Как составить реку времени

Мастер-класс для воспитателей «Использование технологии
«Путешествие по «Реке времени» в работе с детьми»

Незаслуженно забыта 
технология —  «Путешествие по «реке времени», автор Короткова Н.А. Данную
технологию  можно использовать в познавательно-исследовательской
деятельности детей старшего дошкольного возраста. Надежда Александровна
предлагаетприменять  дидактическое пособие – панно «Река времени». Термин
«река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у
английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки
«Путешествие дядюшки Тик-Так».

Технология «Путешествие
по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об
историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное
восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные
связи, последовательность развития мира по каждому направлению.

Путешествия «по реке
времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления
детям целостной картины мира. Именно она  позволяет дать детям
представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения
между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата
собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в
самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной 
деятельности в режимных моментах.

Дидактическое пособие
«Река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные
листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18),  или — магнитная доска,
на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «Реки
времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными
детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время».
«Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно
мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир, может быть и
будущее.

 Карта-панно «Река
времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к
настоящему.

На панно заранее
наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими
символами — «метками» являются изображения человека в типичной для исторической
эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового
города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки
символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической
эпохи.

Остановки на «Реке
времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим
иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует
подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые
можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было
пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие
картины-иллюстрации используются многократно.

Также понадобятся
аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые
картинки — «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см
или 7 х 10 см). Можно делать  прямоугольной формы, но интереснее вырезать
по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.

Технология строится
на следующих принципах:

·                    
Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов,
явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

·                    
Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и
раздаточного материала.

·                    
Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет 
использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у
них интерес.

Возможно использовать
следующие методы:

1.Словесный метод.

·                    
Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения,
вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

·                    
Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с
которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает
память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

·                    
а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

·                    
б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование
видеофильмов и диафильмов.

·                    
в) Составление и оформление макетов.

Данный метод
способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению
выражать свои чувства и мысли.

3. Практический
метод.

·                    
Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со
способами действия.

4. Игровой метод.

·                    
Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры,
игры на развитие умственной компетенции.

Знакомство детей с
рекой времени начинается с чтения произведения «Путешествие дядюшки Тик-Так»
английского писателя Дональда Биссета.

Надежда Александровна
предлагает в первый год использовать тематику  путешествий  на
примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также
собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например,  каким я был
сейчас, каким я буду в будущем. (Слайд с темами).

Примерный алгоритм
проведения путешествия по «Реке времени»

·                    
Обсуждение реального или вымышленного события

·                    
Постановка цели исследования (узнать)

·                    
Анализ-сравнение, активное обсуждение  демонстрационного
иллюстративного или предметного материала

·                    
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких
иллюстраций  на панно «река времени»

·                    
Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

·                    
Вывешивание таблицы на стене группового помещения

·                    
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Предложить  отправиться
в путешествие по реке времени,используя несколько упражнений, которые можно
проводить с детьми.

1.                
А вы любите путешествовать? А куда скажите? Тогда я предлагаю
вам отправиться в путешествие по «реке времени». Да, именно по реке,
оказывается, течет не только вода, но и время. Садимся поудобнее в наши
скоростные лодки и в путь.

Ой,
мы, кажется, попали в водоворот времени. Я слышу странные звуки, это
осветительные приборы просят нас о помощи. Давайте поможем каждому из них
вернуться в свою эпоху.

— Впереди видна
остановка, интересно, как она называется? («Древний мир»).

Отгадайте загадку:

Накормишь – живет

Напоишь – умрет.

Как вы думаете, что
это? В какую эпоху костер «служил» для людей освещением? Как еще древние люди
использовали костер?

Пожалуйста поместите
картинку с костром   на «Реку времени» возле метки «древний мир»

Время движется , а мы
вместе с ним. Следующая наша остановка «Русская старина».

Под  нее девицы
пряли,

Ей работу освещали.

Песню пели, славно…
чинно

А зовут ее …(лучина)

Много ли дает она
света? Удобно ли было ею пользоваться?

