Как составить сценарий тренинга

Программа тренинга — документ с полным и четким описанием последовательности всех этапов  обучения. В ней прописано все, что нужно говорить и делать для полного и последовательного изложения материала. Для тренера это своего рода «расписание», поминутный план действия, с помощью которого он сможет организованно и грамотно провести тренинг и уложиться в отведенное время.

Содержание

  • Этапы разработки плана тренинга
    • Постановка целей и задач
    • Разработка общего содержания и структуры
    • Детализация этапов
    • Завершение проектирования
  • Видео по теме
  • Комментарии

Этапы разработки плана тренинга

Девушка показывает сценарий тренинга изображенный на флипчарте

План тренинга – это порядок, в котором тренер предполагает подавать информацию в процессе обучения. По сути, это его базовая программа, и на ее основе даже начинающий тренер сможет создать свой тренинг с нуля. Но с чего начать ее разработку?

В начале рекомендуется ознакомиться с концепцией Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 29990 — 2012 «Услуги по обучению в сфере неформального образования и тренингов. Основные требования к поставщикам услуг».

Далее следует выбор одного из вариантов – разработать программу тренинга под потребности заказчика или под собственную идею. Рассмотрим случай, когда обучающая программа создается под реалии компании-заказчика — технология создания такого тренинга предполагает прохождение нескольких этапов.

Постановка целей и задач

В классической трактовке учебные цели тренинга определяются навыками, знаниями и умениями, которые его участники должны усвоить по завершении обучения. Под задачами тренинга обычно понимают проблемы, решаемые на пути к достижению его цели. Все задачи и цели тренинга составляют его «конечное явление» — то, что должны знать, понимать и уметь делать участники после его окончания.

Определению целей и задач корпоративного тренинга предшествуют определенные диагностические процедуры.

Шаг 1 – Определение потребности клиента. Предполагает интервью с заказчиком или систематизированный опрос руководителей подразделений предполагаемой тренинговой группы. В процессе консультаций необходимо выяснить:

  • причину возникновения идеи о проведении тренинга;
  • какие цели заказчик ставит перед тренингом (проблема, которую он хочет решить с его помощью);
  • для какой группы работников он предназначен;
  • что не устраивает в действиях сотрудников этой категории на данный момент, что нужно развить и улучшить;
  • чего (знаний, навыков, уверенности в себе, мотивации) им не хватает, чтобы действовать по-новому;
  • каких изменений в их действиях и поведении он ожидает после обучения;
  • какие тренинги эти сотрудники уже прошли, какой результат обучения;
  • как он будет оценивать результаты этого тренинга.

Сразу дать на них полные ответы руководство организации вряд ли сможет. Свое видение целей обучения заказчики обычно определяют очень обобщенно и не называют конкретных навыков и умений, которым нужно учить. Тренеру важно прояснить результат обучения и понять, каким должно стать рабочее поведение сотрудников после обучения.

Например: поступил запрос о серии тренингов продаж для сети мебельных салонов. В качестве результатов обучения менеджер одного из магазинов пожелал «Чтобы сотрудники стали продавать больше». Тренеру следует объяснить, что продажа включает несколько этапов (установление контакта, презентацию, работу с возражениями и пр.), и конкретизировать то, на чем нужно сделать акцент. Также можно привести примеры из практики: «Недавно мы работали с транспортной компанией. Там ситуация была такая… с помощью тренинга мы… А на прошлой неделе работали с банком, там запрос был другой… руководителя не устраивало … А какая у вас ситуация? Как в транспортной компании, в банке, или другая?».

Шаг 2 – Прояснение существующей ситуации — выявление причин, по которым персонал не действуют сейчас так, как должен. Этим шагом, по сути, определяется то, чему надо обучать сотрудников, и зачастую он требует применения дополнительных инструментов диагностики (интервью с непосредственным руководителем подразделения; опрос коллег; наблюдение за работой сотрудников; анкетирование; тестирование). С их помощью раскрываются такие факторы, как исходный уровень знаний, навыков и умений участников; наличие или отсутствие у них эффективных техник решения задач, стереотипного мышления или ошибочных представлений; уровень мотивации. Чтобы увидеть, какие качества требуются сотрудникам, и что развивать в процессе тренинга, также рекомендуется изучить должностные инструкции и протоколы аттестаций.

В продолжение примера о тренинге продаж. В ходе наблюдений за работой продавцов выяснилось: те боятся проявлять инициативу и испытывают трудности на всех этапах общения с клиентами. Тренер совместно с директором магазина пришли к выводу, что сотрудники не «вытягивают» план продаж, поскольку не владеют соответствующими техниками. Было решено провести классический тренинг продаж для продавцов розничного магазина и обучить их стандартным приемам работы.

Шаг 3 — Сбор ожиданий участников — какие профессиональные задачи они хотят решить для себя в результате этого тренинга? Не выяснив это, тренер рискует столкнуться с а) неожиданностями вроде « Мы думали, что будут другие темы… мы это уже знаем…» и б) апатией, отсутствием интереса, невключенностью группы. Тренинг должен решать проблемы участников, и если те не разделяют его цели и задачи, требуемых изменений добиться вряд ли удастся.

Сбор ожиданий участников в ходе разработки программы тренинга можно провести при помощи предтренинговой анкеты или посредством личных встреч тренера с группой. В рамках него нужно выяснить:

  • чему участники хотят научиться;
  • что в их профессиональной деятельности получается лучше всего, с какими трудностями и в каких ситуациях они сталкиваются;
  • какой видят траекторию своего профессионального развития.

Собранная информация поможет наметить основные точки приложения усилий.

Шаг 4 – Формулирование целей и задач тренинга. С появлением четкого представления о проблеме и ожиданиях клиента и участников самое время сформулировать цели обучения. Они могут быть направлены на изменение уровня:

  • знаний;
  • владения навыками;
  • установок и убеждений.

Цели формулируются в терминах совершения действий или поступков, которые можно наблюдать и измерять: участник тренинга должен быть в состоянии продемонстрировать выполнение конкретных действий и процедур, владение определенными навыками или применение полученных знаний.

Цели описывают ожидаемый результат тренинга, и сразу после их согласования с заказчиком необходимо договориться – как тот будет оценивать результаты обучения. Например, в тренинге продаж в качестве индикатора уровня знаний и умений продавцов можно использовать конверсию по магазину (соотношение числа чеков покупателей и количества посетителей) до и спустя некоторое время после обучения.

Когда цели определены, следует сосредоточиться на задачах, т.е. на том, что участники должны делать для достижения поставленных целей. Их формулировки выглядят так: в результате тренинга участники должны получить…, понять…, быть в состоянии продемонстрировать…, овладеть … и т.д.

Таким образом, цели корпоративного тренинга можно определить как желаемые изменения в рабочем поведении сотрудников, а его задачи – как необходимые изменения в сотрудниках.

