Как составить ресурсную карту

Ресурсный план проекта и как его разработать





Давно не было теоретических постов, давайте сегодня про ресурсное планирование поговорим, что ли.

Что такое ресурсный план

Ресурсный план проекта или план ресурсного обеспечения проекта – это документ, в котором зафиксировано, какие ресурсы будут использоваться в проекте, и процессы получения и возврата этих ресурсов.

Так как блог про управление проектами в ИТ, под ресурсами, конечно, в первую очередь подразумеваются люди, а во-вторую – оборудование и сопутствующие вещи, количество которых в компании ограничено.

В самом простом случае ресурсный план выглядит так – “на проекте длительностью полгода нужны 2 разработчика-мидла на джаве на полный день, один ручной тестировщик на полставки и адекватный руководитель проекта”. или даже “на этом проекте пару месяцев поработает Петя, а потом еще кого-нибудь возьмем, да и тестировать пока сами будем”. Если в вашей компании все вас при этом понимают, риски осознают и проблемы с получением этих ресурсов нет – ну и отлично, значит, эта та степень детализации, которая вам нужна.

В самом сложном случае ресурсный план представляет собой список всех задач проекта, для каждой из которых обозначены требования к ресурсам (например, на задачу составления ТЗ  нужен аналитик с опытом 3+ года в аналогичной должности, знанием строительной отрасли, высшим техническим образованием и свободным английским, объем задачи – 180 часов). Такая степень детализации имеет смысл для крупных проектов типа внедрения SAP, под которые набираются или запрашиваются у партнеров целые команды.

В жизни чаще всего встречается нечто среднее – руководитель проекта просто планирует ресурсы с привязкой к роли (разработчик, аналитик, тестировщик и т.д.) и получает их из пула ресурсов компании. И тут уже не до выбора “с опытом 3+ года именно в стройке”, кого дали – того дали.

Также в зависимости от специфики компании ресурсный план может предполагать привлечение фрилансеров или сторонних подрядчиков.

Еще есть такое понятие, как календарно-ресурсный план или ресурсный план-график – как легко понять из названия, это ресурсный план, наложенный на план-график проекта. Т.е. мы уже не просто говорим, что на проекте у нас будет два разработчика, а что у нас будет два разработчика, занятых на проекте три месяца подряд с 15 августа по 15 ноября.

Важно различать ресурсный план проекта, который отвечает на вопрос “кто будет работать в конкретном проекте”, и ресурсный план отдела/компании/портфеля проектов, который отвечает на вопросы “чем будут заниматься наши сотрудники на в ближайшие полгода” и “есть ли у нас люди, чтобы начать вот эти два проекта”. В посте мы в первую очередь говорим о ресурсном плане конкретного проекта, про ресурсное планирование уровня отдела или портфеля – в следующий раз.

Как составить ресурсный план проекта

Составление ресурсного плана проекта – это обязательный этап при составлении базового плана проекта.

Шаги:

  1. Составить список задач, ну или хотя бы WBS проекта.
  2. Определить, какие ресурсы вам нужны для выполнения этих задач и в каком объеме, и требования к этим ресурсам (они могут быть как формальными, с указанием стажа и проч., так и неформальными типа “разработчик посильнее”). В случаях, когда ресурсы жестко ограничены и взять их негде, допустима ситуация, когда п.1 и п.2 меняются местами – задачи в проекте планируются от ресурсов, но это не самая хорошая практика.
  3. Наложить ресурсы на план-график, чтобы получить конкретную трудоемкость и сроки привлечения. Как уже говорилось выше, в зависимости от потребности оценка может быть как позадачной, так и на уровне этапов проекта.
  4. Согласовать выделение ресурсов в нужном вам объеме и в нужные периоды времени с ответственным за распределение ресурсов (в большинстве случаев это будут руководители соответствующих направлений).
  5. В случае, если получить ресурсы в нужном объеме и в нужное время нельзя – долго и нудно балансировать задачи, сроки и ваши требования к ресурсам до достижения консенсуса. Если консенсуса достигнуть не удалось или если изначально предполагалось привлечение сторонних ресурсов – определить их источник (фриланс, подрядчики. овертаймы и проч.).

На выходе у вас и у основных стейкхолдеров должно появиться понимание того, кто будет работать в проекте, когда эти люди должны приступить к своим задачам, и когда они освободятся для других проектов. Степень формализации может быть от заметки в чате в телеграме (но лучше, чтобы это было хотя бы письмо по электронной почте) до полноценного документа на 50 страниц, утвержденного протоколом заседания управляющего комитета.

Мои принципы составления ресурсного плана

Это все была теория, а вот дальше – мои личные набитые шишки в части обеспечения проектов ресурсами.

