Как составить схему анализа занятия

ЭТИКА И ТАКТИКА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Тактика анализа и самоанализа, выбор схемы, алгоритма анализа тоже могут быть различными, в зависимости от того:

 – с каких позиций анализируется занятие или другая организационная форма учебного занятия (с педагогических, психологических, методических, санитарно-гигиенических, этических, культурологических, является ли анализ полным или выборочным, сопоставительным, подчиненным какой-то определенной частной цели или общим);

 – по “законам” какой концепции занятие построено. Ведь вполне очевидно, что есть общие требования к анализу и те частные требования, которые вытекают из сущности педагогического или методического подхода.

 Но при любом типе и виде анализа необходимо соблюдать этику. Любая аналитическая деятельность педагогов, включая анализ и самоанализ занятия, должна отвечать определенным принципам и правилам. Мы считаем необходимым соблюдать следующие принципы при анализе занятия:

принцип целенаправленности;

принцип этической корректности анализа;

принцип профессионально-педагогической корректности (тактическая грамотность анализа);

принцип системности

Остановимся подробнее на этих принципах.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ АНАЛИЗА

Аналитическая деятельность осуществляется с целью повышения профессиональной культуры педагога и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Посещение и анализ занятий могут проводиться с целью:

 – обмена опытом педагогов (т. е. при необходимости научиться чему-то у своего коллеги или оказать помощь, научить своего коллегу тому, что ему необходимо);

 – самоконтроля и контроля деятельности преподавателя.

 Но кроме этих общих целей при анализе занятия решаются и определенные конкретные задачи.

 При посещении и анализе учебных занятий посещающий должен четко определить ту цель и ту задачу, с которыми он пришел на занятие, а не пытаться “объять необъятное”.

ЭТИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ

Анализ занятия своего коллеги или подчиненного должен отвечать требованиям к этике аналитической деятельности.

 Прежде всего, с какой бы целью ни посещалось занятие, кем бы ни посещался (коллегами, завучем, экспертом по аттестации и т. п.), необходима готовность к сотрудничеству, корректность и доброжелательность с обеих сторон. Не лишним будет также заметить, что посещающий должен не только предупредить о посещении заранее, но и договориться с педагогом о наиболее удобных для него сроках и условиях посещения.

 Преподаватель должен знать, какую цель преследует посещающий, каков смысл посещения занятия. Перед занятием посещающий должен сообщить педагогу свои намерения, а лучше сделать это заранее.

 Желательно, чтобы педагог знал не только цель посещения и анализа, но и был заранее знаком со схемой, по которой будет анализироваться его занятие. А если занятие посещают несколько человек, то появляется возможность проанализировать его с различных позиций: один посещающий, например, делает общепедагогический анализ занятия, другой – методический анализ, третий анализирует специфику педагогического общения или выполняет иной целевой анализ. “Грош цена” такому анализу, при котором анализирующий считывает пункты схемы и ничего не аргументирует, не иллюстрирует. Мало, например, сказать, что группа подготовлена к занятию, надо аргументировать это утверждение, т. е. показать, где и как эта подготовленность видна.

 Перед проведением анализа посещающий должен предложить посещаемому сделать краткий вводный анализ предстоящего занятия. Для этого желательно, чтобы педагог, занятие которого посещают, опирался на ту схему, по которой, предполагается в дальнейшем анализировать его занятие. Но в любом случае он должен дать и самую общую характеристику предстоящего занятия.

 После посещения занятия первое слово тоже должно быть предоставлено педагогу, чтобы он сам мог оценить, насколько ему удалось достичь по-

 ставленных целей, насколько он придерживался своего плана, по каким причинам отступил от плана, если это так, или не достиг своих целей в полной мере. Последнее может говорить как о недостатках педагога, так и о его педагогическом мастерстве и умении перестраиваться с учетом обратной связи с группой.

 Прежде чем судить о качестве посещенного мероприятия, эксперт должен устранить все возможности взаимного непонимания. Для этого необходимо спрогнозировать возможности такого непонимания и задать вопросы посещаемому. Вопросы могут касаться уточнения теоретических моментов, включая методологию и терминологию, особенностей практической реализации поставленных задач, методического обеспечения и специфических особенностей учащихся данного класса. При этом на обдумывание ответов посещаемому может потребоваться время. Эксперт может по своему желанию предложить посещаемому показать свой план или конспект занятия. Но требовать план в письменной форме в обязательном порядке неэтично, так как способы подготовки к занятию могут быть различны, особенно у педагогов стиля “импровизатор”.

 При анализе следует сначала отметить положительные стороны, а затем в корректной форме раскрыть недостатки. Самое лучшее, если анализирующий так строит свои вопросы и высказывания, что выводы о недостатках педагог делает сам. Тактика анализа в этом случае может быть разной: или по каждому пункту анализа отмечаются сначала положительные, а потом отрицательные стороны, или анализ делится на две части, и тогда анализирующий как бы дважды проходит по схеме анализа занятия: один раз с тем, чтобы показать все положительное, а второй раз, чтобы показать то, что с его точки зрения следовало бы улучшить.

 Этика требует, чтобы анализ не был диструктивным и любой недостаток обсуждался с педагогом (действительно ли это недостаток и как его устранить).

