Как составить репертуар песен

Как выбирать песни новичкам? Лучше петь то, что нравится, или ориентироваться на свои вокальные возможности? Как составить репертуар на все случаи жизни? На эти важные для каждого исполнителя вопросы отвечают преподаватели вокала Staccato.

Выбирать надо из тех песен, от которых человек кайфует, но без завышенных планок.

Пойте лёгкие песни из своего плейлиста

С чего начать петь? Единогласное мнение преподавателей нашей школы: разучивать стоит только те песни, которые искренне нравятся исполнителю.

Сабина Гаджиева на первом занятии просит ученика показать свой плейлист. «Мы выбираем две разнохарактерные песни. Одну — лиричную, вторую — движовую, энергичную. Тогда будут два разных звучания и два образа — чтобы было легко переключаться, а не повторять одно и то же».

При выборе Сабина отталкивается от желания ученика. «Нужно, чтобы песня очень нравилась и чтобы она подходила по уровню, по возможностям, диапазону. Но если даже нет, нестрашно. Мы можем поменять тональность и аранжировку — это чисто технический вопрос. При этом важно, чтобы песня была не самой лёгкой, и нам было, над чем поработать».

«В любом случае выбирать надо то, от чего человек кайфует, — считает Ольга Никифорова. — Но без завышенных планок. Песня должна быть удобной. По темпу, по настроению, по сложности и возможностям. И даже по темпераменту. Если очень спокойный человек выбирает излишне энергичную песню, ему может быть трудно. С другой стороны, бывает и такое, что человек окрыляется в процессе разбора нелёгкого произведения. Но это зависит от ученика — в таком случае он должен действительно серьёзно относиться к урокам».

«У Эми Уайнхаус — живые аранжировки, с оркестровкой; и расслабленная манера исполнения. Это не то чтобы несложно, но она — для всех», — говорит Ольга Никифорова

Ольга Захарова предлагает обращать внимание на то, какой у песни ритм. «Когда вы только начинаете, репертуар должен быть не очень быстрым по ритму, — говорит она. — Потому что голосовой аппарат просто не успеет выполнить все функции, которые на него возлагают. Это и дыхание, и звукоизвлечение. Новичку нужна спокойная и размеренная музыка — так проще успеть за всеми пассажами и мелодией».

Ольга Захарова также советует новичкам петь на английском, потому что он даёт больше возможностей для развития голоса. И рекомендует эту песню.

Не сковывайте себя рамками

Что делать, если возможности вокалиста не совпадают с желаниями? Бывает, человек будто создан петь народные песни, а ему хочется стать джазовым вокалистом. Или постичь экстремальные вокальные техники рок-звезд! Как тут быть, когда голос идеально подходит для одной музыки, но хочется петь другое?

«В классе можно пробовать что угодно! — считает Мария Карезина. — Может очень долго не получаться, а потом вдруг — раз, и получится! При этом важно быть реалистом и полагаться также на мнение преподавателя. Мы поём не только для себя и для слушателей, поэтому в классе можно экспериментировать, но вот на концерте желательно показать себя в лучшем виде».

Подберите репертуар на все случаи жизни

«Для тех вокалистов, у кого уже есть опыт, репертуар можно разделить на три группы: учебный, концертный и конкурсный — и они все разные», — объясняет Мария Карезина.

Учебный — это материал, в котором человек будет расти над собой. Исполняя его, вокалист развивает те качества, которых ему не хватает. «Песня может быть широковата по диапазону, непривычной по стилю. Например, человек привык петь русские песни, а ему предлагают R’n’B. Это тренировка того, чтобы быть универсальным артистом. Само по себе это нереально, но именно так интересно учиться новому», — говорит Мария.

Концертный — материал, где человек уверен в себе. «Здесь мы прикрываем свои слабые стороны и раскрываем сильные. Человеку должно быть легко, он должен выглядеть хорошо. Это не самые сложные, щадящие песни», — добавляет Мария Карезина.

Конкурсный репертуар — это сложные песни. Вокалисту важно показать свой диапазон и уровень. Концертный репертуар схож с учебным в том, что при разучивании обоих человек развивается.

Используйте технические возможности

Выбирая песню, посмотрите, есть ли к ней в свободном доступе минусовка. «Лучше проверить этот момент заранее, — рекомендует Сабина Гаджиева. — Хотя есть у нас одна девушка, которая обычно ищет песенки не самые попсовые: загорается ими — и заказывает минусовки. Почему бы и нет! Если хочется, то выход есть».

Мария Карезина советует мыслить стратегически. «Можно завести где-нибудь в телефоне „вокальный план“. Услышали песню — запишите, чтобы не забыть, что вам она интересна и хочется над ней поработать. Удобно распечатать тексты песен и сложить в папку или сохранить хотя бы в документе Word. Перед концертом или конкурсом будет удобно заглянуть в эту папку и вспомнить выученные песни, а не думать: „Ой, а что ж это я учил?“ А ещё рекомендую завести флешку и скачать туда минусовки песен, которые вы разучиваете. Это помогает не тратить время на поиск на занятии».

Придумывайте сами

Ольга Никифорова говорит, что её ученики-тинейджеры обычно ходят с диктофоном. «Они всегда себя записывают, слушают и переслушивают. Человек что-то напел, на инструменте пару нот набрал — получилась мелодия. Показывают мне, друг другу, потом записывают в студии. Есть вариант петь „рыбу“ — когда не на английском сразу текст, а просто некие слоги „эйшн-мэйшн“ и в таком духе. И из-за того, что в таком пении много свободы — рождается и песня, и появляется оригинальная манера исполнения».

Обменивайтесь идеями

Уроки вокала в Staccato — это не только обучение, но и комьюнити. Учащиеся знакомятся и обмениваются опытом, объединяются в группы и выступают вместе на концертах, которые регулярно проводит школа.

«Есть ребята, которые приносят песни, подходящие для дуэта. Мы их знакомим, создаём ансамбли», — говорит Сабина Гаджиева. Появляется особая энергия и новый опыт дуэтного исполнения.

«А есть у меня ученица — она уже хорошо поёт, но всё равно приходит на концерты. И говорит, что как раз за репертуаром. Шазамит, записывает. Происходит такой обмен». Как классно!

Топ-лист песен для начинающих от педагогов Staccato

Крис Айзек — Wicked Games
Адель — Rolling in the Deep
Леонард Коэн — Hallelujah
Birdy — Strange birds
Эми Уайнхаус — Stronger than me; Valerie
Элтон Джон — Sorry seems to be
Робби Уильямс — Love my live
Френк Синатра — Fly me to the moon
Нэт Кинг Коул — Love, The autumn leaves
Сэм Смит — I’m not the only one, Stay with me
Билл Уизерс — Just the two of us, Lovely day
Алексей Чумаков «Тут и там»
Animal Jazz — «Три полоски»
Ёлка — «Около тебя», «Грею счастье»

С 1984 года, когда Леонард Коэн выпустил песню Hallelujah, на неё было записано около 200 каверов. Это версия Тори Келли, записанная для мультфильма «Зверопой». Попробуйте и вы!

Надо сказать, что вопрос о грамотном подборе певческого (или вокального) репертуара довольно редко поднимается на сайтах вокала и даже в специализированной литературе. А между тем, как мне кажется, вопрос этот требует рассмотрения и пояснения, особенно когда речь идёт вообще о самом первом репертуаре (или отдельно взятой песни) в жизни человека, когда он только обучился базовым навыкам вокала.

И если уж говорить о построении репертуара, то надо тогда уж по-хорошему упомянуть, КАК репертуар подбирается в профессиональных музыкальных заведениях для тех же студентов-первокурсников. Это, на мой взгляд, пожалуй, самая правильная «модель» (или план), по которой стоило бы обучаться.

После освоения навыков и многочисленных распевок первое, что педагоги обычно дают студентам попеть, это ВОКАЛИЗЫ.


Вокализ – это пение без слов, также пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков или слогов. Используется в том числе для развития голоса: в отношении его количественных характеристик и голосовой техники (Википедия)

Да, вокализы действительно являются как бы продолжением распевок и упражнений, поэтому обычно вокализы исполняются на распев гласных букв или на повтор одного слова какого-то, или на словосочетание (например, «Ave Maria»). Текста в вокализе нет, ибо это произведение предполагает под собой закрепление, развитие или тренировку определённых навыков пения. Просто в отличие от распевок вокализ звучит именно как некое целостное и законченное музыкальное произведение (пьеса). Многие мастера итальянской вокальной школы сами сочиняли целые сборники вокализов для разных голосов (мужских и женских) и их разной тембровой принадлежности (сопрано, тенор и т.д.). Вокализ даёт массу полезных навыков (таких, как фразировка, динамика, задачи ритма и звуковысоты и т.д.) и более системно закрепляет уже имеющиеся у студента навыки пения.