  1. Не пытаться высчитать трудоемость вплоть до дня. Учитывая, что проект – это очень динамичная вещь по своей сути, не стоит пытаться спланировать, кто, в какой день и на сколько часов будет привлечен. Все еще сто раз поменяется, и ничего, кроме головной боли, от постоянных перерасчетов ресурсов, вы не получите (я этим страдала в первый год в роли РМа, так что знаю на своем опыте). Сейчас лично мне комфортна оценка в целом на месяц, например, “0,3 FTE на март”. А как там эти 50-60 часов размажутся по месяцу – не столь важно. Если вдруг случается нечастая ситуация, когда на проекте мне на 1-2-3 дня нужен какой-то редкий специалист типа дизайнера – я просто заранее договариваюсь с его руководителем, что приду с этим запросом заранее, и что он найдет время в течение недели-двух, и это дает достаточную гибкость нам обоим.
  2. Не назначать ресурсы на конкретные задачи вместо этапа проекта. Очень редко получается сделать “как в книжках” – запланировать специалиста по информационной безопасности, например, на аудит архитектурного заключения, получить от него результаты аудита и больше никогда к этому не возвращаться. Даже в случае с самым махровым вотерфолом – с ним будут консультироваться в ходе подготовки заключения, встречаться для презентации результатов, обсуждать его замечания, присылать следующие итерации документа на правку и проч. Поэтому мне комфортнее учитывать ресурсы в формате типа “Специалист по ИБ – 0,1 FTE на этапах планирования и опытной эксплуатации, по 0,2 FTE – на этапах разработки и тестирования, на остальных этапах не нужен”, а не позадачно. Правда, для этого нужен а) определенный кредит доверия б) готовность при необходимости обосновать свою оценку.
  3. Не забывать учитывать этапы инициации и закрытия проекта. Часто трудоемкость считают и согласуют только на этап реализации, а дальше подготовка проекта затягивается, а ресурсы привлекаются на бесконечные обсуждения (или в конце – на бумажную работу по закрытию договоров или сбору извлеченных уроков). И вроде бы официально у РМа 3 проекта, а по факту – он половину времени тратит на другие 5, которые еще не стартовали или уже закончились.
  4. Не летать в облаках. Когда я вижу в планах у своих РМов что-то оптимистичное типа вовлечения заказчика на 90% его рабочего времени на ближайшие полгода – остается только обнять и плакать. Даже если РМ каким-то образом протащил это через управляющий комитет – сложно поверить, что так и будет, а излишний оптимизм – зло.
  5. Ну и, конечно, не планировать 100% загрузку на год вперед, так как люди имеют свойство болеть, уходить в отпуска, учиться и вообще заниматься не проектом единым, а еще и какими-то мелкими административными задачами типа постановки целей или обсуждением достигнутых результатов. Но об этом, я надеюсь, никому лишний раз напоминать не надо.

Пример ресурсного плана проекта

Если поискать в интернете, то можно найти сотню разных вариантов того, как выглядит ресурсный план. Все примеры из Яндекса, так что за качество сорри.

Например, так (с детализацией по задачам и, видимо, на full-time):

Или так (c наложением на календарь, но без учета процента привлечения):


Или даже так (очень крутой план, кстати, я его еще до написания поста в статье на хабре встречала):

Лично я сейчас делаю ресурсные планы только на уровне всего портфеля проектов, а не для отдельных проектов. Но когда делала – мои планы выглядели примерно так:

В зависимости от проекта мог быть указан как абстрактный ресурс, так и ФИО конкретного исполнителя.

Используете ресурсные планы в проектах? Поделитесь лайфхаками!





Информация полезна? Поддержи развитие проекта!

На кофе и новые материалы для читателей блога :)

Еще статьи

Показать еще

комментарии

Подписаться на нашу рассылку

Еженедельная рассылка полезных материалов

Составление ресурсной карты

Назначение
задания

Выполняя задание,
вы должны представить в графическом
виде результаты работы по анализу
ресурсов, составив ресурсную карту.
Однако, в отличие от календарного
планирования, на ресурсной карте
обозначаются не работы по реализации
плана, а прохождение «мест расположения»
ресурсов, которые необходимо привлечь
для реализации этих работ.

Содержание
действий по выполнению задания

Для составления
ресурсной карты вам нужно выполнить
следующие действия:

1. Продумать и
представить в графическом виде «линию
времени» (4-месячный период времени),
которая организует композицию ресурсной
карты.

2. Продумать и
представить в графическом виде «места
расположения» ресурсов, которые должны
быть указаны при помощи условных
обозначений и распределить их относительно
«линии времени».

3. Указать на карте
маршрут прохождения «мест расположения»
ресурсов в течение планируемого периода,
соответствующий последовательности
выполнения запланированных работ.

4. Составить легенду
ресурсной карты, содержащую пояснения
к условным обозначениям, использованным
при составлении ресурсной карты.

Методические
указания по составлению ресурсной карты
и разработке её основных элементов

Любой инструмент
работы с информацией должен обеспечивать
реализацию двух основных принципов:
обзорность
(с одной стороны, должен позволять видеть
картину в целом) и структурированность
(с другой стороны, должен позволять
выделить в этой картине области и
работать с ними по отдельности).

