Как составить схему предложения 5 класс по русскому языку с обращением

Русский язык

5 класс

Урок № 28

Предложения с обращениями

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Обращение.
  2. Роль обращения в предложении.
  3. Знаки препинания при обращениях.

Тезаурус

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 99-101.

Дополнительная литература:

  1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.136.
  2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 176.
  3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина с. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 336.
  4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 299, 302-303.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что в предложении есть главные и второстепенные члены предложения. Все они играют свою синтаксическую роль, зависят друг от друга. Но в предложении могут быть слова, которые не являются членами предложения, но выполняют определённую роль. Одним из таких слов является обращение.

Обращение – слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь.

Обращение грамматически не связано с другими членами предложения и само не является членом предложения, у него нет условного обозначения. При составлении схемы предложения, в котором есть обращение, принято использовать букву о.

Обращение в предложении может занимать любое место.

Рассмотрим предложения.

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

(М. Лермонтов)

В этом предложении обращение старик. Оно стоит в начале предложения. Схему этого предложения можно представить следующим образом. .

Прощай, отец, дай руку мне.

(М. Лермонтов)

В этом предложении обращение отец стоит в середине предложения. .

Как я любил твои бури, Кавказ!

(М. Лермонтов)

Здесь обращение Кавказ стоит в конце предложения. .

При разборе предложения с обращением вы не подчёркиваете обращение, а над ним пишете букву о. Это выглядит следующим образом.

В зависимости от места, где стоит обращение, оно в большей или меньшей степени выделяется интонацией. Эта интонация называется звательной.

Это название пришло к нам из древности. В древнерусском языке был особый падеж – звательный. Его форма использовалась для обозначения того, к кому обращались. Форму этого падежа мы с вами можем встретить в сказках. Например, А. С. Пушкин использует его в своей «Сказке о рыбаке и рыбке».

Чего тебе надобно, старче?

Слово старче является формой звательного падежа. А сейчас мы с вами говорим, что это предложение осложнено обращением.

Чаще всего обращение выражается существительным в форме именительного падежа. Но может быть выражено и словами других частей речи, выступающими в роли существительного. Например, в предложении: «Любимая, я обязательно вернусь!» прилагательное любимая играет роль имени существительного и является обращением.

Обращения бывают распространённые (обращение с пояснительными словами) и нераспространённые (одно слово).

Часто в роли обращений выступают имена собственные, названия лиц по родству, по профессии, возможны также клички животных или названия неодушевлённых предметов.

Обращение – это смысловой отрезок, который на письме выделяется знаками препинания.

Обращение в начале, середине или конце предложения выделяется запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак.

Ребята! Не Москва ль за нами?

(М. Лермонтов)

Иногда перед обращением стоит частица о. Она не отделяется от него никаким знаком.

О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Н. А. Некрасов)

Схемы выделения обращения выглядят следующим образом.

В русском языке встречаются предложения с обращениями и междометиями. Междометие – это часть речи, которая служит для выражения эмоций. К междометиям относятся слова: «Ой!», «Ах!», «Батюшки!», «Ай!» – и другие. Если рядом с междометием в предложении стоит обращение, то междометие выделяется восклицательным знаком, а обращение – запятой.

Увы! Маша, твою записку мне не передали.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Использование обращения в официально-деловом стиле.

При составлении деловой документации также используются обращения. Как правило, они записываются отдельно от остального текста и выделяются восклицательным знаком.

Рассмотрим предложения.

Уважаемые ребята! Завтра, 15 сентября, библиотека работает до 13.00.

При этом обратите внимание на то, что в состав нашего обращения входит слово уважаемые, следовательно, оно запятыми не выделяется.

Здравствуйте, уважаемый читатель! Рады сообщить вам, что вечер поэзии состоится 15 сентября в 15.00.

В этом предложении в роли обращения выступает словосочетание уважаемый читатель. В этом случае слово здравствуйте не входит в состав обращения. Оно является сказуемым и выделяется при помощи запятой.

Эти предложения показывают, как оформляется обращение в деловых письмах.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Определите, какое предложение осложнено нераспространённым обращением.

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

Разбор задания: Вспоминаем, нераспространённое обращение выражается одним словом, распространённое – несколькими словами. В 1 предложении обращение выражено словосочетанием – распространённое. Во 2 предложении обращение тоже выражено словосочетанием – распространённое. В 3 предложении обращение выражено одним словом – нераспространённое. Проверим последнее предложение. В нём обращение выражено словосочетанием – распространённое. Ответ: 3.

