Как составить схему предложения 5 класс прямая речь

Прямая речь — это точная передача чужой речи с сохранением особенностей лексического состава и синтаксического построения.

Рассмотрим, что такое прямая речь, способы её оформления с помощью знаков препинания. Приведем примеры и схемы предложений с прямой речью.

Что такое прямая речь?

В произведениях художественной литературы ведется повествование от лица автора. В авторском тексте часто используется прямая речь — дословное высказывание или сообщение того лица, кто что-то говорит или думает. Прямая речь буквально передает высказывание или мысли персонажа произведения.

«Да не переживай ты так!» — сказала сестра и ободряюще улыбнулась мне.

«Что мне ответить ему?» — подумала Катя.

Как дословная передача высказывания, прямая речь сохраняет все его особенности.

Прямая речь

Предложения с прямой речью состоят из двух частей:

  • слова автора;
  • речь действующего лица.

Речь автора сопровождает высказывание говорящего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли:


Примеры

сказать, говорить, спросить, поинтересоваться, ответить, промолчать, шептать, кричать, приказать, решить, просить, думать, подумать, вспомнить и пр.


Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора:


Примеры

удивиться, насторожиться, обрадоваться, засмеяться, вздохнуть, обидеться, огорчиться, ужаснуться и пр.


В предложении авторские слова и прямая речь объединяются интонацией и смыслом.

В русском языке существует множество вариантов оформления предложений с прямой речью в зависимости от местоположения речи говорящего лица по отношению к словам автора.

Прямая речь может находиться

  • перед словами автора;
  • после авторских слов;
  • внутри авторской речи;
  • слова автора внутри прямой речи.

Рассмотрим основные способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Составим схемы предложений, используя условные обозначения:

  • А (а) — слова автора;
  • П (п) — прямая речь.

Прямая речь перед словами автора

Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью зависит от её места по отношению к словам автора.

Если прямая речь начинает предложение, то она заключается в кавычки, а первое её слово пишется с прописной буквы. После кавычек ставится запятая, если это повествовательное предложение. Вопросительный, восклицательный знак или многоточие употребляются перед кавычками. Затем ставим тире, а последующие слова автора пишем со строчной (маленькой буквы). В конце предложения ставим завершающий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

«Я уже прочитала эту повесть Пушкина», — сказала Аня.

«Сколько можно звать тебя!» — громко воскликнула сестра.

«Неужели уже пошёл дождь?» — огорчилась Настя.

«Как здесь тихо и темно…» — подумал Андрей.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора вводят прямую речь, то после них ставятся двоеточие, а прямая речь оформляется кавычками. Первое слово прямой речи начинается с прописной буквы. После завершения прямой речи ставится соответствующий знак конца предложения. Учтем, что вопросительный, восклицательный знак и многоточие следует поставить перед кавычками, а точка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

Саша сказал своему другу Алёшке: «Я отремонтировал велосипед и накачал шины, можем поехать на реку».

Мама взглянула в окно и вздохнула: «Когда же закончится этот нудный дождь?»

Через минуту из дома на крыльцо выскочил босоногий Петька и закричал: «Айда на речку!»

Валя с грустью подумала: «Никто не звонит…»

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делится на две части, если авторские слова находятся в её середине.

Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.

«В нашем весеннем саду, — говорит Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако».

Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то знаки препинания после первой части прямой речи те же. После слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания.

«Сегодня чудесный день, — сказала Ирина маме.- Я, пожалуй, позвоню подруге и схожу с ней в зоопарк».

«На улице морозный ветер, — сообщила Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»

«Стучатся в дверь! — испугался мальчик. — Кто там?»

«Постоим немного тут…- прошептала она.- А сейчас звони в дверь».

В словах автора могут быть два глагола со значением речи или мысли. Первый глагол относится к первой части прямой речи, а второй вводит второе предложение. Тогда после слов автора следует поставить двоеточие и тире. А вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы, как представлено на схеме.

«Я сегодня что-то притомился, — сказал отец и добавил: — Сейчас отдохну немного и тогда помогу тебе».

Прямая речь внутри слов автора

Слова автора могут «обрамлять» прямую речь. Знаки препинания расставляются так, как представлено на схемах.

