Как составить режим для учебы


Загрузить PDF


Загрузить PDF

График учебных занятий — это удобный и недорогой способ организации учебного времени. Такой подход позволяет понять, что и когда нужно делать. Если вы хотите структурировать свои занятия и мотивировать себя работать с полной отдачей, то попробуйте составить индивидуальный график учебы.

  1. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 1

    1

    Составьте список своих обязанностей. Вспомните и запишите все свои обязанности, которые нужно учитывать при составлении расписания. Если обдумать все заранее, то процесс работы непосредственно над расписанием пройдет более гладко.[1]

    • Список должен охватывать все ваши занятия в учебном заведении, работу, домашние дела, тренировки, занятия спортом и другие регулярные обязанности во время учебного года.
    • Не забывайте про дни рождения и важные праздники.
    • Не страшно, если не получится вспомнить все сразу, — список всегда можно дополнить позже.
  2. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 2

    2

    Соберите всю информацию о занятиях и заданиях. Для этого наверняка придется изучить свое расписание занятий в учебном заведении, указать все домашние задания, проекты и работы или даже найти подходящую систему управления обучением в сети (Blackboard, Moodle, Edmondo и многие другие).[2]

  3. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 3

    3

    Выберите оптимальное время дня для занятий. Подумайте, в какое время ваша эффективность или желание учиться находится на максимальном уровне. Вы жаворонок или сова? Если подумать об этом заранее, то можно запланировать важные задачи на оптимальное время.[3]

    • При выполнении этого шага старайтесь не думать о других своих обязанностях вроде работы. Просто выберите оптимальное время дня, будто у вас больше нет других задач.
  4. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 4

    4

    Выберите формат. График занятий можно составить на листе бумаги или в электронном виде в формате таблицы либо использовать приложение для смартфона.

    • Очевидным решением станут программы для работы с таблицами, например Microsoft Excel или Apple Numbers. Также шаблоны таблиц можно встретить во многих текстовых редакторах.[4]
    • Можно использовать онлайн-решение. Так, сервис My Study Life предлагает веб-интерфейс и мобильное приложение, а также может похвастаться высокими оценками пользователей.
    • Даже если вы часто используете смартфон или проводите много времени онлайн, расписание на бумаге все равно может оказаться удобным решением. Например, если на занятиях не разрешено использовать электронные устройства.
    • Оба варианта имеют свои преимущества. Электронное расписание удобно составлять, а также вносить масштабные изменения, хотя бумажный вариант допускает множество мелких поправок и его всегда можно взять с собой. Также расписанию на бумаге проще (или увлекательнее) придать индивидуальный дизайн по своему вкусу.
    • Также можно сочетать оба варианта: составьте на компьютере сетку таблицы с днями, уроками и временем, а затем напечатайте необходимое количество копий (зависит от количества учебных недель) и заполните от руки.
  5. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 5

    5

    Создайте сетку. Любой график или расписание представляет собой таблицу с ячейками «Дата» и «Время», при этом дни недели указываются в верхней строке, а время — в боковом столбце.

    • При составлении расписания на листе бумаги придется начертить таблицу от руки. Используйте тетрадный лист или нелинованную бумагу. Для аккуратности чертите таблицу с помощью линейки.
    • Главный недостаток варианта от руки — в такое расписание сложно вносить изменения в будущем. Даже если использовать карандаш, изменения количества строк или столбцов окажутся очень сложной задачей. Если потребуется несколько страниц (например, одна на каждый месяц), каждую копию придется составлять и исправлять вручную.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 6

    1

    Выберите единое или изменяемое расписание. Можно создать единый график, который будет неизменным каждую неделю, или индивидуальное расписание для каждой недели с особыми параметрами. Все индивидуальные графики можно составлять в одно время.

