Как составить режим дня первоклассника

Режим дня позволяет ребёнку адаптироваться к школе без ущерба для здоровья. Чёткий распорядок не только дисциплинирует школьника, но и помогает быстрее привыкнуть к новым условиям и избежать перегрузок нервной системы.

Первоклассник, как и дошкольник, еще не может самостоятельно управлять своим временем, распределяя в течение дня, например, время для занятий и отдыха. Малышу требуется помощь взрослых, ведь навыки правильного планирования времени очень пригодятся ребёнку, как в школе, так и во взрослой жизни.

Соблюдение режима дня поможет школьнику стать самостоятельным и организованным. Специальные исследования в начальных классах нескольких школ показали, что отличники очень часто придерживаются одного и того же времени для выполнения домашних заданий. Так что, хорошие отметки – это результат не только способностей, но и упорного труда, привычки и систематической работы ребёнка.

Что входит в «режим дня»?

 •  Полноценный сон

 •  Чередование отдыха и нагрузок

 •  Правильное питание

 •  Физическая и двигательная активность

 •  Соблюдение личной гигиены и режимных моментов

В этой статье мы рассмотрим:

 •  Сколько должен спать первоклассник, и как правильно подготовиться ко сну?

 •  Правильное питание школьника

 •  Как и когда делать уроки?

 •  Стоит ли включать в режим дня дополнительные нагрузки?

 •  Физическая активность и прогулки

 •  Как понять, что ребенок переутомился?

 •  Как должен выглядеть идеальный распорядок дня первоклассника?

Планер магнитный с маркером «Мой чудесный день» (22х29см), арт. 83186

–10%

Магнитные игры, Мой распорядок дня (54 магнита), арт. ВВ4519

Семейный планер со стикерами. Недатированный

Коврик-раскраска многоразовый «Школьный планер» (48х34см) HappyArt

Планер школьника на целый год с многоразовыми стикерами

Сколько должен спать первоклассник?

Сон – это основной фактор, который влияет на физическую и умственную активность любого человека и, конечно, ребёнка тоже. Первоклассникам в 6-8 лет специалисты рекомендуют спать ночью не менее 10 часов. Идеально, если вы приучите ребёнка ложиться спать около 21.00, тогда ему намного легче будет просыпаться в 7 утра и не засыпать на первом уроке.

Как подготовиться ко сну?

  1. Приложите максимум усилий, чтобы примерно за час до сна, то есть около 8 вечера, у ребёнка не оставалось никаких срочных дел, дополнительных занятий и невыученных уроков. Нервной системе первоклассника очень важно расслабиться перед сном, соблюдая все необходимые вечерние ритуалы: расстелить постель, почистить зубы, принять тёплую ванну.
  2. Не играйте с ребенком перед снов в активные и подвижные игры, старайтесь отложить все гаджеты, выключить телевизор.
  3. Перед сном проветривайте комнату, в которой будет спать ребёнок.
  4. Перед укладыванием не стоит заводить разговоров о проблемах, не стоит напоминать о сложностях прошедшего дня, неудачах, двойках и ошибках. Лучше почитайте ребёнку вслух или расскажите какую-нибудь сказку.

Часто бывает, что ребёнок из школы приходит уставшим и вялым, а к вечеру он вдруг становиться бодрым и весёлым, готовым заниматься чем угодно, только бы не ложиться в постель. На самом деле это перевозбуждение. Для такого ребенка есть один полезный «рецепт»: предложите ему прилечь после обеда, а сразу после ужина обязательно устройте небольшую прогулку: она поможет снять напряжение, накопленное за день.

Надо ли первокласснику спать днем?

Потребность в дневном сне индивидуальна, но вот после обеденный отдых нужен каждому ребенку. Дети в школе тратят много сил и энергии, а домой приходят уже изрядно устав, на спаде своей работоспособности.

Не стоит сразу после школы усаживать первоклассника, да и любого школьника, за уроки. Дайте ребёнку время отдохнуть. Первое время, пока малыш еще не привык к школьным нагрузкам, он может не просто отдыхать, а даже немного поспать.

Наверх

Правильное питание школьника

Есть грустная статистика, по которой видно, что первое место среди всех хронических заболеваний школьников, занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому родителям очень важно следить, чтобы ребёнок полноценно и правильно питался.

Помните, что ваш ученик не только испытывает в школе запредельные для своего возраста умственные нагрузки – он еще продолжает развиваться и расти. Его пищевой рацион должен удовлетворять всем потребностям в белках, жирах, углеводах, микроэлементах.

 •  Завтракать обязательно! Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. Да, конечно, не все дети с удовольствием завтракают, бывает утром совершенно нет аппетита. Не заставляйте. Предложите творог со сметаной, горячую кашу, йогурт или омлет, бутерброд с сыром, кукурузные хлопья с молоком. Хотя бы чай с молоком, какао или фрукты – то-что удастся съесть без проблем.

 •  В школе можно и нужно есть. В школах, как правило, организовано питание детей. Первоклашек кормят уже около 10 утра, на большой перемене. Даже если ребенок утром что-то поел дома, к десяти часам он вполне может проголодаться.

 •  Не спешите! Ни в коем случае нельзя принимать пищу в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!». Если утром ребенок долго завтракает, лучше разбудите его на полчаса раньше, но не пытайтесь накормить его по секундомеру. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.

 •  Обед. Если ребенок обедает дома, на первое лучше всего предложить ему легкий суп. Когда планируете вторые блюда, не забывайте, что не только малышам, но и младшим школьникам, да и вообще всем членам вашей семьи не рекомендуется очень острое, жирное и жареное, обильное количество соли и специй.

 •  Полдник – это время для вкусных и богатых углеводами продуктов: оладьи, блинчики, злаки.

 •  Ужин должен быть сытным, но легким. Не стоит наедаться за весь день перед сном. Если вы рассчитываете, что ваш школьник будет ложиться спать около 21.00, значит поужинать следует примерно за 2 часа до сна.

Питание любого школьника должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Привлекайте малыша к сервировке, пусть он красиво расставит приборы, поставит свою любимую чашку. Есть в кругу семьи приятнее – старайтесь завтракать или ужинать всей семьей, делитесь друг с другом планами и хорошими новостями. Пусть это будет ваша новая семейная традиция.

Наверх

Как и когда делать уроки первокласснику?

Основной запас интеллектуальной и нервной энергии ребёнок расходует в школе, во время уроков. Родителям важно пронаблюдать, в каком состоянии ребёнок возвращается домой, сколько у него остается сил на внеклассную нагрузку и выполнения нужного объема домашних заданий.