Разработка общего содержания и структуры

Разобравшись с тем чего нужно достичь, можно переходить непосредственно к планированию тренинга. Вначале следует определить, каким будет его содержание, т.е. что участники должны узнать в процессе обучения. Тренеру необходимо владеть этим материалом в полной мере, но, планируя конкретный тренинг и учитывая его ограниченное время, включать в него темы исходя из критериев:

  • что участникам абсолютно необходимо узнать в связи с данной темой;
  • что было бы полезным, но не абсолютно необходимым;
  • о чем участникам было бы желательно узнать, если бы не лимит времени.

Рассматриваемые темы следует разбить на 3-7 пунктов (подтем) и объединить по содержательным блокам — в порядке, необходимом для последовательного решения задач и развития участников до состояния, когда они станут действовать в соответствии с ожиданиями заказчика. В каждый содержательный блок также необходимо включить установочный (презентация учебной программы, знакомство с участниками и их ожиданиями и т.д.) и завершающий (подведение итогов) блоки. Общее содержание блоков должно:

  • быть ориентированным на последовательное достижение запланированных изменений;
  • давать ответы на реальные потребности и проблемы участников;
  • влиять на формирование знаний, умений, навыков и ценностей, являющихся основой поведения.

Чтобы верно выстроить порядок передачи знаний для решения конкретных образовательных задач, крайне рекомендуется составить план тренинга. Помимо последовательности изложения материала в нем также стоит прописать временные промежутки каждого блока. Это не означает, что тренинг пойдет полностью так, как запланирован – в процессе обучения обязательно возникают «побочные» проблемы, и обсуждение их более или менее важно участникам. Между тем, время занятия истекает, и обязательные вопросы могут остаться без рассмотрения. План помогает придерживаться темы и достичь поставленной цели.

Таблица 1 – Пример плана тренинга

Рабочая сессия Время Тема Решаемые задачи
1 9.30 – 9.50 Знакомство, сбор ожиданий, правила тренинга В итоге прохождения блока участники овладеют технологией противостояния манипуляции при работе с возражениями
9.50 – 10.00 Разминка
10.00 – 11.00 Тема 1 — Работа с возражениями
11.00 – 11.15 Кофе-брейк
2 11.15 – 11.25 Разминка
11.25 – 13.00 Завершение темы 1 или раскрытие новой темы
13.00 – 14.00 Обеденный перерыв
3 14.00 – 14.10 Разминка
14.10 – 15.30 Продолжение темы 2
15.30 – 15.45 Кофе-брейк
4 15.45 – 15.55 Разминка
15.55 – 17.30 Завершение темы 2
17.30 – 17.40 Разминка
17.40 – 18.00 Подведение итогов

Составляя план тренинга, тренер создает своего рода каркас. Далее необходимо наполнить его содержанием — подобрать соответствующие методы обучения и учебный материал (упражнения) для каждого содержательного блока.

Детализация этапов

Это стадия методической разработки тренинга. Для каждого тематического блока подбираются методы и техники подачи информации, прорабатываются детали программы и составляется сценарий тренинга.

Тренер передает содержание тренинга его участникам при помощи целого арсенала методов, и каждый более или менее подходит для достижения той или иной цели:

Область, в которой нужны результаты Наиболее приемлемые методы
Знания

Мини-лекция

Видеопросмотр материалов

Групповая дискуссия

Експресс-опрос

Навыки

Ролевая игра

Моделирование

Решение практических ситуаций (кейс-метод)

Поведенческие установки

Упражнения

Имитации

Психологический тренинг

Рассмотрение проблемной ситуации

Ситуационные задачи

Обмен опытом

Дебаты

При выборе учебного метода также следует ориентироваться на особенности данной аудитории. Например, рисуночные техники, визуализация уместны лишь в группе доброжелательных, позитивно настроенных участников. В ином случае есть вероятность, что они станут им сопротивляться.

Далее для каждого вида активности необходимо подготовить содержательные (учебные) материалы:

  • тексты мини-лекций;
  • презентации, видеоматериалы;
  • задания – для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы;
  • вопросы — для экспресс-опросов, мозговых штурмов и дискуссий;
  • сценарии ролевых игр;
  • контрольные вопросы (тесты, задачи с множественным выбором, задания с развернутым ответом и пр.).

На этом шаге у начинающих тренеров часто возникают трудности – какую информацию «заложить» для передачи тем или иным способом? Что вынести на мини-лекцию, а что преобразовать в игровую форму? Чтобы правильно составить учебный материал для тренинга, за ориентир следует взять то, что участники должны знать, понимать и уметь делать после его окончания.

В продолжение примера о тренинге продаж. Один из его обязательных тематических блоков – «Работа с возражениями». Цель прохождения – научить продавцов грамотно и эффективно работать с возражениями покупателей. Одна из задач – чтобы они умели справляться с возражениями вроде «дорого», «я вам перезвоню», «в той компании быстрее». По прохождении блока продавцы должны показать способность противостоять манипуляциям при работе с возражениями. Для этого им нужно:

  • узнать что такое манипуляция (донести знание поможет мини-лекция);
  • научиться отличить ее от возражения (различия лучше всего видны в процессе демонстрации);
  • стать способными не поддаваться ее воздействию и контролировать ситуацию (вот и тема для упражнения на навыки);
  • научиться перехватывать инициативу (лучше всего в игровой форме);
  • овладеть техниками работы с манипуляциями (этому стоит посвятить целый блок упражнений).

Опытные тренеры обычно переводят книжную информацию в учебную еще на этапе проработки спецлитературы по теме – из чего-то делают слайд, что-то преобразуют в раздаточный материал или игру. В будущем, чтобы не перечитывать книги по нужным темам еще раз, при написании содержания тренинга стоит заносить интересные мысли в компьютер или блокнот — на этом этапе они найдут свое применение.

Новичкам при разработке программы тренинга удобно использовать технику стикеров:

  • записать на отдельных листочках все планируемые идеи по каждой теме (теоретический блоки, игры, обсуждения, мозговой штурм и др.);
  • наклеить стикеры на лист А3;
  • сгруппировать их соответственно темам и задачам.

При взгляде на лист, обклеенный стикерами, хорошо видно — по каким-то задачам не достаточно теоретического материала, а где-то могло быть больше практических упражнений и игр. Тогда по этой теме стоит добавить дополнительную информацию.

Когда стикеры сгруппированы по блокам, появляется четкое представление о том, какое содержание и каким образом будет прорабатываться в каждом блоке. Представив весь процесс тренинга, можно просуммировать время, необходимое для реализации того или иного метода или упражнения и составить текстовый сценарий тренинга.

Шаг 1 – создание временного каркаса:

  • чистый формат А3 разбить на колонки по числу дней тренинга;
  • поперек колонок провести «линию обеда»;
  • параллельно ей, пунктирными линиями выделить перерывы на чай-кофе.

