Ведущий 1: Добрый вечер! Мы рады приветствовать всех в нашем клубе. У нас сегодня особенный день. Мы собрались здесь для того, чтобы раскрыть свои таланты. Итак, наш клуб начинает свою работу.
Ведущий 2: Мы волнуемся, но надеемся, что вы разделите с нами радость первых открытий и новых начинаний!
Ведущий 1: Я хочу узнать у вас, что вы ожидаете от сегодняшнего мероприятия? (ответы гостей) Спасибо за ответы! Понять, сбудутся ваши ожидания или нет, мы сможем, если начнем работу! Спасибо всем за поддержку! Что ж, пожалуй, начнем! Ни пуха, ни пера!
Ведущий 2: Что за прелесть эти танцы! Как я влюблена в них: вальс, ламбада, диско, индийские танцы, бальные танцы, танго.
Ведущий 1: Да-да, танго, и какое! Сегодня с нами неподражаемые Надежда Васильевна и Валерий Петрович и их заразительный танец «Аргентинское танго».
Ведущий 2: Браво! Браво! Просто так мы вас не отпустим. Смогли бы вы прямо сейчас для нас показать танцевальный мастер-класс, а мы будем повторять.
Ведущий 1: Как здорово мы начали и все благодаря таланту Н.В. Я не сомневаюсь, что впереди нас ждут не менее увлекательные выступления. Кстати, как Вы думаете, если звезды зажигают – это кому-нибудь нужно?
Ведущий 2: Безусловно, и в этом нас убедит Даниил Гаенков вместе В.В.Маяковским (стих-е «Послушайте»)
Ведущий 1: Да-да, сегодня вечером еще не одна звезда загорится над крышей нашего лицея.
Ведущий 2: Представляю: летний вечер, звезды, скамейка во дворе, и мы сидим, наслаждаемся звуком гитары.
Ведущий 1: Что представлять, сейчас все услышим и увидим, а в этом нам помогут Максим Туркин и Юрий Рогов (гр.»Кино» песня «Кукушка»)
Ведущий 2: Вот так! Знай наших! Мы и так умеем. Представляете, вчера разгадывала кроссворд, а там по горизонтали — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Ведущий 1: Так это же любовь.
Ведущий 2: Конечно, я сразу представила, как Аня Кострицкая декламирует стихотворение Ф.Тютчева «О, как убийственно мы любим…»
Ведущий 1: Да, дорогие девушки, послушайте Тютчева, ведь своим стихотворением он пытается предупредить нас обо всех опасностях любви, предостерегает и призывает быть осторожнее.
Ведущий 2: В преддверии Дня Победы актуальны стихи о войне. Анастасия Пономаренко стихотворением А.Дементьева «Баллада о матери»напомнит намо героических матерях того времени. Безусловно, такое стихотворение не оставит равнодушным даже самой холодное сердце.
Ведущий 1: Романс! Что такое романс? Он не зависит от моды и современных вкусов. Его любят. И самое главное, что эта любовь всепроникающая. Романс — простой, задушевный, эмоциональный, искренний и талантливый разговор человека с человеком. Талантом общаться с нами языком романса обладает Юрий Рогов. Просим!
Ведущий 2: Действительно, талант – величайший дар судьбы. В этом мы только что убедились благодаря Юрию.
Ведущий 1: У каждого из нас есть любимые стихи того или иного поэта, которые мы перечитываем и учим наизусть вне зависимости от тематики. Одним из любимейших поэтов является Эдуард Асадов. Кстати, хочу сказать вам по секрету — Асадов любимейший поэт Владимира Ивановича Говырина. И сегодня, Ангелина Растворова познакомит нас с замечательным стихотворением Эдуарда Асадова«Любовь, измена и колдун»
Ведущий 2: Философский вопрос — это вопрос, на который есть множество ответов, иногда противоречащих друг другу, но они, вот нонсенс, все правильные! А вопрос для того и существует, чтобы задуматься, прежде чем ответить, не так ли? Есть ли жизнь на марсе, нет ли жизни на марсе – вот вопрос! У нас тоже есть свои философы Шустиков Владислав и Архипов Георгий, которые откроют нам тайны земные.
Ведущий 1: Виртуозная игра на гитаре. Как замечательно, когда ты на лету можешь подобрать аккорды и аккомпанировать друзьям. А если ты умеешь играть песни группы «Рондо» — в тебя влюблены половина девчонок лицея. Итак, сегодня у нас Шеремет Иван с музыкальной композицией.
Ведущий 2: О, Валерий Брюсов, ты поднял нас, женщин, пьедестал. Ты сравниваешь нас с источником мудрости «книга между книг». Бальзам души! И этот бальзам нам прольет Завьялов Никита стихотворением «Женщине» Валерия Брюсова.
Ведущий 1: Мама – самый важный и самый любящий человек в нашей жизни. Она выслушает, подбодрит и поддержит в трудную минуту. «Молитва матери» называется стихотворение, которое нам продекламирует Опарина Дария.
Ведущий 2: Мне нравится! Как созвучны эти слова с моим нынешним состоянием. И будет еще лучше, если Мишуринский Сергей и Суханова Юлия исполнят песню «Мне нравится»
В.В Маяковский:
Кроме любви твоей,
Мне
Нету моря…
Кроме любви твоей,
Мне
Нету солнца…
Ведущий 1: С присущей образностью, Маяковский пытается доказать Лиле Брик свою любовь, утверждая, что это чувство владеет им полно и безраздельно. Анастасия Низовцева докажет нам, что стихотворение Маяковского «Лиличка» является одним из самых пронзительных и трогательных стихотворений о любви.
Ведущий 2: В декабре 1987 года этот поэт становится писателем-лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины», как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета. Он стал пятым русским Нобелевским лауреатом (вслед за Буниным, Шолоховым, Пастернаком и Солженицыным). Кто же он? Безусловно, это Бродский – один из самых интеллектуальных поэтов века. В каком амплуа предстанет Бродский перед нами благодаря Михаилу Зизганову, мы сейчас услышим. «Не выходи из комнаты»
Ведущий 1: И снова гитара, и снова песня. Ляпис Трубецкой – неординарная личность, настолько — насколько наши ребята поют его песни. Максим Туркин и Юрий Рогов с песней из репертуара Ляписа Трубецкого.
Ведущий 2: Работа нашего клуба подходит к концу, а у нас до сих пор нет названия нашего клуба. Какие варианты вы можете нам предложить. По одному предложению от каждого столика. Для обсуждения дается 5 минут. Время пошло.
Ведущий 1: А сейчас, когда все предложенные названия у нас – проведем голосование.
Ведущий 2: Заседание клуба прошло успешно – название выбрано. А как будто чего-то не хватает. Конечно же, танцев. Танцами начали, танцами и закончим. Мы просим Карину Андрианову красиво завершить нашу встречу.
Ведущие: Дорогие друзья! На этом наша творческая встреча подошла к концу. Мы благодарим вас за участие в нашем клубе. И до новых встреч!
Современный темп жизни уже давно оставил на обочине то время, когда мероприятия или праздники проводились только по особому случаю. Сегодня шоу, развлекательные программы плотно вошли в повседневность. Каждый детский сад, школа, клуб, просто любое сообщество по интересам — организовывают от простых посиделок, до огромных концертов. И будет замечательно, если вы сами придумаете сценарий, подходящий именно для вашего коллектива, имеющейся обстановки, возможностей. Но что же делать, если вы в этом «чайник» и не знаете, с чего начать? Следовать этой инструкции.
Как самому написать сценарий
Запомните! Успех любого торжества заключается в глубокой и кропотливой работе над его подготовкой. И в основе любой программы лежит именно сценарий. Поэтому с него и следует начать.
1. Заголовок
Здесь вы указываете название торжества (Свадьба Маши и Пети, 8 марта в Мартыновке, Юбилей Владислава Борисовича и т.д.). Оно может быть не только по сути, но и абстрактным: «Феерия роз» или «Фантастические виражи». Ниже прописывается место, время, примерное количество участников.
2. Выбор «формы»
Ответьте себе на вопрос: «Каким будет мой праздник?» Это концерт или игровая программа, посиделки за столом или активный флэш-моб, конкурс или спортивное соревнование, просмотр кино, вылазка на природу, формат теле-шоу, перенесенный в аудиторию – это все возможные формы, в которых можно создавать что-то свое.
3. Наполнение содержанием
После того, как вы определились с формой и примерно представили, что и как будет происходить (ведь каждая форма подразумевает те или иные каноны) беремся прописывать «наполнение» сценария. На этом этапе нужно придать торжеству изюминку, придумать сюжет, по которому будут развиваться события.
Например, к 8 Марта на концерте ведущие могут спорить, кто главнее мужчины или женщины, и в финале прийти к решению, что они дополняют друг друга; на флэш-мобе к 1 сентября танцы могут быть про школьные предметы или отображать взросление малышей на школьной скамье в хронологическом порядке. Главное, чтобы сюжет развивался логично и интересно для зрителя, и заканчивался развязкой с озвучиванием определенных выводов.
4. Из каких частей состоит сценарий?
Если на руках форма и сюжет – то вы прошли два самых сложных этапа. Осталось только додумать слова ведущих и вставить номера, конкурсы и прочее.
Важным моментом является указание времени, за которое пройдет то или иное выступление. То есть в начале мы указываем 15-30 минут на сбор гостей, за тем вступление (фанфары и слова ведущих) – до 5 минут. Дальше кусочки действий с их хронологией, с учетом смены декораций, объявления номеров, антрактов и так далее. Лучшим чередованием, при выставлении последовательности выступающих, считается лирика с юмором, вокальные номера с хореографическими.
Более массовые, эффектные выступления, розыгрыши призов, награждение грамотами и т.п. приберегите на финал. Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.