Большинство специалистов рекомендуют выделять на выполнение домашних заданий для первоклассников с 15 до 16 часов дня, а для школьников постарше с 15 до 18 часов. Считается, что именно на это время приходится очередной всплеск работоспособности у детей школьного возраста.

Отдельно стоит обратить внимание на письменные задания, ведь именно они, как правило, детям шести-восьми лет даются сложнее остальных. Эта сложность связана с тем, что у детей еще не до конца развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация. Поэтому в процессе выполнения письменных работ у ребенка вполне может повышаться давление, учащается сердцебиение. Поначалу первоклассник должен непрерывно заниматься письмом не дольше 3 минут. Позже, когда ребенок «втянется» в учебу, можно продлить занятие до 8-10 минут.

При непрерывном чтении дети утомляются еще быстрее. Во время занятий чтением и письмом делайте маленькие перерывы на двигательную активность: можно сделать зарядку, встать из-за стола и размяться, пройтись по комнате.
Обязательно делайте перерывы между уроками, пусть это будет 7-10 минут отдыха, а после уже приступайте к выполнению домашнего задания по следующему предмету.

Почему нет никакого смысла учить уроки до ночи? Дело в том, что после 19.00 работоспособность первоклассника резко снижается. Все, что он прочитает или напишет, не отложится в его голове.
Для того, чтобы сделать все уроки за пару часов, примените игровые техники. Например, если малыш плохо понимает математику, разберите пример на его любимых игрушках. Вместо чтения устройте маленький моноспектакль – так ребенок лучше запомнит образы, и текст ему дастся легко

Панков Дмитрий Дмитриевич, главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков, профессор, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И.Пирогова.

Наверх

Доска маркерная для записей с маркером Расписание, арт. 83211

Доска маркерная «Планер на неделю», арт. 83297

Магнитный планер «Расписание уроков и дополнительных занятий на весь день» (42х29см), арт. 83298

–25%

Расписание уроков. Весёлая лама. 28,5х40 см

Дополнительные занятия для первоклассника

Стоит ли включать в режим первоклассника дополнительные нагрузки?

Физиологи не рекомендуют сочетать начало учебы в школе и начало обучения в музыкальной, художественной школе. Лучше начинать дополнительные занятия за год до школы, или же со второго класса, когда ребенок освоится в школе. В первом классе дополнительные нагрузки всё-таки должны быть минимальными.

Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, и на рисование бежит с удовольствием. Но в первом классе сил у малыша уже не хватает на все кружки и чем-то приходится жертвовать. Отложите какие-то из занятий на год или два, но обязательно прислушайтесь к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны нравиться ребенку, эмоционально подпитывать его.

Сколько и каких кружков выбрать?

Во-первых, родители, не стоит забывать, что кружки это не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок с наименьшими потерями пережил период адаптации к новым жизненным условиям, будь он в первом или в пятом классе.

Перед тем, как выбирать дополнительные занятия для ребенка, обратите внимание на то, каким он приходит из школы:

 •  Если, придя домой, школьник выглядит утомленным, значит, школьной нагрузки ему вполне хватает. Позаботьтесь о том, чтобы он хорошо отдохнул. В этом случае из огромного множества кружков, обратите внимание на спортивные секции или занятия танцами, где школьник сможет отвлечься от уроков.

 •  Если ребенок возвращается из школы слишком возбужденным, значит, нужно выбрать дополнительные занятия, которые помогут ему успокоиться и отвлечься. Тут подойдут кружок рисования или шахматная секция.

 •  Если ребенок не выглядит уставшим – вероятно, он вполне осилит еще одно занятие во второй половине дня. Такой ребёнок вполне потянет языковую или музыкальную школу – в зависимости от способностей и интересов.

Не стоит стараться «выжать» из ребенка все силы, давить на него, заставлять рисовать или танцевать. Стоит научиться правильно мотивировать школьника и выбирать оптимальное время для занятий и правильно распределить нагрузку в течение дня.

Наверх

Физическая активность и прогулки

Каждому ребёнку, в том числе и школьнику, необходимо проводить на воздухе не менее 3 часов – в любую погоду и каждый день, при этом желательно активно двигаться: это улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Лучше всего ребенку гулять вместе со сверстниками, восполняя потребность в свободном общении.

Как организовать день ребенка, чтобы обеспечить его прогулками?

 •  В школу и из школы – пешком. Если есть возможность пройтись перед уроками по улице, используйте ее. Это гораздо полезнее, чем ездить в школу и домой на машине.

 •  Прогулка после уроков. Постарайтесь выстроить график так, чтобы ребенок мог не спешить из школы домой. Хотя бы полчаса побегать после школы на свежем воздухе – отличная возможность сбросить напряжение. постарайтесь совместить с прогулкой поход в кружок или студию.

 •  Перед сном – на улицу. Это отличная традиция, которая способствует укреплению сна. Достаточно сорока минут, чтобы напитаться кислородом перед сном.

Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться за рабочим столом. Время от времени напоминайте о том, что пора переключиться, подвигаться и размяться.

Если выбирать между активной прогулкой и просмотром телепередачи, смело выбирайте прогулку. Это не значит, что ребенку нужно совсем запретить телевизор и компьютерные игры. Следите за тем, чтобы ребенок занимался этими видами активности не более 30-40 минут в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть более 3 метров, а экран монитора компьютера — не ближе расстояния вытянутой руки ребенка.

Панков Дмитрий Дмитриевич, главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков, профессор, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И.Пирогова.

Наверх

Как распознать, что ребенок переутомлен?

Переутомление — состояние, возникающее при долгом отсутствии отдыха у ребенка. Постоянное переутомление может привести к снижению иммунитета и возникновению психосоматических расстройств. Поэтому очень важно следить за поведением и состоянием ребёнка, особенно первоклассника.

Симптомы переутомления

Есть субъективные и объективные симптомы переутомления. Первые вы вполне можете увидеть самостоятельно, а вторые сможете выявить на приеме у врача.

Субъективные:

  • Общий дискомфорт, головные боли, замедление речи, мимики и движений;
  • Апатия, вялость, рассеянность, раздражительность;
  • Плохой аппетит, снижение веса, сонливость.

Объективные:

  • Повышение частоты сердечных сокращений;
  • Понижение артериального давления;
  • Шумы в сердце;
  • Учащенная дыхательная активность;
  • Ребенок начинает легко заболевать вирусными инфекциями.

