Как составить сборник стихов своими

Этот текст написала читательница в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Я пишу стихи. Иногда выкладывала что-то в «Инстаграме», читала друзьям, но по большей части всегда писала в стол.

Осенью 2019 года меня пригласили выступить на поэтическом вечере. Это был мой первый подобный опыт, и там я, во-первых, узнала, что моя поэзия нравится реальным людям, а не только маме и подругам, а во-вторых, впервые услышала вопрос: «А когда будет книга?». «Книга? Сборник стихотворений? Да ну, кому это надо», — подумала я.

Как я решила издать свою книгу

Я выросла в Магадане, затем уехала учиться в Благовещенск — изучала английский и китайский. Какое-то время жила в Шанхае, где работала частным гидом/переводчиком, но в 2017 вернулась в Магадан по семейным обстоятельствам. Тогда я устроилась в филиал крупной канадской горнодобывающей корпорации и начала работать вахтами — ездила на Чукотку на рудник. На момент создания книги я работала бизнес-ассистентом директора рудника.

Пишу я сколько себя помню, и стихи, и прозу. В подростковом возрасте писала чуть ли не каждый день, но лет в 20 совсем забросила: решила, что это никому не нужно и не принесет никакой пользы. Когда мне было 27, на фоне переосмысления многих ценностей, я вдруг снова начала писать. Пишу нечасто, могу 3—4 стихотворения за месяц, а могу по паре месяцев только «набрасывать» строчки в заметках. Кстати, я никогда не пишу от руки, только печатаю на телефоне или компьютере.

До того первого поэтического вечера я почти ни с кем не делилась своим творчеством, разве что с ближайшими друзьями. После него я начала публиковать стихи в «Инстаграме»: вместе с оператором и музыкантом сделали ролик на стихотворение о Магадане. Меня начали узнавать, как «девушку, которая пишет стихи».

В январе 2020 я провела свой первый самостоятельный поэтический вечер, места на который были полностью забронированы за неделю. На волне растущей веры в себя я обратилась к местному издательству с вопросом, не хотели бы они мне помочь с публикацией книги. Но в ответ услышала, что таких «кухонных поэтесс, читающих подружкам» много, стихи должны пройти через оценку критика, а критику понравиться сложно. Стихотворения я им все-таки отправила, но ответа не получила.

Весной 2020 года у меня случилось горе: ушел из жизни мой папа. Еще и началась пандемия, появилось много мыслей о жизни и смерти, что мы оставляем после себя, чем запоминаемся. И неожиданно ко мне пришло понимание — я очень хочу выпустить свою книгу, но просто боюсь, что она никому не будет нужна. Эпизод с издательством меня задел сильнее, чем я подумала. Но подумав об этом еще немного, я вдруг поняла:

«А зачем мне вообще издательство? Я ведь все могу сделать сама. И главное, что эта книга нужна мне».

Я набросала себе примерный план:

  • в июле отобрать стихи и подготовить сам сборник;
  • затем найти типографию, художников и дизайнеров;
  • в сентябре отдать книгу в печать;
  • в октябре получить тираж, провести презентацию;
  • активно продвигаться в «Инстаграме» и продавать книгу самой.

Выбор типографии

Для тех, кто не погружен в процесс книгоиздания: книжная печать бывает офсетная и цифровая. Книги, где немного иллюстраций, надо печатать в офсете, — так проще и выгоднее. В Магадане есть только одна типография с офсетной печатью, но у меня с ними совершенно не заладилась коммуникация. На звонки отвечали через раз, письма игнорировали. Тут оговорюсь, во всех творческих проектах у меня есть принцип — сотрудничать только с теми, с кем комфортно общаться.

Эта сфера требует открытости, готовности обсуждать все в очень субъективных рамках, то есть на уровне «мне нравится / не нравится». И прислушиваться друг к другу. Если нет устойчивого контакта, то лучше даже и не начинать. А вот если чувствуешь, что вы на одной волне, то надо работать, даже если это дороже или сложнее. Проверено опытом, только так получается крутой результат.

В результате я выбрала типографию в городе Чехове — уж очень комфортно мне было общаться с их менеджером. Минимальный тираж, за который они брались, составлял 300 экземпляров, и тут я слегка засомневалась в себе. Я думала о 50—100 книжках, но 300? Однако вспоминаем абзац выше: если чувствуешь, что тут тебе сделают именно как надо, то надо брать. Так мы определились с тиражом.

Изначально я хотела печатать книгу в мягком переплете, около 100 страниц, с цветной обложкой и 4—5 цветными иллюстрациями. Кстати, оказалось, что книги состоят из 16-страничных тетрадей, так что страниц должно было быть строго 96 либо 80. В моем случае это значило определенное количество стихов, ведь чаще всего одно стихотворение — это одна страница. Предстоял строгий отбор.

Мне посчитали стоимость печати одного экземпляра в 170 рублей. В итоге вышло около 51 тысячи рублей за весь тираж. Плюс расходы на верстку, регистрацию книги (присвоение индивидуального номера ISBN) и подготовка электронной книги для продажи на «Литресе» и MyBook. Всего около 56 тысяч, плюс доставка из Чехова до Магадана, но об этом позже.

Процесс издания

В середине июля я уехала на Чукотку на трехмесячную вахту. Обычно вахты были короче, но из-за пандемии пришлось поработать подольше. Было тяжело, зато я максимально сосредоточилась на отборе стихотворений. Несколько написала уже практически в последние дни перед сдачей на верстку. В итоге в сборнике получилось 70 моих произведений.

Сборник где-то наполовину состоит из того, что я писала еще в школе и на младших курсах университета, а на вторую, соответственно, из того, что я сочиняла уже после 27 лет. Отбирать «взрослые» стихотворения было довольно просто, их не так много, и большинство для меня вполне достойны публикации. А вот что касается старых произведений, я ориентировалась на собственное ощущение актуальности стихотворений, потому что есть те, которые еще «живые», там есть о чем подумать, а в некоторых юношеский максимализм, драма и даже пошлость зашкаливают.

