Как составить рейтинги для телеканалов

С ростом популярности телевидения измерение рейтингов телепередач превратилось в обязательную составляющую медиабизнеса. В ведении подсчётов и их анализе заинтересованы не только каналы, акционеры и спонсоры, но и сама ТВ-аудитория.

Первым полученные статистические данные предоставляют возможность регулировать проводимую телевизионную политику, в то время как для зрителей рейтинг является тем рычагом, посредством которого они влияют на законы мира телевидения. Эта подробная статья избавит от вопросов и позволит понять, как определяют рейтинг телепередач.

Как определяют рейтинг телепередач

Основные понятия рейтинговой индустрии

С английского языка слово «рейтинг» переводится как «оценка». Он представляет собой процентную характеристику, полученную из подсчёта соотношения телезрителей, смотрящих конкретную передачу в течение определённого периода времени, к общей численности существующей зрительской аудитории вообще. Рейтинг просмотров телепередач измеряется только среди части населения старше 4 лет, проживающей в крупных городах, где число жителей превышает отметку в 100 тыс. человек.

Ещё одним профессиональным термином телеизмерений является доля – это уточняющий показатель, который определяется, исходя из соотношения между количеством зрителей, реально смотрящих программу, и людьми, только включившими телевизор в данный момент времени или бесцельно переключающими каналы.

Последняя группа является как бы потенциальной аудиторией для каждой конкретно взятой передачи. Телевизионная программа и её глобальный успех, таким образом, зависит и от данных рейтинга, и от подсчитанной доли. В совокупности они отражают реальные пристрастия и желания аудитории.

Телевизионная программа

Неравномерные телевизионные рейтинги

Распределение реального и потенциального количества телезрителей при просмотре ими передач происходит неравномерно, что связано со многими факторами. Большое значение имеет время суток; так, телевизионная программа может попадать в утренние или вечерние часы прайм-тайм, когда даже у неприметной трансляции есть шанс высоко подняться, ведь люди хотят посмотреть хоть что-нибудь перед выходом на работу или по возвращении с неё.

Для понимания того, как определяют рейтинг телепередач, также необходимо учитывать, что исчисление происходит по-разному в зависимости от типа телевидения: эфирного или кабельного (спутникового). В первом варианте человек останавливает свой выбор на одном из примерно двадцати каналов, в то время как во втором случае – на одном из 100, 150 и более! Нацеленность на определенную аудиторию и её вкусы, играя на руку опытным телевизионщикам, в свою очередь, также порождает различия в системе. Поэтому рейтинг развлекательных телепередач, новостей, детских программ, «стильных», эффектных ток-шоу не падает практически никогда – на них есть непреходящий спрос. Специалисты анализируют интересы людей и, основываясь на них, корректируют телевизионную сетку.

Кто и с какой целью проводит измерения?

Процесс подсчёта рейтинговых данных в России осуществляется благодаря деятельности монополистической в этой сфере организации TNS GALLUP-MEDIA. Эта компания занимается измерениями во всех областях СМИ: радиовещание, Интернет, журналы и газеты. Полученные сведения являются единственными, признающимися официальными.

Зачем «Гэллап» это делает? Очевидно, для выгоды. Рейтинг – это своеобразная телевизионная валюта, тесно связанная с рекламой и интересная, в первую очередь, для рекламодателя. Телевидение и телепередачи выступают продавцами эфирного времени и служат для привлечения зрительского внимания, поэтому рекламные агентства, желающие продвинуть свою продукцию, не должны ошибиться с выбором. В этом случае им и помогает математическая статистика, именуемая рейтингом. Она позволяет сделать выводы о рентабельности покупки определённого телевизионного бренда и вложения в него денежных средств с целью продвижения своих товарах в рамках рекламы в период показа конкретной программы.

Телевизионные рейтинги

Типы полученной информации и медиапланирование

Измерение происходит в русле науки социологии и разделяется на 2 категории: выявление фактических и прогнозных данных. Первый тип позволяет сделать выводы о реальном телесмотрении конкретной программы и её успешности у населения. Он определяется сразу же после окончания эфира передачи.

Прогнозный рейтинг является предполагаемым, ориентирован на рекламных агентов, но необходим и телевещателям. Первым этот вид данных нужен для планирования собственных долгосрочных кампаний, последним – для того, чтобы выявить потенциально возможный успех передачи, в зависимости от чего она будет сначала закуплена, а затем выставлена в эфирной сетке на определённом месте в конкретное время.

