Как составить схему предложения спп с несколькими придаточными

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Дальше, чтобы было проще читать, мы будем время от времени использовать аббревиатуру СПП для обозначения сложноподчиненных предложений.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

  • Придаточная изъяснительная. Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли.

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

  • Придаточная определительная. Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как.

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ … ], (чей …).

  • Придаточная присоединительная. Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем, всех падежных форм слова что.

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

  • Придаточная обстоятельственная. Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ … ], (когда …), а ( … ).

Обстоятельственные значения:

    • места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда);

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ … ], (откуда …).

    • времени (средства связи придаточной и главной частей – союзы когда, пока, лишь, только);

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

    • условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

    • причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как);

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

    • цели (средство связи придаточной и главной частей – союз чтобы);

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

    • следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что);

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ … ], (так что…).

    • уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя);

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

  • сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем);

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

  • меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько);

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

  • образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

  • Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

  • Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

  • Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные).

Блок -схемы (1)

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

  • Однородное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному (или к какому-то слову в его составе). Кроме этого они отвечают на один вопрос. И между собой придаточные связаны по тому же принципу, что и однородные члены предложения.

    Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться, когда же уже пора будет отправляться, когда же они, наконец, увидят море, когда все смогут вдоволь набегаться по берегу.

    Predlozhenija1

  • Параллельное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному. Но отвечают на разные вопросы.

    Когда пришла ее очередь выбирать, Оля взяла ту коробку, которая первой попалась ей под руку.

    Predlozhenija2

  • Последовательное подчинение. Одно придаточное предложение присоединяется к главному (его называют придаточным первой степени). Другое придаточное, второй степени, присоединяется к придаточному предложению первой степени. Кстати, при этом виде подчинения одно придаточное может быть включено в состав другого.

    Ребята решили, что все вместе сами справятся со сложной задачей, которую мужественно решил взвалить на свои плечи Миша.

    Predlozhenija3

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Predlozhenija5

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда, подчинительный союз что.

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Predlozhenija4

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Поделитесь ссылкой на эту страничку со своими одноклассниками – нужные кнопки найдете под текстом. Пускай они тоже хорошо разберутся в этой теме и заработают хорошие оценки в классе и на экзамене.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно — попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе — к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1.    Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало). (А. Фет.)

[Тот, (кто жизнью живёт настоящей), (кто к поэзии с детства привык), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (где она родилась) и (где так памятны были месяцы детства).  

Линейная и вертикальная схемы придаточных

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем], (если вдруг взметнётся птица) или (лось протрубит вдалеке). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая — к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы), [то убедимся], (что они полны подлинной поэзии). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской), дверь ведет в пространство], (где обедают и пьют чай) (Чехов).

Линеная и вертикальная схемы придаточных2

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (так как боялись отца), (который тоже был несколько смущён), (хотя старался этого не показывать). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

Линейная и вертикальная схемы придаточных3

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора), [он (Чичиков) оглянулся назад и увидел], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать), (куда гость поедет). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Линейная и вертикальная схемы придаточных4

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными

Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами.

Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.)

Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (Ес.)

Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исак.)

Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой).

Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)

Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)

Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе… вышли из леса. (М. П.).

При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.

Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской… (Л. Т.).

Союзы ли… или при соединении предикативных частей сложного предложения рассматриваются как повторяющиеся, а однородные придаточные предложения разделяются запятой, которая ставится перед или.

Например: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом. (Пис.).

При неоднородном соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми.

Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.)

Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность. (Пауст.).

При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.

Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.)

Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. (Л. Т.)

Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает, что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идет искатель к цели (М. П.)

Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.

Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)

Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила.

Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится.

Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.)

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).

Изъятие или перестановка придаточной части (если он протянет руку в окно и если в сию решительную минуту не переспорю старика) невозможны, так как рядом окажутся части двойного союза что то.

Тире в сложноподчиненном предложении

 Между придаточной частью (группой придаточных) и последующей главной частью предложения может ставиться тире, если придаточная часть или группа придаточных частей, предшествующих главному предложению, произносятся с логическим выделением информативно важного слова и с глубокой паузой перед главной частью (обычно так выделяются придаточные изъяснительные части, реже – условные, уступительные и др.).

