Как составить схему предложения 5 класс диалог

Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, слова которых передаются без изменений. Речевое общение в виде диалога складывается из отдельных последовательных реплик. Каждая реплика содержит вопрос, ответ, замечания одного собеседника в ответ на слова другого. Когда необходимо показать процесс активного общения действующих лиц в виде беседы, автор текста применяет диалог.

В диалоге могут отсутствовать слова автора. И это отличает его от прямой и косвенной речи.

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда необходимо воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда нужно передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

(Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;

р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;

А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;

а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Слова автора стоят до реплики

А:

— Р.

А:

— Р!

А:

— Р?

Андрей сообщил:

— Завтра встречаемся в восемь и ни на минуту позже.

Андрей воскликнул:

— Завтра встречаемся в восемь и ни на минуту позже!

Андрей спросил:

— Завтра встречаемся в восемь и ни на минуту позже?

Реплика стоит перед словами автора

— Р, — а.

— Р! — а.

— Р? — а.

— Я рада помочь тебе, — сказала Настя. — Я так рада помочь тебе! — воскликнула Настя.

—Ты поможешь мне?— спросила Настя.

Реплика разорвана словами автора

— Р, — а, — р.

— Р, — а. — Р.

— Как ни грустно, — сказала Света , — а пора расставаться. 

— Еще не поздно, — стал уговаривать её Андрей. — Еще прогуляемся к реке.

Слова автора разорваны репликой

А:

 — Р,  — а.

А:

— Р! — а.

А:

— Р? — а.

Анна произнесла:

— Странно, — и огорчилась.

Анна воскликнула:

— Как же тут весело! — и засмеялась.

Алексей спросил:

— Я позвоню тебе завтра утром? — и попрощался.

Видео «Прямая речь. Диалог (5 класс)»

Тест

Средняя оценка: 5.
Проголосовало: 2

Русский язык

5 класс

Урок № 33

Прямая речь. Диалог

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Прямая речь.
  2. Знаки препинания при прямой речи.
  3. Диалог. Оформление диалога на письме.

Тезаурус

Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.

Косвенная речь – воспроизведение чужого высказывания, которое каким-то образом изменено.

Диалог – это разговор двух или более лиц.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,2016. – с. 113,116

Дополнительная литература:

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.143

2. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008 – с. 347

3. Розенталь Д. Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2009 – с. 281-283

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.

Прямая речь – это дословная, точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Рассмотрим предложение из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё или в середине прямой речи. Найдём все варианты в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.

На письме прямая речь выделяется кавычками.

В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В некоторых учебниках прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.

Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.

В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.

Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.

В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.

Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.

Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.

Прочитайте фрагмент повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и обратите внимание на оформление диалога. В первой реплике приведён пример с использованием слов автора в диалоге.

На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.

– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.

– Чего же она плачет?

– Спрашивал – не говорит.

– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?

– Спрашивал – не говорит.

– А велика ли девчонка?

– Четыре года.

– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?

– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Теоретический материал для углубленного изучения

Косвенная речь.

Для передачи чужой речи от лица автора, но не того, кто её произнёс, часто используют предложения с косвенной речью. В косвенной речи обычно воспроизводится только содержание высказывания. Подлинные слова так или иначе изменены. Приведём пример из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.

С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.

Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.

Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.

В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.

Проанализируйте предложения из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.

Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)

Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.

1) «П», – а.

2) «П! – а.– П».

3) «П,– а,– п».

Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.

  1. Выделение цветом.

Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.

Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.

Ответ:

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Диалог — это разговор двух или более лиц, переданный без изменений.

Высказывание одного лица в диалоге называется репликой.

Каждая реплика записывается с новой строки, без кавычек; первое слово в реплике начинается с большой буквы; перед репликой ставится тире.

Пример:

— Камни эти, — сказал министр, — у вас называются драгоценными. Это всё бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

— Ах, когда бы у нас этим усыпаны были дорожки! — вскричал Алёша.

— Тогда и у вас бы они так же были малоценны, как здесь, — отвечал министр.

(А. Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители)

Диалог, так же как прямая речь, может сопровождаться словами автора. При этом знаки препинания ставятся точно так же, как в предложениях с прямой речью, но без кавычек; кроме того, нужно помнить, что первая реплика после слов автора записывается с новой строки.

Сравни схемы предложений с прямой речью (слева) и схемы реплик диалога (справа).

А: «П!»

А:

— П!

А: «П».

А:

— П.

«П?» — а.

— П? — а.

«П», — а. — П, — а.

Слова автора могут находиться в середине реплики диалога. Подробнее об оформлении таких диалогов ты узнаешь в старших классах.

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                  
Что такое диалог?

·                  
Как оформить диалог на письме?

·                  
Чем диалог отличается от прямой речи?

Мы с вами познакомились с прямой речью.
Прямая речь – это высказывание, которое передаётся дословно. Прямая речь в
тексте заключается в кавычки.

Прямая речь сопровождается словами
автора. После авторской речи ставится двоеточие. Перед авторской речью ставится
тире.

Давайте вспомним, как выглядят схемы
предложений с прямой речью.

