Разработка сценария мероприятия подчиняется общим законам драматургии. Но есть одно существенное отличие праздника с участием гостей от спектакля, идущего на сцене. Оно заключается в интерактивном характере торжественного события. Это обстоятельство необходимо учитывать уже на стадии написания сценария.
СОДЕРЖАНИЕ:
- С ЧЕГО НАЧАТЬ?
- КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?
- КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ?
- КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?
- СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
- ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
- КАК ОФОРМИТЬ ТЕКСТ СЦЕНАРИЯ: ИНСТРУКЦИЯ
- КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ
Золотое правило, которое отвечает на вопрос: как написать сценарий праздника, гласит: «Тексты должны быть предельно ясными, четкими и выразительными. Идеально, если они написаны короткими рифмованными строками. Хорошо воспринимаются также диалоги в форме вопрос-ответ, утверждение-отрицание».
Важно! На вопрос, как составить сценарий мероприятия, профессионалы отвечают, что его надо писать не как литературное произведение, а как схему, служащую фарватером в бурном море торжества и веселья. Условие справедливо для всех типов представлений с участием зрителей.
Воспользуйтесь для оттачивания юмористического стиля анекдотами. В них можно найти немало остроумных диалогов, которые оживят сценарий и здорово повеселят публику.
С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СЦЕНАРИЕМ?
На помощь автору, желающему составить сценарий праздника, приходят законы, по которым строится драматургическое произведение. В данном случае они приспособлены под конкретные задачи интерактивного мероприятия.
Если вы не знаете, с чего начать и как писать сценарий, начните с ответов на вопросы и определите следующие моменты:
- Какова цель праздника? Для этого надо ответить на вопрос: чего мы хотим получить от этого мероприятия? К примеру, если это Новый год, мы хотим встретить его так, чтобы он был успешным и счастливым. Это условие ведущий оговаривает в начале торжества. Оно может быть оформлено в виде веселого договора, подписанного всеми участниками. Или в виде торжественной клятвы: «Мы… такие-то такие-то, торжественно обещаем: пить, танцевать и веселиться так, чтобы весь год быть здоровыми, бодрыми, веселыми!»
- Какова тема праздничной встречи (застолья, банкета и т. д.)? Тема определяется датой (если это календарный праздник) или поводом, по которому люди собрались веселиться. Например: празднование Масленицы посвящено встрече Весны. Тема весны определяет все дальнейшие перипетии. Определив тему, автор видит, о чем писать, в каком стиле оформить зал, какие будут номера, игры, костюмы, реквизит и так далее. Тема определяет подходящую форму праздника. Например, ту же масленицу можно решить в форме ярмарочного балагана. Отсюда рождаются тексты в виде закличек, появляются герои в костюмах балаганных дедов, коробейников и так далее.
- Что или кто мешает достичь цели? Цель — встретить счастливый Новый год. Мешает погода, Баба-яга или другие злодеи. Появляется конфликтная ситуация, вокруг которой завязываются все действия, проявляется общая заинтересованность в преодолении препятствий, компания объединяется в едином порыве, сценарий держит гостей в тонусе весь вечер.
- Каково ведущее предлагаемое обстоятельство? Вокруг чего конкретно происходит борьба? На чем держится конфликт? Куда движется сюжет? Это может быть предмет, персонаж, явление или какое-либо спорное утверждение.
Например, на празднике Знаний 1 сентября в школе можно объявить о сокровище, которое было украдено и спрятано какими-то злодеями. Чтобы его найти, надо пройти череду испытаний. На этот каркас легко и просто накладываются различные игры, концертные номера и прочие забавы.
Внимание! Классика жанра: новогоднее елочное представление, когда ведущий объявляет о том, что Снегурочку, Деда Мороза, елочку или мешок с подарками похитили какие-то злые силы. Участники под его руководством выполняют различные действия, помогающие одолеть злодеев, спасти добрых героев и получить в конце за это заслуженную награду!
Эта простейшая схема поможет правильно написать сценарий любых праздничных мероприятий. Она дает автору возможность сконцентрировать внимание на поставленной задаче, возбуждает воображение, вдохновляет на создание интересного, захватывающего сюжета!
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?
