Как составить рейтинг результатов

Рейтинговая система оценивания достижений учащихся

(Борисова С.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 39)

Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

Традиционная «пятибалльная» система оценивания        

Пятибалльная (а фактически уже четырехбалльная) система отметок – основа основ отечественной образовательной системы еще со времен дореволюционных гимназий. Стоит отметить некоторые достоинства данной системы: отметки интуитивно понятны, просты в употреблении, удобны для конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.д. Но, как правило, отметка играет не стимулирующую, а только констатирующую роль. Нередко для учеников отметка превращается в самоцель, а для нас становится призмой, сквозь которую мы оцениваем собственно личность ребенка. «Двоечник», «Хорошист», «Отличник».        Пятибалльная система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний. В то время как общество формулирует свой социальный заказ системе образования. Бизнесу нужны квалифицированные кадры, способные к дальнейшему непрерывному обучению, к созданию и внедрению инноваций. Государству – не просто образованное, но патриотически-настроенное, социально ответственное население. Родителям важна успешность детей в их будущей взрослой жизни (при этом немаловажное значение имеет готовность выпускников к поступлению в престижный вуз).  

Для того, чтобы показать недостатки школьной системы оценивания (пятибалльной), приведем несколько свойств (законов) школьных оценок, разработанных Е.Н. Сыромолотовым (профессор кафедры ЭВМ Новочеркасского гос. технического университета)

Закон 1. Школьные оценки относительны. Они определяют только то, у кого из обучаемых знания лучше, а у кого – хуже. Абсолютный уровень знаний они не показывают.

Поскольку выставление школьных оценок происходит только в результате мыслительных процессов учителя, то оценки отображают только результат психоаналитического сравнения качества (меры) знаний обучаемых.

Закон 2. Школьные оценки случайны. Доказательство: оценки отражают как процессы изложения знаний обучаемых, так и процессы их восприятия преподавателем и сравнения их с теми знаниями, которыми он обладает.

Закон 3. Школьные оценки выставляются так, чтобы в идеальных условиях количество пятерок было равно количеству четверок, троек и других оценок.

Доказательство: если у всех обучаемых будут оценки только «5» или только «2», то оценка перестанет показывать, у кого знания лучше, у кого хуже. Оценка перестанет давать информацию и станет, не нужна. Если же она используется, то только потому, что дает информацию о сравнительных свойствах (знаниях) обучаемых.

Закон 4. Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на психологический комфорт преподавателей.

Доказательство: школьный педагог находится под постоянным влиянием взаимной ревности своих учеников, их родителей и других родственников.

Закон 5. Школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они несопоставимы для разных коллективов преподавателей.

Доказательство: в одной школе выше уровень требований, ее выпускники, имеющие оценки «4», могут знать предметы лучше, чем выпускники другой школы, имеющие оценки «5».

Закон 6. Школьные оценки содержат ничтожную информацию об уровне профессиональной подготовки.

Таким образом, можно сформулировать следующие недостатки традиционной оценочной системы:

  1. Не всегда есть эталон для сравнения, измерения  и объективного оценивания знаний.
  2. Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.
  3. Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
  4. «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.
  5. Нет индивидуализации обучения: невозможно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими результатами.
  6. Малая информативность отметки. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что немаловажно, невозможно определить вектор дальнейших усилий.
  7. Травмирующий характер отметки, который приводит к снижению познавательного интереса, психологическому дискомфорту.

В связи с этим встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении.

В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Выпускник может быть успешным только в том случае, если он обладает определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить компетентность, ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности, содействующей прогрессу общественного развития.

Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик. Рейтинговая система оценивания позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:

  • расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  • развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
  • создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
  • повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

Что такое рейтинг?

        Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание).         Рейтинг – «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими школьниками и т.д.

Достоинства рейтинговой системы

        В ряде школ уже сложился опыт использования рейтинговой системы промежуточных  результатов. Как показывает анализ этого опыта, эта система имеет серьезные достоинства:

  • оказывает высокую организующую роль за счет возрастания положительной мотивации учащихся к учебному  труду;
  • формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности;
  • устанавливает единый подход к определению норм оценивания, получение своевременной информации о ритме работы каждого ученика и класса в целом.

        Существенным положительным качеством этой системы можно считать большую степень объективности и открытости процесса оценивания для школьников, что снимает конфликтные и стрессовые ситуации по поводу оценки у обучаемых. Рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой  гибкостью, можно, например, иметь её отдельно по каждому предмету, а можно общую.

                Преимущества рейтинговой системы оценивания

«+» для учащегося

«+» для учителя

  • возможность распоряжаться своим временем самому
  • рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся
  • проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений
  • стимулирования эффективного обучения старшеклассников
  • возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения
  • возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса
  • сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся
  • объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания
  • наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)
  • возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету

        Но с другой стороны, рейтинговая система требует жесткого планирования изучаемого материала, разнообразные виды контроля, систематического учета в подсчетах баллов, организации контроля, характеризующего и оценивающего деятельность преподавателя, обязательное рубежное итоговое тестирование.  

Принципы и свойства рейтинговой системы

                        

        Основные принципы рейтинговой системы оценивания можно сформулировать так:

  • оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
  • критерии оценивания обговариваются заранее;
  • ученик сам волен выбирать стратегию деятельности;
  • незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
  • открытость системы – ученики должны знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Для выполнения этого свойства рейтинговый регламент должен быть доступен ученикам;
  • гибкость рейтинговой системы (и учитель, и ученик могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении);
  • блочно- модульное структурирование изучаемого материала.