Совет. Подготовьте для себя 2-3 игры с залом, которые не включены с общий ход праздника, и используйте их при возникновении форс-мажорных ситуаций (не успели подготовиться, задержался в уборной, барахлит аппаратура).
Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за чем идет. Удобно вывесить такой план в помещении с артистами, которые смогут сами следить за ходом торжества.
Дерзайте творить что-то новое и интересное, поменьше копируйте из интернета, пусть он лишь подбрасывает идеи. Ведь сила вашего сценария в уникальности!
Бабенко Анна Алексеевна
Готовые сценарии праздников и мероприятий смотрите в соответствующем разделе «Сценарии«.
Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:
Основные особенности литературно-сценарной работы в клубе
Специфический
вид
клубной
деятельности
В
современных условиях все большее
значение для улучшения клубной
деятельности приобретает литературно-сценарная
работа. Необходимость ее совершенствования
обусловлена задачами, которые стоят
перед культурно-просветительными
учреждениями профсоюзов. Главная из
них — усиление идейного влияния на
аудиторию. Клубные работники стремятся
доводить до масс важнейшие решения
партии и правительства, содействовать
повышению трудовой и политической
активности всех слоев населения,
мобилизации трудящихся на досрочное
выполнение народнохозяйственных планов,
воспитывать чувства патриотизма и
интернационализма, пропагандировать
советский образ жизни, разоблачать
чуждую
нам буржуазную идеологию. В то же время
клубы заботятся об организации культурного
досуга населения.
Все
эти задачи объединяются при умелой
разработке массовых мероприятий, от
качества проведения которых во многом
зависит влияние клубов на формирование
марксистско-ленинского мировоззрения
трудящихся, эффективность их помощи
коллективам предприятий, строек. совхозов
и колхозов в борьбе за ускорение роста
производительности труда, обеспечение
гласности социалистического
соревнования, распространение новейших
достижений науки, техники, передового
опыта.
Подготовка
сценария клубного мероприятия
предполагает поиски ярких, увлекательных,
эмоциональных путей воздействия па
аудиторию.
Работникам
культучреждений часто приходится
заниматься составлением сценарных
планов тематических вечеров, устных
журналов; сценариев праздников, выпусков
«живой газеты», выступлений агитбригад;
сценарных разработок световых газет,
любительских кинофильмов; подготовкой
передач местного радиоузла, печатных
программ, а объявлений, пригласительных
билетов, афиш и т.п.
Все
это составляет особый вид клубного
творчества, методика которого является
предметом рассмотрения в данной брошюре.
5
Литературно-сценарная
работа в клубе имеет свою специфику. По
главным направлениям и задачам она
близка, к публицистике и одновременно
во многом связана с педагогикой,
психологией, использует такие способы
воздействия, как изложение, демонстрация,
упражнения, внушение,. пример, убеждение,
зрелище, развлечение.
Литературно-сценарная
работа имеет прямое отношение к
режиссуре, но не может отождествляться
с ней. В клубных условиях, как в театре
и кино, предварительное словесное
оформление замысла и его последующее
режиссерское осуществление остаются
самостоятельными областями творчества.
Особенности
клубного сценария.
Каждый вечер в клубе
является премьерой. Здесь не может быть
готовых рецептов. Не бывает и схем
сценариев, свободно переносимых из
одного мероприятия в другое. Каждый
новый сценарий требует нового построения,
особых деталей, своеобразного настроя
мыслей, чувств, значительной затраты
Труда. Он должен отразить авторское
восприятие жизненного материала,
основной ход задуманного клубного
действия, многие, предварительно
увиденные авторами подробности. В
нем проявляются не только особенности
соответствующего литературного или
театрального жанра, но и специфика
культурно-массовой работы, нынешние
условия деятельности учреждения
культуры. С ростом благосостояния
народа, развитием средств массовой
информации, в том числе радио и телевидения,
многое изменилось и в использовании
трудящимися своего свободного времени.
Теперь у них нет необходимости, как
прежде, выходить из дама для посещения
того или иного массового мероприятия.
Телевидение развивает клубные формы
работы: конкурсы, соревнования, беседы
за круглым столом, устные журналы,
викторины, обучение бальным танцам и
многое другое. Деятельность культучреждения
становится возможной только в общей
системе массовой информации. Это
заставляет клубных работников шире
использовать свою специфику общения
со зрителем.
В
отличие от кино, театра и телевидения
сценарная работа, в клубе предполагает
разработку не только общих, но местных
проблем, использование местного
материала. Какие же мы знаем виды
сценарной работы в клубе? Прежде всего
это оригинальные авторские сценарии,
которые содержат принципиально новые
творческие решения, повторяют но форме,
и содержанию уже известные образцы.
Это имеет отношение к сценариям различных
мероприятий и любительских фильмов.
Другие
сценарии (их бывает значительно больше)
имеют характер компиляции. Это, как
правило, монтажи,
составленные
из заимствованных эпизодов, текстов,
строенных на использовании известных
сюжетов. Та работа в меньшей степени
авторская» хотя и в ней может проявиться
способности сценариста, его оригинальная
мысль.
Сценарной
работой является также подготовка
текстов ведущих, выступающих, либретто,
программ вечеров.
Еще
чаще в клубной практике встречаются
сценарные планы без подробной разработки.
В них также есть элемент творчества.
Иногда они являются основой непринужденного
разговора со зрителями. Много места
отводится
в них
импровизации.
По
такому принципу нередко строятся вечера
или отдельные их эпизоды. Казалось
бы, в их основе нет никакого сценария.
Но это только на первый взгляд. Все
знают, что вечер не получится, если среди
собравшихся не будет специально
подготовленных лиц — ведущих, которые
б умело направляли разговор, переключали
внимание с одного эпизода на другой,
сталкивали в дружеском споре заранее
намеченных людей, втягивали в действие
остальных, предоставляли им возможность
выступить. Чаще всего импровизация
должна сочетаться с предварительной
подготовкой отдельных элементов вечера.
Так или иначе это тоже сценарная работа.
Ее можно доверить только человеку
способному, имеющему высокую квалификацию.
Проблема
авторства в клубе
Как
правило, разработка планов и сценариев
вечеров приходится на долю клубных
работников и активистов. Нередко это
бывает коллективное творчество, в нем
участвует целая группа людей.
Сценарная
работа в клубе, как и любой вид творчества,
не терпит штампа, серости, скуки и
однообразия. Однако при большом объеме
организационной, хозяйственной
деятельности, необходимости составления
перспективных, календарных и других
планов, отчетов клубные работники порой
не успевают детально разработать каждый
вечер, каждое мероприятие. Да и не всякий
обладает такими способностями. Как же
найти выход из этого положения? В одних
учреждениях культуры пытаются создать
литературно-творческие объединения
самодеятельных поэтов и прозаиков с
расчетом на то, что эти группы станут
писать
сценарии
для клубных вечеров. Но, как оказывается
на практике, они больше тяготеют к
выступлениям в печати, чем к клубным
формам и, кроме того, подчас не учитывает
имеющейся специфики, не могут работать
самостоятельно.
В
других случаях вечера поручают готовить
режиссерам, но знание законов сцены,
как правило, оказывается не достаточным
для создания интересного сценария. Чаще
всего режиссеру необходимы талантливый
сценарист или литературно-сценарная
группа.
Итак,
нужны совместные усилия опытных клубных
работников и активистов, членов
литературных объединений и режиссуры.
Сценарный
актив клуба.
Кого же привлекают в сценарную группу?
Авторский
актив обычно группируется вокруг
агитбригад, редколлегий устных газет
и журналов, любительских киностудий,
местных радиостудий. Стоит пригласить
также тех, кто занимается в кружках и
школах массовиков-затейников. Если
удастся направить их энергию и фантазию
на клубные дела, могут получиться
интересные вечера, с выдумкой, неожиданными
поворотами.
Люди,
проявившие способность к литературно-сценарному
творчеству, нуждаются в особом внимании
клуба; нужно организовать их в единую
группу, помочь им овладеть различными
формами работы культучреждения, вовремя
направить, конкретизировать их замыслы.
Возгла-
7
вить
это дело может работник клуба с
режиссерским образованием
(режиссерской практикой) или опытный
организатор, умеющий руководить
творческим активом. Важно иметь в виду,
что деятельность литературно-сценарной
группы не должна строиться на принципах
обыкновенного
кружка.
Это либо рабочая группа правления клуба,
художественного совета, либо творческая
группа при директоре. Такое центральное
место данного коллектива обусловлено
необходимостью его связи со всеми
секторами и мобилизации всех работников
на осуществление наиболее интересных,
одобренных администрацией или правлением
клуба сценарных замыслов, требующих
совместных усилий, технических и
материальных средств.
В
сценарно-авторскую группу входят обычно
штатные и нештатные работники, обладающие
необходимыми способностями. Многое
зависит от того, сумеет ли группа создать
творческую атмосферу в сочетании с
высокой ответственностью за каждый
вечер, каждое выступление, каждую афишу.
Подобная
группа была организована, например, в
клубе новоусманского райобъединения
«Сельхозтехника». В нее вошли преподаватель
литературы Владимир Иванович Ярченко,
художественный руководитель клуба
Владимир Максимович Нефедов,
преподаватель музыкального училища
Анатолий Павлович Юршин и другие.
Иногда
сценарии создают и отдельные талантливые
авторы. Журнал «Клуб и художественная
самодеятельность» сообщал об одном
из таких людей — работнике финансового
отдела мельзавода № 2 поселка Кепаево
Ярославской области Василии Андреевиче
Цареве. Царев пишет не только куплеты,
но и сценки, интермедии на темы из жизни
рабочего поселка, сценарии вечеров.
Руководство
сценарной деятельностью.
