Как составить схему к составной задаче

На чтение 3 мин. Просмотров 205k.
Обновлено 12.08.2021

В этой ветке форума вы найдете основные типы задач для второго класса и схемы к ним. Теперь требования в начальной школе отличаются от тех требований, по которым учили нас в свое время. Раньше учили лишь записывать краткую запись, учителю важно было правильное решение и ответ. Теперь же обязательно требуется схема к задаче в виде одного или нескольких отрезков. На отрезках указываются данные и неизвестное.

Решение задачи у каждого ученика было по 3 ручки и 2 карандаша смотрите здесь

Содержание

  1. Задачи на нахождение суммы
  2. Задачи на увеличение уменьшение числа на несколько единиц
  3. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
  4. Задачи на нахождение остатка
  5. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого
  6. Задачи на разностное сравнение
  7. Задачи с косвенными вопросами
  8. Составные задачи на нахождение суммы
  9. Составные задачи на нахождение остатка
  10. Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого
  11. Составные задачи на нахождение третьего слагаемого
  12. Составные задачи на нахождение суммы
  13. Составные задачи на нахождение уменьшаемого

Задачи на нахождение суммы

У Сони было 4 синих карандаша и 3 коричневых. Сколько было всего карандашей у Сони?

Задачи на увеличение уменьшение числа на несколько единиц

Ване 8 лет, а его сестре – на 8 лет больше. Сколько лет сестре?

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

У кошки было 10 котят. 2 из них белого цвета, остальные — серого. Сколько серых котят было у кошки?


Задачи на нахождение остатка

.
У Вероники было 10 рублей. Она купила ручку за 8 рублей. Сколько денег осталось у Вероники?

Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого

У Вики было 9 конфет. Когда несколько конфет Вика отдала друзьям, у нее осталось — 6. Сколько конфет подарила Вика?

Задачи на разностное сравнение

У Марины было 8 тетрадей, а у Маши — 5. На сколько больше тетрадей у Марины, чем у Маши?

Задачи с косвенными вопросами

Мама купила 7 кг вишни. что на 2 кг меньше, чем облепихи. Сколько кг облепихи купила мама?


Составные задачи на нахождение суммы

Хозяйка купила 3 кг яблок, а груш на 2 кг больше. Сколько всего фруктов купила хозяйка?

Составные задачи на нахождение остатка

Пете задали читать на лето 3 книги зарубежной литературы и 5 книг отечественной. После прочтения 6 книг, Пете осталось читать еще несколько. Cколько книг осталось прочитать Пете?

Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого

У кошки было 5 белых котят и 4 дымчатых. Когда несколько котят отдали, то их осталось 6. Сколько котят отдали?

Составные задачи на нахождение третьего слагаемого

Три друга – Миша, Саша и Ваня — получили за четверть 60 пятерок. Миша получил 10 пятерок, Саша – 20. Сколько пятерок получил Ваня?


Составные задачи на нахождение суммы

У Василисы 6 карамелек, шоколадных конфет на 4 меньше, мятных подушечек на 2 больше, чем шоколадных конфет. Сколько мятных подушечек у Василисы?

Составные задачи на нахождение уменьшаемого

Из пенала Витя взял 3 карандаша и 2 ручки. Сколько школьных принадлежностей в пенале было сначала, если в ней осталось 3 фломастера?


спасибо за схемы. но есть еще правила к схемам, а как они пишутся?


adoksana69, правил для составления схем нигде не видел. Нужно знать как, к каждому типу задач составляется схема. Ребенок справляется с заданием с помощью выработка навыка.

В современной начальной школе требования к оформлению задачи несколько отличаются от привычных родителям. Стало обязательным использование схем  в виде одного или нескольких отрезков, на которых отображаются данные и неизвестное. Иногда сложность у ребенка вызывает именно решение задачи с использованием схемы.

Суть схем в том, чтобы по условию задачи определить, что за тип схемы ей соответствует, и найти решение с использованием этой схемы. Такой подход помогает упростить решение текстовых задач в старших классах и составление системы уравнений.

В этой статье мы проиллюстрируем все схемы к математическим задачам, а потренироваться определять схему и подготовиться к решению задач вы сможете на тренажере.

Задачи на нахождение суммы

У Максима было 4 яблока и 3 груши. Сколько всего было фруктов у Максима?