Зачастую прогнозирование строится на основании данных прошлых итогов и результатов, а осуществляется как посредством деятельности исследовательских организаций, так и, при желании, самими каналами.

Но всё же, вне зависимости от вида, как определяют рейтинг? Телепередач и людей, казалось бы, множество, и спросить у каждого о телевизионных вкусах – невыполнимая задача. Однако всё осуществляется куда проще – посредством уже проверенных способов, часто с помощью современных технологий.

Как подсчитывается рейтинг телепередачи: экономный вариант измерения

«Дневники телезрителя» используются, как и прочие методы исследования, в рамках общего сбора информации с панельной выборки домохозяйств, где имеется хотя бы один работающий телеприёмник.

Для телеизмерения производится отбор одного или нескольких городов, которые разбиваются на избирательные участки. В них выбирают домохозяйства, причём для большего разнообразия исследуемые семьи стратифицируются – делятся на группы по одному или нескольким объединяющим их характеристикам (роду занятий, финансовому положению и пр.).

Дневник же представляет собой таблицу, где вертикальный столбец обозначает или телевизионные каналы, или передачи – в зависимости от того, рейтинг чего необходимо выявить, а горизонтальный – время суток, разбитое на промежутки по 15 минут. Материал выдаётся всем членам согласившейся на исследование семьи (домохозяйства), и каждый заполняет его в зависимости от своих личных зрительских пристрастий.

Как подсчитывается рейтинг телепередачи

ТВ-метры

Они же – электронные счетчики. Представляют собой специальные вычислительные устройства, которые позволяют установить и зарегистрировать, какое совокупное число телевизоров и радиоприемников было настроено в конкретный период времени на определённую волну.

Этот «умный» механизм является ещё одной составляющей того, как определяют рейтинг телепередач, и даёт возможность идентифицировать начало просмотра передачи с точностью до секунды.

Датчик встроен в приёмник. При использовании устройства тем или иным членом домохозяйства требуется регистрация, осуществляемая путём нажатия специальной, закрепленной за каждый человеком в семье, кнопке на пульте. После этого действия электронный счётчик начнёт автоматический подсчёт всех переключаемых каналов и телепрограмм, производимых на конкретном телевизоре, после чего ночью собранные сведения о телесмотрении будут переданы в московский центр обработки данных.

Главный недостаток устройства – привязка к стационарному домашнему телефону, который у многих отсутствует или вообще, или в конкретный отрезок времени (например, летом на даче).

Также используются анкетирование и телефонные опросы.

Тв аудитория

Креативные идеи и новые подходы

Новаторские методы и решения для подсчёта рейтинговых данных предлагались неоднократно. Например, американская компания выпустила прибор, способный автоматически фиксировать лицо, повернутое в сторону телеприёмника. Эта идея была отвергнута населением, посчитавшим внедрение подобного устройства в дом не только вмешательством в личную жизнь, но и недостаточным основанием для вынесения выводов, ведь человек, просто обращенный к телевизору, не всегда непосредственно смотрит передачу.

Уже упомянутая организация «Гэллап», совместно с лидирующей в США компанией по анализу рейтинга среди радиослушателей, разработала устройство, внешне напоминающее пейджер. Он регулярно носится исследуемым респондентом и с максимально возможной точностью фиксирует информацию о просмотре телепрограмм как во время пребывания человека дома, так и за его пределами.

Рейтинг просмотров телепередач

Огрехи и неточности измерений

Большинство перечисленных методов применяются в совокупности, однако исследователи отмечают несовершенство каждого из них. «Дневники телезрителя», хотя и являются более распространенным и дешёвым видом измерения, отражают далеко не точные результаты, содержат существенные погрешности.

Электронные приборы дороже и доступ к ним у опрашиваемого респондента имеется не всегда, ведь большинство устройств привязано к домашним телевизорам. Не учитывается просмотр телепрограмм в местах работы людей или на различных развлекательных площадках. Также человек может не смотреть передачу в действительности, а включить её лишь для фона. Кроме того, опросы совершенно игнорируют население маленьких городов и деревень, в то время как у их жителей могут быть свои телевизионные предпочтения.

Однако все эти ложные или неполные данные всё равно засчитываются как реальные. Почему? Потому, что на сегодняшний момент эти существующие варианты – единственная возможность директоров каналов сделать более-менее реальные выводы о том, какие передачи предпочитает смотреть зритель.