    • В случае с еженедельным индивидуальным расписанием следует начинать от обратного. Нужно начать с больших заданий или экзаменов и возвращаться назад во времени. Расписание занятий будет меняться в зависимости от предстоящих больших заданий.[5]
    • Не забудьте отразить в таблице все ранее перечисленные обязанности. Это следует сделать до указания времени занятий. Запишите все регулярные обязательные занятия, например спортивные тренировки. Начинайте с общих обязанностей, чтобы четко знать, на какое время назначить учебные занятия.
    • При составлении изменяемого еженедельного расписания не забывайте об исключениях вроде дней рождений и праздников.
  2. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 7

    2

    Определите временные блоки занятий. Стремитесь планировать временные блоки достаточной продолжительности (около 2–4 часов подряд). Это поможет вам погрузиться в учебу и эффективно использовать время.[6]

    • Не нужно отказываться от занятия, если не удается выкроить несколько часов подряд. Иногда полезно заниматься в свободные временные блоки продолжительностью 45 минут или час.
    • Лучше планировать больше времени для более сложных предметов.[7]
  3. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 8

    3

    Планируйте перерывы. Они необходимы для успешной работы. Человек не робот и не может работать часами без перерыва. Регулярные перерывы позволяют эффективнее справляться с задачами.[8]

    • Многие специалисты рекомендуют работать 45 минут каждого часа, а затем устраивать перерыв на 15 минут. Все люди разные, поэтому экспериментируйте, чтобы найти оптимальный вариант.[9]
  4. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 9

    4

    Будьте предельно конкретны. Помните, как вы составляли перечень всех заданий и расписания занятий в университете? Пришло время использовать список по назначению. Запланируйте время конкретных занятий и запишите все задания, а также укажите промежутки времени для работы над такими заданиями.

    • Обстоятельства меняются со временем, и иногда планы двухмесячной давности становятся уже не актуальными. Это не должно вас останавливать. Используйте график как удобный ориентир, который поможет вам не сбиться с пути и разделять масштабные задания на меньшие задачи.
    • Если вам еженедельно задают определенный объем домашних заданий, следует отразить этот момент в таблице. Например, если каждую неделю нужно решить 20 задач по математике, тогда внесите такой пункт в график.
  5. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 10

    5

    Планируйте несколько предметов на каждый сеанс занятий. Работа над разными предметами во время одного сеанса занятий позволяет избежать выгорания и не выбиться из сил, когда остаются еще другие предметы.[10]

    • Конечно, ситуация изменится перед экзаменом, когда нужно будет посвящать свое время и силы одному предмету!
  6. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 11

    6

    Украсьте свой график. Используйте цветовые метки для занятий и обязанностей — так вам будет проще ориентироваться в графике. Такой подход также позволит снизить нагрузку на зрение, а вам придется много и часто смотреть в расписание!

    • В случае с бумажным расписанием можно использовать цветные карандаши. На компьютере используйте выделения и заливки, а позже печатайте график на цветном принтере. В приложениях расписание уже имеет цветовые метки, которые можно настроить по своему вкусу.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 12

    1

    Соблюдайте график. Может потребоваться время, чтобы привыкнуть к расписанию. Не спешите сдаваться. Он начнет приносить пользу, как только станет частью привычного уклада.

  2. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 13

    2

    Не придавайте расписанию чрезмерного значения. Не нужно считать, что вы обязаны следовать графику поминутно. Это всего лишь помощник, который призван облегчить учебу. Используйте его как основу, но не стремитесь неукоснительно соблюдать все пункты.

  3. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 14

    3

    Пересматривайте график. Оценивайте действенные и неэффективные решения и исправляйте недостатки! После стольких трудов и усилий нет смысла отказываться от графика, когда несколько простых изменений могут все исправить. Всегда старайтесь следовать расписанию.

    Реклама

Советы

  • Если прямо сейчас вы не готовы начинать от обратного и составлять индивидуальное расписание с еженедельными изменениями, то остановитесь на простом стандартном графике. Он принесет немало пользы, даже если не будет отражать все нюансы каждой недели.
  • Используйте поиск по картинкам в сервисах Flickr или Pinterest, чтобы найти примеры и шаблоны бесплатных таблиц.
  • При изменении расписания занятий в учебном заведении отражайте такие изменения в графике.
  • Если вам удалось посвятить учебе целый час, нарисуйте звездочку на листе бумаги. Стремитесь собрать хотя бы 7 звездочек в день.
  • Не откладывайте работу на завтра, поскольку завтра могут возникнуть новые дела и такая работа превратится в бремя.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 16 782 раза.

Была ли эта статья полезной?

Гигиенические рекомендации по режиму дня школьника, нормам сна, отдыха, работы за компьютером

Что же такое режим дня школьника и каковы основные принципы его рационального построения? Вопрос, который интересует многих родителей.

