Как составить схему для урока биологии

Методика работы с
опорно-логическими схемами на уроках

биологии

Биология относится к предметам,
которые изначально предполагают использование большого количества наглядного
материала. Без демонстрации в биологии обойтись практически невозможно.
Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами.
Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно
развиваться и абстрактное мышление.

Наиболее важными средствами
наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные
средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе
подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в
повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести опорно-логические
схемы.

Опорно-логические схемы в методике
преподавания биологии используются достаточно давно. Без них довольно сложно
организовать полноценную работу на уроках биологии, так как развитие
логического мышления, логических суждений, а также установления
причинно-следственных связей будет значительно затруднено . 

Опорно-логические схемы помогают при
решении одной из задач учения: организации учебной информации в таком виде,
чтобы понятийный аппарат предмета и действий были представлены целостной
системой, где каждый элемент и взаимосвязь нескольких элементов даны в
развернутом виде.

Деятельность учащихся на занятиях
организуется через процедуру структурирования информации посредством основных
инструментов познания: умения анализировать и синтезировать, сравнивать,
обобщение и классификация, определение понятий и т.д.

Особую значимость опорно-логические
схемы приобретают в тех случаях, когда необходимо усвоение солидного объема
информации в рамках отчетливой логической структуры .

Так, например, информация о том, что
Тип Членистоногие включает в себя несколько классов, может быть представлена в
виде следующей схемы:

 

Надпись: Кл. РакообразныеНадпись: Кл. ПаукообразныеНадпись: Кл. Насекомые                                                                                        

Это пример простейшей
опорно-логической схемы. Но лежащий в основе подобных схем структурный принцип
позволяет при необходимости значительно усложнять их и варьировать методику их
использования в зависимости от специфики изучаемой темы. Такого рода схемы, как
правило, особенно эффективны при изучении более сложной классификации
(например, рыб), где существуют промежуточные систематические категории:
надкласс, подкласс, надотряд и т. д., а также при знакомстве с разнообразными
циклами развития.

Опорно-логические схемы могут
применяться с первых уроков биологии. Для того, чтобы научить учащихся
составлять опорно-логические схемы, необходимо провести работу в несколько
этапов.

В первую очередь необходимо провести
ознакомительный урок, где учащиеся получают понятие об опорно-логических схемах,
знакомятся с принципом их построения.

Затем рекомендуется определить,
насколько учащиеся усвоили материал.  Для этого нужно построить простейшие
схемы и попросить их прочитать. Если учащихся не могут выполнить данное задание,
то, скорее всего, они не понимают сути схематического изложения материала.
Вероятно, они воспринимают схему не как нечто целостное, а как объект,
состоящий из самостоятельных элементов.

На следующем этапе нужно
продемонстрировать, как правильно читать схему. Чтение схемы нужно делать в
одном направлении: либо начинать от главной матрицы, то есть от целого, либо от
второстепенных матриц, тогда вы будете идти от частного к общему.

На заключительном этапе учащиеся
могут самостоятельно составлять схемы. При этом следует учитывать, какие задачи
будет решать схема .

Приведем пример использования
опорно-логической схемы на уроке биологии по теме «Химическая организация
жизни».

Опорно-логические схемы могут
предъявляться учащимся, предваряя прохождение темы, сразу же по целому блоку
уроков. Тогда изучение темы идет от общего к частному. Например, по теме
«Черви» предъявляется схема по всем типам червей и изучается плоский червь
«планария». На следующих уроках учащиеся изучают блоки общей схемы, постепенно
усваивая определенные программой дидактические единицы, и схема заполняется
полностью .

Благодаря опорно-логическим схемам,
работу на уроке можно организовать следующим, например, образом: один учащийся
воспроизводит схему на доске (или восполняет ее недостающие звенья), другой
отвечает по ней, а остальные дополняют его ответами об особенностях строения
указанных систем, используя таблицы, модели, влажные препараты и т. д. Четвертым
можно предложить составление вопросов отвечающему, которые помогут дополнить
или скорректировать ответ .

Для составления опорно-логической
схемы необходимо выполнить следующие действия:

1. Определить предназначение и
содержание проектируемой схемы.

2. Выявить центральные информационные
элементы.

3. Установить взаимосвязи между
элементами информационного блока.

4. Выбрать вариант оформления.

5. Сконструировать схему.

6. Определить функции и методику
применения схемы, а также способы их реализации в учебном процессе .