Совершенствование рейтинговой индустрии происходит с каждым годом, методы исследования становятся всё точнее и лучше для того, чтобы отражать как можно более объективную, реальную ситуацию на рынке телевидения.

рейтинг развлекательных телепередач

Взлёты и падения

Рейтинги во многом схожи с биржевыми показателями в виду своей непостоянности. Любые внешние причины могут кардинально изменить ситуацию внутри всего бизнеса. Обычно абсолютное изменение картины провоцируется мировыми или внутригосударственными политическими волнениями, когда большинство жителей прибегает к помощи новостных программ для ориентирования в ситуации, отчего рейтинги этих передач значительно вырастают.

Та же ситуация наблюдается при серьёзных климатических и природных аномалиях: так, несколько лет назад по территории США сначала прошлось сильное землетрясение магнитудой 5,8, следом за которым прокатился ураган «Ирэн», выведший из строя аэропорты и общественный транспорт. В это время рейтинги передач о погоде увеличились более чем в 3 раза, а в некоторых штатах, на которые пришлись самые серьёзные разрушения, этот показатель оказался даже выше.

Таким образом, любая нестабильность внешнего мира может привести к серьёзным изменениям в рейтинговой системе. Задача грамотных медиа-планировщиков и телевизионщиков – быстро среагировать на резкие, скачкообразные перепады и подстроить эфир под актуальные запросы.

Как определяют телевизионный рейтинг

Вы когда-нибудь задумывались над тем, каким же волшебным образом телевизионные каналы узнают какие передачи пользуются наибольшей популярностью среди телезрителей? Какова аудитория, просматривающая те или иные передачи, фильмы, ток-шоу? А ведь такие сведения для телеканалов очень важны, т.к определяют стоимость эфирного времени и в целом являются показателем рейтинга самого канала.

просмотр

Итак, существуют несколько способов исследования телерейтинга.
Сразу следует отметить, что в России существует международная исследовательская группа TNS, которая изучает общественное мнение, касающееся телевизионного рынка. В основном исследования проводятся с помощью специального прибора — пиплметра, который крепится на телевизионную панель. Выглядит он как ресивер для приема НТВ-плюс. К нему прилагается специальный пульт, при нажатии на кнопки которого, пиплметр фиксирует сколько по времени, когда и даже кто из членов семьи смотрел тот или иной канал. Один раз в сутки сведения передаются в центральный узел сбора данных, где они обрабатываются и синхронизируются. В таких экспериментах участвуют семьи, члены которой старше 4 лет, проживающие в городах с населением более 100 тысяч человек. Среди них проводится предварительное анкетирование, на предмет определения возрастной группы, социального статуса, благосостояния и т. п. Всего задействовано приблизительно 4000 человек, более чем в 70 городах России. Семьи, участвующие в исследовании, с помощью пиплметра, раз в год получают от группы TNS подарки.
Среди других способов определения популярного телевизионного времени можно обозначить следующие:
— обычный телефонный опрос;
— дневниковая панель, когда зрители-участники заполняют дневники, указывая просмотренные программы;
— использование специального прибора, расположенного на поясе и записывающего аудиосигнал от телевизора;
— подсчет рейтинга оборудованием телеканала по скачку потребляемой мощности сети.
И все же, пиплметру отводится лидирующее место по определению максимально точных подсчетов и получению достоверной информации по показаниям рейтинга телепередач. Что обуславливает их перемещение по сетке вещания канала, а также планирование рекламного времени и материала.

Источники:

  • как узнать свой рейтинг

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Существует специальная служба — «ТНС Медиа», которая работает в городах с населением более 100 тысяч человек. Принцип ее деятельности такой: примерно в 3500 семьях (где около 8000 человек имеют пульт от телевизора) служба фиксирует их движение по каналам с четкостью до одной минуты. То есть, если человек остановился на определенном телеканале более чем на 60 секунд, это фиксируется. Из городов с населением свыше 100 тысяч данные поступают в специальную компьютерную систему, обрабатываются и передаются в Москву, в Центр. Поэтому утром любой подписчик на систему «ТНС Медиа» получает распечатки так называемых рейтингов. Что смотрели люди, по каким телеканалам и в какое время, в какие минуты переключали канал и на какой.