Режим — последовательность различных видов деятельности и отдыха на протяжении суток. Режим дня повышает работоспособность, предохраняет организм от переутомления, способствует повышению успеваемости и укреплению здоровья. Режим дня устанавливается индивидуально, то есть для каждого в отдельности, с учетом возраста, состояния здоровья, занятий в школе.

Основными элементами режима дня школьника являются:

  1. Правильное чередование труда и отдыха.
  2. Регулярный прием пищи.
  3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
  4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
  5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
  6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Составляя режим дня, надо учитывать основные режимные моменты и суметь правильно определить время для их выполнения.

Сон и бодрствование

Влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна.

Важность полноценного ночного сна в том, что в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Систематическое недосыпание может вызвать у школьника истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма.

Потребность в сне зависит от возраста. Чем младше школьник, тем его нервная система менее вынослива к внешним раздражителям, скорее наступает утомление.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

1–4 классы — 10–10,5 часа,

5–7 классы — 10,5 часа,

6–9 классы — 9–9,5 часа,

10–11 классы — 8–9 часов.

Физически ослабленные, быстро утомляющиеся дети нуждаются в более длительном сне. Им рекомендуется дополнительный дневной сон.Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Чтобы сон был крепкимложиться спать и вставать надо в одно и то же время, в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры, спорить. Перед сном необходимо проветрить комнату. Важно соблюдать правила личной гигиены. Постель должна быть удобной, чистой и не слишком мягкой.

Утром, после ночного сна, рекомендуется делать зарядку в течение 10 -15 минут, это облегчит переход от сна к бодрствованию и позволиет организму активно включиться в работу. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. Упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года при открытом окне или на свежем воздухе. После зарядки проводятся водные и гигиенические процедуры.

Кроме сна, существует и другой вид отдыха, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим. Переход от умственной работы к физической дает отдых ранее работавшим клеткам головного мозга и заставляет работать ранее отдыхавшие.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Прогулки желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном — 3-3,5 часа, в среднем — 2,5-3 часа, в старшем — 2-2,5 часа.

Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня. Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырехразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака; после окончания занятий; после обеда перед приготовлением домашних заданий и перед сном. Утренняя прогулка способствует быстрому включению в занятия на первом уроке; прогулка после занятий необходима для снятия утомления; прогулка после обеда обеспечивает более высокую работоспособность при выполнении домашних заданий, а прогулка перед сном способствует спокойному и глубокому сну.

Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином.

Питание

Умственная работа, подвижная деятельность школьников сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно пополняться за счет питания.

Правильно организованный режим питания основывается на соблюдении времени приёмов пищи и интервалов между ними. Приучайте ребёнка обязательно завтракать. Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 3,5–4 часов, рекомендуется 4–5-разовое питание. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов, минералов и соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим такие способы приготовления блюд, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание и исключение продуктов с раздражающими свойствами. Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Рабочий стол и режим работы за компьютером

После школы приступать к домашнему заданию лучше через час два, т.к. необходим отдых для восстановления сил. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить полтора-два часа, средних классов -2-3 часа, старших классов 3-4 часа. Можно чередовать письменные задания с устными.

Ребёнку необходимо организовать постоянное место для приготовления домашних заданий.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен быть расположен так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот).

Очень важна правильная посадка ребёнка во время приготовления домашних заданий. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка,  при правильной посадке, должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.Голова и туловище должны находятся в прямом положении. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ладони ребёнка. Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать, а правильно подобранная мебель — один из факторов предупреждения нарушений осанки.

Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует снижению напряжения глаз и развития утомления. Непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах — 20 минут, 8-9-м классах — 25 минут, 10-11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. Домашние занятия с компьютером должны укладываться в те же временные рамки.

Помните, правильный режим дня школьника — залог крепкого здоровья и хорошей учебы.

Все необходимые консультации по вопросам санитарного законодательства вы можете получить в Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю и его территориальных отделах.

Адрес Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю: г. Барнаул, ул. М. Горького, 28. Адреса и телефоны территориальных отделов размещены на сайте: http://22.rospotrebnadzor.ru.

Фото с сайта https://pixabay.com

Как правильно подобрать режим дня школьника

Продуманный распорядок занятий и отдыха повысит успеваемость ученика. И сохранит нервные клетки его родителей.

Как правильно подобрать режим дня школьника

Чтобы учёба шла легче и веселее, школьнику нужен режим. Благодаря чёткому чередованию дел и свободного времени ребёнок будет меньше уставать, больше успевать, а его настроение улучшится.