Составление
приоритизированного
списка
позволяет
увидеть распланированную деятельность
в одном измерении – последовательность
выполнения намеченных работ. Календарный
план
вводит
ещё одно измерение – временное (работы
выполняются в определённой последовательности
в определённое время. Оба эти инструмента
позволяют увидеть полный список
предстоящих дел и разбить этот список
на части: в первом случае – разделить
дела по категориям приоритетности (одни
дела выполняются в первую очередь,
другие – во вторую и т.д.), во втором –
по временным отрезкам (этот временной
отрезок зарезервирован и не может быть
занят никакой другой работой).

Однако,
чем больший объём информации необходимо
визуализировать, тем более простые
формы для отображения должны быть
использованы, чтобы обеспечить
структурированность и обзорность
наглядного её представления. Таким
особым способом представления информации
является составление т.н. карт, которые
позволяют в графической форме (с
использованием символов) представить
и систематизировать информацию. Ресурсная
карта – это схематическое (графическое)
изображение результатов вашего
планирования на период текущего семестра
(4 месяца).

Основные
требования к ресурсной карте:

  1. Ресурсная карта
    должна иметь собственную систему
    условных обозначений, это требование
    обозначается как знаковость.

  2. Она должна отвечать
    правилу картографической
    генерализации
    ,
    чтобы карта не превращалась в случайный
    набор явлений, фактов, объектов или
    показателей, то есть должен существовать
    отбор и обобщение содержания, изображение
    только главных, имеющих существенное
    значение явлений, фактов, объектов или
    показателей.

Если расшифровывать
это требование по отношению к ресурсной
карте, нужно отметить следующий момент.
На карте, помимо двух основных измерений
(списка работ и временной шкалы), будут
представлены места нахождения ресурсов,
которые были выделены при выполнении
предыдущего задания. Основное, что
должно быть отображено на карте – это
маршрут (т.е. последовательность,
очерёдность) прохождения «мест нахождения»
ресурсов, которые требуются для реализации
намеченного плана. Поэтому, следуя
правилу картографической генерализации,
на ресурсной карте не следует указывать
непосредственно намеченные работы (они
отражаются на карте опосредованно через
последовательность прохождения «мест
расположения» ресурсов).

  1. Образовательная
    карта должна быть правильно оформлена,
    то есть иметь:

  • название карты –
    вверху;

  • условные обозначения
    в специальной рамке – внизу, вверху
    или по правому краю листа (постарайтесь
    не выносить их на другой лист!);

  • собственную
    цветовую гамму.

Условные знаки –
это своеобразный алфавит карты. Перечень
всех графических обозначений (знаков),
встречающихся на карте, с краткими к
ним пояснениями обычно помещается на
полях карты, или на свободных местах
внутри её рамки. Этот перечень называется
легендой
карты
и
служит ключом для раскрытия её содержания,
своеобразным словарём, помогающим
прочтению карты. Первое правило перед
началом работы с картой и чтением её
содержания состоит во внимательном
изучении легенды карты и логики её
построения.

В учебниках по
картографированию выделяется более 10
способов формирования композиций знаков
картографических изображений, которые
можно сравнить с формулами правильного
выражения смысла языковыми картографическими
средствами. Вот лишь несколько основных
способов, которые будут уместны при
составлении ресурсной карты:

  • Способ
    значков

    применяется для указания местоположения
    объекта, не выражающихся в масштабе
    карты. По своей форме значки могут быть:

  • геометрическими
    (круги, квадраты, треугольники,
    прямоугольники, в том числе структурные,
    изменяющихся размеров);

  • буквенными
    (одна или две буквы названия изображаемого
    объекта или явления);

  • картинными
    (пиктографическими)
    ,
    напоминающие рисунком обозначаемые
    объекты.

В случае с ресурсной
картой это обозначение собственно
ресурсов, а также мест их локализации.

  • Способ
    линейных знаков

    используется для изображения реки,
    дороги, границы и т.д.

Обозначения такого
рода можно использовать для условного
изображения «линии времени» на ресурсной
карте: например, изображения реки,
дороги, лестниц, троп позволяют
выразить на ресурсной карте несвойственную
обычной карте функцию – временную.

  • Точечный
    способ

    применяется для показа массовых или
    масштабных явлений и объектов.

При составлении
ресурсной карты он может быть использован
для обозначения, например, большого
количества ресурсов определённого
вида.

  • Способ
    качественного фона

    применяют для выделения по различным
    признакам однородных в качественном
    отношении участков.

  • Способ
    ареалов

    используется для отображения области
    локализации какого-либо явления или
    объектов, не сплошного по полю карты.

Эти
два способа могут быть использованы
для обозначения мест расположения
ресурсов).

  • Способ
    знаков движения

    предназначен для показа различных
    пространственных перемещений. В качестве
    графических знаков используются векторы
    (стрелки) и ленты (полосы). С помощью
    стрелок и лент можно показать путь,
    способ, направление и скорость перемещения
    явления.

При составлении
ресурсной карты он может быть использован
для обозначения, например, перемещений
к местам расположения ресурсов, а также
траектории прохождения этих мест.