Работой культ-учреждений, в том числе
и сценарной, руководят партийные и
профсоюзные организации предприятий
и учреждений.
Например,
на Барановичской швейной фабрике
(Брестская область) клубные работники
перед подготовкой сценария приглашаются
в партийное бюро. На беседе присутствуют
директор фабрики, председатель фабкома,
заведующая библиотекой. Речь идет о
наиболее актуальных для коллектива
проблемах, передовиках производства,
опыт которых следует пропагандировать.
Представители
общественности помогают собирать
материалы для клубных вечеров:
записывают предложения и пожелания
рабочих, руководителей участков и цехов,
отдельные выступления на производственных
совещаниях, партийных, профсоюзных и
комсомольских собраниях.
Забота
о развитии клубного сценарного творчества
является также делом районных, городских,
областных организаций.
Необходимо
поощрять авторов лучших клубных
сценариев, распространять
их опыт. Так,
для повышения идейно-художественного
уровня клубных вечеров Воронежский
областной совет профсоюзов и редакция
газеты «Коммуна» провели смотр-конкурс
на лучший сценарный тематический вечер,
посвященный пропаганде решений партии
и правительства. Такие же смотры прошли
в некоторых других областях и
республиках.
Чтобы
лучше направлять эту работу, следует
прежде всего познакомиться с ее основами.
С
чего же начинается работа над сценарием?
9
СЦЕНАРНЫЙ
ЗАМЫСЕЛ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
Как
рождается сценарий?
Клубный
сценарий начинается с того момента,
когда возникает вопрос, что показать в
клубе, что сказать этим материалом
аудитории; когда из многочисленных
фактов а явлений, встречающихся в жизни,
отбирается наиболее полезное и волнующее,
достойное стать объектом работы.
Может
не появиться никаких пометок на бумаге,
но все же это начало сценария, зарождение
замысла. Весь дальнейший процесс — его
уточнение и оформление. А веды
сценарной работы: сценарный план,
литературный сценарий, режиссерский
сценарий — различные ступени такого
оформления.
Отправной
точкой служат перспективные планы
клубов, которые составляются на год. В
них намечены основные направления
клубной деятельности:
10
проблемы
формирования коммунистического
мировоззрения, трудового, патриотического
и интернационального воспитания,
коммунистической морали, технической
пропаганды, эстетического воспитания,
организации отдыха трудящихся, работы
с детьми и т. д.
Перспективные
планы при творческом отношении к ним
служат организационной основой клубной
деятельности. Их отличают прежде всего
умение подчинить работу требованиям
времени, актуальным задачам коммунистического
строительства; учет роли клубов, их
возможностей в общей системе учреждений
культуры и массовой информации.
Некоторые работники недооценивают
значение перспективных планов и
составляют их формально, из года в год
переписывая без особых изменений. При
знакомстве с подобными «документами»
трудно проследить развитие клубной
деятельности, ее тенденции. В таких
случаях коллектив клубного учреждения,
сценарный актив клуба не получают
необходимой ориентации на выполнение
конкретных задач, лишены возможности
длительной работы над сценариями.
Обычно
в планах указываются не только темы, но
и формы мероприятий. Поиски формы —
творческая сценарная работа. Она не
терпит шаблона. Однако бывают случаи
когда тематика механически переносится
из плана в план, вместе с однажды найденной
формой. Так целые разделы получают
постоянную тематическую расшифровку
и закрепленную за каждой темой форму.
Например, в разделах «Формирование
коммунистического мировоззрения»,
«Техническая пропаганда», «Помощь
школам передового опыта» чаще всего
предусмотрены лекции; в разделе
«Интернациональное воспитание» —
тематические вечера и т. д.
В
планах, составленных по такому принципу,
невольно программируется однообразие
форм. Разрабатывая планы, важно не только
наметить определенные проблемы, но и
подумать о том, как лучше их преподнести.
11
Для
этого следует заранее планировать
мероприятия, связанные с подготовкой
оригинальных сценариев. Их может
быть немного. Но работу эту необходимо
предусмотреть заблаговременно, имея в
виду, что творческий процесс создания
сценария может потребовать нескольких
недель, а иногда и месяцев интенсивной
нагрузки. Вот почему к составлению
планов надо привлекать сценарный актив.
Тема,
идея, материал
Мысль
о создании сценария возникает по-разному.
Она может
рождаться либо в виде темы, либо в виде
материала. Попробуем разобраться в
этих понятиях.
Когда
мы говорим: «На вечере будет рассказано
о передовиках производства»,— мы еще
не называем тему, а лишь обозначаем
материал, о котором пойдет речь. Ведь
каждый вечер о передовиках производства
может иметь свою особую тему, например
«Секреты высокой производительности
труда», «Цена минуты», «Культура рабочего
места». Она должна быть конкретной и
ясной.
Определение
темы.
Определению основной сценарной мысли
часто мешает то, что в тематическом
отношений планы некоторых клубных
учреждений страдают отсутствием
необходимой конкретности. Общие рубрики,
взятые из специальных методических,
периодических изданий, газет, затрагивают
слишком широкий круг вопросов без учета
местных возможностей, местного материала.
Подобные тематические наметки в
лучшем случае удается реализовать
лишь частично. Вместо глубокой и детальной
разработки каждой темы в некоторых
учреждениях культуры — большое число
обзорных лекций и бесед, на которых,
по существу, дается информация, поступающая
из
газет,
радио- и телепередач.
Клубный
работник вносит, например, в план название
«Горизонты пятилетки» и считает, что
тема вечера найдена.
12
Но
ведь это целый большой раздел плана. В
нем вопросы, и экономики, и организации
производства, и развития науки, культуры,
искусства. Здесь могут быть также
отраслевые темы («Основа индустрии
— черная металлургия», «Животноводство
в пятилетке», «Горизонты строительства»),
территориальные, местные («Преображенная
Сибирь», «Рабочая поступь Украины»,
«Рубежи солнечного Узбекистана»).
Возникают еще подтемы, связанные с
местными условиями («Знай свой завод»,
«Наш город сегодня и завтра»).
Данную
тему можно уточнять по разным направлениям.
Здесь рубрики, связанные с трудовым,
эстетическим, патриотическим,
морально-этическим воспитанием. В свою
очередь, каждая подтема имеет свою
расшифровку, требует дальнейшей
конкретизации.
Секрет
сценарного мастерства заключается в
том, чтобы найти единую тему для
странички устного журнала, эпизода или
всего вечера, если он тематический. Две
или несколько одновременно развивающихся
тем перегружают композицию сценария,
отвлекают внимание зрителя, ему становится
неинтересно. Ясность темы — одно из
непременных условий тематических
вечеров, тематических страниц и
эпизодов. Даже если вечер задуман как
развлекательный или как серия встреч
по интересам, каждый эпизод должен иметь
свою ясную задачу, тему, особый смысл.
Поиски
материала сценария, его изучение.
Предположим, у вас нет предварительно
намеченной темы. Попробуйте начать
с поисков материала. Изучая факты,
события, документы, биографии людей,
можно определить конкретные темы.
Сценарист
задумывает вечер в расчете на определенных
выступающих. Это особенно относится к
документальному материалу, когда
предусматриваются выступления, беседы
известных общественных деятелей,
деятелей науки, производства, культуры
и искусства. Изучение материала в этом
случае начинают с состава участников,
13
кандидатуры
которых согласовывают с общественными
организациями.
Создавая
сценарий, часто приходится проводить
предварительную работу с участниками,
заручившись их согласием. Важно
подготовить все с таким расчетом, чтоб
не получилось неосуществимых сцен,
невыполнимых заданий и в то же время
максимально использовались творческие
возможности выступающих.
Изучение
материала — важный этап сценарной
работы. Материал нужно несколько раз
проверить, увидеть своими глазами.
Предположим,
вы решили рассказать о судьбе немолодой
работницы, потерявшей во время войны
семью, близких и нашедшей счастье в
труде, в родном коллективе. В этом случае
материалом послужат диапозитивы,
фотографии из личного архива, письма
с фронта или другая корреспонденция,
музыка и песни, которые любит героиня
вечера, отрывки из художественных
фильмов и спектаклей. Весь духовный мир
этой работницы может пройти перед
собравшимися.
Анализируя
материал, вы намечаете основную тему
«Человек находит радость в труде».
Теперь нужно определить идею: какое
воздействие должен оказать вечер на
зрителя, какие мысли и чувства вызвать?
«Ищите радость в труде»—это может стать
идеей.
Когда
появляется тема и основная мысль, цель
наблюдения, возникает совершенно другое
эмоциональное отношение к знакомому
материалу. Вы вдруг начинаете по-новому
видеть все, что раньше казалось обычным,
неинтересным. Неожиданно открываются
новые стороны жизни, многое переосмысляется,
вы замечаете детали, которые раньше
ускользали, примериваете свой
первоначальный, замысел на конкретном
материале.
Изучая
уже знакомые факты, представьте на
время, что никогда прежде небыли в этом
месте и нечего не знаете о нем. Дело в
том, что наблюдать нужно всегда
14
целенаправленно.
Если нет цели, наблюдения, как правило,
случайны. Все должно просматриваться
через призму намеченной темы.
Нужно
помнить, что одна и та же идея и тема
может быть выражена различным материалом.
Клубному сценаристу важно выбрать
наиболее интересный и актуальный
вариант.
Предположим,
задуманный вами рассказ о судьбе
работницы по каким-либо причинам не
состоялся. Но стоит ли отказываться от
намеченной темы и идеи вечера? Лучше
подобрать новый материал.
Вы
идете на производство к людям, которых
знаете, знакомитесь с другими, перебираете
в памяти фильмы, связанные с темой
вечера,— радость труда. Появляется
мысль рассказать о нескольких людях
разных профессий. Здесь и заводской
изобретатель, и библиотекарь, и
воспитательница детского сада, и
садовод, и учитель вечерней школы рабочей
молодежи.
