Как составить сценарий по рассказу злоумышленник

МБОУ «Агибаловская СШ»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Сценарий по рассказу А.П.Чехова

«Злоумышленник»

Выполнили

учащиеся 7 класса

Руководитель: Волкова Н.А

2017

Сценарий

*9 июня. Погода пасмурная, солнца не видно. Это создаёт иллюзию печали. Следователь, полный мужчина лет сорока, в форменном сюртуке, сидит у себя в кабинете и ждёт заключенного под стражу. И вот открылась дверь и в комнату вводят ожидаемого человека. Это Денис Григорьев* — щуплый мужик, немного сутулый, в не очень чистых залатанных штанах и в серой рубахе навыпуск. (Камера снимает окно, затем крупным планом — следователь, после крупный план комнаты. Затем камера направляется к двери, и вводят Дениса. Крупный план  Дениса и  конвойных, которые  его вводят). Играет музыка Моцарта «Европейская  симфония»

Сцена 1

Следователь. –*(Крупный план)* Денис Григорьев, подойди и отвечай на мои вопросы. 7 июля сторож Иван Семёнов Акинфов, проходя утром по железнодорожной линии на 141 версте, увидел, что ты отвинчивал гайки, которые прикрепляют рельсы к шпалам.*(Достаёт гайку (крупный план на неё))*Вот она, эта гайка! С этой гайкой он задержал тебя. Так ли это было?

Денис. – Чаво? (крупный план)

С. – Так ли это было, как нам объясняет Акинфов? (общий план)

Д. – Знамо, было.

С. – Хорошо, для чего тебе понадобилась эта гайка?

Д. – Чаво?

С. – Ты это своё «чаво» брось! Отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал эту гайку?*(Начал сердиться. Крупный план)*

Д. – Если б не нужна, так и не отвинчивал же.*(Косится на потолок (крупный план))*

Сцена 2.

*Следователь злится. Встаёт и подходит к окну, чтоб успокоиться, затем, постепенно остывая, разворачивается и идет к столу. Беседа продолжается…*(крупный план следователя сбоку, включая окно)

С. (крупный план следователя из-за Денисовой спины)

 — Для чего тебе понадобилась эта гайка?*(Спокойно говорит)*

Д. – Гайка-то? Мы из неё грузила делаем!

С. – Кто это «мы»?

Д. – Мы – народ, Климовские мужики!

С. – Послушай, братец, не прикидывайся ты идиотом, а говори толком. Нечего мне тут врать!*(Резко вскочил и ударил кулаком по столу)*(общий план)

Д. – С роду не врал, а тут вру…Да как же без грузила, ваше благородие? Если на живца или на выполозка на крючок её насажаешь, разве пойдет ко дну без грузила? Вру… Окунь, щука, налим всегда на дожную идёт, а которая если сверху плавает, то разве только шилишпёр.… Эта рыба простор любит (крупный план).

С. (крупный план из-за спины Дениса)

 — Зачем мне ваш шилишпёр? Зачем ты мне про него рассказываешь?

Д. – Чаво? Да вы же сами спрашиваете! Даже самый тупой мальчишка не будет без грузила ловить.

С. – Так ты говоришь, что отвинтил эту гайку для того, чтоб сделать грузила?  Только и всего?

Д. – А что же, не в бабки же играть!

С. – Но для грузила ты мог взять свинец, пулю, гвоздик какой-нибудь…

Д. – Свинец на дороге не валяется, купить надо! Гвоздь не подходит. Лучше гайки не найти. И тяжёлая и дыра есть!

Сцена 3.

*Следователь разъярён и бегает из угла в угол*(общий план следователя)

С. – Дураком прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, к чему ведёт это отвинчивание? Недогляди сторож, таки поезд мог с рельсов сойти, людей бы убило! Ты людей убил бы!!!(общий план)

Д. – Избави Господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы не крешёные или злодеи, какие? Слава тебе Господи, господин хороший, век прожили, и ток ли что убивать, ну и мыслей таких в голове не было.… Спаси и помилуй, Царица Небесная…Что вы-с!

