Как составить рифму к словам примеры

8. Указать:

9. Рифмы помечаются кликом, двойной клик откроет значение и синонимы.

Наиболее точные рифмы для «приме́ры»

  • карьеры
  • офицеры
  • инженеры
  • реперы
  • эклеры
  • серы
  • пантеры
  • эсеры
  • браконьеры
  • миссионеры
  • торшеры
  • легионеры
  • оппозиционеры
  • еры
  • светло-серы
  • полимеры
  • диспансеры
  • атмосферы
  • модельеры
  • фужеры
  • портьеры
  • холеры
  • аферы
  • замеры
  • шкиперы
  • староверы
  • галеры
  • лицемеры
  • веры
  • изуверы
  • стратосферы
  • шифоньеры
  • мохеры
  • парфюмеры
  • вольеры
  • секундомеры
  • полумеры
  • адюльтеры
  • сферы
  • костюмеры
  • гондольеры
  • тамплиеры
  • партеры
  • функционеры
  • курьеры
  • фанеры
  • коллекционеры
  • без меры
  • валеры
  • венеры
  • герберы
  • леры
  • хелицеры
  • химеры
  • кондиционеры
  • революционеры
  • размеры
  • миллионеры
  • скверы
  • пещеры
  • кавалеры
  • пионеры
  • акционеры
  • интерьеры
  • премьеры
  • барьеры
  • пенсионеры
  • манеры
  • милиционеры
  • меры
  • унтер-офицере
  • секретере
  • реакционере
  • полусфере
  • типоразмере
  • утере
  • стажере
  • селекционере
  • биосфере
  • поверье
  • хере
  • сере
  • пери
  • эре
  • подмастерье
  • черри
  • ере
  • джери
  • универе
  • сальери
  • https://rifme.net/
  • мере
  • подреберье
  • мэри
  • керри
  • доверье
  • сэре
  • эры
  • звере
  • мэре
  • вере
  • потере
  • двери
  • шагомере
  • солитере
  • промере
  • дромадере
  • триере
  • визионере
  • угломере
  • дальномере
  • аукционере
  • несессере
  • архимиллионере
  • вольт-ампере
  • пленэре
  • кальдере
  • шхеры
  • тубдиспансере
  • кхмере
  • госпитальере
  • бербере
  • хабанере
  • перри
  • межреберье
  • легковере
  • кондотьере
  • изомере
  • дщери
  • высотомере
  • трувере
  • клере
  • дождемере
  • шерри
  • фурьере
  • ростомере
  • монгольфьере
  • медальере
  • стере
  • силомере
  • заозерье
  • геликоптере
  • батисфере
  • флибустьере
  • тропосфере
  • склере
  • сери
  • магнитосфере
  • водомере
  • аскере
  • расходомере
  • комиссионере
  • бэре
  • карабинере
  • гидросфере
  • пэре
  • тетере
  • бельведере
  • пепельно-серы
  • мультимиллионере
  • гетере
  • экс-премьере
  • бортинженере
  • шумере
  • фокстерьере
  • камергере
  • бундесвере
  • землемере
  • серебристо-серы
  • обмере
  • мадере
  • литосфере
  • гренадере
  • терьере
  • шпалере
  • глазомере
  • контрреволюционере
  • мизере
  • экстерьере

Менее строгие рифмы к слову примеры

  • смерем
  • многомерен
  • неравномерен
  • умерен
  • правомерен
  • недостоверен
  • эфемерен
  • планомерен
  • тёмно-серый
  • безмерен
  • Ассонансы
  • прерий
  • бижутерий
  • ерей
  • нерест
  • намерен
  • кошерен
  • неправомерен
  • ерик
  • эрик
  • ересь
  • отмерем
  • артерий
  • суеверен
  • самоуверен
  • высокомерен
  • непомерен
  • неуверен
  • бактерий
  • вверен
  • https://rifme.net/
  • неимоверен
  • мерил
  • равномерен
  • бухгалтерий
  • артиллерий
  • дочерен
  • измерем
  • преддверий
  • истерик
  • закономерен
  • материй
  • чрезмерен
  • недоверий
  • достоверен
  • заверен
  • неверен
  • уверен
  • империй
  • перьев
  • критерий
  • проверен
  • берег
  • характерен
  • верил
  • перед
  • через

Как вам рифмы на этой странице? 👍 0   👎 0

Введите слово в поле ввода, затем нажмите «Найти рифмы». Если в слове есть буква ё, то не заменяйте её буквой е.

