Как составить считалочку

Сочиняем считалки

Работа в группах

На уроке литературного чтения ребята
знакомились с устным народным творчеством. Очень понравились им считалки:
ведь на самом деле считалками дети пользуются почти во всех играх. «А
давайте  мы сочиним свои считалки», —
решили третьеклассники.  


На одном из
уроков ребята разбились по группам и начали творить. Вот что у них получилось:

Волчья считалка

Раз,
два, три, четыре, пять

Вышел
волк овец считать

Овечка
прячется в кустах

И
дрожит от страха.

Серый
мимо прошёл,

Он
бедняжку не нашёл.

            (Вихров Никита, Никулин Дима)

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BA%20%D0%BF%D0%BD%D0%B3&stype=image&lr=237&noreask=1&source=wiz

Уборка

Раз,
два, три, четыре.

Уберёмся
мы в квартире:

Там
игрушка,

Тут
хлопушка.

А
мы швабры все возьмём

И
квартиру приберём!

            (Мартынова
Лиза, Казимирова Даша)

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BD%D0%B3

Спрятали…

Раз,
два, три, четыре, пять

Поиграем
мы опять.

Свечку
спрятали за печку,

Галка
спрятала скакалку,

Кот
Василий за трубу положил кусок рагу.

Вдруг
с работы мамочка пришла –

Все
вещички враз нашла!

            (
Найданова Юля, Ковтяк Маша, Лямзин Дима, Чигин Ваня)

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D0%BD%D0%B3

Часики

Раз,
два, три, четыре, пять

Часики
идут гулять.       

Тик
– так, тик – так,

Время
нам идти гулять.

Часики
пробили два,

Разбежались,
кто куда!

                        (Бабакова Инга, Григорьев Егор)

Раз, два, три, четыре, пять

Зимой хочется гулять.

Только вышли на прогулку –

Валя потеряла куртку.

Мы пойдём во двор гурьбой,

А тебе пора домой!

            (Пономарёв Гриша, Бабакова Карина,
Максимов Семён)

Внеурочная деятельность

«Культура речи»

Тема: Сочиняем считалку.

Цели занятия:

1.     Углублять
и расширять знания учащихся о жанрах устного народного творчества, ритме, как
основе искусства;

2.     Учить
овладевать умением составлять считалки, выражать свою собственную точку зрения
в процессе коллективного обсуждения, реализуя личностные особенности учащихся
через восприятие и осознания устного народного творчества;

3.     Развивать
творческий потенциал детей, интеллект, речь;

4.     Воспитывать
уважение к наследию русского народа.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

— преобразовывать
информацию из одной формы в другую;

— делать выводы в
результате работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

— развивать умение
слушать и понимать речь других ;

— оформлять свои мысли в
устной и письменной речи;

— умение работать в паре
и группе.

Регулятивные УУД:

— определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— проговаривать
последовательность действий на уроке;

— учиться работать по
предложенному учителем плану.

Личностные результаты:

-формировать мотивацию к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-оценивать поступки в
соответствии с определенной ситуацией.

Духовно-нравственное
развитие и воспитание:

— воспитание
нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные
поступки, в том числе речевые.

— гражданско-
патриотическое воспитание;

-воспитание трудолюбия,
способности к познанию;

— воспитание здорового
образа жизни;

— экологическое
воспитание;

— эстетическое
воспитание.

Оборудование: мультимедийная
презентация, проектор.

Ход
занятия

I.                  
Организация класса. Мотивация учебной
деятельности
.

Собрались
мы здесь сегодня не на пир честной ,а  на беседу добрую, интересную да
складную. И чтоб был у

нас
мир да согласие, игра, задор, да учение. Хочу всем пожелать активного участия в
предстоящей работе.

II.              
Актуализация опорных знаний.

Вспомните,
какие вы знаете жанры устного народного творчества?

Определите,
к каким жанрам относятся следующие строки?

а)
«Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки». Это
загадка
.

б)
«Проворонила ворона вороненка». Это скороговорка.

в)
«Нет друга- ищи, а нашел- береги». Это пословица.

г)
«Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.

Бежит
курица с ведром, заливать кошкин дом». Это потешка.

д)
«Жили- были муж и жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила
зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:


Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.


Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку…Это
сказка.

е)
«Жили-были три чертенка

и
два маленьких котенка.

