Как составить схему научного исследования

Во
всех науках исследование производится
в одинаковой последовательности, имеющей
циклический характер. В самом общем
виде это можно представить следующим
образом. Начало цикла научного исследования
осуществляется с регистрации некоего
противоречия и постановки проблемы,
часто представленной в форме вопроса.
Затем формулируется гипотеза, т.е.
предположительный ответ на поставленную
проблему. Гипотеза опирается на уже
известные факты и носит декларативный
характер.

На
следующем этапе осуществляется проверка
гипотезы, т.е. выявляются факты, которые
подтвердили бы или опровергли ее.
Эксперимент – это прежде всего организация
такого исследования, которое удовлетворяет
критериям оценки гипотез с точки зрения
подкрепления или отвержения
причинно-следственных зависимостей.
Установление экспериментальных фактов
означает сбор эмпирических данных в
контролируемых условиях и возможность
сравнения их по отношению к разным
условиям. При правильной организации
исследования неподтверждение гипотезы
также означает его результативность,
как и ее подтверждение.

В
результате соотнесения полученных
данных с существующими теоретическими
схемами, концепциями, теориями
осуществляется интерпретация результатов.
Чаще всего последний этап рождает новые
гипотезы, что позволяет подвигать
исследование дальше.

Ход
исследовательской работы можно
представить в виде следующей
последовательности шагов:

  1. Выбор
    темы исследования и определение степени
    ее актуальности.

  2. Выявление
    противоречия и постановка проблемы.

  3. Обозначение
    объекта и предмета исследования.

  4. Формулировка
    гипотезы исследования.

  5. Определение
    цели исследования и конкретизация
    задач исследования.

  6. Выбор
    методов исследования и подбор конкретных
    методик.

  7. Организация
    исследования.

  8. Анализ
    эмпирического материала и интерпретация
    результатов.

  9. Формулирование
    выводов и оценка полученных результатов
    (научная значимость и практическая
    ценность).

  10. Оформление
    текста работы.

    1. Выбор
      темы исследования и определение степени
      ее актуальности

Это
начальный этап любого исследования.
Выбор темы для курсовой работы имеет
большое значение, поскольку характеризует
степень научной зрелости студента.
Подобрать тему курсовой работы студент
может, ознакомившись:

  • с
    направлениями научной работы кафедры;

  • с
    выполненными на кафедре курсовыми и
    дипломными работами;

  • с
    новейшими результатами исследований
    в различных отраслях науки.

Существенную
помощь в выборе темы могут оказать
аналитические обзоры и статьи в
специальной периодике.

Иногда
студенты избегают брать для исследования
узкие, конкретные темы. Это неправильно.
Дело в том, что работы, посвященные
широким темам, часто бывают поверхностными
и мало самостоятельными. Узкая же тема
прорабатывается более глубоко и детально.
Вначале кажется, что она настолько узка,
что и писать не о чем. Но по мере
ознакомления с материалом это опасение
исчезает, исследователю открываются
такие стороны проблемы, о которых он
раньше и не подозревал.

Актуальность
темы психологического исследования
определяется теоретическими и
практическими ее аспектами.

1.
Теоретическая
актуальность

темы исследования характеризуется
наличием проблемы
в той или иной области научного
знания
.
Например, в науке накопилось много
фактов и возникла необходимость
теоретических построений, относящихся
к изучаемому явлению, которые бы обобщали
эти факты в рамках теоретического
построения. Или, наоборот, существует
потребность в новых фактах, которые
позволили бы расширить теорию и сферу
ее применения.

2.
Практическая
актуальность

определяется наличием практических
задач в жизни общества, решение которых
без дополнительных научных исследований
или разработок невозможно. Может
существовать потребность в дополнении
или переработке психологических теорий
с целью более полного использования их
как представителями других наук, так и
более широкими слоями населения. Может
существовать необходимость создания
более эффективных психодиагностических
и исследовательских методов, способных
обеспечить получение новых данных, или
необходимость в методах, способах,
технологиях, имеющих более широкие
возможности психологического воздействия
в ситуациях обучения, тренировки,
лечения, реабилитации и т.д.

    1. Постановка
      проблемы

Любое
научное исследование проводится для
того, чтобы преодолеть определенные
трудности в процессе познания новых
явлений, объяснить ранее неизвестные
факты или выявить неполноту старых
способов объяснения известных фактов.
Эти трудности в наиболее отчетливой
форме проявляют себя в так называемых
проблемных ситуациях
,
когда существующее научное знание
оказывается недостаточным для решения
новых задач познания.

Проблема
в науке определяется противоречием
в состоянии научного знания
.
Противоречие в науке может возникнуть
в результате открытия новых фактов,
которые явно не укладываются в рамки
прежних теоретических представлений,
т.е. когда ни одна из теорий не может
объяснить вновь обнаруженные факты.
Оно может быть связано с наличием
противоположных теоретических объяснений
одних и тех же фактов или порождаться
недостаточностью научного знания для
решения тех или иных практических задач,
т.е. наличием «белых пятен» в науке, а
также установлением непригодности
прежних методов и средств для объяснения
обнаруженных явлений.

Обычно
теоретическое построение начинается
с некоторой общей постановки вопроса,
который затем уточняется в серии более
разветвленных формулировок, т.е.
происходит конкретизация проблемы.

Выделяют
следующие формальные требования к
развертыванию проблемы исследования:

  • возможно
    более точное разграничение между
    «проблематичным», противоречивым,
    искомым или неизвестным, и «непроблематичным»
    как данным и известным;

  • отчетливое
    отделение друг от друга существенного
    и несущественного в отношении общей
    проблемы;

  • расчленение
    общей проблемы на ее элементы и упоминание
    по частным проблемам, а также по их
    приоритету (см. ниже о постановке целей
    и задач исследования).

Правильная
постановка и ясная формулировка новых
проблем нередко имеет не меньшее
значение, чем решение их самих. По
существу, именно выбор проблем, если не
целиком, то в очень большой степени
определяет стратегию исследования
вообще и направление научного поиска
в особенности. Не случайно принято
считать, что сформулировать научную
проблему – значит показать умение
отделить главное от второстепенного,
выяснить то, что уже известно и что пока
неизвестно науке о предмете исследования.
Если исследователю удается показать,
где проходит граница между знанием и
незнанием о предмете исследования, то
ему бывает нетрудно четко и однозначно
определить научную проблему и
сформулировать ее суть.

