Как составить репертуарный план вокального кружка

143310, РФ, Московская область, Наро — Фоминский г.о., п. Васильчиново, ул. Восточная, д. 21

Режим работы МБУК «ДКС «ВОСТОК»:

Понедельник – воскресенье – с 9.00-21.00

Купить билет

Репертуарный план работы по вокальному кружку на учебный год

Автор: Долинина Дарья Сергеевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Учебный материал

Репертуарный план работы по вокальному кружку на учебный год

Краткое описание работы: В данном материале представлен годовой план для занятий по вокалу, с репертуаром.

Перспективный план  работы вокально-хоровой студии «Звоночек»

на 2022-2023 учебный год

Октябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

 Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе  и напевно в умеренном;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Учить детей исполнять песни а капелла.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

«Паровоз» — Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

  1. «Говорил попугай попугаю».
  2. «Тигры».
  3. «Вёз корабль карамель».
  4. «Кит-рыба».

1. «Жила была мама,звали её гамма»

2. «Птичка и Лиса»

3. «Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой

«Капризка-дождик»Л.Некрасова

Количество занятий – 4

Ноябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

Упражнения:

1. «В гости».

2. «Здравствуйте».

 М. Картушина.

Упражнения:

  1. «Обезьянки».
  2. «Весёлый язычок».

Пропевание гласных

Ква-Квэ-кву» в разной последовательности.

  1. Няня мылом мыла Милу…»
  2. «Сорок сорок ели сырок…»
  3. Знакомый материал.
  1. «Фокус-покус».
  2.  «Чудо-лесенка».
  3. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

«Песня сладкоежек»

А.Ермолов

Количество занятий – 4

Декабрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5 Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

 Учить детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

«Лошадка» — прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» — Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности

 «По волнам», «Качели», «По кочкам».

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Храбрый портняжка»,

«Золушка и сестры» А.Евтодьевой,

«Гроза»

Знакомый репертуар.

«Эх,русская метель» р.н.п.

Количество занятий – 4

Январь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4. Скороговорки.

    Стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты  звучания каждого интервала

 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

7. Учить детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».

«Крик ослика» (Й – а…)

«Крик в лесу»  (А – у).

«Крик чайки»  (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

Чтение текста песен.

Знакомый репертуар.

1. «Волк и красная шапочка»

2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой

Повторение знакомых песен

«Моя семья» Макаров

Количество занятий – 4

Февраль

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У —  меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей  во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

5.Учить детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

Паровоз» — Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

«Вёз корабль камень»,

«Ди-ги, ди-ги дай»

«Петя шёл»

«Думал – думал»

1. «Три медведя» А.Евтодьевой

Знакомые распевки.

1. «Папа и дочь»Саманта

Количество занятий – 4

Март

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой  Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Упражнение:  «В гости».

                         «Здравствуйте».

                         Картушина.

Упражнения:

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

Знакомый репертуар.

«Лягушка и кукушка»

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

Знакомый материал.

1. «Теремок» Л.Олифировой

2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

«Рано утром просыпаюсь я от глаз твоих»Ж.Колмагорова

«Любимая мама»Сл.Балахоненковой

Количество занятий – 4

Виктория Сергеевна Росоха,

учитель музыки

МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №46» г. Курск

100 произведений для хора

или примерный репертуарный план

для хора или вокального ансамбля младших
классов

Важная часть
работы с хоровым коллективом младших классов — отбор репертуара. Основными
критериями отбора произведений для хора младших классов являются критерии,
заимствованные из концепции Д.Б. Кабалевского —  художественная ценность
музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая
целесообразность.

Младший хор
исполняет преимущественно одноголосные песни и несложные хоровые произведения с
элементами двухголосия. Репертуар детского хора формируется на основе знаний и
учета  особенностей и возможностей детей младших классов так, чтобы
способствовать развитию, укреплению и охране детских голосов. Произведения,
выбранные для хора, должны быть доступны по содержанию, ярки и образны,
включать игровые моменты, заинтересовывать тематикой, доставлять радость и
удовольствие от исполнения. Известно, что чем ярче и содержательнее песни, тем
более глубокий след оставляют они в сознании детей, тем активнее обогащают их
чувства и, в конечном счете, влияют на формирование личности, мировоззрения,
художественного мышления и эстетического вкуса. Выбранные произведения должны
способствовать приобретению  новых музыкальных навыков, умений. Кроме того, при
выборе репертуара необходимо помнить об одном из основополагающих принципов
обучения как систематичность и последовательность движения о простого близкого
детям к более сложному и далекому. Важным моментом при отборе репертуара
является правильное соотношение материала по жанрам. В работу необходимо
включать как известные произведения отечественных композиторов-песенников,
песни современных композиторов,  так и нетрудные произведения классиков,
народные песни России и народов мира.

Как правило, с
хором разучиваются разножанровые контрастные произведения, что не только тренирует
вокальный аппарат хористов, но и включает в хоровую работу сознательность и
творческое начало.

Примерный репертуарный план

Игровые песни:

1.      
Разноцветная
скакалка. Муз. В. Вилинчук, сл. Г. Виеру (перевод с молдавского Р. Ольшевского).

2.      
Веселый
праздник. Муз. А. Мартынова, сл. Л. Устиновой.

3.      
Бабушка
и пират. Муз. О. Юдахиной, сл. Э. Успенского.

4.      
Бутерброд.
Муз. Н. Пескова, сл. К. Чуковского.

5.      
Песенка
о мальчике и веселом гноме. Муз. В. Шибаева, сл. Н. Старостина.