Виды рейтинга

        По разным основаниям можно выделить виды рейтинга.

        По охвату учебного материала:

  1. Рейтинг по предмету или по ряду предметов;
  2. Рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;
  3. Рейтинг временной — за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т.д.) или тематический — по отдельным разделам (темам).

        По содержанию элементов контроля:

  1. Стартовый рейтинг — это определение начального уровня знаний;
  2. Текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;
  3. Дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
  4. Творческий рейтинг — это самостоятельная работа ученика во внеурочное время.

        Чрезвычайно популярным является рейтинг достижений (или рейтинг успешности) – это успехи каждого ученика, складывающиеся из трех составляющих:

  • “академический рейтинг” (текущие учебные баллы);
  • “олимпийский рейтинг” (баллы за участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях любого уровня);
  • “лидерский рейтинг”  (участие в общественной деятельности и волонтерских программах).      Все результаты фиксируются в зачетных книжках обучающихся.

    Внедрение рейтинга достижений подразумевает построение индивидуальной образовательной программы (часто выходящей за рамки учебного плана), определение и освоение подходящей социальной роли, проектирование “эффективного будущего”.

Методика составления рейтинговых шкал.

        Важной проблемой является методически грамотное составление рейтинга.

Основные этапы составления рейтинга.

(по учебно-методическому пособию Даутовой О.Б. и Крыловой О.Н.)

  1. Разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:

— отдельная тема или раздел;

— самостоятельный цикл лабораторных работ;

— индивидуальные домашние задания;

— индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;

— разделы, выделенные для самостоятельного изучения.

  1. Определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов).
  2. Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения.
  3. Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент.
  4. Организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов.
  5. В конце четверти выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

        Для более объективной оценки можно также определить уровни усвоения понятий:

  • репродуктивный: данное понятие ученик должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на уроке учителем, записано в учебнике, тетради.
  • продуктивный: ученик на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать).
  • частично поисковый – ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения нестандартных задач.
  • творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента, открывает для себя новые знания (понятия).

        При использовании рейтинговой системы следует придерживаться некоторых правил:

  1. Самооценка  ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Ученик сам оценивает свою успешность, а после этого учитель оценивает выполнение задания. Таким образом, происходит согласование позиций внешнего и внутреннего контроля в устной или письменной форме. (Внешнее выражение уровня самоконтроля и самооценки может быть представлено в виде различной степени заштрихованных фигур, которые соответствуют словесным  оценкам: «Я это умею и могу. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями» — полностью закрашенная фигура; «Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь» — наполовину закрашенная фигура; «Я не понял материал, не смог справиться с заданиями, мне срочно требуется помощь!» — фигура не штрихуется).
  2. Для оценивания (и самооценивания) выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий, и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки.
  3. Оцениванию на уроках не подлежат такие качества ребенка, как темп работы, особенности внимания, памяти, восприятия и др. Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
  4. Оценка инициативы и творчества во всех сферах школьной жизни (и не только школьной) должна стать столь же весомой, как и оценка навыковой стороны обучения. Оценка творческих проявлений ребенка в обязательном порядке оформляется и представляется учителям, учащимся разных классов и родителям. Для этой цели используются сменные выставки, публикации, стенды для демонстрации достижений и др.

Примеры рейтинговых таблиц и шкал

  1. Таблица успешности на уроке (общепредметная)

Основные показатели

Баллы

Уровни

Даты, номера уроков

Отсутствие на уроке

0

Готов к уроку

0,5

Слушал, переписывал

1,0-1,4

Очень слабо

Выполнял по алгоритму или образцу (без объяснений)

1,5-2,0

Слабо

Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу

2,1-3,0

Посредственно

Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников

3,1-4,0

Удовлетворительно

Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно

4,1-5,0

Недостаточно хорошо

Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя

5,1-6,0

Хорошо

Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой

6,1-7,0

Очень хорошо

Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя

7,1-8,0

Отлично

Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно

8,1-9,0

Прекрасно

Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения

9,0-10,0

Великолепно

Общий балл за занятие

  1. Рейтинг по видам учебной деятельности

Вид рейтинга

Вид учебной деятельности.

Баллы.

Вид баллов.

стартовый рейтинг

1.

Входное диагностирование.

до 30 баллов

Обязательные баллы.

2.

Проверочная работа.

до 10 баллов

текущий рейтинг

3.

Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа).

1-3 балла за урок

4.

Решение дополнительных задач.

1-3 балла

5.

Практическая работа.

5 — 10 баллов

6.

Практикум.

5 баллов

7.

Семинар.

до 10 баллов

8.

Домашняя работа.

1-3 балла

дисциплинарный рейтинг

9.

Тематический срез, тестирование.

5-15 баллов

10.

Контрольная работа.

до 20 баллов

11.

Зачетная работа.

до 20 баллов

творческий рейтинг

12.

Сообщение, реферат.

до 10 баллов

Дополнительные баллы.

13.

Творческая работа (кроссворды, наглядные пособия, макеты и т.п.)

5 — 10 баллов

14.

Исследовательская работа

(проект, презентация)

30 — 50 баллов

15.

Решение задач повышенной сложности.

5-10 баллов

16.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. (от уровня).

