставил перед собой цель изучить полезные свойства мёда и использование мёда
человеком. По мнению автора, эта тема является для него полезной: полученные Иваном знания помогут школьникам противостоять
распространению вирусных инфекций.
Иваном проведена серьёзная работа по изучению видов мёда, его
составу и способу получения. Немаловажным является и то, что он обратился за
советами к своему лечащему врачу. Иван подробно изучил
использование мёда человеком в различных отраслях. Для получения ответов
на некоторые вопросы ему пришлось обратиться к
учителям биологии и химии.
В своей
работе Иван подробно описывает исследования шаг за шагом и
на конкретных примерах показывает решение поставленных задач.
Рецензируемый
проект представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на
высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес. Автор на
конкретных примерах доказывает, что мёд является действительно полезным
продуктом, положительно влияющим на организм человека.
Материал в
работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение
сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Иванова
Ивана может быть представлен на школьной научно-практической конференции и
заслуживает высокой оценки.
Руководитель школьного методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 5 … :
_________________________________ / Ф.И.О./
« ___» ________________ 2013 г.
Содержание отзыва руководителя на исследовательскую работу
учащегося
Структура
отзыва на исследовательскую работу учащегося включает
в себя краткий вывод в целом по работе, оценку актуальности темы, краткое
описание направленности исследования, после чего следует оценка содержательной
части проекта, завершается кратким выводом.
Отзыв на исследовательскую работу учащегося должен
содержать в своем заголовке ФИО автора и тему проекта.
Заголовок отзыва должен выделяться на фоне остального текста.
Краткий
вывод, с которого начинается отзыв,
должен содержать общую оценку исследовательской работы по
содержанию, объему и другим нормативным требованиям.
Несомненно, вывод должен быть положительным. Оценка актуальности темы включает
в себя мнение автора отзыва о том, насколько данная тема востребована сегодня,
а также ее роль в рамках сферы исследования. Краткое описание направленности
исследования может быть сформулировано в виде описания самой сущности
изучаемого явления, категории или объекта исследования, либо в форме оценки
важности проблематики работы.
Отзыв на исследовательскую работу
учащегося имеет своей основной целью оценить
содержание проекта, поэтому данная часть должна занимать наибольший объем в
рамках отзыва. Желательно производить оценку в соответствии со структурой
проекта, после чего необходимо завершить отзыв на исследовательскую работу учащегося
выводом, однозначно указывая на ценность проведенного исследования.
Консультация для учителя, рецензирующего годовой проект учащегося. Методические рекомендации.
Годовой проект учащихся
Рецензия на исследовательский проект учащегося
Рецензия – это краткий анализ и оценка рецензируемой работы, выявление степени ее соответствия к существующим требованиям исследовательских работ учащихся, определение достоинств и слабых сторон проекта.
Рецензия способствует определению актуальности, глубины и проработанности вопроса, исследовательских качествах учащегося.
Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автор рецензии обосновывает свое отношение к ее предмету, аргументами служат факты – указания на конкретные разделы работы.
Разделы рецензии
1. Краткая характеристика работы.
2. Актуальность темы проекта.
3. Новизна и практическая значимость проекта.
4. Качество и полнота использования источников информации.
5. Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность.
6. Оригинальность предполагаемых решений.
7. Основные результаты.
8. Рекомендуемая оценка.
Образцы рецензий
Рецензия на проектную работу
ученицы 11 «А» класса
Сметаниной Светланы
Тема работы: «Влияние древнегреческой мифологии на развитие архитектуры и изобразительного искусства»
1.Краткая характеристика работы.
В данной работе основополагающий вопрос: Как древнегреческая мифология повлияла на развитие архитектуры и изобразительного искусства? Работа носит познавательный и частично исследовательский характер.
2. Актуальность.
Многие творения изобразительного искусства и архитектуры невозможно понять без знания мифологии, поэтому так важно знакомство с мифологией в целом, и греческой в особенности.
3.Новизна и практическая значимость проекта.
Архитектура и изобразительное искусство активно развиваются. Чтобы иметь представление о будущем развитии этих направлений, необходимо знать факторы, влияющие на это, главным из которых является древнегреческая мифология. Весомым дополнением работы является экспериментальная часть, в которой представлны анализ результатов выявления влияния древнегреческой мифологии на развитие архитектуры и изобразительного искусства и методика проведения этой работы. Данный материал может быть полезен и тем, кто занимается изучением архитектуры или изобразительного искусства, и тем, кто изучает древнегреческую мифологию.
4. Качество и полнота использования источников информации.
В работе использовано 27 источников литературы и электронных ресурсов. Автор показал умение логически излагать материал на основе научных и научно-популярных текстов.
5. Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность.
Работа выполнена на персональном компьютере с использованием современного программного обеспечения. Текст работы выполнен аккуратно и грамотно. Ошибки отсутствуют.
6. Основные результаты.
Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения. Продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована повышенная способность на этой основе приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания проблемы. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. Тема раскрыта полностью. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает повышенный интерес.
Работа заслуживает отметки «5».
Руководитель проекта: ___________________
Дата
Подпись / /
Рецензия на проектную работу
ученицы 11 «А»
Циклаури Елизаветы
Тема работы: «Царствование Петра Первого: отражение в русской литературе»
1.Краткая характеристика работы.