Шаг 2 — заполнение временного каркаса. Названия всего имеющегося материала (мини-лекция «Что такое манипуляция», упражнение «Продай попугая» и пр.) переносятся на лист соответственно блокам. Повторяющиеся виды активностей следует ставить как можно дальше друг от друга. Например, между двумя отработками в парах поставьте мозговой штурм или игру-разминку. При последовательном использовании различных обучающих методов лучше усваивается материал, а программа тренинга не кажется однообразной и скучной.

Шаг 3 – определение временных параметров тренинга. Для этого нужно мысленно представить, как будет реализован тот или иной метод. Например, планируется общее обсуждение 3 вопросов с 3 участниками. Тренер дает установку – определяет тему, раскрывает ее практическую значимость и связь с предыдущими темами (на все – 2-3 минуты), и задает первый вопрос. На высказывание каждому участнику отводится по 1 мин.; у 15 человек это займет 15 мин. Тренер резюмирует основные мысли участников и задает новый вопрос – 3-5 мин. И так – по всем тренинговым упражнениям. Время на выполнение каждой активности следует прописать соответственно блокам. В случае, когда временные рамки тренинга заданы заказчиком, следует отобрать те виды активностей, которые наиболее способствуют достижению ожидаемых результатов.

Шаг 4 — оформление текстового сценария тренинга. На новом листе создать таблицу из 3 колонок:

  • 1 – вид активности (мини-лекция, просмотр видеофрагмента и пр.) и выделяемой под нее время;
  • 2 – содержание (тезисы лекции, инструкции к упражнениям, вопросы фасилитауции и пр.);
  • 3- ожидаемый результат упражнения (создана рабочая атмосфера и т.п.). Если его не сформулировать участникам, те могут не понять, зачем это делают.

Таким образом, сценарий объединяет все элементы и эпизоды тренинга в одно полотно.

Завершение проектирования

Включает рассмотрение нескольких учебно-организационных моментов.

Подготовка раздаточных материалов. Сюда обычно входят конспекты или сброшюрованные листы с тезисами по тематике тренинга и рабочие тетради участников с заданиями и упражнениями соответственно количеству тем. По необходимости также могут быть использованы книги (лучше электронные), аудио- и видеокурсы. Раздавать их рекомендуется последовательно, перед началом соответствующего содержательного блока. При выдаче желателен комментарий тренера по их содержанию и использованию.

Создание комфортной среды обучения. Выберите место проведения тренинга. Оно должно быть просторным настолько, чтобы можно было передвигать мебель, светлым, с хорошей вентиляцией. Позаботьтесь об обеспечении канцтоварами (листы в клетку для флипчарта, маркеры, скотч) и техническом оснащении тренинга (проектор, компьютер, флипчарты, аудиоколонки, MP3-плеер и т.д.). Продумайте организацию обедов и кофе-брейков.

Важные моменты

При разработке программы тренинга следует помнить:

  • наиболее эффективно обучение, в основе которого — личный опыт участников. Они должны быть активными персонажами тренинга, практически непрерывно говорящими или действующими;
  • по той же причине большинство заданий следует строить на взаимодействии. Кроме того, это повысит срабатываемость участников в повседневной практической деятельности;
  • переходы от одного элемента тренинга к другому должны быть логичными для участников, а сам он в целом – связным;
  • цели занятий должны быть актуальными, а процесс их достижения — ясным для каждого участника;
  • тренинг – живое мероприятие, в процессе которого неожиданно рождаются важные вопросы, требующие обсуждения. Будьте готовы к возможным отступлениям от первоначального плана, но не в ущерб ключевым вопросам.

Тренер, который тщательно прописал содержание тренинга, может считать, что большая часть работы уже сделана, и чувствовать себя комфортно. Остается лишь еще раз проверить комплектацию предназначенных участникам материалов, сделать кое-какие дополнительные заметки, и наконец-то расслабиться.

— каркас сценария

— содержание
сценария

— пример разработки
сценария

Разработка сценария
тренинга является одним из неотъемлемых
компонентов мастерства практического
психолога. Быть исполнителем чужой
программы не только не профессионально,
но к тому же еще и сложно, т.к. каждая
разработка несет на себе отпечаток
личности ее создателя. Сценарий силен,
прежде всего, своим контекстом, который
складывается из мировоззрения
разработчика, его теоретических
предпочтений, стиля взаимоотношений с
людьми и ведения тренинга, из его опыта,
темперамента, настроения и т.д.

Любой творческий
акт отражает картину мира автора. К тому
же в процессе созидания выделяется
огромная масса энергии; именно поэтому
у создателя каждого психологического
направления его методы работают как
панацея, чем редко могут похвастаться
продолжатели традиции. Также и при
разработке каждого тренинга автор может
«родить» необходимое количество энергии
только в том случае, если вложит в
создание программы достаточное количество
своих душевных сил. А готовую программу
можно использовать только как точку
отсчета.

Разрабатывая
сценарий, тренер проходит два этапа:
сначала строит каркас, а затем – наполняет
его содержанием.

Главное требование
к каркасу
– его
«внутренняя непротиворечивость» [65, с.
96]. Для этого автор должен совместить в
единое целое общие законы работы группы
и возможные ограничения для данного
конкретного тренинга.

Общие законы
группы
в
себя включают:

1) наличие групповой
динамики (каждая группа проходит
следующие стадии: адаптации, конфликта,
плодотворной работы и распада);

2) учет психологического
времени (наиболее продуктивное время
наступает через 2 часа после начала
работы, наименее эффективным является
период адаптации и время, окружающее
обеденный перерыв);

3) присутствие
ритуалов (они помогают быстрее создать
атмосферу в группе и тем самым усиливают
возможности тренинга);

4) учет принципов
тренинговой работы (по мнению исследователей
[37], основными из них являются: добровольное
участие в группе, плавный переход от
простого к сложному, соответствие темпа
работы возможностям участников,
постоянное задействование активности
членов группы);

5) поэтапное
вхождение в процесс работы (сначала
идет диагностика проблем, затем –
выстраивание идеальной модели, и потом
уже – коррекция).

Также необходимо
учитывать возможные ограничения
для конкретной группы.

1). Прежде всего
надо привести в соответствие цель
тренинга и ожидания участников. Если
тренинг делается на заказ под конкретную
группу, то также нужно скорректировать
ожидания заказчика и участников.

2). После чего нужно
учесть состав участников (их пол, возраст,
мотивы, возможности, ожидания, уровень
понимания и количество), продолжительность
работы и пространство, которым располагает
тренер.

После построения
«скелета» нужно «насытить» его
содержанием,
т.е. подобрать упражнения.

Основные требования
к упражнениям
.

1. Их должно быть
больше, чем нужно:

— чтобы было из
чего выбирать, учитывая разворот событий;

— чтобы они легче
всплывали в голове в острой ситуации;

— чтобы быть
уверенным в себе.

