Как составить родословную семьи с близорукостью

3431. Составьте родословную по следующим данным. Для составления родословной
используйте условные обозначения, представленные на рисунке ниже.

Задание ЕГЭ по биологии


У мужчины (1) врождённая близорукость (доминантный признак). Он (1) состоит в
браке со здоровой женщиной (2), имеет больного сына (3) и здоровую дочь (4). Отец (5)
мужчины тоже близорук, а мать (6) здорова. По материнской линии все здоровы.
Дед по отцовской линии (7) близорукий, а бабушка (8) здорова. Сестра отца (9) тоже здорова. Определите вероятность появления в семье мужчины близоруких внуков,
если дочь вышла замуж за здорового мужчину.

Задание ЕГЭ по биологии

Вероятность появления в семье мужчины близоруких внуков (AA, Aa), если дочь (aa) вышла замуж за здорового мужчину (aa): 0%

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 3431.

МОЁ БУДУЩЕЕ: исследование генетической предрасположенности к миопии на анализе родословной одной семьи

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Темербеков К.М. 1


1 МБОУ СОШ с. Углезаводск Долинского района Сахалинской области

Ульянченко И.Н. 1


1МБОУ СОШ с. Углезаводск Долинского района Сахалинской области


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Человеческие популяции несут определенный запас неблагоприятных мутаций — это является генетическим грузом человечества. Генетический груз — это насыщенность популяции рецессивными генами, снижающими приспособленность отдельных особей к среде обитания, по сравнению со всей популяцией.

Изучив в 10 классе тему «Генетика», я решил изучить проявление болезней в нашей семье и степень влияния их на будущие поколения. Известно несколько тысяч собственно генетических заболеваний, которые почти на 100% зависят от генотипа особи. Кроме того, существуют заболевания, которые зависят и от генотипа, и от среды: ишемическая болезнь, сахарный диабет, язвенные болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, многие онкологические заболевания, и заболевания психики.

Задачи медицинской генетики заключаются в своевременном выявлении носителей этих заболеваний среди родителей, выявлении больных детей и выработке рекомендаций по их лечению.

Тщательный анализ клинических проявлений заболевания у больных из одной и той же семьи может быть использован при расшифровке механизмов взаимодействия генов.

Гипотеза:

— Правильно составленная родословная позволяет установить тип наследования заболевания и возможное проявление его признака у последующих поколений.

Цель работы:

— Составить генетическую родословную, проанализировать проявление признаков заболевания миопией в ряду поколений и сделать прогноз относительно будущих поколений

Задачи:

расширить теоретические знания о характере наследования признаков;

— проследить характер проявления признаков миопии в ряду поколений;

— составить генетический прогноз потомства и определить возможные факторы окружающей среды, способствующие развитию заболевания;

Глава I ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Методы изучения генетики

Примерно 10% болезней человека определяются патологическими генами либо генами, обусловливающими предрасположенность к определенным болезням. Необходимо различать собственно генетические (наследственные) заболевания и заболевания с генетической предрасположенностью. Собственно генетические заболевания практически на 100% зависят от генотипа. Обычно это моногенные заболевания, то есть связанные с дефектом одного генетического фактора. Заболевания с наследственной предрасположенностью зависят и от генотипа, и от среды. Обычно это полигенные заболевания, обусловленные сочетанием нескольких генетических дефектов. Факторами, способствующими развитию этих заболеваний, являются неправильное питание, гиподинамия, различные вредные привычки. Иначе говоря, эти болезни имеют мультифакториальную природу.

При овладении данной темы, я познакомился с методами изучения генетики человека, которых существует несколько. А именно:

— клинико-генеалогический (метод родословных),

— популяционно-статистический (изучение генетического состава популяции);

— близнецовый (изучение генетических закономерностей на близнецах); —

— метод дерматоглифики и пальмоскопии (изучение генетического состава популяции);

— цитогенетический (изучение кариотипа — совокупности признаков полного набора хромосом при помощи микроскопической техники);

— молекулярно-цитогенетические: биохимические (основаны на качественных цветных химических реакциях);

— молекулярно- генетические методы и метод генетики соматических клеток.