Им
велели дружно жить,

А
тебе идти водить!» Это считалка.

III.          
Развитие умений.

1.     Беседа
о жанровых признаках считалок.


Что вы знаете о считалках?


Как по-вашему, считалки- жанр древний или молодой? Почему вы так думаете? ( На
самом деле считалки – очень древний жанр, когда- то они сочинялись не детьми, а
взрослыми, чтобы между охотниками можно было справедливо распределить роли. С
помощью считалок определялось, кто остается со своим племенем, кто идет на
опасную охоту.) Сейчас считалки полностью «захвачены» детьми.


Послушайте считалки и скажите, какие из них – древние, а какие –современные.
Объясните, почему вы так думаете.

Эни-бэни-рики-паки,

Турба-урба-сенти-бряки.

Может-
выйдет-может-нет,

В
общем-полный-Интер-нэт.

Ехал
мужик по дороге,

Сломал
колесо на пороге…

Сколько
надо гвоздей?

Долго
не думай,

Говори
поскорей.

Шалуны-
балуны,

Выбегайте-
во дворы,

 Становитесь-ка
-играть,

Воеводу-
выбирать.

Воевода
из народа,

Выходи
– из хоровода.

А
ты- добрый молодец,

Становись-
в самый конец!

Плыл
–по-морю-чемо-дан,

В
чемо-дане-был-диван,

На-диване-ехал-слон.

Кто-не-верит-выйди-вон!


Если содержание в считалках- не главное, то что же главное?

Вспомните
задачу жанра. (Весело и справедливо распределить роли.)


Что вызывает сомнение? (Справедливо распределить роли.)

2.
Наблюдения над ролью ритма в считалке.

1.
Беседа.


Что же нам позволяет быть не всегда справедливыми при расчете?

(
Ответы ребят не комментируются.) Сейчас выясним, кто из вас прав.


Посмотрите на экран как записаны считалки:

Плыл
–по морю-чемо-дан,

В
чемо-дане-был-диван,

На-диване-ехал-слон.

Кто-не
верит-выйди-вон!

Эни-бэни-рики-паки,

Турба
–урба -сенти-бряки.

Может-
выйдет-может-нет,

В
общем-полный-Интер-нэт.

 —
Попробуйте объяснить, почему раздельно записаны слова чемодан, Интернет? Что
обозначают многочисленные тире в текстах считалок?

(Это
обозначение пауз, создающих ритмический рисунок.)

2.     Игра.


Повернитесь друг к другу и рассчитайтесь в соответствии с тем, как расставлены
паузы.

-Теперь
я изменю написание слов. Рассчитайтесь заново (водящий тот же.)

Что
получилось?    (Из круга должен выйти другой)

Плыл
–по морю-чемодан,

В
чемодане-был-диван,

На-диване-ехал-слон.

Кто-не
верит-выйди-вон!

Эни-бэни-рики-паки,

Турба
–урба -сенти-бряки.

Может-
выйдет-может-нет,

В
общем-полный-Интернет.


Заметьте, изменилось даже написание слова Интернет. Поскольку произносится
твердо (нэт), а пишется –нет, то в разделенном варианте слово записали так:
Интер- нэт, иначе бы было непонятно, что значит: Интер- нет.


Тире на письме обозначают паузы, ритмический рисунок – считалки. А как эти
паузы в считалках показывают?  (Жестом.)


Так что же важнее в считалке – жест (пауза) или слово?   (Жест, пауза. Именно
они позволяют распределять роли не слишком справедливо.)

3.     Сочинение
считалки.

1.Наблюдения
над изменением считалок
.


Сегодня вы попробуете сочинить новую считалку. Можно совсем новую, можно
вариант старой. Задание это для вас-  совсем простое. Дело в том, что вы и так
довольно часто их сочиняете. Во- первых, считалки постоянно бывают вами
востребованы во время игр, во- вторых, это жанр, который,  в отличие, например,
от былин, постоянно меняется. Жизнь меняется – содержание считалки меняется.
Вот эту считалку знают все- но все в разных вариантах:

Вышел
месяц из тумана…

Вынул
ножик из кармана.

Буду
резать, буду бить,

 Все
равно тебе водить.

                                         -Узкий
месяц сравнивают с ножиком. А вот другие варианты  той же считалки. Слушайте и
объясняйте, под влиянием чего она изменилась:

Вышел немец из тумана…

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

 Все равно тебе водить.