Иначе говоря, имея
больший выбор упражнений, тренер имеет
больше свободы [65] и больше возможностей.
Но ни в коем случае не нужно стремиться
дать группе все упражнения. Эта беда
многих начинающих тренеров носит
название: «Уф, все успел, хорошо
получилось».

Случай из практики.

В начале своей
профессиональной деятельности я вела
длительный тренинг (встречи происходили
у раз в неделю по три часа в течение
года). На каждом занятии я старалась
дать как можно больше упражнений,
руководствуясь идеей: «Люди заплатили
деньги, поэтому нельзя тратить их время».
Информация и активные методы работы
обрушивались на моих клиентов шквалом.
Отзывы в конце каждого занятия были
положительные.

На каком-то этапе
я иссякла и предложила участникам
поработать с одной проблемой в маленьких
подгруппах в течение всего занятия.
Сама вся извелась в комплексе вины.

А развязка
наступила в самом конце тренинга, когда
практически каждый (!) участник, давая
обратную связь, вспомнил этот день.
Коллективная мысль сводилась к следующему:
«Все время не покидало ощущение, что мы
куда-то опаздываем, а тут – расслабились,
познакомились наконец-то друг с другом…».

Среди выбранных
упражнений есть смысл выделить
обязательные для проработки, желательные
и запасные.

2. Каждое упражнение
надо прожить. Только таким образом
психолог «насыщает это упражнение своим
стилем и содержанием» [61, с. 151].

3. Психолог должен
иметь представление об ожидаемом
результате.

4. Нужно прогнозировать
время, необходимое для упражнения.

5. Все упражнения
должны быть связаны между собой и
составлять единое целое [61].

6. Надо помнить,
что каждое упражнение в тренинге имеет
три слоя: содержательный (работа на
цель), личностный и групповой (работа
на атмосферу в группе) [20, с. 76].

7. Упражнение должно
быть своевременным. Для этого надо
учесть возможную готовность участников
и варианты этой подготовки.

8. Количество
необходимых для тренинга упражнений
зависит от степени развития группы. Чем
меньше подготовлены участники, тем выше
порог их недоверия и тем больше их
потребность спрятаться от открытого
обсуждения в выполнение упражнений.

И, наконец, составив
программу тренинга, надо быть готовым
к тому, что все пойдет не по сценарию.
По мнению исследователей [61, с. 151],
менять строго продуманный план есть
смысл, если:

— появляется новая
информация;

— возникает
неожиданная ситуация;

— группа предлагает
изменить план действий.

И, в любом случае,
в конце каждого дня нужно менять сценарий
под влиянием произошедших за день
событий.

Возникает
закономерный вопрос, так зачем же нужен
сценарий, который то и дело приходится
менять? Как полагают исследователи [37,
47, 61, 65], его наличие позволяет:

— заострить внимание
на вопросах, требующих подробного
рассмотрения;

— оптимально
распределить и использовать ресурсы;

— увидеть возможные
упущения;

— расставить
приоритеты, т.е. распределить материал
на обязательный и желательный;

— уложить свою
картину мира в единое целое, чтобы не
отвлекаться еще и на это.

Пример разработки
сценария

Городским
психологическим центром был заказан
тренинг «Эффективное разрешение
конфликтов».

1. Полученные
сведения:

— заказчик – местная
администрация – поставил задачу:
улучшить взаимоотношения на уровне
«начальник – подчиненный» в сфере
промышленности;

— ожидаемый результат
– повышение эффективности труда;

— предполагаемые
участники тренинга – начальники среднего
звена ( их средний возраст – 40 лет;
гендерный аспект неизвестен; опыт
прохождения психологических тренингов
скорее всего отсутствует; примерное
количество участников – 12-15 человек);

— мотивация
участников – неглубокая (с одной стороны
– любопытно, т.к. дело незнакомое, к тому
же тренинг должен проходить в рабочее
время; с другой – страшно и смысл
мероприятия – темен);

— продолжительность
тренинга – 3 рабочих дня с 9 до 18 часов;

— пространство –
большое свободное помещение.

2. Мои рассуждения

Очевидный «плюс»
— только один: все участники наверняка
придут на тренинг и будут оставаться
на нем все три дня, т.к. мероприятие –
обязательное и проходит в рабочее время.

«Минусов» гораздо
больше:

— мотивация
оставляет желать лучшего, следовательно,
основной упор в первый день надо сделать
на то, чтобы заинтересовать людей;
упражнения и информация должны быть
яркими, зажигательными;

— скорее всего
участники будут чувствовать себя в
новой ситуации неловко, неуверенно, при
этом социальный статус будет заставлять
их маскировать свои ощущения и
рационализировать их мыслями о ненужности
данного мероприятия; следовательно,
надо приготовиться к двум вариантам
течения событий: бережно отнестись к
их чувствам и не подталкивать к открытости
или предложить провокационное упражнение,
чтобы дать почувствовать, что психология
может дать им что-то новое;

— существует
большая вероятность, что аудитория
будет в основном представлена мужчинами
(начальники среднего звена крупных
заводов); следовательно, надо быть
готовой к тому, что участники будут мало
проявлять свои эмоции и постараются
перевести общение в когнитивную
плоскость;

— очевидно, люди
данной категории привыкли ценить свое
время, и деловой тренинг с конкретными
сведениями может оказаться им ближе;
следовательно, надо подготовиться к
двум вариантам течения работы: к тренингу
– семинару с раздаточным материалом и
к тренингу личностного роста (что всегда
более эффективно).

3. Выстраивание
каркаса и насыщение его содержанием

Каждый из трех дней я разбила на четыре
части с учетом перерывов. Получилось
12 отрезков времени.

Временные периоды

1 день

2 день

3 день

9-11

1

5

9

11.15-13.15

2

6

10

14-16

3

7

11

16.15-18

4

8

12

1) Учет групповой
динамики предполагает, что:

— в квадратах 1-3
работа должна быть направлена на
адаптацию группы (нужно собрать сведения
об участниках, провести работу с
ожиданиями и ввести групповые нормы);

— в квадратах 4-6
можно ожидать от участников проявления
активной напряженности;

— на квадраты 7-11
скорее всего придется стадия эффективной
работы.

2) Ориентируясь на
соблюдение поэтапности процесса, есть
смысл:

— первый день
посвятить диагностике проблем;

— второй –
выстраиванию идеальной модели;

— третий – коррекции
поведения.

3) Учитывая психологию
времени, работу в квадратах 3,5,7,9,11, надо
начинать с разминочных упражнений; а
основную интригу тренинга ввести в
квадраты – 3,4. Основная работа приходится
на квадраты – 5,6,7,9,10.

4) Ориентируясь на
содержательный аспект тренинга, материал
я распределила следующим образом:

— в первый день
информация и упражнения должны быть
направлены на выявление индивидуального
стиля поведения в конфликте;

— во второй день
целесообразно показать основы ассертивного
поведения;

— в третий день, —
в зависимости от настроя группы, можно
предложить упражнения, направленные
или на повышение эффективности
бесконфликтного общения(на базе
технологий трансактного анализа и НЛП)
или на проработку личных проблем.