Далее после вокализа как правило идут НАРОДНЫЕ ПЕСНИ – их исполнение как в сопровождении инструмента, так и пение a’cappella («а капелла» — пение без сопровождения).

Причём народные песни подбираются разного характера – одна медленная, другая быстрая, или одна песня весёлая, задорная, другая – лирическая, протяжная. В народных песнях, как вы понимаете, уже начинается работа над текстом и дикцией во время пения.


Мне кажется, что можно брать народные песни не только своей страны и на русском языке, например, но и на иностранном языке, ОСОБЕННО если в будущем человек планирует или хочет петь на этом иностранном языке. И дело тут как раз в изучении так называемой вокализации языка, то есть особенности произношения и звучания букв, звуков, созвучий и слов чужого иностранного языка, на котором поётся песня. Изучение иностранной вокализации очень развивает слух, не говоря уже о том, что даёт поющему массу опыта по работе со звуком. Как правило, в российских музыкальных ВУЗах принято петь обычно только русские народные песни.

Вслед за народными песнями идут классические АРИИ, сначала небольшие, потом всё сложнее по мастерству и продолжительнее по времени. В ариях преследуется воспитание манеры пения «кантилена», а также пение «легато» (итал. legato – плавно, связно), вокальная работа в медленном ил спокойном темпе, что сразу влияет на развитие протяжности дыхания.


Кантилена (итал. cantilena «песенка», от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии (Википедия)

Понятно, что не только в этом состоят задачи, но, пожалуй, я обозначила самые главные.

После арий идут, как правило, РОМАНСЫ, как классические, так и из современной музыки.

Далее репертуар может быть значительно расширен до нескольких разноплановых произведений. Это могут быть арии из классических и современных опер, реже – из мюзиклов. Также обязательно в программу учебного репертуара входят песни из многочисленных вокальных циклов и сборников. Сам интонационный и ритмический план песни становится всё сложнее и после классики обычно переходят на произведения современных композиторов или композиторов 20-го столетия, которые подчас значительно сложнее для исполнения в отличие от классических произведений.

Надо сказать, что после значительного опыта сольного пения, педагог может предложить студенту взять в работу дуэт, трио, квартет или другую форму камерного ансамбля. Это отдельный интереснейший и, как вы понимаете, многоголосный план работы для студента, который требует наличие партнёров (других вокалистов) для совместного музицирования.

После небольшого обзора «стандартной» классической системы подбора учебного репертуара перейдём к вопросу о подборе песни (или репертуара) в частном обучении любителей (не будущих профессионалов), которое сейчас очень распространено.


Под «учебным репертуаром» в данном случае понимается именно начальные первые произведения, в которых начинающий певец, который обучается вокалу просто «для себя», в первую очередь сможет реализовать свои базовые навыки и приобретёт для себя опыт вообще работы над песней, что значительно отличается от работы в отдельных вокальных упражнениях. Просто в данном случае не надо путать «учебный репертуар» с понятием «концертный репертуар», который в свою очередь рассчитан для профессиональных певцов, составляющих себе программу выступлений на публике.

Я об этом уже писала в статье «Обучение вокалу: грёзы и реальность» — дорогие учащиеся, прежде всего ДОВЕРЬТЕ репертуарный выбор для вас ПЕДАГОГУ! Ибо это первая проблема, с которой в данном аспекте сталкиваются преподаватели.

Часто, после освоения базовых вокальных упражнений и вообще основ вокала, когда для ученика наконец наступает тот самый долгожданный этап перехода на репертуар, встаёт животрепещущая проблема выбора – «Что будем петь?» И вот тут ученик может «сорваться с цепи», заваливая своего преподавателя всевозможными вариантами того, чего бы он сам хотел бы спеть (всю жизнь мечтал, долго ждал, лелеял надежду и т.д.)

Понятно, что педагог в любом случае выслушает все ваши пожелания, дорогие мои, но это вовсе не означает, что он ОДОБРИТ ваш выбор и что он вообще обязан следовать вашим «хочу».

Да, бывает, что со стороны ученика озвучивается вполне разумный выбор произведения, которое действительно ему подходит и ПО СИЛАМ. Но, увы, такое бывает редко… Ибо практика показывает, что учиться петь, владеть уже немного навыками и базой ещё НЕ ОЗНАЧАЕТ, что ученик может адекватно рассуждать о своём голосе и его возможностях, ну и зачастую его знаний музыкальной литературы (так называются муз.произведения) просто не хватает, либо они очень убоги, чтобы выбрать себе для исполнения и изучения действительно стоящую песню, в которой будет всё то, что полезно продолжению развития вокального мастерства ученика и которая при этом будет талантливым сочинением и прекрасной музыкой (надеюсь, вы не станете отрицать, что музыка бывает разной и на той же эстраде встречается больше ширпотребных низкопробных песен, чем действительно достойных).

Так вот доверяя своему педагогу, как профессионалу в мире вокала и озвучив свои личные пожелания, пересмотрев и обсудив множество вариантов песен, где педагог даст вам предварительный анализ произведения с точки зрения его изучения вами же, ну и осветит хотя бы приблизительно перспективы вашего исполнения, вы вполне придёте к консенсусу, поверьте! И каждый будет доволен!

Чаще всего педагоги рекомендуют своим ученикам в качестве первого произведения взять в работу вещь лирического плана. Как правило, это очень красивая мелодика, гармонии, чаще всего текст любовной тематики, медленный или спокойный темп, небольшой объём самой песни. Но педагог здесь преследует свои цели ДЛЯ ВАС. А именно:

  • Развитие вашего дыхания, точнее дыхательного аппарата в целом (имеется в виду длина и ровность выдоха)
  • Выравнивание манеры пения согласно стилю музыки и жанру песни (как пример – в классике принята академическая манера пения, «округление» всех гласных звуков, в эстраде наоборот – «открытые» гласные звуки и минимализм динамики)
  • Спокойный темп даст возможность вам всё успевать в процессе пения – думать о своих действиях, отслеживать какие-то конкретные задачи, связывать отдельные навыки в цельную вокальную работу
  • Работа над штрихом «легато» (а как правило вся лирика поётся на «легато»), о котором уже упоминалось, даст возможность тонко слышать каждый свой звук, ноту, слог, слово, чувствовать и реагировать на изменения тембра звучания, преодолевать «трудные» ноты
  • Небольшой объём произведения научит вас впервые небольшой «вокальной режиссуре» песни, где вы режиссёр и исполнитель одновременно и можете исполнить именно то, что задумаете и продумаете заранее, показать в пении те эмоции, которые соответствуют данной музыке и словам, осуществите грамотную динамику (динамика – это разнообразные оттенки громкости звучания, напрямую связанные с владением техникой вокального дыхания и артикуляции, ну и с возможностями самих голосовых связок)
  • Первое произведение – это первый «мозговой штурм» и психоз, это первое волнение, первый результат и это знают все педагоги. Научиться не волноваться, собираться и сосредотачиваться, работать над собой, чтобы потом иметь удовольствие «расслабиться и просто петь для наслаждения» — это тоже ой, какая важная задача для ученика и его первый опыт исполнительства.

Я с приведёнными выше задачами абсолютно согласна, потому что мой педагогический опыт и сотни песен, изученных и воплощённых пением моих учеников, доказал много раз, что начинать свой репертуар с лирики – это правильно и уместно. Ученику это даёт очень многое, что впоследствии он будет применять в других произведениях.

Никогда не беритесь за «опасный» репертуар, в котором вас прельщает что-то, что не даёт вам адекватно мыслить и анализировать. Взявшись за крутую песню, сложную, с кучей технических заворотов, требующей большого, крепкого и ровного диапазона, совершенного владения дыханием, в быстром темпе и со сложным ритмом, изобилием голосовых  «украшений» (так называемые «мелизмы»), глобального объёма и т.д., вы можете попросту провалиться ещё на этапе изучения подобного материала. Не говоря уже о самом страшном – полном разочаровании в самом себе, как певце, в своём голосе и его звучании, да и вообще в самой выбранной вами песне, когда вы таки попробуете спеть песню полностью, запишите себя на диктофон и послушаете себя «со стороны». И если вы до этого сильно упорствовали на эту песню, желая во что бы то ни стало спеть именно её, не слушая резонных отговорок и советов педагога, то последнему ничего не останется, как сказать вам «неча на зеркало пенять, коли рожа крива» (русская пословица).