Помогло? Сохраните и поделитесь ссылкой на сайт

Вы можете добавить сайт в закладки, чтобы пользоваться им при написании стихов в будущем (нажмите Ctrl+D). Или поделиться им в социальных сетях. Также советуем добавить в закладки быструю и упрощённую страницу поиска: помощник поэта.

Синонимы к слову пример

образец, образчик, модель, первообраз, прообраз, прототип; сравнение, притча, иносказание, аллегория, метафора, метонимия, парабола, троп, фигура; иллюстрация (объяснение). Подавать пример. Ср. <Намек>. Брать себе в пример кого, брать с кого пример, следовать чьему примеру, идти по чьим-либо стопам, увлекаться примером кого, подражать кому. Ставить кого в пример. «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему». Он – пример великодушия. Не в пример лучше. Ср. <Басня, Сказка>. См. единица, намек, наука, образец || брать в пример, брать себе в пример, не в пример, не в пример лучше, следовать примеру, ставить в пример, увлекаться примером

Другие формы

  • пример
  • примера
  • примерам
  • примерах
  • примере
  • примеров
  • примером
  • примеру
  • примерами

Популярные слова

  • стихи
  • жизнь
  • сердце
  • душа
  • мир
  • человек
  • хорошо
  • найду
  • небо
  • любимый
  • бывший
  • суть
  • глаза
  • лето
  • люблю
  • друзья
  • ночь
  • солнце
  • звезда
  • любовь
  • просто
  • счастье
  • свет
  • день
  • рифмоплёт
  • я
  • время
  • мечты
  • путь
  • один

Что искали другие

  • сон
  • свет
  • найду
  • люблю
  • тепло
  • сказать
  • конец
  • здоровья
  • дети
  • дождь
  • время
  • грабить
  • кокпит
  • ненавязчивый
  • ники
  • изощрённо
  • сжигающий
  • павловна
  • фобос
  • кэти
  • антонида
  • нинель
  • душевный
  • идеала
  • круга
  • полке
  • цветами
  • выборы
  • зрение
  • ярости

Рифма – это сходные по звучанию окончания двух или нескольких слов, чаще всего поэтических строк. Кроме того, рифма в основном зависит от звука, а не от написания. Например, рифмуются слова, оканчивающиеся на один и тот же гласный или согласный звук, но имеющие разное написание: веник – денег, глаза – полоса, звезда – верста, лето – котлета.

Рифма

Термин пришел к нам из греческого языка, где слово «ῥυθμός» означает «соразмерность, ритмичность». Таким образом, рифма преимущественно не зависит от того, как слова выглядят или пишутся. Писатели используют рифмы как способ создания звуковых паттернов, чтобы в художественной манере подчеркнуть определенные слова и их отношения с другими.

Содержание

  1. Из истории термина
  2. Особенности рифмовки
  3. Виды рифм и рифмовки
  4. Может ли быть стих без рифмы
  5. Существуют ли слова, к которым нет рифм?

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами, но лишены рифмующихся строк.

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3–7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16–17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Особенности рифмовки

Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф. Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник.

Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе.

Кажется, что рифмой отчасти наслаждаются просто как повторяющимся рисунком, который приятно слышать. Она также служит мощным мнемоническим средством, облегчающим запоминание.

Регулярное использование хвостовой рифмы помогает отмечать концы строк, тем самым проясняя метрическую структуру для слушателя. Как и другие поэтические приемы, поэты используют ее в своих собственных целях. Например, Уильям Шекспир часто использовал рифмованное двустишие, чтобы отметить конец сцены в пьесе.

Виды рифм и рифмовки

Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.

Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:

  • мужскую рифму (такой вид, где ударение падает на последнюю гласную в словах); пример: пропал-умирал.

Именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:

Оборвана цепь жизни молодой,

Окончен путь, бил час, пора домой,

Пора туда, где будущего нет,

Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

  • женскую рифму (такой вид, где ударение падает на предпоследнюю гласную в словах); пример: желанья – свиданья.

