Как составить схему предложений для сада

Памятка для родителей  по составлению схемы предложения.

1. Повторить с детьми правила:                                                        

Все предложения состоят из слов.                                                        

Слова в предложении пишутся раздельно.                                                

Предложения пишутся с большой буквы.                                                

В конце предложения ставится точка.                                

2.  Схема анализа предложения:                                                        

Шаг 1. Читаем предложение, соблюдая паузы                                        

между словами.                                                                        

Например: У мамы сын.                                                        

Шаг 2. Членим предложение на слова, определяя количество                 

и порядок слов в предложении с помощью вопросов:

«Сколько слов в предложении?» (В предложении три слова.)                

«Назови первое слово» (Первое слово «У»)                                        

(Второе слово «мамы», третье слово «сын»)        

Шаг 3. Графически отображаем слова с помощью чёрточек.

Начало предложения имеет выступ вверх.

В конце ставится точка.                                                        

*Имена людей и клички животных имеют выступ вверх.

У  мамы  сын.   У мамы сын Вова.                                        

 │_   ________    _____  .         _  ________  _____ │_______ .                                                        

Содержание

  1. Схема предложения и составление предложений по схемам и по картинке
  2. Учим первоклассника составлять схемы предложения
  3. Начало занятия
  4. Простые схемы
  5. Орфограммы в схемах
  6. Построение схемы пошагово
  7. Полезные советы взрослому
  8. Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений
  9. Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры
  10. Члены предложения: с чего начать?
  11. Построение элементарных схем
  12. Отображение в схемах орфограмм
  13. Алгоритм построения схемы
  14. Помощь в составлении схем
  15. Что нужно запомнить: примеры

Схема предложения и составление предложений по схемам и по картинке

Дошкольников желательно научить составлять схему прослушанного или придуманного предложения и самостоятельно составлять разные предложения по одной схеме.

Что должен знать ребенок о составлении схемы предложения?

1. Каждое слово в предложении заменяется горизонтальной линией определенной длины. Короткие слова можно обозначать короткой линией.

2. Так как в предложении первое слово всегда пишется с большой буквы, первая горизонтальная линия в схеме предложения рисуется с короткой вертикальной черточкой. То же относятся к именам и некоторым другим словам, которые пишутся всегда с большой буквы.

3. После последней линии пишется точка, вопросительный или восклицательный знаки (многоточие обычно тут не рассматривается).

Ребенку можно предложить следующее задание-тест. Взрослый читает длинное предложение, а ребенок одновременно рисует схему этого предложения.

Если ребенок правильно нарисовал схему этого предложения, его следует похвалить. А если он ошибся, укажите ребенку на его ошибки и продолжайте давать подобные задания на других занятиях до тех пор, пока он не перестанет ошибаться.

После того, как ребенок научится правильно рисовать схему услышанного или придуманного предложения, вероятно, ему будет нетрудно по одной схеме предложения придумать несколько разных предложений. Так, для следующей схемы подойдёт много разных предложений:

1. Грибы растут быстро. 2. Голубой шарик улетел. 3. Дождь становился сильнее. 4. Собака громко лаяла. 5. Кошка кормила котят.

Ниже представлена фотография, по которой можно предложить детям несколько заданий.

1. Посмотри на фотографию, придумай длинное предложение на тему отдыха детей и нарисуй схему этого предложения.

2. Посмотри на фотографию, придумай предложения, в которых число слов постоянно увеличивается на единицу (например, от одного до 15 слов) и для самого длинного предложения нарисуй схему (если ребенок умеет считать только до 10, можно ограничиться 10 словами).

3. Выполни задание №2 так, чтобы каждое следующее предложение точно повторялось и к нему добавлялось одно слово. Первое предложение в этой цепочке может состоять из трех или четырех слов.

Примеры составления предложений (к заданию № 2).

Жарко(1). Дети играют(2). Дети увлеченно играют (3). Мальчик и девочка играют (4). Мальчик и девочка лепят куличики(5). Мальчик и девочка лепят песочные куличики(6). Мальчик и девочка лепят куличики из песка(7). Светловолосые мальчик и девочка лепят куличики из песка(8). Светловолосые мальчик и девочка увлеченно лепят куличики из песка(9). Мальчик Сережа и девочка Таня увлеченно лепят куличики из песка(10). Старший брат Сережа и сестренка Таня на пляже лепили песочные куличики (11). На жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(12). Вчера на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(13). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики (14). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня вылепили много песочных куличиков(15).

