Как составить рейтинг школ

Рейтинг для школ: как и зачем оценивают образовательные учреждения

Рейтинг для школ: как и зачем оценивают образовательные учреждения

Ещё недавно к высоким оценкам стремились только ученики. Сейчас баллы за работу получают не только учителя, но и школы. Что отражает школьный рейтинг и зачем он нужен?

История и задачи рейтинга

Формирование рейтинга общеобразовательных учреждений Москвы — школ, лицеев, гимназий и колледжей — началось в 2010 году. Именно тогда город создал равные условия для конкуренции: базовое финансирование стало зависеть не от статуса заведения, а лишь от количества учащихся. Теперь дополнительные средства в виде грантов Мэра Москвы получают школы, объективно признанные лучшими по итогам рейтинга. И это не единственная награда за результаты, например, учебные заведения с высокими результатами освобождают от плановых проверок.

Первый рейтинг по итогам 2010/2011 учебного года составлялся по двум показателям: результатам ЕГЭ/ГИА и участию в московской и всероссийской олимпиадах школьников. Затем критерии оценки стали постепенно расширяться: каждый год уточняются приоритеты системы образования, корректируется формула расчёта. Кроме того, по мере развития информационных систем, а также независимых измерителей добавляются новые требования. С 2015/2016 учебного года рейтинг стал динамическим: он обновляется несколько раз в год. Это зависит от появления в информационных системах результатов прошедших школьных олимпиад или профессиональных соревнований, например JuniorSkills.

Методику рейтинга разрабатывает московский Центр педагогического мастерства. «Нашу аналитическую команду пригласили, потому что у нас есть опыт и подходы по математическому моделированию сложных систем. Департамент образования и Мэрия Москвы формулируют основные направления, по которым должна развиваться система образования, а мы находим для них количественные характеристики и алгоритм расчёта итоговых показателей», — отмечает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.

При этом рейтинг — это не просто список, где все находятся в определённом порядке, а показатель того, насколько достижения конкретной школы соответствуют вектору развития всей столичной системы образования. Но главное — это ориентир развития каждой школы. Числовые параметры выражают ключевые принципы, по которым оценивается работа учебных заведений.

Основные принципы рейтинга

Главное правило рейтинга — фиксация конкретных результатов, а не условий обучения. Важно не наличие в школе бассейна, современных компьютеров или другого оборудования, а то, чему дети научились, знания и навыки, которые школьники демонстрируют на экзаменах и олимпиадах.

Другой принцип — расчёт абсолютных показателей. То есть оценка школы зависит не от её масштабов и числа учеников, а от их успехов. Очевидно, что у крупной школы больше возможностей для подготовки призёров олимпиад, но и маленькая школа может найти свою нишу, сделать упор на какую-то специализацию и достичь в ней поразительных результатов. Иначе говоря, конкурентоспособность школы зависит от её педагогических и административных усилий.

Важно и то, что рейтинг стремится охватить все параметры жизни школы, которые можно измерить (выразить количественно), причём независимо от самого учебного заведения, не создавая ему дополнительной нагрузки. Все показатели собираются автоматически из городских информационных систем. Итоги рейтинга публикуются на сайте Департамента образования, а каждая школа получает таблицы с подробным расчётом всех параметров. Этот аналитический материал помогает администрации и педагогам взглянуть на свою работу со стороны, оценить ключевые направления развития и скорректировать их. При этом показатели определяются на год вперёд, что даёт возможность школам планировать тактику и стратегию своей работы.

Наконец, рейтинг строится как система поощрений, а не наказаний. Это значит, что каждый положительный результат, например высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде, повышает балл школы. Наоборот, за низкие оценки и отсутствие победителей уменьшение не предусмотрено (единственный «штрафной» параметр — число учеников, удалённых с ЕГЭ, он корректирует баллы школы, полученные за успешную сдачу ЕГЭ). При этом параметры рейтинга охватывают огромный спектр образовательных результатов — от ЕГЭ и ОГЭ и олимпиад по различным предметам до спортивных результатов и конкурсов профессионального мастерства WorldSkills. Такая методика стимулирует школы не отталкивать детей, а проводить работу с каждым ребёнком, развивать их способности и таланты и находить области успеха. Таким образом, никакой ученик не может снизить рейтинг школы, но каждый может его повысить. Занимаясь тем, что ему действительно интересно, каждый ребёнок будет получать удовольствие от учёбы, а школа — дополнительные баллы за его результаты. 