С. – А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти  2 – 3 гайки, и вот тебе крушение!

Д. *(Усмехается и недоверчиво щурит глаза)*

 — Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчивали…

С. – Всей деревней!!!*(Резко вскочил и перебил Дениса)*

Д. – Ну да! И хранил Господь, а тут крушение…людей убил.… Скажем, б я што-то положил поперёк ейного пути. Ну, тогда, пожалуй, своротило бы поезд, а тут тьфу  — гайка!        

С. – Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

Д. – Это мы понимаем, мы ведь не все отвинчиваем,…оставляем, не без ума делаем, понимаем…

Сцена 4.

*Следователь вышел из кабинета, взял валерьянку. За пару минут он вернулся, Д. успел за это время скучать, он зевает и крестит рот*(камера идёт на следователя)

С. – В прошлом году здесь сошел поезд с рельс, теперь понятно почему…

Д. – Чего изволите?

С. – Теперь, говорю, понятно, из-за чего  в прошлом году сошел поезд с рельс… Я понимаю…

Д. – На то вы и образованные, чтоб понимать, милостивцы наши. Господь знал, кому понятие давал… Вы вот и рассудили, так что, а сторож – тот же мужик, без всякого понятия хватает за шиворот и тащит…Ты рассуди, а потом тащи. Сказано – мужик, мужицкий ум … Запишите, ваше благородие, что он меня 2 раза ударил в груди! (крупный план)

Сцена  5.

 *Следователь понимает, что без валерьянки никуда (крупный план). Денис продолжает болтать ерунду, не понимая, что может сделать себе хуже*
С.  – (общий план) Когда у тебя делали обыск, то нашли гайку, в каком месте ты её отвинтил?

Д. – Вы про ту гайку, что под красным сундуком лежала?

С. – Не знаю, где она у тебя лежала. Но нашли её у тебя! Когда ты её отвинтил?

Д. – (крупный план) Я её не отвинчивал*(Возмущён)*, мне её Игнашка дал.  Это я про ту, что под сундуком лежала, а та, что в сенях, ту мы с Митрофаном вытащили!

С.  – С каким Митрофаном? (крупный план)

Д. – С Митрофаном Петровым, не слыхали? Невода у нас делает и продаёт, ему много гаек требуется. На каждый невод штук 10!

С. – (музыка «Завещание») Слушай… статья 1081. Уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учинённое повреждение железной дороги, может подвергнуть опасности следующий транспорт, и виновный знал, вследствие зная, что будет опасность. Понимаешь? Знал! А то не мог знать, к чему ведёт это отвинчивание… Он приговаривается  к ссылке на каторжные работы! (конец музыки)

Д. – Конешно, вы лучше знаете,…мы люди тёмные…нешто не понимаем?

С. – Всё ты понимаешь, только прикидываешься дураком! Врёшь это ты…*(бьёт себя ладонью по лбу и вздыхает)*(крупный план следователя)

Д. – Зачем врать. Спросите на деревне, если не верите. Без грузила только тупые ловят.

С. — *(Выпивает валерьянку одним махом)* Ты ещё про шилишпёра расскажи…*(улыбается и трёт ладонью о лоб)*

Д. – (общий план) Шилишпёр у нас не водится. Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идёт голавль да и то редко…

С. – А ну молчи!

Сцена  6.

*Наступает молчание. Денис переминается с ноги на ногу и глядит на стол и видит перед собой не сукно, а солнце. Следователь быстро пишет*(крупный план)

Д. –(общий план) Мне идтить?

С. – Нет, я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму.

Д. – Как в тюрьму?*(изумлённо выпячивает глаза)*…Ваше благородие, мне на ярмарку надо, с Егора 3 рубля взять!