При подсчете есть целый ряд ограничений. Связаны они с тем, что только 47% населения страны живет в городах, где проводится измерение. Это раз. Во-вторых, служба не может фиксировать: смотрит человек включенный телевизор или нет. Потому что сегодня в двух случаях из трех телевизор включается и тогда, когда его никто не смотрит. То есть, он стал предметом первой необходимости — человек включает телевизор сразу после света. К тому же зачастую люди по привычке включают «Первый канал», а потом идут варить суп или ругаться с супругом, или заниматься с ребенком, или заниматься (сексом) с супругом, или болтать по телефону, тем временем «Первый канал» работает, служба фиксирует. Рейтинг канала, его реклама растет.

Данные «ТНС Медиа» являются основанием для того, чтобы высчитывать доли и, собственно, рейтинг. Рейтинг — это количество людей, смотревших конкретную программу от количества жителей России старше четырех лет. А доля — это количество людей, которые в это время смотрели этот канал от всех смотрящих. То есть, например, в час ночи доля конкретной телепрограммы может составлять 50% от всех включенных на данный момент телевизоров, но рейтинг у нее маленький, потому, что люди в это время спят, и количество зрителей, смотревших программу — небольшое. Или, например, в прайм-тайм («золотое» время с 20 до 22 часов), когда люди бодрствуют и смотрят телевидение, доля может быть меньше 15 процентов, а рейтинг высокий, потому что количество людей, смотревших в это время телевизор, было больше. Вывод: доля существует для престижа, а рейтинг — для распределения рекламных денег.

По статистике, каждый россиянин старше 4-х лет тратит 4 часа в день на просмотр телевизора. Почти 1500 часов в год. Телевизор смотрят каждый день, причем в выходные и праздники больше, чем в будний день (в отличие времени, проведенного на работе). Таким образом, на предприятиях сегодня в среднем россияне заняты 1700 часов в год, а у телевизора — 1500 часов в год. Но на предприятиях у нас работает 68 — 69 миллионов человек, а телевизор смотрят примерно 130 миллионов (работающие и не работающие). Следовательно, зрителей почти в два раза больше. Поэтому россияне скорее телезрители, чем работники, занятые в народном хозяйстве. По крайней мере, это сопоставимо. Опять же, в рамках статистики. Под смотрением в данном случае понимается именно включенный телевизор.

Для чего же существуют рейтинги? Зритель считает, что рейтинги определяют популярность программы (что в общем-то верно) и для этого и нужны (что не очень верно). Дело в том, что любой канал живет за счет Её Величества Рекламы, так ненавидимой Зрителем (и мы его прекрасно понимаем!). Емкость рекламного рынка на ТВ — почти 5 млрд. долларов в год. Огромные деньги! Эти деньги каналы тратят на производство, покупку патентов, спутниковую связь, которая обеспечит вещание. Так вот, рейтинги существуют для того, чтобы более или менее объективно распределить эти деньги. Как их разделить?

— Почему вам, господин Эрнст, такой большой кусок от рекламного пирога, а нам (например, каналу ТНТ) вот этот маленький?
 — А потому, что рейтинговые измерения показывают, что моя аудитория…

В отличие от кино, где хотя бы есть альтернативная система международных кинофестивалей, в телевидении никаких показателей, альтернативных финансовым, нет. Поэтому рейтинг — уникальный, единственный, главный критерий и способ распределения денег.

Почему так? Телевидение — не та среда, где полезные программы могут быть востребованы. Пришло осознание того, что обучающее телевидение возможно, хотите вы этого или нет, только на узкоспециализированных платных каналах. Если все-таки хочешь оставаться в мейнстриме и зарабатывать деньги, ты должен продавать самый ходовой товар. Это эмоции и развлечения. Зритель может усмотреть в этом некую неискренность и неуважение к нему. Но не стоит забывать, что телевизор — это всего лишь обычный бытовой прибор, такой же как холодильник или стиральная машина. И относиться к нему следует соответственно.

Всё, что нужно знать о телевизионных рейтингах

Телевизионные рейтинги — неотъемлемая составляющая медиабизнеса. Любой коммерческий телеканал ответственен перед своими акционерами и напрямую заинтересован в получении прибыли. Поэтому главная цель телеканала — привлечь как можно больше телезрителей. Сделать это можно только одним способом — совершенствуя контентную политику, убирая те фильмы и телепередачи, которые не пользуются интересом у аудитории, и, заменяя их теми, которые по какой-то причине телезрителям понравились. Законы телевизионного мира не менее суровы, чем законы выживания в африканских или индийских джунглях. Стоит ошибиться раз или два, сделав скучную серию или выпуск телешоу, — и вот уже более удачливые коллеги наступают тебе на пятки. Главный критерий успеха — пресловутый рейтинг, именно его необходимо признать абсолютным монархом страны под названием Телевидение.