В современных условиях, в связи с
развитием компьютерных технологий, возможны различные способы применения опорно-логических
схем, включая применение интерактивных досок и виртуальной обучающей среды.

Опорно-логические схемы могут быть использованы
для проведения уроков с запланированными ошибками. Ошибки могут содержаться
непосредственно в схеме, а сама схема и поиск на ней ошибок приводится в конце
занятия. Поиск ошибок может быть частью домашнего задания, обсуждение которого происходит
в начале следующего урока.

С помощью данного метода на уроках
биологии достигаются следующие цели обучения: повышается активность, улучшается
внимание, развивается умение анализировать информацию.

При составлении опорно-логических
схем следует обратить внимание на ряд моментов. Рисунки-сигналы должны быть достаточно
простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить на классной доске и в
рабочих тетрадях.

Важно, чтобы часть сигналов могла
быть использована при составлении характеристики нескольких систематических
групп животных или целого ряда биологических процессов и позволяла вносить в
них некоторые изменения, отражающие особенности той или иной систематической
группы.

Для изображения органов одной системы
используется один цвет. Системы органов животных отобразить в виде обобщенных
рисунков-сигналов несколько труднее, так как их строение нельзя чрезмерно
упрощать. Поэтому чаще приходится ограничиваться схематическим изображением
отдельных органов и других анатомических структур. Например, кровеносная
система незамкнутого типа может быть изображена сплошным и прерывистым
полукольцами; кровеносная система замкнутого типа с двумя кругами
кровообращения – двумя разными по величине кольцами, соединенными между собой.

Активное внедрение опорно-логических
схем позволяет повысить интерес учеников к изучению материала, а также является
кратким конспектом отдельной темы или курса в целом .

Характерно, что многократное
использование данных схем во время опроса позволяет активизировать деятельность
таких учащихся, которые традиционно считаются слабыми. Таким образом, данная
методика дает возможность свести к минимуму процент потенциальных отстающих на
уроке. Более того, учитель получает возможность проводить взаимоконтроль между
учащимися разного уровня.

Умение схематизировать материал
является важным при подготовке к экзаменам, если необходимо запомнить большой
объем информации, т.к. схема запоминается легче, чем целый текст.

Использование опорно-логических схем
включает в себя элементы игры, экономит время на уроке. Но главная цель –
изложить изучаемые вопросы биологии так, чтобы на основе логических связей
материал стал доступен, понятен ребенку, отпечатался в памяти.  Опорно-логические
схемы способствуют активному усвоению учащимися биологии, развитию у них
логического мышления и побуждают интерес к урокам биологии .

Таким образом, использование
опорно-логических схем на уроках биологии достаточно важно, так как биология
относится к предметам, которые изначально предполагают использование большого
количества наглядного материала. Без этого довольно сложно организовать
полноценную работу на уроках. С помощью данного метода на уроках биологии
достигаются следующие цели обучения: повышается активность, улучшается
внимание, развивается умение анализировать информацию. Активное внедрение
опорно-логических схем позволяет повысить интерес учеников к изучению
материала, а также является кратким конспектом отдельной темы или курса в
целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурно-логические схемы и таблицы к урокам МХК 11 класс по программе Г.И.Даниловой

Структурно-логические схемы  и таблицы можно использовать в качестве дидактического материала на уроках «История искусства от 17 века до современности»…

Мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход на уроках биологии.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Необходимо  непрерывно самообразовании, самостоятельно добывать знаний. Переход от объяснительно-иллюстративного способа обу…

Мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход на уроках биологии.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Необходимо  непрерывно самообразовании, самостоятельно добывать знаний. Переход от объяснительно-иллюстративного способа обу…

Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»

Методические ресурсы:  Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса –  отработка практически…

Мастер-класс «Активные приемы и методы обучения на уроках биологии»

Успользование активных методов и приемов обучения биологии на примере урока в 5 классе «Первый шаг в биологию»…

Разработка заданий с использованием структурно-логических схем на разных этапах урока истории

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого этапа ур…

мастер-класс на тему:Применение методов моделирования на уроках биологии

мастер-класс…

Материал опубликовал

Евгений Алексеевич17099

Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб «Эрудит» для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми

Россия, Ивановская обл., Тейково

12

Использование опорных схем в преподавании биологии «Кровь»