Лучину помещают рядом
с меткой «Русская старина».

Посмотрите, как
волнуются остальные предметы. Мы приблизились к последней нашей остановке
«Современный мир». Я вам буду загадывать загадки, а вы отправлять отгадки
«домой».

Чудеса на потолке

Повисло солнце на шнуре.

На столе грибок на
ножке,

 В шляпке
солнышка немножко

Чудо кнопка на боку

Я нажать ее могу.

Батарейка – поводок

Свет возник и нам
помог.

Молодцы, хорошо
справились с заданием.

Интересно, а как
осветительные приборы  будут выглядеть в будущем?

2. Вед: Далеко
ли   близко ли, высоко ли низко ли  —

            
точно знаю только, что среди холмов

            
тяжкими трудами, сильными руками

            
Был построен город, город –мастеров.

Чтение отрывка из
художественного произведения (из книги)

—  В этом
царстве-государстве  жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не
простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных.
Любил царь, чтобы и платье у него лучше, чем у других, было сшито, и посуда
хитрее расписана, и дворец резьбой украшен. Мастеров в царском дворце
видимо-невидимо было.

Вед: Кто
был совсем внимательным,

        
Собранным, старательным,

        
С  таким  по «Реке времени»  нам точно  по пути,

        
Скажите мне ответственно, скажите мне уверенно.

        
Нам к старине иль к древности  отрывок
отнести? (ответы )

Вед: А
почему решили вы , что это старина? (ответы)

Вед: Поставим
иллюстрацию на яркое панно,

        
Пускай страна прославится, а  с нею заодно –

        
И столяры, и плотники, портные, кузнецы-

        
Такие  вот работники и строили
дворцы!        Размести книгу на
реке времени .

3. Технология
«Кейс-иллюстрации».
  В течении недели наши дети вместе
с родителями выполняли творческое задание – подбирали картинки и иллюстрации
для кейса « Одежда на все времена».  Отправляясь в пятничное путешествие
по «реке времени» дети доставая из кейса   иллюстрации
обосновывают  к какому времени относится и располагают на реке времени.

Дети выходят берут
иллюстрации и рассказывают в стихотворной форме.

1 карточка. Вот
старинный сарафан,

                    
сверху душегрея,

                     
Вязь с узором на карманах,

                     
В ярких бусах шея!

                     
Курск, Воронеж, Кострому

                     
узнаем по ним мы

                     
Так прославили страну русские костюмы! (прикрепляет к реке времени и садится )

2
карточка.    Офисный стиль – элегантно и модно,

                       
Чтобы на службе было удобно.

                       
Им сослуживцы чтоб любовались,

                       
Но чтоб от дела не отвлекались. (прикрепляет)

 3
карточка.    Если бы не было школ,

                       
До чего человек бы дощел.

                       
Он ходил бы вот так и поныне,

                        
Вместо айфона была бы дубина.

4
карточка.     На дворе тридцатый век,

                        
Изменился человек-

                        
И в одежде, и в жилище,

                        
И в мечтах, и даже в пище! (прикрепляет и садится).

4.  
Рассматривание портретов.

Посмотрите на эти
портреты.

Расскажите, в чём
люди одеты.

И в какие времена
рисовали,

Какие материалы
употребляли.

1 реб.-В древнем мире
люди на скалах портреты рисовали

Для работы уголь
черный выбирали,

2 реб.-Ну а в Древней
Греции — это уж потом, —

Рисовали глиной,
смешанной с желтком.

И портреты красками
яркими блистали,

Потому что в Греции
краски создавали.

Юные художники 
— большие мастера.

А нам, пожалуй,
дальше отправиться пора.

3 реб.- В эпоху
Возрождения мы приоткроем дверь —

Увидим мы портреты
художников теперь-

Смешают глину с
лаком  — и вот готов портрет!

Хоть краски стоят
дорого, но им износу нет!