Примеры выполнения задания №3.В вышеприведенных примерах к заданию №2: от 2 к 3, от 5 к 6, от 7 к 8 и к 9, от 12 к 13 и 14.

Приведенная ниже фотография может использоваться как материал для составления рассказа. Если ребенку трудно придумать рассказ по картинке, задавайте ему наводящие вопросы и развивайте его речь.

Источник

Учим первоклассника составлять схемы предложения

Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.

Начало занятия

В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.

Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.

Простые схемы

Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.

Мама поливает цветы I__________.

После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.

Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.

Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!

Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?

Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.

Орфограммы в схемах

Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.

Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.

Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.

Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.

– Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?

Построение схемы пошагово

Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.

Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:

  1. Прочесть предложение.
  2. Уловить смысл.
  3. Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
  4. По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
  5. Посчитать количество слов.

После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.

Полезные советы взрослому

Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.

Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.

Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.

Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.

Источник

Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

  • Ребята гуляют. I________.
  • Мама моет посуду. I________.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

  • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
  • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
  • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
  • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

Отображение в схемах орфограмм

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.

    После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

    Помощь в составлении схем

    Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

    Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

    Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

    Что нужно запомнить: примеры

    Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

    • Я пою. I___ ­­­___.
    • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
    • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
    • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

    Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

    • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
    • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
    • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
    • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?

    Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

    • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
    • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

    Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

    Источник

  • Обновлено: 27.05.2023

    Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.

    — Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.

    — У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

    — Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)

    Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)

    Давайте подойдем к мольберту. Какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:

    СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.

    КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.

    ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.

    — Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)

    — А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)

    — Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.

    — Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?

    — Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)

    — В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)

    — Сколько слов в этом предложении? (4)

    — В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить

    снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)

    — Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:

    НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.

    ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.

    ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.

    — А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)

    — Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)

    — Какое второе слово? (зима)

    — В конце предложения, что ставим? (точку)

    — Точка указывает на то, что предложение закончено.

    (показ схемы первого предложения)

    Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:

    1. Схема, какого предложения?

    2. Сколько слов в предложении?

    3. Какая полоска нужна для начала предложения?

    4. Что ставили в конце предложения?

    5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?

    — Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)

    — Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)

    — Послушайте первое вопросительное предложение.

    Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.

    Катя спроси, у меня наступила, ли зима. И Дима спроси.

    — А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.

    — Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)

    — Какое предложение стало? (вопросительное)

    — Какой знак был? (точка)

    — Поменяли, на какой знак? (вопросительный)

    ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

    Проведем мы сейчас разминку

    Возьмите листочки, сделайте комочки.

    И поиграем в снежки

    И с гостями тоже.

    — Замечательно, соберите снежки и уложите под елку.

    — Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.

    — Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)

    — А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)

    — Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)

    — А стало, какое предложение? (вопросительное)

    — Что вам помогло? (знак, голос, интонация)

    — Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.

    — Какие замечательные дети!

    — Вы сегодня хорошо отвечали!

    — Какие прекрасные придумывали предложения!

    — С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. Кто желает, может поменяться моделями и схемами и придумать новые предложения или поиграть в снежки.

    Схема предложения и составление предложений по схемам и по картинке

    Дошкольников желательно научить составлять схему прослушанного или придуманного предложения и самостоятельно составлять разные предложения по одной схеме.

    Что должен знать ребенок о составлении схемы предложения?

    1. Каждое слово в предложении заменяется горизонтальной линией определенной длины. Короткие слова можно обозначать короткой линией.

    2. Так как в предложении первое слово всегда пишется с большой буквы, первая горизонтальная линия в схеме предложения рисуется с короткой вертикальной черточкой. То же относятся к именам и некоторым другим словам, которые пишутся всегда с большой буквы.

    3. После последней линии пишется точка, вопросительный или восклицательный знаки (многоточие обычно тут не рассматривается).

    схемы предложений.jpg

    Ребенку можно предложить следующее задание-тест. Взрослый читает длинное предложение, а ребенок одновременно рисует схему этого предложения.

