Как составить рисунок группы

При функционировании малой группы определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость. Известно, что благоприятный социально-психологический климат имеет огромное значение для эффективной деятельности группы, а также для психического здоровья, настроения и социальной активности отдельного человека.

Проективные методы исследования могут вскрыть неявные социально-психологические тенденции в межличностных отношениях в группе, что недоступно при использовании других психологических методик.

Проективная методика «Рисунок малой группы», предложенная Е. К. Агеенковой и А. В. Драпеза для изучения интерперсональных отношений позволяет вычленить несколько вариантов интерпретации рисунков.

  1. Варианты изображения группы.
  2. Отражение в рисунках лиц, отвергаемых обследуемым.
  3. Отражение в рисунках лиц, наиболее близких обследуемым.
  4. Отражение в рисунках лиц, влияющих на групповой процесс или имеющих высокий статус в группе.
  5. Отражение в рисунках руководителей групп и лиц, от которых зависит группа.
  6. Отражение проблем группы и взаимоотношений между ее членами.
  7. Отражение в рисунках себя.

Авторы указывают на то, что при использовании инструкции типа «Нарисуйте вашу группу», «Изобразите на листе вашу группу» и тому подобных, обследуемые чаще всего изображают на листе портреты или фигуры некоторых, или всех, членов группы, что представляет низкую диагностическую ценность. Наиболее удачной инструкцией, согласно их исследованиям, является вариант, используемый в методе «Пиктограммы». В данном методе активизации способности обследуемого изобразить какие-нибудь слова, например, «Веселый праздник», «Надежда», «Справедливость» и др., ему предлагают следующую инструкцию: «Вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь Вам вспомнить заданное слово».

Авторы методики предлагают для повышения вариабельности рисунков группы и ее диагностической ценности использовать инструкцию типа: «Изобразите на листе в виде рисунка вашу группу так, чтобы позднее, посмотрев на него, вы могли бы вспомнить ее». При такой установке, среди ответов появляются также рисунки, символически отражающие группу, представляющие, по нашему мнению, наибольшую диагностическую ценность в понимании скрытых процессов в группе и взаимоотношениях между ее членами.

Далее обследуемым предлагается подписать все символы или фигурки именами членов группы (если это не было сделано самим респондентом). В случае если рисунок представляет единый не дифференцируемый упрощенный символ группы, то предлагается найти места в этом символе для членов группы и подписать их или обозначить членов группы именными точками. После завершения этой процедуры, когда респондент сообщает об окончании работы, обследуемому дают карандаш, ручку или фломастер отличающегося от основного рисунка цвета и предлагают обозначить на рисунке точками членов группы, которые были «забыты». По желанию экспериментатора можно предложить обозначить на рисунке точками лиц, имеющих значимость для функционирования группы, например, преподавателей, руководителей и др.

1. Варианты изображения группы в представленных рисунках

Вариант А

Изображение всех, практически всех или отдельных членов группы в виде портретов, фигурок в полный рост или символов, расположенных хорошо выраженными рядами.

Этот вариант изображения группы может отражать защитную реакцию обследуемого, который формализует свой ответ сознательно или бессознательно, не желая быть раскрытым. Это может отражать и недостаточный контакт между обследуемыми и психологом, который также относится к заданию формально. Такой же формализованный ответ может отражать и недостаточную оригинальность и конформные черты личности респондента.

Диагностическая ценность данных рисунков в плане раскрытия проблем группы не высока. Однако в них, при более детальном изучении, можно заметить эмпатическую или антипатическую направленность респондента по отношению к тем или иным членам группы. Она выражается в более тщательном и «красивом» изображении портрета (фигуры) предпочитаемого члена группы, и более условном, с подчеркиванием «некрасивых» черт, изображении отвергаемого члена группы.

Вариант Б

Защитную реакцию обследуемого отражают и рисунки где члены группы, в виде фигурок, портретов иди условных символов, изображены в том порядке, в котором их видит респондент при выполнении задания. В этом случае возможности интерпретации те же, что и в варианте А.

Вариант В

В этом варианте респондент изображает членов группы в виде различных символов, предметов, растений или животных, однако они расположены рядами, как в варианте А, или, как в варианте Б, в той последовательности, в которой они находятся при общей деятельности. Диагностическая ценность данных рисунков выше, так как респондент символически отражает свое понимание обозначенных членов группы, их жизненную ориентацию, деятельность, подчас и психологические особенности (например, – «голубь мира», «солнышко», «лис», «знак вопроса»). В рисунках данного типа выражается отношение к членам группы, однако не отражается групповой процесс. Здесь, вероятно, имеет место или не понимание респондентом группового процесса, или отстраненность от межперсональных проблем в группе. Однако такими рисунками респондент отражает свою заинтересованность в личных контактах с членами группы. К данному варианту можно отнести, например, рисунок, где изображена условная жилая комната, в которой члены группы изображены в виде отдельных предметов ее обстановки.

Вариант Г

Члены группы, изображенные или в виде символов, как в варианте В, или в виде фигурок (портретов), расположены отдельными группами. Данный тип рисунка указывает на наличие у респондента понимания или чувствительности к внутригрупповым процессам. Эти рисунки обладают высокой значимостью, так как в целом отражают взаимоотношения в группе. Отношения респондента к тем или иным группировкам можно оценить по расположению их на листе: вверху – внизу, справа – слева, в центре. Интерпретация такая же, как в любом тестовом проективном рисунке, например «Несуществующее животное».

Вариант Д

Большой интерес представляют изображения группы в виде единого символа. В индивидуальной психодиагностике этот вариант может отражать понимание респондентом направление деятельности, целевую задачу, смысл существования данной группы. Например, в одном рисунках группа – это единое дерево или кустарник, в другом – это лестница, ведущая вверх к солнцу (к свету познания), а члены группы расположены еще внизу, в третьем – это позвоночник, где отражен символ направленности группы – познание психологии (знак «пси»), а члены группы изображены одновременно и в виде позвонков и в виде птичек, устремленных к вершине. В этих рисунках-символах респонденты чаще всего не отражают отдельных членов группы. Диагностическая ценность данного рисунка возрастет, если попросить респондента обозначить на нем членов группы. При этом респондент обычно обозначает на рисунке только определенных членов группы в общении с которыми он заинтересован. Обычно самых важных для него или для группового процесса он располагает значимых частях символа (вверху, в центре, в левом верхнем углу) в зависимости от его композиции или более ярко их прорисует.

Вариант Е

В данных случаях респонденты изображают только одного, по-видимому, значимого для них человека. Причем необходимо выделить те рисунки, где они намеренно изобразили именно одного члена группы. На рисунке может присутствовать еще кто-нибудь из членов группы, находящийся во взаимодействии с изображенным лицом, однако, композиционный центр рисунка занимает все-таки один субъект. От этих рисунков необходимо отличать те, где респондент намеревался нарисовать большее количество членов группы, но для него это, вероятно, оказалось затруднительным и он нарисовал только одного или двух. В этих случаях изображаемые лица небольшого размера и нарисованы в левом верхнем углу, а остальное поле листа автор рисунка просто не смог заполнить. Рисунки данного типа были характерны только для лиц подросткового и юношеского возраста. Среди взрослых респондентов они не встречались. На этих рисунках все лица, представляющие собой целую группу, занимают ведущее положение в этой группе и часто избирались респондентами в различных вариантах социометрического опроса. На одном из рисунков – это мастер-наставник исследуемой группы, на другом – это одно и то же лицо, имеющее высокий рейтинг в группе. В наших исследованиях обращает на себя внимание рисунок, где значимый субъект изображен в обнаженном виде с подчеркиванием гениталий и сосков. Мотивы такого изображения мы не смогли выяснить. Однако необходимо отметить, что среди респондентов юношеского возраста группы учащихся ПТУ иногда встречались изображения своих товарищей в обнаженном или полуобнаженном виде. Причем, эти респонденты все юноши, а обнажаемые фигуры также лица мужского пола. В исследованиях авторов метода девушки не изображали обнаженных фигур, также не встречались обнаженные женщины. В целом обнаженные фигуры отражают, по нашему мнению, одну из основных реакций подросткового возраста, описанную А. Е. Личко, как «несформировавшиеся сексуальные влечения». Однако вполне возможно, что эксперимент затронул некоторые скрытые сексуальные тенденции у юношей, что требует более глубокого изучения и не входило в задачи исследования. Часто встречающееся у респондентов юношеского возраста изображение группы в виде одного значимого лица, отражает, скорее всего, еще одну характерную тенденцию подростков – группирование. Впервые в своей жизни они столкнулись в процессе объединения в группу с ее выраженной иерархией, не характерной для группы детского возраста. Обнаружив факт превосходства своего товарища и явного его доминирования над другими, они и воспринимают всю группу через эту одну доминирующую личность.