Большинство данных методов возможны только в условиях лабораторий и при наличии соответствующей аппаратуры, и я воспользовался доступным мне методом составления родословных — клинико-генеалогическим.

Клинико-генеалогический метод.

Клинико-генеалогический метод был предложен в 1865 году

Ф. Гальтоном, основан на прослеживании интересующего нас признака (нормального или патологического) в семье, с указанием родственных связей между отдельными членами этой семьи (составлением родословной).

Правильно составленная родословная с выявлением всех членов семьи, установлением между ними родственных связей и оценкой состояния их здоровья позволяет с достаточно высокой вероятностью установить тип наследования и возможное проявление признака у последующих поколений. Тщательный анализ клинических проявлений заболевания у больных из одной и той же семьи может быть использован при расшифровке механизмов взаимодействия генов.

Клинико-генеалогический метод лежит в основе медико- генетического консультирования и включает 3 этапа:

Первый этап — клиническое обследование.

При составлении родословной сбор сведений о семье начинается с человека, которого называют пробанд (обычно это больной с изучаемым заболеванием или признаком, или возможным наследственным заболеванием), в данном случае это я – Темербеков Карим Макарович.

В сведениях о пробанде указывается анамнез заболевания, включающий начальные признаки и возраст их появления, последующее течение болезни. Полученные данные записываются в медико-генетическую карту. Необходимо выяснять и учитывать наличие и характер профессиональных

вредностей, возраст, место жительства семьи, профессию, наличие хронических заболеваний в семье, причину смерти умерших и др. На основании изученных

данных составляется анамнез (греч. — anamnesis — воспоминание).

Второй этап — составление родословной. После сбора сведений составляется графическое изображение родословной, для этого используется система символов, предложенная в 1931 году Г. Юстом. ( Приложение 1)

При составлении графического изображения родословной важно соблюдать следующие правила:

1. Составление родословной начинают с пробанда: анамнез заболевания, включающий начальные признаки и возраст их проявления, последующее течение болезни. Братья и сестры (сибсы) располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего: указывается возраст, здоровы или больны, проведение аналогии с заболеванием пробанда в случае болезни.

2. Все члены родословной располагаются строго по поколениям, в один ряд.

3. Поколения обозначаются римскими цифрами слева от родословной сверху вниз.

4. Арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (одного ряда) слева направо. Благодаря такой нумерации каждый член семьи имеет свой шифр (например: I-1, I-2, II-2, II-4 и др.)

5. Указывается возраст членов семьи (родословной), в связи с тем, что некоторые болезни проявляются в разные периоды жизни.

Третий этап — генетический анализ родословной. Задача генетического анализа — установление наследственного характера заболевания и типа наследования, выявление гетерозиготных носителей мутационного гена, установление генотипа пробанда и, как заключение, прогнозирование потомства.

Анализ родословной рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1. Установление, является ли данный признак (заболевание) наследственным.

2. Определение типа наследования признака. Далее, внизу под родословной записывается легенда (данные о состоянии здоровья родственников, причинах и возрасте смерти и др.) и указывается дата составления этого документа.

Типы наследования признаков

После составления родословной, необходимо определить тип наследования признаков.

Существуют следующие типы наследования признаков:

• аутосомно-доминантный;

• аутосомно-рецессивный;

• сцепленный с Х-хромосомой (с полом) доминантный;

• сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный;

• голандрический.

На основании генеалогического анализа дается заключение о наследственной обусловленности признака.

Глава II СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ

Проводил сбор информации (анамнестических данных) по вышеуказанным правилам:

1. Сведения о пробанде.

2. Данные о сибсах (братьях и сестрах) и родителях пробанда.

3. Сведения о родственниках со стороны матери.

4. Сведения о родственниках со стороны отца.