Именно такой тип используется в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»:

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато.

  • дактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 3 гласную с конца); пример: ухабинах – впадинах.

Так рифмуются 1‑я и 3‑я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2‑я и 4‑я являются ещё одним примером мужской рифмовки:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избёнки леса,

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

  • гипердактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 4 гласную с конца); пример: протягиваются – притрагиваются.

Примером может служить строка В. Я. Брюсова:

От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются…

Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.

Выделяют три вида рифмовки:

  • смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб. Пример:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –

Мы хлеба горбушку – и ту пополам!

Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,

Тебе – половина, и мне – половина!

  • перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб. Пример:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

  • кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба

Пример:

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

(Rifma_2)

Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.

По точности созвучий и способам их создания^

  • Богатая рифма, в которой совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

  • Бедная рифма, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.
  • Ассонансная рифма, в которой совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные;
  • Диссонансная рифма, где, напротив, не совпадают ударные гласные:

Было

социализм —

восторженное слово!

С флагом,

с песней

становилась слева,

И сама

на головы

спускалась слава.

  • Усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
  • Йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Этот вид рифмы используется в следующем стихотворении Бесы  А. С. Пушкина в 1‑й и 3‑й строках:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна…

  • Составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2‑й и 4‑й строках Н. С. Гумилёва:

Ты возьмёшь в объятья меня

И тебя, тебя обниму я,

Я люблю тебя, принц огня,

Я хочу и жду поцелуя.

Таким образом, рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

Может ли быть стих без рифмы

Да. Это может быть белый стих, в котором нет рифмы, но есть четкий размер. Например – «Агасфер» Жуковского:

Есть остров; он скалою одинокой

Подъемлется из бездны океана;

Вокруг него все пусто: беспредельность

Вод и беспредельность неба.

Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.

Верлибр – когда нет ни рифмы, ни четкого стихотворного размера. Это как проза, но в стихотворных строках.

Пример – из Уитмена:

Прощай, мое Вдохновенье!

Прощай, мой милый товарищ, моя дорогая любовь!

Я ухожу, а куда — и сам не знаю,

Не знаю, что ждет меня впереди, не знаю, встретимся ли мы с тобою, —

Так, значит, — прощай, мое Вдохновенье.

Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.

Существуют ли слова, к которым нет рифм?

Речь идет о точных рифмах  — то есть звуковых соответствиях, где фонетически точно совпадают ударная гласная и все, что находится за ней. Слов, с которыми нельзя точно зарифмовать другое слово в том же падеже, в русском языке предостаточно — убедиться в этом можно, открыв обратный словарь русского языка.

 Вы увидите, например, что точных однословных рифм нет даже к таким основополагающим понятиям, как «жизнь» или «истина». Последнему соображению посвящено даже стихотворение Александра Галича:

Может быть, десяток 

                        неизвестных рифм

         Только и остался, 

                        что в Венесуэле…”

                            (В.Маяковский)

Установлены сроки и цены 

(По морям, по волнам), 

И в далёкий путь между рифами 

(По морям, по волнам)… 

Установлены сроки и цены, 

И в далекий путь между рифами 

Повезли нам из Венецуэлы 

Два контейнера с новыми рифмами 

По морям, по волнам, по морям, по волнам , 

По морям, по волнам! 

Так, с пшеницей и ананасами 

(По морям, по волнам), 

Плыли рубленые и дольные 

(По морям, по волнам)… 

Так, с пшеницей и ананасами, 

Плыли рубленые и дольные, 

Современные, ассонансные, —

Не какие-нибудь глагольные! 

По морям, по волнам, по морям, по волнам, 

По морям, по волнам… 

Не снимает радист наушники 

(По морям, по волнам), 

А корабль подплывает к пристани 

(По морям, по волнам)… 

Не снимает радист наушники, 

А корабль подплывает к пристани, 

Но биндюжники есть биндюжники! — 

Пол бочонка с рифмами свистнули. 

По морям, по волнам, по морям, по волнам, 

По морям, по волнам… 

Хоть всю землю шагами выстели 

(По морям, по волнам), 

Хоть расспрашивай всех и каждого 

(По морям, по волнам)… 

Хоть всю землю шагами выстели, 

Хоть расспрашивай всех и каждого, 

С чем рифмуется слово ИСТИНА — 

Не узнать ни поэтам, ни гражданам! 