Надо честно отдавать себе отчёт – «что я могу, а что мне ещё не под силу». Поверьте, всему СВОЁ ВРЕМЯ! Многие мои ученики точно также начинали когда-то с простейших и не хитрых песен и спустя годы доходили до очень не простых ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ вокальных вещей, которые не стыдно было показывать на конкурсах, концертах и кастингах. Но помните, что всему своё время. Помните, я уже говорила как-то что время в вокале обмануть и перепрыгнуть нельзя? Рост сложности репертуара поющего ещё раз подтверждает это. Наберитесь терпения, трудитесь и любите ту музыку, которую вы исполняете именно сейчас. Учитесь «из ерунды делать шедевр». Именно с этого надо начинать. Хотя поверьте, поначалу даже самая простая на первый взгляд песня может оказаться для вас целым испытанием и школой. Это нормально. Ведь это первый ваш опыт и бояться его не надо, ему надо только радоваться!

После лирики можно как раз попробовать взять в работу что-то совершенно другого плана, как по характеру, так и по стилю, темпу, даже жанру. Вторая вещь, противоположная в чём-то первой, также даст вам очень много опыта и знаний, а точнее – их применений.

Постепенно, со временем, репертуар должен усложняться, конечно. И именно этот факт будет давать вам всё больший и больший выбор среди музыкальной литературы, что, согласитесь, не может не окрылять!  smile

Ещё вам совет. Старайтесь избегать не только низкопробных и примитивных (в музыкальном плане) песен, но и известных шлягеров, хитов, которые знает весь мир. Это ОЧЕНЬ опасно. Да, соблазнительно, понимаю, что нравится и хочется, но всё-таки сто раз подумайте, прежде чем делать ТАКОЙ выбор.

Всё-таки когда мы говорим о пении, мы наверняка имеем в виду вокал, как сценическое искусство, то есть подразумеваем, что когда мы будем петь — нас будет кто-то слушать, то есть мы будем петь «для кого-то» (в семье, среди друзей, в караоке-клубах, на сцене, на корпоративах на работе и т.д., у кого чего), а не для себя любимых в ванной, пока никто не слышит. Так ведь? Неужели вы пошли учиться и тратить свои ресурсы, нервы, силы только для того, чтобы ваших результатов никто и никогда не услышал?? Не поверю ни за что! Даже если вы в самом начале именно так и думали, поверьте, что в процессе обучения, вам захочется гораздо большего от себя, захочется «признаний» ваших трудов.

Так вот вы должны иметь в виду, что когда вы захотите исполнить «на публике» некий известный шлягер или хит (или песню известного исполнителя), то вас НЕИЗБЕЖНО будут сравнивать «с оригиналом звучания», то есть с первоначальным исполнением данной вещи, которое знают все. Вот в этом вся и проблема! Да, вроде бы публика будет понимать, что вы – это не тот знаменитый певец, к чьему исполнению данной песни все привыкли, может быть даже ваша публика будет знать, что вы «не волшебник, а только учитесь», но ВСЁ РАВНО, волей-неволей слушатели будут сравнивать вас с тем самым певцом, с тем самым «оригиналом»! Ну ничего здесь не поделаешь, психология слушателей так устроена, особенно если это не профессиональная аудитория, которая как раз сможет в своём сознании оценить именно ВАШЕ исполнение, отсекая из памяти первичный «оригинал». Поверьте моему опыту и опыту моих студентов, чащу всего (на 99%) случается именно так. И если вы не блещете вдруг подобным голосом и манерой, той самой харизмой звука и прочим, «как у того певца», то боюсь, что вас либо недооценят, либо вообще освистают. И ничего ведь публике не докажешь – что ты старался, как мог, что ты учился, что у тебя опыт ещё мал и т.д. Публика в плане оценки бывает несправедлива, особенно когда есть, С КЕМ сравнивать.

Я не говорю, что исполнять общепризнанные и известные хиты нельзя вообще. Хочется – да пойте ради Бога! Просто имейте в виду ту логику, которую я вам привела абзацем выше. «Нет предела совершенству», как говорится, и петь можно всё, что позволяет голос, способности, умения и желания. Но уж брать шлягер как свою первую вещь в репертуаре я бы точно не стала. Задумайтесь над этим.

И вообще, когда вы сами хотите себе подобрать репертуар или песню, то, как правило, вы её берёте не из неисследованных нот, а из уже знакомого вам хотя бы на слух, не так ли? А раз вы уже слышали в чьём-то исполнении эту вещь, она вам очень нравится и вы хотите её спеть, то ответьте себе сначала на вопрос – а ПОЧЕМУ вам так нравится эта вещь? Чем конкретно? Что вас в ней так привлекает?

Мой опыт показал (при подобном разговоре со студентами), что чаще всего человека привлекает именно то, КАК СПЕТА эта песня. То есть КАК она звучит у ДАННОГО ПЕВЦА, в чьём исполнении ученик данную песню знает. Гораздо реже я слышала ответы, что песня нравится из-за текста, идеи, самой музыки. Увы и ах, но непрофессионалы чаще всего рассуждают о песне, имея в виду не столько саму песню, сколько то, в каком виде они её услышали у кого-то.

Что из этого следует? А то, что ваш голос – это ВАШ голос и ЕГО возможности, а голос певца у той песни – это голос ТОГО певца. И ваши голоса РАЗНЫЕ. Не будем рассуждать, лучше или хуже, речь не об этом. Просто в вашем исполнении и при тембре (краске) именно вашего голоса песня будет звучать СОВСЕМ ИНАЧЕ, нежели вы её привыкли слышать раньше. Потому что вы привыкли её слышать тембром голоса того певца, а сие есть разница, ибо не бывает двух похожих голосов. Никто не знает на стадии начала изучения, как на самом деле песня будет звучать у вас – уж больно много факторов на это влияет. Но ваш педагог может с некоторой точностью, зная вас и ваш голос, а также его возможности, спрогнозировать  эту «будущую звуковую картинку» и дать вам в итоге вердикт, стоит заниматься этой песней или вы со своим голосом в ней проиграете.

Понимаете, у вас в данном случае может получиться очень хороший оригинальный результат, именно СВОЁ исполнение и звучание, что нисколько не испортит саму песню, а даже наоборот. Но может выйти и обратный результат. И в итоге вы будете недовольны собой, разочаруетесь, самооценка будет снижена – оно вам надо? Всегда продумывайте вместе с педагогом оба варианта, так сказать, и хороший, и проигрышный.

В общем, я надеюсь, что вы поняли, что подбор репертуара – штука серьёзная и иногда не простая, хотя очень возбуждающая и несущая позитив. Подходите ко всему с умом, грамотно, как говорится, доверяйте своему педагогу и я уверена, что вы найдёте для себя именно то, что ищете, что захочется спеть и показать всем. А ещё я уверена, что данная работа принесёт вам массу позитива и интереса! Удачи!  smile

Тема репертуара кавер-групп уступает по актуальности и важности разве что вопросам о качестве исполнения, и в каком виде подавать кавер – как оригинал или сделать свою версию. Мы решили узнать мнения музыкантов о том, как собрать репертуар, который будет востребован, как найти золотую середину между интересами исполнителей и пожеланиями зрителей, есть ли разница в спросе на русские и иностранные композиции, и насколько кавер-группы готовы идти навстречу заказчикам.

Попасть в десятку
Собрать репертуар, который бы нравился и музыкантам, и зрителям непросто, особенно для молодого, недавно созданного коллектива. В этом признаются сами исполнители. Как отмечает Владислав Трошин, музыкант ВИА «Нефть», каждая кавер-группа в начале своего пути сталкивается с проблемой выбора репертуара. «Наш коллектив через это проходил. На наш взгляд, репертуарная политика должна, в первую очередь, отвечать требованиям заказчика. Список песен регулярно необходимо обновлять, пополнять его как современными хитами, так и песнями 60х-70х годов. Все члены нашего коллектива – это профессиональные музыканты с высшим музыкальным образованиям. Мы даем свое прочтение известным хитам, поэтому на выходе остаются довольны все – и слушатели, и мы получаем удовольствие от своей работы».