А
может быть, остановиться только на
производственном материале? Вы продолжаете
знакомиться с различными проблемами
производства и узнаете, что один из
цехов готовится перейти на новую
технологию,— только что принято решение.
Это свежая новость, еще не получившая
широкого распространения. Возникает
решение помечтать вслух вместе с
работниками завода о будущем. В этом
также найдет отражение тема «Человек
находит радость в труде». Да, это,
несомненно, вызовет интерес у рабочих
и служащих. Нужно попробовать создать
атмосферу праздника, дать возможность
людям рассказать о непрерывном
совершенствовании производства, о
творческом участии в нем представителей
разных профессий. В качестве материала
можно использовать факты из истории
завода, фильмы кинолюбителей, музыку,
выступления работников цеха, веселые
поздравления агитбригады, шуточные
фантастические сюжеты, связанные с
изображением будущего завода, дружеские
шаржи, частушки, забавные викторины
15
на
заводские темы, веселые игры-соревнования
между представителями разных профессий,
цехов, отделов.
Три
основных компонента замысла.
Как определить, оформились ли основные
компоненты вашего замысла? идея, тема,
материал?
Если
вы можете ответить на вопрос, о ком или
о чем будет
вечер,—вы определили лишь его материал.
Если вам ясно, что вы хотите сказать
этим материалом,— вы близко к определению
темы. А если понятно, ради чего развивается
тема, какого результата, воздействия
на зрителя вы хотите добиться,— можно
сформулировать идею вечера.
Отсутствие
одного из трех названных компонентов
тормозит дальнейшую работу над сценарием
и часто приводит к неудачам.
Так,
если клубные сценаристы берутся за
перо, не зная ни темы, ни материала,
определив только общую идею, вечер
получается малоконкретным, декларативным,
основные положения остаются
нераскрытыми, не запоминаются.
Когда
не определена основная тема, то в
сценарии, а впоследствии и на вечере
только перечисляются не связанные
между собой факты. Наличие одновременно
нескольких тем, как уже отмечалось,
мешает общему восприятию материала,
зрителю становится скучно.
Иногда
бывает, что у авторов не сложилась идея
вечера. В таких случаях мы видим на
сцене интересный материал, хорошо
развивается тема, но вечер не затрагивает
зрителя, ни к чему не зовет. Казалось
бы, налицо все внешние признаки большой,
общественно значимой работы, а основная
идея, направленность не проявлены.
Поэтому вечер никого не волнует.
Но
указанными здесь тремя компонентами
не ограничивается работа над замыслом
клубного сценария. На этом этапе, когда
определяется и уточняется содержание,
начинают складываться отдельные элементы
формы, без которых замысел не может быть
полным.
16
О
сценической условности
Еще
одним важным компонентом замысла можно
считать определение жанра будущего
мероприятия.
Авторам
сценария еще в стадии замысла важно
решить, в каком плане они будут
готовить намеченное мероприятие:
документальном, с элементами художественной
театрализации или каком-то ином. Может
быть, основной задачей станет научная
популяризация определенных фактов,
явлений. От этого зависят не только
последующее воплощение сценария, но и
основные принципы тематического
анализа и отбора материала, построение
сюжета и драматургия сценария в целом.
Документальные
средства.
Широкое распространение в учреждениях
культуры получили мероприятия, основанные
на документальной условности. Это
встречи с интересными людьми, беседы
за круглым столом, документальные
тематические и киновечера, страницы
устных журналов, вечера, посвященные
памятным, историко-революционным датам,
связанные с военно-патриотической
тематикой, дни рабочих династий,
семейные вечера, митинги, манифестации,
юбилеи и т. д.
От
того, насколько интересны факты, документы
и события, зависит успех клубного
мероприятия. Никакие украшательства,
режиссерские выкрутасы не спасут, если
отсутствует свежая информация, не
приглашены люди, с которыми хотели
бы познакомиться зрители,— хорошие
рассказчики, ораторы,— не подобраны
документальные киноматериалы,
материалы для диапроекции. Зритель
должен быть захвачен реальностью
происходящего, малейшая подделка,
неточность может вызвать протест
аудитории.
Драматургия
факта известна нам по лучшим образцам
журналистики, документального кино.
Есть специфический опыт и в клубной
драматургии. Фантазию авторов сценария
в этом случае следует направить на
использова-
17
ние
реальных событий для воздействия на
чувства и мысли людей.
Научная
популяризация в клубе.
Есть в клубной практике научно-популярные
вечера. Главное при подготовке их
сценариев — не делать популяризацию
самоцелью, чтобы интерес к науке и
технике не подменялся стремлением к
образному воплощению темы.
Среди
основных видов клубных научно- и
технико-пропагандистских мероприятий
можно назвать такие: встречи по профессиям,
по вопросам науки, техники, устные
журналы (научно-популярные страницы),
вечера передового опыта, изобретателей
и рационализаторов, клубов кинопутешествий,
вечера из цикла «Наука смотрит в будущее»,
«Новости
техники», «Техника за рубежом» и другие.
Следует отметить, что эти мероприятия
не имеют ничего общего с технической
учебой представителей разданных
профессий, которую предприятия часто
проводят в помещении рабочих клубов и
где учебные занятия идут по своим
программам и представляют интерес
только для нескольких десятков постоянных
слушателей. Научно- и технико-пропагандистские
вечера ставят своей целью популяризацию
научных и технических знаний, расширение
научного и технического кругозора
трудящийся, пробуждение у них интереса
к экономике, новым техническим достижениям,
то есть посвящены вопросам, которым
Коммунистическая партия придает сейчас
очень большое значение в воспитании
трудящихся. Здесь важно найти увлекательную
форму подачи материала. Непременные
отличительные черты таких вечеров—передовая
научная и техническая мысль и популярность
изложения. Первое нацеливает сценариста
на подбор интересного материала, особенно
актуальных проблем, изучение литературы,
беседы с учеными. Второе — на поиски
средств популяризации.
Художественная
театрализация.
В театрализованных клубных мероприятиях
сценарист не стеснен рамками
18
документальности
и может воспользоваться любой условностью,
любыми художественными средствами,
которые подскажут выбранная им идея и
авторская фантазия. Исходный документальный
материал обрастает вымыслом. Так
готовятся театрализованные вечера я
обозрения, тематические программы
художественной самодеятельности,
сатирические выпуски «живой газеты»,
литературно-музыкальные композиции,
альманахи искусств, фольклорные
вечера и праздники. Эти и другие подобные
им мероприятия иногда сохраняют
условность различных жанров искусства,
но в них часто используются отдельные
элементы для создания нового жанра,
новой условности. Например, в
театрализованном концерте каждый номер
сохраняет свой жанровый признак. В
выступлениях агитбригад, сатирических
выпусках «живой газеты» отдельные
привычные элементы: слово, пантомима,
песня, музыка, танец—как бы выступают
в новом качестве, создавая новую
условность. Так, в «живой газете», когда
рисунок оживает в пантомиме, и она
органически соединяется с песней и все
это — со словом и музыкой, а затем снова
превращается в рисунок и плакат, мы
можем не различать каждый из элементов,
а воспринимаем новое качество, новый
жанр условно оживших газетных страниц.
При
создании театрализованных представлений
в распоряжении сценариста весь
арсенал художественных средств
драматурга. Ему приходится только
учитывать при реализации своего замысла
возможности исполнителей и постановочные
средства клуба.
Массово-игровые
мероприятия.
Основной особенностью массово-игровых
клубных мероприятии является то, что
исполнителями сценарного замысла
становятся сами зрители, приглашенные
в клуб. Игры часто используются как
часть больших вечеров в дополнение к
основной программе. Почему-то нередко
считается, что эта форма может существовать
в клубе только как развлекательная,
хотя именно она позволяет максимально
поднять активность
19
зрителей
при осуществлении любых, даже самых
серьезных тематических замыслов.
Задача
сценариста — предложить публике такие
условия игры, которые помогли бы
раскрытию основной темы мероприятия.
К сожалению, клубные работники пока
еще редко
пользуются этой возможностью и приучили
публику к пассивному созерцанию
происходящего. А ведь именно активное
участие аудитории во всем, что происходит
в клубе, и составляет специфику учреждения
культуры.
Массовые
игры почему-то принято проводить только
в фойе, хотя известно, что и в зале во
время вечеров можно использовать
элементы игры или даже построить всю
программу на ее условиях. Например,
однажды на вечере отдыха молодежи
концерт вел не конферансье, а массовик,
который чередовал номера программы с
веселыми играми. Вечер стал намного
интереснее, зрители, собравшиеся в зале,
оказались активными его участниками.
Массовые
игры в основном разрабатываются для
детских утренников, вечеров игр,
танцев, аттракционов, для балов,
карнавалов, маскарадов, праздников
русской зимы, Массовых гуляний. Хотелось
бы рекомендовать сценаристам всячески
расширять область применения этой чисто
клубной формы работы.
Определение
жанра клубного вечера.
Многообразные клубные мероприятия
строятся по принципу условности. Их
сценаристы, режиссеры, организаторы
как бы уславливаются со зрителем,
какими средствами они будут ноль зеваться
для воплощения своего замысла. Зритель
охотно принимает любую условность,
когда ее язык понятен, конечно, если
авторы остаются в пределах данной
условности и не задают неразрешимых
загадок,
В
театрализованном представлении сценарист
или режиссер может решить, что никакого
оформления сцены не будет: один кубик
изображает стул, другой стол, три кубика
— ступени. И это станет своеобразной
условностью. Можно отметить в сценарии,
что в левой части сцены
20
выступают
герои Великой Отечественной войны, в
центре на экране демонстрируются фильмы
о войне, а в правой части предусмотрено
место для актеров. Зритель в этом случае
не спутает документального героя с
артистом, одетым в определенный костюм
или форму. Он принял условность, и требует
только одного: чтобы она не нарушалась.