 В заключительной части анализа обязательно должны присутствовать предложения или рекомендации конструктивного плана: как повысить эффективность занятия и устранить то, что может считаться его недостатками. Как бы ни был опытен эксперт, он должен быть готов к тому, что анализируемый может не согласиться с его оценкой. И он должен сделать не только грамотный анализ, но и убедить в его правильности и объективности или принять аргументы педагога и снять свои замечания.

 Если проводится коллективный анализ (только с согласия того, кого анализируют), то желательно, чтобы он был позитивным. С глазу на глаз посещаемый и посещающий могут говорить о недостатках с целью их устранения, а вот стоит ли говорить о недостатках при коллективе – это вопрос спорный и делать это можно только с согласия посещаемого. Да, если педагог согласен, чтобы другие учились на его недостатках, – это требует гражданского и профессионального мужества, и не каждый педагог психологически к этому готов.

 По просьбе анализируемого эксперт должен быть готов дать письменное заключение о посещенном уроке. В завершение аналитической процедуры обязательно должно быть предоставлено слово анализируемому.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Все найденные нами в литературе схемы общепедагогического анализа занятия с их несомненными достоинствами имеют один общий недостаток: для того чтобы проанализировать полностью занятие по данной схеме, необходимо больше времени, чем требуется для его проведения. Если даже посещавшие занятия считывают фразы из схемы (и говорят “это было на уроке, а этого не было”), то такой анализ все равно будет очень растянутым. А ведь надо еще аргументировать свою точку зрения и иллюстрировать ее на примерах! В то же время, в зависимости от цели анализа, может возникнуть необходимость очень детально и подробно проанализировать какой-то аспект занятия, какой-то его этап, вид работы, метод, прием и т. п. Поэтому нужно уметь делать краткий и расширенный анализ и иметь схемы:

 – для краткого общего анализа, для анализа – вводной справки об общих характеристиках занятия (такой анализ может даваться специально, а может входить как первый пункт в схемы целевого анализа),

 – для расширенного углубленного анализа (полного или выборочного, целевого).

 На наш взгляд, общая схема педагогического анализа должна быть до-

 статочно краткой и вскрывать основные педагогические закономерности занятия, а более подробный анализ отдельных его особенностей, например, педагогического общения, мы считаем специальным, целевым.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 ЧУО «Солигорский экономический техникум»

Анализ занятия может производиться с различных позиций. Различают следующие виды анализа:

 – общий психолого-педагогический;

 – методический;

 – сопоставительный;

 – целевой;

 – анализ занятия с точки зрения педагогического общения;

 – анализ занятия с физиолого-гигиенических позиций.

 Для каждого вида анализа имеются разработанные педагогами и психологами схемы.

 Кроме того, разработаны различные схемы самоанализа педагога. В схемах в сжатом виде отражены основные требования к занятию, а, как известно, требования к нему и его  анализу должны быть адекватны друг другу. Процедура анализа включает следующие этапы:

 – этап самоанализа;

 – вопросно-ответный этап (когда посещающий с помощью вопросов устраняет терминологическое и содержательное различие в понимании посещённого урока);

 – этап анализа.

СХЕМА ОБЩЕГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Место занятия в системе занятий по теме или подтеме, правильность постановки цели

Организация занятия:

тип урока (занятия)

структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели

подготовленность группы к занятию

организация учащихся для активной работы на занятии; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы

плотность занятия; рациональное использование времени.

Содержание занятия:

научность материала;

правильность подбора материала для различных  этапов занятия и видов деятельности учащихся;

соответствие содержания занятия требованиям программы, по которой работает педагог;

воспитательная направленность занятия;

связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;

связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения;

межпредметные связи;

речь преподавателя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

качество знаний учащихся, их умений и навыков;

речь учащихся.

Методика проведения занятия:

оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах занятия;

соответствие методов содержанию и целям занятия, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов;

постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов:

владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном занятии;

система оценки знаний, ее педагогическая ценность.

5. Общение на занятии: тон, стиль отношений, манера общения с группой и отдельными учащимися.

6.Работа и поведение учащихся на занятии:

активность группы и отдельных учащихся;

заинтересованность учащихся материалом занятия, отношение к занятию;

отношение к преподавателю;

дисциплинированность и организованность;

речь учащихся , их вопросы.

7. Общие выводы по занятию.

8. Как будет учтен опыт занятия в Вашей дальнейшей работе.

СХЕМА ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Оценка реализации основных принципов обучения (соотношение научности и доступности, наглядности и абстрактности и т.п.).

Оценка планирования задач  занятия (чёткость формулирования образовательных, воспитательных задач занятия, задач развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов, постановка задач исследовательской  деятельности, задач развития образовательного процесса, а также задач развития личности самогопедагога).

Оценка конктретизации задач на основе выводов психологического или педологического консилиума.

Умение поставить задачи занятия перед учащимися.

Полноценность содержания занятия на различных этапах, оценка оптимальности выбора содержания, выделение главного, существенного.

Выбор и применение педагогом разнообразных источников сообщения учащимся знаний (оценивается обоснованность выбора).

Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе занятия.

Использование различных приёмов учебной работы, их целесообразность.

Воспитание интереса к дисциплине.

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся. Формы контроля. Оценка содержания вопросов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний учащихся с учётом  педагогического характера.

Оценка культуры труда учителя и учащихся (рациональность, удобство, эстетика).

Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объёма и степени сложности в пределах программы или стандартов, степень помощи, оказываемой детям с разным уровнем подготовки по предмету и отношением к дисциплине.

