Как составить семейный бюджет на месяц по технологии

Скачать материал

Технология построения семейного бюджетаПрезентацию подготовил: учитель технол...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 176 человек из 56 регионов

  • Сейчас обучается 212 человек из 59 регионов

  • Сейчас обучается 838 человек из 76 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Технология построения семейного бюджетаПрезентацию подготовил: учитель технол...

    1 слайд

    Технология построения семейного бюджета
    Презентацию подготовил: учитель технологии МКОУ Баганской СОШ №1 Цветкович Т.В.

  • Для того, чтобы понять, много денег или мало в семье, хватает ли их для нужд...

    2 слайд

    Для того, чтобы понять, много денег или мало в семье, хватает ли их для нужд всех домочадцев, надо рассчитать семейный бюджет. Бюджет с переводе с французского – «денежный кошелек». Семейный бюджет характеризует материальное положение семьи, ее финансовое состояние. Оно показывает величину и сбалансированность всех доходов и расходов семьи.
    Семейный бюджет – финансовый план, который учитывает и сопоставляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год).

  • Бюджет позволяет:
Проанализировать доходы и расходы семьи;
Выявить дополнител...

    3 слайд

    Бюджет позволяет:
    Проанализировать доходы и расходы семьи;
    Выявить дополнительные резервы;
    Накопить средства для крупных покупок;
    Разумно спланировать будущие расходы.
    Иными словами, бюджет это планирование, учет контроль и регулирование доходов и расходов семьи. Составление бюджета позволяет не только оценить финансовое положение семьи, но и создать систему защиты от нежелательных явлений в жизни, определить схемы сохранения и приумножения сбережений и т.д.

  • Как составить семейный бюджет?Для того, чтобы эффективно использовать свои до...

    4 слайд

    Как составить семейный бюджет?
    Для того, чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо указать все источники доходов семьи (зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения и т.д.)
    Раньше доходы родителей были единственным источником благосостояния семьи. Сейчас многим школьникам позволяется иметь свой личный заработок при условии, что работа не наносит ущерб учебе. Многие подростки хотят помочь родителям всеми доступными им средствами, в числе которых не последнее место занимают экономия и бережливость.

  • Источники доходов школьника:Индивидуальная трудовая деятельность (декоративно...

    5 слайд

    Источники доходов школьника:
    Индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, мелкий ремонт электроники и бытовой техники и т.д.)
    Коммерческая деятельность (продажа пирожков, газет, журналов, раздача рекламных листовок и т.д.)
    Оказание услуг (присмотр за ребенком в отсутствии его родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т.д.)

  • В статье расходов следует перечислить все платежи, которые нужно осуществить...

    6 слайд

    В статье расходов следует перечислить все платежи, которые нужно осуществить в течение месяца (оплата ЖКХ, питание, необходимые покупки, транспорт, уплата налогов и взносов и т.д.). В бюджете должны быть предусмотрены и сбережения на будущее.
    Рассмотрим пример

  • Составляющие семейного бюджетаСемейный бюджетДоходы семьиРасходы семьи Зарабо...

    7 слайд

    Составляющие семейного бюджета
    Семейный бюджет
    Доходы семьи
    Расходы семьи
    Заработная плата членов семьи;
    Пенсии, стипендии, пособия;
    Доходы от приусадебного участка;
    Доходы от других источников (ценные бумаги, сдача недвижимости и других средств в аренду, выплата и льготы от общественных организаций, предпринимательская деятельность, сбережения и др.)

    Платежи (налоговые, оплата за жилье, страхование, кредитные и др.);
    Расходы на питание;
    Расходы на лечение, образование, отдых;
    Покупка непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода);
    Расходы на культурные потребности (кино, театр, музей);
    расходы на транспорт и связь (сотовая связь, Интернет);
    Другие расходы

  • Если же расходы равны доходам, - бюджет сбалансированный. Такой бюджет позвол...

    8 слайд

    Если же расходы равны доходам, — бюджет сбалансированный. Такой бюджет позволяет семье рационально использовать ее ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей.
    Когда расходы превышают доходы, — бюджет дефицитный.
    Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным ( в экономике используют понятие профицит бюджета).

  • Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные...

    9 слайд

    Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные. Постоянные — это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период. В течение которого они не меняются (продукты питания, плата за квартиру, подписка на периодические издания и т.д.). Переменные расходы включают в себя покупку мебели, верхней одежды, бытовой техники, материалов для ремонта. Переменные расходы могут носить сезонный характер (затраты на заготовку впрок ягод, овощей, закупку семян и удобрений для садового участка и т.п.)

  • Постоянные расходыК постоянным расходам относятся коммунальные платежи (плата...

    10 слайд

    Постоянные расходы
    К постоянным расходам относятся коммунальные платежи (плата за отопление, газ, воду, электроэнергию, телефон и др.) и расходы на питание.
    Плата за отопление. Тепловая энергия в быту в основном идет на отопление помещения (79%) и лишь 15% — на подогрев воды для бытовых нужд.
    Плата за газ зависит от способа его доставки (по газопроводным трубам или в баллонах). В частных домах, отапливаемых газом, расчет зависит от площади отапливаемого помещения.
    Плата за воду. Расходы на воду составляют значительную часть бюджета.

  • Оплата электроэнергии осуществляется исходя из фактического количества израсх...

    11 слайд

    Оплата электроэнергии осуществляется исходя из фактического количества израсходованной энергии.
    Пища – одна из основных потребностей человека, основа его здоровья, работоспособности и долголетия. Здоровый режим питания и правильный рацион – это так же предмет домашней экономики, ведь от них зависит здоровье, а значит и трудоспособность членов семьи. Кроме того, расходы на питание, составляющие у многих семей значительную часть (примерно 40%) семейного бюджета, также зависят от продуманности подходов к этому вопросу.

  • Питание должно быть сбалансированным, рациональным, т.е. отвечать определенны...

    12 слайд

    Питание должно быть сбалансированным, рациональным, т.е. отвечать определенным требованиям: регулярность, разнообразие, необходимое количество и качество.
    Расходы на питание в значительной степени зависят от принятого режима питания, т.е. установленного во времени, структуре, объеме и калорийности порядка приема пищи. Наиболее рациональным медики считают трех или четырехразовое питание.
    Рациональное ведение домашнего хозяйства – это прежде всего хорошо продуманные покупки продуктов и их запасы. Чтобы рационально делать покупки, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Правила рациональных покупокСледует заранее планировать покупки, лучше всего...