Устойчивые
условности, которыми пользуются многие
авторы, режиссеры в различных клубных
и зрелищных учреждениях, связаны с
понятием определенного жанра.
Все
знают, что журнал —
продукция литературная и типографская,
но так уж принято, что на сцене клуба
программа, состоящая из отдельных
тематических эпизодов—страничек,
построенных по принципу «обо всем
понемногу», называется устным журналом.
Здесь совсем необязательно должна
быть общая тема. Главное — разнообразие
и актуальность: международное обозрение
сменяется короткометражным фильмом
об экономике СССР, новости музыкальной
жизни — пантомимой, рассказ о спортивных
., достижениях — юмористической страницей.
В
некоторых клубах пытаются строить такие
журналы лишь на выступлениях
артистов-профессионалов или участников
самодеятельности, нарушая при этом
основной Принцип данного жанра. В
результате получается обычный
концерт, который требует соответствующего
темпа, конферанса и т. д. Если же каждый
артист, перед тем как выступить, расскажет
о своем творчестве или кто-либо будет
рассказывать о нем,— все превращается
в альманах или лекторий об искусстве.
Границы
жанра так же условны, как и сами жанры,
но нарушение этих условностей создает
путаницу, зритель перестает понимать,
на что он попал и, обманувшись в своих
надеждах, теряет интерес к происходящему.
Можно
воспользоваться условностями, которые
еще не стали общепринятыми, например
провести вечер-очерк, вечер-сказку или
создать сценарий в каком-либо другом
жанре. Тогда в первом случае сценарист
строит действие,
21
аналогичное
документальному жанру очерка, известному
в журналистике, используя документальное
кино или съемки кинолюбителей, выступления
очевидцев или самого героя очерка.
На вечере-сказке современный материал
требует сказочно-фольклорной интерпретации,
аллегорического текста, соответствующего
состава исполнителей.
Иногда
интересные результаты получаются при
сочетании различных жанров.
Документальным материалом можно
воспользоваться для создания
художественного образа, а художественные
иллюстрации включить в ткань документального
вечера, не нарушая основной условности»
направленности задуманного. В этих же
случаях, как уже отмечалось, часто
уместны массово-игровые средства.
Опыт
других искусств.
Для того чтобы создавать новые клубные
жанры, сценаристу надо знать условности
литературных жанров — эпического,
лирического, драматического. Богатейшим
арсеналом средств клубного сценариста
является условность театра — одного
из самых древних искусств. Он может
воспользоваться многолетним опытом
мастеров советской эстрады. Некоторые
принципы сценарного построения
хороши для чисто клубных жанров:
театрализованных представлений,
выступлений агитбригад, ведения
концертных программ и т. д.
Авторы
сценариев могут многое почерпнуть из
документальной, научно-популярной
литературы, периодической печати.
Клубному
сценаристу полезно, знать также практику
киноискусства и кинодраматургии. Ведь
сценарий клубного представления по
своей форме близок как к эстрадному,
так и к кинематографическому. Построение
сюжетов, приемы сценарной работы,
теоретические разработки основ
научно-популярного и документального
сценария уменьшением роли монологов и
диалогов, значительным расширением
ремарок, примечаний, характеристик
участников — все это клубный сценарист
заимствует из опыта кинодраматургии.
22
Полезно
знание особенностей изобразительного
искусства. Его элементы пригодятся
при воспроизведении обстановки
действия, использовании сценической
площадки, естественных условий улиц,
площадей во время подготовки массовых
представлений. Иногда атмосфера действия
эпохи передается с помощью костюмов,
условно-декоративных средств и т. п.
Некоторые
жанры клубных мероприятий, например,
такие как «живые картины», бывают целиком
построены на использовании произведений
изобразительного искусства, описание
которых дается в литературном сценарии.
Авторы сценариев клубных мероприятий
должны быть знакомы с музыкальной
драматургией. Музыка помогает добиться
определенного темпа и ритма действия,
настроение, эмоциональной окраски,
акцентировать внимание на отдельных
моментах. Песенное творчество послужит
хорошим средством выделения тематических
элементов мероприятия, создания
поэтического жанра клубной драматургии.
Элементы
ораторского искусства заложены в
текстах, которые готовятся совместно
сценаристом и выступающим. Необходимо
владеть культурой речи, знать законы
внимания, построения устных выступлений,
особенности устной речи, ораторские
приемы.
Не
менее важно изучать также различные
формы гражданских торжеств. Приемы и
средства, используемые при их проведении,
должны попасть в арсенал клубного
драматурга. Однако их творческое
применение не всегда предполагает
повторение уже существующих обрядов.
Иногда заимствование принципов их
построения помогает созданию новых,
современных ритуалов.
Для подготовки массовых празднеств
необходимо знания организационных
основ работы с публикой во время массовых
гуляний, шествий, манифестаций. В этом
отношении полезен опыт организации
слетов, спортивных показательных.
выступлений, проведения массовых игр.
23
Определение
адреса, аудитории
Работая
над оформлением замысла, необходимо
определить, кому адресовано задуманное
мероприятие. Директора одного из
московских клубов как-то спросили после
неудачного тематического вечера, на
кого он был рассчитан.
— На
постоянную публику,— ответил он.
— На
молодежь или пожилых людей?
— На
всех.
— Но
ведь не все интересуются этим вопросом?
— На
тех, кто придет.
Вот
здесь и кроется типичная ошибка людей,
не знакомых со сценарным делом.
Действительно, есть мероприятия,
которые могут быть интересны для многих.
Это эстрадные концерты, различного рода
киновечера, устные журналы широкого
плана, театрализованные обозрения,
некоторые выступления агитбригад и
выпуски сатирических «живых газет»
и т. д. Но и они все же предполагают
определенную аудиторию: взрослых, а не
детей.
На
вечере, о котором идет речь, публика
занимала половину зала, к концу же
осталось и того меньше. Вечер был посвящен
морально-этическим проблемам. Пожилые
люди укоризненно косились нес молодежь,
которой доставалось со сцены, так
как основные отрицательные примеры
касались ее. Между тем молодых людей
было немного, да и те потом разошлись.
А ведь если бы вечер был организован
для молодежи и соответственно сценарно
подготовлен, участники нашли бы более
верный тон и контакт со зрителем,— тогда
замысел достиг бы цели.
Принцип
некоторых клубов «все — для всех» явно
не оправдывает себя. С ростом культуры
нашего общества, расширением круга
интересов людей аудитория перестала
быть однородной. Это хорошо понимают
опытные клубные
24
работники,
которые считают, что надо учитывать
запросы зрителей различных категорий,
уметь работать с ними.
Так,
во львовском Дворце культуры
железнодорожников традицией стали
вечера молодых мастеров, во Дворце
культуры подмосковного поселка
Лопатинский — вечера ветеранов труда,
во Дворце культуры Омского
нефтеперерабатывающего комбината
— школьные праздники первого звонка,
вечера молодоженов, во многих клубных
учреждениях — вечера женского клуба
(например, «Дончанка» во Дворце культуры
имени Октябрьской революции г.
Донецка). В вологодском Дворце культуры
регулярно проводятся вечера «Летопись
жильцов твоего дома», в Доме культуры
Кишиневского государственного
университета — интернациональные
вечера для студентов из разных стран и
республик, в ленинградских дворцах
культуры: Выборгском, имени Ленсовета,
имени Цюрупы, медицинских работников
и других — вечера для старшеклассников
и выпускников средних школ, ставших
перед проблемой выбора профессии, а в
клубе меланжевого комбината «Большевик»
Ивановской области для старшеклассников
устраиваются вечера клуба «Прометей».
Для
сценариста небезразлично, готовит ли
он вечер для изучающих, например, историю
советского кино, для любителей джаза
или классической музыки, для ветеранов
труда или молодых рабочих. Кто сидит в
зале? Этот вопрос должен задать себе
каждый сценарист. Можно сделать
специальный вечер для людей определенных
профессий, для любителей изобразительного
искусства, изобретателей и рационализаторов,
филателистов, семейный вечер, где
родители и дети знакомятся ‘с лучшими
семейными традициями, утренники для
детей и вечера для молодых родителей.
Словом,
определение и уточнение адреса вечера,
категории зрителей — обязательный
компонент замысла. Расчет на
определенную аудиторию помогает и в
отборе выразительных средств.
25
Сценарий
Слово
Хохлова Н. Ю. Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем
скромном празднике. Многие из вас слышали о клубе «Воин», но не многие знают,
чем мы тут занимаемся. Мы приоткроем завесу тайны, и чуть-чуть расскажем о
себе. К сожалению гражданин России Стивен Сигал не смог принять участие в нашем
концерте, он посещает родные Якутские края. Не смогли приехать к нам Сергей
Безруков и Дмитрий Дюжев – плотный график. Киркорова и Дэцла мы сами не
позвали. Их талант не дотягивает до нашего уровня. Ну а что мы можем сделать сами,
мы сделали! Мы начинаем!
Ведущая: Три
девицы под окном
Засиделись
вечерком.
Попивая чай с
вареньем,
Разговором вели
тайком.
1 девица: Это что,
за небылица!
Ведущая: Молвит
Первая девица.
1 девица: Куда ныне
не взгляни
Пареньков-то не
найти.
Настоящих почти
нету.
Ни в Тамбове, ни в
Твери.
2 девица: Ты
подруга тут права,
С пацанами прям
беда!
Все как овощи на
грядке,
Ни туда и не сюда!
3 девица: Ой
девчоночки, вы правы!
Ныне что за
пацаны?
