Как составить схему консолидированного бюджета

Финансовый механизм, который позволяет любому государству выполнять свои функции, а именно проводить экономическую, денежно-кредитную, социальную и иную политику, является государственный бюджет, который целиком и полностью входит в финансовую систему общества.

Видео лекция — Бюджетное устройство России. Консолидированный бюджет 2019 года

Только через государственный бюджет можно проводить целенаправленное воздействие на образование и последующее использование денежных средств в интересах всего общества и в целом всей экономики страны.

Можно дать следующее определение бюджета – это централизованный фонд денежных средств, который предназначен, прежде всего, для обеспечения функций и задач государства на всех уровнях исполнительной и законодательной власти.

Невозможно представить себе любое государство без государственного бюджета. Само по себе государство, вернее органы государственной власти, не являются субъектами хозяйственной деятельности и, следовательно, не могут иметь своих (заработанных) денежных средств. Здесь важно понимать и различать, что государство может иметь в собственности свои предприятия и организации, например, Сбербанк, Газпром, Роснефть и т.д., но они не являются органами государственной власти (законодательными, представительными и исполнительными). Они являются обычными субъектами финансово-хозяйственной деятельности, которые осуществляют свою уставную деятельность в соответствии с законодательством России, и также являются плательщиками в бюджет всех установленных законом налогов и иных обязательных платежей. Единственной что отличает их от предприятий других форм собственности, то, что они принадлежат государству, или государство имеет какую-то процентную доля в их уставном капитале. Поэтому в дальнейшем, под понятием государство, мы конечно будем понимать законодательные и исполнительные органы власти России.

Для реализации властных полномочий государству необходим, прежде всего, бюджет, который целиком и полностью формируется за счет налоговых отчислений, таможенных пошлин и сборов, иных обязательных платежей с населения и хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Роль государства в экономике любой страны сложно недооценить. В 90-е годы в России господствовала либеральная идея, которую вкратце можно выразить так – «рыночная экономика сама расставит все по своим местам и отрегулирует». Время наглядно показало полную несостоятельность данного утверждения. Минимальное вмешательство государства в экономику, которое имело место в начале и середине 90-х годов прошлого века в России, привело к следующим негативным последствиям:

  • полный развал промышленного производства в начале 90-х годов, а именно следующих отраслей — станкостроительной, авиационной, судостроительной, радиоэлектронной, оптико-механической, машиностроительной, фармацевтической, химической и ряда других;
  • развал системы социального обеспечения граждан страны. Почему то вдруг выяснилось, что предприятия (те которые еще удержались на плаву в море «свободного рынка»), перешедшие в частные руки вовсе не собирались дальше финансировать – детские сады, санатории, поликлиники, учреждения культуры, спорта и т.д. Частный собственник в первую очередь поспешил избавиться от этих «непрофильных активов», либо, закрыв их полностью, либо продал, либо предоставил самим себе;
  • развал системы пенсионного обеспечения;
  • бесконтрольный рост тарифов на энергоносители – уголь, газ, нефтепродукты, электричество и т.д.;
  • снижение контроля за качеством производимой продукции, прежде всего в пищевой промышленности и сельском хозяйстве;
  • значительное снижение объемов строительства инфраструктуры, жилья, производственного строительства. Почему то быстро стало понятно, что ни один частник не желает вкладываться в строительство, ремонт и развитие автомобильных, железных дорог, аэропортов и т.д.;
  • утрата практически полностью, как отдельной отрасли – малой (региональной авиации).

В целом, все эти факторы привели к долгосрочным и разрушительным последствиям общества и экономики России. В первую очередь это вызвало низкую рождаемость в 90-го годы, не имеющую прецедентов за всю наблюдаемую историю России. Разве что такая рождаемость была в 1941-1945 годах, когда на территории страны шла самая разрушительная из войн. Россия в связи утратой (развалом) целых отраслей экономики потеряла конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынке, а также утратила свои традиционные рынки сбыта за рубежом. Например, в гражданском авиастроении. На данный момент парк отечественных авиакомпаний состоит на 95% из лайнеров зарубежной постройки. Резко снизились транзитные возможности России по железным дорогам и воздуху. Развал малой авиации привел к огромным транспортным издержкам граждан и компаний, особенно в труднодоступных районах Севера, Сибири и Дальнего востока. Значительно ухудшилось качество автомобильных дорог в 90-е годы, а также другой инфраструктуры страны – мостов, путепроводов, железных дорог, систем жизнеобеспечения городов и сельской местности. Излишне наверно говорить про массовое обнищание населения, которое вызвала такая политика — «рынок сам расставит все на свои места». Он так «расставил», что началось массовое вымирание населения в 90-го годы. Последствия такого подхода сказываются до сих пор и потребуются еще долгие годы, а возможно и десятилетия для их устранения.

В свете вышеизложенного становится понятна ключевая роль государственного регулирования в любой экономике. Основным инструментом такого регулирования является государственная финансовая система и ее составная часть — государственный бюджет. Именно он является основным финансовым планом страны и дает возможность государству проводить экономическую политику в интересах всего населения страны. Государственный бюджет страны отражает размеры необходимых финансовых ресурсов государству, определяет в целом проведение налоговой политики, позволяет перераспределять национальный доход и ВВП. В расходной части государственного бюджета фиксируются конкретные статьи расходов, что позволяет проводить политику регулирования в целом экономики России. Зарождение бюджетных отношений связано с зарождением и развитием государства. Традиционно государственный бюджет выполняет следующие задачи:

  • обеспечение бюджетной сферы и проведение социальной политики;
  • стимулирование и регулирование экономики страны;
  • перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода.

Можно сказать, что государственный бюджет выполняет все функции финансов, которые были рассмотрены выше.

Бюджетное устройство

Организация государственного бюджета и бюджетной системы страны называется – бюджетное устройство. Бюджетное устройство определяет правовые основы функционирования всех бюджетов, входящих в бюджетную систему России, взаимоотношения между звеньями бюджетной системы, структуру и состав всех бюджетов, принципы формирования и использования бюджетных фондов.

Бюджетная система – представляет собой совокупность всех бюджетов страны — местных, региональных, федерального и государственных внебюджетных фондов. Все эти бюджеты самостоятельны, не входят в состав друг друга и основаны на общих экономических принципах, единых правовых нормах и едином государственном устройстве.