    схемы предложений 2.jpg

    Если ребенок правильно нарисовал схему этого предложения, его следует похвалить. А если он ошибся, укажите ребенку на его ошибки и продолжайте давать подобные задания на других занятиях до тех пор, пока он не перестанет ошибаться.

    После того, как ребенок научится правильно рисовать схему услышанного или придуманного предложения, вероятно, ему будет нетрудно по одной схеме предложения придумать несколько разных предложений. Так, для следующей схемы подойдёт много разных предложений:

    схемы предложений 3.jpg

    1. Грибы растут быстро. 2. Голубой шарик улетел. 3. Дождь становился сильнее. 4. Собака громко лаяла. 5. Кошка кормила котят.

    Ниже представлена фотография, по которой можно предложить детям несколько заданий.

    1. Посмотри на фотографию, придумай длинное предложение на тему отдыха детей и нарисуй схему этого предложения.

    2. Посмотри на фотографию, придумай предложения, в которых число слов постоянно увеличивается на единицу (например, от одного до 15 слов) и для самого длинного предложения нарисуй схему (если ребенок умеет считать только до 10, можно ограничиться 10 словами).

    3. Выполни задание №2 так, чтобы каждое следующее предложение точно повторялось и к нему добавлялось одно слово. Первое предложение в этой цепочке может состоять из трех или четырех слов.

    Примеры составления предложений (к заданию № 2).

    Жарко(1). Дети играют(2). Дети увлеченно играют (3). Мальчик и девочка играют (4). Мальчик и девочка лепят куличики(5). Мальчик и девочка лепят песочные куличики(6). Мальчик и девочка лепят куличики из песка(7). Светловолосые мальчик и девочка лепят куличики из песка(8). Светловолосые мальчик и девочка увлеченно лепят куличики из песка(9). Мальчик Сережа и девочка Таня увлеченно лепят куличики из песка(10). Старший брат Сережа и сестренка Таня на пляже лепили песочные куличики (11). На жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(12). Вчера на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(13). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики (14). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня вылепили много песочных куличиков(15).

    Примеры выполнения задания №3.В вышеприведенных примерах к заданию №2: от 2 к 3, от 5 к 6, от 7 к 8 и к 9, от 12 к 13 и 14.

    Приведенная ниже фотография может использоваться как материал для составления рассказа. Если ребенку трудно придумать рассказ по картинке, задавайте ему наводящие вопросы и развивайте его речь.

    Помогите, пожалуйста, с домашним заданием
    Племяннику (5 лет) в детском саду задали домашнее задание. Как делать он не знает. Я тоже, т.к. закончила детский сад в 1996 году и такого не припомню.
    Есть в тетради похожее задание, которое они делали. Нарисованы там какие то черточки, палочки, кружочки синего и красного цвета, а предложения не написано, а то бы может я «въехала» в тему. Не могу понять принцип этого задания.

    Составить звуковую схему слов: Сом, Кот.
    Составить схемы предложений :
    Посадил дед репку
    Выросла репка большая
    Стал дед репку из земли тянуть

    На этом занятии поговорим о словах, обозначающих действия предметов, будем учиться составлять предложения из двух слов и обозначать слова в предложении схемой.

    1.

    Назови, что ты видишь на картинке

    — Что ты сейчас произносил?
    — Что обозначают слова, которые ты называл?

    2.

    — А сейчас мы поиграем в цирк. Я буду дрессировщиком, а ты — дрессированной собачкой. Выполняй мои команды!
    — Хлопай! (ребёнок выполняет) Что ты сейчас делаешь? (- Я хлопаю)
    — Топай! (ребёнок выполняет). Что ты сейчас делаешь? (- Я топаю)
    — Приседай! (ребёнок приседает). Что ты сейчас делаешь? (Я приседаю)

    — Что ты сейчас произносил?
    — Эти слова обозначали предметы?
    — Слова, которые ты произносил, обозначали действия. Ты называл действие.
    — Придумай сам слова, которые обозначают действие.
    .
    — Слова — действия отвечают на вопрос «Что делает?» или «Что делал?»

    — Рассмотрите картинки. Назовите слова — действия.

    3.

    — А сейчас я буду называть слова-действия, а ты догадайся, кто эти действия выполняет, человек какой профессии.
    — Лечит —
    — Учит —
    — Шьёт —
    — Рисует —
    — Фотографирует —
    .

    4.