Контрольные
вопросы

1. Каков алгоритм
действий ведущего при разработке
сценария тренинга?

2. Какие законы
групповой работы надо учитывать при
разработке сценария?

3. Назовите основные
требования, которым должны отвечать
упражнения, отбираемые ведущим для
своего тренинга.

Практические
задания

Представьте, что
Вам нужно провести 40-часовой 5-дневный
тренинг для подростков на тему: «Повышение
коммуникативных способностей».
Разработайте сценарий и обоснуйте его
целесообразность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    19.03.201526.21 Mб33Гнидан.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Теги:

#эф­фектив­ные ком­му­ника­ции
#ком­му­ника­ция
#го­товый тре­нинг
#об­ще­ние

Цели:

ов­ла­дение на­выка­ми конс­трук­тивно­го со­ци­аль­но­го вза­имо­дей­ствия. ак­ту­али­зация и раз­ви­тие на­выка де­лово­го об­ще­ния. по­выше­ние ка­чест­ва об­ще­ния. по­выше­ние адек­ватнос­ти предс­тав­ле­ния о се­бе и восп­ри­ятия дру­гих. фор­ми­рова­ние ин­ди­виду­аль­ной от­ветс­твен­ности за дос­ти­жение ак­ту­аль­ных ком­му­ника­тив­ных за­дач.

Результаты (ЗУН):

  • на­вык са­моп­ре­зен­та­ции.
  • на­вык наб­лю­датель­нос­ти.
  • на­вык вни­матель­нос­ти.
  • на­вык ин­ту­иции.
  • на­вык со­ци­аль­ной пер­цепции.
  • на­вык рас­позна­вания ми­мики.
  • на­вык по­веде­ния в конф­лик­тной си­ту­ации.
  • на­вык тех­ник ма­лого раз­го­вора.

Приложенный файл:


или

Требуемый реквизит:

Флип­чарт или ват­ман. Мар­ке­ры. ру­лет­ка. мел или ве­рёв­ка. ку­бики или де­тали конс­трук­то­ра.

Содержание:

«Как пра­виль­но об­щать­ся?» и «Как на­учить­ся об­щать­ся с людь­ми?» – вот два ос­новных воп­ро­са, ин­те­ресу­ющие участ­ни­ков тре­нин­га об­ще­ния. Прог­рамма тре­нин­га раз­ви­тия на­выков об­ще­ния от­ве­ча­ет за раз­ви­тие ком­му­ника­тив­ных на­выков и по­мога­ет выст­ра­ивать эф­фектив­ные ком­му­ника­ции, как в лич­ных от­но­шени­ях, так и в ра­бочих ус­ло­ви­ях.

Прог­рамма тре­нин­га об­ще­ния раз­де­лена на 3 бло­ка:

  • Са­моп­ре­зен­та­ция и не­вер­баль­ная ком­му­ника­ция – вклю­ча­ет в се­бя са­моп­ре­зен­та­цию, наб­лю­датель­ность, со­ци­аль­ную пер­цепцию, зна­комс­тво с язы­ком те­ла, тре­ниров­ку не­вер­баль­ных сиг­на­лов и пр.
  • Ак­тивное слу­шание – вклю­ча­ет в се­бя ком­му­ника­тив­ные уме­ния, свя­зан­ные с при­ёма­ми и тех­ни­ками ак­тивно­го слу­шания.
  • По­веде­ние в конф­лик­тных си­ту­ациях – тре­ниру­ет ком­му­ника­тив­ные спо­соб­ности во вре­мя конф­лик­тных си­ту­аций и по­казы­ва­ет пра­вила эф­фектив­но­го об­ще­ния в конф­лик­те.

Дли­тель­ность каж­до­го бло­ка мож­но варь­иро­вать от 1,5 до 3,5 ча­сов. В за­виси­мос­ти от под­го­тов­ки и за­ин­те­ресо­ван­ности груп­пы той или иной те­мой, вы мо­жете уп­равлять вре­менем тре­нин­га по сво­ему ус­мотре­нию. Нап­ри­мер, ес­ли ауди­тория за­ин­те­ресо­вана не­вер­баль­ным об­ще­ни­ем, сде­лай­те пер­вую часть за­нятия мак­си­маль­но длин­ной и сок­ра­тите вто­рую и третью час­ти. В каж­дых ми­ни-лек­ции и уп­ражне­нии ука­заны ми­нималь­ная и мак­си­маль­ная дли­тель­ность, что поз­во­ля­ет тре­неру расс­чи­тать об­щее вре­мя тре­нин­га, а так­же сок­ра­щать или уд­ли­нять оп­ре­делён­ные его час­ти опи­ра­ясь на конк­рет­ные за­дачи и зап­ро­сы участ­ни­ков.

Прог­рамма ком­му­ника­тив­но­го тре­нин­га предс­тав­ля­ет со­бой го­товые к рас­пе­чат­ке фай­лы PDF с пол­ностью про­писан­ны­ми уп­ражне­ни­ями, лек­ци­ями и дру­гими ма­тери­ала­ми. Фак­ти­чес­ки, это го­товый тре­нинг по ком­му­ника­тив­ной ком­пе­тент­нос­ти, вклю­ча­ющий в се­бя сце­нарий тре­нин­га об­ще­ния и кар­точки, ис­поль­зу­емые для уп­ражне­ний.

За­дачи тре­нин­га:

  • Обу­чение на­выку ус­та­нов­ле­ния кон­такта.
  • По­мощь в ре­шении внут­ренних конф­лик­тов, пре­одо­лении ак­ту­аль­ных труд­ностей и барь­еров.
  • Раз­ви­тие на­выка прог­но­зиро­вания по­веде­ния ок­ру­жа­ющих.
  • Фор­ми­рова­ние на­выка кор­рекции эмо­ци­ональ­но­го сос­то­яния парт­не­ра.
  • Обу­чение конс­трук­тивно­му са­мо­ана­лизу.
  • Пре­дос­тавле­ние воз­можнос­ти об­ще­ния и вза­имо­дей­ствия в про­цес­се ре­шения об­щих за­дач.
  • Ак­ту­али­зация на­выка вы­яв­ле­ния и ре­шения меж­личност­ных конф­лик­тов.
  • Обу­чение на­выкам по­луче­ния и конс­трук­тивно­го ис­поль­зо­вания об­ратной свя­зи, как ин­форма­ции о се­бе от ок­ру­жа­ющей ком­му­ника­тив­ной сре­де.

Все активности продукта:

  • Уп­ражне­ния (14).
  • Ми­ни-лек­ции (9).
  • Моз­го­вые штур­мы (2).