По морям, по волнам, по морям, по волнам, 

По морям, по волнам… 

Виноваты во всём биндюжники!

Однако поэты люди хитрые, и вот уже Маяковский рифмует «жизнь» с императивом-неологизмом «дрызнь» (то есть «взорвись», «взлети на воздух»), а Галич предлагает неточные, но эффектные ассонансы: «пристани», «выстели».

В интернете вам припомнят прекрасно рифмующегося с «истина» Ивана Охлобыстина, а составных рифм к «истине» можно придумать много. От танца тонкой кисти на / Холсте родится истина. Диссонансная рифма предложит вам срифмовать «жизнь» с «казнь» или «болезнь», и созвучие это будет эффектным и запоминающимся.

Подобрать слово, с которым ничего не рифмуется, — практически невозможная задача. Думалось, что уж слово «Зальцбург» срифмовать ни с чем нельзя, но и оно срифмовалось, для чего пришлось, правда, выдумывать идиотскую ситуацию, при которой музыканты сравнивают цвета своих инструментов. Ваш альт‑с бур, к (слову сказать).

Получается, что при желании срифмовать можно практически что угодно, но только рифма эта может быть бессмысленной. И тогда Зальцбург лучше будет неточно срифмовать с каким-нибудь зайцем, а то и вовсе заменить на Вену.

Читайте также: Рецензия – что это и как написать рецензию: примеры.

Таким образом, рифма – это литературный прием, особенно характерный для поэзии, в котором повторяются одинаковые или похожие заключительные слоги в разных словах. Рифма чаще всего возникает на концах стихотворных строк.

Источники:

  • Горнфельд А. Г. Рифма, в стихосложении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.

Для ребёнка очень важно научиться отличать стихотворный текст от обычного, уметь находить в стихотворении рифмы и выделять их интонацией, самому подбирать рифмующиеся слова. Эти умения очень пригодятся при обучении в школе.

Но все эти навыки нужно развивать. Умение подбирать рифму способствует также развитию речи, внимания, логики, сообразительности вашего ребёнка. Как же этому научиться?

Вспомним известную пословицу: что тренируется, то развивается!  Используя интересные увлекательные упражнения, можно легко развить этот навык даже у дошкольника. Умение писать стихи повысит самооценку вашего ребенка и очень поможет ему и в школе, и в жизни.

Поэты пишут стихи. Стихи отличаются от обычного текста тем, что слова в конце стихотворных строк рифмуются, то есть звучат для нашего слуха похоже или совсем одинаково. Они образуют рифму.

Например:

Я люблю свою машину,

Заменю на ней я шину.

Здесь рифму образуют слова машину-шину.

подбираем рифму

Подбираем рифму к словам

Задание 1

Подбери окончания стихотворных строк. Назови рифмующиеся слова.

подбираем рифму

Задание 2

Подчеркни в загадках рифмующиеся слова. Отгадай загадки.

Посадили зёрнышко,

Вырастили солнышко.


Без окон, без дверей

Полна горница людей.


Пять ступенек лесенка,

На ступеньках песенка.


Белые горошки

На зелёной ножке.


Падают с ветки

Золотые монетки.


Падают с ветки

Золотые монетки.


Не зверь, не птица,

А нос, как спица.


В золотой клубочек

Спрятался дубочек.


Корзинка на ветке,

Чирикают в ней детки.


Задание 3

Разгадай шараду. Напиши слова-отгадки.

подобрать рифму

Более подробно с шарадами можно ознакомиться в статье «Шарады для детей».

Задание 4

Доскажи словечко.

Ветер тучкам дул в мордашки

И велел полить …


Пляшут в воздухе пушинки-

Это белые …


Своими иглами не раз

Удивлял нас …


Как звонко поют птички!

Да это же …


В канавке и на кочке

Выросли …


Сверкают капельки-росинки.

Они висят на …


В огороде у калитки

Примостились две …


Задание 5

Собери стихотворные строчки.

придумываем рифму

Задание 6

Замени одну букву и напиши новое слово.

подобрать рифму

Задание 7

Назови картинки. Подбери рифмующиеся пары.