Например: Куда уехала Нелидова Наташа не знала (Пауст.); И если долго на них смотреть скалы начинали двигаться, рассыпаться (Аст.); Созвал ли он их, пришли ли они сами собой Нежданов так и не узнал… (Т.).

Тире ставится также между придаточной и главной частями в однотипно построенных параллельных сложноподчиненных предложениях.

Например: Кто весел тот смеется, кто хочет тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (Л.-К.).

Тире ставится после придаточной части, стоящей перед главной, при наличии в ней слов это, вот, а также если придаточная часть является неполным предложением.

Например: Что она натура честная это мне ясно. (Т.)

Что он в ней нашел это его дело.

Где он сейчас, чем занимается вот вопросы, на которые я не мог ответить.

Я что-то ответил, что – я и сам не знаю (сравните полное – что я ответил).

Тире ставится между соподчиненными придаточными частями при отсутствии между ними противительного союза или второй части сопоставительного союза.

Например: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).

Тире ставится при уточняющем характере придаточной части.

Например: Только раз она оживилась когда Мика рассказала ей, что на вчерашней свадьбе пели частушки. (Р. Зернова)

Тире ставится для усиления вопросительного характера предложения при подчеркивании необычности расположения придаточной части перед главной или интонационного отделения главной части от последующей придаточной.

Например: А что такое влияние ты знаешь?; А вы уверены нужно ли это?

Тире ставится также при обилии запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак.

Например:  Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати – не переплатишь.

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Запятая и тире как единый знак препинания ставятся в сложноподчиненном предложении перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных частей, если подчеркивается распадение сложного предложения на две части с длительной паузой перед главной частью.

Например: Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, все мои мысли были заняты образом Олеси. (Купр.)

Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. (Кр.)

Этот же знак ставится также перед словом, повторяющимся в той же части предложения для того, чтобы связать с ним новое предложение или следующую часть того же предложения.

Например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, муж мой, которого я знала, как самое себя. (Л. Т.)

И мысль, что он может руководствоваться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирение с женой, эта мысль оскорбляла его. (Л. Т.)

Тире ставится после запятой, закрывающей придаточную часть, в том числе и перед словом это.

Например: Самое лучшее, что он мог сделать, вовремя уйти; Единственное, что мне здесь нравится, это старый тенистый парк.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4.  Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[…сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему…), (почему…).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное — придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные — придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему)).

2) [Всякий  человек знает ], (что ему  нужно делать не  то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[…глаг.], (что …., (что…), а то), (что…).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное — придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные — придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

Схема сложноподчиненного предложения


Схема сложноподчиненного предложения

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 576.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 576.

Умение составить схему предложения обязательно не только для того, чтобы делать качественный синтаксический разбор, но и для того, чтобы понимать принципы построения синтаксической единицы и правильно расставлять знаки препинания. Поскольку в сложноподчиненном предложении есть главная и придаточная часть, на схеме они будут обозначаться по-разному. Кроме того, из-за отношений подчинения между частями, часто удобно делать не только стандартную горизонтальную, но и вертикальную схему как более наглядный вариант.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Схема сложного предложения с одной придаточной частью

Это самый простой вариант из всех. Главная часть обозначается квадратными скобками, придаточная – круглыми, запятая выносится за скобки, а подчинительный союз ставится внутри.

Вот несколько примеров со схемами сложноподчиненного предложения, у которого только одна придаточная часть.

Когда все закончилось, сотрудники выдохнули с облегчением.: (Когда…), […] – в данном предложении придаточная часть располагается перед главной, что полностью отражено на схеме.

Сотрудники вздохнули с облегчением, когда все закончилось.: […], (когда…) – здесь придаточная часть стоит после главного предложения, что также понятно из составленной схемы.

Самым сложным случаем является тот, когда главная часть разорвана придаточной. Чтобы это определить, нужно найти основу обоих предложений. На схеме это также отражается специфическим образом.

Вот пример такого предложения.

Сейчас, куда бы мы ни направлялись, нас сопровождала охрана.: [ …, (куда …), … ].

Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

Если в сложноподчиненном предложении две и более придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако часто используется и обычная горизонтальная схема.

Вот пример предложения с однородным подчинением.

Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок.: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

Схема сложноподчиненного предложения с параллельным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, но стрелки будут идти либо от разных слов главного предложения к придаточным, либо придаточные предложения будут отвечать на разные вопросы.

Когда настало время выбирать, Аня закрыла глаза и взяла бумажку, которая лежала на самом дне коробки.: (Когда …), […], (которая …).

Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением

Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, как схема предложения с однородным подчинением, но стрелки будут идти не от главного предложения к придаточным, а от главного – к одному придаточному, а уже от него – ко второму и так далее.

Аня закрыла глаза и взяла бумажку, что лежала на самом дне коробки, в которой до того хранились какие-то вещи.: […], (что …), (которая …).

Разбор сложноподчиненного предложения помогает не только выявить отношения между его частями, но и уточнить, какой смысл вкладывал в данную синтаксическую единицу автор.

Заключение

Что мы узнали?

Чтобы составить схему сложноподчиненного предложения, нужно определить, сколько в нем частей, а также то, какая из них является главной – она будет обозначаться на схеме квадратными скобками. Придаточные части обозначаются круглыми скобками, а союз указывается внутри них, в то время как знак препинания выносится за пределы скобок в любом случае. Если в предложении больше двух частей и необходимо указать на характер подчинения (оно может быть однородным, последовательным или параллельным), для этого используется вертикальная схема или стрелки на горизонтальной.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Кириллова

    10/10

  • Кувандык Эгамбердиев

    10/10

Оценка статьи

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 576.


А какая ваша оценка?

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными можно разделить на четыре группы:

  • с однородным подчинением;
  • с неоднородным подчинением;
  • с последовательным подчинением;
  • с комбинированным подчинением.

При однородном подчинении все придаточные связаны с одними и теми же словами в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Такие придаточные части называются однородными. Например,

[Я пришел к тебе с приветом рассказать], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало).

В данном предложении главная часть~ Я пришел к тебе с приветом рассказать,~ от нее зависят две придаточные ~Что солнце встало~ и ~Что оно горячим светом по листам затрепетало. Обе придаточные части зависят от глагола рассказать в главной части. Задаем вопрос:

Рассказать ~что?~ –Что солнце встало. –Что оно горячим светом по листам затрепетало.

Обе придаточные части отвечают на один и тот же вопрос. Они являются однородными.  Значит перед нами сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.

Построим схему предложения.

Отметим главное предложение и две придаточные части. На схеме покажем, что обе придаточные поясняют глагол в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

[   гл.], (что  ), (что   ).

Данная схема предложения называется горизонтальной.

Предложение с несколькими придаточными можно представить и в виде вертикальной схемы:

[          ]

(что  )       (что   )

Связи однородных придаточных с главным и между собой напоминают связи однородных членов простого предложения. Например,

Он читал свежие газеты и журналы каждое утро.

В данном простом предложении дополнения~ газеты и журналы ~зависят  от сказуемого читал,~ они отвечают на один и тот же вопрос: ~ Читал ~что?~ –Газеты и журналы. ~ Следовательно, данные дополнения являются однородными.

В сложноподчиненном предложении с однородным подчинением во второй придаточной части может отсутствовать союз. Например,

не поверю весне], (пока не проснется яркое солнце) и (не улыбнутся первые синеглазые подснежники).

В этом примере главное предложение ~Я не поверю весне,~ придаточные части ~Пока не проснется яркое солнце, ~Не улыбнутся первые синеглазые подснежники. Задаем вопрос:

Не поверю~ до каких пор?~ –Пока не проснется яркое солнце и не улыбнутся первые синеглазые подснежники. ~ Обе придаточные части зависят от глагола не поверю в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Следовательно, являются однородными. Во второй придаточной части пропущен союз пока. Его можно подставить в предложение.

Я не поверю весне, пока не проснется яркое солнце и пока не улыбнутся первые синеглазые подснежники.

Если однородные придаточные соединены одиночными союзами ~и,~ или,~ запятая между ними не ставится. Например,

[Вздрогнем], (если вдруг взметнет птица) или (лось протрубит вдалеке).

В данном предложении однородные придаточные части~ Если вдруг взметнет птица~ и Лось протрубит вдалеке ~поясняют главную часть~ Вздрогнем. Придаточные соединены одиночным союзом или, поэтому запятая между ними не ставится.