Бюджетное устройство страны зависит от того, в какой форме существует государство, то есть от формы государственного устройства. Различают следующие формы государственного и административного устройства:

  1. Унитарное (единое) государство – части такого государства не обладают никаким суверенитетом, в стране действуют единые законы, принятые одним законодательным органом власти, и существуют одни исполнительные органы власти управляемые из центра (столицы). В таком государстве, центр, как правило, не отдает никаких полномочий по управлению регионам. Степень влияния центра практически абсолютна в этом случае. К таким государствам относятся – Великобритания, Украина, Беларусь, Польша, Болгария, Венгрия, Италия, Швеция, Дания, Испания, Франция. Бюджетная система таких государств состоит, как правило, из двух уровней – государственного (первый уровень) и местных бюджетов (второй уровень).
  2. Федеративное (объединенное) государство — это сложное союзное государство, которое состоит из объединенных территориальных образований, входящих в его состав. В данном случае территориальные образования (республики, области, автономные округа, штаты, земли) имеют определенную собственную государственность и политическую самостоятельность в рамках договоров, о разграничении полномочий, заключаемых с центром. К таким государствам относятся – Россия, США, ФРГ, Бразилия, Канада, Австрия, Швейцария и ряд других. Такое устройство государства закрепляется конституцией этих стран, где также прописываются полномочия центра и регионов. Бюджетная система таким государств имеет три уровня – 1 уровень – федеральный (государственный, центральный) бюджет страны; 2 уровень – бюджеты регионов (республик, областей, земель, штатов); 3 уровень – местные бюджеты (городов, районов).
  3. Конфедеративное (союзное) государство — в такой союз входят суверенные государства, которые полностью сохраняют свое политическое и административно-территориальное образование. Ярким примером конфедеративного государства служит Европейский союз, который объединяет в себе монархии, унитарные и федеративные государства с различной формой политического и административного устройства. В таком союзе каждая страна сохраняет свое бюджетное устройство, а для решения общих задач (целей союза), создается отдельный бюджет (бюджет конфедеративного государства), в который страны – члены союза уплачивают взносы, размер которых для каждой страны индивидуален и зависит от различных факторов (численности населения, объема ВВП, размера экономики и т.д.).

Бюджетная система Российской Федерации

Основы построения бюджетной системы

Бюджетное устройство России определяется Конституцией и Бюджетным кодексом РФ, исходя из того что Россия является – Федерацией в состав которой входят республики, края, области, автономные округами, которые в общем называются субъектами Федерации. Конституция определяет форму государственного устройства, а Бюджетный кодекс регулирует общие принципы бюджетного устройства России, построение в целом бюджетной системы, а также межбюджетные отношения.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 10) устанавливает следующую структуру бюджетной системы России, состоящей их трех уровней:

1 уровень – Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);

2 уровень – региональные бюджеты, то есть бюджеты субъектов РФ – республик, краев, областей, автономных округов и трех городов, имеющих статус субъектов РФ — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Также ко второму уровню бюджетной системы РФ относятся и региональные внебюджетные фонды, которые создаются по усмотрению региональных законодательных органов власти;

3 уровень – местные бюджеты, к которым относятся – бюджеты городов (муниципальных образований), бюджеты городских округов, бюджеты городских и сельских поселений.

Исходя из вышеперечисленного, бюджетная система России, включает в себя: федеральный бюджет, три бюджета государственных внебюджетных фондов, 22 республиканских бюджета, 9 краевых бюджетов, 4 бюджета автономных округов, 1 бюджет автономной области, 3 бюджета городов федерального значения и около 29 тысяч местных бюджетов. Все эти бюджеты самостоятельны и не входят в состав бюджетов другого уровня бюджетной системы России.

На рис.1 дана схема консолидированного бюджета РФ.

Бюджетной кодекс Российской Федерации (Глава 5) устанавливает следующие принципы функционирования бюджетной системы:

1) Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации (Статья 29). Данный принцип предполагает единство денежной системы, правовой базы, принципов бюджетного процесса, установленных форм документации, ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования и осуществления всех расходов бюджетной системы, единые правила ведения бухгалтерского учета и отчетности всех трех уровней бюджетной системы;

2) Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней (Статья 30). Органы власти всех уровней – местные, региональные и федеральные имеют право осуществлять те функциональные виды расходов, которые возложены на них Бюджетным кодексом, а также имеют ряд полномочий по формированию доходной части своих бюджетов;

3) Принцип самостоятельности бюджетов. Этот принцип означает, что все уровни власти в РФ имеют свой бюджет и полномочия по его формированию за счет закрепленных законом доходов и полномочия по распределению расходов. Все бюджеты, входящие в бюджетную системы РФ самостоятельны и не входят в состав бюджетов другого уровня. Вышестоящий бюджет не имеет права забирать дополнительные доходы нижестоящего бюджета. Также законодательные (представительные) органы власти бюджета каждого уровня самостоятельно определяют источники финансирования дефицита;

Схема 1. Схема консолидированного бюджета РФ

Схема 1. Схема консолидированного бюджета РФ

4) Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Статья 31.1). Означает, что все отношения между органами власти в РФ по поводу образования и использования средств бюджета регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Договоры между ними, которые противоречат Бюджетному кодексу РФ являются недействительными;

5) Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (Статья 32). Данный принцип предполагает, что все виды расходов и доходов, а также все источники финансирования дефицита бюджета подлежат полному, точному и своевременному отражению в плане бюджета любого уровня, а также внебюджетных фондов в бюджетной системе;

6) Принцип сбалансированности бюджета (Статья 33). Означает, что все расходы бюджета любого уровня, а также внебюджетных фондов должны быть покрыты доходной частью бюджета. Если доходов не хватает на исполнение расходной части, то должны быть четко указаны источники финансирования дефицита бюджета;

7) Принцип эффективности использования бюджетных средств (Статья 34). Предполагает, что средства бюджета должны быть израсходованы для достижения определенных законом целей бюджета с максимально эффективным их использованием;

8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (Статья 35). Данный принцип означает, что все функциональные расходы бюджета любого уровня должны быть обязательно профинансированы из доходов бюджета, либо из источников покрытия его дефицита;

9) Принцип прозрачности (открытости) бюджета (Статья 36). Бюджет любого уровня подлежит публичному обсуждению в законодательных (представительных) органах власти РФ. Проект и фактическое исполнение бюджета должны быть опубликованы в СМИ и в сети интернет. Секретные статьи расходов допускаются только в федеральном бюджете РФ;

10) Принцип достоверности бюджета (Статья 37). Предполагает, что все доходы и расходы бюджета должны носить реалистичный характер и быть подтверждены реальными источниками поступления денежных средств.

11) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (Статья 38). Предполагает, что все средства, выделяемые в рамках бюджета любого уровня, должны быть доведены до конкретного бюджетополучателя с указанием целевого использования этих денежных средств;

12) Принцип подведомственности расходов бюджета (Статья 38.1). Это принцип означает, что Главный распорядитель бюджетных средств может выделять бюджетные денежные средства только своим подведомственным бюджетополучателям в соответствии с утвержденным перечнем;

13) Принцип единства кассы (Статья 38.2). Этот принцип предполагает, что все денежные средства бюджета определенного уровня, могут зачисляться только на один (единый) счет. Расходы бюджета данного уровня могут осуществляться только с этого же (единого) счета.

Сущность финансово-бюджетного федерализма и межбюджетные отношения

Исходя из государственного устройства России как федеративного государства, вытекает понятие «финансово-бюджетного федерализма». Российская Федерация имеет систему трех уровневого государственного управления – федеральные органы власти, региональные и местные. Соответственно, как уже было рассмотрено выше, и бюджетная система России имеет три уровня. Каждый уровень власти имеет свой бюджет, и в рамках единого бюджетного процесса возникают разнообразные межбюджетные отношения между всеми уровнями бюджетной системы России. Система налогово-бюджетных отношений между всеми органами власти России по поводу формирования бюджетов всех уровней, а также использования бюджетных средств называется – бюджетным федерализмом. В этой системе возникают различные отношения между органами власти РФ по поводу движения бюджетных ресурсов. По-другому, финансово-бюджетный федерализм можно обозначить следующим образом – это разделение полномочий между властями различных уровней в финансово-бюджетной сфере. Законом установлены следующие принципы финансово-бюджетного федерализма:

  • закрепление функциональных видов бюджетных расходов за каждым уровнем власти в РФ;
  • закрепление определенных видов доходов за каждым уровнем бюджетной системы РФ, а также установление нормативов налоговых и таможенных поступлений в каждый уровень бюджетной системы РФ;
  • принцип равенства бюджетных прав всех уровней бюджетной системы РФ (федерального, регионального и местного) при формировании доходов бюджетов и последующего осуществления расходов;
  • выравнивание уровня доходов всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ;
  • равенство всех бюджетов во взаимоотношениях между собой.

