Как составить рекомендацию на дошкольника

В соответствии с приказом Минобразования Ростовской области от 29.12.2017 № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области» введен новый пакет сопроводительных документов для детей, направляемых на ПМПК для определения специальных образовательных условий. В педагогический блок документов входят:

  1. Направление на ПМПК образовательной организации;
  2. Характеристика воспитанника;
  3. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации; 
  4. Заключение педагога-психолога по результатам психологического обследования ребенка;
  5. Логопедическое представление учителя-логопеда.

Рекомендации по оформлению характеристики воспитанника на ПМПК

Характеристика воспитанника на ПМПК оформляется в печатном виде. Характеристика является единой для всех категорий детей, направляемых на ПМПК, и содержит разделы, относящиеся к разным возрастным категориям детей. Специалисты ПМПк ДОО оформляют те рубрики характеристики, которые относятся к детям дошкольного возраста (выделены красным цветом). 

В характеристику включены:

  • разделы, где следует отметить (подчеркнуть) характерные для ребенка особенности;
  • разделы, предполагающие описание имеющихся у ребенка особенностей.

Условно характеристику можно разделить на три части

  • паспортная часть, в которой указываются основные сведения о ребенке, истории его обучения, сведения об образовательной организации;
  • основная часть, в которой содержится описание психофизических индивидуальных особенностей ребенка;
  • заключительная часть, в которой формулируется вывод и рекомендации образовательной организации.

Требования к оформлению паспортной части характеристики

В графе  история обучения (образования)  ребенка необходимо указать дату поступления ребенка в образовательную организацию, отметить, в каких условиях он обучался ранее (детский сад не посещал,  посещал другой детский сад (указать какой и причину перевода), обучался в общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной группе).

В разделе класс/группа указывается возрастная группа детей, которую посещает ребенок на момент представления его на ПМПК (младшая, средняя, старшая, подготовительная, разновозрастная).

В графе программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для … подчеркивается вид программы основная/адаптированная, а так же уточняется категория детей с ограниченными возможностями здоровья (адаптированная для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями зрения,  с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

В пункте форма обучения уточняется очная, группа кратковременного пребывания, посещение отдельных занятий специалистов.

Требования к оформлению основной части характеристики

В графе отношение к учебной деятельности … описывается отношение ребенка к продуктивной игровой, познавательной деятельности, указываются особенности понимания  и усвоения ребенком словесной инструкции (например: путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого; ориентируется на наглядный образец или действия взрослого, а не на объяснение задания…); сформированность коммуникативных умений (умеет распознавать основные эмоции, умеет вести диалог, решать конфликтные ситуации, взаимодействовать с окружающими), сформированность игровых  навыков, навыков самообслуживания.

В разделе – для дошкольников — принимает ли участие в организуемых занятиях… следует описать особенности участия ребенка в занятиях (не участвует — предпочитает заниматься своим делом;  нуждается в организующей помощи, ведет себя на занятиях пассивно; легко включается в занятие, активен и т.д.); в игровой деятельности (игра носит манипулятивный характер;  предпочитает играть один, в игре выполняет пассивную роль, нуждается в организации игры;  легко включается в игру, контактен, умеет поддерживать игру;  правила игры выполняет полностью (частично, не выполняет), игра носит подражательный характер; сам придумывает сюжет, правила и распределяет роли и т.д.)

В графе как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы… необходимо констатировать, соответствует ли уровень образовательных достижений ребенка  программным требованиям. Целесообразно указать, по каким видам образовательной деятельности ребенок испытывает значительные затруднения, по каким направлениям программа не освоена.

В характеристику особенностей моторики необходимо включить описание координации ребенка (скоординирован, неуклюж, координация незначительно нарушена); объема движений (полный, неполный, ограничен, строго ограничен), темпа (быстрый, медленный) и переключаемости движений (точная, неточная). Указать  уровень сформированности мелкой  моторики руки:  развита достаточно, не развита, развита слабо, каковы моторные навыки в графической деятельности.

В графе развитие речи важно охарактеризовать: понимание  речевой инструкции;  фонематический слух (восприятие) — для  детей 5 – 6 лет; особенности звукопроизношения, слоговой структуры слов; уровень сформированности  грамматического строя речи; описать  связную речь ребенка.  (см. Приложение № 1)

В графах: особенности поведения, динамика в процессе обучения, в чем вероятная причина недостатков в обучении… – следует подчеркнуть характерные для ребенка особенности.

В разделе характеристика обучаемости отмечается уровень обучаемости ребенка: достаточный (понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объёма исключительно организующей или стимулирующей помощи); недостаточный (понимает смысл, но нуждается в разнообразной помощи; перенос на идентичное задание неполноценен; знакомые задания выполняются достаточно успешно и др.); низкий (не понимает смысл задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не может выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, и др.).

В разделе – положительные возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической деятельности… — необходимо описать сохранные функции ребенка, положительные качества характера, реакции на педагогическое воздействие, которые позволяют обучать ребенка успешно.

Оформление заключительной части характеристики

В разделе выводы и рекомендации педагога:

  • следует указать цель характеристики – определение специальных образовательных условий, либо коррекция/уточнение ранее выданных рекомендаций;
  • указать уровень усвоения программы: программа в целом усвоена;  программа усвоена не полностью: не все разделы программы усвоены, требуется разъясняющая помощь при выполнении заданий; программа усвоена частично: не усвоена программа по одному из предметов; программа не усвоена;
  • перечислить особые образовательные потребности ребенка (необходима коррекция и развитие речи, развитие познавательной сферы, помощь в освоении образовательной программы, сопровождение тьютора и т.д.)

Примеры особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития: 

  • создание ситуации успеха;
  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговое» предъявлении материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
  • коррекция и развитие речи.

Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи:

  • потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности;
  • развитие всех компонентов речи, языковой компетентности;
  • потребность в развитии понимания сложных грамматических конструкций, в целенаправленном формировании устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи;
  • специальное обучение основам языкового анализа и синтеза, развитие фонематических процессов и звукопроизношения, просодики;
  • формирование навыков чтения и письма;
  • развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов.

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра:

  • потребность в  индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
  • специальная работа педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком;
  • создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
  • дозированное введение в жизнь ребенка новизны и трудностей;
  • дозированная подача новой информации с учетом темпа и работоспособности ребенка;
  • четкое соблюдении режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), организация упорядоченной предметно-пространственной образовательной среды;
  • специальная отработка форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
  • сопровождение тьютора, направленное на оптимизацию взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;
  • потребность в  индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.

