Содержание
- Как научить детей делать схемы, таблицы? Упражнения и примеры для начальной школы
- Использование схем и таблиц
- Учимся составлять схемы
- На уроках обучения грамоте
- Составление схем на уроках математики
- Учимся составлять таблицы
- Метод «Ажурная пила»
- Порядок работы над составлением таблицы следующий.
- Блок-схемы алгоритмов (4 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
Как научить детей делать схемы, таблицы? Упражнения и примеры для начальной школы
На начальном этапе обучения схемы и таблицы составляет учитель, но при переходе в среднюю школу ученики должны уметь делать это самостоятельно. Нет специальной методики и отдельно отведенного времени на уроке для того, чтобы научить детей создавать таблицы и схемы. Этот процесс постепенный и может проходить на любом занятии. Рассмотрим приемы, которые будут способствовать выработке такого умения
Использование схем и таблиц
Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Они размещены в учебниках и тетрадях с печатной основой. В продаже есть много наборов готовых таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ОБЖ и т.д., которые учитель использует как демонстрационный материал.
Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное.
Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно. В некоторых учебниках встречаются задания заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.
Чтобы справиться с такими заданиями, детям необходимо уметь:
- давать определение понятиям;
- анализировать;
- выделять характерные черты объекта;
- классифицировать объекты;
- упорядочивать информацию;
- составлять списки;
- пользоваться условными обозначениями и сокращениями.
Учимся составлять схемы
На уроках обучения грамоте
Со схемами ребенок знакомиться уже в начале первого класса. Это очень удобная форма передачи информации, особенно в ситуации, когда дети еще не умеют быстро читать и писать. Часто в схемы преобразовывают правила, которые необходимо выучить и уметь ими пользоваться.
В первую очередь школьники изучают схемы предложений и слов. Чтобы первоклассник мог сам составлять такие схемы, его надо познакомить с условными обозначениями слов, слогов, звуков и научить правильно анализировать предложение или слово.
Есть два вида упражнений, благодаря которым дети научатся работать со схемами предложений:
- составь схему предложения;
- придумай или выбери предложение, соответствующее схеме.
Можно предлагать детям делать это у доски или работая в парах. Хорошее тренировочное задание заключается в том, что один ученик составляет схему, а второй подбирает к ней предложение. При этом первый ученик должен будет проанализировать придуманный образец и самостоятельно определить, соответствует ли он схеме.
Более сложное задание — составление схемы слова. В ней первоклассник должен уметь не только указать количество звуков, но и дать им характеристику. Последовательность работы со схемами слова следующая.
- Произнести слово и определить количество слогов. Отметить это на схеме, обозначив каждый слог прямоугольником.
- Произнести слог и определить в нем первый звук.
- Произнести этот звук и определить гласный он или согласный. Обозначить звук соответствующим значком.
- Перейти к следующему звуку.
Постепенно такие схемы усложняются. Добавляются обозначения ударения, мягкости или твердости.
Чтобы научить разбираться в подобных схемах, можно предлагать такие задания:
- составь схему слова;
- определи, какой звук в этом слове не обозначен на схеме;
- назови предметы, изображенные на картинке, и подбери к каждому слову схему;
- придумай слово, которое подходит к схеме;
- найди ошибку в схеме слова.
Работа со схемами предложения и слова проводится почти на каждом уроке по обучению грамоте. В дальнейшем схемы будут усложняться. Например, после изучения темы «Главные члены предложения», дети могут не просто обозначать количество слов в предложении, но и обозначать, какими членами предложения они являются. Нужно только познакомить их с условными обозначениями.
Овладев умением составлять схемы слов и предложений, дети могут с легкостью «расшифровывать» и запоминать правила по таким записям:
Это правило о том, что перед союзом «а» должна ставиться запятая.
А это правило о том, что в каждом слоге должен быть только один гласный звук и количество слогов совпадает с количеством гласных звуков.
Сначала схемы для правил учитель составляет на доске с подробным комментированием, а дети вслед за его объяснениями записывают их себе в тетрадь. Затем можно приглашать к доске отдельных учеников и предложить им поработать над схемой. В дальнейшем дети смогут работать над такими заданиями самостоятельно в классе или дома.