2. Отражение в рисунках лиц, отвергаемых обследуемым.

Как уже упоминалось выше, самой невысокой диагностической ценностью обладают рисунки варианта А и Б, особенно если члены всей группы изображены в виде одинаковых фигурок, не обладающих индивидуальными чертами» или в виде одинаковых символов. В таких случаях, если фигурки или символы изображены рядами в случайном порядке, нельзя считать, что лица изображенные в конце ряда отвергаются респондентом. Скорее это указывает на то, что они, по его мнению, оказывают незначительное влияние на групповой процесс.

Более интересны те случаи, когда респондент «забывал» изобразить отдельных членов группы на своем рисунке. По просьбе экспериментатора он изображал его после завершения рисунка в виде точки карандашом или ручкой другого цвета. Причем нужно заметить, что внесенные позднее члены группы также не всегда являются отвергаемыми, если респондент их просто «вписывает» в изображенный коллектив.

Явно отвергаемыми являются только те лица, которые выносятся за пределы изображенной группы или относятся в нижнюю сторону листа.

Довольно интересными оказались результаты следующего эксперимента. В некоторых учебных группах респондентов попросили изобразить на рисунках преподавателей, то есть лиц, от которых члены группы находятся в зависимости. Здесь были получены неожиданные результаты. В большинстве случаев респонденты отделили преподавателей от своего коллектива и изобразили их отдельной группой не дифференцируя их по значимости. Однако у многих респондентов в рисунках отражено непризнание или даже негативное отношение к некоторым преподавателям, причем оно было одинаковым в нескольких рисунках. Позже, при собеседовании, обследуемые отмечали, что у них не было явной оппозиции к данному лицу, просто этот преподаватель читал им мало лекций и его курс был мало значимым в учебном процессе. Однако иногда присутствовало и действительно негативное отношение к тем или иным преподавателям, с отказом изображать их в любом виде на рисунке. В этом случае, в эксперименте было оговорено, что их можно изобразить на обороте листа бумаги.

Своеобразная форма негативного отношения к некоторым членам группы отражена в рисунке одного из учащихся ПТУ. Четверо членов группы из восьми изображенных, отражены явно комедийно, причем один из них нарисован в виде дерева с дуплом. Все эти лица не фигурировали в выборе автора рисунка при социометрическом опросе. Трое других ребят (одна из них девушка маленького роста) присутствуют в выборах респондента при социометрии, а на рисунке занимают значительную часть листа и изображены с более яркой прорисовкой. Но, не смотря на это, в их облике обследуемым подчеркнуты их физические недостатки и пороки. Явное негативное отношение ко всем своим товарищам выражается через изображение автором рисунка самого себя. Сам респондент нарисовал себя наиболее «красивым», в костюме «престижного» среди подростков воина-ниндзя, с подписью «Я!» (с восклицательным знаком). Причем, фигурка «Я» изображена в малозначительном нижне-правом углу листа, отвернувшаяся от всех остальных членов группы и «срезанная» краем листа бумаги. Интерпретировать этот рисунок можно следующим образом: «Группу составляете «вы», в целом смешные и неинтересные. Среди вас встречаются некоторые ребята, которые на что-нибудь могут сгодиться, однако и они имеют много недостатков. К вашей группе я принадлежу лишь формально, мне с вами не интересно и мне тесно в ваших рамках. Я готов пользоваться вашим признанием. Я считаю, что я – лучше всех». В результате социометрического исследования автор данного рисунка является самой популярной личностью в группе.

3. Отражение в рисунках наиболее близких обследуемым лиц.

В ходе анализа рисунков, полученных в процессе исследования, и данных социометрического опроса было замечено несколько тенденций в изображении наиболее близких обследуемому членов группы:

а) Даяние лица изображаются более красивыми чем остальные (более тщательная прорисовка причёски, черт лица и других деталей внешности). Если все члены группы нарисованы в виде символов, то наиболее близкому лицу соответствует наиболее приятный и привлекательный символ (солнце, цветок).

б) Близкие респонденту лица часто располагаются на рисунке рядом с его автором. Иногда встречаются рисунки, где наиболее близкий для обследуемого член группы(по результатам социометрического опроса и индивидуального собеседования) расположен не только рядом с автором рисунка, но я отделен вместе с ним от остальной группы, а фигурки, изображающие этих лиц, развернуты друг к другу.

в) В некоторых рисунках встречаются лица очень тщательно прорисованные и этим сильно выделяющиеся из остальных. Как правило, это и есть наиболее близкие для обследуемого члены группы.

г) часто встречаются рисунки, где изображены только близкие для респондента лица, тщательно прорисованные и расположенные в центре листа.

4. Отражение в рисунках лиц, влияющих на групповой процесс или имеющих высокий статус в группе

Даже в рисунках вариантов А и Б, с низкой диагностической ценностью, респонденты иногда выделяют наиболее активных и общительных членов группы, изображая их с подчеркиванием линии губ, улыбающихся.

Однако факторы лидирования, высокого рейтинга, исследованные при помощи социометрического опроса, отражены не во всех рисунках наших обследуемых. По нашему мнению, только отдельные члены обследуемых групп имеют «чувствительность» к групповому процессу и поэтому отражают его в своих рисунках. В таких рисунках иногда фигурирует выраженная вертикальная или пирамидальная структура группы. Наиболее значимые, по мнению респондента, члены группы изображены в верхней части группового символа. В некоторых рисунках с символическим изображением группы, наиболее активные члены имеют более выраженную прорисовку. На рисунке, где группа нарисована в виде кустарника, некоторые его ветви, обозначающие отдельных участников группы, являются более яркими и сильными. На одном из рисунков обследуемая изобразила самых значимых, по ее мнению, ребят из своей группы вместе с собой в центре рисунка, все остальные же нарисованы в отдалении по краям листа.

Некоторые респонденты, изображают всю группу в виде выделенной фигуры наиболее значимого ее члена.

5. Отражение в рисунках руководителей групп и лиц, от которых зависит группа

Как правило, в учебных группах преподаватели не изображаются на рисунке группы. Это указывает на то, что они не ассоциируются респондентами с понятием группы. В наших исследованиях только несколько раз они оказывались изображенными на рисунке, да и то в том случае, когда преподаватель был психологом и проводил групповые занятия, а данное исследование проходило на этих занятиях. В этих случаях он изображен на рисунке в соответствии со своим пространственным расположением при проведении занятий, в соответствии со своей значимостью в структуре группы или выполняющий определённую функцию в группе.

В некоторых рисунках изображение преподавателя ( мастера ) отражало всю группу в целом. В данном случае явно просматривается конформная тенденция авторов рисунка.

Наиболее интересные результаты были получены, когда было предложено респондентам отобразить после завершения рисунков положение преподавателей в виде точек. Символы преподавателей некоторые респонденты располагали на разном расстоянии по отношению к основной структуре группы. Наряду с явным негативизмом по отношению к отдельным преподавателям, некоторые из них изображались в центре группового комплекса, рядом с ним, или на его вершине, что указывает на их явное предпочтение другим и что подтвердилось при собеседовании. Чаще всего это были одни и те же лица на рисунках нескольких респондентов, но не обязательно. Иногда, среди предпочитаемых преподавателей у некоторых респондентов были те, которые отвергались другими.

6. Отражение в рисунках проблем группы и взаимоотношений между ее членами

Не все рисунки пригодны для выявления внутригрупповых процессов и взаимоотношений. Как уже отмечалось выше, часть рисунков несли явно формализованный характер. У части респондентов отмечается выраженная реакция сопротивления на тестирования и они изображают членов группы в виде слабо дифференцированных человечков или символов, расположенных рядами или с отражением их пространственной локализации в момент проведения исследования или проведения групповых занятий.

Подобную защитную реакцию на проведение исследования можно в какой-то мере упразднить, если проводить его анонимно. Правда, в этом случае будут потеряны данные по индивидуальной диагностике.

Часть рисунков данной категории (варианты А, Б, В) отражают, по-видимому, не защитную реакцию, а незаинтересованность респондента в деятельности группы, во взаимодействии с ее членами, слабую чувствительность к внутригрупповым процессам или их непонимание. Эти рисунки также значимы только для индивидуальной диагностики личности респондента, а также для выявления того, кто из членов группы является предпочитаемым, а кто отвергаемым.

