Как составить ркм по гособоронзаказу

Одно из важных условий контрактов, заключенных в целях исполнения гособоронзаказа, — предоставление заказчику комплекта РКМ. Что скрывается за этой аббревиатурой?

Автор статьи — Анастасия Ганичева, основатель и ведущий эксперт компании «ГиД по ГОЗ»

Что такое РКМ по ГОЗ

Вот какая расшифровка РКМ по гособоронзаказу — расчетно-калькуляционные материалы. По сути, это комплект документов, обосновывающих и подтверждающих цену.

Для этого, собственно, они и нужны, чтобы ответить заказчику на вопрос: «Почему так дорого?» — и показать величину необходимых для производства продукции затрат.

Как же заполнять формы РКМ по гособоронзаказу по постановлению 1465 и как избежать основных ошибок при этом?

Еще по теме:

  • как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу;
  • ввели уголовную ответственность за нарушение условий и отказ от заключения контракта по ГОЗ;
  • готовим ежемесячный отчет по гособоронзаказу.

По какой форме составляется РКМ

Шаблоны для заполнения расчетно-калькуляционных материалов приведены в Приказе ФАС № 995/22 от 16.12.2022.

В документе много форм — не пугайтесь сразу, полностью вам заполнять не нужно. Все зависит от вида цены.

С протокола начинается подготовка РКМ по гособоронзаказу, сюда вносят сведения о заказчике, основания для заключения договора, срок действия и метод определения цены, информацию о продукции. В графе «Цена, принятая государственным заказчиком» ваш заказчик ставит свою цену самостоятельно.

Далее идет плановая и отчетная калькуляция (структура цены). Ее заполняют те, кто работает по затратному методу. Если у вас не станочное производство, то факт и не должен сходиться с планом (по материальным затратам — возможно, но вот по труду и прочим — маловероятно).

Как правильно оформить

Отвечу на самые частые вопросы по этим таблицам:

  • возвратные отходы вычитаются. Допустим, фирма занимается металлообработкой, у неё много отходов, она сдаёт эти отходы. В этом случае сумма отходов вычитается из материалов;
  • дополнительная заработная плата есть на всех видах производств и предприятий — если у вас люди уходят в отпуск и иногда болеют;
  • транспортно-заготовительные расходы есть только у тех, кто несет расходы на доставку материалов и товаров от поставщиков на склад.

После структуры цены идут формы расчетно-калькуляционных материалов по гособоронзаказу с расшифровками. Формы по материалам, полуфабрикатам, ПКИ, ТЗР заполняются в соответствии с рабочей конструкторской документацией.

Если в документации указано конкретное наименование с артикулом — в счёте прописывают аналогичное. Я рекомендую по возможности в документации воздерживаться от указания конкретных ГОСТов, СНиПов и т.д.

Обратите внимание: при заполнении формы «Материалы» используется система «Си». Жидкости в килограммах, а не в литрах; металлы — в килограммах и т.д.

Форма основной заработной платы содержит два вида учета ОЗП: сдельная (в основном станочное производство) и повременная (инженеры, разработчики и т.п.).

Все шаблоны документов учета вводятся локальными нормативными актами.

Одно из серьезных нарушений в области кадров: когда два человека с одной должностью получают разную зарплату. Привязки к ФИО не допускаются — только к должности.

Премия по приказу директора вписывается в колдоговор или иной локальный акт. Иначе в случае проверки ее не посчитают регламентной выплатой.

Формы общепроизводственных и общехозяйственных расходов — соответственно 25 и 26 счет по бухгалтерскому учету.

В спецзатраты включаются разовые операции по созданию технологии производства серийного изделия либо, если у вас есть испытательные лаборатории, при НИОКР — разовые испытания изделий, предусмотренных ТЗ.

Любое спецоборудование и спецоснастка согласуются с заказчиком, нельзя включать их в затраты просто так по собственному желанию.

Пусковые расходы, опять же, разовая акция. Например, вы получили от Минпромторга заказ на ОКР полного цикла и минимальный заказ на серию — эти расходы у вас появятся в момент изготовления первой серийной партии (закупка станков, ремонт производства и т.д. и при модернизации и значительном увеличении кол-ва производимых изделий).

В «Командировочных расходах» отражаются соответствующие расходы, предусмотренные техпроцессом контракта.

Также вы заполняете прибыль (процент рентабельности по каждой из статей калькуляции) и общие формы по предприятию, такие, как:

  • сведения об объемах поставки;
  • нормативы и экономические показатели организации;
  • расчет трудоемкости.