Характеристика обучающегося (воспитанника)

(разделы, заполняемые на ребенка дошкольного возраста выделены красным цветом)

Общие сведения:

Фамилия, имя, отчество ребенка__________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Домашний адрес:______________________________________________________________

История обучения (образования)  ребенка (где обучался, оставался ли на второй год, переводился ли с академической задолженностью и в каких классах; причины перевода, если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации):______________________________________

__________________________________________________________________________

Информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации:

Образовательная организация: (полное наименование, e-mail, телефон):_______________________

____________________________________________________________________________________

класс/группа_________________________________________________________________________

программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для _____________________

____________________________________________________________________________________

форма обучения______________________________________________________________________

возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации__________________________

____________________________________________________________________________________

отношение к учебной деятельности, отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее, сформированность коммуникативных, игровых навыков, навыков самообслуживания; для школьников – в том числе сформированность учебных навыков: _________________________

_____________________________________________________________________________________

для дошкольников — принимает ли участие в организуемых занятиях, в т. ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности — наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками).________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы: _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

характер ошибок: по математике (понимание смысла арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления), арифметических задач и др.)______________ ____________________________________________________________________________________

по чтению (нужное подчеркнуть):  какие ошибки в чтении: не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла), пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах; читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного) ;

по письму (нужное подчеркнуть): пишет правой/левой рукой; при усвоении письма наблюдались трудности в написании элементов букв, в написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию. Нарушено списывание. Нарушено преимущественно самостоятельное письмо)

для младших школьников информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу (абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно) _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

развитие моторики (общая моторная неловкость, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют)_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

развитие речи (нужное подчеркнуть): речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли) _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

особенности поведения на уроках (занятиях) (нужное подчеркнуть): дисциплина (нарушений учебной дисциплины практически нет, нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие, нарушение учебной дисциплины преимущественно из-за непонимания учебных норм (например, может встать, ходить по классу и т. п.), не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен, специально мешает другим детям), работоспособность (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству), степень внимания________________________________________________

Динамика в процессе обучения (почти никакой, очень слабая, недостаточная, достаточная);

В чем вероятная причина недостатков в обучении (нет понимания материала, понимание есть, но резко нарушено внимание, понимание есть только при индивидуальной работе, в классе самостоятельно работать не может, понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует)__________________________________________________________________________

Характеристика обучаемости: какие виды помощи использует учитель: объяснение после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать, др.________________________________

_____________________________________________________________________________________

насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).

Для учеников подросткового возраста: с какого года обучения (класса) проблемы стали очевидными, в чем они заключались (недостаточное понимание материала по предметам (указать каким) __________________________________________________________, недостатки усвоения учебного материала связывались с плохим посещением занятий)

частота и характер конфликтов (с соучениками, педагогами) ________________________________

поведение в конфликте, проявление переживаний по поводу конфликтов_____________________

указать, с обучающимися какого возраста предпочитает общаться (младшими, старшими, своего возраста)_____________________________________________________________________________

охарактеризовать интересы, увлечения:___________________________________________________

Взаимоотношение ребенка с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети. ________________________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания)_______________________________________

Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отстаивания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.)_________________________________________________________________________________

Положительные возможности ребёнка, на которые можно опираться в педагогической работе: _____________________________________________________________________________________

Выводы педагога (с указанием цели составления характеристики, обобщённых выводов (в т.ч. усваивает или не усваивает ребёнок предложенную программу), в создании каких специальных условий нуждается): __________________________________________________________________

Дата _________________       

Заведующий   ДОО              ___________________    /_________________/

Рекомендации по оформлению заключения 

психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума  (ПМПк) оформляется на бланке со штампом образовательной организации, заверяется подписью председателя    консилиума и печатью образовательной организации.

Заключение консилиума состоит из трех частей: описание основных направлений коррекционно-развивающей работы, оценка эффективности коррекционно-развивающей работы и динамики развития ребенка, выводы и рекомендации. 

В первом разделе необходимо описать все коррекционно-развивающие мероприятия, которые проводились с ребенком специалистами консилиума за период пребывания ребенка в детском саду с указанием цели и сроков проведения этих мероприятий.

Например: в 1 полугодии 2016 года были организованы занятия с педагогом-психологом по формированию произвольной регуляции поведения.

Во втором разделе необходимо описать динамику развития воспитанника за период проведения с ним коррекционно-развивающих мероприятий:

  • положительная, высокий уровень;
  • положительная, выше среднего уровень (отмечаются незначительные трудности организации собственной деятельности, замедленный темп усвоения программы, непрочность усвоения);
  • относительно положительная, средний уровень (отмечается удовлетворительный уровень продуктивности и успешности усвоения программы. Ребенку необходимо длительное время для усвоения знаний, умений и навыков, правил поведения. Присутствуют трудности переноса усвоенных знаний); 
  • незначительная, низкий уровень (неудовлетворительный уровень усвоения программы. Возможен рост конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении);
  • отрицательная – (ребенок не усваивает содержание программы. Отмечается резкое снижение интереса, работоспособности, продуктивности деятельности ребенка, его обучаемости, успешности во всех видах детской деятельности, росте конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении).

Здесь же необходимо указать характер динамики развития: волнообразная (скачкообразное, неравномерное усвоение разделов программы во времени)  или избирательная (хороший или достаточный темп усвоения одних разделов программы при неудовлетворительном усвоении других). 

Второй раздел содержит так же описание результатов коррекционной работы с ребенком: навыков, умений и способностей, сформированных у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы с каждым из специалистов.

Например: в результате работы с психологом поведение стало более организованным: способен выслушать инструкцию, продуктивно работать в течение 15 минут, адекватно реагирует на замечания.

Если коррекционная работа с ребенком не велась – следует указать: коррекционно-развивающая работа с ребенком не проводилась.

В графе выводы, рекомендации необходимо указать: 

  1. Уровень усвоения образовательной программы (программа усвоена;  программа усвоена частично; программа не усвоена).
  2. Предположение о наличии у ребенка особых образовательных потребностей (см. выше).
  3. Если коллегиальное заключение консилиума оформляется для направления ребенка в ПМПК, указывается следующая формулировка направить Иванова Ивана на обследование в ПМПК с целью определения специальных образовательных условий, либо уточнения/корректировки ранее выданных рекомендаций ПМПК.