Приложенные к продукту материалы:

  • го­товый к про­веде­нию сце­нарий тре­нин­га — 45 стра­ниц.
  • фо­тог­ра­фии для уп­ражне­ния «Кто на фо­то» — 11 штук.
  • таб­ли­ца для ми­ни-лек­ции «Не­вер­баль­ное об­ще­ние» — 5 стра­ниц.
  • кар­точки для уп­ражне­ния «Раз­го­вор че­рез стек­ло» — 16 кар­то­чек.
  • до­маш­нее за­дание для ми­ни-лек­ции «Крат­ковре­мен­ная па­мять» — 3 стра­ницы.
  • кар­точки для уп­ражне­ния «Сти­хот­во­рение» — 14 кар­то­чек.
  • кар­точки для уп­ражне­ния «Вый­ти из конф­лик­та» — 16 кар­то­чек.
  • бланк для уп­ражне­ния «Пе­реф­ра­зируй» — 1 стра­ница.
  • ан­ке­та для за­вер­ша­ющей час­ти — 2 стра­ницы.

Итого материалов:

9 фай­лов фор­ма­та PDF. 11 фай­лов фор­ма­та JPG.

Также вы бесплатно получите:

  • Упражнение на навыки «Остросюжетная история»
  • Упражнение на навыки «Посмотри на меня»

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов, вклю­чая плат­ные, на­пи­ши­те нам че­рез фор­му об­ратной свя­зи или на ад­рес
a@uprazhnenie-igra.ru.
Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях
ВК, Telegram и
YouTube,
что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

Знакома вам ситуация, когда вы чувствуете вдохновение, силы и готовность создать такую обучающую программу, в которой вы могли бы поделиться своими экспертными знаниями или прожитым опытом с другим людьми? У вас для этого и название есть, и концепция сформирована, и даже некоторые блоки тренинга уже проясняются. Но стоит только погрузиться в тему глубже, как вдруг задаёшься вопросом: «С чего начать? Сначала рассказать про это или про то? В этом блоке тренинга провести игру или упражнение? Дать тестирование или задать вопросы на рефлексию?«. В итоге вся первоначальная концепция распадается на микроэлементы, и зачастую требуется не один день и даже не один месяц (а то и год!), чтобы из идей-фрагментов создать целостную структуру обучающей программы.

Алгоритм 5 шагов, который мы изучаем и сразу применяем на практике тренинге тренеров «Тренер как бизнес-партнёр» позволяет творческому процессу создания тренинга придать целенаправленное движения от идеи до плана тренинга. 5 последовательных шагов создают баланс между полётом творческой мысли и фокусировкой на разработке тренинга и доведении до результата. Результата в данном случае — сценарий тренинга.

Шаг 1. Пред-тренинговая диагностика потребности в обучении

Пред-тренинговая диагностика, как камертон, некий эталон, под звучание которого настраивается музыкальный инструмент. Инструменты пред-тренинговой диагностики позволяют услышать тот самый камертон обучения, под который вы настроите всю свою программу, как на этапе разработки тренинга, так уже и в процессе проведения.

Когда мы говорим о диагностики потребности в обучении, речь не идёт о том, чтобы решить «учить или не учить», всегда учить! Вопрос касается, чему именно учить, на чем сфокусировать внимание, достижению каких бизнес-целей должен способствовать тренинг, на самом деле.

Существует несколько вариантов провести диагностику потребности в обучении:

  • интервью с Заказчиком обучения;
  • анкетирование и сбор ожиданий от участников тренинга;
  • тестирование уровня знаний;
  • наблюдение на рабочем месте.

Проведение качественной диагностики обеспечит вам как тренеру максимальное попадание в потребности группы и ожидания Заказчика. Для вас как для тренера это несёт очевидные преимущества: благодарность, позитивная обратная связь, рекомендации, дополнительные заказы.

Шаг 2. Формулирование целей тренинга

Когда вы знаете тему тренинга, вами проведена предтврениговая диагностика, и вы имеете чёткое представление о запросе и ожиданиях участников и заказчика, самое время сформулировать цели обучения. Цели интерактивного обучающего курса, т.е. тренинга могут касаться трёх областей:

  • Во-первых, изменение уровня знаний участников тренинга;
  • Во-вторых, изменения уровня владения навыками;
  • В-третьих, работа с ограничивающими установками и убеждениями.

Особую ценность очного обучения и внимания тренера заслуживает третий тип целей на обучение.

Сегодня практически вся информация, в том числе «новейшая» и «уникальная» легко может быть найдена в сети интернет или в книгах. Однако тренинги активно посещают в открытом формате и заказывают в корпоративном. Почему? В ожидании, что на тренинге научат действовать, на практике применять новейшие теории и подходы.

Почему новая информация автоматически не становится руководством для применения, и нужен тренер, наставник, коуч, кто поддержит во внедрении новых моделей поведения в жизнь и формировании навыков. Зачастую информация о новом подходе проходит через фильтры старых привычек, стереотипного мышления и поведения. Поэтому для тренера, который заинтересован в успехе своих клиентов так важно создать на тренинге пространство для самоосознания своих установок и ограничивающих убеждений. Если участники осознали свои успешные и неуспешные модели поведения, у них будет больше оснований и выше готовность трансформировать полученные знания в новые навыки.

Шаг 3. Название тематических блоков тренинга

Когда вы определились с темой тренинга и сформулировали цели обучения направленные на изменения уровня знаний, уровня развития навыков и изменения установок, задайтесь вопросом: какие тематические блоки стоит включить в тренинг? Каким должно быть содержание, чтобы в результате обучения цели были достигнуты.

Сформулируйте название тематических блоков.

Шаг 4. Формулирование результатов

Казалось бы, у нас есть тема и цели тренинга. Мы определились с контентным наполнением обучающего курса, самое время подумать о форме. По-тренерски пофантозировать, прикинуть, где будет деловая игра, а где разминка, какой видеосюжет показать, какую метафору выбрать? Все это важно и нужно сделать, но не на третьем шаге, пока рано!

«Почему рано?» — возникнет закономерный вопрос. В качеств ответа и аргументов я поделюсь своими наблюдениями с тренингов, где я была участницей, а также с тренинга тренеров, которые я провожу в качестве эксперта.

Когда ты участник тренинга, если тренер опытный и прекрасно владеет навыками работы с группой, ты попадаешь под его влияние и всецело поглощён процессом. В такие моменты ты чувствуешь интерес, воодушевление, присоединение к тренеру: «правильно говорит — молодец!» После тренинга проходит день. Неделя. Месяц. Неожиданно приходит понимание, на тренинге было интересно, а в практику ничего не привнёс до сих пор. Ведь так бывает?

Другая ситуация на тренинге тренеров, когда мои участники проводят свои первые демо-тренинги. Как правило, все проходит очень ярко, креативно по форме, интересно по содержанию. От группы тренеры получают овации, по аудитории разносится: «Вау!«. Как ведущий тренер я присоединяюсь и к овациям, и к «вау», а потом задаю вопрос: «Вы сейчас провели этот фрагмент тренинга, сказали это…, сделали то-то… Для чего? Какой результат вы, тем самым, планировали дать участникам?». В аудитории повисает целительная трансформационная тишина.