    13 слайд

    Правила рациональных покупок
    Следует заранее планировать покупки, лучше всего составить список необходимых продуктов и иметь его при себе;
    Нужно тщательно рассчитывать деньги, соотносить все покупки со своими финансовыми, физическими возможностями и физиологическими потребностями;
    Необходимо покупать только то, что нужно, не поддаваясь соблазну покупать то, что покупают все, не прельщаясь броской рекламой или яркой упаковкой;
    Не следует ходить в супермаркет или на рынок на голодный желудок, чтобы избежать соблазна покупать все подряд.

  • Где хранить сбережения?Для покупки товаров длительного пользования, которые п...

    14 слайд

    Где хранить сбережения?
    Для покупки товаров длительного пользования, которые приобретаются нерегулярно и достаточно дороги, как правило, необходим запас денежных средств. Поэтому бюджет в семье строят так, чтобы часть денег осталась неизрасходованной. Это ваши сбережения. Где хранить накопленные сбережения? Хранить деньги дома невыгодно, они постоянно должны работать – приносить доход семье и всему обществу. Для этой цели можно хранить деньги в банке. Вложенная сумма при этом возрастает на величину процента, который выплачивает банк владельцу денег. Сбережения можно вложить в покупку ценных бумаг, ювелирных изделий из драгоценных металлов, предметов антиквариата, произведений искусства.

  • Прибыльным и стабильным способом хранения средств является покупка старинных...

    15 слайд

    Прибыльным и стабильным способом хранения средств является покупка старинных монет и марок. Однако следует иметь в виду, что денежные средства, находящиеся на личном счете в банке, можно получить в любой момент, а перевод ювелирных изделий и других видов собственности в денежный эквивалент без значительной потери их стоимости может занять длительное время.
    Одним из самых надежных способов размещения накопленных средств может быть приобретение недвижимости, цены на которую растут более высокими темпами, чем инфляция. Однако приобретение недвижимости сопровождается новыми расходами: на выплату налогов, на содержание недвижимости и ее страхование.

  • Накопления и сбереженияВклады в банкеКоллекциони - рованиеХранение наличных д...

    16 слайд

    Накопления и сбережения
    Вклады в банке
    Коллекциони — рование
    Хранение наличных денег
    Накопительное страхование
    Покупка драгоценных металлов
    Приобретение валюты
    Покупка вещей длительного пользования
    Приобретение произведений искусства
    Покупка недвижимости

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 267 091 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
3 из 5

  • 22.01.2017
  • 17607
  • 75
  • 22.01.2017
  • 1011
  • 0
  • 22.01.2017
  • 2736
  • 5
  • 22.01.2017
  • 1360
  • 14
  • 22.01.2017
  • 895
  • 0
  • 22.01.2017
  • 781
  • 0
  • 22.01.2017
  • 702
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

На прошлых уроках вы
уже познакомились с такими понятиями как «семья» и «семейная экономика», а
также немного поговорили о «расходах», «доходах» и «прибыли».

Напомним, что семья
– это важнейший источник социального и экономического развития общества.

Семейная экономика
начинается с момента зарождения семьи и является важным делом, так как помогает
семье разобраться с потребностями, разумно организовать семейный труд и самое
главное – правильно распланировать семейный бюджет.

Семейный бюджет – это важная составляющая
благополучия в семейной жизни. Ведь если научиться грамотно планировать бюджет,
то жизнь всех членов семьи будет поддерживаться на достаточно высоком уровне.

Так что же это такое –
семейный бюджет?

Проще говоря, под семейным
бюджетом
понимают структуру (или перечень) всех доходов и расходов
семьи за какой-то определённый период времени. Чаще всего этот период
составляет месяц или год.

То есть получается, что
основные составляющие семейного бюджета – это доходы и расходы
семьи.

Что такое доход,
понятно. Это все денежные средства или материальные ценности, которые получают
члены семьи из разных источников.

А вот основными
источниками доходов
могут быть: заработные платы членов семьи; социальные
выплаты: то есть пенсии, пособия и стипендии; доходы от ценных бумаг; доходы от
сдачи недвижимости и других средств в аренду; выплаты и льготы от общественных
организаций; доходы от приусадебного хозяйства; доходы от предпринимательской
деятельности; а также доходы из других источников.

Все полученные средства
членами семьи вместе составляют совокупный доход.

В свою очередь, расход
– это те денежные средства, которые семья тратит, то есть отдаёт из
своего семейного бюджета.

Все расходы семьи можно
разделить на две большие группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы планируются заранее на какой-либо
период, в течение которого они не меняются.

Несложно догадаться,
что переменные расходы могут меняться в зависимости от потребностей в
рассматриваемом периоде. Они делятся на две подгруппы: периодические и единовременные.

Периодические
расходы
связаны с
покупкой предметов различного срока пользования, например, покупкой мебели или
одежды, и определёнными сезонными явлениями, например, заготовкой ягод и овощей
впрок.

А вот единовременные
расходы
чаще всего связаны с какими-то критическими непредвиденными
ситуациями, например, покупка лекарств, ремонт бытовой техники, и покупкой
предметов роскоши, например, произведений искусства или украшений.

Для того, чтобы
эффективно использовать свои доходы, каждая семья должна научиться правильно
распределять свой бюджет. Как правило, в ваших семьях этим занимается один из
родителей.

Из чего же складывается
семейный бюджет и на что он расходуется? Давайте попробуем в этом разобраться
на примере нашей семьи Реутовых. Напомним, что это семья состоит из мамы, папы,
сына, дочки, дедушки и бабушки, имеет огород и небольшое хозяйство.

В семье Реутовых, в
качестве домашнего бухгалтера выступает мама. Она ведёт учёт всех имеющихся
финансовых ресурсов и планирует расходы. Для этого мама даже завела отдельную
тетрадь, где отмечает источники доходов и виды расходов.

Давайте заглянем к маме
в тетрадь.

Итак, в качестве источников
доходов
здесь отмечены: зарплата папы, социальные выплаты государства, то
есть пенсии бабушки и дедушки, пособие мамы, находящейся в декретном отпуске,
стипендия сына, а также доход от шитья мамы на заказ, доход от продажи овощей и
фруктов, выращенных в личном подсобном хозяйстве семьи, и взятые в кредит
деньги.

Как и любая семья, наша
семья Реутовых не только получает доход, но и расходует определённые средства
на поддержание своей жизнедеятельности.

Они оплачивают взятый
кредит в банке; квартплату, коммунальные услуги, налоги, пользование
интернетом; закупаются продуктами питания; и покупают проездные билеты на
транспорт. Кстати, такие расходы относятся к постоянным.

Ещё семья Реутовых
планируют сделать небольшой ремонт дома, приобрести новую бытовую технику и
мебель, купить одежду и обувь для детей; а также запастись семенами и
удобрениями для своего приусадебного участка. Перечисленные расходы относятся к
переменным.

