Как составить санитарный бюллетень

I. Понятие и виды 

Санитарный бюллетень  можно определить как иллюстрированную  тематическую стенную газету. Он может  выпускаться в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в библиотеке и т.д. Авторами санитарного бюллетеня могут быть врачи, медицинские  работники со средним медицинским образованием. 

Санитарный бюллетень бывает типовым (разработанным по образцу) и оригинальным (единственным). По способу иллюстрирования санитарный бюллетень может быть рисованным (рисунок делается прямо на листе бумаги, здесь же пишется текст) или апплицированным (рисунки и текст вырезаются  и наклеиваются  на лист бумаги).

Правильно разработанный и оформленный  санитарный бюллетень – эффективное средство пропаганды  медицинских и гигиенических знаний.

II.      Выбор темы 

Санитарный бюллетень должен иметь профилактическую направленность, т.е. содержать информацию не столько о заболеваниях и их лечении, сколько  о профилактике и принципах здорового образа жизни. Лишь в случаях вспышек какого-либо инфекционного заболевания можно подготовить бюллетени о предупреждении распространения инфекции. Таким образом, тематика санитарного бюллетеня должна быть актуальной, в соответствии с задачами, стоящими перед здравоохранением, а также с учетом сезонности и эпидемиологической обстановки на данной конкретной территории.

Содержание, как правило, строится на основе местных материалов и примеров, но иногда авторы санбюллетеня  могут пользоваться  готовыми  текстами из газет, журналов  и т.п.

Если санитарный бюллетень выпускается в рамках   конкурса, то он должен отвечать требованиям «Положение о конкурсе» и быть посвящён только одной теме. Если он выпускается по собственной инициативе, то выбор его темы,  построение и оформление определяет авторский коллектив.

III. Содержание и композиция 

Вся содержательная часть санитарного бюллетеня должна иметь познавательное и воспитательное значение. Следовательно, прежде чем  приступить к его выпуску, необходимо подумать, кому он адресован, кто и где его будет читать.

Санитарный бюллетень состоит из текста и изобразительных элементов, причём текстовая часть преобладает. Возможен санитарный бюллетень, состоящий только из одного текста, но  ни в коем случае – из одного рисунка или иллюстраций с коротким разъясняющим текстом. Это уже не  санитарный бюллетень, а плакат.  Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок,  обычно  4 — 6,  шириной от 12 до 15 см. Каждая статья должна иметь свой цветной подзаголовок и  выделяться абзацами. Если на листе один большой текст, то он обязательно разбивается на фрагменты, каждый из которых должен быть озаглавлен соответственно содержанию. 

Количество текста  всегда следует ограничивать,  избегать  надписей и комментариев,  не несущих информационной нагрузки.  

Содержательная часть санитарного бюллетеня состоит из введения, основной части и заключения. Введение, или передовая статья, вводят  в проблему и объясняют  выбор и актуальность  данной  темы. Введение не  имеет названия  или подзаголовка.

Изложение основной части может быть в виде информации, статьи, рассказа, очерка, интервью, открытого письма, а также  в виде вопросов и ответов, причем  каждый вопрос и каждый ответ должен иметь подпись читателя  и врача (соответственно). Основная   часть  может также состоять  из нескольких сообщений,  информаций или  коротких зарисовок. Каждая из них  должна иметь подзаголовок. В основной  части раскрывается суть проблемы. В текстах можно использовать лозунги, призывы, поговорки, пословицы.

Содержание санбюллетеня не должно провоцировать человека на самолечение, поэтому вопросы клиники подробно не излагаются, а вопросы лечения исключаются полностью. Больному необходимо знать лишь первые признаки заболевания, чтобы он смог обратиться за квалифицированной медицинской помощью. 

 Меры профилактики, рекомендации должны быть изложены четко и конкретно. Заканчиваться  содержание санитарного бюллетеня должно  выводом,  формирующим мотивацию читателя к определенным немедленным действиям  по сохранению своего здоровья.

Так как  санитарный бюллетень не является  систематическим и периодическим изданием, он не может иметь порядковый номер и постоянную редакционную коллегию.

В его правом нижнем углу указываются выходные данные: город, район (село), наименование учреждения, дата выпуска, фамилии, имя и отчество (полностью!) и должности лиц, выпустивших санитарный бюллетень 

IV. Текст 

Текст санитарного бюллетеня  должен быть доходчивым (с учётом интересов и  образовательного уровня читателей) и не слишком пространным, так как это затрудняет его усвоение. Следует избегать длинных, трудночитаемых предложений, а также слэнга и  непонятной медицинской терминологии. 

Такие знаки препинания, как восклицательный знак, многоточие, тире, должны использоваться как можно меньше.