Хорошо организованный праздник идет по накатанной колее так, что никто не видит поставленных ограничителей, но никто их не переходит. В сохранении баланса между организованностью и свободой и есть самая большая сложность проведения интерактивных мероприятий.
Достижение этой гармонии обычно возлагают на плечи ведущего, но лучше, если автор сценария тоже позаботится о логичной и правильной структуре, на которой будет держаться весь праздник.
Разработка сценарного плана выполняется по следующей схеме:
- Вступление.
- Кульминация.
- Заключительная часть.
Внутри и между этими компонентами выстраивается программа праздничного вечера. Можно ли назвать ее сюжетом? Да, если соблюдены законы драматургии, о которых шла речь выше.
Важно! По определению сюжет — это борьба между противоборствующими силами за достижение некоей цели. Если в программе праздника прослеживается конфликтная ситуация, можно говорить о сюжете.
Классический пример – новогодние елочные представления, когда добрые и злые персонажи пытаются привлечь детей на свою сторону.
ПИШЕМ ВСТУПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНО
В начале надо привлечь внимание гостей к теме, ради которой все собрались, организовать их для совместного проведения праздника, настроить на нужный лад, задать атмосферу. Это самая короткая часть вечера.
Совет: послушайте начало праздничных передач федерального или советского телевидения. Обратите внимание на то, как обставлен выход ведущих. Там это сделано очень эффектно и профессионально. Воспользуйтесь идеями и саундтреками профессионалов.
После приветствия можно провести короткий блиц-опрос зала, конкурс лучших поздравлений, игру-знакомство, игру на внимание, конкурс на лучший тост и так далее.
КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?
Кульминация — апогей праздника: высшая точка, самая яркая и захватывающая его часть. В сценарии этот эпизод прописывают ближе к финалу. Потому что кульминация означает победу добра над злом, достижение цели праздника, торжество справедливости, когда уже нечего делать, не за что бороться, злодеи повержены, стыдятся и раскаиваются. Пришло время завершать мероприятие и прощаться!
Важно! Участие неподготовленных гостей вносит элемент спонтанности, что требует от организаторов и ведущих быстрой реакции и умения импровизировать. Им надо быть готовыми к неожиданностям во время проведения праздника и иметь на всякий случай несколько заготовок в виде дополнительных шуток, игр, сценок, концертных номеров и так далее.
Классический пример: Дед Мороз зажигает огоньки на елке. Баба-яга и ее пособники просят прощения, исправляются и просят разрешения веселиться вместе со всеми. Веселье продолжается, но уже без артистов.
СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
Сценарный замысел, конечно же, определяет дизайн зала, в котором будет проходить мероприятие. Составление сценария праздника зачастую идет рука об руку с другими организационными работами, возлагаемыми на автора.
Важно! Чтобы сделать интересное оформление, надо придумать необычную форму проведения мероприятия. Жанр и стилистика праздника определят его декоративную сторону.
Например, зал на юбилей или день рождения можно оформить звездными зодиакальными символами, провозвещающими виновнику торжества добро и благо!
Будет интересно, если поместить портреты юбиляра в центр астрологического круга! В таком оформлении хорошо будут смотреться сценки с гадалками, волхвами, астрологами, цыганами. В этом же ключе проводят конкурс на лучшее предсказание, аукционы, лотереи.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Праздничные сценарии, как правило, пишутся по единому шаблону. Меняется только тема, форма, персонажи, декорации, тексты. В каждом конкретном случае автор оговаривает с организаторами или заказчиками праздника отдельные детали.
Хитрость! Начинающему сценаристу можно поискать в библиотеках книжку «В помощь самодеятельности» или что-то в этом роде. Эта серия содержит огромное количество методичек и готовых сценариев на самые разные темы. Их можно использовать в качестве шаблона, чтобы набить руку и понять секреты правильного составления сценария!
Праздничные мероприятия с участием зрителей бывают следующих видов:
- застольные (свадьбы, юбилеи, корпоративы);
- торжественные, официальные;
- театрализованные.
Торжественная часть обычно предшествует застольной. Элементы театрализации могут присутствовать и в первой, и во второй частях. Главное, что требуется от автора во всех случаях, это не перегружать праздник скучными длинными речами. Даже если они очень красиво написаны.