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

У Иры 8 карандашей, а у Коли – на 8 больше. Сколько карандашей у Коли?

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

У Васи было 10 рублей. Два рубля он потратил на леденец, а остальные – на жвачку. Сколько рублей Вася потратил на жвачку?

Задачи на нахождение остатка

У Юры было 10 конфет, 8 конфет Юра раздал друзьям . Сколько конфет осталось у Юры?

Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого

У Петиной кошки родилось 9 котят. Когда Петя раздал несколько котят знакомым, у него осталось 6 котят. Сколько котят раздал Петя?

Задачи на разностное сравнение

У Маши было 8 комиксов, а у Наташи – 5. На сколько комиксов больше у Маши, чем у Наташи?

Задачи с косвенными вопросами

Бабушка сварила 7 банок малинового варенья, что на 2 банки меньше, чем абрикосового варенья. Сколько банок абрикосового варенья сварила бабушка?

Составные задачи на нахождение суммы

Папа купил 3 килограмма леденцовых конфет, а шоколадных конфет на 2 кг больше. Сколько всего килограмм конфет купил папа?

Составные задачи на нахождение остатка

Лене задали решить 3 задачи на сложение и 5 задач на вычитание. После решения 6 задач, Лене осталось сделать еще несколько. Cколько задач осталось решить Лене?

Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого

У Вити было 5 игрушечных гоночных машин и 4 обычных игрушечных машины. Несколько машин Витя подарил Толе, и у Вити осталось 6 машин. Сколько игрушечных машин Витя подарил Коле?

Составные задачи на нахождение третьего слагаемого

На трех грядках росли свекла, редис и морковь. С трех грядок хозяйка собрала 60 овощей. С двух грядок получилось 10 свекл и 20 редисок. Сколько морковок собрала хозяйка? 

Составные задачи на нахождение уменьшаемого

Из мешка с подарками Дед Мороз достал 3 куклы и 2 набора Лего. Сколько всего подарков было у Деда Мороза в мешке, если в нем осталось 3 мягких игрушки?

Рассмотрим
возможность использования схем при
знакомстве с составной задачей и обучении
решению составных задач на сложение и
вычитание в 1 и 2 классе.

Использование
схематического моделирования
рассмотренного вида позволяет построить
процесс знакомства с составной задачей
на основе частично-поискового метода:
при таком подходе достаточно после
решения простой задачи задать еще один
вопрос, и схема приобретает новый вид,
моделируя ситуацию составной задачи.

Рассмотрим
этот прием на задаче:

Саша
нашел 7 грибов, а Петя — на 2 гриба больше.
Сколько грибов у Пети?

После
составления схемы и записи решения
учитель спрашивает:

— А
если Саша и Петя на обратном пути сложили
все грибы в одну большую корзину, можно
узнать, сколько в ней оказалось грибов?
(Да,
можно, если узнать, сколько грибов
положил туда Петя и сколько Саша.)

— Давайте
обозначим эту корзину на схеме. Знаем
мы сразу сколько в ней грибов? (Нет.)

— Обозначим
ее символом (У)

— Покажите,
какие грибы положили в нее дети.

Ученик
у доски движением руки показывает, какие
грибы положены в корзину, и вслед за
движением руки рисует стрелки. Схема
приобретает вид:

Вторая
часть схемы определяет сложение, значит,
можно поставить знак: +.

Схематический
рисунок такого вида ученики легко
переводят в символическую запись
решения. При желании на схеме можно
проставить порядок действий:

В
таком виде схема играет роль плана
решения.
После
того, как найден ответ на второй вопрос,
учитель обращает внимание детей на тот
факт, что до сих пор они таких задач еще
не решали. Вводится понятие составной
задачи как задачи, для решения которой
требуется выполнить больше одного
действия.

Использование
приема моделирования простой задачи с
помощью схемы снимает необходимость
готовить ученика к решению составных
задач как к чему-то новому. Обученный
прежде всего обращать внимание на данные
и искомое, на характер и структуру связей
между ними, ученик переносит это умение
на процесс решения составной задачи.
Разница для него только в том, что данных
стало больше и характер связей стал
более разнообразным.