Использование опорных схем в преподавании биологии

Для развития интереса к предмету важна не только интеграция учебных предметов, но и «внутритемная» целостность, чтобы ученики сразу представляли целостную картину знаний определенной темы. Это становится возможным с применением блочного изложения материала. Блочное изложение позволяет съэкономить время для уроков-практикумов, консультаций, зачетов. Выстраивается определенная методическая схема: урок-лекция ( теория, анализ, обобщение с обязательным использованием опорных схем); урок-взаимообучение; урок-практикум; урок-семинар. Вполне понятно, что эта схема мобильна. Из-за невозможности выделитьь на каждую форму отдельный урок практикуется совмещение на одном уроке пратикума и консультации, консультации и зачета. Все зависит от времени, отведенного на изучение темы.

Я хочу рассказать об опыте работы в профильных экологических классах, которые появились в школе очень давно, около 30 лет назад. Начинался профиль уже с 7 класса. На биологию было выделено достаточное количество часов. Поэтому можно было и разнообразить формы работы. Расссмотрим пример изучения темы «Кровь». Первый урок по теме начинается с рассказа учителя о внутренней среде организма. Затем начинается лекция. На столах у детей опорные схемы с пропусками. По мере объяснения материала на доске и в тетрадях выстраивается опорный конспект. Урок завершается сжатым объяснением, обобщением. С него же начинается и второй урок ( уроки шли парами).Объяснение снова идет по опорным схемам. Затем в течение 10 минут учащиеся по группам изучают свой вопрос, чтоб потом в парах сменного состава рассказать материал одноклассникам. В конце второго урока снова работа с опорными схемами..С ними у доски работают ученики, дорисовывая недостающие детали, специально мной убранные. Третий и четвертый урок – лабораторный практикум. ( Если кому интересно – напишу). Теоретические знания подтверждаются экспериментом. Пятый урок — интеллектуальная игра по теме или семинар-регламентированная дискуссия. На следующем уроке консультация и зачет по теме.

При таком изучении материала идет его многократное повторение. Большая часть темы отрабатывается на уроке, что позволяет при большом объеме материала не загружать учащихся домашними заданиями. Используемые опорные схемы позволяют сконцентрировать материал, выделить самое существенное. При постоянной работе по этой методической теме у учеников формируется определенный тип поведения, совершенствуются общеучебные и специальные предметные умения и навыки. Га уроках формируется положительное эмоциональное отношение к учению, предоставляется возможность самостоятельно использовать имеющиеся знания для объяснения опытов, результатов самонаблюдений. Опорные схемы позволяют обозреть суть предмета исследования, отбросить затеняющие мелочи. Схема – это целенаправленное обобщение материала, ее легко усвоить.

В начале работы со схемами рядом с ее элементами –рисунками, словами, расставляю цифры. То же делают и ученики в своих схемах. К каждой цифре должно быть одно-два предложения. Так просто передается логика вопроса, идет развитие монологической речи.

Начиная работу с опорными схемами, объясняю принцип их составления. Затем прямо на уроке предлагаю ученикам самостоятельно составить схему по данному вопросу. По завершению работы желающие зарисовывают на доске свои схемы, а я свою. Сравниваем, обсуждаем детали и находим совместное решение. Порой находки учеников бывают довольно интересными. В старших классах доля этой работы увеличивается существенно. Сотворчество плодотворно развивается И сбываются слова Выготского: « То, что ребенок сегодня сделает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно».

Даю образец трех схем .Первая, горизонтальная, на столах. Ученики ее дополняют по ходу объяснения. Вторую и третью они получают готовыми.

Опорная схема для учащихся на уроке по теме «Кровь»
JPG / 1.03 Мб
Готовая схема по теме «Кровь» начало
JPG / 753.88 Кб
Опорная схема по теме»Кровь» продолжение
JPG / 956.17 КбДанные схемы использовал сейчас и для подготовки к итоговой аттестации

Опубликовано 08.01.17 в 23:43 в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»



Размер файла: 13.46 Кбайт

Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 7 города Макеевки»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦ, СХЕМ, РИСУНКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Подготовила:

Белинская Виктория Анатольевна,

учитель биологии и химии,

специалист первой категории

2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦ, СХЕМ, РИСУНКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Эти приемы помогают учащимся усваивать большой объем учебной информации без увеличения учебного времени за счет ее систематизации (обобщения, структурирования). Они позволяют развивать у учащихся способность к классификации, умение свернуть и развернуть информацию, активизируют познавательные интересы учащихся, повышают активность учеников на уроке, снижают утомляемость, уменьшают количество времени на выполнение домашнего задания.