Оценка владения учащимися навыками рациональной организации учебного труда, надпредметными учебными умениями.

Характер, объём и дифференцированность домашнего задания. Оценка измерительных затрат времени на его выполнению Учёт в расписании других предметов.

Оценка оптимальности структуры занятия и рациональности расхода времени на различных его этапах.

Оценка взаимоотношений педагога и учащихся.

Использование возможностей учебного кабинета.

 Соблюдение гигиенических требований на занятии.

СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА  ЗАНЯТИЯ

(когнитивной направленности)

 1. Основная учебная цель занятия (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена педагогом самостоятельно):

 а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке занятий (если она ставится самостоятельно);

 б) достижение данной цели на занятии (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования и на продуктивном уровне).

 2. Сопутствующие учебные цели:

 а) правомерность их постановки в цикле (аналогично пункту 1а);

 б) соотнесение их с основной целью;

 в) достижение сопутствующих целей (аналогично пункту 1б).

 3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

 а) правомерность их постановки;

 б) соотнесение их с основной целью;

 в) степень и уровень достижений.

 4. Методическая логика занятий:

 а) структура занятия (назвать структурные звенья);

 б) обоснованность структуры занятия;

 в) хронометрирование занятия (структурных компонентов занятия) и целесообразность распределения времени;

 г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;

 е) характер постановки целей для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске и в тетрадях для учащихся, осуществляется ли реализация в ходе занятия соотнесения промежуточных результатов с целью);

 ж) характер представления нового материала со стороны преподавателя и характер восприятия и осмысления его со стороны учащихся (исходит ли инициатива со стороны педагога или учащихся или является переменной, степень самостоятельности учащихся);

 з) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);

 и) результативность занятия, оценочная деятельность педагогая и самооценка учащихся, организация домашней работы.

 5. Использование различных средств обучения:

 – заданий различного характера,

 – образцов,

 – инструкций, алгоритмов,

 – опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как  опор, планов, иллюстративная  и  прочая  наглядность и т. п.),

 – ключей для самоконтроля,

 – временных ограничителей,

 – информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов и опорных сигналов):

 а) адекватность использованных средств основной цели занятия;

 б) адекватность использованных средств сопутствующим целям занятия;

 в) правомерность использования средств на данном этапе занятия (на этапе подачи нового материала), на этапе усвоения нового материала, на этапе контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала), на этапе самооценки;

 г) эффективность использования средств в данной группе;

 д) грамотное использование и сочетание различных средств.

 6. Использование различных методических приёмов:

 а) адекватность данного приёма цели или сопутствующим задачам;

 б) обоснованность места использования данного приёма;

 в) эффективность использования данного приёма.

 7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

 8. Содержательная логика занятия, его информационная ценность.

СХЕМА СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Краткая общая характеристика занятия: цель, задачи, этапы занятия, средства, методические приемы и формы обучения на занятии.

Целесообразность сопоставления данного занятия с другими занятиями цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса занятий в учебном году.

Связь данного занятия с занятиями других дисциплин.

Связь данного занятий с внеаудиторной, воспитательной и развивающей деятельностью техникума. Связь данного занятия с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения  учащихся.

Взаимосвязь целей данного занятия и целей других занятий. Целевая прогрессия.

Прогрессия в характере и способе подачи материала.

Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном занятии и на других занятиях. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.

Распределение внимания педагога на различных учащихся в цикле занятий. Динамика контроля.

СХЕМА ЦЕЛЕВОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Целевой анализ занятия направлен на выявление мастерства педагога в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик – технологий обучения, в том числе и разработанных самим преподавателем.

Целевой анализ урока: форм, средств или методов обучения

 1. Краткая общая характеристика занятия: цели, задачи, этапы занятия.

 2. Общая характеристика анализируемой формы (средства или метода) обучения. Принятая сфера использования (этап) данной формы (средства или методы) обучения. Использование для всех учащихся или для определённого контингента.

 3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям занятия.

 4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу занятия.

 5. Учёт педагогом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.

 6. Учёт содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.

 7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.

 8. Степень проявления индивидуального стиля педагога при использовании данного метода (форм и средств) обучения.

Целевой анализ методики занятия: авторские методики обучения

 Краткая характеристика авторской методики, её цели, принципы, система их реализации и сфера использования. Раскрытие новизны данной методики.

 Краткая общая характеристика занятия, на которой показана данная методика или её элемент.

 Раскрытие особенностей реализации принципов данной методики. Соотношение целей и средств достижения.

 Степень адаптированности данной методики к особенностям группы учащихся.

 Результативность данной методики с указанием критериев результативности (можно обсудить сравнительную результативность).

 Рекомендации для дальнейшего использования или распространения данной методики.

Целевой анализ занятия как системы с позиций деятельностного подхода. Рассматриваем анализ эффективности занятия с позиций деятельностного подхода, ключевым моментом которого является характер деятельности учащихся. При этом определяются следующие основные характеристики урока: цель деятельности, субъект, содержание и способы деятельности.

 Первый компонент занятия как системы – его главная дидактическая цель (ГДЦ), которая анализируется и оценивается примерно со следующих позиций: степень соответствия диагностической цели занятия требованиям программы; оптимальное сочетание образовательной, развивающей и воспитательной задач занятия, обоснованность и направленность на высокий конечный результат; доведение целей занятия до сознания и принятия учениками; степень достижения заданной ГДЦ к концу занятия.