4 реб.-А нынешним
художникам темперу и гуашь,

И акварели сочные и
чёткий карандаш,

Сегодня дарят химики,
учёных целый полк,

Они такие умники, и в
красках знают толк.

(оформляют
мини-макеты)

А теперь
прикрепите  ваши мини-макеты  на реку времени   к той
исторической эпохе   к какой они относятся. (прикрепляют)

5. Фотосессия.

Вед: А сейчас с ребятами
затею я игру,

       
И атрибуты времени в игру свою введу,

       
Возьмем приметы времени, потом распределим,

      
  И с ними фотосессию на память совершим.

  
Подходите дети выбирайте себе атрибуты какого –то времени, наряжайтесь, берите
рамку , а я буду фотографом и сделаю фото на память. (фотографирует)

Спасибо,
присаживайтесь.

Заключение: 

Я показала вам
технологию,

Так подходящую к
нашим условиям,

В ней все
понятно,  и все логично

Она развивает детей
отлично.

Литература

1.Короткова
Н.А.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного
возраста, М: Линка-Пресс, 2007

2. «Что было до…»
Дыбина О.В.  игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. –
Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.

3. «Рукотворный
мир»  Дыбина О.В. Творческий центр Сфера

 

 
Цель: Знакомство участников мастер — класса с инновационной педагогической технологией «Путешествие по «реке времени», автор Короткова Надежда Александровна.
Задачи:
1.    передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2.    совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
3.    популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
4.    повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
 
Ход мастер – класса:
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.
В практике своей работы активно использую технологию «Путешествие по «реке времени», которая направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).
Для работы над «рекой времени» используется карта-панно («река времени» — это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см), которая символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир, может быть и будущее. Напоминаю, что детям дошкольного возраста не говорят конкретных дат в цифрах.
На панно заранее наклеиваются иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени.
 
«Путешествие «по реке времени»» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она  позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной  деятельности в режимных моментах.
Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.
Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные.
Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями. Педагог обсуждает вместе с детьми высказанные идеи, предположения. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала. На этом этапе педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.
Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно «река времени». Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Как видим, по алгоритму, «путешествие по реке времени» может быть итоговым мероприятием по проекту. Я же его чаще всего использую в начале работы над проектом по изучению элементов приметного мира и их историю эволюции. Заполняем таблицу вместе с детьми по мере получения ими знаний и представлений. Таким образом, остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию, в течение всего проекта обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение  подкрепляются реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером и чернилами).
Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований».
Более подробно я хочу вас познакомить с данной технологией на примере работы с картой — панно на тему «Осветительные приборы» в форме непосредственно образовательной деятельности.
 