При реализации вышеперечисленных принципов при формировании бюджетов всех уровней, возникает ряд проблем с формированием доходной части различных бюджетов. Россия огромная по площади страна с крайне неравномерным распределением населения и развития производительных сил. Российская Федерация объединяет 85 субъектов. Все эти субъекты (республики, края, области, автономные округа) крайне неоднородны. Это обусловлено их историей, географическим расположением, климатом, менталитетом населения, наличием природных ресурсов и другими факторами. Экономическое развитие регионов тоже крайне различное. Это накладывает серьезные ограничения на возможности регионов сформировать доходную часть своего бюджета, необходимую для реализации всех бюджетных функций по финансированию защищенных статей расходов. Для устранения возникающих дисбалансов при формировании бюджетов территорий, Бюджетный кодекс РФ предусматривает различные механизмы, позволяющие перераспределять финансовые ресурсы внутри бюджетной системы России. В соответствии с этими механизмами, часть финансовых ресурсов федерального центра может передаваться в регионы, а региональные бюджеты, в свою очередь, могут передавать ресурсы территориальным бюджетам. Для этого производятся необходимые расчеты по установленным Министерством финансов методикам в соответствии с принципом «равенства бюджетов субъектов РФ». Данные методики расчета и нормативы являются едиными для всех звеньев бюджетной системы. Все поступающие в бюджетную систему страны налоги в соответствии с нормативами, установленными Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год поступают в федеральный, региональные и местные бюджеты в равных (в соответствии с едиными нормативами) частях, во все бюджеты бюджетной системы России.

Бюджетным кодексом РФ установлены следующие виды бюджетных доходов:

1) Налоговые и неналоговые доходы, к которым относятся:

  • налоги на прибыль и доходы предприятий, индивидуальных предпринимателей, граждан;
  • налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории России;
  • налоги, сборы и иные регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги, на товары, ввозимые на территорию России;
  • налоги на совокупный доход и на имущество;
  • государственная пошлина, взимаемая за услуги государственных органов;
  • взносы на обязательное социальное страхование граждан;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от продажи различных материальных и нематериальных активов;
  • доходы от компенсации затрат государства и от различных услуг, оказываемых государством;
  • обязательные платежи в бюджет при пользовании природными ресурсами;
  • административные платежи и сборы, а также штрафы, возмещение ущерба и прочие санкции;
  • безвозмездные поступления от бюджета вышестоящего уровня, от государственных и частных организаций и прочие безвозмездные поступления.

Также Бюджетный кодекс РФ устанавливает функциональные виды расходов для федерального, региональных и местных бюджетов, но они будет подробно сказано в соответствующих параграфах ниже. Нередко в бюджетном процессе возникают ситуации, когда расходы превышают доходы бюджетов. В этом случае возникает дефицит бюджета. Он может быть профинансирован из различных источников, установленных законом. Бюджетным кодексом установлены единые для всех бюджетов источники финансирования дефицитов:

1) Внутренние источники финансирования дефицита бюджета:

  • государственные, а также муниципальные облигации, номинальная стоимость которых указывается в рублях;
  • кредиты в рублях, предоставленные бюджету коммерческими банками;
  • кредиты, предоставленные вышестоящим бюджетом;
  • кредиты, предоставленные международными финансовыми организациями в рублях;
  • изменение остатков средств на бюджетных счетах.

2) Внешние источники финансирования дефицита бюджета:

  • государственные облигации, выпущенные в иностранной валюте;
  • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций и юридических лиц, а также банков-нерезидентов в иностранной валюте;
  • кредиты банков-резидентов в иностранной валюте.

Все бюджеты бюджетной системы России имеют соответствующие доходы, которые делятся на два вида — собственные и регулирующие:

1) Собственные доходы – это виды налогов, которые полностью или частично, на постоянной основе поступают в данный бюджет;

2) Регулирующие доходы – это вилы налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в региональные и местные бюджеты на очередной год, либо на постоянной основе. Помимо отчислений от налоговых, федеральный бюджет в рамках регулирования бюджетной обеспеченности регионов, а также региональные бюджеты с целью выравнивания местных бюджетов, перечисляют трансферты в нижестоящие бюджеты, расчет которых производится по формулам и методикам, устанавливаемым Правительством России. Помимо этого вышестоящие бюджеты перечисляют нижестоящим бюджетные средства в следующих формах:

Дотация — это средства, которые передаются бюджету нижестоящего уровня на безвозвратной и безвозмездной основах;

Субвенция – средства, предоставляемые нижестоящему бюджету, либо конкретному юридическому лицу на безвозвратной основе, для осуществления конкретных целевых расходов;

Субсидия – средства, также предоставляемые бюджету нижестоящего уровня, юридическому и физическому лицу, на условиях совместного (долевого) финансирования конкретных расходов.

Схема 2. Общая схема собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов

Схема 2. Общая схема собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов

Бюджеты Российской Федерации

Консолидированный бюджет

Свод бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных) образует понятие «консолидированный бюджет Российской Федерации». В свою очередь, региональный бюджет с включением местных бюджетов, входящих в данный регион образует понятие «консолидированный бюджет субъекта РФ». Другими словами, свод бюджетов всех уровней бюджетной системы России, называется – консолидированным бюджетом Российской Федерации.

Схема 3. Схема консолидированного бюджета РФ

Схема 3. Схема консолидированного бюджета РФ

По сути, консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ, в первую очередь, являются показателями статистическими. Отдельных фондов денежных средств по консолидированным бюджетам не существует. Соответственно они не рассматриваются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. По показателям консолидированных бюджетов осуществляется сводное финансовое планирование в целом. Консолидированный бюджет позволяет оценить, прежде всего, какой объем налогов поступает в целом в бюджетную систему России. Произвести оценку видов отдельных налогов и таможенных пошлин, их роль в формировании доходной части всех бюджетов. Видно источники поступления налоговых платежей. Исходя из этих цифр, планируется проведение в целом налоговой политики государства, установление размера всех видов налогов. Также из доходной части показателей консолидированных бюджетов территорий, возможно, оценить собираемость налогов в конкретном регионе, роль этого региона в экономике страны, уровень его экономического развития. На основе показателей консолидированных бюджетов планируется план налоговых и иных поступлений на следующие периоды, и в целом устанавливается план по сбору налогов на конкретной территории, рассчитываются нормативы отчислений от регулирующих налогов в федеральный, региональные и местные бюджеты.