С. – Не мешай!!!

Д. –(Крупный план, музыка «сюита по Гоголю») В тюрьму…было б за что, пошёл бы, а то так здорово живёшь…За что?*(всплакнул)*И не крал кажись, не дрался, а если вы насчёт недоимки сумневаетесь, ваше благородие, не верьте старосте!

С. – Молчи! *(стукнул кулаком по столу)*(крупный план)

Д. – Я и так молчу…А что  староста набрехал в учёте, это я хоть под присягой. Нас 3 брата: Кузьма Григорьев, Егор Григорьев и я – Денис Григорьев!

С. – Ты мне мешаешь! *(Машет рукой)* Семён, увезти его! (крупный план)

Д. – Нас 3 брата, *(2 дюжих солдата берут и ведут его из камеры)*брат за брата не ответчик. Кузьма не платит, а ты Денис, отвечай…Судьи! Помер покойник барин – генерал! Царство небесное, а то показал бы он вам, судьям! Надо судить умеючи, не зря! Хоть и вывесили, но чтоб за дело, по совести…(Крупный план) 

КОНЕЦ

Сценарий

*9 июня. Погода пасмурная, солнца не видно. Это создаёт иллюзию печали. Следователь, полный мужчина лет сорока, в форменном сюртуке, сидит у себя в кабинете и ждёт заключенного под стражу. И вот открылась дверь и в комнату вводят ожидаемого человека. Это Денис Григорьев* — щуплый мужик, немного сутулый, в не очень чистых залатанных штанах и в серой рубахе навыпуск. (Камера снимает окно, затем крупным планом — следователь, после крупный план комнаты. Затем камера направляется к двери, и вводят Дениса. Крупный план  Дениса и  конвойных, которые  его вводят). Играет музыка Моцарта «Европейская  симфония»

Сцена 1

Следователь. –*(Крупный план)* Денис Григорьев, подойди и отвечай на мои вопросы. 7 июля сторож Иван Семёнов Акинфов, проходя утром по железнодорожной линии на 141 версте, увидел, что ты отвинчивал гайки, которые прикрепляют рельсы к шпалам.*(Достаёт гайку (крупный план на неё))*Вот она, эта гайка! С этой гайкой он задержал тебя. Так ли это было?

Денис. – Чаво? (крупный план)

С. – Так ли это было, как нам объясняет Акинфов? (общий план)

Д. – Знамо, было.

С. – Хорошо, для чего тебе понадобилась эта гайка?

Д. – Чаво?

С. – Ты это своё «чаво» брось! Отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал эту гайку?*(Начал сердиться. Крупный план)*

Д. – Если б не нужна, так и не отвинчивал же.*(Косится на потолок (крупный план))*

Сцена 2.

*Следователь злится. Встаёт и подходит к окну, чтоб успокоиться, затем, постепенно остывая, разворачивается и идет к столу. Беседа продолжается…*(крупный план следователя сбоку, включая окно)

С. (крупный план следователя из-за Денисовой спины)

 — Для чего тебе понадобилась эта гайка?*(Спокойно говорит)*

Д. – Гайка-то? Мы из неё грузила делаем!

С. – Кто это «мы»?

Д. – Мы – народ, Климовские мужики!

С. – Послушай, братец, не прикидывайся ты идиотом, а говори толком. Нечего мне тут врать!*(Резко вскочил и ударил кулаком по столу)*(общий план)

Д. – С роду не врал, а тут вру…Да как же без грузила, ваше благородие? Если на живца или на выполозка на крючок её насажаешь, разве пойдет ко дну без грузила? Вру… Окунь, щука, налим всегда на дожную идёт, а которая если сверху плавает, то разве только шилишпёр.… Эта рыба простор любит (крупный план).

С. (крупный план из-за спины Дениса)

 — Зачем мне ваш шилишпёр? Зачем ты мне про него рассказываешь?