Его слова: «Тихо вокруг» — прозвучали неожиданно громко.

На зов внучки:» Пойдёмте играть в шашки!» — бабушка только укоризненно посмотрела на неё, не переставая помешивать кипящее вишневое варенье в широкой кастрюле.

Мой вопрос: «Как вы себя чувствуете?» — смутил Надюшу.

Его просьба, высказанная с некоторым смущением в голосе: «Обожди немного…» — прозвучала некстати.

Особо обратим внимание на случай, когда после прямой речи ставится только запятая без тире.

При расставании друг сказал мне напоследок: «Может, мы никогда больше не увидимся с тобой», грустно вздохнул и обнял меня.

Прямую речь можно убрать, и тогда выяснится, что в предложении необходима запятая, оформляющая перечисление однородных сказуемых:

При расставании друг сказал мне напоследок, грустно вздохнул и обнял меня.

Видео «Прямая речь»

Тест

Схемы предложений с прямой речью


Схемы предложений с прямой речью

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 101.

Обновлено 5 Марта, 2022

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 101.

Обновлено 5 Марта, 2022

Для передачи чужой речи в русском языке на письме используется особая синтаксическая конструкция — предложение с прямой речью. В 5 классе ученики знакомятся с правилами оформления такого рода предложений, учатся составлять их схемы и придумывать конструкции, соответствующие схемам. Далее изучаются более сложные случаи (прерывание прямой речи словами автора и пр.). Работа со схемами, задание составить предложение по схеме развивает речь и способствует запоминанию правил пунктуации.

Схема предложения с прямой речью

Схема предложения, содержащего чужую речь, очень отличается от уже знакомых ученикам 5 и 6 класса схем простых и сложных предложений. В них не отображается ни основа предложения, ни второстепенные члены. Отмечаются только его основные части: слова автора и прямая речь. Слова автора обозначаются буквой А. Прямая речь — буквой П.

Речь персонажа может состоять из нескольких предложений, но правила оформления схемы предполагают обозначение всего высказывания только одной буквой П, не несколькими. После буквы П стоит знак, которым прямая речь заканчивается, даже если она состояла из нескольких предложений, оканчивавшихся разными знаками препинания.

Пример: «Я не видел его два дня. Думаешь, он пропал?

» — встревожился брат. Схема выглядит так:

«П?» — а.

Как составлять схемы предложений с прямой речью

Слова автора обозначаются большой буквой А, если с них начинается предложение. После неё следует большая буква П, обозначающая прямую речь. Она берётся в кавычки. На схеме отображаются знаки препинания между словами автора и прямой речью (в данном случае двоеточие) и знак, завершающий прямую речь.

Посмотрим на примеры со схемами этих простых случаев.

Света вскрикнула: «Смотрите, змея!» А: «П!»
Ему пришла в голову странная мысль: «А если я попал в иную реальность?» А: «П?»
Кто-то прошептал: «Так тихо становится перед рассветом…» А: «П…»

Точка и запятая после прямой речи ставятся за кавычками, в то время как восклицательный и вопросительный знаки, многоточие стоят внутри их.

Если в предложении прямая речь идёт перед словами автора, между ними ставится тире. После прямой речи стоит запятая, если предложение повествовательное, невосклицательное, в других случаях − вопросительный или восклицательный знаки. Слова автора обозначаются маленькой буквой а.

Схема предложения с прямой речью перед словами автора.

«Бежим!» − закричал Павел. «П!» − а.
«Вы за это ответите», − прошипел Аверин. «П», − а.

Примеры со схемами предложений, где прямая речь прерывается словами автора.

«Давайте ужинать, − сказала мать, − поздно уже». «П, — а, — п».
«Здравствуйте, дети! — радостно воскликнула Катя. — Как я рада вас видеть!» «П! — а — П!»

Обратите внимание, что второй отрезок прямой речи обозначается строчной буквой «п», если он является продолжением предложения, и прописной буквой «П», если это отдельное предложение.

Примеры со схемами предложений, где слова автора прерываются прямой речью.

Дед всегда говорил: «Лучше начать делать и не сделать, чем даже не попытаться», − и был прав. А: «П», − а.
Незнакомец вдруг крикнул: «Отставьте меня! Я ни в чём не виноват!» − и выбежал вон. А: «П!» − а.