Важно! Каждому автору и ведущему подобных вечеров надо помнить одно золотое правило: люди приходят на праздник веселиться, а не слушать умные слова. Сценарий пишут для конкретных людей. Тексты, артисты, игры, сюжет должны вести праздник, но не заслонять собой веселье и свободное общение гостей.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ СЦЕНАРИЯ
Сценарий любого мероприятия помимо интересного содержания должен быть правильно оформлен. Аккуратность нужна как самому автору, чтобы защитить свою идею перед заказчиком или художественным советом, так и другим участникам.
Сценарий печатают в нескольких экземплярах, чтобы раздать:
- руководителю проекта (директору клуба, администратору, заказчику);
- режиссеру, художнику, ведущим;
- звукорежиссеру, диджею, осветителю.
Перечень сотрудников зависит от масштаба праздника. Их может быть больше или меньше, но каждый должен иметь для работы свой экземпляр.
Оформление текста сценария по шагам:
- На заглавном листе вверху пишут название учреждения, по заказу которого пишется сценарий и в котором планируется проведение праздника.
- Под шапкой набирают название и имя автора-составителя.
- В нижнем колонтитуле обозначают город, в котором написан сценарий, и год написания.
Первую страницу не нумеруют. Верхний колонтитул отдают шапке, в которую вписывают следующее:
- цель мероприятия (воспитательная, просветительская, развлекательная);
- место/время проведения;
- оформление (список необходимого оборудования и реквизита);
- список персонажей, принимающих участие в театрализованном представлении).
Далее следует таблица, в которой по колонкам описывается ход мероприятия:
Пример: «Сценарий о пользе прививок против ковида».
Название: «Изгнание Коронавируса с Земли Русской».
Автор: Александр Петров. г .Самара, 2021
Действующие лица |
Текстовка каждого персонажа |
Авторские ремарки (пояснения: кто откуда вышел, как сказал, в какой интонации, с каким настроением и т. д.) |
Поле для заметок и примечаний |
Маска 1-я |
Вот уж Новый год подходит, А Ковид все не уходит! |
Звучит тревожная музыка. Выходят Маски |
|
Маска 2, 3, 4…. |
Надо нам его спровадить И людей от бед избавить |
Как оформить сценарий праздника? Смотрите в следующем видео:
КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ
На юбилее, дне рождения, любом семейном празднике, корпоративах, школьных вечеринках очень хорошо принимаются именные поздравления. Сочинить их очень легко: автор или организатор записывает имена виновников торжества и их близких родственников.
Выбирают тех, кто будет на празднике. К имени подбирается простейшая рифма: Наталия — Италия, Ольга — Волга, Николай — Играй, Желай, Григорий — Добрый и так далее. По этим простейшим созвучиям составляются позитивные четверостишия типа:
Любим нашу мы Наталию,
Как прекрасную Италию:
Всем Наташа хороша:
Блеск — фигура, свет — душа!
***
Наш Григорий — парень добрый,
И всегда готов помочь,
Оставайся сильным, бодрым,
В светлый день и в темну ночь!
Спортивный праздник можно провести в форме Олимпиады. Ведущий будет говорить как спортивный комментатор. Из числа гостей выбрать жюри, начать действо с зажжения факела, потом пронести его торжественно по залу.
Хитрость! Пусть автор посмотрит трансляцию открытия Олимпийских игр, чтобы позаимствовать оттуда интересные идеи и повторить структуру в своем сценарии!
Сценарий воспитательного направления для детей строится по такой схеме: ведущими выступают персонажи популярных мультиков. Например, Маша и Медведь, Нюша и Бараш (из Смешариков) или кто-то из семейства Барбоскиных. Один из них говорит правильные вещи, другой ему возражает.
Они призывают на помощь гостей, проводят флешмобы, конкурсы, в которых побеждает положительный и проигрывает отрицательный персонаж. В заключительной части последний понимает свои ошибки и раскаивается! Справедливость торжествует! Цель праздника достигнута! Плохой герой исправился и стал хорошим! Всем раздают призы, награды и подарки! Праздник завершается песней про дружбу!