РЕЙТИНГ И ДОЛЯ

На самом деле рейтинги бывают разные. Во-первых, профессиональные телевизионщики всегда отличают собственно рейтинги от так называемой доли. По устоявшейся терминологии, рейтинг — это процент от количества телезрителей, которые смотрят данную телепередачу, к количеству телезрителей вообще. Доля же — процент от количества телезрителей, которые смотрят данную телепередачу, к количеству телезрителей, включивших телевизор прямо сейчас. Это связано с тем, что в разное время количество зрителей у телевизора неравномерно. Существует не менее устоявшееся понятие прайм-тайм — это утро, когда все собираются на работу, а главным образом вечер, когда все возвращаются домой и включают телевизор. Программа или сериал, которая показывает высокую долю в прайм-тайм, в этом случае будет признана более успешной, нежели аналогичная передача с высоким рейтингом, идущая, например, в дневное время.

Универсальной методики оценки из-за множества критерий, по большому счету, не существует

Во-вторых, важно помнить, что аудиторию разных каналов нельзя оценивать одинаково: она может зависеть от региона или страны, а еще есть тематические телеканалы с мужской или женской, возрастной или детской аудиторией. Универсальной методики оценки, которая бы устраивала всех, по большому счету, не существует. Понятно только, что нельзя оценивать по одному шаблону эфирное и кабельное или спутниковое телевидение хотя бы по той причине, что в первом случае телезритель выбирает из 15-20 телеканалов, а во втором — из 100-200! Даже небольшое повышение доли кабельного или спутникового телеканала на порядок ценнее, потому что выбор изначально в несколько раз богаче.

РЕЙТИНГ И РЕКЛАМА

Именно рейтинг является основой для расчета стоимости рекламного времени на телевидении. Наибольшая доля рекламного рынка — 57,6% — традиционно приходится на телевидение, при этом траты на телевизионную рекламу продолжают расти — в прошлом году они увеличились в мире на 4,3%. И если еще два-три года назад казалось, что телевидение начинает проигрывать конкуренцию более модному и быстро растущему интернет-рынку, то теперь чаша весов опять качнулась в сторону телевидения. 

Главная цель телеканала — привлечь как можно больше телезрителей

Маркетологи связывают это с тем, что телевизионные компании освоили интернет, развили собственные сетевые сервисы и мобильные приложения. Кроме того, телевидение начинает активно выступать как игрок на рынке наружной рекламы — уличная плазма с телевизионной трансляцией, разбитой рекламными роликами, признается все более эффективной. 

Даже такое, казалось бы, неоспоримое преимущество интернет-рекламы как таргетированность, т. е. возможность показывать рекламу для определенного типа пользователей, в принципе доступна и на коммерческом телевидении. Так, DirecTV, крупнейший спутниковый телеоператор США, применяет таргетинг уже в 10% всей рекламы.

КАК СЧИТАЮТ РЕЙТИНГИ

Рейтинги делятся на фактические и прогнозные. По фактическим можно уверенно судить, имела ли успех рекламная кампания, и каким было реальное телесмотрение. Прогнозные направлены в будущее и являются предполагаемыми. Именно на них опираются работники телеканала, когда формируют эфир. Именно в зависимости от прогнозных рейтингов передачи, фильмы, выпуски новостей и реклама расставляются в эфирной сетке в определенном порядке, именно прогнозные рейтинги предлагаются рекламодателю.

Наибольшая доля рекламного рынка — 57,6% — традиционно приходится на телевидение

Рейтинги считаются разными методами. Есть электронные счетчики, которые позволяют понять, какое количество радиоприемников или телевизоров были настроены в тот или иной отрезок времени на ту или иную волну. Есть практика телефонных опросов. Применяется также анкетирование. Все эти способы используются в комплексе, и все равно данные не до конца объективны. Кроме того, сложно подсчитать, сколько человек смотрят телевизор не дома, а, скажем, в баре, в очереди или в аэропорту.

Американские исследователи даже придумали прибор, который может автоматически фиксировать лицо зрителя, повернутое в сторону телеэкрана! Затею не одобрили: граждане США сочли, что это вмешательство в личную жизнь. Кроме того, если вдуматься, многие из нас дремлют в уютном кресле, обратив лицо к экрану, но нельзя же, в самом деле, считать это смотрением программы! 