 Второй компонент занятия как системы – педагог (субъект деятельности). Личность педагога на занятии анализируется и оценивается примерно по следующим её проявлениям:

 – общая эрудиция и профессиональная компетентность;

 – уровень педагогической техники;

 – степень демократичности в общении с учащимися в ходе занятия (создание на занятии психологического комфорта и обеспечение гуманного отношения к учащемуся).

 Третий компонент занятия как системы – учащиеся, которые являются субъектом и объектом деятельности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям:

 – уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на занятии);

 – готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;

 – уровень познавательной активности учащихся в ходе всего занятия, что в целом и позволяет говорить о них как об активных субъектах деятельности;

 – наличие и навык коллективной работы (парной, групповой…).

 Четвёртый компонент занятия как системы – содержание деятельности педагога и учащихся. В общем виде – это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа и оценки является следующее:

 – содержание деятельности педагога и учащихся, степень новизны учебной информации, рассматриваемой на этом занятии;

 – актуализация у учащихся прежних знаний, постановка учебной проблемы; гуманизация знаний (исторический экскурс, ориентация на использование знаний в жизни, установление межпредметных связей…).

 Пятый компонент занятия (системообразующий) – способы деятельности, которые включают:

 – организацию самостоятельной работы учащихся (объём, характер, виды, последовательность работы);

 – наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной;

 – создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий;

 – реализация на занятии индивидуального и дифференцированного подхода;

 – приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Выборочный анализ деятельности отдельных учащихся или дифференцированных групп учащихся на занятии

 Характеристика данного учащегося, группы (склонности, способности, уровень развитости познавательных процессов, уровень подготовки по данному предмету в сравнении с другими предметами гуманитарного, естественно-математического циклов, физической культуры, индивидуализированные цели и особенности обучения).

 Краткая общая характеристика занятия и её преломление по отношению к данному учащемуся, группе.

 Особенности деятельности педагога по отношению к данному учащемуся или группе учащихся (сознательность, самостоятельность, активность, особенности внимания, памяти и т. д., уровень организованности деятельности, хронометраж).

 4. Оценка результативности деятельности учащегося (группы учащихся) и возможные дополнения к психодиагностической карте. Раскрытие динамики развития данного учащегося  или группы учащихся.

СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ

1. Краткая общая характеристика занятия: цели, задачи, этапы занятия, средства, методические приёмы и формы обучения на занятии.

 2. Стиль педагогического общения: в центре – педагог; в центре – учащиеся как индивидуальности; открытость или скрытность управленческой работы педагога.

 3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам, способам обучения:

 – монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-либо;

 – соотношение проблемности и информированности; обращённость, чёткость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение;

 – различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).

 4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.

 5. Культура речи учащихся и требования к ней. Инициативность и мыслительная активность учащихся и её выражение в их речи.

 6. Культура речи педагога. Преподаватель как доброжелательный речевой партнёр. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и неречевом поведении педагога.

 7. Сравнительный хронометраж речи учащихся и педагога и его обоснование.

 8. Внешняя комфортность общения педагога и учащихся на занятии (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).

Схема анализа занятия с физиолого-гигиенических позиций

 1. Краткая общая характеристика занятия.

 2. Требования, предъявляемые при данном плане занятия к деятельности учащихся, их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся  данного  возраста  на  восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки.

 Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.

 3. Характеристика группы. Нарушение здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам учащихся с нарушением здоровья, учёт этих рекомендаций.

 4. Учёт возрастных особенностей учащихся.

 5. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.

 6. Соблюдение гигиенических требований к содержанию помещения.

 7. Соблюдение психогигиенических требований при определении места занятия в расписании.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ, ПОСТРОЕННОГО НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тема занятия. Характеристика модели занятия. Группа; особенности группы.

Тип занятия (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений, комбинированный или иной тип занятия) и его место в системе занятий по данной теме.

Цель занятия.

Задачи  занятия: общие задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие), задачи разных этапов занятия, задачи по осуществлению ранжирования и структурирования занятия и др.

Этапы занятия: организационный, подготовка к восприятию, усвоение материала, его систематизация, корректировки, информация и др.

Условия проведения и   обеспечение занятия: материально-техническая база кабинета; рабочее место педагога, учащихся; обеспеченность реактивами, оборудованием, таблицами, схемами; научно-методическое обеспечение кадрами (лаборант).

Содержание занятия: логичность структуры занятия; отражение через содержание учебного материала основных идей курса; выделение опорных, новых знаний, способов деятельности; соответствие содержания целям, задачам, уровню подготовки учащихся.

Деятельность педагога на занятии:

позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющей групповым взаимодействием учащихся;

методы педагогической деятельности: опора на экспериментально — исследовательские формы работы; мотивация  при постановке целей, задач и их реализации;

учёт уровня подготовки и психологических особенностей учащихся, культура речи и самоориентация педагога.

Деятельность учащихся  на занятии:

тип деятельности (познавательная, учебная, игровая);

формы организации деятельности;

принципы формирования учебных групп;

формы взаимодействия учащихся, самоуправление познавательной, учебной, игровой деятельностью.

Формы контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса:

типы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный, групповой; устный, письменный; практическая работа, практикум; графические, тестовые задания);

дифференциация, индивидуализация контроля;

создание психологических условий при контроле;

рациональность форм контроля;

диагностика результатов;

формы самоконтроля, самоанализа и самооценки.