Подписывайтесь на нас
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
на тему: «Как
написать сценарий массового мероприятия»
Подготовила
методист МБУДО
Детско-юношеский центр
Биндюкова Г.Ф.
Данные методические рекомендации предназначены
педагогам дополнительного образования, методистам, педагогам – организаторам, учителям
общеобразовательных учреждений для организации и проведения внеурочных
воспитательных мероприятий.
Сценарий мероприятия – самый
распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий –
конспективная, подробная запись мероприятия: праздника, отчетного концерта,
любого дела. Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное
значение.
Подготовка массового мероприятия требует творческого
подхода, гибкого мышления педагога, постоянного поиска нестандартных решений.
При подготовке массовых мероприятий необходимо
учитывать возрастные и психологические особенности участников. Например, для
младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир
в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание,
повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками.
Это должно определять и формы работы.
Подготовка и проведение любого массового мероприятия
включают несколько этапов.
1. Подготовительный
этап:
— определение темы мероприятия, его названия и
целевого назначения;
— составление программы массового мероприятия;
— формирование аудитории (предварительные беседы,
обзоры, опросы и т.д.);
— реклама массового мероприятия.
2. Основной этап:
— написание сценария массового мероприятия;
— проведение массового мероприятия.
3. Заключительный этап:
— оценка эффективности массового мероприятия.
При разработке и составлении сценария рекомендуется
использовать следующую структуру.
1. Титульный лист:
— полное наименование учреждения (например: МБУДО
ДЮЦ);
— форма и название
мероприятия;
— Ф.И.О. автора полностью, должность;
— город, год написания.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа
формата А 4. Шрифт – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.
2.
Пояснительная записка.
Пример:
данная методическая разработка предназначена для проведения массового
мероприятия с театрализованным представлением и конкурсной программой.
Дата и место проведения.
Организаторы (кто
проводит мероприятие).
Цель мероприятия: (например: укрепление
семейных отношений, воспитание патриотических чувств и т.д.).
Нужно помнить, что существуют
определенные требования, которые необходимо
соблюдать, чтобы достичь поставленной цели:
1. Мероприятие не самоцель, а
средство воспитания, оно должно создавать цельность настроения, вызывать
переживания, направленные на формирование определенных установок.
2. Следует стремиться к
вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен,
проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все
приглашенные могут принять участие в мероприятии.
3. Мероприятие не должно быть
перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она
надоест».
4. При проведении
мероприятия нельзя ориентироваться на заниженный или завышенный уровень
развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда
очень сложно – тоже неинтересно.
5. Мероприятие должно быть
захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Дети
младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им
было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем
сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности.
Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ,
метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
6. Мероприятие не должно быть «мероприятием»
ради «мероприятия». Активное применение игровых и занимательных форм
способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей
детей и подростков.
Задачи мероприятия:
1. Обучающие: (например:
расширение кругозора обучающихся);
2. Развивающие: (например:
развитие толерантности, логического мышления, творческого воображения, ловкости
и находчивости);
3. Воспитательные:
(например: воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, смекалки).
Методы и формы реализации задач: в
процессе подготовки и проведения мероприятия использовались разные методы
обучения: словесные, наглядные, практические. Применялись индивидуальная и
коллективная формы работы с обучающимися с использованием технических средств
обучения.
Рекомендуемый возраст: (например: команда
детей младшего школьного возраста и команда пап).
Форма проведения мероприятия: (например:
театрализованное представление, праздничная программа, викторина,
познавательная игра, соревнование, конкурс и т. д.).
Оформление:
Музыкальное
сопровождение: (перечислить
все музыкальные произведения)
Наглядное
оформление: (например: презентация с
названием и указанием автора, плакаты, украшение помещения и т. д.)
Дидактический, раздаточный материал: (название,
количество).
Технические
средства обучения: перечисляем оборудование,
необходимое для проведения массового мероприятия: медиапроектор, экран, столы,
стулья, музыкальный центр, фонограмма музыки и т. д. При необходимости
указываем количество.
Декорации. Реквизит. Атрибуты.
Методические
советы по проведению.
В произвольной форме указываем, какие необходимо
провести предварительные организационные мероприятия: раздать роли (кому), в
какой периодичности проводить репетиции (и нужны ли они вообще), как собрать
зрителей, кто должен быть ведущим, когда лучше проводить мероприятие т.д.