Методика расчёта рейтинга

В 2016/2017 учебном году рейтинг общеобразовательных заведений строится на базе восьми блоков показателей. Они отражают основные направления развития школ и колледжей, определённые совместно Департаментом образования и Мэрией Москвы.

Обеспечение качественного массового образования. Эффективность работы оценивается по результатам сдачи ОГЭ и ЕГЭ (девятый и 11-й классы соответственно), а также по итогам прохождения предметной диагностики (четвёртый и седьмой классы).

Создание условий для развития таланта. Этот показатель измеряется результатами участия в московской и всероссийской олимпиадах школьников. Параметр имеет высокий удельный вес, поскольку подготовить к победе в олимпиаде, особенно федерального уровня, гораздо сложнее, чем, например, к сдаче ЕГЭ с высокими баллами.

Ненулевые баллы по этому параметру получает почти каждая московская школа, показывая эффективность реализации принципа «каждый московский ребёнок талантлив».

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Этот показатель был включен в 2015 году благодаря развитию информационных систем Департамента образования и Департамента социальной защиты.

Каждый балл, полученный по этому параметру, это не просто цифры, а реальная судьба конкретного ребёнка, которому школа помогла достичь успеха.

На всех ступенях обучения — от дошкольной подготовки до выпускных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) и олимпиад — каждый результат ребёнка умножается на коэффициент. Кроме того, благодаря коэффициенту инклюзии, который увеличивает все остальные баллы пропорционально числу учеников с ограниченными возможностями здоровья, сильные школы получают мощный стимул для такой работы.

Развитие профессионального мастерства. Оценка рассчитывается по итогам соревнований JuniorSkills Russia и WorldSkills Russia, Всероссийской олимпиады профессионального мастерства и чемпионата «Абилимпикс» для людей с ограниченными возможностями здоровья. И важно, что баллы по этим параметрам получают не только колледжи, но и школы, которые всё более активно занимаются реализацией профессиональных программ. Например, ребята из математических классов показывают высокие результаты по направлению «системное администрирование».

Использование городских социокультурных ресурсов. Сейчас параметр рассчитывается по результатам участия школьников в московских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервётся связь поколений». Суммарный результат по обеим даёт коэффициент, который повышает рейтинговый балл образовательного учреждения. Это, в частности, показывает важный принцип связи социокультурных и предметных результатов.

Профилактика правонарушений. Показатель в полной мере отражает принцип поощрения, лежащий в основе рейтинга. Например, если ребёнок, который состоит на учёте в органах внутренних дел, не совершил правонарушений в течение учебного года, то школа получит за него в 100 раз больше баллов, чем за другого школьника.

Развитие массового спорта. Образовательные организации повышают свой рейтинг и тогда, когда их команды побеждают или занимают призовые места в соревнованиях по любительскому спорту. В частности, учитываются результаты московского чемпионата по баскетболу «Победный мяч» или всероссийских соревнований по шахматам «Белая ладья».

Работа дошкольных отделений. Всё больше родителей переводят ребёнка из дошкольного отделения школы в первый класс той же школы, тем самым давая высокую оценку и оказывая доверие не просто работе дошкольного отделения, но и всей образовательной организации.