  1. Выделение цветом.

Выделите цветом предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

Разбор задания: В 1 предложении распространённое обращение солнце красное стоит в конце, значит, его надо выделить запятой: всё верно. Во 2 предложении нераспространённое обращение отдыхающие стоит в начале, значит, после него надо поставить запятую: всё верно. В 3 предложении распространённое обращение родные мои стоит в конце, значит, его надо выделить запятой. Её нет, это пунктуационная ошибка. Проверим последнее предложение. В 4 предложении обращение море стоит в середине предложения, возле него стоит частица О, их надо выделить запятыми с двух сторон. Всё правильно.

Ответ: 3) Вы в Москве родные мои?

Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

 План составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
  2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
  3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
  4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
  5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией  – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
  6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
  7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
  8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
  9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
  10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
  11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Схемы простых предложений

Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

Shemy -predlozhenij -1

При  этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

Shemy -predlozhenij -2

Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения  и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

Shemy -predlozhenij -3

На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

Shemy -predlozhenij -4

Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

Shemy -predlozhenij -5

В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

Shemy -predlozhenij -6

Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

  • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
  • обособленными дополнениями;
  • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

Предложения с прямой речью

Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

Shemy -predlozhenij -7

Схемы сложных предложений

И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

Shemy -predlozhenij -8

В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

Shemy -predlozhenij -9

Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

Shemy -predlozhenij -10

Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

Shemy -predlozhenij -11

Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

Shemy -predlozhenij -12

Параллельное подчинение:

Shemy -predlozhenij -13

Однородное подчинение:

Shemy -predlozhenij -14

Составьте по данным схемам предложения

Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

  1. Предложение с обращением: [ │О?│…  ]?
  2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
  3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
  4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
  5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

Заключение

Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно — попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить схему предложения с обращением?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обращение указывает на человека или предмет, к которому адресована речь. Оно не служит членом предложения, соответственно, при синтаксическом разборе обращение никак не подчёркивается. Встречается в распространенной форме и всегда выделяется на письме знаками препинания.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

[…],

↓что?

(что …)

↓какой?

(который …).

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

[…],

↓когда? ↓зачем?

(когда …), (чтобы …).

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

[…],

↓чему? ↓чему? ↓чему?

(что …), (что …), (что …).

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

[-=],
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой: Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),[-=],(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

[-=],
(когда…), (чтобы…).

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

История обращения в русском языке

А теперь, когда мы с вами освоили базовые правила в отношении произношения и написания обращений, можно немного расслабиться и погрузиться в небольшой исторический экскурс. Поверьте, будет интересно).

Впервые, в этике обращения упоминаются в XVIII столетии в учебнике, который был составлен по распоряжению Петра I. Он рекомендовал не перебивать старших и не противоречить, ждать пока они закончат говорить. Он указывал чествовать родителей и обращаться к ним не иначе, как — «Что изволите, батюшка (матушка)?». Не приемлемым считалось сказать: «что, что надо».

Тогда же в нашем языке появляется правило использовать «вы» и Россия приходит к использованию европейского стиля в поведении. В первоисточнике «вы», адресованное к одному человеку, означало «один стоит многих». Этим высказывалось уважение к человеку.

На официальном уровне признавалась форма «милостивый государь». Это использовалось при разговоре с малознакомыми людьми или для сглаживания возникшей ссоры. Все государственные документы начинались именно так. Далее осталось одно слово, «государь», «сударыня».

У военных такие правила подчеркивали субординацию: «Ваше благородие», «Ваше превосходительство». К низшему, по рангу, подчиненному – «господин», добавляя при этом имя или фамилию.

Регалии и чины упразднились после Февральской революции. С того времени в языке нет альтернативы общей формы относительно мужчины или женщины, чего не скажешь об Европе. «Товарищ», «гражданин», которые были адресованы коллегам по партии, во время ВОВ стали использоваться как общепринятые. После распада СССР эти формулировки потеряли популярность и постепенно перестали применяться.

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Обращение — определение и формы

Обращение указывает на человека или предмет, к которому адресована речь. Оно не служит членом предложения, соответственно, при синтаксическом разборе обращение никак не подчёркивается. Встречается в распространенной форме и всегда выделяется на письме знаками препинания.