Вышел робот из тумана…

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

 Все равно тебе водить.

— Какой вариант той же считалки знаете вы?

— Ознакомьтесь с литературным вариантом
считалки:

И.Демьянов

Вышел месяц из тумана,

А я буду капитаном,

Рано-рано по утру

Я команду наберу.

Ты не вешай носа-

Я возьму тебя матросом!

Вышел месяц из тумана,

Вышел месяц очень рано,

Погуляв по синеве,

Ловит рыбу на Неве!

2.Групповое сочинение считалок
(вариантов известных считалок):

— обсуждение структуры (содержание может
быть любым, заход часто строится на счете, главное в структуре считалки –слова
выхода);

— выбор темы (исходной считалки);

— работа по созданию нового текста.

3.Проверка нового текста на ритмический
рисунок
.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу:

-что тебе нужно было сделать?

— Удалось ли тебе выполнить задание?

— Ты сделал все правильно или были
недочеты?

-Ты составил все сам или были недочеты?

— Сейчас мы вместе с….. учились оценивать
свою работу.

-Что мы делали?

-Какие умения формировали?

III.
Итог.

— Что нового узнали о считалках?

-Интересно ли было сочинять считалку? Чем
эта работа была увлекательна?

— С каким настроением вы уходите с
занятия?

-Как бы вы сами оценили свою работу?

Деятельность учащихся:

-участвовать в диалоге  в соответствии с
правилами речевого общения.

-читать вслух целыми словами осознанно,
правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Тема: Раз, два, три — считалку сочини!

 Урок развития речи во 2 классе

Цель урока: построение знаний о художественных особенностях жанра считалки. 
Задачи: 
Образовательные: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний о жанре считалка.
Развивающие: 
– развить креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух, научить создавать звукообраз считалки.
– создать оптимальные условия для развития у учащихся умений работы в группах постоянного состава, для развития и раскрытия творческого потенциала ребенка, создания благоприятных условий реализации его природных способностей проявлять инициативу и самостоятельность.
Воспитательные: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения. 

Краткое описание хода урока

Урок разработан с применением активных методов обучения и направлен на повышение мотивации обучающихся, стимулирования их познавательной активности и творчества. 
На первом этапе урока – инициации — используется прием эмоционального настроя на коллективную творческую деятельность путем демонстрации отрывка из м/ф «По дороге с облаками»
На втором этапе – вхождение или погружение в тему – формулируется тема предстоящего обсуждения.
На третьем этапе – формирования ожиданий учеников – используется метод «Дерево желаний».

Четвертый этап – проработка содержания темы. На этом этапе дети выясняют художественные особенности считалки.

Конечный продукт – сочинение учащимися считалок:

1- сочинение по заданным рифмам.

2 -по заданной строчке (с элементом звукоподражания)

3- по первой и последней строке.

Представление коллективных продуктов. 

На итоговом этапе урока учитель анализирует и озвучивает полученные данные и делает выводы по результатам рефлексии.

Урок стимулирует познавательный интерес и поисково –исследовательскую деятельность учащихся, формирует личностные качества: совместная работа в группах. Развивает коммуникативные качества, творчество, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией. 
Урок является компонентом системы реализации компетентностной модели учащегося и направлен на формирования таких ключевых компетентностей как: 
— коммуникативная компетентность (коммуникативно-диалоговая деятельность); в процессе урока совершенствуются навыки обмена информацией, толерантности при создании совместного продукта деятельности; 
— учебно-познавательная компетентность ( формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности); умение рефлексировать, сопоставляя отдельные этапы урока. 
— социальная компетентность – способность к нравственному самоопределению (социализация учащихся осуществлена через актуализацию индивидуальной активности, групповой, через создание ситуации успеха в процессе сотрудничества (выступление учащихся, представление своей позиции). 

Подробный конспект урока

Инициация

Учитель предлагает детям карточки – билеты разных цветов, по которым учащиеся распределяются на 5 групп по 5-7 человек. Динамично начать урок, обеспечить хорошую эмоциональную атмосферу в классе, позволяет клип из мультфильма «По дороге с облаками» слайд№1

Вступление, целеполагание

Учитель: Раз, два, три — за парту сядь и замри! На предыдущем уроке мы говорили об особенностях стихотворений. Назовите их.