Полученные данные записывал в этой последовательности в составляемую родословную. Опрос родственников и составление карты – 30.10.2018

Родословная семьи с наследованием заболеваний глаз и её анализ

Кроме того, составляя генетическую карту, я выяснил, что в нашей семье у представителей встречается часто заболевание глаз — близорукость. У большинства она развивается в промежутке от 7 до 16 и после 40 лет. Изучая эту болезнь глаз, я узнал, что миопия является генетически обусловленным заболеванием, в результате которого форма глазного яблока вытягивается. Чаще всего развивается в подростковом возрасте. Я опросил ряд родственников и составил схему родословной ( Приложение 2) и следующую генетическую карту :

1. Сведения о пробанде — III-4 7.07.2001 г.р. (17 лет), начальные признаки заболевания в 13 лет

2. Данные о сибсах (братьях и сестрах) и родителях пробанда.

Родители:

Мать — II-3 25.03.1970 г.р. (48 лет), проявление болезни в 12 лет (-1 D), в 15 лет зрение упало (-2 D), в 20 лет зрение упало (-3 D), в 35 лет зрение упало (-5 D), в 40 лет зрение упало (-7 D), в 47 лет миопия осложнилась астигматизмом.

Отец — II-4 12.09.1969 г.р. (49 года), зрение хорошее, 100%.

Сибсы:

Брат– III-3 30.10.1994 г.р. (24 года), зрение хорошее, 100%.

Сестра- III-5 10.07.2010 г.р., болезнь пока не проявилась.

Двоюродные сибсы:

III-1 14.07.2018 г.р., болезнь пока не проявилась.

3.Сведения о родственниках со стороны матери.

Со стороны матери в роду проявляются заболевания близорукости.

I-2 (отец матери — дедушка пробанда) — 48 лет, средняя близорукость (-4,5 D), заболевание проявилось в 14 лет.

4.Сведения о родственниках со стороны отца.

Со стороны отца в роду проявляются заболевания близорукости. I-3 (мать отца — бабушка пробанда)- 77 лет, средняя близорукость (-4 D), заболевание проявилось в 13 лет.

Составляя родословную, я опирался на данные трех поколений. Вы можете видеть, что данное заболевание наследуется во всех трех поколениях, представители являются носителями как гетерозиготного, так и гомозиготного признака.

Исходя из вышеизложенных данных, приходим к выводу, что близорукость в данной родословной имеет аутосомно-рецессивный тип наследования (АР). Мутантный ген проявляет свое действие только в гомозиготном состоянии (аа).

При аутосомно-рецессивном наследовании заболевание встречается в родословной не во всех поколениях, при этом вероятность заболевания у мальчиков и девочек одинакова. Признак может появиться у детей, родители которых здоровы и являлись гетерозиготными носителями мутантного гена.

Если у обоих родителей близорукость, существует вероятность до 100%, что у ребенка также разовьется близорукость. Если же близорук только один из родителей, вероятность развития близорукости снижается до 30%. Ребенок наследует не само плохое зрение, а лишь физиологическую предрасположенность к нему — размер и форму глазного яблока или преломляющие свойства оптической системы глаза (хрусталика, роговицы).

Как проявится заболевание близорукости в будущем у моего потомства будет зависеть от генетической родословной по данному заболеванию у женской половины.

Заключение

Подводя итоги исследования генетических болезней и генетической предрасположенности на примере своей семьи, я хочу сказать, как важно знать свою генетическую историю для того, чтобы прогнозировать генетическую предрасположенность потомства и снизить влияние негативных факторов среды до минимума.

В современных условиях кроме генетической предрасположенности вредными факторами среды, способствующими прогрессированию миопии, являются:

— Нагрузочный фактор. Зрительная перегрузка является главной причиной приобретенной близорукости. Злоупотребление телевидением, видео и пользованием компьютером, к сожалению, играет большую роль в развитии близорукости у значительной части учащихся.