Текст  легче напечатать. Если это невозможно, можно писать  от руки, но обязательно четким, аккуратным почерком и достаточно крупно, чтобы можно было прочесть статьи, расположенные вверху. Писать лучше  черным маркером, а заголовки – цветными  фломастерами или карандашами.

Следует знать, что текст, заключенный в квадрат или круг, привлекает внимание в первую очередь и вызывает больше доверия. 

Текст не должен идти поверх иллюстрации.

V. Художественное оформление 

Изобразительная  часть, которая  иллюстрирует  текстовую и может состоять из рисунков, фотографий, схем,  аппликаций готовых санитарно-просветительных материалов,  занимает в санитарном бюллетене   центральное место.  Изобразительные элементы должны  формировать зрительное пятно, то есть точку, привлекающую к себе взгляд читателя в первую очередь. Однако художественное оформление не должно быть громоздким. Если рисунков или фотографий слишком  много и все они пестрые  и  многоцветные, то внимание читателя рассеивается, ему  трудно сосредоточиться. Оптимальное соотношение изобразительных элементов и текста – примерно 2:3. 

Санитарный бюллетень  выглядит привлекательнее, если он  окантован рамкой.

Необходимо наличие смысловой связи между текстом и изображением. Рисунок может быть один или несколько, но один из них, основной, должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Иллюстрации просто для украшения  в санитарном бюллетене не нужны.

Санитарный бюллетень – это единство текста и рисунка: они должны пояснять, дополнять  друг друга, но не дублировать. Например, в санитарном бюллетене, посвящённом профилактике табакокурения, можно нарисовать контур  человека — с точками, обозначающими расположение органов, поражаемых  табачным дымом. А в самом тексте об этом ничего не писать. 

Изобразительная часть  вместе с текстовой не должны перегружать санитарный бюллетень, он  должен «дышать», т.е. должно оставаться свободное пространство, иначе  текст  будет трудно читаться.  Заполнять свободные зоны   эмблемой Красного Креста, чашей со змеей,  различными логотипами,  смайликами  и т.п. не рекомендуется. В то же время нельзя допускать, чтобы в санитарном бюллетене оставалось слишком много пустого пространства – нужна разумная мера его заполнения.  Все элементы композиции следует размещать так, чтобы выделить смысловой центр и создать ощущение уравновешенности и гармонии.

VI. Название 

Чтобы санитарный бюллетень привлекал внимание, название лучше подобрать короткое, яркое,   интригующее и не запугивающее. Оно должно выделяться крупным шрифтом и отражать   его  содержание. Желательно при этом  не использовать название заболеваний. Например, вместо  скучного «Профилактика дизентерии» лучше  написать  «Болезнь грязных рук»,  вместо «Профилактика алкоголизма» написать  «Привычка, уносящая здоровье», а вместо «Профилактика глазного травматизма» можно дать название «Твои глаза» или «Береги глаз, как алмаз» и т.д.

Слово «санитарный бюллетень» большими  буквами на газете не  пишется. Его пишут обычно мелким шрифтом  в правом нижнем углу газеты, где указываются выходные данные (например: «Санитарный бюллетень  разработан врачами инфекционного отделения детской больницы г. Вологды  (ФИО)  20.05.10. г.»).

VII.  Экспозиция 

Разрабатывая санитарный бюллетень,  следует четко представлять себе не только целевую аудиторию, но и то, где  и как  он будет расположен. 

Санитарный бюллетень  должен быть размещен в людном и хорошо освещенном месте, на удобном для чтения уровне.  Вопрос, через какое время бюллетень надо заменить новым, определяется в каждом конкретном учреждении. Там, где бюллетень читает так называемый постоянный контингент (например, школьники, больные, находящиеся в стационаре длительное время), обновлять следует чаще, чем в учреждениях, где контингент часто меняется (например, в поликлинике). Стандартный срок экспозиции – не более 2-х недель, затем его следует  снять и поменять на другой. Вывешивать его заново рекомендуется не раньше, чем через 2-3 месяца. 

Периодичность выпусков тоже определяется индивидуально; оптимальным является выпуск санитарного бюллетеня не реже 1–2 раз в квартал.

Издается и вывешивается санитарный бюллетень в тех учреждениях, организациях и предприятиях, где необходимо усилить тематическую пропаганду. Например, при высокой заболеваемости артериальной гипертонией  можно издать санитарный бюллетень «Болезнь, которую можно контролировать».

Санитарные бюллетени, посвящённые профилактике простудных заболеваний или острых кишечных инфекций, нужно вывешивать накануне подъема  заболеваемости, с учётом сезонности.

Многие санитарные бюллетени сейчас оформляются  типографским способом, что позволяет им соответствовать современным требованиям дизайна. Однако когда необходимо мгновенно отреагировать на экстренную ситуацию (вспышка заболевания или угроза его возникновения и т.п.),  обновить текстовую часть содержания, а также когда нет  возможности выпустить его в полиграфическом исполнении – в этих условиях   грамотно составленные «самиздатовские»  санитарные бюллетени незаменимы.