Никакого четкого принципа, конечно, не было. Просто внутреннее ощущение: это стоит печатать, а это нет.

Корректуру я не заказывала, вычитала сама, плюс немного помогла менеджер типографии. Получилось сэкономить где-то 5 тысяч рублей, но впоследствии я пожалела, так как пару ошибок мы все-таки пропустили. Сейчас бы, конечно, экономить не стала, опечаток хоть и немного, но лучше бы их не было совсем.

Я решила оформить книгу при участии только магаданских художников и дизайнеров, чтобы получился максимально локальный «продукт». Так, мой хороший знакомый нарисовал мне две иллюстрации к стихам в стиле стрит-арта, и мы использовали фото этих рисунков в книге. У другой девушки я попросила разрешение на использование в книге ее картины «Маяк», где изображено одно из самых узнаваемых мест в Магадане, а у меня было посвященное ему стихотворение. Эти иллюстрации достались мне бесплатно, но девушке в ответ я позволила использовать свое стихотворение на открытке с ее рисунком.

Оставалось найти дизайнера обложки и еще пары рисунков, и сарафанное радио меня вывело на местное агентство. Приятель посоветовал своих знакомых, и я обратилась к ним с заказом на пару иллюстраций. После того как мы сделали рисунки, я поняла, что нам очень комфортно работается вместе, и попросила их приступить к оформлению обложки.

Я сделала что-то вроде черновика, накидала «референсов» — картинок с цветовой гаммой и стилистикой, которые мне приглянулись. Пояснила, что обложка должна сразу ассоциироваться с Магаданом и сочетать в себе ключевые символы — девушка, маяк, море, город, одиночество и чайки. Эти же символы изображены на иллюстрациях в самой книге. При этом мне было важно, чтобы обложка не была мрачной и «тяжелой». В результате Мария, дизайнер, сама придумала сделать обложку в цветах магаданских закатов. Она отрисовывала задуманное по частям и отправляла мне на утверждение — почти все я согласовывала сразу.

Финальная обложка книги

Это снова был тот случай, когда крайне приятная коммуникация сработала на ура. Оформление получилось более чем достойное, а книги в наше время все же часто выбирают по обложке. Агентству я заплатила 10 тысяч рублей. А тут еще и выяснилось, что при расчете от типографии менеджер допустила ошибку: 170 рублей — это цена твердого переплета, а мягкий обходится дешевле. Подумав, я решила оставить твердый, раз цена меня все равно уже устраивала, а книга явно от этого только выиграла.

В сентябре мы должны были закончить верстку, и тут начались небольшие проволочки. Приходилось выступать посредником между дизайнером и типографией, так как не всегда было понятно, что и как нужно сделать. Сложность заключалась в том, что в тот момент я находилась на вахте на Чукотке, дизайнер Маша в Магадане, а менеджер типографии и верстальщик — в Чехове. Мешала и разница во времени, и невозможность нормально встретиться и все обсудить.

Процесс выглядел так: все требования по обложке верстальщик объяснял менеджеру, она — мне, я — Маше. Маша в свою очередь что-то начинала уточнять, и какую-нибудь мелочь мы в итоге выясняли друг у друга в течение пары дней. В идеале такие вещи нужно делать в какой-нибудь специальной программе типа «Микрософт Тимс», либо элементарно попросить дизайнера и верстальщика пообщаться напрямую. В следующий раз буду делать именно так.

В итоге к октябрю книга была готова. Время печати — до трех недель. Вес финальной партии — около 80 кг.

Доставка тиража

Я придумала сэкономить на доставке, разделив ее на несколько посылок и отправив их с помощью курьера службой «Боксберри». Когда тираж уже был готов, оказалось, что так делать нельзя. Книги упакованы в палету, никто их на складе дербанить не даст, а курьер в свою очередь 80 кг не заберет. В общем, пришлось срочно искать другой вариант.

Доставка в Магадан — всегда болезненный момент, потому что железной дороги у нас нет, все идет с Владивостока морем, а это долго. Либо самолетом, что получается быстро, но дорого. Доставка морем заняла бы больше месяца и обошлась бы примерно в 10 тысяч рублей. По крайней мере, так рассчитывал калькулятор на сайте. В итоге я выбрала второй вариант, в конце ноября я уезжала на вахту, и книга точно не успела бы прийти. За доставку самолетом пришлось заплатить почти 30 тысяч рублей.

Таким образом, себестоимость одного экземпляра сравнялась с той суммой, за которую я планировала продавать сборник — 300 рублей. Это значило никакой прибыли, но меня это не расстроило, не для этого все и затевалось.

В начале ноября я получила свой тираж. Сложно описать испытанные эмоции. Когда видишь результат своих надежд, стараний, вложенного времени, можешь его пощупать, понюхать, открыть и пролистать, это бесценно. Даже если бы расходы не были возмещены продажей, я бы не пожалела. Но забегая вперед, скажу, что почти всю сумму я вернула.

Держу в руках свою книгу

Презентация книги

Для презентации книги я выбрала арт-пространство, которое открыла моя знакомая. Я слегка помогла ей, одолжив проектор и экран, которые стояли у меня без дела, а она за это не стала брать с меня деньги за аренду помещения на мероприятия. После презентации я договорилась о продаже книги в сети кафе, одно из которых находилось в том же арт-пространстве, а также в местном туристическом центре. За первую неделю было продано 80 экземпляров, к Новому году — чуть меньше половины тиража.

Книжные магазины, кстати, интереса к моей книге не высказали, обосновав это отсутствием у людей интереса к поэзии вообще, а к местной тем более. Но я уже поняла, что дело не в интересе, а в том, как его привлечь.