Состав задания

Ресурсная карта,
представленная в виде рисунка на листе
формата А4. Рисунок должен занимать
часть листа. Максимальный размер рисунка
должен составлять 20Х20 см. Справа от
рисунка (при его горизонтальной
ориентации), либо сверху/снизу (при его
вертикальной ориентации) необходимо
поместить поле с описанием условных
обозначений, использованных для
составления ресурсной карты (легенду).

Критерии оценки

Задание считается
выполненным
на отлично

(начисляется 5 баллов), если:

— соблюдены основные
требования по составлению ресурсной
карты (имеются все требуемые элементы);

— карта представлена
в структурированном виде (то есть на
ней наглядно и образно представлен весь
перечень ресурсов, привлекаемых для
выполнения работ, основные вехи и
направление движения);

— имеется
художественная ценность изображения.

Выполненное задание
считается
соответствующим
требованиям

(начисляется 3 балла), если:

— соблюдены основные
требования по составлению ресурсной
карты (имеются все требуемые элементы
и связь между ними).

Выполненное задание
считается
требующим
доработки

(начисляется 1 балл), если:

— не соблюдены
основные требования по составлению
ресурсной карты;

— представлен
одинаковый перечень ресурсов на всех
этапах выполнения плана.

Задание считается
не выполненным
(баллы не начисляются), если:

нарушены
основные и дополнительные сроки
выполнения и сдачи задания.

Задание для
самостоятельной работы 13

Необходимо
ознакомиться с образцами
ресурсных карт, размещенными на сайте
«Социальная коммуникация»
(http://mok.tltsu.ru/sites/site.php?s=128&m=18304) в разделе
«Основы самоорганизации».

Задание для
самостоятельного освоения тематического
материала 14

Чтобы подготовиться
к выполнению практической работы
«Составление дневного графика активности»
и к семинарскому обсуждению по теме
«Стресс и преодоление стресса» на
аудиторном занятии №13, ознакомьтесь с
тематическими материалами по теме
«Самоорганизация
и резервы работоспособности».

Методические
рекомендации по изучению темы

Для освоения темы
необходимо изучить учебный материал
по основам эффективного подхода в работе
с информацией, в частности, способы
работы с информацией и формирование
персональной системы работы с информацией:

Литература
основная по теме «Персональный
информационный менеджмент»

  1. Архангельский,
    Г.А. Информация: как управлять творческим
    хаосом / Г.А. Архангельский // Тайм-драйв:
    Как успевать жить и работать – 3-е изд.,
    доп. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. –
    С. 117-139.

  2. Бьюзен, Б.
    Интеллект-карты / Б. Бьюзен, Т. Бьюзен
    // Супермышление пер. с англ. Е. А. Самсонов.
    – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – C.
    79-88.

  3. Калинин, С.И.
    Персональная система работы с информацией
    / С.И. Калинин // Тайм-менеджмент: Практикум
    по управлению временем. – СПб.: Речь,
    2006. – C. 319-325.

  4. Куликова, В. Потоки
    информативного ливня / В. Куликова //
    Заставьте время работать на вас. М.:
    Центрполиграф, 2008. – C.
    57-70.

  5. Василенко Т. Mind
    Maps – опыт использования // Сайт:
    Организация времени. URL:
    http://www.improvement.ru/zametki/mindmap/
    (дата обращения: 25.02.2011).

  6. Зайверт
    Л. Рациональное чтение // Персональный
    сайт Н.Н.Козлова. URL:
    http://nkozlov.ru/library/s42/d3112/
    (дата обращения: 25.02.2011).

  7. Смирнов О. Картотека
    нужна приличному человеку // Сайт:
    Организация времени. URL:
    http://www.improvement.ru/zametki/oskartot/
    (дата обращения: 25.02.2011).

Литература
дополнительная по теме «Персональный
информационный менеджмент»

  1. Выбор собственной
    стратегии чтения / под ред. К. Джайлса
    и Н. Хеджа // Руководство по эффективному
    самообучению менеджеров. – Жуковский:
    МЦДО «Линк», 1997. – 312 с.

При изучении
тематических материалов выясните,
почему для современного человека особую
значимость приобретает компетентность
в работе с информацией. Рассмотрите
основные приёмы работы с информацией,
определите, какие из них наиболее
актуальны для вашей деятельности.
Обратите внимание на принципы и правила
работы с информацией при использовании
данных приёмов. Выделите правила
персональной защиты от информационной
перегрузки.

Вопросы для
самоконтроля

  1. В чём сущность
    следующих приёмов работы с информацией:

  • «фильтрации»
    информации;

  • визуализации
    информации;

  • ведения картотеки;

  • ведения рабочих
    записей;

  • рационального
    чтения?

  1. Что даёт использование
    каждого из перечисленных приёмов работы
    с информацией?

  2. Сформулируйте
    основные правила, которые позволяют
    эффективно использовать каждый из
    изучаемых приёмов в персональной
    деятельности.