В расходной части консолидированного бюджета России, а также консолидированных бюджетов субъектов РФ хорошо виден уровень социального развития территорий и страны в целом. Расходная часть консолидированных бюджетов также служит основой для последующего бюджетного планирования. Без этих показателей невозможно составить план социального и экономического развития субъектов РФ, рассчитать размер дотаций регионам. Расходная часть консолидированного бюджета позволяет оценить общий объем финансовых ресурсов направляемых на содержание и развитие науки, образования, медицины, государственного управления, физической культуры и спорта, правоохранительной деятельности, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и многих других видов расходов в целом по стране.

Данные консолидированного бюджета используются при составлении математических моделей прогнозирования социально-экономического развития России и отдельных территорий. Также эти данные необходимы для расчета общего финансового баланса страны, динамики роста внутреннего валового продукта (ВВП) и национального дохода. Производится расчет массы статистических показателей, например, бюджетной обеспеченности на каждого жителя услугами медицины, образования и т.д. Составляются различные рейтинги сравнения регионов, их социального и экономического развития. Также эти данные широко используется для сравнительной оценки с данными зарубежных государств.

Таблица 1. Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов в млрд. рублей

Таблица 1. Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов в млрд. рублей

Из вышеприведенных цифр видно, общий объем финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему страну в течение финансового года. Также в целом можно оценить объем доходов и расходов всех бюджетов бюджетной системы России. Хорошо виден общий дефицит, который возник в результате кризиса 2014-2015 годов, который был вызван снижением цены на нефть и девальвацией рубля, а также в меньшей степени введенными санкциями и ответными контр санкциями. Данный дефицит складывается из дефицита федерального бюджета и дефицита (общего) консолидированных региональных бюджетов. То есть результатом кризиса стал возрастающий бюджетный дефицит, который финансируется за счет облигационных займов, выпускаемых Правительством РФ и правительствами субъектов РФ.

Таблица 2. Фактическое исполнение консолидированного бюджета России за 2104 год*

Таблица 2. Фактическое исполнение консолидированного бюджета России за 2104 год*

Таблица 2. Фактическое исполнение консолидированного бюджета России за 2104 год*

Таблица 3. Фактическое исполнение консолидированного бюджета России за 2015 год**

Таблица 3. Фактическое исполнение консолидированного бюджета России за 2015 год**

Таблица 3. Фактическое исполнение консолидированного бюджета России за 2015 год**

* ** Таблицы составлены на основании официальных данных Федерального казначейства России.

Из этих данных виден общий объем поступлений в бюджетную систему финансовых ресурсов за календарный год. В федеральный бюджет общие поступления составили 15 триллионов 620,3 миллиарда рублей, а в региональные бюджеты в целом – 9 триллионов 479,8 миллиардов рублей. Из этого можно сделать вывод, что налоги между центром и регионов распределяются в следующей пропорции 62% в федеральный бюджет, 38% в региональные бюджеты. Показатели консолидированного бюджета по доходной части показывают, какие суммы по конкретным видам налогов поступили в бюджетную систему страны. Например, налог на прибыль организаций, составил в общем 2 триллиона 599 миллиардов рублей, что составляет 9,7% от общих поступлений в консолидированный бюджет за 2015 год. Из них в федеральный бюджет 491,4 миллиарда рублей, в бюджеты субъектов РФ – 2 триллиона 107,5 миллиарда рублей. По расходной части бюджеты мы видим в целом суммы потраченных бюджетных средств на конкретные отрасли, направления. Например, на дорожное хозяйство, истрачено всего 1 триллион 209,3 миллиардов рублей за 2015 год. Из них из федерального бюджета – 615,3 миллиарда рублей, а из региональных бюджетов – 739,3 миллиарда рублей. Можно сказать, что содержание, ремонт и строительство дорог, почти в равной степени делят центр и регионы. На нужды жилищно-коммунального хозяйства, за 2015 год в целом по стране истрачено – 979,9 миллиарда рублей. В частности, из федерального бюджета – 114,1 миллиарда рублей, а из бюджетов регионов – 854,9 миллиарда рублей. Из этого становится понятно, что основная нагрузка по развитию, содержанию и ремонту систем жизнеобеспечения приходится на региональные бюджеты.

Таблица 4. Структура доходов и расходов консолидированного бюджета России (в процентах от общей суммы доходов и расходов)

Таблица 4. Структура доходов и расходов консолидированного бюджета России (в процентах от общей суммы доходов и расходов)

Их вышеприведенной таблицы видно примерно, в какой пропорции (по видам налогов) формируется консолидированный бюджет России и каким образом, примерно расходуется. Более подробная расшифровка статей доходов и расходов содержится на сайте Федерального казначейства.

Из таблицы видно, что значительную долю в формировании доходной части консолидированного бюджета играет статья «доходы от внешнеэкономической деятельности» — 2012 год – 21,2%, 2013 год – 20,5%, 2014 год – 20,4 и 2015 год – 12,2%. Сюда входят в основном таможенные пошлины на поставляемую за рубеж продукцию в виде нефти, газа, нефтепродуктов, продукции металлургии, химикатов и т.д. Соответственно, в связи с падением цены на нефть в 2015 году, значительно снизились и доходы консолидированного бюджета от внешнеэкономической деятельности с 20,4% в 2014 году до 12,2% в 2015 году.

Вторым по значимости источником формирования консолидированного бюджета России является статья «страховые взносы на обязательное социальное страхование», доходы бюджета от которой составили – в 2012 году – 17,5%, в 2013 году – 19,2%, в 2014 году – 18,8%, в 2015 году – 20,9%. В отличие от «доходов от внешнеэкономической деятельности», «страховые взносы на обязательное социальное страхование» не продемонстрировали снижения в связи с кризисом рынка нефти и введением санкций, а даже их доля увеличилась в общих доходах консолидированного бюджета. Здесь необходимо отметить, что эти средства целиком и полностью поступают в бюджет государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.

Третье место по объемам наполнения консолидированного бюджета России занимает НДС — статья «налог на добавленную стоимость». Совокупная доля НДС (на товары, реализуемые в России и товары ввозимые, в Россию) в консолидированном бюджете составляет – в 2012 году – 15,1%, 2013 году – 14,4%, в 2014 году – 14,7%, в 2015 году – 15,7%.

Четвертыми по значимости источниками доходов консолидированного бюджета России являются «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами», чья доля в доходах составляет – в 2012 году – 10,6%, в 2013 году – 10,6%, в 2014 году – 11,0%, в 2015 году – 12,1%. Данные налоги не продемонстрировали снижения в связи с кризисом, и их доля даже подросла в общем бюджете поступлений.

Следующими по значимости наполнения бюджета являются две статьи – «налог на прибыль организаций», от которого поступления составили в 2012 году – 10,1%, в 2013 году – 8,5%, в 2014 году – 8,9% и в 2015 году – 9,7%, а также «налог на доходы физических лиц» чья доля составляет в 2012 году – 9,6%, в 2013 году – 10,2%, в 2014 году – 10,1% и в 2015 году – 10,4%.

Все вместе вышеперечисленные источники формируют консолидированный бюджет России в 2012 году на 84,1%, в 2013 году на 83,4%, в 2014 году – 83,9% в 2015 году – 81%.