Рекомендации по оформлению заключения по результатам психологического обследования ребенка

Заключение по результатам психологического обследования ребенка (далее — заключение) оформляется педагогом-психологом на листе со штампом образовательной организации, подписывается специалистом  с расшифровкой подписи, указывается дата оформления заключения.

В заключении указываются:

— фамилия, имя ребенка, его возраст (количество полных лет), дата и время обследования ребенка, например: 15 февраля 2017 года с 14.00 до 15.00;

— присутствие на обследовании третьего лица;

— перечень всех используемых методик (с указанием общепринятых названий либо авторов);

— описание результатов методик   в свободной форме.

Условно содержательную часть заключения можно разделить на две части. В первой части указываются особенности поведения ребенка во время обследования. Отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание, особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, отмечаются наиболее эффективные виды помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка. 

Заключение начинается  с описания особенностей контакта с ребенком. Важно оценить является ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по каким причинам.

Затем дается характеристика эмоциональной реакции ребенка на ситуацию обследования. Эмоции ребенка фиксируются на протяжении всего обследования и предполагают оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию эксперимента. 

Далее описываются особенности понимания ребенком словесной инструкции: характер доступной ребенку инструкции, необходимость и качество ее изменения для улучшения понимания, способность сохранять инструкцию до конца работы. 

Следующие параметры, которые должен описать педагог-психолог:

—  наличие и стойкость интереса к заданию (интерес проявляет и сохраняет на протяжении всего выполнения задания;, интерес нестойкий, поверхностный, проявляет только к интересующим его заданиям; интереса не проявляет, пассивен)

— темп и динамика деятельности: деятельность целенаправленная, либо отмечается импульсивность (инертность) в  выполнении заданий; на фоне утомления темп выражено снижается и т.д.;

— работоспособность: продуктивно работает в течение всего обследования, отмечаются проявления усталости,  изменения темповых характеристик и т.п.,

— характер оказанной ребенку помощи: помощь не требуется, требуется (организующая, стимулирующая,  обучающая) помощь, помощь малоэффективна.

Далее необходимо охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка во время выполнения заданий, которое включает три показателя: эмоциональной фон (положительный, отрицательный, апатичный), выраженность эмоций (яркие живые, выразительные, малоэмоционалный, вялый), эмоциональная подвижность (эмоционально-лабилен, сохраняет положительные эмоции на протяжении всего обследования). 

Важным параметром является характер общения ребенка со взрослым (активен и инициативен в общении, легко вступает в диалог и поддерживает его на протяжении всей работы; инициативы в общении не проявляет, односложно отвечает на вопросы; общение формальное). И для дошкольников, конечно же, важна характеристика мелкой моторики.  

Вторая часть заключения включает интепретацию результатов диагностического изучения психики ребенка. Психолог анализирует и описывает результаты методик, использованных им для исследования памяти, внимания, мышления ребенка.

При описании памяти важно отметить объем и темп запоминания, а так же указать, как долго ребенок помнит информацию и как точно он ее воспроизводит. Анализ процессов внимания следует проводить с точки зрения того, способен ли ребенок к самостоятельному произвольному сосредоточению, либо он внимателен лишь когда ему интересно, как долго он внимание сохраняет, как быстро пресыщается или утомляется.

При анализе мышления необходимо дать качественную характеристику всем мыслительным операциям, доступным ребенку: группировке, сравнению, обобщению, установлению причинно-следственных связей. У старших дошкольников необходимо выявить степень понимания скрытого смысла текстов и картинок.

Заключение психолога в обязательном порядке заканчивается диагностическим выводом. Он включает в себя:

— во-первых, указание на степень отставания от возрастной нормы, при этом   формулировки вывода могут быть следующими: психическое развитие (соответствует, незначительно отстает, отстает, существенно отстает, грубо отстает) от возрастной нормы, либо отмечается неравномерность развития психических функций;

—  во-вторых, указание на вариант нарушенного, отклоняющегося развития (в соответствие с типологией отклоняющегося развития М. и Н. Семаго.)

Логопедическое представление на  ребенка входит в пакет сопроводительных документов  в ПМПК в том случае, если в штате дошкольного образовательного учреждения есть учитель-логопед. Как вариант может быть предоставлена копия «Речевой карты» ребенка, с обязательным указанием даты обследования воспитанника и фамилии, имени и отчества специалиста (логопеда).  В этом случае «Речевая карта» должна быть оформлена   не позднее одного-двух месяцев до даты направления ребенка на ПМПК.

Обращаем Ваше внимание, что логопедическое (речевое) заключение логопед ДОУ формулирует самостоятельно по результатам логопедического обследования ребенка, используя психолого-педагогическую  классификацию, а не дублирует диагноз логопеда детской поликлиники.

Приложение №1

Рекомендации для учителя – логопеда/педагога по заполнению графы

«развитие речи» в Характеристике

обучающегося (воспитанника)

Самойленко В.В., учитель – логопед ПМПК

Графа «развитие речи» заполняется педагогом и/или учителем — логопедом детского сада. В данной графе уже даны некоторые критерии, характеризующие речевое развитие ребенка, из которых можно выбрать и отметить нужное:

— речью не пользуется (здесь можно отметить использует ли ребенок жесты, мимику при общении);

— речь малопонятна;

— пользуется речью преимущественно для коммуникации;

— может отвечать на занятиях;

— формулировать свои мысли.

 Но речь детей разнообразна и индивидуальна, поэтому важно отметить следующее:

понимание  речевой инструкции – понимает в полном объеме, понимает на бытовом уровне, понимает в знакомой (близкой) ребенку ситуации, требуется повторение или разъяснение речевой инструкции;

фонематический слух (восприятие) – для детей 3 – 6 лет можно отметить, что фонематический слух сформирован в соответствии с возрастом или не соответствует возрасту. Так дети 3 – 4 лет воспроизводят звукоподражания по показу или самостоятельно в игре «Кто как голос подает?». Дети 4 – 5 лет умеют выделять заданный гласный звук из звукового ряда.  Для детей  5 – 6 лет:  дифференцирует ли  слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким – глухим: коза – коса; твердым – мягким: поток – потек); устанавливает ли наличие заданного звука в слове, выделяет ли первый и последний звуки в слове, подбирает ли  слова на заданный звук;

звукопроизношение – формируется в соответствии с возрастом; имеются трудности звукопроизношения (указать, какие звуки нарушены). Отметить общую внятность речи (четкая, невнятная, малопонятная для окружающих);

слоговая структура – без нарушений, если слоговая структура нарушена, указать характер  искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановки слогов и звуков внутри слога и слова;

