Как составить шахматную задачу

  • Общие сведения о шахматных задачах
  • Как решать задачи на этом сайте
  • Правила составления шахматных задач
  • Условные обозначения в записи решений
  • Запись решений
  • Алгоритм поиска решений

Общие сведения о шахматных задачах

Шахматные задачи — определенные расположение фигур на стандартной шахматной доске, в которых требуется найти выигрыш за определенное количество ходов для стороны играющей белыми (если для черных, это будет указано в условии).
Если число ходов не указано, то задача называется шахматным этюдом.
В некоторых композициях ставятся другие цели, например, поиск ничьи, в редких случаях — выигрыш фигуры, прохождение пешек и т.п.

Как решать задачи на этом сайте?

На сайте ChessProblem.ru есть несколько режимов решения задач. Можно просто выбрать любую задачу или этюд через разделы — мат в два, три или четыре хода, кликнув на понравившуюся диаграмму,
либо нажав по ссылке «случайная задача» в меню.
На странице с задачей есть форма для проверки решений. С помощью выпадающих списков нужно выбрать первый ход и кликнуть «проверить»,
если он будет верен, выскочит соответствующее сообщение. Полное решение можно посмотреть, нажав на кнопку «Показать». Еще один интересный режим — решение задач на скорость.
В нем недоступно открытие решения и дается только одна попытка на проверку.

Правила составления шахматных задач

К шахматным задачам предъявляются следующие условия:

  • Должен существовать только один первый ход ведущий к правильному решению.
  • Решение должно достигаться во всех вариантах, независимо от ответа защищающейся стороны.
  • На доске не должно быть лишних фигур, т.е. фигур убрав которые, решение бы не изменилось ни в одном из вариантов. На сайте в разделе шахматных этюдов,
    множество задач, которые представляют собой окончания реальных партий, поэтому это требование не выполняется, но оно применимо для искусственно составленных композиций.

Условные обозначения в записи решений

Для записи решений задач используется стандартная шахматная нотация — система записи партий. Ход записывается следующим образом:

1. [Ф][сп][кп][дз]

В квадратных скобках применены следующие условные обозначения:

  • Ф — название фигуры (B — слон, N или S — конь, Q — ферзь, K — король. Пешка не обозначается). В русскоязычной нотации: (С — слон, К — конь, Ф — ферзь, Кр — король)
  • сп — стартовое поле (a3, b7, h2 и т.п.)(обычно не указывается, применимо только в случае, когда у игрока есть две одинаковые фигуры, которые могут сделать ход на указанное конечное поле)
  • кп — конечная поле (a1,c2,h8 и т.п.) указывается всегда
  • дз — дополнительный знак, можно не использовать, выполняет вспомогательную роль. Например, + — шах, ! — хороший ход, ? — плохой ход, * или # — мат, !? — сомнительный ход и т.п.

Поясним на примере:

1. Кd3e5+ Крg7 2. Фd7#

Здесь записано следующее. Белые ходят конем (стоящим на поле d3) на поле e5 с шахом королю. Черный король отходит на g7. Вторым ходом белый ферзь ставит мат ходом на поле d7.

Если требуется изобразить взятие, то между названием фигуры (и стартовым полем если требуется) и конечным полем ставится знак «:«, реже используются для обозначения взятия знаки «x» или «*«. Например:

Л:b6 или Фxh8 или Кр*f1 или Cb8:c7

Ходы пешек обозначаются просто двумя символами — конечным полем пешки. Например, 1. e4 e5 — значит, белые ходят пешкой на e4, а черные отвечают на e5.
Взятие пешкой обозначается указанием начальной и конечной вертикали. Например, cd — значит пешка бьет с вертикали c на вертикаль d. Если есть несколько вариантов, то пишется подобно. Например: c7:d6.

Если пешка проходит на последнюю горизонталь, то указывается фигура в которую она превращается. например: d8Ф — это значит пешка дошла до восьмой горизонтали и превратилась в ферзя.

Знаки 0-0-0 и 0-0 обозначают длинную и короткую рокировки.

Иногда используется подробная система записи ходов, когда начальное поле указывается всегда. Этот способ нагляднее, но является избыточным. Например:

e2-e4 или Фb8-h8 или Сd7:b5 и т.п.