3. Ход (структура) мероприятия.
Полный текст ведущих и действующих лиц.
Пример:
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
(Перечисляются)
1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (текст оформляется курсивом)
4.
Литература.
Оформляется
в алфавитном порядке согласно ГОСТу.
К
сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы,
анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материалы с
вопросами и заданиями и т. д.
Анализ
итогов мероприятия организуется в ближайший день после мероприятия, пока у
участников еще свежи впечатления и сохранились «следы» общих переживаний.
Разговор
в стиле «понравилось — не понравилось» не принесет большой воспитательной
пользы. В центр обсуждения итогов мероприятия следует поставить вопросы:
—
что нового узнал;
—
в чем изменил свое представление об этой проблеме;
—
что привлекло тебя в подготовке к мероприятию;
—
что, на твой взгляд, стоило сделать иначе и почему;
—
твои предложения с целью планирования мероприятия на будущее.
Современный темп жизни уже давно оставил на обочине то время, когда мероприятия или праздники проводились только по особому случаю. Сегодня шоу, развлекательные программы плотно вошли в повседневность. Каждый детский сад, школа, клуб, просто любое сообщество по интересам — организовывают от простых посиделок, до огромных концертов. И будет замечательно, если вы сами придумаете сценарий, подходящий именно для вашего коллектива, имеющейся обстановки, возможностей. Но что же делать, если вы в этом «чайник» и не знаете, с чего начать? Следовать этой инструкции.
Как самому написать сценарий
Запомните! Успех любого торжества заключается в глубокой и кропотливой работе над его подготовкой. И в основе любой программы лежит именно сценарий. Поэтому с него и следует начать.
1. Заголовок
Здесь вы указываете название торжества (Свадьба Маши и Пети, 8 марта в Мартыновке, Юбилей Владислава Борисовича и т.д.). Оно может быть не только по сути, но и абстрактным: «Феерия роз» или «Фантастические виражи». Ниже прописывается место, время, примерное количество участников.
2. Выбор «формы»
Ответьте себе на вопрос: «Каким будет мой праздник?» Это концерт или игровая программа, посиделки за столом или активный флэш-моб, конкурс или спортивное соревнование, просмотр кино, вылазка на природу, формат теле-шоу, перенесенный в аудиторию – это все возможные формы, в которых можно создавать что-то свое.
3. Наполнение содержанием
После того, как вы определились с формой и примерно представили, что и как будет происходить (ведь каждая форма подразумевает те или иные каноны) беремся прописывать «наполнение» сценария. На этом этапе нужно придать торжеству изюминку, придумать сюжет, по которому будут развиваться события.
Например, к 8 Марта на концерте ведущие могут спорить, кто главнее мужчины или женщины, и в финале прийти к решению, что они дополняют друг друга; на флэш-мобе к 1 сентября танцы могут быть про школьные предметы или отображать взросление малышей на школьной скамье в хронологическом порядке. Главное, чтобы сюжет развивался логично и интересно для зрителя, и заканчивался развязкой с озвучиванием определенных выводов.
4. Из каких частей состоит сценарий?
Если на руках форма и сюжет – то вы прошли два самых сложных этапа. Осталось только додумать слова ведущих и вставить номера, конкурсы и прочее.
Важным моментом является указание времени, за которое пройдет то или иное выступление. То есть в начале мы указываем 15-30 минут на сбор гостей, за тем вступление (фанфары и слова ведущих) – до 5 минут. Дальше кусочки действий с их хронологией, с учетом смены декораций, объявления номеров, антрактов и так далее. Лучшим чередованием, при выставлении последовательности выступающих, считается лирика с юмором, вокальные номера с хореографическими.
Более массовые, эффектные выступления, розыгрыши призов, награждение грамотами и т.п. приберегите на финал. Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.
Совет. Подготовьте для себя 2-3 игры с залом, которые не включены с общий ход праздника, и используйте их при возникновении форс-мажорных ситуаций (не успели подготовиться, задержался в уборной, барахлит аппаратура).
Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за чем идет. Удобно вывесить такой план в помещении с артистами, которые смогут сами следить за ходом торжества.