Заключение

Что мы узнали?

Построить схему предложения с прямой речью совсем несложно. Её части обозначаются буквами А (слова автора) и П (прямая речь). При этом воспроизводятся все знаки препинания, входящие в предложение.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 101.


А какая ваша оценка?

Схема предложения с прямой речью будет зависеть от расположения ее в предложении.Слова автора обозначим буквой А, прямую речь—буквой П.

Если сначала идут слова автора, то схема будет выглядеть вот так:

1) А: » П.» Н.Карамзин писал:» Самая неразрывная дружба есть та,которая начинается в юности».

2) А: » П!» Я воскликнул:»Она просто прелесть!»

3) А: » П?» Дети спросили:» Ты купишь нам мороженое?»

Если прямая речь начинает предложение, то

1)»П,»—а. » Я приеду к тебе в сентябре,»— сказал Лаптев.

2) «П!»—а. «Дед,возьми меня на рыбалку!»—клянчил Артёмка.

3) «П?»—а. «Наносишь в бочку воды?»— спросила бабушка.

Если авторские слова находятся внутри прямой речи:

1) «П,—а,—п». «Я тебя сейчас отпущу,—пообещала бабушка,—только помоги мне принести с огорода картошку».

2) «П,—а.—П.» » Самый верный признак истины—это простота и ясность,—утверждал Лев Толстой.—Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.»

3) «П?—а.—П.» «Мы с вами еще увидимся?—спросила она.—Тогда прощайте».

4) «П!—а.—П.» «Какие хорошие у вас собаки!—сказала девушка.—А уж послушные на зависть.»

Если в авторской речи есть два глагола речи, то после второго мы поставим двоеточие, тире и прямую речь начнем с прописной буквы.

» Я думаю,—нерешительно проговорил он и добавил:—Мне нелегко принять сразу это решение».

Русский язык

5 класс

Урок № 33

Прямая речь. Диалог

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Прямая речь.
  2. Знаки препинания при прямой речи.
  3. Диалог. Оформление диалога на письме.

Тезаурус

Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.

Косвенная речь – воспроизведение чужого высказывания, которое каким-то образом изменено.

Диалог – это разговор двух или более лиц.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,2016. – с. 113,116

Дополнительная литература:

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.143

2. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008 – с. 347

3. Розенталь Д. Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2009 – с. 281-283

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.

Прямая речь – это дословная, точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Рассмотрим предложение из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё или в середине прямой речи. Найдём все варианты в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.

На письме прямая речь выделяется кавычками.

В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В некоторых учебниках прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.

Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.

В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.

Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.

В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.

Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.

Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.

Прочитайте фрагмент повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и обратите внимание на оформление диалога. В первой реплике приведён пример с использованием слов автора в диалоге.

На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.

– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.

– Чего же она плачет?

– Спрашивал – не говорит.

– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?

– Спрашивал – не говорит.

– А велика ли девчонка?

– Четыре года.

– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?

– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Теоретический материал для углубленного изучения

Косвенная речь.

Для передачи чужой речи от лица автора, но не того, кто её произнёс, часто используют предложения с косвенной речью. В косвенной речи обычно воспроизводится только содержание высказывания. Подлинные слова так или иначе изменены. Приведём пример из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.

С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.

Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.

Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.

В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.

Проанализируйте предложения из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.

Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)

Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.

1) «П», – а.

2) «П! – а.– П».

3) «П,– а,– п».

Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.

  1. Выделение цветом.

Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.

Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.

Ответ:

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

  • А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
  • А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

Прямая речь перед словами автора

  • «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а. Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

  1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:

    запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.

  2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:

    тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:

тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.

Разница хорошо заметна на таких фразах:

Сказав: «До встречи», она быстро вышла.

Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.

Слова автора внутри прямой речи

  • «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
  • «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи, описанным выше ↑.

Читайте по теме оформления прямой речи:

  • Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны
  • Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога)
  • Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы
  • Сочетаем знаки конца предложения с кавычками

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти пассивный доход без вложений
  • Как найти чехол для наушников
  • Как найти угол пропускания между поляризаторами
  • Как найти свою машину на драйве
  • Ошибка 80010007 на ps3 как исправить hen