Для части респондентов проблемы группы явились очень актуальными, и они отразили их сознательно или неосознанно, хотя инструкцией это не было оговорено.

Иногда респонденты отражали общую направленность деятельности своего коллектива. В других случаях они выделяли наиболее активных членов группы через более явную прорисовку их фигур (символов) или их улыбающихся губ.

Особенно важны те рисунки, где обследуемые отразили членов группы в виде иерархической структуры или пространственно организованных подгрупп.

Необходимо отметить, что разными респондентами иерархическая структура одной группы отражается по-разному. На основании этого можно предположить, что иерархия и лидерство в группе являются весьма относительными факторами для некоторых членов группы.

Наиболее важные результаты были получены, когда респондентов попросили вписать в готовый рисунок «забытых» членов группы и значимых для деятельности группы лиц (например, преподавателей). Очень часто вновь вписанные члены группы или значимые для ее деятельности лица имели четкую пространственную ориентацию по принципу удаления или близости по отношению к ранее нарисованной структуре группы.

Большой интерес вызывают те лица, которые были изображены далеко от группы, а иногда и на оборотной стороне листа. К ним респонденты относились явно негативно, что подтвердилось при собеседовании. Однако такое предпочтение или явная антипатия носила часто индивидуальный характер. Правда, в некоторых группах это было одно и тоже лицо – преподаватель или член группы.

Можно отметить также, что даже в случае вариантов А, Б, В респонденты часто «забывали» о своей установке на сопротивление тестированию и вновь вносимые символы членов группы размещали по принципу «близко-далеко», «выше-ниже» по отношению к группе.

7. Отражение в рисунках себя

Некоторые обследуемые располагают себя в наиболее значимом верхне-левом углу листа, улыбающимися, иногда очень тщательно прорисованными, расположенными среди других членов группы, что указывает на хорошее взаимоотношение с членами группы, самодостаточность, оптимизм. Часть респондентов на рисунке отделяются от группы, изображая себя в виде точки в наименее значимом нижне-правом углу листа или в стороне от группы, а часть вовсе не изображает себя. Нужно заметить, что данные результаты требуют тщательного анализа и могут являться ценным материалом при проведении индивидуальной психодиагностики и психокоррекции.

В некоторых рисунках, полученных при проведении эксперимента, авторы изображают себя как часть чего-то целого, никак не дифференцируя по отношению к группе. Такое изображение говорит о пассивной роли данного человека в групповом процессе. В таких рисунках ценность при психодиагностике отдельных индивидов снижается.

В целом проективный тест «Рисунок малой группы» обладает следующими особенностями

  • Не все респонденты способны отражать в своих рисунках групповые проблемы и внутригрупповые взаимоотношения. Чаще это бывают лица с повышенной защитной реакцией на тестирование, не заинтересованные в деятельности группы и во взаимодействии с ее членами или со слабой чувствительностью к внутригрупповым процессам.
  • Однако практически во всех рисунках можно обнаружить кто из членов группы являются более или менее привлекательными для респондента.
  • Тест «Проективный рисунок группы» помогает выявить лиц более или менее чувствительных к отражению групповых процессов, что по нашему мнению является важной личностной характеристикой, знание которой необходимо при профотборе.
  • В полученных нами рисунках часто выявляются личностные проблемы исследуемых лиц, что очень важно для оказания адекватной помощи по их разрешению.
  • Общий анализ рисунков всех членов группы позволяет выяснить внутригрупповые процессы и проблемы, что может способствовать их разрешению и улучшению социально-психологического климата коллектива.
  • Так как иерархичная структура одной и той же группы разными респондентами отражается в рисунках по-разному, то можно сделать вывод, что иерархия и лидерство в группе являются факторами весьма относительными. Следовательно, при помощи теста «Проективный рисунок группы» психолог имеет возможность выяснить наличие, так называемых, скрытых лидеров в группе и спрогнозировать возможную смену лидеров при изменившейся ситуации.

Е. К. Агеенкова, А. В. Драпеза.

Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

  • Проективная методика «Рисунок школы»
  • Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антонии и Е. Бине)
  • Цветовой тест М. Люшера
  • Рассказывание историй как проективная техника
  • Использование цвета в тесте «Красивый рисунок»
  • Заднеплановый заход
    (в модифицированном варианте — второй план исследования)
  • Цветовой тест М. Люшера
  • Методика «Цветовая социометрия»
  • Тест руки
  • «Семейный Тест Отношений» Бене – Антонии

В современном мире отношение к получаемому образованию стало меняться. Если некоторое время назад считалось, что школьник непременно должен поступить в ВУЗ и получить высшее образование, то сейчас будущие студенты чаще стали обращать свое внимание на среднее профессиональное образование, когда есть возможность получит не только теоретические знания (в том числе и базу среднего общего образования — 10-11 класс), но и реализовать их в практической деятельности. Ведь выпускник колледжа или техникума идет во взрослый мир с набором, как раньше бы сказали, знаний, умений, навыков, а сейчас компетенций, в том числе и с уже большим портфолио.

Однако, существует сложность, когда при выборе профессии несовершеннолетние в возрасте 15-16 лет (возраст выпускников 9 классов) до конца, а иногда и в полной мере, не осознают свои стремления и увлечения. Точнее они могут знать, чем увлечены на данный момент, но это не будет связано с основательным и осознанным выбором профессии на долгое время.

В связи с этим высока вероятность, что на первом курсе техникума или колледжа в одной группе окажутся подростки, недостаточно мотивированные на получение выбранной специальности, поступившие или за компанию с друзьями, или потому что родители настояли. И если при входном анкетировании учащихся на 1 курсе психолог выявляет мотивы, не связанные с получением знаний и желанием развиваться в выбранной профессии, тогда возникает необходимость в мероприятиях, направленных на повышение мотивации к обучению. Такими мероприятиями могут быть тренинги на знакомство и сплочение учащихся, чтобы повысить интерес друг к другу и через это привести их к единой миссии в совместной деятельности — желанию осваивать выбранную профессию в атмосфере взаимоподдержки, взаимопомощи и взаимодоверия.

В данной статье рассматривается проективная методика «Портрет группы», как одно из ключевых упражнений, которое может быть включено в тренинг, направленный на повышение групповой сплоченности. Данная методика применима с одной и той же группой обучающихся в течении всего их обучения, и немного видоизменяется, в зависимости от целей, которые поставлены специалистом. «Портрет группы», созданный на разных этапах обучения и соответственно разных ступенях модели групповой динамики, отражает особенности коллектива, позволяет диагностировать групповые процессы и развивать взаимоотношения между обучающимися. Поскольку данная методика является проективной, то хочется отметить ее, с одной стороны — простоту, а с другой — глубину возможностей. Она позволяет обучающимся не только создать творческий продукт — портрет, который можно анализировать, интерпретировать, но и, например, задаться целью узнать больше друг о друге, устанавливать более доверительные отношения со своими одногруппниками.

Первые идеи по созданию и разработке методики «Портрет группы» появились в 2005-2006 учебном году, на базе профессионального училища «От Кутюр» в рамках работы педагога-психолога. Для понимания некоторых аспектов методики важно дать описательную характеристику учащихся, на которых она разрабатывалась и апробировалась. В основном это были девушки 15-18 лет, на базе 9 и 11 классов; не всегда из полных и благополучных семей; со средним баллом по учебе в школе; чаще всего без мотивации к обучению по выбранной профессии.

Сама апробация проективной методики «Портрет группы» проводилась с 2005 по 2011 год. Первые 3 года (до 2008г.) в ГБУ НПО профессиональном училище «От Кутюр», затем 3 года (до 2011г.) в ГБУ СПО «Областном техникуме дизайна и сервиса». За данный период было нарисовано 14 портретов 10 группами (130 учащихся в совокупности принимали участие), на момент разработки и проведения методика использовалась в каждой группе однократно.

Сейчас предлагаем перейти к рассмотрению самой проективной методики «Портрет группы», ее описанию, материальному оснащению и инструкции. При анализе итогового портрета группы важно учитывать не только то, что изображено на самом рисунке, но и характеристики группы, имеющиеся на момент выполнения методики, также сам процесс работы над портретом, и анализ, который проведут сами учащиеся по завершению.

 Проективная групповая методика «Портрет группы»

 Описание методики. Методика является проективным тестом. В начале специалист (ведущий) объясняет группе инструкцию и распределяет между участниками роли («Части портрета»). Основная задача заключается в том, чтобы участники в совместной деятельности, выполняя свои роли (рисуя части тела), создали портрет группы. По завершению работы ведущий совместно с участниками обсуждает полученный результат и сам процесс создания портрета.

