Как составить сборник научных статей

Оформление сборника научных статей требуется при формировании библиографического списка для серьезной и крупной работы, так как такие источники обычно используются при подготовке научного исследования в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы. Библиографическое описание статьи из сборника схоже с правилами описания журнальной статьи.

Оформить список литературы ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Оформление статьиз из сборника в списке литературы

Правила оформления списка литературы статьи из сборника

Статьи из сборников в списке литературы имеют ряд особенностей в оформлении. Так оформление сборника статей заключается в описании следующих его библиографических элементов:

— автор статьи;
— заголовок статьи;
— название сборника;
— год издания;
— номер (том, выпуск и т.п.);
— страницы, на которых расположена статья.

Оформить список литературы ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Оформление статьи из сборника в списке литературы

Для того, чтобы понять, как писать библиографическое описание статьи из сборника, посмотрите на пример оформления:

— Былинкина В.С., Морозова Ю.В. Залог и залоговый механизм в контексте банковского управления // Банковская система России и современные особенности ее функционирования: сб. научных трудов; отв. редактор Е.А. Гришина. — Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. — С. 13-18.

Вот еще пример оформления статей из сборников:

— Иевлева Н.В. Управление оборотными активами промышленного предприятия в современных условиях: сб. ст. / Н.В. Иевлева, О.В. Искандирова, А.В. Медведева. — Волгоград: ВолГТУ, 2017. — С. 61-63.
— Москалева Е.О. Роль денежных потоков в жизнедеятельности корпораций / Е.О. Москалева // Перспективы финансовой деятельности современных компаний в цифре: сб. ст. — М.: КноРус, 2018. — С. 196-201.
— Седых А.А. Денежные потоки в условиях риска: сб. ст. / А.А. Седых // Экономика и управление: сб. научн. трудов. — СПб.: СПбГЭУ, 2018. — С. 103-108.
— Смирнов Р.К. Категория «экономический человек» как способ изучения экономического аспекта деятельности человека // Экономика и управление: теория и практика: сб. статей / Гл. ред. Э.Н. Рябинина. — Чебоксары, 2018. — С. 30-33.
— Степанова Ю.А. Влияние дебиторской задолженности на регулирование денежного потока предприятия / Ю.А. Степанова, Т.М. Сизова // Сборник научных статей кафедры финансового менеджмента и аудита Университета ИТМО: сб. ст. — СПб.: Инфо-да, 2016. — С. 153-157.

Оформить список литературы ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Список литературы, статья из сборника конференций

Оформление статьи из сборника в списке литературы, независимо от того, в соответствии с каким мероприятием данный сборник был издан (в том числе может быть и конференция), оформляется с условием перечисленных ранее условий. Еще один пример оформления статьи из сборника статей в списке литературы приведен ниже:

— Силуянова, И.В. Концептуальные основы современного российского законодательства в области здравоохранения [Текст] / И.В. Силуянова // Философские проблемы биологии и медицины: сб. статей. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова. — М.: ООО «Навигатор», 2015. — С. 23-27.

Таким образом, я показал, как оформляется сборник статей в списке литературы, на наглядных примерах (в данном случае применялись 2 ГОСТа — 2003 и 2008 гг.) были представлены правила библиографического описания статей, публикуемых в сборниках.

«Научная работа есть творческая работа, а современная научная работа есть к тому же и коллективная творческая работа. Всякий художник, чтобы творить с энтузиазмом, должен чувствовать, что его работу признают и понимают».

П. Л. Капица. Письма о науке.

Предмет научного издания

Научные исследования, будучи творческой работой учёных, с одной стороны, опираются на ранее накопленную научную информацию, а с другой, – сами являются интеллектуальной технологией создания новой научной информации и знаний, важнейшим средством фиксирования которых являются издания научной литературы. Благодаря научным изданиям результаты исследовательского труда включаются в научно-информационный поток и через систему научных коммуникаций становятся достоянием учёных и специалистов.

В широком смысле предметом содержания научного издания является в целом наука как форма общественного сознания и как сфера человеческой деятельности по изучению предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей. К научным результатам, составляющим предмет содержания научного издания, относят научные факты, установленные путём теоретических и/или экспериментальных обоснований и доказательств. Предмет содержания включает также факты, которые характеризуют направление исследования. Это – научная проблема или научная задача, цель исследования, выдвинутые гипотезы и идеи, выбранные подходы и методы, характер и содержание исходной информации (например, архивные материалы, результаты экспертных оценок и т. п.), условия, для которых полученные результаты являются достоверными.

Одна из важнейших функций научного издания – закрепление результатов научного познания. Пока результаты научной работы не оформлены документально, она не признается завершённой. Основным средством для фиксирования результатов научного исследования является научный отчёт, который может быть опубликован либо в виде научных монографий, либо в виде научных статей для научных сборников или научных журналов.

Научная книга является эффективным способом взаимного информирования и общения учёных. Научно-коммуникационные процессы в современной науке имеют глобальный масштаб. Развитие науки обусловливает содержание и объем научной информации, включаемой в информационно-коммуникативный процесс, что способствует расширению и углублению научно-познавательной деятельности и новому росту науки в целом. Хорошо организованная и постоянно проводимая работа по распространению информации необходима для решения ряда задач:

  1. привлечения внимания и возбуждения интереса к ходу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  2. доведения результатов исследований и разработок до заинтересованных научных работников и специалистов;
  3. рекламы результатов и стимулирования их реализации и внедрения;
  4. апробации результатов;
  5. закрепления приоритета.

Научная книга издавна выполняет функцию закрепления приоритета в науке. Причём если в прошлом она не могла это делать достаточно оперативно, то в настоящее время по оперативности её редакционно-издательской подготовки и выпуска сравнивается с журналом, что достигается благодаря применению новых информационных технологий. К функциям научной книги следует отнести также апробацию и практическую реализацию результатов научных исследований.

В научном произведении как элементе научной коммуникации должны находить наиболее полное отражение предмет, цель и задачи научного исследования (познания), его характер, метод и результат.

В научном произведении, как ни в каком другом, используются все известные средства отображения содержания – текст, формулы, таблицы, иллюстрации; используются элементы всех литературных жанров – информационного, аналитического, художественно-публицистического. При всем стремлении оставаться объективным учёным исследователь так или иначе выражает своё отношение к предмету и ходу исследования, он не бывает бесстрастным в оценках работ, принадлежащих другим авторам, и равнодушным к своим результатам.

Экспрессивность как выразительная сила высказывания может находить своё проявление в использовании соответствующих языковых средств или их определённой организации, а также в оценках. В произведении могут иметь место как эмоциональные и экспрессивно-оценочные моменты, так и личные пристрастия автора, но главное, чтобы это было в рамках морали и этики. При всём при этом в научном произведении должно соблюдаться и основное требование – доказательность и объективность всех суждений и оценок как основа достоверности научного результата.

К настоящему времени сформировался определённый видовой ряд научных изданий. Согласно стандарту, книжное научное издание может быть монографическим или сборником, что определяется составом (количеством произведений) основного текста. По характеру информации выделяют: монографию; автореферат диссертации; тезисы докладов (сообщений) научной конференции (съезда, симпозиума); материалы конференции (съезда, симпозиума); сборник научных трудов.

Монография

По определению, монография – это научное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы, выполненное одним или несколькими авторами.

Монография относится к одному из наиболее авторитетных жанров научных произведений. Она представляет собой научное сочинение, которое полно и всесторонне исследует и отражает научную проблему, задачу, вопрос, предмет как некоторое целостное, системное образование. В монографии фиксируются научно-информационные предпосылки научного исследования, его ход и результаты. Её жанр позволяет реализовать и систематизированно представить все известные современной науке формы научного знания.

По своему содержанию монография является фундаментальным научным трудом, в котором на основе всестороннего анализа и широких сообщений предшествующих научных работ и крупных новых исследований излагаются достижения в разработке научной проблемы.