— Стрессовьий фактор. Тяжелые заболевания, травмы, интоксикации, психические переживания чаще в сочетании со зрительной нагрузкой способствуют появлению и прогрессированию приобретенной близорукости.

— Возрастной фактор. Растущий, формирующийся организм и его отдельные органы более чувствительны к внешним влияниям, чем органы взрослого, сформированного организма. Это в полной мере относится к глазам. Чем старше ребенок, тем меньше вероятность возникновения у него близорукости. Хотя в данной ситуации не все так просто. Во время учебы в школе отмечается два пика в появлении миопии: в 7—9 лет и в 13—16 лет. Первый пик адаптационный, второй связан с периодом бурного роста у подростков.

— Состояние позвоночника. Хорошее зрение еще зависит и от правильной осанки. Одна из причин плохой осанки — освещение. Да, именно освещение, ведь недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже — «писать носом». Плохая осанка в положении сидя оказывает негативное влияние на шейный отдел и служит причиной смещения шейных позвонков. Смещения позвонков могут вызвать ущемление или раздражение нервов, что приводит к осложнениям в некоторых системах организма (так, например, второй шейный позвонок отвечает за зрение). Среди прочего, смещение позвонков служит причиной заболеваний глаз и проблем со зрением.

— Вредные привычки. Ученые провели исследование и выяснили, что наличие привычки курения влияет на острые приступы головной боли, а это в 1,3-1,5 раза увеличивают риск формирования ретинопатии, сложного глазного заболевания и как следствие ухудшения зрения.

— Качество питания. Неправильное питание, нехватка витаминов, цинка, биологически активных веществ лютеина и зеаксантина могут привести к различным заболеваниям глаз и нарушению зрения.

— Психологический дискомфорт. Если в шумно, сложная психологическая обстановка -это может вызвать повышенную усталость глаз и, как следствие, ухудшение зрения.

Так как я сам и, возможно, мое будущее потомство имеют большую вероятность заболевания миопией, чтобы снизить возможный риск развития данного заболевания, при организации своей жизнидеятельности, необходимо учитывать все вышеназванные факторы и постараться минимизировать их влияние.

Список источников и используемой литературы

1. Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике)./ Составитель Н.М. Киреева. – Волгоград: «Учитель», 2000.

2.Бочков Н.П., Захаров А.Ф Медицинская генетика. -М.: Медицина, 1984.

3.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 10 класс(углубленный уровень)- М: Дрофа- 2014.

4. Заяц Р.Г., Бутиловский В.Э. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002.

5.Козлова С.И. и др. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. — Л. : Медицина, 1987.

6. Курчанов, Н.А. Генетика человека с основами общей генетики. Руководство для самоподготовки / Н.А. Курчанов. — СПб.: СпецЛит, 2010.

7. Медицинская генетика: Учебник / Н.П. Бочкова. М.: Высшая школа, 2001.

8.Никитин Ю.П., Лисиченко О.В. Клинико-генеалогический метод в медицинской генетике. — Новосибирск: Наука, 1983

9. Пригожин Н.Ю. Основы генетики: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Медицина, 2005.

Приложение 1

Приложение 2

Схема генетической родословной с проявлением миопии

Просмотров работы: 893

4.1. Анализ родословных.

Особенностью генетики человека является
то, что на людях невозможно использовать
гибридологический метод. У человека
большое число хромосом и генов, гены
имеют изменчивую экспрессивность и
неполную пенетрантность, большинство
признаков человека являются полигенными,
число потомков от одной родительской
пары невелико, большая продолжительность
жизни человека. Достоинством человека,
как объекта генетических исследований
является большое число супружеских пар
и достаточно хорошая изученность
человека морфологическими, биохимическими,
иммунологическими, физиологическими
и другими методами. В связи с этим
разработаны специальные методы изучения
наследственности человека. Ведущее
положение в генетических исследованиях
человека занимает метод изучения
родословных (клинико-генеалогический).