Запись решений

Поясним, как обычно записываются ответы на шахматные задачи. Для примеру возьмем задачу №501. Решение приведено следующим образом:

1.Кg2-e1 ! угроза: 2.Сh1-e4 #
1…e5-e4 2.Кe1-g2 угроза: 3.Лh4-f4 #
2…Сd4-e5 3.Кg2*e3 #

Человеческим языком данное решение гласит следующее:

Первый ход — Конь с поля g2 ходит на e1. Это грозит тем, что следующим ходом белые могут поставить мат слоном с поля h1 на e4. Если черные защищаются от этого и отвечают пешкой с e5 на e4,
то вторым ходом — белые возвращаются конем с e1 на g2 с угрозой мата ладьей на третьем ходу с поля h4 на f4. Если черные отвечают слоном с d4 на e5, то ставим мат конем со взятием пешки на поле e3.

В некоторых композициях — первоначально приводятся опровержения неверных решений, а в конце указывается правильный вариант. Например, в задаче №1760 сначала показано что ходы Фh4, Кf7, Кe2 и другие не
приводят к требуемому результату — мату в 2 хода, а в конце подробно разобран правильный вариант с ходом Фg5!

В некоторых решениях задач можно встретить необычное слово «цугцванг». Цугцванг — это положение в шахматной партии, при котором любой ход приведет к неминуемому проигрышу сделавшей ход стороны или сильному ухудшению свей позиции.

Алгоритм поиска решений в шахматных задачах

В задачах на мат в 3 хода и многоходовых композициях рекомендуется обнаружить все угрозы черному королю, а так же ходы черных, которые не дают эту угрозу осуществить. Первые ходы решения обычно ставят защищающуюся сторону в положение цугцванга, при котором любой ход делает только хуже. Защищаясь от одной опасности, черные попадают под удар другой. Поиск решения в таких задачах сводится к нахождению хода, который вызывает данную ситуацию. Как правило, он выглядит очень тихим, не несущим никаких угроз, и найти его нелегко. Алгоритм поиска решения шахматных задач на мат в 2 хода чаще сводится к перебору вариантов. Благодаря наличию ложных путей, во многих композициях, ответ, бросающийся сразу в глаза, оказывается ошибочным.

Решение шахматных задач помогает развивать игрокам комбинационные способности, поэтому это занятие включают в программу подготовки шахматистов разного уровня, от школьников, которые только осваивают игру Каиссы, до мастеров и гроссмейстеров.

День добрый, дорогой друг!

Для кого-то решенная задача или этюд, — является предметом гордости не меньшим, чем победа над соперником. О том, как решать задачи и этюды результативно и получая удовольствие,  в представляемой сегодня брошюре.

Автор: Я.Владимиров

Наименование: Как решать задачи и этюды

Выход в печать: 1986г., издательство Физкультура и спорт

Объем 120 страниц

Kak-reshat-zadachi

О чем эта книга?

Эта брошюра поможет читателю-шахматисту поближе познакомиться с завораживающим миром шахматной композиции, основами ее теории, разнообразными жанрами и стилями.

В качестве примеров в значительной мере использованы задачи и этюды, которые встречались в заданиях на очных турнирах и конкурсах. Они составляют весьма объективную картину типовых заданий.

Данное пособие будет полезным и начинающим шахматистам, и любителям решения задач и этюдов.

В конце каждого раздела приводятся позиции для самостоятельного решения.

Об авторе

Яков Георгиевич Владимиров (1935г.р.) — советский шахматист и шахматный композитор. Международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта России. Семикратный чемпион мира по шахматной композиции в командном зачете и трехкратный  — в личном.

Автор научных работ, более 30  монографий, учебников и книг.

Содержание

Брошюр состоит из 8 основных глав + ответы на задания, которыми завершаются большинство глав:

Немного истории

Азбука композиции. Автор излагает основные принципы составления задач и этюдов, такие как выразительность, единственность решения и красота.

Двухходовка? Это очень просто!

Автор дает последовательность и этапы решения любой задачи

Сквозь лабиринт вариантов

В этой главе Я Владимиров рассказывает как правильно решать многоходовые задачи.

В мире шахматных чудес

Автор знакомит с нетрадиционными формами задач, например, — обратный и кооперативный мат.

Внимание, этюды!

В этой главе состоится знакомство с наиболее сложным жанром шахматной композиции – этюдами, принципами их составления и решения.