Дерзайте творить что-то новое и интересное, поменьше копируйте из интернета, пусть он лишь подбрасывает идеи. Ведь сила вашего сценария в уникальности!
Бабенко Анна Алексеевна
Готовые сценарии праздников и мероприятий смотрите в соответствующем разделе «Сценарии«.
Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:
Как написать сценарий массового мероприятия?
Методические рекомендации
Общее понятие о сценарии
СЦЕНАРИЙ – это подробно литературно- режиссерская разработка кругоподнимаемых проблем.
Уровни сценария:
1.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – сжатое, краткое содержание мероприятия (в тезисах)
2.ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ – либретто-текст театрализованного, музыкального, вокального произведения, сценарий балета, а также краткое изложение содержания спектакля в театрализованной программе.
3.ЛИТЕРАТУРНО – РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА – подробное содержание всего массового мероприятия, театрализованной постановки и т.д. с дополнением к нему приложения (тексты песен, ноты, описание игр, хореография, атрибутики, костюмов, конкурсов, спецэффектов и т.п.)
ВИДЫ СЦЕНАРИЯ:
1.КОМПЕЛЛИРОВАННЫЙ (использование нескольких сценариев)
2.АВТОРСКИЙ сценарий (новое драматургическое произведение)
3.СМЕШАННЫЙ (авторский плюс компеллированный)
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ СЦЕНАРИЯ
ТЕМА – круг поднимаемых проблем или предмет разговора
ИДЕЯ — авторское видение темы (свой взгляд) « идея» от греч. «Мысль» — совокупность понятий, представлений, отражающих действительность в сознании человека, его отношение к ней и является основным принципом мировоззрения, или это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо.
Сверхзадача — воспитательная цель, отвечает на вопрос «зачем?» этот замысел.
Сюжет или сюжетный ход – воплощение идеи и темы. Содержание сценария – тексты, номера, мизансценирование.
Учёт возможностей (материальных, технических, творческих, возрастных, учет интеллекта, аудитории, время и место проведения)
Анализ и подбор материала (подбор материала подскажет сюжет)
Литературная обработка материала.
Основные этапы работы над сценарием:
Сценарий начинается с социального заказа. Существует социальный заказ: сложились должным образом обстоятельства или возникло желание или острая необходимость провести массовое мероприятие, потому что приближается праздник или потому что данная тема актуальна. Писать пока рано. Подумайте над темой мероприятия и определите цели и задачи, тогда в соответствии с ними будет легко работать с материалом. Надо собрать и проанализировать всю литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме и вычленить из потока информации то нужное и полезное, что может пригодиться в дальнейшем. Все этапы должны быть последовательно выполнены.
1.Социально-творческий заказ — два вида: кто-то (физическое лицо, организация и др.) заказывает или складывается так социум (обстоятельства), что это необходимо сделать (провести).
2.Выбор и анализ темы, формирование проблемы
3.Сбор материала, информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами)
4.Анализ проблемы, формирование идеи, формирование сверхзадачи
5.Разработка замысла ( разработка смыслового каркаса, поиск жанра, разработка формы, сценарно-режиссерского хода, сценических блоков, эпизодов)
6.Литературная обработка материалов
7.Отбор художественно-выразительных средств
8.Монтаж материала с учетом композиционной целостности
Композиционное решение сценария
Композиция — это последовательное расположение материалов сценария, структурно-обусловленная идейным содержанием, характером, назначением. Термин появился в 19 веке от лат. слова «складывать».
Сценарий начинается с
1. экспозиции ввод в действие (слово ведущего, музыка)
2. завязка-момент, когда возникает конфликт ( событие), которое подтолкнет к действию.
ЭПОС- жанр, когда автор не имеет своей экспозиции, т.е. просто списывает, констатация фактов.
3. Развитие действия — основное действие, всегда логически связано с заданным сценарным ходом. Это изображение процесса борьбы, цели событий, столкновений, нарастание, в котором решается конфликт. Эта часть подчинена законам драматургии: логичность, последовательность, нарастание действия, законченность.