Например: грач-врач, печка-речка и т.д.

Или, как разновидность, подбери к слову или к картинке рифмующиеся слова.

Например: жук — лук, …, …, …

Выполните с ребёнком эти упражнения, поиграйте с ним! Тем самым вы обогатите его словарный запас и поработаете над развитием речи и логики.

Еще больше интересных упражнений и заданий в книге О. Наумова «Подбираем рифму»

Кто знает, может выполнив все эти упражнения ваш ребенок научиться сочинять стихи. Ему это понравится, и он станет настоящим поэтом.

Как бы там ни было, но умения, которые ребенок приобретет благодаря заданиям этой книги, несомненно будут очень полезны при обучении в школе.

как научиться писать стихи в рифму с нуля

В книге ребенок найдет множество различных интересных и увлекательных упражнений: загадки, ребусы, шифровки, игры со словами, задания для развития логики, внимания, фонематического слуха.

как научиться писать стихи в рифму с нуля

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Текст: Ольга Лапенкова

Для человека, который не углубляется в теорию литературоведения, рифма — это просто созвучие слов, расположенных на концах строчек. Если такие строки в стихотворении имеются, значит, произведение написано с рифмой; если нет, перед нами белый стих. Как, например, у А. А. Ахматовой:

  • Когда человек умирает,
  • Изменяются его портреты.
  • По-другому глаза глядят, и губы
  • Улыбаются другой улыбкой.
  • Я заметила это, вернувшись
  • С похорон одного поэта.
  • И с тех пор проверяла часто,
  • И моя догадка подтвердилась.

Однако у понятия «рифма» есть ещё одно значение. В литературоведении термин «рифма» обозначает, на какой слог (если считать с конца строчки) падает ударение:

  • •на первый слог — мужская рифма;
  • •на второй слог — женская рифма;
  • •на третий — дактилическая рифма.

Поскольку в лирике не бывает ничего случайного, каждый тип рифмы добавляет что-то новое к мелодике произведения. Так, мужская рифма «утяжеляет» звучание стиха, а женская, наоборот, делает его более плавным. Давайте посмотрим, как это работает у отечественных классиков.

Мужская рифма

Мужская рифма буквально «припечатывает» внимание читателя к концу каждой строчки. Стихотворение, в котором используются только мужские рифмы, звучит предельно убедительно, чётко и строго. Поэтому такое решение не очень-то подходит для стихотворений о любви или природе — в общем, о чём-то трогательном и нежном. А вот если лирический герой сталкивается с нешуточными испытаниями или даже оказывается на границе между жизнью и смертью, мужская рифма оказывается как нельзя кстати. Не случайно у А. С. Пушкина читаем:

УЗНИК

  • Сижу за решёткой в темнице сырой.
  • Вскормлённый в неволе орёл молодой,
  • Мой грустный товарищ, махая крылом,
  • Кровавую пищу клюёт под окном,
  • Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
  • Как будто со мною задумал одно.
  • Зовет меня взглядом и криком своим
  • И вымолвить хочет: «Давай улетим!
  • Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
  • Туда, где за тучей белеет гора,
  • Туда, где синеют морские края,
  • Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Впрочем, иногда мужская рифма встречается и в юмористических произведениях. Как, например, у Д. И. Хармса в детском стихотворении «Очень-очень вкусный пирог», где читатель должен сам «дописать» концовку каждого двустишия:

  • Я захотел устроить бал,
  • И я гостей к себе…
  • Купил муку, купил творог,
  • Испёк рассыпчатый…
  • Пирог, ножи и вилки тут —
  • Но что-то гости…
  • Я ждал, пока хватило сил,
  • Потом кусочек…
  • Потом подвинул стул и сел
  • И весь пирог в минуту…
  • Когда же гости подошли,
  • То даже крошек…

Что же, отгадать мужскую рифму намного легче, чем женскую или дактилическую: выбери автор другой способ, читатель вместо развлечения получил бы головную боль.