Прямая речь позволяет передать нам
самые разные высказывания.

На письме мы передадим это с помощью
прямой речи.

Майя спросила: «Какое стихотворение
нам нужно выучить?»

Но как передать разговор двух лиц?
Ведь часто общается два человека.

Вот, например, разговор Майи и
Максима:

Здесь высказывания двух человек
чередуются. Такой разговор называется диалогом.

В диалоге может участвовать и более
двух человек.

Допустим, к беседе присоединилась
Лида.

Значит, диалог – это разговор
двух или более лиц.

Посмотрите на эти высказывания. Здесь
только чужая речь. Здесь нет слов автора. Эти высказывания называются репликами.

Составим первое определение.

Диалог – это речь двух или более лиц.

Диалог состоит из реплик.

Реплика – это высказывание лица без
слов автора.

Итак, у нас есть реплики. Они
чередуются в диалоге. Но как же нам оформить этот диалог на письме?

Может быть, попробовать сделать это с
помощью прямой речи?

Можно заключить каждую реплику в
кавычки.

А как показать, что реплики следуют одна
за другой? Мы же помним, что после прямой речи ставится тире. Значит, после
одной реплики мы ставим тире, потом ещё реплику, потом тире, потом новую
реплику, потом тире… и все это время нам нужно не забывать открывать кавычки и
закрывать кавычки… Удобно ли такое оформление?

Нет, не очень. Легко запутаться во
всех этих кавычках, тире и знаках препинания.

Поэтому давайте признаем попытку
неудачной. И вернёмся к нашим репликам. Смотрите, они довольно удобно
расположены. Каждая реплика с новой строки. Почему бы так их и не оставить?

Каждая реплика диалога пишется с новой
строки.

Но если мы теперь уберём рамки – то
как мы узнаем, где реплики? Перед нами обычные предложения.

Обозначим начало каждой реплики знаком
тире. Теперь хорошо видно, где реплики диалога.

Запомним, что перед каждой репликой
ставится тире
.

Мы можем сказать иначе.

Хотите узнать, где диалог?

Вам укажет это тире. Оно – что-то
вроде регулировщика, который постоянно показывает: реплики диалога следуют
прямо за мной!

А теперь давайте посмотрим на первые
реплики нашего диалога. Сейчас они оформлены правильно. Но им все же чего-то не
хватает. Например, информации о том, кто и как произносит эти слова.

А ведь реплики диалога тоже могут
сопровождаться словами автора, как и прямая речь
!

И мы знаем, что первая реплика
принадлежит Майе. А вторая Максиму. Но как же это записать?

А как мы оформляем авторские слова в
прямой речи? Первый столбец нам не нужен: нас интересуют случаи, когда
авторские слова стоят после речи. В этом случае перед авторскими словами
ставится тире
.

При словах автора в диалоге ставятся
те же знаки препинания, что и в прямой речи
.

В наших схемах достаточно убрать
кавычки – при диалоге они не нужны. И поставить тире перед каждой репликой.

Получается, что перед речью ставится
тире. И перед словами автора тоже ставится тире. И ещё обратите внимание на
последнюю схему. После высказывания ставится не точка, а запятая.

Давайте к репликам нашего диалога
добавим слова автора.

Теперь наш диалог оформлен.
Посмотрите, перед словами автора ставятся тире. Точки после реплик заменяются
запятыми.

А теперь немного потренируемся.

Запишем диалоги из комиксов о Вовочке.

– Бабушка, можно мне конфету? –
спросил Вовочка.

– Только через мой суп! – сурово
ответила бабушка.

– У меня две новости. Хорошая и
плохая, – заявил Вовочка.

– Начни с хорошей! – посоветовал ему
папа.

– Я больше так не буду… – тут же заныл
Вовочка.

Обратите внимание на оформление
диалогов.

– Скажите, как можно по дереву узнать
сторону света? – поинтересовалась Марья Ивановна.

– Очень просто. Ёлка – север, пальма –
юг! – объяснил Вовочка.

Итак, что мы должны запомнить?

Диалог – это речь двух или более лиц.

Диалог состоит из реплик.

Реплика – это высказывание лица без
слов автора.

Каждая реплика диалога пишется с новой
строки.

Перед каждой репликой диалога ставится
тире.

Речь автора при диалоге оформляется,
как и при прямой речи.

Мы можем запомнить также следующие
схемы.

Прямая речь. Диалог

Прямая речь – это дословная передача чьих-то слов.

Часто нам нужно целиком, без искажения передать на письме свои слова или рассказать о том, что говорил другой человек. В таких случаях мы используем прямую речь.

При передаче чужих слов нам бывает важно сказать и о том, кто это говорил, показать, как слова были произнесены и какой эмоциональный оттенок они содержат (например, глаголы сказать, приказать, попросить, умолять и т.д. имеют разное значение, используются в разных ситуациях), поэтому предложения с прямой речью состоят из двух частей:

  1. слов автора – кому принадлежит прямая речь, глагол, указывающий на то, как произнесены слова и т.д. (обозначаем в схемах «А»);

  2. прямой речи (обозначаем в схемах «П»).