словарь  – характеризуется активный и пассивный словарь: активный– соответствует или не соответствует возрастной норме;  пассивный – преобладает (шире) активного, соответствует  или не соответствует возрасту. Какие части речи чаще использует (существительные, глаголы, прилагательные, использует ли наречия),  употребляет слова в приближенном  значении («кружка» — «чашка»). Использует ли обобщающие понятия в соответствии с возрастом, указать какие;  

грамматический  строй  –  сформирован по возрасту; для детей 4 лет – умеет ли образовывать существительные уменьшительно – ласкательной формы. Для детей от 5 лет – образование прилагательных от существительных «сливый сок» — «сливовый сок»; согласование прилагательного с существительным – «красная платье», «мягкое кресло»; согласование существительного с числительным – «5 цыпленков», «5 деревов». Указать употребляет ли в речи предлоги  (в соответствии с возрастом);

связная речь – говорит односложно или фразой, чаще использует простые (распространенные) предложения; указать легко ли учит стихи, умеет пересказывать знакомую сказку, составлять рассказ по серии сюжетных картинок (или по сюжетной картинке).  

Список литературы:

  1. 1.Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»);
  2. Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации (письмо Минобрнауки РФ от 23.05.2016 № ВК 1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»);
  3. Приказ Минобразования РО от 29.12.2016 № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области»;
  4. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», Просвещение, Москва, 1982г.
  5. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Проблемные дети основы диагностической и коррекционной работы психолога», Аркти, Москва, 2000г.
  6. Хватцев М.Е. «Логопедия. Работа с дошкольниками», Аквариум, Москва, 1996 г.

Памятка по написанию характеристики

на ребенка дошкольного возраста

Педагогическая характеристика

воспитанника

государственного учреждения образования «Ясли-сад № …..г.Минска»

Фамилия, имя, отчество ребенка

Дата рождения (возраст/полных лет/месяцев)

Район проживания (регистрации)

Адрес регистрации (ул., дом, корпус, кв.)

Номер телефона с префиксом

Форма устройства ребенка (биологическая семья/частная опека/гос. опека, детский городок)

Характеристика семьи (полная/неполная/многодетная (3 и более детей)/малообеспеченная)

место работы родителей/безработные

Ф.И.О. матери (опекуна), год рождения, образование, место работы(безработная)

Ф.И.О. отца (опекуна), год рождения, образование, место работы (безработная

Обеспеченность средствами передвижения (да, нет, не нуждается);

Обеспеченность техническими средствами социализации (да, нет, не нуждается);

Инвалидность (1 группа (степень утраты здоровья)/ 2 группа (степень утраты здоровья)/

3 группа (степень утраты здоровья)/4 степень утраты здоровья, инвалид с детства).

Сведения о посещении учреждения дошкольного образования:

-когда поступил в учреждение;

-как проходила адаптация;

-какую помощь (учителя-дефектолога, педагога-психолога) получал.

 Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы:

-контактность (вступление в контакт со взрослыми, сверстниками, трудности, особенности контакта, отказ от контакта, избирательность и т.д.);

-эмоции (адекватные, яркие, неустойчивые, непредсказуемые);

— реакции на поощрение и порицание (адекватные, неадекватные);

-характерологические особенности (спокойный, уравновешенный, агрессивный, активный, упрямый, замкнутый, открытый и т.д.)

(Ребёнок посещает сад охотно (не охотно), болеет редко (часто ). В процессе общения со сверстниками — неконфликтный (конфликтный). В контакт со взрослыми и детьми вступает легко и охотно (с трудом и без желания ), общителен и доброжелателен ( необщительный, недоброжелательный, агрессивный, неадекватный и т.д.),всегда готов помочь другим, аккуратен ( не аккуратен, не собран).)

Проявляет большой интерес к занятиям (не проявляет). На занятиях неусидчив (проявляет усидчивость), часто отвлекается (может долго заниматься одним делом), не достаточно старателен (старателен).

 Состояние двигательной сферы:

-общая моторика (объем движений (полный, неполный), точность выполнения, самостоятельность, координация движений (правильная, неправильная, отсутствует), чувство равновесия, указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем и т.п.). Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.

 -мелкая моторика (отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения, невыполнение статических и динамических проб)

Обратить внимание на навыки пользования столовыми приборами, карандашами, ножницами, умение штриховать, закрашивать, на силу нажима при рисовании и т.д.

-ведущая рука/билатеральность;

-мимическая моторика (выразительная, слабо выраженная, наличие сопутствующих движений, выполнение движений бровями, глазами по подражанию и т.д.).

Познавательная деятельность:

-внимание (произвольность, устойчивость, переключаемость, объем);

-пространственные представления (ориентировка в схеме собственного тела, в пространстве, на плоскости и т.д.).

-временные представления (знание времен года, их основных признаков, последовательности, частей суток, дней недели и т.д.);

-память (умение запоминать новую информацию как вербального, так и невербального характера, способность запоминать стихи, воспроизводить их через некоторое время, запоминать последовательность предметов или картинок в ряду и т.д.);

-мышление

— принятие задачи (умение понять инструкцию и выполнить задание, требуется многократное предъявление задание, упрощение инструкции, инструкция с показом ит.д.);

—  способы действия (силовые пробы, хаотичные действия с предметами, примеривание, целенаправленные пробы, зрительное соотнесение);

— преобладающая форма мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);

—  характер деятельности (мотивация, целенаправленность, сосредоточенность, умение оценить результат деятельности, исправить ошибки, темп деятельности и работоспособность);

 Наблюдаются трудности включения, распределения и переключения внимания, недостаточная его устойчивость на предлагаемом материале (либо что-то из перечисленного).

Имеет место недостаточная сформированность мыслительных операций (либо просто — недоразвитие мышления): обобщение, конкретизация, сравнение, анализ и синтез, классификация (если ребёнок тяжёлый). Наблюдается низкая познавательная активность (обладает нормальной, (высокой) познавательной активностью). При выполнении словесно- логических заданий характерен (замедленный темп мыслительных операций, не всегда правильное их выполнение, (хорошо, затрудняется) выполнять словесно-логические задания, правильно устанавливает причинно-следственные связи и отношения).

Ребёнок отличается хорошей сообразительностью (слабой сообразительностью). Если такое наблюдается: у ребёнка хорошо развито воображение, легко придумывает различные истории, фантазирует.

У ребёнка хорошо развиты непроизвольное («схватывает налету» услышанное, увиденное когда-либо) и произвольное (разучивание стихов либо требуемого материала) запоминание).