Ну и, конечно же, семья
Реутовых очень хочет удовлетворить свои культурные потребности: то есть сходить
в кино, театр и музей, планирует отложить деньги на поездку в отпуск. Что
подразумевает откладывание средств, то есть накопления и сбережения.

Если в семейном бюджете
получится так, что доходы равны расходам, то такой бюджет называют сбалансированным.
Если предполагаемые расходы превышают доходы, то тогда говорят, что бюджет
имеет дефицит. Ну, а если же получается так, что доходы превышают
расход, то бюджет называется избыточным.

Конечно же желательно,
чтобы бюджет семьи был либо сбалансированным, либо избыточным, так как это
позволит рационально использовать финансовые ресурсы и удовлетворить
большинство потребностей каждого члена семьи.

Денежные расходы семьи
можно условно разделить на четыре группы: налоги и другие обязательные
платежи
; питание; личное потребление; денежные
накопления и сбережения
.

Давайте рассмотрим
каждую из этих групп немного подробнее.

Начнём с налогов
и обязательных платежей. С каждого работающего человека берут
подоходный налог. Он составляет 13% от начисленной зарплаты.

Что касается обязательных
платежей
, то к ним относят: взносы в общественные и кооперативные
организации, погашение банковских ссуд и кредитов, оплату коммунальных услуг,
транспортные расходы, плату за образование и дополнительные услуги бесплатного
образования (например, за посещение кружков и различных секций), а также оплату
за детский сад.

Кстати, коммунальные
услуги
состоят из: платы за отопление (сюда входит отопление помещения и
подогрев воды), платы за газ, платы за воду, платы за электроэнергию, платы за
радио и телефон.

Питание – это главная часть расходов
семейного бюджета. Как правило, на питание тратится от тридцати пяти до
пятидесяти процентов общих доходов семьи.

Следующая группа: расходы
на личное потребление
. Она состоит из покупки одежды и обуви, предметов
ухода за внешностью и так далее. Вот, например, мама хочет обновить свою
косметичку, а папа планирует приобрести новую удочку. В общем, личные расходы –
это то, что идёт на нужды конкретного члена семьи.

И последняя группа: накопления
и сбережения
. Чаще всего они предполагают какие-то грандиозные покупки.
Это может быть и покупка новой бытовой техники, мебели, предметов роскоши, а
также затраты на досуг и отдых.

Итоги урока

На этом уроке мы
говорили о семейном бюджете. Узнали, что бюджет семьи – это структура её
доходов и расходов за какой-то определённый период времени. В свою очередь
доход – это все денежные средства в совокупности, которые получает семья из
разных источников. А расход – это те денежные средства, что семья отдаёт из
своего бюджета. Каждой семье очень важно научиться грамотно планировать свой
бюджет. Поскольку от того, насколько правильно он будет составлен, во многом
будет зависеть будущее финансовое состояние семьи в целом.

Класс 8            дата

Тема: «Бюджет семьи»

Цель: сформировать понятия семейная экономика, «бюджет семьи», рассмотреть правила составления кассой книги семейного бюджета

Планируемые  учебные результаты

Предметные:  сформировать общее представление о  семейной  экономике, бюджете семьи, её доходных и расходных статьях, планировании семейного бюджета, хранение сбережений

Личностные: Развивать понимание того, что, знания, усвоенные на занятиях, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков, формирование умение коллективно обсуждать рациональность тех или  иных затрат и принимать разумное решение, развитие логического мышления, внимания. Памяти.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем

Место проведения урока: кабинет технологии.

Оснащение урока: презентация «Бюджет семьи», ПК, рабочая тетрадь

Формирование УУД:  познавательные 

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока.

? Что такое бюджет семьи?

Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)

? Что понимают под доходом семьи?

Ответ: Это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого — либо рода деятельности.

? Что такое расход?

Ответ: Это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.

3. Объяснение нового материала

Семейная экономика

Семья как ячейка общества играет важную экономическую роль. Мы постоянно ощущаем потребность в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т. п.

С одной стороны, именно в рамках семьи осуществляется удовлетворение насущных потребностей человека, с другой — эти потребности определяют и направляют развитие экономики.

Например, рост спроса на бытовые электроприборы не только стимулирует производство этих приборов, но требует также и увеличения выработки электроэнергии.

Таким образом, выполняемая семьёй экономическая функция связана с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов1. (это запасы, средства для выполнения какой-либо деятельности, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.)

Разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени нам помогает семейная экономика — наука, изучающая закономерности экономической жизни семьи.

Чтобы экономическая жизнь семьи была эффективной, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с её доходами.

Ваши родители работают и содержат семью. Расходы на удовлетворение ваших потребностей занимают значительное место в семейном бюджете. Это затраты на питание, одежду, обувь, учёбу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции), хобби.

Но если раньше доходы родителей были единственным источником в семье, то сейчас многим школьникам позволяется иметь свой личный заработок при условии, что работа не наносит ущерба учёбе.

Источниками доходов школьников, кроме карманных денег от родителей, могут быть:

  • индивидуальная трудовая деятельность (например, декоративно-прикладное творчество и т. д.);
  • коммерческая деятельность (например, продажа пирожков, газет, журналов и т. д.);
  • оказание услуг  (например,   присмотр  за ребёнком  в  отсутствие его родителей, помощь пенсионе рам и инвалидам и т. д.).

Структура расходов и доходов в бюджете семьи должна быть четко определена, необходимо ясно понимать, каковы источники доходов и какие есть статьи расходов.

Бюджет семьи — это структура всех её доходов и расходом за определённый период времени (месяц или год).

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.

Расход — это затраты на питание, одежду, транспорт, на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделии или оплату услуг, накопление средств для покупки дорогостоящих товаров и т. д.

Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу мысленно помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудности к том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Если весы находятся в равновесии, то есть расходы равны доходам, — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

На рисунке 1 представлены возможные составляющие семейного бюджета — источники дохода и статьи расхода. И хотя схема не отражает реальной бюджетной ситуации конкретной семьи, вы можете воспользоваться ею при составлении собственного семейного бюджета.

Семейный бюджет

Доходы семьи

Расходы семьи

            Заработная плата членов семьи.

Доходы от предпринимательской деятельности.

Пенсии, стипендии, пособия.

Доход от приусадебного хозяйства.

Доходы из других источников (доходы от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости1 и других средств в аренду, выплаты и льготы от общественных организаций и др.)

Обязательные платёжные сборы (налоги, оплата жилья и др.).

Расходы на питание.

Покупки непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода).

Расходы на культурные потребности (кино, театр, музей).

Расходы на транспорт и связь (сотовая связь, Интернет).

Накопления, сбережения

                            Рис.1.      Составляющие семейного бюджета

Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего домашним бухгалтером является один из ваших родителей.