На столе раскладываются картинки осветительных приборов разных эпох.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». На столе лежат картинки, это осветительные приборы,   мы поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.
(На большом панно «река времени» с символическими метками «Древность», «Старина», « Современность».)
Воспитатель: На реке времени остановка, она называется «Древность».
Сейчас вы попробуете отгадать загадку и узнаете, чем люди в древности освещали свои пещеры
Воспитатель загадывает загадку:
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода — хорошо,
Но с собой не понесешь.
Как вы думаете, что это?
Дети: Костёр.
Воспитатель: Верно, древние люди  разжигали костёр, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее. Подумайте и скажите, для чего еще древние люди использовали костер? (Тепло, свет, приготовление  пищи, отпугивание животных.) Давайте поместим картинки на «реке времени».
Как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?
Дети: Страшно.
Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Дети: Факелы.
Воспитатель: Этот предмет используется и в настоящее время.
Вот – бегун – олимпиаду
Открывать ему здесь надо.
На трибунах шляпки, фраки
А в руках спортсмена – (факел)
Факел  — это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.
Поместите картинку в ее временную эпоху.
Воспитатель. Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Старина».
Воспитатель загадывает загадку:
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно, чинно
А зовут ее (лучина)
Лучина — это самая обычная щепка, только заострённая на конце.  Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила. Удобно ли такое освещение? Почему? (От лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.) Давайте поместим лучину рядом с меткой «Старина».
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения.
Будто стройная березка,
Только сделана из воска. 
Как вы думаете, что это?
Дети: (Свеча)
Воспитатель: Свечу делали из пчелиного воска, бараньего сала, у свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.) Найдите картинки с изображением свечи и поместите её на  панно.
Продолжим наше интересное путешествие. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Постепенно они научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Из нефти научились делать керосин. Какой же предмет для освещения они придумали?
Со стекла смахните пыль
И ее включите.
У нее горит фитиль,
Он из плотных нитей. (Керосиновая лампа)
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Ещё она была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.) Возьмите картинки с изображением керосиновой лампы и поместите  их на «реке времени».
Воспитатель: Мы приблизились к последней нашей остановке «Современность». Я  вам загадаю загадку
Дом стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется.  (Лампочка)
Лампочки освещают наши квартиры и улицы. А сейчас появились новые энергосберегающие лампочки (люминесцентные и светодиодные). Они дают много света, а расходует электроэнергии мало. Дома у вас, наверное, у многих такие есть. Благодаря появлению лампочки в наших домах много разных, красивых светильников. Выбираем картинки с изображением лампочек и светильников и размещаем их на панно. 
Воспитатель:  У нас ещё остались картинки. Пусть каждый из вас решит, какую временную точку он  выберет на «реке времени» и заполнит её картинками.  Дети  выкладывают картинки на  выбранную временную точку на панно «Река времени».
Готовые панно вывешиваются в групповой комнате и при необходимости дополняются или используются для закрепления полученных представлений. Как видите таким образом можно познакомить с историей развития различных предметов: книг, письменности, бытовых приборов, костюмов, обуви и т.д.
3 часть. Рефлексия.
Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили    нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна и пример представлены на слайде.
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка — два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола — описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с  данным понятием.
Пример:
Путешествие
Развивающее, познавательное
Исследуем, узнаем, действуем
Знакомиться с миром интересно
Исследование.
(Раздать бумагу и ручки, предложить составить синквейн. Несколько вариантов попросить прочитать)
На этом мастер-класс заканчивается. Благодарю за участие.
 
Литература
1.    Короткова Н.А.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007
2.    Дыбина О.В.  « Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов» – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с
3.    О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова (и др.) «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста»: методическое пособие – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014
4.    Международный образовательный портал Маам [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.maam.ru/detskijsad/-puteshestvie-v-proshloe-osvetitelnyh-priborov.html
 
 

Педагогическая технология

«Река времени»

Автор технологии: Короткова Надежда Александровна

          Уважаемые коллеги, посмотрите, пожалуйста на спинку Вашего стула, тех у кого сзади обнаружится желтый кружок, я попрошу выйти и присесть за этот стол. Для Вас у меня отдельное задание. Оно находится в конверте.

       А теперь, позвольте начать свое выступление с рассказа о том, что вот уже 2 года я работаю по теме самообразования «Приобщение детей к русской народной культуре и традициям». И я никогда не задумывалась, о том какую педагогическую технологию я реализую. Я просто занималась с детьми тем, что интересно мне и, как оказалось, детям, потому что они ждут вторника, когда мы проводим кружковую деятельность «Карусель», где непосредственно реализуем задачи темы моего самообразования. И когда, Марина Анатольевна поставила перед нами задачу «подготовить мастер-класс, где мы поделимся педагогической технологией, которую используем», я задумалась…

       Я начала анализировать, что мы чаще всего делаем и для чего мы это делаем. И я пришла к понимаю того, что чаще всего мы отправляемся в историю вещей и событий. Мы узнаем, «как это было», «как это развивалось», «как это происходит сейчас» и «как это будет происходить в будущем». Я начала искать в интернете информацию о сравнении предметов во времени, путешествие во времени. И что Вы думаете? Оказывается, сама того не ведая, я два года реализовала педагогическую технологию Надежда Александровна Короткова «Река времени».

     Теория:

 Технология «Река времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира.