Назначение монографии — ввести в систему научных коммуникаций фундаментально подытоживающую научную информацию в определённой области и служить основой для разрешения новых проблем.

Монография предназначена главным образом для тех учёных и специалистов, профиль научной, педагогической и, возможно, прикладной (например, в области разработки техники) деятельности которых непосредственно связан с исследуемой проблемой.

Монография всегда претендует на анализ, оценку и обобщение предшествующих научных достижений по предмету исследования и самостоятельную авторскую разработку на основе теоретических изысканий и экспериментальных исследований.

Наличие субъективных и объективных моментов, привносимых творческой индивидуальностью автора (авторов), относится к одному из признаков монографии. Знания и опыт автора (авторов), его (их) методический подход, реализованные в монографии, являются отличительной характеристикой новизны излагаемых в ней исследований. Личность автора (авторов) и его (их) научный авторитет активно влияют на научно-коммуникативную значимость монографии.

Научная статья

Жанр научной статьи имеет свои отличительные особенности, вплоть до того, что она может быть разделена на несколько видов. Типичным представителем данного жанра является аналитическая статья. Это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определённого научного метода. Статья — произведение небольшого объёма (до одного авторского листа). Её целевая направленность — всесторонний анализ фактов, выводящий на решение научного вопроса. В ней содержатся оценки взаимосвязей, взаимозависимости и значимости фактов, аргументированные доказательства и обоснования, теоретические обобщения, логические выводы и практические рекомендации. Написанная дискурсивным стилем с элементами описания и повествования, она строится на основе широкого применения рассуждений и умозаключений, опирающихся на фактический материал. Рассуждения могут быть результатами мыслительного процесса, когда из одних высказываний выводятся другие. Рассуждения строятся на импликативной связи реальных высказываний, на отношениях, которые закрепляются союзом «если, то». Статья предопределяет, что её место в сборнике. Она может быть опубликована в периодическом или продолжающиеся научном издании.

Статья может быть теоретической (аналитической), содержать изложение хода и результатов экспериментальных исследований, чем, в частности, бывает определена её структура. В принципе статья строится как научно-монографическое произведение небольшого объёма. Она обычно снабжается библиографическим списком, имеет библиографические ссылки.

Сборник научных трудов

Сборник научных трудов – научное книжное издание, составленное из произведений, содержащих исследовательские материалы. Жанровый состав произведений различен. Это могут быть статьи, сообщения, рефераты. Главное, что их объединяет, – научный характер содержания.

Предметом содержания произведений сборника научных трудов являются результаты исследования обычно по отдельным частным вопросам. В произведениях могут быть изложены завершающие результаты исследований, предварительные или промежуточные результаты, а также дискуссионные и другие материалы, объединённые, как правило, по тематическому признаку.

Круг читателей сборника более широк, чем читателей монографии, и может охватывать все основные читательские категории научного издания.

Сборники научных трудов могут быть разовыми или продолжающимися, авторскими (одного автора), коллективными, юбилейными. Наиболее распространены продолжающиеся сборники, которые выходят под разными названиями — «труды», «известия», «записки», «вестник», «учёные записки», «материалы» и др.

Научная сфера характеризуется тем, что научные работники, с одной стороны, как читатели (потребители информации) заинтересованы в новых изданиях, с другой — в силу своей профессиональной специфики заинтересованы в том, чтобы результаты их научных исследований стали достоянием коллег, вошли в сферу научно-информационного обращения. И тут они выступают в роли авторов. Научная работа проводится по социальному заказу, в соответствии с потребностями общества, и потому её исполнитель хочет, чтобы результаты исследования получили признание и оценку в научном сообществе и послужили становлению и укреплению его научного престижа и авторитета.

Содержание научного произведения

Содержательную основу научного произведения составляет фактический материал. Факты научно документируют процесс и результат исследования, обусловливают научную значимость полученного результата и его новизну. Анализируя фактический материал, редактор должен учитывать, что подлинная наука ничего не должна принимать на веру, она существует и развивается на почве достоверных фактов. Под фактом понимаются объективно существующая вещь, свойство, явление, событие, рассматриваемое обособленно от своей системы и условий, т. е. как нечто единичное, познанное человеком. До времени пока явление или событие не установлено и не познано, его нельзя считать фактом науки. Когда же оно установлено и доказано, оно становится и отображается как объективная истина.

Первая элементарная операция с фактами начинается с описания, она сводится к фиксированию, перечислению, группированию и установлению их связи с научными понятиями. Последующая задача заключается в том, чтобы обобщить факты, объяснить их, найти их закономерную связь. Объяснить данный факт — значит поставить его в объективно существующую причинную, закономерную взаимосвязь с другими фактами, со всей совокупностью известных фактов, поставить в связь со всеми существующими положениями науки. Отдельно взятые, случайные факты в лучшем случае могут служить лишь иллюстрацией, отдельными примерами в суждении, но не доказательством его истинности. Умение различать необходимые и случайные факты позволяет редактору выяснить их важность в развитии логики научного исследования.

На основе фактов, правильного их объяснения рождается научная теория. Факты, взятые в их объективной связи, служат критерием степени научности, т. е. содержательной стороны теории. Связь с фактами, неотрывность от них имеет решающее значение для устойчивости теории, её незыблемости. Связь теории с фактами заключается и в том, что она выражает знания о законах соответствующей науки и диктует критерии точности и адекватности при оценке фактов и определении их достоверности. Наконец, научная теория сама является фактом. Факты в научном произведении отражают все многообразие информации, относящейся к предмету исследования, как исходной, так и получаемой и привлекаемой в ходе исследования и являющейся её результатом. Это все то, что составляет информационную опору исследования и новое научное знание. Сюда относятся данные наблюдений и ранее выполненных научных работ, гипотезы и экспериментальные данные, известные и новые теории, законы и закономерности, классификации и типологии как формы научного знания, авторские методы, приемы доказательств, суждения и т. п. Относят к фактическому материалу также систематические сведения, имена, названия, даты, формулы, цитаты. Все факты должны рассматриваться как элементы определённой системы и в связи с темой научного произведения и предметом исследования; они должны иметь целостный характер и вписываться в иерархическую структуру системы, их целесообразность, наличие и необходимость должны быть обусловлены целью и задачами исследования.

Структура научного произведения

В принципе в научных произведениях, составляющих основу научных изданий, в таких, как научная монография, статья, доклад, можно выделить три части: вводную, основную и заключительную. Каждая из них имеет своё назначение, построение и содержательное наполнение.

Во вводной части обычно обосновывается актуальность темы и целесообразность её разработки (решения научной проблемы или задачи), приводится цель исследования; могут быть обозначены условия, в которых проведено исследование, изложен метод; даётся краткая характеристика и оценка результатов (новизна, теоретическая и практическая значимость); указывается степень апробации и реализации результатов; отмечаются особенности исследования, изложения материала. Задача вводной части — подготовить читателя к восприятию произведения в целом, ориентировать его в материале.

Основная часть имеет цель показать процесс исследования проблемы и разработки темы, пути получения результатов и сами результаты. Здесь приводятся постановки задач, их решения, необходимые описания и объяснения, доказательства и обоснования. Основная часть служит формированию нового научного знания на основе анализа и синтеза информации.

В заключительной части в соответствии с логикой исследования подводится итог работы, формулируются выводы, приводятся рекомендации, указываются возможные направления последующих научных исследований, чем подчёркивается непрерывность науки, её динамичность и постоянство развития.