По мнению Антона Хмелевского, бас-гитариста группы Stereo Jam, основная проблема молодых музыкантов при составлении репертуара в том, что они редко могут посмотреть на себя со стороны и представить в роли зрителя, гостя на свадьбе или любом другом мероприятии. «Из-за этого получается однобокий взгляд. Один знакомый мне как-то сказал: «Если репертуар понравится опытным местным музыкантам, которые уже давно на сцене, то понравится и всем остальным». Я с ним не согласен в корне. Репертуар должен понравиться, в первую очередь, зрителю. Для этого нужно поставить себя на его место, абстрагируясь от личных музыкальных предпочтений, и посмотреть на свой проект со стороны. Это поможет увидеть картину в целом и в дальнейшем совместить свои и зрительские музыкальные вкусы».

Павел Репин, сооснователь, бас-гитарист и вокалист группы Funny Kaplan считает: «Главное, о чем должны всегда помнить музыканты – любой коллектив создается для зрителя. Если ты делаешь это только для себя, тогда можно выступать дома у зеркала. Репертуар – это то, что хотят от тебя слышать, а не твои «хотелки». Плюс кавер-групп в том, что они непосредственно контактируют со зрителями. И иногда появление новой песни происходит прямо во время выступления. В нашей группе такое было не раз. Зритель подходит в перерыв и просит исполнить свою любимую композицию. Мы стараемся ориентироваться на их пожелания. Ведь если человек пришел на концерт один раз, придет второй. Повод для этого – «его» песня. Кстати, у нас был такой случай. Среди наших поклонников есть семейная пара, которой особенно нравится в нашем исполнении одна из песен группы Nirvana. Они специально приходили на все наши концерты, чтобы ее услышать. Если мы вдруг забывали ее исполнять, они подходили и напоминали». Найти компромисс между вкусами зрителя и собственными не составляет труда, считает Павел. «Если ты можешь исполнить эту песню, она тебе нравится, значит, это пополнение в копилку репертуара. Если песня не очень близка тебе, но ее просит исполнить заказчик, и ты можешь это сделать – она появится на какой-то короткий момент, но в постоянный репертуар не войдет. А если нет желания играть, да еще и не получается, так ты ее ни разу и не сыграешь».

 Заказчик заказчику рознь
Популярность тех или иных кавер-композиций зависит от аудитории и формата мероприятия. Все музыканты, с которыми мы общались, сошлись во мнении, что выступления в развлекательном заведении и на частном мероприятии могут довольно различаться.

В зависимости от того, где проходит выступление, и кто составляет основную часть зрителей, меняется и спрос на песни, исполняемые на разных языках.
Антон Хмелевский (группа Stereo Jam) говорит о том, что разница в спросе на русские и иноязычные песни, безусловно, есть. Большой популярностью пользуется русскоязычная музыка. «Эти песни быстро запоминаются, их любят подпевать, даже если изначально текст незнаком. Чаще заказывают именно отечественные песни. Хотя надо признать, музыкальный кругозор населения расширяется, и бывают случаи, когда люди просят, например, исполнить «что-нибудь из Muse» при том, что эта группа малоизвестна для большинства людей. Кстати, именно благодаря таким пожеланиям наш репертуар расширяется». Что касается песен на иностранных языках, позиция Антона однозначна: «Делать полностью англоязычный репертуар — это заранее провальная идея. Примеры подобных коллективов в моем окружении есть. И они уже добавили, либо в данный момент добавляют русские песни в свой репертуар».

Павел Репин (группа Funny Kaplan) рассказывает, что сейчас в репертуаре группы есть песни даже на украинском, беларусском языках, помимо стандартных русского и английского. Некоторые песни даже на итальянском исполняли, например, из репертуара Адриано Челентано. «Главное, какой мэссэдж ты несешь. А на каком языке – неважно».

По словам Владислава Трошина (ВИА «Нефть»), группа в основном исполняет русскоязычный репертуар. «Что касается спроса, то бывали случаи, когда под большим сомнением клубы выпускали нас на свои сцены, с которых привычно звучали англоязычные песни. Но результат их всегда приятно удивлял, когда все посетители в один голос подпевали нам слова известной всем русской песни. Ведь главное для любого организатора мероприятия – это довольный посетитель или заказчик».

Игорь Калач, лидер группы ROGI, утверждает, что если речь идет о корпоративном заказе, то, однозначно, предпочитают русские каверы. А в заведениях – всё зависит от формата. «Где-то нужно исполнять только англоязычные песни, где-то допускается часть русских. А в третьем заведении прямо говорят: основная часть вашего выступления должна состоять из отечественных хитов».

Продолжая разговор о том, как меняется репертуар в зависимости от требований разных заказчиков, Антон Хмелевский (группа Stereo Jam) высказывает мнение о том, что развлекательные заведения менее требовательны к репертуару, нежели частные заказчики. «Руководство бара или паба говорит тебе в общих словах – «давайте рок-н-ролла и что-нибудь из 80-90х на ваше усмотрение. К тому же, нужно учитывать формат заведения. Не получится сыграть одно и тоже в пабе и клубе. У каждого заведения свои пожелания». Частный заказчик почти всегда просит список песен и по порядку вычеркивает те, что ему кажутся неподходящими для данного мероприятия. Требования из разряда «давайте больше такой-то музыки» – большая редкость услышать от заказчика, который приглашает выступить группу на частном мероприятии.

О меньшей требовательности к репертуару со стороны развлекательных заведений говорит и музыкант группы ВИА «Нефть». «Редко бывает, что арт-директор вмешивается в репертуарную политику группы. Если он приглашает команду в заведение, это значит, что стиль и музыка данного коллектива соответствует требованиям. Основное для заведений – это посещаемость. А если группа создает нужную атмосферу и настроение, неважно, с помощью какого репертуара она это делает».

Павел Репин (группа Funny Kaplan) придерживается мнения, что репертуар на каждое выступление определяет зритель – причем даже если он молчит. «Люди определяют то, что ты будешь петь. От них всё зависит, неважно какое мероприятие. Мы заранее не готовим play лист. Песен в нашем репертуаре много. Поэтому приходим на площадку, смотрим на публику и по ходу выбираем композиции. Что касается требований заведений, то они лишь задают общее направление. А какую песню исполнить опять же определяет аудитория».

 

Любой каприз за ваши деньги
Конкуренция на рынке кавер-групп довольна высока. Поэтому неудивительно, что в борьбе за заказчика музыкальные коллективы демонстрируют гибкость в плане репертуара и охотно соглашаются на просьбы заказчиков исполнить любимые песни.

Игорь Калач (группа ROGI): «Если в нашем репертуаре нет нужных песен, мы, конечно, можем на ходу подыграть. Но лучше предложить похожую песню, которая есть в репертуаре, поскольку каверы – это значит не просто переиграть, а придумать оригинальную обработку. Естественно, на ходу это сделать довольно сложно». С коллегами по цеху солидарна и группа «Нефть». «Все участники нашей группы владеют инструментами на профессиональном уровне. Поэтому нам не составляет труда сходу играть самые неожиданные заказы. А совместное исполнение песни с гостями всем поднимает настроение. Отказывать в таком удовольствии мы попросту не имеем права», – считает Владислав Трошин.

Павел Репин рассказывает, что просьбы заказчиков поощряются, музыканты даже сами предлагают такие услуги. «Это тесный контакт с публикой. Когда гость выходит на сцену, начинает петь, а мы ему подыгрываем, все остальные думают – да, ребята свои, всё нормально. И все веселятся, расслабляются, всем хорошо. В Funny Kaplan был случай на гастролях в Сургуте. «Во время саунд-чека к нам подошел мужчина лет пятидесяти и попросил спеть с нами песню группы ZZ Top. Он даже свою гитару специально принес. Мы, конечно же, согласились – получилось здорово».

По словам Антона Хмелевского, главное – найти золотую середину между просьбой зрителя и соответствию формата заведения и мероприятия. Как рассказывает музыкант группы Stereo Jam, бывают случаи, когда просят исполнить песню, которая, по мнению руководства заведения, звучать не должна. Такие кавер-композиции группа старается не играть. «Если песни, которую заказывают, нет в нашем репертуаре, но мы можем ее достойно исполнить с ходу, то почему бы и нет. Некоторые музыканты практикуют быстрое изучение песни
в гримерке «на коленке» ради сиюминутной выгоды, потому что заказ песни у любой группы обычно платный. Мы так не делаем и считаем, что лучше отказать человеку в живом исполнении и попросить диджея поставить нужный трек, чем исполнять кое-как. Это, кстати, будет дешевле, либо вообще бесплатно».