Сведения об объемах поставки — сборная форма со всех остальных. А вот расчет трудоемкости — тот документ, с которого на практике стоит начинать. Там по итогу выйдет сумма заработной платы, которая важна, если база распределения ОХР и ОПР — зарплата основных исполнителей и стоимость нормо-часа либо другая единица измерения трудоемкости.

Готового примера пояснительной записки к РКМ по гособоронзаказу нет. Она готовится под каждый комплект документов индивидуально. Пояснительная записка к самому простому комплекту РКМ — это минимум 15 страниц текста.

Ошибки при заполнении РКМ

Самые частые ошибки при заполнении РКМ, с которыми я сталкиваюсь в своей практике:

  • не связывать между собой формы. Формы 21, 23, 11 и 12 часто живут своей жизнью, а должны держаться за руки и стать единым целым;
  • заполнять в протоколе во всех графах свою цену;
  • не знать, что такое база распределения и какая база используется конкретно на вашем предприятии;
  • не проверять соответствие прибыли с плановой калькуляцией.

Пример РКМ по ГОЗ

Вот пример заполнения РКМ по ГОЗ:

Пример РКМ по ГОЗ

Анастасия Ганичева

Анастасия Ганичева

Более 20 лет работы с гособоронзаказом. Исполнила 300+ госконтрактов, проконсультировала 500+ предприятий ОПК.
Автор ряда обучающих курсов для специалистов в сфере ГОЗ.
Член Совета ТПП СПб, Ассоциации Спикеров СПБ.

Другие статьи автора

Нормативно-правовые акты, регламентирующие ценообразование в области ГОЗ

Особенности  согласования базовых экономических нормативов с ВП МО РФ

Расчет себестоимости, подготовка расшифровок по статьям затрат, включенным в состав калькуляции

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) — это расчет издержек на производство единицы продукции (работ, услуг). Если предприятие изготавливает продукцию (выполняет работу, оказывают услуги) в рамках исполнения государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ), то при калькулировании себестоимости есть множество нюансов, с которыми мы постараемся разобраться.

Порядок ценообразования на продукцию по ГОЗ

В соответствии с Инструкцией по формированию контрактных цен по ГОЗ цены на продукцию разрабатываются организациями-исполнителями и согласовываются с государственными заказчиками (потребителями) с соблюдением следующих условий:

  • исходная база цен — обоснованные затраты и прибыль, определяемая с учетом установленного предельного норматива рентабельности;
  • основное требование при формировании цен — эффективное использование средств федерального бюджета;
  • при установлении уровня цен на конкретные виды вооружения, военной техники, имущества используются основные технические, экономические нормы и нормативы, учитывающие в том числе специфические особенности производства.

В государственном контракте на продукцию может устанавливаться ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена или цена, возмещающая издержки. Самые распространенные — ориентировочные (ОРЦ) и твердофиксированные цены (ТФЦ).

Согласно Положению о применении видов цен по ГОЗ ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию применяется при заключении государственного контракта, если нет достаточных исходных данных, чтобы определить фиксированную цену на эту продукцию, в том числе:

  • при поставках продукции с технологическим циклом изготовления свыше 3 лет;
  • при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие и совершенствование продукции по государственному оборонному заказу, продолжительностью свыше 3 лет;
  • при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения государственного контракта нет точных данных по объему работ.

На стадии заключения государственных контрактов на продукцию целесообразно устанавливать ориентировочные цены, которые могут служить основанием для авансирования, расчетов за выполненные этапы работ.

Выполнение работ в ходе реализации контракта может финансироваться также исходя из стоимости отдельных этапов. В год сдачи продукции на нее устанавливается фиксированная контрактная цена.

Если при заключении государственного контракта устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию, в нем устанавливаются срок ее действия, условия уточнения и порядок изменения на фиксированную цену.

Организация-исполнитель согласовывает цены на продукцию с представительством государственного заказчика — Военным представительством Министерства обороны РФ (далее — ВП МО РФ), а также с организацией-потребителем и государственным заказчиком или только с государственным заказчиком на поставляемую непосредственно ему продукцию.

Для согласования цены в адрес ВП МО РФ направляются расчетно-калькуляционные материалы на цену, предлагаемую организацией-производителем. После согласования цены ВП МО РФ формирует заключение на цену (возможно, со снижением от предложенной Поставщиком).

Согласование стоимости изделий, планируемых к поставке по ГОЗ, с представительством Заказчика

Итак, под представительством Заказчика понимается ВП МО РФ, деятельность которого регламентируется Постановлением № 804.

ВП МО РФ создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов.

На военные представительства возлагается ряд обязательств, в том числе проверка качества и приемка продукции, выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной. Мы рассмотрим только порядок согласования цены военной продукции с ВП МО РФ.