Метод изложения материала научного произведения

Метод изложения определяется природой предмета исследования, характером информации и читательским адресом. В научном произведении используются логический и исторический методы изложения. Первый даёт возможность проследить ход авторского рассуждения, создать модель научного исследования, всесторонне рассмотреть тот или иной объект. Изложение строится на основе показа причины и следствия, элементов и результата их взаимодействия, исследования отдельных частей и всей структуры в целом. Логический метод предполагает последовательное членение материала на смысловые фрагменты. Чаще всего он используется в произведениях, где всесторонне анализируются свойства предмета или явления, различные стороны одного объекта научного познания. Этот метод отличается высокой информативностью.

Исторический метод изложения позволяет показать процесс развития событий или явлений в их строгой, чаще всего хронологической последовательности. Он эффективен в тех произведениях, которые призваны отразить развитие изучаемого явления последовательно, этап за этапом, с выявлением и всесторонним анализом причинно-следственных связей. Исторический метод динамичен и относительно несложен для восприятия.

Сочетание логического и исторического методов изложения содержания служит основой более сложных в познавательном отношении методов построения произведений научной литературы. К ним относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному и метод спирали, используемые в крупных теоретических работах и являющиеся свидетельством диалектического осмысления научных фактов.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному даёт возможность на основе глубокого анализа научных понятий синтезировать конкретное знание об изучаемом предмете или явлении. Синтез всегда начинается с простейших абстракций и фиксирует единство многообразного синтеза существующих определений научного понятия.

Метод спирали предполагает постепенное развёртывание признаков анализируемого в произведении научной литературы предмета или явления. Он не только отражает структуру научного материала, но и даёт возможность оказать целенаправленное влияние на ход читательского восприятия. Метод спирали основан на постепенном развитии мысли путём повторения её каждый раз на новом, более высоком уровне обобщения.

Научное знание по своей форме имеет субъективный характер, поскольку «выражается и резюмируется в виде понятий, которые, как и ощущения, суть субъективные образы объективного мира». Субъективный момент в содержании научного знания возрастает по мере перехода от естественных наук к техническим и далее к общественным. Следовательно, процесс и результат исследования зависят не только от разработки и выбора правильного, объективного метода, но и личных качеств исследователя.

Большое значение для выполнения изложенных требований имеет использование терминов. В научном тексте, в котором основным средством отображения содержания является понятийный аппарат, терминологической лексике отводится весьма важная роль. Использование научной терминологии — наиболее оптимальный вариант обеспечения точности изложения содержания. За счёт тщательного выбора наиболее подходящих терминов и других языковых средств — лексических, грамматических и синтаксических — достигаются адекватность и однозначность передачи смысла.

Особенностью научного стиля является широкое использование слов и словосочетаний, которые выполняют роль связующих средств или так называемых скрепов. Благодаря их умелому использованию достигается связность текста, его логическое развитие и развёрнутость; эти языковые средства служат оформлению ретроспективно-сопоставительных оценок в процессе исследования, применяются в рассуждениях, доказательствах, являются важным средством при обосновании достоверности фактов. Редактор должен с пониманием относиться к этим языковым средствам, оценивая их использование с позиций целесообразности.

Библиографический аппарат научного издания

Научная книга не обходится без библиографического аппарата, к которому относятся библиографические ссылки и библиографические списки. Это объясняется тем, что каждое научное исследование обычно начинается и затем проводится на основе изучения предшествующих и современных научных достижений. Исследователю приходится составлять и вести списки источников, по ходу работы делать ссылки на использованные источники. В изданиях научной литературы широко используются практически все виды библиографических ссылок, установленных стандартом (ГОСТ 7.1-84). По завершении научной работы и при письменном оформлении её результатов составляется библиографический список источников, который также предусмотрен указанным стандартом.

Очень важен вопрос о принципах и требованиях, предъявляемых к библиографическим описаниям. Небрежность, невнимательность при составлении описания могут стать причиной неточностей, ошибок или неполноты необходимых сведений. Очевидно, что в этих случаях читатель будет лишён возможности в случае необходимости лично обратиться к источнику.

Библиографические ссылки целесообразно размещать таким образом, чтобы читателю было удобно и легко их видеть, не терять время на их поиск, прерывая при этом процесс чтения. Целесообразно в ссылках по тексту указывать номер источника или фамилию автора по затекстовому библиографическому списку и номер соответствующий страницы, на которую делается ссылка.

В научных изданиях могут быть затекстовые библиографические списки, которые относятся к отдельным произведениям, входящим в издание (например, в сборник научных трудов), или к главам монографического произведения, что, правда, бывает весьма редко. Другим затекстовым библиографическим списком является список, помещаемый в конце моноиздания и относящийся к научной монографии. Такой список принято называть прикнижным.

Библиографические списки, публикуемые за текстом главы или в конце издания, могут быть информирующими, рекомендательными, дополняющими, персональными, которые оформляются соответствующими заглавиями: «Библиографический список использованных источников» («…литературы по теме»); «Библиографический список рекомендуемой литературы», «Библиографический список дополнительных источников»; «Список научных трудов академика П. Л. Капицы».

Списки формируют обычно по алфавиту, иногда источники располагают по мере цитирования и нумеруют. Такой порядок обеспечивает удобство ссылок (фамилия автора и стр., номер источника и стр.), что, как было сказано, не всегда удобно читателю.

Предисловие и вступительная статья к научному изданию

Есть в научном издании элементы, которые вводят читателя в книгу, ориентируют в ней, поясняют её значение, указывают её место в потоке ей подобных. Это — предисловие и вступительная статья. Они предназначены для того, чтобы подготовить читателя к рациональному использованию публикуемой научной информации и более глубокому, осознанному её освоению.

Предисловие может представить автор, оно может быть написано редактором, издателем, в сборниках научных трудов- составителем. Хотя предисловие пишут по поводу издания, фактически оно должно быть самостоятельным произведением, раскрывающим специфику этого издания. В нём оговаривают и объясняют отличительные стороны содержания и формы (структуры, языка, стиля) основного произведения, раскрывают его жанровые особенности.

В предисловии к сборнику даётся характеристика составляющих его трудов, говорится о принципах его формирования, приводятся сведения об авторах. Если сборник продолжающийся, то предисловие публикуют, как правило, в первом (начальном) номере, в последующем он может иметь место при необходимости объяснить какие либо изменения в планах выпуска сборника — скажем, изменения в тематическом профиле, структуре, составе редакционной коллегии. В юбилейном сборнике предисловие даёт характеристику события, подводит определённый итог достижений в соответствующей научной области или в разработке проблемы, темы. Обычно не обходится без предисловия сборник материалов научных съездов, конференций. В нём приводят общие сведения о форуме, о его тематике, проведённых в его рамках мероприятиях, об участниках, рассмотренных и выдвинутых проблемах, ходе их обсуждения, излагаются основные результаты, планы, программы.

Предисловие к научной монографии содержит объяснение обусловленности её издания, даёт характеристику проблемы, цели её разработки, особенностей метода исследования, теоретической, эмпирической базы и условий исследования, отмечает своеобразие авторской концепции. В коллективной монографии предисловие может содержать сведения об её авторах и личном научном вкладе каждого из них.

Вступительная статья как элемент аппарата может быть опубликована наряду с предисловием или независимо от него. Будучи, так же как и предисловие, органически связанной с основным материалом, вступительная статья освещает вопросы творчества учёного, его путь в науке, раскрывает научную значимость и историю вопроса, проблемы, захватывает смежные научные вопросы.

На научную самостоятельность вступительной статьи указывает то, что она обычно является авторским произведением известного учёного, видного специалиста. Поэтому иногда вступительную статью заменяет самостоятельная работа авторитетного учёного, тематически связанная с публикуемым научным изданием. Подобная работа, выполняющая роль вступительной статьи, находит применение как в научных монографиях, так и в сборниках научных трудов.

 Составлено по материалам книги: Антонова С.  Г. и др. Редакторская подготовка изданий. М., 2001.