Несколько советов

Эта глава содержит рекомендации как участникам соревнований по решению, так и любителям задач и этюдов.

Кто победит гроссмейстеров?

Своеобразное заочное соревнование с гроссмейстерами Нанном и Местелом на быстроту и правильность решения.

Еще М.Ботвинник писал:

«Шахматисты, даже мастера, должны уделять достаточное внимание этюдной композиции. Решение этюда приучает к конкретному мышлению, точному расчету»

Знакомство с лучшими образцами шахматной композиции позволяет постичь красоту и глубину шахмат, развивает комбинационное зрение, повышает общую шахматную культуру.

Скачать книгу

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного дня!

Тема
урока: Шахматные задачи и этюды

Сегодня мы будем рассматривать шахматные задачи.
Эпиграфом к уроку возьмём слова гроссмейстера Савелия ТартакОвера: «самыми
строгими правилами в шахматах являются исключения».

Надо сказать, что решение шахматных задач и этюдов
помогает шахматистам развивать комбинационное зрение, то есть, способность
находить различные комбинации в определённых позициях. Итак, шахматная задача –
это позиция, составленная шахматным композитором, в которой одной из сторон
предлагается выполнить какое-либо задание (обычно, поставить мат) в указанное
число ходов.

Мы можем начать с простых задачек на мат в один ход.
Чтобы не повторяться, условимся, что в предложенных задачах всегда ход белых и
всегда белые должны объявить мат. Итак, первая позиция довольно проста: белые
объявляют мат ходом ферзя на а семь. Обратите внимание, что на доске полное
материальное равенство, но чёрных сгубило крайне неудачное расположение их
фигур. Рассмотрим следующую позицию. Многим, наверное, сразу бросается в глаза
то, что можно безнаказанно забрать чёрного ферзя. Это, конечно, даёт большое
преимущество белым, но зачем продолжать борьбу, если можно поставить мат
немедленно? На прошлых занятиях мы убедились в том, что даже в выигранной
позиции можно сделать ошибку и проиграть. К тому же, можно проиграть партию по
времени. Поэтому, если есть возможность объявить мат, её, конечно, нужно
использовать немедленно. В данной позиции следует обратить внимание на ферзя и
слона белых, которые расположены на одной диагонали и атакуют поле жэ семь. Это
поле защищено только королём, поэтому, ферзь под защитой слона может объявить
мат, взяв пешку на жэ семь.

В следующей позиции у чёрных большое материальное
преимущество, однако, ход за белыми, и они могут выиграть с помощью такого
приёма, как открытое нападение. Белая ладья закрывает чёрного короля от белого
слона, поэтому, нужно отойти ладьёй. Но отойти нужно не куда-нибудь, а остаться
на вертикали бэ, чтобы ладья по-прежнему контролировала поле бэ восемь.
Поэтому, решением в данной задаче будет ход ладьи на бэ шесть. А теперь
рассмотрим позицию, в которой используется похожая идея. Вы, наверное, уже
обратили внимание, что с помощью хода конём можно сделать вскрытый шах. Чёрный
король неосмотрительно вышел из своего укрытия и, в то же время, стеснён своими
фигурами. Кроме того, следует заметить, что поля жэ пять и эф пять
контролируются белыми пешками. Значит, нужно, чтобы конь освободил диагональ
для слона. В данной позиции у коня довольно широкий выбор: например, он может
пойти на эф три, дэ три, цэ четыре и так далее. Но при любом из перечисленных
ходов чёрная пешка может пойти на е пять, закрыв чёрного короля, и задача уже
не будет считаться решённой. Поэтому, решение в этой задаче единственное – это
конь дэ семь. Дело в том, что при этом ходе конь не только открывает диагональ
слону, но и сам нападает на короля (то есть, получается двойной шах). От
двойного шаха, как мы уже выяснили, можно только уйти, но чёрному королю некуда
ходить, а, значит, на доске мат.

Переходим к следующей задаче. Сразу следует обратить
внимание, что слон с поля бэ три простреливает поле жэ восемь, возле чёрного
короля, а поля аш семь и жэ семь заняты чёрными фигурами. Поэтому, достаточно
напасть на короля, чтобы объявить мат. Напасть на чёрного короля, в данном
случае, могут две фигуры – это ферзь (ходом на аш семь) и конь (ходом на жэ
шесть). Взятие пешки аш семь ферзём ничего не даёт: король просто заберёт
ферзя. А вот взятие пешки жэ шесть конём – это и есть решение задачи. Пешка аш
семь не может сбить коня, поскольку она связана белым ферзём.