Д. – Чаво? Да вы же сами спрашиваете! Даже самый тупой мальчишка не будет без грузила ловить.

С. – Так ты говоришь, что отвинтил эту гайку для того, чтоб сделать грузила?  Только и всего?

Д. – А что же, не в бабки же играть!

С. – Но для грузила ты мог взять свинец, пулю, гвоздик какой-нибудь…

Д. – Свинец на дороге не валяется, купить надо! Гвоздь не подходит. Лучше гайки не найти. И тяжёлая и дыра есть!

Сцена 3.

*Следователь разъярён и бегает из угла в угол*(общий план следователя)

С. – Дураком прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, к чему ведёт это отвинчивание? Недогляди сторож, таки поезд мог с рельсов сойти, людей бы убило! Ты людей убил бы!!!(общий план)

Д. – Избави Господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы не крешёные или злодеи, какие? Слава тебе Господи, господин хороший, век прожили, и ток ли что убивать, ну и мыслей таких в голове не было.… Спаси и помилуй, Царица Небесная…Что вы-с!

С. – А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти  2 – 3 гайки, и вот тебе крушение!

Д. *(Усмехается и недоверчиво щурит глаза)*

 — Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчивали…

С. – Всей деревней!!!*(Резко вскочил и перебил Дениса)*

Д. – Ну да! И хранил Господь, а тут крушение…людей убил.… Скажем, б я што-то положил поперёк ейного пути. Ну, тогда, пожалуй, своротило бы поезд, а тут тьфу  — гайка!        

С. – Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

Д. – Это мы понимаем, мы ведь не все отвинчиваем,…оставляем, не без ума делаем, понимаем…

Сцена 4.

*Следователь вышел из кабинета, взял валерьянку. За пару минут он вернулся, Д. успел за это время скучать, он зевает и крестит рот*(камера идёт на следователя)

С. – В прошлом году здесь сошел поезд с рельс, теперь понятно почему…

Д. – Чего изволите?

С. – Теперь, говорю, понятно, из-за чего  в прошлом году сошел поезд с рельс… Я понимаю…

Д. – На то вы и образованные, чтоб понимать, милостивцы наши. Господь знал, кому понятие давал… Вы вот и рассудили, так что, а сторож – тот же мужик, без всякого понятия хватает за шиворот и тащит…Ты рассуди, а потом тащи. Сказано – мужик, мужицкий ум … Запишите, ваше благородие, что он меня 2 раза ударил в груди! (крупный план)

Сценарий рассказа злоумышленник!

ПЖ СРОЧНО НАДО ОЧЕНЬ!

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Сценарий рассказа злоумышленник?. Вопрос
соответствует категории Литература и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Сценарий

*9 июня. Погода пасмурная, солнца не видно. Это создаёт иллюзию печали. Следователь, полный мужчина лет сорока, в форменном сюртуке, сидит у себя в кабинете и ждёт заключенного под стражу. И вот открылась дверь и в комнату вводят ожидаемого человека. Это Денис Григорьев* — щуплый мужик, немного сутулый, в не очень чистых залатанных штанах и в серой рубахе навыпуск. (Камера снимает окно, затем крупным планом — следователь, после крупный план комнаты. Затем камера направляется к двери, и вводят Дениса. Крупный план  Дениса и  конвойных, которые  его вводят). Играет музыка Моцарта «Европейская  симфония»

Сцена 1

Следователь. –*(Крупный план)* Денис Григорьев, подойди и отвечай на мои вопросы. 7 июля сторож Иван Семёнов Акинфов, проходя утром по железнодорожной линии на 141 версте, увидел, что ты отвинчивал гайки, которые прикрепляют рельсы к шпалам.*(Достаёт гайку (крупный план на неё))*Вот она, эта гайка! С этой гайкой он задержал тебя. Так ли это было?

Денис. – Чаво? (крупный план)

С. – Так ли это было, как нам объясняет Акинфов? (общий план)

Д. – Знамо, было.