Сборники публикаций по результатам научных конференций: понятие, роль, важность, как опубликовать в них материал

Каждый студент как минимум раз в своей жизни пробует себя в качестве настоящего исследователя, выходя на разведку и изучение темы в рамках определенного предмета. Такая потребность может быть вынужденной, обязательной или добровольной. В последнем случае реализация исследовательской миссии происходит посредством написания научной статьи и ее размещения в специальном журнале. Наиболее простым и доступным для студентов вузов вариантом обретения опыта в проведении изысканий и опубликовании полученных результатов является направление материалов в редакцию сборника публикаций по результатам научных конференций.

Что это такое?

У каждого мероприятия независимо от его миссии есть свое начало и окончание, смысл. Участие в научных конференциях и слушаниях, в «круглых столах» не проходит даром ни для одного участника. Притом его участие может быть различным: очное (личная встреча с единомышленниками и коллегами), заочная (предоставление только письменных материалов экспертам или редакторам), дистанционное (с использованием интернет-технологий и пр.).

Каждое научное мероприятие имеет перед собой определенную цель. Так, участие в научных конференциях позволяет участникам обрести следующие навыки и качества, а также приятные «бонусы»:

  • Развитие и совершенствование исследовательских навыков и качеств: погружение в определенную тему, емкое и краткое описание полученных результатов, анализ данных и формулировка обоснованных выводов;
  • Выработка основных навыков по учету и следованию основных правил: оформление, уникальность текста, научный стиль, структурирование материала и пр.;
  • Обретение первого опыта по защите научного исследования: развитие ораторского искусства, подачи материала, обоснование авторской позиции, выработка предложений по разрешению проблемы, научное обоснование темы, умение рассказать и описать сложную ситуацию на простом языке и пр.

Проведение научной конференции не остается незамеченным. Как правило, по результатам данного мероприятия на свет появляется официальный сборник публикаций, которые были рассмотрены, представлены и обсуждены на нем.

Виды сборников научных публикаций

Виды сборников научных публикаций

Сборник публикаций по результатам научных конференций выполняется несколько важных функций:

  • Позволяет зафиксировать достижения автора и использовать их как самому исследователю, так и другим желающим в будущих изысканиях (зарождение нового первоисточника и пополнение публикационной копилки автора);
  • Помогает начинающим исследователям понять основные правила проведения изысканий и порядок их оформления в виде научной статьи, постичь все нюансы и сложности, определить логику исследования и особенности его описания в тексте;
  • Учит ориентироваться не только на тему, но и конкретные параметры и границы, утвержденные ГОСТами, организаторами (рубрики, тематика, объем статьи и пр.) и собственными возможностями.

Участие в научных конференциях и подача материалов на публикацию в соответствующие сборники помогает студенту или начинающему ученому понять: подходит ли ему научно-исследовательская среда, какие требования она предъявляет к кандидатам и материалам, насколько сложно работать с проблемой и текстом, определить для себя дальнейшие перспективы и желание развивать в намеченном русле.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Специфика и роль сборника публикаций по результатам научной конференции

Нетрудно понять, как и когда появляется данный кладезь научных исследований. Чаще всего сборник публикаций появляется по результатам проведения научной конференции, притом само мероприятие в целом не имеет жестких ограничений по количеству участников, направленных в редакцию проектов и пр.

Сборник публикаций в своем непосредственном виде появляется строго после проведения научной конференции, но о намерении его создания может говорить уже на организационной стадии – в ходе планирования мероприятия, на этапе подачи заявки и пр.

Специфика и миссия сборника публикаций по результатам научных конференций

Специфика и миссия сборника публикаций по результатам научных конференций

Обратите внимание, что в данном случае публикуются только научные статьи. Притом их подготовка и оформление будут соответствовать требованиям как минимум трех сторон: видение автора (в этом проявляется исследовательская и творческая сторона), требования ГОСТ (унификация исследований) и требования организаторов, определенные ограничения для участия (объем работ, уникальность текста, порядок оформления, способ участия и пр.).

Чаще всего публикация материалов в сборниках по итогам научных конференций производится на платной основе. Чтобы материал был размещен в специальной книжице или брошюре, выпущен издательством (внутривузовским или сторонним) в свет, участнику необходимо оплатить организационный взнос или внести дополнительную плату за «вещественное доказательство» участия в мероприятии.

Как правило, размер расходов за размещение материалов небольшой и носит чаще всего символический характер (минимизирует расходы организаторов, но при этом не обязательно покрывает их полностью). Участникам рекомендуется уточнять порядок получения сборника публикаций: он может выходить в свет в бумажном или электронном формате. В большинстве случаев расходы на доставку включены в общий оргвзнос, но лучше всего детализировать этот момент.

Таким образом, сборник публикаций по результатам научной конференции в своем непосредственном виде появляется только после проведения мероприятия: по результатам получения заявок, материалов и их обработки (проверка, допуск и пр.).

Для кого, как и чем будет полезен сборник публикаций по результатам научных конференций?

Участвовать в научных конференциях начинают со студенчества, начиная с первого и заканчивая последним курсом обучения в вузе. Данное мероприятие является уникальным и самым доступным шансом принять участие в исследовании, обрести первый публикационный опыт и признание в научных кругах.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: наибольшая польза от участия в научных конференциях и размещении материалов в соответствующих сборниках будет у студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов. Во-первых, в этом случае требования к материалам и их качеству минимальны и лояльны. Во-вторых, научные статьи в подобных изданиях не котируются ВАК на защите диссертации или монографии, но позволяют разнообразить список первоисточников исследования, прибавив весомости и баллы «к карме автора».

Кому подойдет размещение статей в сборниках публикаций по результатам научных конференций?

Кому подойдет размещение статей в сборниках публикаций по результатам научных конференций?

Поэтому сборники публикаций по результатам научных конференций чаще всего востребованы бакалаврами и магистрами, чуть меньше – аспирантами.

В то же время сборник сборнику рознь. Если научная конференция носит федеральный или международный характер, а итоги и материалы мероприятия будут размещены в вестниках или иных заключительных сборниках, то они могут играть весомую роль в жизни исследователя. В частности, некоторые подобные книги и брошюры (Вестники при университетах) все же котируются ВАК-комиссией и позволяют автору научной работы добрать минимум публикаций (которые обязательны для получения допуска к защите). В этом случае требования к научным статьям могут быть жесткими, равнозначными с правилами выполнения диссертаций и пр.

Таким образом, исходя из масштабов научной конференции, роль сборника публикаций может быть как небольшой, так и весомой. Но в любом случае автор сможет получить определенную выгоду: заявить о себе в научных кругах и завоевать определенную репутацию, обрести первый публикационный опыт или усовершенствовать его, полнить исследовательскую копилку новым изысканием и результатами, опробовать способ самоцитирования в будущих проектах и пр.

Как опубликовать научные статьи в сборниках по результатам научной конференции?

Чтобы выпустить в свет письменный вариант исследования, не обязательно принимать участие в очной научной конференции. На сегодняшний день редкие случаи завершаются банальным слушанием авторов. Чаще всего сборник научных публикаций входит после закрытия данного мероприятия: по мере истечения срока приема заявок или по истечении срока проведения научной конференции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Публикация материалов возможна для участников всех форматов: очной, заочной и даже дистанционной «встречи». Но для этого необходимо соблюдение ряда условий:

  • Участник должен направить специальную заявку на участие в мероприятии, пометив необходимость размещения его трудов в сборнике (то есть дает согласие на публикацию научной статьи). Для этого достаточно заполнить анкету участника и специальный бланк-заявку. Найти эти файлы можно на сайте организаторов мероприятия;
  • Подготовить исследование согласно четко очерченным правилам: стиль, объем, оригинальность текста, оформление, сроки предоставления материалов в редакцию и сроки подачи заявки;
  • Внесение организационного взноса (в определенных размерах и сроки).