При составлении распорядка дня для ученика необходимо учитывать нормы сна, режим питания, а также потребность в отдыхе и двигательной активности. Рассмотрим каждый пункт по отдельности.

Режим сна

Количество и качество сна оказывает решающее влияние на самочувствие и трудоспособность детей. Если ваш ребёнок спит недостаточно, у него ухудшается память и падает настроение, ему сложно сосредоточиться на уроке, возникают проблемы с планированием. А в подростковом возрасте проблемы со сном к тому же могут привести к появлению лишнего веса.

Сколько нужно спать

Роспотребнадзор рекомендует следующие нормы сна для школьников:

  • 10–10,5 часов для 1–4-го классов;
  • 10,5 часов для 5–7-го классов;
  • 9–9,5 часов для 6–9-го классов;
  • 8–9 часов для 10–11-го классов;

Первоклассникам желательно спать ещё и 2 часа днём, чтобы восстановить силы.

Как организовать режим сна

Правил здесь немного, и они предельно просты.

  • Ложиться нужно в одно и то же время. Ориентировочно — в 9–10 часов вечера. Желательно не отступать от этого распорядка и в выходные. А вот поспать в субботу и воскресенье можно подольше, не вскакивая по звуку будильника.
  • За два часа до сна важно снизить эмоциональные нагрузки — в виде шумных игр, активных переписок с одноклассниками в мессенджерах или просмотра роликов на YouTube.
  • Заведите ритуалы, настраивающие на отдых. Ко сну располагают расслабляющая ванна, разговоры за чаем, неспешные прогулки, чтение (например, классической литературы).
  • Обязательно проветривайте спальню перед сном.

Режим питания

В школьные годы вырабатываются многие пищевые привычки, которые влияют на здоровье во взрослой жизни. При недостаточном или неправильном питании ребёнку просто не хватает энергии для учёбы, он быстро устаёт, становится невнимательным и раздражительным.

Сколько нужно есть

Обычно для восполнения сил школьникам требуется 4–5 приёмов пищи с промежутком 3,5–4 часа. По нормам Роспотребнадзора, средняя суточная потребность в энергии составляет 2 350 ккал для ребёнка 7–11 лет и 2 713 ккал после 11 лет. Оптимально, если соотношение белков, жиров и углеводов в рационе составляет 1 : 1 : 4.

Как организовать режим питания

Как и в случае со сном, принимать пищу необходимо в одно и то же время. Делать это лучше не на ходу, а в спокойной обстановке, безо всякой спешки. Естественно, следует по возможности избегать острых и жареных блюд, фастфуда и газированных напитков.

Важно, чтобы родители подавали здоровый пример. Согласитесь, сложно убедить подростка, что чипсы вместо борща на обед — это вредно, если именно так питаются его папа и мама.

Взяв за основу пятиразовое питание, придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Завтрак. Он нужен — и точка. Более того, утром школьнику необходимо съесть четверть суточного рациона, а значит, одним бутербродом не обойтись. Старайтесь подать на завтрак горячее блюдо — молочную кашу, омлет, сырники или что‑то мясное.
  • Второй завтрак (школьный перекус). Он может включать бутерброд с сыром, орехи, печенье, фрукты или йогурт.
  • Обед. Это основной приём пищи (до 40% дневного рациона), который обычно состоит из 3–4 разнообразных блюд. Идеально, если на столе будет салат, первое, рыба или мясо плюс что‑нибудь на десерт.
  • Полдник. Ещё один лёгкий перекус, цель которого — восполнить запасы энергии и спокойно дожить до ужина. Для этого подойдут фрукты и ягоды, а также кисломолочные продукты.
  • Ужин. Вечером школьнику рекомендуется съедать примерно столько же, сколько и на завтрак. Но лучше исключить мясо и рыбу, так как белки возбуждают нервную систему и медленно перевариваются.

Режим учёбы и отдыха

Одна из распространённых ошибок активных и заботливых родителей — это составить для ребёнка слишком плотный график. Понятно, что хочется вырастить успешного человека, который одинаково хорошо играет на скрипке, плавает и рисует. А ещё знает три языка и разбирается в робототехнике.