10-30 баллов

  1. Индивидуальный рейтинговый лист учащегося по определенному разделу, теме            

Рейтинговый лист

ученика (цы) 7 класса ________________________________

Тема (раздел): «Причастие»

Рейтинговый балл

Домаш. работа

Текущие ответы

на уроке

Работа в тет-ради

Словарные диктанты

Термин. диктанты

Конт-рольная работа

Тест

Зачет

Твор-ческая

работа

1

1-2

3

5

5

15

10

5

5-10

№ урока

Дата

Не забудь выставить рейтинговые баллы  за работу

на уроке в соответствующую графу!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Макс. балл

130

20

10

15

25

5

30

10

5

10

Всего

баллов

Итоговая оценка

110-130 баллов – «отлично»,    

90-109 баллов – «хорошо»,

  1. баллов – «удовлетворительно».
  1. Начисление штрафных баллов
  • прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);
  • отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
  • плохое поведение (минус 1 балл);
  • неготовность к уроку (минус 1 балл);
  • опоздание более чем на 10 минут без уважительной причины (минус 1 балл).
  1. Рейтинговая шкала по модулям

Модули

Модуль

Количество часов

Рейтинговый

балл

I.

Орфография

10

100

II.

Пунктуация

10

80

III.

Морфология

10

70

И так далее

6. Рейтинговая шкала по итогам четверти, полугодия.

Предмет

Русский язык

Литература

№ п/п

Ф.И. учащегося

I

модуль

II модуль

III модуль

Всего баллов

I модуль

II модуль

Всего баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

  1. Механизм конвертации оценки по дисциплине в оценку по традиционной шкале  

Отношение набранной суммы баллов за дисциплину к максимально возможной

Оценка по дисциплине по 4-х балльной шкале

90% и более

5

80-89%

4

75-79%

4

65-74%

3

60-64%

3

Хотя бы один из модулей оценен на «2»

2

8. Рейтинговая шкала оценивания основных видов деятельности на уроке литературы

1.Присутствие на уроке        -1б

2.Работа на уроке (активность и ответы учащихся на каждом уроке оцениваются по 5-балльной системе. Если на тему отводится 4 урока, то данный вид работ оценивается в  20 баллов (4*5=20)

3. Художественный пересказ                                                    0  -10б.

4. Письменный ответ на вопрос        0  -15б.        

5.Чтение драматического произведения        0  -10б.

6.Цитатный план        0  -10б.

7.Изложение        0  -10б

8. Написание конспекта (лекции, статьи,тезисов)        0  -15б.

9. Сбор материала по теме        0  -15б.

10.Чтение наизусть        0  -10б.

11. Анализ лирического произведения        0  -20б.

12 . Анализ образа        0  -20б.

13.Анализ речи героя        0  -15б.

14. Работа с критической литературой        0  -15б.

15. Работа с мемуарной литературой.        0  -15б.

16. Участие в семинаре        0  -30б.

17. Сочинение        0  -30б.

18. реферат        0  -30б.

19. Монологический ответ        0  -30б.

20. Рецензия на прочитанное произведение        0  -40б.

21. Творческая работа.        0  -40б.

22. Исследовательская работа        0  -40б.

23.Работа в парах, группах        0  -40б.

24. Тестирование        0  -40б.

Например, тема «Творчество Есенина». Учителем заранее разрабатывается специальная шкала, в любое удобное время ученик может с ней ознакомиться.

Присут.

 на

уроке

Работа

 на

уроке

Работа

 в

парах

Работа

в

группе

Чтение

наизусть

Анализ

лирич.

произв.

Монолог.

ответ

Творческ.

урок

Само-

задание

Тема

Родины

Тема

любви

0-5

0-25

0-10

0-10

0-10

0-10

0-20

0-30

0-40

1.Присутствие на уроке (планируется пять уроков, значит, за тему -5 баллов)

2.Работа на уроке (каждый урок – по пятибалльной системе, за пять уроков (5*5=25)-25 баллов)

3.Работа в парах Является результатом домашнего задания, где ребята продумывают анализ стихотворения, не изученного в классе, планируют работу по выбранному произведению с соседом по парте. На уроке, обмениваясь информацией, они вместе анализируют, находят верное решение, оценивают друг друга по следующим критериям:

— стихотворение прочитано выразительно (вдумчиво) -2 балла;

— раскрыта тема, идея, образ лирического героя -5 баллов;

— обращено внимание на художественные средства, их значение -3 балла.

Высший балл в этой работе – 10.

4. Работа  в группе.  Разрабатываются основные вопросы, над которыми работает группа.

5.Чтение наизусть Выучить наиболее понравившееся стихотворение.

6. Анализ лирического произведения

Схема анализа:

— Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения,-3 балла

-Тема и идея, композиция поэтической мысли -5 баллов

-Основной мотив (настроение, чувство, которое испытывал во время его написания) Какими средствами выразительности и изобразительности создается? -5 баллов

-Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами выражены? -4 балла

-Что особенно привлекло ваше внимание, почему? -3 балла

Высший балл — 20.

7. Монологический ответ оценивается по следующим критериям:

— правильность усвоения фактов – 5 баллов;

-полнота и глубина – 5 баллов;

— самостоятельность в выборе фактов, материалов, в анализе -15 баллов;

— логика изложения, отсутствие речевых ошибок – 5 баллов.

Высший балл -30 баллов.

8. Творческий урок. Выбор темы, сбор материала, разработка сценария и т.д.

9. Самозадание. Если ученик чем-то заинтересовался всерьез, он вправе определить сам для себя задание.

9.Рейтинговый регламент урока русского языка «Развитие речи. Описание природы»

Уровень

Задания

I

1. Выполнение домашнего   задания.

2. Ответ на вопрос.

II

1. Определение темы, идеи (основной мысли)

    текста.

2. Самостоятельное составление схем

    классификационного характера, планов.