Женская рифма

Женская рифма звучит более плавно и нежно, чем мужская, поэтому она отлично подходит для любовной и философской лирики. Об этом прекрасно знал, в частности, Н. А. Некрасов, который написал вот такое стихотворение:

  • Мы с тобой бестолковые люди:
  • Что минута, то вспышка готова!
  • Облегченье взволнованной груди,
  • Неразумное, резкое слово.
  • Говори же, когда ты сердита,
  • Всё, что душу волнует и мучит!
  • Будем, друг мой, сердиться открыто:
  • Легче мир — и скорее наскучит.
  • Если проза в любви неизбежна,
  • Так возьмем и с неё долю счастья:
  • После ссоры так полно, так нежно
  • Возвращенье любви и участья…

Если читать это стихотворение без спешки и с выражением, то создастся впечатление, что лирический герой ведёт возлюбленную в танце. Во многом это заслуга трёхсложного размера (стихотворение написано анапестом) — но также, конечно, и женской рифмы. Обратите внимание: ударение в каждой строчке падает на второй слог с конца!

Дактилическая рифма

Если женская рифма — это плавность и нежность, то дактилическая — задумчивость, медлительность и, во многих случаях, тоска и скорбь. Если речь в стихотворении идёт о чём-то обыденном, то такое творческое решение может утомить читателя и вызвать у него зевоту. Так что неудивительно, что дактилическая рифма встречается редко. Красноречивый пример — стихотворение И. С. Никитина, написанное от лица человека, которому осталось жить несколько дней или даже часов:

  • Вырыта заступом яма глубокая,
  • Жизнь невесёлая, жизнь одинокая,
  • Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
  • Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая… <…>
  • Что же? усни, моя доля суровая!
  • Крепко закроется крышка сосновая,
  • Плотно сырою землёю придавится,
  • Только одним человеком убавится… <…>
  • Вот она — слышится песнь беззаботная,
  • Гостья погоста, певунья залётная,
  • В воздухе синем на воле купается;
  • Звонкая песнь серебром рассыпается… <…>

И правда, как ещё передать отчаяние умирающего, у которого была не очень-то весёлая жизнь — но, сколько бы в ней ни было тяжести и тоски, прощаться с ней не хочется?

Чередование рифм

Выше были приведены случаи «чистого» употребления той или иной рифмы. Так, у Пушкина в «Узнике» в каждой строчке встречалась исключительно мужская рифма, у Некрасова в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…» — женская, у Никитина в стихотворении «Вырыта заступом яма глубокая…» — дактилическая.

Однако такие ситуации — скорее исключение, нежели правило. Обычно авторы чередуют несколько рифм на протяжении всего произведения. Помните программное четверостишие Ф. И. Тютчева?

  • Умом Россию не понять,
  • Аршином общим не измерить:
  • У ней особенная стать —
  • В Россию можно только верить.

Так вот, в нём чередуются мужская и женская рифма: в первой и третьей строчках — мужская, во второй и четвёртой — женская. Благодаря такому решению четверостишие звучит бодро, музыкально, нескучно.

Что такое рифмовка в литературе

Ещё в литературоведении существует понятие «рифмовка». Оно обозначает, в каком порядке в стихотворении расположены зарифмованные строчки.

Чтобы составить простую и удобную схему, для обозначения созвучных строчек можно использовать латинские буквы. Значит, «рисунок» каждого из трёх вариантов рифмовки будет выглядеть так:

  • •парная рифмовка — aabb;
  • •перекрёстная рифмовка — abab;
  • •кольцевая, или опоясывающая, — abba.

Рассмотрим каждый вариант на примерах.

Парная рифмовка

Парная рифмовка — это когда созвучные строчки расположены одна за другой. Такое решение характерно для лёгких стихотворений — детских и/или юмористических. Здесь снова уместно процитировать Д. И. Хармса. Название его стихотворения «Страсть» вроде бы намекает, что речь пойдёт о вещах сложных и серьёзных, но содержание обманывает наши ожидания:

СТРАСТЬ

  • Я не имею больше власти
  • таить в себе любовные страсти.
  • Меня натура победила,
  • я, озверев, грызу удила,
  • из носа валит дым столбом
  • и волос движется от страсти надо лбом. <…>
  • Я не имею больше власти
  • таить в себе любовные страсти,
  • они кипят во мне от злости,
  • что мой предмет любви меня к себе не приглашает в гости.
  • Уже два дня не видел я предмета.
  • На третий кончу жизнь из пистолета. <…>