На кого ориентирована: методика предназначена для работы группы подростков 14-18 лет (но может быть адаптирована и для других возрастов). Оптимальное количество участников для выполнения задания — 9 (+-2). Если группа более 20 участников, тогда ее необходимо разделить на 2 равные группы, что обусловлено малым количеством ролей (частей тела).

Ход методики. Она реализуется как центральное/главное упражнение в тренинговом занятии. В начале необходимо провести ряд упражнений на разминку и активизацию рабочего состояния участников («Счет по кругу», «Пианино», «Пингвины на льдине», «Броуновское движение», «Бабка путаница»). Далее идет распределение ролей (частей тела). После распределения ролей (частей тела) и получения инструкции участники приступают к выполнению задания. По завершению работы портреты с помощью малярного скотча клеятся к стене, чтобы все участники смогли на расстоянии посмотреть на свой «Портрет группы» и во время обсуждения озвучить свои мысли.

Инструкция: «Сейчас я выдам вам список «Части портрета», это своего рода ваши роли для выполнения задания. Вам необходимо будет распределить между собой все роли. Пожалуйста, обратите внимание, что роли распределяются в ходе обсуждения, где вы договариваетесь между собой и определяете кому какая роль подходит больше всего. Например, роль «Глаза», можно отдать двум разным людям, в основу положив следующие критерии: у одного участника самые красивые глаза в группе по мнению всех остальных, и тогда это будет критерий внешнего вида; либо вы можете отдать эту роль человеку, которого вы считаете самым внимательным и наблюдательным в коллективе, который «всё видит» и «всё подмечает», тогда в основе будет лежать критерий содержательности. Т. е. вам группой необходимо договориться между собой, какой критерий ляжет в основу распределения имеющихся ролей.

Далее вы берете рулоны бумаги (обоев) и раскладываете на полу. Человек, которому определена роль «Туловище» ложится на лист бумаги и другие участники обводят по контуру фигуру участника. Далее каждый участник может приступать к работе над своей частью портрета. Только после того как он нарисует и раскрасит ту часть, за которую отвечает, он может присоединиться к другим участникам и помочь им (при необходимости) на других участках. На своем участке вы можете рисовать что хотите и как хотите, используя желаемые цвета».

Список «Части портрета»: туловище, голова, правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, глаза, рот/нос, уши, волос.

! Обращаем Ваше внимание на то, что список может дополняться в зависимости от количества участников и целей тренингового занятия.

Время: ведущий сам определяет необходимое количество времени для выполнения методики и обязательно озвучивает временной интервал участникам тренинга.

Результат: нарисованный портрет группы в виде человека в масштабе 1:1, выполненный графитовым карандашом, фломастерами, маркерами, раскрашенный в различные цвета.

Материальное оснащение:

помещение для тренинговой работы

список ролей «Части портрета»

карточки с названиями частей портрета

листы бумаги 1,5х2 м (можно использовать обои с оборотной стороны)

графитовые карандаши

ластики стирательные

фломастеры / маркеры

краски

кисти

вода

стаканы под воду

ножницы

малярный скотч

Интерпретация:

Информация, которая должна учитываться при анализе:

●      возраст

●      пол

●      основная цель существования группы (учебный класс, учебная группа в образовательной организации, смена в лагере, факультативная группа по психологии, др.)

●      сколько времени существует группа (несколько дней, полгода, несколько лет) и какие уже сформировались отношения

●      какие роли у членов группы (лидеры, изгои, др.).

Характеристики, по которым можно проводить анализ «Портрета группы» исходя из основной заложенной цели:

●      эмоциональный настрой группы в начале работы

●      включенность/отстраненность относительно разминочных упражнений

●      уровень активности и сплоченности участников

●      на каком этапе формирования коллектива находится группа (по Б. Такмену).

Из практики применения методики:

Методика использовалась как одно из упражнений тренинговой работы в учебных группах. Процесс выполнения задания существенно отличался в учебных группах с различными профессиями.

1. Сплоченность. Если Вы обратите внимание на Рисунок №1 (3 курс, закройщики на базе 11 классов), то вы увидите девушку ярко раскрашенную, с округлыми формами, полностью прорисованную и в окружении позитивных предметов. На самом деле, саму группу можно охарактеризовать как дружную и сплоченную, нацеленную на общий результат в совместной деятельности, на продуктивное сотрудничество.

2. Внутригрупповая структура. Поскольку это был третий год обучения, то структура уже сформировалась. И лидерами являлись несколько девушек, мотивированных на получение профессии, которые и задавали общую динамику в обучении.

3. Мотивация на обучение. Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то увидите фразы, которые можно интерпретировать различным образом. Допустим, фраза «Забей на все» может быть отголоском завершающегося подросткового периода, когда еще есть потребность в самовыражении через отрицание, при этом фраза «Не трать время попусту — из него состоит жизнь» наиболее полно характеризовало группу на момент рисования портрета, т. к. в группе была высокая ответственность, самостоятельность, нацеленность на обучение и выполнение профессиональных заданий на высоком уровне.

Далее для сравнения представлены несколько портретов групп, выполненных другими учебными группами. Рисунок №2 выполнен закройщиками третьего курса на базе 9 классов: группу также можно охарактеризовать как сплоченную, но в этом портрете больше элементов женственности, флирта, и меньше просматривается нацеленность на результат в учебной деятельности.

А теперь обратите внимание на Рисунок №3, который рисовали закройщики второго курса на базе 9 классов; рот приоткрыт, видны зубы, и если на правой руке длинные и острые ногти, то на левой руке длина и острота ногтей невероятно большая. Само тело девушки не прорисовано, нет яркости и четкости в границах тела, одежда непонятного фасона, грязные и перемешанные цвета. Можно предположить, что на второй год обучения в группе не было единства и согласия, преобладала разрозненность, как в отношениях между учащимися, так и в отношении к получаемой профессии. Также выделялся неформальный лидер с негативным настроем на работу. Динамика в учебной группе в сторону сплочения стала заметна только на третьем курсе обучения.

И для сравнения предлагаю посмотреть Рисунок №4, выполненный группой первого курса по профессиональному направлению – контролеры-кассиры. Портрет девушки в сдержанном цветовом решение, преобладают синий и зеленый цвета, отражающие настрой на обучение, общение, профессиональную заинтересованность.

Как видно из вышеизложенного материала, у проективной методики «Портрет группы» достаточно широкий спектр возможных целей применения. Но по результату, какую бы цель ни ставил ведущий, самое важное значение должно быть отведено, тому что и как говорят о своем портрете сами учащиеся. Поскольку методика проективная, именно то, что озвучивают сами учащиеся и должно быть положено в основу анализа и интерпретации полученных результатов. Поэтому обращайте внимание какие слова, термины, с какой интонацией, с какими эмоциями и чувствами говорят о портрете своей группы учащиеся. Ведь именно это может помочь получить наиболее важную информацию, на основе которой можно будет дать прогноз о возможной зоне роста и дальнейшем развитии групповой динамики.

Примерный список вопросов, которые тренер может задавать участникам при обсуждении «Портрета группы»:

         — Что вы видите перед собой?

         — Какие эмоции возникают у вас, когда вы смотрите на портрет группы?

         — Что больше всего вам нравится в портрете группы?

         — Что меньше всего вызывает интерес в портрете группы?

         — С чем вы не согласны в портрете? Что больше всего вызывает неприязнь?

         — Что хочется исправить в портрете?

         — Какие ощущения, эмоции, мысли возникали у вас в процессе выполнения задания?

         — Если бы была возможность ещё раз нарисовать портрет группы, чтобы вы стали делать иначе?

         — Вы согласны с тем как были распределены роли и как это отображено в портрете?

         Методика разрабатывалась и апробировалась на учебных группах начального и среднего профессионального образования, но это не определяет круг ее применения. Возможна адаптация данной методики и для учебных классов в школе (предположительно со среднего звена), для отрядов в летних лагерях с однократным применением, для студенческих групп ВУЗов. Методика проста в применении, но при этом может дать необычные или неожиданные результаты.

Усатова Елена Александровна,
педагог-психолог отдела развития психологической
службы в образовании и службы медиации
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»

Для художника вызов при изображении нескольких людей в одном пространстве даже не только в том, чтобы хорошо нарисовать все фигуры по отдельности, а в том чтобы создать из них цельную увлекательную композицию.