«Конечно, конкретные формулы и коэффициенты — это результат сложной аналитической работы, но реализующей очень понятный принцип: чем сложнее педагогическая задача, чем больше усилий прикладывает школа для её решения — тем выше соответствующий рейтинговый балл. Если раньше школам было проще отчислить двоечников или трудных подростков, чтобы улучшить статистику, то сейчас им гораздо выгоднее работать с каждым учеником, развивать его, помочь ему найти своё призвание. Сегодня от этого выиграет школа, а завтра город и страна в целом. Иначе говоря, рейтинг показывает, какие усилия прикладывают школы, чтобы дети в будущем стали профессионалами — учёными, инженерами и другими квалифицированными специалистами», — подчёркивает Иван Ященко.

На сайте столичного Департамента образования Москвы можно ознакомиться с подробной методикой расчёта рейтинга и рейтингами прошлых лет.

Лучшие в Москве — одни из лучших в мире

Хотя официальный рейтинг московских школ существует всего пять лет, он уже дал видимые результаты. Ещё недавно подготовка призёров и победителей заключительного этапа всероссийских олимпиад была уделом так называемых элитных школ, которых в городе насчитывалось всего около пяти процентов. Сейчас такими достижениями может похвастаться каждая третья школа в столице. При этом московские школьники добиваются успехов и на международном уровне.

Презентации школьного рейтинга на международных конференциях всегда вызывают интерес участников из других стран. Важную роль в этом играет высокая степень развития образовательных информационных систем, действующих в Москве. Они являются передовыми не только на федеральном уровне, но и на мировом.

Более того, объективность столичного рейтинга подтверждается результатами международных исследований. В 2016 году московские школьники приняли участие в тестировании по стандартам PISA. По его итогам независимые эксперты признали столичную систему образования одной из десяти лучших в мире по уровню читательской и математической грамотности. При этом школы, входящие в топ-100 московского рейтинга (на их долю приходится 23 процента учеников), заняли второе место по названным критериям.

Вопрос-ответ: рейтинг школ

RAEX составляет рейтинги школ с 2015 года. За это время проект развился от небольшого списка лучших учебных заведений России, до рейтингов по каждому федеральному округу и каждому региону. Даже по каждому административному округу Москвы. Чтобы лучше разобраться в ассортименте рейтингов, мы собрали важные вопросы о проекте (и не только) в одном месте.

В какую школу отдать ребенка?

Вопрос в какую школу отдать ребенка может беспокоить родителей не только первоклассников, но и учеников средней и старшей школы. Для последних это даже более важно, поскольку приближается поступление в вуз. Именно для таких целей лучше всего при выборе школы опираться на рейтинги RAEX. Они оценивают, выпускники каких школ успешно поступают в ведущие вузы. 

Сколько школ изучено в процессе составления рейтинга?

RAEX собирает информацию более чем от 18 000 школ.

Как выбрать школу по рейтингу?

Вы можете выбрать школу по нескольким рейтингам. Во-первых, можно определиться с школой по рейтингу конкурентоспособности, он показывает, из каких школ наибольший процент выпускников поступает в топовые вузы. Во-вторых, есть возможность воспользоваться рейтингом, составленным по количеству выпускников, поступивших в лучшие вузы страны. В него входит больше школ, чем в первый, поэтому и шанс что-то подобрать больше. В-третьих, есть рейтинги по направлениям. Если школьник уже знает, кем хочет стать в будущем, то можно смотреть сразу рейтинги медицинских, экономических, гуманитарных или технических школ. В-четвертых, можно сразу поискать школу ближе к дому. Для этого есть рейтинги по регионам и федеральным округам.

Какие школы входят в рейтинг?

В рейтинг входят общеобразовательные школы, которые работают по программе среднего общего образования.

Входят ли частные школы в рейтинг?

В рейтинг входят частные школы, если они реализуют программу среднего общего образования.

Как посмотреть рейтинг моей школы?

Чтобы узнать рейтинг школы, найдите ее в базе данных по названию и перейдите в её карточку на сайте.

Как составляется рейтинг школ?

Чтобы составить рейтинг школ, эксперты использовали данные от лучших вузов России, которые в анкетах указали, выпускники каких школ поступили к ним в этом и прошлом году.

Чем отличаются рейтинги топ-200 и топ-300?