Но перегружая школьника, вы, скорее всего, добьётесь обратного эффекта — потенциальный гений потеряет интерес к любым занятиям. Поэтому очень важно грамотно чередовать учёбу и отдых, а также следить за тем, чтобы ребёнок достаточно двигался.

Сколько нужно учиться и отдыхать

Специалисты Роспотребнадзора предлагают ориентироваться на такие нормы.

Для выполнения уроков:

  • 1,5 часа во 2–3-м классах;
  • 2 часа в 4–5-м классах;
  • 2,5 часа в 6–8-м классах;
  • 3,5 часа в 9–11-м классах.

Для прогулок и подвижных игр:

  • 3–3,5 часа в младшем возрасте;
  • 2,5 часа в старших классах.

Ранее специалисты также рекомендовали ограничить время, проведённое школьниками у экранов компьютеров или планшетов. Но с распространением смартфонов и массовым переходом на онлайн‑обучение отгонять ребёнка от экрана превращается в архисложную задачу. Родители могут лишь установить лимит на доступ к играм, мессенджерам и другим ресурсам, которые отвлекают от учёбы и не приносят пользы здоровью.

Как организовать режим учёбы и отдыха

Тут многое зависит от интересов, внешкольных занятий и физиологических особенностей каждого  ученика. Однако есть несколько общих советов.

  • После возвращения из школы и обеда ребёнку нужно отдохнуть час‑полтора, прежде чем сесть за уроки. Если речь идёт о младшем школьном возрасте, желательно, чтобы в это время ученик поспал.
  • Приступать к выполнению уроков лучше с 4 часов пополудни, когда мозг начинает устанавливать новые связи и активно усваивать информацию.
  • Даже при самом плотном распорядке ребёнку жизненно необходимы час или два свободного времени, когда он может заниматься чем угодно. Например, просто бездельничать.

Режим дня школьника

Вот так выглядит ориентировочный режим дня с точки зрения Роспотребнадзора. Он рассчитан на ребёнка младшего школьного возраста. В средних и старших классах количество часов, необходимое для занятий, увеличится, а вот времени для сна и отдыха останется меньше.

  • 7:00 — подъём, утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет.
  • 7:15–7:30 — завтрак.
  • 7:40–8:10 — дорога в школу или утренняя прогулка.
  • 8:30–13:05 — занятия в школе.
  • 13:30–14:00 — дорога из школы или прогулка после занятий.
  • 14:00–14:30 — обед.
  • 14:30–15:30 — послеобеденный отдых или сон.
  • 15:30–16:00 — прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе.
  • 16:00–16:15 — полдник.
  • 16:15–17:30 — приготовление домашних заданий.
  • 17:30–19:00 — прогулка на свежем воздухе.
  • 19:00–20:00 — ужин и свободное время.
  • 20:30 — подготовка ко сну.
  • 21:00 — отбой.

Читайте также 🧐👨‍🏫📒

  • Что нужно, чтобы ваши дети питались в школе бесплатно
  • 10 детских YouTube-каналов, которые помогут восполнить пробелы в образовании
  • 3 способа привить ребёнку любовь к чтению
  • Как выжить в школе: советы школьникам и их родителям
  • Как закупить школьные принадлежности и не переплатить

Правильно составленный режим дня — это залог отличного самочувствия школьника, успеваемости на уроках, хорошего настроения. Если ребенок высыпается, вовремя кушает, не устает от учебы, получает достаточно времени на отдых, можно говорить о том, что распорядок составлен удачно. Особенно важно организовать правильное расписание после каникул, когда дети расслабились и не сразу готовы к четкому почасовому режиму. Также сложно бывает приучить к этому первоклассников, которые привыкли к расслабленному времяпровождению в садике.

Как приучить к режиму?

Перед составлением режима нужно понаблюдать за темпом, который выбрал для себя ребенок: как быстро он просыпается, сколько времени у него уходит на умывание, сколько занимает завтрак и дорога в школу, когда проще дается выполнение домашнего задания. Опираясь на эти замечания, распределите время таким образом, чтобы малыш все успевал. Помните: то, что подошло соседскому одногодке, не всегда подойдет вашему сыну или дочери — у всех детей разный организм, одним нужно больше времени на отдых, другие восстанавливаются быстрее. Примите во внимание пожелания самого ребенка, объясните, почему важно составить режим. Придерживайтесь установленных правил вместе с ним — пример родителей действует лучше объяснений.