Проблемы
существенно разнятся по своей масштабности.
Одни не выходят за рамки интересов
некоторого коллектива (групповые,
локальные проблемы), другие затрагивают
целые регионы, большие социальные группы
и общественные институты (региональные
и институциональные проблемы). Наконец,
на высшем уровне проблема затрагивает
интересы и потребности всего общества
в целом.

    1. Обозначение
      объекта и предмета исследования

Формулировка
проблемы влечет за собой выбор конкретного
объекта
исследования. Объектом
может быть все то, что явно или неявно
содержит противоречие и порождает
проблемную ситуацию
.
Объект психологического исследования
– это то, на что направлен процесс
познания (исследуемое психологическое
явление: процесс, состояние, свойство,
отношение, сознание, особенности личности
или деятельности).

Помимо
объекта выделяется также предмет
изучения или те наиболее
значимые
с
практической или теоретической точки
зрения свойства,
стороны, особенности объекта
,
которые подлежат непосредственному
изучению. Остальные стороны или
особенности объекта остаются как бы
вне поля зрения исследователя. Поскольку
объект
– то, что содержит противоречие, постольку
предмет
– это те его свойства и стороны, которые
наиболее выпукло выражают данное
противоречие.

Примерами объекта
и предмета психологического исследования
могут быть следующие формулировки:

  1. Объект:
    развитие самоотношения как компонента
    самосознания у дошкольников.

Предмет: влияние
оценок родителей на развитие самоотношения
у дошкольников.

  1. Объект:
    психологические особенности младших
    школьников.

Предмет: Динамика
психологических особенностей младших
школьников в условиях разных образовательных
технологий.

  1. Объект:
    развитие кратковременной памяти.

Предмет: развитие
кратковременной памяти в процессе
обучения скорочтению.

Объект
и предмет исследования, как категории
научного процесса соотносятся между
собой как общее и частное. В объекте
выделяется та его часть, которая служит
предметом исследования, именно на него
и направлено основное внимание. Именно
предмет исследования определяет тему
научной работы, которая обозначается
на титульном листе как ее заглавие.

В
процессе анализа при расчленении на
элементы можно преобразовать объект в
предмет изучения. Дальнейшее исследование
предмета является, по существу,
«моделированием» проблемы.
Анализ и детализация, в частности,
выяснение того, что известно и что пока
неизвестно науке о предмете исследования,
и позволяет сформулировать проблему.

Например, приступая
к изучению некоторых аспектов поведения
личности, мы, прежде всего, обращаемся
к литературе в поисках ответа на вопросы:
какова структура личности? Каковы
объективные (социальные) и субъективные
(личностные) механизмы поведения? Какие
противоречия обнаруживаются в
интерпретации регуляционных механизмов?
Каковы возможные объяснения этих
противоречий?

Мы находим, например,
что, согласно одним научным данным,
ценностные ориентации личности
рассматриваются как важнейшие регуляторы
ее поведения, согласно другим –
фиксируется явное противоречие между
ориентациями и реальными поступками.
Постепенно выявляется проблема.

Уточняя ключевые
понятия, в том числе понятие «ценностные
ориентации», мы находим далее, что это
весьма общий конструкт, который, в
сущности, представляет обобщение
многообразных, более частных феноменов
социально-психологической регуляции.
Продолжая следовать такой логике, мы
развертываем систему гипотез, которые
опираются на имеющиеся теоретические
и экспериментальные данные, и в конце
концов формулируем общую гипотетическую
«модель» изучаемого процесса. Только
теперь начинаются поиски подходящего
социального объекта для проверки
теоретической модели: поведение в какой
именно сфере, каких именно социальных
групп, в каком именно отношении и т.п.
лучше всего обследовать для проверки
выдвинутых гипотез?

Обычно
предмет исследования содержит в себе
центральный вопрос проблемы, связанный
с предположением о возможности обнаружить
закономерность или центральную тенденцию
изучаемого противоречия. Постановка
такого вопроса – источник выдвижения
рабочих гипотез.

    1. Формулирование
      гипотез

Гипотеза
– главный методологический инструмент,
организующий весь процесс исследования
и подчиняющий его внутренней логике. В
широком смысле слова под гипотезой
подразумевают любое предположение,
допущение, предсказание или догадку,
истинность или ложность которого
неизвестна, но может быть проверена
опытным путем (эмпирически). Гипотеза
должна содержать утверждение,
которое является полным или частичным
решением или
объяснением проблемной ситуации
,
возникшей в науке. Если знания, которыми
мы располагаем, не позволяют объяснить
данные наблюдений, возникают новые
предположения – гипотезы. Таким образом,
гипотеза выполняет прогностическую
функцию, роль объединяющего звена между
известным и неизвестным.

Первоначальные
подходы к решению научной проблемы еще
не представляют гипотезы, их можно
назвать догадками. Не любое предположение
может являться гипотезой, а только
такое, которое имеет логическое
обоснование, опирающееся на уже доказанные
положения, законы, факты
.
В гипотезе имеется ранее известное
знание в форме предпосылки и новое
знание, связь между которыми осуществляется
в виде предположения. Предположение
выражается в виде проблематичных
суждений, истинность которых еще не
доказана, но имеет большую долю вероятности
быть подтвержденной в эксперименте.
Обычно гипотеза входит в состав некоторой
теоретической системы, поэтому в ней
должен подразумеваться логический
вывод гипотетических предположений
именно из такой системы. Автор гипотезы
должен быть готовым ответить на вопрос
о том, что подтолкнуло его к высказанному
предположению.

В
психологическом исследовании гипотеза
– это обоснованное предположение о
структуре психологических объектов,
характере связи между изучаемыми
психологическими явлениями и возможных
подходах к решению психологических
проблем.

Формулирование общей гипотезы по
предмету исследования происходит на
основе предварительного анализа объекта.
Психологические гипотезы – предположения,
сформулированные относительно
психологических явлений в рамках
использования тех или иных теоретических
представлений. Поэтому для постановки
гипотезы необходимо занять собственную
теоретическую позицию
,
с точки зрения которой будет формулироваться
гипотеза, определить
основные понятия и сформулировать
предположение
,
а затем операционализировать
его. Проверка
выводных гипотез возможна лишь в том
случае, если все термины, в которых они
формулируются, были подвергнуты
эмпирической интерпретации.

Сформулируем
некоторые общие требования, которым
должна удовлетворять удачная гипотеза,
подлежащая прямой эмпирической проверке.

1)
Гипотеза не должна содержать понятий,
которые не получили эмпирической
интерпретации, иначе она непроверяема.