Уже
на первых уроках знакомства с составной
задачей детям можно предлагать схемы
составных задач, помогая составить по
ним задачи и решить их.

Например:

Практика
показывает, что дети уже на первых уроках
знакомства со схемами составных задач
легко «читают» такие схемы, составляют
по ним задачи и решают их, записывая при
этом решения в виде выражения там, где
это соответствует структуре схемы
(схемы I и II).

Далее
при обучении решению составных задач
учитель ориентируется на те же этапы,
что и в работе с простой задачей. Умения,
сформированные у детей при решении
простых задач, получают дальнейшее
развитие, становятся более совершенными.
Приемы работы с моделью, используемые
на каждом этапе работы с задачей, носят
более разнообразный и сложный характер.

В
автобусе ехали 10 человек. На первой
остановке в автобус вошли 9 человек, на
второй вошел еще 1 человек. Сколько
человек стало в автобусе?

В
связи с тем, что при решении составной
задачи может быть использована новая
форма записи ее решения — в виде
выражения, при разборе этой задачи может
быть использован такой методический
прием.

После
чтения задачи и разбора ее текста учитель
предлагает детям рассмотреть готовые
схемы на доске и выбрать ту, которая
подходит к данной задаче.

При
анализе выбранных схем I и III учитель
обращает внимание учащихся на то, что
схема I отражает последовательность
событий: 9 человек вошли на первой
остановке, 1 человек — на второй остановке.
Но поскольку все они в конечном счете
едут в одном автобусе и в задаче
спрашивается «Сколько человек стало в
автобусе?», схема III также отражает
структуру этой ситуации.

При
выборе схем учитель показывает детям
две формы записи решения:

1)
10 + 9 — 19 (ч.) и 10 + 9 + 1 = 20 (ч.)

2)
19+1=20
(ч.)

и
предлагает определить, какая из форм
записи подходит к схеме III, а какая — к
схеме I. Схема III определяет форму записи
выражением, схема I — по действиям. Такие
упражнения на установление связей между
структурой схемы и формой записи решения
способствуют формированию аналитических
способностей: ученик в состоянии
проанализировать структуру схемы и
соотнести ее со структурой записи
решения. Здесь же можно обсудить вопрос
о том, какая из схем и, соответственно,
приемов записи решения задачи имеют
более экономную компактную форму.

После
работы над этой задачей полезно обратить
внимание учащихся на схему И:

— Почему
вы считаете, что эта схема не подходит
к данной задаче? (Стрелка
показывает, что 1 пассажир вышел, а не
вошел.)

— Составьте
задачу по этой схеме. (Дети
составляют задачу.)

— Чем
похожи эти задачи?
них одинаковые данные и одинаковые
вопросы.)

— Чем
они отличаются? (Характером
событий, а значит, и решения будут
разные.)

— Зная,
что в автобусе было 10 пассажиров и на
остановке вошли 9 пассажиров, что можно
узнать? (Сколько
пассажиров стало в автобусе после первой
остановки.)

— Какое
действие нужно использовать? (Сложение.)
Схему
дополняют знаком действия.

— Зная,
сколько всего пассажиров в автобусе и
что один пассажир вышел на следующей
остановке, что можно узнать? (Сколько
их осталось.)

— Какое
действие? (Вычитание.)

Схему
дополняют знаком действия, и в таком
виде она выполняет роль плана решения:

Решение
данной задачи целесообразно записать
и по действиям и выражениям, так как ее
схема не имеет ярко выраженного характера,
соответствующего той или иной форме
записи.

Приведем
примеры составных задач:

Девочка
купила блокнот за 8 рублей, карандаш за
3 рубля и линейку за б рублей. Сколько
денег она потратила?

Схема
к этой задаче может быть составлена по
типу схемы III (см. выше).

В
бидоне 24 л молока. Одному покупателю
отлили 3 л, другому 5 л. Сколько молока
осталось в бидоне?

Схема
к этой задаче может быть составлена
двух видов:


Схема
I соответствует записи решения выражением.
Схема II отражает последовательность
событий (сначала одному покупателю
отлили З л, потом другому — 5 л) и
соответствует записи решения по действиям
(количество строк записи решения
показывает и количество знаков вопроса
в схеме).