Домашнее задание:

характеристика домашнего задания;

объём домашнего задания;

обеспечение связи домашнего задания с содержанием настоящего, будущего занятия, с уровнем подготовки, интересами учащихся.

Результаты учебно-воспитательного процесса: достигнуты ли цели занятия; выделены ли ведущие идеи, законы, закономерности, понятия; осуществлены ли межпредметные связи; реалистичны ли требования к уровню знаний, умений учащихся; проведена ли диагностика результатов.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Учащимся предоставляется возможность по ходу занятия внести изменения в планирование работы на занятии:

 •  Да;

 •  Нет;

 •  Частично.

 2. Задания предлагаются учащимся на выбор:

 •  по содержанию;

 •  по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.

 3. Характер заданий, предлагаемых учащимся:

 •  Репродуктивный;

 •  Частично-поисковый;

 •  Исследовательский;

 •  Творческий.

 4. На занятии используются формы общения:

 •  Монолог;

 •  Диалог;

 •  Полилог.

 5. При введении нового понятия педагог предлагает учащимся дать свои версии его содержания:

 •  Да;

 •  Нет;

 •  Частично.

 6. При изучении новой темы педагог опирается на субъективный опыт учащихся, обобщает его, систематизирует, научно “окультуривает”.

 7. Домашнее задание предлагаемся учащимся на выбор:

 •  По форме;

 •  По содержанию.

 8. Обсуждение с учащимися итогов занятия: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.

 9. Обсуждение наиболее рациональных способов работы.

 10. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учащихся.

 11. При выставлении отметки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания.

 В критерии отметки входит:

 •  Уровень активности учащегося на занятии;

 •  Выбор самостоятельного способа работы.

 На занятии применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности:

 •  Фронтальные;

 •  Парные;

 •  Групповые;

 •  Индивидуальные.

Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения

Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта? 

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога  разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают  результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
  • Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

Этапы анализа

Количество баллов

1

Основные цели

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? 

2

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. 

3

Какие способы мотивации применяет педагог?

4

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность на стандарты нового поколения.
  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. 

5

Содержание урока

  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

6

Методика проведения урока

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на  развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

7

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

Примечание

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу,  к которой они относятся. Например:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной  информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Порядок вывода комментариев:

Примерная
схема самоанализа занятия

педагогом
дополнительного образования 

1. Общие
сведения о занятии:

  • краткая
    характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год
    обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
  • оснащённость
    занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема
занятия:

  • место
    в образовательной программе;
  • степень
    сложности в целом и для данной группы в частности.

3. Цель
занятия:

  • образовательная,
    воспитательная и развивающая.

4.
Содержание занятия:

  • соответствует
    ли поставленной цели;
  • развивает
    ли творческие способности детей;
  • способствует
    ли развитию интереса к обучению;
  • какие
    знания и умения формирует.

5. Тип
занятия:

  • какой
    тип занятия избран: (классический, лекция, зачет, игра, театрализация,
    аукцион и т.д.);
  • как
    осуществляется связь с предыдущими занятиями.

6.
Структура занятия:

  • этапы
    занятия;
  • их
    последовательность;
  • обеспечение
    целостности занятия.

7. Методы
обучения:

  • соответствуют
    ли цели занятия;
  • в
    какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;
  • их
    эффективность.

8. Система
работы педагога:

  • умение
    организовать работу детей;
  • управление
    группой;
  • определение
    объёма учебного материала;
  • поведение
    педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);
  • роль
    педагога в создании микроклимата на занятии.

9. Система
работы учащихся:

  • организованность,
    активность;
  • отношение
    к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески
    применять знания и умения.

10. Общие
результаты занятия:

  • выполнение
    запланированного объёма;
  • степень
    реализации цели занятия;
  • общая
    оценка результатов и эффективности знания;

рекомендации по
улучшению качества учебного занятия.

Подробная
схема анализа занятия

(для
методистов, заведующих , осуществляющих  контроль  за  образовательной
деятельностью)

Организация
занятия.

1. Готовность
кабинета к занятию (оформление доски, рабочее место педагога и учащихся,
иллюстрации, демонстрационный, дидактический, раздаточные материалы, ТСО).

2. Наличие плана
занятия, журнала, их оформление.

3. Начало и
окончание занятия (время по расписанию).

4. Ведение
учебного занятия в соответствии с КТ планированием.

5. Сообщение темы,
конкретность и логичность формулировки.

6. Привлечение
внимания учащихся. Предъявление четких требований к учебной деятельности,
настрой учащихся на работу.

7. Постановка цели
и задач занятия (умение ставить конкретную для учащихся цель, разбивать ее на
реально достижимые задачи).

8. Соотношение
цели занятия с конечным результатом.

Структурная
организованность, логическая упорядоченность учебного занятия.

1. Нормирование
учебного времени по этапам занятия (оргмомент, повторение пройденного, основная
часть — изучение нового материала, практическая направленность, заключительная
часть занятия — закрепление, домашнее задание).

2. Логика
построения занятия, логичность и последовательность этапов занятия.

3. Подведение
итогов каждого этапа занятия.

4. Целостность
структуры. Достаточность предложенного материала для усвоения,
заинтересованность им учащихся.

5. Соответствие
содержания занятия плану.

6. Организация
работы в микрогруппах.