Профессиональному бизнес-тренеру стоит всегда держать фокус как на форме проведения тренинга, так и на содержании. Чтобы создать сильное содержание тренинга, уделите особое внимание шагу 3 в алгоритме создания тренинга.

После того как у вас появились названия тематических блоков, сформулируйте результат для участников по каждому блоку. Для это используйте глаголы, например:

  • сформируют;
  • осознают разницу;
  • осознают преимущества;
  • сформулируют;
  • получат опыт;
  • узнают;
  • изучат;
  • отработают на практике и т.д.

Шаг 5. Наполнение программы тренинговыми активностями

На данном этапе, когда у вас как у разработчика прояснились цели проведения тренинга и вы их соотнесли с ожиданиями заказчика и участников, вы выбрали наиболее подходящие тематические блоки, вы имеете чёткое представление, какие результаты получат участники по каждому из блоков, самое время подумать о том, как по форме стоит реализовать задуманное.

При подходе к разработке тренинга первоначально от запроса и ожиданий целевой аудитории, в итоге, к выбору игр и упражнений, вы сможете сохранить концепцию тренинга и, действительно, сфокусируете и своё внимание, и внимание ваших будущих участников на самом главном.

Чтобы получить практический опыт создания своего авторского тренинга участвуйте в программе «Тренер как бизнес-партнёр».

Создавайте тренинги с вдохновением! Будьте смелы и решительны в экспериментах и, вместе с тем, сохраняйте фокус, двигайтесь планомерно в создании своего уникального авторского дизайна тренинга! Благодарных Вам участников!

Сценарии тренинговых занятий

1. Методические рекомендации для учителя при организации тренинга

Тренинг не только развивает социальные навыки и навыки общения, но и совершенствует профессионально-психологическую компетенцию субъектов общения.

Тренинг – это прежде всего способ программирования модели управления своим поведением и деятельностью.

Цель тренинговых занятий заключается в расширении социально-психологической компетентности учащихся, в повышении уровня их взаимодействия с дошкольниками, с одноклассниками, в формировании позитивной направленности их личности, эмпатийности, рефлексии.

При организации тренинговых занятий учителям целесообразно опираться на положение о единстве теоретических знаний и практических действий, исходить из того, что тренинг является совокупностью продуманных психолого-педагогических действий и шагов, осуществляемых в определенной последовательности, дает знания и возможность их использования, способствует приобретению или коррекции уже сформированных умений; любое тренинговое занятие – это осознание целей, мотивов, содержания общения, личностной или профессиональной позиции будущего воспитателя.

Специфическими чертами тренинговых занятий как формы обучения являются: наличие постоянной группы участников (10-12 человек); направленность на приобретение определенных знаний, практических умений и личностных качеств; объективизация чувств и эмоций участников тренинга, рефлексии; углубление способности к созданию атмосферы раскованности, свободного и психологически безопасного общения участников.

При конструировании тренинговых занятий необходимо выделить ключевые моменты: определение целей тренинга, проектирование, создание атмосферы занятий. Центральным звеном является проектирование тренинга, включающего в себя разработку содержания занятия, выбор упражнений, отбор методов реализации упражнений, оценки занятия.

Содержание занятия. Охватывает три области: знания, умения, ценности; касается четырех сторон личности будущего специалиста: физической, эмоциональной, духовной, интеллектуальной.

Выбор упражнений для занятия. Упражнения, входящие в состав того или иного занятия, могут даваться всей группе, нескольким подгруппами учащихся, персонально участнику тренинга.

Отбор методов реализации упражнений, которые должны быть направлены на приобретение учащимися профессиональных качеств, умений и навыков через воздействие на личностную сферу участников тренинга. Предпочтение может отдаваться групповой дискуссии, ролевым играм, элементам проективного рисования, музыкальной терапии, психогимнастике, решению педагогических ситуаций.

Оценка занятия. Оцениваются результаты тренингового занятия в целом, деятельность каждого участника по достижению целей занятия и личностных целей.

Критериями оценки эффективности занятия и значимости его для каждого участника могут служить:

  • успешность (были ли достигнуты цели тренинга и какова его значимость для каждого участника);

  • эффективность (какие изменения произошли в развитии личностно-профессиональных качеств и умений участников тренинга);

  • производительность (достижение лучших результатов)

Важным элементом тренинговых занятий являются домашние задания, которые представлены двумя блоками:

  1. аутотренинговые упражнения, цель которых заключается в овладении педагогом элементарными навыками воздействия на свое физическое, психическое состояние с помощью самовнушения и полного мышечного расслабления;

  2. задания на закрепление умений по теме занятия, его рефлексию, реализацию впечатлений от него.

При организации учебных тренингов учитель может встретиться с трудностями. Часто учащиеся не осознают значимости тренинга как способа углубления их личностно-профессиональных качеств; ограниченные временные рамки учебного занятия не дают возможности полностью реализовать все принципы тренинговых занятий как формы активного социального обучения. Исходя из календарных сроков прохождения той или иной темы курса каждое последующее занятие отсрочено по времени от предыдущего, поэтому наблюдается сложность в закреплении полученных сведений.

Тренинговые занятия – это учебные занятия, поэтому учитель должен стараться, чтобы тренинг не превратился в некое подобие развлечения или, наоборот, затянувшейся дискуссии.

По окончании тренинговых занятий участникам предлагается ответить на вопросы экспресс-опроса.

  1. В чем вы видите цели тренинговых занятий?

  2. Как отдельное занятие и занятия по всему курсу способствовали вашей профессионализации?

  3. Удалось ли вам в процессе тренингов овладеть механизмами педагогического взаимодействия?

  4. Что дали вам тренинговые занятия в плане личностного и профессионального развития?

Приложение 1

Сценарий тренингового занятия «Кто я? Какой я?»

Цель. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения.

Ход занятия.

Учитель. Дорогие друзья! Наша задача – заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика.

Приветствие «Улыбка»

Цель. Принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создания положительного эмоционального настроя на партнера и занятие

Учитель. Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего партнера по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбой, скажите несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. «Автобиография»

Цель. Восприятие и проявление представлений о себе в социальном и психологическом плане.

Задание. Составьте рассказ о себе.

Инструкция. Нужно представить себя окружающим. Рассказать о том, где учитесь, где живете, какой вы человек, какие у вас интересы, сколько вам лет, какого вы роста… имейте в виду, что это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.

Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель. Личная установка на самоанализ

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.

Упражнение 3 «Принятие себя»

Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

Упражнение 4. «Рисунок Я»

Цель. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция – в общем все, что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Упражнение 5. «Девиз»

Цель. Отражение с помощью девиза жизненных установок.