Рекомендации составлены на основе Интернет-сайтов:

Правотека.ру

www.feldsherstvo.ru

Требования к санитарному бюллетеню

Требования к
названию
.
Чтобы бюллетень привлекал внимание,
название его должно быть крупным, метким
и ярко выделяться. Например, вместо
скучного названия — «Профилактика
глазного травматизма» можно дать
название «Твои глаза» или «Береги
глаз как алмаз» и т.д. Термин «Санитарный
бюллетень» не пишется, порядковый
номер не ставится.

Требования к
тексту.
 Текст
санбюллетеня должен быть написан
доступным языком. Он состоит из введения,
основной части и заключения. Введение
знакомит читателя с проблемой, основная
часть раскрывает её суть. Если текст
один, то он обязательно разбивается на
фрагменты, каждый из которых должен
быть озаглавлен соответственно
содержанию. Заключение может состоять
из вопросов и ответов или просто выводов
автора. Текст заканчивается лозунгом,
призывом, вытекающим из темы. Человек
должен приглашаться к немедленному
действию. Латинские и сленговые термины
использовать не рекомендуется. Язык
статей должен быть лаконичен, нужно
избегать длинных трудночитаемых
предложений, непонятной медицинской
терминологии. Изложение может быть в
виде рассказа, очерка, интервью, открытого
письма.

Требования к
содержанию.
 Каждый
санитарный бюллетень должен иметь
профилактическую направленность. Меры
профилактики должны быть изложены четко
и конкретно. Клинические вопросы подробно
не излагаются, вопросы лечения исключаются,
так как это наталкивает на мысль о
самолечении. Больному необходимо знать
лишь первые признаки заболевания, чтобы
он смог обратиться за квалифицированной
медицинской помощью. Из содержаниядолжна
быть понятна польза предлагаемой
информации.

Требования к
оформлению.
 Важно
помнить, что текст, заключенный в квадрат
или круг, вызывает больше доверия. Он
обычно делится на 4 — 6 столбцов шириной
12 — 14 см. В бюллетене должны быть выделены
абзацы, а знаки препинания (восклицательный
знак, многоточие, тире и т.д.) лучше
использовать как можно реже. В правом
углу бюллетеня указывают фамилию, имя,
отчество ответственных за выпуск и
дату. Размеры бюллетеня обычно составляют
90 х 60 см. Каждая статья имеет свой цветной
подзаголовок. Санбюллетень должен
«дышать», т.е. в нем должно быть
свободное пространство. Никаких «крестов»
и «змей» не используют, то есть эмблему
не ставят.

Требования к
изобразительной части.
 Изобразительная
часть вместе с текстовой не должны
перегружать бюллетень, но и не должно
оставаться свободного места, иначе он
будет трудно читаться. Нужна разумная
мера заполнения санбюллетеня. Лучше
использовать одну впечатляющую
иллюстрацию, чем несколько мелких.

Требования к
экспозиции.
 Санбюллетень
должен вывешиваться на видном месте
(стенде) так, чтобы его было удобно
читать. Ни в коем случае нельзя наклеивать
бюллетень просто на стену. Вопрос, через
какое время бюллетень нужно заменить
новым, определяется в каждом конкретном
заведении. Там, где бюллетень читает
постоянный контингент (например,
школьники, больные, находящиеся в
стационаре длительное время), обновлять
следует чаще, чем в учреждениях, где
контингент часто меняется (например, в
поликлинике). Рекомендуемый срок
экспозиции — не более двух недель.
Вывешивать его повторно рекомендуется
не раньше, чем через два-три месяца или
накануне подъема сезонной заболеваемости.

Правильно
разработанный и оформленный санитарный
бюллетень — источник медицинских знаний
по профилактике болезней и формированию
здорового образа жизни!

Пример:

Критерии
оценки:

«5»
— Бюллетень полностью раскрыл проблему,
оформлен согласно требованию.

«4»
— Бюллетень полностью раскрыл проблему,
оформлен с небольшими нарушениями

«3»
— Бюллетень не полностью раскрыл
проблему, оформлен с небольшими
нарушениями

«2»
— Бюллетень не раскрыл проблему,
оформлен с нарушениями.

Самостоятельная
работа № 7

10 часов

Задание:

Подготовить
обучающие альбомы по темам:

  1. «Положения
    пациента, придаваемые пациенту для
    профилактики пролежней»

  2. «Оценка
    функционального состояния пациентов»

  3. «Катетеризация
    мочевого пузыря»

  4. «Терминальные
    состояния».