6.      
Ежик.
Муз. Д. Гершфельда, сл. В. Осеевой (переложение для двухголосного хора Ю.
Алиева).

7.      
Тигр
вышел погулять. Муз. В. Чичкова, сл. Э. Успенского.

8.      
Свистулька.
Муз. О. Егоровой, сл. М. Репина.

9.      
Самая
счастливая. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

10. 
Песня
о волшебниках. Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового.

11. 
Точка,
точка, запятая… Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Михайлова.

12. 
Елка.
Муз. О. Хромушина, сл. К. Чуковского.

13. 
Если
б капли не дружили. Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского.

14. 
Песня
про репку. Муз. М. Протасова, сл. В. Степанова.

15. 
Танцуйте
сидя. Муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.

16.  Заводные игрушки.
Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина (из телефильма «Приключения Электроника»).

17. 
Я
хочу узнать.  Муз. Ю. Чичкова, сл.М. Пляцковского.

18. 
Здравствуй,
детство. Муз. И. Космачева, сл. М. Яснова (из мультфильма «Чучело-мяучело»).

19. 
Смешной
человечек. Муз. А. Журбина, сл. П. Синявского.

20. 
Небылицы.
Муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина.

21. 
Оркестр
чудаков. Муз. Ю. Тугаринова, сл. Е. Измайловой.

22.  Бьют там-тамы
(африканский танец). Муз. Г. Струве, сл. А. Барто.

23.  Самовар. Муз. А.
Пинегина, сл. А. Усачева.

24. 
Семь
веселых нот. Муз. А. Кудряшова, сл. С. Смирнова.

25.  Любим мы бродить
по лужам. Муз. А. Кудряшова, сл. С. Смирнова.

26.  Почему сороконожки
опоздали на урок. Муз. М. Славкина, сл. В Орлова

27. 
Как
у бабушки Арины. Муз. В. Римши, сл. народные.

28.  На Горизонтских
островах. Муз. А. Кудряшова, сл. Б. Заходера.

29.  Муха в бане. Муз.
Г. Гладкова, сл. К
.
Чуковского.

30.  Мальчишки-девчонки.
Муз. Б. Гецелева, сл. С. Маршака.

31.   Божья коровка.
Муз.и сл. Н. Шуть.

32. 
Вы
не прячьтесь, музыканты. Польская народная песня. Обр. В. Спиряева, русский
текст В. Сибирского.

33.  Хорошо, что есть
каникулы. Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С. Богомазова.

34. 
Улитка.
Муз. И. Хрисаниди, сл. И. Пивоваровой.

35. 
Семь
дорожек. Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.

36.  Кораблик. Муз.и
сл. Е. Поддубной.    

Патриотические песни:

37.  Поклонитесь,
внуки, вашим дедам. Муз. Л. Ингоря, сл. П. Попатенко.

38. 
Войну
остановите! Муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкой.

39. 
Трубачи
Первой Конной. Муз. Г. Крылова, сл. П.Синявского.

40. 
Взрослые,
гляньте! Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

41.  Танк-герой.
Муз. В. Серебрянникова, сл. И. Бардина

42.  Стелется
по бережку. Муз. Г. Струве, сл. О. Богданова.

43.  Нет
террору, нет войне. Муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской.

44.  Старая
фотография. Муз. Е. Рушанского, сл. Р. Казаковой.

45.  Ветеранам.
Муз. Г. Шайдулова, сл. В. Степанова.

46.  Солдаты минувшей
войны. Муз. Б. Фиготина, сл. Л. Чикина.

47.  Несовместимы дети
и война. Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского.

48.  Мой конь вороной.
Муз. Е. Крылатова, сл. И. Вознесенского.

49.  Дорогою героев.
Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.

50.   Отцовская слава.
Муз. Г. Сруве, сл. К. Ибряева.

51.  Брестский трубач.
Муз. В. Рубина, сл. Б. Дубровина.

52.  Солдатская песня.
Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

53.  Рисуют дети войну
(Эхо войны). Муз.и сл. Е. Поддубной.

Лирические песни:

54. 
Колыбельная.
Муз. О. Хромушина, сл. А.Домнина (из музыки к кинофильму «Золотая рыбка»)

55. 
Родные
просторы. Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова (из вокального цикла для детского 
хора в сопровождении фортепиано).

56. 
Прекрасная
планета. Муз. А. Брицына, сл. А. Лядова.

57. 
Мир.
Муз. С. Баневича, сл. Т. Калининой (из спектакля «Земля детей»).

58.  Дарите музыку.
Муз. Е. Сокольской, сл. В.Степанова.              

59.  Прощальная
концертная. Муз. С. Ведерникова, сл. Ю.Богачева.               

60. 
Рождественская
песня. Муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука.

61.  Что мы Родиной
зовем. Муз. Г. Струве, сл. В. Степанова.

62.  Земля полна чудес.
Муз. Е. Зарицкой, сл. М. Пляцковского.

63. 
Две
шапки. Муз. С. Плешака, сл. О. Сердобольского.

64. 
Christmas
is a time to love.
Муз.и сл. Э. и Д.К. Реттино.

65.  Милая мама. Муз.и
сл. С. Смирнова.

66.  Мама. Муз.и сл. С.
Смирнова.

67.  Милая мама. Муз.
В. Боброва, сл. Т. Васенцевой.

68.  Мы свечи зажжем.
Муз. С. Ведерникова, сл. И. Денисовой.

69.   Песенка о
прекрасных вещах (из к/ф-мюзикла «Звуки музыки»). Муз. Р.