С. – Хорошо, для чего тебе понадобилась эта гайка?

Д. – Чаво?

С. – Ты это своё «чаво» брось! Отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал эту гайку?*(Начал сердиться. Крупный план)*

Д. – Если б не нужна, так и не отвинчивал же.*(Косится на потолок (крупный план))*

Сцена 2.

*Следователь злится. Встаёт и подходит к окну, чтоб успокоиться, затем, постепенно остывая, разворачивается и идет к столу. Беседа продолжается…*(крупный план следователя сбоку, включая окно)

С. (крупный план следователя из-за Денисовой спины)

 — Для чего тебе понадобилась эта гайка?*(Спокойно говорит)*

Д. – Гайка-то? Мы из неё грузила делаем!

С. – Кто это «мы»?

Д. – Мы – народ, Климовские мужики!

С. – Послушай, братец, не прикидывайся ты идиотом, а говори толком. Нечего мне тут врать!*(Резко вскочил и ударил кулаком по столу)*(общий план)

Д. – С роду не врал, а тут вру…Да как же без грузила, ваше благородие? Если на живца или на выполозка на крючок её насажаешь, разве пойдет ко дну без грузила? Вру… Окунь, щука, налим всегда на дожную идёт, а которая если сверху плавает, то разве только шилишпёр.… Эта рыба простор любит (крупный план).

С. (крупный план из-за спины Дениса)

 — Зачем мне ваш шилишпёр? Зачем ты мне про него рассказываешь?

Д. – Чаво? Да вы же сами спрашиваете! Даже самый тупой мальчишка не будет без грузила ловить.

С. – Так ты говоришь, что отвинтил эту гайку для того, чтоб сделать грузила?  Только и всего?

Д. – А что же, не в бабки же играть!

С. – Но для грузила ты мог взять свинец, пулю, гвоздик какой-нибудь…

Д. – Свинец на дороге не валяется, купить надо! Гвоздь не подходит. Лучше гайки не найти. И тяжёлая и дыра есть!

Сцена 3.

*Следователь разъярён и бегает из угла в угол*(общий план следователя)

С. – Дураком прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, к чему ведёт это отвинчивание? Недогляди сторож, таки поезд мог с рельсов сойти, людей бы убило! Ты людей убил бы!!!(общий план)

Д. – Избави Господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы не крешёные или злодеи, какие? Слава тебе Господи, господин хороший, век прожили, и ток ли что убивать, ну и мыслей таких в голове не было.… Спаси и помилуй, Царица Небесная…Что вы-с!

С. – А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти  2 – 3 гайки, и вот тебе крушение!

Д. *(Усмехается и недоверчиво щурит глаза)*

 — Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчивали…

С. – Всей деревней!!!*(Резко вскочил и перебил Дениса)*

Д. – Ну да! И хранил Господь, а тут крушение…людей убил.… Скажем, б я што-то положил поперёк ейного пути. Ну, тогда, пожалуй, своротило бы поезд, а тут тьфу  — гайка!        

С. – Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

Д. – Это мы понимаем, мы ведь не все отвинчиваем,…оставляем, не без ума делаем, понимаем…

Сцена 4.

*Следователь вышел из кабинета, взял валерьянку. За пару минут он вернулся, Д. успел за это время скучать, он зевает и крестит рот*(камера идёт на следователя)

С. – В прошлом году здесь сошел поезд с рельс, теперь понятно почему…

Д. – Чего изволите?