Друзья, пойдёмте к столу.

Займите свои места, уважаемые слушатели.

Родина моя, ненаглядная.

Эта часть предложения, как правило, употребляется в виде существительного в форме именительного падежа, но также может относиться к другой части речи в значении существительного. Обращение произносится с призывом, особой интонацией.

Дети! Будьте внимательны на проезжей части.

Какие планы на сегодня, братик?

Синтаксические функции обращений

Обратите внимание! Обращение – это часть предложения, но у него нет синтаксических функций. Оно не связано с главными или второстепенными членами предложений, не соединяется с ними с помощью союзов или перечислительной интонацией.

Школьники иногда путают обращение и подлежащее. Между ними имеется важное отличие: подлежащее грамматически всегда согласовывается со сказуемым в роде, числе и падеже, а обращение – нет.

Мой друг помнит прошлогоднее лето.

В этом предложении грамматическая основа – подлежащее «друг», сказуемое «помнит». Сказуемое стоит в форме глагола 3-го лица.

Мой друг, помнишь ли ты прошлогоднее лето?

В этом предложении сказуемое стоит в форме глагола 2-го лица. «Мой друг» играет роль обращения.

Различные типы связи в сложном предложении

Изучая в школе сложное предложение (8 класс), проходят и различные виды связи в рамках одного предложения. Разберем составление схемы подобной конструкции.

Сувениры, приобретенные во время поездки, были связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих редкостных вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. (Б. Гарт)

В данном предложении 4 части, связанные сочинительной и подчинительной связью. Первая — сувениры (подлежащее) были связаны (сказуемое), вторая — безделушка (подлежащее) обладала (сказуемое), третья — не нашлось (только сказуемое), четвертая которая (союзное слово, подлежащее) стоила бы внимания (сказуемое). Между первой и второй частями сочинительная связь, кроме того, в первой находится обособленное определение; между второй и третьей также сочинительная, между третьей и четвертой подчинительная. Схема будет такой: [-,/п.о./,=], [а-=], [но =], (которая =).

Горизонтальная схема предложения

На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

Пример.

Я все вспоминаю тот день, когда ты устроилась в цветочный магазин, чтобы заработать денег, когда пришла домой с целой охапкой цветов, когда ты рассказала о более ценных вещах, чем деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что все осталось по-прежнему.

Как выделяется обращение?

Так как обра­ще­ние не явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, оно отде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Если обра­ще­ние про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ции, оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле или кон­це пред­ло­же­ния и запя­ты­ми, если нахо­дит­ся в сере­дине предложения:

Каждый труд бла­го­сло­ви, уда­ча (С. Есенин). […, O].

Если обра­ще­ние нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния и про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак. При этом пер­вое сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, например:

Старик! Я слы­шал мно­го раз, что ты меня от смер­ти спас (М. Лермонтов)

Природа-мать! К тебе иду с сво­ей глу­бо­кою тос­кою (А. Майков).

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (Ф. Тютчев)

Засветись, о день счаст­ли­вый! Разгони густой туман (А. Майков).

Тебе, Казбек, о страж Востока, при­нес я, стран­ник, свой поклон (М. Лермонтов).

Как выделяется обращение?

Так как обра­ще­ние не явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, оно отде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Если обра­ще­ние про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ции, оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле или кон­це пред­ло­же­ния и запя­ты­ми, если нахо­дит­ся в сере­дине пред­ло­же­ния:

Саша, нари­суй мне море. [О, …]

Поведай, кни­га, мне тай­ны при­ро­ды. […, O, …].

Каждый труд бла­го­сло­ви, уда­ча (С. Есенин). […, O].

Если обра­ще­ние нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния и про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак. При этом пер­вое сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, напри­мер:

Старик! Я слы­шал мно­го раз, что ты меня от смер­ти спас (М. Лермонтов)

Природа-мать! К тебе иду с сво­ей глу­бо­кою тос­кою (А. Майков).

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (Ф. Тютчев)

Засветись, о день счаст­ли­вый! Разгони густой туман (А. Майков).

Тебе, Казбек, о страж Востока, при­нес я, стран­ник, свой поклон (М. Лермонтов).

Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

Если в сложноподчиненном предложении более двух придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако без необходимости используется и обычная горизонтальная схема.

Вот пример предложения с однородным подчинением.

Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок: , (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

Составляем схему предложения

Пусть нам дано предложение «Я получил три оценки за сегодняшний день». Выделяем в нем все члены и составляем схему. Схема предложения заключается в квадратные скобки:

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение — совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Похожие записи:

На чтение 14 мин Просмотров 30 Опубликовано 8 апреля 2023 Обновлено 7 апреля 2023

Содержание

  1. Обращение. Примеры предложений с обращениями
  2. Что такое обращение
  3. Как выделяется обращение?
  4. Распространенные и нераспространённые обращения
  5. Примеры предложений с обращениями
  6. Предложения с обращениями
  7. Содержание
  8. Что такое обращение?
  9. Способы выражения обращений
  10. Обращения-существительные
  11. Распространенные обращения
  12. Положение обращения в предложении
  13. Пунктуация в предложениях с обращениями
  14. Предложения с обращениями на схемах
  15. Обращение. Примеры предложений с обращениями
  16. Что такое обращение
  17. Как выделяется обращение?
  18. Распространенные и нераспространённые обращения
  19. Примеры предложений с обращениями
  20. Видеоурок:

Обращение. Примеры предложений с обращениями

Обращение обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет, к кото­ро­му отно­сит­ся речь гово­ря­ще­го. Оно не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния и выде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Узнаем, что такое обра­ще­ние в рус­ском язы­ке, каким оно быва­ет, как выде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обра­ще­ни­я­ми.

Что такое обращение

О лес! Как ты пре­кра­сен золо­той осе­нью!

Обращение — это сло­во или сло­во­со­че­та­ние, обо­зна­ча­ю­щее лицо или пред­мет, к кото­ро­му обра­ще­на речь.

Обращение выра­жа­ет­ся обыч­но суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или сло­вом дру­гой части речи в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го. Оно про­из­но­сит­ся с осо­бой, зва­тель­ной инто­на­ци­ей.

Дети, пой­дем сего­дня гулять в парк.

Торопитесь, ребя­та, на урок!

Какую сказ­ку тебе про­чи­тать, сест­рён­ка?

Обращение не свя­за­но ни с одним чле­ном пред­ло­же­ния спо­со­бом согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния и не соеди­ня­ет­ся сочи­ни­тель­ной свя­зью с помо­щью сою­зов и пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ции. По этой при­чине обра­ще­ние не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния.

Как выделяется обращение?

Так как обра­ще­ние не явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, оно отде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Если обра­ще­ние про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ции, оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле или кон­це пред­ло­же­ния и запя­ты­ми, если нахо­дит­ся в сере­дине пред­ло­же­ния:

Поведай, кни­га, мне тай­ны при­ро­ды. […, O, …].

Каждый труд бла­го­сло­ви, уда­ча (С. Есенин). […, O].

Если обра­ще­ние нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния и про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак. При этом пер­вое сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, напри­мер:

Старик! Я слы­шал мно­го раз, что ты меня от смер­ти спас (М. Лермонтов)

Природа-мать! К тебе иду с сво­ей глу­бо­кою тос­кою (А. Майков).

Частицы «о», «ах», «а» и др. , сто­я­щие перед обра­ще­ни­я­ми, от них не отде­ля­ют­ся запя­той, напри­мер:

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (Ф. Тютчев)

Засветись, о день счаст­ли­вый! Разгони густой туман (А. Майков).

Тебе, Казбек, о страж Востока, при­нес я, стран­ник, свой поклон (М. Лермонтов).

Распространенные и нераспространённые обращения

Как сле­ду­ет из опре­де­ле­ния, обра­ще­ние может быть выра­же­но одним или несколь­ки­ми сло­ва­ми, то есть оно быва­ет нерас­про­стра­нён­ным и рас­про­стра­нён­ным, напри­мер:

Поздравляю тебя, чело­век! Поздравляю тебя, Земля! (Р. Рождественский).

Что ты кло­нишь над вода­ми, ива, макуш­ку свою? (С. Есенин).

Голубушка, как хоро­ша (И.А. Крылов).

Спой нам, ветер, про дикие горы, про глу­бо­кие тай­ны морей (В. Лебедев-Кумач).

Куда ты, свет­лый руче­ёк, стре­мишь­ся? (И.А. Крылов).

Забудь, това­рищ мой любез­ный, раз­дор смеш­ной и бес­по­лез­ный (А.С. Пушкин).