Раз, два, три, четыре, пять — начинаем вспоминать.

Дети: Стихи ритмичны, имеют рифму, стихи отличаются краткостью и точностью.

(Учитель записывает ответы на доске: «Ритм, рифма, краткость, точность».)

Учитель: Раз, два, три, четыре, пять — иду стихи я выбирать. (Учитель раздаёт стихи группам детей)

Учитель: Стихи эмоциональнее, ярче, красочнее. Прочитайте стихотворение с разным настроением: слайд№2

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит,

Если веришь, стой и жди

А не веришь — выходи!

  • Группа№1: Заунывно, вяло.

  • Группа№2: По-злому, сурово.

  • Группа №3: Весело, озорно, чётко.

  • Группа№4: Тихо, словно, не мешая спать.

  • Группа№5: Торопливо, спешно, скороговоркой.

(Дети в группах готовят эмоциональное чтение стихотворения, затем один представитель группы выходит к доске)

Учитель: Раз, два, три, четыре , пять — дружно начали читать!

Порядок выступления детей учитель определяет считалкой:

Учитель: 1) -Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.

2) -Раз, два, три, четыре, пять — читает группа №5

3) -Раз, два, три — читаешь ты!

4) -Эни, бени, рики, паки.

Турбаурбасинтибряки,

Может выйдет — может нет,

Может — полный Интернет!

5) -Рики-дики, дики-дон,

Кто последний — вышел вон!

Учитель: Какая интонация подошла к нашему стихотворению?

Дети: Веселая, озорная, громкая, размеренная (Учитель записывает эти слова на доске).

Учитель: Для чего нам нужны такие стихи? В каких ситуациях вы ими пользуетесь?

Дети: Это считалки. Они используются вначале игры, чтобы установить правила.

Учитель: Догадались, о чем мы будем говорить?

Дети: О считалках. ( Запись темы на доске) + слайд№3

Учитель: Верно, ведь чтобы играть дружно и весело лучше установить порядок и правила игры. Раз, два, три, четыре, пять — будем считалки сочинять.

Планирование эффектов урока: слай№4

Название метода: «Дерево ожиданий»

Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12

Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.

Необходимые материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.

Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок по количеству участников, приготовить необходимые материалы.

Технология проведения: Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». Участникам раздаются заранее приготовленные яблоки. На них дети пишут свои ожидания от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку.

Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед. 

Учитель: На доске — волшебное дерево — это дерево наших ожиданий от урока. Напишите на яблоке, что вы хотели бы узнать, чему научиться, что испытать на уроке, и мы повесим яблоко на дерево, узнав, чего ждет каждый.

Особенности считалки.

Учитель: Раз, два, три, четыре, пять — будем считалки сочинять.

Что общего у считалки и стихотворения?

Дети: Рифма. Ритм (доска)

Учитель: Найдите рифмы в считалках, но сначала найдите считалку в конверте, который находится у вашего места. Учитель заранее прикрепляет конверты со считалками к нижней крышке парты, чтобы в подвижной игре повысить эмоциональный тонус урока. Каждая группа находит свою считалку, дети подчеркивают в ней рифмы.

Примеры заданий:

Пчёлы в поле полетели.

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем – водишь ты.

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,

Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

Плыл у беpега пескаpик
Потеpял воздушныйшаpик.
Помоги его найти —
Сосчитай до десяти.

————————————————————————

Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз — два — три,
Королевой будешь ты. Слайд№5

Учитель: Прочитайте свою считалку, ладошками прохлопывая ритм, назовите рифмы.

Учитель вызывает группы детей, определяет порядок выступления, считая их:

  • Голубь, гусь, галка — вот тебе считалка.

  • А, б, в, г, д, е, ж — едет баба на еже.

  • Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать.

А без друга нынче туго,

Выходи скорей из круга.

  • Краюшка, горбушка, ломтик.

Учитель: Какой ритм считалки?

Дети: Четкий, прерывистый. (Слова записываются на доске, образуя опорную схему).

Учитель: Считалка — это часто маленький рассказ в стихах: слайд№6

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот сидит —

Сметаны нет.

Помогите-ка Степану-

Поищите с ним сметану.

Учитель: С какой ещё особенностью считалок мы познакомились?

