Как составить рейтинг оценок

Рейтинговая система оценивания достижений учащихся

(Борисова С.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 39)

Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

Традиционная «пятибалльная» система оценивания        

Пятибалльная (а фактически уже четырехбалльная) система отметок – основа основ отечественной образовательной системы еще со времен дореволюционных гимназий. Стоит отметить некоторые достоинства данной системы: отметки интуитивно понятны, просты в употреблении, удобны для конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.д. Но, как правило, отметка играет не стимулирующую, а только констатирующую роль. Нередко для учеников отметка превращается в самоцель, а для нас становится призмой, сквозь которую мы оцениваем собственно личность ребенка. «Двоечник», «Хорошист», «Отличник».        Пятибалльная система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний. В то время как общество формулирует свой социальный заказ системе образования. Бизнесу нужны квалифицированные кадры, способные к дальнейшему непрерывному обучению, к созданию и внедрению инноваций. Государству – не просто образованное, но патриотически-настроенное, социально ответственное население. Родителям важна успешность детей в их будущей взрослой жизни (при этом немаловажное значение имеет готовность выпускников к поступлению в престижный вуз).  

Для того, чтобы показать недостатки школьной системы оценивания (пятибалльной), приведем несколько свойств (законов) школьных оценок, разработанных Е.Н. Сыромолотовым (профессор кафедры ЭВМ Новочеркасского гос. технического университета)

Закон 1. Школьные оценки относительны. Они определяют только то, у кого из обучаемых знания лучше, а у кого – хуже. Абсолютный уровень знаний они не показывают.

Поскольку выставление школьных оценок происходит только в результате мыслительных процессов учителя, то оценки отображают только результат психоаналитического сравнения качества (меры) знаний обучаемых.

Закон 2. Школьные оценки случайны. Доказательство: оценки отражают как процессы изложения знаний обучаемых, так и процессы их восприятия преподавателем и сравнения их с теми знаниями, которыми он обладает.

Закон 3. Школьные оценки выставляются так, чтобы в идеальных условиях количество пятерок было равно количеству четверок, троек и других оценок.

Доказательство: если у всех обучаемых будут оценки только «5» или только «2», то оценка перестанет показывать, у кого знания лучше, у кого хуже. Оценка перестанет давать информацию и станет, не нужна. Если же она используется, то только потому, что дает информацию о сравнительных свойствах (знаниях) обучаемых.

Закон 4. Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на психологический комфорт преподавателей.

Доказательство: школьный педагог находится под постоянным влиянием взаимной ревности своих учеников, их родителей и других родственников.

Закон 5. Школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они несопоставимы для разных коллективов преподавателей.

Доказательство: в одной школе выше уровень требований, ее выпускники, имеющие оценки «4», могут знать предметы лучше, чем выпускники другой школы, имеющие оценки «5».

Закон 6. Школьные оценки содержат ничтожную информацию об уровне профессиональной подготовки.

Таким образом, можно сформулировать следующие недостатки традиционной оценочной системы:

  1. Не всегда есть эталон для сравнения, измерения  и объективного оценивания знаний.
  2. Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.
  3. Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
  4. «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.
  5. Нет индивидуализации обучения: невозможно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими результатами.
  6. Малая информативность отметки. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что немаловажно, невозможно определить вектор дальнейших усилий.
  7. Травмирующий характер отметки, который приводит к снижению познавательного интереса, психологическому дискомфорту.

В связи с этим встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении.

В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Выпускник может быть успешным только в том случае, если он обладает определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить компетентность, ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности, содействующей прогрессу общественного развития.

Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик. Рейтинговая система оценивания позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:

  • расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  • развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
  • создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
  • повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

Что такое рейтинг?

        Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание).         Рейтинг – «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими школьниками и т.д.

Достоинства рейтинговой системы

        В ряде школ уже сложился опыт использования рейтинговой системы промежуточных  результатов. Как показывает анализ этого опыта, эта система имеет серьезные достоинства:

  • оказывает высокую организующую роль за счет возрастания положительной мотивации учащихся к учебному  труду;
  • формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности;
  • устанавливает единый подход к определению норм оценивания, получение своевременной информации о ритме работы каждого ученика и класса в целом.

        Существенным положительным качеством этой системы можно считать большую степень объективности и открытости процесса оценивания для школьников, что снимает конфликтные и стрессовые ситуации по поводу оценки у обучаемых. Рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой  гибкостью, можно, например, иметь её отдельно по каждому предмету, а можно общую.

                Преимущества рейтинговой системы оценивания

«+» для учащегося

«+» для учителя

  • возможность распоряжаться своим временем самому
  • рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся
  • проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений
  • стимулирования эффективного обучения старшеклассников
  • возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения
  • возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса
  • сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся
  • объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания
  • наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)
  • возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету

        Но с другой стороны, рейтинговая система требует жесткого планирования изучаемого материала, разнообразные виды контроля, систематического учета в подсчетах баллов, организации контроля, характеризующего и оценивающего деятельность преподавателя, обязательное рубежное итоговое тестирование.  

Принципы и свойства рейтинговой системы

                        

        Основные принципы рейтинговой системы оценивания можно сформулировать так:

  • оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
  • критерии оценивания обговариваются заранее;
  • ученик сам волен выбирать стратегию деятельности;
  • незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
  • открытость системы – ученики должны знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Для выполнения этого свойства рейтинговый регламент должен быть доступен ученикам;
  • гибкость рейтинговой системы (и учитель, и ученик могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении);
  • блочно- модульное структурирование изучаемого материала.

Виды рейтинга

        По разным основаниям можно выделить виды рейтинга.

        По охвату учебного материала:

  1. Рейтинг по предмету или по ряду предметов;
  2. Рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;
  3. Рейтинг временной — за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т.д.) или тематический — по отдельным разделам (темам).

        По содержанию элементов контроля:

  1. Стартовый рейтинг — это определение начального уровня знаний;
  2. Текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;
  3. Дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
  4. Творческий рейтинг — это самостоятельная работа ученика во внеурочное время.

        Чрезвычайно популярным является рейтинг достижений (или рейтинг успешности) – это успехи каждого ученика, складывающиеся из трех составляющих:

  • “академический рейтинг” (текущие учебные баллы);
  • “олимпийский рейтинг” (баллы за участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях любого уровня);
  • “лидерский рейтинг”  (участие в общественной деятельности и волонтерских программах).      Все результаты фиксируются в зачетных книжках обучающихся.

    Внедрение рейтинга достижений подразумевает построение индивидуальной образовательной программы (часто выходящей за рамки учебного плана), определение и освоение подходящей социальной роли, проектирование “эффективного будущего”.

Методика составления рейтинговых шкал.

        Важной проблемой является методически грамотное составление рейтинга.

Основные этапы составления рейтинга.

(по учебно-методическому пособию Даутовой О.Б. и Крыловой О.Н.)

  1. Разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:

— отдельная тема или раздел;

— самостоятельный цикл лабораторных работ;

— индивидуальные домашние задания;

— индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;

— разделы, выделенные для самостоятельного изучения.

  1. Определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов).
  2. Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения.
  3. Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент.
  4. Организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов.
  5. В конце четверти выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

        Для более объективной оценки можно также определить уровни усвоения понятий:

  • репродуктивный: данное понятие ученик должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на уроке учителем, записано в учебнике, тетради.
  • продуктивный: ученик на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать).
  • частично поисковый – ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения нестандартных задач.
  • творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента, открывает для себя новые знания (понятия).