ЧТОБЫ РЕЙТИНГИ ВЗМЫЛИ ВВЕРХ

Рейтинги чем-то похожи на биржевые индексы. Любое внешнее воздействие может перекроить всю картину, так, например, рейтинги информационных телеканалов резко растут, если происходят какие-то природные или политические волнения. Когда во второй половине августа 2011 года в США сначала произошло сильное землетрясение, а следом пришел ураган «Ирэн», парализовавший общественный транспорт, в том числе и аэропорты, рейтинги новостных программ выросли в 3,5 раза, а в некоторых штатах и больше!

Рейтинги информационных каналов резко растут, если происходят, например, природные катаклизмы

Самыми удачливыми в этом отношении оказались, разумеется, телеканалы о погоде, например, Weather Channel: его аудитория в дни урагана была выше, чем у Fox News и CNN. Так что кому-то природные катаклизмы и инопланетные вторжения в случае чего точно пойдут на пользу.

В этой статье мы рассмотрим основные принципы понимания телевизионной статистики, распространенные уловки правообладателей, пытающихся выдать желаемое за действительное, а также приемы противодействия возможным манипуляциям.  О том, как читать рейтинги, рассказал Александр Саблуков, генеральный директор компании «0+Медиа».

Итак, начнем с того, откуда берутся телевизионные рейтинги и цифры. В России, как и в большинстве других развитых стран, существует единый телеизмеритель – компания «Медиаскоп» (также известный старожилам под именами TNS или Гэллап). По соглашению между телеканалами и рекламодателями данные «Медиаскопа» служат «валютой» на медиарынке и считаются объективным показателем рейтингов телепрограмм.

За крупные телеканалы отвечает исследование TV Index, за небольшие, преимущественно платные, — TV Index+. Основное отличие этих исследований в том, что первое предоставляет данные в ежедневном режиме и позволяет смотреть рейтинги телевизионных программ, а второе обновляется раз в месяц и позволяет получить цифры лишь на уровне канала в целом.

В «большом» TV Index на данный момент измеряется 3 телеканала, ориентированных на детей: Карусель, Disney и Мульт, именно на них приходится основная доля смотрения анимации в России. Также мультфильмы идут на других федеральных телеканалах (СТС, ТНТ, Пятница, ТВ-3 и прочих), но тайм-слоты под детский контент на них ограничены. Прочие детские телеканалы измеряются в TV Index+ и не имеют возможности предоставлять рейтинги по конкретным сериалам, как бы вас ни убеждали в обратном.

Сразу ответим на вопрос, интересующий лицензиатов и ритейл, «гарантируют ли хорошие рейтинги мультфильма популярность лицензионного продукта?». Конечно, нет, все мы знаем примеры, когда цифры есть, а продаж нет. Но при прочих равных они существенно снижают риски выхода на рынок. Поэтому продавцы лицензий всеми правдами и неправдами пытаются показать, что именно их бренд является королем эфира.

Уловки правообладателей

Самый популярный прием – сужение выборочной совокупности исследования TV Index за счет ограничения временного периода, целевой аудитории, тайм-слота, географии и прочих параметров. При наличии навыка и доступа к базе данных любой проект можно показать в более выгодном свете. Основная опасность для принимающего решение с точки зрения лицензионного бизнеса заключается в том, что наряду с сужением аудитории возрастает вероятность ошибки. Это происходит из-за того, что резко падает репрезентативность. Всего в исследовании принимает участие 13,5 тыс. человек (5,4 тыс. домохозяйств). Представьте, что из них всех вы оставили только мальчиков в возрасте 7-10 лет, смотревших определенный канал в определенный отрезок времени. Таким образом, цифры рейтингов будут формировать буквально несколько зрителей, случайным образом выводя в топ те или иные проекты.

Другим популярным способом подтасовки данных является ранжирование по наиболее выгодному для своего проекта параметру. Это может быть средний рейтинг, средняя доля, накопленный рейтинг, охват в тыс. чел., максимальный рейтинг/доля серии. С точки зрения принятия решения о лицензировании самым важным параметром является накопленный (суммарный) рейтинг, причем смотреть надо все телеканалы, на которых шел проект в интересующий вас период. Средние доля (% от смотревших ТВ в данный момент времени) и рейтинг (% от всей измеряемой аудитории) показательны, но в каком-то смысле это «средняя температура по больнице», которую лучше смотреть за большой период времени.

Максимальный рейтинг эфирного события с практической точки зрения вообще не представляет интереса. Это поляна, на которой соревнуются телеканалы и производители контента с целью потешить собственное самолюбие.