Необходимо осуществить выбор прямых
показателей каждой из выделенных
характеристик, т.е. переход к операционным
уточнениям: какими конкретными методами
и техническими приемами следует (можно)
зафиксировать выделенные свойства
(например, удовлетворенность работой
и отдельными ее составляющими).

2)
Она не должна противоречить ранее
установленным научным фактам.

Иными словами, гипотеза должна быть
согласована с наиболее фундаментальными,
хорошо проверенными знаниями, каковыми
являются принципы, законы и теории
науки.

Например, гипотеза,
«чем более разнообразен труд, тем больше
удовлетворенности работой», должна
быть отброшена, ибо противоречит
имеющимся в психологии данным. Известно,
что при определенном психофизическом
типе личности именно однообразная и
монотонная работа доставляет
удовлетворение, а разнообразная – нет.
Другая гипотеза – «функциональное
содержание труда (т.е. включая степень
монотонности и разнообразия работы) –
детерминирует удовлетворенность
работой» не противоречит этим сведениям
и может быть принята для проверки.

3)
Из предыдущего правила вытекает
требование простоты
гипотезы
.
Она не должна обрастать целым лесом
всевозможных допущений и ограничений,
лучше исходить из максимально простого
и общего основания.

4)
Гипотеза должна быть принципиально
проверяема при данном уровне теоретических
знаний, методической оснащенности и
практических возможностях исследования
.
Хотя это требование очевидно, оно нередко
нарушается.

5)
Гипотеза не может быть оценена как
ложная или истинная, поскольку является
проблемным утверждением, можно говорить
лишь о корректности
или некорректности гипотезы по
отношению к предмету исследования.

6)
Гипотеза должна быть сформулирована
так, чтобы в
самой ее формулировке можно было найти
способ ее проверки в конкретном
исследовании
.
Это требование подводит итог всем
предыдущим. Оно предполагает, что в
формулировке гипотезы не должно быть
неясных терминов. Четко обозначенная
ожидаемая связь событий, проверка
предположения не вызывает трудностей
со стороны методов и организационных
возможностей.

Перечисленные
выше формальные требования делают
гипотезу «хорошей» лишь при условии,
что содержание
ее не тривиально и не сводится к суждениям
здравого смысла
,
по типу: «Если в чай положить сахар, то
чай станет сладким».

И
еще один момент. Любой эксперимент можно
сравнить с игрой, а в игре всегда есть
возможность либо выигрыша, либо проигрыша.
Аналогично, если нет возможности
сформулировать опровержение, высказав
возможность получения противоречащих
опытных данных, значит сформулированное
высказывание не может иметь статус
гипотезы.

    1. Определение
      цели исследования и конкретизация
      задач исследования

Цель
исследования ориентирует на его конечный
результат и определяет, что именно будет
получено в конце исследования:
теоретическая модель, описание нового
явления, методика и т.д. Цель работы
определяет ее вид (см. Главу 3 «Виды
курсовых работ»).

Определение
цели исследования позволяет упорядочить
процесс научного поиска и представить
его в виде последовательности решения
основных,
частных,
а
также дополнительных
задач.
Основные и частные задачи логически
связаны между собой, при этом частные
вытекают из основных и являются средствами
решения главных вопросов исследования.
Цели и задачи исследования образуют
взаимосвязи цепочки, в которых каждое
звено служит средством удержания других
звеньев. Конечная цель исследования
может быть названа его общей
задачей
, а
частные задачи, выступающие в качестве
средств
решения основной
,
можно назвать промежуточными целями,
или целями второго порядка.

Очень
важно различать программные задачи
исследования и те, что будут возникать
в процессе его развертывания, в том
числе и методические. В сущности, каждая
стадия развертывания программы и анализа
получаемых данных предваряется
постановкой конкретных задач, предусмотреть
последовательность которых полностью
невозможно. Таким образом, формулировка
задач исследования – это не единовременный
акт, но скорее процесс, содержащий свои
этапы. Первая стадия этого процесса как
раз и состоит в том, чтобы ясно формулировать
цели и основные, программные задачи
исследования.

Исследователь
должен быть готов к тому, что по мере
развития исследовательского процесса
будут уточняться частные задачи,
возникать новые, и так до окончания
работы. Основные задачи исследования
отвечают его целевой установке,
дополнительные – ставятся как бы для
«пристрелки», для подготовки будущих
исследований, проверки побочных
(возможно, весьма актуальных), не связанных
с данной проблемой гипотез, для решения
каких-то методических вопросов и т.п.

На
всех этапах работы необходимо
руководствоваться программными целями
и задачами исследования. Они образуют
путеводную нить, уклонение от которой
делает работу хаотической и часто
неэффективной в том смысле, что достигаемые
результаты, хотя они могут быть полезными
или «интересными», уводят в сторону от
того, ради чего предпринималось
исследование.

Если
основная цель формулируется как
теоретическая, то при разработке
программы главное внимание уделяется
изучению научной литературы по данному
вопросу, построению гипотетической
общей концепции предмета исследования,
четкой семантической и эмпирической
интерпретации исходных понятий, выделению
научной проблемы и логическому анализу
рабочих гипотез. Если же цель связана
с исследованием новых феноменов, то
большее внимание уделяется решению
методических задач.

Цели
и задачи формулируются обычно в форме
перечисления (изучить…, описать…,
установить…, выяснить…, вывести формулу
и т.п.). Формулировки этих задач необходимо
делать как можно более тщательно.

    1. Выбор
      методов и методик исследования

В
любом научном исследовании выделяют
три составляющих: теорию,
методологию
и
практику
.
Если теория дает представление о том,
что изучается, т.е. об объекте и тех
особенностях объекта, которые наиболее
существенны при решении проблемы (т.е.
о предмете), то методология определяет,
каким путем идет исследователь в
познании. Здесь, во-первых, важно
мировоззрение, задающее определенный
угол зрения, во-вторых, логика, т.е.
последовательность этапов
научно-познавательной деятельности и
соответствующих им методов и методик.

Методы,
как совокупность способов научного
познания, принято делить на общие для
ряда наук и специальные, или частные.
Общая
методология

формулирует некоторые наиболее общие
принципы в познании, которые применяют
в исследованиях. Так, для психологии
необходимо определенное понимание
вопроса о соотношении общества и
личности, природы человека. В качестве
общей методологии различные исследователи
принимают различные философские системы.
Специальные
методы

обусловлены характером исследуемого
объекта, т.е. определяют принципы,
применяемые в данной области знания.