        При использовании рейтинговой системы следует придерживаться некоторых правил:

  1. Самооценка  ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Ученик сам оценивает свою успешность, а после этого учитель оценивает выполнение задания. Таким образом, происходит согласование позиций внешнего и внутреннего контроля в устной или письменной форме. (Внешнее выражение уровня самоконтроля и самооценки может быть представлено в виде различной степени заштрихованных фигур, которые соответствуют словесным  оценкам: «Я это умею и могу. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями» — полностью закрашенная фигура; «Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь» — наполовину закрашенная фигура; «Я не понял материал, не смог справиться с заданиями, мне срочно требуется помощь!» — фигура не штрихуется).
  2. Для оценивания (и самооценивания) выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий, и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки.
  3. Оцениванию на уроках не подлежат такие качества ребенка, как темп работы, особенности внимания, памяти, восприятия и др. Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
  4. Оценка инициативы и творчества во всех сферах школьной жизни (и не только школьной) должна стать столь же весомой, как и оценка навыковой стороны обучения. Оценка творческих проявлений ребенка в обязательном порядке оформляется и представляется учителям, учащимся разных классов и родителям. Для этой цели используются сменные выставки, публикации, стенды для демонстрации достижений и др.

Примеры рейтинговых таблиц и шкал

  1. Таблица успешности на уроке (общепредметная)

Основные показатели

Баллы

Уровни

Даты, номера уроков

Отсутствие на уроке

0

Готов к уроку

0,5

Слушал, переписывал

1,0-1,4

Очень слабо

Выполнял по алгоритму или образцу (без объяснений)

1,5-2,0

Слабо

Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу

2,1-3,0

Посредственно

Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников

3,1-4,0

Удовлетворительно

Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно

4,1-5,0

Недостаточно хорошо

Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя

5,1-6,0

Хорошо

Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой

6,1-7,0

Очень хорошо

Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя

7,1-8,0

Отлично

Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно

8,1-9,0

Прекрасно

Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения

9,0-10,0

Великолепно

Общий балл за занятие

  1. Рейтинг по видам учебной деятельности

Вид рейтинга

Вид учебной деятельности.

Баллы.

Вид баллов.

стартовый рейтинг

1.

Входное диагностирование.

до 30 баллов

Обязательные баллы.

2.

Проверочная работа.

до 10 баллов

текущий рейтинг

3.

Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа).

1-3 балла за урок

4.

Решение дополнительных задач.

1-3 балла

5.

Практическая работа.

5 — 10 баллов

6.

Практикум.

5 баллов

7.

Семинар.

до 10 баллов

8.

Домашняя работа.

1-3 балла

дисциплинарный рейтинг

9.

Тематический срез, тестирование.

5-15 баллов

10.

Контрольная работа.

до 20 баллов

11.

Зачетная работа.

до 20 баллов

творческий рейтинг

12.

Сообщение, реферат.

до 10 баллов

Дополнительные баллы.

13.

Творческая работа (кроссворды, наглядные пособия, макеты и т.п.)

5 — 10 баллов

14.

Исследовательская работа

(проект, презентация)

30 — 50 баллов

15.

Решение задач повышенной сложности.

5-10 баллов

16.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. (от уровня).

10-30 баллов

  1. Индивидуальный рейтинговый лист учащегося по определенному разделу, теме            

Рейтинговый лист

ученика (цы) 7 класса ________________________________

Тема (раздел): «Причастие»

Рейтинговый балл

Домаш. работа

Текущие ответы

на уроке

Работа в тет-ради

Словарные диктанты

Термин. диктанты

Конт-рольная работа

Тест

Зачет

Твор-ческая

работа

1

1-2

3

5

5

15

10

5

5-10

№ урока

Дата

Не забудь выставить рейтинговые баллы  за работу

на уроке в соответствующую графу!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Макс. балл

130

20

10

15

25

5

30

10

5

10

Всего

баллов

Итоговая оценка

110-130 баллов – «отлично»,    

90-109 баллов – «хорошо»,

  1. баллов – «удовлетворительно».
  1. Начисление штрафных баллов
  • прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);
  • отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
  • плохое поведение (минус 1 балл);
  • неготовность к уроку (минус 1 балл);
  • опоздание более чем на 10 минут без уважительной причины (минус 1 балл).
  1. Рейтинговая шкала по модулям

Модули

Модуль

Количество часов

Рейтинговый

балл

I.

Орфография

10

100

II.

Пунктуация

10

80

III.

Морфология

10

70

И так далее

6. Рейтинговая шкала по итогам четверти, полугодия.

Предмет

Русский язык

Литература

№ п/п

Ф.И. учащегося

I

модуль

II модуль

III модуль

Всего баллов

I модуль

II модуль

Всего баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

  1. Механизм конвертации оценки по дисциплине в оценку по традиционной шкале  

Отношение набранной суммы баллов за дисциплину к максимально возможной

Оценка по дисциплине по 4-х балльной шкале

90% и более

5

80-89%

4

75-79%

4

65-74%

3

60-64%

3

Хотя бы один из модулей оценен на «2»

2

8. Рейтинговая шкала оценивания основных видов деятельности на уроке литературы

1.Присутствие на уроке        -1б

2.Работа на уроке (активность и ответы учащихся на каждом уроке оцениваются по 5-балльной системе. Если на тему отводится 4 урока, то данный вид работ оценивается в  20 баллов (4*5=20)

3. Художественный пересказ                                                    0  -10б.

4. Письменный ответ на вопрос        0  -15б.        

5.Чтение драматического произведения        0  -10б.

6.Цитатный план        0  -10б.

7.Изложение        0  -10б

8. Написание конспекта (лекции, статьи,тезисов)        0  -15б.

9. Сбор материала по теме        0  -15б.

10.Чтение наизусть        0  -10б.

11. Анализ лирического произведения        0  -20б.

12 . Анализ образа        0  -20б.

13.Анализ речи героя        0  -15б.

14. Работа с критической литературой        0  -15б.

15. Работа с мемуарной литературой.        0  -15б.

16. Участие в семинаре        0  -30б.

17. Сочинение        0  -30б.

18. реферат        0  -30б.

19. Монологический ответ        0  -30б.

20. Рецензия на прочитанное произведение        0  -40б.

21. Творческая работа.        0  -40б.

22. Исследовательская работа        0  -40б.

23.Работа в парах, группах        0  -40б.

24. Тестирование        0  -40б.

Например, тема «Творчество Есенина». Учителем заранее разрабатывается специальная шкала, в любое удобное время ученик может с ней ознакомиться.

Присут.

 на

уроке

Работа

 на

уроке

Работа

 в

парах

Работа

в

группе

Чтение

наизусть

Анализ

лирич.

произв.

Монолог.

ответ

Творческ.

урок

Само-

задание

Тема

Родины

Тема

любви

0-5

0-25

0-10

0-10

0-10

0-10

0-20

0-30

0-40

1.Присутствие на уроке (планируется пять уроков, значит, за тему -5 баллов)

2.Работа на уроке (каждый урок – по пятибалльной системе, за пять уроков (5*5=25)-25 баллов)

3.Работа в парах Является результатом домашнего задания, где ребята продумывают анализ стихотворения, не изученного в классе, планируют работу по выбранному произведению с соседом по парте. На уроке, обмениваясь информацией, они вместе анализируют, находят верное решение, оценивают друг друга по следующим критериям:

— стихотворение прочитано выразительно (вдумчиво) -2 балла;

— раскрыта тема, идея, образ лирического героя -5 баллов;

— обращено внимание на художественные средства, их значение -3 балла.

Высший балл в этой работе – 10.

4. Работа  в группе.  Разрабатываются основные вопросы, над которыми работает группа.

5.Чтение наизусть Выучить наиболее понравившееся стихотворение.

6. Анализ лирического произведения

Схема анализа:

— Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения,-3 балла

-Тема и идея, композиция поэтической мысли -5 баллов

-Основной мотив (настроение, чувство, которое испытывал во время его написания) Какими средствами выразительности и изобразительности создается? -5 баллов

-Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами выражены? -4 балла

-Что особенно привлекло ваше внимание, почему? -3 балла

Высший балл — 20.