К какому врачу обращаться? К решению проблем, связанных с нарушением режима дня и переутомлением нужен особый подход и вполне может потребоваться комплексная оценка состояния ребёнка с привлечением специалистов разного профиля: невролога, гастроэнтеролога, офтальмолога.

Самое главное, что может помочь переутомленному ребенку – это забота родителей. Окружите малыша вниманием, заботой и добротой, чаще хвалите, не ждите от него высоких достижений, не требуйте слишком многого.

Наверх

Примерный распорядок дня первоклассника

Представим, что ребёнок посещает первый класс школы, уроки в которой начинаются в 8.30 утра. Тогда распорядок дня нашего первоклассника может выглядеть, например, так:

7.00 – подъём.

7.30-8.00 – утренняя зарядка, гигиенические процедуры, завтрак.

8.00 — 8.30 – дорога в школу.

8.30-12.30 – занятия в школе.

12.30-13.30 – дорога из школы (совмещаем с прогулкой).

13.30 – обед.

14.00-15.00 – дневной сон.

15.00-17.00 – выполнение домашнего задания.

17.00-18.00 – активная прогулка на свежем воздухе.

18.00-19.30 – свободные занятия.

19.30-20.00 – ужин.

20.00-20.30 – приготовление ко сну, ночной сон до 7.00 утра.

Наверх

Сегодня современные школьники испытывают большие нагрузки. Вводятся новые предметы, дистанционное обучение, проводятся олимпиады, факультативы, а также ОГЭ и ЕГЭ.

Поэтому большое значение имеет правильно составленный режим дня, который поможет ученику грамотно распределить нагрузку и научиться управлять своим временем.

Содержание:

  • Что такое режим дня и почему так важно его соблюдать?
  • Каким должен быть распорядок дня ребёнка?
  • Рекомендации от Роспотребнадзора
    • Для начальной школы
    • Для средней школы
  • Как составить и организовать режим дня?
    • Составляем режим дня вместе с ребёнком
    • Пример режима дня школьника для родителей
    • Режим дня первоклассника
    • Советы родителям первоклассников
  • Отслеживаем распорядок дня ребёнка
    • 5 лучших приложений для составления режима дня 
  • Как приучить ребёнка соблюдать режим дня: советы психологов
  • Нужно ли соблюдать режим дня на каникулах?
  • Что почитать на тему соблюдения режима дня?

Что такое режим дня и почему так важно его соблюдать?

распорядок дня школьника

Elena Medoks/Shutterstock.com

Слово «режим» переводится с французского языка как «чётко установленный порядок жизни».

Согласно режиму, время в течение дня распределяется на различные виды деятельности: учёба или работа, сон, приём пищи, занятия спортом и т. д. Соблюдая распорядок дня, мы приучаем свой организм жить в определённом ритме.

Почему соблюдение режима дня так важно для детей?

  1. Подъём с утра и отход ко сну в одно и то же время укрепляют нервную систему ребёнка, создают здоровый динамический стереотип поведения.
  2. Регулярное питание улучшает пищеварение.
  3. Режим дня дисциплинирует, помогает жить без спешки и суеты.
  4. У детей, соблюдающих распорядок дня, улучшается концентрация внимания и память.
  5. Режим дня предохраняет от перегрузок и переутомления, сохраняет и укрепляет здоровье.

Помочь ребёнку правильно организовать своё время должны родители. Но делать это нужно обязательно с учётом особенностей личности и возраста школьника. Например, режим первоклассника не подойдёт ученику старших классов и наоборот.

Каким должен быть распорядок дня ребёнка?

режим дня первоклассника

Iryna Dincer/Shutterstock.com

Распорядок дня обычного школьника состоит из следующих пунктов:

  1. Зарядка.
  2. Водные процедуры.
  3. Завтрак.
  4. Уроки в школе.
  5. Обед.
  6. Отдых, сон, прогулка.
  7. Кружки/секции
  8. Полдник.
  9. Выполнение домашних заданий.
  10. Вечерняя прогулка, встречи с друзьями.
  11. Ужин.
  12. Приготовления ко сну.
  13. Сон.

Давайте поговорим о каждом пункте подробно.

Зарядка

Само слово означает «заряжение» ребёнка на день необходимой энергией, поэтому игнорировать эту процедуру точно не стоит.

День любого школьника должен начинаться с физической активности. Стоит подобрать комплекс упражнений на все группы мышц. Также необходимы упражнения на гибкость.

Заканчивать зарядку можно бегом или прыжками.

Чем младше ребёнок, тем короче по продолжительности зарядка. Обычно она составляет от 10 до 20 минут. Также от возраста зависят сложность и скорость выполнения упражнений.

Хорошо, если есть возможность выполнить зарядку на улице.

Читайте подробнее Утренняя зарядка для детей: комплекс упражнений для детей 6–10 лет.

Водные процедуры

К ним относятся душ и умывание прохладной водой, которые прогонят у ребёнка остатки сонливости. Температуру воды можно постепенно снижать, тогда душ будет ещё и хорошим закаливающим средством.

Ну и конечно, школьник не должен забывать о чистке зубов.

Завтрак

расписание дня для школьника

New Africa/Shutterstock.com

Несколько простых правил полезного завтрака для школьников:

  1. Завтрак школьника состоит из горячей и сытной пищи. Хорошо подойдут каша, омлет или сырники.
  2. Завтрак должен составлять четверть суточной потребности ребёнка в энергии.
  3. Не стоит принимать пищу на бегу и разрешать ребёнку во время еды пользоваться планшетом или телефоном.
  4. Любую пищу нужно тщательно пережёвывать, не торопясь.

Советуем прочитать: Завтрак школьника: быстрые, полезные и вкусные рецепты.

Уроки в школе

распорядок дня для школьника

AnikaNes/Shutterstock.com

В школу лучше идти не торопясь, спокойным размеренным шагом, если позволяют погодные условия. На это у ребёнка должен быть обязательно выделен запас времени.

В перерыве между уроками школьнику не стоит пренебрегать вторым завтраком. Это может быть печенье, фрукты или йогурт. Хорошо, если есть возможность питаться в столовой.

Обед

Ребёнок может пообедать дома или в школе. Обед в режиме питания занимает центральное место и должен состоять из нескольких блюд: салата, первого, второго и напитка.

Первое, второе и компот: как должны питаться дети в школьной столовой?

Отдых, сон, прогулка

После школы ребёнку необходим отдых, чтобы восстановить силы. Это может быть послеобеденный сон или прогулка на свежем воздухе.

Кружки/секции

Если школьник занимается внеурочной деятельностью, её тоже необходимо включить в режим дня. Умственные занятия должны обязательно чередоваться с физической активностью.