Решение
большинства составных задач в 1—2 классе
тесно связано со свойствами арифметических
действий (прибавление числа к сумме,
вычитание числа из суммы, прибавление
суммы к числу, вычитание суммы из числа).
Эти свойства позволяют решать составные
задачи различными способами.

Утром
ушли в море 20 маленьких и 8 больших лодок.
6 лодок вернулись. Сколько лодок должно
еще вернуться?

Для
того чтобы нахождение разных способов
решения данной задачи не превратилось
в формальное манипулирование числами
на основе свойств арифметических
действий, необходимо уделить основное
внимание анализу ситуации, которая дана
в задаче. При анализе текста главным
будет являться вопрос: «Знаем мы, какие
лодки возвращались — большие, маленькие
или те и другие?» (Нет.
Мы знаем только, что их вернулось 6.)

После
уточнения этого факта можно использовать
такой методический прием: учитель
открывает на доске три заготовленных
заранее схемы и предлагает детям выбрать
подходящую к данной задаче. Ученик,
выбирающий схему, должен рассказать
соответствующую этой схеме версию
событий задачи (вернулись только большие
лодки, только маленькие, те и другие).
Схемы к этой задаче имеют вид:

Этим
трем схемам соответствуют три разных
способа решения, которые дети составляют
после разбора каждой схемы:

I.
1) 20 + 8 = 28 (л.)
II. 1) 20 — 6 = 14 (л.)
III. 1)8-6
= 2 (л.)

2)
28 — 6 = 22 (л.)
2)
14 + 8 = 22 (л.) 2)20+ 2 = 22(л.)

Все
три решения имеют одинаковый ответ,
следовательно задача решена верно.

Можно
было использовать и такой методический
прием: предложить учащимся не только
три готовые схемы, но и сразу три варианта
решения. Это упражнение направлено на
формирование аналитических способностей:
ученики должны соотнести структуру
схемы со способом решения и выбрать к
каждой схеме соответствующую запись,
объясняя логику своего выбора.

Использование
приема моделирования при формировании
умения решать задачи предполагает в
основном синтетический подход к ее
разбору. Психологически это обусловлено
тем, что в возрасте 6—7 лет развитие
способности к синтезу опережает развитие
способности к анализу. На этом этапе
ребенку ближе и понятнее синтетический
подход к задаче («от данных»), который,
кроме того, значительно короче, а значит,
более доступен. Синтетическая схема, в
отличие от аналитической, является
прежде всего моделью ситуации, предлагаемой
в задаче. В связи с этим она как бы
направляет ход мысли. Синтетическая
схема обычно отражает ход событий в
задаче, приучая ребенка к внимательному
изучению ситуации, соблюдению хронологии,
помогает выстраивать цепочку рассуждений,
следуя за главными событиями, не
отвлекаясь на второстепенные детали.

Приведем
пример синтетического разбора задачи,
сопровождаемого составлением схемы.

Первоклассники
заготовили для птиц б кг рябины и 4 кг
семян арбуза. За зиму они скормили птицам
9 кг корма. Сколько кг корма осталось?

— Что
можно узнать, если известно, что дети
заготовили рябины 6 кг и арбузных семян
4 кг? (Можно
узнать, сколько корма заготовили всего.)

— Как
это сделать? С помощью какого действия?
(Надо
сложить 6 кг и 4 кг.)

— Что
можно узнать, если известно, сколько
корма было всего и сколько съели птицы?
(Можно
узнать, сколько его осталось.)

— Как
это узнать? (Надо
от всего корма отнять 9 кг.)
Схема,
соответствующая этому разбору, выглядит
так:

Характерно,
что синтетический разбор обычно
сопровождается составлением плана
решения, так как при каждом следующем
«шаге» используется данное, найденное
на предыдущем «шаге».

Приведем
аналитический разбор («от вопроса») той
же задачи:

— Что
нужно знать, чтобы ответить на вопрос
задачи? Или: Что нужно знать, чтобы
определить, сколько килограммов корма
осталось? (Нужно
знать, сколько корма заготовили и сколько
скормили птицам.)

— Известно,
сколько скормили птицам? (Да,
9 кг.)

— Известно,
сколько корма заготовили? (Неизвестно.)

— Что
нужно знать, чтобы определить, сколько
корма заготовили? (Нужно
знать, сколько заготовили рябины и
арбузных семечек.)