7. Монологический ответ оценивается по следующим критериям:

— правильность усвоения фактов – 5 баллов;

-полнота и глубина – 5 баллов;

— самостоятельность в выборе фактов, материалов, в анализе -15 баллов;

— логика изложения, отсутствие речевых ошибок – 5 баллов.

Высший балл -30 баллов.

8. Творческий урок. Выбор темы, сбор материала, разработка сценария и т.д.

9. Самозадание. Если ученик чем-то заинтересовался всерьез, он вправе определить сам для себя задание.

9.Рейтинговый регламент урока русского языка «Развитие речи. Описание природы»

Уровень

Задания

I

1. Выполнение домашнего   задания.

2. Ответ на вопрос.

II

1. Определение темы, идеи (основной мысли)

    текста.

2. Самостоятельное составление схем

    классификационного характера, планов.

3. Работа над образными средствами.

III

1. Рецензия на выступления одноклассников.

2. Выполнение практической работы.

3. Выполнение дополнительных заданий.

Дополнительные баллы

  • за аккуратное выполнение  письменной работы – 0,5
  • за  быстрое и качественное выполнение заданий на уроке – 2
  • за дополнительный ответ – 1
  • за помощь учителю – 1

Штрафные баллы

  • за опоздание на урок (- 0,5)
  • за неаккуратное ведение записей в тетради (- 0,5).
  • за неподготовленность к уроку (- 2).
  • за нарушение сроков предоставления работ (- 1).

Ф.И.

 уч-ся

I

уровень

II

уровень

III

уровень

Штраф

-/+

Рей

тинг

Оцен

ка  

1

2

1

2

3

1

2

3

А.А.

3

5

4

4

3

4

3

-1

3,6

4

Б.Ж.

3

3

3

3

3

3

-0,5

2,8

3

Д.Д.

5

5

5

5

4

4

4

5

5,5

5

Д.М.

4

5

5

5

4

4

4

4

5,2

5

К.Л.

3

3

3

4

3

2,6

3

К.А.

5

5

5

5

5

5

5

5

3,5

6,0

5

       Примечание:  2,5 до 3,5 = 3;   3,6 до 4,5 = 4;  4,6 и выше = 5

        Основные трудности введения рейтинговой системы на современном этапе

  1. Невозможность перейти полностью на рейтинговую систему оценивания, приходится использовать ее наряду с традиционной.
  2. Отсутствие единой системы рейтинга в школе (есть в отдельных УЗ). Система функционирует эффективно, если все предметы оцениваются на общих основаниях.
  3. Трудность учета всех действий учеников (напрямую не относящихся к учебному процессу).
  4. Отсутствие преемственности между разными УЗ и образовательными уровнями.
  5. Трудоемкость процесса разработки рейтинговых шкал и ведения рейтингового учета.

Использованная литература

  1. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.
  2. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Сыромолотов Е.Н. Годятся ли школьные оценки для ВУЗов? // Информатика и образование. – 1998. – №8.
  4. Мусиенко Е.В. Технология рейтинговой оценки учащихся  на старшей ступени / http://nsportal.ru
  5. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве / http://pedsovet.org
  6. Каримова Е.В. Рейтинговая система оценивания учебных достижений как средство развития компетентности школьников / http://nsportal.ru


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Выставление оценок намного проще, когда существует множественный выбор. Но эссе? Презентации? Проекты? Когда субъективность будет добавлена в эту смесь, это задание становится немного сложнее. Научитесь создавать комплексные критерии оценивания для заданий, состоящих из нескольких частей, это поможет вам ориентироваться в процессе аттестации студентов, что также покажет им их слабые места, которым необходимо уделить дополнительное внимание, и то, за что они на самом деле получили данную оценку. Вы можете выбрать ваши критерии классификации, определить выраженный в баллах показатель, и использовать рейтинг успеваемости, чтобы облегчить процесс аттестации. Ознакомьтесь с первым пунктом для получения дополнительной информации.

  1. Изображение с названием Make a Rubric Step 1

    1

    Определите цели заданий. Рейтинг успеваемости используется, как правило, для более длительных заданий или проектов, которые состоят из нескольких разделов или частей, требующих определенного количества субъективности в выставлении оценок. Другими словами, вы не будете использовать рейтинг успеваемости для теста с выбором ответов, но вы можете применить его для оценки эссе или презентации. Формулируя конкретные цели проекта, который вы будете оценивать, лучше всего начать с тех вещей за которые вы будете ставить оценки. Рассмотрите следующие вопросы:

    • В чем заключается основная цель вашей аттестации?
    • Что предположительно должны будут изучить учащиеся, выполнив задание?
    • Как вы определите успешно выполненное задание?
    • Что выделяет этот проект?
    • Что можно назвать «достаточно хорошо»?
  2. Изображение с названием Make a Rubric Step 2

    2

    Составьте список всех компонентов проекта, которые будут оценены. Перед тем как приступить к классификации, рассмотрите оценки, которые охватывают содержание и части тех баллов, которые больше оцениваются. Как правило, существует, две основные категории компонентов, которые вам понадобится определить для завершения полного рейтинга успеваемости, в зависимости от оцениваемого задания: содержание и оформление работы. [1]

    • Содержание компонентов, обратитесь к фактическому содержанию задания и качеству того, что выполнил учащийся. Это включает в себя такие вещи, как:

      • Манера изложения
      • Взаимодействие с темой курса и целью исследования
      • Аргументация или тезисы
      • Структура
      • Творческая изобретательность и выражение
    • Компоненты процесса – отдельные шаги, которые студент должен предпринять, чтобы выполнить задание. К ним относится:

      • Титульный лист, имя и дата
      • Требуемое время и объем
      • Оформление
  3. Изображение с названием Make a Rubric Step 3

    3

    Пусть рейтинг будет простым. Стоит ли давать баллы за использование учащимися переходных фраз? Владение дыханием во время их речи? Качество используемого переплета? Попробуйте выбрать разумное количество критериев для оценки этапов обучения. Чем проще ваш рейтинг, тем лучше. Он должен быть комплексным, но не чрезмерно объемным, что может оказаться тщетной попыткой для вас и сложным для понимания учащихся. Будьте разумны при выборе критериев и постарайтесь оставить наименьшее количеством возможных категорий.

    • Например, основные критерии оценки эссе могут включать в себя пять разделов, оценивайте соответствующие им знания: тезисы или аргументация, структура текстов и разбивка на абзацы, вступление/заключение, грамматика/словоупотребление/орфография, источники/ссылки/цитаты.
  4. Изображение с названием Make a Rubric Step 4

    4

    Сосредоточьте ваш рейтинг на том, о чем вы говорите в классе. Не имеет смысла, вносить в рейтинг успеваемости и назначать 50 баллов за изложение тезисов, если вы это еще не объясняли во время занятий. Вам следует использовать содержание ваших уроков для оценки заданий, так что используйте тот же материал и при создании рейтинга успеваемости. [2]

    • Если вы хотите, то вы можете конкретизировать большие и основные разделы в вашем рейтинге. В «тезис или аргументация» можете добавить определенное количество баллов за тематические предложения, изложение мыслей, доводы и приведенные доказательства, в зависимости от года обучения ваших учащихся и конкретного материала, который вы использовали во время уроков.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Rubric Step 5

    1

    Используйте круглые цифры, чтобы облегчить себе задание. Существует много способов структурировать систему баллов за семестр, но самым простым на сегодняшний день считается оценка выполненных заданий по основной 100 бальной шкале. Легче всего классифицировать оценки в буквенных эквивалентах, формула проста, и студенты уже знакомы с ней. Попробуйте присваивать баллы за каждое задание, которые составляют в общей сложности 100 процентов или баллов.