Школьник быстрее привыкнет и втянется в учебный процесс, если его время расписано по минутам, но с перерывами на тот отдых, который он сам предпочитает (прогулки, спорт, любимое хобби). Важно учитывать возрастные особенности и увлечения детей, оставлять возможность свободного выбора — не переусердствуйте с правилами и ограничениями. Самая интенсивная работоспособность наблюдается с 11:00 до 13:00, а также с 16:00 до 18:00. В зависимости от возраста и психологических особенностей эти показатели могут отличаться.

Что обязательно должно быть в распорядке

Чтобы задать удачный ритм дню, обязательно предусмотрите все самые важные элементы режима:

  • Регулярное питание — завтраки, обеды, ужины.

  • Полноценный сон, исходя из возраста и потребностей организма.

  • Учеба в школе и выполнение домашних заданий.

  • Активный отдых с прогулками на свежем воздухе, а также зарядка или спорт.

  • Время для увлечений и игр.

  • Посильная помощь по дому.

Утро: сборы в школу и зарядка

Утро начинается с умывания, зарядки, завтрака. Подготавливать форму и собирать рюкзак рекомендовано с вечера, чтобы в утренней спешке ничего не забыть. Принимать душ лучше утром — так проще избавиться от сонливости и подготовиться к предстоящим умственным нагрузкам. Если душ запланирован на вечер, помните об утреннем умывании, чистке зубов. Гимнастикой лучше заниматься сразу после пробуждения на открытом воздухе или в проветренной комнате. Главное, включить в список упражнения, полезные для осанки, мышц шеи, рук, плечей и ног. Дополнительно об этом проконсультируйтесь с учителем физкультуры, врачом. Зарядка полезно влияет на обмен веществ, нервную систему, общее самочувствие. На гимнастику и умывание стоит выделить полчаса.

Организуйте разнообразное, полезное питание. Завтрак должен включать горячую и сытную пищу, проходить размеренно, без спешки, разговоров, просмотра телевизора. В школу следует идти прогуливаясь, не торопясь. Если вы отвозите детей на машине, все равно остановитесь не доезжая до нее — оставьте 10-15 минут на прогулку.

Таким образом, утро распланируйте так:

  • 07:00 — пробуждение.

  • 07:00 — 07:30 — зарядка и умывание.

  • 07:30 — 07:50 — завтрак.

  • 07:50 — 08:20 — дорога в школу.

Школа, обед и послеобеденный сон

В перерыве между занятиями не стоит пренебрегать горячим школьным завтраком, даже если он не слишком нравиться ученику — это возможность отдохнуть, провести время со сверстниками в столовой. Школьное время для учеников выглядит так:

  • 08:30 — начало занятий.

  • 11:00 — горячий завтрак.

  • 12:30 / 13:30 / 14:30 — завершение уроков (в зависимости от класса), дорога домой.

  • 13:00 — 13:30 / 14:00-14:30 / 15:00-15:30 — обед (в зависимости от того, когда зщакончились уроки).

  • 13:30 — 14:30 — послеобеденный сон для младшеклассников.

После школы: отдых, прогулки, полдник

После школы ученикам всех возрастов нужно отдохнуть от книг, компьютера, телевизора. Не обязательно заставлять школьника спать, если его природный режим не предусматривает дневной сон, вполне достаточно немного просто полежать. После этого стоит погулять по свежему воздуху, поиграть в подвижные игры. Для физического развития важен именно активный отдых — когда одно занятие сменяется другим. Лучше, чтобы школьник сам выбрал себе занятие по душе — летом это могут быть игры с мячом, ролики, зимой — катание на санках, лыжах, коньках. Можно отдать ребенка в спортивную школу, если он всерьез тяготеет к определенному виду спорта.

За день младшеклассники должны проводить на свежем воздухе, включая дорогу в школу и обратно, 3-3,5 часа, старшеклассники — не менее 2-2,5 часа. После активных игр на свежем воздухе важно выделить 15 минут на легкий перекус, полдник. Распорядок можно составить так:

  • 14:30 — 16:00 / 15:30 — 17:00 — прогулки, игры на свежем воздухе (в зависимости от времени обеда).

  • 16:00 — 16:15 / 17:00 — 17:15 — полдник.