6.Речевое развитие:

-импрессивная речь (понимание простых и составных инструкций, косвенных, альтернативных вопросов, предложно-падежных конструкций, грамматических форм, логико-грамматических конструкций и т.д.);

-экспрессивная речь:

— словарь (использование всех частей речи, правильность употребления слов, способность актуализировать слова, дифференциация близких по значению слов и т.д.);

— слоговая структура (пропуски, замены, перестановки звуков, слогов в словах, сложность доступных для воспроизведения слов и т.д.)

— грамматический строй (в каких грамматических категориях допускает ошибки, род ошибок с примерами);

— звукопроизношение (какие группы звуков нарушены, по какому типу);

— связная речь (распространенность фразы, сложность используемых предложений, способность построить последовательный полный пересказ, рассказ по картинкам, распространенность ответов на вопросы и т.д.);

 артикуляционный аппарат (строение: зубной ряд, мягкое и твердое небо, прикус; моторика (подвижность губ, щек, языка, точность и переключаемость движений и т.д.);

  • голосообразование и дыхание (сила и модуляция голоса, укороченность речевого вдоха и/или выдоха, добор воздуха, плавность дыхания и т.д.);
  • фонематический слух (воспроизведение слов и слогов с оппозиционными звуками, характер допускаемых ошибок,
  • сформированность операции фонематического анализа и синтеза

 Игровая деятельность:

-характер действий с предметами-игрушками (манипуляции, предметные, процессуальные действия, игра с элементами сюжета, сюжетно-ролевая игра);

-проявление интереса к игрушкам, игре со сверстниками;

 Играет в сюжетно-ролевые игры в группе детей (не играет в сюжетно — ролевые игры вообще либо играет в них один, в стороне от детей; игра напоминает манипуляцию предметами), берёт на себя роль лидера (легко подчиняется участникам игры, берёт на себя разные роли и т.д.). Легка делится своими игрушками (не делится, жадничает и т.д.). Любимая игрушка-….)

 8.Адаптивное поведение:

-самообслуживание (умение самостоятельно кушать, навыки гигиены, одеваться/раздеваться и т.д.);

-предпочитаемые занятия в свободной деятельности.

 9.Специальная подготовленность:

-общая осведомленность (соответствие знаний и представлений об окружающем возрасту ребенка и требованиям программы);

-элементы математических представлений (умение считать, называть количество предметов, знание геометрических фигур, цветов и их оттенков и т.д.)

-знание букв, чтение;

-изобразительная деятельность, навыки рисования, аппликации (работа ножницами), лепки и конструирования (умение воспроизводить конструкции по образцу).

 Ребёнок не может (затрудняется) срисовать предлагаемый предмет, расположить правильно части предмета на листе и соотнести их. При закрашивании предметов на листе ребёнок не видит границ (плохо видит границы) изображения.

Дата заполнения                                      

Заведующий                                                  

Учитель-дефектолог                                      

Педагог-психолог                                        

Воспитатель дошкольного образования      

 Общие требования к написанию характеристики:

  • четкая структурированность материала;
  • использование точных, грамотных определений и терминов;
  • научно-деловой стиль изложения;
  • отражение всех критериев развития ребенка;
  • личностно-ориентированный подход.

Особенности составления психологического представления на ребенка педагогом-психологом на ПМПК.

После проведения анализа диагностических данных, полученных в ходе углубленного обследования, педагогом-психологом образовательной организации составляется развернутое психологическое представление, которое даст возможность членам комиссии ПМПК увидеть целостную картину особенностей проявлений ребенка в стенах образователной организации. В нем обоснованно резюмируются наиболее важные особенности развития ребенка, обобщенными словами описываются совокупный комплекс показателей развития, основные выступающие на первый план характеристики.

Наиболее важными харатеристиками, которые следует отразить педагогу-психологу являются:

I. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования.

Описание контакта с ребенком в ситуации обследования. Общителен, активен в общении, контактен, на вопросы отвечает охотно, исполнителен, спокоен или контакт затруднен, замкнут, на вопросы отвечает избирательно, насторожен, недоверчив, контакт устанавливается с трудом. Отмечается преобладающий фон настроения (фон настроения сниженный, неадекватно завышенный, эмоционально адекватен – устойчив – неустойчив, настроен враждебно, тревожен, напряжен, стеснителен, равнодушен, дурашлив, депрессивен, скован и   т.п.). При необходимости отмечаются специфические особенности эмоциональных проявлений, поведенческие реакции (волнуется – краснеет, отмечается тремор конечностей).

Если не пошёл на контакт, то что делал: сидел молча, ходил по кабинету, бесцельно перебирал игрушки, кричал, плакал, сидел не руках у мамы и т.д.

II. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования.

 «В ходе обследования выявлены следующие особенности: ………..», или «В ходе индивидуального наблюдения было замечено ……», или «Со слов педагога (воспитателя, родителей)».

Деятельность: целенаправленная, недостаточно целенаправленная, планомерная или непланомерная, организованная или неорганизованная, темп (средний, медленный, ускоренный, неравномерный). У дошкольников можно отметить использует ли предложенные игры целенаправленно, в соответствии с правилами. Доводит ли выполнение задания до конца.

Работоспособность: высокая или низкая, стабильная или нестабильная. Имеется ли повышенная истощаемость, пресыщаемость. Стремиться ли самостоятельно преодолевать возникшие трудности или ждёт помощи от взрослого.  Наблюдается ли дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

Сформированность социально-бытовой ориентировки. Общий запас знаний и представлений (общая осведомленность) в пределах возрастной нормы, ниже возрастной нормы.

Особенности восприятия: 

  • Обобщённость восприятия: умеет ли выделять главное, существенное в объекте. При восприятии текста, сюжетного изображения  может ли выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи.
  • Умеет ли самостоятельно рассматривать, всматриваться,  или необходимо постоянное побуждение. Может ли выполнять задания без стимулирующих вопросов педагога.
  • Восприятие устойчивое или неустойчивое, целостное или фрагментарное, поверхностное, планомерное или хаотичное, недостаточно осмысленное и т.д.
  • Не нарушено ли представление о себе, о ближайшем окружении, о пространстве и времени.
  • Имеет ли место замедленность приёма и переработки сенсорной информации, медленное реагирование на внешние стимулы.
  • У дошкольников можно отметить: называет ли части суток, дни недели, времена и месяцы года, путает или нет их последовательность. Понимает ли пространственные отношения между предметами, понимает и правильно употребляет пространственные предлоги и наречия (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.

Особенности внимания. Отмечаются возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания (внимание целенаправленно — нецеленаправленно, неустойчиво, обнаруживается повышенная отвлекаемость, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала и т.п.).