Прямая речь на письме выделяется кавычками, а первое ее слово пишется с заглавной (большой) буквы.

Пунктуация в предложениях с прямой речью зависит от того, где стоят слова автора:

  1. Начинаем со слов автора.

  • Если слова автора стоят ДО прямой речи, то после них мы ставим двоеточие.

Схема такого предложения будет выглядеть так: А: «П».

Пример:

Дамблдор сказал: «Этот шрам останется у него на всю жизнь».

Стоит запомнить!

Внутри кавычек мы точку не ставим!

Если в конце прямой речи должна стоять точка, то мы закрываем кавычки и ставим току после них, как на схеме:

А: «П».

Если в конце прямой речи нужно поставить восклицательный или вопросительный знак, то мы сначала ставим восклицательный или вопросительный знак, потом закрываем кавычки, а точку в конце предложения не ставим.

Схемы тогда получаются такими:

А: «П!»

Пример:

Дамблдор сказал: «Этот шрам останется у него на всю жизнь!»

А: «П?»

Пример:

Дамблдор спросил: «Этот шрам останется у него на всю жизнь?»

  • Слова автора могут стоять ДО прямой речи, но еще и продолжаться после нее, тогда:

Если прямая речь – повествовательная, то после нее перед словами автора мы ставим запятую, а затем – тире.

Схема будет выглядеть так:

А: «П», – а.

Пример:

Дамблдор сказал: «Этот шрам останется у него на всю жизнь», – подтвердив догадку профессора МакГонаглл.

Если прямая речь – вопросительная или восклицательная, то внутри кавычек ставим вопросительный или восклицательный знак, закрываем кавычки, а перед словами автора ставим тире.

Получится одна из таких схем:

А: «П?» – а.

Пример:

Дамблдор спросил: «Этот шрам останется у него на всю жизнь?», – посмотрев на профессора МакГонаглл.

А: «П!» – а.

Пример:

Дамблдор подтвердил: «Этот шрам останется у него на всю жизнь!», – подтвердив догадку профессора МакГонаглл.

  1. Начинаем с прямой речи.

  • Если слова автора стоят ПОСЛЕ прямой речи, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы, а перед ними мы ставим тире.

Схема такого предложения:

«П», – а.

Пример:

«Этот шрам останется у него на всю жизнь», – подтвердил Дамблдор.

Стоит запомнить!

Внутри кавычек после прямой речи мы никогда не ставим точку!

Если прямая речь произносится с повествовательной интонацией (в обычном предложении мы ставим в таких случаях в конце точку), то мы закрываем кавычки, ставим запятую, тире и пишем слова автора.

Схема такого предложения:

«П», – а.

Пример:

«Этот шрам останется у него на всю жизнь», – сказал Дамблдор.

Если в конце прямой речи должен стоять восклицательный или вопросительный знак, то мы сначала ставим восклицательный или вопросительный знак, потом закрываем кавычки, ставим тире и пишем слова автора.

Схемы таких предложений:

«П!» – а.

Пример:

«Этот шрам останется у него на всю жизнь!» – воскликнул Дамблдор.

«П?» – а.

Пример:

«Этот шрам останется у него на всю жизнь?» – удивился Дамблдор.

  • Если слова автора РАЗРЫВАЮТ прямую речь, то есть такие схемы пунктуационного оформления:

«П, – а, – п». (если на месте разрыва прямой речи не должен был быть какой-либо знак препинания или должна была ставится запятая, тире, двоеточие)

Пример:

«Этот шрам, – сказал Дамблдор, – останется у него на всю жизнь».

«П, – а. – П». (если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка)

Пример:

«Этот шрам останется у него на всю жизнь, – сказал Дамблдор. – Шрамы могут сослужить хорошую службу».

«П? – а. – П». (если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный знак)

Пример:

«Этот шрам останется у него на всю жизнь? – спросил Дамблдор. – Шрамы могут сослужить хорошую службу».

«П! – а. – П». (если на месте разрыва прямой речи должен был стоять восклицательный знак)

Пример:

«Этот шрам останется у него на всю жизнь! – удивился Дамблдор. – Шрамы могут сослужить хорошую службу».

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Именно с помощью диалога мы общаемся с людьми (родителями, друзьями, одноклассниками и др.).

Диалог состоит из обмена высказываниями, которые называются репликами.

На письме каждая реплика (слова участника диалога) пишется без кавычек, с новой строки, а перед ней ставится тире.

Пример:

– Ваня, придешь сегодня во двор в футбол играть?

– Приду, Петя!

В диалоге тоже могут быть слова автора. Перед ними ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но кавычек при прямой речи нет.

Пример:

– Андрей, ты знаешь, что такое прямая речь? – спросила учительница.

– Знаю. Прямая речь – это дословная передача чьих-то слов, – ответил Андрей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фильм на wink
  • Как найти причину штрафа по номеру постановления
  • Как правильно составить резюме характеристику
  • Как найти много друзей в одноклассниках
  • Как найти массовую долю nh4cl