       Для реализации своей технологии Надежда Александровна предложила дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист, обозначающий реку, символизирующий линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», понятными детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир, может быть и будущее. «Будущее» я предложила сделать отдельной «остановкой».

       Каждая остановка во времени — обозначена «меткой». У нас такими «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде.

       Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).

Технология строится на следующих принципах:

  • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
  • Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Возможно использовать следующие методы:

   1.Словесный метод.

  • Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

  • а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
  • б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
  • в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

  • Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

  • Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»

  • Обсуждение реального или вымышленного события.
  • Постановка цели исследования (узнать).
  • Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
  • Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
  • Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
  • Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
  • Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Практика:

А теперь, коллеги предлагаю вам выбрать в меня в руке палочку. У кого короткие палочки приглашаю выйти ко мне. Мы с Вами попутешествуем по «Реке времени». Обратите внимание здесь представлены 4 временных промежутка «древность», «старина», «современность», «будущее».

Загадка:

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе!

Продырявит море!

                  (Утюг)

Для чего нам нужен утюг? А всегда ли утюги были такими, какими мы привыкли видеть их сейчас? А вы хотите узнать какие утюги были в разные времена? У меня есть картинки. Прошу Вас разместить их соответственно временному пространству. Спасибо. Коллеги на местах вы согласны. Как нам узнать верно ли мы разместили картинки по «Реке времени»? У меня есть небольшие характеристики утюгов, прочитав, которые мы точно сможем разместить изображения утюгов во времени. Предлагается текс. И так можно дополнять «Реку времени» не только текстом, картинками, но и реальными предметами.

А теперь предоставляю слово «фокус»-группе. Каким было Ваше задание? Приглашаю Вас представить нам утюг будущего!

Вывод:

Опыт работы показывает, что технология «Река времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Дети стали более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать, придумывать. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у ребенка развивается речь, он познает много новых для него слов. Всё это в целом может влиять на их интеллектуальное развитие.

Рубель и валик

Рубель (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем» .

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.

В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники.

В XVIII—XIX веках утюги представляли собой металлические сооружения формы, близкой к современной. Утюги нагревались в печи или углем

Так вот и гладили.

Вместе с самоваром

«Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги устроил в царицыной палате утюг железный» — таково первое упоминание на Руси об утюге, зафиксированное в книге расходов царского двора Михаила Федоровича Романова.

Запись была сделана 10 февраля 1636 года, а уже к XVIII веку в стране было налажено производство утюгов с горячими углями внутри. По бокам этих представителей бытовой техники делались дырочки. Хозяйки дули в дырочки — и угли разгорались. Интересно, что вес дальних родственников современных утюгов мог доходить до 12 кг.

Впрочем, некоторые литейные заводы производили и небольшие утюги — для глажки кружев, манжет и воротников.

Стоит отметить, что поначалу позволить себе утюги могли лишь обеспеченные семьи. Хозяйки XVIII века перед приходом гостей часто выставляли утварь напоказ наряду с самоваром. Нередко утюги украшались причудливыми орнаментами.

Электрический утюг

6 июня 1882 года по праву считается днем рождения электрического утюга, патент на который получил американец Генри Сили. Первые электрические утюги не были безопасны: их владельцев часто било током. Кроме того, поначалу изобретение Генри Сили не могло регулировать температуру, вследствие чего одежда часто или прожигалась, или оставалась непроглаженной.

Лишь в 1920 году появились утюги с термостатическим управлением.

В России XIX века помимо утюгов из чугуна были популярны газовые утюги. Они разогревались от горящего газа, утечка которого, кстати, часто приводила к пожарам и взрывам. А в деревнях хозяйки активно пользовались водяными утюгами, к платформе которых сверху приваривался чайник. Так женщины одновременно и грели воду, и гладили белье.

Виды современных утюгов

На сегодняшний день в магазинах бытовой техники можно увидеть разные виды утюгов. Невозможно представить быт каждой семьи без этой малогабаритной электрической техники. Глажка одежды из разных материалов требует особого подхода. Поэтому выбирая утюг, следует определиться с тем, какой вид лучше приобрести для повседневного использования в быту.