Задание. Сформулировать свой девиз.

Инструкция. В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе – ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.

Упражнение 6 «Мое настроение сегодня»

Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.

Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.

Инструкция. Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь»

Анализ занятия. Анкета «Мнение»

Имя участника тренинга ______________________________________

Дата занятия ________________________________________________

  1. Степень твоей включенности: 0,1,2,3,4,5,6,7,8.9, 10 (Обведи кружочком соответствующий балл)

  2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

  3. Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к группе; в) по отношению к ведущему.

  4. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

  5. Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему?

  6. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.)

  7. Что ты еще хотел бы написать?

Домашнее задание «Какой Я»

На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них:

  1. Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи.

  2. Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему.

  3. Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю.

  4. Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность.

  5. Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить.

  6. Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать.

  7. Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.

Приложение 2

Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении»

Цель. Принятие субъективности ребенка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического общения. Овладение навыками в общении с ребенком. Развитие умений адекватной оценочной деятельности, направленности на выявление позитивных средств общения с ребенком.

Ход занятия.

Учитель. Воспитатель создает для своих питомцев неповторимый детский мир, в котором много света, тепла, уюта, поэтому не случайно наши воспоминания о детстве связываются с детским садом. Уникальный «дом радости» может существовать только благодаря позитивному восприятию детей со стороны педагога, но научиться этому нелегко. Сегодняшнее занятие направлено на формирование навыков положительного, личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Упражнения 1. «Возвращение в свое детство» (грамзапись песни о детстве)

Цель. Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).

Задание. Постарайтесь увидеть себя в ситуации общения с воспитателем в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения. Мысленно увидеть себя как бы со стороны, взглядом взрослого (педагога), проанализировать возникшие ощущения.

Инструкция. Послушайте исполнение песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в детском возрасте, акцентируйте память на тех ощущениях или настроении в тот момент. Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания.

Упражнение 2 «Дошкольник в эпитетах»

Цель. Формирование педагогически направленного мышления, позитивной установки на ребенка, интереса к детям.

Задание. Дать характеристику дошкольнику.

Инструкция. Сидя по кругу, каждый из присутствующих дает характеристику дошкольнику одним эпитетом. Повторение не допускается. Вариант выполнения задания: «нарисовать» образ дошкольника по представленным характеристикам (рисунок, словесный рассказ, сказка)

Упражнение 3. «Радость общения с ребенком»

Цель. Создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.

Задание. Закончите фразы «Мне нравится общаться с детьми, потому что…», «Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…». Разыграйте тактику педагогического общения с детьми в ситуациях, которые не вызывают положительных эмоций воспитателя, обсудите результаты.

Инструкция. Заканчивая предложения, выделите для себя причины описанных отношений к детям в ситуации общения. Разыгрывая ситуацию, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4 «Жизненное пространство»

Цель. Установление дистанции и пространства общения с ребенком.

Задание. Провести упражнение «Живые скульптуры», выделить какие дистанции предпочтительнее для воспитателя в общении с ребенком.

Инструкция. Работа осуществляется в группах-диадах: каждый из вас по очереди будет представлять себя скульптором, который создает из вас обоих скульптурную группу, выражающую ваши взаимоотношения и ваше поведение.

Упражнение 5 «Если я сейчас…»

Цель. Выявление позиции взрослого в общении с ребенком. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.

Вариант 1

Задание. Проигрывание ситуаций, когда необходимо занять позицию родителя, взрослого, ребенка.

Инструкция. Вспомните педагогические ситуации общения с детьми (две-три). Опишите их и проанализируйте поведение воспитателя (собственное поведение), сделайте вывод; приведите одну из ситуаций, в которой вам хотелось бы изменить свою позицию.

Вариант 2.

Задание. Закончите предложения: «Если я сейчас родитель, то…», «Если я сейчас ребенок, то…»

Инструкция. Закончите предложения. Ответьте на вопрос, какое из перечисленных эго-состояний в общении с детьми является наиболее комфортным, почему вы редко переходите в другие состояния.

Вариант 3.

Задание. Ответить на детские вопросы в позициях «ребенок – ребенку», «ребенок – взрослому». Прокомментировать свои ощущения.

Инструкция. Из книг (К.И. Чуковский «От 2 до 5» или М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить») подберите серию детских вопросов. В качестве образца вопросов можно использовать следующие: 1) Почему Луна не падает на Землю? 2) Отчего люди смеются? 3) Почему зебра в полоску?

Упражнение «Активное слушание детей»

Цель. Формирование умения вникать в детские проблемы и «возвращать» ребенку в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство.

Задание. В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником.

Инструкция. Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

  1. Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»

  2. Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».

  3. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя чашка…»

  4. Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.

  5. Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: «Он отнял мою машинку!»

Перед данной работой обратитесь к советам автора книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер, которая обращает внимание на проблемы, возникающие при контакте взрослого с ребенком.

  1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Вынеси!», «Сделай!», «Убери!»

  2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если не прекратишь это делать, то…», «Не придешь вовремя, не сделаешь…» пеняй на себя», «Если еще раз повторится, то…»

  3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты должен…», «Ты обязан…»

  4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте…», «По-моему, надо пойти и извиниться…»

  5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой…», «Сколько раз я тебе говорила…», «Не послушалась – пеняй на себя!»

  6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже…», «Опять все сделал(а) не так!», «Вечно ты…», «Все из-за тебя…»

  7. Похвала. Не слишком часто хвалить ребенка! (В похвале всегда есть элемент оценки: «Ты у нас самая красивая…») Когда ребенка постоянно хвалят, он к этому привыкает, может стать зависимым от похвалы, может заподозрить, что вы неискренни.

  8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой!», «Какой же ты лентяй!»

  9. Догадки, интерпретация: «Опять небось…», «Я все равно вижу что ты меня…» (обманываешь, говоришь неправду)»

  10. Выспрашивание, расследование: «Что же все-таки случилось?», «Нет, ты все-таки скажи», «Я все равно узнаю», «Ну почему же ты молчишь?»

  11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Не обращай внимания», «Перемелется, мука будет».

  12. Отшучивания, уход от разговора: «Не до тебя», «Вечно ты со своми жалобами…»

Анализ занятия
  1. Что понравилось на занятии больше всего?

  2. Какое упражнение показалось наиболее интересным?

  3. Какие трудности возникли во время работы на занятии?

Тренинговые занятия дают возможность адаптировать знания каждого учащегося к своей личностной структуре, помогают развивать способность к установлению контактов, пониманию и уважению окружающих, помогают развивать у будущих воспитателей творческий подход к профессиональной деятельности. Все это вместе взятое является необходимым компонентом гуманизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти самсунг buds если потерял
  • Как найти баллы в пенсионном фонде
  • Как найти вену при капельнице
  • Частота гена как найти
  • Sxstrace exe ошибка с chrome браузером как исправить