  • Активно ли принимает задачу, внимательно ли выслушивает инструкции, рассматривает предметы.
  • Не нарушено ли понимание инструкции, устойчивое ли слуховое внимание.
  • Имеется ли отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.
  • Есть ли трудности сосредоточения, импульсивность, инертность.
  • Необходимы ли уточняющие вопросы взрослого.
  • Требуется ли многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать.
  • Удерживается ли предлагаемая программа деятельности в процессе работы.
  • Необходимо ли совместное со взрослым поэтапное выполнение задания.  Внимание малоустойчиво, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается.
  • Может иметь место переключаемость внимания на непроизвольной основе.
  • Внимание может характеризоваться неустойчивостью, могут  отмечаться колебания работоспособности.
  • Может быть повышенная истощаемость, кратковременная продуктивность при выполнении заданий. Быстрое нарастание ошибок по мере достижения цели.
  • Частая непроизвольная переключаемость внимания. Спонтанная реакция на внешние раздражители.
  • Активное внимание неустойчиво, повышены утомляемость и истощаемость.
  • Недостаточная фиксация на предлагаемом задании.
  • Имеются трудности в произвольной организации внимания, в его переключаемости и концентрации.
  • Преимущественно непроизвольное, неустойчивое, небольшого объёма.
  • Не может сосредоточиться и работать не отвлекаясь.
  • Концентрация внимания практически невозможна.
  • Целенаправленное внимание нарушено: трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.
  • Не в состоянии активно концентрировать своё внимание, быстро отвлекается, реагирует на каждый шум, слово.
  • Подвижность, двигательная расторможенность в сочетании с нестойкостью внимания.
  • Не может длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях, с большим трудом подчиняется словесной инструкции.
  • Внимание нестойкое, рассеянное, отвлекается под действием посторонних факторов.
  • Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания.

Особенности запоминания. Необходимо указать объем механического запоминания. Динамика запоминания 10 слов: норма — 6,7,8 слов при первом воспроизведении, при отсроченном воспроизведении –  5-6 слов.  

Нарушения запоминания могут быть следующими:

  • Низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания.
  • Незапоминание последовательности элементов.
  • Трудности усвоения двигательной программы.
  • Необходимость подсказки для воспроизведения.
  • Неуверенное воспроизведение.
  • Снижение объёма запоминания.
  • Объём слуховой и зрительной памяти соответствует возрасту.
  • Эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением.
  • Не соотносит запоминаемый материал с предлагаемыми опорами.
  • Плохо запоминает стихи, не удерживает в памяти условие задачи.
  • Недостаточная сформированность произвольной памяти.
  • Замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения материала.
  • Преобладание непосредственного, непроизвольного, механического запоминания над опосредованным, произвольным, логическим.
  • Снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. Наглядная память преобладает над словесной.
  • Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Недостаточный объём и прочность запоминания.
  • Низкий объём памяти. Требуется много времени для изучения и освоения новых навыков, для заучивания и запоминания.
  • Запоминает очень медленно, лишь после многократных повторений, быстро забывает воспринятое, не может воспользоваться усвоенными навыками на практике.
  • Замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость.
  • С трудом осознаёт и запоминает внутренние логические связи.
  • Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.
  • Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредованная смысловая память слабо развита.
  • Запоминание непроизвольное. Привлекает внимание то, что кажется интересным.
  • С трудом запоминает логические связи и отношения, т.к. не понимает их. Плохо понимает и запоминает отвлечённые словесные объяснения, необходимо наличие наглядного материала.
  • Ведущим видом памяти является зрительная память. В основе произвольного запоминания лежит механическое заучивание.
  • Воспроизводит материал упрощённо, опускает значимые его части, изменяет последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливает необходимых взаимоотношений между ними.
  • Объём памяти уменьшен, требуется больше времени для освоения навыков, для заучивания и запоминания.
  • Запоминание непроизвольное, бессистемное, осмысленное заучивание недоступно.

Норма: запоминание точное, воспроизведение полное, память произвольная.

Уровень развития интеллекта: в пределах возрастной нормы, ниже — выше средней возрастной нормы, существенно отстает от возрастных норм, нижняя граница нормы.

Отдельно описывается особенности вербального и невербального интеллекта.

Пробы на невербальный интеллект выполняет легко (можно указать методики, например, доски Сегена, кубики Коса, матрицы Равенна). Указывается способ действий (с заданием справляется легко, самостоятельно;  с легкими вариантами справляется сам, с трудными нужна помощь). Вербальный интеллект (речевое мышление). Операции обобщения, исключения, сравнения понятий выполняет легко, выполняет без затруднений — с затруднениями,  обобщает по существенным – несущественным признакам. Логические связи, инструкции к заданиям в вербальной форме улавливает легко, с трудом, в упрощенной форме после многократного повторения.

Можно описать следующие особенности мышления:

Владеет ли соотносящими действиями (младшим дошкольникам)

Применяет ли способ проб и ошибок.

Понимание смысла сюжетной картинки.

Наличие или отсутствие импульсивности при анализе картинки и рассказа.

Замедленное понимание с подсказкой.

Сформированность/несформированность процесса обобщения.

Особенности решения задач на обобщение или выделение аналогий.

Инертность в сфере решения задач.

Некритичность, невозможность оценить свою работу.

Особенности развития мыслительных операций сравнения, обобщения, исключения, классификации

Внимательность при выслушивании условия задачи, целенаправленно и активно ли начинает действовать, как справляется с решением.

Решение проблемных ситуаций, установление причинно-следственных связей.

Перенос показанного способа действия при решении новых задач.

Способность устанавливать смысловые связи между предметами и явлениями.

Преобладающий вид мышления.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность достаточно высокая, не отмечается проявлений утомляемости при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке, колебания работоспособности; работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, отмечается динамика работоспособности на протяжении всего обследования, возникновение импульсивности на фоне утомления, на фоне утомления проявляется плаксивость, неадекватный смех, дурашливость.

Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности.

По данным методики __________ выявлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: состояние повышенной тревожности….

Выявлены следующие характерологические особенности: аутоагрессия, повышенная внушаемость, застенчивость, излишняя погруженность в себя.

III.  Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы:  уровень актуального развития соответствует показателям нормы возрастного развития, уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития, уровень актуального развития не соответствует показателям возрастной нормы.

В обязанности членов ППк образовательной организации входит оформление представления ППк на обучающегося.