Полдник

режим дня для школьника

Hryshchyshen Serhii/Shutterstock.com

Большинство родителей забывают о нём. И напрасно. Ребёнок потратил много энергии, и ему необходимо подкрепиться перед тем, как сесть за домашнее задание. Хорошо для этой цели подойдут кисломолочные продукты и фрукты.

Выполнение домашних заданий

Школьнику необходимо делать перерывы каждые 30 минут работы. В перерыв можно сделать гимнастику для глаз и проветрить комнату.

Особое внимание необходимо уделять освещению и организации рабочего места ученика. Подробнее об этом вы можете узнать здесь.

Ребёнка ничего не должно отвлекать от уроков. Чем раньше школьник закончит выполнение домашних заданий, тем больше у него останется времени на отдых.

По мнению ученых, наиболее подходящее время для интенсивной работы мозга наступает с 16:00 до 18:00. Учитывайте это при составлении распорядка дня ребёнка.

Вечерняя прогулка, встречи с друзьями

После выполнения домашних заданий школьнику полезно погулять на свежем воздухе, в том числе и в компании друзей. При плохой погоде вместо прогулки можно заняться домашними делами или любимым хобби.

Ужин

Ужинать лучше всей семьёй в определённое время. Пища не должна быть тяжёлой, иначе это затруднит пищеварение и отход организма ко сну. Старайтесь избегать фаст-фуда и газированных напитков.

Приготовления ко сну

распорядок дня первоклассника

LeManna/Shutterstock.com

Вечером ученику необходимо подготовиться к следующему дню: собрать портфель, приготовить одежду. После этого можно совершить водные процедуры и ложиться спать.

Сон

Во сне наш мозг обрабатывает всю информацию, полученную за день. Поэтому важно, чтобы сон был глубоким и продолжительным.

Ложиться необходимо в одно и то же время. Проследите, чтобы ребёнок не засиживался долгое время за гаджетами. За два часа до сна лучше вообще исключить компьютерные игры, переписку в мессенджерах и просмотр видеороликов.

Помните, что хроническое недосыпание ведёт к перегрузке нервной системы и переутомлению.

И не забудьте проветрить комнату ребёнка перед сном!

Рекомендации от Роспотребнадзора

При составлении режима дня для школьника необходимо учитывать нормы питания, сна и двигательной активности.

Давайте посмотрим, что рекомендует Роспотребнадзор.

Для начальной школы

режим дня для первоклассника

Dikushin Dmitry/Shutterstock.com

  1. Школьники должны питаться не менее 5 раз в сутки. Интервал между главными приёмами пищи (завтраком, обедом и ужином) должен составлять 4–5 часов. Каждый приём пищи должен быть сбалансированным и содержать белки, жиры и углеводы.
  2. В возрасте 7–11 лет ребёнку необходимо 2350 ккал в сутки.
  3. В младшем возрасте необходимо 3–3,5 часа в день уделять двигательной активности, желательно на свежем воздухе.
  4. Домашние задания школьник должен делать не дольше 1,5 часов.
  5. Ночной сон младшеклассника должен длиться 10–10,5 часов. Первоклашкам необходимо ещё 2 часа отводить на дневной сон.

Для средней школы

  1. В возрасте старше 11 лет ребёнку необходимо 2713 ккал в сутки.
  2. Двигательная активность старшеклассника должна быть не менее 2,5 часов в день.
  3. Учащимся средней школы рекомендуется тратить на домашние задания 2–2,5 часа, а выпускникам — не более 3,5 часов.
  4. Ночной сон школьников с 5 по 9 класс должен составлять 9-10 часов, с 10 по 11 класс — 8-9 часов. Когда предстоят контрольные работы или экзамены, необходимо увеличить продолжительность сна на 1 час.

Об учебной нагрузке по нормам СанПиНа вы можете узнать здесь.

Роспотребнадзор также останавливает своё внимание на электронных средствах обучения, используемых на уроках:

  1. В начальной школе рекомендуется их использовать 20–25 минут, а в средней школе — 30–35 минут.
  2. Для профилактики утомления и мышечного напряжения необходимо проводить комплекс физических упражнений.

Ранее специалисты рекомендовали ограничить время, проводимое детьми за экранами гаджетов. Но в связи с массовым распространением техники и переходом на онлайн-обучение эта задача стала невыполнимой. Поэтому родители должны сами устанавливать лимит на пользование ребёнком смартфоном или планшетом.

Поможет в этом приложение Kids360. В нём можно составлять расписание пользования гаджетом (например, блокировать игры и соцсети на время уроков в школе и за два часа перед сном или установить дневной лимит экранного времени), ограничивать время, проведённое в телефоне, и исключать нежелательный контент.

Как составить и организовать режим дня?

режим дня в школе

fizkes/Shatterstock.com

Теперь, когда мы выяснили, из чего состоит день школьника, нужно попробовать организовать режим, учитывая расписание ребёнка, его личностные особенности и возможности родителей.

Составляем режим дня вместе с ребёнком

Чтобы школьник охотнее соблюдал распорядок, привлеките его к составлению расписания дня. В конце концов, это ему жить по этим правилам:

  1. Возьмите лист бумаги и расчертите его на неделю или месяц. Кому больше нравится электронный вариант распорядка дня, воспользуйтесь приложением.
  2. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, укажите время пробуждения и отхода ребёнка ко сну.
  3. Распределите время, когда ребёнок находится в школе и сколько он тратит на выполнение домашних заданий.
  4. Впишите секции или кружки.
  5. Добавьте время отдыха и физической активности. Спросите у ребёнка, чем он хотел бы заниматься в свободное время. Подумайте, как уместить хобби и желания в расписание.
  6. Не забудьте указать время приёма пищи и путь до школы и обратно.

Режим дня готов!

Пример режима дня школьника для родителей

Вот как будет выглядеть режим дня для ученика пятого класса с учётом всех рекомендаций:

7:00 – 7:30 — подъём, зарядка, водные процедуры, уборка постели.

7:30 – 7:50 — завтрак.

7:50 – 8:15 — сборы в школу.

8:15 – 8:30 — дорога в школу.

8:30 – 11:15 — занятия в школе.

11:15 – 11:35 — второй завтрак в школе.

11:35 – 14:15 — занятия в школе.

14:15 – 14:30 — дорога из школы.

14:30 – 14:50 — обед.

14:50 – 15:30 — послеобеденный отдых, свободная деятельность.

15:30 – 16:00 — прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе.