Рейтинг топ-200 составляется по доле выпускников, которые поступают в топовые вузы. То есть количество таких выпускников делится на общую численность выпускных классов. А в топ-300 входят школы, лидирующие по абсолютному количеству выпускников, поступивших в лучшие вузы.

Все школы России входят в рейтинг?

В России больше 30 000 школ. Конечно, не все они входят в рейтинги, но шанс есть у каждой школы. 

Откуда берутся данные для рейтинга школ?

Рейтинг школ составляется на основе данных от университетов, которые рассказывают, выпускников каких школ они приняли за два года.

В какие вузы должны поступать выпускники, чтобы школа попала в рейтинг?

Учитываются вузы, входящие в топ-50 по России в рейтинге RAEX-100.

Что означает балл школы в рейтинге?

Балл зависит от того, как выпускник школы поступил в вуз: по ЕГЭ, по олимпиаде, платно или по целевому приему. Все эти показатели вписываются в длинную формулу, на основе которой и получается балл. Наибольший «вес» (1,33) имеет показатель количества олимпиадников. Поступившим в вуз на бюджетные места придан вес 1,00, поступившим по конкурсу на платной основе и в рамках целевого приема придан наименьший вес – 0,66.
 

Веками заслужить высокую оценку хотели лишь школьники, но не так давно всё поменялось, и теперь заполучить высокий балл за свой труд хотят и учителя, и даже образовательные учреждения. Зачем, почему, что скрыто в рейтингах и для чего школе высокая оценка — в нашем материале.

Когда и зачем это появилось?

Формировать рейтинг московских школ пытались ещё в 90-х, но чиновничья чехарда начала нулевых похоронила эту инициативу. Вернулись к идее в 2010 году, когда городская администрация ввела подушевое финансирование и уровень экономического стимулирования перестал зависеть от статуса учреждения. С тех пор дополнительные деньги стали выделять в виде мэрских грантов, основания для присуждения — «призовые» места в верхней части рейтинга. Дополнительным плюсом для школ с высокой результативностью стал мораторий на проверки (это тоже очень хорошо).

Самые первые рейтинги основывались на результатах госэкзаменов и олимпиад. Затем, с течением времени, в индекс стали добавлять всё новые критерии, исходя из сегодняшних приоритетных для образовательной системы вопросов. В 2015 году рейтинг приобрёл неслыханный для отечественных наукометрических инструментов динамизм: его обновляют несколько раз в течение года, по мере загрузки в систему массивов данных о проведении олимпиад школьников или соревнований того или иного уровня.

Разработкой методик построения рейтингов занимается Центр педагогического мастерства Москвы, а постановкой целей и задач занимается Департамент образования Мэрии Москвы.

Рейтинг — не только список, где школы расставлены по ранжиру. Это еще и инструмент, позволяющий понять, как достижения той или иной образовательной организации стыкуются с общегородскими системными показателями, а также маркер развития каждого образовательного учреждения, где числа — отражение принципа, методики оценки работы школ.

На каких принципах строится рейтинг?

Важнейшее при формировании рейтинга — фиксация на результатах, а не возможностях и условиях. То есть, условно: неважно, есть ли в школе крутой бассейн, спортзал или другая инфраструктура — важнее, чего удалось добиться, чему научить, какие навыки усвоить.

При этом значение имеют абсолютные показатели. Это позволяет компактным школам с небольшим количеством учеников за счёт узкой специализации достигать фантастических результатов. Таким образом, залог способности школы конкурировать с другими учебными организациями находится в прямой зависимости от талантов её педагогов и администраторов.

При ранжировании, собирая данные из информационных систем, стараются учесть и охватить все аспекты жизни школ, причём не нагружая дополнительно сами школы. Итоги работы затем публикуют на сайте Депобра, а все школы получают подробные таблички, в которых производится детальный расчёт параметров.

Этот материал призван в том числе помочь администраторам и учителям взглянуть на свою деятельность со стороны, лучше понять, в каких направлениях следует развиваться, корректировать неверный курс и навёрстывать упущенное. Показатели рассчитываются на 12 месяцев вперёд, что позволяет корректировать стратегические и тактические моменты работы.