В интернете
просидели
Все последние
штаны!
Ведущая: За
беседой у окна
Засиделись до
темна.
Как тут вдруг
предстал пред ними
Самый бравый
Старшина.
Старшина: Что
девицы заскучали?
Мол мальчишки
помельчали?
Тут вы сами
виноваты,
Коль не там вы их
искали!
Я могу вам
подсказать,
Надо в «Воине»
искать!
Там парнишки то,
что надо!
И девчонки им под
стать!
Ведущая: Долго ль
думали гадали.
Про то девы не
сказали.
Но в один
прекрасный день,
В строй ко всем
ребятам стали!
Начинаем наш
рассказ,
Как живется им
сейчас!
Сценка 1.
«Строевой смотр»
Исходная
позиция: Ребята
стоят в строю, старшина прохаживается перед строем, поправляет амуницию.
Старшина: Ну-ка
парни, грудь горой!
Смотр будет
строевой!
Командир задаст
вам перцу,
Правда это не
впервой!
Рассчитались все
подряд!
Начинаем наш
парад!
Начинается номер
«Строевой смотр».
Сценка 2.
«Марш-бросок»
Старшина
выходит на сцену и обращаясь к зрителям.
Старшина: Молодцы,
от вас не скрою!
Знатно ходят нынче
строем!
И скажу я вам
друзья,
Командир-то наш
доволен!
Вон пристроился
средь вас.
Сверлит взглядом
нас сейчас.
Ничего, опять
прорвемся.
Чай оно не в
первый раз!
Поправляет
форму, и громко кричит: «Становись!» Ребята выбегают на сцену, и строятся в две
шеренги.
Старшина: Все
ребята, вышел срок!
Начинаем
марш-бросок!
Тут, однако
недалече,
Километров так с
пяток!
Тут бежим через
лесок,
Тут слегка
наискосок,
Проползаем сквозь
болото,
Там и финиш
недалек!
Боец: Ой,
товарищ старшина!
Что-то нынче болен
я.
Может стоит
отлежаться,
Возле энтого
куста?
Старшина: А, для
тех, кто щас больной,
Круг добавим
небольшой,
Плюс форсирование
речки,
Плюс болото за
горой!
Разговоры все
потом!
Марш ребята! Ну!
Бегом!
Звучит
песня «Марш-бросок». Ребята бегают сзади певиц три круга на каждый припев.
Первый нормальный, второй – еле-еле. Третий – на карачках.
Сценка 3.
«Комплекс спецназа»
Старшина
выходит на сцену, всматривается вдаль.
Старшина:
(задумчиво) Так, так, так. Ну где они?
Затерялись вдали?
Аль в болоте
утонули?
Али финиш не
нашли?
(Облегченно) Раз,
два, три… Ну слава богу!
К дому все нашли
дорогу.
Ну а то, что еле-еле,
Значит мало каши
ели!
Старшина
приободряется, и с довольной ухмылкой.
Старшина: Ну-ка
хватит расслабляться
И по кочкам
расползаться!
Собираемся в
кружок,
Ждет ведь нас еще
урок!
Вона в мире, что
творится!
Полыхает,
пламенится.
Не ровен настанет
час.
Полыхнет тады у
нас.
Чтоб не влезла к
нам зараза,
Учим комплексы
«Спецназа»!
Звучит
музыка «Если за мечту». Команда выполняет комплексы «Спецназа».
Сценка 4.
«Женщины в погонах».
Ведущая: Вот
чертята, во дают!
Враз любому
надают,
Если вдруг через
границу
Вражьи силы к нам
придут.
Пусть попробуют
враги,
Встать у наших на
пути,
Огребут тотчас по
шее,
И к гадалке не
ходи!
Появляется
Старшина. Довольный, бахвалится. Прохаживается вдоль сцены, и задумчиво
продолжает.
Старшина: За таких
ребят не стыдно,
Мастерство тут
сразу видно,
Здесь любого в тот
же час,
Отправляй служить
в спецназ!
Но с оценкой не
спеши,
Парни право,
хороши!
А девчонки будут
круче,
Заявляю от души!
И с кастрюлей, и с
ухватом,
И с бинтом, и с
автоматом,
В нашей трудной
службе ратной,
Помогают нам девчата.
И у нас они
теперь,
Пред парнями как
пример!
Позовем мы их
сюда,
Поспрашаем, как
дела!
Выходят на
сцену Три девицы.
Старшина: Как живется
вам у нас?
Девицы
(хором):
Скажем честно! Высший класс!
1 Девица: Мы
сначала испугались,
Ведь такое в
первый раз!
2 Девица: А, теперь
нам все по нраву.
Служим в «Воине»
по праву!
3 Девица: А, кто с
этим не согласен,
На того найдем
управу! (Показывает за кулисы кулак)
Старшина: Да и вы у
нас красавы!
И стройны, и величавы!
И достоинств
столько есть,
Что на пальцах и
не счесть!
Время даром не
теряли?
Пацанов-то
отыскали?
1 Девица: Нет,
товарищ старшина.
Ничего я не нашла,
Да и в общем не
искала,
Я сама тут
подросла.
2 Девица: Да и я
тут повзрослела
В жизни чуть поднаторела,
И любому из
парней,
Дам вперед я сто
очей!
3 Девица: Парни –
да! У нас не промах!
Не найти таких
нигде!
Но и девушки в
погонах,
Нынче ценятся
вдвойне!
Старшина:
Вот характерец
какой!
Ну-ка быстро
встали в строй!
2 Девица: Ох суров
начальник наш,
Смирно девы! Шагом
марш!
(Девушки
уходят)
Старшина: (Глядя
в спину)
Вот девчонки, так
девчонки!
Красота, напор и
страсть!
Отойду-ка я в
сторонку,
Чтоб в раздачу не
попасть!
Звучит
песня «Женщины в погонах».
Сценка 5.
«Рукопашный бой».
Старшина выходит
на сцену, озирается, и обращается к зрителям.
Старшина: Вот
девчата, так девчата!
Берегись таких
ребята!
Не поймешь, как
быстро вдруг,
Попадешь ты под
каблук!
И тогда тебе
дружок,
Будет раем
марш-бросок!
А ведь то цветочки
были,
Что мы раньше
предъявили.
И поверьте, про
запас,
Есть подарочек для
вас!
Вот представьте вы
картину,
Служит в армии
дубина! (Показывает рукой)
И в бою он как-то
раз,
Расстрелял
боезапас.
А потом такой
солдат
Потерял свой
автомат!
В общем вот такой
итог!
Есть кулак, и есть
сапог!
Враг к нему валит
гурьбой,
Он им –
«Рукопашный бой»!
А теперь коронка
наша!
Представляем
«рукопашку»!
Прикладной
номер «Рукопашный бой».
Сценка 7.
«Финал».
Старшина: Много вы
о нас узнали,
Что могли, то
показали,
А теперь настал наш
час,
Поздравлений ждем
от вас!
Я, пожалуй, сдам
вам сцену,
И желательно
сейчас!
Отдает
микрофон, козыряет, и быстро покидает сцену.
Ведущая
официальной части.
На
сцену приглашается Военно-патриотический клуб «Воин». Дорогие гости, давайте поприветствуем
ребят, подаривших нам столь чудесный вечер!
(Аплодисменты,
жидкие, но продолжительные).
(Ребята
уходят).
1. Ведущая: Прошло
три года с того момента, как в этих стенах, первому набору ребят ветераны армии
и локальных войн вручили знамя Клуба. Сегодня эти юноши и девушки учатся в
институтах, достойно передав эстафету следующим поколениям «Воинов». Для
поздравления воспитанников клуба на сцену приглашается: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________.
Ведущая:
За
отличие в изучении воинских дисциплин, высокие показатели в боевой подготовке, активное
участие в жизни клуба, Медалью «Защитник Отечества» награждается Харитонов
Александр Николаевич.
Ведущая:
За
большой вклад в развитие клуба, активное участие во всех соревнованиях и
мероприятиях, а также в Вахтах Памяти, медалью «За отличие» 2-ой степени
награждаются:
—
старший сержант Дробышев Илья Юрьевич;
—
старший сержант Попов Никита Юрьевич;
—
младший сержант Лисин Максим Русланович.
2.
Ведущая: «Воин»
сегодня — это победитель Областных и муниципальных соревнований. Клуб достойно
представляет Воскресенский муниципальный район на Всероссийских
военно-спортивных играх. На прошедших в этом году во Ржеве Слете часовых постов
Памяти, юноши и девушки клуба продемонстрировали отличную строевую выучку,
заняв третье место в номинации «Строевой Смотр», второе место в областном
военно-спортивном слете «Служу Отечеству», и завоевал Большой Кубок
«Юнармейских стартов». Для поздравления воспитанников клуба на сцену
приглашается: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________.
Ведущая: За
большой вклад в развитие клуба, активное участие во всех соревнованиях и
мероприятиях, а также в Вахтах Памяти, медалью «За усердие» 1-ой степени
награждаются:
—
младший сержант Исаев Егор Анатольевич;
— младший
сержант Саранов Павел Дмитриевич;
—
вице-сержант Чуланова Анастасия Сергеевна;
— сержант
Воробьева Юлия Ивановна.
3. Ведущая: «Воин»
сегодня, это не кружок по интересам. Это дружная семья, где юноши и девушки
объединены одной целью. Они умеют дружить, и знают цену настоящей дружбы.