Роджерса, сл. О.
Хаммерстайна, рус.текст М. Подберезского.

70. 
Семицветная
дорога. Муз. И. Кадомцева, сл. П. Синявского.

71. 
Под
Рождество. Муз. И. Кошминой, сл. П. Морозова.

Песни о дружбе и
школе:

72. 
Парус
дружбы. Муз. А. Журбина, сл. П. Синявского.

73. 
Песенка
о солнышке, радуге и радости. Муз. И. Кадомцева, сл. Р. Копф.

74. 
Рисунки
на асфальте. Муз. Е. Крылатова, сл. Я. Халецкого.

75. 
Мир
похож на цветной луг. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (из мультфильма
«Однажды утром»).

76.  Наш веселый
экипаж. Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского.         

77.  Дружбою цветет
земля. Муз. С. Мелика, сл. З.Ямпольского.         

78.   Учитесь держаться
в седле. Муз.  Г. Струве, сл. В.Орлова.                  

79. 
Давайте
дружить. Муз. Е. Ботярова, сл. М. Пляцковского.

80. 
Школьная
тропинка. Муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской.

81. 
Что
такое школа. Муз. и сл. О. Бражниковой.

82. 
Дружба
– это здорово. Муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской.

83.  Учителю. Муз. А.
Кудряшова, сл. С. Смирнова.

84. 
Радуга
школьного детства. Муз. А. Муравлева, сл. М. Пляцковского.

85. 
Дерево
дружбы. Муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

86.  Мир – это детство.
Муз. А. Муратова, сл. Вл. Данько.

87. 
Сколько
у ромашки лепестков? Муз. М. Минкова, сл. В. Данько.

88. 
Парус
дружбы. Муз. А. Журбина, сл. П. Синявского.

Каноны:

89. 
Веселые
лягушки. Муз. и сл. Ю. Литовко.

90. 
Братец
Яков. Швейцарская народная песня.

91. 
Много
песен мы споем. Венгерская народная песня, сл. Д. Седе (русский текст Н.
Найденовой).

92. 
Дед
Андрей. Муз. Н. Ионеску, сл. И. Сорику (русский текст Ю. Хазанова).

93.  Поиграем в эхо.
Муз.  Б.Савельева, сл. М. Пляцковского.

94.  Пес Гривей. 
Румынская народная  песня  обр. М. Ионеску, партия фо-но Ю. Алиева.

95.  Камертон.
Норвежская народная песня.

Классические
произведения:

96. Хор птиц (из
оперы «Снегурочка»). Муз. Н.А. Римского-Корсакова, сл. народные.

97. Вечерины. Муз.
М. Ройтерштейна, сл. народные.

98. Про ежа. Муз.
М. Ройтерштейна, сл. Н. Слепаковой.

99. Ария из оперы
«Альцина». Муз. Г.Ф. Генделя, перевод О.Лепко.

100. Осень (Ария).
Муз. И.С. Баха, сл. Т. Комарницкой.

101. Весна. Муз.
Ц. Кюи, сл. Ф. Тютчева.

102.
Стучит-бренчит. Муз. А. Гречанинова, сл. народные.

103. Снег идет (из
«Маленькой кантаты»). Муз. Г. Свиридова, сл. Б. Пастернака.

104. Лесная песнь.
Муз. Э.Грига, русский текст А. Ефременкова.

105. Песня о
Москве. Муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто.

106. Колыбельная
песнь Волховы (из оперы «Садко»). муз. Н.А. Римского-Корсакова.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей г. Хабаровска

«Центр внешкольной работы

«Планета взросления»

СОГЛАСОВАНО                                                                         УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора                                                             Директор МАУ ДОД

по УВР                                                                             ЦВР «Планета Взросления» ______________________                                                            _________________________

подпись                ФИО                                                                                           подпись                               ФИО

______________________                                                                 Приказ от__________ № ___                (дата)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

«Веселые нотки»

I год обучения

 На _________________ учебный год

вокальный кружок «Веселые нотки»

Педагог  дополнительного образования

Реброва Ольга Александровна

Проверено методистом: Ребровой О.А.

г. Хабаровск

Пояснительная записка

Рабочая программа по вокалу составлена  на основе модифицированной общеразвивающей программы «Веселые нотки» для детей 7 – 14 лет, которая была утверждена директором МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления» от 28 ноября 2014г. приказ №82а.

Образовательная программа «Веселые нотки» имеет художественную направленность и ориентирована на приобщение детей  к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии, погружает детей в мир классической поэзии и драматического искусства.

Приобщение воспитанников к музыке и песне, позволяет сформировать эстетически развитую личность, пробуждающую творческую активность и художественное мышление ребенка. Вырабатываются навыки восприятия произведений искусства, формируется культура личности, творческая деятельность. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Актуальность программы  заключается в том, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя вокально-хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

Цель программы: развитие творческой личности ребенка посредством приобщения его к музыкально-певческому искусству.

Задачи программы:

1. Обучающая:

  • научить ориентироваться в жанрах музыкального, драматического и художественного искусства;
  • способствовать усвоению навыков вокально-хорового исполнения;
  • формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки) ;

2. Развивающая:

  • развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально — слуховые представления, чувство ритма) .

3. Воспитательная:

  • способствовать воспитанию интереса к музыкальному искусству и пению;
  • способствовать воспитанию чувств коллективизма, товарищества.