Составление схем на уроках математики
Очень часто схемы используются на уроках математики. Они нужны при решении задач, для обозначения математических закономерностей. При работе над задачей схемы используются для передачи ее условия. Имеющиеся данные можно обозначать с помощью отрезков, стрелок, скобок, знаков. Например,
«В корзине 6 яблок, а груш на 3 больше. Сколько груш в корзине?»
Для составления таких схем ребенок должен не только взять данные из условия задачи, но и установить между ними взаимосвязи, отразить их зависимость друг от друга. Для первоклассника это довольно сложное логическое задание, поэтому на начальном этапе его выполняет учитель, а ученики устно ему помогают. Большинство из них лишь к концу 1 класса смогут справляться с таким заданием самостоятельно.
Чтобы научить составлять и работать с такими схемами предлагаются такие задания:
- составь схему по условия задачи;
- прочитай условие задачи и подбери подходящую схему;
- составь задачу по указанной схеме;
- прочитай задачу и найди ошибку в схеме по ее условию.
С помощью схем можно составлять памятки к выученному материалу. Они могут касаться порядка выполнения действий в выражениях с разными действиями или правила решения уравнений и т.д.
Постепенно схемы будут усложняться, становиться многоуровневыми или разветвленными. С каждым новым видом схематических обозначений учитель знакомит детей во время фронтальной работы в классе.
Очень удобно использовать схемы на мотивационном этапе. Показав готовую схему, учитель сообщает, что сегодня на уроке предстоит выучить новое правило, которое здесь обозначено. И в ходе изучения нового материала ученики будут разбираться в схеме, определять, какие данные в ней отражены и как они связаны между собой.
Учимся составлять таблицы
Таблицы содержат больше информации, чем схемы. Они состоят из заголовков, подзаголовков и краткой информации по теме. При обучении составлению таблиц нужно знакомить детей с такими требованиями:
- таблицу следует делать компактной и выразительной;
- названия, заглавия должны быть сформулированы лаконично и точно;
- в таблицу следует помещать только основную информацию.
Таблицы состоят из столбиков и строчек. Сначала дети знакомятся с самыми простыми таблицами, без анализа их структуры. Ученики визуально воспринимают и запоминают, что в верхней строчке записывается название, а ниже содержится краткое описание. На этом этапе удобно предлагать готовые шаблоны таблиц, которые дети должны заполнить. Темами таких заданий может быть «Гласные и согласные звуки», «Типы предложений», «Части речи», «Разрядный состав чисел», «Единицы измерений», «Сравнительная характеристика героев произведения», «Типы растений» и т.д.
Лучше работу над таблицей проводить по ходу изучения нового материала или на этапе закрепления. Важной особенностью обучающих таблиц является наличие примеров в конце каждого правила.
Для развития умений составлять таблицы можно предлагать такие подготовительные упражнения:
- придумай заглавие;
- выбери заглавие, которое более точно подходит к содержанию;
- распредели слова на два столбца;
- подбери примеры к каждому понятию;
- выбери из представленного ряда слов те, которые относятся к теме задания;
- определи основные понятия, которые иллюстрируют тему;
- сформулируй кратко.
Последовательность работы над составлением таблицы разберем на примере темы «Имя существительное».
- Назвать тему, которая изучалась на уроке. Записать ее в верхней строке.
- Указать из каких групп состоит это понятие. Записать подзаголовки.
На первом этапе работа над составлением таблицы проводится фронтально под управлением учителя. В дальнейшем нужно переходить к групповой деятельности. Это удобно делать в ходе реализации таких интерактивных методов, как «Ажурная пила», «Карусель», «Аквариум». Они предусматривают обработку определенной информации и представление ее в краткой форме для изложения перед всем классом.
Метод «Ажурная пила»
Например, для использования метода «Ажурная пила» весь учебный материал делится на несколько частей и распределяется по группам. Детям демонстрируется пустая таблица, в которую записывают название темы. Далее каждая группа должна прочитать текст на карточке (или в учебнике), определить тему и найти соответствующий столбец в таблице. После этого участники группы обрабатывают материал и формулирует еекраткое содержание. Информация заносится в таблицу.