    • Некоторые учителя предпочитают работать с более сложными системами оценки работ как способ смещение фокуса от более традиционной классификации и предрассудков, связанных с ней. Это ваш класс, но знайте, что это приведет к осложнению системы и скорее всего, собьет студентов с толку, чем окажется полезным, усиливая впечатление, что их оценивают субъективно из-за нескончаемой цепочки прихотей учителей. Рассмотрим возможные недостатки традиционной 100 балльной системы. [3]
  2. Изображение с названием Make a Rubric Step 6

    2

    Присваивайте балл в зависимости от сложности заданий. За некоторые части заданий вы возможно будете выставлять больше баллов, чем за другие, так что вам следует присвоить значения соответствующим образом. Это может быть самая трудная часть оценки, и именно поэтому будет полезно немного поразмышлять о главных целях заданий и обучения студентов. Основные критерии оценки эссе могут выглядеть примерно так:

    • Тезисы и аргументация:_/40
      • Изложение тезисов:_/10
      • Тематические предложения:_/10
      • Утверждения и факты: _/20
    • Организация данных и абзацы: _/30
      • Последовательность абзацев: _/10
      • Плавные переходы: _/20
    • Введение и заключение: _/10
      • Предварительное введение в тему: _ / 5
      • Заключительное обобщение: _ / 5
    • Коррекция ошибок: _/10
      • Пунктуация:_/5
      • Грамматика:_/5
    • Первоисточник и цитаты:_/10
      • Список использованной литературы:_/5
      • Цитаты в тексте: _ / 5
    • В качестве альтернативы, вы можете поровну разделить числовые значения для выполнения отдельных заданий, все компоненты которых могут быть оценены одинаково. Этот вид оценки менее применим для письменных заданий, но отлично подходит для презентаций или других творческих проектов.
  3. Изображение с названием Make a Rubric Step 7

    3

    Присвойте буквенные значения в зависимости от уровня задания. Обычно удобно иметь устойчивую систему классифицирования на семестр и избегать чрезмерно усложненной системы, так что рекомендуется придерживаться буквенных оценок, основанных на 100 балльной шкале.

    • Если вам не нравятся коннотации с традиционными буквенными оценками, можно использовать такие термины, как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» чтобы различать уровень оценки сообщите вашим ученикам об изменении системы.
  4. Изображение с названием Make a Rubric Step 8

    4

    Определите и опишите обозначение буквенных оценок. Детально распишите каждый уровень, сформулируйте, что «означает» конкретный балл и, как студенты должны интерпретировать полученные оценки. Иногда бывает проще начать с самой высокой оценки, затем определить критерии, которые снижают качество выполненной работы до самого худшего балла. Определить за что именно ставится оценка «С», как правило, намного сложнее, чем объяснить, что обозначает «A». Основная классификация для оценки эссе может выглядеть следующим образом:

    • (100-90): работа студента соответствует всем критериям задания, и выполнена в творческой и индивидуальной манере. Эта работа даже превышает заданные критерии и показывает, что студент проявил дополнительную инициативу в новом и творчески сформированном содержании, структуре и стиле.
    • В (89-80): работа студента соответствует основным критериям задания. На данном уровне работа считается довольно успешной, но можно было бы улучшить структуру и стиль.
    • С (79-70): работа студента соответствует большинству критериям задания. Хотя содержание, структура и стиль немного смешиваются и могут потребовать некоторого пересмотра. Эта работа не демонстрирует высокий уровень оригинальности и творческого подхода студента.
    • D (69-60): Работа либо не соответствует требованиям задания, либо отвечает им весьма неадекватно. Данная работа требует пересмотра, и в значительной степени неудачна в содержании, структуре и стиле.
    • F (ниже 60): Работа не соответствует требованиям. В общем, студенты, не приложившие достаточно сил для выполнения задания, получат F.
  5. Изображение с названием Make a Rubric Step 9

    5

    Упорядочите критерии аттестации успеваемости и баллы в таблицу. Создайте таблицу, которую вы будете заполнять после каждого выполненного задания, так вы оптимизируете процесс классификации и дадите студентам конкретные объяснения полученной ими оценки. Это может оказаться более полезным, т.к. направит их к проблемным темам, которым необходимо уделить больше внимания, чем нацарапанная красными чернилами оценка. [4]

    • Разместите каждое задание или задачу в отдельной строке, оставьте при этом место для выставления оценки в верхней части каждого столбца. Перечислите требования для каждого уровня под каждым заголовком. Заголовки должны начинаться от наименьшего балла до наибольшего или, наоборот, в зависимости от ваших предпочтений.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Rubric Step 10

    1

    Раздайте критерии оценки вашим студентам, прежде чем они приступят к выполнению задания. Это отличный способ дать студентам представление о том, как они будут оцениваться. Вам, вероятно, следует подчеркнуть особое значение этой таблицы, в зависимости от типа задания, но она по-прежнему будет полезной для студентов, т.к. они будут иметь некоторое представление о вещах, которые вы хотели бы увидеть в работе и чтобы учащиеся могли использовать их в качестве контрольного списка, прежде чем они сдадут вам работу.

  2. Изображение с названием Make a Rubric Step 11

    2

    Подумайте о том, чтобы позволить студентам внести свой вклад в рейтинг. Мозговой штурм и различные предложения для аттестации класса, позвольте учащимся самим придумать, как следует оценивать их работу. Возможно, они выберут те же критерии что и вы, это даст им некоторое чувство, что аттестация будет справедливой и у них появится доля уверенности в собственном успехе. Настоятельно рекомендуется упражняться в том, как включить учащихся в процесс собственного обучения.

    • Вы все еще учитель. Если студенты сходятся во мнении, что за грамматику можно присвоить 99 баллов, прервите упражнение, не закончив его. Но все же используйте его как возможность для обучения. Выберите студента(ку) с плохим правописанием и спросите, действительно ли он(а) хочет, чтобы основная часть его(ее) баллов была вычтена за мелкие ошибки в его(ее) работе. Они поймут, в чем дело.
  3. Изображение с названием Make a Rubric Step 12

    3

    Оцените задания и разместите их в рейтинге. Если вас ожидает большая партия эссе, и вы понимаете, что что-то несбалансировано и, возможно, нагрузка слишком большая, и то, что вы планировали дать учащимся может исказить положительные оценки, значит это не самое подходящее время для перемен и использования неконтролируемого субъективного оценивания. Придерживайтесь ваших критериев, и пересмотрите их в следующий раз.

  4. Изображение с названием Make a Rubric Step 13

    4

    Составьте таблицу и покажите студентам заполненный рейтинг успеваемости. Определите количество баллов за каждую категорию, сведите баллы в таблицу и ознакомьте учащихся с готовым рейтингом. Сохраните копию в ваших документах, и верните таблицы с индивидуальной классификацией каждому студенту. Найдите время, чтобы поговорить со студентами об их успеваемости, если они хотят получить консультацию.

    Реклама

Советы

  • Поищите в интернете сайты с предварительно сделанными шаблонами рейтинга успеваемости. Просто введите информацию, соответственно вашим критериям, как только найдете подходящий шаблон.
  • Стиль и внешний вид рейтинга успеваемости может меняться в зависимости от типа оцененной работы. Созданный вами рейтинг должен быть простым и понятным.

Реклама

Предупреждения

  • Старайтесь не использовать негативную лексику или описания при обсуждении критериев для каждого уровня качества. Просто констатируйте, какие пункты предполагались, какие были упущены.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9631 раз.

Была ли эта статья полезной?