— Известно,
сколько было рябины? (Да,
6 кг.)

— Известно,
сколько было арбузных семян? (Да,
4 кг.)
Схема,
соответствующая такому разбору, выглядит
так:

Чтобы
составить план решения, надо вернуться
по этой схеме «обратно»:

— Как
узнать, сколько корма запасли? (Сложение.)

— Как
узнать, сколько корма осталось?
(Вычитание.)

Как
видно из приведенного примера, составление
аналитической схемы требует хорошо
развитого «обратного» хода мысли,
высокого уровня сформированное™
аналитических способностей.

При
постепенном переходе от использования
предметной наглядности к использованию
схемы (абстрактного изображения ситуации,
предложенной в задаче) создаются
предпосылки и фактически ведется работа
по формированию у ребенка умения
абстрагироваться: умения, являющегося
необходимым для развития математического
мышления.

Схема
состоит из элементов, смысл которых
легко понимается маленькими детьми:
кружков, квадратиков, стрелок. Таким
образом, схема, с одной стороны, легко
выполняется учеником, так как не требует
никаких специальных графических умений,
а с другой — не требует умения достаточно
хорошо писать опорные слова, что
необходимо для оформления краткой
записи. Такая модель задачи позволяет
сделать математические связи и зависимости
наглядными для учеников, причем это
относится не только к явным, но и скрытым
зависимостям между величинами. Схема
является абстрактным изображением той
ситуации, которая дана в задаче, она
позволяет абстрагироваться от
несущественных подробностей, приучает
ученика быстро находить главное в задаче
(данные, искомое) и тем самым помогает
осознать условие и выбрать действие.

Таким
образом, схема несет двоякую нагрузку:
с одной стороны, она является абстрактной
моделью, с другой стороны, схема достаточно
конкретна: зримо воспринимаемая,
воплощает фактически те мыслительные
действия, которые ученик проделывает,
моделируя задачу, т. е. является итоговым
результатом внутренних действий.
Возможность воплотить эти действия и
их результат во внешнюю опору для многих
учеников служит той самой необходимой
ступенькой, поднявшись на которую, они
могут двигаться дальше к адекватной
мысленной модели ситуации. Наличие
схемы на доске или индивидуальной
карточке поможет сориентироваться даже
слабым учащимся. Анализ проводится,
когда схема в первом приближении
составлена, что облегчает ученику эту
процедуру и резко сокращает затраты
времени. Кроме того, готовая схема
исключает этап поиска пути решения, так
как она сама является схемой способа
действия, способа решения. И, наконец,
схема является также и средством контроля
(самоконтроля), поскольку ребенок всегда
может сравнить выполняемые им действия
со способом действия, зафиксированным
в схеме. Если учесть при этом, что
использование приема моделирования
(со схемой в качестве модели) помогает
формированию таких приемов умственной
деятельности как абстрагирование,
анализ, синтез, а также способствует
формированию внутреннего плана действий
у ребенка, то можно с уверенностью
утверждать, что использование описанного
приема моделирования при обучении
решению задач в первом классе будет
способствовать развитию мышления,
развитию математических способностей.

В
настоящее время методисты стали много
внимания уделять приему моделирования
задачи с помощью различных схем (Н.Б.
Истомина, Л.Г. Петерсон и многие другие).
Однако во всех случаях идет речь об
обучении ребенка использованию сразу
графической модели в виде отрезков —
так называемой схемы
в отрезках,
где
различные совокупности или величины,
заданные в задаче, изображаются с помощью
отрезков. Безусловно, эти схемы являются
очень действенными и, как будет показано
ниже, фактически универсальными при
обучении ребенка решению задач. Но сама
форма этой схемы является очень
абстрактной и слишком условной для
понимания многих шестилетних школьников.
У учителя обычно уходит много сил на
обучение детей этому способу моделирования
уже с 1 класса. Возможно, именно поэтому
новый вариант учебника математики Н.Б.
Истоминой для четырехлетней школы,
активно использующий схему в отрезках
для обучения решению задач, предполагает
знакомство с задачей только во 2 классе.
Схема в отрезках, даже предъявляемая
ребенку в учебнике готовой, не дает
ученику, если он заранее не обучен
специально вычерчиванию и чтению этой
модели, визуально сразу схватываемую
и понятную с первого взгляда картину
выбора действия.