Классификация

На данный момент выпускаются следующие виды:

  1. Классические, или обыкновенные.
  2. С терморегулятором и распрыскивателем.
  3. Паровые.
  4. Дорожные.

Технические характеристики

При выборе утюга нужно обратить внимание на следующие технические характеристики:

  1. Мощность.
  2. Подошва.
  3. Система подачи пара.

Подошва утюга

Покрытие подошвы тоже важный фактор, на который нужно обращать внимание при приобретении утюга. Различают следующие виды покрытий:

  • алюминиевое;
  • стальное;
  • керамическое;
  • металлокерамическое.

Мастер-класс для воспитателей

«Использование технологии «Путешествие по «Реке времени» в работе с детьми»

Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу познакомить вас с технологией, которая называется «Река времени». Автор Короткова Н.А. Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Знакомство детей с рекой времени начинается с чтения произведения.

Актуальность в том, что данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Технология носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием-панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она  позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной  деятельности в режимных моментах.

Дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18), или — магнитная доска, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир, может быть и будущее.

 Карта-панно «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами — «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.

Остановки на «Реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации используются многократно.

Технология строится на следующих принципах:

Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Возможно использовать следующие методы:

1.Словесный метод.

Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.

в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику путешествий  на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например, каким я был сейчас, каким я буду в будущем.

Более подробно я хочу вас познакомить с данной технологией на примере работы с картой — панно на тему «Огонь наш друг и враг» в форме непосредственно образовательной деятельности, как итогового мероприятия. Вас я приглашаю не только освоить эту технологию, но и выступить в роли детей старшей и подготовительной группе.

Цель

Задачи

Оборудование

Ход занятия

— Предлагаю отправиться в путешествие по реке времени, используя несколько упражнений, которые можно проводить с детьми.

-А вы любите путешествовать? А куда скажите? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени» . Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Садимся поудобнее в наши скоростные лодки и в путь. Я слышу странные звуки, Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени.

— Впереди видна остановка, интересно, как она называется? («Древний мир»).

Отгадайте загадки и узнаете о чем мы сегодня будем с вами говорить:

Шипит и злится

Воды боится

С языком, а не лает

Без зубов, а кусает.(огонь)

2.Накормишь – живет

Напоишь – умрет.(костер)

-Как вы думаете, что это?

-В древние времена костер «служил» для людей освещением, теплом, светом, способом приготовления пищи, отпугиванием животных. Как они его добывали?

-Они брали острую деревянную палочку и упирали ее в деревянный брусок, появлялся дым, начиналось тление опилок и получалось возгорание.

— А если костер уже был не нужен, то как его тушили? (засыпали песком или землей, водой заливали). Давайте поместим картинки на «реке времени» возле метки «древний мир». Правильно, молодцы.

Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Русская старина».

Три собаки под землей,

Охраняли свой покой.

Сундуки монет под ними,

Были медно-золотыми. (Огниво)

-Огонь со времён Древней Руси чаще всего добывали с помощью огнива, которое состояло из трёх частей — кремня, кресала и трута. С кремнём всё понятно — это либо собственно камень-кремень, либо его заменители. Кресало — металлическая полоска, которой с силой проводят по кремню, вызывая сноп искр. Искры падают на трут — высушенный мох, шерсть или ещё что-то, способное тлеть и воспламеняться.

-Как вы думаете чем тушили пожары на Руси? Пожары тушились без использования специальной техники. По возможности огонь заливали водой, которую таскали ведрами. Горящие здания рубились топорами, а горящие бревна растаскивались крюками в разные стороны.

-Давайте размести картинки соответствующие этому времени.

Мы приблизились к последней нашей остановке «Современный мир».

1.Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер.

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками, Тоненькими … (Спичками.)

2.Она все спички победила.

В горючем газе её сила.

Устала — надо заправлять,

Пылала чтоб она опять. (Зажигалка)

-В современном мире людям намного проще стало жить. Люди не добывают огонь, а можно пойти и купить в магазине: спички, зажигалки.