Услышать любимую песню в исполнении кавер-групп ничего не стоит. Главный – зритель. И музыканты об этом знают. А значит, с удовольствием прислушаются к его просьбе и исполнят желание. Неважно на каком языке.

Мнения кавер-групп собрала Наталья Манько

Как подобрать 

репертуар 

для детской вокальной студии 

Методические рекомендации

Составила Крапивина Ирина Масгутовна,

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО Детскоюношеского центра «АРС»

Кострома

Пояснительная записка

В рекомендациях раскрыты вопросы и проблемы, возникающие при подборе репертуара детского вокального объединения.

Главное внимание уделено требованиям к репертуару и характеристике различных сборников песен, которые педагог может использовать в работе с детьми-дошкольниками, подростками и старшими школьниками.

Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования художественно-эстетического направления деятельности (профиль вокал). Они составлены на основе опыта разработки авторской образовательной программы по вокалу, опыту участия в фестивалях и конкурсах различного уровня в качестве руководителя вокальной студии «Улыбка» ДЮЦ «АРС».

Методические рекомендации

Как подобрать репертуар для детской вокальной студии

Вокальное искусство – массовый вид музыкального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Занятия в вокальных объединениях решают ряд важных задач:

-привлекают детей и подростков к занятиям в системе дополнительного образования, позволяя с пользой проводить свободное время, укреплять здоровье;

-развивают личность ребенка, его эстетические чувства в эмоциональном познании мира;

-способствуют воспитанию нравственности и гражданственности, активной жизненной позиции;

-содействуют социализации детей и подростков через формы коллективного творчества и внутристудийную жизнедеятельность;

-пробуждают в детях интерес к творческой жизни города, района, учреждения.

Проблемы подбора репертуара

Правильно подобранный репертуар позволяет эффективно решать задачи воспитания и развития ребенка в процессе занятий вокалом. Однако, как показывает опыт, его подбор представляет определенные трудности, причем не только для молодых педагогов, но и педагогов со стажем работы.

В чем состоит проблема подбора репертуара на сегодняшний день? Причин здесь несколько.

  1. В настоящее время выпускается слишком мало нотных сборников для детей от 4 до 18 лет.
  2. Имеющиеся нотные издания не всегда грамотно оформлены. Часто эти сборники – это песенники с прописанной мелодией, текстом, но без аккомпанемента и даже без гармонической поддержки. Педагоги же не всегда в совершенстве владеют навыками грамотного подбора сопровождения.
  3. Зачастую содержание песен не является актуальным, не соответствует запросам современных детей.
  4. Музыкальный материал не всегда яркий и насыщенный (мелодика, гармония, интонация оставляют желать лучшего).
  5. Время диктует необходимость использовать в работе не только живой аккомпанемент, но и минусовые фонограммы, что, в свою очередь, связано с немалыми финансовыми затратами.
  6. Работа с аудиосборниками тоже накладывает ряд трудностей – необходимо уметь грамотно и точно «снимать» звучащую песню для разучивания по нотам.
  7. Ощущается недостаток глубокого высокохудожественного песенного материала, несущего в себе яркие образы, нравственность, гражданственность.

Проблема отбора репертуара всегда была и остается острой и актуальной для любого руководителя вокального объединения. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие творческого коллектива. Существует целая «репертуарная политика». С одной стороны, в ней фокусируется музыкальный опыт, культура руководителя; с другой – особенности и интересы воспитанников. Мы считаем целесообразным включать в репертуар такие произведения, которые помогут в решении задач воспитания и развития.

  1. Нравственное воспитание обучающихся.

Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Музыка, песня является по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.

В повседневной жизни ребенок чаще всего дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от лучших образцов песенного жанра.

Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все дети понимают, что такое чувство долга, сострадания, милосердия; понятие свободы воспринимается подчас как свобода от обязанностей перед близкими, перед обществом, в котором они живут. Решать эти проблемы помогут, в том числе и песни, в которых содержатся глубокие мысли, яркие образы, призывы. Содержание таких песен должно быть не абстрактным, а близким и понятным детям.

  1. Формирование художественного вкуса, эстетического восприятия действительности.

Помогая ребенку сформировать эстетическое отношение к миру через творчество, мы тем самым закладываем основу отношения к себе, как к художнику, творцу, созидателю. Поэтому прослушивание или исполнение вокальных произведений это воспитание художественного вкуса, музыкальной культуры, привитие интереса к искусству.

  1. Развитие музыкального слуха, певческих навыков, музыкальности в целом.

Наличие яркой, выразительной мелодии, способствующей и вокальному и нравственному воспитанию, является главным критерием отбора произведений.

Требования к репертуару

Репертуар детского вокального объединения должен отвечать следующим требованиям.

Носить воспитательный характер.

В умело и тщательно подобранном репертуаре наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, умениями и навыками и систематического целенаправленного воздействия на духовное развитие личности.

Подбирая репертуар, мы должны учесть, что произведение не обязательно должно носить явный «воспитывающий» характер. Хорошая лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня, наполненная здоровым народным юмором, – все это может послужить материалом для воспитательной работы в коллективе. Даже произведения созерцательной пейзажной лирики, воспевающие природу, способны пробудить такие чувства, как отзывчивость, доброта, мечтательность.

Быть высокохудожественным

Произведения репертуара могут быть разнообразны по жанру, стилю, тематике, но обязательна их принадлежность к классике, народной песне. Под «классикой» нужно понимать не только произведения, созданные в далеком прошлом, но и произведения современных авторов, которые отличает высокая художественность, глубина содержания и совершенство формы. Песня хороша тогда, когда хороши и мелодия, и слова, которые и без музыки звучат выразительно и проникновенно.

Выбирая репертуар, а затем, разучивая его с детьми и исполняя, мы воспитываем отношение к музыке, воспитываем «иммунитет против пошлости» (Д. Кабалевский), который так важен при формировании мировоззрения ребенка.

Соответствовать возрасту и пониманию детей.

При выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности коллектива. Прежде всего это касается групп младшего возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям. Подбирая музыкальный материал для занятий, педагог следит, чтобы он был разнообразным и интересным для учащихся, доступным для понимания и исполнения. При выборе песенного репертуара опираемся на закономерности развития певческого голоса в разные возрастные периоды. Это обеспечит правильное развитие детей, создаст фундамент для постепенного укрепления голоса, накопления устойчивых навыков и умений.

Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива.

То или иное произведение будет доступно для исполнения в зависимости от технической подготовки вокалистов, их индивидуальных особенностей. В песнях должен быть соответствующий диапазон, удобная тесситура. Решение технических задач исполнения не должно влиять на художественный уровень произведения.

Репертуар должен быть подобран по трудности, способствовать приобретению каких-либо навыков или закреплять их.

Нельзя допускать, чтобы на протяжен длительного времени репертуар был одного уровня сложности. На протяжении всего обучения по образовательной программе вокального объединении, дети должны идти от простого к сложному. Каждое новое произведение – это шаг вперед в овладении вокально-певческими навыками. Необходимо постоянно повышать требования к вокалистам, включая в репертуар произведения с новым более сложным материалом. Быть разнообразным по характеру, содержанию.

В репертуар любого певческого коллектива обязательно входят произведения различной тематики – это песни о родном крае, родном городе; о семье, о маме, о школе, дружбе и любви; шуточные песни, озорные и веселые, печальные и драматические. В этом разнообразии постигается вся гамма чувств, переживаний и эмоций.

Таким образом, репертуар должен быть подобран так, чтобы обеспечивать нравственно-эстетическое воспитание и социализацию учащихся, передавать образно-интонационное и жанровое богатство вокального искусства

.

Рекомендации по подбору репертуара

Из опыта работы в вокальной студии «Улыбка» ДЮЦ «АРС», участия в конкурсах и фестивалях различного уровня, можно порекомендовать педагогам использовать в работе музыкальные сборники, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к репертуару детского вокального объединения.

Нотные сборники

Лариса Вихарева. «Коза-дереза». Песенки для детей от 3 до 7 лет. Иваново, 2006.