Каким образом рассчитывается рейтинг?

В расчёте рейтинга применяются восемь блоков данных, призванных отразить наиболее важные направления развития образовательных организаций:

  1. Качественное массовое обучение (оценивается по результатам госэкзаменов и предметных диагностических испытаний четвероклассников и семиклассников);
  2. Создание условий, поддерживающих таланты;
  3. Работа с инвалидами и детьми с особыми потребностями;
  4. Меры, направленные на развитие профессионального мастерства детей и подростков;
  5. Использование предлагаемых городом ресурсов;
  6. Работа, направленная на профилактику и предупреждение детской и подростковой преступности;
  7. Массовая спортивная и физическая подготовка;
  8. Организация и деятельность дошкольных отделений.

Знаете ли вы рейтинг школы, в которой учится ваш ребенок?

Рейтинг школ – это относительно новое явление в российской жизни.

Конкуренция, соревновательность и успешность – неотъемлемые черты нашего времени, в том числе и в сфере образования, где от результатов учеников зависит оценка деятельности как педагогов, получающих за это стимулирующие надбавки, так и конкретной школы.

В Москве формирование рейтинга началось в 2010 году, когда школы начали получать одинаковое повышенное финансирование, которое теперь зависит не от статуса (лицей, гимназия, центр образования), а от количества учащихся.

Первый рейтинг по итогам 2010/2011 учебного года составлялся по трем показателям: результатам ЕГЭ, ОГЭ и участию в московской и всероссийской олимпиадах школьников.

Затем критерии оценки стали постепенно расширяться: каждый год уточняются приоритеты системы образования, корректируется формула расчёта.

В основе рейтингования столичных школ – несколько основополагающих принципов.

1. За каждым показателем стоит задача, которую решает школа в интересах школьника, его семьи и города

Таким образом, успешное продвижение каждой школы в рейтинге отражает то, насколько она соответствует приоритетам образовательной политики Москвы. При этом показатели достаточно устойчивы и определяются на год вперёд, что даёт возможность школам планировать тактику и стратегию своей работы.

Например, с 2021 года дополнительно учитываются результаты сдачи ЕГЭ и ОГЭ по математике, физике, химии, биологии, информатике. Если ученик демонстрирует высокие результаты освоения этих предметов, балл, начисленный школе за этого ученика, дополнительно увеличивается.

Баллы за результаты на ЕГЭ рассчитываются с учетом вклада школы в динамику результатов ученика. Рейтинговые баллы, которые принес ученик за результаты ЕГЭ, делятся между школой, в которой он учился в 9-м классе, и школой, в которой он закончил свое обучение, пропорционально динамике достигнутого результата.

2. Независимое и объективное измерение того или иного критерия

В отличие от многих других регионов Москва не опрашивает школы и не требует от них дополнительных отчетов, не использует экспертные оценки, лишь автоматически собирает только объективные данные независимых измерителей имеющихся информационных систем. По мере создания единых баз данных Департамента образования с другими городскими структурами (органы соцзащиты, МВД, система профессионального образования) рейтинг прирастал новыми параметрами, такими как: результаты учащихся с ограниченными возможностями здоровья; профилактика правонарушений; достижения в чемпионате Worldskills Russia, Абилимпикс (конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью), участие в программе «Профессиональное обучение без границ».

Результаты не заставили себя долго ждать. Например, в этом году четыре диплома заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников получили ребята с очень тяжёлыми заболеваниями, в том числе незрячие. Благодаря работе по профилактике правонарушений снизилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними.

3. Все критерии рейтинга ориентированы на позитивные результаты

Это значит, что каждый положительный результат, например высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде, повышает балл школы. Наоборот, за низкие оценки и отсутствие победителей уменьшение не предусмотрено (единственный корректирующий параметр – число учеников, удалённых с ЕГЭ, он применяется к баллам школы, полученным за сдачу ЕГЭ).