Составление родословных таблиц имеет
свои правила. Лицо, по отношению к
которому составляется родословная,
называется пробандом, братья и сестры
пробанда – сибсы. Мужчины обозначаются
квадратиком, женщины – кружочком. Схема
условных обозначений, принятых в России,
показана на следующем рисунке:

При составлении
родословной каждое поколение исследуемых
лиц располагается в одну строчку.
Клинико-генеалогический метод позволяет
установить наследственный характер
признака, определить тип наследования
(аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный,
сцепленный по Х- или Y-хромосоме,
доминантный или рецессивный), определить
вероятные генотипы у членов родословной,
определить вероятность рождения детей
с данными признаками в следующих
поколениях.

Предлагается для
решения два типа задач по этому методу:

  1. Анализ
    родословных для установления типа
    наследования, вероятных генотипов
    членов родословной и для расчета
    вероятности появления признаков в
    потомстве.

  2. Составление
    родословных по заданному условию,
    полученному в результате сбора анамнеза.

Задачи

  1. О
    пределите
    характер наследования аутосомного
    признака и расставьте генотипы всех
    членов родословной:

  2. Проведите
    анализ родословной семьи с близорукостью.
    Определите тип наследования признака,
    генотипы всех членов родословной.
    Вычислите вероятность рождения
    близоруких детей в семье от брака 3 и
    6.

  3. П
    роведите
    анализ родословной семьи с врожденной
    глухотой. Определите тип наследования
    признака, генотипы членов родословной.
    Вычислите вероятность рождения больных
    детей от брака 11 и 12. Какова вероятность
    рождения здоровым 3-го ребенка от брака
    3 и 7.

  1. П
    роанализируйте
    родословную семьи с гемофилией.
    Определите тип наследования признака,
    генотипы членов родословной. Вычислите
    вероятность рождения больных и здоровых
    детей от брака 1 и 2; 5 и 9.

  2. На схеме
    приведена родословная семьи в которой
    наблюдалась фенилкетонурия.

а) Определите
тип наследования признака.

б) Укажите
членов семьи – носителей мутантного
гена.

  1. П
    робанд
    – женщина-правша. Ее две сестры –
    правши, два брата- левши, мать – правша,
    у нее два брата и сестра, все правши.
    Бабка и дед – правши. Отец пробанда –
    левша. Его сестра и брат – левши, другие
    два брата и сестра – правши. Составьте
    родословную.

  2. Пробанд
    – здоровая женщина. Ее сестра также
    здорова, а два брата страдают дальтонизмом.
    Мать и отец пробанда – здоровы. Четыре
    сестры матери пробанда – здоровы, мужья
    их также здоровы. О двоюродных сибсах
    со стороны матери пробанда известно:
    в одной семье один больной брат, две
    сестры и брат здоровы, в двух других
    семьях по одному больному брату и по
    одной здоровой сестре; в четвертой
    семье – одна здоровая сестра. Бабушка
    пробанда со стороны матери здорова,
    дед страдал дальтонизмом. Со стороны
    отца пробанда больных дальтонизмом не
    обнаружено. Составьте родословную,
    определите вероятность рождения ребенка
    с дальтонизмом у пробанда, если она
    выйдет замуж за здорового мужчину.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Схема родословной семьи

30-Апр-2014 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

В животном и растительном мире есть гибридологический метод, аналогом в  генетике человека является генеалогический метод — анализ родословной человека.

схема родословной семьи

 
Темы, которые нужно знать:

  • Основные термины генетики
  • Законы Менделя: 1, 2 и 3-ий
  • Анализирующее скрещивание

Задачи ЕГЭ по генетике на

схему родословной семьи

схема родословной семьи
 

Итак, характер наследования признака:

  • если у большинства детей первого поколения  (1) этот признак проявляется, то он доминантный, если не проявляется —  рецессивный.

В нашем примере всего у одного ребенка из троих проявился этот признак, значит, он рецессивный.