В заявке участника важно указать формат участия – очный, заочный или дистанционный. Первый предполагает личную встречу с другими участниками, организаторами, выступление перед аудиторией с тезисами или научным докладом, обсуждение темы/проблемы, работы и дальнейшая публикация заявленных материалов. Заочная конференция предполагает направление лишь письменного варианта исследования, личная явка автора е обязательна. Дистанционный вариант основывается на онлайн-технологиях: использование современных средств связи для встречи участников в интернет-формате в назначенное время.

Этапы размещения научной статьи в сборнике по результатам научной конференции

Этапы размещения научной статьи в сборнике по результатам научной конференции

Если предоставленный организаторам и редакции материал не соответствует обязательным требованиям, то он будет возвращен автору на доработку. Опубликовать его удастся только после исправления все выявленных и выставленных замечаний, при этом сроки подачи рукописей и заявок переносить никто не будет – они останутся изначальными, прежними (они едины для всех участников). Поэтому важно изначально учитывать правила подготовки исследований для научных конференций и их публикации в соответствующих сборниках.

Основные этапы формирования и размещения научных исследований в сборниках публикаций по результатам научных конференций можно представить в виде следующей схемы:

  • Написание научной статьи. В данном случае автору следует кратко и емко описать основные мероприятия, ход изыскания и полученные им результаты, обосновав выводы, собственную позицию и рекомендации с научной и практической точек зрения. Чаще всего на данной стадии материалы оформляют с учетом общих требований. Если же работа готовится для участия в рамках конкретной конференции (тематическая и пр.), то на заметку сразу берутся требования организаторов.
  • Редактирование статьи под правила организаторов. Здесь важно точное и незыблемое соблюдение всех намеченных границ и параметров. Как говорится, шаг влево, шаг вправо – расстрел на месте (то есть недопуск).
  • Направление подготовленной рукописи (строго в электронном виде согласно заявленным параметрам – конкретный текстовый редактор и или формат) вместе с анкетой участника, заявкой и квитанцией об оплате организационного взноса организаторам или редакторам. Почтовый или электронный адрес можно найти на официальном сайте организаторов, уточнить в вузе и пр.

После прохождения всех этапов «научной экспертизы» научная статья попадет в список «участников» и с согласия автора будет размещена в сборнике.

Обратите внимание, что все издания предъявляют важное требование к научным статьям, затрагивающее право единственной и/или первичной публикации. Материал ранее не должен быть опубликован в другом журнале или сборнике в текущем виде, принимаются только оригинальные рукописи!

Как получить сборник публикаций по результатам научной конференции?

В зависимости от формата сборника публикаций по результатам научных конференций способы его получения могу разниться.

Во-первых, если предполагается размещение исследований в электронном формате, то возможно бесплатное и платное русло. Первый вариант чаще всего действует в отношении простых научных конференций при вузах. В этом случае участник получает ссылку на онлайн-сборник научных трудов. Доступ к нему бесплатен, достаточно лишь перейти по ссылке и внимательно изучить книгу.

Если же доступ к сайту или электронным материалам платный, то скорее всего придется оформить дополнительную подписку или выкупить на сайте номер.

Также получить онлайн-вариант опубликованного материала можно по электронной почте.

Форматы сборников публикаций по результатам научной конференции и способы их получения

Форматы сборников публикаций по результатам научной конференции и способы их получения

В любом случае электронный сборник публикаций по результатам научной конференции можно будет скачать с сайта или получить ссылку на его полное изучение. Дальнейшем в качестве данных о первоисточнике (при включении его в новое исследование, упоминании) придется оформлять сноски и ссылки по определенным правилам.

Если сборник публикаций по результатам научных конференций выходит в свет в бумажном варианте, то здесь важно в анкете и заявке участника указать корректный, достоверный адрес, по которому будет направлена книга с публикацией. Чаще всего расходы на доставку включены в состав организационного взноса за участие в конференции, но в некоторых случаях организаторы могут потребовать отдельно оплатить доставку по тарифам курьерской/транспортной службы.

Возможные способы получения сборника публикаций по результатам научной конференции целесообразно уточнять непосредственно у организаторов.

Советы по подготовке и размещению материалов в сборниках публикаций по результатам научной конференции

Научные конференции проводятся в течение всего учебного года (а порой круглый год независимо от времени и периода обучения), поэтому у студентов и исследователей, аспирантов и ученых есть масса вариантов для размещения письменных изысканий, массового распространения полученных результатов и обретения признания в научных кругах.

Независимо от масштабов НИР каждый автор может вынести наиболее важные моменты и результаты в рамки научной статьи, которая будет в перспективе опубликована в издании или сборнике публикаций. Здесь важно ориентироваться на следующие моменты: сроки подачи заявки, требования к работам, котируемость журналов и сборников ВАК-комиссией (особенно важно для претендентов на степень «кандидат/доктор» наук).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Если есть шанс размесить проект в сборниках и вестниках, учитываемых ВАК-комиссией в качестве обязательных – терзайте. Ведь в этом случае автор убьет сразу нескольких зайцев: обретет важный исследовательский опыт, пополнить копилку научных трудов, сможет задействовать материал в качестве весомого первоисточника при подготовке диссертации и пр.

Если же материал выполняется студентом впервые, то на первых порах лучше всего выбирать простые журналы и сборники, чтобы понять логику подготовки изысканий, принцип их оформления, усовершенствовать текущие «информационные» навыки и пр. Чтобы «не спугнуть» студента, важно поэтапно погружаться в научную среду, постепенно постигая азы исследовательской работы. Поэтому начальным этапом в этом виде деятельности является участие в научных конференциях.

При написании научной статьи не обязательно следовать четким регламентам, заявленных администрацией мероприятия. Но перед подачей заявки и направлением труда в редакцию следует привести внешний и внутренний вид исследования согласно выдвинутым требованиям. Поэтому вычитка, корректура и редактура, самоанализ исследования потребуется каждому автору.

Чтобы подготовить качественный проект и разместить его в сборниках публикаций или научных журналах, требуется тотальный подход к выполнению исследования: полное раскрытие темы, грамотность, внимательность и ответственность. Поэтом запасаемся терпением, ставим перед собой цель и идем к ней, несмотря ни на что! Ведь иначе достигнуть высот и развить научную карьеру не удастся.



Вы студент?! Тогда начните с этой статьи:



Как студенту написать первую научную статью. Инструкция


Научные статьи пишут студенты, аспиранты и состоявшиеся ученые.

Публикация научных статей


— обязательная часть работы над диссертацией.
Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у
человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной
статьи. В статье будет рассмотрен процесс работы над такой статьей.

Что такое научная статья

Прежде всего, определимся, что такое научная статья. Научная статья
рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной
тематики. Можно сказать, что научная статья — это полноценное
мини-исследование по определенной узкой теме.

Выделяют следующие виды научных статей:

  1. Научно-теоретические — описывающие результаты исследований,
    выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их
    закономерностей.
  2. Научно-практические (эмпирические) — построенные на основе экспериментов и реального опыта.
  3. Обзорные — посвященные анализу научных достижений в определенной области за последние несколько лет.

Научная статья предполагает изложение собственных выводов и
промежуточных или окончательных результатов своего научного
исследования, экспериментальной или аналитической деятельности. Такая
статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации.

Это означает, что, прежде всего, научная статья должна обладать
эффектом новизны: изложенные в ней результаты не должны быть ранее
опубликованы. Публикуя научную статью, автор закрепляет за собой
приоритет в выбранной области исследования.

С чего начать

Если вы готовите статью для определенного издания, журнала, сборника,
следует, в первую очередь, изучить требования к принимаемым в него
статьям: объем, оформление, круг тем. Например, требования к статьям,
которые предъявляет журнал “Молодой ученый”, достаточно просты и
понятны. Ознакомиться с ними можно

здесь

.