    — А теперь поиграем в игру «Я молодец». Я буду говорить о том, что я сейчас делаю, а ты похвалишь себя, и скажешь, что это действие ты уже выполнил.
    — Я читаю — Я молодец, я уже прочитал.
    — Я рисую — Я молодец, я уже нарисовал.
    — Я леплю — Я молодец, я уже слепил.
    — Я купаюсь — Я молодец, я уже искупался.
    — Я гуляю — Я молодец, я уже погулял.
    .
    Закончить можно несерьёзным предложением:
    — Я дерусь — Я молодец, я уже подрался.

    5.

    — Скажи, что делает мальчик.

    — Если я произнесу слово «мальчик» и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, что он делает?
    — Если я произнесу слово «спит» и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, кто спит?

    Если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а предложение.

    Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. (Выучить наизусть)

    — Составь ещё раз предложение по картинке. Сколько слов ты произнёс?
    — Давай составим схему предложения. Запомни, что предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Это мы покажем в схеме.

    — Составь предложения из двух слов по картинкам и составь схемы этих предложений.

    Читайте также:

        

    • Семья как фактор социализации ребенка школьного возраста
    •   

    • Каким образом новгородцы добивались бесконфликтного правления нового князя кратко 6 класс
    •   

    • Содержание форма и структура плана воспитательной работы кратко
    •   

    • Как воздействует на человека эмп радиочастотного диапазона кратко
    •   

    • Бесплодная земля анализ кратко

    Графическая схема составления предложения.

    http://img2.cliparto.com/pic/xl/219211/3823364-girl-is-reading-big-book-lying-face-down.jpg

    1.      Составить
    простое предложение по картинке из 3 слов (предлоги не брать).

    ДЕВОЧКА ЧИТАЕТ КНИГУ.

    2.      Сколько
    слов в этом предложении    ( произносить раздельно слова  и отстукивать ногой).

    Девочка       читает      книгу.

    3.      В
    этом предложении 3 слова.

    4.      Рисуем
    столько полосок сколько слов в предложении.

    5.      ______ 
    _________ __________

    6.      Первое
    слово в предложении пишем с большой буквы. В конце предложения – точка.

    7.      ____  _________  
    _________.

    8.      Это
    кто ?– девочка,

     девочка что делает? –
    читает. Назови слово –действие – читает, обозначим его двумя черточками.

    9.      =============

    10.  «Прочитаем
    предложение. Покажи первое слово, второе, третье…. Назови первое слово, второе,
    третье….

    11.  Называть
    слова вразбивку – назови третье слово… На каком месте по счету стоит слово «читает»
    ….

    12.  Давайте
    сделаем предложение длиннее – добавим слова-признаки к слову девочка и к
    слову – книгу.   Девочка какая?- маленькая             ( красивая,
    темноволосая, умная…),
     книга какая? – толстая                    ( интересная, веселая, трудная…).

    13.  Составим
    новое предложение
    Маленькая девочка читает толстую книгу.

    14.  Сколько
    слов в этом предложении?

    Рисуем столько черточек
    сколько слов. Находим слово-действие, обозначаем двумя черточками.

    Слова-
    признаки –волнистой чертой.

                   ____ 
    _____              ____.

    15.  Не забываем: 1 слово с большой буквы. В конце предложения точка.

    • Начало занятия
    • Простые схемы
    • Орфограммы в схемах
    • Построение схемы пошагово
    • Полезные советы взрослому
    • Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

    схемы предложения

    Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.

    Начало занятия

    В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.

    Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.

    схемы предложения 1 класс

    Простые схемы

    Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.

    Дети играют I_________.

    Мама поливает цветы I__________.

    После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.

    Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.

    Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!

    Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?

    Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.

    Орфограммы в схемах

    Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.

    Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.

    Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.

    Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.

    – Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?

    – Сережка! I__!

    схемы предложения

    Построение схемы пошагово

    Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.

    Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:

    1. Прочесть предложение.
    2. Уловить смысл.
    3. Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
    4. По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
    5. Посчитать количество слов.

    После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.

    Полезные советы взрослому

    Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.

    Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.

    схемы предложения

    Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.

    Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

    Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить психологическую характеристику для дошкольника
  • Как составить резюме сантехника образец
  • Как найти в лесу фей
  • Как найти оксид серебра
  • Как найти мрамор в майнкрафте