Чтобы согласовать цену на военную продукцию, предприятие обязано предоставить ее обоснование — расчетно-калькуляционные материалы (далее — РКМ).

Предельные уровни (коэффициенты) изменения затрат рассчитываются на базе прогнозируемых данных Минэкономики России и отчетных данных Госкомстата России с учетом региональных особенностей.

В свою очередь ВП МО РФ анализирует плановую и фактическую себестоимость контролируемой военной продукции и использует результаты проведенного анализа при подготовке заключения и подписания протоколов согласования цен.

При рассмотрении РКМ ВП МО РФ проверяет обоснованность:

  • потребности в материалах, полуфабрикатах, покупных комплектующих изделий и цен их приобретения, оптимальность выбора поставщиков указанных материальных средств;
  • предлагаемой трудоемкости выполнения работ и величины расходов на оплату труда;
  • уровня рентабельности;
  • уровня накладных расходов, прочих прямых и косвенных затрат;
  • привлечения к выполнению работ соисполнителей, наличие договорной документации и заключения ВП МО РФ, подтверждающего цену соисполнителя;
  • обоснованность и целесообразность служебных командировок и пр.

Также организации согласуют с ВП МО РФ основные экономические нормативы (базовые экономические показатели; БЭП):

  • нормативы общепроизводственных (ОПР) и общехозяйственных расходов (ОХР);
  • стоимость оплаты труда (как правило, стоимость одного нормо-часа работы основного производственного работника);
  • размер страховых взносов;
  • уровень рентабельности и др.

Рассмотрим процесс согласования некоторых экономических показателей более подробно.

Чтобы согласовать с ВП МО РФ нормативы накладных расходов, необходимо предоставить комплект документов, подтверждающих фактические расходы за предшествующий период и составить смету ОПР и ОХР с прогнозируемыми показателями расходов на планируемый период с привязкой к базе распределения накладных расходов, а также пояснительные записки к каждой категории затрат.

При планировании накладных расходов применяют индексы по видам экономической деятельности, доведенные Минэкономразвития России.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2018.

И так в организацию приходит страшная бумага о предоставлении РКМ или в договоре указывается о предоставлении РКМ.

Что такое РКМ? РКМ — это расчётно-калькуляционные материалы.

Как они выглядят, да очень просто. Если это ГОЗ, то смело можно брать Приложение № 5 к приказу ФАС от 31.01.2018 № 116/18. Там около сорока форм. Какие формы заполнять, зависит от вида и метода выбора цены.

Сразу оговорюсь формы, в которых в скобочках стоит буква «Д», предназначены для продукции с длительным циклом изготовления, включая НИОКР.

В любом комплекте РКМ, основополагающим документом является Протокол. Заголовок нужно форматировать, а не оставлять в том виде какой он есть например на Гаранте.

Прошу не пугаться формулировки Государственный Заказчик. Здесь подразумевается именно Ваш Заказчик, это организация, фирма с которой Вы заключаете договор как Исполнитель.

Процедура, здесь, как раз прописывается на основании чего с Вами заключается договор (торги, единственный исполнитель, единственный поставщик и т. д.).

Срок действия цены — срок на который Вы устанавливаете цену (как правило, либо на срок действия договора, либо на текущий год), для НИОКР устанавливается в соответствии со сроками этапов.

Метод определения цены (затратный, сравнимый и т. д.).

В примечании как видно указывается при необходимости, что данная цена будет базовой.

Далее переходим к табличной части.

Наименование работ составляется исходя из Ведомости работ (Спецификации). Если у Вас поставка, то РКМ составляются на каждую самостоятельную единицу, указанную в Спецификации (договоре, ведомости). На НИОКР по этапам.

Код ОКП/ОКПД2 можно найти в интернете, как и ЕКПС. Что касается ФНН, то он присвается только серийным образцам, после прохождения каталогизации.

Единица измерения, в соответствии с договором (ведомостью, СП и т. д.)

Нормативно-техническая документация. Как Вы все знаете, что даже колбаса у нас делается либо по ГОСТу, либо по ТУ. Так что у любого изделия, предмета, работы есть свой номер НТД. Работы например проводятся по ТЗ, либо по заданию и т. п.

Цена заявленная указывается в тыс. руб. в остальных расшифровках в РУБЛЯХ (за искл. формы 21). Без НДС, так как изделие, которое будет поставляться по ГОЗ, может пойти по НДС=0.

Отраслевой орган, как правило, у некоторых поставок или работ есть Отраслевой орган (Министерство), да они тоже имеют право проводить работы по ГОЗ. Пример Министерство спорта закупает оборудование для военных казарм.