Расходная часть консолидированного бюджета России носит ярко выраженный социальный характер. По статье «социально-культурные мероприятия» расходы составляют в 2012 году – 57%, в 2013 году – 58,0%, в 2014 году – 54,9% и в 2015 году – 57,7%. В эту статью входят затраты на выплату пенсий по старости, различных социальных пособий, финансирование науки, образования – дошкольного, школьного, среднего и высшего профессионального, финансирование лечебных учреждений и медицинских услуг, физической культуры и спорта, учреждений культуры, искусства и средств массовой информации, выплата материнского капитала и т.д.

Вторыми по значимости являются расходы по статье «Национальная экономика» — в 2012 году они составили 14,1%, в 2013 – 13,0%, в 2014 – 16,5%, в 2015 – 12,7%. Как видно из таблицы выше это расходы на топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и рыболовство, дорожное хозяйство, связь и информатику и т.д. данными расходами государство выполняет регулирующую функцию в национальной экономике. Часть этих расходов осуществляются в рамках целевых федеральных программ по импортозамещению, развитию транспортной инфраструктуры различных регионов, строительству предприятий энергетического комплекса, а также научные исследования в области экономики.

На третье место к 2015 году вышли расходы по статье «Национальная оборона». На поддержание обороноспособности государства в 2012 году было истрачено 7,8% совокупных доходов консолидированного бюджета России, в 2013 году – 8,3%, в 2014 году – 9,0%, в 2015 году – 10,7%. То есть данные расходы возрастают примерно на 1% в год.

Не менее значимыми являются расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», которые к 2015 году занимают четвертую строку в расходной части консолидированного бюджета России. В 2012 года по данной статье истрачено – 8,3%, в 2013 году – 8,5%, в 2014 году – 7,9%, в 2015 году – 7,0. По данной строке отражаются расходы на Министерство внутренних дел, Национальную гвардию, Следственный комитет России, органы прокуратуры, Федеральную службу безопасности, органы юстиции, учреждения исполнения наказаний и т.д.

Пятыми по значимости являются расходы по строке «Общегосударственные вопросы», к которым относятся — обеспечение функционирования всех ветвей государственной власти в России – судебной, законодательной и исполнительной, на всех трех уровнях власти – федеральном, региональном и местном. К этим расходам относятся – обеспечение деятельности Президента России, Государственной думы, судебной системы, Правительства РФ, губернаторов и глав регионов, региональных законодательных органов, глав муниципальных и местных образований, министерств и ведомств (федеральных, региональных), международной деятельности России, государственной связи и коммуникаций, фельдъегерской службы и т.д. Данные расходы составили в 2012 году – 6,2% совокупных расходов консолидированного бюджета России, в 2013 году – 6,0%, в 2014 году – 5,9%, в 2015 году -6,2%.

Таблица 5. Доходы консолидированного бюджета России за 2019 год по данным Министерства финансов РФ

Таблица 5. Доходы консолидированного бюджета России за 2019 год по данным Министерства финансов РФ

Таблица 6. Расходы консолидированного бюджета России за 2019 год по данным Министерства финансов РФ

Таблица 6. Расходы консолидированного бюджета России за 2019 год по данным Министерства финансов РФ

Автор статьи

Татьяна Васильевна Болотова

Эксперт по предмету «Экономика»

Задать вопрос автору статьи

Сущность консолидируемого бюджета

Определение 1

Консолидируемый бюджет – это общий, суммарный свод всех бюджетных средств, которые выделяются на всех территориально-административных уровнях (субъектах) в пределах одной страны.

Такой вид представления и обобщения данных служит для анализа, составления расчетов и прогнозирования доходов расходов на уровне всего государства в целом

Так, можно выделить одну главную особенность консолидированного бюджета, которая заключается в том, что такой бюджет не утверждается и не планируется документально, а составляется на основе фактических данных путем суммирования бюджетов разных уровней.

Например, в Российской Федерации консолидированный бюджет складывается из бюджета Федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Так, можно выделить главные функции консолидированного бюджета:

  1. бюджетное и налоговое планирование на уровне государства;
  2. планирование расходов на социальную сферу и политику, оборону страны и другие статьи расходов;
  3. финансовое планирование;
  4. прогнозирование и оценка социально-экономического развития страны;
  5. расчет специализированных показателей (расходы на одного гражданина, расходы на одного государственного служащего и т.д.).

Замечание 1

Обратите внимание, что консолидированный бюджет не подлежит утверждению, а необходим для исполнения статистических, аналитических функций, планирования на уровне государства в целом в разных отраслях и сферах деятельности.

Так краткосрочное и долгосрочное планирование на государственном уровне в стране осуществляется с учетом суммарного, консолидированного бюджета.

Структура консолидирумеого бюджета РФ

Структура представлена в виде схемы на рисунке 1:

«Консолидируемый бюджет» 👇

Структура консолидированного бюджета РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как видно из рисунка структура имеет иерархический характер, что отображает государственное устройство страны.

Замечание 2

Важно, что в отличии от консолидированного бюджета составляющие консолидированного бюджета, представленные на рисунке 1, утверждаются и являются официальными юридическими документами, главными финансовыми документами исследуемого объекта.

В стоимостной форме консолидированный бюджет Российской Федерации представлен на рисунке 2.

Консолидированный бюджет Российской Федерации в стоимостной форме - доходы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работКонсолидированный бюджет Российской Федерации в стоимостной форме - расходы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 3

Обратите внимание, что по методологии Федеральной службы статистики в консолидированный бюджет входят также консолидированные бюджеты внебюджетных фондов страны.

Оценка основных показателей консолидируемого бюджета РФ

В доходной части консолидированного бюджета выделяются следующие статьи:

  • налоги;
  • косвенные налоги;
  • страховые взносы;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • прочие доходы.

В расходной части выделяются:

  • расходы общегосударственные;
  • национальная оборона, безопасность;
  • национальная экономика;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • социально-культурные мероприятия;
  • обслуживание государственного долга;
  • прочие расходы.

Замечание 4

Стоит отметить, что в структуре доходов преобладают страховые взносы, а в структуре расходов расходы на социально-культурные мероприятия.

При этом доля косвенных налогов не очень высокая, что определяет зависимость доходов государства от работающего населения. Такая особенность структуры бюджета может быть очень негативной для социально-экономического развития страны в будущем, а также создавать риск политических решений, которые могут снизить уровень жизни и качество населения (повышение пенсионного возраста, платное медицинское обеспечение и другие).

Оценка основных показателей проводится с помощью динамического анализа, оценки темпов роста и прироста, структурного анализа.

Также данные можно использовать для глубокого финансового анализа государства, прогнозирования финансового состояния, баланса финансовой системы и уровня жизни граждан страны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Структурно-логических схем: 65276

Содержание

  • Консолидированный бюджет субъектов федерации
  • Формирование консолидированного бюджета и отчетности по группе компаний
  • Технология составления бюджета
  • Виды консолидированных бюджетов
  • Автоматизация формирования консолидированной отчетности
  • Построение системы управления консолидированным бюджетом

Консолидированный бюджет, а также сопутствующая ему управленческая и финансовая отчетность — это важнейшие источники получения информации о совокупной деятельности компании, объединяющей в своем составе несколько взаимосвязанных юридических лиц с различными направлениями деятельности.

Понятие консолидации финансовых данных и отчетов пришло в коммерцию из государственной терминологии. В этой статье мы рассмотрим основные этапы и задачи постановки и формирования процесса консолидации в разрезе коммерческого сектора, но чтобы глубже разобраться в нем обратимся к «первоисточнику».