Планирование семейного бюджета — дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.

Постоянные расходы — это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, оплату услуг страховых компаний, проездного билета и т. д.

Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и непредвиденные расходы.

К циклическим расходам относится покупка предметов различного срока пользования (мебель, верхняя одежда, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры и т. д.).

Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т. п.).

Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.).

Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т, д.

Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы: налоги и другие обязательные платежи; личное потребление; денежные накопления и сбережения.

Рассмотрим подробнее обязательные платежи. В них входят: налоги (в частности, подоходный); взносы в общественные и кооперативные организации, например в жилищно-строительный кооператив; погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио, Интернета и т. д.), транспортные расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного образования (кружки, секции).

Подоходный налог берётся с физического лица и составляет 13 % от начисленной заработной платы. Эти деньги вычитаются из зарплаты.

Кредит — предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называют денежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие, организация, так и любой совершеннолетний гражданин.

Условия, при которых даётся кредит:

  1. платёжеспособность   (способность   уплатить   проценты   за пользование кредитом);
  2. срочность (возврат денег в точно назначенный срок);

3) возвратность (обязательность возврата всей суммы долга с учётом процентов).

Страхование. По мере роста благосостояния семьи возрастают расходы на страхование имущества, здоровья и т. д. В Советском Союзе государство брало на себя основные расходы по жизнеобеспечению человека и люди обыкновенно не задумывались о необходимости страхования имущества. В настоящее время, когда многие семьи живут в собственных домах, купленных или приватизированных квартирах, для всех становится ясным, что нужно застраховать своё имущество от возможных случаев его повреждения или потери в результате пожара, стихийного бедствия или других непредвиденных обстоятельств.

Спектр услуг, предоставляемых страховыми компаниями, очень широк, и каждая семья может выбрать то, что нужно именно ей, исходя из возможностей своего бюджета. Следует отметить, что расходы на страхование жизни, здоровья и имущества сегодня составляют заметную долю расходной части бюджета семьи.

Коммунальные платежи

К коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду, радио, телефон, Интернет и др.

Плата за отопление. Расходы на отопление — самая крупная статья коммунальных платежей. Тепловая энергия в быту в основном идёт на отопление помещения (около 70 %) и на подогрев воды для бытовых нужд (около 30 %). Однако часть потреблённой тепловой энергии мы теряем.

Чтобы сэкономить тепловую энергию в быту, нужно:

  1. утеплить окна и двери, особенно балкон;
  2. рационально расставить мебель; она не должна препятствовать циркуляции тёплого воздуха от радиатора отопления;
  3. содержать радиаторы отопления открытыми.

Плата за газ зависит от способа его доставки (в баллонах или по газопроводным трубам). В частных домах, отапливаемых газом, расчёт зависит от площади отапливаемого помещения.

Плата за воду. Расходы на воду составляют значительную часть бюджета. Экономия воды позволит экономить и энергоресурсы. В нашей стране в большинстве случаев плата за воду входит в общую сумму платы за квартиру и является одинаковой для всех. Однако в ряде городов она зависит от метража — площади квартиры. В новых домах устанавливаются специальные приборы для измерения расхода горя-

чей и холодной воды. Как показывает практика, это приводит к значительному уменьшению потребления воды жителями домов.

Оплата радиоточки производится по одинаковому для всех тарифу.

Оплата электроэнергии осуществляется исходя из фактического количества израсходованной энергии. Для её расчёта находится разница между текущим показанием счётчика электрической энергии и его показанием на момент предыдущего платежа, затем эта разница умножается на стоимость одного киловатт-часа1.

В настоящее время в домах устанавливаются счётчики, которые позволяют измерять расход электроэнергии отдельно в дневное и ночное время. «Ночная» электроэнергия стоит дешевле, чем «дневная», что стимулирует семьи к снижению расхода электроэнергии днём и увеличению расхода ночью. Всё это приводит к более равномерной нагрузке на электрические сети и снижает риск их отключения из-за перегрузки.

  Оплата за коммунальные услуги может производиться через банки по расчётным книжкам или квитанциям оплаты, а также через Интернет и банкоматы с использованием банковской карты.

Планирование расходов семьи

Значительную часть расходной статьи бюджета семьи составляют расходы на питание.

Пища — одна из основных потребностей человека, основа его здоровья, работоспособности и долголетия. Здоровый режим питания и правильный рацион — это также предмет домашней экономики, ведь от них зависит здоровье, а значит, и трудоспособность членов семьи. Кроме того, расходы на питание, составляющие у многих семей значительную часть (примерно 40 %) семейного бюджет, также зависят от продуманности подходов к этому вопросу. Питание должно быть сбалансированным, рациональным, то есть отвечать, определённым требованиям, таким как регулярность, разнообразие, необходимое количество и качество.

Расходы на питание в значительной степени зависят от принято го режима питания, то есть установленного по времени, структуре, объёму и калорийности порядка приёма пищи. Наиболее рациональным медики считают трёх- или четырёхразовое питание.

Где хранить сбережения

Для покупки товаров длительного пользования, которые приобретаются нерегулярно и достаточно дороги, как правило, необходим запас денежных средств. Поэтом бюджет в семье строят так, чтобы часть денег осталась неизрасходованной. Где же хранить накопленные сбережения? Хранить деньги дома невыгодно, они постоянно должны работать — приносить доход семье и всему обществу. Для этой цели можно хранить деньги в сберегательном банке. Вложенная сумма при этом возрастает на величину процента, который выплачивает банк владельцу денег. Сбережения можно вложить также в покупку ценных бумаг, ювелирных изделий из драгоценных металлов, предметов антиквариата, произведений искусства. Прибыльным и стабильным способом хранения средств является покупка старинных монет и марок. Цены на эти предметы растут с каждым днём. Однако следует иметь в виду, что денежные средства, находящиеся на личном счёте в банке, можно получить в любой момент, а перевод ювелирных изделий и других видов собственности в денежный эквивалент без значительной потери их стоимости может занять длительное время.

Формой размещения сбережений является также страхование жизни и покупка страховых накопительных полисов.

Одним из самых надёжных способов размещения накопленных средств может быть приобретение недвижимости, цены на которую растут более высокими темпами, чем инфляция. Однако приобретение недвижимости сопровождается новыми расходами: на выплату налогов, на содержание недвижимости и её страхование.

Как уже отмечалось, сбережения в семье возможны только при обдуманном планировании семейного бюджета (рис. 2).

Кроме семейного, существует также и личный бюджет каждого члена семьи. Вы когда-нибудь задумывались, сколько денег тратят родители на ваше содержание, в том числе на сладости, кино, кафе, дискотеки, концерты, оплату услуг связи и т. д.?