По истечению указанного времени каждая группа презентует результаты своей работы, а остальные ученики вносят их данные в таблицы в своих тетрадях. В итоге каждый получает таблицу, в которой содержится весь основной материал, подлежащий запоминанию. Дома детям не придется перечитывать весь параграф, а достаточно будет еще раз перечитать содержимое таблицы.
Подобное задание можно использовать для домашней работы. В таком случае отдельные части статьи учебника распределяются между учениками, которые дома изучают ее и заполняют свою часть таблицы. Затем в классе каждый сообщает свою информации.
Учитель должен следить за соблюдением правил составления таблицы и не допускать переизбытка информации. Нужно исключать лишние предложения, переформулировать их в более краткую форму, избегать дублирования информации. Любые замечания нужно обсуждать коллективно, давая возможность детям самостоятельно исправить указанные замечания.
Дети быстро привыкают к структурному виду таблицы и не путаются с ее заполнением. Наиболее сложным заданием является составление таблицы «с нуля». В этом случае детям нужно уметь самостоятельно разделить весь материал на составные части. Для развития такого навыка есть два основных способа:
- работа над составлением плана произведения и его изложением, которая ведется на уроках литературного чтения и русского языка;
- ознакомление с порядком изучения параграфа в учебнике, который уже разделен на отдельные подтемы (лучше всего это делать на примере учебника по природоведению).
Порядок работы над составлением таблицы следующий.
- Записать название темы в верхнюю строку.
- Изучить материал и разбить его на части. Сделать соответствующее количество столбцов.
- Проанализировать первую часть информации, подобрать и записать подзаголовок.
- Записать краткое содержание, отражая только главные моменты.
- Подобрать примеры, иллюстрирующие описанное.
- Аналогичным образом проработать остальные части учебного материала.
В зависимости от активности использования учителем представленных заданий и упражнений уже к концу 4 или началу 5 класса ученики смогут самостоятельно создавать простые схемы и таблицы, что очень пригодится им в средней школе.
Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Блок-схемы алгоритмов (4 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
по теме: «Блок – схемы алгоритмов»
Петровская Татьяна Борисовна,
Тема: Блок — схемы алгоритмов.
Цель: познакомить учащихся с понятием «блок – схемы»; научить составлять блок – схемы алгоритмов; руководить объектами на экране монитора, развивать логическое мышление, внимание, память, творчество, компьютерную грамотность; воспитывать интерес к предмету, любовь к животным.
Оборудование: Программное обеспечение и оборудование: компьютерная программа «Ступеньки», раздаточный материал к практической и развивающей частей урока.
• Проверка готовности к уроку.
• Повторение правил поведения на уроке информатики.
-В жизни нам встречаются различные ситуации, в которых мы должны четко пользоваться определенными правилами. На предыдущем уроке мы изучили, как их называют в информатике. Так как? (Алгоритмами).
— Вот и сегодня на уроке мы должны научиться с помощью алгоритмов решать задачи и составлять самостоятельно алгоритмы для нашего Кенгуру.
— Но сначала повторим, как составлять алгоритмы на простом примере.
На повторение давайте составим алгоритм «Покорми щенка»
Коллективное составление алгоритма с помощью словосочетаний.
1. Позови собачку
Урок 9. Ознакомление детей записями алгоритмов с помощью геометрических фигур. (с.20 учебника).
— Что же такое блок – схема, по которой мы прочитали?
(Графическое представление алгоритма называют блок – схемой.)
Что-то не хочется сидеть, немного надо отдохнуть.
Руки вверх, руки вниз, на соседа посмотри.
Руки вверх, руки в стороны и сделай четыре шага.
Шаг вперед и шаг назад – время потрудиться .
— Вот и на физминутке мы выполняли действия по алгоритму.
— На предыдущем уроке наш гость из Австралии Кенгуру вам напомнил что вы учили в прошлом году, как ходить по команде. А вот сегодня вы уже самостоятельно будете составлять команды и выполнять их.
— У вас есть рисунок. А вам нужно составить и записать алгоритм для выполнения Кенгуру, чтобы он начертил лабиринт. У вас виды заданий:
Сделай шаг
Дети записывают алгоритм. Проверяют.
VI. Упражнения для снятия усталости.
Закрой веки. В течение 30 секунд провода их массаж кончиками указательных пальцев.
Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, затем открыть на 3 – 5 секунд, повторить 6 – 8 раз.
Работа в тетради в клеточку.
По представленным рисунком создай программу в рабочей тетради «Цветок»
По представленным рисунком создай программу в рабочей тетради «Щенок»
VIII. Закрепление. Работа в печатной тетради .
Работа в тетради на странице 9 по вариантам.
А. — Задача № 1 – какие числа получили Буратино и Пьеро?
Б. — Задание № 2 – составить алгоритм по представленной блок – схеме слова.
Проверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
— Достигли мы цели нашего урока. Научиться составлять алгоритмы?
Работа в тетради с заданиями № 3 и № 4 на с. 9.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дистанционные курсы для педагогов
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 569 461 материал в базе
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Добавить в избранное
- 17.01.2016 6052
- DOCX 163.5 кбайт
- 20 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Петровская Татьяна Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ
ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек
Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется
Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга
В России могут объявить Десятилетие науки и технологий
Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Ответ:
желтеют и опадают листья листья, улетают птицы, холодает, день сокращается , некоторые животные погружаются в спячку
Объяснение:
1) потому что солнечный день сокращается, выделяются каротиноиды, листья сохнут и опадают
2) птицы улетают из-за холода
3) холодает из-за того что солнечный день сокращается
4) а день сокращается из-за вращения Земли и смены времен года
5) животные погружаются в спячку из-за предстоящей зимы
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Практическая работа.
Создание схем, диаграмм по образцу. -
2 слайд
Диагра́мма — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
-
-
4 слайд
виды сказок
виды сказок
Дополните
схему. -
5 слайд
виды сказок
авторские (литературные)
народные
о животных
бытовые
волшебные
виды сказок
Проверьте и
оцените свою работу. -
6 слайд
имя существительное
Дополните схему. -
7 слайд
имя существительное
род
падеж
собственное или нарицательное
одушевленное или неодушевленное
число
Проверьте и оцените свою работу.
склонение -
8 слайд
Круговая диаграмма
-
9 слайд
Составьте круговую диаграмму к задаче.
В купейном вагоне 36 мест, ¼ мест свободна.
Сколько мест занято? -
10 слайд
Проверьте и оцените работу.
-
11 слайд
Столбчатая диаграмма
-
12 слайд
Составьте столбчатую диаграмму
«Средняя продолжительность жизни животных»:
индийский слон – 60 лет
крокодил – 40 лет
верблюд – 25 лет
лошадь – 20 лет
шимпанзе – 65 лет -
13 слайд
Проверьте и оцените работу
-
-
15 слайд
Составьте график температуры воздуха, используя
данные таблицы -
16 слайд
Проверьте и оцените свою работу
Ответ:
желтеют и опадают листья листья, улетают птицы, холодает, день сокращается , некоторые животные погружаются в спячку
Объяснение:
1) потому что солнечный день сокращается, выделяются каротиноиды, листья сохнут и опадают
2) птицы улетают из-за холода
3) холодает из-за того что солнечный день сокращается
4) а день сокращается из-за вращения Земли и смены времен года
5) животные погружаются в спячку из-за предстоящей зимы
Использование схем и таблиц
Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Они размещены в учебниках и тетрадях с печатной основой. В продаже есть много наборов готовых таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ОБЖ и т.д., которые учитель использует как демонстрационный материал.
Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное.
Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно. В некоторых учебниках встречаются задания заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.
Чтобы справиться с такими заданиями, детям необходимо уметь:
- давать определение понятиям;
- анализировать;
- выделять характерные черты объекта;
- классифицировать объекты;
- упорядочивать информацию;
- составлять списки;
- пользоваться условными обозначениями и сокращениями.
Учимся составлять схемы
На уроках обучения грамоте
Со схемами ребенок знакомиться уже в начале первого класса. Это очень удобная форма передачи информации, особенно в ситуации, когда дети еще не умеют быстро читать и писать. Часто в схемы преобразовывают правила, которые необходимо выучить и уметь ими пользоваться.
В первую очередь школьники изучают схемы предложений и слов. Чтобы первоклассник мог сам составлять такие схемы, его надо познакомить с условными обозначениями слов, слогов, звуков и научить правильно анализировать предложение или слово.