3. Работа над образными средствами.

III

1. Рецензия на выступления одноклассников.

2. Выполнение практической работы.

3. Выполнение дополнительных заданий.

Дополнительные баллы

  • за аккуратное выполнение  письменной работы – 0,5
  • за  быстрое и качественное выполнение заданий на уроке – 2
  • за дополнительный ответ – 1
  • за помощь учителю – 1

Штрафные баллы

  • за опоздание на урок (- 0,5)
  • за неаккуратное ведение записей в тетради (- 0,5).
  • за неподготовленность к уроку (- 2).
  • за нарушение сроков предоставления работ (- 1).

Ф.И.

 уч-ся

I

уровень

II

уровень

III

уровень

Штраф

-/+

Рей

тинг

Оцен

ка  

1

2

1

2

3

1

2

3

А.А.

3

5

4

4

3

4

3

-1

3,6

4

Б.Ж.

3

3

3

3

3

3

-0,5

2,8

3

Д.Д.

5

5

5

5

4

4

4

5

5,5

5

Д.М.

4

5

5

5

4

4

4

4

5,2

5

К.Л.

3

3

3

4

3

2,6

3

К.А.

5

5

5

5

5

5

5

5

3,5

6,0

5

       Примечание:  2,5 до 3,5 = 3;   3,6 до 4,5 = 4;  4,6 и выше = 5

        Основные трудности введения рейтинговой системы на современном этапе

  1. Невозможность перейти полностью на рейтинговую систему оценивания, приходится использовать ее наряду с традиционной.
  2. Отсутствие единой системы рейтинга в школе (есть в отдельных УЗ). Система функционирует эффективно, если все предметы оцениваются на общих основаниях.
  3. Трудность учета всех действий учеников (напрямую не относящихся к учебному процессу).
  4. Отсутствие преемственности между разными УЗ и образовательными уровнями.
  5. Трудоемкость процесса разработки рейтинговых шкал и ведения рейтингового учета.

Использованная литература

  1. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.
  2. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Сыромолотов Е.Н. Годятся ли школьные оценки для ВУЗов? // Информатика и образование. – 1998. – №8.
  4. Мусиенко Е.В. Технология рейтинговой оценки учащихся  на старшей ступени / http://nsportal.ru
  5. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве / http://pedsovet.org
  6. Каримова Е.В. Рейтинговая система оценивания учебных достижений как средство развития компетентности школьников / http://nsportal.ru

На соревнованиях часто определяют места участников, исходя из суммы баллов за выступление. Бывает так, что разные участники набирают одинаковое количество баллов. В такой ситуации на одном месте оказывается несколько человек. В этом задании научимся определять места SQL запросом.

Проанализируем покупки клиентов. Для каждого товара найдем самую дешевую цену, по которой он продавался:

SELECT pi.product_id,
       min (pi.price) AS min_price
  FROM purchase_item pi
 GROUP BY pi.product_id
 ORDER BY min_price

Обрати внимание на строки 5 и 6. Товары продавались по одной цене.

Попробуем ввести рейтинг самых дешевых товаров. Воспользуемся функцией row_number() для проставления номеров в рейтинге:

SELECT pi.product_id,
       row_number () over (order by min (pi.price)) AS position,
       min (pi.price) AS min_price
  FROM purchase_item pi
 GROUP BY pi.product_id
 ORDER BY min_price

Смотрим на строки 5 и 6

Так дело не пойдет. Чем продукт 2 хуже продукта 3? У них должно быть одинаковое место в рейтинге.

В SQL есть специальная функция ранжирования, которая проставит одинаковое место (ранг) для продуктов с одинаковой стоимостью. Она называется rank.

Заменим row_number() на rank() и посмотрим на результат:

SELECT pi.product_id,
       rank () over (order by min (pi.price)) AS position,
       min (pi.price) AS min_price
  FROM purchase_item pi
 GROUP BY pi.product_id
 ORDER BY min_price

Продукты 2 и 3 теперь занимают одинаковую позицию в рейтинге.

Обрати внимание, что после 5 позиции в рейтинге сразу идет 7-я, т.к. на пятом месте располагаются два товара.

Содержание

      • 0.0.1 Первый этап.
      • 0.0.2 Второй этап.
  • 1 Пример функции РАНГ в Excel
  • 2 Пример функции РАНГ.РВ в Excel
  • 3 Пример функции РАНГ.СР в Excel
    • 3.1 Как пользоваться. Функция РАНГ в Excel
    • 3.2 РАНГ.CP
    • 3.3 РАНГ.РВ

рейтинг в excel как сделатьЕсли необходимо быстро построить рейтинг значений, не прибегая к сортировке данных в таблице, можно воспользоваться функцией РАНГ. Для этого:

1. В дополнительный столбец, в котором будем указывать рейтинг, вставляем функцию РАНГ (пишем в ячейке =РАНГ и выбираем из списка предложенную EXCEL функцию, жмем в строке формул fx)

рейтинг в excel как сделать

рейтинг в excel как сделать
2. Заполняем аргументы в открывшемся окне: «Число» – указываем первое значение в нашей таблице в той же строке, где находится формула.

рейтинг в excel как сделать
3. «Ссылка» — указываем весь массив данных, т.е. диапазон со всеми числами (значениями продаж).

рейтинг в excel как сделать
4. Фиксируем границы этого диапазона (нажимаем F4 на клавиатуре) для того, чтобы при протягивании в дальнейшем адрес диапазона не «съезжал» и нажимаем ОК.

рейтинг в excel как сделать
5. Протягиваем, формулу на все ячейки столбца «рейтинг» вниз.