  3. Каким образом на
    ресурсных картах изображается линия
    времени?

  4. Какую композицию
    и оформление имеет ресурсная карта
    (как элементы карты (обозначения ресурсов
    и их «мест расположения») распределены
    по пространству листа)?

  5. Какие знаковые
    формы (буквенные и иконические)
    используются для изображения ресурсов
    и «мест расположения» источников
    ресурсов?

  6. Как оформляется
    «легенда» (расшифровка условных
    обозначений) ресурсной карты?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Кейс
П: Ань, расскажи, какие у тебя успехи в плавании.
А: Мне нравится тренироваться и у меня появилась подруга Маша. На прошлых соревнованиях она заняла второе место и получила первый разряд. Теперь я тоже хочу.
П: Здорово! А у тебя уже есть план, как этого достичь?
А: Ну, я хожу на тренировки, но не знаю получится, или нет.
П: Я поддерживаю тебя в этом желании и могу помочь тебе в достижении цели.
А: Круто! А как мы это сделаем?
П: Для этого нам надо нарисовать план.
А: Ого, а это как? Наверное, это сложно?
П: Не переживай, я тебе помогу. Я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь отвечать мне. Ответы я буду наносить на карту. Начнем! Что ты сейчас делаешь, чтобы выполнить разряд?
А: Хожу на тренировки, где тренер учит меня правильно плавать. А ещё я смотрю ролики в интернете.
П: Отлично. Сейчас я нанесу это на нашу карту (наносит).
А: О, как интересно получается, а мы можем ещё что-нибудь добавить на нашу карту?
П: Да, обязательно. Давай вместе подумаем, что ещё может помочь тебе в достижении цели. Бывает, что ты пропускаешь тренировки?
А: Да, если я не успеваю вовремя сделать уроки или опаздываю к началу тренировки.
П: Понятно. Значит тебе нужно хорошо учиться и быть дисциплинированной (дописывает на карту). А на соревнованиях ты плыла также уверенно как на тренировке?
А: Нет, я переживала и проиграла девочкам, которые уже участвовали в соревнованиях и ездили на сборы.
П: Понятно. Как ты думаешь, как это использовать?
А: Может мне тоже съездить на сборы? И поучаствовать ещё в каких-нибудь соревнованиях?
П: Здорово! Так и запишем (наносит на карту). Ты говорила, что смотришь ролики в интернете, а кроме этого, где ещё можно получить информацию о плаванье.
А: Маша рассказывала про интересную статью про мотивацию, а тренер говорил про книгу Майкла Фелпса… О, я поняла, значит мы тоже можем нанести это на карту!
П: Здорово! Тогда нарисуй их сама (Аня рисует).
А: Какая интересная получилась карта. Сколько у меня ещё есть возможностей чтобы прибавить в результатах! Думаю, если я буду всё это делать, то точно выполню разряд до нового года!

Рис. 5. Распределение температур стенок труб воздухоподогревателя.

Выводы

Анализ литературных источников позволил сделать вывод об актуальности исследований рекуперативных ТА. На основании явного метода разработана методика и выполнен расчет статических тепловых характеристик трубчатого воздухоподогревателя энергетического котла Змиевской ТЭС. Удовлетворительная точность результатов расчета позволяет рекомендовать данную методику для расчета характеристик промышленных ТА.

Литература

1. Кафаров, В. В. Математическое моделирование основных процессов химических производств [Текст] / В. В. Кафаров, М. Б Глебов.: М.: Высш. шк., 1991.-400 с.

2. Федоров, В.И. Метод элементарных балансов для расчета нестационарных процессов поверхностных теплообменных аппаратов [Текст] / В.И. Федоров, З.А. Марценюк. — К.: Наукова думка, 1977.-140 с.

3. Шевелев, А.А. Эффективный численный метод определения динамических характеристик трубчатых теплообменных аппаратов // Енергетичні та теплотехнічні процеси й устаткування. Зб. наук. праць. [Текст] / А.А. Шевелев, А.Н. Тарасенко — Харків: НТУ «ХПІ».- 2009. — №.3.- С. 163-167.

4. Роми, Ф.Е. Переходная характеристика теплообменника[Текст] / Ф.Е. Роми // Теплопередача.- 1984.- №3. — С. 119-126.

5. Михеев, М. А. Основы теплопередачи [Текст] / М. А. Михеев, И. М. Михеева.: М.: Энергия, 1977. — 344 с.

————————-□ □——————————

Запропоновано методику складання та ведення ресурсної карти. Проведена класифікація операцій проекту в залежності збільшення ресурсу від фінансових вкладень. По кожному класифікаційною типу визначені можливі заходи маніпулювання

Ключові слова: ресурсна карта, операція, захід, проектне управління

□————————————————□

Предложена методика составления и ведения ресурсной карты. Проведена классификация операций проекта в зависимости увеличения ресурса от финансовых вложений. По каждому классификационному типу определены возможные меры манипулирования Ключевые слова: ресурсная карта, операция, мероприятие, проектное управление

□————————————————□

The method of the establishment and maintenance of the resource map is proposed. The classification of the project operations, depending on the increasing of the resource investments is investigated. For each type of classification a possible measures of manipulations are identified.