В сборник вошли песни ивановского композитора Л.П. Вихаревой на стихи Т. Шапиро. Тексты рассчитаны на детей младшего дошкольного возраста, не превышают двух четверостиший (за исключением песенки «Художник»), легко запоминаются благодаря образному содержанию, повторениям, простоте изложения. Тексты схожи по своему звучанию с детскими прибаутками и стихами А. Барто. Но, несмотря на их простоту, в них заложены новые для ребенка понятия, они поучительны, несут большой воспитательный заряд. Здесь и семейные традиции, уважение к старшим («Бабушки», «Папа с Олежкой», «Художник»); любовь к природе («Снеговик», «Дорога»), животным («Лайка и балалайка», «У медведя», «Про щеночка», «Птица», «Коза-дереза»); приключения и праздники («Клад», «Карнавал»).

Невозможно не отметить великолепное слияние музыки и текста, что позволяет малышам легко их усваивать. Мелодия построена на примарных звуках детского голоса, имеет небольшой диапазон. Она имеет разную жанровую принадлежность (песня, танец, марш) и разную стилистику (колыбельная, считалка, частушка).

Таким образом, сборник предоставляет уникальную возможность через простой для восприятия ребенка музыкальный и поэтический материал знакомить малышей с основами песенного творчество, воспитывать в них лучшие нравственные качества, расширять кругозор.

Л. Вихарева. «Баба Нина». Эстрадные песни для детей. Иваново, 2002.

Сборник предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Песни написаны на стихи Татьяны Шапиро, за исключением песни «Баба Нина», где авторами текста являются Римма Алдонина и Лариса Вихарева. Сборник посвящен внуку композитора.

Все песни отличаются яркой образностью, интересными сюжетами. Стихи и мелодия тесно слились в озорных и задорных россыпях звуков. Эти песни очень нравятся ребятам, они близки им по духу своим характером, понятны по содержанию. Здесь и первая любовь («Не умею танцевать»), познание Музыки («Музыка», «Баба Нина»), сказочная Страна Детства («Продавец игрушек»), ожившие герои любимых сказок («Сороконожка», «Добрый пес»), любовь к близким, семье («Гороскоп»).

Со времени первого знакомства нашего коллектива с данным сборником прошло несколько лет, почти все его песни спеты  ребятами нашей студии. Эти песни современны по звучанию, дают детям возможность самовыражения, творческой реализации.

Сборник песен для детей 6-12 лет «Продолжение сказки». Москва, 2004.

Здесь собраны песни разных авторов различного содержания и тематики:

 -для праздников («Продолжение сказки», «Песенка для карнавала»);

-на школьную тему («Каникулы»);

-лирико-патриотические («Русская изба», «Журавли»);

-о любви к маме («Мамочка», «Наши мамы самые красивые»);

-шуточные («Фермер Джон»);

-о характере животных («Носорог», «Котята»).

Такой подбор позволяет использовать данный материал для разных детских коллективов и исполнителей разного возраста на различных мероприятиях и концертах.

Сборник знакомит с творчеством композиторов от классиков песенного жанра (Ю. Чичков. Е. Птичкин) до современных детских композиторов. Музыка положена на стихи известных поэтов (С.Михалков, М. Пляцковский) и современных авторов (Я.Хомецкий, А. Волков, В Орлов, Л. Олиферов и др.).

А.В. Власов. «Я – солдат!» Сборник песен. Барнаул, 2006.

В сборнике представлены песни для детей от 7 до 17 лет различной тематики. Педагог может подобрать из этого сборника песни гражданственно-патриотического звучания («Мой дедушка», «Чеченский вальс», «Вышивала бабушка»), военной тематики («Я – солдат!», «Мой брат», «Ну, разве могут быть солдаты из девчонок?»), лирические песни («Ассоль», «Прощай, детство!»). Сборник называется «Я – солдат!», но в нем есть и шуточные песни («Модница», «Помощница»), и песни, обращенные к миру Сказки («Домовенок», «Розовый какаду»).

Тексты написаны в удобной тесситуре, с учетом различного диапазона в зависимости от возраста, для которого они предназначены. Прослеживается гармоничное слияние музыки и текста, что делает песни легко запоминаемыми, понятными исполнителям-школьникам и слушателям.

Песни данного сборника можно разучивать с коллективом и отдельно с солистами детского объединения. Отрадно отметить, что автор трепетно и проникновенно проносит через свое творчество уважение к старшему поколению, уважение к семейным традициям. Поэтому песни имеют большой воспитательный потенциал и помогут педагогу в процессе разучивания ненавязчиво обсудить с детьми многие важные проблемы.

Лариса Вихарева. «Россия». Лирико-патриотические песни. Иваново, 2004.

В сборник входят пять песен на стихи Ю. Шилова, И. Воронова, Ю. Малининой, В. Меркурьева, А. Прокофьева. Песни написаны для старшего школьного и юношеского возраста. Данные произведения могут исполнять и профессиональные музыканты зрелого возраста.

В каждой из песен сборника прослеживается глубокое содержание, высокий поэтический слог, яркие музыкально-художественные образы.

  1. «Солдат – солдат!»(ст. Ю. Шилова, Л.Вихаревой).

Написана в стиле казачьих песен-былин. Здесь широкая мелодия, классически традиционная гармония; ритм передает цокот копыт казачьих коней.

Песня предназначена для сольного исполнения, при желании ее можно петь ансамблем, добавив диалоги, что придаст ей еще больший эмоциональный накал.

  1.  «Сказочная Русь» (ст. И. Воронова).

Песня отличается величавым характером, широким диапазоном. Фразировка произведения делает ее родственной протяжным русским народным песням. Мелодия песни так же просторна, как и сама Россия с ее бескрайними полями и лесами, соловьиными трелями, русской тройкой. Автор видит в России ее богатую удивительную историю и счастливое будущее.

Песня требует от исполнителей высокого вокального мастерства (построение фразы, звуковедение legato, крепкое певческое дыхание,  навыки сглаживания регистров и др). На наш взгляд, эту песню можно исполнять не только с аккомпанементом, но и a’cappella, переложив сопровождение на многоголосное изложение.

  1.  «Аисты» (ст. Ю.Малининой).

В произведении воспеваются светлые мирные идеалы, вера в любовь, мир, свет. Песня носит глубокий драматический характер: трагедия войны написана яркими поэтическими и музыкальными красками. Она волнует, трогает до глубины души каждого слушателя и исполнителя.

В нотах предложены аккорды для исполнения ансамблем. Прозрачное сопровождение подчеркивает эмоциональное напряжение. В то же время это позволяет расцвечивать разными красками палитру голосов.

  1.  «Жажда» (ст. В.Меркурьева).

Песня посвящена защитникам Брестской крепости. Тематика говорит сама за себя: пронзительный текст, сложный размер, разнообразная динамика, необычные гармонические обороты, модуляции, широкий диапазон. Все это потребует от исполнителей-вокалистов хорошей технической подготовки, развитого образного мышления.

  1.  «Россия» (ст. А. Прокофьева).

Как и все песни сборника, эта произведение несет глубокий патриотический заряд, идущий от самого сердца. Глубина мысли подчеркнута триольным изложением аккомпанемента в сочетании с дуолями в голосе. Хроматизмы, поступенное движение басов придает произведению величие и размах.

Сборник лирико-патриотической песни очень актуален для старших вокальных коллективов с хорошей музыкальной подготовкой.

Аудиосборники

Аудиосборник для детей от 1 года до 10лет «Песенки детские-деревенские». Автор Лидия Раздобарина. Москва, 2008 (из серии»Музыкальная азбука развития»).

Сборник предназначен для слушания детьми от 1-го года до 3-х лет; для разучивания и исполнения детьми от 4-х до 10-ти лет. Песни представлены в исполнении детской эстрадно-театральной студии «Сказка«.

Уникальность данного сборника в том, что в нем представлены песни и фонограммы (минусовки) песенок для малышей-дошколят. Все песни имеют интересный сюжет, посвящены решению важных для малышей проблем, причем делается это с неподдельной серьезностью. Дети остро переживают вместе с персонажами песенок их трудности, учатся искать выход из сложных ситуаций. Песенки учат сопереживать, любить животных, знакомят с окружающим миром; помогают фантазировать и играть, удивляться и радоваться.

Отдельные песни данного сборника: «Во дворе на солнышке«, «Белая свечка«, «Мышка и аппетит«, «Маленькие ёжики«, могут исполнять самые юные артисты-дошколята. Дети младшего школьного возраста могут разучить и исполнить песенки «Зонтики«, «Черный кот«, «Коровий блюз«.