Затем можно поразмышлять над темой статьи. Для начала пересмотрите
уже имеющийся у вас материал и подумайте, как его можно использовать для
написания статьи. Чем более узко и специализированно представлена тема
статьи, тем лучше. Не старайтесь объять необъятное. Тема должна быть
актуальной для науки и интересной именно вам.

Определив тему, набросайте приблизительный план статьи, подумайте,
как и в какой последовательности изложить материал. Теперь следует
определиться, каких материалов вам не хватает для полноценных и
аргументированных выводов.

Отправляйтесь в лабораторию, архивы, библиотеку, чтобы собрать
недостающие сведения, провести дополнительные эксперименты. Обязательно
обратите внимание на новые публикации по вашей теме, появившиеся за
последние год-два. Перелистайте научные журналы, сборники конференций,
журналы, газеты. Содержание статьи должно быть актуальным и основываться
на позднейших наработках других исследователей.

Также рекомендуем:


Как искать информацию для научной статьи

Собрав необходимый материал, сгруппируйте его, проанализируйте и
обобщите. Для лучшего восприятия объема проведенной работы и результатов
вашей деятельности представьте материал в наглядной форме: составьте
схемы, диаграммы, графики, таблицы. Это поможет не только вам самим
систематизировать полученную информацию, но и вашим читателям лучше
понять вас и использовать ваш материал в своей деятельности.

Также рекомендуем:

Как интеллект-карты помогут вам написать научную статью

Не знаете, с чего начать писать сам текст? Начните с середины.
Сначала просто запишите все, что пришло вам в голову. Не старайтесь
сразу подобрать нужные слова и правильные фразы, главное — сформировать
скелет будущей статьи. Отложите написанный текст на несколько дней. Все
это время ваш мозг будет продолжать трудиться, и когда вы снова откроете
файл со своими записями, работа пойдет гораздо быстрее.
Сначала напишите основную часть статьи, затем выводы и введение, а после
этого приступайте к заголовку, аннотации и ключевым словам.

Также рекомендуем:

Как усадить себя за научную статью? Секреты продуктивности

Структура научной статьи

Научная статья состоит из следующих основных частей: название статьи
(заголовок), аннотация, ключевые слова, введение, основная часть,
заключение (выводы, анализ, обобщение, критика), список литературы.

Рассмотрим особенности каждой из них.


Заголовок

Заголовок статьи должен выполнять две задачи: отражать содержание
статьи и привлекать интерес читателей. Так же, как и сам текст статьи,
заголовок пишется в научном стиле и максимально корректно отражает ее
содержание.


Также рекомендуем:

Как придумать хорошее название для научной статьи

Желательно включить в заголовок несколько ключевых слов, относящихся к
сути вопроса. При публикации такой статьи в Интернете или в электронном
каталоге библиотеки заголовок с использованием ключевых слов повышает
шансы, что ваши статьи будут найдены интересующимися данной проблемой.
Длина заголовка статьи не должна превышать 10–12 слов.

Примеры удачных заголовков, которые хорошо раскрывают суть научной статьи:


«Математическое моделирование отрывных течений на основе нестационарных уравнений Навье-Стокса»

«Исследование потерь при распространении радиосигнала сотовой связи на основе статистических моделей»

«Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза»

Ошибки при составлении заголовка:

1. Заголовок статьи слишком общий и охватывает гораздо более широкий
круг вопросов, чем сам текст статьи. Заголовок должен быть как можно
более конкретным. Например:

«Работа педагога»

;

«Коучинг»

— примеры плохих заголовков.


«Коучинг как инструмент эффективного обучения и развития персонала»

;

«Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста»

— примеры хороших заголовков

2. Заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса и вводит читателя в заблуждение.

3. Сенсационный заголовок. Такие заголовки хороши в рекламных и новостных текстах, но для научной статьи они не годятся. Пример:

«Засорение окружающей среды — как мы за это расплачиваемся»

— плохой заголовок.


«Методика расчета платы за экологический ущерб, нанесенный антропогенным воздействием»

— хороший.

Если рассматриваемый вопрос не нов и не раз поднимался в научных
работах, но вы вносите свой вклад в разработку темы или рассматриваете
лишь некоторые аспекты проблемы, то можно начать заголовок со слов: «К
вопросу о…», «К проблеме…», «К анализу…».


Аннотация

За заголовком следует аннотация — сжатая характеристика статьи.
Наличие аннотации не обязательно, но желательно. Аннотация должна быть
краткой, но при этом содержательной. Рекомендуемый размер аннотации — не
более 500 символов, т.е. 4-5 предложений. В аннотации дается информация
об авторе/авторах статьи, кратко освещается научная проблема, цели и
основные авторские выводы в сокращенной форме. Также в аннотации
отражается научная новизна статьи.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Аннотация не должна содержать заимствований (цитат), общеизвестных
фактов, подробностей. Она должна быть написана простым, понятным языком,
короткими предложениями, в безличной форме (рассмотрены, раскрыты,
измерены, установлено и т. д.).

Аннотация выполняет две основные задачи:

  • она помогает читателю сориентироваться в огромном объеме информации,
    где далеко не все представляет для него интерес; на основе аннотации
    потенциальный читатель решает, стоит ли читать саму статью;
  • служит для поиска информации в автоматизированных поисковых системах.

Пример аннотации:


В статье раскрывается понятие политической социализации как
процесса включения индивида в политическую культуру общества. Даются
определения разновидностей политической социализации (прямая, косвенная,
стихийная, латентная, партикулярная, прагматичная, унифицирующая,
разобщающая и т. д.) Делается вывод, что политическая социализация как
социокультурное явление может быть успешно проанализирована только с
учетом ряда условий, включая динамический характер анализа и специфику
базовых установок.


Ключевые слова

Ключевые слова — своего рода поисковый ключ к статье.
Библиографические базы данных обеспечивают поиск по ключевым словам.
Ключевые слова могут отражать основные положения, результаты, термины.
Они должны представлять определенную ценность для выражения содержания
статьи и для ее поиска. Кроме понятий, отражающих главную тему статьи,
используйте понятия, отражающие побочную тему. В качестве ключевых слов
могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно
достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.

Например, для статьи с названием

«Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности как категории лексикологии»

будут уместны такие ключевые слова:

лексическая семантика, семантические признаки, коннотация, экспрессивная единица

.

Обязательно попробуйте экспериментальный сервис автоматического формирования ключевых слов!

Автоматическое формирование ключевых слов научной статьи


Введение

Во введении следует познакомить с объектом и предметом исследования,
изложить используемые методы исследования (оборудование, параметры
измерений и т. д.), сформулировать гипотезу. Не лишним будет отразить
результаты работы предшественников, что выяснено, что требует выяснения.
Здесь же можно дать ссылки на предыдущие исследования для погружения в
тему.


Основная часть

Основная часть — самый обширный и важный раздел научной статьи. В ней
поэтапно раскрывается процесс исследования, излагаются рассуждения,
которые позволили сделать выводы. Если статья написана по результатам
экспериментов, опытов, необходимо эти эксперименты детально описать,
отразить стадии и промежуточные результаты. Если какие-то эксперименты
оказались неудачными, о них тоже следует рассказать, раскрыв условия,
повлиявшие на неудачный исход и методы устранения недостатков.

Все исследования представляются по возможности в наглядной форме.
Здесь уместны схемы, таблицы, графики, диаграммы, графические модели,
формулы, фотографии. Таблицы должны быть снабжены заголовками, а
графический материал — подрисуночными подписями. Каждый такой элемент
должен быть непосредственно связан с текстом статьи, в тексте статьи
должна содержаться ссылка на него.


Выводы

В этом разделе в тезисной форме публикуются основные достижения
автора. Все выводы должны быть объективны, публиковаться как есть, без
авторской интерпретации. Это позволяет читателям оценить качество
полученных данных и делать на их основе собственные выводы.