Есть два вида упражнений, благодаря которым дети научатся работать со схемами предложений:
- составь схему предложения;
- придумай или выбери предложение, соответствующее схеме.
Можно предлагать детям делать это у доски или работая в парах. Хорошее тренировочное задание заключается в том, что один ученик составляет схему, а второй подбирает к ней предложение. При этом первый ученик должен будет проанализировать придуманный образец и самостоятельно определить, соответствует ли он схеме.
Более сложное задание — составление схемы слова. В ней первоклассник должен уметь не только указать количество звуков, но и дать им характеристику. Последовательность работы со схемами слова следующая.
- Произнести слово и определить количество слогов. Отметить это на схеме, обозначив каждый слог прямоугольником.
- Произнести слог и определить в нем первый звук.
- Произнести этот звук и определить гласный он или согласный. Обозначить звук соответствующим значком.
- Перейти к следующему звуку.
Постепенно такие схемы усложняются. Добавляются обозначения ударения, мягкости или твердости.
Чтобы научить разбираться в подобных схемах, можно предлагать такие задания:
- составь схему слова;
- определи, какой звук в этом слове не обозначен на схеме;
- назови предметы, изображенные на картинке, и подбери к каждому слову схему;
- придумай слово, которое подходит к схеме;
- найди ошибку в схеме слова.
Работа со схемами предложения и слова проводится почти на каждом уроке по обучению грамоте. В дальнейшем схемы будут усложняться. Например, после изучения темы «Главные члены предложения», дети могут не просто обозначать количество слов в предложении, но и обозначать, какими членами предложения они являются. Нужно только познакомить их с условными обозначениями.
Овладев умением составлять схемы слов и предложений, дети могут с легкостью «расшифровывать» и запоминать правила по таким записям:
Это правило о том, что перед союзом «а» должна ставиться запятая.
А это правило о том, что в каждом слоге должен быть только один гласный звук и количество слогов совпадает с количеством гласных звуков.
Сначала схемы для правил учитель составляет на доске с подробным комментированием, а дети вслед за его объяснениями записывают их себе в тетрадь. Затем можно приглашать к доске отдельных учеников и предложить им поработать над схемой. В дальнейшем дети смогут работать над такими заданиями самостоятельно в классе или дома.
Составление схем на уроках математики
Очень часто схемы используются на уроках математики. Они нужны при решении задач, для обозначения математических закономерностей. При работе над задачей схемы используются для передачи ее условия. Имеющиеся данные можно обозначать с помощью отрезков, стрелок, скобок, знаков. Например,
«В корзине 6 яблок, а груш на 3 больше. Сколько груш в корзине?»
Для составления таких схем ребенок должен не только взять данные из условия задачи, но и установить между ними взаимосвязи, отразить их зависимость друг от друга. Для первоклассника это довольно сложное логическое задание, поэтому на начальном этапе его выполняет учитель, а ученики устно ему помогают. Большинство из них лишь к концу 1 класса смогут справляться с таким заданием самостоятельно.
Чтобы научить составлять и работать с такими схемами предлагаются такие задания:
- составь схему по условия задачи;
- прочитай условие задачи и подбери подходящую схему;
- составь задачу по указанной схеме;
- прочитай задачу и найди ошибку в схеме по ее условию.
С помощью схем можно составлять памятки к выученному материалу. Они могут касаться порядка выполнения действий в выражениях с разными действиями или правила решения уравнений и т.д.
Постепенно схемы будут усложняться, становиться многоуровневыми или разветвленными. С каждым новым видом схематических обозначений учитель знакомит детей во время фронтальной работы в классе.
Очень удобно использовать схемы на мотивационном этапе. Показав готовую схему, учитель сообщает, что сегодня на уроке предстоит выучить новое правило, которое здесь обозначено. И в ходе изучения нового материала ученики будут разбираться в схеме, определять, какие данные в ней отражены и как они связаны между собой.
Учимся составлять таблицы
Таблицы содержат больше информации, чем схемы. Они состоят из заголовков, подзаголовков и краткой информации по теме. При обучении составлению таблиц нужно знакомить детей с такими требованиями:
- таблицу следует делать компактной и выразительной;
- названия, заглавия должны быть сформулированы лаконично и точно;
- в таблицу следует помещать только основную информацию.