Кульминация – конечная точка развития, наивысшая точка, она заостряет идею мероприятия. Это должен быть самый сильный по эмоциональному воздействию фрагмент. Кульминация обычно перерастает в финал и развязку – завершение действия
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СЦЕНАРИСТА
Инверсия – (от лат. «переворачивать», перестановка) – меняет местами развязку и завязку с целью переноса акцента с того, что произошло на то как это произошло.
Контрастность – новое ощущение
Лейтмотив – определенная тема, напоминание через какую часть номера
Рефрентность – напоминание в лоб, повторение того, что было.
Контрапункт— развитие в сценарии двух разных тем, сначала никак не соприкасающихся, затем должны столкнуться.
Монтаж – является авторским видением кругоподнимаемых проблем, концепцией действительности, идеологической позиции. Монтаж представляет уровень культуры сценариста, насколько умеет наблюдать жизнь, разбираться в наблюдениях, самостоятельно осмыслить. Монтаж (от франц. «сборка», соединение) – это особая форма художественного мышления интерпретация собранного материала, путём отбора и сочетания отдельных кусков. Монтаж похож на коллаж. Факты искусства и факты жизни выстроены в ряд, где возникают определенные взаимоотношения (в промежутке должно родиться суждение.) Последовательный монтаж – выстроен в логическом порядке, одно за другим. Параллельный монтаж — одновременный разговор, действие в нескольких плоскостях, дополняя друг друга. Ассоциативный монтаж.
Метод коллективной импровизации: — спонтанная массовая самодеятельность, представляющая собой активный, действительный отклик, эмоциональную реакцию на событие, дающий человеку возможность персификации (выделение из толпы), опробование себя как личности в различных ролях. В замысле предусмотреть ситуацию, когда человек становится в положение участника, а не зрителя.
Ассоциации – найти в замысле такое образно- игровое действие, которое бы при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации. Найденная верно, с помощью игры массовая ассоциативная образность создаёт необходимую атмосферу, помогает активизировать эмоциональный настрой.
Метод инсценирования – перевод литературного и документального материала на сценический язык, т.е. переложение словесного материала в действующее зрелище. Описать текст инсценировки нельзя, только – действие. Словесный материал обыгрывается в различных интерпретациях.
Сценарий оформляется согласно правилам оформления, а именно:
Оригинал печатается на белой бумаге формата А 4, шрифт 12, интервал-1,5
Объём сценария не должен быть меньше 3-х печатных листов, исключая титульный лист , содержание и приложение к сценарию. Нумерация страниц в правом верхнем углу.
Титульный лист включает название заведения, название мероприятия, коллектива, формы проведения мероприятия, возрастной ценз, Ф.И.О. автора (полностью), должность, социальное происхождение, дату написания.
На первом листе пишется название мероприятия, место проведения, дата проведения, цели, задачи, оборудование, действующие лица и исполнители, методические рекомендации
Сценарий должен иметь композиционную основу: экспозицию, кульминацию, финал и носить развлекательный, познавательный, воспитательный и др. характер, отвечать масштабам мероприятия, а также служить методическим пособием во внешкольной работе.
Сценарист должен использовать творческие приёмы, строить развитие действия по нарастающей (от более спокойного, слабого момента мизансцены к более сильному).
Сценарий должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным, нести этику.
В приложении указывается литература ( источники), с помощью которой был написан сценарий. Обязательно даются тексты и ноты песен, описание игр, конкурсов, схемы и рисунки к атрибутам, бутафории, костюмам, танцам и другое
В приложении могут быть фотографии мероприятия по этому сценарию, видеозапись, аудиозапись, мультимедийная презентация и другое.
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа) позволит определить эффективность и результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.
В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и инновационные, недавно появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.
В пособии использован материал муниципального учреждения «Буденновская городская централизованная библиотечная система», который обработан и дополнен менеджером межбиблиотечного информационно-библиографического обслуживания МБУ «ЦБС» О. В. Жуклёнковой.
Составление, оформление сценария массового мероприятия.
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание. Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил и основных требований.
Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
- Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
- Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие в мероприятии.
- Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
- При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
- Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
- Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
- При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.
Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают несколько этапов.
- Подготовительный этап:
– определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
– составление программы (проекта) массового мероприятия;
– формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
– реклама массового мероприятия (подготовка афиши).