если признак проявляется только у мужчин ( или только у женщин), значит, он сцеплен с полом. Если он проявляется и у тех, и у других, значит, не сцеплен, аутосомный.

В этом примере признак явно не сцеплен с полом. Теперь определим генотипы: Родители (P):

  • женщина с исследуемым признаком: aa
  • генотип мужчины —  Аа (у детей наблюдается расщепление признаков);

Первое поколение F1:

  • 2 женщины Aa
  • мужчина аа

Второе  поколение детей F2: т.к. расщепление 50%, то брак был с гетерозиготной женщиной — Аа

  • 2 женщины и 2 мужчины Aa

Схема родословной семьи №2

схема родословной семьи

  • признак явно рецессивный — он проявился только у потомков во втором поколении;
  • признак явно аутосомный — он проявляется у девочек и мальчиков.

 
Родители (P):
 

  • генотип женщины с исследуемым признаком — аа;
  • генотип мужчины будет АА, т.к. все их дети имеют одинаковый фенотип: Аа — классический пример 1-го закона Менделя;

Схема родословной семьи №3

Схема родословной семьи

  • в первом поколении 2 ребенка из 4-х унаследовали признак. Значит, он доминантный;
  • признак есть у представителей женского и мужского пола, значит, он аутосомный.
  • расщепление 50% следовательно, что генотип отца: Аа, матери: аа;

генотипы людей F1, F2 и F3,  не имеющих этого признака: aa

Схема родословной семьи №4 — пример обратной задачи
 

схема родословной семьи

Темный цвет глаз — обычно доминантный признак.

А — кареглазый

а — голубоглазый

  • генотип голубоглазого мужчины — аа (его кареглазые родители должны быть гетерозиготны — Аа);
  • генотип кареглазой женщины — Аа (ее мать гомозиготная рецессивная — аа, отец может иметь генотип Аа или АА)
  • генотип голубоглазого сына — аа

Теперь осталось составить саму Схему родословной семьи:

схема родословной семьи

Обсуждение: «Схема родословной семьи»

(Правила комментирования)

Составление и анализ родословных 

Задача 1
Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Пробанд болен, и его родословная имеет следующий вид:

родословная по аутосомно-рецессивному типу наследования признака

Рис. 1. Графическое изображение родословной по аутосомно-рецессивному типу наследования признака.

Жена пробанда здорова и не содержит в своем генотипе патологических аллелей. Чему равна вероятность рождения у пробанда здорового ребенка?
Решение:

Генная запись скрещивания:

родословная

Вероятность рождения здорового ребенка (генотип Аа):
Р = 1/1 = 1 (100%).


Ответ:
Вероятность рождения у пробанда здорового ребенка равна 1 (100%).


Задача 2
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

 Графическое изображение родословной по голандрическому типу наследования признака

Рис. 2. Графическое изображение родословной по голандрическому типу наследования признака.

Решение:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну, при этом все мальчики рождаются с этим признаком, то можно думать, что изучаемый ген находится в Y-хромосоме (голандрическое наследование).
Возможные генотипы всех членов родословной:
Ya – наличие данной аномалии;
YB – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).
Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYB.
У женщин данная аномалия отсутствует, их генотип — ХХ.


Задача 3
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по аутосомно-доминантному типу наследования.
Решение:
Аутосомно-доминантное наследование:
1. признак встречается часто, в каждом поколении;
2. признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак;
3. мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.

родословная по аутосомно-доминантному типу наследованию признака

Рис. 3. Графическое изображение родословной по аутосомно-доминантному типу наследованию признака, состоящей из пяти поколений.

 Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; человек, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным. В родословной 7 женщин и 6 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
особь мужского пола— особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
особь женского пола— особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
особь мужского пола— особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
особь женского пола— особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
брак мужчины и женщины— брак мужчины и женщины;
близкородственный брак— близкородственный брак;
сибсы— дети одной родительской пары (сибсы);
бездетный брак— бездетный брак;
пробанд— пробанд.