рейтинг в excel как сделать
При пользовании данной функцией, расчет рейтинга производится автоматически, и если вы изменили какое-либо значение, то по рейтингу произойдет автоматический пересчет.

Сегодня мы научимся создавать список Топ 10. В качестве исходного материала мы будем использовать список продуктов с соответствующим количеством продаж по каждому продукту за выбранный период времени.

То, что мы хотим получить в конце — это сгенерированный список из 10 самых продаваемых товаров. Также мы хотим, что бы этот список автоматически обновлялся при каждом изменении количества продаж товаров и мы не хотим использовать VBA макросы для упрощения задачи.

рейтинг в excel как сделать

Пожалуйста скачайте пример по ссылке ниже, что бы было проще понять те действия, которые будут описаны ниже:

Скачать пример.

Первый этап.

Во-первых, давайте отсортируем все продажи по убыванию и выберем 10 лучших.

Для этого я решил использовать функцию

НАИБОЛЬШИЙ

Наша формула выглядит следующим образом:

=НАИБОЛЬШИЙ($C$4:$C$19;СТРОКА(ДВССЫЛ(«1:»&ЧСТРОК($C$4:$C$19))))

где C4:C19 это диапазон с количеством реализованных продуктов.

В результате мы получаем лист Топ-10 продаж. Далее, более сложная часть.

рейтинг в excel как сделать

Второй этап.

Как назначить названия продуктов номерам?

Если Вы уверены, что количество проданных товаров

никогда не будет одинаковым

(т.е. не будет повторяющихся значений),  то мы можем использовать функции ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ для поиска соответствующего наименования продукта выбранному количеству продаж.

Наша формула может выглядеть следующим образом:

=ИНДЕКС($B$4:$B$19;ПОИСКПОЗ(F4;$C$4:$C$19;0);1)

И она будет работать отлично.

Но, если количество продаж может повторяться, то предыдущая формулы будет возвращать одинаковое наименование продукта для каждого повторяющегося числа.Это явно не то, что мы хотим получить.Поэтому мы будем использовать несколько другой подход.

Для первого продукта мы воспользуемся формулой:

=ИНДЕКС($B$4:$B$19;ПОИСКПОЗ(F4;$C$4:$C$19;0);1)

А для последующих названий продуктов, будем использовать следующую формулу:

=ДВССЫЛ(«Лист1!»&АДРЕС(НАИМЕНЬШИЙ(ЕСЛИ(Лист1!$C$4:$C$19=F5;СТРОКА(Лист1!$B$4:$B$19);65536);СЧЁТЕСЛИ(F4:F5;F5));2))

Протягиваем эту формулу для всех оставшихся ячеек.

рейтинг в excel как сделать  

Как Вы можете видеть в приложенном файле, это решение отлично работает и дает нужный результат.

Обратите внимание на фигурные скобки перед и после формулы. Эти скобки обозначают что формула применена для массива. Что бы Вам добиться такого же результата, то внесите в ячейку формулу, а после нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Shift+Enter.

При каждом изменении количества проданных товаров, перечень Топ-10 продаж будет автоматически перестраиваться.

Наслаждайтесь!

Для ранжирования данных в Excel применяются статистические функции РАНГ, РАНГ.РВ, РАНГ.СР. Все они возвращают номер числа в ранжированном списке числовых значений. Рассмотрим подробнее синтаксис, примеры.

Функция используется при ранжировании в перечне чисел. То есть позволяет узнать величину числа относительно других числовых значений. Если отсортировать список по возрастанию, то функция вернет позицию числа. Например, в массиве чисел {30;2;26} число 2 будет иметь ранг 1; 26 –2; 30 –3 (как наибольшее значение в списке).

Синтаксис функции:

  1. Число. Для, которого необходимо определить номер в ранжировании.
  2. Ссылка. На массив чисел или диапазон ячеек с числовыми значениями. Если задать в качестве аргумента просто числа, то функция вернет ошибку. Нечисловым значениям номер не присваивается.
  3. Порядок. Способ упорядочения чисел в списке. Варианты: аргумент равен «0» или опущен – значение 1 присваивается максимальному числу в списке (как будто список отсортирован в порядке убывания); аргумент равен любому неравному нулю числу – номер ранжирования 1 присваивается минимальному числу в списке (как будто список отсортирован в порядке возрастания).

Определим ранжирование чисел в списке без повторов:

Аргумент, определяющий способ упорядочения чисел, равен «0». Следовательно, в данной функции номера присваивались значениям от большего к меньшему. Максимальному числу 87 присвоен номер 1.

В третьем столбце приведена формула с рангом по возрастанию.

Определим номера значений в списке, где присутствуют повторяющиеся значения.

Желтым цветом выделены повторяющиеся числа. Для них определяется один и тот же номер. Например, числу 7 во втором столбце присвоен номер 9 (и во второй строке, и в девятой); в третьем столбце – 3. Но ни одно из чисел во втором столбце не будет иметь 10, а в третьем – 4.

Чтобы ранги не повторялись (иногда это мешает пользователю решить поставленную задачу), используется следующая формула:

Для работы функции можно установить пределы. Например, необходимо ранжировать только значения от 0 до 30. Чтобы решить задачу, применим функцию ЕСЛИ (=ЕСЛИ(A2

Серым цветом выделены значения, которые соответствуют заданному условию. Для чисел, которые больше 30, выводится пустая строка.