Выбор
методологических основ исследования

связан с присоединением к той или иной
теоретической школе. Он определяет,
в каких понятиях и терминах будут описаны
объект и предмет исследования и его
проблема, а также выбор конкретных
методов и процедур исследования.

В качестве таких методологических
оснований психологического исследования
могут выступать, например, деятельностный
подход к пониманию психики А.Н.Леонтьева,
теория деятельностного опосредования
межличностных отношений А.В.Петровского,
экологический подход к восприятию
Г.Гибсона и т.д. В
качестве

методологических
оснований

исследования выступают и отдельные
принципы психологии
,
такие, как принцип активности, развития,
субъектности и т.д., которые акцентируют
те или иные аспекты этих теорий.

В
отличие от методологии методы
и процедуры исследования

– это система
более или менее формализованных
правил сборки, обработки и анализа
информации
.
В отечественной психологии (Б.Г.Ананьев)
выделено четыре группы методов:

1
группа – организационные методы
(сравнительный, лонгитюдный, комплексный
и т.д.);

2
группа – эмпирические методы (наблюдение
и самонаблюдение, экспериментальные
методики, психодиагностические методы:
тесты, анкеты, опросники, интервью,
беседа, социометрия, анализ продуктов
деятельности, контент-анализ, биографические
методы и т.д.);

3
группа – методы обработки данных
включают: количественный (статистический)
и качественный (дифференциация материала
по группам) методы. К количественным
относятся такие виды анализа, как анализ
средних значений параметров и степени
их вариативности, корреляционный,
факторный, дивергентный и конвергентный
анализ и др. Качественный анализ
подразумевает подробный содержательный
анализ отдельных случаев.

4
группа – интерпретационные методы,
включающие генетический (анализ материала
в плане выделения отдельных фаз и
последовательности его развития) и
структурный (установление структурных
связей между частями и целым). Сюда
относится построение различных типологий,
психологических профилей и т.п.

Самая
важная задача при выборе конкретных
методов исследования – обеспечить
соответствие
метода

организации эксперимента и методов
сбора эмпирического материала предмету
исследования. Необходимо понимать, что
в исследовании можно получить только
то, что могут дать использованные методы.

Типичной ошибкой
студентов является расширительная
трактовка результатов исследования,
не учитывающая ограниченность тех
методов, которые они использовали.
Например, автор в качестве метода
использует метод оценки испытуемыми
качеств собственной личности и каждое
из них оценивает как типично мужское,
типично женское или нейтральное. А в
выводах автор говорит о различной
сформированности половой роли у разных
групп испытуемых. Это яркий пример
несоответствия метода предмету
исследования. Для исследования
сформированности половой роли необходимо
было использовать методики, позволяющие
определять разные пласты этого сложного
явления. Поскольку метод мог определить
только восприятие испытуемыми своих
качеств, то правильные выводы могли
касаться только этого пласта половой
роли, а именно, полового самосознания
и восприятия степени своего соответствия
мужским и женским качествам.

Рефлексия
методов проведенного исследования и
их возможностей позволяет точнее
обозначить предмет исследования и
уточнить формулировку его темы.

    1. Организация
      исследования

Для осуществления
исследования необходимо правильно
организовать сбор экспериментального
материала и решить ряд технических
вопросов.

Во-первых,
правильно подобрать контингент
испытуемых, которые бы соответствовали
по своим психологическим и
социально-демографическим параметрам
целям исследования.

Во-вторых,
обеспечить необходимый уровень и
качество мотивации испытуемых к участию
в исследовании.

В-третьих,
осуществить обоснованный выбор
методического инструментария.

В-четвертых, четко
определить процедуру сбора материала
и сохранять ее стандартной в процессе
всего исследования.

В-пятых,
продумать формы фиксации эмпирических
данных, удобные как для осуществления
в процессе сбора материала, так и для
дальнейшей обработки данных.

    1. Анализ
      эмпирического материала и интерпретация
      результатов

Обработка
данных включает: количественный
(статистический) и качественный
(дифференциация материала по группам)
методы. К ним относятся такие виды
анализа, как корреляционный, факторный,
дивергентный и др. При статистической
обработке данных необходимо правильно
подобрать конкретные методы статистического
анализа с тем, чтобы они, во-первых,
соответствовали типу данных, которые
получены в исследовании (для ранговых
данных применяются одни виды статистических
процедур, для числовых – другие),
во-вторых, статистические методы
обработки должны быть адекватны цели
исследования и обеспечивать достоверность
выводов.

При
обратном движении к анализу соответствия
выдвинутых гипотез полученным результатам
крайне важно еще раз проверить (теперь
уже опираясь на опыт, полученный при
сборе данных и изучении их связей),
насколько семантическая и эмпирическая
интерпретация ключевых понятий
исследования были удовлетворительными.
То есть, в какой мере возможны прямые
соотнесения показателей с теми смыслами
и свойствами, к которым они первоначально
были «привязаны».

При
интерпретации результатов необходимо
соотнести полученные данные с исходными
предположениями, теоретическими схемами
и моделями, уже известными научными
фактами. Это позволит оценить степень
новизны результатов, их согласованность
с теми или иными теоретическими
концепциями, найти им место в поле
исследований данной темы. Отдельно
необходимо обсудить результаты, которые
не согласуются с исходными теоретическими
предположениями, и найти этому объяснение.

    1. Формулирование
      выводов и оценка полученных результатов
      (научная значимость и практическая
      ценность)

Обобщение
результатов исследования, их содержательная
интерпретация и соотнесение с теми или
иными теоретическими положениями,
выделение главных результатов позволяет
сформулировать выводы. Выводы
в обобщенной форме содержат то новое и
существенное
,
что составляет научные
и практические результаты проведенной
работы
. При
этом выводы должны содержать оценку
соответствия результатов поставленным
задачам, оценку продвижения в решении
проблемы. Каждая поставленная задача
должна быть определенным образом
отражена в выводах. Число выводов не
имеет большого значения, но лучше
воспринимается в количестве 5-7.

Распространенной
ошибкой студентов является перечисление
результатов исследования вместо выводов.

Новизна
выявляется
в результате анализа литературных
источников, уточнения концептуальных
положений (определение новых моментов
и психодиагностическом исследовании,
более детальная разработка методик
психодиагностики и т.п.). Научная новизна
в зависимости от характера и сущности
исследования может формулироваться
по-разному. Так, для теоретических работ
научная новизна определяется тем, что
нового
внесено в теорию и методику исследуемого
предмета. Для работ практической
направленности научная новизна
определяется результатом, который был
получен впервые, возможно подтвержден
и обновлен или развит и уточняет
сложившиеся ранее научные представления
и практические достижения.