16:00 – 16:10 — полдник.

16:10 – 17:30 — приготовление домашних заданий.

17:30 – 19:30 — вечерняя прогулка.

19:30 – 19:50 — ужин.

19:50 – 20:30 — свободная деятельность.

20:30 – 20:45 — подготовка к следующему дню.

20:45 – 21:00 — водные процедуры, подготовка ко сну.

21:00 — сон.

Что необходимо учесть:

  1. Данное расписание учитывает все нормы СанПиНа и Роспотребнадзора, но у школьника при таком распорядке дня совсем не остаётся времени на кружки и секции. Значит, придётся чем-то жертвовать в пользу внеурочной деятельности.
  2. Чем дальше от школы вы живёте, тем раньше придётся вставать.
  3. Завтрак для школьника обязателен!
  4. Идти в школу и из школы нужно спокойным шагом, а не забегом на короткие дистанции.
  5. После школы ребёнок должен обязательно отдохнуть, а не сразу садиться за уроки.
  6. Даже при самом плотном распорядке дня ребёнку необходимо время, чтобы просто отдохнуть и побездельничать!

Режим дня первоклассника

школьник режим работы

FamVeld/Shutterstock.com

У первоклассников режим дня несколько отличается. Давайте посмотрим на него.

7:00 – 7:30 — подъём, зарядка, водные процедуры, уборка постели.

7:30 – 7:50 — завтрак.

7:50 – 8:10 — сборы в школу.

8:10 – 8:30 — дорога в школу.

8:30 – 10:10 — занятия в школе.

10:10 – 10:30 — второй завтрак в школе.

10:30 – 12:20 — занятия в школе.

12:20 – 12:40 — дорога из школы.

12:40 – 13:00 — обед.

13:00 – 15:00 дневной сон.

15:00 – 16:00 — прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе.

16:00 – 16:20 — полдник.

16:20 – 18:20 — вечерняя прогулка, встречи с друзьями.

18:20 – 19:00 — свободная деятельность.

19:00 – 19:30 — ужин.

19:30 – 20:00 — свободная деятельность.

20:00 – 20:30 — подготовка к следующему дню.

20:30 – 21:00 — водные процедуры, подготовка ко сну.

21:00 — сон.

Что необходимо учесть:

  1. Если первоклашке не задают домашних заданий, значит, у него остаётся больше свободного времени. Можно занять ребёнка какой-нибудь полезной деятельностью (рисованием, лепкой, помощью по дому и т. д.), но главное — не перестарайтесь. Иначе ребёнок потеряет интерес к любому занятию.
  2. Первоклассникам часто не хватает двигательной активности, поэтому не забудьте включить в режим зарядку, подвижные или спортивные игры и прогулки в течение дня.

Советы родителям первоклассников

двигательный режим школьника

Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Если ваш ребёнок только пошёл в школу, составить и соблюдать режим дня будет непросто. Воспользуйтесь советами психологов, чтобы правильный распорядок дня стал нормой для вашей семьи:

  1. Если ребёнок до сих пор не придерживался никаких правил в распорядке дня, а вы решили организовать ему чёткий режим, то поначалу будет тяжело. И вам, и ребёнку. Необходимо набраться терпения и следовать намеченному плану.
  2. На привыкание к новому режиму может уйти от двух недель до месяца. Иногда — больше.
  3. Необходимо придерживаться режима не только в учебные дни, но и в выходные.
  4. Дети, посещавшие детский сад, к школьному режиму привыкают легче и быстрее, чем «домашние».
  5. Перед составлением режима дня понаблюдайте за ребёнком — сколько времени он тратит на сборы в школу и завтрак, в каком темпе возвращается домой. Распределите время таким образом, чтобы первоклашка мог всё успеть без спешки и суеты.
  6. Объясните ребёнку важность составления режима, учитывайте его пожелания.
  7. Приучите ребёнка готовить всё необходимое вечером: собрать рюкзак, выбрать одежду или проверить чистоту школьной формы.
  8. Поручите ребёнку какую-нибудь домашнюю обязанность — поливать цветы, ухаживать за питомцем, протирать пыль — и добавьте в распорядок дня.
  9. Чтобы режим был не просто на словах, а ещё и наглядным, используйте вместе с ребёнком большой плакат или готовый шаблон, где будет прописан каждый час, и повесьте его на стену.

Отслеживаем распорядок дня ребёнка

Многих родителей волнует вопрос: как проконтролировать соблюдение ребёнком режима дня, когда взрослые на работе? В этом вам поможет составление наглядного распорядка дня на бумаге или с помощью готового шаблона. На них ребёнок сможет наклеивать стикеры или наклейки на выполненные дела.
режим школьника

Источник: 3mu.ru

А если вы являетесь поклонником цифровых решений, то мы подготовили для вас список лучших приложений для планирования дня школьника. Их плюс состоит в том, что приложения можно синхронизировать на нескольких устройствах и использовать как ребёнку, так и родителям.

5 лучших приложений для составления режима дня

Приложение «Пинго»

  1. Famoty — приложение-мотиватор, детский помощник в управлении временем.
  2. Happy Kids Timer — мотивационная игра для младших школьников.
  3. TickTick — приложение, которое включает в себя напоминания, календарь, а также таймер.
  4. Starbox — помощник школьника в организации распорядка дня.
  5. Microsoft To-Do — приложение для планирования дел на день.
  6. «Пинго» — в приложении есть функция «Задания для ребёнка». Родитель может создавать любые задания, например, «сделать домашние задание» или «прочитать 15 страниц», и назначать за их выполнение награду. Ребёнок сможет копить награды (звёздочки) на какую-нибудь заветную мечту (например, на велосипед за 1000 звёздочек). Кроме того, приложение «Пинго» в паре с родительским приложением «Где мои дети» поможет родителям смотреть за передвижением ребёнка и слушать звук вокруг при необходимости.

Как приучить ребёнка соблюдать режим дня: советы психологов

режим дня школьника

Gorodenkoff/Shutterstock.com

  1. Не берите за эталон ваш собственный школьный режим. Скорее всего, темперамент и характер ребёнка не совпадает с вашим, да и время изменилось. Учитывайте при составлении распорядка дня для школьника его личные и возрастные особенности, а также пожелания самого ребёнка.
  2. Чтобы ребёнок быстрее привык к режиму дня, он должен понимать, зачем ему это нужно. Старшеклассникам можно рассказать о тайм-менеджменте, то есть об управлении собственным временем и его приёмах.
  3. Обговорите «санкции» за нарушение режима дня. Например, пропылесосить пол, если лёг позже обычного.
  4. Поначалу ребёнку будет тяжело соблюдать установленный режим, но постепенно школьник сможет войти в установленный ритм и выполнять все пункты вовремя и без напоминаний.
  5. Первое время контролируйте выполнение режима. Впоследствии школьник будет сам нести ответственность за соблюдение распорядка дня.
  6. Мотивируйте на выполнение домашних и других обязанностей с приложением «Пинго».