Таблицы

Использование таблиц на уроках способствует развитию информационной компетентности. Учащиеся приобретают умение свернуть и развернуть информацию (при составлении таблицы по тексту учебника и справочной литературе, при подготовке развернутого ответа с опорой на таблицу и др.).

Таблицы условно можно разделить на три основных вида:

  1. Таблицы-схемы

Они представляют собой классификацию природных объектов, явлений и процессов, изучаемых в курсе школьной биологии. Их составление я часто применяю на уроках для самостоятельной работы учащихся. Также использую их при объяснении нового материала, при повторении и обобщении пройденного материала, на обобщающих уроках.

  1. Таблицы-справочники

Они содержат справочные сведения. Кроме привычных цифр сюда, как правило, включена дополнительная информация, взятая из литературных источников. Учащиеся используют их для выполнения практических работ, во время работы в группах.

3) Таблицы-сравнительные характеристики.

Они дают сравнительную характеристику семейств растений, классов животных и т. д. Я применяю их при проведении практических и контрольных работ.

Схемы

Конспекты-схемы предложил использовать С.Д. Шевченко (г. Курахово Донецкой области). Это обычные, всем понятные схемы изучаемой темы, в которых четко обозначено основное содержание, выделены основные понятия и факты. В них не используются опорные сигналы типа условных ассоциаций, на которых основаны листы с опорными сигналами В.Ф. Шаталова.

Структурно-логические схемы (СЛС) – это своеобразные планы-конспекты, с помощью которых ученик “включает” различные анализаторы памяти (М.С. Винокур). В основе построения СЛС лежат идеи В.Ф. Шаталова об изучении учебного материала крупными смысловыми блоками.

Логические опорные конспекты (ЛОК) — это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем (А.В. Шатных).

Назначение ЛОК в том, чтобы создать у школьников четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний, помочь разобраться в его структуре, выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции и содержанием последующих занятий, помочь учащимся осмыслить и запомнить основной материал.

В ЛОК обязательно должны быть указаны такие элементы содержания урока:

  • главные понятия и их основные признаки;

  • причинно-следственные связи;

  • общие черты изучаемых объектов или явлений;

  • направления развития каких-либо процессов;

  • самые яркие факты, характеризующие объекты, явления или процессы.

Основные требования к отображению содержания в ЛОК – лаконичность , структурность, компактность расположения учебного материала, простота изображения, доступность для понимания, оптимальность объема, выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращения слов, стрелок, символов и т. п.

В процессе изложения учебного материала я строю схемы на доске. Учащиеся параллельно переносят их в тетради. В этом случае у учащихся работают все органы чувств и мышление, происходит не только восприятие, но и осмысление. Представление учащимся сразу всей готовой схемы нецелесообразно, т. к. в этом случае они стремятся перенести его в свою тетрадь вне связи с изложением учителя. Готовые схемы использую при закреплении изученного материала (задаю вопросы, предлагаю учащимся по желанию повторить ход рассуждения). При устном опросе д/з разрешаю слабоуспевающим учащимся пользоваться схемами в их тетрадях.

Рисунки

Независимо от способностей все учащиеся любят рисовать. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности. Все они заняты работой.

Рисунок – один из признанных приемов обучения биологии. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики срисовывают эти рисунки в тетради, происходит непроизвольное запоминание материала. Задача учителя сводится к тому, чтобы не только помочь ученикам создать рисунки, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения.

При подготовке к урокам (особенно в 6 классе) я продумываю нужный рисунок и выполняю его в своем рабочем плане. Предварительная подготовка рисунка дает возможность выбрать нужный вариант, продумать пояснительные надписи. На уроках я применяю рисунки на классной доске при изложении учебного материала, его закреплении, а также при опросе учащихся. Обычно применяю схематический рисунок – он занимает минимум времени. Учащиеся выполняют рисунки карандашом (предлагаю по желанию разукрасить их дома).