Практическая
значимость
подробно
отражается в практических рекомендациях.

Ход научного исследования можно представить в виде следования следующей логической схеме:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор инструментарно-методического аппарата.

5. Формирование информационно-эмпирической и нормативно- правовой базы.

6. Изложение логики процесса исследования.

7. Непосредственное проведение исследования по сформулированному алгоритму.

8. Трактовка авторских выводов и рекомендаций.

9. Обсуждение результатов исследования с научным руководителем.

10. Апробация (презентация в рамках компании, банка и т.д., по которым выполняется работа, а также в печати).

11. Окончательное формулирование выводов, их корректировка (при необходимости), оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы. Актуальность темы ди­пломной работы является одним из основных критериев при ее экспер­тизе. Грамотное обоснование актуальности означает, что поставленные в исследовании по выбранной теме задачи требуют скорейшего решения для практики, они значимы и реальны.

Применительно к диплому понятие «актуальность» имеет одну осо­бенность. Дипломная работа, как уже указывалась, является квалифи­кационной работой, и то, как ее автор умеет сформулировать тему, а также насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть немногословным (не более чем на 1 страницу текста). Дипломник должен дать полную характеристику выбранной темы. Для оценки актуальности научной тематики могут быть использованы трактовки, объединенные в следующие группы: социально-политической, экономической, научно-теоретической и практической значимости темы.

Так, социально-политическая группа характеризуется общественным значением темы, ее важностью для устойчивого развития социума, и в целом экономики страны и регионов. Экономическая определяется ее значимостью для повышения эффективности функционирования анализируемой бизнес-структуры на рынке, возможностями экономии ресурсов. Научно-теоретическая указывает на научную новизну темы, ее востребованность с точки зрения получения новых представлений об изучаемых явлениях в маркетинге. Практическая может быть охаракте­ризована значимостью темы, оригинальностью маркетинговых решений для реально функционирующих рыночных субъектов.

На основе анализа вышеназванных характеристик достаточно (в пределах одной машинописной страницы) показать главное — суть проблемной ситуации. Из чего и будет видна актуальность темы. Следо­вательно, формулировка проблемной ситуации является очень важной частью введения. Поэтому остановимся на понятие «проблема» более подробно.

Проблема всегда возникает тогда, когда устаревшее знание уже об­наружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситу­ация, требующая своего разрешения, ее постановка означает наличие требуемого (желаемого) и реального положения. Данная ситуация воз­никает чаще всего в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. тогда, когда ни одна из теорий или концепций не может объяснить вновь обнаруженные факты. И если студенту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, сформулировать ее актуальность. После актуальности темы дипломник должен раскрыть степень изученности проблемы.

Постановка цели и конкретных задач исследования. Цель и задачи исследования должны содержать формулировку приоритетной цели, которая видится в решении основной проблемы дипломной работы и обеспечивает внесение определенного вклада в теорию и практику. Она формулируется в соответствии с названием темы работы. Формулиро­вание цели квалификационной работы представляет собой конкретное описание сути проблемы и вносимый в результате написания работы вклад в ее постановку и решение. В соответствии с целью следует вы­делить конкретные задачи, которые предстоит решить (они пишутся в соответствии с названиями разделов и подразделов работы). Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, обосновать и т.д.).

Формулировки задач следует делать наиболее тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав формиру­ются именно из конкретных задач предпринимаемого исследования.

Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования представляет область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Это — система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которых, как пред­ставляется автору, и лежит проблема. Определить объект — значит, его выяснить, т.е. ограничить. Например, сказать, что автор собирается из­учать товарную политику, и остановиться — значит допустить ошибку. Так как сделано только первое указание на объект, далее следует ввести территориальное, хронологическое ограничение, временной период, которые автор намеривается осветить. После этого нужно специфи­цировать изучаемые группы (инновации, виды продукции или услуг). Необходимо отсечь те группы и явления, которые рассматривать автор не собирается, причем написать об этом необходимо в четкой недвус­мысленной форме.

Предмет исследования более узок и конкретен. Благодаря его фор­мулированию в дипломе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающей в системе, являющийся непосредственным предметом исследования (стратегии, инструменты, технологии и т.д.). Например, в общей систе­ме ценообразования может быть выделено ценообразование на услуги коммерческих банков и стратегии, обеспечивающие его желаемый вид и форму.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. При этом методы должны быть не только перечис­лены, но и реально использованы в проекте (например, сравнительный, структурно-функциональный анализ, анкетирование, сегментирование рынка и др.)

После изложения методов исследования необходимо описать инфор­мационно-эмпирическую базу, которая отражает информацию, использу­емую в дипломной работе.

Продолжить введение должна такая рубрика, как основные результа­ты, полученные в ходе исследования. Их должно быть 4—5. Изложение результатов необходимо для того, чтобы выпускник показал то, как он решил задачи, сформулированные ранее.

Завершается введение рубрикой практическая значимость исследо­вания. В ней необходимо раскрыть значение результатов, полученных в ходе исследования, для практики.

Непосредственный процесс исследования и его описание — основная часть дипломной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые делаются в конце каждого подраздела и нумеруются. Они от­ражают то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной дипломной работы. Они должны быть четкими и именно выводами должна завершаться глава. В содержательном виде они должны быть отражены в заключении (но без текстовых повторов).

Выходные данные пособия:

Кетова Н.П.,Жук Е.С.Дипломная работа: методика написания, оформление, порядок защиты. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 080111 «Марке­тинг». 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Содействие—XXI век», 2013. — 72 с.

На чтение 11 мин Просмотров 13 Опубликовано 8 апреля 2023 Обновлено 8 апреля 2023

Содержание

  1. Общая схема хода научного исследования
  2. Обоснование актуальности выбранной темы.
  3. Формулировка цели и задач.
  4. Oбъект и предмет исследования.
  5. Выбор методов исследования.
  6. Обсуждение результатов исследования
  7. Выводы
  8. Общая схема хода научного исследования
  9. Общая схема научного исследования

Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

Обоснование актуальности выбранной темы.

Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости, главное показать суть проблемной ситуации.

Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений .

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

Формулировка цели и задач.

Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три-пять.

Oбъект и предмет исследования.

Объект — это процесс или явление, избранные для изучения.
Предмет — часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

Выбор методов исследования.

Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы, которые служат инструментом в добывании фактического материала.
Описание процесса исследования — основная часть работы. Здесь же освещаются методика и техника.

Обсуждение результатов исследования

— существенный этап научного исследования, проходит на заседаниях групп, советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности исследовательской работы и коллективный отзыв.

Выводы

являются заключительным этапом научного исследования, содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы — с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ. выявлено. определено. установлено. ». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано. (обосновано. разработано. )».

Источник

Общая схема хода научного исследования

Ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

— Обоснование актуальности выбранной темы.

— Постановка цели и конкретных задач исследования.

— Определение объекта и предмета исследования.

— Выбор метода (методики) проведения исследования.

— Описание процесса исследования.

— Обсуждение результатов исследования.

— Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

— Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования.

В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.

Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости — главное показать суть проблемной ситуации. Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Отдельные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который он вносит в ее разработку.

Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т. п.).

Далее определяются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет — то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

Важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала.

Описание процесса исследования — основная часть работы. Здесь же освещаются методика и техника.

Существенный этап научного исследования — обсуждение его результатов, которое проходит на заседаниях научных групп, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности исследовательской работы и коллективный отзыв.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.

Источник

Общая схема научного исследования

· Логическая схема научного исследования: необходимость, сущность и назначение.

· Процедуры и атрибуты проведения обоснования актуальности выбранной темы исследования. Процессы постановки цели и конкретных задач исследования.

· Определение объекта и предмета исследования. Выбор и обоснование метода исследования.

· Литературное описание процессов, элементов и результатов исследования.

· Формулировка выводов и оценка полученных результатов. Необходимость апробации научных результатов.

Весь ход предстоящего научного исследования условно можно проиллюстрировать в виде условной логической схемы, приведенной на рис. 2

Обоснование актуальности выбранной темы является начальным этапом любого исследования. В применении к научной работе понятие «актуальность» имеет некоторые особенности в зависимости от назначения исследования.

Рис. 2Логическая схема научного исследования

Основные этапы научного исследования

Курсовая, дипломная работа или проект, диссертация являются квалификационными работами разного профессионального уровня, и то, как их автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности, социальной значимости, экономической и коммерческой важности, характеризует его научную зрелость и соответствующий уровень профессиональной подготовленности к практической деятельности.

Освещение актуальности должно быть не многословным, но понятным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Следовательно, формулировка проблемной ситуации является очень важной частью введения квалификационной работы. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» несколько более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.

Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых современных задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приобрело развитой формы.

Следовательно, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего своевременного разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических исследований и представлений, т.е. когда ни одна из современных теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности.

Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока не известно науке о предмете исследования.

Таким образом, если во введении студенту в курсовой и дипломной работе, магистранту, аспиранту, соискателю в диссертации удается показать, где происходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему уже бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее основную суть.

Отдельные исследования квалификационных работ ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности.

Цель подобных работ состоит в решении отдельных частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

Между тем исследователи часто избегают брать узкие темы. Это неправильно, поскольку дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и малосамостоятельными.

Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и исследовать, и писать не о чем, но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает и исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

От доказательства актуальности выбранной темы исследователю весьма логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью в квалификационной работе. Это обычно делается в форме перечисления (например, изучить …, описать …, установить …, выяснить …, вывести формулу …, определить зависимость … и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее в соответствии с логической схемой исследования исследователем формулируются объект и предмет исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для специального изучения.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта исследования.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса познания соотносятся между собой как общее и частное, поскольку в объекте выделяется та часть, которая и служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным следующим этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в извлечении фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в научной работе цели.

Описание процесса исследования является основной частью научно-исследовательской работы, в которой освещаются методика, техника, технологии, операции исследования с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на консультациях с руководителем, заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности научной работы.

Заключительным этапом являются выводы, которые содержат все то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы.

Источник



С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент. Но зачастую он не знает, с чего начать, как грамотно выстроить весь процесс так, чтобы не упустить главное и рассказать обо всем по порядку. В голове крутятся много разных вариантов, и хочется написать обо всем и сразу, но, как правило, спонтанно провести научное исследования без составления плана работ практически невозможно. Поэтому даже профессионалы в своем деле, не раз публиковавшие свои научные исследования, тщательно подходят к анализу и подготовительной работе. Именно поэтому в этой публикации мною был составлен список порядка этапов работы над научным исследованием.

Ключевые слова: научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования.

Научное исследование— это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

 это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

 это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

 оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;

Этапы научного исследования.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

  1. Выбор темы исследования.
  2. Определение объекта и предмета исследования.
  3. Определение цели и задач.
  4. Формулировка названия работы.
  5. Разработка гипотезы.
  6. Составление плана исследования.
  7. Работа с литературой.
  8. Выбор методов исследования.
  9. Организация условий проведения исследования.
  10. Проведение исследования (сбор материала).
  11. Обработка результатов исследования.
  12. Формулирование выводов.
  13. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

  1. Выбор темы исследования.

!!! (один из самых важных исложных этапов, так как перед выбором актуальной темы нужно проанализировать большое количество научной литературы)

От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом.

Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать (по крайней мере в рамках нашей диссертационной работы и ограниченности времени.)

Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы. К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:

  1. В соответствии с тем, что тему работы определяет предмет исследования, необходимо в первую очередь установить объект и предмет исследования.
  2. Важнейшим критерием правильности выбора темы является ее актуальность. (т. е. тема должна быть полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.)
  1. Объект ипредмет исследования.

Объект исследования –это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предметэто особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

  1. Цели изадачи.

Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.

Цель конкретизируется иразвивается взадачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т. е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.

Четвертая — с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

!!! Задачи следует формулировать четко илаконично. Как правило, каждая задача формулируется ввиде поручения: «Изучить.».., «Разрабо­тать.».., «Выявить.».., «Ус­тановить.».., «Обосновать.».., «Определить.».., «Проверить…», «Доказать…» ит.п.

  1. Формулировка названия работы.

Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования.

*Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов.».., а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о.».., «К изучению.».., «Материалы к.»…

Сразу найти полную и краткую формулировку — дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

  1. Разработка гипотезы.

Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их. По определению Р.Солсо, гипотеза— обобщенное выражение стратегии исследования.

!Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

  1. План исследования.

План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.

План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

**В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и изменять.

  1. Работа слитературой.

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.

Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.).

  1. Методы исследования.

Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

Пример методов сбора информации.

 наблюдение и сбор фактов;

 эксперимент;

 моделирование;

 метод научных абстракций;

 анализ и синтез;

 системный подход.