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

« Лицей №24 » им.
П.С. Приходько города Рубцовска

Особенности рейтингового
оценивания в современной школе

Выполнила учитель истории и
обществознания

Колесникова Татьяна Викторовна

2019г

Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной
школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать
принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой
организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы
творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения
возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию
самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

Традиционная «пятибалльная» система оценивания    

Пятибалльная (а фактически уже четырехбалльная)
система отметок – основа основ отечественной образовательной системы еще со
времен дореволюционных гимназий. Стоит отметить некоторые достоинства данной
системы: отметки интуитивно понятны, просты в употреблении, удобны для
конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.д. Пятибалльная
система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний. В то
время как общество формулирует свой социальный заказ системе образования.
Бизнесу нужны квалифицированные кадры, способные к дальнейшему непрерывному
обучению, к созданию и внедрению инноваций. Государству – не просто
образованное, но патриотически-настроенное, социально ответственное население.
Родителям важна успешность детей в их будущей взрослой жизни (при этом
немаловажное значение имеет готовность выпускников к поступлению в престижный
вуз). 

Недостатки школьной системы оценивания (пятибалльной)

1.
Школьные оценки относительны. Они определяют только то, у кого из обучаемых
знания лучше, а у кого – хуже. Абсолютный уровень знаний они не показывают.

Поскольку выставление школьных оценок происходит только в результате
мыслительных процессов учителя, то оценки отображают только результат
психоаналитического сравнения качества (меры) знаний обучаемых.

2.
Школьные оценки случайны. Доказательство: оценки отражают как процессы
изложения знаний обучаемых, так и процессы их восприятия преподавателем и
сравнения их с теми знаниями, которыми он обладает.

3.
Школьные оценки выставляются так, чтобы в идеальных условиях количество пятерок
было равно количеству четверок, троек и других оценок.

Доказательство: если у всех обучаемых будут оценки только «5»
или только «2», то оценка перестанет показывать, у кого знания лучше,
у кого хуже. Оценка перестанет давать информацию и станет, не нужна. Если же
она используется, то только потому, что дает информацию о сравнительных
свойствах (знаниях) обучаемых.

4.
Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на
психологический комфорт преподавателей.

Доказательство: школьный педагог находится под постоянным влиянием
взаимной ревности своих учеников, их родителей и других родственников.

5.
Школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они
несопоставимы для разных коллективов преподавателей.

Доказательство: в одной школе выше уровень требований, ее выпускники,
имеющие оценки «4», могут знать предметы лучше, чем выпускники другой
школы, имеющие оценки «5».

6.
Школьные оценки содержат ничтожную информацию об уровне профессиональной
подготовки.

Таким образом, можно сформулировать следующие
недостатки традиционной оценочной системы:

1.   Не всегда есть эталон для
сравнения, измерения  и объективного оценивания знаний.

2.   Отсутствие целенаправленной работы, направленной на
развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.

3.   Контрольно-оценочный механизм остается целиком и
исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый
соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.

4.   «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и
оценивания.

5.   Нет индивидуализации обучения: невозможно оценить
реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими
результатами.

6.   Малая информативность отметки. По отметке часто нельзя
судить о действительном уровне знаний и, что немаловажно, невозможно определить
вектор дальнейших усилий.

7.   Травмирующий характер отметки, который приводит к
снижению познавательного интереса, психологическому дискомфорту.

В отличие от традиционной, рейтинговая оценка
направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить
даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся,
ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и
обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность
диагностики знаний.

Что такое рейтинг?

         Слово «рейтинг» происходит от английского «to
rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание).        Рейтинг
– «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая
предысторию».

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем
виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих
работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно
проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа
оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование
оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени.
Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без
исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы
по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в
олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими
школьниками и т.д.

Выпускник может быть успешным только в том случае, если он обладает определенными
личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить
компетентность, ответственность, способность к альтернативному выбору и
готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности,
содействующей прогрессу общественного развития.

Рейтинг дает возможность получить
объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний,
умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления
личностных характеристик. Рейтинговая система оценивания позволяет в
соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником
возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить
общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и
учитывать их индивидуальные особенности.

Достоинства рейтинговой системы

         Существенным положительным качеством этой системы можно считать
большую степень объективности и открытости процесса оценивания для школьников,
что снимает конфликтные и стрессовые ситуации по поводу оценки у обучаемых.
Рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой  гибкостью, можно, например,
иметь её отдельно по каждому предмету, а можно общую.

                   Преимущества рейтинговой
системы оценивания

«+» для учащегося

«+» для учителя

·     возможность распоряжаться своим временем
самому

·       рациональное планирование учебного процесса,
организации индивидуальной и творческой работы учащихся

·     проведение постоянной самодиагностики и
самоконтроля учебных достижений

·       стимулирования эффективного обучения
старшеклассников

·     возможность выбора порядка выполнения
учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения

·       возможность своевременно вносить коррективы
в организацию учебного процесса

·     сравнение уровня своих знаний с уровнем
знаний других учащихся

·       объективная оценка выполнения каждым
учащимся каждого учебного задания

·     наличие соответствующих прав (освобождение
от зачета, экзамена и т.д.)

·       возможность точно и объективно определять
итоговую оценку по предмету

         Но с другой стороны, рейтинговая система требует жесткого
планирования изучаемого материала, разнообразные виды контроля,
систематического учета в подсчетах баллов, организации контроля,
характеризующего и оценивающего деятельность преподавателя, обязательное
рубежное итоговое тестирование. 

Принципы и свойства рейтинговой системы

         Основные принципы рейтинговой системы оценивания можно сформулировать
так:

·       
оценка не зависит от
характера межличностных отношений учителя и ученика;

·       
критерии оценивания
обговариваются заранее;

·       
ученик сам волен выбирать
стратегию деятельности;

·       
незнание не наказывается,
стимулируется процесс познания;

·       
открытость системы –
ученики должны знать «правила игры»: знать «стоимость»
любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Для
выполнения этого свойства рейтинговый регламент должен быть доступен ученикам;

·       
гибкость рейтинговой
системы (и учитель, и ученик могут корректировать свою деятельность в любой
момент в нужном направлении);

·       
блочно- модульное
структурирование изучаемого материала.

         Чрезвычайно популярным является рейтинг достижений (или рейтинг
успешности) –
это успехи каждого ученика, складывающиеся из трех
составляющих:

·      
“академический рейтинг” (текущие учебные баллы);

·      
“олимпийский рейтинг”
(баллы за участие
в
олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях любого
уровня);

·      
“лидерский рейтинг”  (участие в общественной деятельности
и волонтерских программах).      Все результаты фиксируются в зачетных книжках
обучающихся.

    Внедрение рейтинга достижений подразумевает построение
индивидуальной образовательной программы (часто выходящей за рамки учебного
плана), определение и освоение подходящей социальной роли, проектирование
“эффективного будущего”.

Методика составления рейтинговых шкал.

         Важной проблемой является методически грамотное составление
рейтинга.

Основные этапы составления рейтинга.

(по учебно-методическому пособию Даутовой О.Б. и
Крыловой О.Н.)

1.      
Разделить материал на
структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем
может быть:

— отдельная тема или раздел;

— самостоятельный цикл лабораторных работ;

— индивидуальные домашние задания;

— индивидуальная самостоятельная работа по выбору
ученика;

— разделы, выделенные для самостоятельного изучения.

2.      
Определить нормативные
баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления
баллов).

3.      
Установить минимальное
количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать
ученик в ходе обучения.

4.      
Составить свод правил и
положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый
регламент.

5.      
Организовать учет успеваемости
обучающихся и расчет их рейтингов.

6.      
В конце четверти выставить
общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за
отдельные модули.

         Для более объективной оценки можно также определить уровни
усвоения понятий:

·      
репродуктивный: данное
понятие ученик должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на
уроке учителем, записано в учебнике, тетради.

·      
продуктивный: ученик на
уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить
на вопросы (то есть понимать).