Как в любом бюджете, в бюджете школьника обязательно должны быть отражены расходы, например: питание вне дома, учёба, обувь, одежда, транспортные расходы, культурно-спортивные интересы, увлечения (коллекционирование, фотография, радиоконструирование и т. д.), непредвиденные расходы.

У современного школьника очень много соблазнов и поводов для траты денег. Чтобы ваши траты не были бездумными, нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим — семейным.

Приобретение произведений искусств

Покупка недвижимости

Покупка вещей длительного пользования

Вклады в банке

Накопления и сбережения

Покупка металлов

Коллекционирование

Хранение наличных денег

Накопительное страхование

Приобретение валюты

Рис. 2    Способы сбережения денежных средств семьи

Тем, кто хочет научиться грамотно тратить деньги, необходимо запомнить и выполнять следующие обязательные условия: учёт, планирование, организация, контроль и коррекция.

Для разумного учёта лучше завести хозяйственную книгу, в которой будут отражены все поступления средств и их расходование. Отнеситесь к ведению бухгалтерской книги творчески. Придумайте ей название, например «Финансы поют романсы» или «Копейка рубль бережёт». Варианты ведения этой книги могут быть разными.

  1. Если вы не любите углубляться в сложные экономические расчёты, то вверху на первой странице общей тетради напишите дату. Разделите страницу на две части: доход и расход. Записи должны вестись аккуратно и грамотно. Количество граф в расходной части может быть самым разным.
  2. Второй вариант для людей, любящих анализировать, сравнивать, делать выводы. Записи в этой книге должны быть более подробными, скрупулёзными и вестись ежедневно. Лучше делать их сразу же после совершения покупки, так как трудно удержать в памяти траты, сделанные мимоходом. В конце месяца суммируются все доходы и расходы. Отнимите сумму расходов от суммы доходов и запишите остаток. Если он сходится с остатками денег в вашем кошельке, значит, все записи велись верно. Записи своих расходов делайте весь год. В конце года подведите итоги, уточните расходы по каждому счёту, рассчитайте его долю в общих расходах. Определите возможности накоплений, проанализируйте ошибки (табл. 1).

Анализ учётной книги позволяет, во-первых, узнать, на что потрачены деньги; во-вторых, определить, на каких расходах можно экономить; в-третьих, заранее спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.

Расчеты можно вести на компьютере, пользуясь программами Мicrosoft Offic, с помощью электронных таблиц Ехсе1.

Таблица 1

Вариант ведения учётной книги школьника

Источник дохода

Доход, руб

Наименование покупки

дата

Расход средств по счетам, руб.

1. От

родителей

500

Обед в школьной столовой

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7

8 

60

160

2. Оказание

60

Услуги связи,

30

услуг

Интернет

3. Другие

30

Ручка

30

источники

Итого

590

60

30

160

30

за месяц

Примечание. Счета: 1 — питание вне дома; 2 — канцтовары; 3 — книги; 4 — коллекционирование; 5 — кино, театр, дискотеки; 6 — спортивные секции и инвентарь; 7 — оплата мобильной связи; 8 — подарки. (Цены условные.)

  1. Лабораторно-практическая работа № 1

Бюджет семьи

  1. Рассчитайте затраты на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей (одежда, обувь, учебники, канцелярские товары и др.).
  2. Составьте список расходов вашей семьи за месяц, год. Попробуйте разделить их на постоянные, циклические, сезонные и единовременные.

     Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии. В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.

А теперь мы с вами проведём игру: (Приложение 9)

Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:

Муж, жена, дочь, сын, свёкор — отец мужа, свекровь-мать мужа. Тесть- отец жены, тёща — мать жены.

Решается вопрос об общей фамилии, игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Предполагаемый размер заработной платы, стипендии. Возможные источники других поступлений. (Приложение №1.)

А теперь отгадайте загадку, кто нам будет помогать в дальнейшей нашей работе:

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну конечно же —
компьютер

  1. Физминутка
  2. Практическая часть

Теперь приступаем к практической части нашего урока.

1. Каждая семья заполняет таблицу «Состав семьи» (Приложение 2)

Работа в текстовом редакторе.

2. Составление «Кассовой книги» (Приложение 3)

Работа в электронных таблицах. Доходная и расходная часть семейного бюджета складывается из следующих источников. (Приложения 4-5)

3. Заполнить таблицу и произвести подсчёт для заданных продуктов. (Приложение 6)

4.Оформить титульный лист «Кассовой книги». (Приложение 7)

Работа в текстовом редакторе.

Я зря времени не трачу,
Как учитель на доске
Я пишу ему задачу
На программном языке.
Ум компьютера — процессор
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.

              Сохранить всю информацию на диск, распечатать.

Защита, обсуждение.

  1. Рефлексия. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного. (Приложение 8)

Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.

1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.

2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание: Разработайте производство товара в условиях семьи. Придумайте рекламу к нему.    Пословица гласит: «Не похвалишь, так и не продашь».

Создать презентацию рекламы: (Индивидуальные задания для имеющих компьютер дома).

Каждый человек рано или поздно спрашивает себя, куда уходят его деньги. Если Вы живете один, то зарплата распределяется в соответствии с Вашим желаниями и предпочтениями. Людям, живущим в браке и имеющим детей, приходится отчитываться о проделанных тратах и планировать расходы заранее.

Прочитав нашу статью, Вы узнаете как научиться правильно и экономно вести учет семейного бюджета на месяц, как перейти к годовому планированию и что сделать, чтобы сэкономить.

Зачем нужно контролировать финансы

Если человек регулярно записывает, куда он тратит деньги, ему будет проще понять, что сделать, чтобы их сэкономить. Постоянный контроль над средствами не только дисциплинирует, но и помогает не совершать ненужные покупки, ведёт к повышению благосостояния. Но это не единственные причины, по которым нужно приучить себя фиксировать расходы.