Срок реализации рабочей  программы – 1 год. Программа рассчитана на 180 часов – 2 раза в неделю по 2 часа групповые, и 1 час в неделю индивидуально. Для успешного освоения программы количество детей в группе до 15 человек.

В данной образовательной программе участвуют дети от 8 до 9 лет. В процессе обучения вокально-хоровому исполнительству не достаточно ограничиваться знаниями возрастных психофизиологических особенностей, необходимо учитывать, что динамика развития певческого аппарата происходит по определенным физиологическим законам. Возникающие в связи с этим проблемы имеют различные пути решения на каждом возрастном этапе, а именно:

Возраст обучающихся

Проблемы данной возрастной группы

Пути решения проблемы

8 – 9 лет

— хроническое несмыкание связок;

— стойкая хрипота;

— ассиметрия в развитии голосовых связок;

— низкая возбудимость центрального воспринимающего слухового аппарата;

— нет ощущения связи звука с работой мышц гортани;

— грудной резонатор не развит;

— несформированная голосовая мышца.

— интерес к занятиям;

— певческая установка;

— близость источника звука;

— специфика репертуара: песни с доступным содержанием, простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном;

— работа над артикуляцией.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность последовательному освоению материала в данной программе.

Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • Вокально-хоровая работа;
  • Занятие по музыкальной грамоте;
  • Музыкально-дидактические игры;
  • Восприятие (слушание) музыки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Игра в шумовом оркестре.

Используются следующие формы занятий:

  1. По количеству детей: групповые и индивидуальные.
  2. По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей: экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт.
  3. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, студийную деятельность детей.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар  должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед сверстниками ветеранами войны и труда.

Должны знать:

  • устройство речевого аппарата;
  • средства музыкальной выразительности;
  • способы рождения звука, свойства звука;
  • основные музыкальные понятия;
  • знать правила поведения на сцене.
  • музыку разного эмоционального содержания;
  • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян.

Должны уметь:

  • правильно дышать во время исполнения произведения, звукообразовывать, интонировать;
  • уметь  правильно пользоваться микрофонами ;
  • играть на шумовых инструментах.
  • петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию;
  • уметь перевоплощаться в художественный образ произведения.
  • петь в унисон;

Критерии и формы оценки

Основной формой контроля знаний, умений и навыков являются открытые занятия для педагогов, администрации, родителей, а также зрителей – кружковцев. При анализе результатов обученности учитываются мнение – оценка педагога и зрительская реакция. Оцениваются овладение элементарными музыкальными терминами, раскрытие характера произведений, работа в вокальной группе.

Основные принципы оценивания

  • доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
  • положительное отношение к усилиям воспитанника;
  • конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
  • конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.

Календарно-тематический план

Дата

Тема учебного материала

Групповые

Индивидуальные

Воспитательная

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия

/форма организации деятельности

Практическая часть занятия

/ форма организации деятельности

Воспитательная работа

Комплектование групп

2

Комплектование групп

2

В мире загадочных звуков

1

Беседа, рисунок нотного стана.

Игра на знакомство

Пение учебно-тренировочного материала

1

1

Скороговорки. пословицы. Показ педагога

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Игровая программа «Давайте познакомимся»

Работа над дыханием

2

Объяснение строения гортани. Показ упражнений  педагогом.

Упражнение на дыхание «Нюхаем цветочек»

Правильное формирование звука

1

Объяснение строения гортани. Показ упражнений  педагогом.

Упражнение для чистоты интонировая

Пение произведений

1

1

Беседа, показ

Разучивание песни

«Песня о маме»

Конкурсная программа о ПДД «В гостях у светофора»

Пение произведений

2

Беседа, показ

Разучивание песни «Песня о маме»

Пение учебно-тренировочного материала

1

Показ упражнений педагогом

Речевые упражнения

Пение учебно-тренировочного материала

2

Показ упражнений педагогом

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Пение произведений

2

Показ упражнений педагогом

 Разучивание «Песня о маме»

Правильное формирование звука

1

Показ упражнений педагогом

Упражнение для чистоты интонировая

Лад, тональность мажор-минор

2

Прослушивание классических и современных произведении.

Викторина

Работа с техническими средствами

2

Знакомство с аппаратурой

Изучение сценического мастерства

Работа с техническими средствами

1

Рассказ педагога о сценической культуре

 Работа на сцене

Пение произведений

2

Работа над «Песня о маме», разучивание песни «Осень»

Пение произведений

2

Работа над «Песня о маме», разучивание песни «Осень»

Пение учебно-тренировочного материала

1

Показ упражнений педагогом

Упражнение на дыхание «Пчела жужжит»

Сценическое мастерство

1

Работа над пластикой движений

Пение произведений

2

Работа над «Песня о маме», разучивание песни «Осень»

Пение учебно-тренировочного материала

1

Показ упражнений педагогом

Артикуляционная гимнастика

Развитие слуха и ритма

2

Игры «Эхо», «Бабабан»

Развитие слуха и ритма

2

Прослушивание муз. произведений

Игра на ДМИ

1

Знакомство с новыми инструментами объяснение, показ игры на инструментах

Игра на ДМИ

  1.  