С. – Теперь, говорю, понятно, из-за чего  в прошлом году сошел поезд с рельс… Я понимаю…

Д. – На то вы и образованные, чтоб понимать, милостивцы наши. Господь знал, кому понятие давал… Вы вот и рассудили, так что, а сторож – тот же мужик, без всякого понятия хватает за шиворот и тащит…Ты рассуди, а потом тащи. Сказано – мужик, мужицкий ум … Запишите, ваше благородие, что он меня 2 раза ударил в груди! (крупный план)

Сценарий литературного вечера по юмористическим рассказам А. П. Чехова. Слово учителя

Содержание

Стихотворение в исполнении учащихся
Генеральша Марфа Петровна Печонкина, десять лет уже практикующая на поприще гомеопатии, в один из майских дней принимает у себя
4. Три револьвера («Пересолил»)
8. Рубль, мячик, краски, запонки, часы («Злой мальчик»)
Хирургия (почти по Чехову).
Артур: (говорит тоном, не допускающим возражения) Я сегодня мою доску! Алина
Артур: А кто будет мыть полы? И все дружно посмотрели на Адилю. А она сидит, опустив голову на парту, и молчит. Алина
Артур: Давай, принимайся за работу! (протягивает швабру с ведром). Адиля
Алина: А, может быть, просто прополоскать раствором соды? Мне иногда это помогает. Наверное, и в столовой найдется пищевая сода.
Артур: По-моему, эти рецепты нам не подходят! Алина

Подобный материал:

  • Антона Павловича Чехова и главная тема нашего вечера юмористические рассказ, 222.93kb.
  • Сценарий литературного вечера «Сибиряк по рождению, фантазер по призванию», 67.87kb.
  • Сценарий литературного вечера «Благослови, Господь, семью…» (Слады №1,2), 67.48kb.
  • План литературного вечера. Звучит «Вальс Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», 20.1kb.
  • Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина. Оформление зала, 47.95kb.
  • Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина   «Мои стихи, спокойно расскажите, 151.39kb.
  • Сценарий вечера конкурса. План вечера-конкурса. Тема: Обобщение и систематизация, 77.85kb.
  • Сценарий музыкально литературного вечера, 173.13kb.
  • Урок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова, 47.92kb.
  • Сценарий конкурсной программы для ветеранов Великой Отечественной войны. «Запомни этот, 675.06kb.

«Читая Чехова…»

( сценарий литературного вечера

по юмористическим рассказам А.П.Чехова).

Слово учителя: Чехов входит наше сознание с детства. Ванька Жуков, Каштанка как-то незаметно для нас оказываются в пестрой толпе сказочных и литературных персонажей – рядом с Буратино и Красной шапочкой, Емелей и дядей Степой. Позже мы узнаем, что Чехов написал не только «Каштанку» и «Ваньку», но и многое другое. Наше представление о Чехове становится более разносторонним. Он смешит нас в веселых рассказах и заставляет задуматься о серьезном. В школе мы узнаем, каким он был человеком, каким писателем, и проникаемся огромным уважением к нему.

Стихотворение в исполнении учащихся:

Ах, зачем нет Чехова на свете!

Сколько вздорных — пеших и верхом,

С багажом готовых междометий

Осаждало в Ялте милый дом…

День за днем толклись они, как крысы,

Словно был он мировой боксер,

Он шутил, смотрел на кипарисы

И, прищурясь, слушал скучный вздор.

Я б тайком пришел к нему иначе:

Если б жил он, — горные мечты! —

Подошел бы я к решетке дачи

Посмотреть на милые черты.

А когда б он тихими шагами

Подошел случайно вдруг ко мне —

Я б, склонясь, закрыл лицо руками

И исчез в вечерней тишине.

Саша Черный

Учитель: Знакомство с Чеховым-писателем в школе начинается с его юмористических рассказов. Они занимают в творчестве писателя особое место. Еще студентом он начинает сотрудничать в юмористических изданиях «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». Своими маленькими рассказами начинающий писатель быстро приобрел известность. Эти произведения печатались под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки, брат моего брата и другими – известно всего свыше 50 чеховских псевдонимов.