Создание
обучающих альбомов относится к
изобразительным видам искусства. Можем
назвать ее книжная иллюстрация.

Ориентация
страницы — книжная или альбомная.

Работа
должна быть выполнена с использованием
компьютера и принтера на одной стороне
бумаги формата А4.

Цвет
шрифта должен быть черным или цветным,
шрифт и размер выбирается индивидуально.

Книжная
иллюстрация не просто часть творческого
потенциала студента, средство для
передачи знаний, она является частью
учебной деятельности.

При
создании альбома обращают внимание на
оформление и иллюстрации. К оформлению
альбома относят ее декоративный наряд,
ее украшения, рисованные шрифтовые
элементы, композиционное построение
текстового набора и т.д. Иллюстрирование
альбома решает задачи образного раскрытия
литературного текста при помощи рисунков.

Значение
иллюстраций в альбоме -осветить, сделать
наглядным то, о чем рассказывается
в теме занятия – выявить проблемы,
алгоритмы действия, а также общую идею,
которая побудила студента на создание
обучающего альбома.

Дополняющая
функция иллюстраций связана с возможностью
изображения расширить понимание текста,
показать часть в границах целого или,
наоборот, представить целое составляющими
частями. Кроме того, иллюстрации
способствуют формированию у студента
дополнительных знаний, которые расширяют
возможности воздействия альбома на
эмоциональную сферу личности.

Все
элементы альбома — и расположенные
внутри и внешние — создают целостное
впечатление о теме.

Студент
определяет размеры (формат) альбома,
особенности шрифта, размещение набора
(текста), разнообразного иллюстративного
материала. Но особенно велика роль
студента, когда он выполняет элементы
внешнего оформления (суперобложку,
переплет или обложку), форзац и различные
элементы оформления внутри (авантитул,
титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).

Иллюстрация
— рисунок, образно раскрывающий текст,
подчиненный содержанию занятия,
одновременно украшающий альбом, обогащая
ее декоративный строй.

Специфическая
особенность графики — преобладание
рисунка над другими средствами
выразительности. Рисунок — это освоение
предмета со стороны его коренных свойств
и основных черт, существующих в предмете
при всех изменениях его видимости.
Рисунок — это контур, то есть граница
фигуры и предметов, изображенных на
картине. Основное качество рисунка —
выразительность в передаче формы,
объема, конструкции предмета, строения
человеческий фигуры, ее движения, позы,
жестов, мимики, пропорций, характерных
и индивидуальных особенностей. Рисунок
может быть изящным, тонким, тяжелым,
грубым, может быть подробным или
обобщенным, уравновешенным или свободным,
но всегда выразительным. Основное
выразительное средство в рисунке — это
линия. Применяются также штрихи, точки,
пятна. Это зависит от характера образов.

Задача
студента в альбоме выразить и раскрыть
тему или манипуляцию, и оставить знания
и понимание задачи.

Критерии
оценки:

«5»
— Альбом соответствует теме, аккуратная
и творческая работа

«4»
— Альбом соответствует теме, неаккуратная
работа.

«3»
— Альбом не полностью раскрывает тему
, неаккуратная работа.

«2»
— Альбом не раскрывает тему, нет логической
связки, неаккуратная работа.

Самостоятельная
работа № 8

9 часов

Задача:
Составить
сестринскую карту по проблеме
«опрелости», пролежни.

Сестринский
процесс
 —
план действий медицинской
сестры
,
который учитывает потребность пациента
и состоит из пяти этапов.

5 этапов сестринского
процесса:

1. Сестринское
обследование пациента
,
определение состояния здоровья пациента.

2. Постановка
диагноза (сестринский
диагноз
 или
сестринское диагностирование).

3. Планирование
сестринского ухода.

4. Реализация
сестринского плана.

5. Оценки качества
и эффективности действий медицинской
сестры.

В России и США
выделяют пять этапов сестринского
процесса, в Европе — четыре, так как
первый и второй этапы объединены.

Пример
решения:

Пациент
К., 43 лет находится на лечении в
урологическом отделении. Три дня назад
ему была произведена операция. Пациент
находится на постельном режиме. За это
время у него не было стула, и поэтому он
беспокоится о своём состоянии. Медсестра
получила назначение врача сделать
пациенту клизму.

Приоритетный
диагноз: запор у пациента после операции

Краткосрочная
цель: пациент опорожнит кишечник утром
следующего дня.

Долгосрочная
цель: через неделю пациент продемонстрирует
знания о ра­циональном питании при
запорах.

План
сестринского вмешательства:

  1. Медсестра
    расскажет пациенту о предстоящей
    манипуляции, о том, что
    после постановки
    клизмы он сможет уснуть, а утром, когда
    появятся
    позывы к дефекации, сообщит
    об этом мс.