Пение произведений

2

Работа над «Песня о маме», разучивание песни «Осень»

Слушание произведений

2

Фонограмма

Музыкальная сказка «Пети и волк»

Пение произведений

1

Фонограмма

Разучивание песни «Барбарики»

Пение произведений

2

Фонограмма

Разучивание песни-разминки «Поход»

Пение произведений

1

Работа над песнями «Барбарики», «Поход»

Пение учебно-тренировочного материала

2

Упражнение на интонирование

Пение произведений

2

Работа над «Песня о маме», разучивание песни «Осень»

Музыкальная игра и движения под музыку

1

Игра на ДМИ

Пение учебно-тренировочного материала

2

Артикуляционная гимнастика

Пение произведений

2

Работа над песнями «Барбарики», «Поход»

Пение учебно-тренировочного материала

1

Упражнение на дыхание «Нюхаем цветочек»

Пение произведений

2

Работа над «Песня о маме»

Пение учебно-тренировочного материала

2

Упражнение на интонирование

Чаепитие и развлекательная программа для мам и бабушек «Мама – звучит ласково и нежно» «Мама

Концерт ко Дню материнства «Мы вам желаем…»

Пение произведений

1

Работа над песнями «Барбарики», «Поход»

Пение произведений

2

Объяснение, показ

Разучивание «Новогодней песни»

Пение произведений.

2

Фонограмма

Разучивание

«Шел веселый Дед Мороз»

Пение произведений.

1

Фонограмма

Разучивание

«Шел веселый Дед Мороз». «Новогодняя»

Пение учебно-тренировочного материала

2

Показ

Распевки, упражнения

Музыкальная игра и движения под музыку

2

Игра на ДМИ

Пение произведений.

1

Фонограмма

Разучивание

«Шел веселый Дед Мороз». «Новогодняя»

Пение учебно-тренировочного материала

2

Упражнения, распевки

Пение произведений

2

Фонограмма

«Шел веселый Дед Мороз». «Новогодняя» работа над звукообразованием

Пение произведений

1

Фонограмма

«Шел веселый Дед Мороз». «Новогодняя» работа над звукообразованием

Работа с техническими средствами

2

Работа на сцене с микрофоном

Работа с техническими средствами

2

Работа на сцене с микрофоном

Работа с техническими средствами

1

Работа на сцене с микрофоном

Пение произведений.

1

1

«Шел веселый Дед Мороз». «Новогодняя» работа над звукообразованием

Новогодний утренник

Работа над дыханием

2

Упражнение на дыхание «Нюхаем цветочек»

Пение учебно-тренировочного материала

2

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Пение произведений.

1

Фонограмма

Разучивание «Молодая лошадь»; «Весёлая песенка»-разучивание припева

Звуки высокие и низкие.

Знакомство с понятиями: резонаторы, частота, колебания.

1

1

Музыкально-дидактические игры

Беседы, викторины, мероприятия по этикету.

Знакомство с понятиями: резонаторы, частота, колебания.

2

1

Работа над интонацией, ритмом в песнях «Молодая лошадь», «Весёлая песенка»

Выступления на открытии месячника по патриотической работе.

Правильное формирование звука.

1

Исполнение распевок, упражнений на формирование звуков.

Работа над дикцией и орфоэпией.

2

Скороговорки, распевки для работы над дикцией.

Правила извлечения звука

2

Распевки, упражнения на правильное формирование звука

Пение произведений

1

«Молодая лошадь»; «Весёлая песенка»-впевание

Пение произведений

2

Беседа о патриотизме

Знакомство с песней «Нет войне»

Пение произведений

2

Разучивание припева «Нет войне», работа над дикцией, интонацией.

Пение произведений

1

Разучивание припева «Нет войне», работа над дикцией, интонацией.

Пение произведений

2

.

Разучивание припева «Нет войне», работа над дикцией, интонацией.

Работа с техническими средствами

2

Беседа о культуре поведения на сцене.

Работа с микрофонами. Игра-задание «Звуковой образ»

Пение произведений

1

Повторение песни «Молодая лошадь»

Пение произведений

2

Разучивание песни «Прадедушка»

Пение произведений

2

Разучивание песни «Прадедушка»

Пение произведений

1

Показ

Работа над унисоном, дикцией в песнях «Лошадь», «Прадедушка», «Нет войне»

2

Работа с техническими средствами

1

1

Показ

Использование элементов ритмики, движений под музыку.

Работа с техническими средствами

2

Показ

Повторение выученных песен, работа над сценическим образом.

Работа с техническими средствами

1

Показ

Использование элементов ритмики, движений под музыку.

Игры на развитие слуха, чувства ритма.

2

Игры: «Догадайся кто поет», «Музыкальный мяч».

Координация движений в связи с ритмом, звуковысотностью и штрихами

2

Показ

Упражнение «Крышечки и чайнички», «Маляры»,

2

Звуковысотность, унисон

1

Объяснение, показ

Работа над унисоном, дикцией в песне «Лягушачий хор», впевание «Нет войне».

Лад, тональность мажор — минор

1

1

Беседа

Прослушивание музыкальных композиций. Бетховен «Весёлая. Грустная»

Подготовка к фестивалю «Амурские зори»

Лад, тональность мажор — минор

2

Беседа

Прослушивание музыкальных композиций. Бетховен «Весёлая. Грустная»

Игры на развитие слуха, чувства ритма.

1

Игры:«Музыкальный мяч», «Звуки и шаги».

Пение учебно-тренировочного материала

2

Показ педагога

Упражнения на развитие дыхания.

Пение учебно-тренировочного материала

2

Показ педагога

Упражнения для чистоты интонирования

Звуковысотность, унисон

1

Показ педагога

Работа над унисоном, дикцией в песне «Лягушачий хор», впевание «Нет войне».

Игры на развитие слуха, чувства ритма.

2

Игры: «Догадайся кто поет», «Звуки и шаги».