·      
частично поисковый –
ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит
данное понятие в новые условия для решения нестандартных задач.

·      
творческий: ученик в ходе
исследования, мысленного или математического эксперимента, открывает для себя
новые знания (понятия).

         При использовании рейтинговой системы следует придерживаться некоторых
правил:

1.      
Самооценка  ученика
предшествует учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится
предметом обсуждения. Ученик сам оценивает свою успешность, а после этого
учитель оценивает выполнение задания. Таким образом, происходит согласование
позиций внешнего и внутреннего контроля в устной или письменной форме. (Внешнее
выражение уровня самоконтроля и самооценки может быть представлено в виде
различной степени заштрихованных фигур, которые соответствуют словесным 
оценкам: «Я это умею и могу. Я понял материал урока и справился со всеми
заданиями» — полностью закрашенная фигура; «Мне не все понятно, в моей работе
есть ошибки, мне нужна помощь» — наполовину закрашенная фигура; «Я не понял
материал, не смог справиться с заданиями, мне срочно требуется помощь!» —
фигура не штрихуется).

2.      
Для оценивания (и
самооценивания) выбираются только такие задания, где существует объективный
однозначный критерий, и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки.

3.      
Оцениванию на уроках не
подлежат такие качества ребенка, как темп работы, особенности внимания, памяти,
восприятия и др. Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

4.      
Оценка инициативы и
творчества во всех сферах школьной жизни (и не только школьной) должна стать
столь же весомой, как и оценка навыковой стороны обучения. Оценка творческих
проявлений ребенка в обязательном порядке оформляется и представляется
учителям, учащимся разных классов и родителям. Для этой цели используются
сменные выставки, публикации, стенды для демонстрации достижений и др.

Примеры рейтинговых таблиц и шкал

1.    
Таблица успешности
на уроке (общепредметная)

Основные показатели

Баллы

Уровни

Даты, номера уроков

Отсутствие на уроке

0

Готов к уроку

0,5

Слушал, переписывал

1,0-1,4

Очень слабо

Выполнял по алгоритму или образцу (без объяснений)

1,5-2,0

Слабо

Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу

2,1-3,0

Посредственно

Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников

3,1-4,0

Удовлетворительно

Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно

4,1-5,0

Недостаточно хорошо

Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя

5,1-6,0

Хорошо

Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой

6,1-7,0

Очень хорошо

Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с
помощью учителя

7,1-8,0

Отлично

Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно

8,1-9,0

Прекрасно

Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу
дать объяснения

9,0-10,0

Великолепно

Общий балл за занятие

2.    
Рейтинг по
видам учебной деятельности

Вид рейтинга

Вид учебной деятельности.

Баллы.

Вид баллов.

стартовый рейтинг

1.

Входное диагностирование.

до 30 баллов

Обязательные баллы.

2.

Проверочная работа.

до 10 баллов

текущий рейтинг

3.

Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа).

1-3 балла за урок

4.

Решение дополнительных задач.

1-3 балла

5.

Практическая работа.

5 — 10 баллов

6.

Практикум.

5 баллов

7.

Семинар.

до 10 баллов

8.

Домашняя работа.

1-3 балла

дисциплинарный рейтинг

9.

Тематический срез, тестирование.

5-15 баллов

10.

Контрольная работа.

до 20 баллов

11.

Зачетная работа.

до 20 баллов

творческий рейтинг

12.

Сообщение, реферат.

до 10 баллов

Дополнительные баллы.

13.

Творческая работа (кроссворды, наглядные пособия, макеты и т.п.)

5 — 10 баллов

14.

Исследовательская работа

(проект,
презентация)

30 — 50 баллов

15.

Решение задач повышенной сложности.

5-10 баллов

16.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. (от уровня).

10-30 баллов

3.    
Индивидуальный
рейтинговый лист учащегося по определенному разделу, теме           

Рейтинговый лист

ученика (цы) 7
класса

________________________________

Тема (раздел): «ФЕОДАЛЬНАЯ
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ»

Рейтинговый
балл

Домаш.
работа

Текущие
ответы

на
уроке

Работа
в тет-ради

Термин.
диктанты

Конт-рольная
работа

Тест

Зачет

Твор-ческая

работа

1

1-2

3

5

15

10

5

5-10

№ урока

Дата

Не
забудь выставить рейтинговые баллы  за работу

на
уроке в соответствующую графу!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Макс. балл

130

20

10

15

25

5

30

10

5

10

Всего

баллов

Итоговая оценка

110-130 баллов – «отлично»,    

90-109 баллов – «хорошо»,

70-89  баллов – «удовлетворительно».

4.    
Начисление штрафных
баллов

§
прогул без уважительной
причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1
балл);

§
отсутствие домашнего
задания (минус 1 балл);

§
плохое поведение (минус 1
балл);

§
неготовность к уроку
(минус 1 балл);

§
опоздание более чем на 10
минут без уважительной причины (минус 1 балл).

5.    
Рейтинговая шкала
по модулям

Модули

Модуль

Количество часов

Рейтинговый

балл

I.

Социально-экономическое
развитие страны

10

100

II.

Политическое
развитие

10

80

III.

Культурное развитие

10

70

И так далее

§   

6. Рейтинговая шкала по итогам четверти,
полугодия.

Предмет

История

№ п/п

Ф.И. учащегося

I

модуль

II
модуль

III модуль

Всего баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

7.      
Механизм
конвертации оценки по дисциплине в оценку по традиционной шкале 

Отношение набранной суммы баллов за дисциплину к максимально
возможной

Оценка по дисциплине по 4-х балльной шкале

90% и более

5

80-89%

4

75-79%

4

65-74%

3

60-64%

3

Хотя бы один из модулей оценен на «2»

2

         Основные трудности введения рейтинговой системы на
современном этапе

1.    
Невозможность перейти
полностью на рейтинговую систему оценивания, приходится использовать ее наряду
с традиционной.

2.    
Отсутствие единой системы
рейтинга в школе (есть в отдельных УЗ). Система функционирует эффективно, если
все предметы оцениваются на общих основаниях.

3.    
Трудность учета всех
действий учеников (напрямую не относящихся к учебному процессу).

4.    
Отсутствие преемственности
между разными УЗ и образовательными уровнями.

5.    
Трудоемкость процесса
разработки рейтинговых шкал и ведения рейтингового учета.

Как разработать балльно-рейтинговую систему по дисциплине

Балльно-рейтинговая система (далее — БРС) является одним из самых распространенных подходов к оцениванию учебной деятельности студентов. С каждым годом всё больше университетов уходят от выставления оценок по 5-бальной шкале и переходят к БРС с целью выполнения следующих задач:

  • повышение прозрачности учебного процесса

  • стимулирование мотивации студентов к активной работе в течение семестра

  • эффективная организации самостоятельной работы студентов путем использования электронного курса по дисциплине

  • равномерное распределение учебной нагрузки обучающихся и преподавателей в течение семестра

  • получение оперативной информации о качестве и результативности обучения по дисциплине

Балльно-рейтинговая система (БРС) – это система оценивания результатов учебных достижений, позволяющая учитывать все формы аудиторной и самостоятельной работы студентов, а также результаты процедур текущего контроля и промежуточной аттестации.

БРС – механизм объективного оценивания студентов по совокупности накопленных ими баллов в течение семестра

Схема распределения баллов между текущим контролем и промежуточной аттестацией
Чаще всего для оценки уровня учебных достижений студентов выбирается 100-балльная шкала.
Ниже приведены 2 наиболее распространенные схемы распределения баллов в БРС.

Схема 1. Сбалансированное распределение баллов между текущим контролем и промежуточной аттестацией

Схема 2. Интенсификация работы обучающихся в течение семестра

Не рекомендуется за текущий контроль в семестре устанавливать меньшее количество баллов, чем за промежуточную аттестацию:
1) противоречит ключевой идее БРС об объективности оценивания достижения результатов обучения;
2) приводит к демотивации работы студентов в течение семестра.