Разумная экономия и планирование помогают:

  • Достигать поставленных задач. Вы решили приобрести новый холодильник и с каждой зарплаты в течение трёх месяцев откладывали на него по пять тысяч рублей. В конце четвёртого месяца новая техника будет украшать Вашу кухню. Цель достигнута, а финансовая стабильность семьи не пострадала. Вы заранее знаета, на какую сумму не стоит рассчитывать и планируете месячные траты, исключая отложенные пять тысяч.
  • Контролировать поток денежных средств. Забыв о кредите на машину, Вы купили себе новые туфли и сумку. На долг придётся занимать у знакомых или родственников. Это значит, что в следующем месяце нужно будет отдать двойную сумм: часть банку, часть тем, кто дал денег. Чтобы семья могла прожить это время, нужно будет снова занимать или сокращать траты и отказаться от большинства удовольствий.
  • Оптимизировать средства. Вы просмотрели несколько списков и пришли в ужас от того, сколько ненужных вещей ежедневно покупаете. Потраченные на ерунду деньги можно использовать рациональнее, например, откладывать на летний отдых или на покупку желанной норковой шубы жене или нового костюма мужу.
  • Решиться на непредвиденные траты. Вы сможете откладывать деньги. Момент, когда их придется потратить, не обязательно должен быть чем-то плохим. Друзья могут пригласить Вас на турбазу на несколько дней или дочь попросит деньги на поездку с классом по Золотому кольцу России. Да, этих событий Вы не ожидали, но отказаться от них по материальным причинам уже не сможете.
  • Укрепить семейные отношения. Наглядность списков позволяет понять, где нужно сократить убытки, а где увеличить бюджет. Можно будет тратить больше на совместное времяпровождение и меньше на вредную еду или ненужную одежду. Цена блузки, которую Вы надели один раз, – это поход в кинотеатр для четверых человек, с попкорном и кока-колой для каждого.
  • Найти рычаг давления. Дети не будут ныть, что им давно ничего не покупали, ведь всегда можно показать им перечень последних вещей. Мужу или жене, которые слишком много говорят об экономии, можно показать, сколько денег уходит на сигареты или еженедельные посиделки с подружками в кафе.
  • Стабилизировать своё положение. В условиях современной экономики нельзя быть уверенным в том, что завтра Вы не останетесь без работы. Оптимальное распределение денег даст возможность продержаться некоторое время, если «черный день» неожиданно наступит.

как правильно вести семейный бюджет

Ошибки новичков

Между экономией и жадностью – тонкая грань. Многие люди, при ведении бюджета семьи, начинают ущемлять своих близких.

Если Вы записываете расходы в тетрадь и видите их, это не значит, что надо запретить мужу традиционные походы на футбол или перестать отдавать деньги за танцкружок дочери. Можно баловать себя, заказывая вредную, но горячо любимую пиццу, или временами ужинать в ресторане.

Не надо отказывать себе в шоколадке, если Вы жить не можете без сладкого ради экономии 60 рублей, но можно перестать покупать воду в магазинах. Лучше приобретите себе красивую бутылочку и берите с собой попить из дома.

Экономия – это одна из целей, не нужно ставить её во главу всего.

Виды семейного бюджета

  • Совместный. Все деньги собирают в одном тайнике или на банковском счете, и в течении месяца каждый берет оттуда столько, сколько ему нужно. Ещё один вариант – все финансы сосредоточены в руках одного человека, который распоряжается ими. Другой отдаёт все заработанное, оставляя себе небольшую сумму на необходимые нужды.
  • Индивидуальный. Популярен у молодых пар. Каждый имеет свой источник дохода, а покупки и оплата услуг совершаются в порядке очереди.
  • Компромиссный. В общий бюджет идет около 70% средств, оставшуюся часть каждый забирает себе.

Чтобы начать контролировать свои расходы, выберете одну из форм, а затем определите со своей второй половиной, кто будет распределять деньги и следить за их тратой.

Как грамотно вести общий бюджет в семье

Чтобы сэкономить, всегда задавайте себе три вопроса, получив ответ на которые, Вы сможете устранить ненужные расходы и сохранить деньги:

  • Что я покупаю?
  • Зачем я это делаю?
  • Можно ли этого избежать?

Последовательно отвечайте на них каждый раз, когда захотите приобрести какую-нибудь вещь. Если на последний вопрос Вы однозначно отвечаете: «Да», смело вычеркивайте этот предмет из списка покупок. 

как вести бюджет семьи

Экономисты вывели формулу, которая применяется не только для распределения государственного бюджета, но и ориентирована на поддержание финансовой стабильности ячеек общества. Она называется правилом «50-30-20». Согласно этой тактике:

50 % от общей заработной суммы нужно отложить на то, без чего обойтись нельзя.

В этот список входят:

  1. Продукты питания, в том числе оплата школьной столовой или офисных обедов.
  2. Лекарства.
  3. Топливо для транспорта.
  4. Коммунальные услуги
  5. Налоги.
  6. Интернет и мобильная связь.
  7. Одежда.

30% – это развлечения и отдых. Они состоят из карманных денег каждого члена семьи. Поделите их на количество человек и оговорите, что это вся сумма, которую они могут потратить по своему усмотрению. Можете потребовать отчёт, а можете дать свободу выбора, но не превышайте лимит выданных денег. Если сын потратил все за один день – это его проблемы. Приучайте домашних правильно распоряжаться тем, что есть. 

ведение семейного бюджета

В эту цифру включены:

  1. Походы в кино, театры, боулинг и т.д.
  2. Покупка дополнительной одежды или аксессуаров.
  3. Путешествия.

Оставшиеся 20% идут либо на оплату долгов, в том числе кредитов, либо отправляются в копилку в качестве резерва.

Советы начинающим

Ваша главная цель – начать тратить меньше, чем получаете. В идеале после каждого распределения у Вас должен быть положительный остаток. Он получается, если вычесть из имеющихся денег те, которые будут потрачены.

Сначала придется уходить в минус: не расстраивайтесь и будьте готовы к этому. Чтобы быстрее достигнуть желаемого результата, предлагаем воспользоваться нашими рекомендациями:

  1. Планирование бюджета – долгий, кропотливый процесс, требующий времени и усидчивости. Вы должны каждый вечер выделять полчаса для подсчёта дневных трат, сведения их в систему.
  2. Приготовьтесь к тому, что процесс нормализации домашней экономики займёт много времени. Не получится сразу начать экономить или откладывать сбережения. Для начала нужно, чтобы не только Вы, но и остальные участники привыкли к финансовой дисциплине и начали контролировать себя.
  3. Записывайте все траты, ведите учёт любой, даже незначительной, потери денег. Не упускайте ничего, даже упаковки бумажных салфеток и ручки. Больше всего денег уходит на мелочи.
  4. Берите чеки в магазинах, так легче отследить приобретенное.
  5. Планируйте крупные покупки заранее.
  6. Не отдавайте крупных сумм, если речь не идет о жизни или здоровье кого-то из близких. В остальных случаях лучше взять время на обдумывание решения и вернуть к трём вопросам, о которых говорилось выше. Если без дорогой вещи можно прожить какое-то время, отложите её приобретение, и включите его в расходный лист следующего месяца. Тогда трата из разряда случайных перейдёт в разряд запланированных и не нанесет удара по бюджету.
  7. Откройте депозит и откладывайте туда деньги, которые удастся сохранить. Не переносите их на следующий месяц, а кладите в банк. Так Вы сможете накопить на то, о чем мечтали, а накопленный процент будет приятно греть душу.
  8. Раздайте все долги. При планировании расходов нужно рассчитывать только на свои средства.
  9. Не экономьте на комфорте. Не нужно ехать на метро, чтобы не покупать бензин. Раздражительность и усталость – плохие помощники в любой ситуации.
  10. Откажитесь от кредитов и любых займов.