Пение произведений

2

Фонограмма

Повторение выученных песен, работа над сценическим образом.

Пение произведений

1

Фонограмма

Повторение выученных песен, работа над сценическим образом.

4

Выезд в ТЮЗ

Пение произведений

Звуковысотность, унисон

2

Проговаривание текста в ритме песни

Работа над текстом, интонацией в песне «Ходики с кукушкой»

Работа над унисоном, дикцией в песне «Лягушачий хор», впевание «Нет войне».

Пение произведений

1

Проговаривание текста в ритме песни

Работа над текстом, интонацией в песне «Ходики с кукушкой»

Пение произведений

2

Проговаривание текста в ритме песни

Работа над текстом, интонацией в песне «Ходики с кукушкой»

Игра на ДМИ

2

Показ

Игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках) «Во саду ли, в огороде»

Координация движений в связи с ритмом, звуковысотностью и штрихами

1

Упражнения: «Паровоз», «Весёлые ладошки», песня – упражнение «Птица и птенчики»

Игра на ДМИ

2

Игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках) «Во саду ли, в огороде»

Пение произведений

2

Работа над текстом, интонацией в песне «Ходики с кукушкой»

Пение произведений

1

Работа над текстом, интонацией в песне «Ходики с кукушкой»

Координация движений в связи с ритмом, звуковысотностью и штрихами

2

. Упражнения: «Паровоз», «Весёлые ладошки», песня – упражнение «Птица и птенчики»

Пение произведений

2

Беседа о содержании песни, о  патриотизме

Разучивание и работа над текстом, интонацией, ритмом в песне «Солнечный круг»

Игра на ДМИ

1

Игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках) «Во саду ли, в огороде»

Пение произведений

2

Работа над интонацией, ритмом в песне «Солнечный круг»

Работа над дыханием.

2

Упражнения: «Свечи», «Сова», «Певец».

Координация движений в связи с ритмом, звуковысотностью и штрихами

2

. Упражнения: «Паровоз», «Весёлые ладошки», песня – упражнение «Птица и птенчики»

Пение учебно-тренировочного материала

2

Скороговорки для развития дикции.

Пение произведений

2

Повторение выученных песен

Игра на ДМИ

2

Игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках) «Во саду ли, в огороде»

Работа над дыханием

1

Упражнения: «Свечи», «Сова», «Певец».

Пение учебно-тренировочного материала

2

Скороговорки для развития дикции

Пение произведений

Работа с микрофонами

2

Повторение выученных песен, работа над сценическим образом, умением пользоваться микрофоном

Игра на ДМИ

1

Игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ложках) «Во саду ли, в огороде»

  1.  

Пение произведений

Работа с микрофонами

1

1

Повторение выученных песен, работа над сценическим образом, умением пользоваться микрофоном

Конкурсно-игровая программа «Ура каникулы»

Пение произведений

Работа с микрофонами

2

Повторение выученных песен, работа над сценическим образом, умением пользоваться микрофоном

Пение произведений

1

Повторение выученных песен

ИТОГО

180 ч.

Содержание программы

1 год обучения

I. В мире загадочных звуков

       1. Рождение звуков

Теоретические сведения. Музыка, как вид искусства. Способы рождения звука, свойства звука.

Практика. Игры на знакомство «Снежный ком», «Дразнилка».

Тема 1.2. Звуки высокие и низкие

Теоретические сведения. Знакомство с понятиями: резонаторы, частота, колебания.

Практика. Музыкально-дидактические игры «Эхо», «Качели». Просмотр видеоматериалов.

Самостоятельная работа учащихся. Подготовить реферат «Музыка в природе».

Форма контроля. Урок-беседа

II. Пение учебно-тренировочного материала

Тема 2.1. Речевые упражнения

Теоретические сведения. Скороговорки, считалки, упражнения на дыхание.

Практика. Упражнения «Жужжит пчела», «Накачиваем шины», «Нюхаем цветок», и др.

Тема 2.2. Вокальные упражнения

Теоретические сведения. Упражнения для развития диапазона, различные распевки.

Практика. Расширение диапазона голоса по системе Огородникова кисло – сладко, громко— тихо, и др., как пищит щенок и лает собака.

Тема 2.3. Лад, тональность: мажор – минор, хроматическое движение в музыке, лады народной музыки

Теоретические сведения. Понятие лада и тональности.

Практика. Беседа, прослушивание музыкальных композиций.

Самостоятельная работа учащихся. Подбор скороговорок, считалок.

Форма контроля. Конкурс на лучшую прочитанную скороговорку, музыкальная викторина.

III. Музыкальная игра и движения под музыку

Тема 3.1. Игра на детских музыкальных инструментах

Теоретические сведения. Знакомство с музыкальными инструментами.

Практика. Игра на металлофоне, бубне, деревянных ложках и т.д.

Тема 3.2. Игры на развитие слуха, чувства ритма

Теоретические сведения. Игра со звуковысотностью, разными штрихами и разным ритмом.

Практика. Игры: «Догадайся кто поет», «Музыкальный мяч», «Звуки и шаги».

Тема 3.3. Координация движений в связи с ритмом, звуковысотностью и штрихами

Теоретические сведения. Упражнения на координацию движений. Различение звуковысотности.

Практика. Упражнение «Крышечки и чайнички», «Маляры», «Кто в тереме живет».

Самостоятельная работа учащихся. Подбор музыкально- дидактических игр к занятию.

Форма контроля. Урок-зачет.

IV. Пение произведений

Тема 4.1. Работа над дыханием

Теоретические сведения. Упражнения, необходимые для формирования правильного дыхания.