Цена принятая Государственным заказчиком. Тут Ваш заказчик ставит свою цену.

Вид цены.

По закону у нас их сейчас только ТРИ

  1. Фиксированная;
  2. Ориентировочная (уточняемая);
  3. Возмещающая издержки;

Других нет.

Следующая часть: РКМ. Часть 2. Плановая калькуляция

Для поставщика обязательный документ — РКМ по гособоронзаказу, его предоставляют заказчику. Рассказываем, что такое РКМ и как его заполнять.

Суть РКМ по гособоронзаказу

В законе указана расшифровка РКМ по гособоронзаказу — это расчетно-калькуляционные материалы. Они необходимы, чтобы подтвердить стоимость контракта.

Калькуляции отвечают на вопрос «почему так дорого» и обосновывают стоимость продукции. В них указывают расходы, которые предприятие несет при изготовлении товара, в том числе сырье, зарплату, коммунальные расходы и пр.

Еще по теме:

  • как рассчитать доходы и расходы по ГОЗ;
  • как составить ежемесячный отчет по гособоронзаказу;
  • как работать с отдельным счетом для гособоронзаказа по 275-ФЗ.

По какой форме готовить РКМ

Поставщику не нужно разрабатывать шаблоны калькуляций, они есть в законе. Формы утверждены Приказом ФАС № 995/22 от 16.12.2022.

Ценообразование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465, формы соответствуют требованиям постановления.

ВАЖНО!

Утвержденные формы РКМ по гособоронзаказу по Постановлению 1465 не нужно заполнять полностью, заполняемые поля зависят от вида цены.

Для начала заполняют протокол. В нем указывают информацию о заказчике, основания заключения контракта, срок действия контракта, метод определения цены, сведения о продукции. Графу «Цена, принятая государственным заказчиком» не заполняйте, ее укажет заказчик.

После протокола подготовка РКМ по гособоронзаказу требует указания структуры цены. Эту калькуляцию заполняют поставщики, работающие по методу затрат. Если производство не предполагает использования станков, фактический показатель не сойдется с плановым. Схожесть вероятна по материальным затратам, по трудочасам и зарплатам показатели не совпадут.

Правила оформления

Основные принципы расчетов:

  • вычитайте возвратные отходы. Например, предприятие изготавливает деревянные изделия. В процессе обработки есть отходы — кора, опилки. Отходы сдают. В этом случае стоимость отходов вычитают из цены материалов;
  • дополнительная зарплата присутствует на любом предприятии — больничные, отпуска и пр.;
  • транспортно-заготовительные расходы присутствуют у предприятий, которые своими силами доставляют материалы от поставщиков на склад для производства.

За структурой цены следуют расчетно-калькуляционные материалы по гособоронзаказу и расшифровки к ним. Для материалов, полуфабрикатов, ПКИ, ТЗР формы заполняют в соответствии с рабочими конструкторскими документами.

В счете указывают наименование, как в рабочей конструкторской документации. Не следует указывать в документах ГОСТы, СНИПы, иные стандарты.

ВАЖНО!

Для заполнения раздела «Материалы» применяют систему Си — жидкости указывают в килограммах.

Форма зарплаты содержит два раздела ОЗП — сдельная и повременная. Сдельную указывают для станочных производств, повременную — для иных работ.

Учетные документы оформляют локальными нормативными актами. Два человека на одной должности не могут получать разную зарплату. Привязывать ставку к Ф.И.О. нельзя — только к должности. Если премии не регламентированы коллективным договором или локальным актом, их нельзя указать в калькуляции.

Формы общепроизводственных и общехозяйственных расходов указывают по 25 и 26 счету по бухучету.

В спецзатраты допустимо включить разовые операции:

  • разработка технологии серийного производства;
  • лабораторные испытания, если они предусмотрены техзаданием, и пр.

Применение специализированного оборудования необходимо согласовать с заказчиком, по собственной инициативе затраты на него нельзя включить в калькуляцию.

Пусковые расходы — это разовая операция. Они необходимы для запуска нового производства по заказу: покупка станков, материалов, переоборудование цехов и пр. Они появляются при изготовлении первой партии.

В командировочных указывают расходы, которые предусмотрены контрактом. Такие расходы необходимо регламентировать локальным актом.

Далее заполняют раздел с прибылью, в котором указывают процент рентабельности по каждому виду товара.

В завершении указывают общие сведения по предприятию:

  • объемы поставок;
  • экономические показатели;
  • расчет трудоемкости.