  2. Вечером
    перед сном мс поставит пациенту масляную
    клизму в соот­ветствии со стандартом
    деятельности.

  3. Мс
    проветрит палату

  4. Утром
    мс подаст судно пациенту при появлении
    позывов на дефекацию.

  5. После
    дефекации мс подмоет пациента.

  6. Мс
    будет беседовать с пациентом, ежедневно
    по 10 минут, о рацио­нальном питании
    при запорах

7. Мс
поможет пациенту составить примерное
меню диеты при запорах.
В результате
проведённых мероприятий утром следующего
дня пациент опорожнил кишечник. Через
неделю пациент продемонстрировал знания
о рациональном питании при запорах.

Задание:

Заполнить
карту сестринского процесса, осуществить
V
этап сестринского процесса

Эталон
ответа:

Проблема

Цель

План

Реализация

Оценка

запор у

пациента

после

операции

Краткосрочная :

пациент опорожнит

кишечник утром следующего
дня

Долгосрочная:

через неделю пациент

продемонстрирует

знания о рациональном
питании при запорах

1 . медсестра расскажет
пациенту о предстоящей манипуляции,
что после постановки клизмы он сможет
уснуть, а утром, когда появятся позывы
к дефекации, сообщит об этом мс

2. вечером перед сном мс
поставит пациенту

масляную клизму в
соответствии со стандартом деятельности

3. мс проветрит палату

4. утром мс подаст судно
пациенту при появлении позывов на
дефекацию

5. после дефекации мс
подмоет пациента

6. мс будет беседовать с
пациентом, ежедневно по 10 минут, о
рациональном питании при запорах

7. мс поможет пациенту
составить примерное

меню диеты при запорах.

Медсестра провела
мероприятия согласно

плану ухода в

полном объёме

Утром следующего

дня пациент опорожнил
кишечник.

Через неделю пациент
продемонстрировал знания о рациональном
питании.

Цель достигнута.

Дата

Подпись мс

Критерии оценки:

«5»
— Поставлен правильный сестринский
диагноз, поставлена цель и планирование
ухода, результат положительный.

«4»
— Поставлен правильный сестринский
диагноз, поставлена цель и недочеты в
планировании ухода, результат
положительный.

«3»
— Поставлен правильный сестринский
диагноз, не поставлена цель и не грамотное
планирование ухода, результат
отрицательный.

«2»
— Поставлен не правильный сестринский
диагноз, не поставлена цель и планирование
ухода, результат отрицательный.

Приложение 4

Литература:

Основные источники:

  1. С.А. Мухина, И.И.
    Тарновская. Практическое руководство
    к предмету «Основы сестринского дела»:
    учеб. пос. – 2-е изд., испр. и доп.- М.:
    ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 512 с.: ил.

  2. Основы сестринского
    дела: учебное пособие, /Под общей
    редакцией проф. С.И. Двойникова. – М.:
    АНМИ, 2010. – 577с.

  1. Т.П. Обуховец, Т.А.
    Склярова, О.В. Чернова под редакцией
    Б.В. Карабухина Основы сестринского
    дела – Изд. 12, — доп. и перераб. — Ростов-н/Д:
    — Феникс, 2011г.- 553с.

Дополнительные
источники:

  1. Абрамова И.М.
    Комментарии к методическим указаниям
    по дезинфекции, предстерилизационной
    очистке и стерилизации изделий
    медицинского назначения. Справочник
    фельдшера и акушера, 2003 №№ 4,5,6. стр.
    62-87

  2. Акимкин В.Г.
    Санитарно-эпидемиологические требования
    к организации сбора, обеззараживания
    временного хранения и удаления отходов
    в лечебно-профилактических учреждениях.
    Методическое пособие Москва: Издательство
    РАМН, 2004 – 342с.

  3. И.В. Островская,
    Н.В. Широкова – М.-2008г. Основы сестринского
    дела — Учебник: ГЭОТАР – Медиа, 2008. —
    320с.

  4. Инфекционный
    контроль в ЛПУ: Уч. пособие — Л.И. Кулешова,
    Е.В. Пустоветова, Л.А. Рубашкина -3 изд.
    – переработ. и доп. Ростов – н/Д, — Феникс,
    2006 – 317с.

  5. Л.Г. Калигина, В.П.
    Смирнова. Основы сестринского дела:
    руководство по медицинским манипуляциям.-
    ФГОУ «ВУНМЦ» Росздрава, 2006 – 432с.

  6. Манипуляции в
    с/деле под общей редакцией А.Г. Чижа, —
    Ростов н/Д: Феникс, 2008-318с.

  7. Манипуляции в
    с/деле под общей редакцией А.Г. Чижа, —
    Ростов н/Д: Феникс, 2008-318с.

  8. Н.В. Туркина, А.Б.
    Филенко. Общий уход за больными: Учебник.
    – М.: Товарищество научных изданий КМК,
    2007. – 550с.