Пример методов обработки данных.

 качественные;

 количественные.

Методы могут применятся всовокупности, дополняя друг друга.

  1. Организация условий проведения исследования.

Организация исследования связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения и т. д.

  1. Проведение исследования.

На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

  1. Обработка результатов исследования.

Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, — которые почему-либо не зафиксированы, но представля­ют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

*** Как написано выше существует 2 метода обработки данных: качественные иколичественные методы.

  1. Количественные методы исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе.
  2. Качественные методы исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. Они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

Применять эти методы можно всовокупности!

  1. Формулирование выводов.

Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором.

!!!Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения — уже не нуждающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

  1. Оформление работы.

Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам.

Литература:

  1. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960–1970.//
  2. Лудченко А. А., Лудченко Я. А., Примак Т. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Лудченко. — 2-е изд., стер. — К.: О-во «Знания», КОО, 2001.//

Основные термины (генерируются автоматически): задача, работа, предмет, этап работы, оформление работы, выбор методов, метод обработки данных, обработка результатов, организация условий проведения, разработка гипотезы.

СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Постановка проблемы, формулирование темы и обоснование ее актуальности (технико-экономическое обоснование)

СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Постановка проблемы, формулирование темы и обоснование ее актуальности (технико-экономическое обоснование) — этапы выбора темы исследования; — поиск, систематизация, классификация, хранение, анализ информации и составление литературного обзора; — требования к теме исследования. 2. Формулирование цели и задач исследования 3. Определение объекта и предмета исследования 4. Выдвижение гипотезы исследования 5. Выбор методов и методик исследования 6. Проведение эксперимента и описание процесса исследования 7. Анализ и обсуждение результатов исследования 8. Формулирование выводов

ПЛАНИРОВАНИЕ НИР целевые комплексные программы НИИ, вузы . . . гранты долгосрочные научные и

ПЛАНИРОВАНИЕ НИР целевые комплексные программы НИИ, вузы . . . гранты долгосрочные научные и научнотехнические программы хозяйственные договора кафедры преподаватели, аспиранты, магистры, дипломники план научной работы на учебный год индивидуальные планы научно-исследовательской работы монографии, учебники, учебные пособия, лекции план-проспект Рабочая программа – это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами.

Техническое задание (техзадание, ТЗ) технический документ, оговаривающий набор требований к объекту разработки (изделию, процессу.

Техническое задание (техзадание, ТЗ) технический документ, оговаривающий набор требований к объекту разработки (изделию, процессу. . . ) и утверждённый как заказчиком, так и исполнителем Разделы ТЗ (ГОСТ 19. 201 Техническое задание, требования к содержанию и оформлению ) — введение; — основания для разработки; — назначение разработки (функциональное и эксплуатационное назначение изделия); — требования к объекту разработки (функциональные характеристики, требования к составу, надежности, условиям эксплуатации, . . . ); — требования к документации (конструкторской, технологической, . . . ); — технико-экономические показатели (ориентировочная экономическая эффективность, предполагаемая годовая потребность, экономические преимущества разработки по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами или аналогами ); — стадии и этапы разработки (с указанием сроков и исполнителей); — порядок контроля и приемки (виды испытаний и требования к приемке работы).

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН Цели составления плана: получить конкретные организационные характеристики воплощения плана; сформировать этапы работ;

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН Цели составления плана: получить конкретные организационные характеристики воплощения плана; сформировать этапы работ; распределить ресурсы между исполнителями на каждом этапе.

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта (продукта, технологии, темы, идеи,

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта (продукта, технологии, темы, идеи, проблемы) По мере фактической реализации проекта, его сценарий отмечается красным цветом.

Алгоритм научного исследования

Алгоритм научного исследования

Научная деятельность способствует: получению знаний, компетенций, навыков аналитической работы, необходимых в профессиональной деятельности; повышению

Научная деятельность способствует: получению знаний, компетенций, навыков аналитической работы, необходимых в профессиональной деятельности; повышению общей культуры, развитию интеллекта; умению самостоятельно логически мыслить и предвидеть последствия собственных действий; освоению понятийного аппарата, описывающего сферу научных интересов, грамотной интерпретации полученных результатов; овладению механизмом поиска и ориентации в информационных источниках; приобретению опыта анализа профессиональных (и учебных) проблемных ситуаций; принятию индивидуальных и совместных решений с опорой на знания; партнерству (в том числе международному) в научной сфере.

2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель научного исследования — всестороннее, достоверное изучение объекта

2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель научного исследования — всестороннее, достоверное изучение объекта исследования, его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Типы исследований в зависимости от цели: — поисковые; — критические; — уточняющие; — воспроизводящие. Цель должна: — быть связана с заявленной темой; — быть четко сформулирована; — отражать практическую направленность исследования.

Цель магистерской диссертации проведение самостоятельного научного исследования и решение актуальной проблемы в области химической

Цель магистерской диссертации проведение самостоятельного научного исследования и решение актуальной проблемы в области химической технологии или энергоресурсосбережения с использованием современных методов и средств, а также обобщение результатов работы и разработка обоснованных рекомендаций и предложений по их практическому использованию.

Формулирование задач исследования Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для

Формулирование задач исследования Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Задачи должны быть поставлены как для теоретической, так и экспериментальной части исследования, поскольку определяют содержание исследования и структуру текста всей работы; Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения поставленной цели. Задачи обычно формулируются с помощью глаголов в утвердительной форме: выявить, исследовать, обосновать, определить, проанализировать, разработать, установить, или соответствующих существительных (выявление. . . ).

Задачи научно–исследовательской работы магистра развитие навыков самостоятельной научноисследовательской деятельности и их применение к решению

Задачи научно–исследовательской работы магистра развитие навыков самостоятельной научноисследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач; проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования; проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике; демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные; формирование мировоззрения и профессионального самоопределения. Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т. е. ее конкретизировать, а выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам!

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследования – это то, что существует в

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследования – это то, что существует в системе наших знаний и о чем необходимо получить новые знания. Предмет исследования – это определенные особенности объекта исследования, те его свойства, в форме которых объект себя проявляет и которые подлежат изучению. Общее объект — это область деятельности, Частное предмет — это аспект рассмотрения объекта исследования Название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? Объект исследования вытекает из цели исследования, а предмет – из гипотезы. Предмет исследования должен отражаться в теме исследования.

4. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Рабочая гипотеза – это научное предположение, дающее предварительное объяснение какому-либо

4. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Рабочая гипотеза – это научное предположение, дающее предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. ГИПОТЕЗА критический анализ литературных источников элементы новизны, вносимые исследователем Успех гипотезы зависит от: от полноты собранной информации; глубины ее творческого анализа, стройности и целенаправленности методических выводов по результатам анализа; четко сформулированных целей и задач исследования; опыта и эрудиции научного работника.

Гипотез может быть несколько!

Гипотез может быть несколько! «It is a capital mistake to theorize before one has data. Insensibly one begins to twist facts to suit theories, instead of theories to suit facts. » Построение теории в отсутствии данных (фактов) является огромной ошибкой. Незаметно Вы начинаете подстраивать факты под Вашу теорию, вместо того, чтобы приводить теорию в соответствие с фактами. Сэр Артур Конан Дойль Гипотеза должна быть проверяемой! БУДЕТ ПОДТВЕРЖДЕНА БУДЕТ ОПРОВЕРГНУТА Способы проверки гипотезы: на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации (теоретически); на основе наблюдений, опытов, экспериментов (эмпирически). Гипотеза содержит предположение: «Допустим, что…. » , «может быть…» , «предположим, что…» , «наверное, если…» , «возможно, что …» , «если. . . , то. . . » . . .

5. ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ (НАПРАВЛЕНИЯ и СРОКИ ИССЛЕДОВАНИЯ)

5. ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ (НАПРАВЛЕНИЯ и СРОКИ ИССЛЕДОВАНИЯ)

КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ эффективность метода; точность; новизна (современность метода); простота; доступность; экономичность; безопасность.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ эффективность метода; точность; новизна (современность метода); простота; доступность; экономичность; безопасность.

6. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ Техника исследования - совокупность специальных приемов для

6. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА И ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ Техника исследования — совокупность специальных приемов для использования того или иного метода. Процедура исследования — определенная последовательность действий, способ организации исследования. Характеристики хорошо спланированного эксперимента: тщательная подготовка образцов для исследования; оптимальность количества экспериментов; простота техники и процедуры исследования; отсутствие грубых ошибок при проведении эксперимента; точность, воспроизводимость и достоверность результатов исследования.

Классификация эксперимента ЭКСПЕРИМЕНТ по структуре по числу варьируемых факторов простой сложный однофакторный многофакторный .

Классификация эксперимента ЭКСПЕРИМЕНТ по структуре по числу варьируемых факторов простой сложный однофакторный многофакторный . . . по месту проведения лабораторный натурный производственный При проведении эксперимента необходимо соблюдать правила техники безопасности!

Ведение журнала исследований Результаты экспериментов фиксироваться! должны тщательно В ЖУРНАЛЕ ОТМЕЧАЮТ: тему НИР (можно

Ведение журнала исследований Результаты экспериментов фиксироваться! должны тщательно В ЖУРНАЛЕ ОТМЕЧАЮТ: тему НИР (можно на обложке); цель и задачу эксперимента; фамилию исполнителя; время и место проведения эксперимента; характеристику окружающей среды; данные об объекте эксперимента и средствах измерения; результаты наблюдений, а также другие данные для оценки получаемых результатов.

Описание процесса исследований ВКЛЮЧАЕТ СВЕДЕНИЯ о процедуре получения и подготовки образцов наблюдаемых результатах виде

Описание процесса исследований ВКЛЮЧАЕТ СВЕДЕНИЯ о процедуре получения и подготовки образцов наблюдаемых результатах виде приборов и оборудования режимах работы приборов и оборудования особенностях эксперимента условиях проведения эксперимента методиках (синтеза, исследований)

7. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Предварительный анализ результатов проводят параллельно с исследованиями. Это

7. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Предварительный анализ результатов проводят параллельно с исследованиями. Это позволяет уточнить гипотезу и скорректировать план исследований. РЕЗУЛЬТАТЫ формулы таблицы графики номограммы диаграммы Вопросы: Почему результаты таковы?

Результаты теоретико-экспериментального анализа 1) установлено полное или достаточно хорошее совпадение рабочей гипотезы, теоретических предпосылок

Результаты теоретико-экспериментального анализа 1) установлено полное или достаточно хорошее совпадение рабочей гипотезы, теоретических предпосылок с результатами опыта (гипотеза превращается в доказанное теоретическое положение); 2) экспериментальные данные лишь частично подтверждают положение рабочей гипотезы и в той или иной ее части противоречат ей (рабочую гипотезу изменяют и перерабатывают так, чтобы она наиболее полно соответствовала результатам эксперимента). 3) рабочая гипотеза не подтверждается экспериментом (ее критически анализируют и полностью пересматривают, а затем проводят новые экспериментальные исследования с учетом новой рабочей гипотезы).

Правила изложения результатов исследования ВАЖНЫ: порядок изложения материала (развернутое доказательство гипотезы; описание решения сформулированных

Правила изложения результатов исследования ВАЖНЫ: порядок изложения материала (развернутое доказательство гипотезы; описание решения сформулированных задач исследования; в хронологическом порядке проведения исследования); структурирование работы (деление на разделы и подразделы, завершаемые кратким резюме); использование научной лексики и фразеологии отсутствие грамматических ошибок аккуратность оформления работы ГОСТ 7. 32 -2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» .

8. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ ПРАВИЛА: выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать проведения

8. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ ПРАВИЛА: выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать проведения дополнительных экспериментов; выводы должны соответствовать поставленным задачам; выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала; выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств. Выводы могут начинаться словами: «Исследования показали, что. . . » , «Установлено, что. . . » , «Изучено. . . » , «Проанализировано. . . » , «Обнаружено. . . » , «Выявлено. . . » , «Показано. . . » , «Разработаны. . . » .

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В Заключении необходимо ответить на вопросы: «В чем состоит практическая ценность результатов

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В Заключении необходимо ответить на вопросы: «В чем состоит практическая ценность результатов исследования? » «Какими могут быть направления дальнейшей работы в связи с полученными Вами результатами? » Следует указать перспективы практического использования или результаты внедрения результатов (если они есть). Можно показать экономическую и социальную эффективность от использования результатов исследования. Необходимо перечислить возможные направления дальнейших научных исследований с учетом полученных результатов. Важно охарактеризовать имеющиеся побочные (в том числе отрицательные) результаты и идеи, оценить возможные перспективы их научного развития.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти соль на природе
  • Как найти сколько жизнь
  • Как найти мягкую игрушку собачку
  • Как найти габаритные размеры детали на чертеже
  • Как найти формат ряда данных