Практика. Упражнение «Нюхаем цветочек», «Жужжит пчела» и т.д.

Тема 4.2. Правильное формирование звука

Теоретические сведения. Правила извлечения звука.

Практика. Распевки, упражнения.

Самостоятельная работа учащихся. Подбор интересных распевок и упражнений.

Форма контроля. Оценка и самооценка.

V. Работа с техническими средствами

Тема 5.1. Работа с микрофонами

Теоретические сведения. Знакомство с техническими средствами. Применение.

Практика. Работа с микрофонами.

Тема 5.2. Работа с фонограммами

Теоретические сведения. Способы использования фонограмм. Виды фонограмм.

Практика. Пение под фонограммы.

Самостоятельная работа учащихся. Учиться пользоваться техническими средствами.

Форма контроля. Урок-зачет.

Средства контроля

          Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

  1. Промежуточный контроль
  • тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса;
  • фронтальная и индивидуальная беседа;
  • цифровой, графический и терминологический диктанты;
  • выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
  • решение ситуационных задач, направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике;
  • решение кроссвордов;
  • игровые формы контроля.
  • промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
  1. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении, а также предусматривает сольные концерты для ребят и родителей Центра.

Оценка уровня обученности

Время проведения

Критерии

Показатель

Метод

Оценка уровня

Сентябрь

Чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, в сольных партиях

 Свободное интонирование выученной партии

Наблюдение

Прослушивание

  1. Высокий (3 балл) –в  полной мере овладение   вокально-хоровыми навыками
  1. Средний (2 балл) – не всегда правильное произношение текста и создание образа
  1. Низкий (1 балл)   – отсутствие желания работать над собой

Январь

Понимание основных понятий вокального мастерства

Умение грамотно  произносить текст в исполняемых пьесах

Овладение лексиконом и вокальными понятиями

Чёткая дикция, правильное произношение текста, постановка ударения

Тестирование

Май

Умение вживаться в создаваемый образ песни

Создание сценического образа различных жанров

Инсценировка песни.

Методическое обеспечение

Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • Вокально-хоровая работа;
  • Занятие по музыкальной грамоте;
  • Музыкально-дидактические игры;
  • Восприятие (слушание) музыки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Игра в шумовом оркестре.

Используются следующие формы занятий:

  1. По количеству детей: групповые и индивидуальные.
  2. По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей: экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт.
  3. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, студийную деятельность детей.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • Просторный кабинет, оснащенный фортепиано, аудио- и видеоаппаратурой, микрофонами;
  • Ученическая доска;
  • Дидактический материал (ноты, аудио- и видеоматериал, разработки праздников, портреты композиторов, иллюстрации);
  • Костюмы и аксессуары;
  • Детские музыкальные инструменты;
  • Видеокамера, цифровой фотоаппарат.

Литература

Литература для педагога: 

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя – музыканта – М.: Владос, 2003.  — 336с.
  2. Беспятова Н.К.. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. М: 2004. — 176 с.
  3. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. —  М.: 2002г.
  4. ГорюшкинаМ.С.. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации под общей редакцией Л. Я. Олиференко. — М.: Айрис-пресс, 2007.
  5. Добровольская Н.. Что надо знать о детском голосе. – М: Академия, 2001.
  6. Емельянов В.В..  Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 2000. — 190с.
  7. Закон  РФ «Об  образовании». – М.2000
  8. Конвенция  ООН «О правах  ребенка».- М.1989
  9. Огороднов Д.Е.. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- Киев, 1990.  — 132с.
  10. Сергеев Б.А.. Программа по обучению пению. – СПБ: Союз художников, 2000.
  11. Стулова Г.П..  Развитие детского голоса в процессе обучению пения. М.: Прометей, 2002.
  12. Школяр А.П. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие /  – М.: Академия, 2001.  – 232с.
  13. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.- М.: М.: Метафора, 2007. — 128с.
  14. Яфальян А.Ф.  Теория и методика музыкального воспитания — Ростов Н/Д: Феникс, 2008. —  382с.


Тематический план Вокального кружка

Тематический план

Вокального кружка «Солнцеклеш»

2022г.

Пояснительная записка

Многолетние научные исследования в области музыкальной

педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт

свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на

эмоциональноэстетическое развитие личности ребѐнка. Занятия в вокальном

кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию

интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое

значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их

патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка

принимают участие в конкурсах патриотической песни, организуют концерты

для сельского населения.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в

единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по

совершенствованию голосового аппарата ребѐнка и способствуют

формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности

ребенка.

В вокальном кружке «Солнцеклеш» занимаются дети: 716 лет.

Цель: передача положительного духовного опыта поколений,

сконцентрированного в музыкальном, вокальном искусстве в его наиболее

полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств

личности школьника.

Задачи:

формирование музыкальной культуры учащихся, представляющей

положительный социально художественный опыт, что обеспечивается

целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к

широкой и социальной направленности личного музыкального вкуса;

постановка голоса, формирование вокальнохоровых навыков,

знакомство с вокальнохоровым репертуаром.

совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их

музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви

к вокальной музыке, желания слушать и исполнять ее.

воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой

певческой манере, воспитание организованности, внимания,

естественности в момент коллективного музицирования, привить

навыки сценического поведения.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции

в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического

чувства включает решение следующих задач:

1. Певческая установка

Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка».

Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи

расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать

несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На

репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое

звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В

певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания.

Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы

всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется

живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный

процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют

унифицировать внешнефизиологические признаки дыхания. Практикой

выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать

дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на

зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.

Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью

дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это

способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но

способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох

через нос стимулирует использование при голосообразовании головного

резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что

способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при

пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен

пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится

почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье оберегающую

функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания

среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).0

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом

достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха

необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох.

Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро,

а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что

вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного

выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она

не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать

дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

3. Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного

ф0ормирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и

ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных,

обусловленные положением ротоглоточного аппарата.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта

раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует

упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождая его от

зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о»

близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы

и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что

способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также

наименьшей природной громкостью изза узости формы рта при пении.

Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и

глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует

начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие

сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию

звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее

перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок

гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о

факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами

воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь,

передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое

нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять

использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного

«й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью

артикуляционного аппарата.

Важная задача для педагога научить детей связному и отчётливому

исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и

дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц

языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц»

невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от

верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при

активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные

оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при

звуковой вялости слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует

бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и

согласных звуков.

4. Выработка подвижности голоса.

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного

пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голосаискусство

исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа

(ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В

работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь

упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в

умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения,

начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты

мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона

педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в

интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону,

исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за

звучанием детского голоса если дети поют форсированным, крикливым

звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует

избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических

упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических

трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть

исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно

составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются

специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни эмоциональное переживание. Педагогу

следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер

исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником

сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое

значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала

следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность.

Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется

упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной

мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования

мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно

вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается

с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать

пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу,

соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному

артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач

одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре,

дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой

голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение

осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе,

в соответствующем темпе. Пение под фонограмму заключительный этап

сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога подбирать

репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также

необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой,

правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений

развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу

вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокальнохоровых навыков сочетает вокально

техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и

созданию сценического образа.

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться

следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять

диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не

количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом

для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого

ученика.

Режим занятий:

Количество групп – 1

Количество часов в неделю — 6 часа

Продолжительность занятия – 45 минут

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто

интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру

вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных

вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо

постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению,

то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно

творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты,

подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его

вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для

ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен

соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации,

пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться

в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике

лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не

количество, а качество выученного материала, умение практически

использовать полученные умения и навыки, например выступление

вокального коллектива, сольных исполнителей с концертами на сельских и

районных мероприятиях

Содержание программы

Формы и методы практической педагогической деятельности при

обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокальнохоровых навыков:

1. Работа над певческой установкой и дыханием

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.

Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера

исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе

пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях,

более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с

навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце

произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном

дыхании).

2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и

чистотой интонирования

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).

Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их

формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и

легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса,

умения использовать головной и грудной регистры.

3. Работа над дикцией и артикуляцией

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют

качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение

открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и

напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их

округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и

четкое выговаривание согласных.

4. Формирование чувства ансамбля

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование

диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах

при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).

Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных

видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и

медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые,

пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при

сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.

5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой

Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с

помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем

темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной

предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в

согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить

детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на

сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические

способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений

по ритмике. Таким образом, развитие вокальнохоровых навыков сочетает

вокальнотехническую деятельность с работой по музыкальной

выразительности и созданию сценического образа.

Методическое обеспечение программы

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

музыкальный инструмент (фортепиано), ноутбук, акустическая система,

микрофоны, фонограммы музыкальных произведений, методические, нотные

пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и

групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий

вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебновоспитательного процесса:

словесные, наглядные, практические, объяснительно иллюстративные

Используемая литература:

1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д., «Музыкальнопевческое воспитание детей.»

«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре

начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика

музыкального образования детей»

Календарно – тематическое планирование

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

Работа над песней.

Дыхание и дыхательная

гимнастика

Работа над песней.

Формирование чувства ансамбля.

Дикция, артикуляция, слово.

Работа над песней.

Музыка и ее выразительные

возможности.

Знакомство со средствами

музыкальной выразительности.

Работа над песней.

Формирование чувства ансамбля

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Вокальнопевческая

постановка корпуса.

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Бережное отношение к

голосу. Дыхание и дыхательная

гимнастика.

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Звукообразование и

звуковедение. Дикция и

артикуляция.

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Формирование качества

звука. Интонация. Работа с

фонограммой.

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Работа с фонограммой.

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Работа с фонограммой.

Сольное исполнение.

Работа над песней.

фонограммой. Сольное

исполнение.

Работа над песней.

Формирование чувства ансамбля

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Бережное отношение к

голосу. Дыхание и дыхательная

гимнастика.

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Звукообразование и

звуковедение. Дикция и

артикуляция. Ансамблевое пение.

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Формирование качества

звука. Интонация. Работа с

фонограммой. Сольное

исполнение.

Работа над песней.

«Серьезная и легкая музыка»

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Формирование качества

звука. Интонация. Работа с

фонограммой. Сольное

исполнение.

Работа над песней.

Формирование сценической

культуры. Формирование чувства

ансамбля.

Работа над песней.

Подведение итогов. Исполнение

любимых песен.

Работа над песней.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти remix песни
  • Асимметрия пресса как исправить
  • Как найти частного мастера по сантехнике
  • Как найти нормальных тиммейтов в бравл старс
  • Как найти радио цилиндра