4. Прозрачность критериев и методики расчета

На сайте Департамента образования публикуются не только итоги рейтинга, но и подробная методика его расчета. За 10 лет рейтинг московских школ стал комплексным, максимально охватывающим все показатели, которые поддаются количественному измерению.

Теперь он охватывает 11 блоков:
  • качественное массовое образование;
  • развитие талантов у максимального количества обучающихся;
  • работа дошкольных групп;
  • профилактика правонарушений;
  • инклюзивное образование;
  • социокультурное развитие;
  • профессиональные умения и мастерство;
  • массовый любительский спорт;
  • удовлетворенность семей образовательными организациями;
  • функциональная грамотность обучающихся;
  • динамика широты возможностей обучающихся.

5. За 10 лет выросло не только количество показателей рейтинга, но менялись его названия

Если в 2011 году был «Рейтинг лучших школ Москвы», в 2013–2014-м – «Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты», то с 2015 года – «Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников». Поэтому публикуются несколько топ-групп-грантополучателей, в которые входят 220 школ с самым существенным вкладом в качественное образование, и это очень хорошее моральное и материальное поощрение и коллективу, и школе.

Также публикуются списки значительного и заметного вклада.

Причем внутри каждой группы школы упорядочены в алфавитном порядке по округам, далее по районам, а потом по названиям. Место школы в группе не указано.

В этом году общий объем грантов мэра Москвы составил 3,85 млрд рублей: 20 грантов 1-й степени по 40 млн рублей каждый, 50 грантов 2-й степени по 25 млн, 100 грантов 3-й степени по 15 млн и 50 грантов за достижения в создании развивающей среды по 6 млн.

Стр. 1/3

Московский рейтинг

Критерии рейтинга делятся на несколько блоков:

Блок 1. Показатели эффективности работы образовательной организации по обеспечению качественного массового образования:

• за каждого обучающегося, который по любым трем предметам на ЕГЭ набрал не менее 220 баллов, начисляется 1 балл;

• за каждого обучающегося, который по любым трем предметам на ЕГЭ набрал от 190 до 219 баллов, начисляется 0,5 балла;

• за каждого обучающегося, который по любым трем предметам на ЕГЭ набрал от 160 до 189 баллов, начисляется 0,25 балла;[1]

• за каждого обучающегося, который по трем предметам ОГЭ в сумме набрал не менее 12 баллов (по рекомендованной ФИПИ 5-балльной шкале) начисляется 0,25 балла;

• по каждому предмету за каждого обучающегося, преодолевшего установленный минимальный порог в общегородских обязательных предметных диагностиках по результатам обучения в 4-х и 7-х классах- 0,02 балла;

• за каждого обучающегося, преодолевшего установленный минимальный порог в общегородских обязательных метапредметных диагностиках по результатам обучения в 4-х и 7-х классах- 0,02 балла;

В случае наличия обучающихся, удаленных с ЕГЭ, балл, набранный образовательной организацией по результатам ЕГЭ, будет умножен на коэффициент. Данный коэффициент вычисляется по следующей формуле:

Блок 2. Показатели эффективности работы образовательной организации по созданию условий по развитию талантов максимального количества обучающихся.

2.1. Результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников (региональный и заключительный этапы) и Московской олимпиаде школьников [2].

Баллы начисляются по следующему правилу [3]:

• победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников –
10 баллов,

• призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников – 5 баллов,

• победитель Московской олимпиады школьников или регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников – 3 балла,

• призер Московской олимпиады школьников или регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников – 1 балл,

2.2. Предметный охват на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Оцениваются результаты участия в муниципальном этапе ВсОШ:

• за каждый предмет, по которому в образовательной организации есть победитель или призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в классах основной школы начисляется 0,2 балла [4].

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кинотеатр парк
  • Свалялся пух после стирки как исправить
  • Ошибка 059 меркурий 115ф как исправить ошибку
  • Как найти угол в прямоугольном треугольнике зная
  • Как найти точку на конусе инженерная графика