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Растительная клетка

1- оболочка

2- цитоплазма

3- ядрышко

4- ядро

5- лизосома

6- хлоропласт

7- вакуоль

8- эндоплазматическая сеть

9- зерна крахмала

10- аппарат Гольджи

11- рибосомы

12- митохондрия

СТРОЕНИЕ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ

Животная клетка

1- оболочка

2- цитоплазма

3- ядрышко

4- ядро

5- лизосома

6- клеточный центр

7- вакуоль

8- эндоплазматическая сеть

9- пиноцитозный пузырек

10- аппарат Гольджи

11- рибосомы

12- митохондрия

Г Е О Х Р О Н О Л О Г И Ч Е С К А Я Т А Б Л И Ц А

Эра

Период

Возраст

от начала, млн. лет

Развитие жизни

Кайнозойская

Четвертичный (антропоген)

1,8

Вымерли мамонты, саблезубые тигры. Формирование современного растительного и животного мира. Появление человека (Homo sapiens).

Неогеновый

25

Расцвет млекопитающих, птиц, насекомых. Господство покрытосеменных растений.

Палеогеновый

67

Развитие млекопитающих, птиц. Появились общие предки человекообразных обезьян и людей.

Мезозойская

Меловой

137

Вымирание динозавров. Распространение насекомых и покрытосеменных растений. Появление высших млекопитающих.

Юрский

195

Господство голосеменных растений, пресмыкающихся (динозавров). Появление первых птиц.

Триасовый

230

Начало расцвета пресмыкающихся. Появление млекопитающих.

Палеозойская

Пермский

285

Вымирание около 95 % всех видов. Расцвет голосеменных растений. Развитие пресмыкающихся.

Каменноугольный (карбон)

350

Расцвет земноводных и папоротников. Появление первых рептилий, летающих насекомых.

Девонский

400

Появление первых амфибий. Появление на суше лесов из плаунов, папоротников, мхов.

Силурийский

440

Выход растений и беспозвоночных на сушу.

Ордовикский

500

Появление первых позвоночных (бесчелюстных рыб), коралловых полипов.

Кембрийский

570

Появляются хордовые, беспозвоночные.

Протерозойская

2600

Расцвет эукариот – зеленых водорослей. Появление многоклеточных: водорослей, губок, кольчатых червей.

Архейская

4000

Следы жизни незначительны. Появление прокариот – бактерий и сине-зеленых водорослей.



Использование таблиц и схем на уроках биологии для эффективности подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

Подписи к слайдам:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»
г. Балашов Саратовской области

  • <number>
  • Использование таблиц и схем на уроках биологии для эффективности подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
  • Учителя биологии первой квалификационной категории
  • Куренковой Татьяны Александровны
  • <number>
  • Цели и методы
  • Методическая система учителя основана на использовании системы опорного конспекта при обучении биологии
  • Цель:
  • Формирование у обучающихся готовности и способности
  • самостоятельно, творчески осваивать учебный материал
  • и применять полученные знания на практике
  • Сущность метода:
  • Введение общих (урочных) и частных (фрагментарных) методов научного познания в процессе обучения на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
  • актуализация межпредметных и внутрипредметных связей;
  • усложнение содержательной и совершенствование процессуальной сторон познавательной деятельности;
  • изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества;
  • использование дифференцированного подхода

З а д а ч и

  • <number>
  • развитие умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать эти умения и навыки на практике;
  • развитие способностей: внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие самостоятельности при работе с текстовым материалом;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие коммуникативной компетенции;
  • Формирование интересов и навыков к исследовательской деятельности;
  • воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы.

Опорная система, используемая на уроках биологии

  • <number>
  • Виды опорных систем
  • Таблицы
  • Опорные системы
  • уроков
  • Схемы
  • Обобщающие
  • Сравнительные
  • На урок
  • На тему
  • Фрагментарные
  • На урок
  • Использование
  • при изучении нового материала
  • при контроле знаний, при подготовке к ГИА и ЕГЭ
  • в качестве домашнего задания
  • Виды опорных систем

Преимущества опорных систем

  • <number>
  • Активизация
  • памяти
  • Развитие
  • логического
  • мышления
  • Развитие
  • творчества
  • Развитие
  • коммуника-
  • тивной
  • компетенции
  • Анализ
  • текста
  • самоконтроль
  • опорная система
  • Помощь в
  • подготовке
  • домашнего
  • задания
  • Экономия
  • времени
  • Гуманизм
  • обучения
  • Использование
  • мульти-
  • медийных
  • технологий

11 класс. Тема: «Генетика пола»