Нужно ли соблюдать режим дня на каникулах?

учебный режим школьника

fizkes/Shutterstock.com

Этот вопрос волнует многих родителей, а ещё больше — детей.

С одной стороны, так хочется отдохнуть и немного расслабиться, но с другой стороны, нарушить режим легко, а возвращаться к нему будет намного труднее.

Детские педиатры, психологи и педагоги советуют: в выходные дни и каникулы время подъёма, водных процедур, приёма пищи и продолжительность сна должно оставаться тем же, что и в будни.

Оставшиеся часы можно посвятить пребыванию на свежем воздухе, посещению театров, музеев, парков, а также выделить время на любимые занятия ребёнка.

Что почитать на тему соблюдения режима дня?

режим дня ребенка

Simol1407/Shutterstock.com

Для младших школьников:

  • Крутецкая В. А. Правила успеваемости и режим дня школьника.

Для старшеклассников:

  • Афанасьев А., Афанасьева М. Тайм-менеджмент для детей. Мечтай и действуй!
  • Лукашенко М. Тайм-менеджмент для школьника. Как Федя Забывакин учился временем управлять.

Для родителей:

  • Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей.

Запомните: режим дня должен помогать школьнику, а не тяготить его! Чередование времени труда и отдыха поможет вашему ребёнку сохранить в течение дня активность и хорошее настроение. А также станет залогом отличного самочувствия и здорового образа жизни!

Источник фото обложки: Evgeniya Sheydt/Shutterstock.com

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Большинство мам так ответственно относятся к первому классу ребенка, что полностью берут на себя всю организацию его жизни. А ведь начало учебы в школе, когда уроков или не задают, или задают мало – самое подходящее время, чтобы ввести новые обязанности для первоклассника и научить его составлять распорядок дня и следовать ему. Как привить навыки тайм-менеджмента уже в первом классе?

режим дня первоклассника

Что же кардинально меняется в жизни маленького человека, когда он идет в школу? Игровая модель поведения, применимая в детском саду и на дополнительных занятиях для дошкольников, отходит на второй план. В школе ребенок учится выстраивать уже деловые отношения. Меняется его ближайшее социальное окружение. Перед школьником ставятся задачи, от выполнения которых напрямую зависит его успех, будет ли он среди преуспевающих или отстающих.

В подготовке к школе, как и к любому этапу в жизни, нужен комплексный подход. Менее болезненным для ребёнка переход в статус школьника станет, если постепенно приучать его к нагрузкам и тренировать качества, необходимые для учебы. Начать лучше примерно за год до школы, но и сейчас еще не поздно. На что же обратить внимание?

Развивайте эмоциональный интеллект

Термин «эмоциональный интеллект» появился недавно. Однако как характеристика человека это понятие существует давно. Если по-простому, эмоциональный интеллект – это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими.

Очевидно, что ребёнок не должен перебивать учителя, кричать во время урока, переговариваться с одноклассниками или прыгать по партам лишь потому, что он так хочет. Научить контролировать эмоции помогают кружки, секции. На таких занятиях ребёнок – уже не залюбленный бабушками и дедушками «пуп Вселенной», а часть социума, один из равных. Кроме того, он вынужден придерживаться правил и порядков, принятых на занятиях.

С бэкграундом в виде детского сада и дополнительных занятий, особенно спортивных, ребёнку будет проще, не расплакавшись, отреагировать на замечание учителя и не лезть в драку с задирой-одноклассником. В общении с разными детьми и взрослыми также совершенствуются навыки коммуникации.

Поручайте ребенку домашние дела и планируйте их выполнение

К началу учебного года ребёнок должен ощутить, что такое самодисциплина и самоконтроль. Оба этих качества отлично воспитываются, если обозначить ребенку чёткие временные рамки для уже имеющихся дел. Например, попросить не просто заправить кровать, погулять с собакой или позвонить бабушке, а сделать это к определённому времени.

Когда возникает понимание того, что задача должна быть не просто выполнена, а в срок, формируется чувство ответственности. Хорошо, если в домашнем списке дел окажется сразу несколько важных поручений для ребёнка. В этом случае будущий школьник научится ещё и сам расставлять приоритеты, устанавливать очередность.

Важную роль играют и ваши привычки как родителей. Согласитесь, невозможно требовать от ребёнка идеальной дисциплины, если вы сами опаздываете на работу или валяетесь в кровати, когда обещали на выходных пойти вместе в зоопарк.

Если договорились с ребенком покататься на самокате в 11 утра, то лучше не откладывать это. А еще и проследить, чтобы к назначенному времени ребенок уже был одет, а собака выгуляна.

Хорошо, если у ребёнка будут собственные часы, которые ему нравятся. Таким образом он сможет полностью контролировать процесс.

распорядок дня первоклассника

Чередуйте периоды работы и отдыха

При составлении расписания первоклассника важно проследить, чтобы чередовались периоды работы и отдыха. Не зря уроки в начале первого класса длятся по 35 минут: именно столько ребёнок может концентрировать внимание на одном предмете.

Дома важно соблюдать тот же принцип. Составляйте расписание таким образом, чтобы занятия, требующие умственного напряжения, чередовались с физической активностью и чтобы при этом у ребёнка всегда было время на еду и сон.

Кроме того, при планировании дня первоклашки не забывайте и про эмоциональную составляющую. Не стоит настаивать на чтении книги после двухчасовой тренировки по футболу или дня рождения одноклассника. Из-за перевозбуждения ребёнок попросту не сможет сосредоточиться.

Оптимизируйте график так, чтобы переключаться с одного дела на другое было проще. От чтения книги ребёнок получит большее удовольствие перед сном, а заодно и уснет быстрее. А вот за уборку собственной комнаты примется с рвением, хорошенько выспавшись в выходной день.