- Основной этап:
– написание сценария массового мероприятия (оформление книжной выставки);
– проведение массового мероприятия.
- Заключительный этап:
– оценка эффективности массового мероприятия;
– учет массового мероприятия.
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.
При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:
- Название мероприятия. Эпиграф.
- Форма мероприятия.
- Дата и место проведения.
- Читательское назначение (кому адресовано).
- Организаторы (кто проводит мероприятие).
- Основная цель.
- Оформление и наглядность.
- Оборудование и технические средства.
- Декорации. Реквизит. Атрибуты.
- Ход (структура) мероприятия.
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.
Введение включает вступительное слово, в котором раскрывается смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.
В основной части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников; предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать участникам применение теоретических и практических знаний, полученных на мероприятии, в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.
Заключительная часть включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и награждение победителей.
Требования к оформлению сценария
На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:
– наименование учреждения (например, муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Приволжский Самарской области «Централизованная библиотечная система Межпоселенческая детская библиотека);
– форма и название мероприятия;
– эпиграф;
– Ф. И. О. и должность автора (составителя);
– адрес и телефон библиотеки-организатора;
– год создания сценария.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.
Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.
В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).
К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.
Сценарный план массового мероприятия
Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.
Я предлагаю вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.
Примерный сценарный план мероприятия
Название: «Читаем детям о войне»
Форма: заключительное мероприятие акции чтения
Дата и время проведения: 7 мая 2014 года в 11.00.
Продолжительность: 1 час.
Место проведения: Спасская сельская библиотека
С кем совместно проводится мероприятие: с ГБОУ СОШ № ___, Советом ветеранов…
Организаторы: Спасская сельская библиотека
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.
Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.
10.45–11.00 На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».
11.00–11.10 Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.
11.10–11.11 Ведущий объявляет минуту молчания.
11.12–11.30 Театрализованный сюжет по книгам о войне.
11.30–11.40 Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.
11.40–11.45 Поздравление ветеранов.
11.45–11.50 Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
Организация учета посетителей массовых мероприятий.
Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.
Паспорт массового мероприятия
Дата и время проведения | |
Продолжительность мероприятия (час, мин) | |
Форма мероприятия | |
Название мероприятия | |
Место проведения | |
Количество присутствовавших, всего | |
в т.ч. по основным читательским группам: дети до 14 включительно родители руководитель детского чтения молодежь в возрасте от 15 до 24 л. прочие |
|
Содержание или составные части мероприятия | |
Организация документной выставки при проведении мероприятия (название). Подробнее в паспорте выставки. | |
Использование технических средств при организации и проведении мероприятия | |
Подразделения, участвовавшие в подготовке и проведении мероприятия, и Ф.И.О сотрудников | |
Ф.И.О. ответственного за учёт | |
Учёт библиотечных мероприятий
Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).
Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.
При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.
При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.
Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.
Число и месяц |
Наименование мероприятия и тема |
Количество обслуженных |
Кто проводил мероприятие и где |
Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.
В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.
После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.
Количество посещений | |
Всего посещений | В том числе на массовых мероприятиях |
Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.
Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.
В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.
Анализ массового мероприятия
Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.
Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:
- Форма и название мероприятия.
- Основная цель
- Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.
- Место проведения.
- Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т. д.).
- Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).
- Качество подготовки и проведения.
- Наличие плана, тезисов, сценария.
- Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы, рекомендательные списки и т.д.)
- Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).
- Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
- Творческие находки.
- Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
- Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
- Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
- Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты, рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и др.
- Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.
- Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).
Самоанализ мероприятия осуществляется библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности последующих мероприятий. Самоанализ рекомендуем проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.
Список литературы
- Головко, С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие / С.И. Головко. – М.: Либерия-Бибинформ, 2008. – 128 с.
- Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек: учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева. – М.: Либерия-Бибинформ , 2006. – 120 с.
- Олзоева, Г. Импровизируем и воплощаем / Г. Олзоева // Библиотека. – 2005. – № 12. – С. 27-29.
- Павлинова, А. Репертуар массовых мероприятий для читателей региона / А. Павлинова // Библиотека. – 2000. – № 10. – С. 52-54.
- Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2007. – №6, 16-31 марта. – С. 23-27.
- Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека – 2003. – № 2. – С.16-17.