Дети: Считалка – история в стихах. (Запись на доске)

Физкультминутка слайд№7

Учитель: Раз, два, три, четыре, пять – нам пора бы отдыхать. Встали, ребята.

Учитель читает считалки, выполняя гимнастические упражнения, бубном подчеркивает ритм.

  • Трынцы — брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги – диги – диги – дон

Выходи скорее вон!

  • Аты – баты,

Шли солдаты,

Аты – баты на базар.

Аты – баты,

Что купили?

Аты – баты, самовар.

  • Раз, два, три – сядь, замри!

Учитель: Что напоминают слова по своему звучанию в первой считалке?

Какие слова в первой считалке помогли услышать звон бубенцов.

Во второй?

Дети: Строевой шаг солдат

Это специальные, так называемые звукоподражательные слова.

  • Запись на доске: звукоподражание

Учитель: Зачем они употребляются в считалке?

Дети: Они делают её ещё более выразительной, как бы звучащей.

Учитель: Что мы узнали сегодня о считалке?

(Используя опорную схему, записанную на доске в ходе урока, дети обобщают особенность жанра считалки.)

Доска:

История в стихах

весёлая чёткая

озорная считалка прерывистая

громкая рифма

размеренная звукоподражание ритм

Сочинение считалок

Учитель: Посмотрите на картину Маковского «Игра в бабки». Слайд№8

Как вы думаете, что помогло деревенским мальчишкам так дружно играть?

Да, они приняли порядок игры, а помогла им считалка. Этот способ очень старый. Но вопрос – откуда они могли знать считалки? Слышали, .., сочиняли их. А мы попробуем сочинить считалки сами?!

Учитель: Раз, два, три, четыре, пять – идём считалки сочинять. Слайд№9

Даю рифму. Прочитайте: слайд№10

Раз, два, три, четыре!

………..на квартире,

.………………..пили,

.………………..били,

……………..платили.

………………платить,

…..…………..водить.

Учитель: Каким может быть содержание этой считалки? Выберем главных героев – слайд№11 Подберите подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась интересная считалка.(Обсуждение в группах, выступление)

Сравните с подлинником: слайд№12

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире.

Чай пили,

Чашки били,

По три денежки платили.

Кто откажется платить,

Тот и будет водить.

Учитель: Для сочинения второй считалки нам дана вот такая первая строчка: Ухти-тухти-тухти-тух!

Учитель: Как называются такие слова?

Дети: Звукоподражательными

Учитель: Что может издавать такие звуки?

Дети: Самовар, чайник

Учитель: Подберите слово, связанное со словом САМОВАР по смыслу и рифмующееся со словом ТУХ слайд№13

Дети: Потух

Учитель: Третья строчка нам дана: Мы зажжём его опять. Давайте сочинять дальше. Что будем попивать? Какой? С чем?

Возможный вариант считалки: слайд№14

Ухти-тухти-тухти-тух!

Самовар совсем потух.

Мы зажжем его опять,

Будем чай попивать.

Крепкий, сладкий, ароматный,

Удивительно приятный,

С калачом, с крендельком.

И с румяным пирожком.

Учитель: Для сочинения третьей считалки нам даны первая строчка и некоторые слова в других строках: слайд№15

Раз, два, три, четыре, пять!

……………………………………..

…………………..на лужок,

…………………………………………

Кто не хочет танцевать,

………………………………………

Учитель: О ком можно сочинить такую считалку? О чём в ней можно рассказать? Подбери рифмы к словам: пять, лужок, танцевать.

Возможный вариант считалки: слайд№16

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли кошки погулять,

Пошли на на лужок,

Собрались во кружок.

Кто не хочет танцевать,

Тот пойдёт нас всех искать!

Итоги урока, рефлексия

Учитель: С чем мы сегодня познакомились? Чем отличается считалка от других стихотворных произведений? Какие считалки вам особенно понравились? Нарисуйте на жёлтом кружке своё настроение и прикрепите свой смайлик к доске. Слайд№17

Домашнее задание: слайд№18

Сочините считалку по данному началу и концу:

Шли зайчата на базар

…………………………………

…………………………………

Говори поскорей.

Не задерживай людей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти чистую массу соли
  • Как найти ответ какое лишнее слово
  • Как найти погрешность измерения для графика
  • Как найти один наушник айрподс про
  • Сайты открываются в новом окне как исправить