На курсе мы подойдем к вопросу прагматично, разделив его на части и проработав каждую через упражнения.

Многофигурная композиция, грубо говоря, состоит из двух компонентов — самих фигур и движения, внутреннего напряжения толпы. И первично, конечно, движение: можно сколь угодно хорошо нарисовать все фигуры, но если они не будут объединены общим характером пластики и направлением — получатся «манекены в витрине». Поэтому мы начнём с изображения движения как такового, вписывая в него фигуры, а потом будем создавать композицию из отдельных случайных поз, подбирая их друг к другу как детали конструктора.

Для участия необходимо
• Опыт рисования фигуры
• Владение хотя бы парой разных материалов

Подходит тем, кто:
– рисует фигуру с натуры или по воображению;
– имеет опыт рисования фигуры и хочет идти дальше;
– занимается иллюстрацией и анимацией, и изображает фигуры во взаимодействии друг с другом.

Темы
Многофигурная композиция

Техники
Карандаш, ручка, гуашь, соус.

Примерное время
• Минимум — 4 часа в неделю
• Рекомендуемое время — 7-8 часов

Что развивается
• Смелость при работе с многофигурным изображением
• Чувство ритма в композиции
• Чувство пространства и линии горизонта
• Опыт работы с сюжетной композицией

Результат
Много рисунков и финальный лист

Разбираемся, из каких частей состоит многофигурная композиция и на что обратить внимание, чтобы лист был крепко скомпонован. Оттачиваем каждую часть отдельно, а потом совмещаем их в финальной иллюстрации.

Главная российская соцсеть предоставляет бизнесу большие возможности для позиционирования и продвижения. Рассказываем, как правильно оформить страницу сообщества ВКонтакте, в пошаговой инструкции, даем советы и делимся чек-листом.

ВКонтакте — это давно уже гораздо больше, чем площадка для общения и обмена смешными картинками. Это важный инструмент построения сообществ и продвижения товаров и услуг. Группы и паблики соцсети объединяют людей по интересам и служат средством коммуникации для брендов и потребителей.

Поэтому вам нужна группа для бизнеса во ВКонтакте:

  • здесь самая большая русскоязычная аудитория всех возрастов, где точно есть ваши потенциальные покупатели: больше 100 миллионов в месяц по данным на начало апреля 2022 года;
  • создать здесь сообщество — просто, быстро и бесплатно, вы легко сделаете это самостоятельно;
  • к вашим услугам — десятки инструментов, чтобы привлечь внимание, рассказать о себе, вовлечь посетителя в коммуникацию и побудить его к покупке — вплоть до возможности создать на базе группы полноценный интернет-магазин.

Впервые запускаете рекламу во ВКонтакте?

Настроим бесплатные кампании для старта! Заполните бриф и пополните счет на сумму от 10 000 рублей. Деньги пойдут на оплату рекламы

Заполнить бриф

Создаем сообщество

Перейдите в раздел «Сообщества» и нажмите синюю кнопку над полем поиска групп.

Воспользуйтесь подсказками и выберите тип группы, который вам больше подходит. Его можно будет позднее поменять в настройках. Для ваших подписчиков разница не принципиальна, но корректно выбрать тип — важно: так ВКонтакте сможет давать вам советы по продвижению и ранжировать страницы в поиске.

В следующем всплывающем окне вам предложат написать название для новой группы, уточнить ее тематику и указать сайт, а также установить базовые настройки в зависимости от выбранного типа: категорию, физический адрес, открытость или закрытость (для группы по интересам), время проведения (для встречи).

Максимальная длина названия группы — 48 символов с пробелами. Пользователи соцсети часто пользуются внутренним поиском, чтобы найти нужные товары, услуги или информацию. Поэтому в идеале имя сообщества должно отражать его суть и совпадать с самой очевидной формулировкой поиска группы такого рода.

В нем можно использовать название компании или бренда (или имя и фамилию для личного бренда), а также ключевое слово, по которому вас можно найти, и географическое указание, если бренд локальный. Слова в названии можно отделить друг от друга вертикальными слэшами. Например, так: «Джон Ленин | Виниловые пластинки | Петербург».

Настраиваем группу в пять шагов

После создания система предложит вам настроить группу самостоятельно или воспользоваться базовым алгоритмом, что гораздо удобнее, потому что меньше вероятность пропустить нечто важное. Им мы и воспользуемся.

Шаг 1. Фотография и обложка

Загрузите фотографию сообщества. По сути, это первое, что увидят пользователи: миниатюру в поиске, в комментарии к записи или в реплике обсуждения. А это значит, что фото должно быть достаточно привлекательным и информативным, чтобы по нему хотелось перейти.

После загрузки система предложит вам обрезать основное фото и выбрать миниатюру.

В качестве фотографии группы можно использовать:

  • логотип — особенно это подходит для уже известных брендов;

  • название — если оно недлинное и хорошо читается в таком небольшом формате;

  • тематическое изображение: чашка кофе для кофейни, букет для цветочного магазина, стопка книг — для книжного и так далее.

Если вы используете логотип, проследите, что он корректно обрезается на миниатюре, а если в нем есть текст — что на миниатюре он читабелен.

Иногда текст лучше убрать, оставив только изображение. Например, если ваш лого похож на этот, для фото сообщества лучше взять только ящик с птичкой.

Миниатюра фотографии также будет отображаться в шапке группы под обложкой, поэтому важно, чтобы они гармонировали.

Загрузите обложку. Яркое, заметное изображение в шапке отражает концепцию бренда и создает настроение, а еще может сообщить посетителю нечто важное уже в первые секунды его визита.

Что можно разместить на обложке:

  • Описание рода деятельности — в словах или изображениях.

  • Слоган.

  • Уникальное торговое предложение.

  • Информацию об акции или анонс важного мероприятия.

  • Фото публичного лица или амбассадора бренда.

  • Контактную информацию.

Команда ВКонтакте не советует размещать на обложке телефоны, адреса и ссылки, потому что здесь они некликабельны, а перепечатывать их вручную вряд ли кто-то станет. Так что тут стоит придерживаться логики и здравого смысла.

  • QR-код для загрузки приложения.

  • Сообщение, которое важно донести до пользователей.

Главное — не переборщить с информативностью, а то получится визуальный шум, который помешает посетителю воспринять сообщение. Как на примере ниже: здесь есть и детализированный логотип кондитерской, и несколько фото десертов, и номер телефона, и адрес сайта, и слоган — все вместе не образует единого композиционного целого и не дает вниманию сфокусироваться на чем-то одном.

Благо, ВКонтакте позволяет рационально распределить информацию: загрузить до пяти фото или видео, которые будут переключаться автоматически или по нажатию — это называется «динамическая обложка». При этом фото могут отображаться как статически, так и в движении.

Правда, опция слайд-шоу, как и воспроизведение видео, доступна только в мобильном приложении.

Ко всему прочему, приложение обрезает обложки, накладывая на них название, статус и кнопки действия. Поэтому сменные изображения лучше делать однотонными и размещать важную информацию по центру.

Если не загружать обложку, сообщество будет отображаться в старом дизайне и выглядеть куда менее стильно, так что этой возможностью лучше не пренебрегать.

Можно тестировать разные варианты и смотреть, на что лучше откликается аудитория. Ко всему прочему, видоизменяя время от времени оформление обложки группы — например, с учетом сезона или праздничных дней — вы дадите аудитории понять, что сообщество активно и развивается. Главное — придерживаться фирменного стиля, чтобы вас всегда могли узнать.

В своих рекомендациях ВКонтакте приводит такие примеры красиво оформленных сообществ: NEONLION, SUHOCVETIKA, и «Рисование для детей от 3 до 103 лет!».

Шаг 2. Основная информация

В описании расскажите коротко, чем вы занимаетесь и почему посетителю стоит с вами остаться. Здесь можно использовать ключевые фразы — сообщества ВКонтакте хорошо индексируются поисковиками.

Максимальный размер для описания — 4000 знаков с пробелами, но если оно будет длиннее 600 знаков, большая часть скроется. Так что главное лучше уложить в первые 200 знаков — именно столько пользователь увидит, не раскрывая полный текст.

Шаг 3. Кнопка действия

Кнопка действия размещается рядом с кнопкой подписки справа от названия сообщества.

ВКонтакте предлагает три варианта для кнопки действия: «Открыть сайт», «Позвонить по телефону» и «Написать на почту». И по несколько вариантов текста на кнопке для каждого типа. Например, для звонка и письма на email это будет «Связаться», «Позвонить» / «Написать» и «Задать вопрос». Для перехода на сайт вариантов аж 12, в том числе «Заказать», «Забронировать» и «Зарегистрироваться».