Клен ты мой опав­ший, клен зале­де­не­лый, что сто­ишь, нагнув­шись, под мете­лью белой? (С. Есенин)

Здравствуйте, лёг­кие звез­ды пуши­сто­го пер­во­го сне­га! (И. Тургенев).

Я всю свою звон­кую силу поэта тебе отдаю, ата­ку­ю­щий класс (В. В. Маяковский).

Как я любил, Кавказ мой вели­ча­вый, тво­их сынов воин­ствен­ные нра­вы (М. Лермонтов).

Если части рас­про­стра­нен­но­го обра­ще­ния раз­де­ле­ны дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, то каж­дая часть выде­ля­ет­ся запя­ты­ми:

Отколе, умная, бре­дёшь ты, голо­ва? (И. А. Крылов).

Личные место­име­ния «ты», «вы», как пра­ви­ло, явля­ют­ся под­ле­жа­щи­ми в пред­ло­же­нии, но могут вхо­дить в состав рас­про­стра­нен­но­го обра­ще­ния. Сравним:

Ты, царе­вич, мой спа­си­тель, мой могу­чий изба­ви­тель (А. С. Пушкин)

Здравствуй, князь ты мой пре­крас­ный! (А. С. Пушкин).

Примеры предложений с обращениями

Чем помочь тебе, моя подру­га?

Коля! Пойдем сего­дня в кино?

Спасибо, реч­ка, за твою про­хла­ду в лет­ний зной!

Запишите, ребя­та, эту фор­му­лу в тет­радь!

Ты засы­па­ла весь город сне­гом, зимушка-зима!

Аня! Позвони мне сего­дня вече­ром.

Мой сад! Как я люб­лю вес­ной твое цве­те­нье!

Снегурочка! Иди сюда, поиг­рай с ребя­тиш­ка­ми в снеж­ки!

Пойдем, дедуш­ка, со мной сего­дня на рыбал­ку!

Кто из вас, ребя­та, отга­да­ет эту загад­ку?

Источник

Предложения с обращениями

Содержание

Помимо однородных членов, предложение может также осложняться еще одной конструкцией – обращениями. Давайте познакомимся с этим «героем» предложения поближе.

Что такое обращение?

Если вы заглянете в один из московских театров – «Сатирикон», – то наверняка перед спектаклем услышите следующее:

«Дорогие зрители! Пожалуйста, отключите свои мобильные телефоны. В зале также запрещено фотографировать и делать видео- и аудиозаписи. Вообще, дорогие и любимые, раз уж вы пришли к нам в театр, побудьте без электроники, пока идет спектакль, а? Это сделать нетрудно, поскольку, думаем, вам не будет скучно. Звуки мобильных телефонов разрушают атмосферу спектакля, а ваши лица, освещенные снизу дисплеями, становятся некрасивыми и пугают артистов. Поэтому, пожалуйста, не пренебрегайте нашими требованиями. Ладно? И извините, пожалуйста за настырность предупреждения. В абсолютном большинстве к нам, конечно, приходят очень вежливые и культурные люди. Но на тысячу вот таких вежливых и культурных, как правило, находится один, который, надеемся, к нам сегодня опоздал. Итак, мы начинаем!»

Это обращение к зрителям с убедительной просьбой отключить электронные устройства на время спектакля. Обратите внимание, что начинается эта речь со слов «Дорогие зрители!». Это и есть наше обращение. Еще одним обращением в этой речи является фраза «дорогие и любимые». А все потому, что с помощью этих слов говорящий обращается к своим слушателям.

Обращение – это слово или словосочетание, которое называет того, к кому мы обращаемся с речью.

Именно с обращений чаще всего начинаются письма, приветствия, просьбы, вопросы и др. Например:

Дорогой Вася! Я решил написать тебе письмо.
Привет, Маша!
Мама, помоги мне, пожалуйста, с домашним заданием.
Катя, когда ты придешь?

Способы выражения обращений

Обращения-существительные

Часто обращения – это имена собственные или клички животных. Притом в разговорной речи они могут усекаться. Например:

«Вы, Татьяна Петровна, сегодня опоздали»

Но иногда обращениями могут быть и неодушевленные предметы. Такое бывает, например, в сказках. Прочитайте отрывок из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина и найдите неодушевленное обращение:

Распространенные обращения

Но обращения могут быть выражены не только одним словом, но и целой группой слов! Такие обращения называют распространенными. Например:

«Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный…»

В этой стихотворной строке первое обращение – «Кавказ» – нераспространенное. А вот второе – «суровый царь земли» — уже является распространенным, так как состоит более чем из одного слова.