Рассмотрим следующую задачу. Здесь нужно обратить
внимание на то, что чёрному королю закрыт путь на седьмую горизонталь, так как
она контролируется белой ладьёй. Поэтому, король стоит как будто на краю доски,
а, значит, белые могут объявить мат пешкой. Это, конечно, ход пешки на эф пять.

И ещё одна позиция на открытое нападение. Здесь нужно
отойти слоном с поля жэ семь, чтобы открыть дорогу ладье. Но отойти нужно так,
чтобы поле аш восемь по-прежнему контролировалось белым слоном (то есть, ход
слоном на аш шесть был бы ошибочным). И ещё, следует обратить внимание на то,
что чёрный конь может закрыть своего короля. Поэтому, для решения задачи нужно
не просто отойти слоном на эф шесть, а обязательно сбить с доски коня, чтобы
тот не мог закрыть чёрного короля.

Ну а теперь перейдём к несколько более сложным задачам
– задачам, где требуется поставить мат в два хода. В предложенной позиции у
белых есть возможность объявить двойной шах, сходив конём на е семь или на эф
шесть. И в том, и в другом случае, конь оказывается под ударом сразу двух
чёрных фигур (ладьи и ферзя). Но при двойном шахе это не имеет значения, так
как чёрные должны ходить королём. Ход коня на е семь перекрывает действие белой
ладьи и позволяет чёрному королю выйти на седьмую горизонталь. Поэтому,
правильным ходом будет конь эф шесть. Таким образом, ладья по-прежнему
контролирует седьмую горизонталь. Кроме того, конь взял под контроль поле аш
семь, куда и отправится ладья после хода чёрных. Подобный мат ладьёй и конём
получил название «арабский мат».

В следующей позиции у чёрных большое материальное
преимущество, но расположение белых фигур очень активно, и им нужно продолжать
атаку. Здесь нужно увидеть, что вертикаль аш открыта и простреливается белой
ладьёй. Необходимо разрушить пешечное прикрытие чёрного короля шахом коня на эф
шесть. У чёрных нет иного выхода, кроме как взять коня. Тогда вторая ладья
ходом на жэ четыре объявляет мат.

Ну а теперь задачки на цугцванг. В приведённой позиции
у белых осталась ладья, а у чёрных конь. Чаще всего такие окончания
заканчиваются вничью, но бывают исключения. Брать коня, конечно, нельзя, ведь
так получится пат. Шах ладьёй на аш семь тоже ничего не даёт, поэтому нужно
выждать: ходом ладья е семь белые передают очередь хода чёрным. В этой позиции
ключевым полем является поле жэ восемь. Если бы сейчас был ход белых, они не
смогли бы объявить мат из-за того, что чёрные могут закрыться конём. Однако,
очередь хода за чёрными, и они находятся в цугцванге. Им нужно либо сходить
королём, заняв поле жэ восемь, либо увести коня, опять же теряя контроль на
полем жэ восемь. А если поставить коня на жэ восемь, то белые объявляют мат
ходом ладьи на аш семь. Отметим одну важную деталь в этой задаче. Если вы,
вдруг, подумали, что выжидательный ход белых мог быть и другим (например,
ладьёй на а семь или бэ семь), то вы ошибаетесь. На это чёрные отвечали конь эф
семь, и мат удаётся поставить только третьим ходом, поскольку у чёрных есть ход
конь дэ восемь. Конечно, в игровой ситуации это не имело бы значения, но, тем
не менее, задача была бы решена неверно.

В следующей позиции у белых ферзь, против слона, и,
конечно, они итак выигрывают, но есть способ выиграть уже за два хода. Ходом
ферзя на аш один белые связывают чёрного слона. Теперь чёрным приходится
сделать единственный возможный ход: король жэ восемь. После этого ходом ферзь а
восемь белые объявляют мат. Здесь возможно и несколько иное решение: вместо
хода ферзя на аш один можно сходить на аш три и объявить мат на поле цэ восемь.
А теперь давайте рассмотрим эту же позицию, но добавим чёрным пешку на жэ
шесть. Теперь ситуация изменилась: если действовать так же, как и в предыдущий
раз, то чёрные просто сходят пешкой и мат в два хода поставить не удастся. Но у
белых есть другой ход: ферзь а один. При ходе короля на жэ восемь, белые
объявят мат ферзём на а восемь, так же, как и в прошлый раз. Если же чёрные
сходят слоном, то белые забирают пешку жэ шесть королём, и получается мат. А
если чёрные сходят пешкой, то матует ход король эф семь.