  • <number>
  • Хромосомы
  • Аутосомы Половые
  • * определяют развитие и строение *определяют половую принадлежность
  • организма особи
  • гомологичные негомологичные — ХУ
  • гомологичные – ХХ
  • человек 2n =46  ♀ 44A + XX ♀ 44A + XY
  • Q 22A + X 22A + X 22A + Y
  • => ♀- гомогаметный ♂ — гетерогаметный
  • * Пол будущего потомства определяет гетерогаметный организм.
  • У птиц: ♀ — ХУ клопы: ♀ — ХХ
  • ♂ — ХХ ♂ — ХО
  • Червь бонелия  личинка свободноживущая => будет самка
  • (от условий среды) личинка – паразит => будет самец

Борьба за существование

  • <number>
  • Несоответствие
  • численности
  • и средств к
  • существованию
  • Борьба за
  • существование
  • Внутривидовая
  • Межвидовая
  • Борьба с
  • неблагоприятными
  • условиями
  • Приводит к приспособленности организмов, т.е.
  • к выживаемости, в данных условиях среды обитания

Обобщающая таблица

  • <number>
  • Название периода
  • Характеристика периода
  • Зародышевый
  • период
  • Растение в состоянии семени
  • Период
  • молодости
  • От прорастания семени до первого цветения (плодоношения)
  • Период
  • зрелости
  • От первого цветения до периода не цветения и плодоношения
  • Период
  • старости
  • не цветение
  • плохо растут и развиваются
  • отмирание органов

Сравнительная таблица (9-10 класс)

  • <number>
  • ДНК
  • 1. АЗОТИСТЫЕ ОСНОВАНИЯ
  • А- аденин
  • Т-тимин
  • Г-гуанин
  • Ц-цитозин
  • 2. УГЛЕВОД — Дезоксирибоза (С5)
  • 3. Остаток Н3РО4
  • РНК
  • 1. АЗОТИСТЫЕ ОСНОВАНИЯ
  • А
  • У-урацил
  • Г
  • Ц
  • 2. УГЛЕВОД — Рибоза (С5)
  • 3. Остаток Н3РО4
  • АЗОТИСТЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЕДИНЕНЫ В ДНК ВОДОРОДНЫМИ СВЯЗЯМИ ПО ПРИНЦИПУ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ («ключа и замка»)
  • ДНК – ЭТО ДВОЙНАЯ ПЛЕКТОНОМИЧЕСКИ ЗАКРУЧЕННАЯ СПИРАЛЬ
  • — НАКОПЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ВИДЫ РНК – М(Р) – рнк (рибосомальная)
  • Т – рнк (транспортная)
  • И – рнк (информационная)
  • РНК – ОДНОЦЕПОЧЕЧНАЯ МОЛЕКУЛА КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ОДНОЙ НИТИ ДНК
  • — РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • <number>
  • А) песчаные 
  • Глубина заделки семян
  • Сроки посева
  • Условия прорастания семян (6 класс)
  • Определённое количество воды (Н2О)
  • Наличие воздуха (О2)
  • Определение t 0 С
      • — теплолюбивые (200 С – 250 С)
      • — холодостойкие (0 — +10С)
  • Запасные питательные вещества
  • Посев весной
  •  яровые
  • Посев осенью
  •  озимые
  • — пшеница
  • — лук, чеснок
  • Семян 0,5 — 1мм
  • 2 – 4 мм
      •  5 мм
  •  3 — 4 см
  •  4 – 5 см
  • Глубже 5 см ( ≈ до 10 см)
  • Необходимо учитывать состав почвы
  • на 1 см
  • на 1 см
  • Б) глинистые 

Обобщение системы

  • <number>
  • 5 класс
  • 6-7 класс
  • 8-9 класс
  • 10-11класс
  • -готовые мини схемы
  • -схематичная запись выводов
  • — обобщающие таблицы
  • схемы фрагментов уроков
  • — сравнительные таблицы
  • — активное участие в составление систем на уроке
  • — самостоятельное моделирование различных систем
  • описание схем, рисунков
  • — работа с текстом
  • — краткие ответы
  • самостоятельное
  • составление таблиц, мини схем
  • развернутые ответы по плану
  • — выделение главной мысли в тексте (анализ фрагмента текста)
  • развернутые ответы с использованием систем и без них
  • — анализ текста
  • — владение всеми формами работ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти музыку на ютубе для роликов
  • Как найти количество экстремумов на промежутке
  • Как составить террариум
  • Маржа покрытия как найти
  • Как исправить ошибку документ не прошел проверку