Психолого-педагогическое представление — это документ, который составляется на основании результатов педагогического наблюдения воспитателями группы. В составлении представления участвуют специалисты: старший воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог.

Методические рекомендации к написанию представления на ребенка дошкольного возраста.

1. Представление на ребенка составляется на основании всестороннего предварительного изучения особенностей его личности и деятельности, выяснения мотивов поведения и действий, причин недостаточной сформированности тех или иных психических процессов.

2. Кроме наблюдения за поведением ребенка в различных видах деятельности (игровой, бытовой, художественно-продуктивной, учебной, трудовой, общением, педагог использует такие методы, как беседа, создание и анализ педагогических ситуаций, изучение продуктов детской деятельности (рисунки, аппликация, поделки и т. д.).

3. При составлении характеристики необходимо использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками, данные медицинской карты, анкетирования, посещения на дому семьи и др.).

4. Характеристика должна быть объективной, нейтральной, не содержащей диагнозов и оценочных суждений.

Итак, что должно быть отражено в представлении на обучающегося (такая формулировка указывается и в отношении воспитанника ДОО).

Заголовок:

Представление Психолого-педагогического консилиума МДОУ «Детский сад №.» (название ОО) на обучающегося (ФИО дата рождения, группа/класс) для предоставления на МУ «ТПМПК»

1. Общие сведения о ребенке:

— Адрес проживания

— Дата поступления ребенка в ДОУ

— Откуда поступил (из семьи, из другого ОО)

— Какую возрастную группу посещает сейчас

На МУ «ТПМПК» ребенок направляется по инициативе кого (педагогов, родителей) в связи с (указывается причина).

2. Форма организации образования:

1. в группе

вид группы: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.;

2. на дому;

3. в форме семейного образования;

4. сетевая форма реализации образовательных программ;

5. с применением дистанционных технологий

— особенности протекания периода адаптации к ДОО.

— факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации):

— переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины,

— перевод в состав другой группы,

— смена воспитателя (ей) (однократная, повторная,

— межличностные конфликты в среде сверстников;

— конфликт семьи с образовательной организацией,

— обучение на основе индивидуального учебного плана,

— надомное обучение,

— наличие частых, хронических заболеваний или пропусков занятий и др.;

3. Особенности семейного воспитания:

— Состав семьи (полная/неполная семья, многодетная. ФИО родителей (законных представителей, возраст, место работы, должность, братья/сестры воспитанника (ФИО, дата рождения, где обучаются, другие члены семьи, проживающие совместно с ребенком, кем они являются ребенку, в какой степени участвуют в воспитании).

— Семья благополучная/неблагополучная, в чем именно это проявляется (факты жестокого обращения с ребенком, асоциальное поведение, наличие психических расстройств у членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, переезд в другие социокультурные условия – как следствие, плохое владение русским языком, отсутствие работы, материальные трудности, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком и др.).

— Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармоничные отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение).

— Отношение родителей к образовательной организации: посещают ли родительские собрания, другие мероприятия в ДОУ, интересуются ли успехами ребенка, выполняют ли рекомендации педагогов.

4. Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:

4.1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка

— на момент поступления в образовательную организацию в соотношении с возрастными нормами развития: значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало.

— на момент подготовки характеристики в соотношении с возрастными нормами развития: значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает.

— наличие либо отсутствие динамики познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.

При составлении характеристики следует опираться на анализ психических процессов, а именно:

Особенности внимания:

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания или рассеян, быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти:

Запоминает быстро или медленно, с трудом

Запоминает надолго, быстро забывает

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная). Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, стихотворений, текстового материала)

Развитие мышления:

Мышление: наглядно-действенное (преобладание практических действий с предметами, наглядно-образное (создание образов, творчество, воображение, словесно-логическое (решение задач «в уме», оперирование понятиями, логическими умозаключениями).

Сформированы ли элементы логического мышления (обобщение, сравнение, классификация, умение делать выводы и др.). Выполняет задания, требующие логического мышления, самостоятельно или с помощью взрослого.

Сформированность соответственно возрасту представлений о себе, о своей семье, знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о причинно-следственных связях в природе. Развитие математических представлений.

Понимает ли ребенок инструкцию, удерживает ли ее или требуется постоянное напоминание.

Отмечается ли лабильность психических процессов (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускоренный либо замедленный темп). Утомление наступает ближе к середине, концу занятия, в чем проявляется.

Развитие речи:

Словарный запас (пассивный словарь, активный словарь, достаточный, недостаточный, соответствует, не соответствует возрасту). Произносит отдельные звуки, слоги, слова, использует односложные либо распространенные предложения.

Звуковая культура речи: четко произносит все звуки или в произношении каких-либо звуков имеются искажения, ряд звуков отсутствует.

Сформированность грамматического строя речи (имеются ли нарушения согласования частей речи в предложениях в родах, падежах, правильность употребления предлогов и т. д.)

Связная речь. Соответствует/не соответствует возрастной норме; отвечает на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умеет строить предложения по образцу, по картинке, умеет составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, прочитать стихотворение; возможность диалога.

4.2 Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации.

Здесь педагоги должны обратить внимание на следующие вопросы:

Навыки самообслуживания: Сформированы, не сформированы соответственно возрасту. Может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель.

Игровая деятельность: Безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их. Вносит ли изменения в содержание игры, отражает ли свой опыт в игре. Участвует/не участвует в общих сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических играх.

Проявляет ли инициативу в играх, претендует на ведущие роли, или следует примеру других, пассивен. Поведение в конфликтной ситуации.

Конструктивная деятельность: Соответственно возрасту ребенка — умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, выполнить постройки из кубиков, деталей конструктора, сложить фигуры из счетных палочек. Развитие мелкой моторики.

Деятельность общения:

Общительный – замкнутый, имеет, не имеет друзей. Предпочитает общаться со сверстниками, младшими, старшими по возрасту детьми.

Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом, не вступает в контакт со сверстниками, взрослыми)

Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается лидером, не принимается другими детьми).

Отношение к сверстникам (конфликтное, агрессивное, дружелюбное, доброжелательное)

Отношения с взрослыми (дружелюбные, нейтральные, негативные, охотно/неохотно выполняет данные поручения.

5. Характеристика эмоционально-волевой сферы.

Преобладающее настроение (жизнерадостное, позитивное, нейтральное, подавленное, негативное).

Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня, когда именно, что их вызывает.

Отмечаются ли склонность к аффектам, эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность, стеснительность, капризность и др.

Проявляются ли элементы негативизма, агрессии в каких ситуациях, на кого направлена.