Вот ещё одна интересная позиция на цугцванг. Здесь,
конечно, ясно, что белые выигрывают, но интересно, как они могут выиграть за
два хода? Обратите внимание, что чёрный слон закрывает белому ферзю дорогу на
бэ один, где он мог бы объявить мат. Конечно, можно просто попытаться обойти
слона, но на ход ферзь е один чёрные отвечают слон цэ один, и мат в два хода
поставить не удаётся. Белым следует сыграть слон е пять, и чёрные окажутся в
цугцванге. Если чёрные ходят слоном (включая взятие слона е пять), то белые
объявляют мат на бэ один. Остаётся ход королём на а один. В этом случае, белый
ферзь забирает пешку на а три и объявляет мат. Брать ферзя нельзя, поскольку
чёрный слон связан белым слоном.

В следующей позиции у белых под боем конь и ферзь,
кроме того, белый конь связан, и, кажется, что чёрные выигрывают. Однако,
несмотря на то, что конь связан, он всё ещё может помочь ферзю. Белые объявляют
шах ферзём на цэ семь. У чёрных единственный выход – это король е восемь. После
этого белый ферзь объявляет мат на е семь.

Рассмотрим следующую позицию. В ней решение найти не
так-то просто: нужно применить тактический удар, сочетающий в себе отвлечение и
освобождение пространства. Ходом ладьи на аш шесть белые объявляют шах. Этот
ход открывает диагональ ферзю, который теперь контролирует поля эф семь и жэ
восемь. Королём ладью брать чёрные не могут, поскольку она защищена слоном.
Таким образом, пешка жэ семь отвлекается, после чего белые объявляют мат ферзём
на эф семь.

И ещё одна задача. В этой позиции следует отметить,
что чёрный король очень стеснён (как своими пешками, так и чужими). Решение
этой задачи довольно изящно: ходом ладьи на цэ шесть белые объявляют шах,
одновременно освобождая поле цэ восемь для слона. Смысл шаха ладьёй в том,
чтобы убрать чёрную пешку с поля бэ семь. Чёрные могут закрыться, сходив пешкой
на бэ шесть, а могут взять белую ладью, но и в том, и в другом случае, слон с
поля цэ восемь объявляет мат.

Ну а теперь рассмотрим окончание этюда Алексея
Троицкого. Последним ходом чёрные поставили ферзя на аш один, а вот белой пешке
эф семь не даёт превратиться в ферзя белая ладья, стоящая на эф восемь. Но,
обратите внимание, что белым угрожает шах ферзя на дэ пять, в результате
которого, под боем окажется и конь, и пешка белых. Правильный ход в этой
позиции найти очень сложно – это ход ладья бэ восемь. Теперь, даже если чёрные
заберут ладью, то белые поставят ферзя с шахом, оставаясь с лишним конём.
Поэтому, чёрные ставят шах на дэ пять, чтобы выиграть пешку эф семь. Белые
уходят королём на бэ два, надёжно укрывшись от шахов. После этого чёрные
забирают пешку эф семь. Казалось бы, что положение белых, всё ещё незавидно: у
них ладья и конь против ферзя. Однако, следующие два хода полностью меняют
позицию: ладья объявляет шах на бэ семь, и после вынужденного ответа чёрных,
белые ходят конём на цэ шесть. Теперь посмотрите, что получилось: белые
угрожают поставить мат ладьёй на а семь, но и ладья, и конь под боем. Однако,
взятие любой фигуры ведёт к проигрышу ферзя. Если забрать коня, то пешка уходит
с седьмой горизонтали, оставляя ферзя под ударом. А если король забирает ладью,
то белые ставят вилку на поле дэ восемь, оставаясь с лишним конём.

На сегодня всё, а на следующем уроке мы уделим больше
времени этюдам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти няню в пензе
  • Как найти расходы от обычных видов деятельности
  • Как найти на карте мраморное море
  • Как составить блок схему алгоритма для решения примера
  • Как найти телефон если украли что делать