Keywords: resource map, operation, measure, project management

————————-□ □——————————

УДК 005.8

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ РЕСУРСНЫХ КАРТ В ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ

В.И. Чимшир

Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой Кафедра судовождения и энергетики судов Одесская национальная морская академия ул. Фанагорийская, 9, г. Измаил, Украина, 68600 Контактный тел.: 096-554-93-77, (04841)2-46-76 E-mail: Chimshir@mail.ru

Построение ресурсных карт является одной из актуальнейших задач современного менеджмента. Такую актуализацию порождает ресурсная ограниченность большинства реализуемых современных проектов, желание получить тотальный контроль над использованием ресурсов, а также возможность осуществления

гибкой управляемости. Совокупность этих движущих факторов толкают практиков и ученых на создание, в большинстве случаев, информационных систем, которые являются симбиозом математических моделей и визуальных эффектов. Как отмечено в [1], существенную часть таких моделей и методов составляют

Е

задачи построения календарных планов реализации проекта, связанных в основном с распределением ограниченных ресурсов. В свою очередь, ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора оптимума проектных ценностей и по сути самого жизненного цикла проекта, базируясь на принципах комбинации, замещения факторов с учетом эффекта масштаба проекта и агрессивности внешней среды.

Анализ ряда работ в области ресурсного управления [1-6], показал, что вопросам визуального отображения полученных моделей уделено недостаточно внимания. На наш взгляд, это обусловлено, в ряде случаев, сложностью формирования возможных отображении в связи с их многомерностью и плохой масштабируемостью.

Целью данного исследования является описание методики построения визуальной карты ресурсов в проектах функционирования социотехнических систем.

Как известно, на самом нижнем уровне, проект представляет собой некоторое множество операций. В свою очередь, выполнение операции требует затрат времени и ресурсов. Для формального описания 1-ой операции зададим ее объем через зависимость скорости операции от количества ресурсов, ее выполняющих

wi(t) = ^(и^)),

где щ(;) — вектор ресурсов 1-ой операции в момент времени ^

Тогда объем г-ой операции будет равен

wi = (и ,

Ь0

^пер= ^ — ^ ,

где ^ — момент начала операции;

^ — момент окончания операции;

^пер — длительность операции.

Ресурсы, участвующие в операции, представлены в определенных соотношениях. Это, как правило, обусловлено спецификой функционирования системы. Набор ресурсов представлен в виде

и =(и11, и12,…),

где иу — количество ] -того ресурса необходимого для выполнения 1-ой операции.

Причем, необходимо отметить, одним из основных требований является однородность столбцов матрицы иц , т.е. если в первой операции на первом месте находится количество человек необходимых для ее выполнения, то во второй операции этот показатель должен находится, также на первом месте.

Ограничение на ресурсы, в проектах функционирования социотехнических систем, как правило, указывается на конкретный вид или конкретный набор, например, ограничено количество: человек, станков, запасных частей. В связи с чем, ограничение представлено в виде:

Е и.;М< ,

50^

где М^) — наличие ] -того ресурса в проекте или ограничение на его привлечение.

Ограничения на ресурсы часто связаны с ограниченностью финансов. Если обозначить Cj — стоимость единицы ресурсов ]-го вида в единицу времени, то можно описать планируемые затраты Z(t) во времени

ЕХс.ийМ=Z М ■ j

Таким образом, при заданном графике поступлений финансирования ()(V) ограничения принимают вид

z(t )< а (!)

и, следовательно, в целом по проекту

Z < й

Известно, что задача оптимального распределения ресурсов заключается в определении распределения ресурсов Vi(t) такого, что все операции проекта выполнены за минимальное время или потери, связанные с задержкой времени реализации проекта минимальны. Другими словами, критерий указывающий на потери в проекте, можно расчитать следующим образом

ф=Е ч. (*.-а.)

где di — планируемый срок завершения 1-й операции, qi — потери в единицу времени при завершении операции позже di. При чем, учитываются случаи в которых Ъ> di .

Учитывая специфику реализации проектов связанных с функционированием социотехнических систем отметим, что основным ограничивающим фактором являются финансовые ресурсы. Это позволяет рассматривать приведенную задачу, как задачу распределения ресурсов одного вида. Несмотря на упрощение задачи с одной стороны, с другой стороны мы получаем жесткость по параметрам качества и безопасности, которые в свою очередь дают существенные ограничения по режимам использования имеющихся ресурсов.

В соответствии с этим предложим методику составления и ведения ресурсной карты.

Разделим все операции на три типа в соответствии зависимости увеличения ресурса от финансовых вложений:

• независящие от увеличения ресурса;

• зависящие в малых диапазонах;

• зависящие в больших диапазонах.

По каждому типу определим возможные меры манипулирования (рис.1) в виде следующих мероприятий:

• увеличение интенсивности работ;

• материальное стимулирование;

• ротация или замена исполнителей;

• привлечение дополнительных исполнителей;

• привлечение субподрядчиков.