Именно дружба помогает им преодолевать препятствия не только на полосе
препятствий или во время марш-бросков, но в их жизни. Не так давно придя в
клуб, эти юноши и девушки уже сегодня показывают высокие результаты. Для
поздравления воспитанников клуба, мы приглашаем на сцену ___________________________________________________________
___________________________________________________________
Ведущая: За высокие
показатели в изучении воинских дисциплин, активное участие в жизни клуба, а
также участие в Вахтах Памяти, медалью «За усердие» 2-ой степени
награждаются:
— курсант
Пилькевич Андрей Игоревич;
— курсант Хамбиков
Алексей Наильевич;
—
вице-сержант Поликанин Никита Вячеславович;
— курсант
Потемкина Анастасия Дмитриевна;
— младший
сержант Зеленов Максим Олегович;
— курсант
Мурашова Юлия Александровна;
— курсант
Малютин Никита Сергеевич;
—
вице-сержант Дубровина Александра Сергеевна;
— курсант
Туренко Владислава Владимировна;
— курсант
Крылов Иван Германович;
— курсант
Климентьева Ксения Сергеевна;
— курсант
Десятчикова Дарья Дмитриевна;
— курсант
Боджолян Артем Арамович;
— курсант
Белова Анна Вячеславовна;
— курсант
Гуляев Егор Ярославович.
4.
Ведущая: Ребята из
«Воина» не только изучают воинские дисциплины, но и возвращают стране забытые
имена. Они поисковики. Это благодаря им прошедшим летом были преданы земле
останки 25 бойцов Красной Армии, погибших в боях за Сталинград. Это они в жару
или под проливным дождем в Донских степях или Смоленских лесах ищут павших
солдат, выполняя свой гражданский и человеческий долг.
Для
поздравления воспитанников клуба мы приглашаем __________________ __________________________________________________________________,
Ведущая:
За
активную работу в поисковых отрядах в ходе проведения «Вахт Памяти», медалью «За
активную работу в поисковом движении» награждаются:
—
Мурашова Юлия Александровна;
—
Белова Анна Вячеславовна;
—
Туренко Владислава Владимировна;
—
Крылов Иван Германович;
—
Якушин Степан Дмитриевич.
5.
Ведущая: «Воин»
сегодня, это школа подготовки к жизни, это кузница будущих кадров для военных
институтов и ВУЗов силовых ведомств. В этом году стены, ставшего для них
родным, клуба покидают семь воспитанников. Для вручения воспитанникам Сертификатов
об окончании клуба, мы приглашаем на сцену Руководителя
военно-патриотического клуба «Воин», председателя Воскресенского отделения Межрегиональной
общественной организации «Союз Советских офицеров» Хохлова Николая Юрьевича.
(Слово
Н. Ю. Сегодня мы вручаем сертификаты семи я не побоюсь этого слова, лучшим
воспитанникам клуба. Они пришли к нам одними из первых, и многие славные
страницы клуба, связаны с этими ребятами. Взрослее и мужая в стенах нашего
клуба, они создавали историю «Воина». Большое им спасибо. Разрешите пригласить
их на сцену.)
Ведущая: Сертификат
об окончании клуба вручается:
1. Чулановой
Анастасии Сергеевне;
2. Дробышеву
Илье Юрьевичу;
3. Лисину
Максиму Руслановичу;
4. Попову
Никите Юрьевичу;
5. Кваснюку
Никите Сергеевичу, также Никита Сергеевич награждается благодарностью Руководителя
администрации Воскресенского муниципального района;
6. Саранову
Павлу Дмитриевичу, также Павел
Дмитриевич награждается благодарностью Руководителя администрации
Воскресенского муниципального района;
7. Харитонову
Александру Николаевичу.
Ведущая: Знамя ВПК
«Воин» в зал внести.
(Дубровина,
Исаев, Поликанин поднимаются на сцену, берут знамя «Воина», спускают его в зал
и передают Семизарову А. И. По счету «раз» выпускники снимают береты, по
счету «два» садятся на колено, по счету «три» склоняют головы,
Знамя подается вперед. По счету «четыре» Знамя берется прямо, выпускники
встают. По счету «пять» Знамя передается караулу, выпускники одевают
береты. По счету «шесть» караул устанавливает Знамя в стойку, выпускники
занимают места в зале.)
Ведущая:
Мы
желаем нашим выпускникам здоровья, успехов в новой, и увлекательной жизни, а
также больших побед в жизненном пути!
Хохлов
Н. Ю. (Толкает
речь, вручает подарок от «ССО»)
6. Ведущая:
Разрешите мне предоставить слово хозяйке сегодняшнего праздника, Директору
школы №26 Гимрановой Юлии Юлаевне, в стенах которой был создан Клуб «Воин».
Клуб, который сейчас представляет наш район не только на областных, но
всероссийских соревнованиях.
7.
Ведущая:
Слово
предоставляется директору Муниципального учреждения дополнительного образования
«Фантазия» Григорию Николаевичу Будкину.
8.
Ведущая:
Военно-патриотический
клуб «Воин» — это не только несколько десятков мальчишек и девчонок,
объединенных общей целью. Это удивительный организм, притягивающий к себе и
взрослых людей, людей неравнодушных, осознающих каким важным и нужным делом
занимаются ребята. Они всегда готовы помочь «Воину» и словом, и делом. К
сожалению, некоторые из них не смогли присутствовать на сегодняшнем празднике,
но тем не менее, они поздравляют Клуб с праздником. От имени депутата
Хорловского городского поселения Вячеслава Конькова, слово предоставляется Воробьеву
Ивану Валентиновичу.
Воробьев
И. В.
(Толкает речь, вручает подарок от Конькова).
9.
Ведущая:
Неоценима
помощи друзей Клуба. Благодаря им, ребята не только совершенствуют свою выучку,
и становятся настоящими людьми, но и занимаются поисковыми работами. Мало кто
представляет, сколько требуется средств, для организации одной Вахты Памяти. Но
слава Богу, что в нашем городе, есть люди, готовые помочь в этом благородном
деле. На сцену приглашается ___________________
_____________________________________________________________.
(Резервный)
На сцену приглашается ______________________________
_____________________________________________________________.
(Резервный)
На сцену приглашается ______________________________
_____________________________________________________________.
10.
Ведущая:
Кто,
как не ветераны локальных войн, знают, как нужна выучка в бою, когда на кону
стоит твоя жизнь. Большую помощь оказывают «Воину» ветераны из Воскресенского
«Боевого Братства». Это и передача боевого опыта на занятиях, и совместные
полевые выходы, и помощь в организации и проведении «Вахт Памяти». Слово от
имени ветеранов «Боевого Братства» и наших многоуважаемых «Мамочек»
представляется Председателю Воскресенского объединения родителей
военнослужащих погибших в локальных войнах «Память» Ахметовой Наталье
Борисовне.
11.
Ведущая:
Вот и подошел к концу, наш маленький, но такой замечательный праздник. Мне
кажется, вы остались довольны увиденным! Остается пожелать Клубу «Воин»
дальнейших успехов, и достижения новых высот. Хотя, видя лица воспитанников и
инструкторов клуба, я не сомневаюсь — они на достигнутом не остановятся!
Заключительное слово предоставляется Руководителю военно-патриотического клуба
«Воин» Хохлову Николаю Юрьевичу.
Хохлов
Н. Ю. Знаете,
вот уже три года я расцениваю день рождения клуба, как день рождения своих
близких людей. И что больше всего меня радует в этот день, так это растущее
количество друзей клуба. Мы не кружок по интересам, мы даже не трудовой
коллектив. Мы одна большая семья! Спасибо Вам!
Разработка сценария мероприятия подчиняется общим законам драматургии. Но есть одно существенное отличие праздника с участием гостей от спектакля, идущего на сцене. Оно заключается в интерактивном характере торжественного события. Это обстоятельство необходимо учитывать уже на стадии написания сценария.
СОДЕРЖАНИЕ:
- С ЧЕГО НАЧАТЬ?
- КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?
- КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ?
- КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?
- СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
- ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
- КАК ОФОРМИТЬ ТЕКСТ СЦЕНАРИЯ: ИНСТРУКЦИЯ
- КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ
Золотое правило, которое отвечает на вопрос: как написать сценарий праздника, гласит: «Тексты должны быть предельно ясными, четкими и выразительными. Идеально, если они написаны короткими рифмованными строками. Хорошо воспринимаются также диалоги в форме вопрос-ответ, утверждение-отрицание».
Важно! На вопрос, как составить сценарий мероприятия, профессионалы отвечают, что его надо писать не как литературное произведение, а как схему, служащую фарватером в бурном море торжества и веселья. Условие справедливо для всех типов представлений с участием зрителей.
Воспользуйтесь для оттачивания юмористического стиля анекдотами. В них можно найти немало остроумных диалогов, которые оживят сценарий и здорово повеселят публику.
С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СЦЕНАРИЕМ?
На помощь автору, желающему составить сценарий праздника, приходят законы, по которым строится драматургическое произведение. В данном случае они приспособлены под конкретные задачи интерактивного мероприятия.
Если вы не знаете, с чего начать и как писать сценарий, начните с ответов на вопросы и определите следующие моменты:
- Какова цель праздника? Для этого надо ответить на вопрос: чего мы хотим получить от этого мероприятия? К примеру, если это Новый год, мы хотим встретить его так, чтобы он был успешным и счастливым. Это условие ведущий оговаривает в начале торжества. Оно может быть оформлено в виде веселого договора, подписанного всеми участниками. Или в виде торжественной клятвы: «Мы… такие-то такие-то, торжественно обещаем: пить, танцевать и веселиться так, чтобы весь год быть здоровыми, бодрыми, веселыми!»
- Какова тема праздничной встречи (застолья, банкета и т. д.)? Тема определяется датой (если это календарный праздник) или поводом, по которому люди собрались веселиться. Например: празднование Масленицы посвящено встрече Весны. Тема весны определяет все дальнейшие перипетии. Определив тему, автор видит, о чем писать, в каком стиле оформить зал, какие будут номера, игры, костюмы, реквизит и так далее. Тема определяет подходящую форму праздника. Например, ту же масленицу можно решить в форме ярмарочного балагана. Отсюда рождаются тексты в виде закличек, появляются герои в костюмах балаганных дедов, коробейников и так далее.