Чтобы анализировать статистику переходов из группы на сайт, используйте UTM-разметку. О том, как это делать, подробно рассказываем в материале в блоге.

Шаг 4. Адрес и режим работы

Для физических координат и подробностей во ВКонтакте есть отдельный раздел, они будут отображаются сразу под описанием группы. Так что их действительно не обязательно размещать на обложке.

Шаг 5. Контактная информация

Осталось добавить контакты — сайт, телефон и город.

Базовая настройка завершена! В качестве финального штриха поменяйте статус на более информативный или атмосферный. Для этого кликните на строку сразу под названием — пока что там по умолчанию отображается тематика сообщества.

Готовим группу к привлечению подписчиков

Чтобы сделать группу функциональнее и удобнее в использовании, переходите в «Управление».

Детальные настройки сообщества

На главной странице настроек поменяйте обычный цифровой адрес на индивидуальный — красивый и информативный.

Еще здесь можно подать заявку на верификацию (подробности здесь), чтобы придать сообществу официальный статус, выставить доступ для предлагаемых публикаций от пользователей, а также скорректировать описание группы, обложки, контактную информацию и кнопку действия.

В меню «Разделы» включите нужные вам и отключите ненужные — чтобы они не оставались пустыми.

Два раздела можно выделить — назначить главным и второстепенным. Они будут отображаться на видном месте, над лентой постов.

Здесь же можно подключить к сообществу блок услуг или товарную галерею, чтобы создавать карточки товаров или услуг и объединять их в подборки.

Для блока услуг можно настроить название («Услуги», «Прайс-лист», «Услуги и цены», «Стоимость услуг», «Тарифы») и выбрать текст для кнопки («Написать», «Записаться», «Заказать», «Подать заявку», «Начать»), а также задать вариант отображения:

  • списком;

  • карточками.

У товарной галереи есть два режима:

  1. Базовый включает витрину и карточки товаров, из которых можно связаться с продавцом, открыть форму сбора заявок или перейти на внешний сайт.

  1. Расширенный позволяет создать на базе сообщества полноценный аналог интернет-магазина с витриной и карточками, корзиной, доставкой и оплатой, а также опциями автоматизации. Больше об этом можно узнать из нашего подробного материала.

В товарной галерее ВКонтакте можно разместить любое количество товаров, группируя их в альбомы.

Ссылки на товары можно разместить в центральном блоке сообщества.

Или в меню справа.

В товарные карточки загружаются квадратные обложки разрешением от 400*400 до 1000*1000 px. Лучше ориентироваться на максимум: такой размер даст наилучшее качество картинки при сжатии.

О том, как добавить товары в сообщество и начать их продвигать, читайте в материале в блоге eLama.

Также в меню настроек можно добавить ссылки — например, на конкретные страницы сайта или сообщества в других соцсетях. И адреса — например, разных точек продаж.

Следующая полезная функция — создание меню группы. Это навигатор, с помощью которого можно выделить важную информацию и помочь посетителям ее найти. Например, в группе eLama в меню выведены видео, статьи, обсуждения, чат-бот по аналитике и тесты.

Чтобы оформить меню сообщества, для каждого пункта меню нужно добавить обложку, название длиной до 20 символов и ссылку на внутренний объект ВКонтакте. Пункт по умолчанию для групп с расширенной товарной галереей — «Корзина». Ее можно убрать отсюда — тогда она будет отображаться в боковом меню сообщества.

Еще опция, доступная в меню настроек — сообщения группы. Она включена по умолчанию, здесь можно задать автоприветствие с обещанием ответить в тот или иной срок. Или выключить ее — но лучше этого не делать, потому что возможность связаться с брендом в соцсети — солидный плюс для большинства пользователей.

А если разрешить использование виджета, можно будет установить форму отправки сообщений во ВКонтакте на сайт.

Кроме Товаров и Сообщений группы, во ВКонтакте много полезных виджетов и приложений, с помощью которых можно:

  • обращаться к посетителю по имени;
  • отправлять рассылки;
  • принимать и собирать отзывы;
  • собирать заявки;
  • организовать онлайн-запись и многое другое.

С каталогом можно ознакомиться в разделе «Приложения» правого меню и узнать из нашего материала.

Повышайте эффективность рекламных кампаний во ВКонтакте с инструментами, доступными на маркетплейсе eLama. С ними вы соберете аудитории для таргетинга по параметрам, недоступным в рекламном кабинете, спарсите объявления конкурентов, начнете глубже анализировать данные и будете создавать чат-ботов для общения с целевой аудиторией. Все эти платные инструменты могут бесплатно использовать клиенты eLama с тарифом Optimal.

Узнать больше об инструментах для VK →

Наполнение сообщества публикациями

Завершив настройку группы, можно перейти к наполнению: написать первый пост, создать первую историю и добавить фотографии, ссылки, статьи, если вы их выбрали в перечне подключенных разделов.

Один из постов можно закрепить — тогда он будет отображаться над лентой публикаций. В закрепленной записи чаще всего собирают важную информацию о компании, рассказывают об акциях или анонсируют мероприятия.

Чтобы начать привлекать подписчиков и рекламироваться, в группу нужно добавить 3–5 постов, характеризующих бренд с разных точек зрения. О том, как проверить, готова ли группа к продвижению, и запустить рекламу, у нас есть отдельный материал.

Технические требования к медиафайлам

Для оформления группы ВКонтакте рекомендует использовать следующие размеры изображений и видео.

Фотография сообщества:

  • формат JPG или PNG (если это логотип, желательно, чтобы он был на белом, а не прозрачном фоне);
  • минимальное разрешение: 400*400 px;
  • рекомендуемое разрешение: 1080*1080 px;
  • соотношение сторон — не больше, чем 2 к 5.

Обложка сообщества:

  • видео (MP4) или изображение (JPG, GIF или PNG)$
  • рекомендуемое разрешение для отображения на десктопе: 1590*530 px$
  • рекомендуемое разрешение для «живой обложки» в приложении: 1080*1920 px;
  • размер: до 20 МБ;
  • для видео: видеокодек H.264, аудиокодек AAC.

Если не загрузить версию для мобильного приложения отдельно, в нем будет использована десктопная.

Товарная карточка:

  • формат JPG, GIF или PNG;
  • разрешение: от 400*400 до 1000*1000 px;

Обложка для пункта внутреннего меню:

  • формат JPG, GIF или PNG;
  • минимальное разрешение: 376*256

Иллюстрация для поста:

  • формат JPG, GIF или PNG;
  • минимальное разрешение: 510*228 рх;
  • размер: до 5 МБ;
  • разрешение после сжатия: 1280×1024 рх

ВКонтакте сжимает фото при загрузке, так что их лучше загружать в максимально возможном качестве.

Обложка для альбома:

  • формат JPG, GIF или PNG;
  • рекомендуемое разрешение: 1200*800 px.

В мобильной версии 200 px в нижней части обложки обрезаются.

История:

  • видео (MP4) или изображение (JPG, GIF или PNG);
  • разрешение: от 720×1280 до 1080×1920 px;
  • размер: до 10 МБ;
  • для видео: до 15 секунд, видеокодек h.264, аудиокодек AAC.

Чек-лист базовых настроек

  • Название понятное, по нему можно вас найти.
  • Есть фото сообщества. Оно понятно в миниатюре.
  • Есть обложка. Она гармонирует с фото сообщества, хорошо смотрится в мобильном приложении, функциональна: сообщает о вас что-то важное, создает настроение, работает узнаваемость и так далее.
  • Статус заполнен и содержателен.
  • Описание группы заполнено. Оно информативно, содержит ваше УТП и ключевые слова для поиска.
  • Кнопка действия настроена и корректно работает.
  • Сообщения группы включены. Контакты и режим работы, если он важен, указаны.
  • Цифровой адрес страницы заменен на индивидуальный.
  • Все разделы, которые могут быть заполнены, включены.
  • Все включенные разделы заполнены.

Отличный дизайн в группе ВКонтакте — это возможность показать потенциальным клиентам, что Вы серьёзный человек, что с Вами можно и нужно работать. К тому же, грамотно оформленная страница сориентирует пользователей в куче информации без лишних звонков и переписок.