Мою книгу можно купить в местных кафе и ресторанах
А также в туристическом центре
Фотографии для серии промоакций и статей, которые мы снимали с моим знакомым фотографом

Я провела несколько конкурсов в «Инстаграме» и запустила пару платных промоакций. У меня чуть больше тысячи подписчиков, и я сразу понимала, что основные покупатели моей книги именно они. Где-то за пару месяцев до выхода сборника я начала рассказывать в сторис и постах о процессе создания книги. Когда она была сверстана и ей присвоили ISBN (индивидуальный номер регистрации книги), я предложила подписчикам угадать название — выбрать верное из трех вариантов. Пост набрал около 100 комментариев, для моего наноблога это хороший результат.

Я также разыгрывала книгу перед Новым годом и участвовала в благотворительной лотерее. Сложно сказать, насколько успешными были эти конкурсы, но кто-то точно узнал и обо мне, и о моем сборнике.

Я публиковала много сторис с отзывами и впечатлениями людей, купивших книгу
Презентация книги в ноябре 2020 года

Промоакции меня разочаровали: ни подписчиков, ни продаж. Настроить таргет так, чтобы попасть в свою аудиторию, мне не удалось. Но определить аудиторию для поэта вообще непросто. Вопреки расхожему стереотипу, что современных поэтесс читают только экзальтированные девушки, среди моих читателей встречаются люди обоих полов, самых разных возрастов и интересов.

В феврале я поучаствовала в выставке фотографий своей приятельницы. Мероприятие прошло очень удачно, пришли новые подписчики и люди. Плюс я заработала 5000 Р в качестве гонорара. С самого начала этого проекта я завела отдельный счет, куда сбрасывала все деньги, полученные от продажи и выступлений. Следующее мероприятие было в апреле. Там я предложила людям донатить мне любую удобную для них сумму и собрала почти 20 тысяч рублей.

Итоги и планы

Я сильно просчиталась с электронной книгой, за полгода ее купили всего шесть раз, так что мои роялти не составили и 200 Р. Я судила по себе: редко беру бумажные книги и была уверена, что электронная вмиг окупит расходы на подготовку — около 2500 Р. Но я все равно не жалею, что выложила ее на MyBook и «Литресе», думаю, черед ей еще придет.

Сейчас, в середине августа, я продала почти весь тираж, осталось около 40 книг. Я заработала с учетом мероприятий больше 100 000 Р: продажи за 10 месяцев принесли 70 000 Р, и еще 30 000 Р я заработала на поэтических вечерах и выступлениях. Соответственно, книга себя окупила. Но это вторично, ведь главное — эмоции, полученные от встречи с читателями, их отзывы, чувство, что сделала важный и ценный шаг в своей истории, и море вдохновения на следующие проекты.

Кстати, не так давно со мной связались представители местного печатного издания и попросили мои стихи, чтобы поставить в номер. После того как я их предоставила, мне дали обратную связь от критиков с комментариями типа «поэтическое дарование присутствует, но следует больше работать над рифмами». Может быть, раньше я бы снова расстроилась, но сейчас сказала четко, что никакой критики я не спрашивала и все это дело вкуса. Не нравится — не берите, но переписывать, чтобы взяли, я точно не буду. И еще раз убедилась, что поступила очень правильно, не отдав свою книгу в издательство.

Затраты на издание книги — 102 600 Р

Печать (300 экземпляров, 96 страниц, 5 цветных иллюстраций, твердый переплет, цветная обложка) 51 900 Р
Авиадоставка тиража из Чехова в Магадан 30 000 Р
Подготовка: верстка, электронная книга, ISBN и прочие «выходнушки» 10 700 Р
Иллюстрации и работа дизайнера 10 000 Р

Затраты на издание книги

102 600 Р

Печать (300 экземпляров, 96 страниц, 5 цветных иллюстраций, твердый переплет, цветная обложка)

51 900 Р

Авиадоставка тиража из Чехова в Магадан

30 000 Р

Подготовка: верстка, электронная книга, ISBN и прочие «выходнушки»

10 700 Р

Иллюстрации и работа дизайнера

10 000 Р

Я не стремлюсь получать доход за счет творчества, мне важнее видеть результат, поэтому все, что получаю этим путем, пускаю в дальнейшее развитие проектов. Сейчас я работаю над поэтическим аудиоальбомом: хочу записать стихи с треками-«подложками» от опять же локальных авторов. Один трек уже почти готов, в октябре надеюсь снять на него клип на деньги с «книжного» счета. Подумываю над вторым тиражом, но, скорее всего, буду выпускать его только, если сумею выйти на аудиторию шире Магадана.

Резюмируя:

  1. Издать свою книгу — это увлекательный и развивающий проект, отнеситесь к этому с равной долей ответственности и креатива, выражайте себя по максимуму, но не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам, если позволяют финансы. Книга — это не только ее содержание, но еще и бумага, обложка и верстка. Даже самому преданному почитателю вашего таланта будет приятней ее держать в руках, если она сделана качественно.
  2. Заранее ищите пути распространения, в том числе нестандартные. Моя книга продавалась в кофейнях, в туристическом центре, в арт-пространстве. Сейчас самые активные продажи идут с местного ресторана с морепродуктами, туда всегда приходят гости города, да и вообще место проходное.
  3. Налаживайте связи и не стесняйтесь писать местным бизнесменам, инфлюенсерам и активистам с предложениями. Сейчас многие готовы поддерживать творчество.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Другие могут оценить ваш поэтический дар, если вы с умом соберете ваши стихотворения в сборник. В этой статье объясняется, как самостоятельно выпустить собственный сборник стихотворений.

Шаги

  1. Изображение с названием Create a Book of Your Original Poetry Step 1

    1

    Выберите тему для вашего сборника стихотворений. Например: любовь, отношения, болезнь, скорбь, потеря, учение.