Учителя
уже обращают внимание на то, что наличие
в учебниках большого количества готовых
схем в отрезках ко многим задачам значимо
не влияет на уровень сформированное™
умения решать задачи у школьников. Это
объясняется тем, само умение строить
графическую модель к задаче является
базовым для обучения ее решению.
Формировать это умение следует постепенно
повышая уровень абстрактности используемой
модели, переход от предметного
моделирования сразу к абстрактной схеме
в отрезках для многих детей слишком
сложен. Опыт показывает, что даже для
учителя составление схемы в отрезках
для задач чуть более повышенного уровня
сложности требует специального обучения.

Предлагаемый
нами для 1 класса вариант схемы является
намного более простым как в исполнении,
так и для понимания ребенка, и не требует
для начала даже обучения вычерчиванию
отрезков и пониманию процесса суммирования
отрезков, что необходимо для работы со
схемой в отрезках. Использование этого
варианта схемы позволяет знакомить
детей с задачей в соответствии с
программой традиционного учебника уже
в начале 1 класса.

Обновлено: 25.05.2023

Все, кто учился в школе, помнят, что к задачам составлялась краткая запись. Сейчас вместо краткой записи учителя могут использовать схемы и схематический чертёж к задачам. Это зависит от программы. О том, какие схематические чертежи к задачам бывают и как научить ребенка их составлять, эта статья. Сегодня поговорим о простых задачах, которые решаются сложением и вычитанием.

Пример 1

У Кати 7 шариков, а у Зины 2 шарика. Сколько всего шариков у девочек?

При составлении чертежа вводятся понятия «целое» и «части». При сложении целое — это результат (сумма), а при вычитании — уменьшаемое.

В данной задаче целое — это то, сколько всего шариков . А части- количество шариков у каждой девочки.

Дикие гуси живут 80 лет, а собаки – 20 лет. Орёл живёт столько, сколько собака и гусь вместе взятые. Сколько лет живёт орёл?

№ 2 Задача на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Длина синего отрезка 2 см, а красного – на 6 см больше. Какова длина красного отрезка?

№ 3 Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого

В столовой испекли 4 противня пирожков с капустой и 3 – с мясом. После обеда остался 1 противень. Сколько противней с пирожками съели?

№ 4 Составные задачи на нахождение суммы

У Оли 6 грецких орехов, миндаля – на 4 меньше, чем грецких орехов, арахиса — на 2 больше, чем миндаля. Сколько всего орехов у Оли?

№ 5 Составные задачи на разностное сравнение

В букете 7 гвоздик. Из них 4 белые, а остальные – розовые. На сколько меньше розовых гвоздик, чем белых?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Построение схему к задаче с двумя связанными отношениями»

Открытый урок на краевом семинаре «Введение федерального государственного стандарта в общеобразовательном учреждении».

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Составление схемы к задаче

Урок математики в 1 классе по УМК «Гармония» Цель: систематизировать знания о сложении двузначных чисел без перехода через разряд, продолжить подготовительную работу к решению задач.Задачи урока.

Примеры схем решения задач на нахождение суммы и остатка в 1 класе

Детям и родителям поможет такая подсказка при выполнении домашнего задания.

Памятка по математике «Виды схем» для учащихся начальной школы.

Памятка по математике «Виды схем» предназначена для учащихся 2-3 х классов. В ней раскрываются правила оформления схематического чертежа, решения и ответа решаемой задачи. Памятка пригодится как учащи.

Памятка «Как составлять схемы к задачам».

Эта памятка поможет учащимся правильно составить схемы к задачам.

Построение схемы к задаче. Дополнение текста задачи 2 класс

Конспект урока математики по теме «Построение схемы к задаче. Дополнение текста задачи» 2 класс ОС «Гармония».

В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько . осталось?»

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

В условии «на . больше»

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии «на . меньше»

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

«На сколько меньше. «

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «Было. Стало. «

В вопросе «Сколько добавили?»

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «Было. Осталось. «

В вопросе «Сколько уехало?»

«Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали. Осталось. «

В вопросе «Сколько было сначала?»