Консолидированный бюджет субъектов федерации

В нашей стране потребность в ведении консолидированного бюджета сформировалась в 1991 году, после модернизации бюджетной системы РСФСР.

Консолидированный бюджет субъектов России отражает сводную информацию, которую предоставляют субъекты бюджетного управления в виде консолидированного бюджета, формируемого из региональных и местных бюджетов (без ТФОМС и прочих внебюджетных фондов). То есть консолидированный бюджет – это источник наиболее полной информации для аналитических расчетов и прогнозных работ на государственном уровне. Доходы консолидированного бюджета России учитываются с указанием источника их возникновения. Расходы консолидированного бюджета также фигурируют в учете с указанием цели их применения.*

*Особое внимание уделяется сбалансированности, которая достигается путем того, что доходы консолидированного бюджета (составленные из налогов и сборов федеральных бюджетов и бюджетов субъектов) утверждаются в первую очередь, а расходы консолидированного бюджета – во вторую по всем восьми видам. При этом перейдя на следующий шаг, отменить предыдущий нельзя.

Во второй половине 90-х годов прошлого века началось формирование финансово-промышленных групп (ФПГ). Как следствие, в 1995 году вышел федеральный закон №190-ФЗ «О ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ», а в 1997 года был издано постановление правительства РФ № 24 от 09.01.97 «О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СВОДНЫХ (КОНСОЛИДИРОВАННЫХ) УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И БАЛАНСА ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ», которая содержала основные принципы подготовки консолидированной отчетности ФПГ.

Таким образом, государственный опыт консолидации был перенят на крупнейших производственных холдингах, формировавшихся во второй половине 90-х на основе бывших госпредприятий. При этом сложившаяся на этих предприятиях методология учета существенно менялась, схемы консолидации строились и вовсе «с нуля», что, безусловно, влияло на эффективное исполнение консолидированного бюджета поначалу.

Формирование консолидированного бюджета и отчетности по группе компаний

Такая необходимость, как формирование консолидированного бюджета и консолидированной отчетности, обусловлена, собственно, образованием холдинговой структуры или, другими словами, объединением нескольких компаний в группу. Рост числа компаний, объединяющихся в интегрированные корпоративные структуры или группы, связан, в том числе и с экономической нестабильностью, как было, например, в уже упомянутые 90-е. В таких условиях слияния происходят с целью получения ряда преимуществ, которые недоступны единичным организациям:

  • Эффективность снижения налоговых выплат;
  • Увеличение оборотных средств;
  • Внутреннее кредитование и финансирование холдинга;
  • Снижение затрат;
  • Повышение конкурентоспособности;
  • Концентрация капитала;
  • Возможность получения крупных объемов заемных средств и т.д.

Эффективное управление группой компаний невозможно без выстроенной системы планирования. Как следствие в компаниях стали появляться специализированные подразделения, в виде бюджетных управлений. Задачами бюджетного управления стали, в первую очередь, подготовка и контроль исполнения консолидированного бюджета по группе компаний, входящих в единую финансово-промышленную группу.

Финансово-промышленные группы, уделяющие значительное внимание процессам бюджетирования, получили значительное преимущество, за счет более эффективного управления.

Консолидированный бюджет и консолидированная отчетность по группе компаний — это результат объединения функциональных бюджетов, управленческой и финансовой отчетности* по группе компаний за исключением межгрупповых оборотов.

*Стоит отметить, что консолидированная финансовая отчетность и консолидированная отчетность по группе для нужд управленческого учета необходима для повышения качества принимаемых решений, тщательного анализа всех релевантных факторов, оценки альтернативных стратегий, тактик и действий для достижения максимального результата.

Обратим внимание на то, что в 2000-х, именно в рамках процесса консолидации бюджетов, произошло развитие информационных технологий в части автоматизации учета, как инструмента, в разы упрощающего процесс консолидации бюджетов, аналитики и прогнозирования по ним. Наряду с ИТ, развивалась и методология внедрения единых стандартов учета на разных предприятиях в рамках группы, которая базировалась на таких принципах и правилах формирования консолидированных бюджетов и финансовой отчетности, как:

  • Реинжиниринг учетных процессов;
  • Разработка системы внутрифирменных стандартов сбора информации;
  • Разработка системы целевых показателей эффективности для компаний, входящих в группу;
  • Делегирование полномочий и определение ответственности при ее формировании;
  • Включение показателей в периметр консолидации;
  • Элиминирование межгрупповых операций.

Технология составления бюджета

При подготовке к новому финансовому году многие компании полагаются на восходящий подход к составлению бюджета и планированию. Каждая бизнес-единица разрабатывает собственный бюджет и план, а консолидированный бюджет объединяет их на корпоративном уровне. Результатом могут быть отдельные бюджеты и планы, которые не обязательно совпадают со стратегиями и целями группы компаний в целом. Поэтому для улучшения стратегического согласования и постановки целей нужен процесс бюджетирования и планирования сверху вниз, который можно комбинировать с восходящим подходом. При этом построение системы бюджетирования группы компаний часто сталкивается со следующими проблемами:

Отсутствие точности и актуальности данных:

  • Фактические данные разбросаны по различным системам и локальным электронным таблицам на рабочих местах сотрудников.
  • Сложности анализа плана и факта с необходимой степенью детализации.
  • Трудности с идентификацией источника проблемы не позволяют быстро найти наиболее правильный путь решения.

Неэффективность процессов:

  • Бизнес-процессы не стандартизированы, их выполнение занимает много времени и сопровождается множеством ошибок.
  • Трудности в определении стадии бизнес-процесса и кто отвечает за текущую задачу.

Неудобство работы с существующими системами:

  • Информационные системы, используемые для планирования, являются сложными, негибкими, ориентированными на продвинутых пользователей.
  • Бизнес-пользователям трудно работать самостоятельно в информационных системах и, как правило, необходимо привлекать ИТ-специалистов для оказания помощи.

Для правильного построения методологии сбора консолидированных показателей и управленческой консолидированной отчетности необходимо определиться с критериями и целями консолидации.

Зачастую консолидированный бюджет и отчетность формируются как сводная отчетность, данные которой суммируются построчно. Однако построение методологии сбора данных должно базироваться на экономической сущности объединения компаний в единое целое и учитывать взаимосвязанные бизнес-процессы. Например, для компаний с иностранным капиталом в состав консолидированной отчетности включается и консолидированная финансовая отчетность МСФО. При этом методика сбора и агрегирования показателей определяется в зависимости от нужд конкретного предприятия, но в любом случае должна учитывать три этапа консолидации:

  • Подготовку отчетности и финансовых результатов по каждому юридическому лицу, входящему в группу компаний;
  • Проведение корректировок (элиминирование);
  • Консолидацию отчетности по группе компаний.