  2. Изображение с названием Create a Book of Your Original Poetry Step 2

    2

    Выберите стихи, которые подходят под эту тему.

  3. Изображение с названием Create a Book of Your Original Poetry Step 3

    3

    Рассортируйте ваши стихи на главы по схожим тематикам.

  4. Изображение с названием Create a Book of Your Original Poetry Step 4

    4

    Составьте оглавление, учитывая главы и оборот титульного листа.

  5. Изображение с названием Create a Book of Your Original Poetry Step 5

    5

    Напечатайте ваши стихи в одинаковом формате, соберите их так, как вы хотите, чтобы они появились в книге.

    • Определите размер вашего сборника, например: 216×279мм; 152×229мм, 140×216мм и т.д. Напечатайте страницы в соответствии с желаемым размером бумаги.
  6. Изображение с названием Create a Book of Your Original Poetry Step 6

    6

    Выберите название для вашего сборника. Примите во внимание тему стихотворений, название должно отражать тему.

  7. Изображение с названием Create a Book of Your Original Poetry Step 7

    7

    Определите, хотите ли вы, чтобы ваш сборник продавался в обычных магазинах или в Интернет-магазинах электронных книг.

    • Если да, то вам необходимо приобрести международный стандартный книжный номер (ISBN), а также штрих-код в агентстве ISBN.
    • Если нет, то пропустите этот пункт, потому что, если вы хотите поделиться своей книгой только с друзьями и семьей, то ISBN не обязателен.
  8. Изображение с названием Create a Book of Your Original Poetry Step 8

    8

    Придумайте обложку книги или наймите для этого иллюстратора. Если вы используете номер ISBN, то на задней стороне обложки под него нужно оставить место.

  9. Изображение с названием Create a Book of Your Original Poetry Step 9

    9

    Найдите типографию, которая сможет напечатать вашу книгу. Посетите местные типографии и рассмотрите вариант Интернет-типографии. Посмотрите на книги, которые они уже напечатали. Оцените нескольких из них.

  10. Изображение с названием Create a Book of Your Original Poetry Step 10

    10

    Выберите типографию, предоставьте свою рукопись и дизайн обложки, разместите заказ.

    Реклама

Советы

  • Вы также можете сочетать в книге различные темы, использовать разные разделы, чтобы связать их вместе.
  • Авторские права на ваши работы предоставляются автоматически на основании выпуска вашего сборника. Однако, если есть подозрение, что кто-то будет использовать вашу работу без отчислений в вашу пользу, то вы можете зарегистрировать книгу в бюро по охране авторских прав США. Бланки можно получить на сайте http://www.copyright.gov/, взнос на настоящее время составляет $45.00.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 7599 раз.

Была ли эта статья полезной?

Я, похоже, давно обещал начать цикл статей на эту тему, чтобы поделиться опытом с теми из вас, кто пишет стихи. Для начала я хочу сказать, что не являюсь профессиональным издателем — я автор, который решил издать свой сборник самостоятельно, потому что не был удовлетворен той работой, которую проделал профессиональный издатель. Такой вот парадокс, хотя, быть может, мне просто не повезло.

Итак. свой второй поэтический сборник  я начал собирать в начале 2016 года. Писать начал с чистого листа, чтобы отвлечься от того «бытового» стиля, которым пользовался раньше. К концу 2016 года я понял, что необходимый материал собран и он, с моей точки зрения, гораздо лучше предыдущего. На самом деле, так думает каждый автор, который находится в творческих поисках и постоянно «эволюционирует». Если вы пишите свой второй сборник, то он, разумеется, будет казаться лучше прежнего. Однако, эта мысль не должна вас одурачить.  

Первым делом я собрал все стихи в большую такую кучу и начал первую вычитку. Это, на самом деле, толком ничего не дало, но текст стал чище. Я избавился от большинства опечаток. Cделать первую вычитку необходимо. Главным образом затем, чтобы начать формировать в своей голове структуру книги, ведь даже если мы говорим о сборнике стихов, то у него должна быть структура — логичное начало, логичное развитие,  и  логичная концовка. Это забывают многие поэты, которые думают следующим образом: «пожалуй, соберу все в кучу, проверю на ошибки и дело сделано!» Но нет. Дело далеко не сделано. Художественная книга — это организм, который начнет жить самостоятельно в ту секунду, когда вы выпустите его на волю. И тогда вы не сможете ничего изменить. Хотите ли вы выпускать урода с деформированными конечностями или вы хотите выпустить некое мифическое и сильное существо? Решать вам, но чтобы получилось что-то осмысленное, необходимо обдумать структуру всего текста.

Для себя я нашел простой выход. Я решил разбить все стихи на циклы, каждый из которых объединен определенной темой. Для меня это была авантюра, но именно она дала мне понять, что мой сборник — это организм с характером и индивидуальностью. Другими словами, каждый цикл говорил о чем-то конкретном или оперировал конкретными символами, но при этом — все вместе выглядело гармонично. Процесс чем-то напоминает собирание мозаики.

Так что, я настоятельно рекомендую разбивать  свой сборник на циклы. Таким образом, вы сможете его лучше понять. Но и поэтические циклы следует распределять осознанно. Сложную поэзию со сложными образами лучше оставить на ужин. На завтрак берите то, что является наиболее понятным и простым. Для своего сборника я выбрал цикл «Пылевое», как цикл, который начинает всю историю. Этот цикл характерен тем, что рассказывает о вещах, которые видел каждый — похороны, кинотеатр под открытым небом, драка до полусмерти, огни соседних домов. Подобные темы близки человеку, поэтому они помогают сознанию легко войти в концепт всего сборника. Но не стоит выстраивать сложность по нарастающей. У читателя должна быть передышка, чтобы перейти к финальному аккорду. В качестве этой передышки я выбрал условные «стихи о любви».