При этом, стремление к прекрасному ограничено строгими правилами: есть набор блоков, элементов, имеется свод правил к размерам картинок для декстопа, смартфонов и тд. За эти рамки не выйти, они едины и для всех. Универсальных рецептов оформления сообщества ВК в природе не существует, всё зависит от Ваших целей и фантазии. В статье разберём как оформить паблик в VK, чтобы использовать возможности соцсети по максимуму.

Элементы оформления

Оформить сообщесто можно разными способами. Кто-то использует только обложку и аватар, кто-то разрабатывает полный пакет элементов, включая шаблоны товаров и постов.

Универсального рецепта для дизайна нет, все зависит от Ваших целей и фантазии. В статье будут все возможные блоки сообщества, которые можно оформить в едином стиле. И чтобы Вам было понятнее, к каждому пункту я приведу примеры.

1. Аватар

Главная картинка паблика расположена рядом с названием. Аватарка — единственный элемент, который виден пользователям ещё до момента входа в паблик. От ее привлекательности зависит, зайдет человек в Ваше сообщество или нет. Есть несколько вариантов представления аватара.

Логотип

Отлично подойдет, если у Вас крупный бренд, чей фирменный знак хорошо известен и не вызывает вопроса “Что это за компания?”.

оформление группы вк один

Известный бренд

Название

Используйте, если Ваша организация малоизвестна. А чтобы сразу было понятно, чем Ваша группа полезна подписчикам, добавьте краткое описание деятельности мелким шрифтом.

оформление группы вк два

Название компании

— Тематическая картинка

Один из самых наглядных способов отразить сферу работы сообщества. Так, для салона цветов можно выбрать аватарку с букетом, а для группы компьютерной помощи — ноутбук с инструментами. В общем подбирайте картинки, которые вызывают соответствующие тематике паблика ассоциации.

оформление группы вк три

Сфера работы

2. Обложка

Заметив Ваш классный аватар в ленте или списке сообществ, пользователь может перейти в группу. И первое, что бросится ему в глаза здесь — обложка или шапка. Это горизонтальный баннер вверху страницы. Шапка группы должна отражать тематику и направленность сообщества, на неё можно добавлять контакты, УТП, адреса или призывы и многое другое.

Вы можете сделать её статичной или динамичной, вставив интерактивные элементы. А можно вообще сделать обложку живой из фото и видео.

Активные подписчики

На динамичной обложке, как в примере, Вы можете показывать топ активных подписчиков группы, аватарки последних вступивших в сообщество и т.д. Таким образом Вы повысите вовлеченность, люди будут стремиться, чтобы их фото мелькнуло на шапке.

оформление группы вк шесть

Баннер с интерактивными вставками

— Лицо бренда

Яркий пример статической обложки с изображением блогера-владельца группы и названием. Для личного бренда самое то — Вас же должны узнавать и запоминать?

оформление группы вк пять

Статичная обложка

— Привлекающее видео

Вставьте до 5 слайдов в шапку, которые сменяют друг друга. Необычная презентация группы сразу привлечет внимание пользователей.

Но есть минус, живые обложки воспроизводятся только на мобильных устройствах (поэтому и пример с мобильного).

оформление группы вк живая

Живая обложка

На ПК показывается только первый слайд или любая другая картинка в статичном виде.

оформление группы вк восемь

Фрагмент живой обложки

3. Кнопки активного действия

Следующий элемент визуально продолжает шапку группы, но в нём есть свои особенности, которые я оформила в отдельный пункт. Это кнопки действия. Они настраиваются в разделе «Управление». Вы можете назвать кнопку по-разному, в зависимости, допустим, от оффера, расположенного в шапке.

Самое большое преимущество таких кнопок — возможность заставить потенциального клиента совершить нужное вам действие быстро и минуя лишние шаги: хотите продаж — направляйте сразу к товару или услуге; хотите больше подписчиков — приглашайте пользователей вступить в Ваше сообщество в один клик и тд. Ниже рассмотрим примеры использования кнопок активного действия в группах из разных сфер.

— Подробности

оформление группы вк двадцать восемь

Подробнее

— Звонок

оформление группы вк двадцать девять

Позвонить

— Перейти к рассылке

оформление группы вк тридцать

Перейти

— Переход на сайт

оформление группы вк тридцать один

Сайт

4. Меню

Это навигатор по Вашему сообществу. Меню облегчает поиск информации для подписчиков. Особенно актуально, если паблик создан для продаж и демонстрации разных категорий товаров и услуг.

И сразу определимся: меню — оно в Африке меню. Оно будет перенаправлять пользователей в основные разделы группы. Самое большое отличие здесь разве что в расположении. Поэтому примеры ниже иллюстрируют именно то, как меню расположено и как выглядит в этом случае.

— Виджет-меню

Если хотите быть в тренде — это Ваш вариант. Это миниатюрные иконки под названием или описанием сообщества. Настройте их в разделе “Управление сообществом”. Только учтите, что на внешние ссылки переход будет невозможен.

оформление группы вк тринадцать

Виджеты-иконки

Кстати. Оптимизируйте общение с клиентами с помощью SaleBot. Чат-бот автоматически ответит на сообщения, сохранит данные о клиенте и его заявках. А еще Вы сможете не только выбрать готовый шаблон ответов, но и создать свой. Согласитесь это облегчит работу в соцсети? Кликайте и тестируйте 7 дней бесплатно -> SaleBot (Промокод «Inscale» + 7дней бесплатного доступа)

— Закрытое

Размещается в блоке “Свежие новости” на главной странице. Для удобства пользователей переименуйте его в настройках на слово «Меню». Виден этот элемент будет только при нажатии на вкладку.

оформление группы вк десять

Вид при нажатии

— Открытое

Отдельная вики-страница с настройкой переходов между разделами. Создайте отдельно закрепленную запись с кнопкой “Открыть меню”, по которому гости или подпсчики зайдут в меню.

оформление группы вк одиннадцать

Открытое меню

— Скрытое

Разворачивается только при нажатии на активную ссылку в описании группы. Оформить ссылку Вы можете в виде текста или эмоджи. Но сейчас такое меню редко кто используют, это устаревший вариант. Но если Вам он нравится, дерзайте.

оформление группы вк двенадцать

Ссылка для разворота меню

5. Закрепленный пост

Запись, которая сохраняется и висит в самом верху ленты. Пост в закрепе скрывает описание и меню группы. Это один из самых распространенных вариантов. Но Вы можете выбрать другой, примеры ниже.

— Знакомство

Здесь можно рассказать о себе и компании, продемонстрировать Ваше УТП, ключевые преимущества, условия работы. Это может быть текст с вложенными изображениями или короткий презентационный видеоролик.

оформление группы вк четырнадцатый

Рассказ о себе

— Продающий пост

Запись, рекламирующая определенные товар или услугу. Но помните, что она обязательно должна содержать оффер для целевой аудитории и триггеры. Они ускорят процесс принятия решения о покупке.

оформление группы вк пятнадцатый

Реклама товара

Кстати. Если Вы планируете продающий пост запускать в рекламу, то первое, на что нужно обратить внимание — качественная аудитория. Так и эффект лучше и не придется распылять бюджет. Собрать ее моно через парсеры. Самый ТОПовый – Pepper Ninja (“INSCALE22” +30 дней при оплате).

— Анонсы

В них можно рассказать о новинках компании или предстоящих мероприятиях. Ваша цель в таком закрепленном посте – проинформировать подписчиков и подогреть интерес к какому-либо событию.

оформление группы вк восемнадцать

Анонс мероприятия

5. Виджеты

Это дополнительные блоки, на которых можно разместить важную информацию для подписчиков или функциональные элементы. Они помогают в коммуникации с аудиторией и облегчают работу администраторов пабликов. Виджеты в ВКонтакте постоянно обновляются и дополняются. Ниже приведу самые популярные и полезные.

— Приветствие / информация о себе

Создает персонализированное обращение к каждому подписчику сообщества, что влияет на уровень лояльности. Этот виджет расположен над лентой новостей и отлично виден как с ПК, так и с мобильного приложения. Здесь можно кратко рассказать, что ожидает пользователя в Вашей группе.

оформление группы вк двадцать

Рассказ о группе

— Оформление заявки

Подходит для повышения уровня продаж. В паблике виджет отображается дополнительной кнопкой “Оформить заказ” или “Сделать заявку”. При переходе по ссылке, пользователь указывает информацию о желаемом товаре и свои контактные данные.

оформление группы вк двадцать первый

Ссылка на виджет

Заявки с виджета могут копиться в специальной структурированной табличке или падать в Ваши личные сообщения.