Виды консолидированных бюджетов

Консолидированный бюджет как свод бюджетов всех уровней является инструментом системы бюджетного управления на предприятиях группы компаний, используемым при прогнозировании, расчетах, анализе, то есть для нужд управленческого учета. Говоря о консолидированном бюджете в таком ключе, чаще всего подразумевают формирование консолидированного бюджета одного из основных видов:

  • Бюджет доходов и расходов — позволяет управлять доходами консолидированного бюджета и расходами консолидированного бюджета, а также рентабельностью предприятия. С его помощью предприятие управляет своей доходностью.
  • Бюджет движения денежных средств — позволяет управлять денежными средствами, ликвидностью предприятия. С его помощью предприятие управляет своей платежеспособностью.
  • Бюджет баланса — позволяет контролировать структуру активов, пассивов и капитала предприятия. С его помощью предприятие управляет своими издержками.

Автоматизация формирования консолидированной отчетности по группе компаний

В зависимости от структуры бюджетной модели и характера деятельности интегрированной корпоративной структуры, формы и виды консолидированных бюджетов и консолидированная отчетность по группе компаний могут существенно различаться и подвергаться модификации. Для целей формирования консолидированной управленческой отчетности и консолидации бюджетов различных уровней целесообразнее использовать информационные системы.

При построении системы автоматизации управленческой отчетности, зачастую приходится решать множество вопросов, связанных с тем, что отдельные юридические лица, входящие в группу компаний, имеют самые разнообразные учетные системы, и одна из задач – это необходимость объединить разрозненные данные в единое информационное пространство. Для решения таких задач используются различные информационные системы.

Система «WA:Финансист» позволяет получать информацию из любых учетных систем, реализует полный цикл управления, от планирования бюджетов и до анализа результатов деятельности компании, с учетом любой методологии внутрифирменных или международных стандартов.

Система позволяет производить операции элиминирования внутрифирменных оборотов на уровне проведения первичных документов, а также минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором.

Консолидированная отчетность по группе компаний в системе «WA: Финансист»

Рисунок 1. Консолидированная отчетность по группе компаний в системе «WA: Финансист».

Используя решение «WA:Финансист», вы получаете единый инструмент для бюджетирования и подготовки консолидированной отчетности по всей группе компаний.

Построение системы управления консолидированным бюджетом

Общая последовательность построения системы управления консолидированным бюджетом выглядит следующим образом:

  • Определение и настройка структуры организаций, ЦФО, статей оборотов по бюджетам и других необходимых аналитических разрезов, используемых для выполнения консолидации, исполнения консолидированного бюджета, учета фактических данных и анализа бюджетов.
  • Определение ролей пользователей и разработка концепции прав доступа для каждой роли (до конкретного объекта системы).
  • Создание формул расчета для некоторых статей бюджетов на основании регистрации зависимостей между различными статьями.
  • Создание шаблонов форм бюджетов в соответствии с правилами планирования.
  • Создание маршрутов автоматического согласования для бюджетов в соответствии с правилами планирования.
  • Формирование бюджетов ЦФО.
  • Формирование отчетов по плановым данным для проектирования и планирования консолидированного бюджета.
  • Учет фактических данных по бюджетам при помощи обмена данными с внешним учетными системами в автоматическом режиме.
  • Формирование отчетов по плановым и фактическим данным для анализа и выявления отклонений консолидированного бюджета.

Выбирая решение «WA:Финансист» с подсистемой «Бюджетирование», вы получаете следующие преимущества:

  • Способность планировать на основе достоверных данных и принимать более обоснованные решения.

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист»

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».

  • Способность выполнять планирование как «сверху вниз», доводя цели до уровня подразделений, и так и используя «восходящий» подход, консолидируя информацию на уровне группы компаний.
  • Возможность контролировать выполнение бизнес-процессов бюджетирования, включая инициализацию, исправление и утверждение бюджета.

Консолидированный бюджет в программном продукте «WA: Финансист» движения денежных средств. Фрагмент движения денежных средств

Рисунок 2. Консолидированный бюджет в программном продукте «WA: Финансист» движения денежных средств. Фрагмент движения денежных средств.

  • Сокращение цикла бюджетирования за счет более эффективного взаимодействия сотрудников финансовых служб и оперативных менеджеров в рамках единой системы и общих правил.
  • Уменьшите сложность модификации общих бизнес-процессов и форм отчетности ИТ-отделом.

Построение системы консолидированной бюджетной отчетности группы компаний тесно связано с информацией об исполнении консолидированных бюджетов. Для группы компаний таким источником могут стать данные отчетов, формируемых по стандартам МСФО. Пакет отчетов, подготавливаемый по стандартам МСФО, предоставляет по сути набор данных, соответствующих основным мастер-бюджетам, но подготавливаемым по данным учета.

Как мы видим, задачи бюджетирования тесно связаны с консолидацией отчетности путем формирования пакета управленческой отчетности по группе компаний по требованиям руководства компании или в соответствии с МСФО.

При этом возникают всевозможные объективные и субъективные факторы, препятствующие эффективному процессу консолидации:

  • Высокая сложность сбора данных бухгалтерского учета на дочернем уровне, как результат, задержка с предоставлением информации управляющей компании.
  • Плохая интеграция с системами учета и большой объем ввода данных вручную.
  • Ошибки в сборе данных и большое количество корректировок на уровне управления компанией.
  • Несколько видов учета и / или планов счетов.
  • Необходимость выявления и исключения внутригрупповых оборотов.
  • Низкие возможности аудита финансовых транзакций.
  • Изменения в структуре группы, появление новых требований к консолидированной отчетности.

Используя подсистему «Управленческий учет и МСФО» программного решения «WA:Финансист», вы получаете:

  • Гибкую интеграцию с внешними учетными системами при помощи механизма источников данных.
  • Мэппинг данных с плана счетов бухгалтерского учета на планы счетов управленческого учета (МСФО) с максимальной аналитической детализацией.
  • Возможность формировать обычные бухгалтерские отчеты на управленческих планах счетов (в т.ч. МСФО) (оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов и т.д.).
  • Возможность отследить транзакции до конкретного документа и проводки во внешней базе.
  • Возможность ведения параллельного учета основных средств и нематериальных активов.
  • Идентификацию и исключение (элиминацию) внутригрупповых оборотов.
  • Расчет и реализация корректировок трансформации и консолидации.
  • Формирование 4 основных консолидированных отчетов в соответствии с МСФО.
  • Формирование своей собственной финансовой отчетности при помощи конструктора произвольных отчетов.
  • Сверку трансляции исходной информации для консолидированных данных.
  • Быстрое закрытие отчетного периода.

Фрагмент Консолидированного отчета о финансовом положении в программном продукте «WA: Финансист»

Рисунок 3. Фрагмент Консолидированного отчета о финансовом положении в программном продукте «WA: Финансист».

Казалось бы, такой сложный процесс, как сбор консолидированной финансовой отчетности по холдингу или группе, в которую входят предприятия, ведущие учет в разных (что может подразумевать даже разноплатформенность) информационных системах, сложно организовать, а на то, чтобы он стал эффективным – потребуются годы. Но опыт построение автоматизированных систем управления финансами на базе «WA:Финансист» говорит об обратном: действующую систему заказчик может получить менее чем за месяц.

Таким образом, «WA:Финансист» является быстро внедряемым, унифицированным инструментом для предприятий любого масштаба и структуры в части управления такими основными процессами в финансовом блоке, как бюджетирование, консолидация и финансовая отчетность.