На мой взгляд, необходимо создавать цельную историю, а не  бросать в читателя разрозненные куски. Это не значит, что в поэтическом сборнике должен быть единый сюжет, но это означает, что в поэтическом сборнике должна планомерно прослеживаться центральная мысль. Да, эту мысль могут не все понять и не все оценить, но представьте себе своего читателя и постарайтесь помочь ему с тем, чтобы он понял и принял то, что вы написали. Не нужно его вводить в заблуждение, если в этом не состоит цель конкретного цикла, что также встречается (например в «темном стиле» поэзии трубадуров).

Когда циклы будут сформированы и расставлены по местам, то вам необходимо написать некий вводный текст, который характеризует вашу поэзию. Не обязательно рассказывать о себе. Я, к примеру, написал небольшой памфлет на тему проблем современной поэзии. Он получился очень ядовитым и вызвал праведный гнев у тех, кому я его осмелился показать. Но подобные вещи необходимы, если вы действительно хотите быть понятыми. Помните, что поэзия далека от развлекательной литературы и простым стихосложением вы удивить никого не сможете. По крайней мере, я понимаю это именно так, а вы можете со мной не согласиться.

На этом сегодня все, но я надеюсь что информация была полезна.

PS. Это только первые шаги в подготовке поэтического сборника, но если вы  их пройдете, то у вас будет на руках то, что называется черновым текстом. В следующей части я расскажу вам о своем опыте отсеивания провальных стихов, первого взаимодействия с фокус-группой, а также о дополнительных элементах сборника, о которых следует хорошо подумать, если вы намереваетесь создать  качественную книгу.

Перейти к предыдущей части статьи

Однако, как это часто бывает с прогрессом, легкость процесса обесценила печатные издания. Сборник, не прошедший «тернии» редакторов и издательств, не приносит уже той радости, которую испытывали поэты, например, советской эпохи. Конечно, вы можете раздать книжицу своим родным и знакомым, но вот пристроить ее в магазин будет уже гораздо сложнее. И вы можете оказаться в положении поэта, стоящего на рынке с плакатом «Купите мою книгу!», что не только унизительно, но и бесперспективно.

Поэтому до сих пор гораздо эффективнее напечатать свой сборник в серьезном издательстве, которое имеет свои каналы распространения и вообще придает вашему сборнику некую отстраненную ценность.

Что касается дизайна сборника, то тут тоже есть свои традиции и особенности. Традиционно поэтические сборники имеют небольшой формат — обычно 120×170 или 100×140 мм. В целях экономии их также иногда выпускают одновременно в твердом и мягком переплете.

Оформление обложки, конечно, лежит полностью на совести поэта или дизайнера. Однако лично я считаю, что, если оригинальная авторская идея отсутствует, не стоит лепить на обложку что ни попадя — какие-нибудь осенние листья, жалкого Пегаса или затрапезное перо с чернильницей. Даже одно имя автора и название сборника на обложке смотрятся гораздо лучше, чем безвкусные картинки. А еще лучше придумать что-нибудь оригинальное и лаконичное — например, какой-то символ, или поиграть шрифтом и расположением букв.

Стихосложение-27. Как оформить поэтический сборник?

Фото: ThoughtCatalog, pixabay.com

Чтобы ваш сборник на книжной полке не выглядел «немым», проследите за тем, чтобы на его корешке стояли имя и название.

Стоит ли придумывать псевдоним — решать вам. Но, как по мне, на это должны быть важные причины: например, сознательная мистификация, определённая известность псевдонима-ника, полученная в Сети, желание избежать сравнения и путаницы с именитыми однофамильцами или родственниками, нежелание огласки среди своих знакомых и т. п.

На пространстве внутри сборника лучше не экономить. Стихотворения всегда выгоднее смотрятся на отдельных страницах, нежели напечатанные подряд (даже если это касается трехстишия-хайку).

Иногда формат сборника не позволяет напечатать длинные строки полностью, и их приходится переносить. Тогда лучше проследить, чтобы перенесенная часть не воспринималась как новая строчка и располагалась в правой части листа.

Также надо по возможности стараться избегать переноса строф (особенно сложно разбитых) на другую страницу (особенно на оборот листа). Кстати, для экономии места можно выделять строфы не пробелом, а сдвигом вправо.

Произведения без названий принято предварять звездочками (***), а в оглавлении именовать по первой строчке.

Стихосложение-27. Как оформить поэтический сборник?

Фото: Depositphotos

В конце стихотворения желательно ставить дату. Во-первых, она является четким маркером конца текста, а во-вторых, позволяет представить то время, когда было написано стихотворение. Ведь даже отвлеченное стихотворение о русской природе получает дополнительную окраску, если под ним стоит дата, например, 1942 год.

По той же причине, немаловажное значение имеет краткая биографическая справка об авторе. Благодаря ей читатель будет иметь представление, в каком возрасте написано то или иное стихотворение, насколько оно отвлечено или, наоборот, приближено к реальным будням автора. Конечно, знание о том, что автор военный, не улучшит плохой стих о войне или армии, зато хороший зазвучит намного убедительнее.

Ну и в идеале неплохо бы иметь и хорошую вступительную (или завершающую) критическую статью о творчестве автора. Среди обилия печатной продукции хорошая критика с приведением удачных строчек из стихотворений зачастую играет бесценную роль.

При необходимости будет не лишним снабдить свои стихотворения комментариями. Не каждый читатель будет копаться в словарях и энциклопедиях, чтобы перевести латинское выражение, узнать, что такое «Герника», кто такие Кибела и Лигейя и что скрыто за выражением «Сходить в Каноссу». Комментарии могут быть внизу страницы, но лучше всего размещать их в конце сборника, чтобы не «мешать» стихотворению и не отвлекать внимание более просвещенного читателя.

Бронзовая статуэтка Кибелы, II в. н. э.