Примерный режим дня первоклассника может выглядеть так:

7:00-7:45 – подъём, завтрак, сборы в школу

8:30-13:00 – школа

14:00-14:40 – обед

15:00-17:00 – игры во дворе с друзьями, прогулки

17:00-19:00 – спортивные секции, дополнительные занятия

19:30-20:00 – ужин

20:00-21:00 – семейные настольные игры, чтение, совместный просмотр фильмов

21:00-21-30 – подготовка ко сну, сон

Надо ли выделять в распорядке дня время для домашних заданий, если их пока не задают? Есть разные точки зрения. Одни родители считают: ребенок должен привыкать к тому, что каждый день в одно и то же время занимается чем-то учебным. Поэтому они предлагают ему делать какие-то развивающие задания, упражняться в чтении и т.п.

У других более щадящий подход: ребенок слишком устает в школе в первые недели учебного года – оставшуюся часть дня лучше потратить на прогулки, творческие кружки и спортивные секции, а не сидение за столом. Однако школьник должен понимать, что в дальнейшем ему предстоит делать домашние задания и тратить на это время.

Перед сном важно поговорить с ребёнком о выполненных делах за день и составить планы на следующий. Это позволит ему учиться планировать прогулки с друзьями, походы в кафе исходя из оставшегося от учёбы и секций времени. Брать с утра все вещи, которые понадобятся в течение дня, а также подумать, сколько времени потребуется на дорогу.


Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

«Как организовать день моему первокласснику?» – этот вопрос регулярно задают родители учителям, врачам и другим экспертам. Действительно, правильно построенный режим дня крайне важен для того, чтобы ребенок плавно и комфортно вошел в учебный процесс и сохранил свое здоровье. Часто родители сами формируют правила, которые не всегда исполнимы и далеко не всегда действительно нужны первокласснику.

Чтобы исправить возможные ошибки родителей, мы решили обратиться к двум экспертам – учителю начальных классов и опытному детскому врачу. Пусть их советы и наблюдения помогут нам составить объективную картину о том, каким должен быть режим дня современного первоклассника.

Алексей КрапивкинАлексей Игоревич Крапивкин, доктор медицинских наук, директор московского Научно-практического центра детской психоневрологии

Режим дня: сохраните детсадовскую норму

Когда ребенок идет в школу, его жизнь сильно меняется. Но и в первом классе вполне возможно сохранить тот режим дня, который был у вас в детском саду: с регулярным питанием, послеобеденным отдыхом и достаточно активными прогулками, пусть и не такими длинными.

Питание: главное – разнообразие

Организм первоклассника остро нуждается в регулярном питании, чтобы вовремя восполнять недостаток глюкозы. К семи годам у ребенка уже должны быть сформированы пищевые привычки: обязательный полноценный завтрак, горячий обед, правильные перекусы – второй завтрак, полдник.

Мой главный совет родителям: кормите детей разнообразно. Любой избыточный продукт может повлиять на состояние ребенка, его пищеварение, сон и физическую активность. Конечно, лучше избегать обилия сладкого, жирного или острого в рационе ребенка – по той же причине.

В то же время если у ребенка нет серьезных заболеваний, то нарочитых ограничений в еде быть не должно. Приходя в новый детский коллектив, ребенок пересматривает свою норму питания: если все едят печенье, почему он должен от него наотрез отказаться? Если все перекусывают после третьего урока, почему он не может взять с собой бутерброд или яблоко?

И еще один совет: чтобы не рисковать самочувствием ребенка ночью, постарайтесь накормить его ужином примерно часа за два до сна, не позже. Если не получилось поужинать вовремя – предложите максимально легкую и безопасную для ЖКТ пищу.

Сон: главное – не сражайтесь за показатели

Не только первоклассник, но и любой человек должен спать столько, сколько требует его организм. Но иногда родители укладывают ребенка чуть ли не в восемь вечера, чтобы он проспал как можно дольше, это, на мой взгляд, лишняя мера.

По статистике, взрослому человеку нужно не менее 8 часов сна в сутки. Первокласснику нужно немного больше, но не 12 часов, как грудному младенцу. Самое главное – укладывая ребенка спать пораньше, не сражайтесь за показатели, лучше посмотрите на его состояние. Легко ли ему просыпаться наутро? Хватает ли сил до вечера?

Лучше всего укладывать ребенка спать между 9 и 10 часами вечера, желательно – не позже 10 часов. При этом время за 1,5–2 часа до сна должно быть у ребенка свободно для проведения ежедневных ритуалов: водные процедуры, чтение на ночь, стакан молока – и как можно меньше стрессов, тогда ребенок плавно войдет в сон и сможет полноценно отдохнуть.

Что касается дневного сна, то мне кажется, что нет никаких оснований настаивать на том, чтобы ребенок спал днем. Если ему хочется лечь поспать после обеда – отлично, если нет – не настаивайте. Главное, дневной сон должен делить день на два равных промежутка. Не нужно укладываться спать позже 4 часов вечера: тогда ночной сон может пострадать.

Нагрузки: добивайтесь состояния разумной усталости

Сейчас много говорят о том, что первоклассники едва выдерживают непомерную нагрузку, которую им устраивают школа и родители со своими кружками и секциями. Мне нравится идея, что уровень нагрузок должен определяться переносимостью. Если у вашего ребенка достаточно ресурса, чтобы после школы отзаниматься два часа на фортепиано, а вечером с удовольствием сходить в спортивную секцию, то почему бы и нет? Для родителей главным показателем уровня нагрузок должно быть состояние ребенка по вечерам. Если он падает с ног, капризничает, не может есть, до того он устал – вы явно переборщили. Если он активен и мог бы еще пару часов увлеченно чем-то заниматься, значит, дневной нагрузки не хватило. А вот если его усталость не чрезмерна, естественна, не вызывает у него серьезного дискомфорта – значит, объем нагрузки достаточный.

Физическая активность

Тут важно помнить, что для семилетнего ребенка просто просидеть за партой несколько часов подряд – колоссальная нагрузка. Чтобы ее снять, полезнее не уложить ребенка в постель, а дать ему как следует побегать, дать выход напряжению.

Потребность ребенка в движении естественна, физиологична. Обязательно давайте ему возможность как следует попрыгать, полазить, побегать после школы, а если нужно, то еще и вечером.

Обязательно напоминайте ребенку, чтобы он делал небольшие разминки после долгого сидения за уроками: элементарной гимнастики будет достаточно. И отдайте ребенка в спортивную секцию: два-три раза в неделю.

Елена ЧулихинаЕлена Александровна Чулихина, учитель начальных классов в МБОУ «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»

Режим дня: в выходные как в будни

Тут и говорить не о чем, каждому первокласснику нужен полноценный режим дня. Лучше всего, если он в выходные не сбивается, а то потом трудно будет перестраиваться к началу рабочей недели.