  9. Основы сестринского
    дела. Методические рекомендации для
    студентов, ч.1, 2, 3. Издание переработанное
    и дополненное. Казань КМК 2010. – 213с.

  10. Пастернак А.В.
    Очерки по истории общин сестёр милосердия.
    – М.: Свято — Дмитриевское училище сестёр
    милосердия, 2001.

  11. Периодические
    издания – журналы «Сестринское дело»,
    «Медицинская сестра», «Главная
    медицинская сестра».

  12. Н.А. Семина, Е.П.
    Ковалева, В.Г.Акимкин, Е.П.Селькова, И.А.
    Храпунова «Профилактика внутрибольничного
    инфицирования медицинских работников»
    Практическое руководство Москва
    Издательство РАМН 2006г.

  13. Сестринский
    процесс: Учеб. пособие: Пер. с англ. ∕Под
    общ. ред. Проф. Г.М. Перфильевой. – М.:
    ГЭОТАР-МЕД, 2001.

  14. Ситуационное
    обучение в сестринском деле: Учеб. пос.
    ∕ Под общ. ред. С.И. Двойникова, С.В.
    Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.

  15. Хетагурова А.К.
    «Проблемы этики и деонтологии в работе
    медицинской сестры» Приложение к
    журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г.

  16. Шпирина А.И.,
    Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский
    процесс, универсальные потребности
    человека в здоровье и болезни ∕Уч.
    Пособие для преподавателей и студентов.
    М.; ВУНМЦ 2002.

  17. Ярцева Т.Н., Плешкан
    Р.Н., Собчук Е.К. Сестринское дело в
    терапии с курсом первичной медицинской
    помощи: – 4.I. – М.: АНМИ, 2005.

Нормативные
документы:

1. Федеральный
закон от 30.03.1999 № 52–ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» (принят ГД ФС РФ 12.03 1999).

2. Федеральный
закон от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 28.09.2010)
«Основы законодательства РФ об охране
здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993).

3. Приказ
Министерства Здравоохранения СССР от
23.03.1976 № 288 «Об утверждении инструкции
о санитарно-противоэпидемическом режиме
больниц и о порядке осуществления
органами и учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы
государственного санитарного надзора
за санитарным состоянием
лечебно-профилактических учреждений».

4. Приказ
Министерства Здравоохранения СССР от
31.07.1978 № 720 «Об улучшении медицинской
помощи больным с гнойными хирургическими
заболеваниями и усилении мероприятий
по борьбе с внутрибольничной инфекцией».

5. Приказ
Министерства Здравоохранения СССР от
10.06.1985 № 770 «О введении в действие
отраслевого стандарта ОСТ 42–21–2–85
«Стерилизация и дезинфекция изделий
медицинского назначения. Методы, средства
и режимы».

6. Приказ
Министерства Здравоохранения СССР от
03.09.1991 № 254 «О развитии дезинфекционного
дела в стране».

7. Приказ
Министерства Здравоохранения РФ от
26.11.1997 № 345 (ред. от 24.11.1998 № 338, от 05.05.2000
№ 149) «О совершенствовании мероприятий
по профилактике внутрибольничных
инфекций в акушерских стационарах».

8. Приказ
Министерства Здравоохранения РФ от
05.08.2003 № 330 (ред. от 10.01.2006 № 2, от 26.04.2006 №
316) «О мерах по совершенствованию
лечебного питания в лечебно-профилактических
учреждениях Российской Федерации».

9. Постановление
Главного государственного санитарного
врача РФ от 22.01.1999 № 2 «Об утверждении
СанПиН 2.1.7. 728-99 «Правила сбора, хранения
и удаления отходов лечебно-профилактических
учреждений».

10. Постановление
Главного государственного санитарного
врача РФ от 18 мая 2010 года № 58 «Об
утверждении СанПиН 2.1.3. 2630-10
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям, осуществляющим медицинскую
деятельность».

Интернет-ресурсы:

1. http://www.consultant.ru/-
нормативные документы.

2. www.med-pravo.ru
– нормативные документы.

3. http://fcior.edu.ru.

4. http://dezsredstva.ru/
— методические указания к дезинфицирующим
средствам, нормативные документы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

17.10.2019

Санитарный бюллетень: как оформить

В обязанность всех медицинских работников поликлиник и центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, общества Красного Креста входит санитарное просвещение населения в вопросах сохранности здоровья, его профилактики, формирования здорового образа жизни. Существует много методов и просветительных средств, применяемых в этой деятельности. Один из них — санитарный бюллетень. Что собой представляет.