Преподаватель может предусмотреть до 10 дополнительных баллов за активную работу студентов в течение семестра. Информация о дополнительных баллах и способах их получения должна быть доведена до студентов заранее. Дополнительные баллы добавляются в рейтинг студента, только если итоговая оценка за семестр не превышает максимально возможного количества баллов.

Итоговая оценка за семестр определяется суммой баллов по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации.

Схема конвертации баллов в оценки

Рейтинг-план дисциплины – перечень оцениваемых в баллах контрольных мероприятий иили видов деятельности студента по дисциплине в течение семестра.

Как составить рейтинг-план по дисциплине:

    Выберите схему распределения баллов между мероприятиями текущего контроля и промежуточной аттестацией (например, 60 + 40 или 80 + 20).

    Определите мероприятия текущего контроля по дисциплине для текущего семестра.

    Определите значимость каждого оценочного мероприятия с учетом вида оценивания и формата проведения. Установите количество баллов, которые студент может получить по каждому оценочному мероприятию исходя из его значимости.

    Выполните проверку: сумма баллов по всем оценочным мероприятиям должна быть равна «максимуму» баллов, установленных за текущий контроль по дисциплине.

    Определите формат проведения оценочных мероприятий:

    Определите, к какому виду оценивания относится каждое оценочное мероприятие:

    в рамках самостоятельной работы – в LMS или др.

    формирующее оценивание – направлено на формирование запланированных по дисциплине результатов обучения;

    суммирующее оценивание – направлено на оценку сформированности запланированных по дисциплине результатов обучения.

    Баллы назначаются не только за работу студентов на занятиях и выполнение мероприятий текущего контроля, но и за самостоятельную работу в рамках семестра. Задания, размещенные в электронном курсе, должны быть учтены в рейтинг-плане дисциплины

    Распределение баллов между разделами дисциплины должно быть максимально равномерным

    Факт присутствия на лекции не учитывается в рейтинг-плане. В рейтинг-плане может быть учтена только работа студентов на лекциях в рамках устного/письменного опросов, тестирования и пр.

    Виды мероприятий текущего контроля

    Пример рейтинг-плана по дисциплине Математика

    Принципы балльно-рейтингового оценивания:

    • познакомьте студентов с рейтинг-планом в начале семестра и разместите его в электронном курсе по вашей дисциплине

    • регулярно оценивайте результаты работы студентов в ходе текущего контроля путем выставления баллов и предоставления обратной связи студентам на выполненные работы

    • предоставьте студентам открытый доступ к своему рейтингу в течение всего семестра

    Залог успеха БРС – наличие прозрачных критериев оценивания для каждого оценочного мероприятия, доступных обучающимся в течение всего семестра

    Примеры балльно-рейтинговых систем других университетов

    © 2019-2021 Школа педагогического мастерства

    Действующий Закон «Об образовании» даёт возможность образовательным учреждениям самим выбирать систему оценивания текущей и промежуточной аттестации учащихся согласно уставу образовательной организации. Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче. Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.

    Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений

    Главная цель рейтинговой системы оценивания ― влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система оценивания на практике используется в лекционно-семинарском, модульном, проблемном, дифференцированном обучение, игровых, проектных, информационно-коммуникативных технологиях на этапе проверки и оценки достижений обучающихся при помощи индивидуального числового показателя ― рейтинга.

    Определим задачи рейтинговой системы оценивания качества знаний:

    ‒ расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;

    ‒ развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;

    ‒ создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;

    ‒ повысить ответственность учащихся за результаты своего обучения.

    Данная система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность.

    Рейтинг ― это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в соответствии с его реальными достижениями, система поощрения успевающих учащихся.

    Рейтинг в образовательном процессе включает следующие ключевые понятия:

    ‒ рейтинговая оценка (средство оценивания);

    ‒ метод рейтинговых оценок (метод оценивания);

    ‒ рейтинговая система (форма контроля и оценивания).

    Особенности рейтинговой системы оценки знаний

    Один из важнейших элементов учебного процесса ― контроль знаний и умений обучающихся. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество образования. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения.

    Организовать учебно-познавательную деятельность без оценивания невозможно, т.к. оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. М.П. Батура и Л.В. Ломако считают, что проблему оценивания можно решить с помощью внедрения в образовательный процесс рейтинговой системы.

    Рейтинговая система ― совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащегося, позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому учащему в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

    Рейтинговая система оценивания в современной школе должна быть ориентирована на эффективное обучение ребенка; должна осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед и о слабых сторонах усвоения программы; давать учителю информацию о достижении поставленных им целей; стимулировать учение, т. е. использоваться как форма поощрения, а не наказания; отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе; ориентировать ученика на успех; содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

    Рейтинговая система контроля качества позволяет учитывать составляющие качества образования такие как знание и личность. Знание предполагает владение терминами и понятиями, знание и умение пользоваться лабораторным оборудованием и приборами, знание законов и методов исследования и др. Личность ― уверенность в себе, самостоятельность, умение работать в группе, стремление к успеху, умение брать ответственность на себя и др.

    Для рейтинговой системы оценивания характерны следующие принципы:

    ‒ комплексность (учет всех видов учебной и внеучебной деятельности школьников);

    ‒ систематичность (учет должен проходить постоянно на протяжении всего периода обучения);

    ‒ диагностичность (результаты рейтинговой оценки должны позволять делать выводы о необходимости внесения изменений в учебный процесс, в организацию познавательной деятельности);

    ‒ адекватность (соответствие оценивания видам деятельности, учет вклада разных видов деятельности в общий результат);

    ‒ многосторонность (учет в рейтинговой системе результатов успеваемости, посещаемости занятий, своевременности выполнения работ);

    ‒ открытость (система рейтингового контроля должна быть абсолютно прозрачной и открытой для учеников и их родителей, всех педагогов; всем должны быть понятны правила выставления баллов, подсчета общего рейтинга).

    Рейтинговая система оценки знаний имеет важное значение для учеников так как позволяет преодолеть синдром боязни отрицательных оценок; четко понимать систему формирования итоговой оценки; своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки; углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года; вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

    Учителю рейтинговая система позволяет рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу учащихся; иметь объективную картину усвоения изучаемого материала; вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля; точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости; создать благоприятный психологический климат в структуре взаимодействия учитель-ученик.

    Сравним традиционную систему оценивания и рейтинговую систему оценивания.

    При традиционной системе оценивания в образовательный процесс включается чаще всего несколько учеников на уроке, при рейтинговой системе оценивания в образовательный процесс включается весь класс. Традиционная система оценивания отметку ставит за единичный ответ, рейтинговая система оценивания ведёт систематический учет знаний и умений на всех этапах урока. Традиционная система оценивания настраивает учащихся на работу чаще всего по мере приближения проверочных работ, при рейтинговой системе оценивания учащиеся работают постоянно и последовательно на протяжении всего урока. Традиционная система оценивания способствует пассивности учеников: могут спросить на уроке, а могут и не спросить, рейтинговая же настраивает на активную деятельность, создает условия для здоровой состязательности и честной конкуренции среди учащихся. При традиционной системе оценивания контроль ведёт учитель и ставит отметку, при рейтинговой — ученики ведут самоконтроль и взаимоконтроль, оценка выставляется совместно с учеником по определённому критерию.

    Таким образом, рейтинговая система оценивания имеет следующие преимущества:

    – стимулирование систематической самостоятельной работы;

    – снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки;

    – повышение роли состязательности в учебе;

    – чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;

    – количественная характеристика качества учебной работы;

    – фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;

    – учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;

    – повышение учебной мотивации.