Пример функции РАНГ.РВ в Excel

В версиях Excel, начиная с 2010 года, появилась функция РАНГ.РВ. Это абсолютный аналог предыдущей функции. Синтаксис такой же. Буквы «РВ» в названии указывают на то, что при обнаружении формулой одинаковых значений функция вернет высший номер ранжирования (то есть первого обнаруженного элемента в перечне равных).

Как видно из примера, данная функция обрабатывает повторяющиеся числа в списке точно так же, как и в обычной формуле. Если необходимо избежать повторений рангов, используем другую формулу (см. выше).

Пример функции РАНГ.СР в Excel

Возвращает номера числового значения в списке (порядковый номер относительно других значений). То есть выполняет ту же задачу. Только при обнаружении идентичных значений возвращает средний показатель.

Вот результат работы функции:

Формула в столбце «по убыванию»: =РАНГ.СР(A2;$A$2:$A$9;0). Так, функция значению 87 присвоила средний номер 1,5.

Допустим, в списке чисел три повторяющихся значения (выделены оранжевым цветом).

Функция присвоила каждому из них ранг 5, что является средним для 4, 5 и 6.

Сравним работу двух функций:

Напомним, что эти две функции работают только в Excel 2010 и выше. В более ранних версиях для этих целей можно задействовать формулу массива.

Скачать примеры функции ранжирования РАНГ в Excel.

Таким образом, все выше описанные примеры позволяют автоматизировать работу по ранжированию данных и составлению рейтинга значений без применения сортировки.

Вам нужно присвоить каждому числу в Excel свой номер, чтобы можно было их отсортировать по этому номеру? Можно придумать сложные конструкции для текстовых данных, но для числовых данных есть специальная функция РАНГ в Excel. Относится к числу статических функций и бывает довольно полезной. В статье мы так же рассказываем о новых функциях из Excel 2010 РАНГ.CP() и РАНГ.РВ()

Как пользоваться. Функция РАНГ в Excel

Функцией РАНГ пользоваться довольно просто. Набор аргументов тоже несложный, а именно:

РАНГ(число;ссылка;)

Описание аргументов:

  • Число число для которого нужно определить ранг/место в массиве
  • Ссылка — массив значений в котором определяется ранг/место числа
  • Порядок — необязательный аргумент.

. Если поставить 0 или не заполнять этот аргумент то ранг определяется по убыванию. Т.е. наибольшее число 2000 будет на 1ом месте.

. Если поставить любое другое число, то максимальное значение будет под последним местом.

Подробно показано, как использовать функцию на первой картинке.

Примечание. Если списке 2 одинаковых числа — в нашем случае 1 400, то им будет присвоены одинаковые значения ранга — 2, т.е. второе место. При этом следующее место будет уже не 3, а 4 (1 250). Довольно важное свойство, которое не всех устраивало. Поэтому разработчики пошли дальше и сделали дополнительные функции РАНГ.CP() и РАНГ.РВ() в Excel 2010.

РАНГ.CP

Если чисел с одинаковым значением 1400 3 и более, всем им будет присвоен ранг =2 — это для обычной функции РАНГ. Функция РАНГ.СР посчитает место как среднее из 3 мест, т.е. 3 места занимают второе, третье и четвертое место

РАНГ присвоит всем 3 числам второе место.

РАНГ.CH присвоит всем троим четвертое место.

РАНГ.РВ

Все просто — это та же функция РАНГ только для новых версий Excel — 2010 и старше.

Пример файла

Про сортировку и нахождение наибольшего значения можно прочитать в этой статье

Поделитесь нашей статьей в ваших соцсетях:

(Visited 6 309 times, 1 visits today)

  • delphinpro

Как составить рейтинг по результатам поединков?

Есть результаты поединков. Победа/Поражение. Как составить рейтинг и разделить на Тир?
Есть система Элло, но для него нужно уже знать рейтинги. Как начать?


  • Вопрос задан

    более года назад

  • 252 просмотра

Пригласить эксперта

Всем присваиваете стартовый Эло, например, 1200 (как это делает chess.com)
Далее, начинаете просчитывать рейтинг игроков, выбирая партии в хронологическом порядке.


  • Показать ещё
    Загружается…

29 мая 2023, в 01:21

5000 руб./за проект

28 мая 2023, в 22:23

1000 руб./за проект

28 мая 2023, в 21:40

125000 руб./за проект

Минуточку внимания

Действующий Закон «Об образовании» даёт возможность образовательным учреждениям самим выбирать систему оценивания текущей и промежуточной аттестации учащихся согласно уставу образовательной организации. Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче. Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.

Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений

Главная цель рейтинговой системы оценивания ― влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система оценивания на практике используется в лекционно-семинарском, модульном, проблемном, дифференцированном обучение, игровых, проектных, информационно-коммуникативных технологиях на этапе проверки и оценки достижений обучающихся при помощи индивидуального числового показателя ― рейтинга.

Определим задачи рейтинговой системы оценивания качества знаний:

‒ расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;

‒ развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;

‒ создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;

‒ повысить ответственность учащихся за результаты своего обучения.

Данная система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность.

Рейтинг ― это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в соответствии с его реальными достижениями, система поощрения успевающих учащихся.

Рейтинг в образовательном процессе включает следующие ключевые понятия:

‒ рейтинговая оценка (средство оценивания);

‒ метод рейтинговых оценок (метод оценивания);

‒ рейтинговая система (форма контроля и оценивания).

Особенности рейтинговой системы оценки знаний

Один из важнейших элементов учебного процесса ― контроль знаний и умений обучающихся. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество образования. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения.