Научитесь получать удовлетворение от того, что Вы делаете. Если Вас по-настоящему заинтересуют финансовые операции, почитайте научно-популярную литературу по экономике, пообщайтесь со знатоками на форумах. При грамотном подходе к делу Вы сможете не только повысить благосостояние своего дома, но и перейти из среднего класса в разряд обеспеченных граждан. 

как вести бюджет семьи эффективно

Примеры ведения семейного бюджета

ы выбрали самые популярные варианты планирования расходов и расскажем, как вести семейный бюджет в тетради и таблицах Excel, а также обратим внимание на современные методы:

В тетради

Бумажная домашняя бухгалтерия – классический вариант. Мы предлагаем ниже несколько фото, которые помогут сориентироваться в начале работы. Пример того, как вести семейный бюджет в тетради, можно увидеть ниже.

Вам надо сделать несколько колонок: доходы, обязательные расходы, остаток, непредвиденные траты. В доходы записывайте все деньги, которые попадают в Ваш дом, в том числе стипендии, социальные пособия, алименты, дивиденды.

В Excel

Это популярный и удобный способ. В интернете Вы найдете как элементарный шаблон, так и сложные вариации. В последних отражены разные способы расчёта, наличный и безналичный, а также виды валют, в том числе электронные деньги.

Мы рекомендуем начинать с простого листа, где отражены нужды, общие для большинства русских людей. Вам придется многое дополнять, поскольку у каждой ячейки общества разные потребности и разный доход. Одна таблица заполняется на один месяц, но лучше продумайте за что придётся платить на два-три месяца вперёд. Тогда у Вас будет чёткий план, который Вы сможете минимально корректировать. Обратите внимание на таблицу Excel, которая показывает, как правильно и эффективно вести бюджет семьи, чтобы сэкономить.

«Дребеденьги»

Это онлайн сервис, удобный для ведения домашней бухгалтерии. Он позволяет не только сделать годовой план, но и автоматизировать многие моменты. Он привязан к банковской карте, поэтому совершенные операции сразу же попадают в нужную графу. Сервис удобен для людей, предпочитающих безналичный расчёт. К одному аккаунту можно привязать несколько пользователей, что упростит совместную работу над бюджетом. Все члены семьи могут вносить свои траты самостоятельно. Большой минус этого сервиса в том, что он платный. Подписка стоит около 600 рублей и эта одна из покупок, без которой можно обойтись. Но если Вы деловой человек, которому некогда заполнять бумажки и таблицы на компьютере, это вариант для Вас. 

как экономно вести семейный бюджет

Приложения для телефона

Разработчики и в PlayMarket, и в App Store позаботились о Вас. Они создали множество программ, позволяющих контролировать свои траты и расходы домочадцев. Скачайте органайзер, где Вы будете делать пометки о ценах на товары. Большой плюс этих программ в том, что Вам не придётся мучиться с цифрами. Они все сделают за Вас. Еще они подсказывают владельцу, где было потрачено слишком много, а где количество выделяемых средств можно увеличить. Телефон поможет отслеживать скидки, акции, бонусные программы, которые проходят как в крупных магазинах, так и в локальных точках. Существуют как платные, так и бесплатные версии этих приложений. Если Вы не можете определиться, попробуйте несколько демо-вариантов.

Подводя итоги, отметим, что мы рассказали о лишь некоторых способах осуществления контроля за бюджетом. Возьмите один из них на вооружение и измените в соответствии с предпочтениями Вашей семьи. Помните, что разумная экономия – это отличный способ приумножить своё благосостояние.

Технологическая карта урока

Учебный предмет: технология

Класс: 8

Автор УМК: Технология: 8 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.)- 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Тема урока: «Технология построения семейного бюджета».

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели урока:

образовательные: создать условия для расширения знаний обучающихся о семейном бюджете.

развивающие: содействовать развитию умений производить расчеты семейного бюджета на месяц.

воспитательные: способствовать воспитанию инициативы и самостоятельности в планировании расходов семьи.

Планируемые результаты

Личностные:

Формирование ценностных установок. Самоопределение в жизненных ценностях. Саморефлексия. Мотивация на получение нового знания

Предметные:

-сформировать общее представление о  семейной  экономике, бюджете семьи, её доходных и расходных статьях, планировании семейного бюджета, хранение сбережений;

-научить практическим приемам управления семейным бюджетом.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цели деятельности, соотносить результаты деятельности с целью, осуществлять действия по решению проблемной ситуации, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

ориентация в своей системе знаний, переработка информации для создания нового продукта, преобразование информации в удобную для себя форму, знание о методе познания;

Коммуникативные УУД:

донесение своей позиции, умение понять взгляды и интересы других, умение работать в группе, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа. 

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, колонки.

Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация по теме, карточки с заданиями.

Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word,

Инструменты и материалы (для учащихся):

Структура и ход урока урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Время

(в мин.)

Мотивация к деятельности

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм

Здравствуйте, дорогие мои. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Присаживайтесь удобно и представьте себе, что за считанные секунды пролетело 10 лет. Вы уже молодые девушки, кто-то из вас уже вышел замуж, кто-то еще собирается, а у кого-то уже есть дети. Но все вы живете самостоятельной жизнью.

Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные

  • умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

2

Постановка цели

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

Для формирования темы и цели урока предлагаю использовать Кейс- метод. Задача детей- угадать загаданное слово.

Разгадав загаданное слово, вы сможете назвать тему урока.

Чтобы определить тему урока вам необходимо понять о чем я буду говорить:

1. Есть семьи, которые живут в достатке и умеют распоряжаться своими финансами, а другие – постоянно в долгах и не могут свести концы с концами. Почему такое происходит? Никакого секрета нет. Нужно уметь не только зарабатывать, но и правильно планировать затраты, т.е…….

2. Наибольшее количество разногласий и конфликтов в семье происходит именно из-за денег. Даже, можно сказать, в большинстве своем, присутствие либо отсутствие денег в семье очень влияют на взаимоотношения между мужем и женой, а также на взаимоотношения с родственниками и на воспитание детей.(Из-за чего это происходит?)

3.-это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год)

4. – это учет, планирование, контроль и регулирование доходов и расходов семьи.

5. –он позволяет оценить финансовое состояние семьи, создать систему защиты от нежелательных явлений в жизни, помогает сэкономить деньги.

6. Ребус (см. приложение1)

Учащиеся разгадывают кейс.

Формируют тему.