Третий прием – отбирать из перечня измеряемых проектов только те, с которыми хочется сравниться в указанный период, оставляя за скобками те, с которыми сравниваться невыгодно. При этом критерии такого отбора объясняются не очень внятно или же не объясняются вовсе. Таким образом, проект искусственно выводится в топ, а потенциальный лицензиат вводится в заблуждение. При этом, если мы говорим о сравнении сериальных проектов, то имеет смысл удалить из списка проекты, вышедшие в эфир менее определенного количества раз (например, менее 20 раз за квартал), с коротким хронометражем (менее 2-3 минут). Но все это необходимо четко обозначить при предоставлении данных.

Вообще на сайте Медиаскопа довольно подробно прописаны правила публикации цифр, которые чаще всего игнорируются пресс-службами в погоне за горячим заголовком. Согласитесь, статья под названием «Наш сериал Х стал первым по среднему рейтингу во второй неделе первого квартала среди детей в возрасте 10—12 лет, смотревших канал Y с 19 до 22 вечера, но без учета проектов 1,2,3,4,5» вряд ли кого-то заинтересует.

Что важно знать?

Теперь несколько практических советов, которые пригодятся потребителям телевизионных рейтингов.

  1. Источником данных по телесмотрению может являться либо компания Медиаскоп, либо те, кто у нее эти данные официально покупает – в основном это телекомпании и рекламные агентства. Если правообладатель анимационного бренда приносит распечатанную Excel табличку, непонятно кем и как составленную, лучше не тратьте на него свое время. Распространять нелегальные данные — это все равно, что торговать контрафактной продукцией.
  2. Самостоятельно и легально можно ознакомиться с рейтингами на сайте Медиаскопа в разделе Данные: mediascope.net/data/, выбрав необходимый вид отчета. Как и в любой бесплатной версии, функционал крайне ограничен и позволяет смотреть только топы программ по каналам в аудитории 4+, но если изучить много недель подряд, то определенное представление о трендах складывается.
  3. У телеканалов есть своя целевая аудитория, по которой продается реклама и по которой они стараются достичь наивысших рейтингов. Перспектива количества показов и попадания в прайм-тайм зависит от того, как контент работает именно на эту группу зрителей. Например, у каналов Карусель и Мульт это 4-45 лет. Всегда имеет смысл смотреть рейтинги по данной аудитории, даже если ЦА конкретного анимационного продукта отличается. Кроме того, смотрение ТВ детьми младше 4 лет не измеряется, но фактически это совместный просмотр с «измеряемыми» в TV Index мамами и папами.
  4. Если вам принесли данные за относительно короткий период времени (неделя, месяц), всегда есть смысл попросить цифры за более длительный срок в динамике. В таком деле как планирование производства лицензионной детской продукции важна стабильность, требуйте цифры за квартал, а лучше — за полгода.
  5. Когда возникают сомнения в ТВ рейтингах, всегда можно провести проверочную работу в интернете, изучив сколько просмотров собирают последние серии того или иного проекта на каналах в YouTube. А если сделать небольшое упражнение – посчитать количество комментариев и лайков под видео на 1000 просмотров, то можно получить «коэффициент вовлеченности аудитории» в бренд, чем он выше, тем сильнее фанатская база проекта и потребность в лицензионном продукте. Правда, тут важно не перепутать собственно серию с дополнительным или пользовательским контентом, раскраской, сборником, песенкой из мультфильма и т.д.

Примеры

Мы взяли период с 1 января по 26 мая 2019 г. (доступные данные за 2019 год на момент написания статьи) и посмотрим, как меняются цифры проектов в зависимости от сортировки и вида подачи. Для примера будут использованы данные по каналам «Карусель» и «Мульт», работающие на одну целевую аудиторию и являющиеся площадкой для большинства сериальных проектов, представленных на лицензионном рынке.

Вот как выглядит ТОП 20 на канале Карусель по суммарному рейтингу в целевой аудитории канала 4-45.

Mediascope TV Index, Россия 100 000+, 1.01.2019- 26.05.2019, канал Карусель, все 4-45.

            А это аналогичный топ 20, но уже на канале Мульт.

Mediascope TV Index, Россия 100 000+, 1.01.2019- 26.05.2019, канал Мульт, все 4-45.