— Оставление отзыва

Товары или услуги с множеством положительных отзывов вызывают больше доверия у пользователей. Если Вы собираете обратную связь от покупателей, покажите ее на всеобщее обозрение с помощью виджета.

Он отобразит последние комментарии от подписчиков на главном экране. Такой прием повысит не только продажи, но и лояльность аудитории к продукту, а также количество фитбек-комментариев.

оформление группы вк двадцать четыре

Отзывы клиентов

Интересно. Не успеваете вовремя выложить пост или историю? Или не знаете что выкладывать в своем аккаунте? Эти проблемы можно решить за пару минут с помощью SmmBox. Сервис составит контент-план и автоматически будет публиковать материал любого формата. А еще он найдет популярный контент под указанную тематику. Согласитесь таких сервисов мало? Кликайте и пользуйтесь бесплатно -> SmmBox

6. Подкаст

Это аудиоблоги с расширенными возможностями прослушивания. В них нет рекламы, можно слушать в фоновом режиме, а также скорость прослушивания: замедлять или ускорять скорость прослушивания. К подскастам при публикации Вы можете добавлять текст, изображения, видео, опросы. Размещать их можно над лентой или сбоку.

— Аудио

Обычные аудиодорожки в паблике могут отображаться под разделом с информацией – на виду у подписчиков. 

оформление группы вк подкасты

Аудио подкаст

— Видео

Аналогичная история с видеозаписями. Они могут отображаться в правом меню или одним из центральных блоков. В обоих вариантах пользователям видны обложки видео, поэтому лучше оформлять их в едином стиле группы.

оформление группы вк тридцать восемь

Видео подкаст

7. Ссылки

Раздел со ссылками находится в правом боковом меню. Он помогает установить связь с подписчиками, причем есть несколько вариантов ссылок.

— Соцсети

Самый распространенный способ – разместить ссылки на аккаунты в других социальных сетях. Это обеспечит трафик во все Ваши профили. Обратите внимание, как на данном примере оформлены иконки ссылок. Обложки в едином стиле – правило хорошего тона.

оформление группы вк тридцать девять

Ссылки на аккаунты в соц.сетях

— Официальные сайты

Часто раздел используют и для ссылок на официальные сайты компании или сайты-помощники. Так Вы повышаете лояльность к своей группе. Пользователи видят наличие сайтов и больше доверяют Вам.

оформление группы вк сорок

Ссылки на сайты

— Партнёры

Крупные компании часто имеют партнеров, сотрудничают со смежными по профилю организациями, используют взаимопиар. В разделе со ссылками можно разместить и бренды-партнёры. Это покажет степень масштаба Вашего сообщества.

оформление группы вк сорок два

Ссылки на сайты партнеров

Кстати. Еще один простой способ создать пост который точно станет популярным – подсмотреть, что зашло у конкурентов, и сделать что-то похожее. В этом Вам поможет сервис ЭдСпойлер. Переходите по ссылке -> AdSpoiler. (INSCALE – скидка 15%).

8. Обсуждения

Блок с обсуждениями располагается в правом боковом меню. Подписчикам только дай волю обсудить Вас, Ваши услуги или какую-то конкретную тему. Расскажут всё и даже больше. Поэтому этот блок Вам в любом случае будет полезен.

оформление группы вк сорок четыре

Блог обсуждения

— Отзывы

Необходимо собирать мнения и впечатления о Вашем продукте, тем самым налаживать обратную связь.

оформление группы вк сорок пять

Отзывы клиентов

— Вопрос-ответ

Вы можете отвечать на вопросы пользователей или сами составить список часто задаваемых вопросов и прописать на них ответы.

оформление группы вк сорок шесть

Ответы на частые вопросы

— Правила

Вы можете опубликовать правила сообщества, рассказать о том, какие посты и комментарии разрешены к публикации, а какие будут удаляться модераторами и т.д.

оформление группы вк сорок седьмой

Правила сообщества

9. Аудио альбомы и видео

Вы должны продумать все до мельчайших деталей, даже таких, как дизайн обложек видео, фотоальбомов и плейлистов. Ниже я покажу на примерах удачное и правильное оформление.

— Корпоративные цвета

оформление группы вк сорок девять

Видеозаписи

— Обложки-карточки товаров

оформление группы вк пятьдесят

Фотоальбомы

10. Посты

Дизайн записей на стене должен быть в едином стиле. Это нужно для повышения узнаваемости Вашего бренда и формирования доверия к нему. Но не обязательно использовать один шаблон. Допустимо применять различные подложки для разных видов рубрик. Так, для информационных постов — одна подложка, для развлекательных — другая, и так далее.

Картинка / видео

Самый распространенный вариант постов. В виде картинки или видео можете публиковать юмористический контент, схемы или примеры работ, отзывы и т.д.

оформление группы вк пятьдесят три

Картинка+видео

— Аудио / плейлисты

Музыкальная подборка развлечет пользователей. Так, в паблике по фитнесу можно выложить музыку для тренировок, а в группе по организации мероприятий подборку песен — поздравлений с каким-либо праздником.

оформление группы вк пятьдесят четыре

Подборка аудиозаписей

И пока на забыл, если вы планируете рекламные активности, то пополнять бюджет рекомендую через сервисGetuniq, с ним вы здорово сэкономите. Только тссс… Кликайте и тестируйте -> Getuniq.

— Опросы

Опросы повышают активности в группе. Могут быть анонимными или общедоступными. Устройте голосование среди пользователей, и Вы получите обратную связь от подписчиков и лучше узнаете свою аудиторию.

оформление группы вк пятьдесят шесть

Опрос пользователей

Продвигаешь свой бренд/ товар/ услугу в ВКонтакте? Тогда без помощи тебе не обойтись! Babama — это безопасная накрутка, живые исполнители и легкое использование. Тестируй сервис с промокодом «Welcome10», который дает скидку 10%

Форматы изображений и сервисы

Сообщество должно одинаково круто смотреться и на ПК, и на смартфоне. И это реально, если будете соблюдать соотношение сторон каждого элемента и адаптировать их содержимое под просмотр на всех устройствах. Разберемся, как это сделать.

  • Обложка. Оптимальный размер для ПК и мобилки 1590х400. Чтобы в приложении самое важное не обрезалось, помещайте в безопасную зону — в центр;
  • Аватар. Квадратная или круглая миниатюра 200х200. Она и в ПК, и в мобильной версии отображается в полном объеме;
  • Баннер/пост. Квадратная запись на стене 510х510. Одинаково крупно смотрится в обоих случаях. Размер 510х300 в мобилке будет уменьшатся;
  • Карточки товаров. Для обложке на товары подойдет любой квадратный формат. Делайте покрупнее, чтобы не терялось качество картинки. Допустим, 1000х1000
  • Фотоальбомы. Один формат — 1200х800. Не помещайте текст вниху обложки, на него наложится название фотоальбома;
  • Видеозаписи. Обычно обложка выставляется автоматически из набора случайных скриншотов ролика. При желании можно загрузить свою, размером 1280х720;
  • Статьи. Заставка размером 510х286. Чтобы дизайн обложки не перекрывался названием статьи, учитывайте длину заголовка: уместится он в одну строку или нет.

Для оформления паблика ВКонтакте не обязательно прибегать к помощи профессиональных дизайнеров и платить за это большие суммы. Ниже я собрала сервисы для красивого оформления и правильной упаковки сообщества. С ними Вы все сделаете самостоятельно.

Название сервиса Бесплатный доступ Платный доступ
Wilda Есть от 150 руб/мес
Supa Есть 990 руб/мес
SmmBullet Есть Нет

Коротко о главном

Легко заметить, что даже на этапе оформления сообщество отнимает много сил и времени. Оформление сообщества в VK — процесс, в котором творческая составляющая должна подчёркивать коммерческую привлекательность компании. Для этого соцсеть предлагает разные возможности оформления для реализации этой задачи.

Продукт может быть несказанно хорош, но какой в этом толк, если группа его не презентует или делает это не в полной мере. Поэтому здесь важно с умом подойти не только к продаже товара, но и к сообществу, через которое он будет реализован.

На Ваше счастье сейчас нет необходимости нанимать дизайнеров или обращаться в специализированные агентства для разработки продающего визуала. Все макеты можно создать самим с помощью простых онлайн-конструкторов. Главное начать. Удачи!

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти по паспорту мощность электроприборов
  • Как найти площадь поперечного сечения металла
  • Вопросы по немецки как составить
  • Как исправить свои ошибки рассказ
  • Как найти синус альфа в четырехугольнике