Песни данного аудиосборника разнообразны по образам, характеру, темпу, жанру, выразительным средствам. Их достоинство еще и в том, что все они могут быть интересно инсценированы.

 Аудиосборник  для детей 6-12 лет «Шел по лесу музыкант». Автор Сергей Суэтов. Москва, 2006 (из серии «Пойте с нами»).

В сборник вошли 10 песен композитора из Карелии Сергея Суэтова на стихи Евгении Пекки и Ольги Ермаковой. Сборник назван по первой строчке открывающей его Лесной песенки, которая задает тон всему сборнику. Все произведения этого сборника пронизаны задорным, приподнятым настроением. Зовут в сказку, учат добру песни «Семь гномов«, «Барышня«, «Болотная невеста«; удивляют необычным сюжетом » Вы можете не верить», » Заливная рыба»; зовут за собой в путешествие » Ду-ду-ду» и » Лесная песенка»; знакомит с христианскими ценностями песня » Рождество».

Практически все произведения сборника имеют яркую, запоминающуюся мелодию, интересную аранжировку, очень нравятся ребятам.

Аудиосборник для детей младшего школьного возраста»Песенки Деда Мороза». Музыка Андрея Варламова. Москва, 2004 (исполняет шоу-группа «Улыбка»).

В сборнике представлены песни новогодней тематики на стихи Р. Паниной, Б. Миротворцева, В. Степанова, Е. Авдиенко, А. Костакова, Е. Шкловского.

Выпуск данного сборника был своевременным и нужным. Долгое время круг новогодних песен для детей был очень узок. Данный сборник позволил наполнить Новый год – самый волшебный и добрый праздник – современными, разнообразными песнями. Дети с большим желанием слушают, разучивают и исполняют эти произведения.

До сих пор актуальна на новогодних праздниках, любима  ребятами и взрослыми песня этого сборника «Российский Дед Мороз«. То же самое можно сказать о песнях Пин-Гвин», «В новогоднем лесу«, «Ёлка в Рождество», «Новый год«, «Тик-так«. Привлекает внимание острым юмором, яркими интонациями, неожиданным сюжетом «Песенка о помощнике«; зовет в сказку, мир фантазии песня «Если бы я стала ёлкой«.

Отдельно хочется сказать о песне «Ёлка в Рождество«. Много лет я использую эту песню в работе с воспитанниками, она позволяет окунуть даже неподготовленных духовно и технически детей в атмосферу праздника Рождества Христова. Рождественские колядки и песнопения доступны не всем самодеятельным детским коллективам. В песне «Ёлка в Рождество« свет и тайна Рождественской ночи раскрываются в простой мелодии и ясном тексте, что делает ее доступной для многих детей.

Произведения сборника «Песни Деда Мороза« – это украшение любого детского  новогоднего праздника.

Аудиосборник для детей разного возраста «Пой о счастье «. Автор Татьяна Охомуш. Иваново, 2002 (в исполнении вокальной группы А+Б).

В сборник вошли 14 песен для детей разного возраста – от самых маленьких (5-6 лет) до взрослых (17-18 лет). Основная часть песен написана автором на собственные слова. За исключением песен «Ванечка, давай поженимся» (слова И.Денисова), «Как птица» (слова Ж. Соседова), «Муравьишка» (слова И. Лазарева).

Песни разнообразны по тематике:

— патриотические –»В городе Иваново», «Живи. Россия»;

— лирические –»Колыбельная для мамы», «Мама»;

-жизнеутверждающие – «Райская птица», «Пой о счастье»;

-философские – «Покаяние», «Все слова любви»;

-шуточные – «Ванечка, давай поженимся».

Несколько песен посвящены музыке («Элла», «Папа играет на трубе»), воспитанию трудолюбия («Муравьишка»), любви к животным («Моя собака»).

Творчество Татьяны Охомуш отличает яркая мелодика, ритмическое разнообразие, причастность к джазовому стилю. Песни написаны для эстрадного исполнения. В связи с этим основная часть мелодических оборотов расположена в удобной рабочей тесситуре, много синкоп, распевов, возможностей для импровизации.

Сборник «Пой о счастье» можно считать учебным пособием для технического совершенствования вокалистов. Песни записаны разными исполнителями в индивидуальной манере пения, с использованием приемов джазовой импровизации сольно и ансамблями.

Репертуар – лицо творческого коллектива

У каждого коллектива со временем складывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующий составу участников, певческой манере, творческим задачам. Репертуар – лицо коллектива, его визитная карточка. Еще не слыша вокалистов, но зная их репертуар, можно в определенной мере судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях.

Так и в нашей вокальной студии «Улыбка» сложился свой «золотой фонд». В него входят лучшие, любимые исполнительными и слушателями произведения. Многие из них, постоянно совершенствуясь, передаются от одного состава исполнителей к другому, расцвечиваются новыми красками.

Нашему коллективу особенно близки по духу и тематике произведения о родном городе, о России. Так, например, песня «Край ты мой соловьиный» И. Грибулиной на стихи А. Пржиалковского, которая стала гимном Костромской губернии, уже на протяжении многих лет с любовью исполняется разными составами вокальной студии «Улыбка». Мы находим в каждом новом варианте исполнения новую аранжировку, новое звуковедение, штрихи и динамику, нюансы и отношение, что позволяет не пресытиться этой музыкой, а напротив, каждый раз слышать в ней новые оттенки, открывать новые грани.

Многие  песни нашего «золотого фонда» постоянно звучат на концертных площадках, с успехом исполняются на различных фестивалях и конкурсах (Приложение 1). В таблице представлены некоторые из этих песен.

Тематика

Название

Авторы

Возраст
исполнителей

Название конкурса

Родной

край

«Моя Кострома»

И. Грибулина

А. Пржиалковский

8-18 лет

Международный конкурс патриотической песни «Память сердца».

«Край родной»

Е. Гомонова

5-10 лет

Городской конкурс патриотической песни «Пока горит свеча»

«Песня о Костроме».

Н. Кузьмин

Н. Лебедева

10-16 лет

Областной конкурс «Флейта Леля»

«Кострома»

О. Голованов

Р. Голованов

10-14 лет

Международный конкурс «Роза ветров»

«Костромичка»

Н. Нагуманова

Р. Панина

6-12 лет

Российский конкурс «Жар-птица»

«В городе родном»

Т. Охомуш

6-10 лет

Городской конкурс патриотической песни «Пока горит свеча»

«Костромской вальс»

В. Медведев

14-18 лет

Международный конкурс «Роза ветров»

«Кострома – душа России»

А.Шаганов

О. Каледин

7-18 лет

Международный конкурс «Юность»

Россия

«Моя Россия»

А. Серко

А. Иванов

12-18 лет

Международный конкурс «Юность»

«Моя Россия»

Г. Струве

Н. Соловьева

7-10 лет

Городской конкурс патриотической песни «Пока горит свеча»

«Живи, Россия»

Т. Охомуш

14-18 лет

Российский конкурс юных исполнителей «Жар-птица»

«Красно солнышко»

П. Аедоницкий

И. Шаферан

10-18 лет

Всероссийский конкурс «Браво в Янтаре»

«Я люблю тебя, Россия»

Д. Тухманов

М. Ножкин

14-18 лет

Международный конкурс «Сердце России»

«Русский вальс»

А. Пахмутова

А. Добронравов

16-18 лет

Региональный конкурс «России верные сыны»

«»Цесаревич

С. Бартенев

А. Логвинов

14-18 лет

Международный конкурс «Сердце России»

Война

«Офицеры»

А. Хозак

В. Агранович

12-18 лет

Городской конкурс патриотической песни «Пока горит свеча»

«Майский вальс»

И. Лученок

М. Ясень

10-18 лет

Областной конкурс «Новые имена»

«Пришла Победа»

А. Осадчий

А. Вратарев

14-18 лет

Региональный конкурс «России верные сыны»

«Баллада о матери»

Е. Мартынов

А. Дементьев

16-18 лет

Российский конкурс юных исполнителей «Жар-птица»

«Казаки в Берлине»

Дм. И Дан. Покрассы

Ц. Солодарь

10-18 лет

Городской конкурс патриотической песни «Пока горит свеча»

лет

Семья

«Песенка о счастье»

П. Хайруллин

И. Дубовик

7-10 лет

Международный конкурс «Роза ветров»

«Гимн семье»

И. Резник

16-18 лет

Областной конкурс «Вифлеемская звезда»

«Ты не бойся, мама!»