Задача 4
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по аутосомно-рецессивному типу наследования.
Решение:
Аутосомно-рецессивное наследование:
1. признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
2. если признак имеется у обоих родителей, то этот признак имеют все их дети;
3. признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака;
4. мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.

родословная по аутосомно-рецессивному типу наследования признака

Рис. 4. Графическое изображение родословной по аутосомно-рецессивному типу наследованию признака, состоящей из пяти поколений.

Признак встречается у детей, родители которых не имеют данный признак. Признак встречается относительно редко не в каждом поколении. Мужчины и женщины имеют этот признак в равной степени, что указывает на то, что ген этого признака локализован в аутосоме и передаётся по аутосомно-рецессивному типу.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
особь мужского пола— особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
особь женского пола— особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
особь мужского пола— особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
особь женского пола— особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
брак мужчины и женщины— брак мужчины и женщины;
близкородственный брак— близкородственный брак;
сибсы— дети одной родительской пары (сибсы);
бездетный брак— бездетный брак;
пробанд— пробанд.


Задача 5
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

родословная по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой типу наследования признака

Рис. 5. Графическое изображение родословной по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой типу наследования признака.

Решение:
Признак встречается относительно редко. Признак проявляется у детей, родители которых не имеют этого признака. Изучаемый признак, встречаются у представителей мужского пола примерно в равной степени и очень редко у представителей женского пола (в родословной 5 мужчин и 1 женщина), поэтому можно думать, что изучаемый признак рецессивный и сцеплен с полом: обусловливающий его ген расположен в половой Х- хромосоме. Тип наследования: рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование.
Возможные генотипы всех членов родословной:
Наличие признака — Хa;
Отсутствие признака – ХA;
Генотип представителей мужского пола с данным признаком – ХaY. Генотип мужчин с отсутствием данного признака — ХAY. Генотип больной женщины — ХаХа. Генотип женщины с наличием данного признака — ХaХa. Возможные генотипы женщин, у которых отсутствует признак — ХAХA или ХAХa. Генотипы основателей рода:
женский организмХAХa; мужской организмХAY.
Генотип пробанда — ХAY.


Задача 6
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по доминантному, сцепленному с Х-хромосомой типу наследования.
Решение:
Доминантное сцепленное с Х-хромосомой наследование:

доминантное сцепленное с Х-хромосомой наследование

Рис. 6. Графическое изображение родословной по доминантному признаку, сцеплённому с Х-хромосой.

Признак встречается в каждом поколении. Признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет данный признак. Признак встречается и у мужчин и у женщин, но у женщин приблизительно в два раза больше, чем у мужчин. Если изучаемый признак имеет мужчина, то все его дочери будут иметь этот признак, а у всех его сыновей этот признак будет отсутствовать.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
особь мужского пола— особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
особь женского пола— особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
особь мужского пола— особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
особь женского пола— особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
брак мужчины и женщины— брак мужчины и женщины;
близкородственный брак— близкородственный брак;
сибсы— дети одной родительской пары (сибсы);
бездетный брак— бездетный брак;
пробанд— пробанд.


Задача 7
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

родословная по аутосомно-рецессивному типу наследования признака

Решение:
Определение типа наследования признака:
Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, значит,данный признак рецессивный. При близкородственном скрещивании наблюдается рождение большого количества детей с данным признаком. Признак встречается приблизительно одинаково редко у мужчин и у женщин (у женщин — 3, у мужчин — 2), то можно предположить, что изучаемый признак является аутосомным, т. е. обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-рецессивному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Возможные генотипы всех членов родословной:
А – аллель доминантного гена;
а – аллель рецессивного гена.
Генотипы особей, имеющих данный признак: (аа).
Генотипы основателей рода (особь №1 и особь №2) –Аа.
Генотипы остальных особей можно представить так: (А_).