Домашнее задание

Режим дня школьника. Составляем правильный распорядок

После активного отдыха и полдника стоит уделить время подготовке домашнего задания. Правильное чередование умственного и физического труда — залог здоровья школьника. При умственном напряжения необходим чистый воздух, который улучшает работу мозга. Поэтому выполняя домашнее задание, следует делать 10-минутные перерывы после каждых 30-40 минут работы, проветривать комнату. Если погода позволяет, оставьте окно или форточку открытой.

Убедитесь, что рабочее место достаточно освещено, свет с окна и лампы падает слева от ученика. Уберите из окна высокие цветы, раздвиньте занавески — это тоже повлияет на работоспособность. Подробную информацию о том, как организовать рабочее пространство ребенку, читайте в нашей статье “Как обустроить рабочее место для школьника”.

Посоветуйте ребенку делать уроки по трудным предметам в тот же день, что их задали. Начинать лучше не из самого сложного, а из самого любимого предмета. От занятий ничто не должно отвлекать — выключите телевизор, уберите подальше домашних животных.

То, насколько успешно школьник справится с домашним заданием, зависит от других факторов режима — полностью ли удалось отдохнуть, хорошо ли поел. Рамки на выполнение домашнего задания рассчитывается индивидуально — все за разное время справляются с задачами, читают, выполняют творческие задания. Кроме того, все зависит от объема домашней работы. Младшеклассникам понадобится 1,5-2 часа, ученикам средних классов — 2-3 часа, старшеклассникам — 3-4 часа. Лучше начать после 16:00. Если ученик справился с заданиями быстрее, свободное время можно отвести на любимое хобби или еще одну прогулку на свежем воздухе, которая особенно важна для младших. Режим будет выглядеть так:

  • 16:15 — 17:30 / 17:15 — 20:00 — подготовка домашнего задания для младших / старших.

  • 17:30 — 19:00 — прогулка по свежему воздуху для младшеклассников.

Всегда помогайте ребенку с заданиями, ведь это побуждает интерес к обучению и укрепляет отношения внутри семьи. Ранее мы уже рассматривали тему “Как правильно делать уроки с ребенком”, в которой подробно изложили условия успешной подготовки уроков.

Ужин, увлечения и помощь по дому

Школьников с раннего возраста нужно приучать к выполнению работы по дому. Младшим можно поручить полить вазоны или помыть посуду, старшие могут пропылесосить или сходить за покупками. Это полезно в воспитательных целях — чтобы дети понимали важность и сложность домашней работы, учились самостоятельно убирать за собой. Кроме того, это еще один способ немного подвигаться после сидячей работы за столом. Домашние обязанности приучают к ответственности, поэтому не стоит пренебрегать ими, даже если считаете, что ваш школьник еще маленький для такой работы.

Оптимальное ужинать в 19:00. Позаботьтесь о том, чтобы пища была достаточно калорийной, содержала витамины, белки, жиры и углеводы. Ужинать следует в одно и то же время ежедневно. Привыкая к такому распорядку, человек чувствует аппетит ближе к определенному часу, а значит, его желудочно-кишечный тракт заранее подготовляется.

В режиме дня должно остаться место для любимой творческой деятельности. Это может быть рисование, чтение, музыка или любое другое занятие на его собственный вкус. Для младших достаточно выделить 1-1,5 часа, для старших — 1,5-2 часа. Не нужно ни к чему принуждать — если ваш ребенок предпочитает не творчество, а спорт, составьте его режим таким образом, чтобы выделить больше сил на активное времяпровождение. Спланировать ужин, работу по дому, отдых можно так:

  • 19:00 — 19:30 / 20:00 — 20:30 — ужин для младших / старших.

  • 19:30 — 20:30 / 20:30 — 22:00 — помощь родителям в работе по дому, творчество для младших / старших.

Подготовка к следующему учебному дню и сон

После того, как ваш школьник отдохнет, занимаясь любимым делом, напомните ему подготовиться к следующему учебному дню — сложить рюкзак, приготовить одежду, а также почистить зубы, умыться. Вечерний туалет должен занимать не более 30 минут.

Ложиться спать следует по режиму, в одно и то же время каждый день. 7-летним малышам стоит выделить на сон до 12 часов в сутки, поэтому так важно поспать после обеда. Детям 8-11 лет достаточно спать 10 часов, 12-15 лет — 9 часов, для самых старших — 8-9 часов. Перед сном комнату стоит проветрить. Самая благоприятная температура для сна — 18 °С. Для вечера актуален такой распорядок:

  • 20:30 — 21:00 / 22:00 — 22:30 — вечерний туалет и подготовка ко сну для младших / старших.