Как видно из рис. 1 первые три вида мероприятий являются базовыми и подходят к любому из трех типов операций. Кроме того, бюджет данных мероприятий обычно закладывается на стадии планирования и не влечет за собой серьезных изменений в проекте. Два

других, следующих, мероприятия являются в большей степени исключительной мерой по удержанию проекта во временных рамках.

Если говорить конкретнее по каждому мероприятию, то они имеют особые интерпретации в проектах функционирования социотехнических систем, например, если взять судно как один из видов таких систем, то увеличение интенсивности работ является обычным средством работы персонала с заранее обусловленной доплатой труда. Бесспорно, преимуществом такого мероприятия являются минимальные дополнительные материальные издержки, а недостатком — возможное возникновение недовольства рабочей группы проекта в случае злоупотреблением применения данного мероприятия.

При реализации особо важных проектов, а также проектов в которых имеет место новаторство достаточно продуктивным является мероприятие связанное с материальным стимулированием. Суть мероприятия заключается во введении системы премиальных, увеличение ставки заработной платы сотрудника на время выполнения проекта или ответственного задания. Затраты на данное мероприятие, как было сказано выше, находятся в области допустимых потерь, поскольку данное единовременное мероприятие не оказывает существенного воздействия на стоимость проекта в целом. Его преимуществами являются: положительный настрой на выполнение работ и увеличение производительности рабочей группы. Важно отметить, что при постоянном стимулировании менеджер проекта может столкнуться с такой ситуацией, когда сотрудник перестает качественно выполнять свои прямые должностные обязанности, если их не оплачивают в виде надбавки к заработной плате.

К последнему мероприятию этой группы относится ротация или замена исполнителя. Такое мероприятие возможно только при наличии возможности произвести ротацию или замену одного сотрудника другим, возможно, имеющим более высокую квалификацию в рамках социотехнической системы. Применяется в случае, когда не компетенция сотрудника может при-

вести к угрозе срыва запланированных сроков или качества выполненных работ проекта. Важно отметить, что при реализации данного мероприятия не увеличивается рабочая группа проекта и, следовательно, не происходит снижение управляемости. И все же, сотрудникам, которых коснулось данное мероприятие, необходимо время для вхождения в проект, т.е. ознакомится с проектной документацией, пройти период адаптации в рабочей группе.

В последнее время, в связи с кризисом в ряде отраслей прошла волна сокращений штатов работников. Это повлекло за собой ограничение по комплектации проектных команд. Такое ограничение привело к массовым ошибкам планирования человеческих ресурсов и как следствие дало широкое распространение мероприятию связанному с привлечением дополнительных исполнителей из штата сотрудников компании. Данное мероприятие находится в области нежелательных потерь, поскольку привлечение новых сотрудников в проект повлечет его, в ряде случаев, существенное удорожание.

Заканчивая описание основных мероприятий по удержанию проекта в планируемых временных рамках, дадим описание одного из крайне редких мероприятий такого как привлечение субподрядчиков, на которое идет менеджмент проекта в особых случаях. К таким случаям можно отнести, например: грубые ошибки ресурсного планирования, выход из строя технической системы, на основе которой базировалось выполнение проекта.

Для визуализации ресурсной карты предложим геометрические фигуры, которые указывают на распределение ресурсов иф операции во времени, например, финансирование (таб.1). Длина фигуры, в масштабе карты, обозначает временной интервал операции, площадь фигуры — в соответствующем масштабе указывает ресурсопотребление.

На этапе моделирования ресурсной карты предполагается, что по каждой операции известно минимальное итгп , максимальное итах значение необходимых ресурсов, а также время операции ^пер.

Приведем расчет и отображения ресурсной карты на примере фрагмента проекта, входные данные которого представлены в таблице 2.

Осуществив соответствующее построение, ресурсная карта примет вид рис.2.

Масштабируемость и наглядность позволяет визуально определить наиболее сложные участки ресурсного напряжения, а значения расположенные справа и снизу позволяют контролировать необходимость ресурсов в каждый интервал времени. Цветовая схема отображаемых фигур ресурсопотребления в зависимости от типа ресурсных вложений позволяет визуально определять возможные мероприятия по удержанию проекта в запланированных временных рамках.

Рис.1. Соответствие основных мер, связанных с изменениями в области ресурсного планирования, с типами операций в проекте.