 Задача 8
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по рецессивному, сцепленному с Х-хромосомой типу наследования.
Решение:
Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование:
1) признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
2) признак встречается преимущественно у мужчин, причем у их отцов признак, обычно отсутствует, но имеется у дедов (прадедов) по материнской линии;
3) у женщин признак встречается только тогда, когда он имеется и у их отца.

родословная по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой типу наследования признака

Рис. 8. Графическое изображение родословной с рецессивным сцепленным с Х-хромосомой типом наследования признака.

Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
особь мужского пола— особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
особь женского пола— особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
особь мужского пола— особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
особь женского пола— особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
брак мужчины и женщины— брак мужчины и женщины;
близкородственный брак— близкородственный брак;
сибсы— дети одной родительской пары (сибсы);
бездетный брак— бездетный брак;
пробанд— пробанд.


Задача 9
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

родословная с аутосомно-рецессивным типом ядерного наследования признака

Рис. 9. Графическое изображение родословной с аутосомно-рецессивным типом ядерного наследования признака.

Решение:
Определение типа наследования признака:
Признак встречается относительно редко, не в каждом поколении; признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака; мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой (2 женщины и 3 мужчины). Если люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, и если признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются приблизительно с одинаковой частотой, например, одинаково часто или одинаково редко, то можно думать, что изучаемый признак является аутосомным, то есть обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Таким образом, можно предположить, что данное графическое изображение родословной принадлежит к аутосомно-рецессивному типу ядерного наследования признака.
Возможные генотипы всех членов родословной:
А – аллель доминантного гена;
а – аллель рецессивного гена.
Генотипа особей, имеющих данный признак — (аа).
Генотипы основателей рода — особь №1(аа) и особь №2 (АА).
Генотипы особей — особи №3, №4, №6 (АА).
Генотип особи №5 — (Аа).
Генотипы остальных особей можно представить так — (А_).


Задача 10
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:

сцепленное с Y-хромосомой, голандрическое наследование признака

Решение:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в У-хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Поэтому тип наследования признака: сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование признака. Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование, характеризуется следующими признаками:
1. признак встречается часто, в каждом поколении;
2. признак встречается только у мужчин;
3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д.
Возможные генотипы всех членов родословной:
Ya – наличие данной аномалии;
YB – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).
Все мужчины, страдающие данной аномалией (и пробанд тоже), имеют генотип: XYa;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYB.


Ответ:
Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование.
Генотип прбанда: XYa .


Задача 11
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:

аутосомно-рецессивный тип наследования признака

Решение:
Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении (только в четвёртом поколении), признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. В родословной 1 женщина и 1 мужчина имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным. А – доминантный ген (организм здоров); а – рецессивный ген (организм болен). Генотип пробанда (женский организм) будет иметь вид: «аа». Все организмы, страдающие данной аномалией, имеют генотип «аа», все организмы, у которых отсутствует аномальный признак, имеют генотип «А_».


Ответ:
Аутосомно-рецессивный тип наследования признака.
Генотип пробанда: аа.


  Задача 12
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:

родословная по аутосомно-доминантному типу наследованию признака

Решение:
Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; чело-век, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным.
В родословной 5 женщин и 5 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Определение генотипа пробанда:
А – доминантный ген (аномалия организма);
а – рецессивный ген (нормальное развитие организма).
Для изучаемого признака характерен аутосомно-доминантный тип наследования. Мальчик имеет изучаемый признак, признак имеется у сестры и у матери, а отсутствует у отца и у второй сестры, значит, мальчик гетерозиготен по данному признаку, ген «А» он получил от отца, а ген «а» — от матери. Генотип пробанда: «Аа».


Ответ:
Аутосомно-доминантный тип наследования признака.
Генотип пробандпробанда: Aа.



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти работу это как метафора
  • Вытянуто изображение на мониторе как исправить
  • Как найти площадь треугольника через вершины координат
  • Как составить меню диетического питания
  • Как найти в порт far cry 3