7. Подведение
итогов занятия. Задание на дом.

Содержание
изучаемого материала.

1. Научность,
доступность учебного материала.

2. Актуальность и
связь с жизнью.

3.
Новизна, развитие навыков научного поиска.

4.
Последовательность и системность в решении задач.

5.
Учебно-тематическое согласование с предметами школьного цикла (межпредметные
связи).

6. Использование
жизненного опыта и знаний учащихся при ведении занятия.

7. Постановка
неоднозначных вопросов.

8. Индивидуальные,
творческие и исследовательские задания.

9.
Самостоятельность работы учащихся с учебным пособием, словарями, литературой на
занятии и дома.

Качество преподавания.

1.  
Теоретический
уровень изложенного материала.

2.  
Практическая
направленность учебной деятельности.

3.  
Методы обучения, их
соответствие цели занятия.

4.  
Рациональность и
эффективность методов обучения с точки зрения развития познавательных интересов
учащихся.

5.  
Целесообразность
использования наглядных пособий, раздаточного и дидактического материалов, ТСО.

6.  
Эффективность  
использования   форм   обучения,   в   том числе организационных форм работы.

7.  
Применение новых
технологий для достижения результатов.

8.  
Воспитательные
стороны занятия (культура труда учащихся и т.д.).

9.  
Осуществление
индивидуального подхода к учащимся.

10. Качество усвоения учебного материала.

Психолого-педагогический аспект.

1.  
Соответствие  
формы   проведения   занятия   с   учетом возрастных особенностей учащихся.

2.  
Использование  
индивидуальности   каждого  учащегося  в подборе творческих заданий.

3.  
Мотивация  различных
точек зрения у учащихся.

4.  
Побуждение учащихся
к выражению положительных эмоций.

5.  
Использование
различных форм поощрения.

6.  
Создание перспективы
успешной деятельности.

7.  
Создание уютной и
доброжелательной обстановки.

8.  
Минутка отдыха или
расслабления на занятии.

9.  
Общая атмосфера на
занятии.

Результативность занятия и способы контроля знаний.

1.     
Уровень требований к
оценке ЗУН.

2.     
Формы  отслеживания 
результатов  педагогом  (сколько  справилось с заданием, сколько нет).

3.     
Используемые  
методики   и   приемы   при   определении качества усвоенного программного
материала.

4.     
Индивидуальный
подход к результату каждого учащегося.

5.     
Использование
стимулирующих методов оценивания.

6.     
Формирование
адекватной самооценки учащихся.

7.     
Умение видеть и
исправить свою ошибку.

8.     
Уровень выполнения
практической работы.

9.     
Формирование
коммуникативных умений и навыков у учащихся.

Особенности учебной деятельности учащихся.

1.     
Познавательная
активность, творчество и самостоятельность.

2.     
Уровень развития
общенаучных и индивидуальных умений и навыков.

3.     
Наличие и
эффективность коллективных форм работы в ходе учебного занятия.

4.     
Проявление 
дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном
предмете во время занятий.

5.     
Сочетание
коллективной и индивидуальной форм работы.

6.     
Личностно-профессиональная
компетентность педагога

7.     
Педагогическая
культура педагога.

8.     
Знание предмета и
общая эрудиция.

9.     
Уровень 
педагогического  мастерства  (методическая грамотность, организованность).

10. 
Установление
обратной связи с учащимися.

11. 
Культура речи, ее
образность, эмоциональность.

12. 
Соблюдение
педагогической этики, чувства такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися.

13.Внешний вид, мимика, жесты.

Подведение итогов занятия, выводы, пожелания педагогу.

Ф.И.О., должность посетившего занятие

Кибиткина Татьяна Александровна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования

Цель посещения занятия

Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дата посещения занятия

18.12.2018

Педагог (Ф.И.О., должность)

Щекочихина Елена Васильевна

Название программы

«Город мастеров»

Направление

художественное

Форма организации обучения по программе (индивидуальная, групповая, фронтальная)

Индивидуально-групповая

Возраст обучающихся, год обучения

8-13 лет, 1 год обучения

Тема занятия

Изготовление броши «Триколор»

Тип занятия

Подача нового материала, применение имеющихся навыков на практике

Форма проведения занятия

беседа, практическое занятие

Цель занятия

познакомить обучающихся с техникой изготовления броши «Триколор»

Оснащённость занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.)

Дидактический материал:

— образцы готовых работ.

Наглядный материал:

— мультимедийная презентация «Изготовление броши «Триколор».

Материально-техническое оснащение:

— мультимедиапроектор, ноутбук, экран;

— атласная лента шириной 5 см, белая, синяя и красная по 20 см (каждому);

— лента «Триколор», 25 см (каждому);

— булавка, 15 штук;

— клей «Момент Гель»;

— зажигалка;

— белые полубусины, 3 штуки (каждому);

— ножницы (каждому).

Этапы занятия

Оценка деятельности педагога

(элементы «фотографии» занятия)

1 этап: организационный.

Задача: приветствие всех участников занятия, подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Организационный этап занятия педагог провел поэтапно. Занятие педагог начал с приветствия всех участников. Обозначил цель и задачи занятия. Определил этапы работы на занятии. Активизировал внимание на главных аспектах.

2 этап: проверочный.

 Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям, к выполнению практических работ.

Этап отсутствует

3 этап: повторение пройденного материала.