Бронзовая статуэтка Кибелы, II в. н. э.
Фото: Peterjr1961, ru.wikipedia.org

Что касается оглавления, то кроме традиционного — постраничного, неплохо бы иметь дополнительное — алфавитное, значительно облегчающее поиск нужного стихотворения как читателю, так и автору.

Теперь перейдем к следующему вопросу: нужны ли стихотворениям какое-либо обрамление или иллюстрации? Как мне кажется, в большинстве случаев это лишнее. Роскошные орнаменты и картинки уместны в переизданиях уже знаменитых поэтов. Начинающий поэт может всеми этими прикрасами заслонить само стихотворение, отвлечь от него внимание читателя. По той же причине не стоит злоупотреблять и замысловатым шрифтом.

Конечно, легкий орнамент или рамка могут иметь место, если они ненавязчивы и выполнены с большим вкусом. То же касается и картинок. Они бывают уместны, если речь идет о сюжетных (вроде «Божественной комедии» или «Василия Теркина») или детских произведениях. Но тогда художник должен быть очень хорош, иначе его иллюстрации только испортят впечатление от текста.

Гораздо большее значение, чем оформление, имеет порядок расположения текстов в сборнике. Думаю, не стоит говорить, что отбирать стихотворения для первой публикации нужно особенно тщательно. Ведь вы должны показать себя во всей красе и разнообразии.

Стихосложение-27. Как оформить поэтический сборник?

Фото: Depositphotos

При отборе желательно соблюсти разумное равновесие между вашим выбором и выбором авторитетных друзей и редакторов. Очередность стихотворений, конечно, целиком на вашей совести, но если вы не можете определиться, могу предложить несколько вариантов:

  1. Стихотворения печатаются в хронологическом порядке, благодаря чему читатель может проследить вашу поэтическую эволюцию, а сборник предстанет неким творческим дневником.
  2. Стихотворения группируются по жанрам. Допустим, лирика, басни, хайку, эпиграммы, поэмы, пьесы и т. д. Крупные жанры в таком случае разумно располагать в конце.
  3. Стихотворения группируются по темам или циклам (если таковые имеются). Например, стихи о природе, о любви, патриотичные, шуточные и т. п. У сборника может быть и целая концепция. Например, стихи, написанные в разные времена года — зимой, весной и т. д. Или описывающие сначала детские воспоминания, затем пору влюбленности и в конце — раздумья о смерти.
  4. Если же вы, наоборот, боитесь утомить читателя однообразием, сделайте смешанный вариант. То есть разумно чередуйте между собой стихи разных жанров и тем, разного уровня сложности и разного объема. Наподобие того, как на музыкальном диске медленные песни сменяются более быстрыми, а легкие — тяжелыми. Разумно также не печатать подряд особо сильные произведения — пусть их оттеняют стихи попроще.

Так или иначе, порядок публикаций целиком зависит от воли поэта, видения того, каким должен быть сборник.

Перед непосредственным изданием (неважно — официальным или любительским) сборника, крайне желательно попросить грамотного человека провести корректорскую работу — то есть просмотреть верстку свежим взглядом и исправить допущенные ошибки.

Далеко не все особенности орфографии, пунктуации и графические приемы поэта могут быть поняты корректором, поэтому правка обязательно должна сверяться и согласовываться с автором. Потому что бывают случаи, когда корректор и редактор не только исправляют кажущиеся «ошибки», но и сокращают, меняют или даже дописывают сам текст. Один мой знакомый поэт рассказывал, как редактор сборника настойчиво пытался дописать к авторским строчкам «Среди поля я один. / Мне к небу надо» — свою: «В рай». В какой рай? Почему в рай? Непонятно…

Данте Габриэль Россетти, «Встреча Данте и Беатриче в Раю», 1854 г.

Данте Габриэль Россетти, «Встреча Данте и Беатриче в Раю», 1854 г.
Фото: artchive.ru

Из вышесказанного можно сделать вывод, что самое главное в деле оформления книги и публикации стихотворений и сборников — это одновременно сохранить уважение и к автору, и к тексту, и к читателю.

Продолжение следует…


Download Article


Download Article

Your poetry may be appreciated by others when it is thoughtfully assembled into a collection. If you want to create a poetry book, you have various options. If you’re making a gift for a friend, or simply want your work assembled in a nice book, consider making your own book. Book binding is not as difficult as you would think with a little time and dedication. You can also assemble a manuscript to send to a publisher. If you’re not sure your book would work for a conventional publisher, look into the self publishing route.

  1. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 1

    1

    Handwrite or type up your poetry. The first step to making your own poetry book is getting your manuscript ready. To do so, you’ll have to write out or type your poems up on individual pages. These pages will later be bound into a book.[1]

    • You can choose whatever size paper you would like, but it’s a good idea to use nicer paper than conventional printer paper. Manuscript quality paper can be purchased online or at a print shop. You can also consider browsing paper supplies at a local craft shop. You may find a nice quality paper you feel would look great in your book.
    • If you intend to type and print your poetry, make sure you are able to print on the paper you choose. Some craft papers may not go through a printer, and you may have to go to a print shop to print on manuscript papers.
    • Once you’ve chosen your paper, type and print your poems or hand write them out on the pages.
  2. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 2

    2

    Organize the pages in a logical fashion. Before binding your poems together, decide on an order. A poetry manuscript is a work of art, so poems should not simply be arranged randomly.[2]

    • Try to group poems by tone or theme. If you have a series of nature poems, group them together. You may have two poems that present opposite ideas, but are in conversation with one another. You can pair these poems side-by-side to make the connection apparent to the reader.
    • Go through your pages and watch out for any weak poems. If you’re not in love with a certain poem, either revise it or leave it out of the manuscript altogether.