Впрочем, иногда парная рифмовка используется и в серьёзных — и даже трагичных — стихотворениях. Этим приёмом любил пользоваться О. Э. Мандельштам, который в разгар сталинских репрессий написал:

ЛЕНИНГРАД

  • Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
  • До прожилок, до детских припухлых желёз.
  • Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
  • Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
  • Узнавай же скорее декабрьский денёк,
  • Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
  • Петербург, я ещё не хочу умирать:
  • У тебя телефонов моих номера.
  • Петербург, у меня ещё есть адреса,
  • По которым найду мертвецов голоса.
  • Я на лестнице чёрной живу, и в висок
  • Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
  • И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
  • Шевеля кандалами цепочек дверных.

Лирический герой вспоминает о друзьях и знакомых, ставших жертвами режима, и понимает: следующим может быть он сам… Но почему в таком жутком стихотворении автор использует нарочито обманчивую парную рифмовку?

Скорее всего, чтобы показать будничность, привычность происходящего для жителей Петербурга. Парная рифмовка здесь позволяет подчеркнуть, что перед нами трагедия не одного человека, а всего народа.

Перекрёстная рифмовка

При перекрёстном типе рифмовки созвучные строки располагаются через одну: первая рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой. Как, например, у З. Н. Гиппиус:

ЗАКАТ

  • Освещена последняя сосна.
  • Под нею тёмный кряж пушится.
  • Сейчас погаснет и она.
  • День конченый — не повторится.
  • День кончился. Что было в нём?
  • Не знаю, пролетел, как птица.
  • Он был обыкновенным днём,
  • А всё-таки — не повторится.

Это самый привычный и поэтому нейтральный вариант рифмовки: не слишком быстрый, не слишком медленный. Для считалочек или прибауток он вряд ли подойдёт. Для неповоротливой, мрачной элегии — тоже.

Кольцевая, или опоясывающая, рифмовка

Кольцевая рифмовка — это когда первая строчка рифмуется с четвёртой, а вторая — с третьей. Таким образом, первая и последняя строчки в четверостишии образуют как бы «рамку» или «пояс» (отсюда другое название этой рифмовки — опоясывающая). Схема стихотворения в таком случае получается замысловатой, тяжеловесной. Поэтому она отлично подходит для долгих размышлений о высоком. Или для мистических историй, как у Н. С. Гумилёва:

УКРОТИТЕЛЬ ЗВЕРЕЙ

  • Снова заученно-смелой походкой
  • Я приближаюсь к заветным дверям,
  • Звери меня дожидаются там,
  • Пёстрые звери за крепкой решеткой.
  • Будут рычать и пугаться бича,
  • Будут сегодня ещё вероломней
  • Или покорней… не всё ли равно мне,
  • Если я молод и кровь горяча?
  • Только… я вижу всё чаще и чаще
  • (Вижу и знаю, что это лишь бред)
  • Странного зверя, которого нет,
  • Он — золотой, шестикрылый, молчащий.
  • Долго и зорко следит он за мной
  • И за движеньями всеми моими,
  • Он никогда не играет с другими
  • И никогда не придет за едой.
  • Если мне смерть суждена на арене,
  • Смерть укротителя, знаю теперь,
  • Этот, незримый для публики, зверь
  • Первым мои перекусит колени.
  • Фанни, завял вами данный цветок,
  • Вы ж, как всегда, веселы на канате,
  • Зверь мой, он дремлет у вашей кровати,
  • Смотрит в глаза вам, как преданный дог.

Лирический герой, укротитель зверей, предчувствует скорую гибель — и предполагает, что она будет связана с девушкой по имени Фанни. Но что это значит? Герой не вовремя размечтается о любви — и пропустит момент, когда один из зверей приготовится к нападению? Или девушка сама расправится с бывшим приятелем?

Второе предположение выглядит не очень-то правдоподобно, но коварные женщины — частые гости в текстах Гумилёва. Чего стоит только стихотворение «Отравленный» (название говорит само за себя).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Omron ne c20 не идет пар как исправить
  • Как составить баланс на основании оборотно сальдовой ведомости
  • Как найти здорового человека
  • Как найти прямых клиентов на грузоперевозки
  • Как найти ссылки на ватсап группы