При неоднородном подчинении придаточные части могут относиться к одним и тем же словам в главном предложении, однако они отвечают на разные вопросы. Такие придаточные называются неоднородными (или параллельными). Например,

(Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь входит что-то живое, чудесное).

Главное предложение ~Я чувствую.~ Придаточные части~ Когда у меня в руках новая книга,~ Что в мою жизнь входит что-то живое, чудесное Обе придаточные зависят от глагола чувствую в главной части. Задаем вопрос:

Чувствую ~что?~ –Что в мою жизнь входит что-то живое, чудесное.

Чувствую~ когда?~ –Когда у меня в руках новая книга.

Видим, что придаточные предложения зависят от одного и того же слова в главном, однако отвечают на разные вопросы. Следовательно, они являются неоднородными. Перед нами предложение с неоднородным подчинением. Построим горизонтальную схему данного предложения:

(Когда   ), [ гл.], (что  ).

Построим вертикальную схему предложения:

[   гл.]

(Когда   )    (что  )

При последовательном подчинении придаточные части образуют своеобразную цепочку: первая придаточная (1-й степени) зависит от главной, вторая (2-й степени) – от первой, третья (3-й степени) – от второй и так далее. Например,

[Главное в том], (что проза, (когда она достигает совершенства), является подлинной поэзией).

В данном примере главное предложение ~Главное в том. От него зависит придаточная часть ~Что проза является подлинной поэзией. Поставим вопрос от указательного слова в том: ~ В том ~в чем?~ – Что проза является подлинной поэзией.

От этой придаточной части можно задать вопрос ко второй придаточной: Является поэзией~ когда?~ –Когда она достигает совершенства. Значит, вторая придаточная часть поясняет первую. Поэтому перед нами последовательное подчинение.

Построим схему предложения.

[    ук. сл.], (что…, (когда…)..).

При комбинированном подчинении одновременно представлены разные виды подчинения: однородное, параллельное и последовательное. Например,

[В грустные минуты я себя утешал тем], (что поэт не умирает) и ( что Пушкин мой всегда жив для тех), (кто его любил).

В данном примере главная часть~ В грустные минуты я себя утешал тем. От нее зависят две придаточные~ Что поэт не умирает~ и Что Пушкин мой всегда жив для тех. Эти придаточные отвечают на один и тот же вопрос, относятся к словам утешал тем в главной. Следовательно, представляют однородное подчинение. Третья придаточная часть~ Кто его любил  ~в свою очередь зависит  от второй придаточной, от слов~ жив для тех. Представляет собой придаточную часть второй степени при последовательном подчинении.

Следовательно, перед нами сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением. Построим схему предложения:

Горизонтальная схема предложения: [   гл.+тем ], (что   ) и (что… гл.+тех   ), (кто    ).

Повторим

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными можно разделить на четыре группы:

  • с однородным подчинением;
  • с неоднородным подчинением;
  • с последовательным подчинением;
  • с комбинированным подчинением.

При однородном подчинении все придаточные связаны с одними и теми же словами в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Такие придаточные части называются однородными.

При неоднородном подчинении придаточные части могут относиться к одним и тем же словам в главном предложении, однако будут отвечать на разные вопросы. Такие придаточные называются неоднородными (или параллельными).

При последовательном подчинении придаточные части образуют своеобразную цепочку: первая придаточная (1-й степени) зависит от главной, вторая (2-й степени) – от первой, третья (3-й степени) – от второй и так далее.

При комбинированном подчинении одновременно представлены разные виды подчинения: однородное, параллельное и последовательное.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема
разбора сложноподчинённого предложения
с несколькими придаточными

1.Определить
тип предложения по цели высказывания
(повествовательное, вопросительное,
побудительное).

2.
Указать вид предложения по эмоциональной
окраске (восклицательное или
невосклицательное).

3.
Определить главное и придаточные
предложения, найти их гра­ницы.

4. 
Составить схему предложения: задать
(если возможно) вопросы от главного к
придаточным, указать в главном слово,
от которого за­висит придаточное
(если оно присловное), охарактеризовать
средства связи (союзы или союзные слова),
определить типы придаточных
(оп­ределительные, изъяснительные и
т. д.).