    Advertisement

  3. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 3

    3

    Gather your supplies. Once your poems are assembled in a logical fashion, you can begin the process of binding your manuscript. Stop by a craft store and pick up the following supplies:[3]

    • 2 sheets of sturdy cardboard, which you want to cut into the exact same size as your pages. This will serve as the cover.
    • Decorate paper to place over the cover
    • Ribbon
    • A heavy duty hole puncher
    • Glue stick
    • Ruler
    • Scissors
    • Bull clips
  4. Advertisement

  1. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 4

    1

    Create your cover. Use your ruler to draw one line an inch to the left edge of your cardboard. Draw another line a half inch to the left of the edge. Cut along these lines to slice out a centimeter inch thick strip from the cardboard and an one inch strip. Discard the small piece of cardboard and place the one inch strip a centimeter away from the edge of the cardboard. This strip will be wrapped up in decorative paper to form the cover. Repeat with the other piece of cardboard.[4]

    • Take the decorative paper you purchased at the craft store. Use your ruler to draw a rectangle on the backside of the decorative paper. The rectangle should be 1.5 inches longer and 1.5 inches wider than the pages of your manuscript.
    • Once you’ve drawn the rectangle, use your scissors to cut it out. You should be left with a cover page that’s slightly bigger than the pages of your manuscript, as well as the two pieces of cardboard.
    • Go slowly as you cut. You want your rectangle to have fairly even ledges.
  2. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 5

    2

    Draw a border on the backside of your cover. You need this border to help you fold the cover over the cardboard later on. Draw a border that’s 3/4 inch, and surrounds the entire cover.[5]

    • You can mark your border on the backside of the cover page using a ruler and pen.
    • Draw two horizontal lines 3/4 inch into the bottom and top edges of the cover.
    • Draw two vertical lines 3/4 inch to the left and right edges of the cover. This should create a 3/4 inch border surrounding the cover page.
  3. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 6

    3

    Finish your cover. Cover the entire piece of cardboard with glue. Place the cardboard onto the backside of the cover page. Make sure to fit the cardboard within the border you just drew. Flip the cardboard over, so the front side of the cover page is facing up. Gently press the cover onto the cardboard, making sure to smooth out any ripples or air bubbles.[6]

    • Do not apply glue to the paper. Glue can cause the paper to wrinkle and swell up.
    • Repeat this same process with the back cover.
  4. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 7

    4

    Fold the nice paper over the front and back cover to secure. Take the front cover and flip it upside down so the cardboard is facing up. Fold each corner of the cover inward. Glue the corners in place.[7]

    • Once the glue on the corners has dried, fold the sides of the cover over, so the cover is securely wrapped around the cardboard. Glue these sides in place as well.
    • Repeat the same process with the back cover.
  5. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 8

    5

    Create the inside cover. Take your decorative paper again. Draw two rectangles half an inch shorter and half an inch more narrow than your manuscript pages. Cut out these rectangles.[8]

    • Glue each rectangle to the backside of the front and back covers.
    • The rectangles should cover up the cardboard, giving your inside cover a pretty appearance.
  6. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 9

    6

    Punch holes through the pages, and front and back cover. Make sure to use a heavy duty hole puncher, especially if you have a thicker book. Use your bull clips to sandwich your pages between the front and back cover. Make sure everything lines up evenly.[9]

    • Place your book face up on a flat surface.
    • Along the left side, punch one hole 1.5 inch from the top of the book. Punch another hole 1.5 inch from the bottom of the book. Both of these holes should be half an inch in from the book’s spine.
  7. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 10

    7

    Bind your book. Cut out a piece of ribbon six times as long as your book is high. Feed your ribbon through the top hole along the spine of your book, feeding it through the top side of the book. Pull the ribbon underneath the book until there’s only a length of ribbon slightly longer than the width of the book sticking out the top side of the book. Loop the ribbon stemming from the bottom of the book back around to the top of the book and pull the ribbon into a tight loop.[10]

    • Take the ribbon coming out of the bottom side of the book’s top hole. Pass it over so it’s on top of the book again and thread the ribbon through the the bottom hole. Loop the ribbon back to the top of the book. Feed it through the bottom hole again, and pull until tight.
    • Wrap the ribbon underneath the book. Loop it over the top of the book, and feed it through the bottom hole again. Feed the ribbon through the top hole once more. There should be a criss-cross pattern running along the spine of the book.
    • Wrap the ribbon over the top of the book. The ribbon you’ve been threading should be next to the other side of the ribbon you left when you began threading. Tie these two ends together in a tight knot, and tie the knot into a bow. Your book is now complete.
  8. Advertisement

  1. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 11

    1

    Review your poems and revise once more. Before sending your poetry off to a publisher, revise it carefully. You do not want to send in a manuscript that has typos or other errors. You should also revise poems for content. You want your poems as high quality as possible before sending into the world.

    • Comb over your manuscript and scrutinize each poem. Does it convey what you’re trying to convey? Is the language effective? Does it help you adequately express your central theme or idea?
    • Watch out for typos and basic errors as well. You should only send out a manuscript that has been thoroughly proofread.
  2. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 12

    2

    Organize your poems for the manuscript. From here, you’ll want to organize your poems. A poetry anthology should function like a novel. It should progress naturally, moving between themes and ideas. You should not just assemble your poems haphazardly.[11]

    • Think of your book as the final poem in your manuscript. Just as a poem progresses logically based on theme and meter, your poetry book should have a flow to it. Figure out a rhythm that works for you. Should shorter poems come first, with longer ones in the middle, and finishing off with shorter ones? Or do you want a beat that varies, moving from a short poem to a long one?
    • See if you notice any relationships between poems. Do certain poems speak to one another? A poem about life, for example, may pair well with a poem about death and rebirth. You could try pairing these poems together in your manuscript.
  3. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 13

    3

    Consider dividing your manuscript into separate sections. Many poetry books are organized by theme. Linda Pastan’s The Five Stages of Grief, for example, is organized by themes like anger, denial, bargaining, and so forth.[12]