— В современном мире появилась специальная техника для тушения пожаров. Воду перевозят в цистернах специальные пожарные машины. Из них ее выкачивают специальными ручными или механическими насосами. В снаряжении пожарного всегда есть огнетушители. Они бывают разных типов, то есть заполнены разными веществами. Одни заполнены газом, другие – пеной, а третьи – порошком.

-Давайте повесим оставшиеся картинки в современный мир.

Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна и пример представлены на слайде.

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка — два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола — описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Исследование

Интересное, познавательное

Учиться, знать, мыслить.

Интересно узнавать новые факты

Изучение

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Готовые панно вывешиваются в групповой комнате и при необходимости дополняются или используются для закрепления полученных представлений. Как видите таким образом можно познакомить с историей развития различных предметов: книг, письменности, бытовых приборов, костюмов, обуви и т.д.

Заключение: 

Я показала вам технологию,

Так подходящую к нашим условиям,

В ней все понятно, и все логично

Она развивает детей отлично.

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на машине времени. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть во времена бабушек наших бабушек – в древность».

«Раз, два, три, машина времени лети, в древность нас всех отвези!». Звучит музыка.

Вот первая остановка, называется «Древность». Педагог предлагает посмотреть на экран: мы попали с вами в древний Египет.

Педагог говорит: Египет — это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, сфинксы, пирамиды. В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы — это помощники фараонов. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать, и для этого использовали природные материалы.

Педагог предлагает детям посмотреть какие природные материалы лежат перед вами (песок, вода, глина, палочка).

Педагог предлагает детям взять палочку и нарисовать на песке. Педагог спрашивает: вашу надпись видно?

Предлагают вам представить, что наши надписи понесли кому-нибудь почитать. Несли, трясли по дороге.

Педагог предлагает потрясти надпись.

Педагог интересуется: что произошло с надписью? И почему?

Педагог обобщает ответы детей: песок сыпучий и, если его немного потрясти, или подуть на него надпись пропадает. Ребята, а нам подойдет песок для написания книги?

Педагог предлагает детям нарисовать на воде. Возьмите палочку и нарисуйте на воде. Что у вас получается? А почему?

Педагог предлагает нарисовать или что-нибудь написать на глине, а затем немного потрясти. Что произошло? А теперь подуйте на глину. Что с ней стало?

Педагог обобщает ответы детей: Глина подходит для хранения информации. Вот и к этому выводу и пришли древние жрецы.

Первые книги делались из глины, на которой выдавливали острой палочкой (клинком). Потом сушили и обжигали в печи, и их складывали друг на дружку. Получались большие и тяжелые книги.

Педагог спрашивает: «Интересно вам было создавать книги из глины? А сейчас я вам предлагаю посмотреть книги, которые были в старину».

Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на машине времени. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть во времена наших бабушек – в старину»

«Раз, два, три, машина времени лети, в старину нас всех отвези!». Звучит музыка.

Педагог говорит: Теперь мы с вами попали в древний Китай, где есть великая китайская стена, красивые дома. И китайцы много времени уделяют своему здоровью.

Педагог предлагает ребятам немного отдохнуть.

Педагог проводит физкультминутку «Машина времени». В машину времени садимся (делаем приседание и одновременно делаем «упражнение моторчик»),

В прошлом сразу очутимся (описываем двумя руками в воздухе круг).

Начинаем мы считать,

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке).

Машина наша ты лети (показываем руками крылья самолета),

В прошлое нас всех верни (описываем двумя руками в воздухе круг).

Педагог продолжает: Ребята, а как вы думаете, из чего же делали первые книги в Китае?

Педагог делает небольшую подсказку: показывает кусочки материи, дает детям потрогать материал.

В древнем Китае писали на шёлке, а потом его нарезали на кусочки и на них писали, сшивали и получались шелковые книги.

А вы хотите попробовать стать создателями шелковых книг, попробовать написать на шелковой страничке.