М. Протасов

Е. Шкловский

5-10 лет

Городской конкурс патриотической песни «Пока горит свеча»

«Ах, мама, мамочка!»

Т. Охомуш

12-16 лет

Региональный конкурс «Комета юность»

Заключение

Первоочередная задача педагога вокального объединения – это донести до воспитанников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, т.к. наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает его смысл, выходит на ступень переживания – понимания.

Занятия вокалом, на наш взгляд, должны быть ориентированы не только на сумму знаний и обучение основам музыкальной грамоты, но прежде всего на развитие эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Это позволит включить занятия в системе дополнительного образования в общую систему духовного формирования личности человека. Правильный подбор репертуар во многом способствует решению этой задачи.

Песенный репертуар служит для ребенка путеводителем в мире музыкального искусства. Репертуар формирует и воспитывает музыкально-эстетический вкус маленьких певцов и их понимание музыкальной культуры в целом. Участвуя в исполнении произведений, они учатся воспринимать и чувствовать песню, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыкальных культур.

В этой статье я поделюсь принципами, которые могут быть полезными тем из вас, дорогие друзья, кто подбирает программу (пьесы) для публичного выступления с гитарой.

Эти принципы универсальны и могут быть использованы для подготовки к любому концерту, при этом я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, но лишь руководствуюсь своим скромным опытом, накопленным за годы концертной и педагогической деятельности.

Начну с того, что любое публичное выступление имеет свою цель. И эти цели могут быть разными, скрытыми и явными, осознанными и нет, навязанными кем-то или происходящие из своих внутренних побуждений. Вот пример таких целей:

  • стать звездой
  • получить хорошую оценку, отметку
  • выиграть международный конкурс гитаристов
  • удовлетворить свое самолюбие
  • заставили родители
  • успешно сдать технический зачет
  • заработать денег
  • быть не хуже других
  • обратить на себя внимание
  • желание иметь поклонниц/поклонников, пр.

1 Повод или причина концерта

В зависимости от причины публичного выступления подбирайте программу. Следует отметить, что публичным выступлением можно назвать как игру на гитаре во дворе с друзьями, так и концерт в большом зале филармонии. И эта разница определяет или влияет на подбор репертуара.

Для технического зачета нужно искать этюды (какие этюды — обсудим ниже); для конкурса — читаем условия, смотрим программы прошлых конкурсов и делаем свою похожей, но лучше; для работы в ресторанах и «халтуры» — популярные мелодии и обработки, но в зависимости и от публики: и т.д.

В нотном разделе сайта можно подбирать пьесы по «области применения».

2 Аудитория, публика — вот кто ваши слушатели

Если вы не собираетесь сделать концертное выступление для самого себя, то обязательно узнайте об аудитории предстоящего концерта как можно больше. Аудитория во многом определяется местом концерта.

Например, с большой вероятностью концерт на заводе соберет рабочий класс. Большинство этих людей (не все, конечно же) увлечены делами и проблемами насущными, слушают радио, смотрят телевизор, филармонические концерты посещают очень редко или никогда.

Если речь идет о концерте классической гитары, то не лишним будет включить в программу произведения очень известные. Как правило, это переложения музыки из кинофильмов, популярных исполнителей, народная музыка, пр.

Было бы очень кстати в таких концертах использовать солирующий инструмент (скрипка, флейта, вокал) и тогда задача гитариста акцентируется на аккомпанементе.

3 Трезво оценивайте свои силы

Подумайте сами, стоит ли выносить на публику сырую пьесу, если ваша цель, например, победа на конкурсе или «сорвать бурные овации»?

Даже самые маститые гитаристы мира часто играют одну и ту же программу десятилетиями. Можно поспорить почему так происходит, но факт остается фактом.

Совсем другое дело, если вам предстоит выступить в концерте в рамках учебной программы, где исполнение новых произведений обязательно. Или если вы обыгрываете программу или ставите собственный эксперимент на выносливость и устойчивость к сценическому волнению.

В самом распространенном варианте имеет смысл чередовать произведения по степени сложности (для пользы ушей слушателей) и не включать в концерт одни лишь новые сочинения.

4 Саморазвитие и воспитание публики

Музыка, которую вы исполняете должна в первую очередь нравиться вам и иметь запас для вашего развития (технического и музыкально-эстетического). Это означает, что не стоит заполнять время слишком простыми сочинениями. Повысьте планку, иначе откуда будет взяться прогрессу.

В реальной жизни профессиональному гитаристу приходится порой идти на поводу у публики, опуская ту самую планку или исполняя произведения популярные, написанные в разных стилях.

В таком случае можно говорить о балансировании между этими двумя понятиями. 

«Борсалино» подойдет для классического гитариста в качестве такого баланса.

5 Время на подготовку, длительность концерта и время выступления

Если ваше выступление уже завтра, то, возможно, выбирать программу нужно из того, что уже есть в репертуаре.

Если ваш концерт утром, а вы «сова», то, возможно, стоит выступить с небыстрыми мелодичными пьесами.

Если выступление длится всего несколько минут, то вложить в него нужно самые эффектные пьесы, которые только у вас есть в репертуаре. Как видим, здесь совсем не шла речь о подборе нового репертуара, а лишь оперированием с тем, что уже есть «в руках».

6 Выстраивайте программу по принципу контрастов

Ваша публика — живые люди. Не дайте им уснуть на вашем концерте. Даже если вы будете играть громко и очень быстро, но постоянно, это утомляет.

Обычно пьесы в концерте строятся по принципу разных контрастов, но по нарастающей эффектности к концу выступления. Притом, обратите внимание, эффектность не всегда означает именно быстро и громко. Здесь нужно на опыте проследить, какая музыка в вашем исполнении вызывает наибольший отклик у публики и именно ее ставить в конец программы.

Возможно, вы слышали о таком, что в концерте главное хорошо начать и хорошо закончить. Эти слова не лишены смысла.

Контрасты помимо темпов, могут быть тональные. Пьесы могут контрастировать между собой по своему характеру, ритму, мелодике, агогике, стилю, географии авторов, времени написания, образному содержанию, пр.

Часто принято выстраивать программу от старинной музыки к современной. Я этот стереотип у себя уже поломал.

7 Реакция публики и план «Б»

Вот вы выбрали идеальную программу, исполняете ее в большом концерте, никто вас не торопит, внимательно слушают все. Но вдруг вы начинаете замечать посапывание в первых рядах. Смотрите, а там кто-то уже «закемарил».

Что делать? Конечно, что изменить. Попробуйте исполнить что-то не по программе, чтобы вывести из сна публику. 

Ну и классический пример — бис. Вам аплодируют стоя, требуют повтора, но ничего не остается, как исполнить то, что вы только что играли.

Почему бы не подготовить для подобных случаев что-то, что не оставит равнодушным никого.

Тарантелла разбавит сонный концерт легко!

8 Согласуйте программу с организатором концерта

Если вы готовите свой сольный концерт, то сами в ответе за его результат. Если же предстоит выступить на заказном концерте, то лучше узнать у организаторов о мероприятии как можно больше. Чему посвящен концерт, какие гости, пр.

Обычно организаторы сами говорят, что хотят услышать в концерте.

Например, на выставке, посвященной птицам, в репертуар моего выступления была включена пьеса «Колыбельная птичьего острова» в переложении Николая Трусова.

«Колыбельная птичьего острова»

Подводя итоги

К подбору репертуара следует относиться как творчески так и «расчетливо», с пониманием дела. Список принципов, несомненно, можно и нужно продолжить. Ведь мы, гитаристы, концертные исполнители, преподаватели, мы делаем свою работу не только для себя. Для нас самих результат этой работы выражается в положительной реакции публики, а значит делаем мы это именно для нее. Для дорогих наших слушателей, кем бы они ни были.

Позволю себе процитировать ещё одну мысль, которая может показаться спорной. 

«Исполнителей делают популярными не профессионалы, а любители!» Подумайте какой за этим смысл, друзья!

Творческого вам музицирования.

Материал подготовил Роман Ташпулодов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти электроны в ионах
  • Как найти количество хостов по маске
  • Как найти ветерана войны по фамилии имени
  • Как составить смету расходов мкд
  • Как найти раздел музыка в