    В основе рейтинговой системы лежит понятие рейтинг и в образовательных учреждениях можно использовать разные виды рейтинга:

    ‒ стартовый рейтинг (определение начального уровня знаний);

    ‒ текущий рейтинг (оценка работы ученика на уроках);

    ‒ совокупный рейтинг (успеваемость по уроку, отдельной теме, изученному блоку);

    ‒ интегральный рейтинг за определенный период обучения (успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения);

    ‒ творческий рейтинг (самостоятельная работа ученика во внеурочное время);

    ‒ заключительный рейтинг (итоги за весь период обучения по всем предметам).

    Профессор М.В. Калужская предлагает использовать такие виды рейтинга:

    – рейтинг академической успеваемости отражает уровень учебных достижений;

    – олимпийский рейтинг отражает участие в различных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях;

    – лидерский рейтинг отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся;

    – рейтинг званий фиксирует личные достижения в области искусства, науки и спорта.

    Технология рейтинга учебных достижений

    Для успешного использования рейтинга от учителя требуется разработать шкалу, определяющую количество баллов за тот или иной вид деятельности во время учебных занятий и вне школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. В связи с тем, что разные виды учебной деятельности не равнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, вводят коэффициент значимости определенной деятельности.

    В.Н. Зубарев выделил три основных вида деятельности:

    1) теория;

    2) лабораторные и практические работы;

    3) решение задач.

    Этим видам деятельности были присвоены следующие коэффициенты: теория — 0,5, лабораторные и практические работы — 0,2, решение задач — 0,3. Подсчет набранных баллов ведется с учетом коэффициента значимости, полученное число и составляет рейтинг учащегося за определенный период обучения.

    Установление ранга учащегося, т.е. занимаемого им места в классе по успешности обучения, позволяет дифференцировать процесс обучения. При переходе на другие виды рейтинга (совокупный, заключительный, интегральный) требуется определение значимости каждого учебного предмета в совокупности изучаемых дисциплин. При этом каждой учебной дисциплине присваивается определенный коэффициент, указывающий на ее ранг. Числовое значение коэффициента учитывает количество часов, отводимых на изучение соответствующего предмета; трудность восприятия знаний по предмету учениками; государственную и региональную значимость учебного предмета.

    При выставлении итоговой оценки учитывается ранговый коэффициент учебной дисциплины. Это позволяет повысить объективность оценки качества обучения, дифференцировать оценку труда учащихся.

    Ахмедханова С.М. рассматривает рейтинг как одну из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся и предлагает уровневую шкалу оценки.

    Первый уровень ― репродуктивный: точность воспроизведения, владение терминами и понятиями, уверенность в себе, инициативность. Единичный устный ответ на уроке — 1 балл. Выполнение заданий в рабочих тетрадях — каждое верное задание от 1 до 10 баллов

    Второй уровень ― применение знаний по образцу: точность выполнения заданий, оформление, самостоятельность, стремление к качественной работе. Анализ текста — до 10 баллов. Проверочный тест — верное задание от 1 до 10 баллов.

    Третий уровень ― уровень промежуточного контроля: уровень использования мыслительных операций, оформление, способность к системному мышлению, самостоятельность и эффективность в решении проблем — до 15 баллов.

    Дополнительные баллы:

    • более быстрое прохождение программы (за каждый день — 1 балл);

    • быстрота выполнения задания на уроке — 1 балл;

    • активная работа на уроке — 1 балл;

    • оказание помощи другим ученикам: объяснение материала,

    • проверка задания — 2 балла;

    • оформление рабочей тетради — 3 балла.

    Выполнение индивидуального творческого задания:

    • выпуск тематической газеты — до 5 баллов;

    • выпуск заметки для стенда «школьные новости» — 3 балла (не более 4-х в полугодие);

    • подготовка сообщения до 5 баллов;

    • разработка кроссворда, синквейна, ребуса — до 5 баллов;

    • изготовление пособия по предмету — до 10 баллов;

    • выполнение творческого проекта — до 10 баллов.

    Штрафные баллы:

    • отсутствие учебника, тетради — 1 балл;

    • пропуск урока без уважительной причины — 5 баллов;

    • опоздание на урок без уважительной причины — 1 балл;

    • несвоевременно выполненное задание — 1 балл;

    • неаккуратное ведение тетради — 1 балл.

    Определяются нормативы итогового рейтинга для выставления итоговой оценки:

    5 «отлично» выше 85 баллов;

    4 «хорошо» от 70 до 84 баллов;

    3 «удовлетворительно» от 50 до 69 баллов.

    Рейтинговая система дает учащимся право выбора продвижения по ступеням образования. При рейтинговой системе ученик имеет большие возможности для самореализации, что способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества, как самостоятельность и коллективизм.

    Принципиально меняется положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. Задача учителя ― мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью и непосредственно консультировать школьников.

    Таким образом, рейтинговая система оценивания позволяет устранить формализм в контроле качества обучения и делает оценку более информативной, расширяет диапазон отметки, дает учителю дополнительные сведения в направлении личностно-ориентированного обучения.

    Внедрение рейтинговой системы оценивания

    Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений и развитие самостоятельности учебных действий влечет за собой и изменение системы оценивания.

    Принимая решение о внедрении в образовательный процесс рейтинговой системы оценивания, педагог должен ответить на следующие вопросы:

    ‒ Что оценивать? ― что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует;

    ‒ Как оценивать? ― какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается;

    ‒ Каким образом оценивать? ― какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления;

    ‒ Каковы необходимые педагогические условия эффективности рейтинговой системы?

    Также необходимо учитывать, что оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка знаний.

    Обозначим основные этапы введения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

    1) определение целей рейтингового контроля;

    2) определение совокупности показателей деятельности школьников;

    3) разработка инструмента измерения;

    4) разработка технологии сбора и хранения рейтинговых баллов учащихся;

    5) разработка компьютерного обеспечения рейтинговой системы оценивания;

    6) составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником;

    7) ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей;

    8) изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал;

    9) подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу;

    10) перевод суммы баллов в оценку.

    Список литературы:

    1. Ахмедханова С. М. Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся. Молодой ученый. 2013.
    2. Аверьянов Г. С. Описание системы диагностики знаний, основанной на вероятностных условиях. Школьные технологии. 2005.
    3. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования. Школьные технологии. 2004.
    4. Ветрова, А. А. Рейтинговая методика оценки в основе мониторинга и управления качеством образования / А.А. Ветрова, Р.В. Музыченко // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 7.
    5. Дмитриев, В.И. Электронное портфолио — бесспорное доказательство творческих устремлений выпускника школы. / И. Дмитриев // Директор школы. — 2008. — № 3.
    6. Зачесова, Е. В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся. / Е.В. Зачесова, // Школьные технологии. — 2007. — № 2.
    7. Ковалёва Г. С. Общие подходы и требования к созданию общероссийской системы оценки качества образования. Школьные технологии. 2005.
    8. Курносов, В. М. Оценка как фактор повышения внутренней мотивации обучения. / В.М. Курносов // Физика в школе. — 2008. — № 6.
    9. Медведенко, Н. В. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования. / Медведенко Н. В., Рубцова С. Ю. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — № 2.
    10. Миронова М. Л. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки персональных достижений участников образовательного процесса. Молодой ученый. 2014.
    11. Новикова, Т. Портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения / Т. Новикова, Е. Федотова // Народное образование. — 2009. — № 8.
    12. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006.
    13. Саврасова, А.И. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования. : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; А. И. Саврасова. — Мурманск: МГПУ, 2008. — 168 с.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  1. Как в майнкрафте найти зомби лошадь
  2. Как найти геометрический центр круга
  3. Лен обл как найти человека
  4. Как найти полную версию музыки
  5. Как найти смайлы в вотсапе