Организовать учебно-познавательную деятельность без оценивания невозможно, т.к. оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. М.П. Батура и Л.В. Ломако считают, что проблему оценивания можно решить с помощью внедрения в образовательный процесс рейтинговой системы.

Рейтинговая система ― совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащегося, позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому учащему в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Рейтинговая система оценивания в современной школе должна быть ориентирована на эффективное обучение ребенка; должна осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед и о слабых сторонах усвоения программы; давать учителю информацию о достижении поставленных им целей; стимулировать учение, т. е. использоваться как форма поощрения, а не наказания; отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе; ориентировать ученика на успех; содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Рейтинговая система контроля качества позволяет учитывать составляющие качества образования такие как знание и личность. Знание предполагает владение терминами и понятиями, знание и умение пользоваться лабораторным оборудованием и приборами, знание законов и методов исследования и др. Личность ― уверенность в себе, самостоятельность, умение работать в группе, стремление к успеху, умение брать ответственность на себя и др.

Для рейтинговой системы оценивания характерны следующие принципы:

‒ комплексность (учет всех видов учебной и внеучебной деятельности школьников);

‒ систематичность (учет должен проходить постоянно на протяжении всего периода обучения);

‒ диагностичность (результаты рейтинговой оценки должны позволять делать выводы о необходимости внесения изменений в учебный процесс, в организацию познавательной деятельности);

‒ адекватность (соответствие оценивания видам деятельности, учет вклада разных видов деятельности в общий результат);

‒ многосторонность (учет в рейтинговой системе результатов успеваемости, посещаемости занятий, своевременности выполнения работ);

‒ открытость (система рейтингового контроля должна быть абсолютно прозрачной и открытой для учеников и их родителей, всех педагогов; всем должны быть понятны правила выставления баллов, подсчета общего рейтинга).

Рейтинговая система оценки знаний имеет важное значение для учеников так как позволяет преодолеть синдром боязни отрицательных оценок; четко понимать систему формирования итоговой оценки; своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки; углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года; вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Учителю рейтинговая система позволяет рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу учащихся; иметь объективную картину усвоения изучаемого материала; вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля; точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости; создать благоприятный психологический климат в структуре взаимодействия учитель-ученик.

Сравним традиционную систему оценивания и рейтинговую систему оценивания.

При традиционной системе оценивания в образовательный процесс включается чаще всего несколько учеников на уроке, при рейтинговой системе оценивания в образовательный процесс включается весь класс. Традиционная система оценивания отметку ставит за единичный ответ, рейтинговая система оценивания ведёт систематический учет знаний и умений на всех этапах урока. Традиционная система оценивания настраивает учащихся на работу чаще всего по мере приближения проверочных работ, при рейтинговой системе оценивания учащиеся работают постоянно и последовательно на протяжении всего урока. Традиционная система оценивания способствует пассивности учеников: могут спросить на уроке, а могут и не спросить, рейтинговая же настраивает на активную деятельность, создает условия для здоровой состязательности и честной конкуренции среди учащихся. При традиционной системе оценивания контроль ведёт учитель и ставит отметку, при рейтинговой — ученики ведут самоконтроль и взаимоконтроль, оценка выставляется совместно с учеником по определённому критерию.

Таким образом, рейтинговая система оценивания имеет следующие преимущества:

– стимулирование систематической самостоятельной работы;

– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки;

– повышение роли состязательности в учебе;

– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;

– количественная характеристика качества учебной работы;

– фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;

– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;

– повышение учебной мотивации.

В основе рейтинговой системы лежит понятие рейтинг и в образовательных учреждениях можно использовать разные виды рейтинга:

‒ стартовый рейтинг (определение начального уровня знаний);

‒ текущий рейтинг (оценка работы ученика на уроках);

‒ совокупный рейтинг (успеваемость по уроку, отдельной теме, изученному блоку);

‒ интегральный рейтинг за определенный период обучения (успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения);

‒ творческий рейтинг (самостоятельная работа ученика во внеурочное время);

‒ заключительный рейтинг (итоги за весь период обучения по всем предметам).

Профессор М.В. Калужская предлагает использовать такие виды рейтинга:

– рейтинг академической успеваемости отражает уровень учебных достижений;

– олимпийский рейтинг отражает участие в различных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях;

– лидерский рейтинг отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся;

– рейтинг званий фиксирует личные достижения в области искусства, науки и спорта.

Технология рейтинга учебных достижений

Для успешного использования рейтинга от учителя требуется разработать шкалу, определяющую количество баллов за тот или иной вид деятельности во время учебных занятий и вне школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. В связи с тем, что разные виды учебной деятельности не равнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, вводят коэффициент значимости определенной деятельности.

В.Н. Зубарев выделил три основных вида деятельности:

1) теория;

2) лабораторные и практические работы;

3) решение задач.

Этим видам деятельности были присвоены следующие коэффициенты: теория — 0,5, лабораторные и практические работы — 0,2, решение задач — 0,3. Подсчет набранных баллов ведется с учетом коэффициента значимости, полученное число и составляет рейтинг учащегося за определенный период обучения.

Установление ранга учащегося, т.е. занимаемого им места в классе по успешности обучения, позволяет дифференцировать процесс обучения. При переходе на другие виды рейтинга (совокупный, заключительный, интегральный) требуется определение значимости каждого учебного предмета в совокупности изучаемых дисциплин. При этом каждой учебной дисциплине присваивается определенный коэффициент, указывающий на ее ранг. Числовое значение коэффициента учитывает количество часов, отводимых на изучение соответствующего предмета; трудность восприятия знаний по предмету учениками; государственную и региональную значимость учебного предмета.