Задача: краткий обзор предыдущего занятия.

Содержание этапа: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

Этап отсутствует

4 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение или совместное «открытие» темы, постановка учебных задач, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

Педагогом была поставлена учебно-познавательная цель деятельности. Для пробуждения у учащихся заинтересованного отношения к содержанию деятельности педагог использует особые приемы: подводящий диалог, работа над теоретическим понятием.

На занятии учащиеся самостоятельно раскрывали часть нового материала на основе имеющихся у них знаний. Постановка задач и цели на занятии была совместной, что позволило повысить мотивацию к учебной деятельности и сконцентрировать внимание обучающихся.

 5 этап: основной (освоение в активной форме предлагаемого образовательного материала или информации).

Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в определенной форме (индивидуальная, групповая, фронтальная). Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

Составляющие данного этапа:

 1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

 Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Содержание этапа: Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Содержание этапа: Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием выполняемых действий (ориентировочная основа действий).

 3)  Закрепление знаний и способов действий.

 Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Содержание этапа: Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

 4)  Обобщение и систематизация знаний.

 Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Содержание этапа: Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

На данном этапе педагог использует мультимедийную презентацию, поддерживает познавательную активность группы, в процессе задействованы все обучающиеся. Происходит актуализация опорных знаний, активизируется познавательный интерес обучающихся.

Педагог знакомит детей с историей Российского флага. В процессе активного диалога дети актуализируют свои знания о цветах флага. Педагог рассказывает о разнообразных способах использования ленты-триколор, подкрепляя теорию наглядными материалами. На занятии педагог старается организовать внимание учащихся на главном.

После изложения нового материала педагог ставит перед обучающимися практическую задачу по изготовлению броши. Дети актуализируют имеющиеся навыки и начинают работу. Педагог оказывает необходимую помощь, контактирует с детьми, дружелюбен. Старается стимулировать самостоятельную работу детей. В процессе практической деятельности педагог обращает внимание на алгоритм изготовления броши. Дети имеют навыки по созданию подобных работ, педагог лишь изменяет форму конечного изделия. Это позволяет создать новые условия для реализации имеющихся у детей навыков.

6 этап: игровая или творческая часть занятия.

Задача: закрепление информации, освоенных способов действий.

Содержание этапа:

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д. (в зависимости от направленности программы)

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности); конструирование, моделирование, инсценировка, музицирование и т.д. (в зависимости от направленности программы).

Этап отсутствует

7 этап: контрольный.

 Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, их коррекция.

Содержание этапа: Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

На контрольном этапе педагог ставит основную задачу — выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по данной теме. И если потребуется, в процессе работы скорректировать их. Педагог наблюдает за правильностью выполнения практической деятельности учащимися.

8 этап: рефлективный.

 Задача: мобилизация детей на самооценку.

Содержание этапа: Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы (когнитивная, деятельностная, эмоциональная, ценностно-смысловая рефлексия). Детям предлагается самим дать оценку информации, подвести итог общей деятельности на занятии (или общему рассуждению), выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации. Педагог может предложить следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели, что получилось и что не получилось, что нужно сделать в следующий раз, чтобы получилось, в чём ценность занятия, с каким настроением уходят с занятия?

Педагог предлагает детям провести краткий анализ занятия по следующим вопросам: Ребята, вам понравилось занятие? Что вы нового сегодня узнали? Где можно использовать ленту «Триколор»? Также оговаривается, насколько трудно или легко давалась практическая деятельность, достигнута ли цель занятия.

9 этап: итоговый.

 Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

 Содержание этапа: Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации. Педагог поощряет ребят за учебную работу, даёт качественную оценку деятельности каждому обучающемуся, рекомендации по коррекции отдельных действий (педагогическое оценивание). Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

На итоговом этапе педагог поощряет учащихся за успешную работу, дает качественную оценку деятельности каждому.

10 этап: информационный. 

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Содержание этапа: Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Этап отсутствует

ВЫВОДЫ

Достижение цели занятия:

РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ ЗАНЯТИЯ:

1) достигнут запланированный результат занятия (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.);

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на занятии больше, чем Педагог, ушли с занятия, желая продолжить работу).

Цель занятия достигнута. Педагог добился осмысления учебного материала всеми обучающимися.

На протяжении занятия наблюдалась активная работа учащихся. Взаимодействие педагога с обучающимися можно назвать хорошим – все желающие получали необходимую помощь. По завершении занятия у каждого ребенка была готова его работа.

Достоинства занятия

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

При заполнении данной части анализа занятия эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты:

1. Соответствие темы занятия учебному плану и календарному учебному графику в программе педагога.

2. Структура занятия и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов занятия типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие занятия месту в теме, разделе курса, связь занятия с предыдущими и последующими занятиями).

3. Научно-теоретический уровень занятия (место занятия в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.).

4. Готовность материально – технического оснащения занятия: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

5. Готовность педагога и учащихся к занятию: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

6. Построение занятия: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

7. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся,

8. Соответствие методики проведения занятия возрастным особенностям учащихся, направленности программы.

9. Деятельность педагога на занятии по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

10.Учебная деятельность учащихся на занятии, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

11. Система учёта и оценки знаний и умений учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, умений, мотивированность и объективность педагогического оценивания.

Содержание учебного материала соответствует цели занятия.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

Используются разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе и предполагающие их включение как субъектов деятельности на всех этапах занятия.