Также вы можете предложить свой анализ полученных результатов, а
также изложить субъективный взгляд на значение проведенной работы.


Список литературы

В этом разделе приведены ссылки на цитируемые или упоминаемые в тексте статьи работы.


Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Научный стиль изложения

Для научного стиля изложения характерны целостность, связность,
смысловая законченность. Логическим переходам и связности текста
способствуют такие слова, как «с другой стороны», «таким образом», «на
самом деле», «конечно», «действительно».

Для научной статьи характерно наличие большого количества фактов и
доказательств и отсутствие неясностей и разночтений. Неуместно в тексте
научной статьи выражать какие-либо эмоции.

Приступая к написанию научной статьи, представьте себе того, для кого
вы ее пишете. Трудные и малопонятные для вашей аудитории места
снабжайте комментариями, но здесь важно соблюсти баланс и не начать
объяснять элементарные и известные истины.

В научном языке используется книжная, нейтральная лексика, а также
специальная терминология. Весь материал излагайте в строгой
последовательности, каждый вывод подкрепляйте доказательствами и
аргументируйте научными положениями.

Не используйте необоснованных заимствований, а те, которые требуются
вам для подкрепления своих мыслей, оформляйте в виде цитат со ссылками
на первоисточник. Не забывайте делить текст на абзацы. Если статья
обширна, используйте подзаголовки. Такая статья легче воспринимается.


Также рекомендуем:

Стиль научной статьи

Перед отправкой

Когда текст готов, перечитайте его еще раз, обратите внимание на
логику изложения, грамотность, убедитесь, что вы нигде не отклонились от
темы.

Если есть возможность, еще раз отложите статью на несколько дней, а потом снова перечитайте ее свежим взглядом.


Проверьте, соответствует ли статья следующим требованиям:

  • Заголовок

    отражает содержание

  • В статье есть введение, основная часть, выводы
  • Есть

    ссылки на литературу

  • Все заимствования оформлены в виде

    цитат

    , отсутствует

    плагиат

    (для проверки на плагиат можно пользоваться такими интернет-сервисами,
    как antiplagiat.ru)

  • Соблюдается

    научный стиль

  • Выполняются

    правила оформления

Теперь можно отправлять!

Опубликовать статью в журнале

Для большей наглядности предлагаем почитать,

как
написать научную статью по юриспруденции

.

Чтобы написать научную статью, необходимо помнить об основных правилах: актуальность, новизна и уникальность. Мы привели основные принципы написания научной статьи по гуманитарным предметам: экономике, психологии, истории, юриспруденции и т.п. Также вы узнаете, как опубликовать научную статью в научном журнале.

Научная статья – это произведение, отражающее результаты исследовательской деятельности автора (авторов). Для научных статей характерны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Информация излагается четко, конкретно, детально.

Написание научной статьи по гуманитарным дисциплинам, по экономике, педагогике, философии или социологии ничем не отличается друг от друга.

В любой научной статье необходимо описать актуальность и новизну исследования, цель и задачи, выводы.

Актуальность – описание существующих проблемы темы, которой посвящена научная статья.

Новизна – отличие вашей научной статьи от работ других авторов. В большинстве случаев авторы пишут научные статьи на популярные темы, к примеру – “Проблемы развития малого предпринимательства в России”. Задача автора – изучить научные работы других авторов, определить тот аспект проблемы, который они не раскрыли и попытаться раскрыть его в вашей научной статье (в основной части работы).

Цель – ответ на вопрос: “что мы хотим сделать?”. Постановку цели необходимо делать после определения новизны. К примеру, другие авторы не использовали математические методы анализа при изучении проблемы малого бизнеса и поэтому данные ими прогнозы нельзя считать адекватными. В этом случае, можно поставить цель – определить проблемы с помощью экономико-математических методов, что позволит построить достоверный прогноз на несколько лет вперед.

Задачи – действия, необходимые для достижения цели. Исходя из предыдущего примера, можно сформировать такие задачи:

  1. актуализация статистических данных за период такой-то такой-то;
  2. построение математической модели;
  3. оценка адекватности мат. модели при помощи различных критериев оценки;
  4. построение прогноза на 2 периода вперед.

В целом, задачи отвечают на вопрос: “что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?”.

Читайте также – Как составить цель и задачи исследования

Выводы – описание результатов исследования, резюме всего, что написали в основной части. Выводы нужно сформировать таким образом, чтобы доказать, что поставленные цели и задачи были реализованы, что получен результат, и он имеет ценность (экономическую, общественную, отраслевую и т.д.).

Внимание! Это были базовые знания по написанию научной статьи. Далее вы подробно ознакомитесь со структурой научной статьи, узнаете, как написать вводную, основную и заключительную части, а также не менее полезные знания, без которых написание научной статьи невозможно.

С чего начать написание научной статьи

Чтобы написать статью лаконично и в логической последовательности, работу необходимо структурировать.

Структура научной статьи

Существует традиционный подход к структурированию статьи. Его лучше придерживаться, чтобы повысить шансы на публикацию.

Структура научной статьи следующая:

  • заголовок статьи;
  • сведения об авторах;
  • аннотация;
  • ключевые слова;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение, выводы;
  • список использованной литературы.

Содержание статьи зависит от выбранной темы.

Читайте также – Общепринятая структура научной статьи по типу IMRAD

Выберете тему для научной статьи

Выбор темы для исследования – очень ответственный момент. Тема должна быть актуальной, соответствовать новым тенденциям. Просмотр статей в интернете – самый распространенный и удобный способ для анализа информации и выбора темы.

Любой исследовательский процесс – это процесс творческий. Поэтому тема должна быть для вас интересна и увлекательна. Обычно объем научной статьи составляет 8–10 страниц, поэтому выбранная тема должна быть узконаправленной, затрагивать конкретную проблему.

При использовании материалов из интернета помните, что информация, представленная в сети, часто носит рекламный характер. Для общего изучения заинтересовавшего вас вопроса, расширения собственного кругозора и выбора направления исследований этот метод вполне подходит. Однако для написания текста статьи используйте только специальную литературу.

Определившись с темой, составьте примерный план статьи.

Если вам нужна тема научной статьи, но вы не можете ее сформулировать, просто посмотрите примеры наших тем и сформулируйте их чуть по-другому – Посмотреть примеры научных тем

Напишите и согласуйте план (конспект) научной статьи с научным руководителем

Коротко изложите основные тезисы вашей работы. Это поможет выстроить информацию в логической последовательности, не упустить важные моменты, позволит легче структурировать текст, выделить разделы.

Согласование плана нужно для того, чтобы не переписывать научную статью несколько раз. План – это своего рода задача. Задача должна быть поставлена четко и ясно.

Напишите план, укажите, что будет в основной части (например, актуальность и пару слов о ней), опишите, как вы видите основную часть (например, каких авторов будете исследовать, какое исследование проведете), напишите структуру выводов (например, что самое важное нужно подчеркнуть в конце научной статьи).

После согласования плана, переходите к следующему этапу – поиску научного журнала для публикации научной статьи.

Посмотрите пример идеального плана научной статьи, который мы разрабатывали несколько лет. Подходит под многие научные темы. Включает в себя аналитическое содержание (без цифр и математических расчетов).

Пример научной статьи в docСкачать план (конспект) научной статьи

Научный журнал для публикации научной статьи – виды журналов, определяем подходящий для нашей работы

Существует несколько типов научных журналов. Для студентов достаточно, чтобы издание входило в перечень РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Аспирантам необходимо публиковаться в ВАК.

Авторитетными считаются издания, внесенные в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Список таких изданий (отечественных и зарубежных) размещен на официальном сайте ВАК. Мы посвятили целую статью, посвященную журналам ВАК 2016 года.