Ученик: Юмор – не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, его видение жизни, неотделимое от иронии, трагикомической усмешки. В произведениях писателя смешное часто выглядит грустным, а грустное смешным. Благодаря этим рассказам можно увидеть весь кошмар происходящего и ужаснуться. А можно и посмеяться над этим миром глупцов и тунеядцев, лицемеров и пошляков.

Ученик: А.П.Чехов не специализировался на изображении какой-либо социальной группы или психологического типа. Чеховский герой – это «средний» человек и повседневная, обыденная жизнь. «Средний человек» у Чехова – это инженер, врач, учитель, помещик, крестьянин, чиновник и священник. В нем отсутствует какая-нибудь необычность, незаурядность, главное в нем – обыкновенность. Основную особенность чеховских рассказов составляло стремление рассмотреть людей разных сословий под единым углом зрения, найти закономерности, характеристики сознания этого «среднего человека». А в жизни любого человека рядом соседствуют добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное.

Ученик: Внешне смешон рассказ «Злоумышленник». Главный герой его — неграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, которой рельсы прикрепляются к шпалам, чтобы сделать грузила. Весь рассказ – это диалог между судебным следователем и «злоумышленником». Он не понимает, за что его судят и в чем его вина. «Все так делают», — главный его аргумент. Чехов обобщает образ этого мужика, и за этим встает такая народная беда, такая трагедия, что не смеяться хочется, а скорее плакать.

Инсценировка.

(За столом сидит «писатель» и работает)

Писатель: Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости …

( Далее разыгрывается сценка по рассказу «Злоумышленник»)

Писатель: Наступает молчание. Денис переминается с ноги на ногу, глядит на стол и усиленно мигает глазами. Следователь быстро пишет. ( Перелистывает страницу своей тетради и читает вступление к рассказу «Симулянты»)

Генеральша Марфа Петровна Печонкина, десять лет уже практикующая на поприще гомеопатии, в один из майских дней принимает у себя в кабинете больных.

(Сценка по рассказу «Симулянты»)

Писатель: И в душе генеральши в первый раз за десять лет практики, западает сомнение. Принимая следующих больных, говоря с ними о болезнях, она начинает замечать, что все больные сначала благодарят ее за чудесное исцеление, восхищаются ее мудростью, бранят докторов, а потом начинают просить то землицы для запашки, то дровец, то позволения охотиться в ее лесах.

Ученик: А.П.Чехов по образованию был врачом. Наверное, поэтому в его творчестве немало произведений, в которых героями являются люди, причастные к медицине, или же описываются ситуации, связанные с болезнями и врачеванием. Вот и генеральша Марфа Петровна свято верила в чудодейственную силу гомеопатии. А внушали ей эту веру благодарные пациенты, которые приходили к ней вовсе не за лечебными гранулами. Они, пользуясь добротой генеральши, выманивали у нее все, что им было нужно. В этом рассказе мы слышим иронию по отношению и к псевдоцелителям, и к хитрым и изворотливым «больным».

Ученик: Характерной чертой рассказа как литературного жанра является сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих огромную смысловую нагрузку.

Учитель: На уроках литературы и внеклассного чтения мы познакомились со многими юмористическими рассказами Чехова. Но внимательно ли мы их читаем? Проверим это, проведя викторину «Мир вещей Чехова».

-Перед вами лежат предметы. Для кого-то это просто вещи, а внимательному читателю они напомнят о произведениях, прочитанных ранее. Из каких они произведений, о чем они вам говорят?

1. Шинель, корзина с конфискованным крыжовником («Хамелеон»)

2. Гайка («Злоумышленник»)

3. Щипцы, «козья ножка» («Хирургия»)

4. Три револьвера («Пересолил»)

5. Пузырек с чернилами, ручка с пером, лист бумаги («Ванька»)

6. Фуражка, чемоданы, узлы («Толстый и тонкий»)

7. Носовой платок («Смерть чиновника»)

8. Рубль, мячик, краски, запонки, часы («Злой мальчик»)

Ученик: Рассказ-сценка – любимый жанр Антоши Чехонте. Писать он их начал еще в гимназические годы. Наши одноклассники тоже написали сценарий небольшого фильма по мотивам двух рассказов А.П.Чехова – «Лошадиная фамилия» и «Хирургия». Предлагаем посмотреть фильм, снятый по этому сценарию. (Сценарий прилагается).