Питание: горячее лучше печенья

Сейчас практически все родители очень боятся, что дети в школе будут сидеть голодные. Дают им с собой конфетки, печенье, булочки, вафли и другие «сухомятки» – это притом, что в школе работает столовая, где всегда можно съесть горячий завтрак и хорошо пообедать. Естественно, наевшись сладкого, дети в столовой отказываются от полноценной горячей еды. Поэтому хочу дать родителям совет: приучайте их лучше ходить в столовую, утром есть кашу или омлет, днем обедать хорошим горячим супом, а не леденцами. Я не против того, чтобы вы давали детям с собой угощение, но в меру, а не так, чтобы оно перебивало аппетит.

Сон: не клевать носом на уроках!

Скажу вам честно, это очень неприятно, когда на первом уроке у тебя в классе дети клюют носом. Поэтому, пожалуйста, укладывайте детей спать вовремя, в лучшем случае часов в девять вечера. Не нужно надеяться, что утром урвете минут пятнадцать сна: с этого начинаются утренние опоздания, а это тоже не очень помогает детям сосредоточиться.

Дневной сон – вещь полезная, тем более что дети сами, как правило, требуют послеобеденного отдыха: приходят из школы и сразу ложатся спать. Значит, им это нужно, значит, родителям надо учитывать эту потребность при составлении режима дня.

Нагрузки

Сейчас в связи с введением ФГОС первоклассникам полагается до 10 часов внеурочных занятий в неделю. Они обычно начинаются после обеда и длятся до двух академических часов в день – это в дополнение к обычной школьной нагрузке. Кроме того, почти каждый ребенок посещает различные кружки, некоторые из них очень серьезные и располагаются на другом конце города. Получается, что первоклассники очень загружены в будние дни, даже при условии, что в первом классе им не задают на дом.

Здесь я не вправе давать родителям какие-либо советы: они сами решают, как, чем и сколько загружать детей, каких требовать достижений и т. д. Но я бы настаивала на том, чтобы хотя бы в выходные дни дети были свободны, могли заниматься своими делами, играть, гулять, провести вечер в кругу семьи. Это лучшая поддержка, которую мы можем им дать.

Физическая активность

Мы следим за тем, чтобы дети между уроками делали разминки, могли побегать, разгрузиться как следует. Важно, чтобы и родители заботились о том же. Обязательно давайте детям гулять, много двигаться. Лучше всего, когда они идут домой из школы пешком, а не передвигаются на машине.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс

Цель: ознакомить родителей с особенностями развития детей – учеников второго класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста.

Задачи собрания:

1.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка.

2.Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.

Форма проведения: родительский педагогический тренинг.

Подготовительная работа к педагогическому тренингу:

1. Анкетирование родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей № 1.

Я знаю, что школьная отметка — это …

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка — это …

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его …

Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него …

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему …

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я …

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я …

Анкета для родителей № 2.

Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребенком, анализируя его учение.

Что ты получил сегодня?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.

Я так и знала. И в кого ты такой уродился?

Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится.

Сколько можно тебе это объяснять!

Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно?

Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?

Садись и учи еще раз, а я потом проверю!

Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.

Давай еще раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.

Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!

Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку!

Посмотри, как я учился, а ты?

2. Анкетирование учащихся по проблеме собрания.

Анкета для учащихся № 1.

Если я получаю хорошую отметку, то …

Если я получаю плохую отметку, то …

Мои родители говорят, что я могу учиться …

Если я получаю« пять», то родители мне ..

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят …

Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они …

Родители хотят, чтобы я был …

3. Анализ учащимися картины И. Репина «Опять двойка».

План ответа на вопросы по картине.

Понравилась тебе картина или нет?

Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?

Как ему живется в родном доме?

Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?

Хотелось бы тебе ему помочь?

Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенную, на картине?

Как, по твоему мнению, закончится эта история?

4. Подготовка памяток для учащихся и родителей по проблеме собрания.

                                                Памятка для родителей №1.

                                            Как относится к отметкам ребенка.

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка для родителей № 2.

Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий.

Посидите со своим ребенком на первых порах выполнении домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.

У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках спокойно, будьте терпеливы.

Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.

Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье  с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

          Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке,  чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности; о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора в семье и мерилом ценностей в воспитании ребенка.

Сегодня мы построим свое собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой.

2. Педагогический тренинг.

Упражнение первое.

Родители, сидя в круге, отвечают на вопрос классного руководителя: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка?» Классный руководитель записывает на доске мнения родителей, которые наиболее часто повторяются; затем эти мнения обсуждаются совместно.

Упражнение второе.

Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.

Упражнение третье.

Родителям предлагается вспомнить картину «Опять двойка». Попробуем нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века. Родители работают в парах.

Упражнение четвертое.

Классный руководитель знакомит родителей с описанием данной картины учащимися класса (без имен и фамилий). Затем идет обсуждение мнения учащихся по кругу.

Упражнение пятое.

Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективную стратегию поведения взрослых в предложенной ситуации. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье:

ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы;

ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой;

во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело конца;

ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет;

ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, получил отличную отметку. Это повторяется достаточно часто;

ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

Упражнение шестое.

Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.

Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката — положительное мнение учащихся об отношении родителей к их отметкам.

На второй половине — отрицательное мнение. По каждому отрицательному мнению они должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: Я считаю, что ребенок …

3. Итог собрания.

В конце собрания родители высказывают свое мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чем смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют «Отзыв о собрании». Он может выглядеть так:

Я узнал, что …

Новым для меня стало то, что …

Я убедился, что …

Меня не смогли убедить в том, что …

Я категорически против того, чтобы …

Я возмущен тем, что …

          В заключении хочется, чтобы ваши ученики, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение.

В конце собрания родители получают памятки, подготовленные классным руководителем по теме собрания.

                                                           Памятки

«Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?

1. Не говорите о школе плохо не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3. Вспомните сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подро6ности с ребенком.

5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище

6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

10. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

«Садимся за уроки»

1.Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги.

5. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

  1. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.

9. Убери со стола все лишнее.

10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник …

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей. 

Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех; учите «на шесть» и «на девять».

Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки, и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.          

Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно.

О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книги вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

По русскому языку обращайте внимание на выполнения упражнения полностью, ведь там может быть несколько заданий. При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, но не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

Окружающий мир – выполнять не только по учебнику. Читать дополнительные книги.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В видео звук отстает от видео как исправить на телефоне
  • Как мне переводчик найти
  • Как найти реестр регистра
  • Как найти геракла в ассасин крид одиссея
  • Как это найти однородные подлежащие