Можно опубликовать статью в одном из сборников научных трудов, которые издаются самостоятельно или по результатам проведения научно-технических конференций (НТК), к ним относятся Международные и Российские научные конференции. Они проходят достаточно часто и стоимость публикации в среднем 100-150 рублей за страницу, однако встречаются и бесплатные конференции.

Читайте также – Зачем студенту выступать на научных конференциях – 10 причин

Для более широкого круга читателей предназначены периодические печатные издания (журналы).

Следует помнить, что научные статьи, которые публикуются в научных изданиях, предназначены для специалистов. Поэтому такого рода публикации проходят обязательное рецензирование, причем рецензия может оказаться отрицательной. В этом случае статья будет возвращена на исправление и доработку.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Как выбрать научный журнал для публикации научной статьи – несколько полезных советов

Чтобы правильно выбрать научный журнал, определите цели публикации (набрать баллы для зачета или защитить диссертацию), а также объективно оцените уровень своей подготовки.

Студентам не стоит сразу претендовать на публикацию в престижном журнале. Высока вероятность получения отрицательной рецензии, замечания по которой вы не сможете быстро исправить. В итоге только потеряете время.

Лучше начать с публикации тезисов докладов в сборнике материалов студенческих научно-технических конференций (СНТК). Требования к таким публикациям невысокие, то есть можно потренироваться, набить руку.

Другой вариант – выбрать издание собственного ВУЗа (как правило, это «Вестники»). Также можно принять участие в интернет-конференции и опубликовать статью в электронном сборнике материалов этой конференции.

Публикация в вышеперечисленных изданиях не требует глубокий научной познаний, как правило конференции выставляют одинаково-простые требования к авторам:

  1. уровень уникальности работы не менее 70%;
  2. объем работы в страницах от 3 или от 5 листов машинописного текста ( Times New Romans 14, полуторка);
  3. количество списка использованных источников и ссылок в тексте от 5;
  4. количество соавторов – не более 3-х.

После того, как вы выбрали журнал, приступайте непосредственно к работе над статьей.

Читайте также – Где можно опубликовать научную статью студенту, магистранту и аспиранту – еще и бесплатно?

Требования к оформлению научной статьи – каким должен быть размер шрифта, отступов и прочее

Не стоит забывать про такой важный аспект, как требования к оформлению научной статьи. Работам, не отвечающим требованиям научного издания будет отказано в публикации, на корректировку работы может уйти время, и вы можете опоздать с публикацией.

Как правило, авторы могут оформлять работу согласно ГОСТу от 2008 года, однако некоторые издания выставляют свои требования к оформлению.

Стандартный шрифт, используемый в научной статье – Timew New Romans, размер 14, межстрочный интервал полуторный (1.5), абзацевый отступ 1.5 см. Списки могут быть оформлены в цифр и точек.

Таблицы выравниваются по середине листа, заголовок таблицы выравнивается по правому краю и ставится над таблицей. В начале заголовка ставится слово “Таблица” с порядковым номером вложения.

Другое дело с рисунками, они выравниваются по середине, но подписи к рисункам ставятся под ними и также выравниваются по середине. Подписи начинаются со слова “Рисунок” и порядкового номера изображения.

Схемы, диаграммы и графики лучше всего оформлять в виде рисунков, так вы точно не ошибетесь.

Таким образом можно оформить практически любую научную статью. В любом случае, научные издания оговаривают требования к оформлению научных работ у себя на сайте или пишут их в информационном письме к конференции.

Примеры научных статей студентов (шаблоны)

Как пишется хорошая научная статья студента – секреты написания

Можно выделить несколько аспектов, знание которых поможет написать хорошую научную статью и успешно опубликовать ее. Для студентов это консультации специалистов, привлечение соавторов, знание терминологии и строгое соблюдения требований научного издания.

Проконсультируйтесь с преподавателем

Если это ваш первый опыт написания статьи, то желательно проконсультироваться с преподавателями в своем вузе и выбрать руководителя. В помощи вам никто не откажет. Желание студента заниматься научной деятельностью и написать статью всегда приветствуется.

Консультант или руководитель не только поможет вам в проведении исследований и написании статьи, но и посоветует научное издание для публикации.

Привлеките соавторов

Довольно перспективным является вариант написания статьи в соавторстве. Коллективная работа, во-первых, интересна для самих авторов, а во-вторых, обычно получается более качественной. В соавторы можно взять преподавателя, аспиранта или студента.

Не забывайте употреблять термины и определения

Свободное владение терминологией – очень важный аспект. Все термины должны соответствовать действующим нормативно-правовым актам. Давать определения нужно только для тех понятий, которые вы предлагаете ввести впервые, или если определения этих понятий отсутствуют в отечественной нормативной базе.

Проследите за оформлением научной статьи

Если правила оформления не будут соблюдены, статью не опубликуют.

Всегда внимательно читайте правила оформления статей, так как в разных изданиях требования сильно отличаются. Обращайте внимание на формат страницы (обычно А4 или А5), поля, вид и размер шрифта, междустрочный интервал, абзацный отступ, оформление таблиц и подрисуночных подписей. Иногда в таблицах шрифт может отличаться от шрифта основного текста. Обратите на это внимание.

Проверьте статью на грамотность и уникальность. Обязательно!

Несколько раз перечитайте статью. Исправьте грамматические и стилистические ошибки. Если не уверены, что сможете сделать это самостоятельно, попросите помощи у других или используйте интернет-ресурсы. После правки перечитайте статью еще раз.

Уникальность – наиболее значимый критерий. Работы с уникальностью ниже 80% не принимаются к публикации. Некоторые журналы выставляют более жесткие требования и не принимают работы, уникальность которых  ниже 90%. Проверьте научную статью на уникальность с помощью онлайн сервисов: антиплагиат.ру и текст.ру – они наиболее точные.

Помните! В том месте, где вы делаете ссылку на какого-либо автора или его работу (в виде квадратных скобок), плагиат допускается.

Проверить уникальность научной статьи можно на сайте antiplagiat.ru, а также воспользоваться программой проверки плагиата от etxt.ru (скачать).

Не забудьте про сроки подачи заявки на публикацию статьи

Строго соблюдайте сроки представления статей в редакционную коллегию. Сроки назначаются из расчета, что, во-первых, ваша статья должна пройти рецензирование, во-вторых, в случае отрицательной рецензии вы должны успеть исправить замечания.

И еще несколько полезных советов, чтобы написать хорошую научную статью

  • выбирайте актуальную тему для проведения исследований;
  • выбирайте руководителя или консультанта, являющегося специалистом в данной области;
  • обосновывайте актуальность исследований путем критического анализа работ других авторов;
  • делайте ссылки на авторитетные источники;
  • перед написанием статьи составьте для себя примерный план основной части;
  • структурируйте статью по общепринятым нормам;
  • пишите текст грамотным языком, используя правильную терминологию;
  • не перегружайте статью лишней информацией общего характера (не «лейте воду»);
  • подчеркивайте научную новизну полученных результатов;
  • показывайте преимущества вашей разработки по сравнению с существующими аналогами;
  • в заключении отмечайте практическую значимость разработки и экономический эффект от ее применения;
  • привлекайте к работе соавторов;
  • выбирайте научное издание для публикации с учетом уровня вашего исследования;
  • строго соблюдайте требования по оформлению статьи;
  • несколько раз перечитайте готовую статью, исправьте ошибки и неточности;
  • подавайте материалы в редколлегию не позднее назначенного срока;
  • устраняйте все замечания рецензента;
  • проверяйте работу на уникальность перед отправкой на публикацию.

После написания научной статьи, вам необходимо отправить ее на публикацию. Для этого, необходимо подобрать подходящий научный журнал. Читайте далее – Где опубликовать научную статью

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти череп животного
  • Как найти бабушку целительницу в новосибирске
  • Как найти предыдущую резервную копию айфон
  • Как найти работу по телефону на дому
  • В сзв тд не указали способ ведения трудовых книжек как исправить