Таблицы состоят из столбиков и строчек. Сначала дети знакомятся с самыми простыми таблицами, без анализа их структуры. Ученики визуально воспринимают и запоминают, что в верхней строчке записывается название, а ниже содержится краткое описание. На этом этапе удобно предлагать готовые шаблоны таблиц, которые дети должны заполнить. Темами таких заданий может быть «Гласные и согласные звуки», «Типы предложений», «Части речи», «Разрядный состав чисел», «Единицы измерений», «Сравнительная характеристика героев произведения», «Типы растений» и т.д.
Лучше работу над таблицей проводить по ходу изучения нового материала или на этапе закрепления. Важной особенностью обучающих таблиц является наличие примеров в конце каждого правила.
Для развития умений составлять таблицы можно предлагать такие подготовительные упражнения:
- придумай заглавие;
- выбери заглавие, которое более точно подходит к содержанию;
- распредели слова на два столбца;
- подбери примеры к каждому понятию;
- выбери из представленного ряда слов те, которые относятся к теме задания;
- определи основные понятия, которые иллюстрируют тему;
- сформулируй кратко.
Последовательность работы над составлением таблицы разберем на примере темы «Имя существительное».
- Назвать тему, которая изучалась на уроке. Записать ее в верхней строке.
- Указать из каких групп состоит это понятие. Записать подзаголовки.
На первом этапе работа над составлением таблицы проводится фронтально под управлением учителя. В дальнейшем нужно переходить к групповой деятельности. Это удобно делать в ходе реализации таких интерактивных методов, как «Ажурная пила», «Карусель», «Аквариум». Они предусматривают обработку определенной информации и представление ее в краткой форме для изложения перед всем классом.
Метод «Ажурная пила»
Например, для использования метода «Ажурная пила» весь учебный материал делится на несколько частей и распределяется по группам. Детям демонстрируется пустая таблица, в которую записывают название темы. Далее каждая группа должна прочитать текст на карточке (или в учебнике), определить тему и найти соответствующий столбец в таблице. После этого участники группы обрабатывают материал и формулирует еекраткое содержание. Информация заносится в таблицу.
По истечению указанного времени каждая группа презентует результаты своей работы, а остальные ученики вносят их данные в таблицы в своих тетрадях. В итоге каждый получает таблицу, в которой содержится весь основной материал, подлежащий запоминанию. Дома детям не придется перечитывать весь параграф, а достаточно будет еще раз перечитать содержимое таблицы.
Подобное задание можно использовать для домашней работы. В таком случае отдельные части статьи учебника распределяются между учениками, которые дома изучают ее и заполняют свою часть таблицы. Затем в классе каждый сообщает свою информации.
Учитель должен следить за соблюдением правил составления таблицы и не допускать переизбытка информации. Нужно исключать лишние предложения, переформулировать их в более краткую форму, избегать дублирования информации. Любые замечания нужно обсуждать коллективно, давая возможность детям самостоятельно исправить указанные замечания.
Дети быстро привыкают к структурному виду таблицы и не путаются с ее заполнением. Наиболее сложным заданием является составление таблицы «с нуля». В этом случае детям нужно уметь самостоятельно разделить весь материал на составные части. Для развития такого навыка есть два основных способа:
- работа над составлением плана произведения и его изложением, которая ведется на уроках литературного чтения и русского языка;
- ознакомление с порядком изучения параграфа в учебнике, который уже разделен на отдельные подтемы (лучше всего это делать на примере учебника по природоведению).
Порядок работы над составлением таблицы следующий.
- Записать название темы в верхнюю строку.
- Изучить материал и разбить его на части. Сделать соответствующее количество столбцов.
- Проанализировать первую часть информации, подобрать и записать подзаголовок.
- Записать краткое содержание, отражая только главные моменты.
- Подобрать примеры, иллюстрирующие описанное.
- Аналогичным образом проработать остальные части учебного материала.
В зависимости от активности использования учителем представленных заданий и упражнений уже к концу 4 или началу 5 класса ученики смогут самостоятельно создавать простые схемы и таблицы, что очень пригодится им в средней школе.
Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.