            Характеристика и основные требования

 Санбюллетень − непериодическое информационное печатное издание с небольшим за объемом текстом, посвященное медицинской теме. Размещается на стене в форме газеты в целях  рекламы, пропаганды грамотного отношения к своему здоровью. Он может разрабатываться по образцу и быть оригинальным. Его размещение регламентируется Федеральным законом «О рекламе». В издании могут освещаться темы гигиены, паразитарных, инфекционных заболеваний и т.д.

Существуют определенные требования и правила его оформления:

  • Название. Слово «Санитарный бюллетень» не пишется. Медицинский плакат должен привлекать внимание, чтобы люди его читали, поэтому заголовок нужно  составлять оригинально и выделять крупным шрифтом. Например,  вместо скучного названия «Профилактика стоматологических заболеваний»  можно  написать «Гигиена полости рта», «Ее величество зубная щетка», «Как сохранить зубы белыми».

  • Текст  пишется доступным литературным языком  без употребления  сложной медицинской терминологии на латыни. В тексте должно быть вступление, основная и заключительная часть. Во введении читателя знакомят с поднимаемой проблемой, а в основной части поэтапно раскрывается её суть.  В заключение  можно излагать  выводы автора, вопросы и ответы, призыв к действию. Нельзя давать советы по лечению заболеваний.

  • Содержание медицинского стенда должно иметь информационную и  профилактическую направленность. Четко и конкретно излагаются первые признаки заболевания, ознакомившись с которыми, читатель смог бы обратиться  к врачу.

  • Оформление. Текст размещается в нескольких столбцах,  заключенных, например в квадрат. Выделяются абзацы, употребляются цветные подзаголовки, все знаки препинания.Текстовку можно иллюстрировать одним или двумя рисунками, схемами, фотографиями, что дополняют содержание. Подготовленный материал должен иметь авторство: внизу текста, в правом углу указывается ФИО человека, который его подготовил и ставится дата мелким шрифтом.

            В больницах, клиниках, детских учреждениях, на  предприятиях всегда найдется  ответственный сотрудник, который выпустит этот санитарный документ для   предупреждения болезни  и формирования санитарной культуры. Но, не всегда, даже придерживаясь вышеперечисленных правил, можно это сделать качественно. Лучше просто приобрести медицинские плакаты, комплекты плакатов. Где можно это сделать.

Интернет магазин  — выгодное место покупки

Можно заказать любое количество  первоклассных медицинских пособий с хорошей прорисовкой и широкоформатной печатью на глянцевой основе недорого в интернет магазине  medplakaty.ru.

Доставка во все регионы России.

Что такое санбюллетень? Как оформить санбюллетень?

  • Печать
  • E-mail

Санбюллетень (санитарный бюллетень) — это один из способов санитарного просвещения населения, применяемый учреждениями здравоохранения в рамках гигиенического обучения и воспитания населения и с целью его привлечения к активному участию в охране собственного здоровья.

Как оформить санбюллетень?

Перед началом работы Вы должны определиться в трех вопросах:

  1. где и в каком формате вы разместите санбюллетень?
  2. определиться с темой санбюллетеня;
  3. точно представлять себе на какой круг населения рассчитан ваш санбюллетень.

Санитарный бюллетень должен содержать текст и рисунки (фотографии), которые должны дополнять друг друга. Рисунки не служат украшением санбюллетеня, они должны дополнять и наглядно пояснять текст.

Определенных требований к оформлению санитарного бюллетеня нет. Главное, чтобы он был медицинской тематики и направлен не на лечение определенной болезни, а на профилактику и предупреждение этого заболевания у населения. По стилю оформления приветствуются оригинальные санбюллетени, ведь именно оригинальность и вызывает больший интерес у читателя.

Тем не менее для правильно оформления санитарного бюллетеня воспользуйтесь нашими советами:

  • Название. Для большего привлечения внимание название должно быть крупным и ярким. Избегайте в названии медицинской терминологии. Например, вместо «Профилактика гастрита у детей» напишите «Чтоб животик не болел..». Само слово «Санбюллетень» можно не писать.
  • Текст санбюллетеня надо писать доступным и понятным языком. Он должен состоят из введения, основной части и заключения. Введение познакомит читателя с описываемой проблемой, основная часть раскроет её суть. Текст необходимо разбивать на фрагменты и каждый фрагмент должен содержать свой подзаголовок. Заключение можно построить по принципу вопрос-ответ или просто сделать выводы автора. Текст желательно закончить лозунгом или призывом, вытекающим из темы. Латинские и сленговые термины в статье использовать не советую.
  • Содержание. Так как санитарный бюллетень имеет профилактическую направленность, то меры профилактики необходимо изложить четко и конкретно. Клиника заболевания подробно не излагается, вопросы лечения не затрагивать, потому что это приводит к самолечению. До читателя необходимо донести лишь первые признаки заболевания, чтобы он смог вовремя обратиться за мед.помощью.
  • Оформление. Знайте, что текст, помещенный в круг или квадрат, вызывает большее доверие. Текст следует делить на 4 — 6 столбцов шириной 10 — 15 см. Выделяйте абзацы, а знаки препинания (! : — …) лучше использовать как можно реже. В нижнем правом углу бюллетеня пишется ФИО ответственного за выпуск и дата. Размеры бюллетеня как правило формата А1 или А2. Каждый блок текста должен иметь свой подзаголовок (желательно в цвете). Бюллетень должен как бы «дышать», не загромождайте его текстов и картинками — в нем должно оставаться свободное пространство. Не используйте медицинскую символику, например, крест или змею с чашей.
  • Рисунки и картинки. Повторимся — не перегружайте санбюллетень, и при этом же не оставляйте много свободного места. Иначе такой санбюллетень будет трудно читаемым. Задумайтесь — м.б. лучше разместить одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько маленьких рисунков.
  • Где и сколько должен висеть санбюллетень? Санбюллетень должен вывешиваться на хорошо освещенном самом видном месте (предпочтительно стенде) таким образом, чтобы его было удобно читать. При этом люди читающие ваш санбюллетень не должны мешать движению других людей. Санбюллетень стоит вывешивать на срок от 2 до 4 недель. Повторно его стоит разместить примерно через 2-3 месяца или перед сезонной заболеваемостью.

Ну вот и всё. Также вы можете посмотреть видео — как сделать санбюллетень на компьютере. Удачи вам в создании собственного санбюллетеня.

Подсказка

Раздел FAQ предназначен для тех, кто хочет сам попробовать изготовить санбюллетень. Надеемся, что наши статьи помогут вам сделать первые шаги. Желаем вам успехов в этом начинании. :)

Магазин не рабатает, заказы не принимаются. Купить электронные версии можно здесь https://sanbyulleten.ru/glavnaya-magazina.html

Новости


СТЕНГАЗЕТА

ü Делается, в основном, на листе формата А1.

ü Обычно посвящается праздникам или текущим
событиям.

ü Сочетает самодеятельность в живописи, поэзии и
искусстве составления поздравительных текстов. 

Картинки по запросу что такое стенгазета  
                     Похожее изображение

Санитарный бюллетень

Основные правила выпуска санитарных бюллетеней

Санитарный
бюллетень — это единство текста и рисунка; они должны дополнять друг друга,
пояснять

Требования к санитарному
бюллетеню

·        
Требования к названию. Чтобы бюллетень
привлекал внимание, название его должно быть крупным, метким и ярко выделяться.
Например, вместо скучного названия — «Профилактика глазного
травматизма» можно дать название «Твои глаза» или «Береги
глаз как алмаз» и т.д. Термин «Санитарный бюллетень» не пишется,
порядковый номер не ставится.

·        
Требования к тексту. Текст
санбюллетеня должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения,
основной части и заключения. Введение знакомит читателя с проблемой, основная
часть раскрывает её суть. Если текст один, то он обязательно разбивается на
фрагменты, каждый из которых должен быть озаглавлен соответственно содержанию.
Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Текст
заканчивается лозунгом
, призывом, вытекающим из темы. Человек должен
приглашаться к немедленному действию. Латинские и сленговые термины
использовать не рекомендуется.

·        
Требования к содержанию. Каждый санитарный
бюллетень должен иметь профилактическую направленность. Меры профилактики
должны быть изложены четко и конкретно. Клинические вопросы подробно не
излагаются, вопросы лечения исключаются, так как это наталкивает на мысль о
самолечении. Больному необходимо знать лишь первые признаки заболевания, чтобы
он смог обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Из содержания должна
быть понятна польза предлагаемой информации.

·        
Требования к оформлению. Важно помнить,
что текст, заключенный в квадрат или круг, вызывает больше
доверия. Он обычно делится на 4 — 6 столбцов шириной 12 — 14 см. В бюллетене
должны быть выделены абзацы, а знаки препинания (восклицательный знак, многоточие,
тире и т.д.) лучше использовать как можно реже. В правом углу бюллетеня
указывают фамилию, имя, отчество ответственных за выпуск и дату. Размеры
бюллетеня обычно составляют 90 х 60 см. Каждая статья имеет свой цветной
подзаголовок. Санбюллетень должен «дышать», т.е. в нем должно быть
свободное пространство. Никаких «крестов» и «змей» не используют, то есть
эмблему не ставят.

·        
Требования к изобразительной части. Изобразительная
часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно
оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная
мера заполнения санбюллетеня. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию,
чем несколько мелких.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти внутренние проблемы
  • Как у беременных найти туберкулез
  • Как найти корень многочлена онлайн
  • Как найти синонимы к слову рыба
  • Как найти кино дракон