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

На начальном этапе обучения схемы и таблицы составляет учитель, но при переходе в среднюю школу ученики должны уметь делать это самостоятельно. Нет специальной методики и отдельно отведенного времени на уроке для того, чтобы научить детей создавать таблицы и схемы. Этот процесс постепенный и может проходить на любом занятии. Рассмотрим приемы, которые будут способствовать выработке такого умения

Использование схем и таблиц

Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Они размещены в учебниках и тетрадях с печатной основой. В продаже есть много наборов готовых таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ОБЖ и т.д., которые учитель использует как демонстрационный материал.

Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное.

Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно. В некоторых учебниках встречаются задания заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.

  • давать определение понятиям;
  • анализировать;
  • выделять характерные черты объекта;
  • классифицировать объекты;
  • упорядочивать информацию;
  • составлять списки;
  • пользоваться условными обозначениями и сокращениями.

Учимся составлять схемы

На уроках обучения грамоте

Со схемами ребенок знакомиться уже в начале первого класса. Это очень удобная форма передачи информации, особенно в ситуации, когда дети еще не умеют быстро читать и писать. Часто в схемы преобразовывают правила, которые необходимо выучить и уметь ими пользоваться.

В первую очередь школьники изучают схемы предложений и слов. Чтобы первоклассник мог сам составлять такие схемы, его надо познакомить с условными обозначениями слов, слогов, звуков и научить правильно анализировать предложение или слово.

Есть два вида упражнений, благодаря которым дети научатся работать со схемами предложений:

  • составь схему предложения;
  • придумай или выбери предложение, соответствующее схеме.

Можно предлагать детям делать это у доски или работая в парах. Хорошее тренировочное задание заключается в том, что один ученик составляет схему, а второй подбирает к ней предложение. При этом первый ученик должен будет проанализировать придуманный образец и самостоятельно определить, соответствует ли он схеме.

Более сложное задание — составление схемы слова. В ней первоклассник должен уметь не только указать количество звуков, но и дать им характеристику. Последовательность работы со схемами слова следующая.

  1. Произнести слово и определить количество слогов. Отметить это на схеме, обозначив каждый слог прямоугольником.
  2. Произнести слог и определить в нем первый звук.
  3. Произнести этот звук и определить гласный он или согласный. Обозначить звук соответствующим значком.
  4. Перейти к следующему звуку.

Постепенно такие схемы усложняются. Добавляются обозначения ударения, мягкости или твердости.

Чтобы научить разбираться в подобных схемах, можно предлагать такие задания:

  • составь схему слова;
  • определи, какой звук в этом слове не обозначен на схеме;
  • назови предметы, изображенные на картинке, и подбери к каждому слову схему;
  • придумай слово, которое подходит к схеме;
  • найди ошибку в схеме слова.

А это правило о том, что в каждом слоге должен быть только один гласный звук и количество слогов совпадает с количеством гласных звуков.

Сначала схемы для правил учитель составляет на доске с подробным комментированием, а дети вслед за его объяснениями записывают их себе в тетрадь. Затем можно приглашать к доске отдельных учеников и предложить им поработать над схемой. В дальнейшем дети смогут работать над такими заданиями самостоятельно в классе или дома.

Составление схем на уроках математики

Очень часто схемы используются на уроках математики. Они нужны при решении задач, для обозначения математических закономерностей. При работе над задачей схемы используются для передачи ее условия. Имеющиеся данные можно обозначать с помощью отрезков, стрелок, скобок, знаков. Например,

Для составления таких схем ребенок должен не только взять данные из условия задачи, но и установить между ними взаимосвязи, отразить их зависимость друг от друга. Для первоклассника это довольно сложное логическое задание, поэтому на начальном этапе его выполняет учитель, а ученики устно ему помогают. Большинство из них лишь к концу 1 класса смогут справляться с таким заданием самостоятельно.

Чтобы научить составлять и работать с такими схемами предлагаются такие задания:

  • составь схему по условия задачи;
  • прочитай условие задачи и подбери подходящую схему;
  • составь задачу по указанной схеме;
  • прочитай задачу и найди ошибку в схеме по ее условию.

С помощью схем можно составлять памятки к выученному материалу. Они могут касаться порядка выполнения действий в выражениях с разными действиями или правила решения уравнений и т.д.