Более того, иногда обращения могут быть очень длинными. Например:

Способы выражения обращений

Положение обращения в предложении

У обращений есть синтаксическая особенность, которую следует запомнить: они очень свободолюбивы и поэтому не являются членом предложения!

Кроме того, иногда они настолько хотят сохранить свою независимость, что даже уходят из основного предложения и становятся отдельным предложением-обращением. Посмотрите на наш пример:

Дорогой Вася! Я решил написать тебе письмо.

В этом примере «Дорогой Вася!» — это и есть наше свободолюбивое обращение, которое стоит вне основного предложения.

А в примере «Мама, помоги мне, пожалуйста, с домашним заданием» обращение «мама» хоть и включается в предложение, но ни от одного члена предложения мы не можем задать к нему вопрос.

Поэтому вы должны быть очень внимательны, чтобы случайно не назвать эту конструкцию подлежащим или дополнением.

Кроме того, обращения еще и своевольны. Они могут передвигаться внутри предложения, как им вздумается. Например:

Заметили, как меняется положение обращения «Катя»? Оно может стоять и в начале, и в середине, и в конце предложения.

Пунктуация в предложениях с обращениями

Если вы внимательно наблюдали за нашими примерами, то наверняка заметили, что обращения, ко всему их прочему свободолюбию, на письме отделяются от предложения еще и знаками препинания.

Обращения, которые отделяются как отдельные предложения, чаще всего завершаются восклицательным знаком. Например:

«Край мой! Любимая Русь и Мордва! Притчею мглы ты, как прежде, жива». (С. Есенин)

А если обращение стоит в начале или конце предложения, то оно отделяется одной запятой. Например:

«Русый ветер, какой ты счастливый!»

Если же обращение стоит в середине предложения, то оно обособляется запятыми с двух сторон. Например:

«Дай, Джим, на счастье лапу мне».

Предложения с обращениями на схемах

Мы уже усвоили, что членом предложения обращения не являются. Тогда как их подчеркивать и обозначать на схемах?

С этим все очень просто: и в предложении, и в схеме обращения мы помечаем буквой «О».

А теперь закрепите тему «Предложения с обращениями», посмотрев видео.

Источник

Обращение. Примеры предложений с обращениями

Обращение обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет, к кото­ро­му отно­сит­ся речь гово­ря­ще­го. Оно не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния и выде­ля­ет­ся зна­ка­ми препинания.

Узнаем, что такое обра­ще­ние в рус­ском язы­ке, каким оно быва­ет, как выде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обращениями.

Что такое обращение

О лес! Как ты пре­кра­сен золо­той осенью!

Обращение выра­жа­ет­ся обыч­но суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или сло­вом дру­гой части речи в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го. Оно про­из­но­сит­ся с осо­бой, зва­тель­ной интонацией.

Дети , пой­дем сего­дня гулять в парк.

Какую сказ­ку тебе про­чи­тать, сест­рён­ка ?

Обращение не свя­за­но ни с одним чле­ном пред­ло­же­ния спо­со­бом согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния и не соеди­ня­ет­ся сочи­ни­тель­ной свя­зью с помо­щью сою­зов и пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ции. По этой при­чине обра­ще­ние не явля­ет­ся чле­ном предложения.

Как выделяется обращение?

Так как обра­ще­ние не явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, оно отде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Если обра­ще­ние про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ции, оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле или кон­це пред­ло­же­ния и запя­ты­ми, если нахо­дит­ся в сере­дине предложения:

Каждый труд бла­го­сло­ви, уда­ча (С. Есенин). […, O].

Если обра­ще­ние нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния и про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак. При этом пер­вое сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, например:

Старик! Я слы­шал мно­го раз, что ты меня от смер­ти спас (М. Лермонтов)

Природа-мать! К тебе иду с сво­ей глу­бо­кою тос­кою (А. Майков).

Частицы «о», «ах», «а» и др. , сто­я­щие перед обра­ще­ни­я­ми, от них не отде­ля­ют­ся запя­той, например:

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (Ф. Тютчев)

Засветись, о день счаст­ли­вый! Разгони густой туман (А. Майков).