Консолидированный бюджет Российской Федерации, как и других стран, включает в себя все совокупные бюджетные поступления от всех предприятия независимо от формы собственности и размера, собранный со всех территорий. Благодаря этому понятию и цифрам, которые он представляет, можно сложить полное впечатление о всех совокупных доходах и существует ли в определенном временном интервале дефицит консолидированного бюджета.

Содержание

  • 1 Что это
  • 2 Структура
  • 3 Актуальные показатели о поступлении
    • 3.1 По годам
    • 3.2 По городам
    • 3.3 По видам продукции
  • 4 Расходы и специфика
  • 5 Методы преодоления
  • 6 Динамика

Что это

Под консолидированным бюджетом, как общим термином, понимается совокупность всех доходов разных уровней, собранных в одном месте. Таким образом это понятие включает в себя обобщенный доход всех субъектов Российской Федерации, а также, представляет собой в дополнении, еще и федеральный бюджет, прибавленный к предыдущим денежным поступлениям.

Структура

Если делить его на составляющие, то схема консолидированного бюджета РФ будет включать в себя следующие составляющие:

  • Федеральный, состоящий из федерального и федерального целевого.
  • Консолидированный от субъектов РФ, включая области, регионы, края. Это разносторонний пункт, включающий в себя следующие виды бюджетов – региональные, местные, территориальные целевые. Важно понимать, что категория местных объединяет в себе сборы с районов и городов. А те в свою очередь состоят из районных, городских, внутригородских, поселковых и сельских сборов.

Но знать структуру консолидированного бюджета РФ мало, необходимо четко предоставлять суммы, которые попадают в него из разных областей. Так можно сориентироваться, какие территориальные единицы являются донорами, а какие нуждаются во вливаниях и перераспределении денежных потоков для осуществления политики государства и поддержания социального уровня граждан.

Актуальные показатели о поступлении

Для того, чтобы сориентироваться в налоговых доходах и расходах консолидированного бюджета страны, необходимо проанализировать цифры, предоставляемые Росстатом.

По годам

Учитывая официальные данные, предоставляемые Федеральным казначейством России, имеются следующие цифры по суммам, которые поступали в консолидированный бюджет начиная с 2010 года:

  • В 2010 году общая сумма составила 18.694.994.432.731 руб. Далее, для упрощения предоставляемой информации и повышения наглядности, будем приводить исключительно сумму триллионов и миллиардов рублей с округлением в меньшую сторону.
  • В 2011 году итоговая сумма, поступившая в казну, составила – 14,622 трлн.руб.
  • В 2012 году цифра достигла отметки 17,247 трлн.руб.
  • В 2013 – 18,115 трлн.руб.
  • К 2014 году в государственную казну входит сумма в количестве 19,959 трлн.руб.
  • В 2015 пополнился на сумму 19,564 триллиона в национальной валюте. И, как видно, цифра стало несколько ниже, почти на 0,5 триллиона рублей.
  • 2016 год показал дальнейший рост до отметки в 19,842. Но эти цифры все же не догнали показатель 2014 года.
  • В 2017 году продолжилось укрепление по количеству поступлений. Также, как и в 2018.
  • А вот на 2019 год показатель достиг рубежа в 27,020 триллиона рублей.

По городам

Рассматривая бюджет России на 2020 и 2019 годы, консолидацию можно оценить только по совокупности сумм, поступающих из субъектов РФ. Вот какие данные имеются у Росстата и Федерального казначейства на период 2018 года. Учитывать, что данные приведены в тысячах рублей на одного жителя города:

  • В Москве показатель достиг 168,2.
  • В Южно-Сахалинске – 119,6.
  • В Санкт-Петербурге – 103,4.
  • В Ханты-Мансийске – 84,9.
  • В Севастополе – 81,8.

Это топ-5 городов с наиболее высокими показателями, которые показывают, насколько хорошо здесь живется гражданам страны.

Далее, приведем в рейтинге топ-5 городов с наименьшим бюджетом:

  • На одного жителя города Иваново приходится 14,4 тысячи рублей.
  • В Махачкале и Йошкар-Оле эта отметка одинакова и достигла 12,7.
  • Далее идет Тольятти с небольшим показателем в 9,9.
  • И самым худшим и замыкающим, соответственно, список является Светлогорск. Тут на одного жителя приходится 9.300 ₽.

По видам продукции

Естественно, что суммарные вливания в общегосударственную казну, формируют исполнение консолидированного бюджета. Поэтому, с точки зрения управления страной важно, чтобы функционировали все предприятия, собирались все налоги и исполнялись все обязательства перед государством. Оценивая основные категории по которым наполняется казна страны, ситуация на 2016 год выглядит следующим образом:

  • На долю нефтегазовых доходов приходится около 41%. В этот раздел входит, как налог на добычу полезных ископаемых, так и таможенные пошлины ввозные и вывозные.
  • Поступления, связанные со сбором налога на прибыль с организаций и на добавленную стоимость. Сюда также можно отнести акцизы. В совокупности это категория дает до 50% общих поступлений.
  • Еще остается категория «прочие». Сюда входят госпошлины, безвозмездные отчисления физ и юрлиц, а также от международных организаций. Доходность этой статьи составляет около 8%.

Расходы и специфика

Необходимо четко осознавать, что специфика бюджета в России такова, что все города, области, районы и прочие территориальные подразделения перечисляют суммы в федеральный центр. Это делается для распределения сумм между регионами донорами и теми, кто нуждается в дополнительных вливаний, из-за невозможности собрать полноценную сумму для самостоятельного обеспечения жизни граждан.

Поэтому, важно учитывать доходы и расходы этой статьи:

  • Доходы, это те суммы, которые поступают в казну в виде реальных денег.
  • Расходы – это та сумма, которую вынуждено государство тратить на содержание бюджетных организаций, военных и силовых структур, социальных отчислений и прочих выплат, согласно социальной политики государства и конституции. Расходы ведутся регулятором на то, чтобы перераспределить уровни бюджетной системы через субсидии, субвенции, различные виды дотаций, а также посредством бюджетных ссуд.

Что касается прозрачности бюджета, то на сегодняшний день Россия занимает 15 место в мире согласно исследованию Organization International Budget Partnership по результатам 2017 года. Но, несмотря на хорошие позиции, все же остается открытым вопрос о возможности реального контроля со стороны общественности по расходованию бюджета и влияния на эти цифры.

Методы преодоления

Естественно, что если доходы превышают расходы, то образуется так называемый профицит. И в противоположность, если расходуется больше, чем поступает, формируется дефицит.

Учитывая возможность негативного развития для финансовых поступлений в казну, то есть такой ситуации, когда будет образовываться дефицит, существуют специальные методы, по преодолению этого негативного момента:

  • Развитие производственных мощностей и новых отраслей.
  • Достижение финансовой стабильности на предприятиях и отраслях независимо от формы собственности.
  • Активизация предпринимательской деятельности.

Динамика

Как видно из представленных статистических данных, бюджет рос на протяжении с 2010 по 2014 календарные периоды. Потом, в результате политической нестабильности и введенных санкций, он показал «проседание» по основным показателям. И только в следующий год он начал постепенное возобновление, догнав и обогнав отметку докризисного периода через 3 года.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти геодезический пункт
  • Как найти задуманное число по алгебре
  • Как найти масштаб карты на местности
  • Ошибка 0х0000034 как исправить windows 7
  • Как найти дедвейт судов