Познавательные

  • формирование логических действий

Регулятивные

  • Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

  • умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

3

Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Оказывается в переводе с французского слово бюджет означает кошелек

Тема урока определена, а цель я думаю вам будет не сложно сформулировать. Сможете ли вы составить бюджет семьи прямо сейчас, без специальной подготовки? Как вы думаете? Что вам для этого необходимо?

Но для достижения любой цели необходимо решить ряд задач. Каких?

  1. Познакомиться с доходной частью бюджета

  2. Изучить расходную часть бюджета

  3. Проанализировать взаимодействие этих двух частей.

Учащиеся называют цель урока: Научиться составлять семейный бюджет

Формулировка цели и задач.

Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Познавательные:

  • Строить высказывания в устной форме.

Личностные

  • участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные

  • умение определять цель деятельности на уроке/

5

Построение

проекта выхода

из затруднения

Цель этапа:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися по теме

Предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет и по мере просмотра заполнить таблицу.

Итак, давайте обобщим:

  1. Какие статьи доходов бывают?

  2. О каких статьях расходов вы узнали?

  3. Из чего состоят трудовые доходы?

  4. Что такое имущественные доходы?

  5. Что такое трансферты?

Потребление бывает обязательное и желательное

  1. К обязательным платежам необходимо отнести…..

  2. К желательным……

  3. Какие могут быть сбережения?

  4. Что такое обязательные платежи?

Смотрят фильм и заполняют таблицу: «Элементы бюджета»

Смотрят в свои таблицы, отвечают на вопросы, дополняют свои записи

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;

  • осваивать культуру общения, слушать товарища.

Познавательные:

  • постановка и решение проблемы.

Личностные

  • учиться понимать точку зрения другого.

15

Физкультминутка

Цель этапа:снятие напряжения с глаз.

Физминутка; « Громко тикают часы»

Громко тикают часы (Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.)

В школу нам пора идти,(Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево.)

Мы учебники собрали, (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)

Тик-так, тик-так. (Повторить наклоны головы, руки на поясе.)

В школу дружно зашагали, (Ходьба на месте.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы.)

Выполняют гимнастику

Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе.

2

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися знаний по теме

Алгоритм составления бюджета

  1. Учет доходов

  2. Обязательные платежи

  3. Расходы на обязательное потребление

  4. Расходы на сбережения

  5. Расходы на желательное потребление

Вместе с учителем составляют алгоритм бюджета

Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • осваивать культуру общения, слушать товарища.

Личностные

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

5

Применение знаний и формирование умений и навыков

Практическая работа «Соствление бюджета семьи»

Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании)

Сегодня мы с вами поиграем в семью. Я приготовила для вас ромашки, каждый лепесток – это какой-то член семьи со своими доходами и расходами. Вам необходимо сообща составить бюджет вашей семьи на месяц. В ходе игры могут возникнуть какие-то непредвиденные расходы или доходы.

Расскажите о результатах.

Что у вас получилось?

Определите тип бюджета.

Самостоятельная работа учащихся.

Обосновывают свой выбор.

Коммуникативные:

  • строят речевое высказывание, сравнивая его с эталоном

Регулятивные:

  • контроль, коррекция, оценка — выделение и осознание усвоенного материала.

Личностные

  • учиться понимать точку зрения другого, работая в группе.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

— Какая цель перед нами стояла?

— Смогли мы её решить?

— Сформулируйте вывод.

— Что вам понравилось на уроке?

— Что интересного запомнили?

— Что нового узнали?

— Чему научились?

— Пригодятся ли полученные вами сегодня знания и умения?

На листочках ромашки сообща поставьте оценки за работу на уроке, не забудьте подписать фамилии

Домашнее задание: Подсчитать вашу расходную часть на год

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Формулируют вывод.

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  • подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.

5

Мотивация 2 мин

Здравствуйте, дорогие мои. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Присаживайтесь удобно и представьте себе, что за считанные секунды пролетело 10 лет. Вы уже молодые девушки, кто-то из вас уже вышел замуж, кто-то еще собирается, а у кого-то уже есть дети. Но все вы живете самостоятельной жизнью.

Постановка цели 3 мин

1- экономический словарь терминов дает такое определение: -это роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов.

2. –он позволяет оценить финансовое состояние семьи, создать систему защиты от нежелательных явлений в жизни, помогает сэкономить деньги.

3. Ребус (см. приложение1)

Актуализация знаний 5 мин

Оказывается в переводе с французского слово бюджет означает кошелек

Тема урока определена, а цель я думаю вам будет не сложно сформулировать. Сможете ли вы составить бюджет семьи прямо сейчас, без специальной подготовки? Как вы думаете? Что вам для этого необходимо?

Но для достижения любой цели необходимо решить ряд задач. Каких?

  1. Познакомиться с доходной частью бюджета

  2. Изучить расходную часть бюджета

  3. Проанализировать взаимодействие этих двух частей.

Построение проекта выхода из затруднения 15 мин

Предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет и по мере просмотра заполнить таблицу.

Итак, давайте обобщим:

  1. Какие статьи доходов бывают?

  2. О каких статьях расходов вы узнали?

  3. Из чего состоят трудовые доходы?

  4. Что такое имущественные доходы?

  5. Что такое трансферты?

Потребление бывает обязательное и желательное

  1. К обязательным платежам необходимо отнести…..

  2. К желательным……

  3. Какие могут быть сбережения?

  4. Что такое обязательные платежи?

Первичное закрепление 5 мин

Алгоритм составления бюджета

  1. Учет доходов

  2. Обязательные платежи

  3. Расходы на обязательное потребление

  4. Расходы на сбережения

  5. Расходы на желательное потребление

Применение знаний, формирование умений, навыков 8мин

Сегодня мы с вами поиграем в семью. Я приготовила для вас ромашки, каждый лепесток – это какой-то член семьи со своими доходами и расходами. Вам необходимо сообща составить бюджет вашей семьи на месяц. В ходе игры могут возникнуть какие-то непредвиденные расходы или доходы

Расскажите о результатах.

Что у вас получилось?

Определите тип бюджета.

Рефлексия учебной деятельности 5 мин

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

— Какая цель перед нами стояла?

— Смогли мы её решить?

— Сформулируйте вывод.

— Что вам понравилось на уроке?

— Что интересного запомнили?

— Что нового узнали?

— Чему научились?

— Пригодятся ли полученные вами сегодня знания и умения?

На листочках ромашки сообща поставьте оценки за работу на уроке, не забудьте подписать фамилии

Домашнее задание: Подсчитать вашу расходную часть на год

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить диету для набора веса
  • Как найти сторону параллелепипеда если известен угол
  • Как найти приложение для открытия папки
  • Как найти деньги в казахстане
  • В контакте вид как исправить