Если представить, что анимационный проект – это рекламный ролик лицензионного продукта, то крайне важно знать, с каким количеством зрителей и как часто он контактировал. Поэтому суммарный рейтинг сериалов, показанных на этих и других каналах, можно складывать.

Теперь посмотрим на более узкую целевую аудиторию 4-11 лет, отсортируем по среднему рейтингу, а также удалим из списка проекты, которые были показаны менее 20 раз.

Mediascope TV Index, Россия 100 000+, 1.01.2019- 26.05.2019, канал Карусель, все 4-11, 20 и более показов.

Вот проекты, которые попали бы в топ 20 по этой аудитории, если бы мы учитывали показанные менее 20 раз: Bush baby world, «Чучело – мяучело», «Как львенок и черепаха пели песню», «Чудо-Юдо», «Томас и его друзья. Большой мир! Большие приключения!», «Лего. Мир юрского периода. Побег Индоминуса», «Смешарики. Дежавю».

И то же самое на канале Мульт: средний рейтинг мультсериалов, показанных 20+ раз по аудитории 4-11.

Mediascope TV Index, Россия 100 000+, 1.01.2019- 26.05.2019, канал Мульт, все 4-11, 20 и более показов.

Внимательный читатель может спросить: «А куда делись «Маша и медведь», «Малышарики» или «Деревяшки», которые были в ТОПе на Мульте в предыдущей таблице?»

Дело в том, что у Мульта нет «орбитного» вещания на разные часовые зоны страны, поэтому топовые проекты равномерно распределены по программной сетке в течение всех суток. В связи с этим, при большом количестве показов, средний рейтинг сглаживается за счет того, что проекты выходят не только днем, но и ночью. Но это не делает проекты менее популярными у зрителей.

Идем еще дальше, теперь рассмотрим, что популярно у самой юной аудитории и насколько различаются предпочтения у мальчиков и девочек.

В таблице ниже топ 20 проектов среди девочек 4-7 лет на канале Карусель, показанных не менее 20 раз. Мы отсортировали опять по среднему рейтингу, но для сравнения оставили и другие важные показатели: суммарный рейтинг и долю.

Mediascope TV Index, Россия 100 000+, 1.01.2019- 26.05.2019, канал Карусель, девочки 4-7, 20 и более показов.

А вот что предпочитают мальчики 4-7 лет.

Mediascope TV Index, Россия 100 000+, 1.01.2019- 26.05.2019, канал Карусель, мальчики 4-7, 20 и более показов.

И для логического завершения картины сравним предпочтения девочек и мальчиков 4-7 лет на канале Мульт.

Девочки 4-7:

Mediascope TV Index, Россия 100 000+, 1.01.2019- 26.05.2019, канал Карусель, девочки 4-7, 20 и более показов.

Мальчики 4-7:

Как мы увидели, для более полного понимания картины необходимо смотреть на нее с разных сторон. В частности, обращать внимание не только на место в топе, но и на абсолютные цифры. Зачастую разница между 1-м и 10-м местом может быть несущественна. Ну и не забывать запрашивать дополнительные параметры, по которым может быть выстроено ранжирование, такие, как: суммарный рейтинг, средний рейтинг, средняя доля по целевой аудитории лицензионного продукта и телеканала.

Будем рады рассказать вам еще много интересного про цифры, рейтинги и не только в рамках предстоящего форума «Секреты детского маркетинга» 19-20 июня, ежегодной деловой программы на фестивале Мультимир, отраслевых выставках и конференциях и на каждой встрече с представителями компании 0+Медиа.

Александр Саблуков,

генеральный директор компании «0+Медиа»,

специально для

«Вестника лицензионного рынка»

Об авторе:

Александр Саблуков – генеральный директор компании «0+Медиа», специализирующейся на продаже телевизионной рекламы, управлении лицензионными правами, разработке и монетизации цифровых проектов, проведении мероприятий для детей и родителей (в т.ч. фестиваля «Мультимир»). Окончил Социологический факультет МГУ, кафедру Методологии социологических исследований. С 1998 г. работал в сфере исследований и аналитики. В сфере медиа с 2005 г. (был директором по маркетингу издательского дома «Gameland»), на телевидении с 2009 г. (был директором по маркетингу телекомпании «Первый канал. Всемирная сеть»). При его участии запущено несколько детских телеканалов, в т.ч. федеральный детско-юношеский канал «Карусель».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти имя в вай фае
  • Как составить оригинальный текст для сайта
  • Как найти в компьютере все настройки
  • Как парню найти парня в россии
  • Некорректные ссылки как найти