  • 21:00 — 07:00 / 22:30 — 07:00 — здоровый сон.

Распорядок может меняться в зависимости от времени года, к тому же на выходных и каникулах план дня стоит составить по-другому. Главное, ставить на первое место интересы школьника и учитывать его пожелания при составлении ежедневного режима.

Наиболее важными основами распорядка дня школьника являются занятия в школе и дома, активный отдых, который максимально возможное время должен проходить на свежем воздухе, правильный и полноценный режим здорового питания, свободное личное время, в которое ребёнок будет заниматься тем, что ему нравится, здоровый и полноценный сон. Запомните, что при чётком соблюдении строгого распорядка дня школьником у него быстро выработаются привычки и вскоре он сам начнёт его соблюдать без всяких напоминаний, что серьёзно повысит его работоспособность. Но, как мы помним, ребёнок это всегда яркая индивидуальность, поэтому режим дня необходимо составлять для школьника исходя из его личных и возрастных особенностей.

Основными элементами режима дня школьника являются:

·        Правильное чередование труда и отдыха.

·        Регулярный прием пищи.

·        Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну

·        Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

·        Определенное время для приготовления домашних заданий.

·        Определенная продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

·        Влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна.

Важность полноценного ночного сна в том, что в этот период происходит перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Систематическое недосыпание может вызвать у школьника истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма.

Потребность во сне зависит от возраста. Чем младше школьник, тем его нервная система менее вынослива к внешним раздражителям, тем скорее наступает утомление.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1-4 классе – 10-10,5 часов, в 5-7 классе – 10,5 часов, в 6-9 классе – 9-9,5 часов, в 10-11 классе – 8-9 часов. Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Также, показано увеличивать обычную продолжительность сна школьников (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами или при иной другой напряжённой умственной деятельности.

Помните! У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна.

Для преодоления проблем с засыпанием ребенку необходимо ложиться спать в одно и то же время. Глубокому сну препятствуют все внешние раздражители: громкие разговоры, яркий свет, музыка. Также, желательно ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.).

Школьник должен спать в отдельной кровати, соответствующей росто-возрастным особенностям, с непровисающей ровной поверхностью и невысокой подушкой, что дает возможность поддерживать мускулатуру в расслабленном состоянии в течение всего сна и обеспечивает отдых всего организма ребенка. Комнату перед сном нужно хорошо проветривать. Выполнение этих условий обеспечивает полноценный отдых организма и полное восстановление сил учащегося к предстоящему дню.

Утром, после ночного сна, рекомендуется делать зарядку в течение 10 –15 минут, это облегчит переход от сна к бодрствованию и позволит организму активно включиться в работу. Кроме того, гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. Упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года при открытом окне или на свежем воздухе. После зарядки проводятся водные и гигиенические процедуры.

Умственная работа, подвижная деятельность школьников сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно пополняться за счет продуктов питания.

Правильно организованный режим питания основывается на соблюдении времени приёмов пищи и интервалов между ними. Приучайте ребёнка обязательно завтракать. Рекомендуется 4–5-разовое питание, когда промежутки между приёмами пищи не превышают 3,5–4 часов. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу: содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов, минералов и соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим такие способы приготовления блюд, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание и исключение продуктов с раздражающими свойствами. Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке. Не менее важно, чтобы внешний вид и запах блюд, сервировка стола вызывали у него только положительные эмоции.

С 16.00 до 18.00 в биологическом режиме организма наступает второй оптимальный период времени для приготовления домашнего задания. Первый период, более интенсивный, наступает в первой половине дня, а второй во второй половине менее интенсивный, но всё же период повышенной работоспособности. Поэтому с 16.30 до 17.30 маленький ученик должен делать уроки, так как это очень благоприятное для этого время. Составляя режим дня школьника, обязательно учитывайте биологические циклы человеческого организма.

 Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом и восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Прогулки желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном возрасте – 3-3,5 часа, в среднем – 2,5-3 часа, в старшем – 2-2,5 часа.

В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти режим инкогнито на телефоне
  • Как найти квартиру напрямую на хозяев
  • Как найти бухгалтерскую отчетность компании
  • Как найти миллилитры в химии
  • Как найти кабель видеокарты