    • Do your poems seem to have different themes throughout? Are there certain poems that are all about nature and its decay? Are a handful of poems about rebirth?
    • If your poems seem to be easily divided based on theme, think about dividing your poetry book into different sections. Think of each section as a separate poem, and try to organize sections based on things like rhythm, meaning, poems that speak to each other, and so forth.
  4. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 14

    4

    Read through your manuscript. Once you’ve assembled your manuscript, give it a read through. Make sure it flows together nicely. You should be able to feel a certain rhythm in your manuscript, and trace a logical trajectory of ideas and themes.[13]

    • It may be helpful to print your manuscript out for this process. If you dislike the organization in one section, you can easily switch a few poems around and reread. See if you like the new section better.
    • If you find any weak poems, simply remove them, especially if they are unnecessary to the thematic progression of your work. You want your manuscript to reflect the best version of yourself and your poetry. There is no room for weak work.
  5. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 15

    5

    Follow all instructions when sending your manuscript in to a publisher. Once your manuscript is ready, make sure to follow all instructions on how to send to your chosen publisher. Presses and publishing houses have a variety of guidelines when it comes to mailing in a manuscript. Less is generally more with poetry. Most publishers want a manuscript around 48 to 64 pages in length.[14]

    • Some publishing houses accept electronic submissions. If this is the case, make sure you send your files in the proper form. Many publishers will want a PDF file over a word document. If you’re mailing your poems in, make sure you follow guidelines for binding. A publisher may also want a self addressed stamped envelope included with your manuscript.
    • You will probably have to write a cover letter explaining your credentials as an author, and giving a brief overview of your collection. Here, mention anything that would give you an edge over potential competition. For example, mention if you attended a prestigious MFA program or won any literary awards.
  6. Advertisement

  1. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 16

    1

    Make sure your manuscript is ready for publication. A lot of famous poets, such as Walt Whitman, initially published themselves. This can be a great outlet for you if you’re unsure you want to go a traditional publishing route. However, you do not want to waste time and money on self publishing if your work is not ready. Read over your poetry collection and try to be honest with yourself. Is this work ready for publication? Would you be happy putting this work out into the world?[15]

    • Seek input from others. Have trusted friends, or any colleagues you have from college or an MFA program, read through your collection. Ask them if they think it’s polished and professional, and whether they would pay for a book like this. If you get lukewarm feedback, you may want to reconsider self publishing. Try to work on your poetry for a few more months before publishing your book.
    • It may also be worth your time to hire a proofreader. Self-published books do not go through as strict an editorial process, and many writers find it difficult to catch their own errors. Careful proofreading is important, as a work with grammatical errors can reflect poorly on you as a writer.
  2. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 17

    2

    Find the right publishing route for you. If you think your work is ready, you’ll need to find an outlet through which to self publish. There are a variety of publishers that allow writers to self publish their own works for a small fee. Assess what your budget is, and explore a variety of options.[16]

    • Self-publishing services will print however many copies of your book that you want, for a fee. Print-on-demand services will take a PDF copy of your manuscript, for a fee, and print copies of your book when a potential reader places an order. You are completely responsible for marketing and selling your book with these kinds of companies.
    • In addition to browsing the costs from various companies, consider other costs. Marketing your book may cost money. If you’re unable to do graphic design on your own, you will need to pay a graphic designer to design your cover.
  3. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 18

    3

    Assemble your collection. Once you’ve selected a route for self-publishing, assemble your materials. The process of assembling a self-published manuscript is more or less the same as the process of assembling a manuscript that’s being sent to a publisher. You want to make sure the poems work together in a cohesive manner, and that all the poems speak to the overall theme of the collection. However, there are some unique considerations when it comes to self-publishing.[17]

    • You need to have some kind of cover art for your collection. If you do not know how to design a cover on your own, you will either have to hire a graphic designer or have a friend help you.
    • You will have to figure out how to format the book properly for the publishing company you’re sending it to. You can check guidelines online.
    • Self-published collections are usually not edited. You will want to make sure you edit all your content carefully to make sure your manuscript is free of spelling and grammatical errors.
  4. Image titled Create a Book of Your Original Poetry Step 19

    4

    Send in the materials. Once you’ve completed formatting, proofreading, and designing your collection, send it in to your chosen company. You will have to pay a fee. If you’re printing multiple copies rather than doing print-by-demand, that fee will be higher.[18]

    • Once you send in your material, you should receive a copy of your book of poetry within a certain timeframe outlined by the company. Once you receive your book, you will have a book of poetry to share with your friends and loved ones.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Do you have to put a foreword in the book?

    Community Answer

    It depends on the requirements of your publishing house. If you’re self publishing, you can choose whether or not you want to use a forward.

  • Question

    What kind of places will buy original poetry?

    Community Answer

    Some literary journals, both online and in print, pay for poems. If you get a book published through a publishing house, you will keep some of the money your book earns.

  • Question

    Is it possible to get my poetry published for free?

    Community Answer

    If your poetry is accepted for publication, you usually do not have to pay any fees to have the book published. However, not all publishers do marketing campaigns for poetry, so you may need to put some of your own money into self promotion.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • A copyright for your work is automatically granted to you based on your assembling the collection. However, if there is a chance someone else might use your work without crediting you, register the book with the U.S. Copyright Office. Forms are available at http://www.copyright.gov/ The current fee is $45.00.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 127,078 times.

Reader Success Stories

  • Samantha Gregory

    Samantha Gregory

    Sep 9, 2017

    «Your step-by-step article clearly shines the light at the end of the tunnel. My vision has become so much clearer,…» more

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить необычное резюме
  • Как найти осужденную девушку
  • Как найти энергию электрического тока
  • Как грамотно составить протокол совещания
  • Как найти радиус через угловое ускорение