Постепенно схемы будут усложняться, становиться многоуровневыми или разветвленными. С каждым новым видом схематических обозначений учитель знакомит детей во время фронтальной работы в классе.

Очень удобно использовать схемы на мотивационном этапе. Показав готовую схему, учитель сообщает, что сегодня на уроке предстоит выучить новое правило, которое здесь обозначено. И в ходе изучения нового материала ученики будут разбираться в схеме, определять, какие данные в ней отражены и как они связаны между собой.

Учимся составлять таблицы

Таблицы содержат больше информации, чем схемы. Они состоят из заголовков, подзаголовков и краткой информации по теме. При обучении составлению таблиц нужно знакомить детей с такими требованиями:

  • таблицу следует делать компактной и выразительной;
  • названия, заглавия должны быть сформулированы лаконично и точно;
  • в таблицу следует помещать только основную информацию.

Лучше работу над таблицей проводить по ходу изучения нового материала или на этапе закрепления. Важной особенностью обучающих таблиц является наличие примеров в конце каждого правила.

Для развития умений составлять таблицы можно предлагать такие подготовительные упражнения:

  • придумай заглавие;
  • выбери заглавие, которое более точно подходит к содержанию;
  • распредели слова на два столбца;
  • подбери примеры к каждому понятию;
  • выбери из представленного ряда слов те, которые относятся к теме задания;
  • определи основные понятия, которые иллюстрируют тему;
  • сформулируй кратко.
  1. Назвать тему, которая изучалась на уроке. Записать ее в верхней строке.
  2. Указать из каких групп состоит это понятие. Записать подзаголовки.

По истечению указанного времени каждая группа презентует результаты своей работы, а остальные ученики вносят их данные в таблицы в своих тетрадях. В итоге каждый получает таблицу, в которой содержится весь основной материал, подлежащий запоминанию. Дома детям не придется перечитывать весь параграф, а достаточно будет еще раз перечитать содержимое таблицы.

Подобное задание можно использовать для домашней работы. В таком случае отдельные части статьи учебника распределяются между учениками, которые дома изучают ее и заполняют свою часть таблицы. Затем в классе каждый сообщает свою информации.

  • работа над составлением плана произведения и его изложением, которая ведется на уроках литературного чтения и русского языка;
  • ознакомление с порядком изучения параграфа в учебнике, который уже разделен на отдельные подтемы (лучше всего это делать на примере учебника по природоведению).

Порядок работы над составлением таблицы следующий.

  1. Записать название темы в верхнюю строку.
  2. Изучить материал и разбить его на части. Сделать соответствующее количество столбцов.
  3. Проанализировать первую часть информации, подобрать и записать подзаголовок.
  4. Записать краткое содержание, отражая только главные моменты.
  5. Подобрать примеры, иллюстрирующие описанное.
  6. Аналогичным образом проработать остальные части учебного материала.

В зависимости от активности использования учителем представленных заданий и упражнений уже к концу 4 или началу 5 класса ученики смогут самостоятельно создавать простые схемы и таблицы, что очень пригодится им в средней школе.

Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также:

      

  • Каким образом учащиеся школ могут способствовать сохранению народной культуры
  •   

  • Береги землю родимую как мать любимую смысл пословицы кратко
  •   

  • Почему важна вторичная переработка отходов кратко
  •   

  • Какой тип планирования осуществляется на уровне школьного менеджмента
  •   

  • Курсы по театрализованной деятельности в детском саду для воспитателя

04.10.2021  ·    0  ·  

Все записи за  Октябрь 2021

Вашему вниманию представлена памятка по составлению схем-чертежей при решении простых и составных задач на сложение/вычитание. Составление схемы к условию задачи позволяет наглядно её представить и осознанно определить план решения, что способствует успешному решению.

ПАМЯТКА «Как составить схему-чертёж к задаче», 2 класс

Ещё записи из рубрики  «МАТЕМАТИКА»

Тренажёр «Отличник»

27.10.2021   ·  
 
0

Тренажёр «Отличник»

Вашему вниманию представлен тренажёр «Отличник». Какие плюсы данного тренажёра? Во- первых, после…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти местоположение своего авто
  • Как исправить баг с водой в скайриме
  • Как составить график смен для 12 часовых
  • Как составить план рассказа про домашнее животное
  • Как найти нод при помощи алгоритма евклида