Хирургия (почти по Чехову).

Прозвенел звонок с урока. Учитель, прежде чем отпустить ребят, напоминает о дежурстве в классе.

Учитель: Урок окончен, все свободны, кроме Адели, Алины, Артура и Вани. Они сегодня дежурят.

Ребята оживленно расходятся, в классе остаются только дежурные.

Артур: (говорит тоном, не допускающим возражения) Я сегодня мою доску!

Алина: А я поливаю цветы.

Ваня: А я, А я… (озирается по сторонам в поисках нетрудоемкого дела) воду принесу для цветов!

Артур: А кто будет мыть полы?

И все дружно посмотрели на Адилю. А она сидит, опустив голову на парту, и молчит.

Алина: (подбегая к подруге) Что с тобой?

Артур: Давай, принимайся за работу! (протягивает швабру с ведром).

Адиля: Я сегодня работать не смогу. У меня зуб расшатался и болит!

И тут каждый наперебой начинают давать советы, предлагать свои средства избавления от зубной боли.

Ваня: Когда у меня болит зуб, моя мама всегда заваривает шалфей и заставляет держать этот теплый раствор у больного зуба. Но здесь, в школе, вряд ли мы найдем шалфей.

Артур: Помню, у меня однажды в лагере разболелся зуб! Страшное дело! Так вот, воспитательница отвела меня на кухню. Я сначала не понимал зачем. Там тетя Даша, повар, положила на зуб между щекой и десной кусочек сала. Было противно, конечно, но боль утихла.

Алина: А, может быть, просто прополоскать раствором соды? Мне иногда это помогает. Наверное, и в столовой найдется пищевая сода.

Ваня: Я сбегаю в столовку! (опрометью выбегает из класса)

Адиля: Я вспомнила! На уроке литературы мы читали рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» — так в нем много рецептов утоления зубной боли можно найти!

Алина: Точно! Сейчас я достану учебник. (Открывает учебник и читает) » Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту»

Артур: По-моему, эти рецепты нам не подходят!

Алина: А я слышала, что при зубной боли нужно палец обмотать ниткой.

Артур: Предрассудки это все! Бабушкины сказки! Один выход — нужно зуб удалить! И я знаю, как это сделать! Испытанный способ! Нужно обмотать зуб ниткой, привязать к дверной ручке и резко дверь дернуть. Я таким образом моего соседа избавил от мучений!

Тут все зашевелились, подбежали к учительскому столу, достали нитки покрепче и принялись за дело. Минуты через две «пациентка» была подготовлена к «операции».

Вдруг неожиданно дверь распахнулась, и на пороге кабинета показалась возмущенная учительница.

Учительница: Вы почему так долго возитесь!

Ребята ничего не смогли ответить, а только указали на зуб, болтающийся на нитке. А вслед за учительницей в кабинет забежал и Ваня. В руках он держит стакан с жидкостью.

Ваня: (с пафосом) А вот и чудесное средство от зубной боли — раствор соды!

Учительница: Он-то как никогда кстати!

Учитель: Художественная литература обладает неоценимым качеством: она заражает нас высокой духовностью, очищает душу, заставляет задуматься над жизнью и даже побуждает к творчеству. Великие писатели учат нас отделять добро от зла, прекрасное от безобразного, искренность от фальши. И среди них Антон Павлович Чехов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти объединение множеств в информатике
  • Как найти человека через год рождение
  • Как найти объем кислорода при сгорании метана
  • Как найти cos асв
  • Сталкер поиск как найти бармена