В данной работе анализируется образ Петра Первого в истории и в литературных произведениях писателей ХVIII — ХХ веков, выявляется в ходе исследования общее и различное между ними. Работа носит познавательный и исследовательский характер.
2. Актуальность.
Процесс художественного постижения Петра Первого в русской прозе как одной из наиболее устойчивых и значимых тем в русской литературе сложен и требует всестороннего исследования в современном литературоведении.
3.Новизна и практическая значимость проекта.
Новизна проекта заключается в том, что автор пытается проследить, как менялись концептуальные подходы к изображению Петра Первого на протяжении ХХ столетия. Практическая применимость данной работы возможна на уроках литературы и внеурочных занятиях в старших классах.
4. Качество и полнота использования источников информации.
В работе использовано 25 источников литературы. Автор показал умение логически излагать материал на основе научных и научно-популярных текстов.
5. Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность.
Работа выполнена на персональном компьютере с использованием современного программного обеспечения. Текст работы выполнен аккуратно и грамотно. Ошибки отсутствуют.
6. Оригинальность предполагаемых решений.
В подаче материала используются интерактивные компьютерные технологии – презентация.
7. Основные результаты.
Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения. Продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована повышенная способность на этой основе приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания проблемы. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. Тема раскрыта полностью. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает повышенный интерес.
Данная работа заняла 3 место в школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Работа заслуживает отметки «5».
Руководитель проекта: ___________________
Дата
Подпись / /
7
Образец рецензии на исследовательскую работу
Рецензия на научно-исследовательскую работу по биологии
Тема: «….», которую выполнила обучающаяся … класса ФИО
Данная работа направлена на выявление …… Научно-исследовательская работа имеет четкую структуру и состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Работа написана грамотным научным языком. Оформление работы в целом соответствует предъявленным требованиям.
Во введении ФИО объяснила актуальность работы и выдвигает гипотезу о зависимости цвета глаз людей и некоторых характеристик высшей нервной деятельности. Четко сформулировала цель, заострила внимание на постановке конкретных задач. Введение выглядит достаточно содержательным и емким. В результате четкого изложения цели работы в изложении основной части научно-исследовательской работы присутствует логичность, четкость, последовательность. Наличие ссылок показывает детальную работу с научной литературой. В своей теоретической части работы ФИО рассматривает …. . ФИО провела объемную исследовательскую работу по выявлению … . Проанализировала результаты исследований, составила диаграммы и кратко сформулировала основные выводы.
Список литературы включает разнообразные источники оформленные в соответствии с требованиями.
В целом работа заслуживает отличной оценки.
Рекомендации: продолжить работу над исследованием с целью расширения доказательной базы для своих выводов. Работу можно рекомендовать к участию в ….
Дата Рецензент: ФИО
Рецензия шаблон
DOCX / 12.31 Кб
Опубликовано 10.06.16 в 20:40 в группе «Исследовательская работа обучающихся»
Рецензия на проект
ученика МБОУ «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева» Юрьева М.В.
Работа Юрьева Макара «Здоровое питание» посвящена изучению вопроса здорового питания. В настоящее время очень много людей перестало правильно питаться, перешло на вредную еду, тем самым губя себя. Правильное питание является самым важным фактором в укреплении здоровья. Сбалансированное питание имеет первостепенное значение для поддержания хорошего здоровья и исцеления от болезней. Актуальность данной темы очевидна. Интерес целевых аудиторий к здоровому образу жизни и правильному питанию, возникший около пяти лет назад, продолжает набирать популярность. Большая часть населения России следят за информацией о калорийности продуктов, диетах, полезных рецептах. Многие обращаются за помощью к специалистам по корректировке питания. Ситуация с пандемией коронавируса спровоцировала еще больший интерес к этой теме.
Цель работы: донести, что правильное питание – это норма жизни каждого человека, и что здоровая пища не всегда отвратительная. Сформировать верное представление о полезных и вредных продуктах питания.
Задачи:
· Продвижение культуры потребления здоровых продуктов и закрепление положительного эмоционального восприятия необходимости питаться правильно и с удовольствием
· Создание у широкой аудитории представлений о полезной и вредной пище
· Рассмотреть причины неправильного питания
· Определить режим правильного питания
· Приготовить вкусную и полезную сладость
В начале работы была выдвинута гипотеза: здоровое питание, имея широкую область применения и доступность, обладает положительными эффектами.
В результате работы над проектом Макар приходит к выводам, что здоровое питание следует начинать прививать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни. Оздоровительное значение здорового питания несомненно. Правильно питающиеся дети и взрослые меньше подвержены многим заболеваниям желудка, сердечнососудистым заболеваниям. Многие продукты здорового питания всегда под рукой, они не требуют особо больших материальных затрат; способы их приготовления не представляют затруднений.
Рецензируемый проект представляет собой интересную работу. Проект содержит выводы и готовый продукт в виде приложения, который содержит рекомендации по здоровому питанию. Также в работе представлены несколько рецептов для приготовления блюд здорового питания. Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны.
Руководитель проекта учитель физики МБОУ «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева» ___________________________ / Феденева Н.В./
« 21» апреля 2021 г.