Тебе, Казбек, о страж Востока, при­нес я, стран­ник, свой поклон (М. Лермонтов).

Распространенные и нераспространённые обращения

Как сле­ду­ет из опре­де­ле­ния, обра­ще­ние может быть выра­же­но одним или несколь­ки­ми сло­ва­ми, то есть оно быва­ет нерас­про­стра­нён­ным и рас­про­стра­нён­ным, например:

Поздравляю тебя, чело­век ! Поздравляю тебя, Земля ! (Р. Рождественский).

Что ты кло­нишь над вода­ми, ива , макуш­ку свою? (С. Есенин).

Спой нам, в етер , про дикие горы, про глу­бо­кие тай­ны морей (В. Лебедев-Кумач).

Куда ты, свет­лый руче­ёк , стре­мишь­ся? (И.А. Крылов).

Забудь, това­рищ мой любез­ный, раз­дор смеш­ной и бес­по­лез­ный (А.С. Пушкин).

Клен ты мой опав­ший, клен зале­де­не­лый , что сто­ишь, нагнув­шись, под мете­лью белой? (С. Есенин)

Здравствуйте, лёг­кие звез­ды пуши­сто­го пер­во­го сне­га ! (И. Тургенев).

Я всю свою звон­кую силу поэта тебе отдаю , ата­ку­ю­щий класс (В. В. Маяковский).

Как я любил, Кавказ мой вели­ча­вый , тво­их сынов воин­ствен­ные нра­вы (М. Лермонтов).

Если части рас­про­стра­нен­но­го обра­ще­ния раз­де­ле­ны дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, то каж­дая часть выде­ля­ет­ся запятыми:

Отколе, умная , бре­дёшь ты, голо­ва ? (И. А. Крылов).

Личные место­име­ния «ты», «вы», как пра­ви­ло, явля­ют­ся под­ле­жа­щи­ми в пред­ло­же­нии, но могут вхо­дить в состав рас­про­стра­нен­но­го обра­ще­ния. Сравним:

Ты , царе­вич , мой спа­си­тель , мой могу­чий изба­ви­тель (А. С. Пушкин)

Здравствуй, князь ты мой пре­крас­ный ! (А. С. Пушкин).

Примеры предложений с обращениями

Спасибо, реч­ка , за твою про­хла­ду в лет­ний зной!

Запишите, ребя­та , эту фор­му­лу в тетрадь!

Ты засы­па­ла весь город сне­гом, зимушка-зима !

Аня ! Позвони мне сего­дня вечером.

Мой сад ! Как я люб­лю вес­ной твое цветенье!

Снегурочка ! Иди сюда, поиг­рай с ребя­тиш­ка­ми в снежки!

Пойдем, дедуш­ка , со мной сего­дня на рыбалку!

Кто из вас, ребя­та , отга­да­ет эту загадку?

Видеоурок:

Источник

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat id=»2243″]

Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

Настя сказала, что она пошла домой.

[-=],(что…).

Графические обозначения в схеме

Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:

Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

[-==],(чтобы…).

Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

(Когда…),[=-].

В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

[…,(где),=-].

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть  только подлежащее и сказуемое.  Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть.

Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее:

Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение,  где главный член — сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Схемы с обращениями и вводными словами

Настя, иди уже домой!

[|O|,…]!

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Пожалуйста, Настя, иди уже домой!

[…|O|,…]!

Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:

Кажется, Насте пора домой.

[|ВВ|,…].

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

«Выйдя из дома» — деепричастный оборот ДО:

Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.

[|ДО|,…].

«постепенно сгущавшийся» — причастный оборот ПО:

Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.

[X,|ПО|,…].

Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Деепричастный оборот может стоять в любом месте:

Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.

[…|ДО|,…].

Схемы с прямой речью

В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:

«Настя, или домой!» — громко сказал кто-то.

«[П!]»- [а].

Кто-то сказал: «Настя, или домой!».

[A]:«[П!]»

Кто-то сказал: «Настя, или домой!» — и Петя не возразил.

[A]:«[П!]» — [a].

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

 Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

[-=],
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:

Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),[-=],(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

[-=],
(когда…),        (чтобы…).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Плакат как найти периметр
  • Как составить словосочетания в разных лексических значениях
  • Сбой питания как исправить
  • Как найти вершины у тупого треугольника
  • Как найти сериал в оригинале