- Что или кто мешает достичь цели? Цель — встретить счастливый Новый год. Мешает погода, Баба-яга или другие злодеи. Появляется конфликтная ситуация, вокруг которой завязываются все действия, проявляется общая заинтересованность в преодолении препятствий, компания объединяется в едином порыве, сценарий держит гостей в тонусе весь вечер.
- Каково ведущее предлагаемое обстоятельство? Вокруг чего конкретно происходит борьба? На чем держится конфликт? Куда движется сюжет? Это может быть предмет, персонаж, явление или какое-либо спорное утверждение.
Например, на празднике Знаний 1 сентября в школе можно объявить о сокровище, которое было украдено и спрятано какими-то злодеями. Чтобы его найти, надо пройти череду испытаний. На этот каркас легко и просто накладываются различные игры, концертные номера и прочие забавы.
Внимание! Классика жанра: новогоднее елочное представление, когда ведущий объявляет о том, что Снегурочку, Деда Мороза, елочку или мешок с подарками похитили какие-то злые силы. Участники под его руководством выполняют различные действия, помогающие одолеть злодеев, спасти добрых героев и получить в конце за это заслуженную награду!
Эта простейшая схема поможет правильно написать сценарий любых праздничных мероприятий. Она дает автору возможность сконцентрировать внимание на поставленной задаче, возбуждает воображение, вдохновляет на создание интересного, захватывающего сюжета!
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?
Хорошо организованный праздник идет по накатанной колее так, что никто не видит поставленных ограничителей, но никто их не переходит. В сохранении баланса между организованностью и свободой и есть самая большая сложность проведения интерактивных мероприятий.
Достижение этой гармонии обычно возлагают на плечи ведущего, но лучше, если автор сценария тоже позаботится о логичной и правильной структуре, на которой будет держаться весь праздник.
Разработка сценарного плана выполняется по следующей схеме:
- Вступление.
- Кульминация.
- Заключительная часть.
Внутри и между этими компонентами выстраивается программа праздничного вечера. Можно ли назвать ее сюжетом? Да, если соблюдены законы драматургии, о которых шла речь выше.
Важно! По определению сюжет — это борьба между противоборствующими силами за достижение некоей цели. Если в программе праздника прослеживается конфликтная ситуация, можно говорить о сюжете.
Классический пример – новогодние елочные представления, когда добрые и злые персонажи пытаются привлечь детей на свою сторону.
ПИШЕМ ВСТУПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНО
В начале надо привлечь внимание гостей к теме, ради которой все собрались, организовать их для совместного проведения праздника, настроить на нужный лад, задать атмосферу. Это самая короткая часть вечера.
Совет: послушайте начало праздничных передач федерального или советского телевидения. Обратите внимание на то, как обставлен выход ведущих. Там это сделано очень эффектно и профессионально. Воспользуйтесь идеями и саундтреками профессионалов.
После приветствия можно провести короткий блиц-опрос зала, конкурс лучших поздравлений, игру-знакомство, игру на внимание, конкурс на лучший тост и так далее.
КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?
Кульминация — апогей праздника: высшая точка, самая яркая и захватывающая его часть. В сценарии этот эпизод прописывают ближе к финалу. Потому что кульминация означает победу добра над злом, достижение цели праздника, торжество справедливости, когда уже нечего делать, не за что бороться, злодеи повержены, стыдятся и раскаиваются. Пришло время завершать мероприятие и прощаться!
Важно! Участие неподготовленных гостей вносит элемент спонтанности, что требует от организаторов и ведущих быстрой реакции и умения импровизировать. Им надо быть готовыми к неожиданностям во время проведения праздника и иметь на всякий случай несколько заготовок в виде дополнительных шуток, игр, сценок, концертных номеров и так далее.
Классический пример: Дед Мороз зажигает огоньки на елке. Баба-яга и ее пособники просят прощения, исправляются и просят разрешения веселиться вместе со всеми. Веселье продолжается, но уже без артистов.
СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
Сценарный замысел, конечно же, определяет дизайн зала, в котором будет проходить мероприятие. Составление сценария праздника зачастую идет рука об руку с другими организационными работами, возлагаемыми на автора.
Важно! Чтобы сделать интересное оформление, надо придумать необычную форму проведения мероприятия. Жанр и стилистика праздника определят его декоративную сторону.
Например, зал на юбилей или день рождения можно оформить звездными зодиакальными символами, провозвещающими виновнику торжества добро и благо!
Будет интересно, если поместить портреты юбиляра в центр астрологического круга! В таком оформлении хорошо будут смотреться сценки с гадалками, волхвами, астрологами, цыганами. В этом же ключе проводят конкурс на лучшее предсказание, аукционы, лотереи.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Праздничные сценарии, как правило, пишутся по единому шаблону. Меняется только тема, форма, персонажи, декорации, тексты. В каждом конкретном случае автор оговаривает с организаторами или заказчиками праздника отдельные детали.
Хитрость! Начинающему сценаристу можно поискать в библиотеках книжку «В помощь самодеятельности» или что-то в этом роде. Эта серия содержит огромное количество методичек и готовых сценариев на самые разные темы. Их можно использовать в качестве шаблона, чтобы набить руку и понять секреты правильного составления сценария!
Праздничные мероприятия с участием зрителей бывают следующих видов:
- застольные (свадьбы, юбилеи, корпоративы);
- торжественные, официальные;
- театрализованные.
Торжественная часть обычно предшествует застольной. Элементы театрализации могут присутствовать и в первой, и во второй частях. Главное, что требуется от автора во всех случаях, это не перегружать праздник скучными длинными речами. Даже если они очень красиво написаны.
Важно! Каждому автору и ведущему подобных вечеров надо помнить одно золотое правило: люди приходят на праздник веселиться, а не слушать умные слова. Сценарий пишут для конкретных людей. Тексты, артисты, игры, сюжет должны вести праздник, но не заслонять собой веселье и свободное общение гостей.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ СЦЕНАРИЯ
Сценарий любого мероприятия помимо интересного содержания должен быть правильно оформлен. Аккуратность нужна как самому автору, чтобы защитить свою идею перед заказчиком или художественным советом, так и другим участникам.
Сценарий печатают в нескольких экземплярах, чтобы раздать:
- руководителю проекта (директору клуба, администратору, заказчику);
- режиссеру, художнику, ведущим;
- звукорежиссеру, диджею, осветителю.
Перечень сотрудников зависит от масштаба праздника. Их может быть больше или меньше, но каждый должен иметь для работы свой экземпляр.
Оформление текста сценария по шагам:
- На заглавном листе вверху пишут название учреждения, по заказу которого пишется сценарий и в котором планируется проведение праздника.
- Под шапкой набирают название и имя автора-составителя.
- В нижнем колонтитуле обозначают город, в котором написан сценарий, и год написания.
Первую страницу не нумеруют. Верхний колонтитул отдают шапке, в которую вписывают следующее:
- цель мероприятия (воспитательная, просветительская, развлекательная);
- место/время проведения;
- оформление (список необходимого оборудования и реквизита);
- список персонажей, принимающих участие в театрализованном представлении).
Далее следует таблица, в которой по колонкам описывается ход мероприятия:
Пример: «Сценарий о пользе прививок против ковида».
Название: «Изгнание Коронавируса с Земли Русской».
Автор: Александр Петров. г .Самара, 2021
Действующие лица |
Текстовка каждого персонажа |
Авторские ремарки (пояснения: кто откуда вышел, как сказал, в какой интонации, с каким настроением и т. д.) |
Поле для заметок и примечаний |
Маска 1-я |
Вот уж Новый год подходит, А Ковид все не уходит! |
Звучит тревожная музыка. Выходят Маски |
|
Маска 2, 3, 4…. |
Надо нам его спровадить И людей от бед избавить |
Как оформить сценарий праздника? Смотрите в следующем видео:
КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ
На юбилее, дне рождения, любом семейном празднике, корпоративах, школьных вечеринках очень хорошо принимаются именные поздравления. Сочинить их очень легко: автор или организатор записывает имена виновников торжества и их близких родственников.
Выбирают тех, кто будет на празднике. К имени подбирается простейшая рифма: Наталия — Италия, Ольга — Волга, Николай — Играй, Желай, Григорий — Добрый и так далее. По этим простейшим созвучиям составляются позитивные четверостишия типа:
Любим нашу мы Наталию,
Как прекрасную Италию:
Всем Наташа хороша:
Блеск — фигура, свет — душа!
***
Наш Григорий — парень добрый,
И всегда готов помочь,
Оставайся сильным, бодрым,
В светлый день и в темну ночь!
Спортивный праздник можно провести в форме Олимпиады. Ведущий будет говорить как спортивный комментатор. Из числа гостей выбрать жюри, начать действо с зажжения факела, потом пронести его торжественно по залу.
Хитрость! Пусть автор посмотрит трансляцию открытия Олимпийских игр, чтобы позаимствовать оттуда интересные идеи и повторить структуру в своем сценарии!
Сценарий воспитательного направления для детей строится по такой схеме: ведущими выступают персонажи популярных мультиков. Например, Маша и Медведь, Нюша и Бараш (из Смешариков) или кто-то из семейства Барбоскиных. Один из них говорит правильные вещи, другой ему возражает.
Они призывают на помощь гостей, проводят флешмобы, конкурсы, в которых побеждает положительный и проигрывает отрицательный персонаж. В заключительной части последний понимает свои ошибки и раскаивается! Справедливость торжествует! Цель праздника достигнута! Плохой герой исправился и стал хорошим! Всем раздают призы, награды и подарки! Праздник завершается песней про дружбу!