Наличие у ребенка страхов (какие именно, как проявляются).

Характер волевой сферы (развита достаточно, недостаточно, слабая)

Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях. Прилагает ли ребенок усилия к выполнению задания, ждет ли поддержки, помощи взрослого. Как реагирует на одобрение, на замечания.

6. Динамика освоения программного материала:

— программа, по которой обучается ребенок (авторы, полное название Образовательной программы/ Адаптированной образовательной программы);

— уровень освоения программного материала ребёнком: в пределах возрастной нормы; ниже/выше возрастной нормы; или значительно снижен.

— имеется ли динамика в освоении программы:

(фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).

— что именно вызывает беспокойство у педагогов?

7. Особенности, влияющие на результативность обучения:

— мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная,

— адекватность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое, качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается),

— эмоциональная напряженность при выполнении заданий (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.

8. Отношение семьи к трудностям, проблемам ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству, наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом).

9. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать: занятия с логопедом, дефектологом, психологом,  — указать длительность, т. е. когда начались/закончились занятия, регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов).

10. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы.

Дата составления документа.

Подпись председателя ППк, руководителя ДОО. Печать образовательной организации.

Дополнительно:

1. Для обучающегося по Адаптированной образовательной программе – указать, какие коррекционно-развивающие мероприятия посещал ребенок, динамику в коррекции нарушений;

2. Прикладываются работы по рисованию и аппликации (по 1-2 работы разных периодов, чтобы можно было посмотреть изменения в развитии в динамике).

3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации, печатью образовательной организации;

4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.

Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителями (законным представителям) под личную подпись. С этой целью они пишут заявление на имя руководителя ОО с указанием даты и цели получения представления.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

  1. Общие сведения о ребенке.

Фамилия, имя, отчество.

Дата рождения.

Местожительство.

Воспитывался(ется) и обучался(ется) в детском учреждении №, срок пребывания.

Общее физическое развитие ребенка (рост, вес), соответствие возрастным показателям, наличие или отсутствие ожирения. Нарушение движений (расторможенность, стереотипные навязчивые движения).

Отношения к занятиям физкультурой и спортом.

Условия семейного воспитания.

  1. Состав семьи. Тип семьи (полная простая, полная сложная, неполная, многодетная, неблагополучная).
  2. Отношение членов семьи к ребенку (теплые, внимательные, холодные, заласкивающие). Кто из родителей проявляет заинтересованность судьбой ребенка, навещает его. Общается ребенок с братьями и сестрами.
  1. Взаимоотношения с детским коллективом и педагогами.

Отношение дошкольника к окружающим его взрослым в д/у. К какой категории детей (серьезным, спокойным, вспыльчивым) проявляет дружеские чувства, негативные чувства, с кем конфликтует.

  1. Характеристика основных видов деятельности.
  1. Ребенок в игре. Уровень развития игры (манипулятивная, предметная, ролевая). Любимые игры. Сюжет, содержание игр, их длительность. Конфликтует ли во время игры? Предпочитает ли роли лидера? Какие реально выполняет в игре? Умеет ли довести игру до конца, подчиняется ее правилам.
  2. Особенности художественной деятельности ребенка: рисование, лепка, конструирование, аппликация, музыка, художественно-речевая, театрально-художественная. Какие виды предпочитает. Любимые песни, сказки, тематика рисунков. Отклонения в развитии художественной деятельности, проявление в ней симптомов невротизма, подавленности, тревожности.
  3. Развитие бытовой и трудовой деятельности.

Владение навыками и умениями бытовой и трудовой деятельности, в соответствии с возрастными показателями (умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, доводить дело до конца). Представление о труде взрослых.

Развитие культурно-гигиенических навыков и умений: умение свободно пользоваться вилкой, ножом, есть аккуратно; во время еды сохранять правильную позу, не мешать товарищам по столу, при необходимости оказывать им услуги, по окончанию еды благодарить взрослых; умение самостоятельно устранять непорядок в прическе, одежде, окружающей обстановке.

Предпосылки учебной деятельности.

Отношение к учебной деятельности (положительное, отрицательное). Какие затруднения испытывает в освоении учебной деятельности (не умеет самостоятельно, на основе указаний взрослого, определять способы выполнения заданий, не участвует в обсуждении заданий, не добивается конечного результата, в случае затруднения не проявляет настойчивость, целеустремленность). Какие занятия предпочитает.

  1. Личность дошкольника.
  1. Мотивационно-потребностная сфера. Интересы, мечты. Выражение потребности в самоутверждении, признании.
  2. Эмоциональная сфера. Преобладающее настроение (спокойный, веселый, грустный). Отношение к животным, растениям.
  3. Волевая сфера. Умет ли управлять своим поведением, чувствами.
  4. Индивидуально-типологические особенности. Темперамент ребенка. Наиболее выраженные черты характера. Способности ребенка. К какому виду деятельности замечены склонности.
  1. Особенности познавательной деятельности.
  1. Сенсорное развитие (владение сенсорными эталонами).
  2. Развитие внимания. Умение сосредотачивать, переключать, распределять внимание. Какие предметы, виды деятельности привлекают наибольшее внимание.
  3. Особенности памяти: быстрота, точность, прочность. Какой материал запоминается лучше всего.
  4. Особенности мышления. Познавательная активность ребенка, его вопросы к взрослым. Развитие мыслительных операций. Какой вид мышления преобладает: наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический.
  5. Особенности речи.

Запас общих представлений (знания о себе, о членах семьи, о месте работы родителей, профессия; о животных и растениях; о временах суток и временах года, о месяцах, относящихся к разным временам года).

Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, пояснений)

Состояние фонематического слуха, анализа и синтеза. Слоговая структура слова.

Словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, наречий; подбор антонимов).

Владение грамматическим строем языка.

Связная речь (составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказ, рассказ по представлению).

Тип предложений. Состояние функций словоизменения и словообразования. Развернутое самостоятельное высказывание: может ли строить сам или строит с помощью взрослого, какое высказывание со стороны последовательности.

  1. Выводы.
  • Основные достоинства формирующейся личности.
  • Основные недостатки.
  • Какие учебно-воспитательные мероприятия были предложены по преодолению затруднений, испытываемых ребенком.

Подписи учителя-дефектолога, психолога, воспитателя, заведующей д/у.

Дата составления

Печать д/у.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти координаты проекции вектора на плоскости
  • Как найти запчасть на разборках
  • Как найти дочки сыночки
  • Как найти все числовые характеристики
  • Как найти производную степенной функции онлайн