В объемах поставок отражают сводные данные. А в расчете трудоемкости указывают общую сумму зарплаты. Она важна, если база распределения ОХР и ОПР — зарплата основных исполнителей и стоимость нормо-часа либо другая единица измерения трудоемкости.

Единый пример пояснительной записки к РКМ по гособоронзаказу привести сложно, поскольку она индивидуальна для каждого товара и содержит от 15 страниц текста.

Пример РКМ по гособоронзаказу

Вот образец РКМ по трудозатратам:

Образец заполнения РКМ

Частые ошибки при заполнении РКМ

Распространенные ошибки при заполнении РКМ:

  • отсутствует связь между формами 21, 23, 11 и 12 — показатели должны сойтись;
  • заполнение своей цены в протоколе — это делает заказчик;
  • неправильное указание базы распределения;
  • расхождения по прибыли и плановой калькуляцией.

Документы и разъяснения

Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012 Скачать
Постановление Правительства № 1465 от 02.12.2017 Скачать
Приказ ФАС № 995/22 от 16.12.2022 Скачать

Об авторе этой статьи

Александра Челозерцева

Александра Челозерцева
В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности «юриспруденция». Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.

Другие публикации автора
Сотрудничество с государственным заказчиком открывает новые перспективы для компании. Она получает надежный источник дохода. Однако работа над ГОЗ требует соблюдения ряда правил. Потребуется подготовить РКМ, учитывая требования законодательства. Документ считается одним из основных. Он позволяет госзаказчику понять, что цена сформирована правильно. Чтобы подготовить расчетно-калькуляционные материалы, обратитесь в компанию «Казначейство онлайн».

Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу

РКМ — это документация, с помощью которой хозяйствующие субъекты обосновывают цену товаров или услуг, поставляемых заказчику. Она фиксирует особенности финансирования контракта, закрепляет цели расходования денежных средств. В документах приводится подробная информация о затратах компании и прочих финансовых нюансах. Проанализировав РКМ, государственный заказчик сможет оценить целесообразность расходования средств, понять, правомерно ли установлена цена.

Зачем нужны РКМ для ГОЗ?

Подготовка комплекта расчетно-калькуляционных материалов — важный этап работы с государственным заказчиком. Они позволяют обосновать цену, которую компания устанавливает в рамках контракта. Потребность в подготовке РКМ возникла в связи с присутствием законодательного запрета на действия или бездействия, приводящие к необоснованному завышению цены. Нарушение правила чревато санкциями.
Потребность в подготовке документа не зависит от размера контракта. РКМ оформляют, даже если его цена меньше 1 млн руб. С помощью документа вы зафиксируете размер затрат, необходимых для производства продукции. Расчеты проводят, учитывая законодательство, которое действует в сфере гособоронзаказа.

Действующие формы РКМ для ГОЗ

Формы документа закреплены законодательно. Они утверждены Приказом ФАС РФ от 26.08.2019 № 1138/19. Сегодня действуют 23 формы РКМ. Мы подбираем формы документов, которые будем использовать, учитывая:
· условия соглашения;
· вид товаров, работ или услуг;
· требования заказчика;
· иные параметры.
Готовый комплект документов предоставляется на бумажном носителе и в электронном виде. Информация записывается на CD-R. Данные фиксируются в виде таблиц и электронных копий. Однако приоритет остается у печатных документов, которые были подписаны лицом, которое исполняет государственный оборонный заказ.

Особенности калькулирования себестоимости и цены продукции ГОЗ

Если ведется сотрудничество с государственным заказчиком, применяется калькулирование. Так называют процесс исчисления себестоимости с помощью суммирования затрат и прибыль. Исполнитель должен устанавливать цену, учитывая действующие нормативы, дефляторы и индексы по каждой статье затрат.
Калькуляцию выполняют планово. Ее проводят, учитывая следующие показатели:
· установленную потребность сырья при производстве продукции;
· количество покупных деталей;
· затраты на услуги других компаниях;
· прочие расходы, с которыми сталкивается компания.
Состав затрат, которые возникают у производителя в процессе изготовления продукции, регламентируется приказом Минпромэнерго № 200 и Минпромторга № 334. Превышать установленные показатели нельзя. При этом выполняется группировка затрат. Процедуру проводят, учитывая места их возникновения, а также целевое назначение. Все затраты необходимо документально подтверждать.
Заказывая подготовку документации можно перейдя по ссылке.
Вы защитите себя от ошибок и быстро получите документ, оформленный с учетом всех требований законодательства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить схему трубопровода
  • Как найти массу перегородки
  • Найти девушку как взять номер
  • Как найти человека по айклауду
  • Как исправить вертикаль