В ходе занятия использовались групповая форма работы. Педагог эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; владеет технологией диалога.

Не в полной мере использовались возможности самостоятельной работы обучающихся.

Большее внимание уделялось эмоциональному компоненту, чем деятельностному.

Разнообразить дидактический материал – сделать его разноуровневым, классифицировать по возрасту.

Использовать различные приёмы для рефлексии детей (когнитивной, деятельностной, ценностно-смысловой).

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.

Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Воспитатель с детьми рыхлят землю в контейнерах

Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога

Проблемный анализ призван диагностировать:

  • качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
  • эффективность используемых методов работы с детьми;
  • уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
  • соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:

  • оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
  • прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
  • психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
  • наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
  • уровень усвоения детьми материала;
  • методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).

Приёмы проведения анализа

Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.

Словесные приёмы

Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.

Педагоги обсуждают конспект занятия

Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга

Наблюдение

Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:

  • методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними);
  • психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему);
  • методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой).

Практические приёмы для анализа конспекта занятия

Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).

Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.

Воспитатель раздаёт детям материал для поделки

Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы

Какие виды деятельности анализируются

Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:

  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
  • музыкальное занятие;
  • логопедическое занятие;
  • хореография;
  • физкультура;
  • основы грамоты.

Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.

Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:

  • прогулки;
  • утренника;
  • развлечения.

Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.

Дети играют на прогулке

По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки

Схемы анализа

Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:

  • общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
  • педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
  • психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
  • анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).

Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.

Алгоритм проведения общего анализа урока в ДОУ

  1. Тема урока.
  2. Дата проведения.
  3. Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
  4. Название группы и возраст детей.
  5. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
  6. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
  7. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
  8. Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
  9. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
  10. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.

Пример анализа занятия по развитию речи

Дата проведения: 26.11.16.

Группа: «Солнышко»

Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В.

Занятие: Развитие речи, рисование.

Тема: «Дари добро»

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы.

Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия.

Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.

Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.

Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.

Дети с педагогом рисуют

Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ

Таблица: схема карты развёрнутого анализа

Цель посещения занятия:
Ф. И. О. педагога, регалии:
Дата:
Занятие:
Тема:
Показатели Баллы
1 Целеполагание
Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены.
2 Подготовка к занятию
2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия).
2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии.
2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо).
3 Структура занятия
3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия.
3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач.
3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия.
4 Содержание занятия
4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу.
4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей.
4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями.
5. Выполнение санитарно-гигиенических требований
5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия).
5.2. Смена поз во время занятия.
5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами.
5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям.
6. Создание познавательной сферы занятия
Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех.
7. Применяемые методы обучения
7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей.
7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.
7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников.
8. Организация деятельности детей
8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах.
8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками.
9. Взаимодействие воспитателя и детей
9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия.
9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности.
10. Речь воспитателя и её значение на занятии
10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия.
10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации.
10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству.
11 Воспитывающая сторона занятия.
11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы.
11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания.
11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот.
12 Контроль и коррекция деятельности детей.
12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников.
12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля.
12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии.
13 Результативность занятия
13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения.
13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности.
13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире).
Всего баллов:
Критерии оценивания:
0 б. – показатель не проявляется;
1 б. – проявляется частично;
2 б. – проявляется в полном объёме.
60–70 б. – оптимальный уровень;
35–48 б. – допустимый уровень;
49–59 б. – достаточный уровень;
менее 50 б. – критический уровень.
Занятие посетил:

Таблица: схема психологического анализа урока в детском саду

Вопросы для рассмотрения Да Нет Частично Примечание
Психологический мониторинг активности детей:

  • дети активны на занятии;
  • малыши положительно воспринимают педагога;
  • на занятии у ребят преобладает хорошее настроение.
Психолого-педагогическая оценка урока:

  • организационный уровень урока (общее настроение на занятии, применение игры в качестве элементов организации);
  • соотношение монологов и диалогов в общении ребят с педагогом (чья монологическая/диалогическая речь преобладает или соотносятся в равной мере);
  • соответствие приёмов работы на занятиях возрастному психологическому и физиологическому развитию малышей (осуществляет ли педагог индивидуальный подход при проведении урока).
Психологическая диагностика активности педагога:

  • наличие дистанции между педагогом и ребятами («над», «под», «рядом», «вместе»);
  • общительность (умение находить подход к группе, и к каждому малышу);
  • внешний вид педагога (поза, мимика, пантомимика, стиль и сдержанность в одежде и причёске).
Дата анализа:
Группа:
Воспитатель — Ф. И. О.:
Проверяющий — Ф. И. О.:

Картотеки схем анализа занятий разной образовательной направленности

Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь

Видео: пример общего анализа занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

https://youtube.com/watch?v=e1Z9cgI3qm8

Видео: анализ занятия в подготовительной группе учителями начальных классов с целью определения уровня готовности детей к школе

Анализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду — обязательный элемент методической работы педагогов. Рекомендованные ФГОС схемы мониторинга позволяют всесторонне изучить эффективность выполнения образовательной программы, а также действенность выбранных педагогом способов взаимодействия с детьми. Всё это позволяет улучшить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(22 голоса, среднее: 4.4 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мощность при последовательном соединении резисторов
  • Как найти величину годовой процентной ставки
  • Найм как составить договор социального найма
  • Как найти логарифм числа пример
  • Как найти базу данных роддома