Е

Условные обозначения и функциональные зависимости ресурсопотребления на ресурсной карте

№ Обозначение Функциональное описание ресурсоем-кости во времени Вектор ресурсов

1 1 1 Равномерное распределение и ^ ) = итах

2 Увеличение к концу операции и ^ ) = (итах — ит(п ч t )■ т~+ 1т;п

опер

3 Г — Уменьшение к концу операции и М = (итах — и™ )’ 1 -^ ч tопер + ит1П

4 — Наивысший показатель в середине операции и (^ = (итах — ит1п )■ 2 2Ь где п = ^опер г п ч ^оперу + ит1п,

5 Наименьший показатель в середине операции и (t) = (итах — ит,п ) 1 —*. ^пер + ит1п

6 Г—1 Неравномерное распределение по ходу операции / , ч , ч 4л^ и ^)= 2 Ка* ит,п )■ С“ , ^ опер + ит;п

Таблица 2

Входные данные фрагмента проекта

№ Название процесса или операции Тип операции Возможные мероприятия Тип распределения ресурсоем-кости Продолжи- тельность операции, ед.вр. Ресурсо-потребляемость, ден.ед.

1 Процесс 1 — — — 15 4,762

1.1 Операция 1 зависящая в малых диапазонах увеличение интенсивности работ; привлечение дополнительных исполнителей Равномерное распределение 6 2,502

1.2 Операция 2 зависящая в малых диапазонах увеличение интенсивности работ; привлечение дополнительных исполнителей Увеличение к концу операции 4 1,6

1.3 Операция 3 независящая от увеличения ресурса материальное стимулирование Уменьшение к концу операции 5 0,66

2 Процесс 2 — 15 5,205

2.1 Операция 4 независящая от увеличения ресурса материальное стимулирование; увеличение интенсивности работ Наименьший показатель в середине операции 8 1,39

2.2 Операция 5 зависящая в малых диапазонах увеличение интенсивности работ Равномерное распределение 7 3,815

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

Интерактивная работа с ресурсной картой позволяет моделировать возможные варианты разворачивания событий, при этом проводить сравнения с другими моделями полученными раннее.

Выводы

Предложенная методика составления и ведения ресурсной карты является инструментом в области ресурсного планирования и управления, позволяющая

взглянуть по новому на этот процесс сквозь призму визуализации сложно-управляемых процессов.

В свою очередь, классификация операций проекта в зависимости увеличения ресурса от финансовых вложений позволяет заблаговременно описать соответствующие этим операциям риски, а то, что по каждому классификационному типу определены возможные меры манипулирования, в виде мероприятий, дает возможность провести детализацию соответствующих действий при наступлении риска.

Для удобства моделирования ресурсной карты предложены функциональные зависимости, которые указывают на распределение ресурсов операции во времени. На основе полученных результатов осуществлено построение визуальной ресурсной карты.

Дальнейшие исследования специфики проектного управления функционированием социо-технических систем позволит более детально описать процессы ресурсного управления. Для этого в первую очередь необходимо исследовать взаимосвязь влияния надежности базовой технической системы, на основе корой реализуется проект, и количественных показателей ресурсоемкости таких проектов.

Название процесса или операции 1 2 3 4 5 б 7 S 9 10 11 12 13 14 15 16 17 IS 19 20 21 22 kecypco- потребля- емость

Процесс 1 | 4,762

Операция 1 1 1 2,502

Операция 2 1 1 * i 1 1 1 1 1,6

Операция 3 Процесс 2 -1 1 5,205

Операция 4 1 1 1,39

1

Операция 5 1 | ■ ■ ■ — ■ ■ ■ 1 1 3,815

Ресурсо потребля-емосгь 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,6 0,8 0,4 0,3 0,3 0,4 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 9,967

0,8 0,6 0,4 0,2 0

О 1 2 0 1 12 1 1 1 1 7 8 9 0 1 2

Рис. 2. Ресурсная карта фрагмента проекта

Литература

1. Баркалов, П.С. Задачи распределения ресурсов в управлении проектами/П.С. Баркалов, И.В. Буркова, А.В. Глаголев, В.Н. Колпачев// М.: ИПУ РАН, 2002. — 65 с.

2. Матвеев, А.А. Модели и методы управления портфелями проектов/ Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В.// М.: ПМСОФТ, 2005. — 206 с.

3. Бурков, В.Н. Механизмы функционирования организационных систем/ Бурков В.Н., Кондратьев В.В.//М.:Наука, 1981.

4. ДеКарло, Д. Экстремальное управление проектами /Дуг ДеКарло; Пер. с англ. Финогенова М.С., Смыковской Е.И.; Науч. ред. Баженов АД, Арефьев АО. — М.: Компания p.m.Offlce, 2005. — 588 с.

5. Новиков, Д.А. Управление проектами: организационные механизмы//М.: ПМСОФТ, 2007. — 140 с.

6. Просницкий, А. Управление жизненными циклами проектов и портфелем проектов в Microsoft Project Server 2010// РМР, MCTS, MCITP. К.: 2010. 46 с.

7. Гладышевский, М.А. Оптимальность взаимосвязей в социотехнической системе управления состоянием безопасной эксплуатации судна / М.А. Гладышевский, В.И. Меньшиков, А.В. Солянин // Вестник МГТУ: труды Мурм. гос. техн. ун-та.-2006.-Т.9, №2.-С.260-267.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу которая будет приносить удовольствие
  • Как исправить все ошибки в warface
  • Как найти склад на озоне
  • Как найти макровирус для
  • Как найти валентность кальция