Педагог говорит: В Китае были специальные символы, которые назывались иероглифы.

Педагог предлагает посмотреть на экран, на котором изображены иероглифы и их обозначения.

Педагог предлагает детям выбрать любой иероглиф и изобразить на шелке.

Педагог продолжает: китайцы – изобретательный народ, они первые на земном шаре стали изготавливать бумагу.

Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на машине времени». Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть в древнюю Русь: «Раз, два, три, машина времени лети, в старину нас всех отвези!».

Педагог говорит: Вот мы с вами оказались в древней Руси, где Русь славилась деревянными красивыми городами, сильными богатырями, рукоделием, и веселыми праздниками.

Педагог говорит: Ребята, на Руси писали на бересте. А что это такое — береста?

Педагог обобщает ответы: Правильно, это кора березы, на ней писали при помощи острой палочки. Потом появилась бумага и на ней писали летописцы. Их труд был тяжелым. Буквы вырезали из дерева, наносили краску и прижимали к бумаге – это была первая печать.

Педагог предлагает детям создать свою печатную книгу.

Педагог предлагает послушать стихотворение и подумать какую книгу им необходимо сделать.

Октябрь. Берестов В.Д.

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Педагог показывает: ребята посмотрите, как мы будем необычным способом оттиском коры создавать свою книгу.

Педагог говорит: Посмотрите какие красивые странички книг вы создали.

Педагог предлагает детям вернуться в машину времени. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть в наше время: «Раз, два, три, машина времени лети, в наше время нас всех отвези!».

Педагог продолжает: Оказывается очень долгий путь проделала книга, пока не стала, такой какой вы ее видим сейчас. А сейчас бумагу производят из древесины, из которой создают книги.

Педагог спрашивает: «Вот мы и попали в наше время. А ваши мамы читают вам книги, сделанные из глины, шелка, бересты? Расскажите о ваших книгах».

Педагог интересуется: А в современном мире, как хранится информация?

Педагог обобщает ответы: На бумаге, на диске, на компьютере, электронные, на флэш карте памяти, аудиокниги.

Вводит элемент новизны; используется презентация -мультимедиа, наглядно-предметный, наглядно-информационный материал; стимулирует интерес детей; рассказывает; даёт задание.

Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране.

Предоставляет возможность высказаться детям на поставленные вопросы.

Познавательно-исследовательская деятельность с песком.

Экспериментирует с песком.

Обсуждает вместе с детьми.

Предоставляет возможность всем высказать свои версии.

Обобщает ответы детей о свойствах и качествах различных материалов.

Задает наводящие вопросы.

Использует презентацию — мультимедиа, наглядно-предметный, наглядно-информационный материал; стимулирует интерес детей.

Обобщает ответы детей.

Использует ИКТ в образовательной деятельности.

Стимулирует детей к деятельности.

Показывает бумагу.

Стимулирует на дальнейшее путешествие.

Задает вопросы.

Использует художественное слово.

Наглядно показывает.

Задает наводящие вопросы.

Обобщает ответы.

Наглядно показывает.

Повторяют слова

Проявляют заинтересованность.

Проявляют познавательную активность.

Осуществление практической деятельности преобразующего характера: наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы.

Дети выясняют закономерности.

Делают самостоятельно заключения, исходя из полученного опыта.

Дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы. Дети проявляют познавательную активность.

Вступают в диалог.

Произносят слова, для путешествия.

Выполняют физкультминутку.

Высказывают предположения, делают вывод.

Вступают в диалог.

Продуктивная деятельность детей.

Произносят слова.

Высказывают свои предположения.

Проявляют познавательный интерес.

Продуктивная деятельность.

Возвращаются на места. Проговаривают слова.

Вступают в диалог.

Вступают в диалог.

Имеют представления об источнике новой информации, разного исторического времени (древности, старины, нашего времени)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти загруженные книги на айфоне
  • Как исправить почерк для левшей
  • Как исправить ошибку сервер 400
  • Как найти меридиану равностороннего треугольника
  • Как найти ссылку на вайбер сообщество