5.Определить
тип подчинения придаточных (однородное,
парал­лельное, последовательное).

Образец
разбора сложноподчинённого предложения
с несколькими придаточными

1) [Взглянешь
на бледно-зелёное, усыпанное звёздами
небо, (на котором нет ни облачка, ни
пятна), и
 поймёшь],
(почему летний тёп­лый
 воздух недвижим),
(почему
 природа
настороже) (А. Чехов).

[сущ.,(сел. накотором), глаг.],(сел. почему), (сел. почему).

определит
изъяснит. изъяснит.

Повествовательное,
невосклицательное, сложное, сложноподчинённое
с тремя придаточными, с параллельным и
однородным подчи­нением: 1-е придаточное
— придаточное определительное (придаточное
зависит от существительного небо, отвечает
на вопрос какое?, при­соединяется
союзным словом на
котором);
 2-е
и 3-е придаточные — придаточные
изъяснительные (зависят от
глагола поймёшь, отвечают
на вопрос что?, присоединяются
союзным словом почему).

2) [Всякий  человек 
знает], (что ему 
 нужно
делать
 не 
то, (что разъединяет
 его
с людьми), а то), (что соединяет
 его
с ними) (Л. Толстой).

[глаг.],
(союз что мест.,
(с.ел.что), мест.),
(с.ел.что).

изъяснит.             
мест.-определ.     мест.-определ.

Повествовательное,
невосклицательное, сложное, сложноподчинённое
с тремя придаточными, с последовательным
и параллельным подчинением: 1-е придаточное
— придаточное изъяснительное (зависит
от глагола знает, отвечает
на вопрос что?, присоединяется
союзомчто), 2-е
и 3-е придаточные — придаточные
местоименно-определительные (каждое
из них зависит от местоимения то, отвечает
на вопрос какое
(то)?,
 присоединяется
союзным словомчто).

Виды
подчинения в СПП с несколькими придаточными

В
СПП может быть более одного придаточного
предложения. В этом случае важно понять,
как все части сложного предложения
связаны между собой, что чему подчиняется.
Возможны три вида:

1)
последовательное подчинение,

2)
параллельное подчинение,

3)
однородное подчинение.

Последовательное
подчинение

При
последовательном подчинении образуется
цепочка предложений: главному предложению
подчиняется первое придаточное, первому
придаточному – второе придаточное и
т.д. При этом виде подчинения каждое
придаточное является главным для
последующего придаточного.

Пример:

Я
боюсь, что Анна опоздает на экзамен,
который должен начаться рано утром.

Схема:
[ … ], (союз что … ), (союзное слово
который…).

При
последовательном подчинении придаточное,
относящееся к главному, называют
придаточным первой степени, а следующее
придаточное – придаточным второй
степени и т.д.

Параллельное
подчинение

Если
к одному главному предложению относятся
придаточные разных типов, то образуется
параллельное подчинение. При этом виде
подчинения оба придаточных относятся
к одному главному. Важно, что эти
придаточные разных типов и они отвечают
на разные вопросы.

Пример:

Когда
вошла учительница, ребята встали, чтобы
поприветствовать её.

Схема:
(союзное слово когда … ), [ … ], ( союз
чтобы …).

Однородное
подчинение

Если
придаточные предложения являются
предложениями одного типа и относятся
к одному и тому же члену главного
предложения или всему главному в целом,
то образуется однородное подчинение.
При однородном подчинении придаточные
отвечают на один и тот же вопрос.

Пример:

Я
неожиданно почувствовала, как напряжение
спало и как легко стало у меня на душе.

Схема:
[ … ], (союз как … ) и (союз как … ).

Придаточные
изъяснительные предложения аналогичны
однородным членам предложения, между
собой они связаны союзом и. Оба придаточных
относятся к члену предложения в главном.
Запятая между ними не ставится. Важно,
что при однородном подчинении союзы
или союзные слова могут опускаться, что
характерно для предложений с несколькими
придаточными.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти смешанную дробь правило
  • Как найти параметр быстродействия
  • Генограмма семьи как составить программа
  • Как составить план сочинения на тему что я люблю
  • Как найти все книги магика