При выставлении итоговой оценки учитывается ранговый коэффициент учебной дисциплины. Это позволяет повысить объективность оценки качества обучения, дифференцировать оценку труда учащихся.

Ахмедханова С.М. рассматривает рейтинг как одну из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся и предлагает уровневую шкалу оценки.

Первый уровень ― репродуктивный: точность воспроизведения, владение терминами и понятиями, уверенность в себе, инициативность. Единичный устный ответ на уроке — 1 балл. Выполнение заданий в рабочих тетрадях — каждое верное задание от 1 до 10 баллов

Второй уровень ― применение знаний по образцу: точность выполнения заданий, оформление, самостоятельность, стремление к качественной работе. Анализ текста — до 10 баллов. Проверочный тест — верное задание от 1 до 10 баллов.

Третий уровень ― уровень промежуточного контроля: уровень использования мыслительных операций, оформление, способность к системному мышлению, самостоятельность и эффективность в решении проблем — до 15 баллов.

Дополнительные баллы:

  • более быстрое прохождение программы (за каждый день — 1 балл);

  • быстрота выполнения задания на уроке — 1 балл;

  • активная работа на уроке — 1 балл;

  • оказание помощи другим ученикам: объяснение материала,

  • проверка задания — 2 балла;

  • оформление рабочей тетради — 3 балла.

Выполнение индивидуального творческого задания:

  • выпуск тематической газеты — до 5 баллов;

  • выпуск заметки для стенда «школьные новости» — 3 балла (не более 4-х в полугодие);

  • подготовка сообщения до 5 баллов;

  • разработка кроссворда, синквейна, ребуса — до 5 баллов;

  • изготовление пособия по предмету — до 10 баллов;

  • выполнение творческого проекта — до 10 баллов.

Штрафные баллы:

  • отсутствие учебника, тетради — 1 балл;

  • пропуск урока без уважительной причины — 5 баллов;

  • опоздание на урок без уважительной причины — 1 балл;

  • несвоевременно выполненное задание — 1 балл;

  • неаккуратное ведение тетради — 1 балл.

Определяются нормативы итогового рейтинга для выставления итоговой оценки:

5 «отлично» выше 85 баллов;

4 «хорошо» от 70 до 84 баллов;

3 «удовлетворительно» от 50 до 69 баллов.

Рейтинговая система дает учащимся право выбора продвижения по ступеням образования. При рейтинговой системе ученик имеет большие возможности для самореализации, что способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества, как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. Задача учителя ― мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью и непосредственно консультировать школьников.

Таким образом, рейтинговая система оценивания позволяет устранить формализм в контроле качества обучения и делает оценку более информативной, расширяет диапазон отметки, дает учителю дополнительные сведения в направлении личностно-ориентированного обучения.

Внедрение рейтинговой системы оценивания

Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений и развитие самостоятельности учебных действий влечет за собой и изменение системы оценивания.

Принимая решение о внедрении в образовательный процесс рейтинговой системы оценивания, педагог должен ответить на следующие вопросы:

‒ Что оценивать? ― что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует;

‒ Как оценивать? ― какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается;

‒ Каким образом оценивать? ― какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления;

‒ Каковы необходимые педагогические условия эффективности рейтинговой системы?

Также необходимо учитывать, что оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка знаний.

Обозначим основные этапы введения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

1) определение целей рейтингового контроля;

2) определение совокупности показателей деятельности школьников;

3) разработка инструмента измерения;

4) разработка технологии сбора и хранения рейтинговых баллов учащихся;

5) разработка компьютерного обеспечения рейтинговой системы оценивания;

6) составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником;

7) ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей;

8) изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал;

9) подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу;

10) перевод суммы баллов в оценку.

Список литературы:

  1. Ахмедханова С. М. Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся. Молодой ученый. 2013.
  2. Аверьянов Г. С. Описание системы диагностики знаний, основанной на вероятностных условиях. Школьные технологии. 2005.
  3. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования. Школьные технологии. 2004.
  4. Ветрова, А. А. Рейтинговая методика оценки в основе мониторинга и управления качеством образования / А.А. Ветрова, Р.В. Музыченко // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 7.
  5. Дмитриев, В.И. Электронное портфолио — бесспорное доказательство творческих устремлений выпускника школы. / И. Дмитриев // Директор школы. — 2008. — № 3.
  6. Зачесова, Е. В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся. / Е.В. Зачесова, // Школьные технологии. — 2007. — № 2.
  7. Ковалёва Г. С. Общие подходы и требования к созданию общероссийской системы оценки качества образования. Школьные технологии. 2005.
  8. Курносов, В. М. Оценка как фактор повышения внутренней мотивации обучения. / В.М. Курносов // Физика в школе. — 2008. — № 6.
  9. Медведенко, Н. В. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования. / Медведенко Н. В., Рубцова С. Ю. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — № 2.
  10. Миронова М. Л. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки персональных достижений участников образовательного процесса. Молодой ученый. 2014.
  11. Новикова, Т. Портфолио и изменение концепции деятельности школы, содержания и методов обучения / Т. Новикова, Е. Федотова // Народное образование. — 2009. — № 8.
  12. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006.
  13. Саврасова, А.И. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования. : учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; А. И. Саврасова. — Мурманск: МГПУ, 2008. — 168 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как девушке найти девушку для секса
  • Как найти конец у новой катушки ниток
  • Как найти являются ли числа взаимно простыми
  • Как найти id номер для гто
  • Как найти свою судьбу по имени